Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что определены педагогические условия развития эколого-правовой культуры, которые могут быть использованы в учебных заведениях юридического профиля, создана диагностическая программа изучения уровней развития эколого-правовой культурыразработана комплексная программа, позволяющая целенаправленно развивать эколого-правовую культуру обучаемых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования эколого-правовой культуры
    • 1. 1. Сущность и специфика понятия эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД
    • 1. 2. Содержание, структура и критерии эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД (модель)
    • 1. 3. Социально-организационные и психолого-педагогические условия формирования эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД
      • 1. 3. 1. Социально-организационные условия
      • 1. 3. 2. Психолого-педагогические условия формирования эколого-правовой культуры курсантов
      • 1. 3. 3. Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса юридического вуза
      • 1. 3. 4. Преемственность
      • 1. 3. 5. Непрерывность
      • 1. 3. 6. Переход развития в творческое саморазвитие личности студента
      • 1. 3. 7. Адаптация выпускника юридического вуза к новым условиям самостоятельной профессиональной деятельности
    • 1. 4. Анализ современного состояния эколого-правового образования
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование эколого-правовой культуры курсантов
    • 2. 1. Методика исследования
    • 2. 2. Технологии формирования эколого-правовой культуры
      • 2. 2. 1. Активные методы формирования эколого-правовой культуры
      • 2. 2. 2. Использование ПК в эколого-правовом образовании
      • 2. 2. 3. Программа спецкурса «Человек. Окружающая среда. Право.»
    • 2. 3. Обобщенный анализ эффективности опытно-экспериментальной работы
    • 2. 4. Методические рекомендации по формированию эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД

Формирование эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последней трети XX века экологические проблемы в мире приобрели глобальный характер. Человек кардинально изменил природу, но эти перемены поставили вопрос о самом существовании человека. Все шире становится пропасть между человеком и природойего физическая изоляция и духовное отделение от природы явились логическим результатом традиционной концепции прогресса, основывающейся на ложном представлении о неисчерпаемости природы.

Интегральным показателем деятельности человечества, передаваемым от одного поколения к другому, является состояние среды существования. Ухудшение этого показателя означает ухудшение условий существования человечества при долговременной тенденции к его ликвидации.

Большинство экологических проблем имеют кризисный характер. Это изменение климата земли, загрязнение атмосферы, океана и поверхностных вод суши, радиоактивное загрязнение локальных участков земли, рост количества промышленных отходов, ухудшение среды жизни в больших городах, наступление пустынь, сокращение площади лесов и другие.

Суммарно названные проблемы дают картину глобального экологического кризиса. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, начиная с 70-х годов предыдущего столетия, в развитых странах мира активизировались научные исследования в области экологии, были разработаны методологические подходы к оценке загрязнения окружающей среды. Были установлены десятки нормативов по предельно допустимым концентрациям различных загрязняющих веществ в окружающей среде и в ее основных компонентах: воздухе, воде, почве. Одновременно происходило совершенствование природоохранительного законодательства. Однако вместе с ростом численности населения и объемов промышленного производства увеличивалось количество производственных и бытовых отходов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. К этому же вело и появление ряда опасных технологий, искусственных синтетических материалов.

На территории РФ выделяются различные по площади области с наиболее острой экологической ситуацией (около 2,5 млн. км2 или 15% территории).

В основном они располагаются в наиболее густонаселенной и освоенной европейской части страны. К особенно острым относятся экологические ситуации в зоне аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская область), в Среднем Поволжье, промышленной зоне Урала, на Кольском полуострове. В этих регионах существуют зоны экологических бедствий, характеризующиеся очень сложным комплексом экологических проблем, обусловленных, главным образом, негативным влиянием промышленных центров, а также интенсивным использованием природных ресурсов и в большинстве случаев высокой плотностью населения.

Острая экологическая ситуация возникла в районах крупнейших городских агломерации — Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга. Из экологических проблем здесь на первое место выходят загрязнение воздуха, воды и почвы, а также нарушение водного режима территории. Ухудшаются экологические условия во многих средних и малых городах, что связано, как правило, с отсутствием эффективных очистных сооружений, например, в Новгороде (производство азотных удобрений), Череповце (черная металлургия), Кири-шах Ленинградской области (энергетика, нефтехимия), в Нижнем Тагиле (черная металлургия).

Все перечисленные и многие другие факторы привели к тому, что значение экологии как науки заметно возросло. Экология сегодня служит теоретической основой и практическим руководством при осуществлении многих мероприятий в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, а также при разработке полезных ископаемых и в практике охраны природы. Само понятие «экология» было предложено в 1866 году Э. Геккелем для обозначения науки об отношениях организмов с окружающей средой. Почти одновременно с классической биологической экологией (биоэкологией) возникла экология человека. Спустя непродолжительное время она сформировалась в трех направлениях: собственно экологии человека как организма, социальной экологии, и экологии культуры. Как научная дисциплина экология культуры призвана исследовать культурную среду обитания человека, ее формирование и воздействие на людей, причем это влияние может распространяться как на организм человека, так и на его личность.

