Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение геометрии студентов первого курса педагогического вуза в условиях преемственности между средней и высшей школой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной проверки на лекционных и практических занятиях со студентами физико-математического факультета ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» — в виде докладов и выступлений на заседаниях научно-методического семинара кафедры методики преподавания математики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза в условиях преемственности между средней и высшей школой
    • 1. 1. Историко-логический анализ проблемы преемственности в обучении
    • 1. 2. Предпосылки и направления реализации преемственности между средней и высшей школой в организации процесса обучения геометрии студентов первого курса педвуза
      • 1. 2. 1. Особенности и недостатки традиционного подхода к обучению геометрии студентов первого курса педвуза
      • 1. 2. 2. Проблема адаптации студентов-первокурсников к системе обучения геометрии в педвузе
      • 1. 2. 3. Дифференцированный подход к обучению геометрии студентов первого курса педвуза как фактор реализации преемственности между средней и высшей школой
      • 1. 2. 4. Направления реализации преемственности между средней и высшей школой в обучении геометрии студентов первого курса педвуза
    • 1. 3. Методическая система обучения геометрии студентов первого курса педвуза в условиях преемственности между средней и высшей школой
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Содержание и методические особенности реализации направлений преемственности в процессе обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза
    • 2. 1. Особенности организации лекционных занятий по геометрии в условиях преемственности между средней и высшей школой
    • 2. 2. Реализация направлений преемственности при проведении практических занятий по геометрии в педвузе
    • 2. 3. Реализация дифференцированного подхода к обучению геометрии студентов первого курса педвуза в условиях преемственности между средней и высшей школой
    • 2. 4. Организация контроля знаний студентов по геометрии в условиях преемственности между средней и высшей школой
    • 2. 5. Педагогический эксперимент и анализ результатов исследования
  • Выводы по главе 2

Обучение геометрии студентов первого курса педагогического вуза в условиях преемственности между средней и высшей школой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новая образовательная парадигма, в основу которой положены идеи гуманизация и фундаментализация образования, в качестве приоритетной выдвигает задачу полноценного развития личности, обладающей целостной системой знаний. Необходимым условием решения данной задачи является реализация преемственности между различными этапами обучения.

Результаты научных исследований последних десятилетий в области образования показывают, а практика обучения подтверждает, что наиболее остро проблема преемственности проявляется на стыке двух ступеней системы образования, в частности, между средней и высшей школой. Поскольку на данном этапе существенным изменениям подвергается не только «внутренняя» (содержательная) часть процесса обучения, но и его «внешняя» (организационная) часть.

На сегодняшний день одной из актуальных задач образования, требующих решения в контексте преемственности, является обучение геометрии студентов первого курса педагогического вуза.

Среди специальных математических дисциплин, изучаемых студентами в первый год обучения в педвузе, геометрия занимает особое место, что во многом определяется спецификой ее предмета. Главной особенностью выступает непосредственная связь в содержании со школьным курсом геометрии, что уже определяет необходимость реализации преемственности между средней и высшей школой в рамках названного курса.

Начальный этап обучения в вузе — важный период в процессе развития будущего специалиста. Его сложность заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности студента, в освоении новых способов и форм познавательной деятельности. Большинство первокурсников в условиях новой системы учебно-воспитательной работы, которая отличается от школьной содержанием, организационными формами и методами обучения, более жесткими требованиями, увеличением объема учебного материала, испытывают определенные трудности в учебе. Отличие стилей обучения в средней и высшей школе проявляется в нарушении преемственности между ними.

Таким образом, необходимость в преемственности возникает при обстоятельствах, в которых происходит нарушение привычной последовательности событий для объекта (субъекта) того или иного процесса. Следовательно, преемственность между средней и высшей школой можно рассматривать как способ установления соответствия между специальными задачами высшей школы и их общеобразовательным характером.

Актуальность проблемы преемственности в обучении не имеет временных пределов. На протяжении всей истории своего развития она обрела статус многозначной и многоаспектной, а ее решение определило различные направления в исследованиях философов, методистов, психологов, педагогов. Относительно системы образования можно выделить несколько условных направлений:

— изучение места и роли преемственности в учебно-воспитательном процессе (Б.Г. Ананьев, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, Ю. А. Кустов и др.);

— исследование роли и особенностей преемственности в усвоении и способах организации знаний, умений и навыков учащихся (Б.Г. Ананьев,.

A.К. Артемов, Ш. И. Ганелин, М. И. Зайкин, Ю. В. Сидоров и др.);

— раскрытие содержания преемственности между различными этапами обучения, в частности, между средней и высшей школой (С.М. Годник,.

B.А. Гусев, В. И. Крупич, Ю. А. Кустов, А. Г. Мороз, Л. Ю. Нестерова, Г. И. Саранцев, Ю. В. Сидоров и др.);

— исследование преемственности в обучении в рамках общих вопросов преподавания математических дисциплин в школе и педвузе (В.Г. Болтянский, Н. Я. Виленкин, Л. Д. Кудрявцев, М. В. Потоцкий, А. Я. Хинчин и др.).

Кроме перечисленных аспектов проблема преемственности в обучении рассматривалась частично в контексте других проблем, таких как: проблема внутрии межпредметных связей (В.А. Гусев, В. А. Далингер, JT.C. Капкаева,.

A.M. Пышкало и др.) — преемственность в самостоятельной работе (А.Г. Мороз, И. В. Харитонова и др.) — профессиональная подготовка учителя математики (Ю.М. Колягин, В. И. Крупич, Г. Л. Луканкин, Н. В. Метельский, В. М. Монахов, А. Г. Мордкович, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр и др.) — познавательная самостоятельность студентов (P.P. Бикмурзина, Г. И. Саранцев, И.Г. Король-кова и др.) — реализация деятельностного подхода в обучении (Г.И. Саранцев, О. А. Задкова и др.) — готовность и адаптация студентов к вузовскому обучению (В.Ю. Байдак, Н. В. Дмитриева, Е. В. Смирнова, М. В. Яковлева и др.).

