Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансовое состояние предприятия (на примере ОАО ПО «Монтажник»)

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 2004 г. наблюдается рост благосостояния населения в городе Магнитогорске, увеличение темпов роста расходов на крупные покупки, особенно в кредит, что позволяет перераспределить денежные ресурсы и не выделять из бюджета значительные суммы, поскольку рассчитывается обязательный ежемесячный платеж, снижается необходимость накопления, что приводит к наличию некоторых свободных сумм. Как известно… Читать ещё >

Финансовое состояние предприятия (на примере ОАО ПО «Монтажник») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задание № 1. Изучение организационно-экономической характеристики ОАО ПО «Монтажник»

Краткая характеристика предприятия: миссия, цели, основные виды деятельности ОАО «Производственное объединение Монтажник» относится к предприятиям строительной отрасли.

Открытое акционерное общество «Производственное объединение Монтажник», действующее на основании Устава, зарегистрировано решением № 49−21−22 марта 1993 г. администрацией Правобережного района г. Магнитогорска на базе кооператива «Монтажник», основанного в 1988 году.

Юридический адрес:

455 000 Челябинская область. Город Магнитогорск, ул. Курако, 6.

Тел/факс (3519) 24−75−52, 24−76−39 Еmail [email protected].

ОАО «ПО Монтажник» является многопрофильным предприятием осуществляет деятельность по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности, имея лицензии:

— на 85 наименований работ строительной деятельности, выполнение функций генерального подрядчика;

— деятельность по эксплуатации газовых сетей;

— эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

— деятельность по эксплуатации электрических сетей;

— производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Экономическая деятельность предприятия финансируется за счет собственных источников. ОАО «ПО Монтажник» является собственником:

— основных производственных фондов и оборотных средств;

— продукции, произведенной предприятием в ходе экономической деятельности;

— полученных доходов, а также имущества, приобретенного за счет собственных средств. Основное направление деятельности ОАО «ПО Монтажник" — общестроительные и строительно-монтажные работы, монтаж технологического оборудования, работы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей и коммуникаций, пуско-наладочные, отделочные работы.

Помимо строительно-монтажных работы, ОАО «ПО Монтажник» производит на собственном оборудовании: бетон, раствор, железобетонные изделия: блоки ФБС, кольца КС-1−0,9 КС-1,5−0,9, крышки колец, плиты ПТП. Плиты: тротуарные, облицовочные и цокольные, камни бетонные и ж.б. бортовые, ступени ж.б. и бетонные.

ОАО «ПО «Монтажник» специализируется на строительстве промышленных объектов. За последние три года построил и реконструировал более 30 промышленных объектов, имеющих большое значение не только в масштабах города, но и региона. Техническая оснащенность и квалифицированный кадровый состав ОАО «ПО Монтажник» позволяют выполнять работы любой сложности: от земляных работ до сдачи объекта «под ключ».

Анализ технико-экономических показателей Анализ технико-экономических показателей ОАО «ПО Монтажник» представлен в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1

Анализ технико-экономических показателей ОАО «ПО Монтажник»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменения

Темп роста

(3)-(2),

+/;

(4)-(3),

+/;

(3)/(2)*100,%

(4)/(3)*100,%

1. Среднесписочная численность работников, чел. стр. 850 Ф5

101,90

100,00

2. Стоимость основных фондов, тыс. руб. стр. 120 Ф1н+стр.120Ф1к/2

106,11

116,92

3. Стоимость оборотных средств, тыс.руб. стр. 290 ф1

149,03

116,07

4. Выручка от реализации, тыс. руб. стр. 010 Ф2

120,38

223,31

5. Себестоимость работ (услуг), тыс. руб. стр. 020 Ф2

115,42

171,46

6. Валовая прибыль, тыс. руб. стр. 029 Ф2

170,67

578,13

7. Коммерческие и управленческие расходы Стр. 030+стр.040 Ф2

120,00

300,00

8. Прибыль от продаж, тыс.руб. стр. 050 Ф2

183,33

623,64

9. Затраты на 1 руб. реализованных работ, руб./руб. (п.5/п3)

0,27

0,21

0,31

— 0,06

0,10

77,44

147,73

10. Фондоотдача, руб./руб. (п.3/п2)

0,64

0,90

0,89

0,26

— 0,01

140,45

99,27

11. Фондовооруженность, руб./чел. (п.2/п.1)

41,75

43,48

50,83

1,72

7,36

104,13

116,92

12. Производительность труда, тыс. руб./чел. (п.4/п.1)

7,94

9,38

20,95

1,44

11,57

118,13

223,31

13. Рентабельность работ (услуг), (п.8/п.5)

0,08

0,13

0,46

0,05

0,33

158,85

363,72

Таким образом, на основании данных табл. 1 можно сделать следующие выводы:

— среднесписочная численность сотрудников увеличилась в 2008 г. на 1,9%, а в 2009 г. была стабильной и не изменялась;

— стоимость основных фондов увеличилась в 2008 г. на 6%, а в 2009 г. на 16,9%, что свидетельствует о расширении производственных фондов предприятия;

— стоимость оборотных средств в 2009 г. выросла на 16% что является благоприятной тенденцией;

— выручка от реализации увеличилась в 2009 г. в 2 раза, а прибыль от продаж увеличилась в 6 раз;

— увеличение производительности труда в 2009 г. в 2 раза является положительной тенденцией, так как происходит наряду с неизменной численностью персонала;

— на протяжении анализируемого периода наблюдается рост рентабельности: в 2008 г. на 58,8% и в 2009 г. более чем в 3 раза.

Задание № 2. STEP-анализ ОАО «ПО Монтажник»

Микросреда — силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, то есть сама фирма, ее поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контактная аудитория. В дальнейшем для рассматриваемого предприятия, важно не только изучить специфику элементов микросреды и обеспечить их оптимальное сочетание, но и оказать на нее соответствующее воздействие.

Основными элементами макросреды, которые оказывают влияние на компанию в целом, являются следующие факторы: социальные, природно-географические и экологические, научно-технические, политические, экономические, культурные.

Анализ внутренней и внешней среды представлен на рис. 2.

Рис. 2. Анализ внутренней и внешней среды Рассмотрим каждый из перечисленных факторов на рис. 1. и их влияние на деятельность ОАО «ПО Монтажник».

Социальные факторы (S):

Социальные факторы характеризуются положением отдельных социальных слоев общества, распределением его принадлежности к различным классам, степенью полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности или взрывоопасности, характером социальной конфликтов и социальной борьбы и т. д.

Экономические факторы (Е):

С 2004 г. наблюдается рост благосостояния населения в городе Магнитогорске, увеличение темпов роста расходов на крупные покупки, особенно в кредит, что позволяет перераспределить денежные ресурсы и не выделять из бюджета значительные суммы, поскольку рассчитывается обязательный ежемесячный платеж, снижается необходимость накопления, что приводит к наличию некоторых свободных сумм. Как известно, уровень инфляции постепенно растет, доходы населения имеют положительную динамику, однако реальный рост доходов сопоставим (или равен) уровню инфляции. С учетом того, что процент по кредиту (средняя процентная ставка по кредитам на собственные нужды в городских банка составляет примерно 17%) выше уровня инфляции, выгоднее жить в кредит, чем копить.

Поскольку происходит улучшение условий жизни населения, то растет и предложение на рынке жилья. Возможно ужесточение конкуренции на рынке, поэтому необходимо более четкое сегментирование рынка и поиск нестандартных решений продвижения продукции ОАО «ПО Монтажник».

Экологические факторы:

Для обеспечения экологической безопасности разрабатываются новые виды строительных экологически безопасных материалов. При применении определённых технических решений возможно строительство высотных зданий.

Законом РФ «О защите прав потребителей» установлено право покупателей на безопасность товаров и услуг, которая в обязательном порядке должна быть подтверждена наличием сертификата соответствия. Без этих документов оказание услуг запрещено.