Исследования в названных направлениях имеют комплексный характер и должны проводиться с привлечением большого числа специалистов разных профилей. Очень важно, чтобы такие специалисты, помимо высокой профессиональной квалификации, владели основами общих экологических знаний. Более того, эффективное осуществление программ экологической безопасности невозможно без участия широких масс населения, экологическая грамотность которых является исходным условием их активного содействия борьбе за сохранение среды жизни человека.

Таким образом, нарастающие масштабы влияния различных форм деятельности современного человечества на биосферу вызывают к жизни не только научные и научно-прикладные проблемы, но и необходимость направленного внедрения экологических знаний в сознании людей и профессиональную деятельность специалистов разных профилей. При этом естественно выделяются две ступени экологического образования: общих навыков бережного отношения к природе (эта задача ложится, главным образом на школу) и специальное экологическое образование, составляющее задачу учебных заведений, в том числе и юридического профиля. Обе эти формы образования тесно взаимосвязаны, поскольку в основе рационализации охраны природы и использования ее ресурсов лежат общие законы экологии. Но у каждого из аспектов имеется и своя специфика.

Обеспечение экологической безопасности населения и рационального использования природных ресурсов наряду с экономическими, политическими, воспитательными и иными мерами осуществляется средствами уголовно-правового характера. Уголовное законодательство, гарантируя охрану и неприкосновенность в установленных государством переделах наиболее ценных природных богатств, тем самым призвано обеспечивать сохранение благоприятной для существования общества природной среды и поддержание ее качества. При этом необходимо учитывать, что уголовное право играет здесь лишь вспомогательную роль, а особенности его метода сами по себе ограничивают возможности этой отрасли права. Вместе с тем нельзя не отметить возрастание в современных условиях глобального экологического кризиса общественной опасности экологических преступлений. На них настала пора взглянуть не как на деяния, истощающие природные блага, а как на преступления, подрывающие биологическую основу существования, обеспечения здоровья и жизнедеятельности всего живого на Земле.

К сожалению, юристы, сотрудники органов внутренних дел, по данным этих же исследований, также демонстрируют невысокий уровень понимания остроты экологической проблемы, что проявляется в слабой раскрываемое экологических правонарушений, их низком удельный весе в статистике правонарушений при повсеместной многочисленности.

Законом об охране окружающей природной среды предусматривается создание системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования. В соответствии с законом, в частности, в вузах МВД и Минюста изучаются в разном объеме основы экологического права. Однако масштабы его изучения и общий уровень экологического просвещения значительно ниже необходимого.

Важность борьбы с экологическими преступлениями требует обеспечения органов внутренних дел квалифицированными специалистами, обладающими высокой профессиональной эколого-правовой культурой. Эта задача является одним из аспектов учебной деятельности юридических вузов.

Так, на юридическом факультете МГУ разработана специальная программа «Правовая охрана природы для курсантов юридических вузов и факультетов». В МГУ этот курс читается в объеме 32-х лекционных часов курсантам дневного и вечернего факультетов. Кроме того, курсанты слушают спецкурсы «Экология, управление, право» (32 часа), «Международно-правовая охрана природы» (20 часов), «Законодательство зарубежных стран по охране природы» (20 часов).

Профессиональные учебные заведения МВД, приступившие к подготовке квалифицированных специалистов экологического профиля, встречают большие трудности, в основе которых лежит недостаточность теоретических разработок основ экологической подготовки курсантов. В частности, не определены компоненты, функции и закономерности развития экологического образования в учебных заведениях системы МВД. Перечисленные выше факторы обусловили актуальность темы настоящего исследования. В качестве первоочередной можно выделить проблему практического выявления оптимальных педагогических условий развития эколого-правовой культуры курсантов.

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы: «Ролевая игра как средство формирования эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД» .

Педагогическое осмысление проблемы позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых определяет развитие эколого-правовой культуры. К ним можно отнести следующие: между возросшей потребностью общества, органов внутренних дел в квалифицированных специалистах с высоким уровнем эколого-правовой культуры недостаточной разработанностью путей ее совершенствованиямежду требованиями, предъявляемыми обществом к повышению уровня различных компонентов эколого-правовой культуры курсантов и недостаточностью целенаправленной работы педагогов в этом направлении.

В науке к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Это работы отечественных и зарубежных ученых в различных областях:

Н.А. Бердяев [20] рассматривает философские основы культуры. Е. В Боголюбов [24] также рассматривает культуру как объект социально-философского исследования. Как результат межличностного взаимодействия видит культуру А. А. Бодалев. В коллективном исследовании А. А. Вербицкого, О. В. Агаповой и.