Результаты исследований вышеуказанных авторов имеют существенное значение для решения проблемы преемственности в обучении. Однако в предлагаемых подходах проявление преемственности не затрагивает всего существа процесса обучения, а рассматривается либо в его содержательном, либо в организационном аспектах. Одни авторы обращаются к исследованию преемственности в преобразовании знаний учащихся, другие — к особенностям проявления преемственности в методах, формах, средствах обучения. Эффективное и целостное взаимодействие в системе «школа-вуз», охватывающее в единстве все его ведущие компоненты, до настоящего времени остается одной из недостаточно изученных проблем. В теории и методике обучения геометрии исследования, решающие проблему преемственности на основе совокупности двух названных аспектов, содержательного и организационного, отсутствуют.

Таким образом, учитывая особенность процесса обучения, где взаимодействуют два субъекта — «обучающий» и «учащийся», — при рассмотрении преемственности в процессе обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза необходимо иметь в виду два аспекта ее проявления. Первый, внешний, должен определять деятельность обучающего по организации учебного процесса, способствующего разрешению противоречий, связанных с переходом учащихся с одной ступени обучения на другую. Второй, внутренний, должен определять деятельность студента по установлению содержательных преемственных связей при изучении геометрии.

Итак, актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью развития методики обучения геометрии в условиях преемственности между средней и высшей школой и реальным состоянием обучения студентов первого курса педагогического вуза.

Проблема исследования заключается в поиске направлений реализации преемственности в процессе обучения геометрии студентов первого курса педвуза.

Цель исследования состоит в разработке теории и методики обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза в условиях преемственности между средней и высшей школой.

Объект исследования: процесс обучения геометрии в педвузе.

Предмет исследования: методическая система обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза в условиях преемственности между средней и высшей школой.

Учитывая вышесказанное, можно сформулировать гипотезу исследования — комплексный подход к обучению геометрии студентов первого курса педагогического вуза, основанный на преемственности между средней и высшей школой, которая реализуется в двух взаимосвязанных аспектах, содержательном и организационном, позволит улучшить результаты обучения и повысить качество знаний и умений студентов по геометрии.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие частные задачи:

1. На основе анализа научной и учебно-методической литературы выявить состояние проблемы преемственности в обучении и обобщить представленное в них понятие преемственности.

2. Изучить особенности традиционного подхода к обучению геометрии студентов первого курса педвуза и определить пути совершенствования данного процесса на основе преемственности между средней и высшей школой.

3. Выявить основные направления реализации преемственности между средней и высшей школой в процессе обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза и на их основе конкретизировать содержание понятия преемственности применительно к данному процессу.

4. Сконструировать методическую систему обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза, каждый компонент которой определялся бы в соответствии с выделенными направлениями реализации преемственности между средней и высшей школой.

5. Разработать методику обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза с учетом выделенных направлений преемственности между средней и высшей школой.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

— изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;

— анализ программ, школьных и вузовских учебников геометрии, учебных пособий и сборников задач по геометрии для студентов педагогического вуза;

— изучение и обобщение опыта работы преподавателей педвуза;

— анализ самостоятельных и контрольных работ, ответов студентов на практических занятиях, результатов зачетов и экзаменов по геометрии;

— статистическая обработка и анализ результатов педагогического эксперимента со студентами физико-математического факультета ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева».

К научно-теоретическим предпосылкам, составляющим методологическую основу исследования, относятся: системный анализконцепция дея-тельностного подходаметодологические положения, определяющие развитие системы современного среднего и высшего математического образования в русле его гуманизации и фундаментализации, личностно-ориентированного обучения математикеработы, имеющие основополагающее значение для определения путей реализации преемственности между средней и высшей школой в процессе обучении геометрии студентов педагогического вуза.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2002;2004 гг.) в рамках констатирующего эксперимента осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, учебников, учебных пособий и сборников задач по геометрии с целью выявления существующих подходов к организации процесса обучения геометрии на первом курсе педагогического вуза, а также возможности использования направлений преемственности между средней и высшей школой в качестве условий для совершенствования этого процесса, изучалось состояние исследуемой проблемы в вузовской практике.

На втором этапе (2003;2005 гг.) в рамках поискового эксперимента разрабатывались основные направления реализации преемственности между средней и высшей школой в обучении геометрии студентов первого курса педагогического вузав соответствии с разработанными направлениями уточнялась трактовка понятия «преемственность в обучении геометрии», конструировалась методическая система обучения.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) проводился обучающий эксперимент с целью проверки эффективности и корректировки предлагаемой методики, были обобщены результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, формулировались выводы.

Научная новизна выполненного исследования заключается в комплексном подходе к обучению геометрии студентов первого курса педагогического вуза на основе преемственности между средней и высшей школой, который предполагает проявление преемственности в двух аспектах: в содержании изучаемого материала и в организации учебного процесса.

Основные результаты исследования, отражающие его теоретическую значимость, заключены в следующем:

— определено в контексте исследования понятие преемственности в обучении геометрии студентов первого курса педагогического вуза;

— выявлены предпосылки (исторические, социальные, дидактические, психолого-педагогические, учебно-методические), определяющие необходимость реализации в процессе обучения геометрии студентов первого курса педвуза преемственности между средней и высшей школой;

— определены основные направления реализации преемственности;

— разработана соответствующая методика обучения геометрии, основными положениями которой являются: актуализация и систематическое использование при изучении нового материала геометрических знаний, полученных студентами в школесистематичность, последовательность и целостность содержанияобеспечение гласности и взаимопонимания между преподавателем и студентами, которое достигается через открытость содержания обучения и требований к знаниям и умениям студентов, систематический характер контроля за усвоением учебного материала, открытость его форм, методов и средствтехнологичность организации процесса обучения, способствующая адаптации студентов к вузовскому обучениюдифференцированный подход к обучению.

Выводы, сформулированные в ходе проведенного исследования, расширяют существующее в настоящее время представление о методике изучения специальных математических дисциплин в педвузе, в том числе в условиях преемственности между средней и высшей школой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза может быть использована учителями и преподавателями математических дисциплин в средней и высшей школе для повышения качества знаний учащихся и студентов. Результаты исследования могут быть также использованы при составлении учебных пособий по геометрии для студентов педвуза.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования, его результативность и выводы обусловлены опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, теории и методики обучения математике, совокупностью разработанных методов исследования, а также положительными результатами проведенного эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Повышению качества обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза способствует установление преемственности между средней и высшей школой, которая рассматривается в двух аспектах: в содержании изучаемого материала и в организации учебного процесса. Их взаимосвязь выступает в качестве стабилизирующего фактора в разрешении противоречий, возникающих в процессе обучения студентов первого курса педвуза.

2. Преемственность в обучении геометрии студентов первого курса педагогического вуза — категория теории и методики обучения математике, определяющая способ организации обучения в условиях, соответствующих следующим направлениям:

— преодоление стереотипов, выработанных в школе, и формирование новых навыков учебно-познавательной деятельности студентов;

— повторение, обобщение и систематизация базовых математических знаний, полученных в школе и имеющих непосредственную связь с изучаемыми в педагогическом вузе;

— организация систематического и целенаправленного контроля за качеством усвоения студентами изучаемого геометрического материала;

— реализация дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности и контролю знаний студентов;

— четкая структурированность учебного процесса, предполагающая по-сильность, доступность и понимание студентами предъявляемых им требований по усвоению изучаемого геометрического материала.

3. Реализацию выделенных направлений преемственности в обучении геометрии студентов первого курса педвуза следует осуществлять:

— на лекциях путем использования специально разработанных методических рекомендаций, учитывающих направления реализации преемственности между средней и высшей школой;

— на практических занятиях посредством решения геометрических задач трех типов: на повторение и актуализацию знаний школьного курса геометриина установление взаимосвязи со школьным курсом геометрии в методах решенияна обобщение и систематизацию знаний по геометрии;

— в период контролирующих мероприятий посредством систематического и целенаправленного контроля за усвоением студентами изучаемого материала.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной проверки на лекционных и практических занятиях со студентами физико-математического факультета ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева" — в виде докладов и выступлений на заседаниях научно-методического семинара кафедры методики преподавания математики и заседаниях кафедры математики вышеназванного вуза (Саранск, 2002;2007 гг.), ежегодных Евсевьевских чтениях (Саранск, 2002;2007 гг.), Всероссийских научных конференциях: «Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования» (Санкт-Петербург, 2004 г.), «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2004 г.), «Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: состояние, перспективы» (Саранск, 2005 г.), «Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности» (Саранск, 2005 г.) — в виде публикаций в сборниках научных трудов: «Формирование математических понятий в контексте гуманитаризации образования» (Саранск, 2003 г.), «Научно-методические аспекты контроля качества образования студентов по естественно-математическим дисциплинам» (Саранск, 2005 г.), «Технические и естественные науки: проблемы, теория, эксперимент» (Саранск, 2005 г.), «Интеграция математической и методической подготовки студентов в педвузе» (Саранск, 2006 г.) — в виде публикации в журнале «Интеграция образования», рекомендованном ВАК (Саранск, 2007 г.).

Структура и содержание диссертации соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Комплексный подход к обучению геометрии студентов первого курса педагогического вуза, основанный на преемственности между средней и высшей школой, раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, содержательном и организационном. Первый проявляется в установлении содержательных преемственных связей посредством решения определенных задач, второй выражается в реализации направлений преемственности в особенностях организации учебного процесса. Их взаимосвязь выступает в качестве стабилизирующего фактора в разрешении противоречий, возникающих в процессе обучения студентов первого курса педвуза.

Установление преемственности между средней и высшей школой в практике обучения геометрии студентов первого курса педвуза способствует повышению качества знаний студентов, что подтверждается положительными результатами педагогического эксперимента.

Таким образом, методика обучения геометрии студентов первого курса педвуза, разработанная в условиях преемственности между средней и высшей школой, оправдана: ее использование в практике обучения способствует улучшению результатов обучения и повышению качества знаний студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами получены следующие основные выводы и результаты:

1. Установлено, что при традиционном подходе к обучению геометрии студентов первого курса педагогического вуза недостаточно внимания уделяется реализации преемственности между средней и высшей школой.

2. Разработан новый подход к обучению геометрии студентов первого курса, объединяющий проявление преемственности в двух аспектах процесса обучения — содержательном и организационном, реализуемый посредством следующих направлений:

— преодоление стереотипов, выработанных в школе, и формирование новых навыков учебно-познавательной деятельности студентов;

— повторение, обобщение и систематизация базовых математических знаний, полученных в школе и имеющих связь с изучаемыми в педвузе;

— организация систематического и целенаправленного контроля за качеством усвоения студентами изучаемого материала;

— реализация дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности и контролю знаний студентов;

— четкая структурированность учебного процесса, предполагающая по-сильность, доступность и понимание студентами предъявляемых им требований по усвоению изучаемого геометрического материала.

На основе выделенных направлений разработана соответствующая методика обучения геометрии студентов первого курса педвуза, основными положениями которой являются: актуализация и систематическое использование при изучении нового материала геометрических знаний, полученных студентами в школесистематичность, последовательность и целостность содержанияобеспечение гласности и взаимопонимания между преподавателем и студентами, которое достигается через открытость содержания обучения и требований к знаниям и умениям студентов, систематический характер контроля за усвоением учебного материала, открытость его форм, методов и средствтехнологичность организации процесса обучения, способствующая адаптации студентов к вузовскому обучениюдифференцированный подход к обучению.

3. Реализацию выделенных направлений преемственности в обучении геометрии студентов первого курса педвуза следует осуществлять:

— на лекциях путем использования специально разработанных методических рекомендаций, учитывающих направления реализации преемственности между средней и высшей школой;

— на практических занятиях посредством решения геометрических задач определенных типов;

— в период контролирующих мероприятий путем систематического и целенаправленного контроля за усвоением студентами изучаемого.

4. Педагогический эксперимент показал, что следование в обучении геометрии студентов первого курса педагогического вуза направлениям реализации преемственности между средней и высшей школой способствует повышению качества знаний студентов по геометрии. Поэтому разработанную методику обучения геометрии целесообразно и возможно использовать в практике обучения.

Сделанные выводы дают основание полагать, что решены поставленные задачи исследования, экспериментальная проверка подтвердила справедливость гипотезы исследования и доказала, что внедрение и реализация направлений преемственности в обучении геометрии студентов первого курса ведет к повышению качества знаний обучаемых.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.В. Основные понятия и методы школьного курса геометрии: кн. для учителя / Т. В. Автономова, Б. И. Аргунов. — М.: Просвещение, 1988.- 128 с.
  2. , А.Д. О геометрии / А. Д. Александров // Математика в школе. 1980. — № 3. — С. 56−62.
  3. , А.Д. Геометрия: учеб. пособие / А. Д. Александров, Н. Ю. Нецветаев. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 672 с.
  4. , Г. Н. Основы дидактики высшей школы. Ч. 1: курс лекций / Г. Н. Александров. Уфа, 1973. — 106 с.
  5. , В.Г. О преемственности в обучении / В. Г. Ананьев // Советская педагогика. 1953. — № 2. — С. 23−25.
  6. , Д.А. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза / Д. А. Андреева, В. Т. Хорошко / под ред. Л. И. Рувинского. -М., 1980.- 115 с.
  7. , В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования / В. И. Андреев // Известия Российской Академии образования. -М., 2001. -№ 1.-С. 35−42.
  8. , А.Н. Проблема преемственности в обучении математике старшеклассников и студентов технического вуза: дис. .канд. пед. наук / А. Н. Андриянчик. Минск, 1978. — 239 с.
  9. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие / С. И. Архангельский. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  10. , Л.С. Аналитическая геометрия. В 2 ч. Ч. 1. Аналитическая геометрия на плоскости / Л. С. Атанасян. М.: Просвещение, 1967. — 200 с.
  11. , Л.С. Аналитическая геометрия. В 2 ч. Ч. 2. Аналитическая геометрия в пространстве / Л. С. Атанасян. М.: Просвещение, 1968. — 368 с.
  12. , Л.С. Геометрия. В 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Л. С. Атанасян, В. Т. Базылев. М.: Просвещение, 1973.-256 с.
  13. , JT.C. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / JI.C. Атанасян, В. А. Атанасян. М.: Просвещение, 1973. — 256 с.
  14. , С.А. Теория и методика обучения студентов педвуза методам изображения геометрических фигур в контексте укрупнения дидактических единиц: дисканд. пед. наук / С. А. Атрощенко. Арзамас, 1998. — 186 с.
  15. , В.Т. Геометрия: учеб. пособие для студентов 1 курса физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. Т. Базылев, и др. М.: Просвещение, 1974. -351 с.
  16. , В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-первокурсников математических специальностей вузов: дис.. канд. пед. наук / В. Ю. Байдак. Орел, 2000. — 204 с.
  17. , С.П. Лекции по теории обучения / С. П. Баранов. М., 1972.-63 с.
  18. , А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (теоретико-методологический аспект) / А. В. Батаршев / под ред. А. П. Беляевой. СПб.: изд-во ин-та Профтехобразования РАО, 1996.-80 с.
  19. , Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. И. Батьканова. Саранск, 1994. — 18 с.
  20. , С.В. Аналитическая геометрия: учеб. для пед. ин-тов / С. В. Бахвалов, и др.- под ред. С. В. Бахвалова. Изд. 2-е, перераб. — М.: Учпедгиз, 1962. — 368 с.
  21. , Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры / Д. В. Беклемишев: учебник для вузов. 6-е изд., стер. — М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. — 320 с.
  22. , А.В. Почему школьникам так трудно дается геометрия? / А. В. Белошистая // Математика в школе. 1999. -№ 6. — С. 14−19.
  23. , М.М. Реформа среднего образования / М. М. Бершадский II Математика в школе. 2000. — № 5. — С. 2−5.
  24. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  25. , P.P. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов / P.P. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 2. — С. 20−30.
  26. , P.P. Дифференцированный подход к формированию познавательной самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике: автореф. дис.. канд. пед. наук / P.P. Бикмурзина. Саранск, 1996. — 18 с.
  27. , Л.И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
  28. , В.И. Адаптация студентов младших курсов ВУЗа. Обзорная информация / В. И. Брудный. М.: Высшая школа, 1975. — 109 с.
  29. , АЛ. Актуальные проблемы курса геометрии в педвузе / A. J1. Вернер, П. И. Совертков // Математика в школе. 1995. — № 5. — С. 52−54.
  30. , Н.Я. О преподавании математики в педагогических институтах / Н. Я. Виленкин, И. М. Яглом // Математика в школе. 1956. — № 2. -С. 45−46.
  31. , С.А. Проблема преемственности / С. А. Володина // Математика в школе. 2000. — № 7. — С. 32−34.
  32. , С.В. Повышение эффективности адаптации студентов младших курсов как один из факторов управления качеством образования / С. В. Галушкина. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2002. — 215 с.
