Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из продуктивных подходов к конструированию образовательных программ для интеллектуально одаренных учащихся начальных классов является информационно-категориальный подход, который позволяет осуществлять межпредметную интеграцию посредством создания системы обобщенных межпредметных понятий-категорий, выступающих в качестве структуры содержания обучения. Использование категорий позволяет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы организации работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
    • 1. 1. Анализ исследований проблемы одаренности в зарубежной и отечественной науке
    • 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Организационно-педагогическая модель обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся начальной школы
    • 2. 1. Особенности построения образовательных программ
    • 2. 2. Мониторинг развития личности одаренного школьника
    • 2. 3. Педагогический эксперимент
  • Выводы по II главе

Организационно-педагогические условия обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Преобразования, произошедшие во всех сферах российского общества, не могли не затронуть и систему образования, обеспечивающую формирование интеллектуального и творческого потенциала страны. Переход к новой образовательной парадигме сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и способностей личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

Тем не менее, проблема развития одаренных учащихся на начальных этапах образования еще не получила достаточно широкого обсуждения в педагогической науке и образовательной практике, что обуславливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических основ деятельности по обучению, развитию и поддержке одаренных учащихся младшего школьного возраста.

Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.

В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И. С. Авериной, А. Г. Асмолова, Ю. Д. Бабаевой, В. И. Панова,.

A.И. Савенкова, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной, В. Э. Чудновского,.

B.Д. Шадрикова, Г. Т. Шпаревой, Н. Б. Шумаковой, Е. С. Щеблановой, В. П. Эфроимсона и др.

Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д. Б. Богоявленской, JI.A. Венгера, A.M. Ма-тюшкина, E. J1. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.

Анализ теории и практики проблемы организации работы с интеллектуально одаренными учащимися позволил выявить следующие противоречия между:

— актуальностью создания условий для самореализации одаренных учащихся на начальных этапах образования и ограниченными возможностями общеобразовательных учреждений, связанными с недостаточной разработанностью научно-методических рекомендаций в данной области педагогического знания;

— потенциальными возможностями начальной школы для эффективного развития интеллектуально одаренных учащихся и степенью их реализации на практике, обусловленной неразработанностью дидактико-методической обеспеченности этого процесса.

Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему нашего исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия процесса обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся начальной школы.

Объект исследования — педагогическая деятельность в общеобразовательном учреждении, способствующая раннему выявлению и развитию интеллектуально одаренных учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования — педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе, реализация которых способствует развитию личности интеллектуально одаренного учащегося.

Цель исследования состоит в разработке организационно-педагогической модели обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность обучения и развития интеллектуально одаренных детей в образовательном процессе начальной школе может быть существенно повышена путем создания и внедрения организационно-педагогической модели, реализующей комплекс условий:

— конструирование образовательных программ на основе междисциплинарной интеграции, реализующей принцип универсальности образования;

— обеспечение личностно-деятельностного характера освоения содержания обучения, учитывающего способности, интересы и наклонности учащихся;

— осуществление мониторинга интеллектуального, творческого и моти-вационного компонентов развития детей.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Выработать концептуальные подходы к процессу обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся младшего школьного возраста.

2. Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников в начальной школе.

3. Разработать организационно-педагогическую модель обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся начальной школы, отвечающую заданным педагогическим условиям.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной организационно-педагогической модели.

Общеметодологической основой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационногоидеи гуманизации и демократизации образования.

Теоретическую основу исследования составляют:

— концепции одаренности (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Л. Термен, Д. Б. Богоявленская, JL Лейтес, A.M. Матюшкин и др.);

— теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А. Я. Данилюк, М. В. Кларин, Ю. С. Тюнников и др.);

— концепция деятельного подхода к проблеме усвоения знаний (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

— концепция личностно-ориентированного обучения (В.И. Данильчук, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин и др).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:

— аналитические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение педагогического опыта);

— диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, устный опрос, индивидуальные и групповые беседы, изучение педагогический документации);

— формирующие (моделирование, эксперимент, тренинги);

— статистические (анализ и обработка данных эксперимента).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— сформулированы концептуальные подходы к организации работы с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста, ориентированные на обеспечение адаптивного характера образования в сочетании с возможностями собственного жизнетворчества;

— определены и обоснованы способы конструирования содержания обучения интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарной интеграции и принципов универсальности и индивидуальной направленности образования, способствующие самореализации личности ребенка в образовательном процессе;

— разработаны формы организации учебно-познавательной деятельности интеллектуально одаренных учащихся в начальной школе с учетом их склонностей и интересов, реализующие личностно-деятельностный характер обучения;

— создана система диагностики медицинского, социального и психического компонентов развития детей младшего школьного возраста, способствующая своевременному выявлению и развитию интеллектуальной одаренности.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке организационно-педагогической модели обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся в начальной школе, включающей:

— способы конструирования содержания обучения как системы межпредметных обобщенных понятий, реализующей информационно-категориальный подход;

— методы его освоения в процессе организации проектной деятельности учащихся;

— формы дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей младших школьников;

— мониторинг интеллектуального, творческого и мотивационного компонентов развития одаренных детей.

Практическая значимость исследования определяется разработкой дидактического и методического инструментария, который может быть использован в работе с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, при подготовке студентов педагогических вузов к работе с одаренными детьми, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей и стать основой для создания учебно-методических пособий.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечены:

— ясностью теоретических позиций работы;

— использованием системного подхода;

— положительными результатами педагогического эксперимента.

Этапы исследования:

На первом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся анализ подходов к проблеме одаренности в педагогической науке и образовательной практике, изучался отечественный и зарубежный опыта организации системы обучения и развития младших школьников, определялись концептуальные основы исследования, проводился констатирующий этап педагогического эксперимента.

На втором этапе (2005;2006 гг.) была разработана и апробирована организационно-педагогическая модель обучения и развития детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарной интеграции на базе Центра интеллектуального развития ребенка Адыгейского государственного университета (г. Майкоп). Проводился формирующий этап педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) была проведена обработка результатов экспериментальной работы, сформированы основные выводы и рекомендации, оформлена диссертационная работа и автореферат.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальной основой организации работы с интеллектуально одаренными детьми в начальной школе является признание необходимости создания специальных условий их обучения и развития, направленных на обеспечение адаптивности образования в условиях информационного обществаоказание помощи ребенку в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории, развитии его творческого потенциала и предоставление ему психолого-педагогической поддержки.

2. Процесс обучения и развития интеллектуально одаренных школьников младшего школьного возраста как субъектов социокультурного пространства и собственного жизнетворчества осуществляется созданием организационно-педагогической модели, реализующей следующие педагогические условия:

— конструирование содержания образовательных программ на основе междисциплинарной интеграции, реализующей принципы универсальности и индивидуальной направленности образования;

— обеспечение личностно-деятельностного подхода к его освоению;

— предоставление учащимся возможности получения дополнительного образования с учетом их интересов и осуществление мониторинга их развития.

3. Критериями эффективности работы с интеллектуально одаренными детьми начальных классов являются позитивные изменения в их мотивацион-ной, интеллектуальной, творческой и личностной сферах, которые проявляются в активной познавательной деятельности учащихся, оригинальности подходов к решению задач, стремлении к самосовершенствованию. Выявление динамики развития одаренных учащихся обеспечивается комплексной медико-социальной и психолого-педагогической диагностикой развития личности школьника.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли свое отражение в учебно-методических пособиях, научных статьях, тезисах и материалах конференций. Основной базой исследования стали образовательные учреждения: МОУ «Лицей № 19» (Республика Адыгея, г. Майкоп), НОУ «Центр интеллектуального развития ребенка Адыгейского государственного университета» (г. Майкоп), ГОУ «Адыгейская республиканская гимназия № 1» (г. Майкоп), МОУ СОШ № 4 (Московская область, г. Реутов), МОУ «Гимназия № 11» (Московская область, г. Королев).

Основные положения и результаты исследования докладывались и были одобрены на заседании Научно-методического центра новых педагогических технологий Московского государственного областного университета, на Научно-методическом семинаре «Инновационный подход к развитию образовательных систем» (г. Москва, Академия социального управления, 2005 г.), на Международном научно-методическом семинаре «Содержание образования в условиях информационного общества» (г. Москва, 2006 г.). По теме исследования имеются 7 публикаций.

Выводы по II главе.

Сущность подхода к содержанию образования одаренных детей заключается в том, что образовательные программы должны быть направлены на самореализацию личности ребенка через осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории. Это может достигаться предоставлением возможностей получения широкого универсального образования в условиях вариативного информационно-образовательного пространства.

Одним из продуктивных подходов к конструированию образовательных программ для интеллектуально одаренных учащихся начальных классов является информационно-категориальный подход, который позволяет осуществлять межпредметную интеграцию посредством создания системы обобщенных межпредметных понятий-категорий, выступающих в качестве структуры содержания обучения. Использование категорий позволяет органично соединить учебную информацию из различных предметных областей.

Наиболее продуктивной формой освоения образовательной программы для интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста выступает метод проектов, который обеспечивает личностно-деятельностный характер обучения и позволяет учитывать интересы и склонности учащихся.

Для своевременного выявления интеллектуально одаренных школьников младшего школьного возраста необходима комплексная система диагностики уровня их интеллектуальных и творческих способностей, мотивации к обучению и результатов деятельности, позволяющих в совокупности оценить динамику развития одаренности и обеспечить условия для развития.

Заключение

.

В результате теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами получены следующие выводы и результаты:

1. Интеллектуально одаренные дети представляют особую категорию учащихся, которую характеризует высокий уровень развития интеллектуальных, творческих способностей и мотивации к обучению. Организация работы с интеллектуально одаренными детьми в начальной школе имеет целью оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала в соответствии со способностями, склонностями, психофизиологическими особенностями и предоставление психолого-педагогической поддержки.

2. Образовательные программы для интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста должны быть направлены на самореализацию личности ребенка посредством конструированием содержания обучения на основе междисциплинарной интеграции, реализующей принцип универсальности образования. Осуществление междисциплинарной интеграции на этапе начальной школы достигается созданием универсальной структуры обобщенных межпредметных понятий-категорий (форма, пространство, величина, модель, изменение и многообразие), позволяющих органично соединять учебную информацию из различных предметных областей. Наиболее продуктивной формой учебно-познавательной деятельности для интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста выступает проектирование, позволяющее обеспечивать личностно-деятельностный характер обучения в процессе освоения образовательных программ.

3. Повышению эффективности работы с интеллектуально одаренными учащимися младшего школьного возраста способствует комплексная система диагностики, включающая медицинский, социальный и психический компоненты их развития, которая должна быть направлена на своевременное выявление одаренности, созданием условий для получения дополнительного образования и психолого-педагогической поддержки.

4. В ходе экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы учащиеся экспериментальной группы показали более высокий уровень развития интеллектуальных, творческих способностей и мотивации к обучению, что подтверждает выдвинутую гипотезу и доказывает эффективность разработанной организационно-педагогической модели обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М., 1990. — 335 с.
  2. , И.С. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся Текст. / И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, К. Перлет//Вопросы психологии. 1991. -№ 5. — С. 173−177.
  3. , И.С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС): пособие для школьных психологов Текст. / И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, E.H. Задорина. Обнинск, 1995.
  4. , И.С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6−7 лет Текст. / И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, E.H. Задорина // Вопросы психологии. 1994. — № 4. — С. 143−146.
  5. , Н.Г. Проект федеральной программы развития российского образования Текст. / Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Д. Б. Дмитриев [и др.]. -М., 1993.
  6. , И.Г. Система работы с одаренными детьми и учащимися в условиях современных экономических, социокультурных трансформаций и с учетом специфики региона Текст. / И. Г. Алексеенко [и др.]. Майкоп, 1997.- 128 с.
  7. , Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности Текст. / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Минск, 1994. — 479 с.
  8. , Ш. Н. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников Текст.: экспериментальн. пед. исслед. / Ш. Н. Амонашвили. М., 1984.
  9. Ю.Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности Текст. / Б. Г. Ананьев // Склонности и одаренность. М., 1962. — С. 24.
  10. П.Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. М.- Воронеж. 1996. — 767 с.
  11. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1984. — 104 с.
  12. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд Текст. / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 111.
  13. Н.Бабаева, Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером Текст. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. М., 2003. — 336 с.
  14. , Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность Текст. / Ю. Д. Бабаева // Одаренные дети: теория и практика: Матер. Рос. конф., Москва, 28−30 марта 2001 г. М., 2001. — С. 47−56.
  15. , Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: метод. пособие Текст. / Ю. Д. Бабаева. М., 1998. — 278 с.
  16. , Ю.Д. Психологический тренинг для выявления скрытой одаренности Текст. / Ю. Д. Бабаева // Психология одаренности детей и подростков.-М., 1966.-С. 158−177.
  17. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1977. — 254 с.
  18. , Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать Текст. / Е. С. Белова. М., 1998. — 144 с.
  19. , B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М., 1975. — 399 с.
  20. , А. Измерение умственных способностей / А. Бине. СПб., 1998.
  21. , М.А. Система работы с одаренными детьми в регионе: от концепции к модели: методическое пособие Текст. / М. А. Биржева, Т. Ф. Сергеева, Е. В. Сечкарева. М.: Изд. АСОУ, 2006. — 80 е.- С. 54−62.
  22. , М.А. Профильные школы как модель системы работы с одаренными школьниками: методическое пособие Текст. / М. А. Биржева, Т. Ф. Сергеева, Е. В. Сечкарева. М.: Изд. АСОУ, 2006. — 48 е.- С. 25−45.
  23. , М.А. Проектирование в организации работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Текст. / М. А. Биржева // Начальная школа. 2007. — № 3. — С. 42−45.
  24. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Текст. / П. П. Бабанский. М., 1979. — Т. 1. — 421с.- Т. 2. — М., 1979. -400 с.
  25. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленский. Ростов на/Д., 1983. — 173 с.
  26. , Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традиционных процессуально-деятельностной парадигмы Текст. / Д. Б. Богоявленский // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.-С. 328−348.
  27. , Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / Д. Б. Богоявленский. М., 1997.
  28. , Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: автореф. докт. дисс. Текст. / Д. Б. Богоявленский. М., 1988.
  29. , Д.Б. «Рабочая концепция одаренности»: причины и цели Текст. / Д. Б. Богоявленская // Одаренные дети: теория и практика: Матер. Рос. конф., Москва, 28−30 марта 2001 г. М., 2001. — С. 26−33.
  30. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  31. , Л.И. Педагогическая психология Текст. / Л. И. Божович // Педагогическая энциклопедия. М., 1966. — Т. 3. — 209 с.
  32. , Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. М., 1996. — 212 с.
  33. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 12−15.
  34. , Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов на/Д, 1997. — 28 с.
  35. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов на/Д., 2000. — 352 с.
  36. , Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов на/Д, 1997. — 28 с.
  37. , Дж. Процесс обучения Текст. / Дж. Брунер- под ред. А. Р. Лурия.-М., 1962.-84 с.
  38. , Дж. Процесс обучения Текст. / Дж. Брунер- под ред. А. Р. Лурия. -М., 1962.-84 с.
  39. , A.B. О субъекте мышления и творчестве Текст. / A.B. Брушлинский // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 39−56.
  40. , A.B. К психологии творческого процесса Текст. / A.B. Брушлинский // Человек, творчество, наука. М., 1967.
  41. , Ж. В поисках потерянных талантов Текст. / Ж. Брюно [и др.] //Акмеология. 1994. -№ 1. — С. 104−105.
  42. , И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: автореф. дис. .канд. психол. наук Текст. / И.А. Бур-лакова.-М., 1995.-26 с.
  43. , Л.А. Восприятие и обучение Текст. / Л. А. Венгер. М., 1969. -365 с.
  44. , Л.А. К проблеме формирования высших психических функций Текст. / Л. А. Венгер // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
  45. Вестник Адыгейского госуниверситета Текст. / Сер. «Педагогика». -1998.-№ 2.-153 с.
  46. Вестник Кубанского регионального отделения АПСН Текст. 1999. -№ 1.-173 с.
  47. Внедрение программы «Одаренный ребенок» в учебно-воспитательном процессе городской гимназии Текст. Екатеринбург- Новоуральск, 2001. -156 с.
  48. , И.П. Много в школе талантов? Текст. / И. П. Волков. М., 1989. -80 с.
  49. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М., 1991.51 .Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Текст. / Л. С. Выготский. -М., 1984. Т. 3. — 368 е.- Т. 4. — 432 с.
  50. , П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. М., 1976.-149 с.
  51. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966. -278 с.
  52. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления: сб. переводов / под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965. — С. 433−456.
  53. , Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике Текст. / Ю. З. Гильбух // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 80−83.
  54. , Ю.З. Умственно одаренный ребенок Текст. / Ю. З. Гильбух // Психология, диагностика, педагогика. Киев, 1992.
  55. , Ю.З. Феномен умственной одаренности Текст. / Ю. З. Гильбух, О. Н. Гарнец, СЛ. Коробко // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — 147−155.
  56. , Г. А. Информационный подход в психологии творчества Текст. / Г. А. Голицын // Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. -М., 1983.-С.210−231.
  57. , Э.А. Способности и индивидуальность Текст. / Э. А. Голубева. -М., 1993.-304 с.
  58. , E.JI. Стили мышления в школе Текст. / E.JI. Григоренко, Р.Дж. Стернберг // Вестн. Моск. ун-та. 1996. — № 3. — Серия 14. Психология. — С. 34−42.
  59. , Ю.В. Концепция прогноза развития образования до 2015 г. Текст. / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов [и др.] // Народное образование. -1993. Январь-март. — С. 3−15.
  60. , В.В. Концепция гуманизации российского начального образования Текст. / В. В. Давыдов // Планирование и организация деятельности начальной школы.-М., 1998.-Ч. 1.
  61. , В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  62. , С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособ. для учителя Текст. / С.Д. Дерябо- под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. — 222 с.
  63. , Л.М. Об активизации мыслительной деятельности учащихся младших классов в процессе обучения музыке Текст. / Л. М. Долгополова // Сб. трудов докт., аспир., соискат. Майкоп, 2001. — С. 216−218.
  64. , Л.М. Творческая мастерская как форма организации учебного процесса в начальной школе Текст. / Л. М. Долгополова. Майкоп, 2001.-40 с.
  65. , Л.М. Межпредметная интеграция в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / Л. М. Долгополова, Т. Ф. Сергеева. Майкоп, 2001.-36 с.
  66. , М. Мыслительная деятельность детей Текст. / М. Дональд-сон.-М., 1988.-С. 105.
  67. , А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям Текст. / А. И. Доровская. М., 1997. — 310 с.
  68. , В.Н. Психология интеллекта Текст. / В. Н. Дружинин // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 32−34.
  69. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин.-СПб., 1999.-368 с.
  70. , А.К. Загадка птицы Феникс Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Знание, 1976.
  71. Дж. Школы будущего Текст. / Дж. Дьюи, Э. В. Дьюи. Берлин, 1922. -С. 16.
  72. , О.М. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка Текст. / О. М. Дьяченко. Челябинск, 1996. — 119 с.
  73. , О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста Текст. / О. М. Дьяченко // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 67−77.
  74. Ежегодник Адыгейского госуниверситета Текст. Майкоп: 2000. — 168 с.
  75. , В.П. вступ. ст. [Текст] / В. П. Зинченко // Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. М., 1997.
  76. , М.С. Индивидуальность как объективная реальность Текст. / М. С. Каган, A.M. Эткинд // Вопросы психологии. № 4. — С. 5−15.
  77. , С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками Текст. /С.Н. Карпова.-М., 1967.
  78. , А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен Текст. / А. Г. Каспржак, М. В. Левит. М., 1994. — 143 с.
  79. , К.Й. Цель обучения интеллектуально одаренных: «думая, делать ход конем» Текст. / К. Й. Клюге // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 109.
  80. , Я.А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский // Педагогическое наследие. М., 1989.-С. 11−105.
  81. Концепция «Одаренные дети: природа, диагностика, развитие»: проект Текст. // Бюл. Гособразования СССР. 1989. — № 9. — С. 12.
  82. Краткое пособие для учителей по работе с одаренными учащимися: кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться Текст. / под ред. JI.B. Поповой, В. И. Панова. М., 1997. — 137 с.
  83. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися Текст. / под ред. JI.B. Пановой, В. И. Панова. М. — 137 с.
  84. , В.А. Психология математических способностей Текст. / В. А. Крутецкий. М., 1968. — 431 с.
  85. , C.B. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь Текст. / C.B. Крюкова, Н. П. Слободяник. М., 2005.
  86. , М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: автореферат дисс. докт. пед. наук Текст. / М. Р. Кудаев. Майкоп, 1998.
  87. , В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / В .Т. Кудрявцев. М., 1991. — 79 с.
  88. , Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. -1984.-№ 1.-С. 20−26.
  89. , Ю.И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX века: автореф. канд. дис. Текст. / Ю. И. Кузнецова. Н. Новгород, 1996. — 22 с.
  90. Лабиринт души: терапевтические сказки Текст. / под ред. О.В. Хухлае-вой, O.E. Хухлаевой. М., 2004.
  91. , Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка Текст. / Э. Ландау. М., 2002.
  92. , Н.С. Психология одаренности детей и подростков Текст. / Н. С. Лейтес.-М., 1996.
  93. , Н.С. Ранние проявления одаренности Текст. / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. 1988. -№ 4. — С. 98−107.
  94. , Н.С. Способности и одаренность в детские годы Текст. / Н. С. Лейтес. М., 1984. — 80 с.
  95. , Н.С. Умственные способности и возраст Текст. / Н. С. Лейтес. -М., 1971.-279 с.
  96. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Текст. / А. Н. Леонтьев. -М, 1983.-Т. 1.-392 е.- Т. 2.-320 с.
  97. , И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия Текст. /И.Я. Лернер.-М., 1995.
  98. , A.A. Психологическая диагностика одаренности Текст. /A.A. Лосева.-М., 2004.
  99. , Г. Л. Об интегративном курсе математики и информатики в начальной школе Текст. / Г. Л. Луканкин // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 2. Саранск: МГПИ, 1998.-129 с.
  100. , Г. Л. Информационно-категориальный подход к обучению математике младших школьников Текст. / Г. Л. Луканкин, Т. Ф. Сергеева // Информатика и образование. 2000. — № 1. — С. 81−84.
  101. , A.A. Использование действий в процессе усвоения знаний и умственном развитии младших школьников Текст. / A.A. Люблинская // Начальная школа. 1971. — № 4. — С. 74−78
  102. Ю8.Ляудис, В. Я. Психология инновационного обучения в диалоге с культурно-исторической психологией Л. С. Выготского Текст. / В. Я. Ляудис // Известия академии педагогических наук. М., 1996. — С. 74−81.
  103. Ю9.Маламуд, A.C. Интеграционная образовательная система по работе с одаренными детьми в условиях региона Текст. / A.C. Маламуд, H.H. По-нарина. Майкоп, 1998. — 71 с.
  104. НО.Мамышев, Ю. Т. Проблема одаренности и новая региональная образовательная модель Текст. / Ю. Т. Мамышев, Г. Т. Шпарева, Т. Ф. Сергеева [и др.]. Майкоп, 1996. — 49 с.
  105. Ш. Марголис, Я. Шестилетки: к творчеству через компьютер Текст. / Я. Марголис, А. Иванов // Информатика и образование. 1991. — № 3.
  106. , A.K. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников Текст. / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1980. — № 5.
  107. ПЗ.Маслоу, А. Самоактуализирующаяся личность Текст. / А. Маслоу // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, A.A. Пузырея. М., 1985.
  108. , A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики Текст. / A.M. Матюшкин. М., 1993. — 127 с.
  109. , A.M. Концепция творческой одаренности Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−34.
  110. , A.M. Некоторые проблемы диагностики и развития высокоодаренных (творческих) детей Текст. / A.M. Матюшкин // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития: методы и средства: Матер, конф. -М., 1998. С. 150−159.
  111. , A.M. Одаренные и талантливые дети Текст. / A.M. Матюшкин, Д. Н. Сиск // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
  112. , A.M. Проблемы одаренности в зарубежном и российском контексте Текст. / A.M. Матюшкин // Иностранная психология. 1999. -№ 11.-С. 5−9.
  113. , A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения Текст. / A.M. Матюшкин // Проблемное и программированное обучение / под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М., 1973.-С. 30−56.
  114. , A.M. Учитель для одаренных Текст. / A.M. Матюшкин, E.JI. Яковлева // Общественные движения и социальная активность молодежи: матер. Всесоюзн. научн. конф. «Человек в системе общественных отношений». М., 1991.-С. 192−201.
  115. , М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М., 1977. — 239 с.
  116. , М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М., 1975. — 366 с.
  117. , В. Детская одаренность Текст. / В. Меде, Г. Пиорковский- под ред. Б. Варшава. М., 1925. — 118 с.
  118. Мелик-Пашаев, A.A. Психологические основы художественного творчества Текст. / A.A. Мелик-Пашаев // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 349−360.
  119. Мельников, E. J1. Работать с одаренными детьми здесь и сейчас Текст. / E.JI. Мельникова // Начальная школа: плюс-минус. — 2000. — № 3. — С. 23−28.
  120. , C.B. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике: дис. на соиск. учен. степ. докт. пед, наук Текст. / C.B. Михайлиди. М., 1991. — 175 с.
  121. , A.B. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 110 с.
  122. Мышление: процесс, деятельность, общение Текст. / под. ред. A.B. Брушлинского [и др.]. М., 1982.
  123. , В.Н. О связи склонностей и способностей Текст. / В.Н. Мя-сищев // Уч. зап. ЛГУ. 1963. — Сер. Психология. — 308 с.
  124. На пути к 12-летней школе: сб. научн. тр. Текст. / под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М., 2000. — 388 с.
  125. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект Текст.
  126. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий Текст. / В. Д. Небылицин. М., 1976. — 336 с.
  127. , P.C. Психология Текст. / P.C. Немов- М., 1999. Кн. 3: Психодиагностика. — 632 с.
  128. , Н.Д. На пути к гуманной педагогике Текст. / Н.Д. Никанд-ров // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 41−47.
  129. , Н.Д. Ценности общества на рубеже XXI века Текст. / Н. Д. Никандров. М., 1997.
  130. Обеспечение личностного подхода к работе с одаренными детьми в масштабах города с учетом региональных особенностей: сб. метер. всерос. науч.-практич. семинара Текст. Майкоп, 1996. — 52 с.
  131. Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен Текст. / под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича. М., 1997. — 326 с.
  132. Обучение и развитие / под ред. Л. В. Занкова. М., 1975. — 440 с.
  133. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст. / Л. Ф. Обухова. М., 1998. — 360 с.
  134. , P.B. Практическая психология в начальной школе Текст. / P.B. Овчарова. М., 1996. — 240 с.
  135. Одаренные дети Текст. / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М., 1991.-376 с.
  136. Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.
  137. , В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности Текст. / В. И. Панов // Практическая психология. 1998. — № 3. -С. 33−48.
  138. , C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении Текст. / C.B. Панюкова. М., 1998.-225 с.
  139. , A.B. Способности и труд Текст. / A.B. Петровский. М., 1966.-80 с.
  140. , В.Е. Педагогика Текст. / В. Е. Пешкова. Майкоп, 1998. -Ч. 3. Технология развивающего обучения. — 72 с.
  141. , Ж. Психология интеллекта Текст. / Ж. Пиаже // Избр. психол. тр.-М., 1969.-608 с.
  142. , П.И. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: программа Текст. / П. И. Пидкасистый, В. Э. Чудновский. -М., 1999.-32 с.
  143. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет. эксперим. исслед. Текст. / П. И. Пидкасистый.-М., 1999.-32 с.
  144. , H.H. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания Текст. / H.H. Подьяков // Вопросы психологии. -1982. -№ 6.
  145. , H.H. Дополнительное образование одаренных детей в структуре регионального университетского комплекса Текст. / H.H. Понарина // Неделя науки в АТУ. Материалы IV научн. конф. докт., аспир., соиск. -Майкоп, 1998.-Часть I.-С. 160−164.
  146. , H.H. Обеспечение преемственности обучения дошкольников и младших школьников Текст. / H.H. Понарина. Саранск, 1998. — Ч. 1. -С. 88.
  147. , Я.А. Методологическое введение в психологию Текст. / Я. А. Пономарев. М., 1983. — 205 с.
  148. , Я.А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев. М., 1976.-302 с.
  149. , JI.B. Как школа может содействовать реализации способностей одаренных девочек Текст. / JI.B. Попова, H.A. Орешкина // Педагогическое обозрение. 1995. — № 3. — С. 41−46.
  150. , JI.B. Учитель для одаренных Текст. / JI.B. Попова // Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. -С.203−214.
  151. Практическая психология в тестах Текст.- М., 1997. 376 с.
  152. , JI.H. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников Текст. / JT.H. Прохорова // Начальная школа. -2003.-№ 2.-С. 38−42.
  153. Психологические исследования интеллектуальной деятельности Текст. / под ред. O.K. Тихомирова. М., 1979.
  154. Психологические исследования творческой деятельности Текст. / под ред. O.K. Тихомирова. М., 1975.-256 с.
  155. Психологический словарь Текст. М., 2004.
  156. Психическое развитие младших школьников Текст. М., 1990.
  157. Психология одаренности детей и подростков Текст. / под ред. Н.С. Лей-теса.-М., 1996.-416 с.
  158. Психология одаренности: от теории к практике Текст. / под ред. Д. В. Ушакова.-М., 2000.
  159. Рабочая концепция одаренности Текст. / науч. ред. В. Д. Шадриков. -М, 1998.-68 с.
  160. Развитие и диагностика способностей Текст. / отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков.-М., 1991.- 181 с.
  161. , В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры Текст. / В. А. Разумный // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17−22.
  162. , Дж.С. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей Текст. / Дж.С. Рензул-ли, С. М. Рис // Основные современные концепции творчества и одаренности.-М., 1997.-С. 214−242.
  163. , В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте Текст. / В. В. Репкин // Вестник Харьковского ун-та. -1978. -№ 171.
  164. , Е.Д. Развитие учащихся в обучении по программе «Одаренный ребенок» Текст. / Е. Д. Ржанникова // Педагогический процесс как культурная деятельность. Самара, 1997. — С. 216−218.
  165. , С.JI. Основы общей психологии: в 2 т. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1989. — Т. 1. — 369 с.
  166. , В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения Текст. / В. В. Рубцов. М., 1987.
  167. , А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусст-ваТекст. / А. И. Савенков. М., 1999.
  168. , А.И. Одаренный ребенок дома и в школе Текст. / А. И. Савенков. Екатеринбург, 2004.
  169. , А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности Текст. / А. И. Савенков // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 24−29.
  170. , Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании Текст. / Н. И. Сергеева // Сов. педагогика. 1990. -№ 6. — С. 137−144.
  171. , Т.Ф. Университетский научно-образовательный комплекс как модель системы по реализации интеллектуального и культурного потенциала региона Текст. / Т. Ф. Сергеева, A.C. Маламуд // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 1998. -№ 1.-С. 175−176.
  172. , В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5.
  173. , В.П. Диагностика степени обученности учащихся: учебн.-справ. пособие Текст. / В. П. Симонов. М., 1999. — 46 с.
  174. , В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология: автореф. дисс. докт. пед. наук Текст. / В. П. Симонов. М., 1993.
  175. , Л.С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста Текст. / Л. С. Славина // Изв. АПН РСФСР. 1947. — Вып. 7.
  176. , Е. К концепции обучения информатике в младших классах Текст. / Е. Смирнов // Информатика и образование. 1988. — № 2.
