Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуры речи учащихся на основе текста средствами информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В эпоху глобализации и информатизации, с появлением Интернета система российского образования вступила в новую фазу своего развития. Как отмечено в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2010 г.), сегодня должен быть изменен сам подход к образованию: необходимо использовать новые информационные технологии и оптимизировать методы обучения, которые формируют практические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Формирование культуры речи с использованием информационных технологий как актуальная проблема современного образования
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы исследования проблемы культуры речи школьников
      • 1. 2. 1. Исследование культуры речи с позиции теории деятельности
      • 1. 2. 2. Понятие о знаках языка и их основных функциях
      • 1. 2. 3. Когнитивно-коммуникативная методика в обучении языку и культуре речи на основе текста
      • 1. 2. 4. Возможности восприятия учащимися информационных технологий
    • 1. 3. Лингвистический аспект формирования культуры речи
    • 1. 4. Методический аспект формирования культуры речи на основе информационных технологий
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ (ПОИСКОВЫЙ И КОНСТАТИРУЮЩИЙ ^ ЭКСПЕРИМЕНТЫ)
    • 2. 1. Содержание экспериментально-исследовательской работы
    • 2. 2. Уровень теоретической и практической подготовленности учащихся в области речевой культуры. Эксперимент I. Определение уровня теоретических знаний учащихся в области речевой культуры
    • 2. 3. Эксперимент II. Определение степени обученности учащихся в области владения языковыми нормами
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 3. 1. Содержание и форма занятий, система контроля уровня обученности в рамках элективного курса «Текст. Культура речи» с использованием информационных технологий
    • 3. 2. Виды работ по формированию культуры речи средствами информационных технологий
    • 3. 3. Оценка результативности курса «Текст. Культура речи»
  • Выводы по третьей главе

Формирование культуры речи учащихся на основе текста средствами информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования — это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление.

В эпоху глобализации и информатизации, с появлением Интернета система российского образования вступила в новую фазу своего развития. Как отмечено в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2010 г.), сегодня должен быть изменен сам подход к образованию: необходимо использовать новые информационные технологии и оптимизировать методы обучения, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения. Качественно усложняются средства передачи и обработки информации, наблюдается. рост потоков неотсортированной информации, поэтому основой для повышения активной роли обучаемых должны стать информационная культура и навыки коллективной практики управления знаниями, базирующиеся на информационных технологиях и системах «гибридного интеллекта» (В.Ф.Венда: 1990, 1). В этом контексте актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения применительно к новым образовательным условиям.

Между тем в последнее время приходится с сожалением констатировать, что на фоне информатизации общества русский литературный язык претерпевает массовое влияние других форм языка, нарушаются литературные нормы, заметно снижается уровень культуры владения словом — всё это приводит к разрушению национального речевого идеала.

В силу этого перспективными направлениями в методической науке признаются исследования по подготовке коммуникативно-компетентной личности, обладающей необходимым комплексом речевых умений и навыков, способной работать с информацией.

Формирование культуры речи в рамках специального курса средствами компьютерных технологий способно удовлетворить не только индивидуальные 4 образовательные интересы, но и осуществить переход от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний. Такую возможность предоставляют элективные курсы в профильной школе, являющиеся инновационно дифференцированной, вариативной частью школьного образования и требующие новых решений в организации учебного процесса.

Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена социальной значимостью проблемы повышения уровня владения культурой речи и разрушения языковых традиций и речевой среды. Выбор темы исследования неслучаен, так как проблема формирования культуры речи средствами современных информационных технологий относится к мало разработанным в методическом аспекте, а именно: не создана концепция развития курсов на основе интернет-технологий, не разработана целостная методическая система обучения, отсутствуют программы, учебно-методические и дидактические материалы по означенной проблеме.

Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах в рамках элективных курсов по формированию культуры речи пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом.

В целом, анализ научных исследований показывает, что, несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время, потенциал различных информационных технологий обучения на уроках русского языка и культуры речи реализуется пока недостаточно из-за отсутствия учебных комплексов для профильной школы, алгоритмов ' их применения, методических рекомендаций.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость проблемы исследования, недостаточная разработанность методологии и методики формирования культуры речи средствами новых информационных технологий позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Формирование культуры речи учащихся на основе текста средствами информационных технологий».

Объект исследования — процессформирования" речевой^ культуры учащихся-профильных классов в рамках проведения элективного — курса.

Предмет исследования — методическая система формирования1 культуры речисредствами* информационных технологий в рамках проведения элективного’курса «Текст. Культура речи».

Цель исследования — используя^ концепции современных технологий обучения, создать методическую систему формирования культуры речи, в профильной школе средствами современных информационных технологий.

Гипотеза. Повышение эффективности формирования культуры речи средствами современных информационных технологий возможно, если: определить роль и место использования новых информационно-' коммуникативных технологий в рамках проведения элективного курса «Текст. Культура речи" — применить дидактические принципы наглядности и градуальности, позволяющие в рамках разработанной методической системы выстроить разноуровневую модель обучения на основе текста соответственно основным методам обучения: рецептивному, репродуктивному, продуктивному, творческомусформулировать критерии речевого контроля за качеством текста на основе информационных технологий, способствующих формированию речевой культурыразработать методическую систему формирования культуры речи, основанную на сочетании традиционного и информационно-технологического обучения.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследованияв изучить компьютерные программы, применяемые в обучении русскому языку и культуре речи с точки зрения эффективности их использованияс помощью тестирования и анкетирования определить основные целевые группы для проведения" элективного курса1 «Текст. Культура речи" — разработать концепцию, программу элективного ¦ курса «Текст Культура. речи» для^ учащихся профильных классов на старшей ступени обучения и подготовить систему специальных электронных материалов, включающих задания корректурного характерав внедрить разработанную методику в практику преподавания элективного курса на старшей ступени обучения- ® разработать критерии отбора дидактического информационного программного материала на основе текста, способствующего формированию культуры речио провести экспериментальную апробацию адаптированных информационных технологий при изучении курса «Текст. Культура речи» и разработать рекомендации по их применению. Для реализации намеченной цели и выполнения исследовательских задач использовались следующие методы: теоретический (анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме) — сопоставительный (сравнительный анализ работ старших школьников экспериментального и контрольного классов) — экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи, представленные в трудах учёных: теория речевой деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев и др.), исследования в области психолингвистики (Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.) — учение о механизме функционирования человеческой памяти (X. Гейвин, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. Солсо) — коммуникативно-деятельностный, системный, личностный подходы в обучении (М.Т. Баранов, А. Д. Дейкина,.

