Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преступность несовершеннолетних как социальное явление: Региональный аспект по материалам Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кадровое обеспечение включающее в себя: а) обязательное введение во все социальных учреждений (служб) для в системе превентивного социального контроля преступности несовершеннолетних социальных педагогов, превентивных психологов и других специалистов, которые согласно требованиям международных и внутригосударственных документов должны иметь минимальную подготовку в области криминологии… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.С.З
  • Глава 1. Концептуальные основы социологического анализа преступности несовершеннолетних. С
    • 1. Когнитивно-объяснительные модели социальной детерминированности преступности несовершеннолетних. С
    • 2. Социальная детерминированность преступности несовершеннолетних в современном российском обществе: теоретико-методологические аспекты. С
  • Глава 2. Социальные факторы формирования преступности несовершеннолетних в Республике Татарстан. С
    • 1. Роль социально-криминогенного пространства в формировании преступности несовершеннолетних. С
    • 2. Типология групповой преступности несовершеннолетних в Татарстне. С
  • Глава 3. Социологические аспекты формирования системы предупреждения преступности несовершеннолетних в трансформирующемся обществе. С
    • 1. Предупреждение преступности несовершеннолетних как социальный процесс. С
    • 2. Концептуальные основы модернизации системы предупреждения преступности несовершеннолетних. С

Преступность несовершеннолетних как социальное явление: Региональный аспект по материалам Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Криминальная ситуация в России на протяжении последних лет остается сложной. Преступность стала дестабилизирующим фактором общественной жизни, инициирующим фактором распространение наркомании, проституции, алкоголизма и других социально-негативных явлений. Её масштабы представляют реальную угрозу основам государства.

На этом фоне особую озабоченность вызывает интенсивная криминализация среды несовершеннолетних. Преступность среди несовершеннолетних становится одной из самых серьёзных проблем. Достаточно отметить, что за последние пять лет число преступлений, совершаемых несовершеннолетними возросло на 36,2%. Остаётся стабильно высоким (около 70% от общего числа преступлений) удельный вес преступлений, совершаемых подростками в группе. Многие преступления осуществляются продуманно и преднамеренно. Всё большее число преступлений совершается с особой жестокостью. Растёт доля насильственных преступлений: убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, грабежей и разбоев, истязаний. Общество поставлено перед проблемой стремительного роста крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми.

Растёт число несовершеннолетних пьяниц, наркоманов, проституток, бродяг, жизнедеятельность и поведение которых выступает виктимным фактором преступности.

Необходимость выделения в качестве самостоятельного предмета социологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется, во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государства и общества в целом.

Во-вторых, спецификой жизнедеятельности несовершеннолетних: особенностями личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристик.

В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой преступности несовершеннолетних, её причин и условий, динамики и уровня.

В-четвертых, особенностями действующего уголовного законодательства и уголовной ответственности, а также мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

И наконец, современная преступность несовершеннолетних количественно и качественно быстро меняется. Мы имеем дело с чрезвычайно подвижным социальным процессом, в оценке которого трудно разграничить главное и второстепенное, устойчивую тенденцию и кратковременную аномалию. Как следствие этого ни педагоги, ни практические психологи, ни сотрудники правоохранительной системы не оказались готовыми к таким её быстрым изменениям. Во многом именно это обстоятельство обусловило серьёзные упущения и недостатки в профилактической работе среди несовершеннолетних.

Всё это обусловливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних как относительно самостоятельного феномена и совершенствования мер по её предупреждению. Это же является существенным условием борьбы с преступностью в целом, поскольку подростковая преступность непосредственно связана с размерами и степенью общественной опасности взрослой преступности, так как почти 60% рецидивистов начинают преступную «карьеру» в юном возрасте.

Особую актуальность представляет исследование региональных различий преступности среди несовершеннолетних. За годы реформ в России эти различия увеличились. Если в 1990 году коэффициент различий составлял шесть раз, то в настоящее время уровень зарегистрированной преступности различается по субъектам Российской Федерации более чем в восемь раз. (8. С. 66.) В связи с этим важно подчеркнуть, что Республика Татарстан на протяжении последних 25 лет зарекомендовала себя как регион повышенной криминогенной подростково-молодёжной активности. Криминальные «разборки» подростковых группировок долгое время были в фокусе внимания всей страны. Поэтому социологический анализ социально-криминогенных процессов в регионе, где они получили значительное распространение в молодёжной среде, представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Степень разработанности темы. Различные аспекты преступности несовершеннолетних широко исследуются как в зарубежной, так и в отечественной социологии и криминологии.

Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли зарубежные социологи Э. Дюркгейм (69,70), Р. Мертон (146), Г. Беккер, Э. Гидденс (49), А. Коэн (113), Э. Сазерленд (284,285,286), Т. Селлин, Н. Смелзер (208), Г. Шнайдер (237), Э. Шур (252) и другие.

Вместе с тем многообразие научных течений и школ значительно усложнило структуру современной зарубежной социологии преступности. Более того, в связи с увеличением числа работ, посвящённых различным проявлениям преступности, и продолжающимся вовлечением в проводимые исследования всё новых отраслей науки, предмет социологии преступности продолжает расширяться и видоизменяться, что затрудняет выработку интегрированной парадигмы.

В отечественном обществознании проблематика преступности несовершеннолетних имеет глубокие корни. Она традиционно разрабатывалась в рамках криминологии и уголовно-правовой теории. Для советского периода была характерна психологизация детерминант этого социально-негативного явления. Лишь в конце 80-х — начале 90-х годов, как следствие интенсивного и широкомасштабного распространения преступности несовершеннолетних, а также подготовки реформы уголовного законодательства и утвердившегося плюрализма, появились работы акцентирующие внимание на социальной обусловленности преступности несовершеннолетних.

Значительный вклад в разработку криминологической теории и профилактики преступности несовершеннолетних внесли отечественные исследователи Ю. М. Антонян (13,14), Ю. Д. Блувштейн (25,26), А. И. Долгова (65), Н. П Ду-бинин (бб), К. Е. Игошев (82), И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев (66,124), Г. М. Миньковский (149), В. В. Овчинский (165,166), А. М. Яковлев (263), а также казанские учёные-правоведы В. П. Малков (139), Б. С. Волков (42), Г. Б. Русинов, Ф. Р. Сундуров и другие.

Вместе с тем в этих исследованиях, под влиянием правоохранительной практики, преступность трактуется преимущественно в уголовно-правовом смысле. Изучение причин и факторов, детерминирующих преступность средй несовершеннолетних, в них осуществляется с позиций превенции и контроля за преступностью и социально-негативными явлениями, ей сопутствующими, в рамках индивидуальной ресоциализации несовершеннолетних преступников и правонарушителей.

Социологическое направление изучения преступности несовершеннолетних в России стало зарождаться в 70-х годах XIX века, вырастая из уголовно-правовой теории. Представителями данного направления были М. Н. Гернет (47,48), С. К. Гогель (57), С. В. Познышев (174), Д. Н. Радонежский (188), Е. Н. Тарновский (219), А. Н. Трайнин, М. М. Хомяков (243) и другие.

В современной отечественной социологии проблематика преступности несовершеннолетних имеет сравнительно непродолжительную традицию, поскольку стала разрабатываться лишь в 70-е годы в рамках нарождающейся социологии девиантного поведения и социального контроля. Она складывалась как междисциплинарная отрасль научного знания, испытав сильное влияние дисциплин юридического, медицинского, психологического и педагогического характера. Крупный вклад в развитие этих исследований внесли B.C. Афанасьев (17,18,51), Я. И. Гилинский (51, 52, 53, 54), А. Г. Эдравомыслов (83, 84), В. Т. Лисовский (87, 92, 133, 134, 135, 136) и другие.

