Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и исследование методов и средств комплексной диагностики смазываемых узлов трения газотурбинных двигателей по параметрам продуктов износа в масле

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из самых распространенных и опасных видов износа узлов трения при качении является питтинг (усталостное выкрашивание) контактных поверхностей. Началом процесса питтинга является пластическая деформация поверхности и образование на поверхностях трения усталостных микротрещин. При этом, вплоть до появления первой каверны усталостного выкрашивания, единственным видом образующихся частиц… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень условных обозначений
  • Введение.Ю
  • Глава 1.
  • Обзор литературы и современное состояние трибодиагностики технического состояния авиационных двигателей и агрегатов
    • 1. 1. Теоретические основы трибодиагностики технического состояния авиационных двигателей и агрегатов
      • 1. 1. 1. Уравнение связи концентрации частиц износа в масле и скорости изнашивания поверхностей трения без учета эффективности фильтрации
      • 1. 1. 2. Классификация частиц износа, образующихся при изнашивании смазываемых узлов трения
        • 1. 1. 2. 1. Нормальное изнашивание — изнашивание отслаиванием
        • 1. 1. 2. 2. Образование частиц изнашивания при микрорезании
        • 1. 1. 2. 3. Частицы износа, образующиеся в результате усталостного w выкрашивания при трении качения
        • 1. 1. 2. 4. Частицы износа, образующиеся при задире
        • 1. 1. 2. 5. Распределение размеров частиц износа — один из возможных критериев оценки технического состояния смазываемых узлов трения
    • 1. 2. Методы и средства лабораторной трибодиагностики смазываемых узлов трения
      • 1. 2. 1. Спектральные методы исследования продуктов износа в смазочных маслах
        • 1. 2. 1. 1. Методы калибровки спектральных средств лабораторной трибодиагностики
      • 1. 2. 2. Феррографический метод исследования продуктов износа в смазочных маслах
    • 1. 3. Встроенные системы предупреждения аварийного износа
      • 1. 3. 1. Магнитные пробки и фильтры сигнализаторы — простейшие системы предупреждения аварийного износа
      • 1. 3. 2. Электронные системы предупреждения аварийного износа смазываемых узлов трения
    • 1. 4. Методы исследования смазывающей способности авиационных масел
    • 1. 5. Цель и задачи исследования
  • Глава 2. Некоторые теоретические аспекты процессов изнашивания и трибодиагностики смазываемых узлов трения авиационных двигателей и агрегатов
    • 2. 1. Уравнение динамики загрязнения маслосистемы ГТД продуктами износа
    • 2. 2. Уравнение связи концентрации и скорости образования частиц износа для авиационных агрегатов с фитильной системой смазки
    • 2. 3. Гипотетическая модель образования сферических частиц износа в усталостных микротрещинах
    • 2. 4. Кавитационная модель развития усталостного изнашивания смазываемых
  • W поверхностей трения авиационных двигателей и агрегатов
  • Глава 3. Развитие средств и методов лабораторной трибодиагностики
    • 3. 1. Испытание первых опытных образцов модифицированного для целей трибодиагностики рентгено-флуоресцентного анализатора БАРС-ЗД
    • 3. 2. Испытания рентгено-флуоресцентного спектрометра «Спектроскан»
    • 3. 3. Методика приготовления градуировочных образцов для рентгено-флуоресцентного анализа
    • 3. 4. Развитие средств феррографического анализа масла. Методика оценки
    • 1. интенсивности износа
      • 3. 5. Обоснование необходимости комплексного подхода к трибодиагностике
  • Глава 4. Разработка и испытания электронной системы предупреждения аварийного износа с магнитоуправляемым контактным датчиком СПАИ
    • 4. 1. Анализ особенностей работы датчика
    • 4. 2. Расчет датчика и оценка сил магнитного притяжения частиц
    • 4. 3. Лабораторные испытания первоначального варианта СПАИ
    • 4. 4. Разработка конструкции системы предупреждения аварийного износа
  • СПАИ по результатам предварительных испытаний
  • Глава 5. Опыт применения трибодиагностики для оценки технического состояния авиационных двигателей и агрегатов
    • 5. 1. Результаты оценки технического состояния подшипника КВД двигателя ПС-90А методами трибодиагностики при его ресурсных испытаниях
    • 5. 2. Применение трибодиагностики при доводке механизма перестановки стабилизатора самолета ЯК
    • 5. 3. Применение методов трибодиагностики для оценки технического состояния авиационных турбохолодильников
    • 5. 4. Комплексная трибодиагностика авиационных двигателей
  • Глава 6. Применение методов трибодиагностики для оценки смазывающей способности авиационных масел
    • 6. 1. Методы и средства исследования смазывающей способности масел
    • 6. 2. Сущность комплексного метода оценки смазывающей способности авиационных масел, использующего принципы трибодиагностики
    • 6. 3. Методы оценки противоизносных и противозадирных свойств масел на приборе ПТВР
      • 6. 3. 1. Прибор трения валик-ролик ПТВР
      • 6. 3. 2. Контактные напряжения в зоне трения прибора ПТВР
    • 6. 4. Сущность метода сравнительной оценки способности авиационных масел противостоять кавитационной эрозии поверхностей трения в тонкой смазочной пленке
    • 6. 5. Метод оценки противоизносных и противозадирных свойств масел на редукторной установке Ш
    • 6. 6. Результаты экспериментальных исследований
      • 6. 6. 1. Результаты исследования масел на приборе трения валик-ролик ПТВР
      • 6. 6. 2. Результаты экспериментальных исследований способности масел противостоять кавитационной эрозии поверхностей трения в тонких смазочных пленках
      • 6. 6. 3. Результаты экспериментальных исследований смазывающих свойств масел на редукторной установке Ш-3 по концентрации продуктов износа в масле
      • 6. 6. 4. Анализ результатов оценки смазывающей способности масел по комплексному методу

Разработка и исследование методов и средств комплексной диагностики смазываемых узлов трения газотурбинных двигателей по параметрам продуктов износа в масле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Безопасность полетов авиационной техники в значительной степени определяется уровнем надежности, заложенной при ее проектировании и производстве, а также эффективностью средств и методов диагностики ее технического состояния, обеспечивающих раннее обнаружение дефектов, возникающих в процессе эксплуатации.

Опыт эксплуатации газотурбинных двигателей (ГТД) в России показывает, что до 31%, а по данным фирмы Роллс-Ройс до 55%, от общего числа отказов двигателей приходится на узлы трения и диагностируется методами трибодиагностики по параметрам продуктов износа в масле.*.

Это обстоятельство обуславливает важную роль, которую должна играть трибодиагностика (контроль параметров продуктов износа в масле) в общей системе диагностики ГТД.

Трибодиагностику условно можно разделить на две составные частибортовую и лабораторную. Бортовая трибодиагностика необходима для предупреждения о дефекте узлов трения во время работы двигателя за небольшой период времени до возникновения опасности их разрушения, т. е. является средством контроля состояния.

Лабораторная трибодиагностика предназначена для долгосрочного прогнозирования дефекта и определения его местонахождения в системе смазки.

В качестве бортовых средств трибодиагностики в основном используются сигнализаторы стружки в масле, фильтры сигнализаторы и магнитные пробки, которые не обеспечивают достаточной достоверности информации о состоянии смазываемых узлов трения из-за накопительного принципа действия, выбранного при их разработке. далее просто трибодиагностика.

В последнее время в качестве бортовых средств трибодиагностики находят все большее распространение автоматизированные системы предупреждения аварийного износа, основанные на различных физических принципах. Наибольший интерес представляют исследования и разработки фирм Vikers (Tedeco), GasTOPS, НПО «Сатурн», ГАНГ им. И. М. Губкина.

До недавнего времени для лабораторной трибодиагностики в эксплуатации.

W w тч авиационнои техники применялся только спектральный анализ масла. В качестве критерия оценки технического состояния смазываемых узлов трения используется концентрация металлов в масле, для которой устанавливаются значения повышенной концентрации (ПК), при достижении которой двигатель ставится на особый контроль, и предельно-допустимая концентрация (ПДК), при которой двигатель снимается с эксплуатации.

Большой вклад в развитие спектрального анализа для трибодиагностики смазываемых узлов трения в России внесли работы, проведенные во ВНИИЖТ, 13-м институте ВВС, ЦИАМ им. П. И. Баранова, ГАНГ им. И. М. Губкина, ГОСНИИГА, НИИ ВВС, НПО «Сатурн», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Аэрофлот».

Однако, при применении для трибодиагностики только спектрального анализа, из-за ограниченности информации, имеют место случаи необоснованного съема двигателя или, наоборот, пропуска неисправности.

Можно привести следующий пример, когда применение только спектрального анализа может привести к необоснованному съему двигателя. При попадании в маслосистему песка возрастает интенсивность гидроабразивного износа, что естественно приводит к быстрому росту концентраций металлов в масле, значения которых могут достигать предельно-допустимых. Если исследование проб масла проводится на спектральных приборах, не определяющих содержание кремния (рентгеновские), то двигатель может быть снят с эксплуатации, хотя его узлы трения находятся в удовлетворительном техническом состоянии. В этом случае для дальнейшей эксплуатации двигателя достаточно осуществить промывку маслосистемы и смену масла.

Случай пропуска неисправности из-за недостатка информации при применении для трибодиагностики только спектрального анализа можно продемонстрировать на следующем примере.

Одним из самых распространенных и опасных видов износа узлов трения при качении является питтинг (усталостное выкрашивание) контактных поверхностей. Началом процесса питтинга является пластическая деформация поверхности и образование на поверхностях трения усталостных микротрещин. При этом, вплоть до появления первой каверны усталостного выкрашивания, единственным видом образующихся частиц износа, попадающим в масло, являются сферические частицы размером 2−5 мкм, весовой вклад которых в общую массу образующихся при нормальном износе частиц составляет несколько процентов, что соизмеримо с ошибкой измерения используемого при диагностике спектрального оборудования, поэтому процесс образования на поверхностях трения усталостных микротрещин не может контролироваться спектральным анализом.

Дальнейшее неконтролируемое развитие усталостных микротрещин приводит к усталостному выкрашиванию поверхностей, которое может быстро привести к разрушению подшипников качения. Причем период времени между моментом образования первой язвины усталостного выкрашивания и разрушением подшипника может быть меньше периода между отборами проб масла для трибодиагностики, установленного регламентом, и, следовательно, такое разрушение в некоторых случаях не диагностируется спектральным анализом. Это, в частности, относится к межвальному подшипнику двигателя типа Д-ЗОКУ.

Из приведенных примеров следует, что частицы износа, находящиеся в смазочном масле, несут гораздо больше информации о процессах износа в узлах трения, чем ее используется при применении для трибодиагностики только спектрального анализа масла.

К параметрам, несущим эту информацию, относятся распределение размеров частиц износа, форма, соотношение размеров и состав отдельных частиц, состояние их поверхностей, наличие в масле различных механических примесей неметаллического происхождения, образующихся в процессе работы узла трения или попадающих в маслосистему из вне.

Решение проблемы повышения надежности двигателей и агрегатов путем наиболее полной регистрации и анализа всех этих параметров, заложенное в комплексном подходе к трибодиагностике, позволит значительно повысить достоверность результатов оценки технического состояния смазываемых узлов трения ГТД и приобретает особую важность и актуальность при переходе к эксплуатации авиационной техники по техническому состоянию.

Большое влияние на долговечность смазываемых узлов трения оказывает качество смазочных материалов, применяемых в авиационных двигателях и агрегатах, особенно его смазочные свойства. Автором решена проблема v численной оценки смазывающей способности масел путем разработки методов с применением опыта трибодиагностики.

Разработка методов и средств комплексной трибодиагностики технического состояния смазываемых узлов трения и численной оценки смазывающей способности масел весьма актуальна.

Актуальность темы

диссертации подтверждается тем, что она связана с выполнением планов работ по:

1. Программе развития Гражданской авиации до 2000 г., утвержденной Правительством РФ 11.06.92 г. N Г4-П10−4-756.

2. Целевой комплексной программе по разработке и внедрению отраслевой системы диагностического обслуживания газотранспортного оборудования v компрессорных станций РАО «ГАЗПРОМ» до 2000 г.

Научной новизной обладают следующие результаты, полученные в диссертации:

1. Математическая модель, устанавливающая соотношение между интенсивностью изнашивания смазываемых узлов трения двигателя и концентрацией частиц износа в масле, учитывающая эффективность фильтрации, параметры маслосистемы и ее тип.

Получено выражение для равновесной концентрации частиц износа в масле. Указанная модель является основополагающей при разработке методов трибодиагностики для различных систем смазки.

2. Модель процесса образования сферических частиц износа в усталостных микротрещинах. Появление сферических частиц размером 2−10 мкм в маслепервый признак образования усталостных микротрещин на поверхностях трения при качении. Экспериментально установлено, что сферические частицы образуются не только при развитии усталостных микротрещин в подшипниках качения, но и в зубчатых зацеплениях в области делительной окружности шестерен. Диаметр этих частиц в зубчатых зацеплениях составляет 5−15 мкм, в то время, как в подшипниках качения диаметр сферических частиц, появляющихся в масле при образовании на телах качения усталостных микротрещин, не превышает 5 мкм.

3. Модель, объясняющая влияние кавитации в зоне контакта трущихся пар на усталостное выкрашивание поверхностей, а также влияние кавитационных явлений в усталостных микротрещинах на расклинивающее действие смазочных масел.

4. Принцип действия системы предупреждения аварийного износа смазываемых узлов трения ГТД с самосбрасывающим датчиком, исключающая «ложные срабатывания», на котором была разработана система СПАИ-2 (Патент № 2 131 552 от 10.06.99).

5. Способ подачи масла на предметное стекло в аналитической феррографии (А.А. № 1 691 714 от 15.07.91), исключающий потерю информации из-за неполного поступления частиц износа на феррограмму или их разрушения в процессе подачи масла, позволивший разработать аналитические феррографы ОМ-1 иФАН-1.

6. Метод сканирования феррограмм, позволяющий оценивать изменение интенсивности изнашивания узлов трения, на базе которого разработано устройство анализа феррограмм ДКС-1.

7. Методы оценки противоизносных, противозадирных и противопиттинговых свойств масел с применением принципов трибодиагностики, позволяющих проводить инструментальную, количественную оценку смазывающей способности масел (А.С. № 422 112 от 08.05.88, А.С. № 635 068 от 15.11.90), для реализации которых разработано, изготовлено и испытано соответствующее оборудование.

По результатам исследований реализованы:

— бортовая система предупреждения аварийного износа узлов трения ГТДпрошла испытания в АО «Авиадвигатель» и ЛИИ им. М. М. Громова;

— аналитический феррограф ОМ-1- внедрен в АО «Аэрофлот», АО"Авиадвигатель", НИИ ВВС, НПО им. В. Я. Климова, МВЗ им. М. Л. Миля,.

ИТЦ «Оргтехдиагностика» РАО «ГАЗПРОМ»;

— аналитический феррограф ФАН-1- внедрен в а/к «Внуковские авиалинии»;

— автоматическое устройство считывания феррограмм ДКС-1- внедрено в АО «Авиадвигатель», АО «Аэрофлот», а/к «Внуковские авиалинии», ИТЦ «Оргтехдиагностика» РАО ГАЗПРОМ;

— атласы частиц износа для двигателей АЛ-31, ПС-90А, Д-30-КУ, КП;

— методика расшифровки феррограмм с помощью автоматического считывающего устройства;

— методика МЦ-22−87 сравнительной оценки способности авиационных масел противостоять кавитационной эрозии поверхностей трения в тонкой смазочной пленке;

— методика оценки противоизносных свойств масел на установке Ш-3 с применением комплекса приборов «Феррограф» ;

— методика оценки противоизносных свойств авиационных масел на приборе трения валик-ролик (ПТВР).

По результатам работы опубликовано 24 печатных работ, получено 3 авторских свидетельства, один патент. Автор награжден серебряной медалью ВДНХ СССР (1990 г.).

Работа содержит 6 глав.

В первой главе представлен обзор литературы и анализ современного состояния трибодиагностики смазываемых узлов трения авиационных двигателей и агрегатов, сформулированы цель и задачи исследования.

Во второй главе приведена математическая модель, описывающая связь между интенсивностью изнашивания поверхностей трения и концентрацией частиц износа в масле.

Рассмотрены основные критерии оценки технического состояния смазываемых узлов трения ГТД.

Рассматривается предложенная автором гипотеза образования сферических частиц износа, являющихся критерием появления и развития усталостных микротрещин на контактных поверхностях при трении качения.

Установленные во второй главе дополнительные критерии определяют состав комплексной системы трибодиагностики.

Третья глава посвящена комплексной лабораторной системе раннего обнаружения дефектов узлов трения двигателя.

Определен и обоснован состав комплексной лабораторной, системы трибодиагностики. Разработаны аналитические феррографы ОМ-1 и ФАН-1, автоматическое устройство считывания феррограмм, разработано методическое обеспечение для указанных приборов, представлены результаты испытаний феррографического и спектрального оборудования комплексной лабораторной системы трибодиагностики.

Четвертая глава посвящена вопросам разработки бортовых систем предупреждения аварийного износа смазываемых узлов трения ГТД. Показано, что разработанная в настоящей работе система СПАИ-2 не уступает или превосходит все существующие аналоги по чувствительности и достоверности получаемой информации.

В пятой главе представлены некоторые результаты применения комплексной лабораторной системы трибодиагностики при эксплуатации и испытаниях авиационной техники.

Представлены результаты применения комплексной системы трибодиагностики при испытаниях подшипника КВД двигателя ПС-90А, механизма перестановки стабилизатора самолета ЯК-42, оценки технического состояния авиационных турбохолодильников. Также представлен опыт трибодиагностики двигателей ПС-90А и Д-30КУ, КП в эксплуатации.

Шестая глава посвящена прикладному применению комплексной лабораторной системы трибодиагностики для исследования эксплуатационных свойств авиационных масел. Приведены разработанные автором методы оценки противоизносных, противопиттинговых и противозадирных свойств масел.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. На основании анализа опыта эксплуатации отечественных и зарубежных авиационных двигателей и агрегатов обоснована необходимость комплексного подхода к диагностике узлов трения с одновременным использованием феррографического и спектрального анализа продуктов износа в масле. Повышение объема информации о процессах изнашивания смазываемых узлов трения, получаемой при этом, позволяет более достоверно оценивать их техническое состояние, что особенно важно при переходе на эксплуатацию техники по состоянию. Предложенный комплексный подход к диагностике узлов трения может использоваться не только в авиации, но и других отраслях техники.

2. Предложена экспериментально подтвержденная математическая модель, определяющая динамику изменения концентрации частиц износа в масле в зависимости от интенсивности изнашивания узлов трения и параметров маслоситемы ГТД для различных типов маслосистем двигателей и агрегатов.

3. На основании проведенных экспериментальных исследований предложена модель образования сферических частиц износа в усталостных микротрещинах на поверхностях трения при качении. Появление и увеличение количества сферических частиц износа в масле является диагностическим признаком начала процесса усталостного выкрашивания.

Экспериментально установлено, что сферические частицы образуются не только при развитии усталостных микротрещин в подшипниках качения, как считалось ранее, но и в зубчатых зацеплениях в области делительной окружности шестерен. Диаметр этих частиц в зубчатых зацеплениях составляет 5−15 мкм, в то время, как в подшипниках качения диаметр сферических частиц, появляющихся в масле при образовании на телах качения усталостных микротрещин, не превышает 5 мкм.

4. На основании предположения о том, что в условиях упругогидродинамическбй смазки, являющейся необходимым условием нормальной работы узлов трения ГТД, основной вклад в развитие усталостного выкрашивания вносит кавитационная эрозия контактирующих поверхностей, разработана модель развития усталостных микротрещин на поверхностях трения узлов авиационных двигателей и агрегатов. Согласно этой модели основной вклад в интенсивность развития микротрещин, наряду с расклинивающим действием смазки, вносят кавитационные явления в микротрещинах.

5. Разработан метод исследования кавитационной эрозии в тонких смазочных пленках с применением принципов трибодиагностики (А.с. № 1 422 112 от 08.05.88 г.).

Проведены экспериментальные исследования влияния свойств авиамасел и условий эксплуатации на интенсивность кавитационной эрозии поверхностей трения и проведена оценка возможности создания: присадок к маслам, снижающих интенсивйость кавитационного изнашивания. Метод позволяет оценивать динамику кавитационной эрозии в зависимости от условий работы масла.

6. Предложен новый принцип действия самосбрасывающего, магнитоуправляемого, контактного датчика количества частиц износа в масле, в котором критерием оценки концентрации частиц является частота срабатывания датчика (сброса частиц износа), на основании которого разработана, изготовлена и испытана принципиально новая бортовая система предупреждения аварийного износа смазываемых узлов трения ГТД СПАИ-2 (патент № 2 131 552 от 10.06.99 г.), позволяющая выявлять дефекты на ранней стадии их развития, исключить ложные срабатывания системы предупреждения аварийного износа.

7. Предложен новый принцип подачи пробы масла на феррограмму, в отличие от существующих аналогов исключающий потерю информации при приготовлении феррограмм (А.С. № 1 691 714 от 15.07.91 г.), на основании которого разработаны и внедрены в эксплуатацию ГТД два поколения отечественных аналитических феррографов.

Разработаны метод и прибор для оценки интенсивности изнашивания при анализе феррограмм.

8.Разработаны атласы частиц износа для авиадвигателей Д-30КУ, КП, ПС-90А и АЛ-31Ф, позволяющие производить оценку технического состояния указанных двигателей при применении для трибодиагностики феррографического анализа масла.

9. Разработаны инструментальные методы исследования противоизносных и противозадирных свойств авиамасел с использованием для оценки интенсивности изнашивания принципов трибодиагностики, а также универсального измерителя параметров металлического контакта (А.с. № 1 635 068 от 15.11.90 г.), позволяющие сократить время проведения испытаний, исследовать динамику изменения указанных свойств при изменении условий эксплуатации, что невозможно осуществить ранее известными методами.

10. Разработанные методы и средства трибодиагностики внедрены в ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Аэрофлот», а/к «Внуковские авиалинии», ЛИИ им. М. М. Громова, НПО им. В. Я. Климова, МВЗ им. М. Л. Миля, НИИВВС, РАО «ГАЗПРОМ».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиационные зубчатые передачи редукторов: Справочник/ Под ред. Булгакова Э. Б., — М.: Машиностроение, 1981. — 321 с.
  2. К.В., Клюев В. В. и др. Рентгенотехника: Справочник/ М.: Машиностроение, 1980. 284 с.
  3. Р.Д., Хэмит Ф. Численный анализ явления схлопывания кавитационного пузырька в вязкой сжимаемой жидкости// Тр. амер. о-ва инженеров механиков. Теорет. основы инж. Расчетов, 1965, № 4, С. 54−59.
  4. А.С. Молекулярная физика граничного трения. Гос. изд. физ.-матем. лит., 1963.-345 с.
  5. М.Д., де Ги А. О механизме разрушения пленки смазки в точечных контактах при скольжении стальных поверхностей// Проблемы трения и смазки, 1976, № 4. с. 51−69.
  6. М.Д., Соломенко И. И. О смазывающей способности масел в диспергированном состоянии/ В кн. Теория смазочного действия и новые материалы. М.: Наука, 1965. — С. 171−182.
  7. И.А. К математической теории технической диагностики// Проблемы надежности в строительной технике/ Вильнюс. — 1968. — С. 10−14.
  8. Э.Д. Построение моделей сложных систем в трибонике// Сб.: Оптимальное использование фрикционных материалов в узлах трения машин. -М.: Наука, 1973.-С. 65−71.
  9. Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе А. В. Моделирование трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982. — 191 с.
  10. Ю.Брицке М. Э. Атрмно-абсорбционный спектрохимический анализ. М.: Химия, 1982. -224 с.
  11. П.Буше Н. А., Двосинка В. А., Абрамов П. Г. Оценка влияния различных факторов на образование режима полужидкостного трения/ Сб.: Трение и износ в машинах. Изд. АН СССР, 1962, № 15. — С. 152.
  12. И.А. Методы и средства трибологических испытаний// Химия и технология топлив и масел, 1994, № 3. С. 29−40.
  13. Д. Введение в динамику жидкости. М.: Мир, 1973. — 758 с.
  14. В.А., Веников Г. В. Теория подобия и моделирования. М.: Высшая школа, 1984. — 439 с.
  15. Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1964. — 281 с.
  16. Е.С., Овчаров JI.A. Теория вероятностей. М.: Наука, 1973. — 311 с.
  17. А.В., Гутенев Б. С., Городецкий Г. В. Влияние противопиттинговых свойств смазочных масел на долговечность подшипников качения// Вестн. машиностроения, 1971, № 2. С. 33−35.
  18. Г. В., Подольский Ю. Я., Корепова Н. В. Условия и виды заедания при трении закаленной стали в углеродных смазочных средах// Машиностроение, 1965, № 5. С. 109−114.
  19. Г. В. О температурном методе оценки противозадирной характеристики нефтяных масел/ В кн.: Проблемы трения и изнашивания. -Киев, 1971, вып. 7. С. 31−36.
  20. Р., Хэммит Ф. Кавитационное разрушение и зависимость от свойств материала и жидкости// Тр. амер. о-ва инженеров механиков. Теорет. основы инж. расчетов, 1967, № 4. С. 38−41.
  21. Д.Н. Связь характеристик поверхностного слоя деталей машин и их износостойкость/ В кн.: Основные вопросы надежности и долговечности машин. М.: МАТИ, 1969. — С. 121−148.
  22. В.Е. Теорий вероятностей и математическая статистика. М.: Высш. школа, 1977.-379 с.
  23. М.А., Бунаков Б. М., Коган Б.М.// Трение и износ, 1981, Т. 2, № 4. -С. 644−648.
  24. С. Система трибодиагностики QDM с количественным контролем металлических частиц в масле// Энергодиагностика -95. Тр. междунар. конф. -М., 1995. — Т. 3.- С. 355−358.
  25. .С., Виленкин А. В., Новосартов Г. Т., Безсонов A.M. Сокращение продолжительности испытаний подшипников качения при оценке влияния смазочных масел на их долговечность// Вестн. машиностроения, 1982, № 2. -С. 18−20.
  26. В.В., Чупин Ю. Н. Характеристики процессов трения и изнашивания материалов и их определение на лабораторных стендах. М.: МИХМ, 1990. -32 с.
  27. И.М. Диагностика остаточной работоспособности авиационных двигателей по результатам анализа проб масел// Энергодиагностика-95. — Тр. междунар. конф. — М. -1995. — Т. 3. — С. 289−292.
  28. .В., Кусаков М. М. К вопросу об определении понятия и величины расклинивающего давления и его роли в статике и кинетике тонких слоев жидкостей// Коллоидный журнал, 1955,17, № 3. С. 207.
  29. .В., Лазарев В. П. Проволочный прибор для оценки .смазочной способности масел в условиях граничной смазки// Тр. 2-й Всесоюзн. конф. по трению и износу в машинах. Изд. АН СССР, 1947, 1Д, — С. 79.
  30. Ю.Н., Арчегов В. Г., Смирнов В. И. Противозадирная стойкость трущихся тел. М.: Наука, 1981. — 139 с.
  31. Ю.Н., Павлов В. Г., Пучков В. Н. Трение и износ в экстремальных условиях. М.: Машиностроение, 1986. — 224 с.
  32. Ю.Н., Рещиков В. Ф. О коэффициенте трения и толщине масляной пленки в тяжелонагруженном контакте// Вестн. машиностр., 1968, № 12. С. 9−12.
  33. ЗЗ.Зарицкий С. П., Степанов В. А., Тулупов И. Ф. Сравнительный анализ характеристик датчиков систем контроля содержания частиц износа в масле//
  34. Энергодиагностика-95. Тр. междунар. конф. -М., 1995. — Т. 3. — С. 293−306.34.3арицкий С.П., Степанов В. А., Тулупов И. Ф. Система комплексной трибодиагностики смазываемых узлов трения турбомашин// Конверсия в машиностроении, 1995, № 1. С. 17−19.
  35. Ю.С., Заславский Р. Н. Механизм действия противоизносных присадок к маслам. М.: Химия, 1978. — 224 с.
  36. Ю.С., Авдеенко С. П., Кирсанов В. Ю., Морозова И. А., Степанов В. А. Некоторые аспекты исследования противоизносной эффективности масел и присадок// Химия и технология топлив и масел. 1985, № 12. — С. 37−45.
  37. И.И., Бершадский Л. И. Вопросы разработки классификаторов триботехнических свойств. М.: ВНИИКИ, 1989. — 52 с.
  38. А.В., Грибовская И. Ф. Методы оптической спектроскопии и люминесценции в анализе природных и сточных вод. М.: Химия, 1987.-21 с.
  39. Н.Б., Кариенко Г. В. К вопросу о влиянии поверхностно-активных веществ на зарождение первичной контактной усталостной трещины// ДАН СССР. 1968. — Т. 183, № 1. — С. 28−35.
  40. Р., Дейли Дж., Хэммит Ф. Кавитация. М.: Мир, 1974. — 687 с.
  41. Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин. М.: Машиностроение, 1976. — 303 с.
  42. М.В. О некоторых вопросах эластореологии, имеющих приложение в теории трения// В кн.: Новое о смазке в машинах. М.: Наука, 1964.-С. 68−165.
  43. .И. Износостойкость деталей машин. М.: Машгиз, 1950. — 412 с.
  44. .И. Основные положения теории изнашивания деталей машин. -К.:КИГВФ, 1958.-435 с.
  45. .И., Запорожец В. В. Исследование процессов внешнего трения в связи с тонкой структурой и типами связей твердых тел. Киев.: КИГВФ, 1964. — 303 с.
  46. .И. Сопротивление изнашиванию деталей машин. М.: Машгиз, 1959.-286 с.
  47. И.В. Трение и износ. М.: Машгиз, 1968. — 480 с.
  48. И.В. Об условиях деформирования на поверхностях трения// Сухое трение. ИзД. АН Латв. ССР, 1961. — 211 с.
  49. И.В., Щедров B.C. Развитее науки о трении. М.: АН СССР, 1956. — 399 с.
  50. И.В., Чичинадзе А. В., Харач Г. М. Применение теплостойких фрикционных материалов в машиностроении. М.: ЦИНТИМАШ, 1963.- 192 с.
  51. И.В., Виноградова И. Э. Коэффициенты трения. М.: Машгиз, 1962. -243 с.
  52. И.В., Михин Н. М. Узлы трения машин. М.: Машиностроение, 1984.-280 с.
  53. Ю.С. Анализ минеральных смазочных масел на спектрометре «Спектроскан»// Эйергодиагностика-95. — Тр. междунар. конф.- М., 1995. — Т. 3.-С. 346−353.
  54. И.И. Некоторые задачи упругогидродинамической теории смазки легко нагруженного контакта// Изв. АН СССР, 1981, № 3.- С. 81−95.
  55. И.И. Влияние смазки и несовершенств структуры материала на возникновение пштйнга. М., 1984. — С.31−46. — (Тр. ВНИИНП).
  56. Ю.Я., Семененко К. А., Зоров Н. Б. Методы спектрального анализа. -МГУ, 1990. 213 с.
  57. С.К., Эмиссионный спектральный анализ нефтепродуктов. М.: Химия, 1969. — 296 с.
  58. Н.Ф., Смагунова А. Н. Основы рентгено-спектрального анализа. М.: Химия, 1982.-281 с.
  59. .В. Атомно-абсорбционный спектральный анализ. М.: Химия, 1966.392 с.
  60. .Р., Ларионов С. В., Федоров В. К. Результаты опытно-промышленной эксплуатации бортовых систем трибодиагностики компрессорного оборудования АГНКС// Энергодиагностика-98″. — Тр. междунар. конф. — М., 1999. — Т. 3. — Ч. 2. — С. 3−9.
  61. P.M. Температурная стойкость смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971. — 227 с.
  62. P.M., Буяновский И. А., Лазовская О. В. Противозадирная стойкость смазочных сред при трении в режиме граничной смазки. М.: Наука, 1978.-200 с.
  63. P.M., Лашхи В. Л., Буяновский И. А. и др. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний. М.: Машиностроение, 1989. — 224 с.
  64. Машиностроение. Энциклопедия./ Ред. совет: К. В. Фролов (пред.), Т. Н. Решетов, А. П. Гусенков, Ю. Н. Дроздов и др.// М.: Машиностроение, 1995. — 864 с.
  65. Л.Г., Зимина К.И./ Применение спектрального анализа масел для повышения надежности и долговечности машин и механизмов.// Изд. Моск. дома науч. и техн. пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского, 1965. — С. 108.
  66. Л.Г., Зимина К.И.// Новости нефтяной и газовой техники. Сер. Нефтепереработка й нефтехимия, 1961.- № 8. С. 15−18.
  67. Методы оценки противозадирных и противоизносных свойств смазочных материалов// Под. рёд. М. М. Хрущова и Р. М. Матвеевского. М.: Наука, 1969. -230 с.
  68. Мур Д. Основы и применение трибоники. М.: Мир, 1978. — 153 с.
  69. Н.К., Холрдилов О. В. Диагностика изнашивания трибосопряжений// Трибология и надежность машин. М.: Наука, 1990, С. 31−43.
  70. С.Ф., Эллис Ф. Т. О механизме кавитационных разрушений неполусферическими пузырьками, смыкающимися при контакте с твердой пограничной поверхностью// Тр. амер. о-ва инженеров механиков. Техн. Механика, 1961, № 4, 204. С. 452−459.
  71. В.В., Саврук М. П., Дацишин А. П. Распределение напряжений около трещин в пластинах и оболочках. К: Наук, думка, 1976. — 244 с.
  72. А.И., Данилов В. Д. Влияние приработки контактирующих поверхностей на их противозадирную стойкость при качении со скольжением// Вестн. машиностр., 1975, № 5. С. 33−35.
  73. А.И. Зубчатые передачи.// В кн.: Детали машин. Расчет и конструирование. — М.: Машиностроение, 1969, Т. 3. — С. 15−157.
  74. М. Влияние температуры на кавитационное изнашивание// Тр. амер. о-ва инженеров механиков. Теорет. основы инж. Расчетов, 1967, № 1. С. 5157.
  75. В. Аналитическая атомно-абсорбционная спектроскопия: Пер. с англ./ Под ред. Б. В. Львова. М.: Химия, 1971. — 296 с.
  76. А. А. Новейший анализатор масел фирмы БЭРД// -Энергодиагностика^. Тр. междунар. конф. — М., 1995. — Т. 3. — С. 234−236.
  77. Г. А., Жуковский А. Н., Мейер А. В. Высокочувствительный рентгено-флуоресцейтный анализ на базе полупроводниковых спектрометров. -Л.: ЛГУ, 1986. 169 с.
  78. П.А., Петрова Н. И. Физико-химические основы явления износа трущихся поверхностей и смазки при высоких давлениях// Тр. Всесоюз. конф. по трению и износу в машинах. — Изд. АН СССР, 1939. — С. 484.
  79. Рентгено-флуоресцентный анализ// Под ред. Х.Эрхардта. — М.: Металлургия, 1985.-386 с.
  80. Д.Н. Детали машин. М.: Машиностроение, 1974. — 655 с.
  81. В.Ф. Трение и износ тяжелонагруженных передач. М.: Наука, 1975. -205 с.
  82. Руководство по анализу отработанных масел в системе ЮАР// М., ЦИАМ, 1993. — пер. с англ., № СГ-90 990.- 245 с.
  83. М.П. Двумерные задачи упругости для тел с трещинами. К.: Наук, думка, 1981.-324 е.
  84. А.П. Схватывание металлов. М.: Машгиз, 1958. — 280 с.
  85. В.А. Атомно-абсорбционная спектроскопия. М.: Химия, 1971. -289 с.
  86. В.А., Захаров В. Н. Метод исследования смазывающей способности масел на приборе ПТВР// Эксплуатационные свойства авиационных топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей. — Тр. V Всесоюз. науч.-техн. конф.-К., 1981.-С. 61−62.
  87. В.А., Саверин, М.М. Образование сферических частиц при усталостном разрушении зубьев шестерен// Несущая способность и качество зубчатых передач и редукторов машин. — Тр. Всесоюз. науч.-техн. конф. -Алма-Ата, 1985. -Ч. 2. — С. 81−83.
  88. В.А. Соотношение между концентрацией частиц износа в масле и скоростью износа уЗла подшипников с фитильной системой смазки. М., 1986. -С. 1−4, — (Тр. ЦИАМ,№ 1159).
  89. В.А. Метод оценки противоизносных свойств масел. М., 1986. — С. 9−12, — (Тр. ЦИАМ,№ 1159).
  90. В.А., Саверин М. М. Образование сферических частиц при усталостном изнашивании в зубчатых передачах// Авиац. пром., 1987. № 1. -С. 31−33.
  91. В.А., Тулупов И. Ф., Каджардузов П. А. Система мониторинга частиц износа с самоочищающимся контактным датчиком// Энергодиагностика-98. -Тр. Междунар. конф. — М., 1999. — Т. 3. — С. 3−9.
  92. ЮО.Санько Ю. М., Нестеренко В. В., Козин А. С. Исследование влияния эксплуатационных факторов на несущую способность смазочной пленки скоростных шарикоподшипников// М., 1976. — С. 90−100. — (Тр. ВНИПП).
  93. Тао Ф.Ф., Эппилдорн Ж. К. Влияние свойств жидкости на кавитационную эрозию в тонкой пленке// Тр. амер. о-ва инженеров механиков. Проблемы трения и смазки, 1971. № 4. — С. 41−49.
  94. Триботехника антифрикционных, фрикционных и сцепных устройств. Методы и средства триботехнических испытаний// Под ред. М. Хебды и А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1992. Т. 3. — 730 с.
  95. Техническое описание и инструкция по эксплуатации БАРС-3. -. Изд. з-да «Красный Октябрь», 1982. 21 с.
  96. А. Обобщенная теория кавитационных разрушений// Тр. амер. о-ва инженеров механиков. Теорет. основы инж. Расчетов, 1963. №. 3. — С. 71−76.
  97. О.Н., Егоров И. В., Степанов В. А. и др. Методы, средства и опыт диагностики авиационных газотурбинных двигателей// Газовая пром. 1995. -№ 8. -С. 9−13.
  98. О.Н., Скибин В. А., Степанов В. А. и др. Использование авиационных технологий для обеспечения безопасности и повышения эффективности эксплуатации газотурбинных установок// Энергодиагностика-98. Тр. Междунар. конф, 1999. Т. 1. — С. 16−36.
  99. Физико-химические методы анализа/ Под. ред. Алексеевского В. Б. Л.: Химия, 1988. — 373 с.
  100. Ю8.Флин Г. Физика акустической кавитации в жидкостях// Физическая акустика/ Под. ред. У. Фэзона, 1967. Т. I, ч. Б. — С. 51−62.
  101. Г. И. Смазочная способность приборных масел. Сб.: Часовые механизмы. — М.: Машгиз, 1955. — 186 с.
  102. М.М. Лабораторные методы испытаний на изнашивание материалов зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1966. — 152 с.
  103. ПЗ.Хрущов М. М., Матвеевский P.M. Новый вид испытаний смазочных масел.// Вестн. машиностр., 1954, № 1. С. 6−12.
  104. М.М., Бабичев М. А. Исследование изнашивания металлов. М.: Изд. АН СССР, 1960.-С. 94−113.
  105. Ф. Исследование кавитадионных повреждений в потоке жидкости// Тр. амер. о-ва инженеров механиков. Теорет. основы инж. Расчетов, 1963, № 3. -С. 37−42.
  106. Г. П. Механика хрупкого разрушения. М.: Наука, 1974. — 640 с.
  107. А.В., Браун Э. Д., Гинсбург А. Г. и др. Тепловая динамика и моделирование трения и износа фрикционных пар./ Сб.: Теория трения, износа и проблемы стандартизации. Брянск, 1978. — С. 111−119.
  108. А.В., Левин А. Л., Бородулин М. М. и др. Полимеры в узлах трения машин и приборов. М.: Машиностроение, 1988. — 328 с.
  109. К.К. Энергетический параметр и масштабный эффект кавитационной эрозии// Изв. АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение, 1961,№ 5. -С. 51−57.
  110. А.В., Житкевич Р. Г. Обработка результатов измерений электрических характеристик методами математической статистики. М.: Связьиздат, 1961. 281 с.
  111. Шор Г. И., Масленников А. А., Степанов В. А. и др. Механизм действия присадок в маслах при кавитационной эрозии стали// Химия и технология топлив и масел, 1991, № 12. С. 9−11.w «
  112. .Ф., Локштанов Е. А., Халатов Ю. М. Об одном возможном, подходе к вероятности оценки вибрационной прочности деталей турбомашин// Проблемы прочности, 1972, № 11. С. 11−14.
  113. В.М., Сарычев Г. А. // Трение и износ, 1983, Т. 4, № 5. С. 808−815.
  114. Янко Ярослав. Математико-статистические таблицы. Госстатиздат, 1961. -121 с.
  115. Ясь Д.С., Подмоков В. Б., Дяденко Н. С. Испытания на трение и износ. Киев: Техника, 1971. — 134 с.
  116. А.С.1 691 714 СССР. Устройство для подачи пробы жидкости к феррографу./ В. А. Степанов, С. Н. Петров, И. Ф. Тулупов и др.// Открытия. Изобретения. -Офиц. бюл. Гос. ком. по делам изобрет. -1991. № 42.
  117. А.С.635 068 СССР- Способ определения противоизносных и противозадирных свойств масел./ В. А. Степанов, В. В. Пантелеев, А. Ф. Финашов и др.// Открытия.
  118. Изобретения. Офиц. бюл. Гос. ком. по делам изобрет. -1991. — № 10.
  119. А.С.422 112 СССР. Способ определения способности масел противостоять кавитационной эрозии/ В. А. Степанов, А. А. Масленников, А. Ф. Финашов.// Открытия. Изобретения. Офиц. бюл. Гос. ком. по делам изобрет. — 1988. -№ 33.
  120. Патент 2 131 552 РФ. Устройство для обнаружения ферромагнитных частиц износа в масле/ В. А. Степанов, И. Ф. Тулупов, П. А. Каджардузов Д.Ф.Дмитриев //. Офиц. бюл. Рос. Агентства по патентам и товарным знакам. — 1999. — № 16.
  121. Anderson D.P., Lukas M., Yurko R.J. Recent Improvements in Used Oil Analysis// Condition Monitoring'99. Internat. Conf.: Swansea, (UK), 1999. — P. 81−87.
  122. Anderson D.P., Wridht R.W. Ferrographic Analysis for the Pulp and Paper Industry// TAPPI Engineering Conference Proceedings, 1980. P. 121−127.
  123. Barwell F.T., Bowen E.R., Bowen J.P., Westcott V.C. The Use of Temper Colors in Ferrography// Wear, 1977, 44. P. 163−171.
  124. Bebchuk A. On a Cavitation Erosion// Acoustical J., 1958. № 4. p.62−71.
  125. Benjamin T.B., Ellis A.T. The Collapse of Cavitation Bubbles and the Pressures Thereby Produced Against Solid Boundaries// Phil. Trans. Royal Soc. (London). A, 1966, 260.-P. 221−240.
  126. Bisson E.E. Lubrication Problems in Space for Exposed Mechanisms and for Power Generation Equipment. Chapter 45. Standard Handbook of Lubrication Engineers, 1968. P. 181.
  127. Bloss D.F. An Introduction to the Methods of Optical Crystallography// Holt. Reinhard and Winston, 1961. 212 p.
  128. Blyskal E.P. RB.211 Ferrographic Analysis Investigation Status Report № 1// Eastern Airlines. Engineering, 1977. Report № E-954. — P. 121−126.
  129. Bowden F.P., Brunton J.H. The Deformation of Solids by Liquid Impact at Supersonic Speed// proceedings of the Royal Society, 1961, Vol. 263. P. 433−450.и
  130. Bowen E.R., Bowen J.P., Anderson D.P. Application for Ferrography to Grease Lubricated Systems// Presented at the 46th Annual Meeting of the National Lubricating Grease Institute.: Hot Springs, Virginia (US), 1978. — P. 131−138.
  131. Bennett L.J.I., Swanson S., Koza F.D., Poland J.S. Condition Monitoring of Aircraft by Quantitative Filter Debris Analysis (QFDA)// Integrated Monitoring & Failure Prevention. Iiiternat. Conf.: Mobil, Alabama (US), 1996. — P.247−256.
  132. Bowen E.R., Scott D., Seifert W.W., Westcott V.C. Ferrography// Tribology Internat, 1976, 9 (3). P. 109−115.
  133. Bowen E.R., V.C. Westcott V.C. Wear Particle Atlas// Naval Air Engineering Center, Lahehurst, NJ, 1979. 185 p.
  134. Caterpillar Service Letter. Caterpillar Tractor Co. — 1979. — 92 p.
  135. DiPasquale. Field Experience with Quantitative Debris Monitoring// SAE, 1987. -Paper № 871 736.
  136. Davies C.B. Identifying Solid Particles in Used Lubricating Oil// Diesel and Gas Turbine Worldwide, 1980. P. 52−57.
  137. Day M.J., Tumbrink, M. Options for contaminant monitoring of hydraulic systems// Condition Monitoring' 91. Internat. Conf.: Erding (Germany), 1991. — P. 246−268.
  138. Evans C.H., Mears D.C., McKnight J.L. A Preliminary Ferrographic Survey of the Wear Particles in Human Synovial Fluid// Arthritis and Rheumatism, 1981, 24. P. 912−918.
  139. Evans C.H., Tew W.P. Isolation of Biological Materials by use of Erbium III -Induced Magnetic Susceptibilities// Science, 1981, 213. P. 653−654.
  140. Fitch E.C., Tessman R.K. Practical and Fundamental Descriptions for Fluid Power Filters// SAE Transj 1974. Paper № 730 796.
  141. Fluid Power Research Center «Wear in Fluid Power Systems»: Final Report to the Office of Naval Research, Contract № N00014−75-C-1157. 1979.
  142. Fodor J. Tribodiagnostics in Internal Combustion Engines Using Gamma-Ray Spectroscopy of Wear// Mech. E., 1978. P. 91−95.
  143. Foxboro Analytical «Sample Processing with the Model 7067 Direct Reading Ferrograph», 1980.1 MI 612−101.
  144. Hansson I. On the Dynamics of Cavity Clusters// J. Pliys. D. Appl. Phys, 1982, 15. -P. 1725−1734.
  145. Hecht E., Zajac A. Optics// Addison-Wesley Publishing Co., 1974.
  146. Hoffman J.G. Crankcase Lubricants for Four-Cycle Railroad and Marine Diesel Engines// Lubricatidn Engineering, 1979, Vol. 35, № 4. P. 189−197.
  147. Hofman M.V., Johnson J.H. The Development of Ferrography as a Laboratory Wear Measurement Method of the Study of Engine Operating Conditions on Diesel Engine Wear// Wear, 1977, 44. P. 183−199.
  148. Hofman M.V., Johnson J.H. The Development and Application of Ferrography to the Study of Diesel Engine Wear// SAE Trans, 1978, 87. P. 707−735.
  149. Hunt T.M. Handbook of Wear Debris and Particles Detection in Liquides. Lnd.- № 4.: Elsevier, 1993. — PP. 118,196,249.
  150. Jackson D.R. Comparison of Atomic Absorption and Emission Spectroscopy in the Evaluation of Lubrication in Normally Operating Diesel Engines// Lubr. Eng., 1972, № 28(5).-P. 76−81.
  151. Jones M.H., Alberich J. An Alternativ Coding System Defining the Total and Severity of Wear// Integrated Monitoring & Failure Prevention. Internal Conf.: -Mobil, Alabama, (US), 1996. P. 219−225.
  152. Jones M.H., Satry R.K., Youdan G.H. A Study of the Running-in Wear of a Diesel Engine by Ferrographic and Spectrographic Techniques// 4th Leeds-Lyons Conf., 1977.-P. 108−113.
  153. Kedrinskii V. Peculiarities of Bubble Spectrum Behavior in Cavitation Zone and its Effect on Wave Field Parameters// Proc. of the Ultrasonic-85, London (UK), 1985. -P. 225−230.
  154. Kedrinskii V.K., Stepanov V.A. Cavitation Effects in Thin Films// Proceedings of the 12th ISNA/ Ed. by M.F.Hamilton and D.T. Blackstok. Elsevier Since Publishers Ltd: London (UK) — 1990. ^ P.471−475.
  155. Kerr P.F. Optical Mineralogy. Third Edition. — McGraw-Hill, 1959. — 321 p .
  156. Kornfelf M., Suvdrov L. On the Destructive Action of Cavitation// J. Appl. Phys., 1944, 15.-P. 495−506.
  157. Kudish I.I. On Solution of Some Contact and Elastohydrodinamic. Problems// EUROTRIB 81. Tribological Processes in Contact Areas of Lubricated Solid Badies. 3-rd Internat. Tribology Congress: Warszawa (Poland), 1981, Vol. 11. — P. 251 271.
  158. Laboratory Analytical Methodology and Equipment Creteria. Joint Oil Analysis Program Manual. -190. — 792 p.
  159. Loker A. Aircraft Engine Driven Accessory Shaft Coupling Improvements Using High-Strength, Low Wear Polyimide Plastic// Naval Air Test Center, Patuxent River, Maryland, 1997. Report № TM76−1 SY. -13 p.
  160. Longhurst R.S. Geometrical and Physical Optics// 2nd Edit. Longmans, Green and Co., Ltd., 1967.-367 p.
  161. Lotan D. Spectrometric Oil Analysis Use and Interpretation of Data. — SAE, 1972.-720 303. -47 p.
  162. Lukas M., Yurko R.J. Current Technology in Oil Analysis Spectrometers and What We May Expect in the Future// Integrated Monitoring Failure Prevention. Internat. Conf.: Mobil, Alabama, (US), 1996. — P. 161−171.
  163. Lukas M., Anderson D.P. Techniques to Improve the Ability of Spectroscopy to Detect Large Wear particles in Lubricating Oils// Condition Monitoring'91. Internat. Conf.: Erding (Germany), 1991. — P. 372−398.
  164. Madhavan P. Monitoring Fluid System Debris Via Diagnostic Filters// Integrated Monitoring & Failure Prevention. Internat. Conf: Mobil, Alabama, (US), 1996. — P. 579−585.
  165. Pat. № 4.219.805 U.S. Т.Е. Lubricating Oil Debris Monitoring System/ J.H., Magee, T. E Tauber, 1980.
  166. Misra A., Sztipanpvits J. A Model-Based Failure Detection, Isolation and Recovery1. System// Integrated
  167. Monitoring & Failure Prevention. Internat. Conf.: Mobil,
  168. Alabama (US), 1996. P. 291−299.
  169. Mears D.C., Hanley E.N., Rutkowski R., Westcott V.C. Ferrographic Analysis of Wear Particles in Arthroplastic Joints// J. of Biomedical Materials Research, 1978, 12.-P. 867−875.
  170. Milne A.A., Scott D., Scott H.M. Observations on the Movement and Structure of Grease in Roller Bearings// Proc. Conf. On Lubrication and Wear: Inst. Mech. Engrs., London (UK), 1958. — P. 450−453 and 803.
  171. Pat. № 4, 100, 491 U.S. Automatic Self-Cleaning Ferromagnetic Metal Detector/ F.M.Newman, 1978.
  172. Pocock G., Courtney S.J. Ferrography as a Health Monitor and a Design Aid for the Development of Helicopter Gearboxes// San Francisco, 1980. Paper 8−0LC-6B-4.
  173. Preece C. Cavitation Erosion. N.Y.: Academic Press, 1979. — P. 249.
  174. Rabinowicz E., The Formation of Spherical Wear Particles// Wear, 1977, Vol. 42, № 1.-P. 601−607.
  175. Reda A.A., Bowen R., V.C.Vestcott V.C. Characteristics of particles generated at the interface between sliding steel surfaces// Wear, 1975, 34. P. 261−273
  176. Ruff A.W. Characterization of Debris Particles Recovered from Wearing Systems// Wear, 1977, Vol. 42, № l.-P. 103−111.
  177. Saba C.S., Smith H.A. Alternate Techniques for Wear Metal Analysis// Integrated Monitoring & Failure Prevention. Internat. Conf.: Mobil, Alabama (US), 1996. — P. 151−160.
  178. Sanada N. Interaction of a Gas Bubble with an Underwater Shock Wave, Pit Formation on the Metal Surface// Shock Tube & Waves. 16th Internat. Symp.: -Aachen (Germany), 1987. P. 311−317.
  179. Saylor J.H., Battino R. The Solubility of the Rare Gases in Some Simple Benzene Derivatives// J. of Physical Chemistry, 1958, Vol. 3. P. 1334−1337.
