Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психология принятия управленческих решений в кризисах руководства

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Отношения между участниками процесса управления базируются на человеческом поведении, ее психологической сущности, индивидуальности, других социально-психологических факторах, роль которых подчеркивается ростом сложности управленческих задач. Менеджеру необходимо знание состава и содержания свойств личности, умение организовывать прежде всего себя, быть психологом, уметь читать и формировать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические особенности принятия управленческих решений в условиях кризиса
    • 1. 1. Место человеческого фактора в процессе принятия решений
    • 1. 2. Особенности стилей принятия управленческих решений
  • Глава 2. Гендерные и возрастные особенности психологии принятия решений в условиях кризиса руководства
    • 2. 1. Гендерные особенности кризисного руководства
    • 2. 2. Гендерно-возрастные особенности кризисного руководства
  • Выводы
  • Список литературы

Психология принятия управленческих решений в кризисах руководства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Женщины осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Источник своего влияния они связывают с личными качествами — умением общаться, интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Однако выводы Дж. Роузнер необходимо принимать во внимание, учитывая, что основным методом исследования был метод описания стиля принятия решений руководством самими менеджерами, а не наблюдение или какие-либо другие объективные методы, что позволяет предположить значительное влияние эффекта «социальной желательности».

Проведенный нами анализ работ, посвященных стилям принятия решений, дает основание предполагать и другие различия, связанные с тендерными особенностями руководителей. Мужчины не разделяют личные и карьерные цели, в то время как женщины их разделяют. Существует также разница в отношении к риску в процессах принятия решений в бизнесе. Для мужчин риск — это баланс между выигрышем и потерей, при этом часть мужчин рассматривает риск негативно, часть позитивно и все согласны, что риск обладает и положительными и отрицательными характеристиками.

Женщины характеризуются негативным отношением к риску, рассматривая его как потенциальную опасность потерь, разрушений, беспокойства. Исследователи также отмечают разницу в отношении к той роли, которую должны играть менеджеры в организации. Так, женщины опираются в первую очередь на их собственные представления (и это может их отдалить от руководства), и манера вести себя в организации является частью их личности, женщины не отделяют личные отношения от служебных. Мужчины опираются в этой ситуации на ожидания своих начальников. Мужчины легче осваивают кооперативный стиль, свойственный организации, в которой они работают, легче, чем женщины могут поступиться личной неприязнью. В целом же на менеджерских позициях мужчины склонны судить других сотрудников на основе общих представлений, которыми они обладают о себе самих, о карьере в менеджменте в целом и о конкретной компании, на которую они работают. Представления же женщин различны на каждом уровне организации. Перечень качеств, который выделяют мужчины, совпадает в 20−25% случаев. При этом лидирующее положение занимают «умение принимать нетривиальные решения» (у женщин — «умение коммуницировать»); в целом для мужчин характернее выделять качества, в становлении которых есть собственные усилия. Среди личностных черт, мешающих бизнесу, 75% женщин и 35% мужчин назвали излишнюю мягкость и 25% мужчин — излишнюю жесткость. Также среди черт, мешающих бизнесу, назывались: отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишняя эмоциональность, доверчивость, стремление сделать хорошо для всех. Часть личностных свойств, формирующих «потенциал преимущества» женщин-менеджеров, не всегда ими осознается.

К ним относятся: умение регулировать процессы перемен, «калейдоскопное мышление», предрасположенность к лидерству, адекватность самооценки. При этом только 29% женщин-менеджеров отнесли себя к людям рационального типа. Остальные настаивают на большой доле иррационального или интуитивного типа мышления, а следовательно, и принятия решений. Доминирование интуиции над рациональностью в бизнесе в деятельности успешных женщин-менеджеров не случайно: именно интуиция позволяет формировать творческие линии поведения в деловой среде со многими неизвестными и принимать оптимальные управленческие решения. Феномен «калейдоскопного мышления» -это умение отойти от устоявшихся стереотипов и взглянуть на проблему под новым углом, используя всю предварительно собранную информацию для принятия решения. Подобное мышление отличается от «прицельного мышления» тем, что не застревает на каком-то одном аспекте проблемы и не концентрируется при любых условиях только на определенных способах решения проблемы.

Мужской стиль решения интеллектуальных задач характеризуется тенденцией выделять один, наиболее значимый с их точки зрения фактор и игнорировать остальные условия задачи. Женщины же включают в рассмотрение как можно больше исходных данных, не разделяя их на более или менее значимые.