Т.М. Зыбина, Т. А. Ладыженская, С. И. Львова и др.) — исследования процесса формирования речевой культуры (В .В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, А. К. Михальская, С. П. Обнорский, С. И. Ожегов, А. М. Пешковский, Л. И. Скворцов, В. ИЧернышёв), нормативный аспект речевой культуры (В.И. Аннушкин, А. Н. Васильева, Л. А. Введенская,.

A.A. Волков, Б. Н. Головин, Л. К. Граудина, H.A. Ипполитова, В. В. Колесов, Л. П. Крысин, Т. А. Ладыженская, Л. П. Лунёва, М. Р. Львов, А. К. Михальская, Л. И. Скворцов, И. А. Стернин, Н.И. Формановская) — проблемы теории коммуникации (В.А. Аврорина, Г. А. Золотова, Л. П. Крысин, Л. Б Никольский, Е. И. Пассов, Е. С. Тарасов, А. Д. Швейцерпо проблеме изучения и анализа текста (Ф.И. Буслаев, В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, Г. А. Золотова, H.A. Ипполитова, Л. Ю. Максимов, О. И. Москальская, Л. А. Новиков,.

B.В. Одинцов, A.M. Пешковский, Н. С. Поспелов, И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Л.В. Щерба) — толкование различных лексических и текстовых понятий (В.В. Виноградов, Е.М. Галкина-Федорук, И. Р. Гальперин, A.B. Калинин, A.A. Реформатский, Н. М. Шанский, Д.Н. Шмелёв) — обучение с использованием различных технических и педагогических программных средств (А.П. Беляева, В. П. Беспалько, В. А. Извозчиков, З. П. Ларских, И. В. Марусева, Н.Ф.Талызина) — исследования в области современных педагогических технологий проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. М. Махмутов, В. Оконь), технологии модульного обучения (Д.Г. Левитес, П. И. Третьяков, Т.И. Шамова), метода проектов (М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат), метода развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), а также педагогическая психология (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А. П. Тряпицына, A.B. Хуторской) — исследования в области применения информационных технологий в учебном процессе (Н.И. Гендина, С. А. Илюшин, В. Ю. Милитарев, ИВ. Роберт, М. В. Рыжаков, Б. Л. Собкин, Л. В. Тодорова, Г. Халаж и др) — идеи применения компьютерных программ по различным разделам школьного курса русского языка: лексики и фразеологии (Ю.Г. Федотова), морфологии (Ю.А. Овсянникова) — орфографии (H.H. Алгазина, Т.Ф. КрушинскаяГ.И. ПашковаВ.Н. ПоляковВ.Ю. Тимонина и др.) — технологии использования* интернет-пространства в гуманитарном образовании (МПЗ.: МоисееваА.Е. Петров) — обучение с использованием экранных искусств, (Е.А.Бондаренко, Ю: Н. Усов, A.B. Федоров).

Опытно-экспериментальная база исследования. Поисковый и констатирующий эксперименты-в полном объёме проводились в течение 3-х лет в четырёх классах: в двух 10-х и двух 11-х профильных классах школы МОУ СОШ № 1 с. Приволжья и охватили в целом 112 учеников. Экспериментально-исследовательская работа по проблеме проводилась > в течение пяти лет. Отдельные элементы экспериментальной программы проходили апробацию на уроках в профильных классах средних учебных заведений с. Приволжья Приволжского района Самарской области: МОУ СОШ №№ 1, 2, 3. Всего в эксперименте приняли участие более 250 учащихся.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение пяти лет (2006 — 2010 гг.) в старших классах средней общеобразовательной школы № 1 с. Приволжья.

1 этап (2006 — 2007 гг.) — изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследованияанализ" учебно-программной документации. Изучены имеющиеся информационные средства обучающе-контролирующего типа, выявлены предъявляемые к ним требования. Обобщен опыт работы учителей по разработке и внедрению в учебный процесс контролирующих и моделирующих компьютерных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Разработаны инструктивный и информационный блоки по проблеме формирования культуры речи.

2 этап (2007 — 2009 гг.) — подготовка и проведение констатирующего эксперимента в МОУ СОШ № 1 с. Приволжья. Это помогло выявить состояние речевой культуры учащихся, определить и обосновать тему, цель и задачи исследованиясформулироватьрабочую гипотезу-, разработать вариантысистемы работы по формированию речевой культуры учащихся. На данном этапе осуществлялась разработка программы. курса — «Текст. Культура. речи», было? определено^еголсодержание, место! в? общей* структуре учебных занятий, создана. методическая? система? его реализации.- (определены, методы, приемыформы-работы, подобран дидактический? материал, осуществлена статистическая обработка полученнь1х даннь1х). Екзработаньг контрольныйи коммуникативный) блоки (запланированы, срезовые и контрольные работы, тренингитесты): Результатом этого этапа* явилось.'создание: методическойсистемы формирования исовершенствованияречевой культуры учащихся профильных классов в рамках элективного курса с использованием информационных технологий.

