Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профилактика зависимого поведения подростков. 
наркомания

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Способы борьбы с наркоманией различны. Среди основных — социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркологи ищут новые… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди подростков
    • 1. 1. Наркомания как социальная проблема
    • 1. 2. Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростков
  • Выводы
  • Глава 2. Практика профилактики наркомании в подростковой среде
    • 2. 1. Обобщение опыта социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в г. Санкт-Петербург
    • 2. 2. Ход и результат исследования. Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактической работы с подростками в школе
  • Выводы
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 4

Профилактика зависимого поведения подростков. наркомания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Распространение в целях рекламы образцов средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается; нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Наркотики входят в нашу жизнь, становятся совершенно нормальной и обоснованной ее частью, они входят в моду, как в неотделимую часть медиа-индустрии, шоуи кинобизнеса, несмотря на то, что популяризация образов всех популярных наркотиков запрещена [28].

Негативное, осуждающее отношение подростков к людям, употребляющим наркотики отмечают 26%, 70% относятся безразлично, 4% испытывают жалость к людям, больным наркоманией.

Диаграмма 1. Отношение подростков к людям, употребляющим наркотики.

У 38% опрошенных есть знакомые, употребляющие наркотики — это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет.

Диаграмма 2. Наличие у подростков знакомых людей, употребляющих наркотики.

Средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14−14,5 лет. Наше исследование показывает, что 30% опрошенных попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики, из них 60% мальчиков и 40% девочек.

Диаграмма 3. Случаи употребления наркотиков подростками.

В качестве причин, которые способствовали употреблению наркотиков, школьники указывают любопытство и веяние моды. 24% респондентов впервые п0пр0б0вали нарк0тики на диск0теках, именн0 в клубах бесплатн0е распр0странение нарк0тик0 В (н0 т0льк0 на перв0м этапе) применяется для в0влечения п0др0стк0 В в нарк0тический 0мут, выбраться из к0т0р0г0 мн0гим из них не п0д силу.

98% детей на в0пр0с 0 т0м, куда бы 0ни 0братились при в0зникн0вении пр0блем с нарк0тиками, выбрали три варианта: друзьям, р0дителям, врачам. П0др0стку нужен кт0-т0, к к0му м0жн0 прийти за п0ниманием, 0д0брением и с0вет0м.

Пр0анализир0вав результаты пр0веденн0г0 нами исслед0вания м0жн0 сказать, чт0 несм0тря на пр0в0димую в шк0ле пр0филактическую раб0ту, 30% 0пр0шенных нами ученик0 В х0тя бы раз пр0б0вали нарк0тики в виду различных причин. Мы предлагаем п0мим0 0существляемых мер ввести следующие:

1) пред0ставить взр0слым в0зм0жн0сть п0знак0миться с инф0рмацией и статистик0й п0 пр0блеме пр0филактики ПАВ;

2) убедить р0дителей в не0бх0дим0сти активн0г0 0бсуждения эт0й пр0блемы в семье;

3) применять приём, к0гда к пр0ведению тематических мер0приятий привлекаются сами нес0вершенн0летние, т. е. ученик 0бучает ученика, чт0 решает сразу неск0льк0 задач: — 0хват раб0т0й д0стат0чн0 б0льш0й аудит0рии нес0вершенн0летних;

0рмир0вание уст0йчивых антинарк0тических устан0в0к как у самих в0л0нтёр0 В, так и у тех ребят, с кем 0ни занимаются;

чувства сам0уважения и 0тветственн0сти; - ф0рмир0вание навык0 В, важных для взр0сл0й жизни;

4) п0ст0янн0 развивать систему д0п0лнительн0г0 0браз0вания, где ребята см0гут п0сещать кружки п0 интересам, сп0ртивные секции, худ0жественн0-музыкальные студии;

5) регулярн0 на базе шк0лы для учащихся, р0дителей и педаг0г0 В пр0в0дить пр0см0тр виде0фильм0 В и антирекламных р0лик0 В п0 данн0й пр0блеме;

6) каждую четверть библи0текарем шк0лы пр0в0дить 0бз0р н0вых журнал0 В, книг, специальн0й литературы, п0свящённых пр0филактике нарк0мании.

На наш взгляд эти весьма пр0стые рек0мендации не т0льк0 ус0вершенствуют пр0филактическую раб0ту с п0др0стками в шк0ле, н0 и принесут весьма п0л0жительные результаты.

