Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профильное обучение как фактор подготовки школьников к продолжению образования в вузе: на примере предмета «Иностранный язык»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация теоретических положений и результатов исследования происходила в экспериментальной работе на базе лицея № 4, школы № 11 и факультета иностранных языков Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Материалы исследования были представлены для обсуждения на заседаниях кафедры общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования РГУ имени С. А. Есенина… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ О ФЕНОМЕНЕ 13 ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Профильное обучение в образовательных системах зарубежных стран
    • 1. 2. Опыт профильного обучения в российской школе и состояние проблемы на современном этапе
    • 1. 3. Теоретические основы профильно-дифференцированного обучения
  • Глава 2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ 99 ШКОЛЬНИКОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
    • 2. 1. Обоснование модели формирования готов- 99 ности учащихся профильных (филологических) классов к продолжению образования в вузе
    • 2. 2. Экспериментальная программа обучения 126 выпускников в профильных классах
    • 2. 3. Динамика сформированности готовности 159 учащихся профильных классов к продолжению образования в вузе

Профильное обучение как фактор подготовки школьников к продолжению образования в вузе: на примере предмета «Иностранный язык» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское общество рассматривает образование как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса и кардинально меняет свое отношение к нему. Приоритетной ценностью культуры провозглашается личность, способная к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Важной чертой отечественного образования становится направленность на подготовку обучающихся к дальнейшей жизнедеятельности, к активному участию в преобразовании действительности. В связи с этим в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «выдвигается задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы», ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профильное обучение, переход на которое осуществляется в России с 2002 года, вызывает в обществе большой резонанс. В отечественной педагогической литературе этой проблеме уделяется значительное внимание. Анализируются методологические вопросы разработки основ профильного обучения, общие подходы к соотношению базовой и профильной подготовки и построению отдельных профилей (A.M. Арсеньев, JI.K. Артемова, И. Л. Бим, Г. В. Дорофеев, JI.B. Кузнецова, С. Н. Рягин, П. С. Лернер, В. А. Орлов, А. В. Хуторской и др.) — дидактическое и методическое обеспечение профильной подготовки, рекомендации по практической реализации профильного обучения (О.Г. Андриянова, И. Л. Бим, Е. Л. Болотова, С. Г. Броневщук, И. Г. Вахрушева, И. А. Казьмина, И. М. Осмоловская, А. А. Пинский и др.) — вопросы организации обучения в классах гуманитарного, языкового профилей (Е.С. Полат, О. Г. Поляков, И. П. Попова, Е. В. Терещенкова и ДР-).

В последние годы в российском обществе неуклонно возрастает интерес к высшему образованию. Все больше абитуриентов выбирают языковые или связанные с ними специальности вузов, стремясь получить востребованное в современном обществе образование. Однако адаптация вчерашних старшеклассников к условиям обучения на лингвистических факультетах вузов, связанных с обучением иностранным языкам, не всегда проходит успешно.

Учебная деятельность студентов-первокурсников существенно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности в школе: значительно увеличивается объем знаний, скорость, стиль и способы их презентации, расширяется спектр изучаемых дисциплин, требующих расширения кругозора в профильной области для успешного их усвоения. Психологическая атмосфера в вузе также значительно отличается от школьной за счет относительно высокой мотивации студентов на избранную специальность, малой комплектации групп на языковых факультетах, и сравнительно высокого уровня самостоятельности студентов в учебном процессе. При этом такие личностные качества студента как низкая самооценка, отсутствие коммуникативных качеств, неумение строить отношения в коллективе, брать на себя ответственность могут препятствовать его успешному функционированию в вузовском образовательном пространстве.

В этой связи школьников в старших профильных классах необходимо целенаправленно готовить к вузовскому образованию, используя при этом дидактические возможности профильного обучения. Предмет «Иностранный язык», обладает в этой связи особенно большими возможностями, принимая во внимание его гуманистический и интегративный потенциал.

Вопросу адаптации студентов к условиям обучения в вузе посвящен сегодня целый ряд исследований. Менее разработанной является проблема создания организационных и дидактических условий для эффективной реализации профильного обучения и, в частности, подготовки (формированию готовности) выпускников профильных (филологических) классов к поступлению и последующему обучению в вузе.

Проблемное поле диссертационного исследования возникает при рассмотрении противоречий между:

• потребностью целенаправленного формирования готовности учащихся профильных (филологических) классов к продолжению образования в вузе и недостаточной разработанностью или отсутствием соответствующих педагогических технологий;

• необходимостью реализации в обучении иностранному языку вариативных подходов на профильном уровне в средней школе и преобладающим единообразием содержания обучения, применением традиционных форм, методов и средств в массовой педагогической практике, не способствующих реализации современных образовательных целей.

Наше видение состояния указанных противоречий определяет проблему исследования: каковы потенциал профильного обучения в школе и технология формирования готовности выпускников профильных классов к обучению в вузе в процессе изучения иностранного языка.

Недостаточная разработанность интересующей нас проблемы и ее практическая значимость определили тему настоящего исследования: «Профильное обучение как фактор подготовки школьников к продолжению образования в вузе (на примере предмета „Иностранный язык“)».

Цель исследования: обоснование технологии формирования готовности старшеклассников к успешному продолжению образования в вузе в процессе профильного обучения (на примере предмета «Иностранный язык»).

Объектом исследования является процесс профильного обучения филологической направленности в средней школе.

Предмет исследования: содержание и организация обучения в профильных (филологических) классах средней школы, ориентированные на формирование готовности старшеклассников к дальнейшему обучению в вузе.

Гипотеза исследования основана на том, что формирование готовности выпускников профильных (филологических) классов к обучению в вузе будет успешным при условии, если:

• определены содержание, основные пути и средства формирования готовности старшеклассников к продолжению образования в вузе в ходе профильного обучения иностранному языку,.

• организация учебного процесса базируется на педагогической технологии формирования готовности старшеклассников к продолжению образования в вузе в процессе профильного обучения.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать процесс генезиса профильно-дифференцированного обучения, его основные черты и модели в образовательных системах России и зарубежных стран.

2. Определить потенциал профильного обучения предмету «Иностранный язык» как фактора формирования готовности старшеклассников к продолжению образования в вузе.

3. Обосновать теоретическую модель готовности выпускников филологических классов к обучению на языковых факультетах вузов.

4. Разработать технологию формирования готовности старшеклассников к обучению на языковых факультетах вузов.