3 этап (2009 — 2010 гг.) — теоретическое осмысление результатов экспериментальнойработы, оформление опытно-экспериментального материала, изложение основных положений апробированной методики^ в диссертации. Окончательное оформление диссертационных материалов:

Для решения целей и задач исследования использовались следующие методы:

• концептуальный! анализ психологическойпедагогической* и методической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение передового опыта учителей старших классов с. Приволжья по заявленной проблемев изучение специальной литературы по мультимедийным презентациям, гипертекстовым технологиям и структуре компьютерных программ;

• информационные средства и методыобслуживающие образовательные технологии (методы моделирования учебных программ, интерактивные методы обучения (электронные учебники, мультимедиа системы), система «репетитор», методы дистанционного обучения;

• метод анкетирования и тестирования^ (применялся на нескольких ступенях экспериментальной работы);

• проведение констатирующегообучающего и. контрольного' экспериментов;

• > количественный и качественный*анализ результатов, обработкам экспериментальных данныхметоды тестового контроля.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлены новые возможности программного обеспечения уроков русского языка, а также занятий по элективному курсу средствами информационных технологий, повышающими качествообразовательного процесса;

• разработаны новые варианты моделей процесса формирования культуры речи, позволяющие оптимизировать усвоение учебного материала на основе текстарассмотрены теоретические и методические аспекты проблемы формирования речевой культуры учащихся старших классов в условиях проведения элективного курсаразработана целостная методическая система формирования речевой культуры учащихся в классах социально-гуманитарного профиля, основанная на принципах наглядности и градуальности, обусловленных последовательностью реализации методов обучения: рецептивного, репродуктивного, продуктивного, творческого;

• создана серия заданий с использованием компьютерных мнемоприёмов при работе по формированию речевой культуры учащихся в рамках профильного курса;

• предложен и реализован целостный программно-методический подход, предназначенный для обучения русскому языку и культуре речи в рамках элективного курсавыделены основные требования, предъявляемые к обучающе-контролирующим программам в соответствии с современным уровнем развития технических средствдоказана необходимость разработки нового5 курса • «Текст. Культура речи» длясистематического1* использования информационной, технологии и разработаны отдельные. его фрагментыг предложены и описаны* характерные. для* речи учащихся' профильной' школы методы предупрежденияорфоэпических, лексических, грамматических ошибок системой компьютерных программ;

• впервые создан комплект многоаспектных и разноуровневых электронных заданий в виде тестов (включая и дистанционные), тренингов, контрольных и практических работ, учебных и справочных материалов из сети Интернет, предусматривающих индивидуальное и групповое обучение, контроль и самоконтроль знаний учащихсявпервые разработаны учебные и учебно-методические материалы для учителей и учащихся. по формированию и совершенствованию речевой культуры: страницы мультимедийных учебных презентаций, слуховые диктанты, работа с видеосюжетами из сети Интернет-" создана текстотека для моделирования текста и его корректурной правкисгруппированы интернет-ссылки на современные ресурсы, включающие материалы по текстоведению, стилистике и культуре речи, электронной правке текстав впервые систематизированы, и оформлены в виде классификационных таблиц электронные ресурсы для. занятий по формированию культуры речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: обобщены лингвометодические и психологические основы формирования речевой, культуры учащихся в условиях профильного обученияопределены типичные орфоэпические, лексические, грамматические и этические ошибки и недочеты в речи учащихсяпредложены пути по их предупреждению и преодолениюпредставлена концепция элективного курса «Текст. Культура речи», открывающая новое направление научных поисков, связанных с теоретическим и методическим обеспечением проблемы формирования речевой культуры учащихся профильных классов электронными средствамиI определены учебно-методические подходы к созданию новых вариантов моделей обучения русскому языку и культуре речи в школе и вузеопределены понятия «учебной информации», «учебного информационного потока» и «информационной технологии обучения», применяемых в дидактической системе сети Интернетоткрыта возможность нового подхода к решению общих проблем культуры речи, к разработке теоретической модели и связанной с нею системы речевого совершенствования. Предпринята попытка теоретического моделирования курса для учащихся старших классов, предусматривающего формирование культуры речи на основе текста средствами информационных технологий.

Практическая значимость заключается ® в разработке нового курса по культуре речи с элементами компьютерного обучения и создании автоматизированной системы контроля (обучающе-контролирующих программ) для усвоения знаний по разделам элективного курса «Текст. Культура речи» в средней школе, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к педагогическим программным средствам на современном этапев в разработке методических рекомендаций по проведению уроков I и индивидуальных занятий с использованием созданных программных продуктов и внедрение в практику элективного курса «Текст. Культура речи».

Практической ценностью обладают все компоненты разработанной методической системы: концепция и программа элективного курсаразноуровневая система заданий на основе текста, информационный блок, позволяющий выработать у учащихся необходимые представления о нормативном аспекте культуры речи, лексико-семантических вариантах, типологии ошибокоткрывается возможность такого подхода к организации учебного процесса, при котором учащийся становится субъектом обучения (на основе самостоятельной аналитической и творческой самореализации личности" выявляет свойства изучаемых языковых единиц, дифференцирует языковые явления, классифицирует их, овладевает способностью к самостоятельному приобретению знаний).

Материалы исследования могут быть использованы учителями и преподавателями' вузов в, целях 1) формирования, совершенствования и повышения культуры речи обучающихся в практике школьного и вузовского преподавания- 2) подготовки к единому государственному экзамену- 3) совершенствования 'программ по русскому языку на старшей ступени обучения- 4) создания электронных учебников и пособий для профильной школы- 5) разработки спецкурсов по методике преподавания русского языка в педагогических вузах и колледжах.

