Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции философии. 
Общество как системное образование

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В неразрывной связи с мировоззренческой философия выполняет методологическую. Суть этой функции состоит в том, что философия вырабатывает систему методов для изучения мира и его изменений. К таким методам можно отнести диалектику, при котором мир и явления рассматриваются с учетом их внутренних противоречий; метафизику, при котором объекты рассматриваются обособленно и статично, не взирая… Читать ещё >

Функции философии. Общество как системное образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал

Контрольная работа по дисциплине «Философия»

Вариант № 4

Студент Венгеренко Е.А.

Минск 2013

Функции философии

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

* мировоззренческую;

* методологическую;

* мыслительно-теоретическую;

* гносеологическую;

* социально-аксиологическую;

* критическую;

* прогностическую Главенствующей функцией является мировоззренческая, т.к. философия помогает понять общие законы развития природы, общества и мышления, при этом вырабатывая обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем.

Являясь абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи». [1]

В неразрывной связи с мировоззренческой философия выполняет методологическую. Суть этой функции состоит в том, что философия вырабатывает систему методов для изучения мира и его изменений. К таким методам можно отнести диалектику, при котором мир и явления рассматриваются с учетом их внутренних противоречий; метафизику, при котором объекты рассматриваются обособленно и статично, не взирая внимание на влияющие факторы и противоречия; догматизм, при котором весть мир воспринимается через раз и навсегда принятых понятий и носящий абсолютный характер (данный метод, в основном, связан с религиозными представлениями, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих) и т. д.

Следующей не менее важной функцией философии является мыслительно-теоретическая или интеллектуальная, которая выражается в том, что философия учит мыслить и теоретизировать. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами. [1]

Одной из основополагающей функцией философии является гносеологическая (от греч. gnosis — знание и logos — учение). С помощью этой функции изучаются проблемы природы познания и его возможностей, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания.

Социально-аксиологическая функция философии (от греч. axios ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. формировании общественного идеала, понятия добра, справедливости, правды, красоты. Особенно усиливается значение этой функции в переломные периоды истории при поиске новых ценностей.

Критическая функция философии связана с аксиологической, т. к. подвергая сомнению определенные ценности и существующие знания, она раскрывает их новые черты, качества, разрушает устоявшиеся знания, увеличивает достоверность знания. Имея в виду эту особенность философии, известный философ М. Мамардашвили подчеркивал, что философия не может останавливаться на состояниях почтения, послушания и уважения. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии. [1]

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

В XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы. Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук — математическая логика, математическая лингвистика, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Подытоживая, можно уверенно заявить, что все философские функции тесно связаны между собой. В зависимости от целей, задач и установок их степень проявления может быть различной или взаимопереходить, взаимопроникать друг в друга.

Общество как системное образование

философия общество государство Сущность общества не имеет в социологии однозначного определения. По мнению Э. Дюркгейма, она состоит в коллективных представлениях, чувствах, верованиях и солидарности, которые в совокупности представляют «коллективное сознание», противостоящее природному эгоизму отдельных людей. С точки зрения М. Вебера, общество складывается из действий, ориентированных на других людей. Представители системной теории Т. Парсонс и Р. Мертон видели сущность общества в общности фундаментальных норм и ценностей, которыми люди руководствуются в своей жизни. Сложность определения понятия «общество» обусловлена тем, что оно: 1) объемно и высоко абстрактно; 2) сложно и многогранно; 3) исторически изменчиво; 4) является междисциплинарным; 5) широко используется в повседневной жизни.

В наиболее простой формулировке общество может быть определено как «люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру». При этом следует учитывать, что это не просто совокупность людей, но также результат их взаимоотношений. Это еще и совокупность условий человеческой деятельности и факторов выработки их сущностных качеств, обусловленная самыми разными факторами, включая результаты жизни и деятельности прежних поколений.

При всей своей многоаспектности общество является системным образованием. Система (греч. systema — целое) — это единство взаимосвязанных элементов. Социальная система — это сложноорганизованная упорядоченная совокупность субъектов (индивидов, социальных групп, общностей и организаций), объединенных устойчивыми социальными связями. Общество — это особый тип систем, в рамках которого осуществляется совместное проживание людей.

