Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Астуто Дж. Кавелин о происхождении Российской государственности // История философии. -М., 2002. — № 9. — С. 144−149- Губман Б. Л. Россия и Европа в философии русской истории. — Тверь, 1997; Гуревич П. С. Философия человека. — М., 2001; Деникин A.B. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века: Становление методологии. — М., 2000; Дырин А. И. Философия и история… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философия Нового времени и позитивистское видение государства и общества
    • 1. 1. Дискуссия о природе государства и общества в западноевропейской философии XIX века и позитивизм
    • 1. 2. Идейные предпосылки формирования концепции взаимосвязи государства и общества русского позитивизма в контексте отечественной философской мысли XIX века
  • Глава 2. Государство и общество в социальной философии
    • 2. 2. Соотношение государства и общества в интерпретации русского позитивизма XIX — начала XX веков
    • 2. 1. Государство и общество в социальной философии К.Д. Кавелина
  • Н.И. Кареева
    • 2. 3. Проблема взаимосвязи государства и общества в теоретическом наследии В.О. Ключевского

Проблема взаимосвязи государства и общества в философии русского позитивизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философское наследие российских позитивистов второй половины XIX — начала XX веков составляет важную страницу отечественной мысли. Сложность и динамизм пореформенной России тех лет, модернизация всех сфер ее жизни стимулировали появление новых либеральных идей и концепций, связанных, главным образом, с проблемой взаимоотношений гражданского общества и государства в контексте эмансипации личности. Русские философы-позитивисты, оказавшиеся в числе первых включенными в живую действительность переломного момента, пытались решить ее на новой методологической основе многофакторного анализа. Сегодня, как и столетие назад, современное российское общество находится в состоянии мировоззренческого поиска путей обретения культурно-исторической самотождественности, новой национальной идентичности. В этой связи особый интерес представляет концепция взаимосвязи государства и общества, предложенная либерально настроенными русскими позитивистами.

Актуальность темы

исследования. Обращение к содержанию дискуссии о природе и взаимосвязи государства и общества, растянувшейся в свое время почти на целое девятнадцатое столетие, видится актуальным в ключе кризиса идентичности, охватившего сегодня широкие слои населения России. Речь идет о непрекращающемся поиске базовых ценностных ориентиров, определяющих осознание людьми своего места в обществе и в государстве, возможности их активного участия в общественно-политической жизни страны. Анализ идейно-теоретических воззрений представителей западноевропейской философии Нового времени на проблематику взаимосвязи личности, гражданского общества и государства помогает «перебросить мостик» между умонастроением людей современного общества и традиционными ценностями прошлого, осознание важности которых так не хватает нынешнему духовному состоянию российского общества.

В современной социальной философии государство рассматривается как особая форма политической организации власти, которая образовывается в пластах многонациональной общности на определенной территории, обладает суверенитетом и осуществляет управление обществом на основе права. В контексте информационного типа общества, когда вопросы знания и вопросы управления становятся тождественными, актуализируется задача — «социально обуздать» государство, обладающее на протяжении долгого времени интервенционистским потенциалом.

Социально-философские построения видных представителей российской позитивистской философии представляют собой по-своему оригинальную попытку научной разработки проблемы взаимосвязи государства и общества. Остро ощущая кризисные явления российской действительности, не разрешенные в полной мере либеральными реформами 60−70-х гг.

XIX в., мыслители пытались выяснить их природу в свете анализа западноевропейского опыта разрешения аналогичных проблем и возможности его практической реализации в России.

В контексте работы фигурирует наследие таких видных представителей русской позитивистской философии второй половины XIX — начала.

XX веков, как К. Д. Кавелин, Н. И. Кареев, В. О. Ключевский. Критерий выбора именно этих персоналий обусловлен несколькими общими характеристиками. Все они — социальные философы, рефлексирующие в идейно-теоретическом поле позитивизма. Их исследовательский интерес к проблематике автономизации личности, взаимосвязи государства и гражданского общества вызван особыми социокультурными условиями, сложившимися после отмены крепостного права, когда Россия вступила в новую для себя эпоху либерального развития. Длительное отсутствие «уважения к личности» в истории российского государства побудило либерально настроенных авторов выяснить возможности формирования правового государства, в котором бы и народ, и власть смогли существовать в границах зарождающегося конституционного строя.

Так, в сочинениях К. Д. Кавелина впервые представлена гуманистическая концепция «правовой монархии», связывающая в единое пространство государство и общество на основе закона и нравственности. В работах Н. И. Кареева обнаруживается последовательное и выдержанное в позитивистском ключе обращение к западноевропейскому опыту изучения проблемы взаимосвязи государства и общества и соотнесение такового с национальными реалиями. В. О. Ключевский выявил значимость многофакторного анализа для понимания культурно-исторических корней государства и общества, вскрыл особенности формирования гражданского общества в России. Различные сферы приложения их творчества — право (К.Д. Кавелин), социология (Н.И. Кареев) и история (В.О. Ключевский) — позволяют высветить разнообразные грани решения проблемы взаимосвязи государства и общества.

Диссертационное исследование имеет педагогическое значение. Ряд егоположений и теоретических выводов могут найти свое дальнейшее применение при подготовке курсов истории философии, социальной философии, философии права, социологии, политологии, культурологии, находящихся в ряду наиболее перспективных направлений обновления гуманитарного образования в России.

Степень разработанности проблемы. В работах, охватывающих целиком проблемное поле истории русской философии, позитивизм рассматривается как особый этап отечественной традиции, апеллирующий к принципу многофакторного детерминизма и в силу этого не теряющий актуальность в связи с нарастающей диверсификацией социальных связей, взаимопереплетением общественных и культурных факторов1. Исследова.

1 См.: Астуто Дж. Кавелин о происхождении Российской государственности // История философии. -М., 2002. — № 9. — С. 144−149- Губман Б. Л. Россия и Европа в философии русской истории. — Тверь, 1997; Гуревич П. С. Философия человека. — М., 2001; Деникин A.B. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века: Становление методологии. — М., 2000; Дырин А. И. Философия и история философии: Исторические типы философии. — M., 2001; Михайлова Е. Е Русский позитивизм на рубеже XIX—XX вв.еков: Проблема социокультурного развития. — М., 2004; Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Российские ритмы социальной истории. — М., 2004; Сербиненко В. В. Русская философия. 2-е изд. — M., 2006. — С. 105−112- Уткина Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (Вторая телями выделены общие черты позитивной философии: эмпиризм и логическое обоснование знания, вера в единство научного метода, убеждение в относительности и историчности знанияантиметафизическая тенденция общественно-политических и историософских исследований'. Объяснена синхронность распространения в России позитивизма с двумя другими направлениями мысли — материализмом и дарвинизмом2. В специальной работе П. С. Шкуринова изложены основные положения по истории позитивизма и его природе, вскрыта генетическая связь западноевропейской и отечественной позитивистской мысли, выделены этапы и особенности ее проникновения на российскую почву3.

Преобразования в России конца XX века открыли простор для дискуссии по вопросам государственности и общества в работах А. И. Амосова, A.C. Ахиезера, Е. Т. Гайдара, К. С. Гаджиева, П. П. Гайденко, В. В. Ильина, Б. Г. Капустина, A.A. Кара-Мурзы, И. И. Кравченко, JI.C. Мамута, H.H. Моисеева, А. Г. Мысливченко, B.C. Нерсесянца, И. Д. Осипова,.

A.C. Панарина, В. И. Пантина, Ю. С. Пивоварова, A.B. Репникова,.

B.В. Сербиненко, В. Г. Федотовой, В. И. Шамшурина, В. Н. Шевченко и др. Особенность российской ситуации состоит в том, что острота происходящих процессов привлекает внимание к проблемам взаимосвязи государства и общества в эпохи радикальных преобразований, ставящих под вопрос фундаментальные основы государственности. Различные аспекты исследования русскими позитивистами государства и общества, включающие проблемы их происхождения и природы, типологии, устройства, условий и способов функционирования, раскрывающие экономические, политичеполовина XIX века). — М., 1975; Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980; Уваров А. Ф. Философские и методологические проблемы исторического познания. — М., 1982 и др.

1 Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х тт. — Париж, 1989. — Т.2. — С. 247.

2 Радлов Э. Л. Очерки русской философии // Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов ЭЛ., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. — Свердловск, 1991. — С. 113.

3 Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — С. 9, 314−316, 321, 370. ские, организационные и другие моменты, получили широкое освещение в отечественной литературе1.

Многомерна литература, посвященная анализу проблемы взаимосвязи государства и общества в произведениях отдельных русских философов позитивистской ориентации. Так, в ходе изучения социальной философии К. Д. Кавелина было обращено внимание на признание им творческого начала природы личностиизучена его схема становления российской государственности: «род» — «вотчина» — «общество» — «государство" — раскрыто авторское понимание «переходных эпох» как исторического преодоления конфликта между новым и старымособо подчеркнут его тезис о человеке как движущей силе социокультурного процесса2.

Реконструкция социально-философских воззрений Н. И. Кареева имеет не менее давнюю традицию. Усилиями Б. Г. Сафронова и ряда исследователей проанализированы различные аспекты творчества Н. И. Кареева, выявлены идейно-теоретические корни его позитивистских воззрений и общий либеральный настрой на решение проблемы взаимосвязи государства, общества и личности3.

1 См.: Зорькин В. Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX-начала XX в. (Б.Н. Чичерин). — М., 1975; Либерализм в России. — М., 1996; Нерсесянц B.C. История правовых и политических учений. — М., 2007; Спиридонова В. И. Идея государства: западный и российский контекст. // Философские науки. — 2007. -№ 4. и др.

2 См.: Кантор В. К. К. Д. Кавелин и его философия русской истории // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. — М., 1999. — С. 271−278- Kwnace В.А. К. Д. Кавелин: между славянофильством и западничеством // В раздумьях о России (XIX век). — М., 1996. — С. 243−271- Леонтовт В. В. История либерализма в России (1762−1914). — М., 1995. — С. 334−335- Михайлова Е. Е., Пьянова JJ.B. Гуманистический смысл философии истории К. Д. Кавелина // Вестник ТГТУ. — 2007. — Вып. 11. — С. 200−203- Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. — М., 1997. — С. 128−134- Сербиненко В. В. Русская философия. — М., 2006. — С. 102−103- Тонких В. А., Ярецкий Ю. Л. Российский либерализм: политикоправовые традиции // История политической и правовой мысли России. — М., 1999. — С. 156−231- Тюлина A.B. Человек и история в философии К. Д. Кавелина / Автореф. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук: 09.00.03. — Тверь, 2009; Цвык В. А. Социально-философские взгляды Кавелина // Русская философия: Многообразие в единстве. — М., 2001. — С. 225−227 и др.

3 См.: Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. — М., 199Дунаева Ю. В. История и личность в творчестве Н. И. Кареева // Историч. антропология: место в системе соц. наук, источники и методы интерпретации. — М., 1998. — С. 98−100- Золотарев В. П. Общая теория истории в понимании Н.И. Кареева// Новая и новейшая история. -М., 2003. -№ 2. — С. 29−43- Медугиевский А. Н. Социология и история. Н. И. Кареев. В. О. Ключевский // История русской социологии. — М., 1993. — С. 163−184- Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Социологическое направление в русской философии истории // Философские науки. — 1997. — № 2. — С. 73−84 и др.

Наиболее многочисленными являются работы, отражающие мировоззренческие и методологические взгляды В. О. Ключевского. Анализ литературы позволяет выделить три этапа осмысления его творчества. Первый начинается сразу же после смерти историка, когда одни провозгласили его основателем отечественной научной истории1, а другие, наоборот, стали осуждать за эклектизм в теоретических построениях и непонимание классовой сущности государства. Символическими рубежами второго и третьего этапов стали издания сочинений В. О. Ключевского, одно — в конце 1950;х гг., другое, спустя три десятка лет, в конце 1980;х гг.3. Исследователями выявлено, что в сравнении со сторонниками государственно-юридической школы, В. О. Ключевский представил на основе многофакторного анализа российскую историю как одновременное развитие двух сил — государства и народа. Однако, его модель социокультурного развития страны считалась противоречивой и нередко оценивалась как результат механического синтеза факторов4. Объяснялось это неприятием формаци-онного подхода в изучении истории, эклектическим сочетанием социальных и экономических факторов и определением их значимости в соответствии с произвольно выбранными обстоятельствами.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на обилие исследований, посвященных как позитивизму в целом, так и его русским версиям в социальной философии, его отдельным представителям, отсутствуют типологические работы, которые могли бы дать представление в целом о разработке проблемы взаимосвязи государства и общества в российской позитивистской философии.

В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания. — М., 1912. — С. 83−84- 185−186.

2 Покровский М. Н. Курс русской истории проф. В. Ключевского // Избранные произведения. — В 4-х т. -T.4. — М., 1967. — С. 266−271.

3 Зимин A.A. Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е гг. XIX в. // Исторические записки. — Т. 69. — М., 1966; Карагодин А. И. Философия истории В. О. Ключевского. — Саратов, 1976; Штейнгауз И. Х. Социологические взгляды В. О. Ключевского. — Автореф. на соиск. уч. степ. канд. фи-лос. наук. — Иркутск, 1974 и др.

4 Нечкина M.B. Василий Осипович Ключевский. — М., 1974. — С. 571- Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — С. 321- 314−316.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось творчество ряда российских исследователей позитивистской ориентации (К.Д. Кавелина, Н. И. Кареева, В.О. Ключевского), а предметом — проблема взаимосвязи государства и общества в российской позитивистской философии второй половины XIX — начала XX веков.

Целью исследования является историко-философский анализ разработки проблемы взаимосвязи государства и общества в российской позитивистской философии второй половины XIX — начала XX веков. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:

1) показывая специфику теоретической разработки проблемы взаимосвязи государства и общества в западноевропейской философии XVIIIXIX веков, выявить влияние классической позитивистской трактовки этого вопроса на сочинения философов-позитивистов, занимающихся аналогичной проблематикой в России;

2) раскрыть идейно-теоретические предпосылки формирования концепции взаимосвязи государства и общества в русском позитивизме в контексте отечественной философской мысли XIX века;

3) проанализировать трактовку государства и общества в социальной философии К. Д. Кавелина;

4) выявить вопросы соотношения государства и общества в интерпретации Н. И. Кареева;

5) осмыслить проблему взаимосвязи государства и общества в теоретическом наследии В. О. Ключевского.

Источниковой базой исследования являются работы К. Д. Кавелина, Н. И. Кареева, В. О. Ключевского, в которых прямо или косвенно изучается проблема взаимосвязи государства и общества. К их числу относятся монографические исследования, научные или публицистические статьи в журналах, полемические заметки, курсы лекций для студентов и авторские учебники по всеобщей и отечественной истории. В число источников диссертационного исследования вписываются также труды западноевропейских философов (Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер) и отечественных мыслителей (ПЛ. Чаадаев, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, С. М. Соловьев, Вл. Соловьев, М.М. Ковалевский), чье творчество послужило идейно-теоретической почвой для формирования в российской позитивистской философии концепции взаимосвязи государства и общества.

Методологические основы диссертации определяются предметом и спецификой источниковой базы исследования, ориентированной на изучение проблемы взаимосвязи государства и общества в российской позитивистской философии. Методология исследования опирается на герменевтическую стратегию интерпретации изученного материала. В контексте работы использованы генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и иные методы научного анализа.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы. Общий объем — 180 страниц машинописного текста. Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Заключение

.

В социальной философии представителей русского позитивизма — К. Д. Кавелина, Н. И. Кареева и В. О. Ключевского представлена достаточно оригинальная попытка разработки проблемы взаимосвязи государства и общества. Остро ощущая кризисные явления российской действительности, не разрешенные в полной мере либеральными реформами 60−70-х гг. XIX в., мыслители пытались выяснить их значение в свете выявления природы государственных и общественных явлений в контексте права, социологии и истории.

Содержательно проблема взаимосвязи государства и общества предполагает интерпретацию самой сущности этих понятий, их значимости и соотношения, а также вызывает необходимость определить границы властного воздействия одного над другим в связи с исторически нарастающей диверсификацией социальных связей, взаимопереплетением общественных и культурных факторов развития.

К.Д. Кавелиным, Н. И. Кареевым, В. О. Ключевским был воспринят корпус идей западноевропейской философской мысли, в частности представителей немецкой классической философии и позитивизма. Они пришли к выводу о том, что главным итогом решения западноевропейской мыслью проблемы взаимоотношения государства и общества стал тезис об искусственном происхождении государства: оно видится результатом социального развития, корни которого кроются в самом обществе. По И. Канту, проблема взаимосвязи государства и общества решается на двух уровнях: правовом и нравственном. Правовой уровень показывает, что индивид в силу своего естественного права вступает в противоречие с другими индивидами в ходе коммуникации, поскольку вынужден подчинять единой воле закона, т. е. подчиняться публичному праву. Нравственный уровень выражается в том, что необходимость общаться в рамках правового поля заставляет индивида «дисциплинировать себя» и тем самым посредством вынужденного освоения «искусства жить» в обществе способ.

159 ствует развитию его собственных природных задатков, а, следовательно, и совершенствованию общественно-государственного устройства в целом. Вскрывая природу взаимосвязи государства и общества, И. Кант выстраивает логическую цепочку их развития: от первоначального общества, через гражданский союз и гражданское состояние — к государству и гражданскому обществу.

Государство, в трактовке Г. Гегеля, представляет собой идею разума, свободы и права, осуществленную в формах внешнего, наличного бытия. В этом контексте идея государства проявляется трояко: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства (государственный строй, внутреннее право) — как система отношений между государствами (внешнее право) — государство во всемирной истории. Проблему взаимосвязи государства и общества Г. Гегель видит сквозь призму права и морали. Государство как нравственное целое — не механизм атомизирован-ных индивидов с их обособленными правами, а живой организм. Поэтому речь идет не о свободе гражданина или государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод. Речь идет об органически целостной свободе — свободе государственно-организованного народа, включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Синтезируя античную мысль о полисном правлении с доктриной «господства права» Г. Гегель создает концепцию правового государства.

Встав на позицию отказа от глобальных субстанциональных схем государства и общества, представители западноевропейского позитивизма XIX века подвергли критике гегелевское видение государства как общей идеи, олицетворяющей в конкретно данную эпоху степень развития абсолютного духа на его пути к самопознанию. Однако ими был воспринят и включен в собственные интерпретации целый ряд гегелевских идей о государстве и обществе. Наиболее отчетливо артикулировались три положения из философии права Г. Гегеля. Первое положение: образование государства представляет собой степень развития идеи отдельного народа на основе комплекса исторических условий в течение многих веков. Второе — гражданское общество, развиваясь позднее, занимает впоследствии промежуточное место между семьей и государством. Третье — в отношении сфер частного права, семьи и гражданского общества государство является, с одной стороны, внешней необходимостью и высшей властью, с другой стороны — имманентной целью. Постулируя мысль о том, что государством пронизаны все сферы общества, в том числе и жизнь индивида, позитивисты призывают не ограничиваться исключительно правовой, политической и нравственной основой в объяснении природы взаимосвязи государства и общества, предлагают использовать многофакторный анализ, включая в разработку данной проблемы социальные и психологические факторы.

В схожем направлении двигалась мысль и представителей российского позитивизма. Несмотря на мощную критическую позицию, отечественные авторы особо ценили содержательность и оригинальность немецкого идеализма как философско-культурного явления. Восприняв корпус правовых и социальных идей своих предшественников, как метафизического, так и позитивистского направления, К. Д. Кавелина. Н. И. Кареев, В. О. Ключевский проявили повышенное внимание к человеческому измерению общественно-политической проблематики, к исследованию возможностей личностного совершенствования в противоречивых реалиях собственного национального государства и общества.