Особенно интенсивно проблематика преступности несовершеннолетних стала разрабатываться в 90-е годы в связи с интенсивной криминализацией молодёжной среды и стремительным распространением различных социально-негативных проявлений девиантного поведения подростков.

В связи с этим следует отметить работы В. С. Афанасьева (17,18,51), Я. И. Гилинского (51, 52, 53, 54), С. Г. Климовой (102), посвященные социальной детерминации делинквентного поведения подростков в условиях общего кризиса страны, а также предметным исследованиям подростковых криминальных сообществ. В частности, проблемы криминогенных подростково-молодёжных группировок изучали Л. В. Агеева (5), Р. М. Булатов (32,33), АШ. Гильманов (55,56), Л. М. Прозументов (186), А. В. Шеслер (33) и другие.

В последние годы появились интересные исследования, посвящённые анализу взаимосвязей преступности с наркоманией и алкоголизмом подростков. Среди них выделяются труды А. А. Габиани (45), Т. В. Ивановой (89), В. Е. Гелинаса, Г. Г. Силласте (191) и других. В эти же годы вышли в свет работы Н. А. Авериной (4), А. С. Меликсетяна (143) и других, в которых исследуются проблемы взаимосвязи преступности и проституции, а также исследования проявлений суицида среди подростков И. А. Алиева (11), Л. А. Сладкова, Л. Г. Смолинского, С. Г. Смидович и других.

Проблемы молодёжной политики и её роли в преодолении антиобщественного поведения подростков нашли отражение в работах И. Г. Батку (21), Т. А. Бондаренко (30), Т. С. Варданяна (35), Г. Н. Ветровой (145), А. Я. Вилкса (39), Г. И. Забрянского (76), Т. П. Кудлая (123), Т. А. Лелекова (131), Э. П. Мельниковой (145), В. А. Попова (178), Ю. Н. Прохорова (131) и ряда других авторов.

Среди социологических работ, посвящённых исследованиям делинквент-ной и, в частности, криминальной подростково-молодёжной субкультуры выделяются труды В. Ф. Пирожкова (173) и А. Л. Салагаева (203). Социально-педагогический анализ исследований делинквентных групп в США проведён Г. М. Риснюк (191).

Вместе с тем большинство работ посвящено анализу общероссийских проблем преступности несовершеннолетних. В целом недостаточно исследованы социально-региональные факторы детерминации подростковой преступности и особенности её проявлений на регионально-территориальном уровне. Лишь с 80-х годов региональные (территориальные) различия преступности стали привлекать внимание отечественных исследователей, что нашло отражение в публикациях Р. Г. Гачечиладзе (45), Я. И. Гилинского (51, 53, 54), В. Г. Попова (179), Н. С. Фатхуллина (233) и других. Вместе с тем особенности состояния и тенденции подростково-молодёжной преступности в таком геополитически, экономически и криминально значимом регионе, как Татарстан остаются сравнительно мало изученными.

Исследования региональных особенностей преступности в основном сосредоточены на анализе социальной обусловленности групповой преступности несовершеннолетних. В тоже время неполно освещены многие аспекты её взаимосвязи с общеуголовной и организованной преступностью.

Таким образом, несмотря на то, что в современной отечественной социологии проблемы познания сущности и значения преступности заняли одно из ведущих мест, можно говорить и о «белых пятнах» в её изучении. Ими, в частности, являются причины широкомасштабного и интенсивного распространения преступности среди несовершеннолетних, её тенденции и особенности проявлений на региональном уровне.

В целом анализ развития зарубежной и отечественной социологической мысли по проблемам преступности и девиантного (в том числе делинквентно-го) поведения показывает, что за последние десятилетия в данной области новых фундаментальных теорий не появилось. Видимо это означает, что исследователи подошли к определенному рубежу (уровню) понимания преступности. И, вероятно, имеющихся знаний недостаточно для его преодоления и перехода на новую ступень познания этого феномена. Именно поэтому многие исследователи обращаются к проблемам конструирования социальных механизмов, к поиску экономичных и эффективных мер предупреждения преступности, предполагающих оптимальное их сочетание в рамках доступных обществу ресурсов.

Цель и задачи исследования

обусловлены научной и практической актуальностью проблем преступности.

Цель исследования: выявление комплекса социально-криминогенных факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних в регионах, и особенно в Республике Татарстан.

В связи с этой целью поставлены следующие приоритетные задачи:

1 рассмотреть концептуальные основы социологического анализа преступности несовершеннолетних как социального явления;

2)определить основные факторы современных социально-криминогенных процессов в Республике Татарстан;

3)с позиций социологического подхода раскрыть социально-региональные особенности детерминант и дать основные характеристики преступности несовершеннолетних в Татарстанепроанализировать современное состояние системы предупреждения преступности несовершеннолетних и определить основные направления её реформирования на региональном уровне.

Объектом исследования выступает преступность несовершеннолетних в Республике Татарстан.

Предметом исследования являются социальные факторы, характеризующие региональные особенности преступности несовершеннолетних в Татарстане.

Теоретико-методологическая база исследования. Осуществлённое в диссертации исследование преступности несовершеннолетних и социальных факторов, опосредующих её генезис, опиралось на методологию структурно-функционального анализа социальных процессов. Теоретико-методологической основой работы послужили труды Э. Дюркгейма, Р. Мертона,.

А.Коэна, Э. Сазерленда, Н. Смелзера, Э. Шура, а также российских учёных дореволюционного периода М. Н. Гернета, Д. Н. Радонежского и наших современников В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Г. М. Миньковского и других.

При анализе причин распространения преступности несовершеннолетних использовался многофакторный подход к предмету исследования. Учитывались не только объективные условия, детерминирующие преступность несовершеннолетних, но и такие субъективные факторы, как ценности, нормы, интересы и потребности, характеризующие состояние массового сознания и де-линквентной субкультуры несовершеннолетних.

В ходе исследования применялись традиционные методы социологического анализа: сравнительный и типологический методы, с помощью которых выявлены общее и особенное в изучаемом явлении, функциональный анализ, позволивший определить взаимосвязь компонентов социальной структуры и преступности несовершеннолетних, а также исторический метод.

Информационную базу диссертационного исследования составили результаты:

1)социологических опросов 2500 подростков в возрасте от 10 до 17 лет, проведённых автором в период 1997;1998 гг.;

2)социологического опроса 420 несовершеннолетних — членов подростково-молодёжных группировок, проведённого в сентябре 1998 года;

3)социологических и социально-психологических опросов 110 воспитанников Казанской ВТК;

4)экспертных опросов сотрудников ОППН МВД РТ.

Привлечены официальные статистические данные МВД РТ, а также материалы социологических исследований, посвящённых анализу социальных процессов в Российской Федерации в целом и в Республике Татарстан в частности.

Использованы и такие социологические методы исследования как: анкетирование, интервьюированиеэкспертный опросанализ документов (уголовных дел, а также личных дел воспитанников КВТК).

Основная гипотеза исследования. Особенности динамики и структуры преступности несовершеннолетних в Татарстане обусловлены как кризисным состоянием российского общества в целом, так и экономической, социокультурной спецификой развития делинквентной молодёжной субкультуры этого региона.

Научная новизна диссертационного исследования определяется постановкой его цели и задач и сводится к следующему:

1. Уточнены сущность и содержание преступности несовершеннолетних как социального явления, которое понимается как естественно-исторический процесс самоорганизации жизнедеятельности подростков в условиях растущего их социального отчуждения и деформации системы институтов социализации, ведущих к изменению социального положения молодёжи. Этот процесс проявляется в антиобщественном взаимодействии несовершеннолетних как способе их целеполагающей деятельности, которая характеризуется нарушениями действующих моральных и правовых норм в условиях дезорганизации общественной жизни.

2. Вводится для исследования социальной обусловленности региональных особенностей динамики и структуры преступности термин «региональное социально-криминогенное пространство», означающее территориально оформленную часть системы социального пространства, в пределах которой существенно ослабевает влияние государственных институтов и усиливается роль неформальных объединений, регулирующих противоправными способами отношения между различными социальными субъектами.

3. Выявлены и охарактеризованы социально-криминогенные факторы, обусловливающие особенности современных тенденций преступности несовершеннолетних, основных видов преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в Татарстане. Проанализирован также социальный состав лиц, совершающих тяжкие преступления против несовершеннолетних. В результате обнаружена взаимосвязь между тенденциями преступности несовершеннолетних и преступности против них.

4. На основании историко-социологического анализа преступности несовершеннолетних проведена типологизация подростково-молодёжных группировок.

5. Предложено концептуальное видение комплекса мер противодействия преступности несовершеннолетних как составной части общегосударственной и региональной антикриминальной молодёжной политики.

Научная и практическая значимость. Данное диссертационное исследование вносит определённый вклад в разработку социологической теории преступности, который состоит в приращении знания в области социологии де-виантного поведения и социального контроля.

В работе проанализированы актуальные аспекты проблемы распространения преступности несовершеннолетних в Республике Татарстан и намечены перспективные направления как для её дальнейшего изучения, так и для принятия комплекса антикриминальных мер противодействия.

Результаты исследования могут быть использованы при социологическом анализе и прогнозировании криминогенной обстановки в Республике Татарстан и в Российской Федерации в целомпри разработке социальной и правоохранительной политики, профилактических программ борьбы с преступностью в подростково-молодёжной среде, а также в процессе преподавания социологии преступности и криминологии.

Апробация работы. Основные положения и результаты социологических исследований использовались в статьях и выступлениях автора в средствах массовой информациина Международной научной конференции «Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследования социокультурных перемен» (21−22 мая 1998 г., Казань).

Структура работы.

Цель и задачи исследования

определили структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка литературы.

Заключение

.

Проведённое исследование показывает, что в последнее десятилетие произошли значительные изменения в динамике и структуре преступности несовершеннолетних, которая характеризуется ростом насильственных и корыст-но-насильственных преступлений. При этом прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции. Это означает, что преступность как криминальный стиль жизнедеятельности утверждается в подростково-молодёжной среде в качестве ведущего способа жизнедеятельности.

В последние годы произошли изменения в возрастной структуре преступности несовершеннолетних — наблюдается значительный рост удельного веса среди 14 — 15-летних несовершеннолетних правонарушителей. Процессы криминализации начинают интенсивно протекать в группе младших возрастов (10−13 лет). Остаётся стабильно высокой доля преступников в возрасте от 18 до 29 лет. Эти, весьма тревожные тенденции, имеют место в сегодняшней России в целом.

В социологической и криминологической литературе констатируется, что попытки проведения радикальных экономических реформ, главное содержание которых составляют приватизация и формирование рыночных основ экономики, обусловили деструктивный характер трансформации социальной структуры и вызвали интенсивные процессы маргинализации, которые приняли массовый характер.

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом своего существования, формирует соответствующую культуру мотивации и жизненных потребностей, прежде всего, у молодых людей. В условиях, когда материальный успех становится ведущей и широко распространенной целью, а государство не обеспечивает легальных и легитимных средств её реализации значительные слои населения ориентируются на противоправные способы её достижения.

Данные обстоятельства обусловливают процесс криминализации общественной жизни, содержание которого выражается прежде всего в противоправном поведении, приобретающем массовый характер, а также в формировании ценностных ориентаций и социальных установок, предполагающих нарушение как правовых, так и моральных норм. Процесс криминализации означает, что созданы условия, продуцирующие противоправное поведение, и указывает, что данный тип поведения устойчиво воспроизводится. Он охватывает растущее число социальных институтов, слоев, групп и индивидов, навязывая себя обществу как рациональный и общеприемлемый стиль поведения. Криминализация общества есть не что иное, как наиболее опасное проявление его деградации. В криминализации фокусируются, концентрируются процессы культурной инволюции, вспышки культурной мутации.

Социологический анализ социальной обусловленности преступности несовершеннолетних в России предполагает оценку современного социального положения юношества, тенденций и процессов в молодёжной среде. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодёжи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям, которое отражает общие социальные процессы.

Утвердившаяся бимодальность (бедные-богатые) в молодёжной среде, неустороенность быта, скромность материальных возможностей большинства молодых людей и семей на фоне обеспеченности немногих из них приобретает черты социальной проблемы, которая нередко самостоятельно решается подростками выбором противоправных способов достижения определённого уровня материального благосостояния.

В результате растущей дезорганизацией общественной жизни произошло стремительное падение престижа социально-полезной деятельности и возрастание привлекательности деятельности в сфере «теневого бизнеса».

Данные обстоятельства повлекли интенсивную криминализацию подростково-молодёжной среды.

Острый системный общественный кризис вызвал деструктивные процессы в традиционных институтах социализации. Попытки проведения радикальных реформ сопровождались ростом дисфункциональных институциональных изменений. Произошло разрушение системы институтов социализации, выразившееся в их деформациях и атомизации функционирования. Институты социализации разобщены и выступают как не связанные между собой образования. В результате амбивалентной, противоречивой и неустойчивой социализации делинквентные формы поведения перевешивают образцы законопослушного поведения.

Вместе с тем усвоение противоправных образцов поведения не ограничено только процессом его имитации и подражания. Во многом это ведёт к криминальной самоорганизации жизнедеятельности подростков.

Поэтому с позиций социологического подхода преступность несовершеннолетних может рассматриваться в качестве естественно-исторического процесса самоорганизации жизнедеятельности подростков в условиях растущего социального отчуждения и деформации системы институтов социализации, ведущих к динамичному изменению социального положения молодёжи. Этот процесс проявляется в антиобщественном взаимодействии несовершеннолетних, как способе их целеполагающей деятельности, которая характеризуется нарушениями действующих моральных и правовых норм в условиях дезорганизации общественной жизни.

Одной из ведущих черт своеобразия современного характера преступности несовершеннолетних является значительная доля преступлений, совершённых с особой жестокостью. Жестокость поведения подростков социально детерминирована особенностями состояния общественной моралидеформацией устоявшихся форм семейных отношений и кризисом процессов обеспечения преемственности поколенийотравляющим сознание молодёжи воздействием средств массовой информациисильным влиянием делинквентных групп на формирование стандартов поведения подростков.

Факторы формирования и распространения подростково-молодёжной преступности особенным образом преломляются в каждом регионе и обусловливают её специфические черты и тенденции.

Это связано с неравномерностью социально-экономического развития и исторического освоения российского территориального пространства, которое выражается в неоднородности проживающего там населения и проявляющееся в многообразной этничности, в укоренившихся различиях локальной менталь-ности россиян. Тип ментальности проявляет себя в позициях, ценностных ори-ентациях, мотивациях, парадигмах поведения людей, составляющих региональные социокультурные общности. Эти общности отличаются ярко выраженной специфичностью исторических традиций, образа и уклада жизни населения, наличием стойких мировоззренческих и поведенческих стереотипов, несущих в себе многовековую память народов.

Это находит своё выражение в особенностях регионального социально-криминогенного пространства, выступающего фактором, характеризующим особенности состояния и отличительные черты преступности в каждом регионе.

Динамика регионального социально-криминогенного пространства обусловлена рядом факторов: геополитическим положением регионауровнем и тенденциями развития его экономического и социального потенциалаполитическими, социокультурными и субкультурными процессамихарактером и распространённостью криминальных традиций.