5. Экспериментальным путем проверить эффективность технологии формирования готовности старшеклассников к продолжению образования на языковом факультете вуза в процессе профильного (обучения иностранному языку.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и педагогические концепции, обосновывающие социальную, психическую, духовную сущность человека, как субъекта общественных отношенийметодологические подходы: деятельностный (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Н.Ф. Талызина) — гуманистический и личностно-ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Л. А. Байкова, В. А. Беляева, Е. В. Бондаревская, Л. К. Гребенкина, А. Маслоу, С. В. Панюкова, С. Роджерс, А. А. Романов, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская и др.) — интеграционный и инновационный (М.В. Кларин, В. В. Краевский, А. П. Лиферов, В.А. Сластенин) — коммуникативно-когнитивный подход в преподавании иностранных языков (И.Л. Бим, Я. М. Колкер, А. А. Леонтьев, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, Е.С. Устинова) — теоретические основы конструирования и дифференциации образования (A.M. Арсеньев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, A.M. Данилов, В. А. Крутецкий, П. С. Лернер, В. М. Монахов, Л. А. Осколова, В. А. Орлов, Е. С. Рабунский, Г. К. Селевко, М. Н. Скаткин, И. Э. Унт, Л. И. Фишман, Н. М. Шахмаев, Е. А. Ямбург и др.) — нормативные и инструктивно-методические документы и материалы Федерального агентства по образованию России, обосновывающие и регулирующие введение и реализацию профильного обучения.

Для реализации цели, задач исследования и проверки гипотезы использовался следующий комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, сравнение, обобщение, интерпретация, наблюдение, моделирование, анкетирование, * интервьюирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования:

• конкретизировано и уточнено понятие «готовность к обучению на языковых факультетах вузов»;

• разработана педагогическая технология формирования готовности учащихся филологических классов к продолжению образования в вузе средствами профильного обучения иностранному языку;

• определен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации технологии формирования готовности школьников к продолжению образования в вузе в ходе профильного курса иностранного языка;

• определены и обоснованы показатели, критерии и методы оценки эффективности формирования готовности школьников к продолжению образования в вузе в процессе профильного обучения.

Теоретическая значимость исследования:

• обоснована теоретическая модель готовности учащихся филологических классов к продолжению образования в вузе;

• предложены педагогические условия оптимизации образовательного процесса по формированию готовности выпускников профильных классов к обучению в вузе на языковых специальностях;

• разработаны материалы профильного курса «Литература Великобритании и США» и элективного курса «Электронные образовательные проекты и межкультурная коммуникация», направленные на формирование готовности учащихся филологических классов к продолжению образования в вузе;

• охарактеризована авторская педагогическая технология формирования готовности учащихся филологических классов к продолжению образования в вузе.

Практическая значимость исследования:

• результаты диссертационного исследования используются педагогами общеобразовательных школ в процессе профильного обучения иностранному языку;

• разработанная технология, представляющая собой целостную систему действий по формированию готовности учащихся профильных (филологических) классов к продолжению образования в вузе, внедрена в практику общеобразовательных учреждений разных профилей;

• предложенные методические рекомендации, программы и материалы профильных и элективных курсов применимы в школах, на курсах повышения квалификации учителей, при подготовке специалистов на педагогических факультетах вузов.

Базой теоретико-экспериментального исследования проблемы явились лицей № 4 и школа № 11 г. Рязани. В реализации экспериментальной программы принимали участие 137 учащихся.

Исследование выполнялось в три этапа:

Первый этап — проблемно-поисковый (1999;2000) — включал процесс изучения научно-педагогической литературы и практики профильной школы, генезиса и тенденций ее развития. Выявлено проблемное поле исследования, сформулированы его цель и задачи, выдвинута гипотеза, сформирован понятийный аппарат, определен методический инструментарий.

Второй этап — научно-экспериментальный (2001;2005) -характеризовался разработкой теоретической модели и педагогической технологии формирования готовности старшеклассников к обучению в вузе, подготовкой и проведением констатирующего и формирующего экспериментов, мониторингом результативности учебной работы, осмыслением и апробацией результатов исследования.

Третий этап — обобщающий (2006;2007) — завершен эксперимент и анализ накопленного материала, обобщены и описаны результаты исследования, сформулированы выводы, которые апробированы через научные доклады и публикациипредложены программы авторских профильных и элективных курсов, методические рекомендации по организации профильного обучения как фактора подготовки школьников к продолжению образования в вузе.

Апробация теоретических положений и результатов исследования происходила в экспериментальной работе на базе лицея № 4, школы № 11 и факультета иностранных языков Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Материалы исследования были представлены для обсуждения на заседаниях кафедры общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования РГУ имени С. А. Есенина, на межрегиональной научной конференции «Теория и практика преобразования педагогических систем» (2005), международной научной конференции и XV съезде англистов «Английская литература в контексте мирового литературного процесса» (2005), на региональной научно-практической конференции «Реструктуризация систем начального и среднего профессионального образования» (2005), на международной научно-практической конференции «Язык и коммуникация в контексте культуры» (2006), на межвузовской научно-методической конференции «Личность педагога-профессионала в изменяющемся мире» (2006), на курсах повышения квалификации учителей школ Рязани и Рязанской области при Рязанском институте развития образования. Изданные автором методические рекомендации по организации процесса обучения иностранному языку в старших классах, разработанные профильные курсы находят применение в школах Рязани.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Профильное обучение является важным фактором подготовки старшеклассников к продолжению образования в высшем учебном заведении. Готовность школьников к образовательному процессу вузаэто интегральное понятие, включающее профессиональное самоопределение, а также компетенции, качества и свойства личности, обеспечивающие выпускнику школы успешное учение в вузе. Подготовка или формирование готовности школьников к продолжению образования в вузе средствами профильного обучения означает динамичный и целостный процесс установления соответствия между наличными и требуемыми уровнями обученности, стилями общения, профессиональными и нравственными установкамимодель готовности выпускников филологических вузов к продолжению образования включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: практический, профориентационный, социально-личностный.

2. Подготовка школьников к продолжению образования в вузе средствами профильного обучения иностранному языку предполагает формирование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение кругозора школьников в области страноведения и литературы изучаемых стран, а также межкультурной коммуникации (практический компонент), профессиональное самоутверждение и мотивацию, знакомство с профессиональными видами деятельности (профориентационпый компонент), формирование личностных качеств и свойств, характеризующих коммуникативную личность, необходимых ей для успешного сотрудничества и взаимодействия в коллективе (социально-личностный компонент). На основе выделенных компонентов разработаны теоретическая модель готовности и педагогическая технология формирования готовности школьников к обучению на языковом факультете вуза.

3. Технология формирования готовности школьников к продолжению образования в вузе средствами профильного курса иностранного языка представляет собой целостную систему, предполагающую диагностику исходного уровня сформированное&tradeданного качествацелеполаганиесоздание определенных педагогических условий (психолого-педагогических, организационных, мотивационных) — организацию процесса обучениямониторинг результативности.