Политические факторы (Р):

В России идет активная законотворческая работа по поддержанию малого бизнеса, по улучшению практического значения свода нормативных документов, установлению упрощенной налоговой политики, призванной упростить осуществление и формирование финансовой и бухгалтерской и налоговой отчетности частных предпринимателей и юридических лиц, относящихся к малому бизнесу.

Упрощение форм налогообложение — есть один из реальных шагов поддержки малого бизнеса, заставляющий надеяться на формирование цивилизованного малого и среднего бизнеса.

Технологические факторы (Т):

Новые технологии создают новые рынки и новые возможности для развития старых. Новое мощное оборудование для приготовления и хранения готовых блюд повышает конкурентоспособность предприятия общественного питания.

В настоящее время ОАО «ПО Монтажник» имеет множество современной техники, облегчающей работу строительного предприятия.

К научно-техническим факторам способным повлиять на деятельность ОАО «ПО Монтажник» можно отнести совершенствование технологии производства. И не только самой технологии, но главным образом возможности ее применения.

Рынок:

ПО Монтажник" функционирует в строительной отрасли Магнитогорска на рынке жилья и производственного строительства. Численность населения г. Магнитогорска в 2009 г. составила 413,0 тыс. чел., что на 1,9 тыс. чел. меньше чем в 2008 г. Общее число проживающих снизилось почти на 2,0 тыс.чел. На основе этих данных можно определить тенденции рынка. Число лиц потенциального рынка от общего числа жителей города в возрастном периоде от 16−24 лет составляет 86 300 чел., притом, что каждый год оно будет уменьшаться на 0,25% от общего числа жителей города. Однако за последние три года увеличилась рождаемость, что положительно влияет на деятельность ОАО «ПО Монтажник».

Потребители:

В основном юридические лица: предприятия и организации.

Конкуренты:

Наибольшую опасность с точки зрения конкуренции для ОАО «ПО Монтажник» представляют:

1) ОАО «Магнитострой»

2) ОАО «Прокатмонтаж».

3) ОАО «Строительный комплекс»

4) «особо активные новички»

Кроме того, следует отметить, что на Магнитогорском рынке недвижимости действует ряд строительно-монтажных фирм, начавших свою работу не более года назад, но уже приобретающих известность и имеющих большой потенциал развития. Это, например, «Содействие».

Цена:

Цены находятся на среднем уровне по сравнению с основными конкурентами.

Договорные обязательства:

Основные поставщики сырья и материалов в ОАО «ПО Монтажник» представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные поставщики сырья и материалов в ОАО «ПО Монтажник»

Наименование сырья

Наименование поставщика

Город

Брус, деревянные лестницы, рамы

ОАО «Верисель»

г. Челябинск

Железобетонные материалы

ЗЖБИ

г. Магнитогорск

Цемент, шлакоблок, кирпич

ЗАО «МЦОЗ», ЗАО «Огнеупор», ОАО «Строительыне смеси», ОАО «Промстройресурсы»

г. Магнитогорск

Песок

ОАО «Строй Плюс»

г. Челябинск

Пазогребневая гипсовая плита (пазогребень), гипсокартон, сухие строительные смеси

«ГЛАВСТРОЙ КОМПЛЕКТ»

г. Екатеринбург

Климатическое Оборудование. Внутренние Инженерные Коммуникации.

«ЕвроСтильТрейд»

г. Москва, Ленинский проспект, д. 16

Поставка материалов для инженерных систем. Водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление, вентиляция, кондиционирование и холодоснабжение

Компания «ЭЛИТА»

г. Новосибирск, ул. Лазарева, д. 33/1, этаж 5 т. (383) 354−05−34 м.т. 913−908−2040

Высококачественных полимерных трубопроводов для систем водоснабжения, отопления, канализации европейских и российских производителей

ТД «Вессель»

г. Москва, 29-й км. МКАД

Кровля, и комплектующие: керамическая и гибкая черепица, мансардные окна, водостоки

ОАО «Кровельный Монтажник»

Московская обл., г. Химки, ул. Московская, д.21

двери противопожарные, двери технические, входные, межкомнатные, антивандальные и другие

ОАО «СПЕЦДВЕРИ»

г. Челябинск, пер. Интернациональный д.5

Таким образом, факторы внешней среды благоприятно влияют на деятельность ОАО «ПО Монтажник»: развивается рынок строительства и ипотеки, выпускаются экологически безопасные и качественные материалы, правовая среда дает возможность предприятиям малого бизнеса развиваться.

Задание № 3. Оценка системы АКУ ОАО ПО «Монтажник» посредством тестирования ТЕСТ 1 «Оценка понимания руководством организации угрозы кризиса и значения АКУ»

1. Сталкивалась ли ваша компания или подразделение с кризисной ситуацией?

2. Допускаете ли вы возможность появления кризиса в будущем?

3. Принимали ли вы когда-либо участие в борьбе с кризисной ситуацией?

4. Приходилось ли вам предпринимать шаги по предотвращению кризиса, которые с вашей точки зрения могли бы быть более эффективными?

5. Интересовал ли вас когда-либо вопрос, почему одни кризисы появляются и проходят, а другие имеют затяжной характер и продолжают существовать как бы «сами по себе»?

6. Убеждены ли вы, что ваша организация или ее подразделение уязвимы перед кризисом?

7. Ощущали бы вы себя более уверенно, если бы были более компетентны в области антикризисного управления?

8. Есть ли у вас внутренне убеждение, что следует предпринять сейчас какие-либо действия по предотвращение кризиса в вашей компании или ее подразделениях?

9. Возникают ли у вас сомнения в связи с советами, которые вы прочитали или которые вам были даны по данной проблематике?

10. Если вы найдете разумными советы консультанта, будете ли вы готовы к тому, чтобы немедленно последовать им в отношении своей организации?

Определение результатов и действия В результате опроса руководства ОАО ПО «Монтажник» получены положительные ответы на вопросы № 2, 6, 7, 8, 9 и 10. Таким образом, организация уязвима перед кризисом. Если она до сих пор еще не столкнулась с кризисом, то ей крупно повезло. Необходимо разработать комплекс мер по антикризисному управлению.

ТЕСТ 2 «Насколько организация уязвима перед кризисом?»

1. Является ли ваша организация достаточно известной в отрасли?

2. Является ли ваша организация достаточно известной в городе (регионе), в котором она работает?

3. Проявляют ли журналисты, предприниматели и торговые агенты интерес к вашей организации?

4. Работает ли ваша организация в жестко регулируемой законодательством и постановлениями Правительства РФ отрасли?

5. Являются ли судебные иски против вашей организации частым явлением?

6. Создают ли проблемы нынешние или прошлые работники в вашей организации?

7. Руководит ли вашей организацией широко известный в регионе или городе человек?

8. Вызывают ли ваша организация, ее высший менеджмент, отрасль, в которой она работает, какие-либо спорные вопросы на городском, региональном или федеральном уровне?

9. Котируются ли акции вашей компании на рынке ценных бумаг?

10. Попадала ли организация в кризисную ситуацию за последние пять лет?

Определение результатов и действия В результате опроса руководства ОАО ПО «Монтажник» не получено положительных ответов. Таким образом, организация в меньшей степени подвержена кризисам, чем средняя аналогичная компания. Руководству необходимо определить, изменятся ли какие-либо затронутые в вопросах параметры.

ТЕСТ 3 «Оценка уровня антикризисных мер, предпринимаемых в организации»

1. Имеется ли в вашей организации или в подразделении план антикризисного управления?

2. Проводились ли в вашей организации или каком-либо ее подразделении за последние 12 месяцев имитационные тренинги кризисной ситуации?

3. Разработаны ли информационные материалы для использования в случае кризиса?

4. Сформирована ли в вашей организации команда по управлению кризисом?

5. Определено ли в вашей организации кто будет пресс-секретарем в случае кризиса?

6. Проходили ваши пресс-секретари обучение обращению с прессой в период кризиса в течение последних 12 месяцев?

7. Согласны ли вы с утверждением: «Маловероятно, что наше организация когда-либо окажется в состоянии кризиса»?

8. Выживет ли ваш бизнес в условиях кризиса без предварительного планирования в условиях «импровизационного» менеджмента?

9. Знаете ли вы, что должно быть сделано, чтобы полностью подготовить вашу организацию к кризису?

10. С вашей точки зрения ваша организация хорошо подготовлена к управлению кризисом?

Определение результатов и действия В результате опроса руководства ОАО ПО «Монтажник» получены отрицательные ответы на вопросы № 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10. Таким образом, организация не подготовлена к кризису и рискует потерять свою репутацию.

финансовый экономический анализ Задание № 4. Изучение методики ФСФО и проведение анализа финансового состояния ОАО ПО «Монтажник» по данной методике Рассчитаем показатели по методике ФСФО на основании данных бухгалтерской отчетности ОАО ПО «Монтажник», представленных в приложении:

Среднемесячная выручка К12007= 834/12=69,5

К12008= 1004/12=84

К12009= 2242/12=187

Как показывает расчет, среднемесячная выручка увеличивалась на протяжении анализируемого периода, следовательно, объем доходов организации за рассматриваемый период является основным финансовым ресурсом организации, который она использует для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками.

Доля денежных средств в выручке (К2) организации рассчитывается как доля выручки организации, полученная в денежной форме, по отношению к общему объему выручки:

К2 2007= 16/834=2

К2 2008= 170/1004=17

К2 2009= 95/2242=4,2

Можно говорить о конкурентоспособности и достаточной степени ликвидности услуг, а также о высоком уровне менеджмента и эффективной работы маркетингового подразделения организации. Значительная доля денежных средств обеспечивает возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Среднесписочная численность работников (К3). Данный показатель определяется в соответствии с представленными организацией сведениями о среднесписочной численности работников и соответствует строке 850 приложения к бухгалтерскому балансу:

К3 2007= 105

К3 2008= 107

К3 2009= 107

Среднесписочная численность стабильна.

Определим степень платежеспособности общую (К4):

К4 2007= 2537+32/69,5=37

К4 2008= 3661+796/84=53

К4 2009= 3318+444/187=20

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5) вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную выручку:

К5 2007= 208+32/69,5=3,4

К5 2008= 723+796/84=18

К5 2009= 855+444/187=7

Вычислим коэффициент задолженности другим организациям (К6):

К6 2007= 1572+154+99/69,5=26

К6 2008= 1537+174+99/84=21,5

К6 2009= 853+20+57/187=5

Коэффициент задолженности фискальной системе (К7):

К7 2007= 37/69,5=0,5

К7 2008= 50+7/84=0,7

К7 2009= 30+2/187=0,2

Коэффициент внутреннего долга (К8):

К8 2007= 1+2+5/69,5=0,1

К8 2008= 11+7+5/84=0,3

К8 2009= 3+2+5/187=0,05

Расчет степени платежеспособности общей и распределение показателя по виду задолженности позволяют определить количество месяцев организация может рассчитаться со своими кредиторами при условии сохранения среднемесячной выручки, полученной в данном отчетном периоде, если не осуществлять никаких текущих расходов, а всю выручку направлять на расчеты с кредиторами. Так на конец анализируемого периода необходимо 20 месяцев, чтобы рассчитаться со всеми обязательствами, 7 месяцев для расчета с кредитом банка, 5 месяцев понадобится чтобы погасить задолженность перед другими организациями, менее недели понадобится для покрытие задолженности перед фискальными органами.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9) определяется как отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной выручке:

К9 2007= 2537/69,5=36,5

К9 2008= 3661/84=43,6

К9 2009=3318/187=17,7

Рассчитаем коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К10):

К10 2007= 2794/2537=1,1

К10 2008= 4164/3661=1,1

К10 2009= 4833/3318=1,4

Собственный капитал в обороте (К11) вычисляется как разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами:

К11 2007= 6067−5842=225

К11 2008= 5904−6197=-293

К11 2009= 7939−6868=1071

Увеличение в 2009 г. является одним из важных факторов повышения финансовой устойчивости

Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) (К12):