  33. , Ш. И. Педагогические основы преемственности в учебно-воспитательной работе школы / Ш. И. Ганелин // Советская педагогика. -1955. -№ 7. С. 3−10.
  34. Геометрия в «целом». Преподавание геометрии в вузе и школе: материалы всерос. науч.-метод. конф. (23−26 сент. 2004 г.) / под ред. В. Е. Подран.- Великий Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 254 с.
  35. Геометрия: учеб. для 7−9 кл. сред. шк. / J1.C. Атанасян, и др. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 335 с.
  36. Геометрия: учеб. для 10−11 кл. сред. шк. / J1.C. Атанасян, и др. -11-е изд. М.: Просвещение, 2002. -206 с.
  37. , А.В. Об уровне математической культуры выпускников средней школы / А. В. Гладкий // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 7−9.
  38. , Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений взрослых в процессе обучения геометрии в школе: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Г. Д. Глейзер. М., 1984. — 43 с.
  39. , В.М. Сборник конкурсных задач по математике (с методическими указаниями и решениями) / В. М. Говоров, и др. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1983.-384 с.
  40. , С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С. М Годник. Воронеж: гос. ун-т, 1981 — 208 с.
  41. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 134 с.
  42. Гришанов, J1.K. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: сб. ст. / JI.K. Гришанов, В. Д. Цуркан Кишинев: Штиинца, 1990-С. 3−17.
  43. , Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: кн. для учителя / Я. И. Груденов. М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  44. , В.А. Каким должен быть курс школьной геометрии? / В. А. Гусев // Математика в школе. 2002. — № 3. — С. 4−8.
  45. , В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: кн. для учителя / В. А. Далингер. М.: Просвещение, 1991.-80 с.
  46. , Н.Н. Обучение геометрии студентов первого курса педвуза в условиях преемственности между средней и высшей школой / Н.Н. Дербеденева//Интеграция образования. 2007. — № 1.-С. 141−146.
  47. , Н.Н. Математика: программа курса / И. В. Арсентьева, Н. Н. Дербеденева / Мордов. гос пед ин-т. Саранск, 2004. — 30 с.
  48. , Н.Н. Математика (специальность «Биология» с доп. спец. «Химия») / Н. Н. Дербеденева / Сборник тестовых заданий по математике в вузе: учебное пособие / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2006. — С. 78−86.
  49. , Н.В. Изучение проблемы психологической адаптации // Аспирантский сборник. Ч. 2. / Н. В. Дмитриева, Л. И. Демидова. — Новосибирск: изд-во НГПУ, 2002. — С. 20−25.
  50. , О.В. Современные методы и технология обучения втехническом вузе / О. В. Долженко, B. JL Шатуновский. М.: Высш. шк., 1990.- 135 с.
  51. , Г. В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. 1998. — № 5. -С. 70−76.
  52. , С.Н. Теория и практика формирования творческой активности будущих учителей математики в педагогическом вузе: автореф. дис. д-ра пед. наук/ С. Н. Дорофеев. -М., 2000. -44 с.
  53. , И.А. Мотивация: дифференцированный подход / И. А. Дробышева // Математика в школе. 2001. — № 4. — С. 46−47.
  54. , И.В. Математические абстракции и методическая реальность в обучении математике учащихся средней школы: монография / И. В. Егорченко. Саранск, 2003. — 286 с.
  55. , В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе: дис.. канд. пед. наук / В. Н. Ефимов. -М., 1983.- 188 с.
  56. , Н.В. Высшая геометрия / Н. В. Ефимов. М.: Наука, 1978. -576 с.
  57. , А.Ж. Геометрия: учеб. пособие. В 2-х ч. Ч. 1. 2-е изд., адапт. под стандарты II поколения / А. Ж. Жафяров. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. — 271 с.
  58. , А.Ж. Геометрия: учеб. пособие. В 2-х ч. Ч. 2. 2-е изд., адапт. под стандарты II поколения / А. Ж. Жафяров. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — 267 с.
  59. , О.А. Обучение геометрии студентов первого курса педвуза в контексте деятельностного подхода: дис.. канд. пед. наук / О. А. Задкова. Саранск, 2005. — 224 с.ва. Саранск, 2005. — 224 с.
  60. , М.И. Способ структурирования учебного материала по математике / М. И. Зайкин // Совершенствование содержания математического образования в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. / Мордов. ун-т. Саранск, 1988.-С. 29−34.
  61. , К.И. Преемственность в обучении / К. И. Золотарь // Советская педагогика. 1968. -№ 9. — С. 114−129.
  62. , Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: монография / Т. А. Иванова. Н. Новгород: изд-во НПГУ, 1998. — 206 с.
  63. , В.А. Аналитическая геометрия: учеб. для студ. физ. спец. унтов / В. А. Ильин, Э. Г. Позняк. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1968. — 232 с.
  64. , В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. Единая методическая система института: теория и практика / В. И. Каган, И. А. Сычеников. М.: Высшая школа, 1987. — 142 с.
  65. , Т.М. Динамические задачи как средство совершенствования процесса обучения геометрии в средней школе: дис.. канд. пед. наук / Т. М. Калинкина. Саранск, 1995. — 170 с.
  66. , JI.C. Интеграция алгебраического и геометрического методов в среднем математическом образовании: монография / JT.C. Капкаева. -Саранск, 2004. 287 с.
  67. A.И. Герцена, 2006. С. 125−127.
  68. , В.Г. Фундаментальность, преемственность, единство /
  69. B.Г. Кинелев // Учительская газета, 1996. № 11. — С. 24.
  70. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  71. , Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии: учеб. пособие для ВТУЗов / Д. В. Клетеник. Изд. 17-е. — СПб: изд-во «Профессия», 2004. — 200 с.
  72. , Е.А. Развитие высшего педагогического образования в России (вторая половина XVIII начало XX века): дис. .д-ра пед. наук / Е. А. Князев. — М., 2002. — 334 с.
  73. , И.И. Основы педагогики высшей школы / И. И. Кобыляцкий. Киев: «Вища школа», 1978. — 287 с.
  74. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с.
  75. , И.Г. Развитие познавательной самостоятельности студентов педвуза в процессе изучения курса «Методика преподавания математики»: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Г. Королькова. Саранск, 1997.-17 с.
  76. , Р.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе / Р. Ф. Кривошапова, О. Ф. Силютина // Советская педагогика. 1980. — № 11.-С. 60−65.
  77. , М.Р. Методика преподавания математики в вузе / М.Р. Ку-ваев. Томск: изд-во Том. ун-та, 1990. — 390 с.
  78. , М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: дисс. .д-ра пед. наук / М. Р. Кудаев. Майкоп, 1998. — 431 с.
  79. , Л.Д. Математическое образование: тенденции и перспективы / Л. Д. Кудрявцев, и др. // Высшее образование сегодня. 2002. -№ 4. — С. 20−29.
  80. , Л.Д. Модернизация средней школы и математическое образование / Л. Д. Кудрявцев // Математика. 2002. — № 38. — С. 1−5.
  81. , Л.Д. Современная математика и ее преподавание / Л. Д. Кудрявцев. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1980. — 144 с.
  82. , И.Я. Дидактика высшей школы: учеб. пособие в схемах и таблицах / И. Я. Курамшин, В. Г. Иванов. Казань: изд-во Казан, гос.технол. ун-та, 2000. 72 с.
  83. , Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы / Ю. А. Кустов. Свердловск: Уральский ун-т, 1990. — 120 с.
  84. , А.А. О преемственности учебной работы в школе / А. А. Люблинская // Преемственность в процессе обучения: учен. зап. Ле-нингр. пед. ин-та, 1969. Т. 372. — С. 5−32.
  85. , З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике: дис.. д-ра пед. наук / З. А. Магомеддибирова. М., 2003. — 300 с.
  86. , И.И. Научно-методические основы взаимодействия школьного и вузовского образования в России: дис. в виде науч. доклада. д-ра пед. наук / И. И. Мельников. М., 1999. — 36 с.
  87. , Н.В. Научно-методические основы современной подготовки студентов-математиков к учительской деятельности: дис. в виде науч. доклада. д-ра пед. наук / Н. В. Метельский. М, 1986. — 49 с.
  88. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб. пособие для студ. физ-мат фак. пед ин-тов / В. А. Оганесян, и др. -М.: Просвещение, 1980. -368 с.
  89. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика / сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  90. , Е.Ю. Методика конструирования систем учебных математических задач (на примере курса геометрии педвуза): учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов / Е. Ю. Миганова. Арзамас: изд-во АГПИ, 2001.- 96 с.
  91. , П.А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах вуза как дидактическое условие повышения эффективности обучения: дис.. канд. пед. наук / П. А. Михайлов -Челябинск, 1982.-244 с.
  92. , П.С. Сборник задач по аналитической геометрии: учеб. пособие для гос. ун-тов и пед. вузов / П. С. Моденов, А. С. Пархоменко. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1976. — 384 с.
  93. , А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе / А. Г. Молибог. Изд. 2-е. — Минск: Вышейша школа, 1975.-288 с.
  94. , Л.А. Процессы отбора абитуриентов и адаптации студентов к обучению в высшей школе: дис. .канд. пед. наук / Л. А. Молодцова. -М, 1981.-194 с.
  95. , А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дис. д-ра пед. наук / А. Г. Мордкович. М., 1986. — 36 с.
  96. , А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней образовательной школы и студентов вуза (на материале школ и вузов УССР): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Г. Мороз. Киев, 1972. — 16 с.
  97. , А.П. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике на подготовительных курсах: автореф. дисканд. пед. наук / А. П. Назарова. М., 1997. — 18 с.
  98. , Ф.А. Из опыта организации самостоятельной работы студентов / Ф. А. Нерода // Советская педагогика, 1975. — № 7. — С. 88−94.
  99. , Л.Ю. Преемственность в обучении математике в средней школе и педвузе: дис. .канд. пед. наук / Л. Ю. Нестерова. Саранск, 1998.- 185 с.
  100. , К.И. Некоторые проблемы преемственности при обучении математике / К. И. Нешков // Преемственность в обучении математике. -М.: Просвещение, 1978.-С. 13−23.
  101. , Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. Казань, 1975. — 304 с.
  102. , Н.Д. Лекция как форма обучения в высшей педагогической школе / Н. Д. Никандров // Советская педагогика. 1980. -№ 5. — С. 80−86.
  103. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990.-382 с.
  104. , А.А. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза / А. А. Орлов, и др. // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 53−60.
  105. Основы педагоги и психологии высшей школы / под. ред. А. В. Петровского. М.: изд-во МГУ, 1986. — 303 с.
  106. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. Н. Д. Никандров.-Л., 1974.-116 с.
  107. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова, и др. Ростов/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  108. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604 с.
  109. , П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах / П. И. Пидкасистый // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 47−52.
  110. , А.В. Аналитическая геометрия: учеб. для высш. учеб. заведений / А. В. Погорелов. Изд. 3-е. — М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1968.- 176 с.
  111. , А.В. Геометрия: учеб. для 7−11 кл. сред. шк. / А. В. Погорелов. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 383 с.
  112. , А.В. Геометрия: учеб. пособие для вузов / А. В. Погорелов. 2-е изд. — М.: Наука, глав. ред. физ.-мат. лит., 1984. — 288 с.