Общественно-политические воззрения К. Д. Кавелина, Н. И. Кареева и В. О. Ключевского глубоко коренятся в традиции отечественной философской мысли. Идеи, разработанные славянофилами и западниками, народниками и марксистами, представителями государственной школы и неокантианства были восприняты анализируемыми авторами в позитивистском ключе. Так, в теоретическом наследии К. Д. Кавелина, Н. И. Кареева, В. О. Ключевского получил свое творческое развитие славянофильский взгляд на государство, выполняющего историческую роль объединения, служения, нравственного совершенствования и силы власти. Несмотря на религиозную индифферентность русские позитивисты принимают во внимание и позицию позднего славянофила Вл. Соловьева, который увидел силу будущей России в единстве ее религиозного, государственного и общественного потенциала.

Наибольшая схожесть во взглядах К. Д. Кавелина, Н. И. Кареева и В. О. Ключеского обнаруживается с представителями «государственной школы» в русской историографии (Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев), которые видели в самодержавии историческую сущность российского государства. Признаками такового является централизация и разграничение частного и публичного права. Общество в государстве составляет единое целое и каждый индивид подчиняется правительству, выражающему единую волю народа, не на основе договора, а на основе закона.

Либерально настроенные авторы солидаризируются с точкой зрения представителя неокантианства П. И. Новгородцева, который говорит о кризисе практики народного представительства в современных условиях и предлагает открыть простор для внепарламентской инициативы.

В сочинениях К. Д. Кавелина, Н. И. Кареева, В. О. Ключевского концепция взаимосвязи государства и общества выстраивается на принципе многофакторного детерминизма и включает политические, экономические, социальные, правовые, психологические, интеллектуальные, идейные, религиозные и этические элементы в своем основании.

Решение проблемы взаимосвязи государства и общества К. Д. Кавелин осуществляет с позиций умеренного либерализма. Во второй половине XIX века либерализм только начинал утверждаться в качестве традиции на русской почве, поэтому его представители старались учесть особые, самодержавные условия русской государственности. Отсюда в сочинениях К. Д. Кавелина появляется такое понятие, как «правовая монархия». Он считает возможным вырабатывать единое национальное самосознание в рамках подчинения единой воле на основе закона. Однако для К. Д. Кавелина закон воплощает скорее не договорные начала, свойственные западноевропейской мысли, а высшие нравственные духовные интенции человеческого существования.

Пытаясь бороться со стереотипами западноевропейского позитивистского мышления, с его слепой верой в приоритет естественнонаучного знания, К. Д. Кавелин, наполняет свою социально-правовую концепцию гуманистическим содержанием. В русле воззрений государственно-правовой школы К. Д. Кавелин движется дальше и наполняет идею народного суверенитета не только правовым, но и этико-антропологическим значением. До К. Д. Кавелина проблема взаимосвязи государства и общества (власти и народа) сводилась к необходимости сообразовываться общей волей или к возможности достижения признания общих интересов. В каве-линской интерпретации основой взаимоотношения государства и общества должен служить исключительно принцип личности. Если идея народного суверенитета требует признания зависимости власти от народа, то это требование получает свое высшее оправдание в представлении о народе как о союзе свободных и равноправных лиц, как о нравственном единстве.

В сочинениях К. Д. Кавелина впервые в отечественной философии человек предстает, прежде всего, как субъект, наделенный активной ролью в социокультурном пространстве. Позитивистская рефлексия К. Д. Кавелина, предполагающая углубленный поиск гуманистического смысла жизнедеятельности государства и общества, демонстрирует личность как ключевой фактор социокультурного развития. Все изменения, происходящие в государстве и обществе, осуществляются только через личность и для нее. Высшей нормой, которая должна быть принята во внимание государственной властью, может быть только такое начало, которое является нравственной основой общественности. Демократические преобразования в обществе — устранение привилегий, реализация идеи свободы и равенства граждан — эти и другие требования должны быть выведены только из «начала личности». Не подчинение и зависимость, пусть даже на правовых началах, а союз и диалог власти и народа видится перспективным К. Д. Кавелину.

Н.И. Кареев осуществил ретроспективный анализ истории взаимоотношений государства и общества в Западной Европе. В своей концепции взаимосвязи государства и общества он обращает особое внимание на сопоставление таких понятий, как культура (компонентом которой является государство), общество и личность в их прогрессивном развитии. История западноевропейской общественно-политической мысли Нового времени в трактовке Н. И. Кареева представляет собой синтез преимущественно политического, социального и духовного развития. Как и К. Д. Кавелин, он выстраивает исследование государственно-политического устройства в соответствии с принципом бинарной оппозиции «индивидуальная свобода» — «государственная власть». Н. И. Кареев показывает историческую обусловленность трансформации оснований взаимоотношения между государством и обществом, вернее, между его отдельными классами. При ка-толическо-феодальном строе государство «растворяется» в обществев со-словно-представительном образе правления государство и общество «делятся» своими возможностямив условиях абсолютной монархии государство «поглощает» общество, «возвышается» над ним. События Великой французской революции показали, как государство вынуждено было «поделиться властью» с обществом.

Западноевропейское государство в интерпретации Н. И. Кареева как «коллективный политический организм» испытало на себе многовековую трансформацию: от сословной монархии в Х1У-ХУ вв. через переходный период в XVI в. к торжеству королевского абсолютизма в XVII и XVIII столетиях и, наконец, становлению эпохи участия бессословного общества в верховной власти на рубеже ХУШ-Х1Х вв. В социальном плане наблюдается изменение роли социальных классов: ослабление роли аристократии и усиление буржуазии. Государственная власть, постоянно подчеркивает Н. И. Кареев, отрицает индивидуальную свободу, оставляя за собой безграничные права. Это находит отражение не только в практике общественной жизни, но и в теории. Признание возможным принципа безграничного права государства усматривается даже в республиканских идеалах Ж.-Ж. Руссо, вдохновивших в эпоху французской революции якобинцев.

Вскрывая проблему взаимосвязи государства и общества, Н. И. Кареев усматривает в ней два основных, на его взгляд, антагонистических принципа — в экономической и религиозной сфере. Он утверждает, что государство периода Нового времени, взяв под свою опеку экономическую деятельность общества, вовсе не преследовало цель повышения народного благосостояния в регулировании отношений между трудом и капиталом, а, наоборот, путем политики протекционизма стало осуществлять повсеместное вмешательство в промышленную сферу. Столкновение государственности и индивидуализма на другой почве — религиозной — ярко проявилось в дальнейшем в реформационном движении XVI века.

Исключительное значение для роста самосознания в обществе Н. И. Кареев придает событиям Великой французской революции. Последующие за ней социальные потрясения в Европе середины XIX века остро поставили вопрос об ограничении сферы влияния государства на общественный организм в целом и на каждую личность в частности. Будучи вынужденным допустить народ к управлению, государство по-прежнему оставалось всепоглощающим политическим организмом, перед которым личность оставалась бессильной. Государство стало возвышаться над обществом и подчинять себе личность, распоряжаясь ее достоянием и совестью, констатирует Н. И. Кареев. Либерально настроенный мыслитель предлагает решать проблему социального «обуздания» государства и расширения общественных и личных интересов исключительно путем правительственных реформ.

Культура, в интерпретации Н. И. Кареева, есть продукт изначальной историчности человеческого существования и она порождает многообразие уникальных форм (государство, язык, нравственность и др.). Общество как целостная система упорядоченных социальных форм и отношений нивелирует индивидуальность. Разрешение данной проблемы в позитивистском ключе видится Н. И. Карееву на почве развития науки социологии, путем выявления многообразных форм и взаимосвязей культурных и социальных факторов общественной эволюции.

Исторический подход к пониманию возникновения общества и государства демонстрирует В. О. Ключевский. На основе многофакторного анализа ему удается вывести определенные закономерности развития «человеческого общежития». Автор различает первичные, естественные союзы, основанные на кровнородственных и традиционных связях (патриархальная семья, род, племя), и вторичные, искусственные союзы, возникающие в результате сознательной организации индивидов в целях поддержания общего блага (государство, церковь). Фаза превращения естественных союзов в искусственные возникает тогда, когда частные интересы перерастают в общественные. Отношения между людьми, складывающиеся во вторичных союзах, в процессе развития приобретают автономный характер. Каждое новое поколение застает готовыми эти союзы и, вступая в них, вынуждено подчиняться установившемуся порядку или вступать с ним в противоборство.

Социальное развитие подчинено действию ряда условий, именуемых в трудах В. О. Ключевского «историческими силами» — это среда обитания человека, его индивидуальная физическая природа, личностные и общественные ориентиры. Среди многообразия связей важнейшую роль играют политические отношения, экономические интересы, духовные и нравственные ценности. Во всем этом многообразии невозможно выделить какой-либо определяющий элемент развития. Напротив, все происходит из взаимодействия «естественных» и «искусственных» сил, в результате чего образуются сложные социокультурные модели.

Проблему взаимосвязи государства и общества В. О. Ключевский решает сквозь призму национальной истории. Русское государство выступает как принудительная организация, противостоящая естественному росту народной жизни. В течение многих веков оно не выполняло своей главной задачи — обеспечивать «народное благо». Это объясняется тем, что народные силы в своем развитии отставали от задач, встававших перед государством вследствие его ускоренного внешнего роста. По мысли В. О. Ключевского, русское государство должно было черпать свои силы в народной мощи и расти вместе с нею, но внешние опасности и неразумная государственная политика многих правителей меняет ход исторических событий.