К12 2007= 225/2794=0,08

К12 2008= -293/4164=-0,07

К12 2009= 1071/4833=0,2

Показатель характеризует соотношение собственных и заемных оборотных средств и определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости. Так в 2007 году доля собственных оборотных средств составила 8% от всех оборотных средств. В 2009 г. этот показатель вырос до 20%.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) (К13):

К13 2007= 6067/5842+2794=0,7

К13 2008= 5904/6197+4164=0,6

К13 2009= 7939/6868+4833=0,7

Из проведенного расчета видно, что доля активов, которые покрываются за счет собственного капитала составляли 70% в 2007 году (обеспечиваются собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств. Собственные источники формирования на конец 2009 года составили также 70%.

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К14) вычисляется путем деления оборотных активов организации на среднемесячную выручку и характеризует объем оборотных активов, выраженный в среднемесячных доходах организации, а также их оборачиваемость:

К14 2007=2794/69,5=40

К14 2008= 4164/84=49,5

К14 2009= 4833/187=26

Данный показатель оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Показатель дополняется коэффициентами оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых характеризуют структуру оборотных активов организации.

Коэффициент оборотных средств в производстве (К15):

К15 2007= 721+193/69,5=10,6

К15 2008= 911+270/84=14

К15 2009= 1976+92/187=11

Коэффициент оборотных средств в производстве характеризует оборачиваемость товарно-материальных запасов организации. Значения данного показателя определяются отраслевой спецификой производства, характеризуют эффективность производственной и маркетинговой деятельности организации.

Коэффициент оборотных средств в расчетах (К16) вычисляется как отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке:

К16 2007=2794−721−193/69,5=27

К16 2008 =4164−911−270/84=35,5

К 16 2009=4833−1976;92/187=15

Рентабельность оборотного капитала (К17):

К17 2007= 47/2794=0,02

К17 2008= 11/4164=0,003

К17 2009= 392/4833=0,08

Рентабельность продаж (К18):

К18 2007= 60/834=0,07

К18 2008= 110/1004=0,1

К18 2009= 686/2242=0,3

Среднемесячная выработка на одного работника (К19):

К19 2007= 69,5/105=0,7

К19 2008= 84/107=0,8

К19 2009= 187/107=1,7

Этот показатель определяет эффективность использования трудовых ресурсов организации и уровень производительности труда. Выработка дополнительно характеризует финансовые ресурсы организации для ведения хозяйственной деятельности и исполнения обязательств, приведенные к одному работающему в анализируемой организации.

Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (К20):

К20 2007= 69,5/5842=0,01

К20 2008= 84/6197=0,01

К20 2009= 187/6868=0,03

Коэффициент инвестиционной активности (К21) вычисляется как частное от деления суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую:

К21 2007= (206 110+7782)/74 961 906+533/5842=0,2

К21 2008= (25 874+0+15 778)/110 094 925+580/6197=0,2

К21 2009= (10 564+0+9276)/116 057 640+693/6868=0,1

Полученные результаты сведем в табл. 3.

Таблица 3

Динамика показателей финансового состояния ОАО ПО «Монтажник» по методике ФСФО

Обозна-чения

Наименование финансового коэффициента

Значение показателя

Изменение

Абс, (+;-)

Темп роста, %

К1

Среднемесячная выручка

69,5

К2

Доля денежных средств в выручке

4,2

24,7

К3

Среднесписочная численность работников

К4

Степень платежеспособности общая

К5

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам

3,4

К6

Коэффициент задолженности другим организациям

21,5

К7

Коэффициент задолженности фискальной системе

0,5

0,7

0,2

28,5

К8

Коэффициент внутреннего долга

0,1

0,3

0,05

К9

Степень платежеспособности по текущим обязательствам

36,5

43,6

17,7

К10

Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами

1,1

1,1

1,4

К11

Собственный капитал в обороте

— 293

;

;

;

К12

Доля собственного капитала в оборотных средствах

0,08

— 0,07

0,2

;

;

;

К13

Коэффициент автономии

0,7

0,6

0,7

К14

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

49,6

К15

Коэффициент оборотных средств в производстве

10,6

К16

Коэффициент оборотных средств в расчетах

35,5

К17

Рентабельность оборотного капитала

0,02

0,003

0,08

К18

Рентабельность продаж

0,07

0,1

0,3

К19

Среднемесячная выработка одного работника

0,7

0,8

1,7

К20

Фондоотдача

0,01

0,01

0,03

К21

Коэффициент инвестиционной активности

0,2

0,2

0,1

Построим диаграммы, отражающие наиболее яркие коэффициенты (рис. 2−3).

Рис. 2. Динамика показателей платежеспособности Рис. 3. Динамика показателей эффективности использования оборотного капитала Таким образом, на основании табл. 3., рис. 2 и 3 и проведенного анализа можно сделать выводы, что финансовое состояние ОАО ПО «Монтажник» на протяжении анализируемого периода ухудшалось и для его стабилизации необходима разработка мероприятий и антикризисной программы.

Задание № 5. Анализ возможностей и угроз ОАО ПО «Монтажник»

С целью анализа внутренних сил и слабостей, внешних возможностей и угроз ОАО ПО «Монтажник» построим свот-матрицу (табл. 4).

Таблица 4

SWOT — матрица ОАО «ПО Монтажник»

Внутренняя среда Внешняя среда

S: сила организации

S1: Выгодное географическое положение.

S2: Производственные мощности загружены на 65%.

S3: Высокая квалификация персонала основного производства

S4: Известность и хорошая репутация

W: слабости организации

W1: Нет собственного завода железобетонных конструкций базы.

W2: Не завершена реконструкция

W3: Слабая подготовка персонала управления сбыта.

W4: Сильная ориентация на экспорт

W5: Низкие производственные

запасы.

W6: Негибкая ценовая политика.

О: внешние возможности О1: Антидемпинговые процессы в зарубежных странах.

О2: Экономический кризис в Южно-азиатском регионе.

О3: Введение НДС на поставки с Украины.

О4: Несовершенная ценовая политика основных конкурентов.

О5: Ориентация основных конкурентов на экспорт.

O1O2S1S4: Активно увеличивать долю продаж на внутреннем рынке.

O3O4S2S3: Увеличивать объёмы поставок на внутренний рынок, т.ч. за счёт разумной ценовой стратеги.

O2O3O4W3W6: Укреплять взаимоотношения с основными потребителями на внутреннем рынке.

O4O5W6: Разработать новые ценовые подходы для внутреннего рынка.

Т: внешние угрозы Т1: Дефицит железорудного сырья в регионе.

Т2: Давление естественных монополистов.

Т3: Несовершенная налоговая система России.

Т4: Введение в Челябинской области 5% налога с продаж.

Т5:Несовершенное таможенное законодательство.

Т6: Экономический кризис в России.

Т1Т2S1S2: Разработать новые взаимозачётные схемы.

Т3Т4S1S2: Работать без торговых посредников Т2S2S4: Войти в кооперацию с естественными монополистами, в т. ч. ценовую.

Т1Т3Т6W1W3: Уйти с внутреннего рынка.

T1T2T6W3W6: Развивать не денежные формы оплаты

Задание № 6. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния ОАО ПО «Монтажник»

Первый этап Устранение неплатежеспособности — это самая неотложная задача в системе мер финансовой стабилизации организации, проводимая с целью предупреждения возникновения процедур банкротства.

Устранение неплатежеспособности ОАО ПО «Монтажник» целесообразно производить при помощи принципа «отсечения лишнего» путем уменьшения размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде.

Основные мероприятия по сокращению размера краткосрочных финансовых обязательств ОАО ПО «Монтажник», обеспечивающие снижение объема отрицательного денежного потока:

— пролонгация краткосрочных финансовых кредитов;

— реструктуризация портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

— увеличение периода предоставляемого поставщиками товарного кредита;

— отсрочка расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности организации;

— сокращение затрат на приобретение материалов, инвентаря и оборудования;

— сокращение расходов на командировку, рекламу и др.;

— реструктуризация кредиторской задолженности.