2.2 Гендерно-возрастные особенности кризисного руководства

Поскольку процесс принятия решения руководителем в определенной степени обусловлен его полом, то можно предположить, что половой диформизм будет наблюдаться и в выборе типов решения. Здесь надо иметь в виду, что руководители — и женщины, и мужчины — в этом процессе сталкиваются с необходимостью предварительного мысленного «проигрывания», внутреннего опробования различных вариантов решения, построения гипотез и допущений, с помощью которых вероятностно предвосхищаются искомый результат принимаемого решения и пути, ведущие к нему. А это зависит не только от условий, в которых принимается решение, но и от особенностей мыслительной деятельности, а именно: процессов антиципации (А), прежде всего быстроты выдвижения гипотез решения, и контроля (К) за ходом принятия решения. Типырешений можно представить в виде определенной типологической шкалы, фиксирующей разный характер соотношения процессов антиципации и контрольных действий:

А>К — импульсивные решения;

АіК — решения с риском;

А=К — уравновешенные решения;

АЈК — осторожные решения;

А<�К- замедленные решения. Каким же образом тип решения связан с различиями между женщинами и мужчинами-руководителями, а также с их образованием и возрастом? В некоторых работах были установлены связи с последними из названных факторов, но без учета половых особенностей. В своем исследовании мы попытались восполнить этот пробел и установить характер влияния пола руководителя на индивидуально-типические переменные процесса принятия решения. На основе анализа экспериментальных результатов было установлено (табл. 2.1), что у женщин-руководителей преобладают «уравновешенные», а также «осторожные» решения, а у мужчин чаще встречаются «уравновешенные» решения и «решения с риском». Таким образом, можно сделать вывод, что на типы решений определенное влияние оказывают различия по признаку пола. Указанные связи достоверны. Таблица 2.1 — Результаты исследований

ВозрастТипы решений

А>КАіКА=КАЈКА<�КМЖМЖМЖМЖМЖ21−25 112 112 121 126−30 214 233 131 231−35 316 235 252 136−404 262 510 592 141−45 112 112 121 146−50—2 122 121-Средний %16,48,832,813,222,435,316,433,811,98,8Одну из своих задач мы видели в том, чтобы выявить влияние возраста на характер мыслительного поиска у мужчин и женщин-руководителей. Распределение типов решений на разных возрастных периодах представлено в табл.

2.1Из приведенной таблицы видно, что у женщин-руководителей на всем возрастном диапазоне (от 21 до 50 лет) независимо от конкретного возраста преобладают «осторожные» и «уравновешенные» решения, т. е. тип принятия решения незначительно зависит от возраста. У мужчин-руководителей жизненный опыт, приобретаемый с возрастом, содействует преодолению крайностей, т. е. с увеличением возраста имеет место некоторая тенденция к сокращению крайних «импульсивных» и «замедленных» решений и к относительному возрастанию «уравновешенных» решений. Как считает У. Найссер, образование позволяет человеку увидеть больше альтернативных возможностей действия 6. Он отмечает, что руководители с высшим образованием принимают более оригинальные и самостоятельные решения. Мы также попытались учесть этот фактор. Распределение типов решений у мужчин и женщин-руководителей разного уровня образования представлено в табл.

2.2. Таблица 2.2 — Распределение типов решений у мужчин и женщин-руководителей разного уровня образования

Уровень образования руководителей

Типы решений

А>КАіКА=КАЈКА<�КМЖМЖМЖМЖМЖСреднее—1122−1—Незаконченное высшее1−32 343 411

Высшее113 433 395 811

Анализ данных таблицы показывает, что чем выше уровень образования как женщин, так и мужчин-руководителей, тем более уравновешенным оказывается соотношение между процессом выдвижения гипотез решения и критичностью их оценок. Явных различий между женщинами и мужчинами по данному вопросу не выявлено. Причем и для мужчин и для женщин-руководителей с высоким уровнем образования характерны не только уравновешенные, но и осторожные, а также рискованные решения. Крайние решения имеют незначительный процент. В целом можно сделать вывод, что влияние уровня образования, а также возраста руководителей на типы решений направлено «от краев к центру» шкалы, благодаря чему крайности в решениях преодолеваются. Разумеется, это нельзя понимать в абсолютном смысле. Каков бы ни был уровень образования руководителя (мужчины или женщины), всегда имеет место некоторое своеобразие его мыслительного поиска, индивидуальный стиль и тип мышления. Итак, благодаря анализу соответствующей научной литературы и собственным исследованиям удалось обнаружить, выявить и структурировать некоторые данные о различиях в процессе принятия решения между мужчинами и женщинами-руководителями, специфику данного процесса, определяемую половыми особенностями мужчин и женщин. Это позволит, по нашему мнению, правильно диагностировать, обучать и осуществлять коррекцию процесса принятия решения. Выводы