Обоснованность, и достоверность результатов исследования обеспечены методологий деятельностного подхода, глубоким изучением и анализом проблемы, выбором методов, приёмов и форм работы, обеспечивающих результативность предлагаемой системы совершенствования речевой культуры учащихся, личным опытом работы диссертанта в системе профильного обучения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап развития образования предъявляет повышенные требования к речевой культуре учащегося как к интегративному показателю общей культуры человека. Возможным способом решения данной проблемы является разработка программы элективного курса «Текст. Культура речи» для учащихся профильных классов на старшей ступени обучения.

2. Специально разработанная на основе информационных технологий методическая система, включающая автоматизированную систему контроля и усвоения знаний, обучающие, и контролирующие программы с элементами моделирования по некоторым разделам курса «Текст. Культура речи» в профильной школе, является эффективным средством повышения уровня культуры речи на старшей ступени обучения.

3. Разноуровневая модель обучения, основаннаяна принципах наглядности и градуальности, подразумевающая* расчлененность системы* на несколько методических уровней подачи материала, ориентированных на разные этапы, обученияс постепенным нарастанием объема знаний, усложнения их характера и форм подачи электронной информации в рамках курса «Текст. Культура речи», позволяет достичь успехов. в речевом и личностном развитии учащихся.

4. Занятия элективногокурса по культуре речи будут более продуктивными при использовании сетевого «креолизованного» текста, в работе над которым применяется моделирование и корректурная правка, а также выявляются орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные ошибки и совершенствуются речевые умения и навыки.

Изменение содержательной и процессуальной характеристики формирования речевой культуры учащихся обусловливает возможности успешной реализации системы многоаспектного и разноуровневого обучения в профильных классах, интегрирующего активное индивидуальное обучение, контроль и самоконтроль учащегося за собственной речью.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: на Международной научно-практической конференции «Наука и культура России», посвящённой Дню славянской письменности и культуры (г. Самара, 2009.) — на Международной научно-практической конференции «Наука транспорту» (г. Самара, 2009.) — на Международной заочной научно-практической конференции «Информационное пространство современной науки» (г. Чебоксары, 2010) — на XXXV Международной электронной научной конференции «Новые технологии в образовании» (г. Воронеж, 2010), в журнале «Образование и саморазвитие» (г. Казань, 2010), в журнале «Образование и общество» (г. Орёл, 2010), на семинарах Ресурсного центра Юго-Восточного и Юго-Западного округов Самарской области, школы. № 13 г. Самары, школы № 1 села Хворостянка.

Хворостянского района Самарской области, Центра Детского творчества с. Приволжья Приволжского района Самарской областина методических объединениях учителей русского языка и литературы Приволжского районав виде докладов и отчётов на педагогических советах и методических объединениях учителей русского языка и литературы школ №№ 1, 2, 3 села Приволжья Приволжского района Самарской области. Основное содержание работы отражено в учебно-методических электронных материалах автора.

Структура диссертационного исследования.

В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его ход и результаты систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы (библиография включает 226 наименований и 5 интернет-ссылок) и приложения.

Выводы по третьей главе.

1. С целью проверки гипотезы исследования: было разработано содержание специального курса по культуре речи, составлена программа, где основное внимание: учащихся направлено на влияние экранного образа приработе с текстом, осознание и редактирование текста, ознакомление с типами речевых и грамматических ошибок и путями их исправления, на основе целенаправленного использования специальных электронных упражнений и заданий.

2. Участники эксперимента были разделены надве группы: экспериментальную (социально-гуманитарный классы) и контрольную (учащиеся физико-математического и общеобразовательного классов). Программа курса «Текст. Культура речи» с применением компьютерных технологий помимо указанных в ней содержательных компонентов включала следующие ключевые понятия: «речевая ошибка», «грамматическая ошибка», «редактирование».

3. При разработке содержания курса был изучен широкий круг общедидактических, общеметодических, частнометодических принципов организации учебного процесса и выявлены возможности их реализации.

Анализ дидактических принципов: позволяет выделить в качестве общепринятых и основополагающих следующие: научности* и посильной трудности обучения, систематичности и1 последовательности обучения, воспитывающего и развивающего обучениясвязи обучения* с э/сизнъю, наглядности, сознательности и творческойг активности* учащихся, прочности результатов обучения.

Особое значение в контексте рассматриваемой* проблемы приобретает опора на известный общедидактический принцип — социокультурный. Применительно к разрабатываемой нами проблеме' этот принцип означает, что в содержание методической системы вошли те умения, которые обеспечивают социализацию личности, освоение ею языка как национальной ценности.

Одним из наиболее важных для нашего исследования представляется принцип градуальности, который подразумевает расчленённость системы обучения на несколько-методических уровней, ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объёма знаний, усложнения их характера и форм подачи.

4. Характерной чертой опытного обучения было применение корректурных упражнений. Чтобы зафиксировать, обозначить и классифицировать речевые, грамматические ошибки, надо обладать знаниями норм языка, навыками грамотного употребления языковых средств, определёнными умениями, доведёнными до автоматизма.

5. В рамках разработанной методической системы выстроена разноуровневая модель обучения, включающая четыре методических уровня соответственно основным методам обучения: рецептивному, репродуктивному, продуктивному, творческому. Эта методическая система позволяет использовать материал из сети Интернет на этапе мотивации, как своеобразную «отрицательную» и «положительную» иллюстрации, помогающие вызвать интерес к изучаемому явлению, трансформировать языковую единицу в пределах сети Интернет. Следующий этап вводит корректурные упражнения, нацеленные на нахождение и исправление ошибки. Здесь необходимо соблюдать последовательность в предъявлении ошибочного материала.

На заключительном этапе происходит развитие и совершенствование речевых умений и навыков при работе с электронными и сетевыми текстами, которые характеризуются высокой степенью сложности.

Типы упражнений, описанные в исследовании, соответствуют уровням обучения.

6. Программа экспериментального курса обеспечена необходимым дидактическим материалом. Эффективной формой контроля сформированных речевых навыков при обучении культуре речи в нормативном аспекте служит текст, письменный или воспринимаемый на слух, с заданием по нахождению и классификации ошибок, связанных с нарушением норм русского литературного языка.

7. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность предлагаемой методики обучения учащихся профильных классов на старшей ступени обучения речевой культуре (нормативный аспект) с использованием корректурных упражнений из широкой сети Интернет и специальных мультимедийных учебников и пособий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поставленные в начале диссертационного исследования задачи решены следующим образом:

1. Научные (лингвометодические и психолого-дидактические) основы работы по формированию культуры речи в процессе анализа текста на занятиях элективного курса «Текст. Культура речи» подверглись в исследовании конкретизации, дополнению, углублению и обобщению под углом зрения проблемы исследования и явились необходимым и достаточным условием построения научно обоснованной системы работы по формированию культуры речи: а) отобран, систематизирован и сформулирован необходимый и достаточный теоретический материал по проблеме формировании культуры речи учащихся-на основе текста средствами информационных технологий, который выступает в роли научной основы методической системыб) разработаны новые варианты моделей процесса формирования культуры речи, позволяющие оптимизировать усвоение учебного материала на основе текста.

2. Анализ методической литературы, программ, учебных пособий, наблюдение за процессом обучения, результаты констатирующего эксперимента показали недостаточность проводимой работы по формированию культуры речи в процессе работы с текстом на уроках русского языка и занятиях в рамках элективного курса, тем самым, доказали необходимость разработки в этом направлении специальной методической системы, а именно: а) разработано содержание специального курса по культуре речи, составлена программа, где основное внимание учащихся направлено на влияние экранного образа при работе с текстом, осознание и редактирование текста, ознакомление с типами речевых и грамматических ошибок и путями их исправления на основе целенаправленного использования специальных электронных упражнений и заданийб) создан комплект многоаспектных и разноуровневых электронных заданий в виде тестов (включая и дистанционные), тренингов, контрольных и практических работ, учебных и справочных материалов! из сети Интернет, предусматривающих индивидуальное и групповое обучение, контроль и самоконтроль знаний учащихся.

3. Разработаны учебно-методические материалы для учителей и учащихся по формированию и совершенствованию речевой культуры: страницы мультимедийных учебных презентаций, слуховые диктанты, работа с видеосюжетами из сети Интернетсоздана текстотека для моделирования текста и его корректурной правкисгруппированы интернет-ссылки на современные ресурсы, включающие материалы по текстоведению, стилистике и культуре речи, электронной правке текста. Систематизированы и оформлены в виде классификационных таблиц, электронные ресурсы для занятий по формированию культуры речи.

4. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность предлагаемой методики обучения учащихся профильных классов на старшей ступени обучения речевой культуре (нормативный аспект) с использованием корректурных упражнений из широкой сети Интернет и специальных мультимедийных учебников и электронных пособий.

Расширение рамок исследования возможно за счет продолжения работы по формированию речевой культуры учащихся профильных классов в коммуникативном и этическом аспектах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.М. Квантитативные аспекты речевой деятельности // Языковая норма и статистика. — М., 1977 — 23 с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. — Минск: Университетское изд-во, 1990. —559 с.
  3. .Г. К теории внутренней речи в психологии. // Психологияiречи М.: Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена, т. 53, 1946.- 267 с.
  4. Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. — М.: Academia, 2007. -320 с.
  5. Ш. Французская стилистика. — М., 1961. —12с.
  6. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-С. 423.
  7. О.И. Информатизация гуманитарного образования// Педагогика. 1990, № 1. -С. 34−39.
  8. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. С-Пб., 1966. — С. 10−11.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  10. П.Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. -199 с.
  11. .Ц. и Хозиев Б.И. Психологические приёмы ускоренного обучения русскому языку // Вопросы психологии. 1997, № 3. — С. 51−61.
  12. Бодуэн де Куртене И. А. Введение в языкознание. Избранные труды по общему языкознанию. — М.: Просвещение, 1963. 306 с.
  13. М.Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьника: Известия АПН РСФСР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951, вып. 36. -С. 3−28.
  14. Е.А. Экранный образ в контексте применения цифровых технологий// Интернет и образование — 2008, № 3 (http://v2.openclass.ru/io/3/bondarenko)
  15. А. В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1974.-С. 142—154.
  16. М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении школьников: Автореферат дисс. на соиск. учен, степени канд. псих, наук (19.00.07). М., 1966. — 20 с.
  17. Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Перевод с английского К. И. Бабиннского. Предисловие и общая редакция действительного члена АПН СССР А. Р. Лурия. -М.: Прогресс, 1977.
  18. O.A. Культура русской речевой коммуникации на современном этапе // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий. -Екатеринбург, УГЛУ. 2000. С. 32 — 34.
  19. А.Н. Основы культуры речи-- М: Русский* язык, 1990−247 с.
  20. JI.A. Теория и практика русской речи. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  21. Венда В: Ф. Системы гибридного- интеллекта:. Эволюция, психология, информатика.- М.: Машиностроение, 1990. 448 с. 23 .Вишнякова ДГ. Применение корректурного метода при обучении орфографии // Вопросы психологии. — 1973. — № 5. С. 97 — 103.
  22. А.И., Рыбче11кова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10 — 11 кл. обшеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2003. 347 с.
  23. Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. 2003. — № 2. — С. 47 — 49-
  24. Т.М. Теория и методика обучения, русскому языку: учебн. пособие для вузов- — М.: Дрофа, 2006. — 319 с.
  25. С. Возьмём ошибку в союзники // Русский язык. 1999. — № 17.
  26. Волкова Т! Н., Трошина H.H., Тапошников В: Н- Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении // Русский язык в школе. 1999: .-№ 2. — С. 101 — 103.
  27. В.В. Проблемы культуры, речи и некоторые задачи русского языкознания // Проблемы русской стилистики. — М., 1981. -С. 19 — 20.
  28. В. В. Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры //Вопросы языкознания 1961- № 4. -6 с.
  29. F. О. Культура языка. Изд. 2. М., 1929.
  30. Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. -М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. —289 с.
  31. Л.С. Мышление и речь. Общая психология. Познавательные процессы: виды и развитие. М.: Наука, 1997. — 514с.
  32. Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 19 881 -256 с.
  33. , П. Я. Кабыльницкаяг С.Л. Экспериментальное формирование внимания. Ml: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1974.-102 с.
  34. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения учебных действий. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1968. -120 с.
  35. А.Н. Основы русской орфографии. М.: Учпедгиз, 1951. — 119 с.
  36. Н. И, Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. Часть II. — Кемерово, 1999. -146 с.
  37. Н.И. Формирование информационной культуры личности: от теории к модели информационного образования// Информационные технологии в науке, образовании и экономике.-2007.-№ 1. -С.4—10.
  38. Л. К., Мисъкевич Г. М. Теория и практика русского красноречия. М.: Наука, 1989. 256 с.
  39. Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. -М.: Наука, 1980. -Зс.
  40. Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность речи. М., 1999. -340 с.
  41. Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. — Екатеринбург: Полиграфист 1996. —214 с.
  42. .Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. — М: Высшая школа, 1988. —160 с.
  43. .Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980. -335 с.
  44. В.В., Образцов П. И., Щекотихин В. М. Информационные технологии в образовательном процессе вуза. Орел: ВИПС, 1997. -126 с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. —239 с.
  46. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1990. —176 с.
  47. Л.В. Наддиалектные формы устной речи и их роль в истории языка. — Л.: Наука, 1970.
  48. В.А. Речевые недочёты в письменных работах учащихся средне школы // Русский язык в школе. 1937. — № 3. — С. 71 — 82.
  49. В.А., Розенталь Д. Э. Трудные вопросы грамматики и правописания: Пособие для учителей / Под ред. А. Б. Шапиро. — Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1960. -332 с.
  50. Н.Ф. О значимости получаемых учащимися знаний // Вопросы психологии. — 1960, № 1. С. 42 — 50.
  51. Т.М. Текстовая, деятельность, в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. -45 с.59-Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный-текст. М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 326 с.
  52. JI. Язык и речь // История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. — М: Учпедгиз, i960: — — С. 56 — 66.
  53. ЕршовА.П. и др. Концепция информатизации образования/ТИнформатика и образование,.1988. № 6. — С. 3—31.
  54. М.И. «Система подготовки учителя к использованиюинформационной технологии в учебном процессе». Дисс.докт.пед.наук.— М. НИИ СИМО АПН СССР. 1989.— С. 48.
  55. Н. И. Язык речь — творчество: Избранные труды. — М.: Лабиринт, 1998.
  56. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука,' 1982. — 154 с.
  57. Н. И. Развитие письменной речи учащихся III—VII классов.-М.: Изв. АПН РСФСР, 1956.- вып. 78. С. 141−250.
  58. В.М., Титова Н. Г., Юсупова М. Н., Челак E.H. Системы искусственного интеллекта и язык Пролог // Информатика и образование. 1998. № 4.
  59. В.А., Козлов К. П. Информационные технологии обучения в системе непрерывного педагогического образования // Подготовка специалистов в области образования: Структура и содержание. СПб.: Образование, 1994.
  60. С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.: Изд-во МАИ, 1992- 55 с.
  61. , H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М.: Флинта, Наука, 1998 14 с.
  62. В.А. Норма и ее кодификация. // Актуальные проблемы культуры речи. —М., 1970. — С.13−14.
  63. Караулов’Ю. Н. Русский’язык и языковая, личность. — М., 1989: — 262 с.
  64. И.М. «Смысл». и «значение» в «наивной семиотике"//Логический» анализ языка.- Культурные концепты. М., 1994.-184 с.
  65. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. — 2002. — № 31.
  66. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2003.
  67. В. Г. Культура речи и стиль. М.: Изд-во Высшая школа при ЦК КПСС, 1960.- 66с.
  68. В.Г. Без русского языка у нас нет будущего // Русская речь. 1999. — № 4. — С. 3 — 6.
  69. В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. — СПб: Златоуст, 1999. -319 с.
  70. Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. — Вып. III. — М., 1963.
  71. А.Н. Теоретические основы педагогического конструирования речевой деятельности // Вестник Оренбургского университета. 2002. — № 8. — С. 4 — 9.
  72. Л.П. Проблемы языковой нормы. М.: ИРЯ РАН, 2006.
  73. Л.П. Введение // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. — М., 2003. — С. 4 27.
  74. Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. — М., 1989. — 183 с.
  75. А.Ю. Русский язык в школе будущего. //В кн.: Тенденции развития современной школы в РСФСР. М.: Изд-во АПН СССР, 1968.-155 с.
  76. Т. А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям // Русский язык в школе. 1974. № 3.
  77. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. — М.: Флинта, Наука, 1998. —136 с.
  78. БД. Дидактические основы использования автоматизированных средств обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1982.- 21 с.
  79. A.A. Будущее языка как проблема культуры речи // Вопросы культуры речи. 1967. — № 8. — С. 7−15.
  80. A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: Психологические очерки. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1970.-88 с.
  81. A.A. Основы психолингвистики. М., 1997.
  82. А. А. Исследования детской речи.— В кн.: Основы теории речевой деятельности. М., 1974. —312 с.
  83. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во 3-е- М., 1981.-301 с.
  84. A.A. Психолингвистические единицы и порождениеречевого высказывания, М., 1969.- 45 с.
  85. Л.П. Совершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя вуза в системе ПК: Дисс. на соискание ученой степени докт. пед. наук. — М., 2004. —465 с.
  86. А. Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970.
  87. А.Р. Речь и мышление. М., 1975.
  88. А.Р. Язык и сознание. Изд. 2-е. — Ростов на/ Д., изд-во^ «Феникс», 1998. — С.55−56.
  89. В.В. О работе по орфоэпии в школе // Русский язык в школе. 1990. — № 5. — С. 97 — 99.
  90. М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2000. -244 с.
  91. М.Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособие для студентов педагогических институтов. Mill У, 1978. -79 с.
  92. И.П., Патрушева М. В. Компьютерная игра: учим или играем? // Информатика и образование. 1997. № 4.
  93. М.В. Мотивация учения школьников: Учебное пособие. -М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  94. М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977.
  95. И. Г. Варианты «безэквивалентной» («экзотической») лексики.-М., 1967.- 439 с.
  96. А.Г. Программированное обучение. М.: Высшая школа, 1970.- 199 с.
  97. И.Ю. Проблемы программно-методического обеспечения уроков русского языка в компьютерных классах. //
  98. Русский язык в школе. 1990. № 6. С. 3- 11.
  99. О.И. Грамматика текста. — М., 1981.—183 с.
  100. В .Я. Языковая норма: узус и кодификации: Учебное пособие. Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. -230 с.
  101. Т.В. Поисковые задачи на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1990. — № 4.
  102. O.A. Функционально-смысловые типы речи: Описание, повествование, рассуждение. — Ростов н/Д, 1998.
  103. У. Зрительные процессы. // В кн.: Восприятие: механизмы и модели / Под ред. Н. Ю. Алексеенко. М., 1974. — С. 250−268.
  104. П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. — Орловский государственный технический университет. Орел, 2000. -С. 145. (http://www.pavelobraztsov.narod.ru/text/9.htm)
  105. В.В. Стилистика текста. М., 1980.
  106. О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей (Методическое письмо)//Русский язык в школе. — 1981. —№ 1. —С.111 — 116.
  107. С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Наука, 1974. -285 с.
  108. С.И. О нормах словоупотребления // Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. —352 с.
  109. С.И. Очередные вопросы культуры речи // Вопросы культуры речи. Вып. 1. — М., 1955. — С. 5 — 33.
  110. В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
  111. Оценка знаний, умений, навыков по русскому языку: Сборник статей из опыта работы: Пособие для учителя. / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  112. С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. —1994. -№ 4. —16 с.
  113. H.A. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М. — JL: Просвещение, 1964. 150 с.
  114. Т.П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи.— Минск, 2001.
  115. . A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык / A.M. Пешковский // Избр. труды. — М.: Госиздат, 1959. —150 с.
  116. A.A. Мысль и знак. М., Лабиринт, 1999. 440 с.
  117. A.A. Мысль и язык (Извлечения) // Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв.еков в очерках и извлечениях. Часть I.-M., 1960.-С. 136−142.
  118. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. П.—М.: 1958— Т.1.
  119. E.H. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1997. -390 с.
  120. М.М. Методика обучения орфографии в школе. -М.: Просвещение, 1992. 192 с.
  121. А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности:. Учебное пособие по спецкурсу. -Уфа, 1988.- 168 с.
  122. И.В. Распределенное* изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. — № 5.
  123. Ю.В. Культура речи как прикладная дисциплина // Язык: система и функционирование. — М: Наука, 1998.-С. 207−216.
  124. Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., Добросвет, 2000.
  125. Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. — М.: Книга, 1986. — 304 с.
  126. Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М.: Рольф, 1996.-208 с.
  127. Д.Э., Теленкова М. А. О произношении слов иноязычного происхождения. // Русский язык в школе. 1977. — № 4.-С. 20−24.
  128. Д.Э., Теленкова М. А. «Словарь-справочник лингвистических терминов, М., 1976.
  129. Г. Б. Работа над стилем письменной речи учащихся // Русский язык в школе. — 1961. — № 1. — С. 76 — 82.
  130. С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 458 с.
  131. , М.В. Содержание общего среднего образования: парадоксы развития / М. В .Рыжаков // Школьные технологии. 2005. — № 1.-С.4— 10.
  132. Т. А. Новые информационные технологии и содержание обучения //Информатика и образование. 1991, -№ 1, — С. 3- 10.
  133. Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. -Волгоград: Учитель, 1998.-93 с.
  134. О.Б. Типы речевых культур в профессиональной деятельности человека // Язык и власть: сб. ст. / Отв. Ред. Ю. С. Язикова.-1991.- 168 с.