Историко-социологический анализ развития Татарстана позволяет увидеть социальные истоки состояния современной преступности в республике. Они связаны, в частности, с мощным всплеском в 70-х годах индустриализации и урбанизации, которые вызвали высокую миграцию сельского населения в города, интенсивные процессы маргинализации общественной жизни, серьёзную деформацию в социальной структуре региона и обусловили характер социаль-но-криминогенных процессов в республике.

Города Казань и Набережные Челны, в значительной мере, определяют сегодня социально-криминогенную обстановку в республике, формируют соответствующий общественно-политический и нравственный климат.

Характеризуя тенденции подростково-молодёжной преступности в республике следует указать, что в целом, начиная с 1993 года происходит её стабилизация. Вместе с тем молодёжная и подростковая преступность в настоящее время активно прогрессирует в качественном отношении и охватывает все основные молодёжные группы. Высокий уровень безработицы способствует и будет способствовать формированию незанятой части молодёжи, устойчиво подверженной криминальному влиянию.

Под сильным криминальным влиянием одна часть молодёжи втягивается в сферы преступного мира, а другая пытается изолироваться от него различными формами «ухода». В частности, речь идёт об интенсивной наркотизации подростков, ведущей по существу к тем же результатам.

В ходе исследования выявлено, что наиболее криминогенной является социально-демографическая группа подростков в возрасте 15−17 лет. Эта же группа является наиболее виктимной.

Подростковая преступность в республике омолаживается. Растёт число подростков, совершающих общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Специфической чертой подростково-молодёжной преступности в Татарстане является и её феминизация. У девушек-участниц подростково-молодёжных группировок прослеживается принцип «стратификации» и расслоения по возрастному признаку, что не было им свойственно до 1991 года. У них уже не только появились свои лидеры-«авторитеты», но и интенсивно формируется механизм внутригрупповой мобильности.

Возрастает число тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними с особой жестокостью и цинизмом.

Следующей отличительной чертой преступности несовершеннолетних в Татарстане является значительное сокращение числа преступлений и их участников за последние 5 лет, совершённых подростками в нетрезвом состоянии. Это вызвано, с одной стороны, сокращением регистрации аналогичных преступлений, а, с другой — вытеснением наркотиками употребления алкогольной продукции несовершеннолетними. Кроме того, существенным фактором снижения алкоголизации несовершеннолетних в Татарстане является влияние мафиозных структур, вербующих наиболее физически развитых подростков и выдвигающих перед ними строгий запрет на употребление алкоголя.

В республике преступность несовершеннолетних в значительной мере детерминирована состоянием её групповой составляющей.

Ретроспективный взгляд на формирование подростково-молодёжных группировок позволяет выделить такие их разновидности как группировки типа компании, шайки, банды.

Кроме того, в республике активно идёт процесс влияния на подростковую среду организованной преступности. В результате, расширяется социальная база организованной преступности за счёт неработающих и не учащихся, занимающихся мелким бизнесом, вернувшихся из мест лишения свободы, из малообеспеченных и обнищавших семей подростков. Это не может не повлиять на повышение степени организованности и самих подростковых группировок, которым становятся присущи устойчивость состава их участников, сплоченность и конспиративность деятельности, четкая иерархическая структура, дерзость и частота совершаемых преступлений.

Появились и распространяются новые виды преступлений, свидетельствующие об активном вовлечении подростков в сферы взрослую преступность, в том числе организованную. Это торговля оружием, наркотиками, притоносо-держательство, сутенерство, похищение людей, мошенничество, преступления с применением огнестрельного оружия.

Учитывая действующие социально-криминогенные тенденции в подростково-молодёжной среде система предупреждения преступности несовершеннолетних должна основываться на следующих принципах её осуществления: подход к проблеме с учётом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защитеприоритетность и комплексность решения проблемы подростковой преступностисовершенствования системы предупреждения преступности несовершеннолетнихподход к проблеме с учётом региональных условий.

В этом ведущая роль отводится повышению действенности социальных институтов. Центральным институтом, по нашему мнению, на который объективно возлагается наибольшая ответственность по формированию правопослушного поведения подростков и на котором должны быть сконцентрированы усилия государственных и негосударственных учреждений по оказанию социальной помощи выступает семья.

В целом же реорганизация системы социальных институтов, государственных учреждений и служб, занимающихся непосредственно проблемами предупреждения правонарушений несовершеннолетних предполагает:

1. организационно-управленческое обеспечение, предусматривающее: а) создание института ювенальной юстиции, либо отделов ювенальной милиции в структуре органов внутренних дел. Их деятельность изначально должна быть направлена на преодоление межведомственной разобщенности субъектов превентивного социального контроля посредством организации и координации предупреждения преступности несовершеннолетнихб) создание специализированных судов для несовершеннолетнихв) расширение сфер деятельности комиссий по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти, социальных учреждений (служб) для несовершеннолетних в системе органов социальной защиты населения (социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, центры психолого-педагогической помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, служба экстренной психологической помощи детям и подросткам, телефоны доверия и прочее) — г) улучшение условий содержания несовершеннолетних с общественно опасным поведением в специальных учебно-воспитательных, либо в воспита-тельно-трудовых учрежденияхд) формирование специальных подразделений милиции по делам несовершеннолетних (подразделений по предупреждению преступлений несовершеннолетних и центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей) — е) создание инфраструктуры для подготовки специалистов по работе с несовершеннолетними и молодежными лидерами. ж) разработку гибкой системы профессионально-технического обучения, соответствующую потребностям региональной экономики, которая предполагает сотрудничество между учебными заведениями и работодателями, особенно в наукоемких отраслях и передовых технологиях. з) в условиях экономического кризиса, когда остро стоит проблема рабочих мест и избыточного притока молодых людей на рынок труда представляется возможным создание доступных центров предпринимательской деятельности, в которых молодежь проходила бы обучение, а также могла бы разрабатывать и осуществлять планы создания собственных предприятий, проверять их обоснованность. Партнерами при осуществлении таких планов, оказывающих соответствующую материально-финансовую и техническую поддержку, могли бы быть различные государственные, негосударственные и коммерческие производственные предприятия, учреждения.

2. Кадровое обеспечение включающее в себя: а) обязательное введение во все социальных учреждений (служб) для в системе превентивного социального контроля преступности несовершеннолетних социальных педагогов, превентивных психологов и других специалистов, которые согласно требованиям международных и внутригосударственных документов должны иметь минимальную подготовку в области криминологии, социологии, психологии, педагогике, медицине и др.- б) подготовку соответствующих кадров в ВУЗах страны и республики, особенно в области криминальной педагогики и психологии. Такого рода кадры могли бы подготавливать на базе действующих университетов и институтовв) разработку форм привлечения широкой общественности к осуществлению превентивного социального контроля за правонарушениями несовершеннолетних;

3. Нормативно-правовое обеспечение направленное на: а) разработку и принятие законодательных актов, регламентирующих предупредительно-профилактическую деятельность, выработку действенных правовых норм и механизмов, позволяющих на практике защищать и реализо-вывать права ребенкаб) создание социально-правового механизма, направленного на регуляцию жизнедеятельности молодежи и подростков, в котором нашли бы отражение и закрепление нормы, стимулирующие и актуализирующие правопос-лушное поведение: дифференцированное, в зависимости от степени социально-криминальной зараженности, введение льгот для поступления в ВУЗы, специализированные учебные заведения страны и республикив) пересмотр и упорядочение существующей нормативно-правовой базы судебно-пенитенциарной (ювенальной) системы для несовершеннолетних правонарушителей с введением института пробации. При этом система юве-нальных судов должна обладать специальной юрисдикцией, позволяющей совершать правосудие в отношении несовершеннолетних, направленное на обеспечение их благополучия. Применяемы судом меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя должны быть соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами правонарушенияг) ввести правовое образование, с учетом специфики возрастных групп, на всех уровнях обучения в школе.

4. Материально-финансовое обеспечение предполагает наряду с финансированием из федерального бюджета использование региональных и муниципальных источников за счет привлечения местного финансирования, включая налогообложение коммерческих структур, благотворительные и спонсорские вклады и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Мировая цивилизации рождается и живёт сотворчеством народов // Этнополитический вестник.- 1996.- № 1.- С. 42−68.
  2. В.Ф. Поиски выхода. Преступность, уголовная политика и места заключения в постсоветском пространстве.- М.: Права человека, 1996.-212с.
  3. Г. А. Криминология.- М.: Академия МВД СССР, 1984.- 500с.
  4. H.A. Пятьдесят семь юных «леди» из обслуги интерсервиса.- М.: Российское право, 1991.- 82с.
  5. JI. Казанский феномен: миф и реальность. Казань, 1991.- 293с.
  6. H.A. Социальное развитие регионов.- М.: Мысль, 1987.- 248с.
  7. H.A., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры.- М.: Мысль, 1988.- 276с.
  8. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля/ Отв. ред. Гилинский Я. И. М.: ИСАИ, 1992.- 385с.
  9. Е.А., Ахмина Г. А., Бобченко Т. С., Беляев В. А., Тарасова Н. С. Правовое сознание студенческой молодежи /по материалам социологического исследования/ .- Казань, Изд-во КГУ, 1995.- 98с.
  10. . Вклад в будущее: Приоритет образования. М., 1993.- 202с.
  11. H.A. Актуальные проблемы суицидологии.- Баку: Элм, 1987.- 212с.
  12. Г. М. Социальная психология.- М.: Наука, 1994.- 324с.
  13. Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних.- М., 1982.- 40с.
  14. Ю.М. Преступная жестокость. М.: Изд-во «Щит М», 1995.-204с.15. Архив УВД г. Казани.
  15. И.А. Рабочий подросток. М., 1928.- 88с.
  16. B.C., Гилинский Я. И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб.: Изд-во филиала ИСАИ, 1995.- 106с.
  17. B.C., Гилинский Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во филиала ИСАН, 1993.- 167с.
  18. С.С., Воронин Г. Л., Французов Л. Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // СОЦИС.- 1993.- № 1.- С.8−14.
  19. E.H. Подростковая делинквентность как социальная проблема.-Автореф. дисс. канд. соц. наук.- Саратов, 1998.- 24с.
  20. И.Г. Социальные факторы преодоления антиобщественного поведения среди подростков (на материалах МССР.- Дисс. канд.фил.наук.- Кишинёв, 1984.- 272с.
  21. Благосостояние городского населения Сибири. Проблемы дифференциации (Опыт социологического изучения) / Отв. ред. Ф. М. Бородкин.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1990.- 348с.
  22. Н.М. Социология молодежи: достижения, проблемы // Социологические исследования, 1982.- № 2.- С.8−13.
  23. П.П. Возрастная педология. М., 1930.- 125с.
  24. Ю.Д. Понятие личности преступника // Сов. гос-во и право.-1979.- N8.- С.91−98.
  25. Ю.Д. Профилактика преступлений.- Минск, 1986.- 176с.
  26. Л.С. Предпринимательство в России, экономика и организация. СПб., 1995.- 230с.
  27. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.- 188с.
  28. Е.В. Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних в СССР. М.: Наука, 1964.- 368с.
  29. Т.А. Негативное поведение молодёжи и факторы его преодоления.- Дисс. канд. фил. наук.- М., 1990.- 124с.
  30. В.М. Молодёжь. Методологические проблемы исследования. JL, 1979.- 272с.
  31. P.M. Подростково-молодежные группировки// Советская юстиция. 1991.- № 2.- С.20−24.
  32. Р., Шеслер А. Криминальная социализация казанских подростков в территориальных группировках // Советская юстиция. 1992.- № 6, — С.5−9.
  33. В.М. Крминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент.: Ташкентская высшая школа МВД СССР, 1986.- 73с.
  34. Т.С. Общесоциологический анализ антиобщественных явлений и пути их преодоления в условиях социализма.- Дисс. канд. фил. наук.-Ереван, 1986.- 161с.
  35. В., Кулагин А., Чупров В. Ваше мнение? Прикладные социологические исследования по проблемам молодежи. М., 1967.- 141с.
  36. Е. Молодежь и насилие // СОЦИС. 1995.- № 2.- С.150−154.
  37. М. Основные проблемы криминологии.-М., 1978.- 272с.
  38. А.Я. Преступность несовершеннолетних и молодежи в Латвии // Трудные судьбы подростков кто виноват? — М., 1991.- С.79−89.
  39. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: Учебное пособие. -Екатеринбург- Нижний Тагил, 1995.
  40. Влияние факта присутствия полицейских на улице на уровень преступности // Проблемы преступности в капиталистических странах.- 1986.- № 2.-С.22−31.
  41. .С. Мотивы преступлений.- Казань, 1982.- 152с.
  42. А. Организованная преступность в России // Независимая газета, 1992, 4 января.
  43. Л.С. Педология подростка. // Собр.соч. В 6 т., Т.6. М., 1984.
  44. A.A., Гачечиладзе Р. Г. Некоторые вопросы географии преступности. Тбилиси, 1982.- 186с.
  45. Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.
  46. М.Н. Избранные произведения.- М., 1974.- 378с.
  47. М.Н. Моральная статистика. М., 1922.- 254с.
  48. Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991.
  49. Я.И. К концепции укрепления правопорядка. Архив ОЦС.
  50. Я.И. Преступность в Санкт-Петербурге// Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. 2-е изд./ Ред. К. Афанасьева, М.Дмитриева., Спб., 1994.- С.84−88.
  51. Я.И. Социальный контроль над девиантностью в современной России: теория, история, перспективы // Социальный контроль над девиантностью.- СПб.: СПб филиал Ин-та социологии РАН, Балтийский ин-т экологии, политики и права, 1998.- С.4−18.
  52. Я.И. Девиантное поведение в зеркале социологии // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / РАН, Ин-т социологии- Отв. ред. Гилинский Я.И.- М.: ИСАН, 1992.-С.5−31.
  53. Я., Кочетков Э., Подколзин В. Проблема наркотиков в Санкт-Петербурге // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. 2-е изд. / Ред. К. Афанасьева, М.Дмитриева. СПб., 1995.
  54. ЛЖ. Криминологическая характеристика антиобщественных подростково-молодежных группировок Республики Татарстан (по материалам Казани, Елабуги и Набережных Челнов) // Автореф.дисс. канд.юрид.н.-Казань, 1995.- 24с.
  55. А.Ш. Криминологическая характеристика подростково-молодежных группировок Республики Татарстан /по материалам Казани,
  56. Елабуги и Набережных Челнов/ Дисс.канд. юрид. н., Казань, 1995.-175с.
  57. С.К. Роль общества в деле борьбы с преступностью. СПб., 1906.-108с.
  58. С.И. Будущая семья: Какова она? М.: Знание, 1990.- 62с.
  59. С.И., Клецин A.A. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб., 1994.-225с
  60. Т.А. особенности развития личности подростков в различных типах семей // СОЦИС.- 1996.- № 3.- С.81−90.
  61. Н.М., Ермаков В. Д., Савинкова E.H. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. М., 1986.- 264с.
  62. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Русский язык. М., 1989.
  63. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе И.С. Преторско-го.- М., 1984.-381с.
  64. Дискуссия по поводу двухуровневого построения системы охраны общественного порядка в Великобритании // Борьба с преступностью за рубежом." 1995.-№ 5.- С.9−28.
  65. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит, 1981.- 160с.
  66. В.К., Новиков А. И., Турченко В. Н. Глобальные и национальные проблемы образования // Образование в Сибири. 1994.- № 1.- С. 5−12.
  67. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Пер. с фр. М: Наука, 1991.- 572с.
  68. Э. Норма и патология// Рубеж. Альманах социальных исследований. Сыктывкар: ИПО СГУ, 1991.- N2.- С. 82−88.