Отношения между участниками процесса управления базируются на человеческом поведении, ее психологической сущности, индивидуальности, других социально-психологических факторах, роль которых подчеркивается ростом сложности управленческих задач. Менеджеру необходимо знание состава и содержания свойств личности, умение организовывать прежде всего себя, быть психологом, уметь читать и формировать психологические портреты подчиненных, обладать прижимами самоорганизации, самоконтроля и самоуправления в целях эффективного управления людьми и достижения поставленных целей. Управленческое решение несет на себе отпечаток личностных факторов, к которым относятся психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные), психологические состояния (бодрость, усталость, стресс и др.), психические свойства (память, логика, интуиция, суждения, темперамент и т. д.) Одной из важных и специфических составляющих модели менеджера является темперамент управленца (холерический, сангвинический, флегматичный меланхолический), который влияет на процесс принятия решений. Все психологические свойства непосредственно влияют на формирование индивидуального стиля принятия решений у руководителя и косвенно на качество принимаемых им решений Наиболее общая классификация стилей п принятия решений по различным признакам: 1) по соотношению усилий менеджера на стадиях разработки и критики альтернатив (инертный, осторожный, уравновешенный, рискованный, импульсивный стиле): 2) по степени участия подчиненных в принятии решений (авторитарный, демократический): 3) по уровням организации управленческих решений. Среди основных психологических рекомендаций по проблеме принятия управленческих решений можно отметить следующие: Представленные нами данные со всей очевидностью демонстрируют тот факт, что существуют тендерные различия в стилях принятия решений руководителем, которые необходимо учитывать в реальном менеджменте. Благодаря анализу соответствующей научной литературы и собственным исследованиям удалось обнаружить, выявить и структурировать некоторые данные о различиях в процессе принятия решения между мужчинами и женщинами-руководителями, специфику данного процесса, определяемую половыми особенностями мужчин и женщин. Это позволит, по нашему мнению, правильно диагностировать, обучать и осуществлять коррекцию процесса принятия решения.

Список литературы

Булатова, Е. А. Интуитивные управленческие решения [Текст] ] / Е. А. Булатова // Проблемы многоуровневого образования: Тез. докл. XV междунар. науч.

метод. конф. / Нижегор. гос. архитектур.

строит. ун-т. Н. Новгород, 2012

Бондаренко Д. Ф. Механизм принятия управленческих решений. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — Март, 2012 [Электронный ресурс]. URL:

http://ekonomika.snauka.ru/2012/03/515Соколова, Л. Е. Разработка управленческого решения: конспект лекций [Текст] / Л. Е. Соколова. — М.

: Высшее образование, 2009. — 188 с. Управленческие решения: технология, методы и инструменты [Текст]: учебное пособие / П. В.

Шеметов [и др.]. — М.: Омега-Л, 2010. — 398 с. Юкаева В. С. Управленческие решения [Текст] / В. С. Юкаев. -

М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 324 с. Зуб А. Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика.

Инфра-М, 2010. 400с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. А. Интуитивные управленческие решения [Текст] ] / Е. А. Булатова // Проблемы многоуровневого образования: Тез. докл. XV междунар. науч.-метод. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2012.
  2. Д.Ф. Механизм принятия управленческих решений. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — Март, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/03/515
  3. , Л. Е. Разработка управленческого решения: конспект лекций [Текст] / Л. Е. Соколова. — М.: Высшее образование, 2009. — 188 с.
  4. Управленческие решения: технология, методы и инструменты [Текст]: учебное пособие / П. В. Шеметов [и др.]. — М.: Омега-Л, 2010. — 398 с.
  5. В.С. Управленческие решения [Текст] / В. С. Юкаев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 324 с.
  6. Зуб А. Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика.-Инфра-М, 2010.- 400с
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