Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся среде проживания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования Основные результаты исследования отражены в публикациях, докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры естественно-экологического образования ИПК и ПРНО МОна межрегиональных экологических конференциях «Эко-2001» и «Эко-2002» (г. Наро-Фоминск) — на научно-практических конференциях студентов, учащихся и молодых ученых г. Егорьевска (апрель… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы построения модели процесса экологического образования^ направленной на формирование у старшеклассников способов экологической деятельности в изменяющейся среде проживания
    • 1. 1. Анализ теоретических исследований в области теории и практики экологического образования в школе
    • 1. 2. Изучение локальных проблем как основа отбора экологического содержания
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели процесса экологического образования, направленная на формирование у старшеклассников способов деятельности в изменяющейся среде проживания
    • 2. 1. Модель процесса экологического образования, направленная на формирование способов экологической деятельности старшеклассников
    • 2. 2. Программа интегрированного курса биологии-экологии, направленная на формирование экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся среде проживания
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели процесса экологического образования^ на основе изучения интегрированного курса биологии-экологии
  • Выводы по главе 2

Формирование способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся среде проживания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Экологические проблемы в современном мире вышли на первое место. Об этом свидетельствуют изменения качества окружающей среды: глобальное потепление климата, физико-химическое загрязнение атмосферы, литосферы и гидросферыистощение традиционных легкодоступных горючих и минеральных ресурсовдеградация биосферы (сокращение биоразнообразия, пахотных земель и т. д.), а также производные от этих изменений: истощение озонового слоя биосферы и возрастание воздействия на живые организмы космических лучейвероятность повышения температуры поверхности Земли и др.

В целом все это привело к ухудшению качества жизни людей, состояния их здоровья, возникновению целого ряда социальных, экономических и других проблем. Основной причиной такого положения, по мнению многих ученых, является недостаточная разработка научных основ экологии и экологического образования.

Неэффективность мер по оздоровлению природной среды привела к широкому обсуждению экологических проблем, поиску путей их решения. В связи с этим обозначились два направления. Одно направление в развитии научной мысли сформировалось в рамках технократического подхода, ориентированного на рациональное использование природных ресурсов в сочетании с появлением новых технологий. Именно в рамках технократического подхода человечество пыталось до определенного времени решать экологические проблемы, но ожидаемого результата это не принесло.

Другое направление определяло возможность решения проблем окружающей среды на основе поведения человека в соответствии с такими социальными ценностями, которые обеспечивают как благоприятные условия для жизни человека, так и стабильность окружающей среды. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить господствующий способ взаимодействия с природой, что неизбежно приведёт к экологической катастрофелибо радикально изменить сложившийся тип деятельности человека в окружающей среде и сохранить биосферу в состоянии, пригодном для жизни. Очевидно, что второй вариант более приемлем. Однако следование ему предполагает беспрецедентную по сложности и масштабам переориентацию всех видов человеческой деятельности, в первую очередь тех, которые исторически сложились как разрушительные для природной среды. Подходы к решению названной проблемы на теоретическом уровне разработаны многими исследователями: Р. Аллен, Г. А. Беллер, С. Н. Глазачев, Д. Ж. Маркович, А. В. Яблоков и др. Угроза экологической катастрофы активизировала процесс всеобщей экологизации (по Н.Ф.Реймерсу), и указанное является мировоззренческой и методологической основой знания и образования. В связи с этим задачи формирования у старшеклассников способов деятельности в экологических ситуациях являются важными и необходимыми.

На решение экологических проблем путем учета региональных особенностей России ориентировали выдающиеся отечественные педагоги В. И. Водовозов, П. Ф. Каптерев, А. Н. Острогорский, В. Я. Стоюнин, В. А. Сухомлинский и др.

Экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Оно необходимо для формирования подлинно гуманного отношения к здоровью человека, к природе, определения допустимой меры ее преобразования, освоения нормативов поведения человека в изменяющейся среде проживания.

Важнейшим компонентом содержания экологического образования является деятельность старшеклассников, их умения и навыки интеллектуально-практического характера. В процессе деятельности старшеклассники, с одной стороны, овладевают приемами причинного, целевого и вероятностного мышления в области социальной экологии, с другой, приобретают опыт принятия экологических решений, вносят реальный вклад в охрану экосистем. Отсюда одной из основных задач выступает расширение и обогащение социального опыта взаимодействия старшеклассников с природной средой, что достигается через их непосредственное участие в природоохранной и природосберегающей деятельности.

В практике экологического образования в школе возникает ряд реальных трудностей:

— отсутствие у учителя знаний и не владение способами построения адекватной модели учебного процесса для подготовки выпускников школы к деятельности в экологически неблагоприятных ситуациях, связанных с нарушением чистоты воздушных масс, водных и других ресурсов родного края;

— отсутствие в учебном плане таких курсов по экологии, которые позволяют (ориентируют, нацеливают) учителя на формирование у старшеклассников способов действий в естественной изменяющейся экологической среде проживания;

— недостаточность степени разработанности системы информирования старшеклассников о способах действия в неблагоприятных экологических ситуациях локального уровня.

Противоречием, определившим проблему данного исследования, является потребность в качественном экологическом образовании, одним из аспектов которого является умение действовать в экологически неблагоприятной ситуации локального уровня, и недостаточная разработанность организационных и структурно-содержательных характеристик процесса экологического образования в школе, обеспечивающего формирование у школьников таких умений.

Необходимость разрешения противоречия определяет актуальность темы исследования: «Формирование способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся среде проживания».

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая состоит в выявлении педагогических условий организации учебного процесса, направленного на формирование у старшеклассников способов экологической деятельности в природной среде проживания.

Объектом исследования является процесс экологического образования старшеклассников.

Предметом исследования является формирование способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся среде проживания.

Цель исследования: разработать модель процесса экологического образования, направленного на формирование у старшеклассников способов деятельности в изменяющейся природной среде проживания.

В основу исследования нами положена следующая гипотеза: процесс экологического образования, направленный на формирование у старшеклассников способов экологической деятельности в изменяющейся природной среде проживания, будет эффективным, если:

— выявить теоретические положения, служащие для отбора содержания интегрированного курса биологии-экологии, а также предметов естественнонаучного цикла на основе изучения локальных экологических проблем;

— сформулировать принципы отбора (инвариантности, комплементарности, интерактивности, дифференциации), форм и методов организации учебного процесса, направленного на формирование способов экологической деятельности старшеклассников;

— положить в основу организации учебной деятельности старшеклассников метод имитационного моделирования, применяемый в исследовании к экологическим ситуациям, который позволяет погружать старшеклассника в решение социально-значимых экологических проблемных ситуаций в предметных средах естественнонаучного цикла;

— осуществлять моделирование в учебном процессе способов решения проблемных ситуаций на основе отбора изменяющихся локальных экологических проблем.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1.Определить компоненты модели процесса экологического образования, направленного на формирование способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся природной среде проживания.

2.0существить отбор содержания экологического образования (на примере интегрированного курса биологииэкологии и предметов естественнонаучного цикла) на основе изучения локальных экологических проблем.

3. Определить адекватные формы и методы организации учебного процесса в моделируемых экологических ситуациях на примере изучения интегрированного курса биологии-экологии.

4.Разработать критерии оценки эффективности учебного процесса.

5.Разработать и апробировать модель формирования способов деятельности старшеклассников в изменяющейся природной среде проживания.

Теоретико-методологической основой исследования явились: концепция общего среднего экологического образования (А.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, И.Т.Суравегина) — национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В.Степанов, С. А. Степанов, Г. А.Ягодин) — теория коэволюции (Н.Н.Моисеев, Е.Н. Орлов) — теория развивающего обучения (Б.Г.Ананьев, П. П. Блонский, А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, В. В. Сериков Д.Б.Эльконин) — концепция устойчивого развития (С.Н.Глазачев, Н. М. Мамедов, А.Д.Урсул) — психологические основы формирования экологической культуры подрастающего поколения (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин)-философские идеи о значимости экологии в жизни человека, о взаимосвязи жизнедеятельности общества с природой (А.В Лосев, Г. Г. Провадкин.) Методы исследования:

• теоретические: педагогический анализ, обобщение научных идей и взглядов, изложенных в психологии, педагогике, философии, методике преподавания биологии и экологии в школе, экологическом образовании;

• эмпирические: экспериментальное обучение на основе разработанных модели и программы интегрированного курса биологии-экологии, а также предметов естественнонаучного цикла по формированию способов экологической деятельности старшеклассников, опрос, анкетирование, беседа, интервьюирование, наблюдения.

Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы Егорьевского района Московской области (№ 2,№ 5,№ 10,№ 12). Объем выборочной совокупности 448 человек.

Исследование проводилось в течение 1997;2003гг. и имело несколько этапов.

На первом этапе (1997;1999гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической, экологической и философской литературы: определение цели, гипотез и задач исследования, базы и программы исследовательской деятельности, отбор содержания интегрированного курса биологии-экологии, а также отдельных тем предметов естественнонаучного циклапроведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1999;2000гг.) — разработка и обоснование теоретической модели, программы интегрированного курса биологии-экологии для старшеклассников, изучение локальных экологических проблем как условия связи экологического образования со средой обитанияподбор адекватных задачам исследования средств и методов диагностики формирования у старшеклассников способов деятельности в изменяющейся средепроведение поискового и формирующего эксперимента.

Третий этап (2001;2003гг.) — обобщение и анализ результатов экспериментальной работы, систематизация результатов исследования, формирование выводов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования.

Разработана модель процесса экологического образования, направленная на формирование у старшеклассников способов экологической деятельности в изменяющейся природной среде проживания, включающая теоретические положения, служащие основой отбора содержания интегрированного курса биологии-экологии, а также предметов естественнонаучного циклапринципы отбора методов и форм организации учебного процесса, основанные на моделировании в нем экологических ситуацийспособ организации учебной деятельности старшеклассников на основе метода имитационного моделирования, применяемого в исследованиимоделирование способов решения проблемных ситуаций, осуществленное на основе отбора содержания изменяющихся локальных экологических проблем.

Теоретическая значимость исследования.

Выявлены условия эффективного формирования у старшеклассников знаний способов деятельности в изменяющейся экологической среде: применение в качестве ведущего метода имитационного моделирования, активизирующего познавательную деятельность старшеклассниковорганизация учебной деятельности на основе субъектно-нравственного выбора поведения в моделируемых экологически неблагоприятных ситуациях.

Практическая значимость исследования.

В ходе исследования разработаны программа интегрированного курса биологии-экологии (практикум, задачник), методические рекомендации по их внедрению в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Материалы диссертации могут быть использованы при создании программ изучения экологической ситуации различных регионов, разработке учебно-тематических планов, практикумов, направленных на формирование у старшеклассников знаний способов деятельности в локальной экологической среде.

Положения, выносимые на защиту.

1.Способы формирования у старшеклассников экологической деятельности в локальной изменяющейся среде проживания, позволяющие обеспечить цикл деятельности старшеклассников от анализа экологических ситуаций до получения результата (на примере интегрированного курса биологии-экологии и предметов естественнонаучного цикла).

2.Приемы экологической деятельности старшеклассников, направленные на формирование способов решения проблемных ситуаций в изменяющейся природной среде проживания, строятся на основе метода имитационного моделирования, который обеспечивает активное игровое включение старшеклассников в работу над различными реальными экологическими проблемами своего региона. Навыки проектирования, приобретенные ими в ходе уроков, помогут им в дальнейшем принимать нравственно-ценностные решения в экологических ситуациях, сформировать деятельность человека в локальной среде проживания, сформировать отношения к сохранению своего здоровья и все это благодаря имеющимся экологическим знаниям.

3. Этапы процесса формирования у старшеклассников экологической деятельности в системе образования, определяемые компонентами модели: целями экологического образования, содержанием и формами учебного процесса, а также принципами построения содержания (инвариантности, комплементарности, интерактивности, дифференциации), основывающимися на включении в этот процесс локальных экологических ситуаций.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических и научных психолого-педагогических позицийдлительностью и объемом экспериментальной работы, применением статистических методов обработки результатов (в частности, проверка достоверности экспериментальных данных проводилась непараметрическим методом математической статистики — критерием х2(хи-квадрат).

Апробация и внедрение результатов исследования Основные результаты исследования отражены в публикациях, докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры естественно-экологического образования ИПК и ПРНО МОна межрегиональных экологических конференциях «Эко-2001» и «Эко-2002» (г. Наро-Фоминск) — на научно-практических конференциях студентов, учащихся и молодых ученых г. Егорьевска (апрель 2001 г. и апрель 2002 г.) — на районном конкурсе «Педагог года-2001» (г. Егорьевск, декабрь 2001 г.) — на районном конкурсе «Лучший учитель эколог -2002"(г. Егорьевск, 2002 г.) — на международной конференции «Протэк-2002» МГТУ «Станкин" — на кафедре экспериментальной деятельности в образовании АПК и ПРО (2002г.) Элементы разработанной модели и программы интегрированного курса биологии-экологии внедрены в учебно-воспитательный процесс ряда школ Егорьевского района Московской области (№ 2, № 5, № 10,№ 12).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по главе 2.

1. Внедрение разработанной программы интегрированного курса биологии-экологии, проходило на основе использования разнообразных форм учебного процесса: семинаров, конференций, деловых игр, экскурсий и консультационных занятий, что способствовало совершенствованию учебного процесса.

2. Установлено, что исследовательская деятельность старшеклассников по изучению локальных проблем способствует развитию положительной мотивации, самостоятельности, самооценки, создает благоприятные условия для формирования способов деятельности старшеклассников и готовности принимать субъективно-значимые нравственные решения.

3. Подобран и теоретически обоснован диагностический инструментарий, который позволяет изменять программу, сделать ее гибкой, поддающейся коррекции в зависимости от изменяющихся потребностей старшеклассников.

4.Показано, что программа интегрированного курса биологии-экологии предполагает определенную динамику развития старшеклассников. Программа выступает гарантом того, что каждый старшеклассник достигнет установленного ею минимального уровня познавательной активности.

5. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение в эксперименте благодаря продуманной организации процесса подготовки педагогов и разработке программы интегрированного курса биологии-экологии, появилась возможность рассчитывать на положительные результаты опытно-экспериментальной деятельности. Система подготовки, включавшая в себя теоретические и практические занятия, способствовала формированию умений предполагать возможные результаты и развитие процессов в ходе принятия педагогических решенийумения разработать программу, отбирать приемы активизации познавательной деятельности, выбирать адекватные педагогическим целям и задачам содержание, методы и формы деятельности.

6. На основе разработанной программы интегрированного курса биологии-экологии у старшеклассников в процессе учебно-воспитательной работы происходит развитие деятельности в изменяющейся экологической среде.

7. Представленная в исследовании модель является абстрактной характеристикой процесса развития экологического образования старшеклассников, в соответствии с которой осуществлялось проектирование реального процесса обучения. В ходе реализации данной педагогической модели выделены следующие объективные и субъективные способности: имитация с помощью педагогических средств объективных экологических проблем, требует интеллектуальных, волевых, физических и нравственных усилий от старшеклассника при их развитии;

— создаются такие условия в учебно-воспитательном комплексе для старшеклассника, при которых природозащитная деятельность социально одобряется и поощряется;

— старшеклассник осознает ценность всего живого, анализирует собственное поведение в природе и, как следствие, переоценивает, пересматривает свои экологические взгляды и убеждения в пользу «экологического идеала».

— старшеклассник знакомится и обучается приемам рационального, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, осуществляет перенос опыта экологически целесообразного поведения в различные сферы жизнедеятельности.

Заключение

.

В процессе исследования была поставлена цель — разработать модель процесса экологического образования направленная, на формирование у старшеклассников способов деятельности в изменяющейся среде проживания.

Теоретическое изучение проблемы, ее состояния в теории и на практике, и проведенная опытно-экспериментальная работа позволили сделать следующие выводы:

— современный уровень развития общества ставит новые ценностные ориентиры. Поскольку жизнь человека напрямую связана с жизнью природы, экологическое образование становится одним из основных критериев деятельности человека;

— из анализа литературных источников следует, что влияние деятельности человека на природу непосредственно связано с его экологической образованностью, экологической культурой, которая начинает формироваться в системе образования в виде экологического сознанияэкологического мышления, проявляющегося в действенном отношении к природе. В то же время проведенный анализ позволил определить степень проработки данной проблемы в направлении нашего исследования, заключающегося в организации учебного процесса в изменяющейся экологической среде проживания;

— в ходе исследования было установлено, что работа с старшеклассниками, направленная на изучение природных условий и природных объектов региона, позволяет эффективно использовать полученные старшеклассниками сведения в учебном процессе и в практической деятельности вне школы. Это связано с соблюдением ряда условий психолого-дидактического, методического и организационного характера.

Кроме того, установлено, что преподавание интегрированного курса биологии-экологии положительно сказывается на глубине и прочности знаний, приобретении опыта деятельности в экологических ситуациях, развитии способности принятия нравственно-ценностные решения в экологических ситуациях, отношения к сохранению своего здоровья, отношения к действиям человека в локальной среде. При этом выявлено, что эффективность работы в целом, уровень внимания и ответственности старшеклассников повышается при проведении практических работ с использованием познавательных задач в течение всего учебного года.

Экспериментальным путем установлено, что экологическая направленность, осуществляемая в системе, эффективно, влияет на формирование различных способов деятельности в изменяющейся экологической среде проживания. Выявлено, что условием развития экологического образования является познавательная активность старшеклассников, выражающаяся через интерес, мышление, самостоятельность, деятельность.

Подтверждением данных положений служат результаты эксперимента, которые проявляются в следующем:

— в достижении более высокого формирования способов экологической деятельности старшеклассников при сочетании учебной работы с воспитательным процессом, в проявлении повышенного интереса старшеклассников в экспериментальных классах к исследовательской деятельности в природе по сравнению с контрольными,.

— в возобновлении природоохранной работы в регионе с развитием у старшеклассников умения применять полученные знания в практической деятельности на основе нравственно-ценностных решений,.

— в возрастании степени самостоятельности, креативности мышления в ходе экспериментальной работы.

В ходе исследования показано, что способы экологической деятельности формируются на следующих принципах: принцип инвариантности, принцип комплементарности, принцип интерактивности, принцип дифференциации.

В соответствии с поставленными задачами нами была разработана программа интегрированного курса биологии-экологии и практикум по биологии, направленные на формирование способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся экологической среде.

В результате эксперимента подтвердилась научная гипотеза исследования, согласно которой интегрированный курс биология-экология будет способствовать формированию способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся экологической среде через принятие нравственно-ценностных решений в адаптивных ситуациях, отношение к действиям человека в локальной среде проживания. Результаты исследования показали, что:

1 .разработанная модель эффективна при условии взаимодействия компонентов: содержания интегрированного курса биологии-экологии, разнообразных форм и метода имитационного моделирования с целью формирования способов экологической деятельности в изменяющейся экологической среде, через которые осуществляется формирования отношений к действиям человека в локальной среде, отношение к сохранению своего здоровья и способности принимать нравственно-ценностные решения;

2.экспериментально подтверждено, что интегрированный курс биологии-экологии результативен по критерию формирования способов деятельности в изменяющейся экологической средеЗ. разработанные дидактические основы интегрированного курса биологии-экологии, эффективны при использовании экологических ситуаций как средства имитационного моделирования действий старшеклассника в изменяющейся экологической среде.

Наряду с этим в результате исследования выявлено, что одним из факторов совершенствования работы по экологическому образованию старшеклассников является разработка соответствующих программ специальной педагогической подготовки учителя к проведению такой работы. Это необходимо осуществлять в институтах повышения квалификации, в методических объединениях учебных заведений, что является предметом дальнейшей работы автора.

В дальнейших исследованиях целесообразно уделить внимание:

— разработке проблемы преемственности экологического образования в учебной и во внеклассной работе, а также разработке государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в аспекте экологических ситуаций старшеклассников в изменяющейся экологической среде;

— разработке соответствующих методических рекомендаций с учетом региональных особенностей для реализации различных форм работы по совершенствованию экологического образования школьников;

— разработке проблемы единства принципов «природосообразности», «культуросообразности», поскольку в обществе утверждается идеал новых экоотношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.В. Изучение экологических проблем как средство формирования глобального мышления учащихся // Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование.- СПб., 1992.-С.21−38.
  2. Г. Н. Научные основы умственного труда студентов, мышление, организация и планирование сам. работы. /Методические указания.-Орджоникидзе, 1987.
  3. Р. Как спасти Землю.- М., 1983.
  4. С.В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования//В сб.:"Экология и культура". Тез.докл. науч. практ. конференции. Красноярск: МО РСФСР, 1991.-С.42−44.
  5. О.Е. Формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологических проблем: Автореферат. дис.к.п.н.- Волгоград, 1995, — С. 18.
  6. В.А. Основы природопользования: Теорет.аспект.- М.: Мысль, 1978.-С.293.
  7. .Г. Психология педагогической оценки.- JI.: Институт мозга, 1935.
  8. JI.H. Некоторые приемы и средство формирования познавательной потребности учащихся в курсе общей биологии.- М.: Просвещение, 1985.
  9. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР: Научно-техническое пособие. М., 1983.-С.185.
  10. Г. С. Философия как работа человека над самим собой/Философия сознания: драматизм обновления. М.: Полит.изд., 1991.-С.146−151.
  11. Г. А. Социоэкология наука о гармонизации взаимоотношении между обществом и природой // Материалы Первой Всесоюзнойконференции «Проблемы социальной экологии» (Львов, 1−3 октября, 1986 г.).-Львов, 1987.- С.23−27.
  12. Г. А. Экзамен разума. М., 1988.
  13. Н.В., Пасечник В. В. ЭВМ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990.- № 2.
  14. А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей Среды. (В условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования): Автор. дис.к.п.н.-Волгоград. 1996.-С.25.
  15. Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М.: Изд-во МГУ, 1977.
  16. Е.П. Совершенствование методов обучения важнейшая задача школы// Биология в школе, 1976. № 6, С.39−50.
  17. М.И. Глобальная экология.- М.: Мысль, 1977.-С.327.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — С. 192
  19. Л.Г. Экспериментальное исследование идентификации личностно-средового взаимодействия в ситуации деловой игры// Использование игровых методов в обучении и совершенствовании систем управления.- М.: ЦЭМИ, 1989, -С. 129.
  20. Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., Учпедгиз, 1959,-С.157−162.
  21. Н.М. Проблемы классификации методов в преподавании биологии. В кн. Система и развитие методов преподавания биологии в 5−9 классах./ Под ред. Н. М. Верзилина. Известия АПН РСФС. Вып. 87, 1957.
  22. Вербицкий А. А Контекстное обучение, теория и технологии // Новце методы и средства обучения, № 2 (16). Педагогические технологии контекстного обучения /Под ред. А. А. Вербицкого. — М.: Знание, 1994. — С.3−57.
  23. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983.-С.384.
  24. М.М. Управление социальной адаптацией старшеклассников в общеобразовательной школе. Автореферат на соиск. уч. ст. к. п. н. 2000.-С.23.
  25. Встреча на высшем уровне «Планета Земля. Программа действий Повестка дня на 21 век и др. документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении/Публикации центра «За наше будущее» сост. Майкл Китинг. Женева, Швейцария. 1993.-С.70 .
  26. Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Книга для воспитателей. Изд.7,перераб.и доп.- СПб., 1997. -С.241.
  27. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент! / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. М., 1996.- 84с.
  28. .Л., Малькова 3.А. Сравнительная педагогика: Учеб. Пособие для ун-тов, пед. ин-тов, ин-тов повышения квалификации работников образования.- М.: Воронеж, 1996.- С. 15−20.
  29. О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций.-Калининград: Калинингр. Ун-т, 1995.- С. 94.
  30. И.И. Экология и энергетика. Факты и цифры// Экологическое просвещение: образование, культура, международная жизнь. Рекомендации по проведению Всемирного дня окружающей среды. Материалы семинара. -М., 1999.-С.14−17.
  31. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука.- М. 1998.-С.479.
  32. А.И. Былое и думы//Педагогическое наследие/ Сост. А. Ф. Смирнов.-М.: Педагогика, 1988.-С.137.
  33. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. / ~~ Взаимодействие общества и природы: Философско-методические аспекты экологической проблемы. М.: Наука. 1986. -С.226.
  34. В.В. Развитие образовательной технологии. -М. 1998.-С.69.
  35. С.Н., Навороцкий Б. А. Роль экологического воспитания в формировании мировоззрения социально активной личности// Социальная активность личности.-Волгоград. 1978. Вып.2. -С. 143−152.
  36. С.Н. Управление экологическим образованием: Новые алгоритмы// Экология и жизнь.- 1996.- № 1.- С. 68.
  37. С.Н. Экологические основания культуры мира// Экологическое образование в школе.- 2000.- № 1.- С.65−68.
  38. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.-С.96−106.
  39. Н.В. Изучение эффективности учебных действий и младших школьников как условие развития их познавательной активности. М.,-1987.
  40. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева.- М.: Прогресс, 1990.-С.495.
  41. Г. И. Методика развития деятельности экологического содержания учащихся при изучении растений./ В школьном курсе биологии 6−7 классов/.Автореф.дис.канд.пед.наук. -СПб., 1994.-С.16.
  42. С.Д., Ясвин В. А. Методика диагностики и коррекции отношения к природе.-М., 1995.-С. 147.
  43. А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1956 .-С.203.
  44. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия//Биология в школе.-1995.-С.20−23.
  45. Е.Н. Познавательная задача по биологии и природоведению/для малокомплектных школ/.- Орел, 1993.
  46. А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка// Вопросы психологии, 1974.-№ 6.
  47. В.В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты.- М.: Междунар. Отношения, 1981.-С.238.
  48. А.Н. Содержание экологического образования и пути его реализации в общеобразовательной школе // Экологическое образование и воспитание. Тезисы докл.М., МГУ, 1987.С.12−14.
  49. Захлебный А. Н. Школа и проблема охраны: Содержание
  50. Зверев И. Д. Ответственность перед природой//Биология в школе. 1987. №З.С.4−8.
  51. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования -М.: Знание, 1993. -С. 88.
  52. И. Д. Экологичность и образование.// Сов. педагогика. 1991. № 1. С. 9−12.
  53. И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании школьного экологического образования// Совершенствование содержания образования в школе. М., Педагогика, 1985. С. 224−239.
  54. И.Д., Мягков А. Н. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. М., Просвещение, 1984. -С. 160.
  55. И.Д., Захлебный A.M. Теоретические основы природоохранительного просвещения в школе//Советская педагогика. -1973., № 12.-С.31−39.
  56. А.Т., Зверева Е. Г., Малинников В. А. Концепция и стратегия развития системы экологического образования школьников.- М.: МИИГА и К, 1998.- 14с.
  57. А.Т., Суравегина И. Т., Кучер Е. А. Экологическое образование в школе. Концепция. -М.: Московский центр межнационального и сравнительного образования, 1994.-30с.
  58. Исаченко А. Г. Оптимизация природной среды: Геогр.аспект. М. Мысль, 1980.- С. 264.
  59. Иоганзен Б. Г. Подготовка студентов педагогических вузов в краеведческой и природоохранительной работе с учащимися.- М.:1974.
  60. .Г. Основные принципы и формы природоохранительного просвещения / О преподавании основ охраны природы в педагогических Вузах: материалы научного совета по природоохранительному просвещению. М.:1972. Вып. I
  61. И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX- начало ХХв. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.- С. 416.
  62. Д.Н. Обучение и игра. М.: Флинта, 1998.- С. 192.
  63. Д.Н. Интерактивные методы: обучение вниманию//Биология в школе, 1998.- № 3.- С. 30−34.
  64. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.- М.: Москов. Психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.-С.183.
  65. А.Н. Экологическое сознание как элемент ноосферы // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1984. С.40−47.
  66. Т.В. Развитие деятельностного компонента экологической культуры учащихся в курсе биологии 6 класса. Автореф. диск. канд.пед. наук. СПб- 1995.С.17.
  67. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1955.-С.376.
  68. Концепция и программа деятельности общеобразовательной школы по экологическому образованию. /Сост. И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Т. В. Кучер, Т. М. Сенкевич.- М.: АПН СССР, 1991, С. 50 .
  69. Концепция непрерывного экологического образования: ОТЧЕТ НИР по ГН ТП «Экология России» / Руководитель проекта А. А. Вербицкий. М., 1992.
  70. Ю.М. Активизация обучения математике в средней школе. Сборник статей./Сост. Ю. М. Колягин, — М.: Просвещение, 1975.-С.21.
  71. Кучменко Н. А. Совершенствование методики воспитания учащихся при обучении ботаники. Автореф. дис. канд. пед. наук Ленинград, 1985.17с.
  72. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллинн: Валгус, 1980.- С. 334.
  73. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.-С.234.
  74. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал 1981 а. Т. 2 .№ 5.
  75. А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998.-С.232.
  76. Лихачев Д. С. Экология культуры.//Памятники Отечества. 1980.-№ 2. С.15−18.
  77. Н.М., Глазачев С. Н. Концепция устойчивого развития и экологическое образование (Вопросы методологии и практики)// Экологическое образование: опыт России и Германии.- М., 1997.-С.38−51.
  78. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. просвещение, 1983.-С. 95.
  79. А.А. Основы планирования и анализ сравнительного эксперимента в педагогике и психологии.- Курск: РОСИ, 1998.-С.167.
  80. Д.Ж. Социальная экология.- М.- 1991
  81. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. — М.: Тривола, 1994. — С.272 .
  82. А.П., Бабакова Т. А. Труд настоящий /из опыта организации общественного полезног о труда на пришкольном участке. -Петрозаводск.1985.- С. 104.
  83. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.-С.351.
  84. Т.Миллер. Жизнь в окружающей среде. Программа всеобщего экологического образования. Москва, «Прогресс», «Пангея», 1993. -С.256.
  85. .М., Наумова Л. Г. Популярный экологический словарь.- М.: Устойчивый мир, 1999.-С.302.
  86. Е.В. Методологические аспекты экологического воспитания молодежи. Автор., дис. на соиск .уч. ст.к.фил.н.М., 16.-С.21.
  87. Р. С. Психология кн. I. М.: Просвещение. Владос, 1994.
  88. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: Ассоциация профессионального образования, 1998.- i34c.
  89. И.Т. Повышение познавательной активности учащихся в обучении. Сб. статей. М., 1972.
  90. П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии.- М., 1997.-121с.
  91. Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников: Автор, к. п. н.- М., 1997.-С.22.
  92. Педагогическая энциклопедия.- М., 1966. Т.З. С. 515.
  93. Программы средней общеобразовательной школы: Биология.- М.: Просвещение, 1993.-С.49.
  94. Программа средней общеобразовательной школы. Биология. М., 1990.-С. 48.
  95. Г. Мировоззренческая культура личности, философские проблемы формирования. Киев, 1986.-С.263 .
  96. Писачкин В. А. Экологическое воспитание как фактор нравственного формирования личности: Дисс. канд. филос. наук. М., 1986.-С.173.
  97. Песталоцци Иоганн Генрих. Избранные педагогические произведения в 3-х т.-М., изд-во АПН РСФС.-Т.З.-С.339−366.
  98. Проблемы образования в области окружающей Среды: Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей Среды. 14−25 октября 1997 г., Тбилиси.- М., 1979.- С. 279 .
  99. Природоохранительная просвещение на уроках биологии / Под ред. проф. М. М. Левиной. М., МПГИ, 1986.-С.97.
  100. Пономарева И. Н. Новые задачи подготовки учителя биологии по экологическому образованию школьников//Содержание и формы образования в пед.вузе. Пермь, 1990.-С.36−38.
  101. Пономарева И. Н. Экологическое образование и природоохранительная воспитание школьников в процессе обучения биологии. Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985.-С. 18−22.
  102. И.Н., Соломин И. Н., Корнилова В. Н. Экологическое образование в профессионально-педагогической подготовке студентов. //В спб.: «Экология в теории и практике. «Белгород :МС РФ, БГПИ, 1993.-С.256.
  103. Проблема экологического образования и воспитания в средней-школе: Тезисы докладов Всесоюзн.конф. Таллинн: Изд-во АПН СССР, 1980. Ч. 1-Ч.П. -С. 155 .
  104. Проблемы формирования экологической ответственности школьников: Сб.науч.трудов /Отв.ред. И. Т. Зверев. -М.: Изд-во АПН СССР, 1984.-С.80.
  105. Проблемы оптимальных требований к знаниям и навыкам учащихся: Сб.науч.трудов /Ред.М. И. Кулибаба. -М.: Изд-во АПН СССР, 1976.-С.115.
  106. Проблемы экологического образования в школе: Матер. Всесоюз. Пленума Науч. Совета по природоохранительному просвещению АПН СССР/Под ред.И. Д. Зверева, В. М. Сенкевич.-М., 1979.- С. 148.
  107. Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ//Зеленый мир. 1994,№ 3.
  108. Л.П. Эстетика природы: явное и тайное. /Пособие для школьников 9−10 кл. /Вое. гос.юнош. библиотека. М., 1994.-С.190.
  109. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- С. 602.
  110. Постановление МО России и Минприроды России» Об экологическом образовании обучающих в образовательных учреждениях Российской Федерации» -№ 4/1−6 от 30.03.94 г.
  111. Природоохранительное просвещение в школе Иркутской области. -Иркутск, 1981.-С.48.
  112. Н.А. Руководство к практическим занятиям по методике преподавания зоологии. М., Просвещение, 1981. -С.254.
  113. Н.А., Гаджиев М. М. Реализация принципа воспитывающего обучения в преподавании зоологии// Вопросы воспитания школьников в обучении биологии. Jl., 1985. -С.31−41.
  114. Рыков Н. А. Охрана природы и школы. Л.: Линиздат, 1961. -С.56.
  115. Реймерс Н. Ф. Предпосылки и пути формирования экологической культуры. Юкологическое образование и воспитание. Тез.докл. М., изд. МГУ, 1987.-С.5−7.
  116. Руссо Жан-Жак. Эмиль или о воспитании.- М., 1986.-С.324.
  117. М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М., 1920. -С.540.
  118. М.М. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973. -С.424.
  119. Н.З. Развитие экологических понятий при изучении животных в школьном курсе биологии. Автореф. Дис. Канд. пед. наук. JL, 1990. -С.17.
  120. П.Д., Лисичкин Г. В. Современное общество, экологический кризис и химическое образование // Журнал Всес. Хим. О-ва им. Д. И. Менделеева.- 1990.- Т.35.-№ 3.-С.280−288.
  121. А.С. Рефлексивный педагогический диалог// школьные технологии.- 1999.- № 1 -2.
  122. А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку: практич. Руководство.- М.: Ассоциация учителей физики, 2000.- 48с.
  123. И.Т., Сенкевич В. Н., Кучер Т.В.Экологическое образование в школе// Советская педагогика.- М., 1990.- № 12
  124. Суравегина И. Т. Концепция экологического образования и направления учебных программ // Проблемы экологического образования, воспитания населения и пропаганда природоохранных знаний в Молдавии. Кишинев. 1988.-С.64 68.
  125. Суравегина И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Автореф. дис.доктор.пед.наук. М., Изд. МГУ, 1975.-С.З.
  126. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград «Перемена» .1994.-С. 150.
  127. А.П. Формирование закономерности развития экологического сознания и мышления учителей, студентов и школьников//Экология и культура. Красноярск. 1991.-С. 79−81.
  128. Е.В. Методы математической обработки в психологии.-Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996.-С.349.
  129. Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде: сб. научных трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1981.-С.86 .
  130. В.А. Сердце отдаю детям. 5-е издание. Киев. Радяньска школа. 1974. -С.288.
  131. Соколов Я. В. Вопросы охраны природы в правовом воспитании школьников:/в свете положений Конституции СССР/. -М.: Педагогика, 1979.-С.64.
  132. В.Н. Педагогическая эвристика: введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 225 е.: ил. — (Программа: Обновление гуманит. образования в России)
  133. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.:3нание, 1983.-С.95.
  134. Н.Н. Дидактические основы обучения учащихся решению задач по физике: Авт.дис.докт. пед. наук,.-Л., 1986.-С.32.
  135. А.П. Образовательная программа- маршрут ученика. Ч.2.-СПб. 2000, — С. 58.
  136. Тенденции в образовании по вопросам окружающей Среды. ЮНЕСКО, 1977 г.-271с. Просвещение, 1977. -С.127 .
  137. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Общее учение об установке// Мироненко В. В. Хрестоматия по психологии/ Под.ред. проф. А.В.Петровского- Сост. И авт. Вводных очерков к п.с.н. В. В. Мироненко.- М.: Просвещение, 1977.- С. 528.
  138. А.Д. Перспектива экоразвития.-М.:Наука, 1990.- С. 270 .
  139. А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества.- М.: Луч 1993.- С. 275.
  140. А.Д. Стратегия устойчивого развития и переход к опережающему образованию: (Вопросы методологии и теории) // Экологическое образование: опыт России и Германии.- М., 1997.-С.52−64.
  141. Ушинский К. Д. Соб.соч.,-М.-Л.Учпедгиз. 1949, т.2-С.406.
  142. И.Т. Горизонты экологического знания: Социал.-философ.проб. /сб.ст./ -М., Наука, 1986.-203с.
  143. Философский словарь. /Под ред. М. М. Разенталя, П. Ф. Юдина. -М.: Политиздат. 1993.-С.554.
  144. Ф., Ретцке Р. Школа и характер. Морально-педагогические проблемы школьной жизни. СПб: Школа и жизнь.1915.-С.275.
  145. Федеральный базовый компонент биологического образования. Элементы временного стандарта// Биология в школе. -М., 1993.№ 5.-С.32−40
  146. Федеральный базовый компонент биологического образования. Элементы временного стандарта//Биология в школе.- М., 1993.№ 4.-С.40−45
  147. Д.И. Психология становления личности.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- С. 192.
  148. Я. Средства обучения в области окружающей среды. Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды, — М.: ВИНИТИ, 1979.
  149. Н.Г. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т.- М.: Советская энциклопедия, 1968.- Т.4.-С.646.
  150. П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. -М., 1959.-233с.
  151. ШамоваТ.И. К вопросу о методах обучения //Советская педагогика. 1974.
  152. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1976.
  153. Т.И. Проблема активизации учения школьников./Автореферат/.-М., 1977.-22с.
  154. В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.— С. 320.
  155. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) //Педагогика и логика. — М.: Касталь, 1993. — С. 16−200.
  156. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение .1979.
  157. Ф. Дидактика природы/Маркс К. Энгельс Ф. Соч.-2 изд.-Т.20. С.343−629.
  158. Экологическое образование школьников во внеклассной и внеурочной работе.- Ташкент, 1982.-99с.
  159. Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М.: МГУ, 1981.
  160. В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие. Часть I.-Ярославль: ЯрГПУ, 1997.-С.48.
  161. А.В. Атомная мифология. М., 1998.-С.322.
  162. В. А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов.- Л.: ЛГУ. 1986.- С. 44.
  163. Г. А. Некоторые рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования // В сб.: «Экология и география: Проблемы подготовки учителя». Тез.док. регион, конфер. педвузов.- Москва: МОРФ, 1995.-С.41.
  164. Greenblatt C.S., Duke R.D.Gaming-Simulations. Rational, Design and Applikations.-New York: Sa ge Publ., 1975.
  165. Allen L.E., Ross J., White S. What counts is how the game is scored: one way to increase achievement in learning mathematics // Simulation & Games.- 1968. V.9, № 4.
  166. Ligge H. An evalution enstrument for use with urban simulation and games// Simulation & Games .- 1977, V.8, № 2.
  167. Lousher D ., Steenburg R.V. Effectiveness of a shout-term simulation as a teaching device in political science courses// Simulation & bames.-1977, V. l, № 8.
  168. Orbach E. Some theoretical considerationa in the evaluation of instrumental simulation and dames // Simulation & Games.-1977, V.8,№ 3.
  169. Duke Richard D. Gaming-the Futures Language.- SAGE Publications, 1974.
  170. Abraham N. Interaction Of Man And The Biosphere.- Chicago: Rand Macnally And company, 1972.
  171. Arth A.A., Johnson J.N. Dramatization and Gaming for Optimum Environmental Survival // Elementary English, 1973, V.50, № 4. .
  172. Berry T.J., Wilbert M.S. A Pollution Control Strategy Game //J. ENT. Edus., 1981, V.48,№ 4.
Заполнить форму текущей работой