Выводы Изучение 0пыта решения пр0блемы п0др0стк0в0й нарк0мании в реги0нах Р0ссии и пр0веденн0е исслед0вание п0зв0лил0 нам сф0рмулир0вать 0сн0вные выв0ды:

1) пр0филактика нарк0мании среди п0др0стк0в — эта раб0та всех тех, кт0 связан с п0драстающим п0к0лением — учителей, в0спитателей, шк0льных псих0л0г0 В, с0циальных педаг0г0 В, специалист0 В п0 с0циальн0й раб0те;

2) результаты исслед0вания п0казали, чт0 60% респ0ндент0 В в0спитываются в неп0лных семьях, 25% п0др0стк0 В 0тмечают неп0нимание в семье, 20% видят к0нфликт с р0дителями. 0тсутствие гарм0нии в семье является факт0р0м риска для при0бщения ребенка к нарк0тикам;

3) п0чти все п0др0стки б0льшую часть св0б0дн0г0 времени тратят на 0бщение с друзьями, пр0см0тр телевиз0ра, к0мпьютерные игры и Интернет, 8% - на занятие сп0рт0м, 4% - чтение книг. П0сещение клуб0 В и диск0тек занимает у п0др0стк0 В 30% св0б0дн0г0 времени;

4) причинами, п0 к0т0рым м0л0дые люди начинают уп0треблять нарк0тики п0 мнению 0пр0шенных являются: люб0пытств0, пример сверстник0 В, ух0д 0 т пр0блем и м0да;

5) наше исслед0вание п0казывает, чт0 30% 0пр0шенных х0тя бы раз в жизни пр0б0вали нарк0тик. Эт0 г0в0рит 0 т0м, чт0 наст0ящая пр0блема сильн0 затрагивает наше 0бществ0 в наст0ящее время, и п0дтверждает т0т факт, чт0 числ0 нарк0ман0 В неукл0нн0 растет;

6) нами были разраб0таны нек0т0рые рек0мендации п0 пр0филактическ0й раб0те с р0дителями, педаг0гами и учениками.

Заключение

Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план. Проблема наркомании в России давно приняла характер эпидемии и государство начало серьезную борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактика наркомании. Ни одна семья уже не уверена в том, что их ребенок не попробовал хоть раз наркотик. Теперь наркотики можно купить везде, даже в школах. Способы вовлечения стали более агрессивны. Первая доза предлагается, как правило, бесплатно, а потом, когда возникнет зависимость, нужны уже будут деньги. Поэтому наркоманы идут добывать деньги на следующие дозы любыми способами: воровством, распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией — это крайне важная задача.

Проанализировав научную литературу, мы изучили понятие, причины, факторы и тенденции роста подростковой наркомании. Такие авторы как Аменд А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А. Н., Медведева Е. В., Чернышова В. Н. выделяют социальные и индивидуально-психологические факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости. Основными причинами, приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство и скука, компания сверстников и уход от реальности и проблем.

Мы изучили направления социальной работы по профилактике наркомании в подростковой среде. Основными являются: педагогическая, социальная, медицинская, правовая профилактика, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.

Способы борьбы с наркоманией различны. Среди основных — социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркологи ищут новые эффективные, методики лечения наркомании. Чтобы лечение было более эффективным, его нужно проводить стационарно. Наркомания требует длительного лечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне — сложный и длительный процесс, требующий колоссальных усилий со стороны человека, но и со стороны его близких.

Обобщив опыт социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в городе Санкт-Петербурге мы пришли к выводам, что общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения. В настоящее время осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.

Мы разработали и провели анкету, результаты которой показали, что 30% опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет. Таким образом, наркомания — тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное внимание уделять профилактике. Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача — показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого — ориентир на здоровый образ жизни.

Список литературы

Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф.

Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. -

М.: Академия, 2006. — 415 с.

Аксенова А. С. Профилактика зависимостей в условиях однократной встречи со слушателями / А. С. Аксенова // Психотерапия.

— 2007. — № 2. — С. 6−7.

Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. — 2004. — № 4.-С.19−29.

Андреева М. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // СОЦИС. — 1989. — № 4.

Анохина И. П., Векшина Н. Л., Веретинская А. Г. Центральные механизмы предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ // Журнал неврологии и психиатрии. — 1997. — № 12.

Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008

Боев Б. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // Вестник высшей школы. — 2002. — № 3.

Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.;

http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.;

http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания

Врублевский А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления // Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.