A.В. Ушакова [43] содержится анализ понятия «культура» в контексте современных процессов глобальной интеграции. В классическом труде.

B.И. Вернадского [44] культура рассматривается в свете его универсальной концепции русского космизма. Г. П. Выжлецов анализирует ценностные компоненты культуры [52]. Глубокие корни имеет взгляд на культуру с точки зрения философии права [Гегель, 53]. В исследовании В. Е. Давидович и Ю. А. Жданова [69] предпринята попытка провести разностороннее исследование понятия «культура» в целом.

Для постановки и решения исследуемой в данной работе проблемы большое значение имели также разработки отечественных и зарубежных авторов в теории права и правовой культуры (В.А. Балюк [18]- А. У Бейсенова [22]- Е. В Бурлай [37]- А. А. Вербицкий [40]- А. В. Калаев [97]- А. Ф. Колотов А. Ф [103].

Общие проблемы и условия формирования личности в условиях общественно-полезной деятельности рассмотрены Л. И. Анциферовой [12], О.С. Аниси-мовым [13]. Существенное значение для нашего исследования имеет анализ теории и технологий проблемно-модельного обучения М. Ж Арстанов и др., [14]- Л. П. Буева, [29]- А. П. Букин, [36]- И. Ю. Блауберг, [23]. Следует отметить, что эффективное эколого-правовое образование и воспитание возможно лишь на основе идей в области педагогической психологии JI.C. Выготского. Необходим учет как социальных условий формирования и развития личности студента, так и конкретных ситуаций психологии общения обучаемых Р. Зобов и др., [87]- А. Б. Добрович., В. В Краевский [94]- А. А. Кирсанов, [100]- Н. Б. Крылова, [105]- М. В. Кларин, [111]- А. А. Леонтьев, [123]- Ф. И. Гиренок, [62]- Э. В. Гирусов, [63]- С. Н. Глазачев, [64]- Т. Г. Каленникова, [109]- О. С. Колбасов, [112]- В. В. Кузнецов, [119]- Н. С. Назарова, [145]- Ю. П. Ожегов, Ю. П. Никанорова, [150]. Этические аспекты культуры трудовой деятельности исследует Ф. Н. Щербак [220]. Вопросы теории и практики игровых методик обучения исследуются И. Г. Абрамовой [1]- О.В. Ар-севой [15]- А, Блатнером, [30], В. Ю. Большаковым, [34]- А. Вайнштейном, А.А.

Вербицким, [43]- Д. А. Гдалиным и Т. Г. Сорокиной, [59]- Я.С.

Гинсбургом и Н. М. Коряк, 61- B. J1. Даниловой [72]- Н. Н. Никитиной [146]- В. И. Рыбальским [170]- Н. Б. Сазонтьевой [174]- С. А. Шмаковым, [218].

Среди обобщающих исследований можно отметить, в частности, работу А. Г. Бусыгина «Педагогика глобальной экологии» [27], а также В. А. Левина и С. Д. Дерябо «Экологическая педагогика и психология» [68].

Бусыгиным А.Г. проведен анализ педагогического аспекта современной экологической ситуации. Предложены подходы к созданию профессиональной школы экологического мышления посредством организации специалистов широкого профиля — десмоэкологов. Выявлены качества, которыми должен обладать десмоэколог, его функциональные обязанности, условия и методы достижения высокого профессионального уровня. Сознавая всю сложность проблемы подготовки таких специалистов, автор, как правило, избегает категорических оценок и рекомендаций, ограничиваясь анализом ситуации и предлагая альтернативные варианты решения проблемы. В процессе работы над диссертацией мы широко также использовали работу С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина «Экологическая педагогика и психология». Его авторами предпринята одна из первых попыток создать целостный курс экологического образования, в рамках которого рассматриваются психологические и педагогические предпосылки эффективного экологического воспитания курсантов и школьников. В исследованиях В. М. Букатова [26], П.И. Пид-накетного, Ж. С. Хайдарова [156] даются метод одические указания и практические рекомендации для организации и проведения учебных развивающих игр, а также раскрываются различные варианты решений проблемных ситуаций игрового общения. Их рекомендации по технологии проведения игр преимущественно ориентированны на практику школьного образования, но с небольшими коррективами, были использованы нами в процессе разработки учебных ролевых игр по основам экологического права для образовательных учреждений МВД. Ряд интересных экологических моментов, в частности, относительно теории игрового алгоритма, разработаны в книге С. А. Шмакова «Ее величество игра» [218] и в других работах указанного автора.

Одной из сложнейших проблем методических исследований, связанных с воспитанием является проблема диагностики результатов применения исследуемых методик. Ценный методический материал по организации педагогической диагностики степени образовательной, нравственной и иной подготовленности учащихся приведен в работе А. И. Кочетова [112]. Материал этого исследования был использован нами при разработке диагностической модели уровней эколого-правовой культуры курсантов, в частности, в процессе выявления критериев различных уровней.