  113. , A.M. Школьная математика с точки зрения вузовской / A.M. Подрейко // Математика в школе. 2003. — № 2. — С. 77−78.
  114. , М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте: (из опыта работы) / М. В. Потоцкий. М.: Просвещение, 1975.-208 с.
  115. Преподавание геометрии в 6−8 классах. Сб. статей / сост.
  116. B.А. Гусев. -М.: Просвещение, 1979.-281 с.
  117. Преподавание геометрии в 9−10 классах. Сб. статей / сост. 3. А. Скопец, Р. А. Хабиб. М.: Просвещение, 1980. — 270 с.
  118. , В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В. Н. Просвиркин // Педагогика, 2005. № 2. — С. 41−47.
  119. , A.M. Методические аспекты проблемы преемственности в изучении математики / A.M. Пышкало // Преемственность в обучении математике. М.: Просвещение, 1978. — С. 3−12.
  120. , М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования / М. А. Родионов. Саранск, 2001 — 252 с.
  121. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М.: науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 1999. — С. 185.
  122. , Н.В. Фундаментализация как феномен современного образования / Н. В. Садовников // Интеграция образования. 2004. — № 1.1. C. 37−42.
  123. , Г. И. О методике решения планиметрических задач / Г. И. Саранцев // Преподавание геометрии в 6−8 классах: сб. ст. / сост. В. А. Гусев. -М.: Просвещение, 1979. С. 84−125.
  124. , Г. И. Решаем задачи на геометрические преобразования / Г. И. Саранцев. 3-е изд., перераб., доп. — М.: АО «Столетие», 1997. — 192 с.
  125. , Г. И. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе изучения математических дисциплин и методики преподавания математики / Г. И. Саранцев. Саранск: изд-во МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1997. — 160 с.
  126. , Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. -М.: Просвещение, 2002. 224 с.
  127. , Г. И. Методология методики обучения математике / Г. И. Саранцев. Саранск, 2001.-144 с.
  128. , И.С. Генетический подход к обучению математическим дисциплинам в высшей педагогической школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. С. Сауфанов. М., 2000. — 39 с.
  129. , М.К. Методическая система обучения студентов педвузов решению математических задач: автореф. дис. канд. пед. наук / М. К. Саядан. -М., 1993.-16 с.
  130. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. Т. Базылев, и др.- под ред. В. Т. Базылева. -М.: Просвещение, 1980.-238 с.
  131. Сборник задач по геометрии: учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. вузов, обучающихся по спец. 32 100 «Математика» / С. А. Франгулов, и др. М.: Просвещение, 2002. — 238 с.
  132. , Ю.В. Преемственность в системе обучения алгебре и математическому анализу в школе и в вузе: дис. в форме науч. доклада. д-ра пед. наук / Ю. В. Сидоров. М., 1994. — 35 с.
  133. , Д.Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школах: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. Ш. Ситдикова. Казань, 1985. — 15 с.
  134. , Г. Н. Контроль на уроках математики / Г. Н. Скобелев. -Минск, 1986.- 104 с.
  135. , А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов: дис.. д-ра пед. наук / А. П. Сманцер. -Минск, 1992.-426 с.
  136. , Е.В. Адаптивная система обучения высшей математике студентов первого курса технического вуза: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Смирнова. Новосибирск, 2004. — 193 с.
  137. , И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: дис.. докт. пед. наук / И. М. Смирнова. М., 1994 — 364 с.
  138. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования:
  139. От деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. М.: Изд. центр «Академия», 2005.-400 с.
  140. , А.А. Педагогика математики / А. А. Столяр. Изд. 3-е, перераб. и допол. — Минск: «Вышейша школа», 1986.-413 с.
  141. , А.В. Тесты по стереометрии / А. В. Сычев // Математика в школе. 2004. — № з. С. 33−54.
  142. , А.В. Тесты по стереометрии / А. В. Сычев, Е. И. Сычева // Математика в школе. 2006. — № 4. — С. 17−34.
  143. Теоретические основы обучения математике в средней школе: учеб. пособие / Т. А. Иванова, Е. Н. Перевощикова, и др.- под ред. Т. А. Ивановой. Н. Новгород: изд-во НГПУ, 2003. — 320 с.
  144. , В.А. Математические структуры как научно-методическая основа построения математических курсов в системе непрерывного обучения (школа вуз): автореф. дис. д-ра пед. наук / В. А. Тестов. — М., 1998. — 36 с.
  145. , В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании / В. М. Тихомиров // Математика в школе. 1993. -№ 4.-С. 3−9.
  146. , И.Е. Организация самостоятельной работы студентов в условиях адаптивной системы обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Е. Торбан.-М., 1983.-15 с.
  147. , В.М. Установление преемственных связей в преподавании математики в условиях развивающего обучения: дис.. д-ра пед. наук / В. М. Туркина. СПб., 2003. — 340 с.
  148. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  149. , Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: монография / Р. А. Утеева. М.: Прометей, 1997. — 227 с.
  150. , К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  151. , В.Н. Межпредметные связи (на материале естественно-научных дисциплин средней школы) / В. Н. Федорова. М.: Педагогика, 1972.- 152 с.
  152. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983. — С. 527.
  153. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  154. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. М.: изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  155. , Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педагогическом вузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода: монография. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994. — 140 с.
  156. Хан, Д. И. Вопросы методики обучения решению геометрических задач студентов первого курса педагогического вуза / Д. И. Хан / Актуальные вопросы школьной и вузовской методики преподавания математики: сб. науч. тр. Алма-Ата, 1985. — С. 3−5.
  157. , И.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении математике в вузе: дис. .канд. пед. наук / И. В. Харитонова.-Саранск, 1996.- 188 с.
  158. , И.Ф. Некоторые вопросы совершенствования вузовского обучения / И. Ф. Харламов // Советская педагогика. 1981. — № 5. — С. 86−92.
  159. Хрестоматия по методике математики: Обучение через задачи / Сост. М. И. Зайкин, С. В. Арюткина. Арзамас: АГПИ, 2005. — 300 с.
  160. Цели, задачи и стандарты математического образования // Математика. 2003. — № 21. — С. 30−32.
  161. , О.Н. Задачи и упражнения по аналитической геометрии: учеб. пособ. для высш. технич. учеб. заведений / О. Н. Цубербиллер.- Изд. 29-е. М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1968. — 336 с.
  162. , JI.A. Теоретические основы взаимосвязи школьной математики и спецдисциплин в педвузе: дис. канд.. пед. наук / Л. А. Шабанова.-М., 1997.- 146 с.
  163. Шабунин, М. И Итоговая аттестация учащихся средних школ и вступительные экзамены в ВУЗы / М. И Шабунин // Математика. 2003. -№ 21.- С.27−28.
  164. , Е.Г. Уровневая дифференциация обучения геометрии студентов в педагогическом вузе: дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Шрайнер. -Новосибирск, 2000. 188 с.
  165. , П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч / П. М. Эрдниев. М., 1992. — 255 с.
  166. , А.Ц. Влияние характера педагогического общения преподавателя на адаптацию студентов-первокурсников: автореф. дис. .канд. пед. наук / А. Ц. Эрдынеев. -М., 1992. 19 с.
  167. , М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе: дис. .канд. пед. наук / М. В. Яковлева. Улан-Удэ, 2000. — 147 с. 1. АНКЕТА1. Уважаемый студент!
  168. Как Вы оцениваете уровень своих геометрических знаний, полученных в школе: вполне достаточен для успешной учебы в вузе- недостаточен (есть необходимость повторения школьной программы) — другое мнение.
  169. Какой из перечисленных учебных предметов первого курса вызывает у Вас наибольший интерес: математический анализ- алгебра- геометрия- другой (указать какой).
  170. Какой из перечисленных учебных предметов первого курса вызывает у Вас наибольшее затруднение при его изучении: алгебра- геометрия- математический анализ- другой (указать какой).
  171. Свою работу на лекциях по геометрии в первый семестр обучения в вузе Вы оцениваете следующим образом: понимаю, успеваю записывать- понимаю, записывать не успеваю- успеваю записывать, не понимаю- не понимаю, не успеваю записывать.
  172. По Вашему мнению, Ваша оценка в первую экзаменационную сессию по геометрии: соответствует собственному представлению об уровне знаний- оценка завышена- оценка занижена.
  173. Организацию контроля усвоения полученных знаний по геометрии, по Вашему мнению, следует осуществлять: в завершении каждого семестра- в завершении каждого учебного года- постоянно после изучения каждой новой темы- другое предложение.
  174. Общее представление о процессе Вашей адаптации к вузу Вы оцениваете следующим образом: прошел очень легко, без особых трудностей- имелись незначительные затруднения в привыкании к новым, незнакомым условиям- прошел очень тяжело- затрудняюсь ответить.
  175. Какие причины, по Вашему мнению, чаще всего мешают достигнуть лучших результатов в учебе?
  176. Что бы вы поменяли в организации процесса обучения на первом курсе (ваши предложения).1. Спасибо за ответы.
  177. Вводная контрольная работа Вариант 1
  178. Даны точки Л (2−0) и #(-3−8). Найдите: а) координаты вектора
  179. АВ', б) длину вектора АВ', в) угол между векторами АВ и КМ (2−3). Выясните, при каком значении: а) а вектор CD{3-a) будет коллинеарен вектору АВ-6) Р вектор EF (j3--3) будет перпендикулярен вектору АВ.
  180. Даны векторы т (х2 у2- 4- з) и п (3- 4- х- у). При каком значении х и у будет выполняться равенство т = п.
  181. Дан куб ABCDAlBlCiDl, длина ребра которого равна 4, М центр грани ADAXDX. Вычислите: а) угол между векторами MB и ААХ- б) угол между прямыми АХВ и ADX- в) угол между прямой MB и плоскостью ABC- г) расстояние между серединами АВХ и ВСХ.
  182. Стороны основания прямоугольного параллелепипеда равны 6 и 8. Через диагональ основания проведена плоскость, параллельная диагонали параллелепипеда. Проведенная плоскость составляет с плоскостью основания угол 45°. Найдите объем параллелепипеда.
  183. Разложите на множители: ах2 2 ах — bx2 + 2Ьх -Ь + а.1. Упростите выражение: х + 5у х-5у225/-X2 5/169 Вариант 2
  184. Даны точки А (- 2−3) и В (3--5). Найдите: а) координаты вектора
  185. АВ- б) длину вектора АВ- в) угол между векторами АВ и КМ{ 0--3). Выясните, при каком значении: а) а вектор CD (4- а) будет коллинеарен вектору АВ- б) /? вектор EF{fi--l) будет перпендикулярен вектору АВ.
  186. Даны векторы а (4-х2 у2-з) и b{4−5-x + y При каком значении хи у будет выполняться равенство, а = Ъ .
  187. Дан куб ABCDAlBxC. D], длина ребра которого равна 2, М центрграни ВСВ1СГ Вычислите: а) угол между векторами MD и ВВ, — б) угол между прямыми АВХ и ВСХ- в) угол между прямой MD и плоскостью ABC- г) расстояние между серединами АВ{ и .
  188. Основанием прямоугольного параллелепипеда служит квадрат, диагональ которого равна 6. Через диагональ основания и противолежащую вершину верхнего основания проведена плоскость под углом 45° к нижнему основанию. Найдите объем параллелепипеда.
  189. Разложите на множители: by2 + 4by су2 — 4су — 4с + 4Ь.7. Упростите выражение: а-2Ъ, а + 2Ь2а2 + 2ab х2 2ab4 Ъ
Заполнить форму текущей работой