  69. Э. Самоубийство: Социологический этюд. Пер. с фр.- М.: Мысль, 1994.- 400с.
  70. С.А. Социализация молодежи: Проблемы управления // Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Науч. ред. Лисовский В. Т. СПб., 1995.-С. 116−122.
  71. В. «Метелки». // Неделя, 1991, № 7.
  72. В.Д., Крюкова Н. И. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации. М., 1996.- 108с.
  73. А.Э., Костицкий М. В. Эффективность профилактики и криминологическая информация, — Львов, 1984.- 124с.
  74. Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и её профилактика. М., 1992.- 342с.
  75. Г. Социальный контроль и преступность несовершеннолетних // Социальный контроль над девиантностью.- СПб.: СПб филиал Ин-та социологии РАН, Балтийский ин-т экологии, политики и права, 1998, — С.69−84.
  76. С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива // СОЦИС.- 1995.- № 2.- С.128−129.
  77. В.И., Гильманов С. А. О теоретико-методологических основах разработки региональных программ // Образование в Сибири. 1994.- № 1.- С. 41−46.
  78. Г. Г. Общество и алкоголь. М., 1992.- 102с.
  79. Закон наедет на колёса // Казанское время, 1998, 14 апреля.
  80. А.Б. Революция и молодежь. М., 1925.- 160с.
  81. Западные молодежные субкультуры 80-х гг.: научно-аналитический обзор / Под ред. В. И. Оборонко.- М.: ИНИОН, 1990, — 284с.
  82. А.Г. Социология конфликта. М., 1995.- 288с.
  83. А.Г. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб., 1993.
  84. Р.А., Лисовский А. В. Становление личности молодого человека. -Л., 1987.
  85. В.И. Проблемы детской виктимности в современном обществе // Молодёжь в условиях социально-экономических реформ / Науч. ред. Лисовский В. Т. СПб., 1995. — С. 51−58.
  86. Н. Социальное и биологическое в преступном поведении // Российская юстиция.-1995- № 9.- С.23−31.
  87. Т.В. Отклоняющееся поведение и употребление подростками наркотиков // Социологические исследования.- 1992.- № 7.- С. 103−105.
  88. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения.- Горький, 1974.- 302с.
  89. С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.
  90. С.Н., Лисовский В. Т. Молодёжь о себе, о своих сверстниках (социологическое исследование).- Л., 1969.
  91. И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодёжи // Государство и дети: реальности России. Материалы научно-практической конференции.- М., 1995.- С.55−59.
  92. С.М. Зарубежная криминология.- М.: Изд. группа Инфра-М-Норма, 1997.- 383с.
  93. Исследования национального института юстиции США по проблемам преступности // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. — № 11.- С.45−49.
  94. Е.О. Очерки рабочего быта.- М., 1929.
  95. JI.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987. -С.16−17.
  96. А. Социальная система и законы ею управляющие. Спб., 1868.
  97. А. Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей.- К., 1911.
  98. С.И. Криминологический анализ и проблемы предупреждения грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними повторно. М., 1994.- 189с.
  99. С.Г. Контроль отклоняющегося поведения со стороны государства и общества // СОЦИС.- 1990.- № 10.- С. 12−21.
  100. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  101. Комплексное исследование факторов, влияющих на изменение преступности. -М, 1983.- 196с.
  102. Кон И. С. Молодёжь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. -С.478.
  103. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Просвещение, 1978.- 245с.
  104. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.- 204с.
  105. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.-255с.
  106. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Просвещение, 1988.- 304с.
  107. Кон И. С. Социология личности. М.: Просвещение, 1967.
  108. Кон И. С. Юность как социальная проблема // Бой идет за человека. Отв. ред. В. Т. Лисовский. Л., 1965.
  109. В.Т. Девиантное поведение подростков. Минск, 1990.- 264с.
  110. ПЗ.КоэнА. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня.- М.: Прогресс, 1965.- С.510−532.
  111. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.- 282с.
  112. Краткий словарь по социологии/ Под общей ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лапина.-М., 1988.- 448с.
  113. Криминологи о неформальных молодежных объединениях / Под ред. И. И. Карпеца. М.: Юрид. лит., 1990.- 175с.
  114. Криминология. Учебник./ Под ред. Алексеева А.Г.- М.: Юрид. лит., 1997.-689с.
  115. Криминология / Под ред. А. И. Долговой.- М.: ИНФРА-НОРМА, 1997.-339с.
  116. Криминология: Учебник / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского.- М.: Юрид.лит., 1988.- 384с.
  117. Криминология: Учебник / Под ред. В. В. Орехова. СПб., 1992.- 216с.
  118. Криминология и профилактика преступлений / Под ред. А. И. Алексеева. -М.: МВШМ МВД СССР, 1989.- 430с.
  119. O.K., Куропяткик А. И., Михеева Л. Д., Смирнова Е. Э. Новые формы образования // Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования. Вып. 10. М., 1992. С.20−34.
  120. Т.П. Теоретические основы развития системы предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних (криминологический и социально-правовой аспекты).- Автореф. дисс. док. юр. наук.- Академия МВД СССР.-М., 1991.- 40с.
  121. В.Н. Правовое поведение: норма и патология.- М., 1982.- 182с.
  122. Кумбс Филлип Г. Кризис образования в современном мире. М., 1970.-170с.
  123. Г. Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях // Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения. Тезисы докладов научно-практической конференции. Уфа, 1993.- С. 16.
  124. В.А. Молодое поколение. Образование. Выбор профессии, карьера. М., 1993.- 245с.
  125. И. Энергия агрессии // Семья и школа.- 1995.- № 5.- С.48−55.
  126. Латентная преступность: познание, политика, стратегия.- М.: ВНИИ МВД РФ, 1993.- 209с.
  127. Н.Д. Психология старшего школьника. М., 1963.
  128. В.А., Прохоров Ю. Н. Молодёжь: криминальная активность и проблемы ресоциализации // СОЦИС.- 1994.- № 8.- С. 108−115.
  129. Г. Природа агрессии // Огонёк, 1996.- № 2.- С.24−26.
  130. A.B., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.
  131. В. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи (по материалам социологических исследований). М., 1969.
  132. В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. дисс. канд. фил. наук. — Л., 1968.- 24с.
  133. В.Т. Социология молодежи. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.
  134. В.Т., Дмитриева A.B. Личность студента. Л., 1976.
  135. В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования.- 1994.- № 8.- С.24−32.
  136. В.П. Множественность преступлений и её формы по советскому уголовному праву.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982.- 172с.
  137. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. М.: Просвещение, 1973.- 245с.
  138. JI. Криминология и социология отклоняющегося поведения. -Хельсинки, 1994.
  139. A.A. Регион и формирование федеративных отношений в России // Социально-политический журнал.- 1998.- № 1.- С. ЗЗ- 44.
  140. A.C. Проституция в 20-е годы // Социологические исследования, 1989.-№ 3.- С.74−86.
  141. Э. Из истории российской ювенальной юстиции // Защитник.-№ 3.- С. 17−23.
  142. Э.П., Ветрова Г. Н. Российская модель ювенальной юстиции (Теоретическая концепция) // Правозащитник.- 1996.- № 1.- С. 19−27.