Педагогические условия подготовки школьников к продолжению образования в вузе средствами профильного обучения иностранному языку включают гуманизацию системы взаимоотношений «учительученик», создание комфортной творческой атмосферы на занятияхподбор и разработку элективных курсовусиление социально-личностной и профессиональной направленности содержания предмета «Иностранный язык» в профильных классахпонимание учащимися смысла своего образования и его взаимосвязи с будущей профессиейнеобходимости и возможности повышения уровня готовности к обучению в вузеосуществление мотивации учителей для работы в профильной школе.

Достоверность научных результатов обеспечена теоретическим и практическим обоснованием исходных методологических позиций, их целостностью и соответствием поставленной проблемесочетанием качественного и количественного анализа материалов исследованиярепрезентативностью исследовательской выборкикорректностью математической обработки полученных результатоввозможностью повторения экспериментальных данных.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы из 309 наименований, включая 30 источников на английском языке. Текст диссертации включает 218 страниц основного текста, содержит 15 таблиц, 12 диаграмм, 3 схемы, 16 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Актуальность проблемы подготовки школьников к обучению на языковых факультетах вузов обусловлена не только потребностями высшей и средней школы, но и заказом общества на формирование коммуникабельной, готовой к сотрудничеству в коллективе, характеризующейся высоким уровнем развития коммуникативной компетенции и широким кругозором личности.

2. Результаты проведенного нами исследования в основном подтвердили выдвинутую гипотезу, заключающуюся в том, что подготовка выпускников школы к адаптации и обучению на языковых факультетах вузов будет результативной, если в старшей школе созданы необходимые для этого педагогические условия: обучение осуществляется на профильной основеопределены содержание, основные пути и средства подготовки школьников к продолжению филологического образованияв основу организации учебного процесса положены разработанные нами модель и технология формирования готовности старшеклассников к обучению в вузе, отражающие гуманистический, личностно-ориентированный подходв процессе профильного обучения обеспечена взаимосвязь и взаимообусловленность практической, профориентационной и социально-личностной сфер подготовки старшеклассников к адаптации в вузовском пространствеопределены основные пути, обеспечивающие эффективность реализации разработанной нами технологии.

3. В результате изучения теоретической литературы уточнены или описаны ключевые понятия нашего исследования: «дифференцированное обучение», «профильная дифференциация», «готовность», «подготовка», «профильные предметы», «базовые предметы», «элективные курсы» и др., а также сделан вывод о том, что проблема формирования готовности учащихся к продолжению образования была и остается актуальной как для российской образовательной системы, так и для образовательных систем зарубежных стран, и что в отдельные периоды развития российского среднего образования выдвигались различные подходы к этой проблеме.

4. Рассмотрение опыта профильного обучения зарубежных стран помогло выявить черты сходства (профилизация старшей школыналичие предметов, изучаемых в обязательном порядке и по выборутенденция к увеличению количества предметов, изучаемых по выбору и др.) и различия (наименования и количество профилей, организация профориентационной работы, начало профилизации, количество базовых и профильных предметов и др.) в подходах к его организации.

5. Мы убедились, что в соответствии с Концепцией профильного обучения, вводимого сегодня в нашей стране, основной целью проводимых образовательных реформ является дифференциация и индивидуализация учебного процесса, более полное удовлетворение интересов, склонностей и способностей учащихся, создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Проведенный анализ структуры, содержания и возможных моделей организации профильного обучения показал, что его введение в образовательную систему российской школы происходит за счет изменений в структуре и в содержании учебного процесса: выделяются общеобразовательный и профильный уровни изучения школьных предметов. В процессе изучения английского языка на профильном уровне формируется коммуникативная компетенция, лингвострановедческий и литературоведческий кругозор, создавая основу для восприятия вузовских курсов. Интегративный потенциал предмета «иностранный язык» в сочетании с профильной дифференциацией обучения дает возможность создать условия для овладения иностранным языком выпускниками школы на уровне, достаточном для поступления, успешного обучения на языковых факультетах вузов.

6. На основе анализа теоретических источников были выделены структурные компоненты готовности учащихся к продолжению образования на языковых факультетах вузов: практический, социально-личностный, профориентационный, которые тесно взаимосвязаны.

Анализ теоретических источников позволил нам сформулировать понятие «готовность учащихся к продолжению образования на языковых факультетах вузов»: мы понимаем его как свойство, являющее собой интегральное единство практического, социально-личностного, профориентационного компонентов, сформированность которых выражается в развитии иноязычной коммуникативной компетенции, расширении кругозора в области страноведения и литературы англоязычных стран, развитии межкультурной грамотности, профессиональном самоутверждении и мотивации, знакомстве с «профессиональными» видами деятельности, формировании ценностей, качеств и свойств коммуникативной личности, развитии рефлексивных умений, способности к самооценке и самоанализу.

7. В ходе исследования мы убедились, что учителя, работающие в профильных классах, понимают необходимость подготовки школьников к обучению на языковых факультетах вузов, однако они отдают предпочтение развитию коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку, уделяя недостаточно внимания лингвострановедческой и литературоведческой компетенциям, а также профильному и социально-личностному компонентам формируемого качества. Поэтому сделан вывод о необходимости целенаправленной комплексной работы в этом отношении.

8. В соответствии с задачами нашего исследования разработана технологическая модель формирования готовности учащихся филологических классов к обучению на языковых факультетах вузов. Созданная нами технология включает концептуальную (осмысление необходимости и возможности повышения уровня готовности выпускников к обучению в вузе посредством профильного обучения ИЯизучение основных научно-теоретических идей и методологических основ формирования готовности к выпускников к обучению в вузевыделение компонентов готовности и разработка модели готовности выпускников к обучению в вузе) и процессуальную части (диагностика исходного уровня сформированности компонентов готовности учащихся к обучению в вузецелеполагание: определение целей и задачразработка мониторинга для отслеживания формирования готовности учащихся к обучению на языковых факультетахсоздание педагогических условий для достижения поставленных целейорганизация процесса обучениядиагностика и оценка результативностианализ результатовкоррекциявыводы).

9. В соответствии с выделенными компонентами и критериями готовности учащихся филологических классов к обучению на языковых факультетах вузов определены средства диагностики и разработаны показатели сформированности этого качества, включая уровень сформированности коммуникативной компетенции, лингвостраповедческого и литературоведческого кругозора, профессионального самоопределения, опыт в профессиональных видах деятельности, коэффициент наличия личностных качеств, необходимых для адаптации и сотрудничества в новом коллективе, коэффициент групповой сплоченности и психологической комфортности в группе, способность к рефлексивным действиям.

10. Нами сделан вывод о необходимости создания ряда педагогических условий для эффективного формирования готовности учащихся филологических классов к обучению на языковых факультетах вузов при изучении иностранного языка. Мотивационные условия включают: понимание учащимися смысла своего образования и его взаимосвязи с будущей профессиейпонимание необходимости и возможности повышения уровня готовности к обучению в вузе, к вхождению в новый коллективосуществление необходимой мотивации учителей для работы в профильной школе. Психологические условия: гуманизация системы взаимоотношений «учитель — ученик" — создание комфортной психологической атмосферы. Организационно-методические условия: подбор или разработка элективных курсов и достаточного количества учебного материалаусиление социально-личностной и профессиональной направленности содержания предмета «иностранный язык» в профильных классах.