В этом случае важно создание условий, позволяющих увеличить качество услуг и снизить их себестоимость. Цель этого этапа стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность организации, то есть объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде.

Второй этап Восстановление финансовой устойчивости — это устранение негативных причин влияющих на финансовую устойчивость организации, позволяющее устранить причины банкротства в среднесрочном периоде.

Восстановление финансовой устойчивости ОАО ПО «Монтажник» целесообразно проводить как продолжение реализации принимаемых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов. Это достигается с помощью принципа «сжатие организации».

Меры по сокращению необходимого объема потребления финансовых ресурсов на данном этапе:

— снижение объема инвестиций в деятельность организации;

— сокращение подразделений аппарата управления;

— сокращение части вспомогательных и подсобных подразделений;

— обеспечение обновления операционных оборотных активов преимущественно за счет их аренды;

— осуществление дивидендной политики, адекватной кризисному финансовому развитию предприятия с целью увеличения чистой прибыли;

— сокращение объема программ участия наемных работников, финансируемых из прибыли.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, то есть когда потребность в наличии денежных средств в обороте сбалансированы.

Третий этап Обеспечение финансового равновесия ОАО ПО «Монтажник» в длительном периоде — это создание условий для самофинансирования, устранения старых и возникающих новых угроз банкротства.

Меры по обеспечению финансовой стабильности (равновесия) в длительном периоде:

— внедрение новых видов рентабельных услуг, обладающих конкурентными преимуществами;

— использование эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости услуг;

— повышение качества услуг и улучшение потребительских свойств;

— ускорение оборачиваемости оборотных активов;

— обновление оборудования и использование новых технологий;

— сокращение сроков расчетов за предоставляемые услуги;

— использование фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для самофинансирования экономического роста организации и сокращает привлечение кредитных ресурсов.

Схема 4. Рационализация производства:

— закрытие нерентабельных производств с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей;

— сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения более современной технологии;

— повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим переделам;

— увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них материальных и трудовых ресурсов;

— переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлечения средств инвесторов;

— прекращение производства продукции «на склад»;

— сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж;

— прекращение видов деятельности, обслуживающих основное производство (ремонт, транспорт, изготовление непрофильных изделий и т. д.). с передачей их специализированным фирмам и др.

Схема 6. Снижение затрат в производственной и- коммерческой деятельности:

— уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на автотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.;

— внедрение ресурсосберегающих технологий;.

— упрощение организационной структуры с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала;

— введение более жесткого контроля за потреблением энергоресурсовж

— осуществление закупок материалов совместно с другими покупателями у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов;

— снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или клиентами, или другими производителями;

— сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;

— сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета, определение сочетаются ли расходы на рекламу с повышением объема продаж, нахождение наиболее эффективных видов рекламы, определение возможности оплаты рекламных услуг с помощью бартерных операций и т. д.;

— повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда;

— тщательный отбор сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками;

— сокращение затрат на покупку сырья и материалов;

— замена импортных материалов на аналогичную продукцию отечественного производства;

— использование менее дорогих компонентов, где это возможно;

— внесение конструктивных, технологических изменений в выпускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность перейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы;

— внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на оплату единицы продукции;

— уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции.

Приложение Бухгалтерская отчетность ОАО ПО «Монтажник»

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2009 г.

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные финансовые активы

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

животные на выращивании и откорме

затраты в незавершенном производстве

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

Код

показателя

На начало отчетного

года

На конец отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

Резервный капитал

в том числе:

резервы, образованные в соответствии с законодательством

резервы, образованные в соответствии с учредительными

документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе:

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

БАЛАНС

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2009 г.

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

Код

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие операционные доходы

Прочие операционные расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2008 г

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные финансовые активы

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

животные на выращивании и откорме

затраты в незавершенном производстве

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

Код

показателя

На начало отчетного

года

На конец отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

Резервный капитал

в том числе:

резервы, образованные в соответствии с законодательством

резервы, образованные в соответствии с учредительными

документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе:

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

БАЛАНС

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ за 2008 г.

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

Код

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие операционные доходы

Прочие операционные расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой