Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие нетрадиционной метро-ритмики чувашского стиха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В' исследовании постарались акцентировать внимание именнона тех инновационных моментах, которые были разработаны поэтами. Кроме того, данная работа является опытом системного изучения и раскрытия основных закономерностей художественного мира стихотворцев, выявления индивидуальных черт их поэтического мышления в контексте чувашской и региональной поэзии. Жанровая система лирики поэтов весьма… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТРО РИТМИКИ ЧУВАШСКОГО СТИХА В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. Традиционное и нетрадиционное в литературном процессе
    • 1. 2. Развитие нетрадиционной метро-ритмики в чувашской литературе
  • ГЛАВА II. ВЕРЛИБР КАК ОСОБАЯ НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТРИКА ЧУВАШСКОГО СТИХА
    • 2. Л История становления жанра верлибр
      • 2. 2. Своеобразие чувашского верлибра
      • 2. 3. Национальное мировидение в гетероморфной лирике Г. Айги
  • ГЛАВА III. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
    • 3. 1. История становления жанра стихотворения в прозе
    • 3. 2. Развитие жанра стихотворения в прозе в чувашской литературе

Развитие нетрадиционной метро-ритмики чувашского стиха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Чувашское литературоведение на сегодняшний день достигло немалых успехов в деле изучения природы поэтического произведения. Исследователями рассмотрены вопросы национального своеобразия силлабики, становления и развития силлабо-тоники, выявлены их генетические соответствия, особенности ритмического строя, способы рифмовки, проанализирована художественная лексика. В трудах Н. И. Иванова, В. Г. Родионова, А. П. Хузангая раскрываются отдельные аспекты поэтики нетрадиционного стиха. В то время как свободный стих рассмотрен литературоведами хотя бы частично, но специальное исследование стихотворений в прозе отсутствуют вообще.

В настоящее время в литературном процессе наблюдается определенный интерес к нетрадиционной метро-ритмике стихотворной речи. Например, к верлибру как феномену поэзии, свойства, обстоятельства и формирования которого до сих пор не имеют однозначной трактовки. Существует множество противоречивых точек зрения на эту проблему: от полного отрицания поэтической ценности верлибра до утверждения, что верлибр — перспективное течение, процесс становления которого еще не завершен, но его принадлежность к поэзии — несомненна.

Такие формы стиха, как свободный стих или верлибр (франц. vers libre), танка, хокку, прозовик и т. д. считаются малоизученной областью чувашского стиховедения5, в то время когда количество поэтов, предпочитающих именно, эти формы стиха, постоянно увеличивается: Творчество художников слова таких, как Г. Айги, А. Аттил, П. Эйзин, М. Сениэл, М. Карягина, А. Кибеч, О. Тургай, А. Юрату, Л. Сачкова и других уже заняло определенную нишу в современном литературном процессе. Их произведения известны не только читателю Чувашии, но и за ее пределами. Распространение нетрадиционной метро-ритмики свидетельствует не только о поэтических исканиях определенного автора, но выходе современной чувашской поэзии на новый уровень. В то же время научное понимание этого явления литературы все еще находится в стадии разработки. Все это говорит о том, что назрела необходимость всестороннего, объективного исследования поэтики чувашского нетрадиционного стиха. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Объектом и предметом исследования являются метро-ритмические поиски чувашских поэтов второй половины XX в., а именно, свободный стих Г. Айги, П. Эйзина, С. Садура, М. Карягиной, стихотворения в прозе И. Юркина, И. Тукташа, А. Кибеча, О. Тургай, А. Юрату. В диссертационном исследовании стихотворный текст трактуется нами как целостность, в которой каждый элемент становится самостоятельно значимым, но в то же время способствует созданию структурного единства произведения.

Цель исследования заключается в комплексном изучении нетрадиционных метрик чувашской литературы, выявлении их специфики. Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть предпосылки возникновения нетрадиционной метро-ритмики чувашского стиха;

2) рассмотреть своеобразие чувашского нетрадиционного стиха в контексте литератур народов Урало-Поволжья;

3) выявить элементы поэтики и определить их значимость в процессе формирования верлибра и прозовика;

4) проанализировав особенности философско-эстетической поэзии, выявить разновидности чувашского верлибра второй половины XX в.;

5) выделить отдельные этапы развития свободного стиха;

6) охарактеризовать формальные признаки стихотворения в прозе;

Основные методы исследования. Нетрадиционный чувашский стих исследуется в сравнительно-историческом, сравнительно-типологическом и сопоставительном аспектах.

Научная новизна заключается в том, что настоящее исследование является первым в чувашском литературоведении опытом углубленного изучения становления и развития, выявления национальной природы нетрадиционной метро-ритмики. Выявлены исторические предпосылки распространения свободного, тонического стихотворения, прозовика, выявлены их национальные корни. Уточняются их особенности на основе раскрытия роли русскоязычной поэзии и переводной литературы. Развитие чувашского нетрадиционного стиха рассмотрено в тесной связи с общим литературно-художественным процессом. Для исследования привлечены малоизученные произведения авторов начала XX в. И. Юркина, И. Тукташа, Д. Юмана, Г. Коренькова, Н. Янкаса, а также современных авторов МЖарягиной, 0-Тургай, А. Юрату, Л. Сачковой и других с точкизрения сочетания поэтики национального фольклора и традиций русского свободного стиха. Предпринят опыт анализа распространения5 нетрадиционного стиха в чувашской литературе в сравнительно-сопоставительном аспекте с другими литературами народов Поволжья.

Методологической основой исследования послужили общетеоретические и стиховедческие труды В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, M. J1. Гаспарова, В. Е. Холшевникова, В. В1Кожинова, Л. И. Жовтиса, Д. С. Самойлова, Б. П. Гончарова и др. Диссертант также опиралась на результаты исследований региональных ученых, посвященныхпроблемамизучения— основ литературно-художественного творчества, как В. Г. Родионов, Н. И. Иванов, А. Г1. Хузангай, Г. Ф. Юмарт, В. Л. Шибанов и др.

В исследовании также были использованы некоторые аспекты анализа художественного текста, разработанные в трудах М. М. Бахтина,.

M.JI. Гаспарова, О. И. Федотова и ряда других исследователей, а также методы классификации и анализа верлибра, предложенные Ю. Б. Орлицким.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней обозначены основные особенности визуального восприятия верлибрических текстов. Выявлены некоторые особенности функционирования ассоциативной образности.

Результаты исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных теории литературы, современному литературному процессу и истории литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Верлибр второй половины XX в. характеризуется стремлением к «чистой» форме, но параллельно создаются тексты с метрическими вкраплениями и переходные формы. Свободный стих Г. Айги отличается сложностью и разнообразием ритмических линий без тяготения к определенному ритмическому типу. Поэзия Г. Айги, а также некоторые тексты других авторов является «мнимым» верлибром, или гетероморфным стихом. Верлибры имеют повышенный уровень визуальности, что обусловлено использованием авторской пунктуации, различных шрифтов, невербальных компонентов и т. д. Строфика верлибров каждого из поэтов отличается многообразием: от монострофоидных построений до объемных полистрофоидных текстов.

2) Несмотря на широкий спектр поэтических воплощений верлибра второй половины XX в., в нем можно выделить определенные разновидности по принципу набора функциональных элементов: В качестве основных подтипов мы выделяем традиционный и авангардный верлибр. Он, в свою очередь, делится на восточный, афористический, ассоциативный, сюжетный, медитативный, минималистский. Кроме того, поэтами создаются синтетические формы, совмещающие несколько разновидностей.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены на научно-практических конференциях, в научных сборниках и газетно-журнальных публикациях, обсуждены на заседаниях кафедры чувашского и сравнительного литературоведения факультета чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова.

Цель и задачи данного исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, библиографического списка источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В одной небольшой работе невозможно учесть все изменения, произошедшие в развитии чувашского стиха. Но тем не менее исследованный материал позволяет сделать определенные выводы:

Чувашская поэзия, как и поэзия любого другого народа, имеет свои национальные истоки и традиции. Поэтому исследование современного стиха невозможно без обращения к фольклорному, на основе которого он зародился и вырос, генетически с ним связан. В многообразии средств и приемов фольклорного стиха таятся потенциальные возможности для нетрадиционных жанров, т. е. для развития и совершенствования поэтических форм. Нетрадиционная метро-ритмика — это то, что вносит изменения в классические формы, она появляется выселением индивидуального начала в литературоведении, не соблюдением классических метров, литературных канонов.

На формирование чувашской литературной системы стихосложения большое влияние оказала русская стиховая культура. Чувашские поэты осваивали технику организации стиха посредством переводов русских произведений на родной язык, сочинений своих поэтических произведений на русском и родном языке.

В становлении и формировании чувашской поэзии значительную роль сыграл М. Сеспель. Будучи поэтом-трибуном, человеком с трагическим мироощущением, поэт обращался преимущественно к тем жанрам, которые питаемы эмоциональной энергией, а именно: к заклинаниям и заговорам, причитаниями плачам, антам (клятвенным словам) — и словам проклятиям, кформе саламалик (наговорам дружки). Используя их, Сеспель развивает образно-экспрессивные возможности фольклорных элементов, следуя хвоей художественной цели.

Мастерство и живое чувство вдохновляли поэта писать разными стихотворными формами, и поэтому развитие вольного стиха привело.

Сеспеля к свободному стиху, близкому интонационно-речевым текстам языческих молитвословий, благопожеланий и других жанров чувашского фольклора. При изображении трагических ощущений строки не подчинялись традиционным нормам, ломались многозначащими паузами, трансформируя силлабо-тоническую систему в верлибр. Первые примеры «настоящего» свободного стиха встречаем именно у Сеспеля: в стихотворных произведениях «Проложите мост», «Голодный псалом». Но надо отметить, что в чувашской поэзии наряду с традиционными формами, имеющими в целом однородный характер, была установка на стих неоднородный характер, в котором наметилось как бы возвращение к некоторым принципам устного поэтического творчества.

На основе исследования творчества авторов можно судить о таких тенденциях современной чувашской лирики, как символико-аллегорическая иносказательность, романтическое восприятие действительности, медидативность мышления. В моменты наивысшего духовного поиска поэты из всех видов стихосложения предпочтение отдают свободному стиху.

Особенность современного этапа чувашской поэзии заключается в том, что усиливается интерес к модернистским экспериментам и формальной стороне стиха. Национальная лирика всерьез подошла к новому освоению общемировой поэтической формы — верлибра:

Свободный стих — это особый творческий метод, основанный не только на минус-приемах, но и на возможности передать рисунок авторской мысли в наиболее естественной органичной форме. Данная системастихосложения, позволяет отразить окружающую действительность-, в неожиданном ракурсе благодаря деавтоматизйрующим механизмам, которые обеспечивают эффект неожиданности при восприятии поэтического текста.

В творчестве Г. Айги проявляется ряд формальных новшеств: 1) обращение, к белому стиху- 2) введение в стих новой интонации и ритма- 3) графическое неподчинение классическому стиху (начало строк оформлялись не прописной, а со строчной буквой). Поэт также ввел изменения в построении строф (новые 2-, 7-, 8-, 15-строчные строфы). Его поэзия послужила началом, истоком формирования лирической поэзии и жанрового многообразия в творчестве чувашских поэтов последующего периода.

С традицией японской поэзии творчество Сувара Эрдивана объединяет лаконизм лирического высказывания, общий подход к изображению единства природы и человека и тенденция к отражению взаимопроникновения микрои макрокосма. Мотив единства природного и человеческого начала, их взаимопроникновения является одной из главных особенностей художественного мира поэзии Сувара Эрдивана.

Стихотворные тексты М. Карягиной представляют собой синтез приемов минимализма и миниатюризма, который во многом определяет суть творческой индивидуальности этого автора: Лаконизм лирического высказывания сближает поэзию М. Карягиной с верлибром Г. Айги, ориентированным на традицию классической японской лирики. Минимализм виспользовании структурных элементов перекликается с поэтической манерой конкретистов, особенно М. Карягиной, минималистская установка реализуется на различных уровнях: звуковом, лексическом, синтаксическом, пунктуационном. Нужно отметить, также наличие сюжетного минимализма, который определяется фрагментарной композицией текста, введением смысловых пауз.

В отличие от метафоричности и экспрессивности М. Карягиной,. в поэзии Г. Айги присутствует непосредственностьречевойинтонации, художественная активность разговорного слова!

Поэтический метод П. Эйзина можно, охарактеризовать как импрессионистический'. Образы как бы «просеяны» сквозь индивидуальное восприятие лирического героя, ассоциативны и в совокупности напоминают абстрактную акварельную живопись. На первый план выходит сиюминутное впечатление, вместо объективной реальности — слепок сознания.

По «филигранной работе со словом», которая делает «наивные стихи стихами «для всех», С. Сатур, действительно, один из самых ярких представителей поэтического авангарда. С одной стороны, поэта как нашего современника «показывает его ирония» (тяготение к полуподвальным слоям лексики), с другой стороны, стихи тяготеют к прообразу человеческого сознания, к «наяву» — в его изначальной чистоте неосознанно произнесенного слова. Добавим, если слово — из самого корневого звучания, которое и есть живая поэзия в первопричинном смысле своего возникновения.

В лирике XX в. также господствуют такие метрически свободные жанры, как стихотворения-призывы, пейзажная лирика, любовная лирика (любовь к народу, языку), появляются новые формы — стихотворные циклы (П. Хузангай, В. Митта), циклы-поэмы, прозаические стихи, мезостихи, акростихи. Еще велико влияние народной поэтики: стихи-песни, стихи-молитвы. Под влиянием русской, переводной зарубежной поэзии наряду с традиционными поэтическими формами в литературе обживалась нетрадиционная метроритмика, многообразие жанров дает возможность продемонстрировать, что национальная литература развивается и~ стремится вперед.

В чувашской литературе особое, место занимает жанр «стихотворение в прозе», которые впервые началипроявляться в творчестве И. Юркина, М. Юмана, Г. Коренькова, но все же своими корнями уходит в фольклор (наговоры, заклинания, молитвенные слова, эпические слова).,.

В' исследовании постарались акцентировать внимание именнона тех инновационных моментах, которые были разработаны поэтами. Кроме того, данная работа является опытом системного изучения и раскрытия основных закономерностей художественного мира стихотворцев, выявления индивидуальных черт их поэтического мышления в контексте чувашской и региональной поэзии. Жанровая система лирики поэтов весьма разнообразна. Поэты выбирают для воплощения своих мыслей и чувств жанры и формы разных художественно-эстетических систем. Во второй половине XX. — нач. XXI вв. глубоко раскрылось взаимодействие различных жанров, родов литературы, видов искусства. Итак, каждый период вносит нечто новое, что остается в наследство потомкам. Современная поэзия поражает богатством форм — как доставшихся от прошлого, так и найденных недавно и изобретаемых сегодня.

Таким образом, трансформационные процессы, проходящие в чувашской литературе во второй половине XX — нач. XXI вв. свидетельствуют, прежде всего, о том, что национальная литература находится в непрерывном идейно-эстетическом поиске и творческом диалоге с русской и мировой литературой. Собственно трансформация жанровых систем включает в себя расширение границ художественного мира конкретных жанров, взаимопроникновение жанров и их структурных принципов, актуализацию «неограниченных возможностях произведений» в выстраивании диалогических отношений друг с другом. Эволюция жанров оказывается необходимым условием развития литературы. Понимание и исследование жанровой эволюции предстает основой адекватного восприятия закономерностей и литературного процесса, и индивидуального творческого микрокосма.

Многие вопросы, поставленные в работе, требуют дальнейшего углубленногоизучения. Чувашский стих продолжает свое ускоренное поступательное1 движение вперед, поэтому исследование развития чувашского стиха и впредь будет актуальным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Здесь: Избранные стихотворения. 1954. М.: Современник, 1991. — 287 с.
  2. Г. Сон-и-поэзия. Разговор на расстоянии. Поэзия-как-молчание. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997. С. 68.
  3. А.Е. Михаил Сеспель / А. Е. Алга // Основоположник чувашской советской поэзии: Учен. зап. НИИ при Совете Министров Чув. АССР- Вып. 51. Чебоксары, 1971.-264 с.
  4. Г. Лишены всякого смысла // Советская Чувашия. 1992. — 29 февраль.
  5. Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1985. — 248 с.
  6. Аристотель. Об искусстве и поэзии. — М.: Гослитиздат, 1957.182 с.
  7. Н.А. Жанр сонета в удмуртской поэзии: Дис.. канд. филол. наук. Саранск, 2004. С. 21.
  8. З.А. Казахское стихосложение. Алма-Ата: Наука, 1964.-460 с.
  9. З.А. К вопросу изучения теории тюркского стиха // Сов. Тюркология. Баку. 1971. — № 2. — С.80−87.
  10. В. С. Стих русской советской поэзии. Смоленск, 1971.
  11. Э. Уйшор вуюись-Ночная радуга. Ижевск, 2005. С. 62.
  12. Ф.М. Букет цветов. Чебоксары: Типография № 1. — 1963. -78 с.
  13. А. Выллань сюрес (Подъемистый путь). Ижевск, 2002. С. 201.
  14. А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». С. 55.
  15. JI.JI. К проблеме классификации и систематизации рифм (На материале поэмы Некрасова «Мороз Красный нос») / JI.JI. Вельская // Филол. науки. 1977. — № 4. — С.86−92.
  16. В. Я. Краткий курс науки о стихе. М, 1919. С. 118.
  17. В.Я. О рифме / В. Я. Брюсов: Т.7. М.: Худож. лит-ра, 1975. — 212 с.
  18. . Я. О структуре русского классического стиха // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. 1969. Вып. 236. С. 388. (Труды по знаковым системам. Т. 3)
  19. Б. Я. Шенгели Г. Техника стиха. М., 1940 // Звезда. -№ 2. — С. 183 — 185.
  20. Валтон, Арво. Послесловие // «Серебряная лодка» Антология удмуртской поэзии. Таллинн, 2005. С. 441.
  21. А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. -М.: Высш. шк., 1989. 406 с.
  22. В.Е. Марлы кырза тюрагай = Отчего поет тюрагай. Ижевск, 1980. С. 26−27.
  23. Вокруг свободного стиха (Круглый стол) // Родная Волга. -1988. № 10. — С.56−60. (На чуваш, яз.)
  24. M.JI. Записи и выписки./ M.JI. Гаспаров. М.: НЛО, 2000. С. 106.
  25. М.Л. Верлибр и конспективная лирика / М. Л. Гаспаров. Записи и выписки. М., 2001. С. 190.
  26. М.Л. Очерк истории русского стиха / М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1984. -319с.
  27. М.Л. Русский трехударный дольник XX в. // Теория стиха / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1969.
  28. M.JI. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
  29. Л.К. Монгольское стихосложение / Л. К. Герасимович. — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1975. — 252 с.
  30. .П. Звуковая организация стиха и проблема рифмы / Б. П. Гончаров. М.: Наука, 1973. — 276 с.
  31. .П. Стихотворная речь. Методология изучения. Становление. Художественная функция. М.: ИМЛИ-РАН «Наследие». 1999. С. 342.
  32. М.Н. Звуковая организация стиха и проблема рифмы в системе якутского стихосложения / М. Н. Дьячковская: Автореф. дис. .канд. филол. наук (10.01.02). Якутск, 1996. — 21с.
  33. В. М. Введение в метрику // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
  34. В.М. О тюркском народном стихе: Некоторые проблемы теории / В. М. Жирмунский // Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. — С. 644- 680.
  35. В.М. Теория стиха / В. М. Жирмунский. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд., 1975. — 664с.
  36. Н. Краткий очерк народной поэзии чуваш / Н.Золотов. Чебоксары: Чуваш, кн. отд., 1928. — 87с.
  37. А. Стихи / А. Иванов // Песня Волги. 1920. — № 1. -С. 28−30. (На чуваш, яз.)
  38. Н.И. Чувашский стих: Очерки теории и истории чувашского стиха / Н. И. Иванов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1977. — 160 с. (На чуваш, яз.)
  39. Н.Г. Поэтический мир современной чувашской лирики / Н. Г. Ильина: Дис.. канд. фил. наук (10.01.02). Чебоксары, 2002. — 185 с.
  40. С.В. Эволюция русского стиха / С. В. Калачева. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 264 с.
  41. А.В. Образный мир Кузебая Герда. УИЯиЛ Уральского отделения РАН. Ижевск. 2006. -192 с.
  42. М.Ф. Хум пашалтатавё. Чебоксары: «Палхар». 1995. — 127с.
  43. М.Ф. Оурдёр варринчи хёвел. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви. 2009. -158с.
  44. С.М. Основы алтайского стихосложения / С. М. Каташев: Автореф. дис.. канд. филол. наук (10.01.02). М, 1971. -40 с.
  45. А.И. Книга жизни. — Чебоксары, Чув. кн. изд-во, 1991. —164 с.
  46. А.И. Хёд тумалли хурда. Чебоксары: Типография № 1. — 1997.- 167 с.
  47. В.В. Стихи и поэзия / В. В. Кожинов. М.: Сов. Россия, 1980. — 304 с.
  48. А.К. Рубай в классической поэзии на фарси (X-XII вв.) / Отв. ред. И.СБрагинский. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1981. — 111с.
  49. Г. И. Чуваши Казанского Заволжья / Г. И. Комиссаров // ИОАИЭ. Казань, 1911. — Т. 27. — Вып. 5. — С. 311 -421.
  50. Л. Я человек эпохи Москвашея / Л. Костюков // Лит. газета. 1997. — Авг. 27. — С. 12−15.
  51. Г. Борьба против новых форм / Г. Кузнецов // Наковальня. 1927. -№ 11. (На чуваш, яз.)
  52. Г. Хузангай в зеркале критика Ялавина / Г. Кузнецов // Наковальня. 1930. — № 3. — С. 22−23. (На чуваш, яз.)
  53. Г. О старшем брате своем / Г. Кузьмин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1973. — 60 с. (На чуваш, яз.)
  54. А. Кырзамысь тон эн дугды, сюлмы (Не переставай петь, мое сердце). Ижевск, 1998. С. 132.
  55. А. Улом али (Поживем еще). Ижевск, 2004. С. 220.
  56. М.В. Письмо о правилах российского стихотворства / М1 В. Ломоносов // Избранная проза / Сост., предисл. и коммент. В. А. Дмитриева / 2-е изд., доп. М.: Сов. Россия, 1986. — 544 с.
  57. Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972. С. 31.
  58. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студентов / Ю. М. Лотмон. Л.: Просвещение, 1972. — 271с.
  59. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М, 1994. С. 26.
  60. А. Приди в мое сердце. // Пике. 1996. № 9−10. С. 7−8.
  61. В. Предисловие // Мацуо Басё. По тропинкам Севера. М., 2006. С. 15.
  62. В.В. Как делать стихи?: Сб. статей «О писательском труде» / В. В. Маяковский. М.: Худож. лит., 1955. — 326 с.
  63. В. Жизнь и творчество / Сост. Г. Ф. Юмарт. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. 176 с. (На чуваш, яз.)
  64. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха / Сост., автор статей и примеч. В. Е. Холшевников. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1983. — 448 с.
  65. Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX в. / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. -М.: Прогресс, 1986. 640 с.
  66. О. Русский свободный стих. М, 1984. С. 29.
  67. Л.А. «Стихотворения в прозе» Тургенева // Мастерство русских классиков. М., 1969.
  68. Ю.Б. Гетероморфный (неупорядоченный) стих в русской поэзии. М., НЛО, 2007.
  69. В. Теплые встречи / В. Паймен // Живая память. Воспоминания. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. — С. 61−104. (На чуваш, яз.)
  70. Т. Ответы на вопросы, поставленные Г.Ф.Юмартом в письме от 5.VIII.1981 г. / Т. Парамонов // Из личного архива Г. Ф. Юмарта.86. «Пахчада» кёнекерен- Г. Ефимов кударна // Ялав. 1986. 6№. 30−31 с.
  71. В.Г. Г. Айги и поиски новых форм в поэзии 50−70-х гг. / В.Г. Родионов // Хыпар. 1997. Май, 15. (На чуваш, яз.)
  72. В.Г. Некоторые теоретические вопросы тюркского стихосложения / В. Г. Родионов // Филол. науки. 1979. — № 6. — С. 23−27.
  73. В. Особенности народного стиха / В. Родионов // За победу (Газета Ибресинского р-на). 1974. — № 155.
  74. В.Г. О типах чувашского национального мышления / В. Г. Родионов // Известия НАНИ ЧР. 2000. — № 1. — С. 18−25.
  75. В.Г. Стих. Слово. Образ. Сб. статей разных лет. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 2007. С. 17−24.
  76. В.Г. Чувашское и тюркское стихосложение / В. Г. Родионов: Уч. пос. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1986. 80 с.
  77. В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития / В. Г. Родионов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 215с.
  78. П.А. Введение в науку о русском стихе. Тарту, 1990. г
  79. С. Самах майан. Шупашкар, «Калем» изд-во, 2002. 136 с.
  80. JI. Обворожительные глаза. Чебоксары, Чув. кн. изд-во, 2000. — 100 с .
  81. Сувар Эрдиван. Мир мой разноузорчатый: Сб. стихов разных лет. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2007. 188 с.
  82. Савар Эрдиван. Асла халал. Шупашкар, Чаваш патш. ун-чён изд-ви. 2008. — 140 с.
  83. Р. Избранное. -М., 1987. С. 271.
  84. В.П. Поиск звука / (О творчестве 20-х гг. П. Хузангая) / В. П. Тимаков // П. П. Хузангай: Сб. статей / ЧНИИ. -Чебоксары, 1988. С. 23−36. (На чуваш, яз.)
  85. Л.И. Очерки теории и истории русского стиха XVIII XIX вв. / Л. И. Тимофеев — М.: Наука, 1958. — 415 с.
  86. Л. И. Проблемы стиховедения. М., 1931. С. 61.
  87. Л.И. Слово в стихе / Л. И. Тимофеев. Изд. 2-е, доп. — М.: Сов. писатель, 1987. 421 с.
  88. Н.Н. Проблемы сравнительного стихосложения (На материале советской поэзии тюркоязычных народов Сибири) / Н. Н. Тоборуков. Якутск: Якутск, кн. изд-во, 1991. — 152 с.
  89. . В. О стихе. Л., 1929. С. 12.
  90. . В. Русское стихосложение: Метрика. Пг., 1923-
  91. . В. Русское стихосложение. Пг, 1922.
  92. . В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. С. 354−355.
  93. О. Прозаические стихи. // Родная Волга. 1994. № 8. С. 4.5.
  94. Э. Техника стиха и правила ударения / Э. Турхан // Из личного архива Г. Ф. Юмарта. (На чуваш, яз.)
  95. Г. И. «Далеко в поле желтый зной.» / Г. И. Федоров // Родная Волга. 1999. — М" 10−11. — С. 1−9. (На чуваш, яз.)
  96. Французская поэзия XX в. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 480 с. (Всемирная библитоека поэзии).
  97. М.К. Основы тюркского стихосложения (На материале-уйгурской классической поэзии) / М. К Хамраев Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1963.-215 с.
  98. В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Пособие для студентов филол. фак. / Изд. 2-е, перераб. -Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1972. 168с.
  99. А.П. Поиск слова. Статьи о современной чувашской поэзии / А. П. Хузангай. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. — 191 с.
  100. Чаваш халах самахлахё. Шупашкар: Чав. кёнеке изд-ви. 1989.
  101. B.C. Живой звук народа / B.C. Чекушкин // Хузангай П. П. Собрание сочинений. Т.1. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997.- 544с.
  102. B.C. К вопросу об использовании фольклора М.Сеспелем // Поэтика Сеспеля: Материалы региональной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения М. Сеспеля / B.C. Чекушкин. — Чебоксары, 1991. С. 56−62.
  103. B.C. Некоторые особенности цикла «Песни Тилли» / B.C. Чекушкин // П. Хузангай: Сб. статей. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. — 177 с.
  104. Н. Еще раз о формах чувашской поэзии / Н. Шубоссини // Наковальня. 1927. — № 6. — С. 29−30.
  105. Л. В. Фонетика французского языка. М, 1963. С. 76.
  106. П. Благословение матери. — Чебоксары. Чув. кн. изд-во, 1986. С. 94.
  107. И. Повести, прозаические стихи, очерки, воспоминания. Чебоксары. Чув. кн. изд-во. 1986.
  108. И.Н. Поведсем, прозаллла савасем, лтёрленчёксем, аса илусем. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви: 1986. 272 с.
  109. P.O. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским / P.O. Якобсон. Гиз, Берлин., 1923. — 120с.
Заполнить форму текущей работой