Фундаментальный труд Б. Т. Лихачева [113] содержит значительный материал по основным направлениям современной педагогической теории. В процессе исследования специфики эколого-правового образования мы использовали предложенную Б. Т. Лихачевым классификацию различных педагогических подходов и принципов, а также сущностную характеристику их особенностей.

В разработку теории формирования экологической культуры большой вклад внесен исследованиями Т. П. Щербахи [217]. Содержащиеся в этих играх сценарии по технологии проведения преимущественно ориентированны на практику школьного образования, но с небольшими коррективами были использованы нами в процессе разработки учебных ролевых игр по основам экологического права для образовательных учреждений МВД. Ряд интересных экологических моментов, в частности, относительно теории игрового алгоритма, приведены в книге С. А. Шмакова «Ее величество игра» [218] и в других работах указанного автора.

В целом, изучение литературы позволило нам прийти к выводу, что в научной теории имеются разработки проблем обоснования сущностных характеристик экологической культуры, правовой культуры, варианты путей повышения эффективности экологического образования и воспитания. Однако практически отсутствуют не только специальные исследования, но даже сколько-нибудь развернутые публикации, в которых рассматривалась бы проблема выявления педагогических условий развития экологоправовой культуры курсантов с учетом особенностей преподавания основ экологического права в образовательных учреждениях МВД РФ. Необходимость решения указанной проблемы обусловила выбор темы данного исследования.

Цель исследования — повышение уровня эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД посредством разработки, теоретического обоснования и опытной проверки системы активных методов обучения.

Объект исследования — образовательный процесс учебного заведения МВД, ориентированный на формирование эколого-правовой культуры курсантов.

Предмет исследования — система формирования эколого-правовой культуры как составной части профессиональной подготовки курсантов.

Гипотеза исследования — формирование эколого-правовой культуры курсантов юридических специальностей будет успешным, если:

— эколого-правовая культура рассматривается как сложное интегральное личностное образование, включающее когнитивный, ценностный, деятельност-ный компоненты, характеризующееся определенным уровнем экологических и правовых знаний и активной деятельности по их практической реализации;

— при этом систематизирующим фактором в процессе освоения курсантами экологических знаний выступает общая конечная цель подготовки специалистов юридического профиля;

— важнейшим средством развития эколого-правовой культуры курсантов является применение активных методов обучения;

— использование активных методов обучения адекватно поставленной задаче развития эколого-правовой культуры.

Задачи исследования:

— определить теоретические предпосылки и практические основания системы формирования эколого-правовой культуры курсантовраскрыть сущность, структурные компоненты и содержание понятия эколого-правовой культуры курсантов;

— спроектировать и реализовать педагогические технологии формирования эколого-правовой культуры курсантов;

— провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы формирования эколого-правовой культуры курсантов;

Методологической основой исследования являются: диалектический метод познания как основа научной педагогикиобщефилософский системный подходположения философии о непреходящей ценности познанияобщенаучные принципы системного и деятельного подходовпринцип развития личности в деятельностидиалектика общего, отдельного и единичного, а также положения материалистической философии о природе и обществе как системном образовании, позволяющем рассматривать наиболее общие закономерности развития человека во взаимодействии, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира.

Методы исследования.

Изучение и анализ научной и методической литературы, нормативно-правовой и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособийнаблюдение за ходом учебного процессаопрос курсантов на различных стадиях обученияведение опытно-экспериментальной работы на основе системно-комплексного подходастатистическая обработка полученных результатов и подготовка методических рекомендаций на основе их анализа.

В качестве диагностических средств применялась адаптированная методика М. Рокона «Ценностные ориентации», методика А. Г. Бусыгина и О. В. Рыбаковой, адаптированные методики Ю. К. Черновой и JI.H. Гориной, тесты диагностирования курсантов образовательных учреждений МВД, анализ самоотчетов участников ролевых игр.

Опытно-экспериментальная база.

Исследования проводились в Самарской средней школе МВД РФ, в Самарском филиале Саратовской высшей школы МВД и территориальных в Управлениях ОВД Самарской области.

Этапы исследования:

Первый этап исследования (1996 г.). Подготовительная работа, начатая в 1996 году, была направлена на определение исходных позиций будущего исследования.

Второй этап исследования (1997;1998 г. г.) включал разработку методики, построение и реализацию на практике модели эколого-правовой ролевой игры как структурного целеполагающего упражнения в эмоционально-ценностной области.