Общество в широком смысле слова — это система с определенными универсальными характеристиками, такими, как наличие людей и взаимосвязей между ними, определенные пространственные и временные границы, определенные принципы взаимодействия с окружающей средой. Под обществом в узком смысле слова всегда понимается определенный, конкретный исторический тип общества со всеми его специфическими особенностями, например:

— отдельный социум (большая группа людей с устойчивыми социальными связями);

— сообщество людей, объединенных единым государством (американское, французское или белорусское общество);

— исторически определенный тип социальной системы (например, рабовладельческое или феодальное общество).

Итак, общество — это выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, групп, организаций, а также отдельных индивидов.

Близкими по содержанию являются понятия «страна» и «государство». Страна — это территория, на которой проживает человеческое сообщество, объединенное единым государством. Государство — это политическая организация данной страны, имеющая определенную форму (форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим). Общество — это способ организации людей и результат их общения в рамках существующего способа организации. Понятие общества предполагает определенный способ общения и взаимодействий. Если общество дезинтегрировано или не определены признаки, обеспечивающие его внутреннюю целостность, а само объединение людей существует исключительно за счет внешних факторов, такое явление можно назвать социумом. Если же речь идет о некоторой части общества, обладающей рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие, и исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, то это общность (этно-национальная, конфессиональная, региональная и др.).

Общество — это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие.

Как способ объединения людей общество характеризуется следующими признаками:

а) наличием постоянной территории, б) самовоспроизводством, т. е. пополнением преимущественно благодаря деторождению, даже в том случае, если миграция оказывает определенное воздействие на его состав;

в) общностью культуры, обеспечивающей единство системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;

г) самодостаточностью — самоуправлением и политической независимостью.

С учетом существенных свойств общества А. Н. Елсуков определяет его как «целостное системное образование людей, существующее в рамках определенных пространственно-временных пределов, имеющее сложную структурную организацию, все элементы которой, функционально дополняя друг друга, обеспечивают его самообеспечение, самосохранение, самоуправление и саморазвитие, реализуясь в материальной и духовной деятельности людей».

В качестве системного образования общество представлено в теории Т. Парсонса, который рассматривал его как набор социальных ролей и взаимодействий субъектов, которые их исполняют. Общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной его подсистемой:

— адаптацию общества к материальной среде существования обеспечивает экономика;

— целеполагание осуществляется политикой;

— интеграцию общества обеспечивает сфера гражданского общества («социетальной общности»);

— легитимизацию (поддержание латентного порядка) — сфера функционирования культурной подсистемы.

Средствами обмена в соответствующих социальных подсистемах служат: в экономике — деньги, в политике — власть, в гражданском обществе — влияние, в культурной сфере — обязательства.

Общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов, группы, организации и социальные общности, объединенные различного рода связями. Специфической особенностью общества как системы является социальное — это свойство связей и отношений, создаваемых отдельными людьми, их группами и общностями в процессе общения и совместной деятельности в конкретных исторических условиях. Социальное проявляется в деятельности людей, их отношениях между собой, в их положении в обществе и отношении к общественной жизни. Тесно переплетаясь с биологическими явлениями (сон, дыхание, питание и др.) и психологическими (эмоции, установки, мотивы и др.), социальные явления имеют особые специфические черты:

— наличие взаимосвязей и взаимоотношений индивидов и групп, зависящее от экономических и политических отношений в обществе, но не сводимое к ним полностью;

— наличие общих черт, присущих различным группам индивидов в силу усвоения ими общих культурных образцов;

— осознание людьми социальных явлений и процессов через осознание действий дуг друга и своего положения в обществе;

— закрепление результатов социальных взаимодействий в общих для людей правилах, нормах, и ценностях.

1. Борисова Е. М., Джохадзе Н. И., Ивлев В. Ю, Смирнов Ю. Б. Философия. Отв. ред. Борисова Е. М. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2002. — с18−19

2. Фролов С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений / М.: Наука, 1994 — 256 с

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой