Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка комплексной системы методов расчета и диагностики эксплуатационных параметров магистральных газопроводов для снижения энергозатрат

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трубопроводный транспорт является важнейшим звеном ЕСГ СССР, сосредоточившим более 70 $ экономического потенциала отрасли. В связи с перемещением центров добычи газа на север Западной Сибири возрастает роль трубопроводного транспорта газа. В развитии ЕСГ СССР основное значение имеют трансконтинентальные газотранспортные системы, транспортирующие западно-сибирский газ по северному, центрально… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЩЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Комплексная система гидравлического расчета технологических объектов транспорта газа
    • 1. 1. Обоснование постановки задачи
    • 1. 2. Математические модели технологических элементов
    • 1. 3. Унифицированное представление технологических объектов сложной структуры. Свойства последовательно-параллельных структур
    • 1. 4. Общий метод гидравлического расчета технологических объектов сложной структуры
    • 1. 5. Универсальные алгоритмы расчета типовых структур
    • 1. 6. Метод и алгоритм расчета многоцеховой КС, оснащенной разнотипным оборудованием
    • 1. 7. Метод и алгоритм расчета линейного участка произвольной структуры. Анализ математических моделей простого газопровода
    • 1. 8. Методы расчета конфигураций, отражающих сложные схемы работы КС с прилегающими линейными участками
    • 1. 9. Комплексная система гидравлического расчета магистральных газопроводов
    • 1. 10. Выводы по главе

    ГЛАВА II. Разработка методов диагностики состояния внутренней полости многониточных газопроводов. 96 П. 1. Проблема диагностики сложных элементов ITC.. 96 П. 2. Постановка задачи параметрической идентификации параметров «эталонной» модели сложного линейного участка многониточной структуры.

    П.З. Квазилинеаризация «эталонной» модели сложного линейного участка. НО

    II. 4. Метод решения краевой задачи.

    П. 5. Алгоритмы параметрической идентификации параметров «эталонной» модели сложного линейного участка многониточной структуры

    П. 6. Постановка задачи, метод и алгоритм параметрической идентификации «эталонной» модели сложного звена ITC при работе КС «на проход». 120 П. 7. Метод и алгоритм диагностики параметров сложного линейного участка многониточной структуры и сложного звена ГГС при работе КС «на проход» на основе алгебраической модели газопередачи. .. 123 П. 8. Анализ результатов расчетов линейных участков сложной структуры.

    II. 9. Выводы по главе.

    ГЛАВА III. Разработка методов диагностики сложных газоцроводных систем с учетом погрешностей измерений М Ш. 1. Проблема диагностики линейной части систем газоснабжения с учетом погрешностей измерений.. I4-I Ш*2. Постановка задачи параметрической статистической идентификации моделей газопроводных сетей произвольной конфигурации ^

    Ш. З. Совокупность параметров системы моделей транспорта газа.

    Ш. 4. Общий подход к задаче параметрической статистической идентификации

    Ш. 5. Модификация методов квазилинеаризации и прогонки по параметру для задачи идентификации с учет ом погрешности исходной информации. 154

    Ш. 6. Построение линеаризованной зависимости вектора телеизмерения от вектора независимых переменных

    Ш. 7. Выражения для оценки искомых параметров. Ш. 8. Оценки искомых параметров при использовании информации о нескольких режимах функционирования газопроводной системы

    Ш. 9. Модификация метода сканирования при получении оценок искомых параметров

    ШЛО. Алгоритмы диагностики линейной части газопроводных систем произвольной конфигурации с учетом погрешностей измерений.174

    Ш. П. Анализ результатов расчета.

    IH.I2. Выводы по главе. основные вывода .is?

Разработка комплексной системы методов расчета и диагностики эксплуатационных параметров магистральных газопроводов для снижения энергозатрат (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на I98I-I985 гг. и на период до 1990 г.", принятыми ШТ съездом КПСС, перед газовой промышленностью поставлена задача форсированного развития отрасли с доведением добычи газа к 1985 г. до 600−640 млрд. м3/год. Наращивание производственных мощностей в газовой промышленности осуществляется в рамках развития Единой системы газоснабжения страны (ЕСГ СССР), объединяющей газовые промыслы, газотранспортные системы (ГТС) и газораспределительные сети в иерархически управляемый, но единый технологический объект особо большой мощности и производительности, обеспечивающий непрерывность технологических процессов добычи, транспорта и распределение газа. ЕСГ СССР является составной частью топливно-энергетического комплекса страныпостоянно возрастающая доля природного газа в топливно-энергетическом балансе превысила в настоящее время 21%.

Интенсивное развитие газовой промышленности, связанное со значительными капиталовложениями и затратами на собственные нужды, перемещение основных центров добычи газа в Западную Сибирь и вызванное этим увеличение протяженности транспорта газа, делает особенно актуальными проблемы снижения себестоимости процессов газоснабжения народного хозяйства.

Улучшение технико-экономических показателей газовой промышленности связано с двумя кардинальными направлениями: совершенствованием техники и технологии добычи, транспорта и распределения газа, направленным на снижение капиталоемкости объектов, повышение фондоотдачи и снижение эксплуатационных затратсовершенствованием диспетчерского управления газоснабжением, оптимизации режимов работы и развития ЕСГ СССР в целях повышения надежности газоснабжения и экономии энергетических ресурсов, расходуемых на собственные нужды.

Важнейшим средством совершенствования диспетчерского управления являются автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ) и автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) газоснабжения, создаваемые в отрасли, начиная с IX пятилетки.

Трубопроводный транспорт является важнейшим звеном ЕСГ СССР, сосредоточившим более 70 $ экономического потенциала отрасли. В связи с перемещением центров добычи газа на север Западной Сибири возрастает роль трубопроводного транспорта газа. В развитии ЕСГ СССР основное значение имеют трансконтинентальные газотранспортные системы, транспортирующие западно-сибирский газ по северному, центрально^ и южному направлениям. в Европейскую часть страны. Особую сложность представляет решение проблем диспетчерского управления потоками газа и режимами работы магистральных газопроводов в центре страны, где сложилась разветвленная и закольцованная сеть газопроводов с межсистемными перемычками. Наряду с концентрацией производственных мощностей за счет использования труб больших диаметров (1220 и 1420 мм), а также газоперекачивающих агрегатов большой единичной мощности (16 и 25 МВт), продолжается эксплуатация «старых» газотранспортных систем с различными технологическими параметрами. Диспетчерское управление в этих условиях требует применения специальных математических методов идентификации фактических и оптимизации прогнозных режимов транспорта газа.

Московское ордена Ленина производственное объединение по транспортировке и поставке газа эксплуатирует сложную сеть магистральных и распределительных газопроводов, представляющих собой территориально-технологическую подсистему ЕСГ СССР.

Транспорт газа по магистральным газопроводам объединения возрастет в XI пятилетке в 2,4 раза по сравнению с X пятилеткой и составит 282,3 млрд. м3.

ПО «Мострансгаз» обеспечивает магистральный транспорт газа по системам газопроводов Северный Кавказ-Центр, Средняя АзияЦентр, Горький — Центр, Гряз овец — КГМО и др., общая протяженность газопроводов составляет около 13 тыс. км в однониточном исчислении. Схема магистральных газопроводов объединения показана на рис. 1. В эксплуатации находятся 20 компрессорных станций с 50 компрессорными цехами, в которых установлен 241 газоперекачивающий агрегат с общей мощностью свыше 1500 тыс.кВт.

ПО «Мострансгаз» является сложным в технологическом отношении предприятием, что обусловлено прежде всего следующим: наличием на компрессорных станциях газоперекачивающих агрегатов различных типов и уровней надежностиотличием технологических схем обвязки агрегатов КС от типовыхналичием сложных многониточных-взаимосвязанных систем магистральных газопроводов, работающих в едином газодинамическом режиме (рис.2) — наличием кольцевых газопроводов московского промышленного узлапоступлением в систему магистральных газопроводов объединения газа из различных источников, различного качества, состава и, особенно, содержания газового конденсатафункционированием газопроводов в транспортно-распре делите льном режиме. магистрального газопровода Северный Кавказ — Центр.

— ю.

Транспорт газа связан со значительными затратами энергии на компримирование и расходом газа на собственные нудцы.

Так, энергозатраты в объединении составляют более 13% от эксплуатационных расходов. Поэтоаду в объединении обеспечению эффективности транспорта газа и снижению энергозатрат уделяется большое внимание.

Основные режимно-технологические задачи в Ш «Мострансгаз» решаются на базе информационно-вычислительного комплекса (ИВК), первого из введенных в эксплуатацию на производственном предприятии в газовой промышленности. В создании и совершенствовании этой системы непосредственное участие принимал автор диссертации [16, 19, 42, бб] в качестве разработчика технологической постановки задач, методологии и алгоритмов их решения. Задачи, поставленные и решаемые в диссертации, сформулированы., исходя из практических потребностей повышения эффективности эксплуатации газотранспортной системы ПО «Мострансгаз». Принципиальные решения по структуре информационно-вычислительного комплекса, выбор основных задач, их постановка и алгоритмы явились достаточно общими, приемлемыми для других газотранспортных предприятий.

Эффективность работы магистральных газопроводов в значительной степени зависит от контроля фактических параметров режима, в первую очередь, гидравлического состояния трубопроводов, влияющего на пропускную способность газопроводов и расход энергоресурсов на собственные нужды. Несмотря на наблюдающийся в последнее десятилетие существенный прогресс в области разработки методов диагностики и, идентификации для объектов транспорта газа, управление сложными взаимосвязанными газопроводами типа газотранспортной системы ПО «Мострансгаз» требовало их совершенствования без упрощения расчетной структуры. Значительные затраты машинного времени, необходимые на расчет КС, приводили к уменьшению числа анализируемых вариантов при решении оптимизационных задач, это влечет недостаточную обоснованность рекомендаций, выдаваемых на основе расчетов, и, как следствие, снижение экономической эффективности и надежности функционирования систем газоснабжения. Отсутствие универсальных методов расчета технологических объектов необоснованно повышает стоимость разработок АСУ ТП, увеличивает время проектирования, усложняет сопоставление и анализ результатов на различных уровнях управления. Особенно существенными эти факторы становятся в связи с расширяющимися масштабами внедрения автоматизированных систем управления транспортом газа.

Целью диссертации является разработка комплекса методов диагностики состояния внутренней полости действующих газопроводов и расчета газотранспортных систем, включающих компрессорные станции, линейные участки и технологические звенья сложной структуры, с учетом всех основных физических факторов (термодинамической неидеальности газа, неквадратичности течения, неизотермичности процесса газопередачи, распределенности параметров, разнотипности оборудования на КС).

Основные задачи исследования, связанные с разработкой единого подхода к проблеме г. расчета Р1'С • * в целях повышения эффективности дальнего транспорта газа, следующие: разработка и обоснование единого подхода к диагностике состояния внутренней полости многониточных магистральных газопроводов с учетом свойств реального газа и режима его теченияразработка методов и алгоритмов решения задач диагностики состояния внутренней полости многониточных газопроводов произволь ной конфигурации с учетом погрешности телеизмерений на базе методов параметрической статистической идентификацииисследование и обоснование границ применения различных модеI лей технологических объектов для решения широкого круга задач диспетчерского управления магистральными газопроводамиразработка комплексной системы унифицированных методов и алгоритмов для широкого класса моделей технологических объектов, линейных участков (ЛУ), КС, звеньев сложной структуры с КС, — ориентированных на использование в АСУ ТП транспорта газа,.

В рамках проведенных исследований получены следующие результаты.

Разработана комплексная система гидравлического расчета магистральных газопроводов (КСРМГ), предназначенная для решения широкого круга задач расчета и оптимизации режима ITC. Эффективность КСРМГ определяется ее универсальностью, ориентацией на технологические объекты сложной структуры, возможностью варьирования моделей технологических элементов, обоснованностью сходимости рекомендуемых вычислительных процедур.

Область применения такой системы существенно расширяется за счет возможности развития ее путем включения дополнительных расчетных блоков и удобства реализации.

В рамках КСРМГ разработаны методы и алгоритмы расчета линейных участков сложной конфигурации и многоцеховых КС. Впервые на основе математических моделей технологических объектов ITC, учитывающих основные физические факторы, предложены методы расчета сложных закольцованных звеньев ITC, включающих в качестве элементов простые газопроводы и КС. Разработаны соответствующие алгоритмы, программной реализацией которых подтверждена эффективность предложенного подхода. .

Решение задач диагностики технического состояния и режимов газопроводов осуществлено на основе сформулированного и реализованного в диссертации комплексного подхода к параметрической идентификации моделей транспорта газа. Обоснованы метода идентификации типизированных объектов ITC: сложных линейных участков многониточной структуры, сложных звеньев ГТС при работе КС по схеме «нитка на проход». Разработан универсальный метод оценки внутреннего состояния газопроводных систем произвольной конфигурации. Предложены методы, обеспечивающие нахождение оценок коэффициентов эффективности и теплопередачи, режимных параметров трубопроводов как в детерминированной постановке, так и с учетом погрешностей измерительной аппаратурыпредставлен общий алгоритм статистической параметрической идентификации и его модификации*- даны рекомендации по использованию методов в зависимости от конфигурации и технического состояния элементов газотранспортной-:систеш, состава и мест установки контрольно-измерительных приборов.

Задачи диагностики и расчета технологических объектов исследованы с единых позиций. Практическая ценность работы определяется следующими факторами.

Предложенные методы оценки изменения состояния внутренней полости каждой нитки магистрального газопровода произвольной конфигурации позволяют выявить участки газопровода, у которых гидравлическая эффективность ниже допустимой. На основе этих данных можно установить оптимальные сроки пропуска очистных устройств и заливки метанола. Своевременное принятие мер позволяет повысить производительность газопровода и снизить энергозатраты на транспорт газа, а также повысить стабильность работы газоперекачивающих агрегатов на КС в результате предотвращения возможности поступления жидкости и загрязнений в технологическую линию.

Применение быстродействующей программы расчета КС в информационно-вычислительных системах-дает возможность обеспечить регулярный контроль фактического режима работы КС, контролировать состояние каждого агрегата, расход топливного газа, рационально загружать агрегаты и повысить надежность и эффективность работы КС в целом.

Универсальность разработанного подхода позволяет широко использовать предложенные методы на различных объектах отрасли.

Разработанные методы, алгоритмы и программы апробированы на объектах ПО «Мострансгаз», результаты расчетов в настоящее время используются центральной диспетчерской службой объединения. Предлагаемые в работе алгоритмы включены в качестве расчетных модулей в информационно-вычислительную систему ПО «Мос-трансгаз». Кроме того, предложенные методы и алгоритмы используются при решении задач оперативно-диспетчерского управления системами магистральных газопроводов ПО «Тюментрансгаз», «Сара-товтрансгаз» и «Ухтатрансгаз» .