11. Мы пришли к выводу о том, что эффективная подготовка учащихся профильных классов к продолжению филологического образования осуществляется путем широкого использования личностно-ориентированных, проблемных и интерактивных методов обученияорганизации приобретения учащимися опыта профессиональной деятельностивнедрения в процесс обучения видов деятельности, типичных для высшей школыактивизации самостоятельной, рефлексивной и групповой информационно-поисковой и творческой деятельности учащихся.

12. Анализ данных диагностики по совокупности критериев сформированности готовности школьников к обучению на языковых факультетах вузов при изучении иностранного языка на профильном уровне показал, что разработанные нами модель и технология обеспечили в практической деятельности положительные изменения в уровнях сформированности компонентов (практического, социально-личностного, профориентационного) искомого качества.

Вместе с тем проведенное нами исследование не претендует на полноту раскрытия рассматриваемой проблемы и предполагает дальнейшее изучение перспектив профильного обучения и интегративных возможностей иностранного языка как факторов подготовки школьников к продолжению образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.А. Профильное образование школьников: опыт и перспективы развития: Ист. аспект. // Образование в Сибири. 2002. -№ 1.-С. 137−146.
  2. Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции // Профильная школа: Информ. и науч.-метод. журн. М.: Изд-во «Русский журнал». — 2004. — № 1 (4). — С. 48 — 53 .
  3. Э.А. Профильное обучение старших школьников в дореволюционной России и за рубежом // Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. — С. 297−303 .
  4. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — 95 с.
  5. Г. С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. -Berlin, 1982.
  6. О.В. Организация профильного обучения с использованием учебного комплекса «In Company» // Иностранные языки в школе. 2006. — № 5.- С. 105
  7. М.М. Индивидуализация обучения учащихся младших классов советской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.
  8. М.М. Индивидуализация обучения — задачи сегодняшнего дня. Тула, 1971.
  9. А.И. Проблема дифференциации обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX начала XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 2000. — 27 с.
  10. И.П. Подготовка учителя к профильному обучению // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 49−55.
  11. A.M. Основные направления совершенствования образования в средней школе. М.: Изд-во АПН СССР, 1967. — 21 с.
  12. JI.K. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования: Моногр. / Новокузнецк: НГПИ, 2002. 118 с.
  13. JI.K. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С.22 -24.
  14. И.С. Профессиональное самоопределение учащихся 8−9 классов как основа для выбора профиля обучения в старшей школе. -С.72−79.
  15. С.Ю. Взгляд школьного учителя на элективные курсы в системе профильного обучения: по данным опроса в эксперим. шк. Рос. акад. образования. // Профильная школа: информ. и науч.-метод. журн. -М.: Рус. журн. 2005. — № 2 (11).
  16. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1978.-78 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977.
  18. JI.A. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт: монография. Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2000. — 248 с.
  19. В.П. Индивидуальный подход к учащимся в условиях проблемно-поисковой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Одесса, 1975.-29 с.
  20. В.П. Об исследовании деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. 2005. -№ 8 — С. 6.
  21. Н. Плюсы и флюсы профилизации: Проблемы внедрения профил. обучения сред, шк. // Практический журнал для учителя иадминистрации школы. М.: Изд-во «Фолиум». — 2004. — № 4. — С. 44 -47.
  22. А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / Интернет-журнал «Эйдос». 2005. http://www.eidos.ni/journal/2005/0910−12.htm.
  23. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе: науч.- метод, журн. / Прил. «Методическая мозаика». М., 2004. -№ 6. — С. 8 -14.
  24. Бим И. Л. Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Профильная школа: информ. и науч.-метод. журн. М.: Рус. журн. — 2004. — № 6 (9). -С. 12−16.
  25. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Издательство Академии наук РСФСР. — 1961. — 694 с.
  26. Л.Н. Курсы по выбору учащихся в гимназии: (История. Обществозиание): Моск. гор. пед. гимназия-лаб. № 1505. // Современная гимназия: от эксперимента к практике универсального образования. — М., 1998. — С. 267 — 285.
  27. Е.В. Методика изучения способов интеграции информационных технологий в профильном курсе информатики гуманитарных классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1999.- 16 с.
  28. Е.Л. Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного обучения старшеклассников. // Наука и школа 2000. — № 3.-С. 25−28.
  29. Е.Л. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педвуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  30. С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания: в помощь рук. и учителям шк. М.: Витязь -М, 2004.207 с
  31. А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. -1965. № 7. — С. 70−83.
  32. А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1965.-20 с.
  33. И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород: ЛГПИ, 1972. — 72 с.
  34. М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. — № 3. — С. 3 — 5.
  35. M.JI. Дифференцированное обучение иностранному языку в профильной школе // На пути к 12-летней школе. М., 2000. — С. 232 236.
  36. Вайсбурд M. JL Профилирование и стандарт. // Профильная школа: Информ. и науч.-метод. журн. М.: Изд-во"Русский журнал". — 2004. -№ 2. — С. 32−33.
  37. В.В. Американская школа в ее многообразии. Электронный ресурс. / Washington ProFile http//www.humanities.edu.ru/db/msg/46 351.
  38. В.П. Всеобщее обучение. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1897.-216 с.
  39. В.В. Многопрофильное лицейское образование: (Принципы, методы, перспективы) // Завуч. 2001. — № 6. — С. 125 — 130.
  40. О. Н. Совершенствование системы довузовской подготовки абитуриентов в условиях модернизации высшего профессионального образования /Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2000. 21 с.
  41. В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. -376 с.
  42. А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 20 с.
  43. И.Н. Профильное обучение: основные понятия и варианты реализации: На примере анализа содерж. мат. учеб. лит. // Повышение качества современного образования. Новосибирск, 2002. — С. 55−59.
  44. Вульфсон Б. J1. Школа современной Франции, М., 1970. — 317 с.
  45. JI. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  46. А.В. Педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в профильном обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 22 с.
  47. Гильбух 10.3. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике. /Педагогика, 1991.-С. 13−15.
  48. Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1996. — 336 с.
  49. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. / Под ред. Ю. П. Адлера. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  50. Е.А. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе.// Актуальные проблемы индивидуализации обучения: Материалы научного симпозиума в Тарту 13−14 октября 1969 г.-Тарту, 1970.
  51. Государственный стандарт по иностранному языку 2−11 классы Электронный ресурс.- http//www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm
  52. З.Ю., Остроумова Н. Г. Реформа школы и качество образования США// Советвкая педагогика, 1989. № 3. — С. 138 -144.
  53. И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. С.-Петербург, «Каро», 2005. — 128 с.
  54. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: «Просвещение», 1993. -191 с.
  55. А.Н. Школа Франции XX столетия. М., 1989. — 129 с.
  56. А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004. -400 с.
  57. Е.Н. Учет индивидуальных особенностей учебной деятельности учащихся при подготовке к профильному обучению. С .33−37.
  58. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  59. Дифференциация обучения как условие развития индивидуальных способностей учащихся. / Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции 12−14 сентября 2000 г. М., 2000. — С. 27−29.
  60. Дифференциация обучения в российской школе XIX века: Идеи, концепции, опыт. /Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия. Серия трудов «Экология человека». Т. V, ч 1. -Новосибирск, 1998. С. 240−246.
  61. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемстенпости общего и профессионального образования/ Т. Б. Захарова, Л. О. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании. -М.: Русский журнал. 2003. — № 5. — С. 26−29
  62. В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  63. , А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник московского университета. Сер. Психология. 1997. — № 4. — С. 17−25.
  64. Г. В., Кузнецова J1.B., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 15−21.
  65. H.JI. Индивидуализация обучения учащихся профильных классов общеобразовательного лицея. Магнитогорск, 2003.-25 с.
  66. Древницкая H. J1. Организационная модель дифференциации обучения учащихся профильных классов общеобразовательной школы // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения. Курган, 2001.-№ 1 (7).-С. 60−63.
  67. Древницкая H. J1. Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся профильных классов общеобразовательного лицея: Автореф. дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 21 с.
  68. Т.В. Проектная методика на уроках И.Я.// Иностранные языки в школе. 2003. — № 5. — с. 38.
  69. Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы // Народное образование: Рос. обществ.- пед. журн. М., 2004. — № 7. -С.101 -107.
  70. Д. С. Элективные учебные курсы для профильного обучения // Народное образование: Рос. обществ.-пед. журн. М., 2004. -№ 2.- С. 114−119.
  71. Д.С. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения // Профильная школа: информ. и науч.-метод, журн. М.: Рус. журн. — 2005. — № 1 (10). — С. 34 — 38.
  72. Д.С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа: Информ. и науч.-метод. журн. -М.: Изд-во «Русский журнал». 2004. — № з. с. 6 -11.
  73. О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 336 с.
  74. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.: Просвещение. — 1998. -191 с.
  75. А.Ж. Вариант одиннадцатилетней профильной школы.// Педагогика. 2000. — № 9. — С. 46 — 49.
  76. А.Ж. Концепция и учебные планы профильного обучения в 11 летней (12 — летней) школе — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.-46 с.
  77. А.Ж. Многоаспектность профильного образования // Образование в Сибири. 2003. — № 1 (10). — С. 88 — 94.
  78. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  79. Заир-Бек Е. С. Разработка профильных учебных программ: По материалам Междунар. семинара «Профилирование школ: разработка учебных планов». // Инновационные процессы в образовании. С-Пб., 1997.-Т.2.- С. 68 -84.
  80. И.Б. Индивидуализация самостоятельной работы как средство умственного воспитания учащихся (IV-VIII классы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973.
  81. Зарубежный опыт профильного обучения в сельской школе: сб. науч. ст./ под ред. Э. А. Аксёновой. М.: ИСПС РАО, 2005 — 79 с.
  82. , В.И. Межличностное общение в коллективе: Автореф. дис.. канд. философ, наук J1., 1970.-21 с.
  83. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М, 1991.
  84. Г. В. Широкий спектр средств дифференциации // Математика в школе, 1991 № 5 — С. 8 — 9.
  85. С.И. Дифференциация самостоятельных работ учащихся (на материале преподавания истории и географии в VIII-X классов средней школы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976.
  86. Р.В. Методика для исследования межличностных взаимоотношений в первичном коллективе // Вопросы психологии. -1986.-№ 6.-С. 143- 144.
  87. И.С. Развитие внутригруппового взаимодействия при обучении речевой деятельности на уроках английского языка Методическое пособие для учителей. Рязань, 2001.- 61 с.
  88. , К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
  89. Исследование групповой сплоченности детского коллектива. Метод рекомендации. Владимир, 1989.-58 с.
  90. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  91. И.А. Управление становлением и развитием школы профильного обучения старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2004 -25 с.
  92. . Д. Педагогические основы индивидуального подхода к старшеклассникам на уроках и факультативных занятиях по иностранному языку (на материале школ с узбекским языком обучения): Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1984. — 20 с.
  93. Л.И. Адаптация студентов к обучению в юридическом вузе. // Вестник СамГУ. № 10/3 (50) — 2006. — С. 35- 40.
  94. А. А. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства. Дис.. канд. пед. наук. Рязань: РГПУ, 2003. — 201 с.
  95. Е. Н. Профильная школа: опыт норвежских коллег. Электронный ресурс. http://pedvesti.uvuo.ru/0903/4−0903.html
  96. ЮЗ.Краевский В. В. Дидактический подход к построению теории содержания общего среднего образования // Советская педагогика, 1982. -№ 3.-С. 34−38.
  97. Ю4.Колкер Я. М., Лиферов А. П., Устинова Е. С Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе. Рязань: Изд-во РГПУ, 1995.- 40 с.
  98. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, B.C. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 143 с.
  99. Юб.Коломинский, Я. Л. Введение в возрастную и педагогическую психологию: Учеб. пособие. Минск: МГПИ, 1985. — 101 с. Ю7. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения. // Математика в школе, 1990. — № 4. — С. 21 -27.
  100. Ю8.Коменский Я. А. Великая дидактика. Спб.: тип. 3. Аригольда, 1893. — 326 с.
  101. А. Н. Дифференцированный подход к обучению младших школьников на основе их индивидуально-типических особенностей // Учен. зап. Орехово- Зуевского пед. ин-та, 1966. Т. 24. Вып. 1.
  102. Кон, И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-245 с.
  103. Контрольно-диагностическая служба в инновационной школе / Проблемы развития образования в Новосибирске и области: тезисы докладов. Новосибирск, 1998. — С. 16 -18.
  104. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Официальные документы в образовании, 2002. № 4. — С. 3−33.
  105. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования: Проект/ Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др.- // Школ, технологии. 2002. — № 4. — С. 79 — 91.
  106. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Проект // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 3. — С. 3 -14.
  107. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык» // Иностранные языки в школе. 2000. — № 6.
  108. Л.П. Применение метода проектов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2006. — № 2 — С. 19.
  109. , В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  110. Н.Б. Как организовать профильный продуктивный класс в школе // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 32.
  111. И.К. Социально-психологические факторы адаптированное&trade- личности: Автореф. дис. канд. пед.паук. М., 1980. -207 с.
  112. А.А. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения. // Вопросы образования: ежекв. науч.-образоват. журн. М.: ГУ-ВШЭ. — 2004. — № 3. — С. 162 -192.
  113. А.А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 3. -С. 54- 58.
  114. А.А. Профильное обучение, стандарты, ЕГЭ.// Стандарты и мониторинг в образовании:. М.: Рус. журн. — 2004. — № 4. — С. 41 — 45.
  115. B.C. Работа в творческой группе с профильной ориентацией на основе современных педагогических технологий. // Гуманизация процесса обучения. Совместное творчество учителя и ученика. Стерлитамак, 2001. — С. 21 — 27.
  116. Кукушкин Е. В. Профильные классы в средней школе. Организация и функционирование.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. 407 с.
  117. Ф. Г. Кризис образования в современном мире. Пер. с англ. -М., 1970.
  118. В.Р. Физиолого-гигиенические и психолого-педагогические проблемы предпрофильного обучения учащихся общеобразовательных школ //Вестник образования России. Сб. приказов и инструкций Минобразования и науки. 2005. — № 24. — С. 37.
  119. B.C., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. — С. 11 -21.
  120. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  121. А.А. Управление усвоением иностранного языка -Иностранные языки в школе. 1975. — № 2. — С. 83 — 87.
  122. А.А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языком. Иностранные языки в школе. -1975. — № 6. — С. 93 — 97.
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Педагогика, 1982.-302 с.
  124. П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // PR в образовании: Журн. для современного руководителя. М., 2003. — № 4. -С. 86−97.
  125. П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. // Школьные технологии. 2003. № 4. — С. 50 — 52.
  126. , В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  127. Е.С. Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне (Х-Х1 классы) // Иностранные языки в школе. 2005. — № 5- С. 23 — 27.
  128. З.А., Лапчинская В. П., Кнабе Г. С. Школа в США, Англии и Франции. / Под ред. В. А. Вейкшана. М., 1960.
  129. О.А. Формирование готовности старшеклассников к обучению в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. -18 с.
  130. Л.М. Особенности обучения языку в профильной школе // Иностранные языки в школе. 2005. — № 8 — С. 28.
  131. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой,
  132. A.И. Донцова. М.: Моск. Ун-т, 1981.-295 с.
  133. , B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учеб. пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1988 — 79 с.
  134. Д.А. Диагностика учебно-методической готовности учащихся к профильному обучению: (на примере профил. обучения иностр. яз.) // Школьные технологии: науч.-практ. журн. для школ, технолога (завуча). М., 2005. — № 1. — С. 169 — 173.
  135. Методические аспекты разработки программ межпредметных курсов в предпрофилыюй подготовке: учеб.-метод. пособие/ авт.-сост.
  136. B.М. Жураковская. Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. — 169 с.
  137. Методическое письмо «О преподавании иностранных языков в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года"// Иностранные языки в школе. 2006. — № 3. — С. 5 — 8.
  138. Методология, теория и практика преобразования отечественных и зарубежных педагогических систем: материалы межрегиональнойнаучной конференции / Отв. Ред А. А. Романов. Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2003.-280 с.
  139. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  140. К.Н. Дифференциация образования условие индивидуализации развития личности школьника // Методические рекомендации учителю о дифференцированном обучении как средстве индивидуализации развития личности школьника. — М., 1990. — 56 с.
  141. Милованова J1. A О профильно-ориентированном обучении английскому языку в старших классах: Экопом. направленность обучения в 10−11 кл. //Иностряз. в шк. 1999. — С. 65 — 71.
  142. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1974. — 23 с.
  143. Т.Г. Самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Новые ценности образования. М.: Шк. самоопределения. — 2005. — № 1 (20). — С.29 — 45.
  144. В. К. Психологическая готовность в вузах МВД России. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2006.-28 с.
  145. Л. Н. (1837−1896). Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учеб. пособие для вузов и сред. спец. учеб. заведений. Ч. 1. СПб.: Алетейя, 2000. — 429 с.
  146. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. -1990. № 8. — с. 42 — 47.
  147. Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч М.: ВЛАДОС -ПРЕСС, 2003. — 4.2. -352 с.
  148. , Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. М.: ВЛАДОС -ПРЕСС, 2003.-Ч. 1.-352 с.
  149. Н. Модели реализации профильного обучения: преимущества и недостатки // Директор школы: Науч.-метод. журн. -М.: Изд. фирма «Сентябрь». -2005. № 3. — С. 39 — 45.
  150. JI. JI. Развитие личностной активности учащихся средствами английского языка // Иностранные языки в школе. 2005. -№ 7.- С. 80.
  151. Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 24 с.
  152. A.M. О профильпости и преемственности образовательных программ : В системе непрерыв. проф. образования от сред. шк. до вуза.// От профильной подготовки к профессиональному образованию. -М., 2002.-С. 7−11.
  153. Н. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения: Предпрофил. подгот. // Народное образование: Рос. обществ.-пед. журн. М., 2004. — № 2. — С. 120 — 129.
  154. Н.В. Профильное обучение в гимназии.// Профильная школа: Информ. и науч.-метод. журн. М.: Изд-во «Русский журнал». -2004. — № 3. — С. 29 — 33.
  155. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М.: ООО Издательство ACT, 2004. — 203 с.
  156. Образование в Российской федерации. Статистический ежегодник. -М.: ГУ -ВШЭ, 2005.-376 с.
  157. Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку. http://www.school.edu.ru/dokedu.asp
  158. И. М. Нужны вариативность, гибкость и готовность удовлетворить потребности каждого ученика: Решение вопр. дифференциации обучения в шк.- лаб. № 1026 Москвы. // Директор шк.2002. -№ 3.- С. 28−34.
  159. И.М. Дидактические основания отбора содержания образования в условиях дифференциации: Кл. с углубл. изучением предмета, профил., коррекц. сред, шк. // Ступени педагогического творчества. М., 2001. — С. 172 — 198.
  160. И.М. Принципы изменения содержания образования в условиях профильного обучения: В свете модернизации сред, шк. // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Оренбург, 2002. -Ч.1.-С. 135- 142.
  161. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века /под ред. А. И. Пискупова. М.: Педагогика, 1976.
  162. И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста // Иностранные языки в школе.2003,-№ 5.- С. 57.
  163. E.IO. Конструирование профильно-интегрированных структур учебных элемкнтов : Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ижевск, 2002. — 19 с.
  164. , Т.Г. Гуманизация межличностных отношений педагогов и учащихся // Классный руководитель. 2003. — № 3. — С. 23 — 27.
  165. С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  166. , С.В. Психологические основы теории личностпо ориентированного образования // Психолого-педагогический поиск. -2004.-№ 1.-С. 28−32.
  167. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.-223 с.
  168. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 2. — 912 с.
  169. Педагогические условия развития иноязычного общения школьников: (На материале профил. лагеря англ. яз.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 25 с.
  170. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив-М.:Педагогика, 1982.-225 с.