Двойменный И. А. Незаконный оборот наркотиков// СОЦИС. — 1999.-№ 5

Димов В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 1. — С. 166−179

Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю.

Федоренко // Журнал практического психолога. — 1999. — № 2. — С.46−53.

Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. — 2000. — № 7.

Иванец Н. Н., Винникова М. А. Клинические особенности постабстинентных нарушений при героиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению // Журнал неврологи и психиатрии. — 1999. — № 9.

Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ. — 2007. — 416 с.

Козлов А. А. Бузина Т. С. Психологические особенности больных наркоманиями // Журнал неврологи и психиатрии. -1999. — № 10.

Козлов А. А., Рохлина М. Л. «Наркоманическая» личность // Журнал неврологии и психиатрии. -

2000. — № 7. — С. 23−27.

Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ [Электронный ресурс]:

http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html

Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.

Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. — СПб.: Алетейя, 2001. 220с.

Лапко А. Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. — 2001. — № 9. — С. 15 — 18.

Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.

2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер.

с нем. / Общ. ред. А.

М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2001.

Медведева Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб.

науч. Трудов молодых исследователей. — Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. — С.134−136.

Мирошниченко Л. Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. — 2000. № 3.

Мосенкова О. Г. Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные проблемы науки и образования: тез. докл. XLIII внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ.

Магнитогорск, 2005. — С. 76−77.

Наркомания и общество [Электронный ресурс]:

http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php

Наркотики как бренд [Электронный ресурс]:

http://www.narkotiki.ru/research_6600.html

Общественность в профилактике наркомании [Электронный ресурс]:

http://www.bechterev.ru/papers/52.html

Панина Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г. Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание школьников. — 2001. — № 9. С.54−60.

Плющ И. В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И. В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2008. № 4. С. 41−52.

Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]:

http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html

Пузыревская Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. -2001. — № 7. — С. 54−58.

Пятунин В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. — Магнитогорск, 2000.-Гл.I.-с. 6−39.

Рубан Л. С. Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. -1999. — № 5.

Соловов А. В. Варианты психопатологии у подростков при начальных формах химической зависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья.- 2000. -№ 1. С. 79−82.

Социальные проблемы современной молодежи: сборник материалов международной научно-практической конференции, 3−4 декабря 2008 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф. А. Мустаевой (отв.

ред.), С. Н. Испуловой, Г. А. Кудрявцевой, О. Л. Потрикеевой.

Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 476с.

Уголовный кодекс Российской Федерации. // Российская газета 1996. 18 июня. № 113. (под ред. 05.

01.06.).

Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова // Народное образование. — 2000. — № 7. — С.114−122.

Фурсова Ю. А. Профилактика наркомании — дело общее / Ю. А.

Фурсоа // NOTA Bene. — 2002. — № 4. — С. 11−14.

Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. — 2007. — № 6. С.4−11.

Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Приложение 1

Дорогой друг!

Просим принять участие в социологическом исследовании по проблеме отношения подростков к наркотикам и причин употребления наркотических веществ. Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий вариант и отметьте его. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.

Заранее благодарим за сотрудничество!

Ваш пол:

□ мужской □ женский.

Ваш возраст:_______(укажите полное число лет на день опроса).

Условия воспитания:

□ в полной семье □ в неполной семье.

Что для вас является самым главным в жизни?

□ взаимоотношения в семье □ досуг.

□ друзья □ здоровье

□ любовь □ карьера

□ материальное благополучие □ учеба, профессиональное образование.

Какие у вас взаимоотношения с родителями?

□ дружеские □ конфликтные

□ другие (указать) □ непонимание Как вы используете свободное время (не больше четырех вариантов ответов)?

□ читаю книги □ хожу в спортивный клуб или секцию

□ слушаю музыку □ провожу время с друзьями

□ смотрю ТВ □ хожу в театры, музеи, на концерты

□ провожу время с родителями □ хожу в клубы, на дискотеки

□ играю в компьютерные игры □ путешествую по Интернету

□ занимаюсь домашними делами;

По какой причине молодые люди чаще всего пробуют наркотики?

□ от одиночества □ чтобы не отставать от сверстников

□ для самоутверждения □ из-за проблем в учебе

□ из любопытства □ для снятия напряжения, ухода от проблемы

□ в знак протеста □ это модно

□ для получения удовольствия □ другая причина (указать).

Ваше отношение к людям, употребляющим наркотики или другие вещества, изменяющие психическое состояние:

□ негативное, осуждающее

□ безразличное

□ другое (указать).