  180. Scott D., McCallagh P.J., Campbell G.W. Condition Monitoring of Gas Turbines -An Exploratory Investigation of Ferrographic Trend Analyses// Wear, 1978, 49. P. 373−389.
  181. Scott D., Mills G.H. An Exploratory Investigation of the Application of Ferrography to the Monitoring of Machinery Condition from the Gas Stream// Wear, 1978, 48.-P. 201−208.
  182. Scott D., Mills G.H. Spherical Particles in Rolling Contact Fatique// Nature, London (UK), 1973, 241.-P. 115−116.
  183. Scott D., Mills G.K. Spherical Debris its Occurrence, Formation, and Significance in Rolling Contact Fatique// Wear, 1973, Vol. 24. — P. 235−242.
  184. Scott D., Mills G.N., Scanning Electron Microscope Study of Fracture Phenomena Associated with Polling Contact Surface Fatigue Failure// Wear, 1970, Vol. 16, № 3. -P. 131−136.
  185. Scott D., Seifert W. W, Westcott V.C. The Particles of Wear// Scientific American, 1974, Vol. 230, № 5. P. 121−129.
  186. Scott D., Westcott V.C. Predictive Maintenance by Ferrography// Wear, 1977, Vol. 44, № l.-P. 164−171.с
  187. Seifert W.W., Westcott V.C. Method for the Study of Wear Particles in Lubricating Oil//Wear, 1972, 21.-P. 22−42.
  188. Units of Gas Turbine Engine//Integrated Monitoring & Failure Prevention. Internat. Conf.: Mobil, Alabama (US), 1996. — P. 493−501.
  189. Stepanov V.A., Touloupov I.F. Debris Monitoring System with Self-cleaning Contact Sensor// Condition monitoring-97. Internat. Conf.: Xi’an (China), 1997. — P. 163−170.
  190. Suh N.R. The Delimitation Theory of Wear// Wear, 1973, Vol. 25, № 1. P. 116i121.
  191. Swain M.V., Jackson R.E. Wear Like Features on natural Fault Faces// Wear, 1976, Vol. 37,№L -P. 64−72.
  192. Tessman R.K., Fitch E.C. Contaminant Induced Wear Debris for Fluid Power Components// Materials Performance and Conservation. Tribology'78.: University College of Swansea, Wales (UK), 1978. — Paper C45/78 1978.
  193. Tomita Y. Formation and Limitation of Damage Pits Caused by Bubble-snock Wave Interaction// Nat. Symp. On Snock Waves.: Tohoky Univer., Tohoky (Japan), 1989.-P. 351−354.
  194. Pat. № 5, 041, 856 U.S. In-Line Metallic Debris Particle Detection Probe and Resonant Evaluation System utilizing the same/ Veronesi V., 1991.
  195. Williams P.M. Thb Characteristics of Particles Behaviour Related to Transportation and Analysis of Wear Debris// M. Sc. Thesis, University College of Swansea, 1988. -P. 213−219.
  196. Wheeler P.A. Development and Experience in Early Failure Detection of the Oil Condition Monitoring// Aviation Engine Monitoring Symp.: Mobil Oil Corp, 1979. -P. 311−316.
  197. Woolf M.B. SOAP Experience on Pratt and Whitney JT8D Engines at Trans
  198. Australia Airlines// 143−150.
  199. Aviat. Engine Monitoring Symp.: Mobil Oil Corp., 1973. — P.
  200. Yuansheng J., Chengbiao W. Spherical Particles Generated During the Running-in Period of a Diesel Engine// Wear, 1989,131. P. 315−328.
  201. Zhiyi Yang, Yusheng Cheng. The Teory of Debris Group in Diagnosis by Ferrography//Energodiagnostic'98. Internat. Conf.: Moscow (RF), 1999, Vol. 3, Part2. -P. 106−121.
  202. Открытое акционерное общество1. АВИАДВИГАТЕЛЬ1. ТВЕРЖДАЮ
  203. Генерального конструктора ксплуатации !^>Двиадвигатель «1. В.И. Чернов1. АКТ
  204. О внедрении результатов диссертационной работы В. А. Степанова на тему «Разработка и исследование методов трибодиагностики смазываемых узлов трения газотурбинных двигателей по параметрам продуктов износа в масле» в производстве ОАО «Авиадвигатель».
  205. Результаты внедрейия оформлены актом № 33 027 от 16 марта 1999 г.
  206. Также в ОАО «Авиадвигатель» с положительным результатом прошли испытания опытного образца СПАИ-2.
  207. Зам. начальника ОКБ по науке д.т.н.
  208. Начальник отдела диагностики
  209. Начальник химической лаборатории
  210. Начальник бригады специальных видов диагностики1. D: UserferAKT. doc 3 экз.1. В.Г. Августинович
  211. A.M. Анисимов Н. А. Смородина1. B.П. Макаровот
  212. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РФ
  213. ЛЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ имени М.М. ГРОМОВА
  214. ЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР iPOCCHflCKOR ФЕДЕРАЦИИ innwn, А ТГЛ"1. В. В. цыдяаков 2000 г. 1. АКТ
  215. О внедрении результатов диссертационной работы В А. Степанова на тему «Разработка и исследование методов трибодиагностики смазываемых узлов трения газотурбинных двигателей» в эксплуатацию двигателей ЛИИ.
  216. В ЛИИ прошел испытания опытный образец системы предупреждения аварийного износа СПАИ-2 в составе двигателя РД-33.
  217. Применение предложенных в работе средств и методов трибодиагностики Позволило повысить безопасность эксплуатации авиатехники.
  218. Результаты внедрения оформлены приказом № S3 и бюллетенем
  219. Начальник КНИО-3 д.т.н.^ профессор1. Начальник лаб. 33 к.т.н.1. Инженер лаб. 331. В. Т. Дедеш1. Б. Д. Пронин1. О. А. Трифонова
  220. IIIIII III II РОССИЯ • МОСКОВСКАЯ ОБЛ., 140 182, Г. ЖУКОВСКИЯ-2 • ТЕЛЕФОН ЛЛ Я СПРАВОК: (095) 556−59−38 • ФАКС: (095) 556−53−34 ШНШШШПШ
  221. Our address: Russian Federation • 140 182, Zhukovsky, Moscow Region—Flight Research Institute. • Contact telephon: (095) 556−58−97, Telex: 412 710 Sokol RUS
  222. Применение предложенных в работе средств и методов диагностики позволяет повысить точность определения характера процессов износа узлов трения авиадвигателей, омываемых маслом.1. Начальник 126 отдела ^
  223. Применение предложенных в работе средств и методов трибодиагностики позволило повысить надежность работы и безопасность применена авиационной техники.
  224. Результаты внедрения оформлялись ежегодными Актами по результатам проведенных Испытаний.
  225. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛЕНИЯ —¦ А.В.Лыков
  226. НАЧАЛЬНИК ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Ж<�ЫЛ В.П.Прохоров1. JTJ'.C J*!y
  227. ВЕДЕНИЙ ИНЖЕНЕР --—' Н. И. Гриненко
  228. Руководитель группы контроля ави аГСМ ЛДТСАТ
  229. ОАО «Внуковские авиалинии»
  230. Применение предложенных в работе средств и методов трибодиагностики позволило увеличить достоверность диагностирования технического состояния авиадвигателей и повысить безопасность эксплуатации авиационной техники.
  231. Результаты внедрения феррографической системы введены в действие бюллетенем Б 94 066-БЭ-Г от 21.10.94 г.1. Главный инженер
  232. Зам. начальника ОД Ведущий инженер ОД
Заполнить форму текущей работой