Результаты работы внедрены в ПО «Мострансгаз», экономический эффект составляет 312,6 тыс. руб. в год.

Актуальность исследования оцределяется темпами развития газотранспортных систем, усложнением их структуры, практической значимостью методов. диагностики и режимно-технологических расчетов транспорта газа для экономии энергоресурсов и обеспечения надежности газоснабжения потребителей, требованиями повышения эффективности информационно-вычислительных систем на основе взаимосвязанного комплекса технологических моделей и алгоритмов.

В первой главе рассмотрены с единых позиций задачи расчета технологических объектов транспорта газа, что позволило разработать комплексную систему методов и алгоритмов, которая дает возt можность осуществлять гидравлический расчет Ш компрессорных станций и звеньев сложной структуры с КС по единому принципу независимо от конкретных моделей технологических элементов.

Приведены результаты расчетов основных технологических объектов газотранспортных систем на ЭВМ.

Вторая глава посвящена вопросам разработки методов диагностики состояния внутренней полости действующих многониточных магист ральных газопроводов. В ней предлагается метод решения соответствующей краевой задачи для системы линейных дифференциальных и алгебраических уравнений на графе, отражающем структуру сложного линейного участка.

На основании результатов исследований разработан алгоритм решения задачи идентификации параметров «эталонной» и «приближенной» модели сложного линейного участка многониточной структуры.

Предложены постановка задачи, метод и алгоритм параметрической идентификации «эталонной» и «приближенной» модели сложного звена ITC при работе КС по схеме «нитка на проход» .

Предложенные методы диагностики состояния газопровода апробированы на действующих газотранспортных системах. Проведен сравнительный анализ расчетов на основе «эталонной» и «приближенной» модели, описывающей простой газопровод.

В третьей главе описываются разработанные методы и алгоритмы диагностики сложных газопроводных систем с учетом погрешностей телеизмерений, поступающих для обработки в ЭВМ информационно-вычислительного комплекса объединения.

Общий подход к задаче параметрической статистической идентификации основывается на использовании методов максимального правдоподобия и Ныотона-Рафсона.

Предложена модификация методов квазилинеаризации и прогонки по векторному параметру для задачи параметрической статистической идентификации.

Представлены модификации метода оценки искомых параметров на основе получения и обработки информации «порциями» (методов сканирования) — разработанные процедуры позволяют сократить размерность задачи оценивания и удобны при реализации в рамках АСУ ТП транспорта газа.

На основе результатов исследований разработаны алгоритмы параметрической статистической идентификации моделей газопроводных систем произвольной конфигурацииразработанные алгоритмы позволяют находить решение как при использовании «эталонной», так и при использовании алгебраических моделей транспорта газа. Представлен общий алгоритм идентификации, а также его рекуррентные реализации и рекомендации по их использованию.

Метод апробирован на газопроводе Средняя Азия — Центр.

На защиту автор выносит:

1. Комплексную систеь/ог гидравлического расчета технологических объектов дальнего транспорта газа.

2. Комплекс методов и алгоритмов диагностики технического состояния и режимов сложных типизированных объектов газотранспортных систем, газопроводных сетей произвольной конфигурации.

В диссертации принята трехпозиционная система нумерации формул, таблиц и рисунков. Позиции (слева направо) указывают на номер главы, раздела, формулы (таблицы, рисунка) в разделе. г.

Ш. 12. Выводы’по главе.

1. Реализован комплексный подход к решению задач параметрической идентификации, наиболее полно учитывающей газотермодинамические особенности процесса транспорта газа, структурную сложность систем газоснабжения, погрешности измерительной аппаратуры. Такой подход отвечает современному уровню требований, предъявляемых к АСУ ТП транспорта газа.

2. Предложенные методы параметрйческой статистической идентификации позволяют получить оптимальные оценки параметров сложных газопроводных систем и их ковариационные матрицы.

3. Универсальность разработанных методов параметрической статистической идентификации связана, в частности, с тем, что они приспособлены к описанию процесса газопередачи как нелинейными дифференциальными, так и нелинейными алгебраическими уравнениями.

4. Показано, что решение задачи параметрической статистической идентификации реализуется как последовательность ряда вычислительных этапов, для каждого из которых получены расчетные соотношения. Дана модификация методов квазилинеаризации и прогонки по векторному параметру. Представлен метод построения линеаризованной зависимости вектора измеряемых величин от вектора независимых параметров. Выведены соотношения для оценок искомых величин, разработаны модификации рекуррентного оценивания параметров газопроводных систем.

5. Даны алгоритмы диагностики линейной части газопроводных систем произвольной конфигурации с учетом погрешностей измерений. Предложены алгоритмы рекуррентной идентификации, сокращающие размерность задачи оценивания, повышающие быстродействие соответствующих программ, удобные при реализации в рамках АСУ ТП транспорта газа.

6. Обоснованы рекомендации по использованию предложенных алгоритмов параметрической' статистической идентификации в зависимости от конфигурации газопроводной системы, состава и размещения измерительной аппаратуры, технического состояния трубопроводов.

7. Разработанные алгоритмы реализованы в виде программ для.

ЭВМ.

8. Проведенные расчеты подтвердили эффективность предложенных методов и алгоритмов.

9. Разработанные методы, алгоритмы и программы включены в математическое обеспечение ЩШ ТП ПО «Мострансгаз» и в настоящее время широко используются для проведения практических расчетов, а также в исследовательских целях. основ&tradeвывода.

1. Впервые с единых позиций рассмотрены проблемы диагностики гидравлического и теплового расчета газотранспортных систем сложной структуры с учетом основных физических факторов (термодинамической неидеальности газа" неквадратичности течения, неизотер-мичности процесса газопередачи) и технологических особенностей (распределенности параметров, разнотипности газоперекачивающих агрегатов на КС).

2. Разработана комплексная система гидравлического и теплового расчета магистральных газопроводов (КСШ?). Предложена четырехуровневая иерархическая структура этой системы, базирующаяся на разработанных методах и алгоритмах. Эффективность КСРЫГ определяется универсальностью, возможностью развития включения дополнительных расчетных блоков, удобством реализации и повышением точности (до 2−3 $) расчетов режимов работы магистральных газопроводов. Практическими расчетами показано, что предлагаемая комплексная система гидравлических расчетов сложных магистральных газопроводов может успешно применяться для решения задач диспетчерского управления.

3. В рамках КСРМГ разработаны эффективные методы расчета режимов сложных закольцованных звеньев газотранспортных систем, включающих в качестве элементов простые газопроводы и компрессорные станции. Разработаны новый метод и алгоритм расчета многоцеховой КС, оснащенной разнотипными газоперекачивающими агрегатами. По сравнению с существующими предложенный подход обладает рядом преимуществ (повышение оперативности расчета на ЭВМ в 2−3 раза, возможность учета отбора газа на собственные нужды, простота реализации, независимость от конкретных моделей Ш. и др.). Относительная погрешность расчета не превышает 3%,.

Практическое использование алгоритмов расчета многоцеховых КС и сложных элементов газотранспортных систем показало эффективность их использования для гидравлического и теплового расчета ITC, планирования, развития и оптимизации режимов работы магистральных газопроводов.

4. Разработаны методы диагностики состояния внутренней полости действующих магистральных газопроводов, включающих в себя: сложные линейные участки многониточной структуры с путевыми отборами (подкачками) с совместным (раздельным) входом (выходом) ниток сложных звеньев ГТС при работе КС по схеме «нитка на проход». Разработанный метод параметрической идентификации моделей газотранспортных систем с использованием информации о нескольких режимах их функционирования, позволяет решить проблемы диагностики в таких ситуациях, когда традиционные методы идентификации не пригодны. Погрешность расчета коэффициентов эффективности по ниткам газопровода не превышает I%,.

5. Разработаны методы и алгоритмы идентификации параметров моделей газотранспортных систем произвольной конфигурации с учетом погрешностей измерений. Предложены алгоритм рекуррентной идентификации, сокращающие размерность задачи оценивания, повышающие быстродействие соответствующих программ и удобные при реализации в рамках АСУ ТП транспорта газа для диагностики состояния внутренней полости газопровода с учетом погрешностей телеизмерений.

Точность оптимальной оценки коэффициента эффективности, рассчитанная по предложенной методике, лежит в пределах 1−2 $.

6. На базе разработанных алгоритмов создан комплекс программ диспетчерского контроля и анализа режимов работы газопроводов ПО «Мострансгаз11, применение которого позволило диспетчерской службе принимать своевременно меры по очистке газопроводов с целью повышения производительности-и снижения энергозатрат, а также повышения стабильности работы КС и повышения эффективности диспетчерского управления. Годовой экономический эффект от применения этого комплекса составляет 312,6 тыс. руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированная система управления газоснабжением (Р.Я.Бер-ман, М. С. Калпина, А. М. Подберезкин, А.С.Фирер).-М.: ВНШЭГаз-пром, 1974.- 57с (науч.-техн.обзор. Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности).
  2. A.B., Берман Р. Я., Яковлев Е. И. Выбор оптимального режима эксплуатации сложной системы дальнего транспорта газа с применением ЭВМ.- М.: ВНШЭГазпром, 1970.-91с (науч.-техн.обзор Серия: Транспорт и хранение газа).
  3. М. Оптимизация стохастических систем М.: Наука, 1971. -343 с.
  4. А.Д. Гидравлические сопротивления.- М.: Недра, 1970. -168 с.
  5. Г. Д., Бондарев Э. А., Воеводин А. Ф., Каниболотский М. А. Идентификация моделей гидравлики. Новосибирск: Наука, 1980. -160 с.
  6. Н.С. Численные методы. Tl. М.: Наука, 1973. — 632 с.
  7. Д.Б., Ионин A.A. Распределительные системы газоснабжения. М.: Стройиздат, 1977. — 407 с.
  8. Р., Калаба Р. Квазилинеаризация и нелинейные краевые задачи. М.: Мир, 1968. — 184 с.
  9. Р.Я. Гидравлический расчет многокольцевой системы магистральных газопроводов на ЭВМ. М.: ВНШЭГазпром, 1977, с. 7−15серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности, № 4).
  10. Р.Я. Инженерные расчеты сложных газотранспортных систем на ЭЦВМ М.: ВНИИЭГазпром, 1969. с 15−21 (серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности, № 4).
  11. Р.Я., Бобровский С. А., Галиуллин З. Т. Оптимизация режимов работы закольцованных магистральных газопроводов Газовая промышленность, 1967, № 3.
  12. Р.Я., Панкратов B.C. Совершенствование методики расчета режима работы компрессорных станций.- М.: ВНИИЭГазпром, 1974.-с 3−8 (серия Транспорт и хранение газа, № 5).
  13. Р.Я., Панкратов B.C. Автоматизация систем управления магистральными газопроводами. Л.: Недра, 1978.- 159 с.
  14. Р.Я., Панкратов B.C. Расчет шгожных магистральных газопроводов на ЭВМ. М.: ВНИИЭГазпром, 1973.- с 26−35 (серия: Транспорт и хранение газа, № 9).
  15. Р.Я., Панкратов B.C. Опыт использования ЭВМ для расчета сложных газопроводов (на примере ПО «Мострансгаз») М.: ВНЩЭ-Газпром, 1978.- 62 с. (науч.-техн.обзор. Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности).
  16. Р.Я., Панкратов B.C., Старкова Э. В. Опыт организации и работы информационно-вычислительного комплекса Мострансгаза.-М.: ВНИИЭГазпром, 1973.- 58 с (науч.-техн.обзор. Серия: Транспорт и хранение газа^.
  17. Р.Я., Журавлева Н. В. Унифицированный алгоритм расчета режимов работы компрессорных станций.- М.: ВНИИЭГазпром, 1976.-с 7−15 (серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности).
  18. С.А., Щербаков С. Г., Яковлев Е. И., Гарляускас А. И., Грачев В. В. Трубопроводный транспорт газа. М.: Наука, 1976.495 с.
  19. В.Е. Расчет многоступенчатого сжатия газа на компрессорных станциях с центробежными нагнетателями.- М.: ВНИИЭГазпром, 1974.- с 6-II (серия: Транспорт и хранение газа, № 6).
  20. О.Ф., Бондарев Э. А., Воеводин А. Ф., Каниболотский М. А. Неизотермическое течение газа в трубах.- Новосибирск: Наука, 1978.- 127 с.
  21. А.Ф., Шугрин С. М. Численные методы расчета одномерных систем. Новосибирск: Наука, 1981, — 208 с.
  22. Э.Л., Константинова И. М. Режим работы магистрального газопровода.- Л.: Недра, 1970.- 168 с.
  23. А.З. Статистические методы оценивания состояния энергетических систем.- М.: Наука, 1976.- 220 с.
  24. З.Т., Цегельников Л. С. Определение эксплуатационных показателей газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях М.: ВНИИЭГазпром, 1977.- 59 с (науч.-техн.обзор. Серия: Транспорт и хранение газа)
  25. А.И. Математическое моделирование оперативного и перспективного планирования систем транспорта газа. М., Недра, 1975.- с 25−28.
  26. A.B., Михеев А. Л., Волков М. М. Спутник газовика.-М.: Недра, 1978.- 311 с.
  27. A.B. О методе идентификации режимов сложных газопроводных систем.- М.: ВНИИЭГазпром, 1978.- 8с (деп № 48М).
  28. .Н., Марон И. А. Основы вычислительной математики.-М.: Физматгиз, 1963.- 660 с.
  29. A.B., Панкратов B.C. Методы гидравлического расчета газопроводных систем сложной структуры на ЭВМ.- М.: ВНИИЭГазпром, 1978.- с 3−12 (серия: Транспорт и хранение газа, № 6).
  30. A.B., Радченко В. П., Сиперштейн Б. И. Об эквивалентном преобразовании одного класса трубопроводных сетей.- В кн: Исследование и оптимизация многосвязных систем.- М.: Наука, 1979.- с 75−79.
  31. А.Г., Тевяшев А. Д. Оперативное управление потоко-распределением в инженерных сетях.- Харьков: Вища школа, 1980.- 144 с.
  32. Н.В. Упрощения расчетной схемы многониточного газопровода с отборами М.: ВНИИЭГазпром, 1978.-е 22−25 (серия: Транспорт и хранение газа, № 6).
  33. A.A. Газоснабжение.- М.: Стройиздат, 1975.- 438 с.
  34. О.М., Двойрис А. Д. Низкотемпературные газопроводы.-М.: Недра, 1980.- 303 с.
  35. Э. Справочник по обыкновенным дифференциальным уравнениям.- М.: Физматгиз, 1961.- 704 с.
  36. Г. В., Панкратов B.C. Перспективы развития АСУ Ш производственного объединения Мострансгаз в XI пятилетке.- М.: ВНИИЭГазпром, 1981.- с 18−24 (Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь, $ I).
  37. Кучин-Б. Л. Оперативная информация в АСУ магистральных газопроводов.- М.: Недра, 1979.- 216 с.
  38. В. Г. Вопросы рационализации расчетов водопроводных систем,— М.: ОВТИ. 1936.- 175 с.
  39. Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений. М.: Физматгиз, 1958. 334 с.
  40. М.М., Берман Р. Я., Самуилов В. И. Анализ эксплуатации и задачи совершенствования и развития АСДУ ЕСГ.- М.: ВНИИЭГазпром, 1979.- 49 с (науч.-техн.обзор. Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности).
  41. А.П.- Дифференциация методов гидравлического расчета гидравлических сетей ЖВМ и 1973, т 3? № 5 — с 1234—1248.
  42. А.П., Светлов К. С., Сидлер В. Г., Хасилев В. Я. «Математический расходомер» и его применение в тепловых сетях Теплоэнергетика, I971, № I — с 70−72.
  43. Н.К. Эквивалентная модель линейного участка для задач диспетчерского анализа и оптимального управления в АСУ ТП транспорта газа. М., Газ. пром № 3, 1982, с 47.
  44. Г. П., Перельцвайг Ю. М. Об одном случае исключения итерационных циклов с неопределенным числом шагов. М., Программирование, 1975, № 4, с 25−27.
  45. А.Х., 1усейнзаде М.А. Некоторые обратные задачи трубопроводного транспорта газа.- М.: Изв. Вузов «Нефть и газ», 1970, № 9 с 95−97.
  46. А.Г., Черникин В. И. Расчет режимов работы газопроводов методом определения оптимальных характеристик/ турбонагнетателей. Газовая промышленность, 1966, № 3.
  47. А.Г. Уравнения характеристик центробежных компрессорных станций для расчета режимов работы газопровода.- Газовая промышленность, 1966, № 3.
  48. Нормы технологического проектирования. Магистральные газопроводы. ВСН 51−2-79. М.: Мингазпром, 1980.- 99 с.
  49. B.C. Универсальная методика расчета многоцеховой КС на ЭВМ М.: ВНИИЭГазпром, 1981 — 9 с (деп № 411 ч 3-Д81).
  50. B.C. Моделирование режима КС на ЭВМ М.: ВНИИЭГазпром, 1981 — 9 с (деп $ 412 гЗ — Д81).
  51. B.C. Совершенствование расчетов газотранспортных систем в АСУ ТП М.: ВНИИЭГазпром, 1982. -37 с (науч.-техн. обзор. Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности).
  52. B.C. Комплекс алгоритмов гидравлического расчета технологических объектов транспорта газа. М.: ВНШЭГазпром, 1982.7 с (Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности, & 2).
  53. B.C. Совершенствование методов расчета сложных систем магистральных газопроводов (Отчет по теме II 60/247−81 МИНХ и ГП), 1981.- 59−117 с. № гос. регистрации 81 045 897
  54. B.C. Расчет целевой функции комплекса программ «Оптимизация». М.: ВНШЭГазпром, 1977 с 8−14. (Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности, 3).
  55. B.C., Дубинский A.B. Гидравлический расчет сложных элементов газотранспортных систем М.: ВНШЭГазпром, 1981. с 11−13 (Серия: Транспорт, хранение и использование газа в народном хозяйстве, № 2).
  56. B.C., Розенталь Р. Б. Идентификация фактических параметров кольцевых газопроводов М.: ВНШЭГазпром, 1978, -с 14−19 (Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности, № 2).
  57. B.C., Берман Р. Я. Разработка и эксплуатация АСУ газотранспортных систем. Л.: Недра, 1982.- 255 с.
  58. B.C., Красник Г. В., Громов В. В. Совершенствование управления и технологии транспорта газа в объединении Мостранс-газ. М.: ВНШЭГазпром, 1977. 50 с (науч.-техн. обзор. Серия: Транспорт и хранение газа).
  59. B.C., Дубинский A.B., Сиперштейн Б. И. Прогнозирование газопотребления в ИВЦ производственного объединения Мос-трансгаз.- М.: ВНШЭГазпром, 1979 с 6-II (Серия: Автоматизация, телемеханизация и связьв газовой промышленности, № 3).
  60. .П. Газотурбинные установки для транспорта газа и бурения скважин. М.: Недра, 1982. 181 с.
  61. И.И. Обобщенный алгоритм статистической оперативной идентификации коэффициента гидравлического сопротивления газопровода. Труды ВНИИКанефтегаз, вып.5. М.: Недра, 1973 с 166−170.
  62. С.А. Идентификация интегрального гидравлического сопротивления линейного участка газопровода при нестационарном движении газа,— М.: ВНИИЭГазпром, 1981 (деп № 443−23/26-Д81).
  63. Справочник по автоматизации производственных процессов в газовой промышленности (под ред.В.В.Дубровского).- Киев: Техника, 1980.- 168 с.
  64. С.Н., Леонтьев Е. В. Усовершенствование математической модели КС с центробежными нагнетателями. Газовая промышленность, Je 5, 1974.
  65. С.Н., Леонтьев Е. В., Левитова Е. В. Оптимизация параметров магистрального газопровода. В сб. Тр. ВНИИ природных газов, 1974, вып. З «Разработка газовых месторождений, транспорт газа» с 45−51.
  66. .И. Об одном методе гидравлического расчета сложных газопроводных систем. Вестник МГУ, 1976, № 3, с 76−83.
  67. .И., Дубинский A.B. О методе анализа и расчета гидравлической сети по данным о ее работе в нескольких режимах. В кн.: Исследование по механике жидкостей и твердых тел. — И-во МГУ, 1977, с 29−30.
  68. .И. Некоторые вопросы исследования движения газа в газопроводных системах. Автореферат на соискание уч. степ, канд.техн.наук. М., 1979, 13 с.
  69. В.А. Технико-экономическое обоснование схем газоснабжения. М., Стройиздат, 1964. 189 с.
  70. М.Г. Влияние перемычек на пропускную способность участка магистрального газопровода с лупингом. М.: ВНИИЭГазпром, 1974.- с 6-II (Серия: Транспорт и хранение газа, J6 7).
  71. М.Г., Никулина Л. Н. Статистическое обоснование формул для гидравлического расчета эксплуатационных режимов магистральных газопроводов. М.: ВНИИЭГазпром, 1976.- 40 с (науч.-техн.обзор. Серия: Транспорт и хранение газа).
  72. М.Г., Ставровский Е. Р. Расчеты систем транспорта газа с помощью вычислительных машин. М.: Недра, 1971.- 208 с.
  73. М.Г., Ставровский Е. Р. Оптимизация систем транспорта газа. М.: Недра, 1975.- 277 с.
  74. М.Г., Ставровский Е. Р., Брянских В. Е. Оптимизация развития газотранспортных систем. М., Недра, 1980.- 294 с.
  75. М.Г., Ставровский Е. Р., Стурейко О. П. Статистическая обработка информации диспетчерской службы магистрального газопровода. М.: ВНИИЭГазпром, 1971.- 48 с (науч.-техн.обзор.Серия: Автоматизация, телемеханизация и связь в газовой промышленности) .
  76. А.Д., Федоров Н. В. Расчет сложных газопроводных сетейс активными элементами Газовая промышленность, 1981, № 6, 63 с.
  77. Ф.Г. Технология транспорта газа. Л.: Недра. 1976.-278с.
  78. Трубопроводный транспорт нефти и газа (под общей ред.В.А.Юфи-на) — М.: Недра, 1978.- 407 с.
  79. Ю., Яковлев Е. И. Метод оценки параметров сложной трубопроводной сети. Труды МИНХ и Ш, 141, 1979, с 74−80.
  80. Д., Мичтом Д. Структурный подход к программированию.- М.: Мир, 1980 280 с.
  81. И.Е. Аналитические основы проектирования и эксплуатации магистральных газопроводов. М.: Гостоптехиздат, 1961 -126с.
  82. И.Е., Кривошеин Б. Л., Бикчентай Р. П. Тепловые режимы магистральных газопроводов.- М.: Недра, 1971.- 216 с.
  83. Р.Г., Жученко И. А. Диагностика гидравлического состояния многониточного газопровода. М.: ВНИИЭГазпром, 1981.- 13 с (деп В 407 гз Д81 (281.Д).
  84. И.А. Основы газовой динамики. М.: Гостоптехиздат, 1 961 199 с.
  85. И.А. Неустановившееся течение реальной жидкости в трубах. М.: Недра, 1975.- 295 с.
  86. Л.С., Галиуллин З. Т. Вероятностно-статистический расчет энергозатрат на электроприводных КС. М.: ВНИИЭГазпром, 1970, с 9−14 (серия: Транспорт и хранение газа, № II).
  87. Централизованный контроль и оптимальное управление на магистральных газопроводах. Сергованцев В. Т., Кучин Б. Л., Гарляус-кас А.И., Тихомиров Е. Н. Л.: Недра, 1973 328 с.
  88. Е.В. «О точности расчета магистрального газопровода». Газовая промышленность, 1973, № II.
  89. В.А., Зарицкий С. П., Синицын Ю. Н. Определение основных параметров газотурбинных ША. Газовая промышленность, ie 12, 1979.
  90. Е.И. Построение характеристик компрессорных станций магистральных газопроводов статистическим методом. Изв. Вузов, Нефть и газ, 1969 № 2, с 87−90.
  91. Е.И. Определение коэффициента гидравлического сопротивления газопровода по диспетчерским данным. Изв. Вузов «Нефть и газ», 1973 № 12 с 79−82.
  92. Bernard М. Process computers for pinelines. «Ann. Just, beige petrole», 1971, v.5, No.3, p.25−30.
  93. Cross H. Analysis of flow in networks of conduits or conductors. Jllinois University, Urbana Eng. exp. station., 1936 — p.236.
  94. Framer F., Moellenkamp G. Amultipurpose computer controlsystem for gas pipeline compessor stations. «pipeline News.», 1974, v.46, No.9, p.10−13.
  95. Kumagai M.A. Current aspect «f reliability theory. «Toshiba Review», 1974, 29, No.12, p. I0I3-I0I6.
Заполнить форму текущей работой