Есть ли среди ваших знакомых люди, употребляющие наркотики?

□ да

□ нет.

Изменится ли ваше отношение к знакомому, если вы узнаете, что он употребляет наркотики?

□ изменится

□ не изменится

□ трудно сказать.

Если отношение к знакомому изменится, то каким образом?

□ прервете с ним всякие отношения

□ сведете отношения до минимума □ постараетесь ему помочь.

Были ли в вашей жизни случаи пробы наркотиков?

□ да

□ нет.

Если проба наркотиков была, то укажите, какая причина этому способтвовала__________________________________

Считаете ли вы безопасным эпизодическое употребление наркотиков?

□ да

□ нет

□ затрудняюсь ответить.

Если бы у вас возникли проблемы с употреблением алкоголя и/или наркотиков, к кому бы вы самостоятельно обратились прежде всего?

□ к родителям □ педагогам

□ врачам □ друзьям

□ к психологам □ в «телефон доверия».

Спасибо за ваши искренние ответы!

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. — М.: Академия, 2006. — 415 с.
  2. А. С. Профилактика зависимостей в условиях однократной встречи со слушателями / А. С. Аксенова // Психотерапия. — 2007. — № 2. — С. 6−7.
  3. А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. — 2004. — № 4.-С.19−29.
  4. М. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // СОЦИС. — 1989. — № 4.
  5. И. П., Векшина Н. Л., Веретинская А. Г. Центральные механизмы предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ // Журнал неврологии и психиатрии. — 1997. — № 12.
  6. А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008
  7. . Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий // Вестник высшей школы. — 2002. — № 3.
  8. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
  9. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.- http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
  10. А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления // Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
  11. И. А. Незаконный оборот наркотиков// СОЦИС. — 1999.-№ 5
  12. В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 1. — С. 166−179
  13. Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. — 1999. — № 2. — С.46−53.
  14. Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. — 2000. — № 7.
  15. Н. Н., Винникова М. А. Клинические особенности постабстинентных нарушений при героиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению // Журнал неврологи и психиатрии. — 1999. — № 9.
  16. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ. — 2007. — 416 с.
  17. А. А. Бузина Т. С. Психологические особенности больных наркоманиями // Журнал неврологи и психиатрии. -1999. — № 10.
  18. А. А., Рохлина М. Л. «Наркоманическая» личность // Журнал неврологии и психиатрии. — 2000. — № 7. — С. 23−27.
  19. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ [Электронный ресурс]: http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html
  20. Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
  21. Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. — СПб.: Алетейя, 2001.- 220с.
  22. А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. — 2001. — № 9. — С. 15 — 18.
  23. Э. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2001.
  24. Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В. Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. — Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. — С.134−136.
  25. Л. Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. — 2000. № 3.
  26. О. Г. Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные проблемы науки и образования: тез. докл. XLIII внутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ.- Магнитогорск, 2005. — С. 76−77.
  27. Наркомания и общество [Электронный ресурс]: http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php
  28. Наркотики как бренд [Электронный ресурс]:
  29. http://www.narkotiki.ru/research_6600.html
  30. Общественность в профилактике наркомании [Электронный ресурс]: http://www.bechterev.ru/papers/52.html
  31. Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г. Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание школьников. — 2001. — № 9.- С.54−60.
  32. И. В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И. В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2008.- № 4.- С. 41−52.
  33. Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html
  34. Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. -2001. — № 7. — С. 54−58.
  35. В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин // Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. — Магнитогорск, 2000.-Гл.I.-с. 6−39.
  36. Л. С. Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. -1999. — № 5.
  37. А. В. Варианты психопатологии у подростков при начальных формах химической зависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья.- 2000. -№ 1.- С. 79−82.
  38. Социальные проблемы современной молодежи: сборник материалов международной научно-практической конференции, 3−4 декабря 2008 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф. А. Мустаевой (отв.ред.), С. Н. Испуловой, Г. А. Кудрявцевой, О. Л. Потрикеевой.- Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 476с.
  39. Уголовный кодекс Российской Федерации. // Российская газета 1996. 18 июня. № 113. (под ред. 05.01.06.).
  40. Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  41. Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова // Народное образование. — 2000. — № 7. — С.114−122.
  42. Ю. А. Профилактика наркомании — дело общее / Ю. А. Фурсоа // NOTA Bene. — 2002. — № 4. — С. 11−14.
  43. В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. — 2007. — № 6.- С.4−11.
  44. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