  143. Р.К. Социальная структура и аномия // Рубеж. Альманах социальных исследований.-Сыктывкар: ИПОСГУ, 1992.-N2.- С.81−96.
  144. Миланский план действий // Советская юстиция, 1992, — № 13−14.- С.31−42.
  145. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних /"Пекинские правила"/ // Советская юстиция.-1991, — № 12.- С.19−28.
  146. Г., Ревин В. «Пекинские правила» и проблемы совершенствования республиканского законодательства// Советская юстиция.- 1992.-№ 6.- С.3−10.
  147. Митев Петр-Эмил. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. -София, 1983.
  148. Молодёжные субкультуры / Исламшина Т. Г., Максимова O.A., Салагаев A.JI. и др.- Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1997.- 115с.
  149. Молодёжный вестник Татарстана. Вып.2.- Казань, 1995.- 85с.
  150. Молодёжь: Будущее России / Отв. ред. И. М. Ильинский. М., 1995.- 240с.
  151. Моложёжь и социализм. Кн. 1−2. М.: Наука, 1967.
  152. Молодёжь России: тенденции и перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: НИЦ при ИМ, 1993.- 296с.
  153. Молодёжь России: социальное развитие / Редколл.: В. И. Чупров (Отв.ред.) идр.-М., 1992.-293с.
  154. Мониторинговое исследование «Молодёжь России» / Под ред. Б. А. Ручкина, В. А. Родионова.- М.: НИЦ при ИМ, 1996.- 244с.
  155. Г. В. Социально-экономический потенциал молодёжи в условиях многоукладной экономики. Автореф. дисс. док. соц. наук.- СПб., 1995.-41с.
  156. Начало пути: поколение со средним образованием / Отв. ред. М. Х. Титма.-М.: Мысль, 1989.- 164с.
  157. Независимая газета. 1997.15 июня.
  158. H.A. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1975.- 343с.
  159. В.Г. Основы теоретической социологии. Учебное пособие. -Красноярск, 1994.- 158с.
  160. Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности // Сб. науч. трудов. М., 1992.- 141с.
  161. Общество и молодёжь / Сост. В. Д. Кобецкий. М., 1968.
  162. B.C. Новая глобальная мафия // За рубежом.- 1995.- № 2.- С. ЗЗ-44.
  163. В. Подростковая преступность в Москве// Советская юстиция. 1990.-№ 17. — С.11−18.
  164. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимодействии со средой. М., 1992, — 356с.
  165. От законов ГУЛАГа к цивилизованному праву// Россия, 1992, 19−25 февраля.
  166. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Указ Президента РФ от 6.09.93 № 1338 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.- 1993.- № 37.- Ст. 3449.
  167. A.A. Меры социальной защиты и Уголовный кодекс РСФСР// Советское право.- 1923.- № 3.- С.4−10.
  168. В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) М.: «Око», 1998.- 354с.
  169. .Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 1998.- 303с.
  170. C.B. Детская преступность и меры борьбы с ней.- М., 1911.-84с.
  171. Положение детей в Российской Федерации: Гос. ежегод. докл. / Мин-во социал. Защиты населения РФ / Под общей ред. Безленкиной Л. Р., Лиха-нова A.A.- М.: Дом, 1994.- 119с.
  172. Положение молодёжи в Российской Федерации: Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодёжи Правительству Российской Федерации/ Сост. и отв. ред. В. А. Луков.- М., 1996.- 208с.
  173. H.H. Уголовное право и уголовный суд в Англии.- М., 1979.
  174. В.А. Социальные отклонения учащейся молодёжи и проблемы их предупреждения.- Автореф. дисс. док. пед. наук.- М., 1991.- 32с.
  175. В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния// СОЦИС.- 1998.-№ 5.- С. 72−79.
  176. Посттоталитарное общество на рубеже веков: Динамика изменений социальной структуры и ценностных ориентаций / Редколл: Денисовский Г. М. (Отв. ред.) и др. М., 1992.- 256с.
  177. Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней. М., ИЦ МВД РФ, 1995.- 102с.
  178. Преступность и культура / Под ред. А. И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1999. 159 с.
  179. Преступность несовершеннолетних в России в 1990 1994 гг.- М.: ИЦ МВД РФ, 1995.- 109с.
  180. Проблемы социальной работы в России. М., 1995.- 400с.
  181. Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1994.
  182. Прозументов JIM. Групповая преступность несовершеннолетних и её предупреждение.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.- 126с.
  183. Рабочие материалы конференции «Дети и насилие» СПб., 1994.- 110с.
  184. Д.Н. Малолетние преступники Москвы. Ярославль, 1912.
  185. Региональное воспроизводство/ Отв.ред. Попов А.И.- Л., 1979, — 185с.
  186. Г. М. Проблема делинквентных групп в США (Социально-педагогический анализ буржуазных исследований).- Дисс. канд. пед. наук.- М., 1990.- 24с.
  187. Р. Исследования новых видов наказаний в исправительной системе США // Криминологические исследования в мире.- М., 1995.- С. 138−150.
  188. P.A. Наркотики и наркомания // Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ. В 3 т. Т.2. М., 1994.- 442с.
  189. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений / Под ред. А. В. Мицкевича.-М., 1985.-210с.
  190. Российская газета, 1993, 10 июля.
  191. Российская социологическая традиция 60-х годов и современность / Под ред. В. А. Ядова, Р.Гратхоффа. М., 1994.
  192. Н. Траурная рамка будущего // Криминальная хроника, 1998, июль, С.З.
  193. Л.Я. Образовательный пункт поколения // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991.- 24−34.
  194. М.И., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М., 1926.
  195. Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений// Советская юстиция.- 1993.- № 2.- С.27−29.
  196. H.A. Идеалы гимназисток. М., 1916.
  197. H.A. Идеалы современного ребенка. М., 1923.
  198. А.Л. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий.- Казань: Экоцентр, 1997.- 152с.
  199. Н.Х., Комлев Ю. Ю. Особенности виктимного поведения несовершеннолетних в Казани: опыт социологического исследования // Преступность: современные проявления и их видение.- Казань, КФ ЮИ МВД РФ, 1996.- С.39−51.
  200. З.В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.- 180с.
  201. Г. Семья должна быть защищена государством: Почему же не принимается закон против домашнего насилия? // Независимая газ. 1997. 21 авг.
  202. Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // СО-ЦИС.- 1998.- № 3.- 117−121.
  203. Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.- 688с.
  204. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432с.
  205. Л.В. К вопросу о преступниках / На основании Оренбургской Дисциплинарной команды.-Казань, 1903.- 130с.
  206. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики / Отв. ред. В. Т. Лисовский. М.: НИЦ при ИМ, 1994.- 334с.
  207. Социальная инфраструктура региона / Отв.ред. В. И. Дриц. Минск: Наука и техника, 1986.- 199с.
  208. Социальные отклонения / Кудрявцев В. Н., Бородин C.B., Нерсесянц B.C., Кудрявцев Н. В. М.: Юрид. лит., 1989.- 368с.
  209. Социальные службы для молодёжи / Под общей ред. Безленкиной JI.P., Лиханова A.A.- М.: Дом, 1996. 119с.
  210. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского.- Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.- 382с.
  211. Л.И. Социология уголовного права.- М.: Юрид. лит-ра, 1986.-237с.
  212. Статистическое обозрение // Ежекв. ж. Госкомстата России. 1997. — № 1. -68с.
  213. Е. Размышления о Центральной России // Этнополитический вестник.- 1996.- № 1.- С.5−34.
  214. E.H. влияние хлебных цен и урожаев на движение преступлений против собственности в России // Журнал министерства юстиции. -1898.-№ 8.- С.89−108.
  215. А.К. От насилия в кино к насилию, как в кино // СОЦИС.- 1996.-№ 2.- С. 21−29.
  216. Г. Законы подражания. С.-Пб., 1892.
  217. Теоретические проблемы изучения территориальных различий в преступности. Тарту, 1985, вып.725.- 100с.
  218. Теоретические проблемы изучения территориальных различий в преступности. Тарту, 1988, вып. 817.- 104с.
  219. Теоретические проблемы изучения территориальных различий в преступности. Тарту, 1989, вып. 859. — 102с.
  220. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. В 2-х т.- Москва- Тула, 1993.
  221. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. -М., 1992. 388с.
  222. Территориальные различия преступности и их причины. М.: Юрид. литра, 1988.- 188с.
  223. Трудные судьбы подростков кто виноват? — М., 1991.
  224. Увеличение наркоманов среди детей / Вечерняя Казань, 1998, 18 августа.
  225. Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6 сентября 1993 г. № 1338 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.- 1993.- № 37.- Ст. 3449.
  226. .Ц. История одного поколения (Социально-демографический очерк)-М., 1988.- 130с.
  227. Н.С. Малая социальная группа как форма общественного развития. Казань, 1989. — С.207.
  228. Н.С. Челнинский феномен: опасность возрастает// Идел,-1993.- № 3.- С. 67.
  229. К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // СОЦИС.- 1992.- № 5.- С.88−91.
  230. Ф.Р., Чупров В. И. Социальные проблемы молодежи // Рабочая книга социолога. М., 1983.
  231. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.
  232. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова., 6-е изд., перераб. и доп.-М., 1991.- 421с.
  233. Философский энциклопедический словарь / Гл. Редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840с.
  234. С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений, 2-е изд.- М.: Логос, 1996.- 360с.
  235. В.Н. Молодёжный наркотнзм // Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Науч. ред. Лисовский В. Т. СПб., 1995. С. 120 — 128.
  236. Ф.Р. Правовые проблемы борьбы с наркоманией // Соци-ально-правовые проблемы борьбы с преступностью в современных условиях: Материалы итоговой научно-практической конференции КФ ЮИ МВД России.- Казань: ЦЭСИ, 1997.- С.166−168.
  237. P.C. Роль суда в предупреждении правонарушений несовершеннолетних // Реорганизация государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений,-Казань, 1994.- С. 100−106.
  238. М.М. Бедность и преступления.- Казань, 1909.- 91с.
  239. .С. Территориальная организация общества.- М.: Мысль, 1981.-113с.
  240. Ценностный мир современного студента: Социологическое исследование / Под ред. В. Т. Лисовского, Н. С. Слепцова. М., 1992.
  241. М.А. Свобода выбора как жизненная ценность и адаптация к рынку // Социологические аспекты перехода к рыночной экономике / Под ред. Ф. М. Бородкина, А. Р. Михеева. Новосибирск, 1994. С. 40 — 49.
  242. В.Т. Актуальная культура российской молодежи / Автореф. дис. док. соц. наук. Екатеринбург, 1997, — 41с.
  243. К. Человек в обстановке социальных изменений: эмпирические исследования 1981 1982 гг.- Варшава: Государственная академия наук, 1990.- 129с.
  244. Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.- 188с.
  245. A.B. Устойчивые преступные группы несовершеннолетних // Автореф. дисс. канд. юрид.н.- Томск, 1991.- 24с.
  246. B.B. Молодежь: концептуальные понятия ВКН. Молодежь В условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. w
  247. Г. И. Криминология. М.: «Прогресс Универс», 1994.- 503с.
  248. Ю.А. Борьба с преступностью несовершеннолетних в США.- М., 1982.- 78с.
  249. Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992.- № 2.- С. 49−59.
  250. В.П. Воспитательные и исправительные учреждения для несовершеннолетних во Франции // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних/ Сб. науч. трудов.-М., 1977.- С. 169- 181.
  251. В.П. Система исполнения наказания в США. М., 1983.- 146с.
  252. Шур Э. Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1977.- 363с.
  253. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-240с.
  254. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Ред. А. Г. Вишневский. -М., 1992.- 252с.
  255. Д.В. Детская психология. М.: Педагогика, 1968. 120с.
  256. Д.В. Психология игры. М.: Высшая школа, 1978.- 181с.
  257. Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Т.2.
  258. A.M. Социология экономической преступности,— М.: Наука, 1988.- 256с.
  259. В.А. Понятие, виды и методы предупреждения правонарушений// Профилактика правонарушений/ Под ред. Ф. Р. Сундурова, A.B. Мишина. -Казань, 1989.- 182с.
  260. Actes du Congres antropologie criminal de Geneve. 1897.- P.343.
  261. Anomie and deviant behavior. A discussion and critique / Ed. by Clinard M. B. N.Y.-L. The Free Press, 1966.- P. 82−83.
  262. Barker G., Adams T. The Social Structure of a Correctional Institution / Readings in Juvenile Delinquency.- Philadelphia, New York, 1969.- P.435−436.
  263. Clark R. Prisons: factories of crime // Corrections: problems and prospects. -Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, inc. 1975. — P.32−51
  264. Cohen A.K. Delinquent Boys.- N.Y., 1955- Cohen A.K. Anomie and Deviant Behaviour.-N.Y., 1966.
  265. Criminological Controversions. Ed. By R. Knudten. New-York, 1975.- P. 170.
  266. Cusson M. Le virage strategique en criminology. Revue International de criminology et de police technique. 1993.- № 3.- P.195−307.
  267. Feuer L.S. The Conflict of Generations. The Character and Significance of Student Movement. New York, 1969.-P.527.
  268. Gerard R. Institucional innovations in juvenile corrections // Corrections: problems and prospects. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, inc. — 1975. — P.202−215.
  269. Grazid S. de. The political community: A Study of anomie. Chicago University Press, 1948. Esp. P. 8−20, 115−122.
  270. Hardman, Dale G. Historical Perspectives of Gang Research // JResCrimDel.4.-N.Y., L., 1967.- P.27.
  271. Martin F., Williams A. The Application of Modern Techniques of Resource Allocation in the Field of Crime Problems. Strasbourg, 1973.-P.3.
  272. Mendel G. La crise de generations. Etude sociopsychoanalytique. Paris, 1969.
  273. Orru M. Anomie. Histori and meanings.- Boston etc.: Allen & Unwin, 1987. -P.125−126.
  274. Parsons T. The Social System. Glencoe, 1951.- P. 3−23.
  275. Prisoners in 1994. 1995, August.
  276. Reckless W.C. A New Theory of Delinquency and Crime // Federal Probation, 1961.- № 4.- P.42. Цит. по Иншаков C.M. Зарубежная криминология. M.: Инфра-М Норма, 1997.- С. 137.
  277. Siegel LJ, Senna J.J. Juventile Delinquency: Theory, practice and law. New York, 1988.
  278. Srole L. Social integration and certain corollaries: An exploratory Study // American Sociological Review. Dec. 1956.- № 21.- P.712−713.
  279. Sutherland E. Criminology. Philadelphia, 1924.- P. 75.
  280. Sutherland E. Principles of Criminology. Chicago, 1955
  281. Sutherland E., Cressey D. Principles of Criminology. Philadelphia: J.B. Lippin-cott Company, 1966.
  282. Tarde G. Philosophie penale. Paris, 1905
  283. Turk, Austin T. Radical Criminology.- Beverly Hills, London, 1980.- P.78−91.
  284. Quay H. Dimensions of personallity in delinquent boys as inferred from the factor analysis of case history data // Child development. 1964. — vol. 35. — P. 479−484.
Заполнить форму текущей работой