Третий этап (1999;2000 г. г.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента. Выявлялись педагогические условия развития эколого-правовой культуры курсантов, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— для курсантов учебных заведений МВД впервые определен педагогический аспект развития эколого-правовой культуры;

— разработаны, теоретически обоснованы критерии, уровни, показатели развития эколого-правовой культуры курсантов;

— построена модель эколого-правовой культуры;

— выявлена, теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность использования ролевых игр в процессе формирования профессиональной эколого-правовой культуры курсантов учебных заведений МВД;

— раскрыта сущностная характеристика ролевой игры, а также её отличие по количественным параметрам (дистинктивному признаку, структуре игровой деятельности, организации и содержанию игрового процесса) от других видов обучающих игр и определено место ролевой игры в эколого-правовом образовании, предложена методика её организации и проведения.

— установлены характер и степень влияния апробируемой системы активных методов обучения (игр) на формирование и развитие эколого-правовой культуры обучаемых.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определены педагогические условия развития эколого-правовой культуры, которые могут быть использованы в учебных заведениях юридического профиля, создана диагностическая программа изучения уровней развития эколого-правовой культурыразработана комплексная программа, позволяющая целенаправленно развивать эколого-правовую культуру обучаемых путем широкого применения активных методов обученияопределена область использования ролевых игр, разработана и апробирована методика их организации, конкретизированы особенности целепо-лагания, структуры, содержания, результатов, установлен характер влияния ролевых игр экологического содержания на развитие профессиональных качеств курсантов. Рекомендации и выводы могут служить средством повышения эффективности преподавания основ экологического права в учебных заведениях юридического профиля.

Научная новизна исследования заключается в методологическом и дидактическом обосновании структурного содержания эколого-правовой культурыдифференциации её уровней в тесной связи с решением педагогической проблемы определения оптимальных принципов и методов экологического образования, которые могут послужить основой для дальнейших исследований теоретических основ процесса обученияразработке модели формирования эколого-правовой культуры курсантов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: логической структурой построения научно-исследовательской работы по проектированию и реализации научно-исследовательского процессаметодологической обоснованностью теоретических положенийопорой на комплексно-системный, личностно-деятельностный и дифференцированный подходы, обеспечивающие программно-целевую направленность в реализации поставленных задач;

— применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам, предмету исследования;

— репрезентативностью выборки, а также использованием математической статистики для анализа результатов опытно-экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие эколого-правовая культура как сложное интегральное личностное образование, включающее когнитивный, ценностный, деятельный компоненты, характеризующиеся определенным уровнем эколого-правовых знаний курсантов, их отношением к соблюдению эколого-правовых норм, готовностью к активной правовой природоохранной деятельности.

2. Модель формирования эколого-правовой культуры курсантов.

3. Дидактическое обоснование процесса формирования эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД, включающее в себя комплексную систему подходов, принципов и технологий. В контексте поставленной задачи приоритетными являются ценностный и полисубъектный подходы, а также принцип персонализации педагогического взаимодействия.

4. Включение механизма общего саморазвития обучаемых, предполагающее применение индивидуально-творческого подхода, назначение которого состоит в создании условий для самореализации курсантов, диагностики и развития их индивидуальных творческих возможностей.

Апробация результатов исследования:

На материалах исследования диссертантом апробированы и внедрены в педагогический процесс в Самарской специальной средней школы милиции, Самарского юридического института Минюста, Самарского филиала Саратовской высшей школы МВД РФ, Самарской экономической академии. Изданы методические рекомендации «Ролевая игра и методика ее проведения в процессе эколого-правовой подготовки студентов». — Самара., издательство Самарского юридического института 2000. — 18 стр. Материалы, вошедшие в брошюру, докладывались и обсуждались на научных конференциях в Самарском юридическом институте в 1998, 1999, 2000, 2001 гг., в Самарской государственной сельскохозяйственной академии в 1998, 1999 гг., на форуме «Экология и мир» (2000г).

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературысодержит 6 рисунков и 17 таблиц. Список использованной литературы включает 230 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди многочисленных проблем, стоящих в настоящее время перед образованием, большую актуальность приобретает проблема развития эколого-правовой культуры молодежи. Соединение экологической культуры со спецификой преподавания правовых дисциплин и придание ей соответствующих характерных особенностей и свойств обусловили необходимость закрепления в научном и образовательном обиходе понятия «эколого-правовая культура». Это, в свою очередь, потребовало исследования ее сущностного содержания и структурных составляющих.

Научно-исследовательская работа привела нас к следующим результатам и выводам. Была осуществлена теоретическая разработка, выявлены функции и построена структурная модель эколого-правовой культуры, которая в дальнейшем использовалась нами при проведении опытно-экспериментальной работы, в процессе анкетирования курсантов. Мы обоснованно пришли к выводу, что основными компонентами эколого-правовой культуры являются правовые и экологические знания (познавательный компонент), экологическое сознание (ценностный компонент) и правовая природоохранная деятельность (деятельностный компонент). Перечисленные структурные компоненты эколого-правовой культуры курсантов стали объектами нашего педагогического воздействия с применением ценностно-ориентированного, полисубъектного, а также личностно-деятельностного и других подходов. В целях осознанного выбора и использования указанных подходов мы осуществили исследование проблемы формирования эколого-правовой культуры курсантов в свете современной педагогической теории, раскрыли интегральный и междисциплинарный характер, общую задачу и основные направления эколого-правового образования.

В ходе анализа научной литературы и, исходя из личного педагогического опыта, мы пришли к заключению, что в процессе эколого-правового образования особое внимание должно быть уделено обучению курсантов правомерным действиям в типичных и нетипичных ситуациях природоохранных аспектов их будущей профессиональной деятельности. В контексте решения данной задачи нами выделены и охарактеризованы основные уровни эколого-правовой культуры курсантов: высокий, достаточно высокий, средний, ниже среднего и низкий. Этот материал также был задействован нами при проведении экспериментального этапа исследования.

В целях выявления исходных позиции для осуществления эксперимента, нами был проведен проблемный анализ современного состояния эколого-правового образования. Он показал необходимость расширения комплекса используемых в учебном процессе педагогических подходов (ценностно-ориентированный, полисубъектный), что, в свою очередь, связано с расширением пространства применения игровых методов обучения.

Для выполнения этой задачи нами было проделано психолого-педагогическое исследование обучающих игр в целом и отдельных их видов (соревновательные, имитационные, деловые и ролевые игры). Мы убедились в том, что наибольшие преимущества дает применение ролевых игр. Оно позволяет максимально использовать индивидуальные особенности курсантов, обеспечивает реализацию педагогического принципа о необходимости связи теории с практикой и постоянный рост интереса курсантов к эколого-правовой проблематике как одному из актуальных направлений их будущей профессиональной деятельности.

В процессе непосредственного проведения опытно-экспериментальной работы на основе разработанной ранее «Диагностической программы изучения уровней эколого-правовой культуры курсантов» мы осуществили анкетирование 300 курсантов для определения общего уровня их эколого-правовой культуры до и после внедрения в учебный процесс игровой методики. Разработка указанной методики проводилась с учетом специфики эколого-правового образования и включала в себя создание и проверку на практике рабочих моделей эколого-правовых игр, а также психолого-педагогическое обоснование способов и средств их применения в учебном процессе.

Внедрение в учебный процесс основ экологического права в.

Самарском юридическом институте Минюста РФ и разработанных нами ролевых игр происходило поэтапно, в 1998/1999 и 1999/2000 уч. годах. При этом одновременно с проведением ролевых игр продолжалось постоянное совершенствование их методики, для чего мы использовали, в частности, промежуточное анкетирование курсантов по результатам каждой прошедшей игры.

Подводя итоги проделанной теоретической и экспериментальной работы на заключительном ее этапе, мы организовали повторное анкетирование курсантов, результаты которого, обобщенные в виде таблиц и диаграмм, показали видимый прогресс в формировании их эколого-правовой культуры. Основным средством достижения положительных результатов явилось целенаправленное внедрение эколого-правовых ролевых игр в учебно-воспитательный процесс преподавания основ экологического права, что позволяет определить значение ролевой игры в качестве важнейшего условия и средства формирования эколого-правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Игротехнические приемы: рекомендации для организации игровых занятии в школе — СПб., 1992, — 44 с.
  2. Абдульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.- 335 с.
  3. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности курсанта: Межвуз. сб.науч.тр.: Вологда: ВГПИ, 1991. 101 с.
  4. Активные методы обучения /Тезисы докладов зональной конференции 25−26 окт. 1990 г. Пенза, 1990.-92 с.
  5. Активные методы обучения в правоохранительном образовании. /Под редакцией Д. Н. Кавтарадзе. М., МГУ, 1982 — 52 с.
  6. Активные методы обучения и деловые игры. Тезисы докладов на Ш межведомственной школе семинаре 21−25 сент. 1981 г. — Новосибирск, 1981. -108 с.
  7. Активные методы и формы обучения: Методические рекомендации и материалы для преподавателей общественных наук. Минск, 1989. — 74 с.
  8. Активные формы и методы обучения. Сб. научных трудов. Горький, 1981, с. 6.
  9. С.С. Теория права. -М.: Бек, 1994.- 222 с. Ю. Алексахина Е. М. Подготовка курсантов педвузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., МПГУ, 1989, 15 с.
  10. Г. М. Социальная психология: Учеб. для фак. психологии унтов. М.: Изд-воМГУ, 1980.-415 с.
  11. Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Мысль, 1988. 239 с.
  12. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Экономика, 1991. — 416 с.
  13. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С., Проблемномодельное обучение: Вопросы теории и технологии. Алма-Ата,
  14. Ментеп, 1980. 204 с. — с.54
  15. О.В. Деловая игра: экология и прогресс человечества / Учебное пособие. М. МИХМ, 1990, — 132с.
  16. А.Г. Экология, психология и историко-эволюционный подход к развитию человека. / Вестник высшей школы. 1992. № 1. с. 25 — 33.
  17. А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб., 1992. — 18 с.
  18. В.А. Правовое воспитание учащихся. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1986,-128с.
  19. С.А. Россия и экологический кризис /Инженерная экология 1995, № 1 с. 20./
  20. Э. Игры, в которые играют люди. М. 1988 .
  21. Н.А. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники. /Человек, философия и природа.- М, Знание, 1990.96 л.
  22. А.У. Право и ценностные ориентации личности // Социалистическое право, сознание и поведение личности. Алма-Ата: Наука, КазССР, 1988 .- 236 с.
  23. И.Ю., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М: Наука, 1973.- 270 с.
  24. Е.В. Культура как объект социально-философского исследования: автореф. дисс. докт. наук. М., 1980. — 30 л. 25-Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.
  25. В.М. педагогические таинства дидактических игр М.1997
  26. А.Г. Педагогика глобальной экологии. Ульяновск, 199.
  27. А.Г., Рыбакова О. В. Методические указания к проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов (ВСРС) по курсу экологии. Самара., 1999. -26 с.
  28. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с. 30. .Блатнер А. Говард. Психодрама, ролевая игра, методы действия. /Библиотека практического психолога/, Пермь, 1993.-108 с.
  29. Н.М. Экологическое образование и воспитание курсантов.
  30. Экология и учебный процесс: Тематич.сб.научн. тр. Киев: УМК ВО при Минвузе УССС. 1990. — 100 с. — с.65.
  31. В.Ю. Психотренинг : социодинамика, игры, упражнения -СПб., Светоч., 1994.-316 с.
  32. ЗЗ.Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М.:Агропромиздат. 1987 .-174 с.
  33. А.П. Идея и метод в педагогике. в кн.: Игры и экологическое образовании детей: Вспомогательные материалы к учебному семинару. Пущине, 1993. — 52 с. с. 30.
  34. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для курсантовпединститутов /Ю.К.Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др- Под ред. В. И Журавлева.- М.: Просвещение, 1988. 239 с.-с.бб.
  35. А.А. Игровые формы контекстного обучения М., 1983-.
  36. А.А. К вопросу теории знаково-контекстного обучения. В сб.: Игрово> моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987. -с.228.-с.32−37.
  37. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения. В сб.: Игровое моделирование: методология i практика. Новосибирск, 1987.-228c.-c.78−100.
  38. А., Агапова О., Ушаков А., Сотворение образа мира /Вестниквысшей школы, 1991. -№ 7. с.57- 63.
  39. О.Н. Система разработки и применение игр в высшей школе СССР и США: сравнительный анализ: Дис. канд.пед.наук Алма-Ата, 1989. 168 с.
  40. Вызов времени: проблемы экологии и образования: Межвуз.сб.науч.тр., М., 1990. -87с.
  41. Н.П. Правовое воспитание молодежи. Минск: Народна ас-вета, 1991. — 87с.
  42. Вергилий, Буколики- Георкики- Энеида. Пер с латинского. М.: Ху-дож.лит., 1979. -549с.
  43. Г. П. Духовные ценности и судьбы России // Социально-политический журнал. 1995. — № 3. С. 61 -74.
  44. Гегель. Философия права. Пер. В.Стойнера. М. Л.: Соцэкгиз, 1934,380 с.
  45. Н.Ф. Курсант: Путь к личности. М.: Мол. гвардия, 1982 .142 с.
  46. В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. Киев: Наукова Думка, 1985. — 128 с.
  47. К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.
  48. С.А., Зорин Г. А. От деловой игры к профессиональномутворчеству:
  49. Учебно-методическое пособие.- Мн.: Университетское, 1989. 125 с.
  50. Д.А., Сорокина Т. Г. Час экологической игры: Методические рекомендации. Спб&bdquo- 1992, 32 с.