  177. Современная начальная школа и подготовка учителя: сб. тезисов региональной научн.-практич. конф. Текст. -Владикавказ, 2000. 151 с.
  178. , B.C. О государственной политике в области образования Текст. / B.C. Соколов // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 13−17.
  179. , О.П. Возрастная психология: учебн. пособие Текст. / О. П. Солодилова. М., 2005.
  180. , М.А. Динамика креативности у детей 6−10 лет Текст. / М. А. Сорокина // Психология сегодня. M., 1996. — Т. 1.
  181. , Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента Текст. / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 110−126.
  182. . Р. Учись думать творчески! (Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению) Текст. / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 187−213.
  183. , Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе Текст. / Е. Ю. Сухаревская. Ростов на/Д., 2003.
  184. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст. / Н. Ф. Талызина. М., 1988. — 173 с.
  185. , Б.М. Избранные труды: в 2 т. Текст. / Б.М. Теплов- ред.-сост. Н. С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. М., 1985. — Т. 1. — 328 е.- Т. 2. — 358 с.
  186. , Б.М. Способности и одаренность Текст. / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий // под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова.-М., 1982.-С. 129−139.
  187. Тест интеллектуальных способностей Р. Кеттелла Текст. -М., 1994.
  188. , O.K. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров. М., 1984.
  189. , Е.Г. Теория и практика обучения одаренных детей в массовой школе США: автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / Е. Г. Тищенко. М., 1993.
  190. Тренинг развития жизненных целей Текст. / под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб., 2002.
  191. , H.A. Организация творческой внеучебно-познавательной деятельности школьника Текст. / H.A. Тряпицына. Л., 1989. — 92 с.
  192. , А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования Текст. / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1994. — № 3.
  193. Учебные стандарты школ России Текст. / под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М., 1998. — Кн.1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины — 380 е.- Кн. 2. Математика. Естественно-научные дисциплины. — 336 с.
  194. Учителю об одаренных детях: пособие для учителя Текст. / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997. — 354 с.
  195. , Д.В. Одаренность, интуиция, творчество Текст. / Д. В. Ушаков // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.-С. 78.
  196. , Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников Текст. / Е. А. Фокина // Одаренный ребенок. 2002. — № 2.
  197. , К. Технология ведения тренинга Текст. / К. Фопель. М., 2004.
  198. , Ф. Будем жить для своих детей Текст. / Ф. Фребель. М., 2001.
  199. , Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей Текст. / Дж. Фримен // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.-С. 371−399.
  200. , Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований Текст. / Дж. Фримен // Иностранная психология. 1999. -№ 11.-С. 10−18.
  201. , К. А. Лонгитюдное исследование одаренности Текст. / К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. -№ 2.-С. 120−127.
  202. , К.А. Различия между мальчиками и девочками в успеваемости по математике и естественным наукам: может ли переориентация улучшить результаты одаренных школьниц? Текст. / К. А. Хеллер, А. Зиглер // Иностранная психология. 1999. — № 11. — С. 30−40.
  203. , М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта Текст. / М. А. Холодная // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С. 295−314.
  204. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. М.- Томск, 1997. — 392 с.
  205. , H.A. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс Текст. / H.A. Хроменкова. М., 1989. — 192 с.
  206. , О.В. Тропинка к своему Я Текст. / О. В. Хухлаева. М., 2004.
  207. , Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: докт. дисс. Текст. / Г. А. Цукерман. М., 1992.
  208. , В.Э. Одаренность: дар или испытание Текст. / В.Э. Чуд-новский, B.C. Юркевич. М., 1990.
  209. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. -М., 1994.-315 с.
  210. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1996. — 318 с.
  211. , В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1980. — 141 с.
  212. , В.Д. Способности, одаренность, талант Текст. / В. Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. М., 1991. — С. 7−21.
  213. , В.Д. Способности человека Текст. / В. Д. Шадриков // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. -С. 27.
  214. , А. Поиск и выявление одаренных детей Текст. / А. Шведел, Р. Стоунбернер // Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. Н. Слуцкого.-М., 1991.-С. 169−204.
  215. , Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики Текст. / Е. И. Щебланова. М., Воронеж, 2003.
  216. , Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий. М., 1995.-800 с.
  217. , Н.И. Одаренный ребенок в системе общеобразовательной школы адаптивной модели Текст. / Н. И. Щербо // Педагогические системы. «Одаренные дети» (Из опыта работы образовательных учреждений г. Москвы). -М., 2000.-С. 85−93.
  218. , Г. Т. Организация работы с одаренными детьми как составная часть инновационной деятельности Текст. / Г. Т. Шпарева. Майкоп, 1996.- 104 с.
  219. , Г. Т. Организационно-педагогическая деятельность по развитию одаренности как основы элитарного образования Текст. / Г. Т. Шпарева- под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2001. — 294 с.
  220. , В. Одаренность детей и подростков Текст. / В. Штерн. М., 1926.
  221. , В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста Текст. / В. Штерн- под ред. В. А. Лукова. СПб., 1997. — 128 с.
  222. , Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей Текст. / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 34−43.
  223. , Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей Текст. / Н. Б. Шумакова. М.- Воронеж, 2004. — 336 с.
  224. , Н.Б. Обучение одаренных детей в школе-лаборатории № 1624 «Созвездие» Текст. / Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова // Педагогические системы. «Одаренные дети» (Из опыта работы образовательных учреждений г. Москвы). М., 2000. — С. 121−128.
  225. , Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников Текст. / Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Н. П. Щербо // Вопросы психологии. 1991. — № 1. -С. 27−32.
  226. , В.М. Проблема одаренности Текст. / В. М. Экземплярский.-М., 1923.- 136 с.
  227. , В.М. Проблема школ для одаренных Текст. / В. М. Экземплярский. М.- Л., 1927. — 98 с.
  228. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Элько-нин.-М., 1989.-560 с.
  229. , Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения Текст. / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966. — С. 13−53.
  230. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1974. — 63 с.
  231. , Д.Б. Размышления над проектом Текст. / Д. Б Эльконин // Коммунист. 1984. — № з.
  232. Энциклопедия психологических тестов для детей Текст. М., 1998. -256 с.
  233. , B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность Текст. / B.C. Юркевич. М., 1996. — 148 с.
  234. , B.C. О «наивной» и «культурной» креативности Текст. / B.C. Юркевич // Основные современные концепции творчества и одаренности.-М., 1997.-С. 127−142.
  235. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М., 1996. — 96 с.
  236. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М., 1997. — 224 с.
  237. , Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся Текст. / Е.Л. Яковлева- под ред. В. И. Панова.-М., 1997.-78 с.
  238. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М., 1997.
  239. Arieti S. Creativity: the magic syntesis. -N.Y.: Basic Books, 1976.
  240. Barron F., Creative person and creative process. N.Y.: World, 1971. rt
  241. Bono de E. Der Weg Zum Meisterdenker Ubungen zum kreativen Denken. Munchen, 1990.
  242. Crutchfield R.S. Conformity and creative thinking // Contemporary approaches to creative thinking / Gruber H.E., Terrell G., Wertheimer M. (Eds.). -N.Y.: AthertonPress, 1962.-P. 120−140.
  243. De Groot A.D. Thought and Choice in Chtss. The Hague: Mouton, 1965.
  244. Galton F. Hereditary Genius. L., 1969.
  245. Gilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw-Hill. 1971.
  246. Gruber H.E. The self construction of the extraordinary / In: R. Sternberg et al. (Eds). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press., 1986. -P. 247−263.
  247. Eysenck H.J. Genius: The Natural History of Creativity. Cambridge, 1995.
  248. Hennessey B.A., Amabile T.M.
  249. Kaplan S. Providing Programs for the Gifted and Talented: A Handbook. -Ventura CA: Office of Ventura Country Superintendent of Schools, 1974.
  250. Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process. N.Y.: International Universities Press, 1952.
  251. May R. The courage to create. Norton, 1975.
  252. Mooney R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific creativity: its recognition and development/Taylor C.W., Barron F. (Eds.).-N.Y.: Wiley, 1963.-P. 331−340.
  253. Morgan D.N. Creativity today // Journ. of Aesthetics. 1953. — № 12. — P. 1−24.
  254. Osborn A.F. Your creative power. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1948.
  255. Parnes S J. Can creativity be increased? // A source boor for creative thinking / Parnes S.J., Harding H.F. (Eds.). N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1962. P. 185−191.
  256. Patrick C. What is creative thinking? N.Y.: Philosophical Library, 1955.
  257. Renzulli J.S. The Three-Ring-Conception of Giftedness: a Developmental Model for creative Productivity// Conceptions of giftedness. Ed. Sternberg R.J., Davidson J.E. N.Y.: Cambr. Univer. Press, 1986. — P. 53.
  258. Ribot T. Essays on the creative imagination. London: Routledge and Kegan Paul, 1906.
  259. Rothenberg A. The process of Janusian Thinking in creativity // Archives of General Psychiatry. 1976. — № 33. — P. 17−26.
  260. Spearman C.E. Creative mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1930.
  261. Starkweather E.K. Creative research instruments designed for use with preschool children // Assessing creative growth: The tests-book I / Biondi A.M., Parnes S.J. (Eds.) Buffalo, N.Y.: Creative Education Foundation, 1976. — P. 79−90.
  262. Stein M.I. Creative and Culture // Journ. of Psychology. 1953. — № 36. -P. 311−322.
  263. Sternberg RJ. Implicit Theories of Intelligence, Creativity and Wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985, № 49. P. 607−627.
  264. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.-P. 99−124.
  265. Thurstone L.L. Creative talent // Applications of psychology / Thurstone L.L. (Ed.). N.Y.: Harper and Row, 1952. — P. 18−37.
  266. Terman L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Talent// The Amer. Psychologist. 1954. V.9. -P. 291−230.
  267. Torrance E.P. The nature of the creativity as main test in its testing// R.J.Sternberg (Ed.). The nature of creativity. N.Y., 1988. -P. 43−75.
  268. Wallas G. The art of thought. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1926.
  269. Wilson R.C. The program for gifted children in the Portland, Oregon school // The of Utah research conference on the identification of creative scientific talent / Taylor C.W. (Ed). Salt Lake City: Univ. of Utah Press, 1956. — P. 14−22.
Заполнить форму текущей работой