  135. П.С. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами // Русский язык в школе. — 1981. — № 5
  136. Л.И. Культура языка и экология слова. // Русская речь. 1988. — № 4. — С. 3 — 10, № 5. — С. 3 — 9.
  137. Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980.-С.34.
  138. Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб.: Тускарора, 1999. — 256 с.
  139. H.A. Смысл как экстралингвистическое явление // Как построить интересный урок иностранного языка. М., 1963.— 199 с.
  140. A.A. Возрастные и индивидуальные различия памяти. -М.: Просвещение, 1967. — 300 с.
  141. A.A. Психология запоминания. М. — Л.: АПН РСФСР Институт психологии, 1948.-328 с.
  142. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
  143. B.B. Новые «Нормы.» и речевая грамотность учащихся // Лексика, терминология, стили. Горький: Волго-Вятское кн. Из-во, 1976. — С. 12 — 18.
  144. В.В. Речевая культура школьников. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989. — 144 с.
  145. М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. — 1979. № 4. — С. 21 — 25.
  146. М.С. О содержании работы по культуре речи // Начальная школа. 1979. — № 3. — С. 49 — 54.
  147. П.Л. Основы искусства речи. М, 1992
  148. А.И. Роль вопросов учителя в воспитании мышления учащихся // Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1949.-С. 238−276.
  149. Ф. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. — М: Просвещение, 1977. С. 7 — 269.
  150. Ю.С. Французская стилистика. — М.: Просвещение, 1965.-282 с.
  151. В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведений. — СПб.: Тип Второго отд-ния Собственной е. и. в. канцелярии, 1876. — 61 с.
  152. М. Теория и практика нелинейного письма // Вопросы философии. 1993. № 3.
  153. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 344 с.
  154. Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения: сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. — С. 15- 26.
  155. Талызина/ TL Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М: Издательский! центр «Академия». — 1998.- 288 с.
  156. О.П. Дидактические условия применения ЭВМ ворганизационной структуре учебного процесса: Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань: КГПИ, 1987. — 27 с.
  157. Т.А. О построении учебного курса «Основы культуры речи» // Языковые нормы и текст. — Челябинск, 1982. С. 21 — 26.
  158. Т.И. Роль средств массовой информации в формировании речевых стандартов // Материалы Международного съезда русистов в Красноярске. Т. 2. — Красноярск, 1997. С. 86 — 87.
  159. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001
  160. JI.B. Понятие культуры и построение теории содержания образования. // Педагогика 1999. — № 8. -4 с.
  161. Ю.Н. В мире экранных искусств. М., 1995.— 224 с.
  162. К.Д. Собр.соч.: в 11 т.-М.:Л., 1948−1952-Т.2.-С.267
  163. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (ГОС) // Вестник образования России. 2004. — № 14. — С. 3−7.
  164. A.B. Проблема эстетического воспитания студенческой молодежи на материале экранных искусств/Шсихолого-педагогические проблемы образования.— М — № 3- 129 с.
  165. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  166. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. — М-: Просвещение, 1964. 256 с.
  167. Д. И. Психология развивающейся-личности. — М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-512с.
  168. Ф.П. О языковой норме // Проблемы нормы в синхронном и диахронном аспектах. М.: Наука. 1976. — С. 6 — 15.
  169. Ф.П. Несколько слов о языковой норме и культуре речи // Вопросы культуры речи. 1966. — Вып. II. — С. 15 — 22.
  170. Ю.В. О принципах квалификации ошибок в письменных работах школьников // Русский язык в школе. — 1973. — № 1. -С. 32−35.
  171. Ю.В. О типологии речевых ошибок // Русский язык в школе. 1987. — № 2. — С. 50 — 55.
  172. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Педагогика, 1998. 441 с.
  173. П. Текст, тексты, классы текстов// Проблемы теории текста: Реферат, сб. М., 1978 С. 97.
  174. Л.А. О концепции элективных курсов по русскому языку в школе гуманитарного профиля // Русский язык в профильном обучении. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17 18 марта 2005 г. Ч. 1. — М. — Ярославль, 2005. — С. 32 — 38.
  175. В.П. Деловые игры в учебном процессе. Челябинск, 1983
  176. Черемисин IXF. К вопросу о классификации речевых^ ошибок в сочинениях учащихся средней школы // Русский язык в школе. -1973. № 2. — С.34 — 40.
  177. Т.В. Язык и сознание: что делает нас людьми? http://www.POLIT.ru/lectures/2008/12/24/langmind.html/)
  178. Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. -М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
  179. В.П. Стенограмма лекции на тему «Культура речи и стиль устного выступления». — М., 1975. —18 с.
  180. Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко.
  181. Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1986.
  182. В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. -М.: МАЛП, 1998.
  183. А.Д. Современная социолингвистика. М., 1977.
  184. В.Н. Воспитание самоконтроля и работа над ошибками // Русский язык в школе. 1073, № 2. — С. 54 — 56.
  185. В.Н. Выработка навыка самоконтроля на уроках русского языка. // Над чем работают учителя русского языка / Под ред. A.B. Текучёва. М., 1969. С. 58 — 76.
  186. E.H. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения -М., 1996.-С. 21−22.
  187. E.H. Современная теоретическая концепция культуры речи // Культура русской речи: учебник для вузов. — М., 2000.
  188. Ширяев Е. Н: Что такое культура речи // Русская речь. 1991. — № 4. — С. 52 — 57. — № 5. — С. 54−58.
  189. Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!». 7 кл.: Пособие для средней школы. — М., 2005. — 128 с.
  190. А.Г. О лексической контаминации // Русская речь. 1978. «-№ 5.-С. 66−69.
  191. Л.В. Классификация ошибок в сочинениях учащихся // Вопросы педагогики. — 1929. — Вып. 5 6. — С. 45 — 49.
  192. Л.В. Теория русского языка. Л.: Наука- 1983. — 134 с.
  193. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — 283с.
  194. С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // Русский язык в школе. 1984. — № 2. — С. 40 — 46.
  195. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  196. С.Н. Типы детских речевых ошибок // Русский язык в школе. 1979. — № 4. — С. 62 — 63.
  197. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -224 с.
  198. З.П. Оценка качества компьютерных обучающих программ по русскому языкуhttp://window.edu.ru/windowcatalog/flles/r45995/2004−4.pdf)(cтp.28−33).
  199. З.П. Дидактические и технологические функции электронного учебника по русскому языку для начальных классов (http://n-shkola.ru/files/repos2/l 174. pdf) (стр.37−41).
  200. O.A. Интернет-коммуникации на уроке: опыт педагогического эксперимента (http://www.eidos.ru/journal/2009/0831 -5.htm)
  201. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2009 г.) (http://kremlin.ru/transcripts/messages).
  202. Применение технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассов Е.И.)http://www.intaschool5.narod.ru/novos/zvet.doc).
Заполнить форму текущей работой