  51. С.Р. Направление перестройки преподавания с целью повышения уровня увлеченности курсантов будущей профессией. В кн.: Применение методов активного обучения в учебном процессе. Рига, 1983.- 232 с. — с.34−36.
  52. Я.С., Коряк Н. М., Социально-психологическое сопровождение деловых игр. В сб.: Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987. -228 с. — с.61−77. 62-Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. -М.: Наука, 1987.- 180 с.
  53. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. /Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические проблемы. -М., 1986.-286c.-c.149.
  54. С.Н. Экологическое и экономическое образование: взаимосвязь, теория, практика. / Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя: Сбор. науч. тр., Волгоград, 1983.-128 с. с.4−5.
  55. С. Н. Редковец И.А., Макарова Г. С. О целостной мотивации и ведущих мотивах экологического самообразования учителя и курсантав / Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя: Сб. научн.тр., Волгоград, 1983, 128c.-c.75.97.
  56. Групповая психотерапия. Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. — 384 с.
  57. А.А. Природа как ценность труда культуры. В сб.: Экология, культура, образование. М.: МПГУ, 1989 242 с. — с.6
  58. С.Д., Ясвин В. А., Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. 1996
  59. В.Е., Жданов Ю. А., Сущность культуры.- Ростов н/Д: Изд-во Рост.гос.ун-та, 1979. 263 с.
  60. В.И. Избранные произведения. М.: Правда, 1987.-445 с
  61. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М: Просвещение, 1987. — 205 с.
  62. B.JI. Использование игровых форм обучения в пединститутах.1. В сб.:
  63. Формирование компонентов профессиональной деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии. Тула. 1988, с.66−80.
  64. Деловые игры и методы активного обучения.: Межвуз. сб. науч. тр.- Челябинск: ЧГПУ, 1992.-ч. 1 -182с.
  65. Деятельность по подготовке кадров в области образования по вопросам окружающей среды на национальном уровне. /Контакт-Бюллетень ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию по вопросам окружающей среды. 1979. Т.1У, № 2. с. 1−8 .
  66. B.C. Инновационные игры: практика, методология, теория. Таллин: Валгус, 1989. 102 с.
  67. В.М., Комаров В. Ф., Введение в управленческие имитационные игры. М., Наука, 1980. — 272 с. — с.216.
  68. Единство обучения и воспитания курсантов. Казань: Изд-во Казан ун-та, 1989. 160 с.
  69. Р.Т. Вопросы правомерного поведения личности //Правовое регулирование общественных отношений. М.: Ин-т государства и права, 1977. 171 с.
  70. Э.Н. Уголовно-правовая охрана природной среды в РФ. М.1997.
  71. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе М. 1975, с. 115. 81.3дравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  72. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.:Наука, 1980. — 303
  73. И. Д. Суравегина И.Т. Экологическоеобразование школьников М.198 384.3юбин JI.M. Психология воспитания. М.: Высш.шк., 1991.-93 с. 85.3анько С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. М., 1992, в 2-х ч., ч. 1 128 с. — с.56.
  74. Г. Г. Сюжетно-ролевая игра при изучении основ экологии X класс. / Ж Биология в школе. 1990. — № 3. — с.35−37.
  75. Р., Келасьев В., Тихонов В., Трапезникова Т., Социальные детерминанты формирования творческой личности курсанта. / Вестник высшей школы, 1991, № 9, с.21−26.
  76. JI.H. Социальные функции имитационных игр. / Вестник высшей школы. 1988, № 2., с.31−39.
  77. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987, с. 52.
  78. Игровые занятия в строительном вузе: Методы активного обучения. Под ред. Е. А. Литвиненко, В. И. Рыбальского. Киев: Вища школа, 1985. 303 с. — с.10.
  79. Игры: деловые и организационно- деятельностные- картотека коллективных, познавательных и ролевых игр школьников- познавательные игры. Челябинский области, ин-тусоверш. учителей. 1992.- 160 с.
  80. Игры: обучение, тренинг, досуг. /Под ред.В. В. Петрусинского. М., 1994. — 136 с.
  81. Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы 1 научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи- 3−10 окт. 1993 г. /Под ред. В Я Ляудис. — м., 1994.- 203 .
  82. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1999.
  83. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  84. С.А. Общая теория государства и права. М. 1998.
  85. А.В. Правовая культура курсантов // Образование и культура молодежи: профессиональный аспект. Новосибирск, 1997.- С. 165−167.
  86. В.И., Ратинов А. Р., Правосознание как элемент правовой культуры.// Правовая культура и вопросы правового воспитания: Сб.научн. тр. -М.: Всесоюзн. Ин-т по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности. 202 с.
  87. Н.М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы.-М.:Юрид.лит., 1983.-231 с.
  88. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1982.-224 с.
  89. А.В. Ориентация личности в мире ценностей. Международный психолого-педагогический журнал. Юнеско, 1998. — № 4.- С.37−50.
  90. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996.-188 с.
  91. А.Ф. Правовое сознание: понятие, структура, функции: Учебное пособие. Оренбург, 1997. — 76 с.
  92. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М.: ВПА, 1998.-201 с.
  93. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш.шк., 1990ю-142с.
  94. В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М.: Наука, 1982. -287с.
  95. Д.Н. Имитационные игры в экологическом образовании. /Биология в школе, 1990, № 3, с. 32−35.
  96. Д.Н. Имитационные игры по охране окружающей среды. / Вестник высшей школы, 1991, № 6 с. 29−35.
  97. Т.Г. Межпредметные связи как фактор экологического образования и воспитания учащихся. Дис. канд. пед. наук. — Минск, 1991. — 154 с.
  98. Культурология. Под ред. В. В. Добрынина В= М.1998
Заполнить форму текущей работой