Гражданское общество в России исторически складывается как несамостоятельный элемент государственного организма. Народное представительство, признанное в мировой практике защищать корпоративные интересы, в России не представляло собой сколько-нибудь серьезную политическую силу. После реформы местного самоуправления в середине XVI в. едва наметившиеся тонкие ростки гражданского права насильственно заменяются государственно-политическими. Сословия в русском обществе не борются друг с другом, не отстаивают свои права, их взоры направлены только в сторону государства в ожидании привилегий и защиты. Государство плотно входит в социальную ткань российского общества, жизнь всех сословий пронизана духом подчинения, контроля и страха перед наказанием. Навеянные крепостничеством патернализм, иждивенчество, отсутствие инициативы и самодеятельности, — эти и другие черты русского народа, пребывающего в состоянии то покорности, то подъема национального самосознания, отодвигают процесс формирования гражданского общества на длительное время.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. «Идея государства» Канта и Гегеля: философские учения и государственная практика в Германии начала XIX века // Право и политика. -2005. — № 7.
  2. М.В. Философия истории В.О. Ключевского / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 2007. — 24 с.
  3. Х.М. Свобода и человеческое достоинство как цели государства // Политическая философия в Германии: Сб. статей / Издатели: О. Хеффе, И. Изензее. Пер. с нем. М.: Современные тетради, 2005. — С. 15−22.
  4. Р.Ю. Две интеллигенции и другие очерки. М.: Тип. Кушне-ревиК., 1912.-С. 214−215.
  5. Г. Философия истории // Собр. соч. В 13 т. М.-Л.: Госиздат, 1935.Т.8.-С. 61.
  6. Гегель Г. В. Ф. Философия права // Собр. соч. В 13-ти т. М.-Л.: Госиздат, 1934. Т.7. — С. 211, 271, 299.
  7. Т.Н. Записки и программа учебника всеобщей истории // Собр. соч. -М., 1900.-С. 591.
  8. Н.Я. Наши дни // Вопросы философии и психологии. М.: Тип. Тов. Кушнерев и К., 1889. — Кн.1. — С. Х1Х/
  9. H.A. Философия Канта как философия свободы: иная глобализация. Обзор X международного кантовского конгресса // Вопросы философии. М. 2006. — № 8. — С. 169−180.
  10. Ю.Ю. Философское обоснование права в России во 2 половине XIX в.: философия юридического позитивизма и философия естественного права / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: 09.00.03. Мурманск, 2007. — 22 с.
  11. В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX-начала XX в. (Б.Н. Чичерин). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 171 с.
  12. А.Н. Феномен многомерности права // Философия и общество. 2008. — № 1. — С. 90−97.
  13. А.Н. Структурно-функциональные основания правового социума / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук: 09.00.11. Нижний Новгород, 2008. — 38 с.
  14. В.В. Общество и государство // Вопросы философии и психологии / Под ред. Л. М. Лопатина и В. П. Преображенского. Кн. 1 (36). — М.: Тип. Тов-ва И. Н. Кушнерев и К., 1897. — С. 54−82.
  15. Иванов-Разумник П. История русской общественной мысли. 4-е изд. Т.2. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1914. — С. 128.
  16. К.Д. Взгляд на юридический быт древней Руси // Собр. соч. Т.1. Русская история. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897.-С. 5−66.
  17. К. Д. Исследования С.М. Соловьева // Собр. соч. Т.1. Русская история. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. — С. 253−270.
  18. К.Д. Исторические труды М.П.Погодина // Собр. соч. Т.1. Русская история. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. — С. 95 — 252.
  19. К.Д. Краткий взгляд на русскую историю // Собр. соч. Т.1. Русская история. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. — С. 570 -584.
  20. К.Д. Крестьянский вопрос // Собр. соч. Т.2. Публицистика. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1898. — С. 394 — 598.
  21. К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре / Сост., авт. вступ. ст. В. К. Кантор. М: Правда, 1989. — 653 с.
  22. К.Д. Политические призраки // Собр. соч. Т.2. Публицистика. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1898. — С. 927 — 994.
  23. А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века (П.Л.Лавров, Н. К. Михайловский, М.М. Ковалевский). Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.- 131 с.
  24. И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995. — С. 421−435, 460.
  25. И. К вечному миру // Соч. в 6-ти тт. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Наука, 1966. — Т.6. -С. 257−310.
  26. И. Метафизика нравов // Соч. в 6-ти тт. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Наука, 1965. — Т.4. -Ч.2.-С. 109−304.
  27. И. Спор факультетов // Соч. в 6-ти тт. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Наука, 1966. — Т.6. -С. 311−348.
  28. Кант и философия в России: Сб. ст. / Ин-т философии / Отв. ред. З. А. Каменский.-М.: Наука, 1994.-С. 42−80- 114−151.
  29. В.К. К.Д. Кавелин и его философия русской истории // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. — М., 1999. С. 271−278.
  30. А.И. Философия истории В.О. Ключевского / Под ред. С. С. Валка. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1976. — 73 с.
  31. Н.И. Введение в изучение социологии. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. — 451 с.
  32. Н.И. Введение в курс истории древнего мира. Варшава: Тип. И. Носковского, 1882. -110 с.
  33. Н.И. Введение в курс истории новейшего времени. Варшава: Тип. И. Носковского, 1881. — 90 с.
  34. Н.И. Введение в курс истории средних веков (романо-германский мир в VI—XV вв.еках). 3-е изд. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1895. — 70 с.
  35. Н.И. Главные обобщения всемирной истории: 3-е изд. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1911. — 146 с.
  36. Н.И. Историко-философские и социологические этюды. 3-е изд., с переменами. — СПб.: Изд-во СПБ. Акц. Общ. Печ. Дела «Издатель», 1899. — 143 с.
  37. Н.И. Историология (Теория исторического процесса). Пг.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1915.-322 с.
  38. Н.И. История Западной Европы в новое время. 4-е изд. — Т. 1. Переход от средних веков к новому времени. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. — 412 с.
  39. Н.И. История с философской точки зрения // Собр. соч. в 4-х т. Т.1. — СПб.: Книгоизд-во «Прометей» Н. Н. Михайлова, 1911.- 199 с.
  40. Н.И. Критика экономического материализма (старые и новые этюды) // Собр. соч. в 4-х т. -Т.З. СПб.: Изд-во «Прометей» H.H. Михайлова, 1913. — 224 с.
  41. Н.И. Личное начало и роковые силы в истории // Вопросы философии. 1996. — № 7. — С. 157−163.
  42. Н.И. Общий ход всемирной истории. СПб., 1903. — С.3−28.
  43. Н.И. Опост Конт как основоположник социологии // Введение в изучение социальных наук. Сб. ст. / Под ред.
  44. Н.И. Кареева. СПб.: Изд-во. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1903.-С. 6−14.
  45. Н.И. Основные вопросы философии истории. 3-е изд., со-кращ. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897.- 456 с.
  46. Н.И. Основные направления социологии и ее современное состояние // Введение в изучение социальных наук. Сб. ст. / Под ред. Н. И. Кареева. СПб.: Изд-во. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1903.-С. 16−31.
  47. Н.И. Общие основы социологии. Пг.: Книгоизд-во «Наука и школа», 1919.-209 с.
  48. Н.И. Прожитое и пережитое. JI.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 381 с.
  49. Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1890. — 630 с.
  50. Н.И. Учебная книга древней истории / Сост. Е. С. Скворцова. М.: Просвещение, 1997. — 320 с.
  51. Н.И. Что такое общественные науки? // Введение в изучение социальных наук. Сб. ст. / Под ред. Н. И. Кареева. СПб.: Изд-во. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1903. — С. 1−5.
  52. Н.И. Философия // Энциклопедический словарь /Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1902. — Т. XXXV. — С. 822−843.
  53. Н.И. Философия истории // Энциклопедии, словарь / Изд-во Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз -Ефрон, 1902. — T.XXXV. — С. 843−851.
  54. Н.И. Философия культурной и социальной истории нового времени. Введение в историю XX века: Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV—XVII вв.еков. 2-е изд. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1902. — 206 с.
  55. Н.И. Экономический материализм и закономерность социальных явлений // Вопросы философии и психологии. 1897. — Кн. 1(36).-С. 107−119.
  56. A.A. В.О. Ключевский как преподаватель // В.О. Ключевский: Характеристики и воспоминания. М.: Книгоизд-во «Научное слово», 1912. — С. 164−176.
  57. P.A. В.О. Ключевский как историк русской исторической науки. М.: Наука, 1966. — 232 с.
  58. В.А. К.Д. Кавелин: между славянофильством и западничеством // В раздумьях о России (XIX век) / Рос. акад. наук- Ин-т рос. истории. — М.: Археографический центр, 1996. С. 243−271.
  59. В.О. Боярская дума древней Руси. 4-е изд. — М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1909. — 548 с.
  60. В.О. Древняя русская история: Лекции 1882/1883 акад. года- СПб.: Литогр. изд-е Григоровского С. П., 1883. 330 с.
  61. В.О. Западное влияние в России XVII века: Историко-психологический очерк // Вопросы философии и психологии. 1897. -Кн. 1(36).-С.137- 155.
  62. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст и примеч. В. А. Александрова. М.: Правда, 1991.-624 с.
  63. В.О. История сословий в России // Соч. в 9-ти т. /Под ред. В. Л. Янина. Т.6. Специальные курсы. — М.: Мысль, 1989. — С. 225−391.
  64. В.О. Курс русской истории. Т. 1−5 // Соч. в 9-ти т. / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1987−1989.
  65. В.О. Методология русской истории // Соч. в 9-ти т. / Под ред. В. Л. Янина. Т.6. Специальные курсы. — М.: Мысль, 1089. -С. 5−89.
  66. В.О. Опыты и исследования: Первый сб. ст. М.: Тип. Моск. гор. Арнольдо-Третьяковского училища глухонем. и П. П. Рябушинского, 1912. — 552 с.
  67. В.О. Опыты и исследования: Третий сб. ст. — М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1914.-482 с.
  68. В.О. Очерки и речи: Второй сб. ст. М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1913.-514 с.
  69. В. О. Памяти С.М. Соловьева // Соч. в 9-ти т. Т.7. Специальные курсы (продолжение) / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1989.-С. 329−344.
  70. В. О. Памяти Т.Н. Грановского // Соч. в 9-ти т. Т.7. Специальные курсы (продолжение) / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1989. — С. 298−302.
  71. В.О. Петр Великий среди своих сотрудников // Соч. в 9-ти т. Т.8. Статьи / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1989. — С. 375 408.
  72. В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории / Отв. ред. акад. М. В. Нечкина. М.: Наука, 1968. — 525 с.
  73. В.О. Приложения к курсу «Методология русской истории» // Соч. в 9-ти т. / Под ред. В. Л. Янина. Т.6. Специальные курсы. — М.: Мысль, 1989. — С. 392−400.
  74. В.О. Приложения к курсу «История сословий в России» // Соч. в 9-ти т. / Под ред. В. Л. Янина. Т.6. Специальные курсы. — М.: Мысль, 1989. — С. 413−431.
  75. В.О. Происхождение крепостного права в России // Соч. в 9-ти т. Т.8 / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1989. — С. 120−193.
  76. В.О. Русская историография 1861−893 гг. // Соч. в 9-ти т. Т.7. / Под ред. В. Л. Янина. -М.: Мысль, 1989. — С. 381−388.
  77. В.О. Сергей Михайлович Соловьев // Соч. в 9-ти т. Т.7. / Под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1989. — С. 303−319.
  78. В.О. Состав представительства на Земских соборах Древней Руси // Соч. в 9-ти тт. Т.8. — М.: Мысль, 1990. — С. 277−374.
  79. М.М. Социология В 2-х т. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1910. — Т. 1. — С. 57- Т.2. — С. 106.
  80. Кон И. С. Позитивизм в социологии: Исторический очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.-317 с.
  81. А.Ф. Воспоминания о В.О. Ключевском // В. О. Ключевский: Характеристики и воспоминания. М.: Книгоизд-во «Научное слово», 1912.-С. 145−163.
  82. О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении): Пер. с фр. И. А. Шапиро / Предисл. и ред. М. М. Ковалевского. СПб.: Изд. «Вестник знания», 1910. — 81 с.
  83. Н.И. Введение в изучение социологии. Изд. 2-е. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897.-451 с.
  84. В.О. Сергей Михайлович Соловьев // Соч. в 9-ти т. -Т.7.-М.: Прогресс, 1989.-С. 310.
  85. М.М. Социология. Соч. в 2-х т. — СПб. Тип. М. М. Стасюлевича, 1910. Т. 1. — С. 57- - Т.2. — С. 106.
  86. A.C. Проблемы общества и государства в социологии Б.Н. Чичерина и М. Вебера // Социологические исследования. — 2009.-№ 2.-С. 128−135.
  87. О. Курс положительной философии // Философия и общество. -1998.-№ 6.-С. 193,204.
  88. О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении): Пер. с фр. И. А. Шапиро /Предисл. и ред. М. М. Ковалевского. СПб.: Изд. «Вестник знания», 1910.-81 с.
  89. Конт Огюст. Курс положительной философии //Философия и общество. 1998. — № 6. — С. 191−208- - 1999. — № 1. — С. 192−209.
  90. О. Курс положительной философии. Т.1. — Отд. 1. Общие предварительные сведения. Лекция 1 — 9. — СПб.: Посредник, 1899. — 141 с.
  91. О. Курс положительной философии. — Т.1. — Отд. 2. Философия математики и механика. Лекция 10−18. Введение к 1 тому. — СПб.: Посредник, 1900. С. 143−302.
  92. О. Курс положительной философии. — Т.2. — Отд.2. Философия физики. СПб.: Посредник, 1901. — 163 с.
  93. Д. Жизнь и деятельность К.Д. Кавелина //К.Д. Кавелин. Собр. соч. Т.1. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. — С. IX-XXX.
  94. Культура и история. Сборник науч. трудов /Отв. ред. Б.Л. Губ-ман. Тверь: Изд-во Тв. ГУ, 2000. — С. 3−13.
  95. П.Л. Исторические письма (П. Мартов). 4-е изд. — СПб.: Тип. H.H. Клобукова, 1906. — С.42−112.
  96. П.Л. Философия и социология // Избр. произв. В 2-х тт. — М., 1965.-С. 57, 87.
  97. Либерализм в России. М.: ИФ РАН, 1996. — 450 с.
  98. Л.С. Государство в ценностном измерении. М.: Прогресс, 1998.-С. 51−59.
  99. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. 2-е изд. -М.: Юрист, 2006. С. 29−48.
  100. К. Наемный труд и капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. — Т.6. — С. 428−459.
  101. К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. — Т. 46. — 4.1. — С. 99−103, 386, 476.
  102. A.B. Взаимодействие государства, общества и идеологии // Социально-гуманитарные знания. — 2010. № 1. — С. 67−73.
  103. Методологические вопросы социального познания: Сб. науч. ст. /Под ред. А. И. Уварова. Калинин: Филос. о-во СССР- Калининское отд-е, 1986.- 163 с.
  104. Дж. Ст. О свободе / Пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. 1993. -№ 11.-С. 10−15--№ 12. — С. 21−26.
  105. Дж.Ст. Размышления о представительном правлении. СПб.: Изд-во Яковлева, 1863. — С. 38−76.
  106. Е.Е. Русский позитивизм на рубеже XIX XX веков: Проблема социокультурного развития. — М.: Изд-во МГОУ, 2004. -С. 11−26.
  107. Е.Е., Пьянова JI.B. Гуманистический смысл философии истории К.Д. Кавелина // Вестник ТГТУ. 2007. — Вып. 11. — С. 200 203.
  108. Н.К. Что такое прогресс? // Полн. собр. соч.: В 10-ти т. 5-е изд. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича. 1911−1914. — Т.1. — СПб., 1911.-С. 2−150.
  109. Монтескье Ш.-Л. О духе законов / Сост., пер. и коммент. A.B. Мате-шук. М.: Мысль, 1999. — 672 с.
  110. B.C. История политических и правовых учений. 4-е изд, перераб и доп. М.: Норма, 2007. — С. 506−515- 570−579- 613−637- 842 854.
  111. B.C. Правовое государство, личность, законность. М.: Наука, 1997. С. 34−45.
  112. A.B. Проблема взаимосвязи истории и политики в философии Н.К. Михайловского / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: 09.00.03. -М., 2007.
  113. П.И. Кризис современного правосознания // Вопросы философии и психологии / Под ред. Л. М. Лопатина. М.: Тип. Тов-ва И. Н. Кушнерев, 1908. — Кн. 1(91). — С. 80−117. — Кн. 3(93). — С. 251 286.
  114. Л.И., Сиземская И. Н. Российские ритмы социальной истории. М.: РАН- Ин-т философии, 2004. С. 94−115.
  115. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М.: РАН- Ин-т философии, 1997. — С. 73−84- 128−134.
  116. Л.И., Сиземская И. Н. Социологическое направление в русской философии истории // Философские науки. 1997. — № 2 — С. 7384.
  117. Опост Конт: взгляд из России / Отв. ред. Б. М. Шахматова. М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2000. — 368 с.
  118. Огюст Конт и положительная философия. Изложение и исследование Г. Г. Льюиса и Д. С. Милля: Пер. с англ. /Под ред. H.H. Клюдова и Н.Тиблена. СПб., 1867. — 557 с.
  119. Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 103−114.
  120. И.В. Социально-философский анализ гражданского общества как формы бытия современной демократии / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук: 09.00.11. -М., 2007. 44 с.
  121. И.В. Теория гражданского общества: к истории вопроса. // Философия и общество: Научно-теоретический журнал. — № 2. — 2006. 1 п.л.
  122. И.Д. Патриарх русской государственной науки // Чичерин Б. Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. — С. 3−18.
  123. Э.Л. Очерки русской философии // Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии /Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — С. 96 — 203.
  124. Павлов-Сильванский Н. П. Теории русской истории // Он же. Феодализм в России. М.: Наука, 1988. С. 9−18.
  125. А.Х. Введение в юридическое кантоведение // Философия и культура: Ин-т философии РАН. 2009. — № 7. — С. 99−115.
  126. Ф.Х. Философское учение И.Канта о праве и государстве. Ч. 2. // Философия и культура. 2009. — № 10. — С. 112−115.
  127. .Г. М.М. Ковалевский как социолог. М.: Изд-во МГУ, 1960.-263 с.
  128. В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. — С. 105−112.
  129. B.C. Нравственность и право // Избр. произв. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 578 с.
  130. С.М. История России с древнейших времен. — В 18-ти тт. — Т. 13.-Кн. VII.-С. 3−8.
  131. С.М. Общедоступные чтения о русской истории. М.: Наука, 1992.-С. 38−67.
  132. Г. Научные, политические и философские опыты. Вып. 2−3. СПб.: Тип. Н. Тиблина, 1866. — С. 421, 452−454.
  133. Г. Синтетическая философия / В сокращ. изложении Г. Коллинза: Пер. с англ. П. В. Мосиевского / Под ред. С. Д. Кошис. Киев: Ника-Центр- Вист-С, 1997. — 511 с.
  134. С.М. Общедоступные чтения о русской истории. М.: Наука, 1992.-С. 38.
  135. С.М. История России с древнейших времен. В 18-ти т.-T.13.-Kh. VII.-С. 7, 8.
  136. В.И. Идея государства: западный и российский контекст. // Философские науки. М., 2007. — № 4. — 1,0 п.л.
  137. В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социальной философской мысли: сопоставительный анализ / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук: 09.00.11. — М., 2008. 52 с.
  138. .И. В.О. Ключевский и Б. Н. Чичерин //В.О. Ключевский: Характеристики и воспоминания. М.: Книгоизд-во «Научное слово», 1912. — С.69−93.
  139. Г. Законы подражания. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1892. — С. 89−93.
  140. A.A. Обоснование свободы, права и правовой свободы в критической философии И. Канта / Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. филос. наук: 09.00.03. Мурманск, 2007. — 26 с.
  141. A.B. Человек и история в философии К.Д. Кавелина / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: 09.00.03. Тверь, 2009. -24 с.
  142. А.И. Философские и методологические проблемы исторического познания. М., 1982.
  143. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -М., 2000.-С. 171.
  144. Ю. Философский дискурс о модерне. — М.: Весь мир, 2003. С. 372.
  145. О. Мораль, лишенная морали: к этике современной политики // Политическая философия в Германии: Сб. статей / Издатели: v>
  146. О. Хеффе, И. Изензее. Пер. с нем. М.: Современные тетради, 2005. — С. 287−302.
  147. C.B. Эволюция воззрений B.C. Соловьева на роль немецкой классической философии в решении проблемы взаимосвязи морали иправа // Вестник Тверского государственного университета. — Серия: Философия. 2009. — №. 42. — С. 57−69.
  148. Э.Р. Правовое и социальное государство в современном индустриальном обществе // Политическая философия в Германии: Сб. статей / Издатели: О. Хеффе, Й. Изензее. Пер. с нем. М.: Современные тетради, 2005. — С. 166−190.
  149. В.А. Социально-философские взгляды Кавелина // Русская философия: Многообразие в единстве: Материалы VII Российского симпозиума историков русской истории. М., 2001. — С. 225−227.
  150. П.Я. Философические письма // Полн. собр. соч. и избр. письма. Т.1. — М.: Наука, 1991. — С. 323−350.
  151. .Н. Воспоминания // Русские мемуары. Избранные страницы / Сост. И. И. Подольский. М.: Правда, 1990. — С. 148 — 306.
  152. .Н. Курс государственной науки. 4.1. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. — С. 3−161.
  153. .Н. Собственность и государство. 4.1. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1882. — С. 3−31.
  154. .Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. — 656 с.
  155. А.Н. С.М.Соловьев и В. О. Ключевский // Вопросы истории. -2000. -№ 3.-С. 146−155.
  156. П.С. Позитивизм в России XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1980.-416 с.
  157. Р. Мораль и насилие // Политическая философия в Германии: Сб. статей / Издатели: О. Хеффе, И. Изензее. Пер. с нем. М.: Современные тетради, 2005. — С. 256−274.
  158. И.Х. Социологические взгляды В.О. Ключевского. Ав-тореф. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. (09.00.03). — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1974. — 25 с.
  159. Г. И. Выступление B.C. Соловьева против позитивистов и студенты Петербургского университета // Российские университеты в XIX начале XX века: Сб. науч. статей. — Вып. 2. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ГУ, 1996. — С. 139−155.
  160. И .Я. Философия и социология русского народничест-/ва. М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 3, 278.
  161. Л 72. Яковенко В. И. Огюст Конт: его жизнь и философская деятель/ ность. СПб.: Тип. тов-ва «Обществ. Польза», 1899. — 110 с.
  162. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1. — Cambridge: Polity Press, 1995. P. 285−286.
  163. Kant Im. Rechtslehre. Schriften zur Rechtsphilosophie. Berlin, 1988.
  164. Вагу B. The Liberal Theory of Justice. Oxford: Clarendon Press, 1973. -168 p.
  165. Bubner R. The Innovations of Idealism. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  166. Copleston F. A History of Philosophy. Vol. VI. New York: Douleday, 1994. — 509 p.
  167. Mulhal S., Swift A. Liberals and communitarians. Oxford: Blackwell, 1992.-30 p.
  168. Rawls J. Lectures on the History of Political Philosophy. Cambridge: Harvard University Press, 2007. — 476 p.
  169. Rawls J. Liberty, Equality, and Law. Salt Lake City: University of Utah Press, 1987.-205.
  170. Rawls J. Political Liberalism. N.Y.: Columbia University Press, 1993.-401 p.
  171. Russian Philosophy, Ed. by J.M. Edie. Chicago, 1965. — 427 P.
  172. Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979. — 315 P.
  173. Walzer M. The Communitarian Critique of Liberalism // New Communitarian Thinking: Persons, Virtues, Institutions and Communities. Ed. by A. Etzioni. Charlottesville: Quadrangle Books, 1996. — P. 56−73.
Заполнить форму текущей работой