  171. Программно-методическое обеспечение организации Юкос -классов. В 3-х ч, Ч. 1 / Отв. Ред. О. Я. Агаркова, С. В. Кривых.- Спб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004.-271 с.
  172. Подгорная Е. Я. Профнльное обучение и социализация личности // Стандарты и мониторинг в образовании. М.: Русский журнал. — 2003. -С. 42−46.
  173. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2, С. 3.
  174. Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.-31 с.
  175. Е.С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999.-220с.
  176. О.Г. Роль теорий учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка // Иностранные языки в школе. 2004. — № 3 — С. 45.
  177. О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7 — С. 12.
  178. О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие иа проектирование курса // Иностранные языки в школе. 2004. — № 2. — С. 6 — 11.
  179. С. Профиль завтрашнего дня: О «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования"// Школ, обозрение. -2002. Госполитика. № 6. — С. 2 — 8.
  180. Н.Н., Верещагина Ю. Б. Перспективные школьные технологии // Завуч. 2005. — № 5. — С. 38 — 58.
  181. Г. А. Проблемы социализации личности в современном образовании // Лицейское и гимназическое образование. 2003. — № 2. -С. 33.
  182. А.А. Учет индивидуальных особенностей школьников как одно из условий повышения эффективности процесса формирования понятий: Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 1981.- 20 с.
  183. И.П. Межкультурное обучение иностранному языку в спецкурсе социально-экономического профиля на старшей ступени школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 16 с.
  184. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» // Нар. Образование в СССР: Сб. док. 1917−1973 гг.-С. 219−224.
  185. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие/ Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М.: Издательский центр «Акадкмия», 2001. — 264 с.
  186. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/1485, print/
  187. Н.В. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971.- 22 с.
  188. Профильная и уровневая дифференциация содержания образования. Авторский коллектив под рук. Рыжакова М. В. http://lexed.ru/pravo/notes/
  189. Профильное образование как творческий процесс: Науч.-практ. материалы эксперим. площадки/ Под общ. ред. А. П. Аношкина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.- 111 с.
  190. Профильное обучение в подготовке будущих выпускников к новым условиям жизни: Опыт эксперим. шк. Рос. акад. образования./ П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова и др. // На пути к профильному обучению в 12-летней школе. М., 2001. — 4.1. — С. 8 — 24
  191. Профильное обучение: исторический опыт, новые горизонты. -http://edu.of.ru/attach/17/7018.doc.
  192. Профильное обучение в России: проблемы и перспективы: Сб. материалов/ Под ред. J1.H. Мотуновой. Воронеж: АОНО «Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов», 2003. — 128 с.
  193. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. -464 с.
  194. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход к в процессе обучения школьников. М., 1975. — 182 с.
  195. В.Г. Планы и проблемы школьной реформы в США. // Наука и жизнь. 1994. — № 6. — С. 50 — 54.
  196. В.Г. Проблемы естественно-научного образования школьников. // Что стоит за реформой образования: Материалы научно-общественного семинара ФИАН. Выпуск 5. Москва, 2001.
  197. А.А. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПб. ГУ, сер.6, 1995, вып. З, № 20, С. 74 — 79.
  198. В.И. Опыт дифференциации обучения в школе 20-х годов. // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 87 — 92.
  199. Н.Ф. Профильная ориентация школьников смыслообразующий элемент предпрофильной подготовки С. 67 — 72.
  200. , А.А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века. М.: Школа, 1997. — 304 с.
  201. М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сиб. издательская фирма РАН, 2002.-275 с.
  202. М.В. К вопросу о гуманистической природе стратегий социальной адаптации личности // Наука. Религия. Экономика: (Междунар. науч. конф., 1994). Новосибирск, 1994. — С. 68 — 70.
  203. М.В. Социальная адаптация и социализация личности // Социология: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.-Гл. 2.-С. 45−75.
  204. Рональд де Грот. Дифференциация в образовании // Директор школы 1994-№ 5 -С. 12−18.
  205. Российская педагогическая энциклопедия./ Под ред. В. В. Давыдова. -Т. 1−2,-М., 1993.-572 с.
  206. И. А.: «Основы педагогики общения». Минск, 1998. — С. 9−18,45−61.
  207. С.Н. Проектирование процесса обучения старшеклассников на основе профильной компетентности : Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 2001.-21 с.
  208. М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX начала XX в.в. Автореферат дис.. канд. пед. паук. — Волгоград, 1998. — 26 с.
  209. Э.А. Реформы средней школы Франции. // Школа и педагогика за рубежом. Вып. 68. Сб. научных трудов МГПИИЯ имени М. Тореза.-М., 1972.-С. 174−191.
  210. В.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе: «Метод, мозаика». 2005. — № 2. — С. 7−16.
  211. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  212. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -С.-П., 2001.-350 с.
  213. В.Я. Единый государственный экзамен и профильное обучение в аспекте подготовки учащихся к вузовскому образованию. // Сибирский учитель. Новосибирск, 2005. — № 2 (38). — С. 5 — 7.
  214. В.А. Развитие творческих способностей школьников гуманитарных классов в процессе дифференциации обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003 — 25 с.
  215. Система среднего образования Норвегии после образовательной реформы 1994 г. Норвежский Информационный Центр. 15 января 2003 г. http://www.norge.ru/education/system.html
  216. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. -152 с.
  217. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. -576 с.
  218. С. Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М.: МГУ, 1995. — 438 с.
  219. С.Д. Еще раз о технологиях обучения. // Высшее образование в России. -2000. № 6. — С. 113 -120.
  220. Н.В. Концептуальные подходы к организации профильного обучения учащихся в 10−11 классах: В свете сотрудничества сред. шк. с вузами. // От профильной подготовки к профессиональному образованию. -М., 2002. С. 68 — 70.
  221. Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. 2003. — № 2.- С. 2
  222. Е.В. Педагогические условия формирования профессионально ценностных качеств специалиста сферыпрофессиональной коммуникации : (на материале англ. яз в профил. кл.): автореф. дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. — 23 с.
  223. Т.С. Довузовская подготовка в условиях модернизации образования : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002 .- 20 с.
  224. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. М.: Academia: АПК и ПРО, 2003. — 109 с.
  225. Теория и практика преобразования педагогических систем: Материалы межрегиональной научной конференции / Под ред. А. А. Романова,
  226. М.Н. Дементьевой. Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2005. — 434 с.
  227. Е.В. Проектирование содержания учебных предметов для гуманитарных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2003. — 27 с.
  228. Ф.Д. Формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников в условиях профильного обучения : Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 2000. — 18 с.
  229. Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS. Вып. 4. -М., 1998,-С. 81.
  230. JI.B. Сущность инновационных процессов в образовании // Челябинский вестник. Челябинск, 2003 .- № 2. — С. 26.
  231. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  232. А.В. Проблема профильного обучения учащихся старших классов средней школы. // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. -Екатеринбург, 2003. № 6 (24). — С. 25 — 32.
  233. А.А. Организация психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки // Новые ценности образования. М.: Шк. самоопределения. — 2005. — № 1 (20). — С.17 — 28.
  234. Л.О. Метод учебных проектов в старших классах как фактор развития преемственности образования в школе и вузе // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-информ. журн. М.: Рус. журн. — 2005. — № 3. — С. 33−37.
  235. Л.О. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения // Профильная школа. -М.: Изд-во «Русский журнал». 2004. — № 2. — С. 19 — 22.
  236. В.В. Разноуровневый стандарт // Каким должен быть образовательный стандарт. М., 2002. — С. 146 — 154.
  237. М.М. Развитие современного гимназического образования в России: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 20 с
  238. К. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 1998. — 178 с.
  239. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет журнал «Эйдос"-http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  240. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» http://www.eidos.ru/conf/
  241. Л. М. Фиаско «открытого обучения» в школах США // Советская педагогика, 1985. № 6. — С. 123 — 126.
  242. С.Л. Мониторинг качества профильного образования // Школа.-2004.-№ 2.-С. 8.
  243. А.А. Структура и содержание профильного обучения в общеобразовательной школе : Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — 20 с.
  244. С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика: науч.-теорет. журн. М.: Педагогика, 2005. — № 1. — С. 19 — 27.
  245. С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения// Дополнительное образование. М., 2004. — № 11. — С. 8 -13.
  246. И.А. Профильная школа как ступень системы российского образования // Мир психологии. Воронеж, 2005. — № 1 (41). — С. 253 -259.
  247. И. А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -. Казань, 1973.
  248. И. Э. Педагогические условия адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному пространству педагогического колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Рязань, 2007. 22 с.
  249. Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — С. 251 -281.
  250. С.И. и др. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике: Пособие для учителей. М., 1977. — 48 с.
  251. . JI.A. Реформа образования и ее последствия: Семинар ФИАН. // Что стоит за реформой образования. Материалы научно-общественного семинара ФИАН. М: Изд. дом «Братск», 2001. — 144 с.
  252. Е. Профильная школа это индивидуализация обучения и свобода выбора. // Директор школы. — 2003. — № 2. — С. 14.
  253. Школа и учитель в зеркале модернизации образования: Сб. науч.-метод. работ / Под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. М.: Междунар. пед. акад., 2003. — 318 с.
  254. В. Профилизация школы: о чем говорят опросы учащихся и родителей. // Директор школы. 2005. — № 9. — С. 9.
  255. Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников с учетом их индивидуальнотипологических особенностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980.-26 с.
  256. Н.Е. Культура современного урока. М.: Пед. общество России, 2000. — 112 с.
  257. Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное обучение / Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Владос, 2001.-510 с.
  258. Элективные курсы в профильном обучении. М.: НФПК: Вита-пресс, 2004.- С. 143 — 146.
  259. И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. — № 3. -С. 15−18.
  260. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Логос, 1996. — 136 с.
  261. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / Библиотека журнала «Директор школы». М.: «Сентябрь», 2000. -176 с.
  262. A dictionary of education, ed. by P. J. Hills, L., N. Y., 1982.
  263. American Library Association. Presidential Committee on Information Literacy. Final Report. (Chicago: American Library Association, 1989.) -http://www.ala.org/acrl/nili/ilitlst.htm
  264. Barth R. S. Open Education and the American School. N. Y., 1974.
  265. Cremin L.A. American education. The metropolitan experience. 1876— 1980, N. Y., 1988.
  266. Cremin L.A. American education. The national experience. 1783—1876, N. Y., 1980.
  267. Declining Test Scores: A Conference Report.— The National Institute of Education U. S., 1976, Febr.
  268. Ellis, R. Classroom Second Language Development. Hemel Hempstead: Prentice Hall International, 1988.
  269. Encyclopedia of education, ed. by E. Blishen, N. Y., 1970.
  270. English Teaching Forum,» vol.34, № 1,1996. P. 35 — 54.289. «English Teaching Forum,» vol.34, № 3, 1996. P.12 -18.
  271. , C. 'The learning and teaching of foreign languages.' Teaching Journal 37/4,1985.
  272. Glossary of educational technology terms, prep, by the Div. of education, scien-ces, contents a. methods of educat. UNESCO for IBE, P., 1988.
  273. Howe D.W., The history of education as cultural history, «History of education quarterly», 1982, v. 22, № 2.
  274. International handbook of educational Systems, v. 1—3, ed. by J. Cameron, B. Holmes, Chichester-N. Y.-Toronto, 1983.
  275. Klippel F. Keep Talking. Cambridge University Press, 1984.- 202 p.
  276. Maslow A. Theory of Human Motivation.— In: Human Dynamics in Psychology and Education. Boston, 1972.
  277. Richards, J. and T. Rodgers. (eds.) Approaches and Methods in Language Teaching: A Description and Analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  278. Richards, J. and T. Rodgers. 'Method, approach, design and procedure.' TESOL Quarterly 16/2, 1982.
  279. Rivers, W. Communicating Naturally in a Second Language: Theory and Practice in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
  280. , J.T. 'Recent developments in ELT.' Language Teaching 15/2−3, 1982.
  281. Rogers C. Freedom to leam for the 80's. Columbus — Toronto — London — Sydney: Ch. E. Merrill Publ. Company, A Bell & Howell Company, 1983. 312 p.
  282. Silberman Gh. Crisis in the Classroom. N. Y., 1970.
  283. Silberman Gh. Crisis in the Classroom. N. Y., 1970- The Open Classroom Reader. N. Y., 1973
  284. The international encyclopedia of education: Research a. studies, ed. in-chief T. Husen, T. N. Postlethwaite, v. 1—10, Oxf., 1985
  285. What Teachers Should Know and Be Able to Do: The Five Core Propositions of the National Board //National Board offers National Board Certification http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf.
  286. Widdowson, H.G. Learning Purpose and Language Use. London: Oxford University Press, 1983.
  287. Widdowson, H.G. Teaching Language as Communication. London: Oxford University Press, 1978.
  288. Wilson V. and B.S. Wattenmaker. A Guidebook for Teaching Foreign Language, 1980.
  289. Winkeler R. Differenzierung, Funktionen, Formen und Problema. -Ravensburg, 1978. -52 s.
  290. БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для среднего (полного) общего образования1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
  291. Обществознание (включая экономику и право) 140(2/2)1. Естествознание 210(3/3)
  292. Физическая культура 140(2/2)
  293. Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
  294. Количество часов за два года обучения (*)
  295. Иностранный язык 420 (6 / 6)1. Математика 420 (6 / 6)1. История 280 (4/4)
  296. Физическая культура 280 (4/4)
  297. Л 1- Обществознание (**) 70 (1 /1) 210(3/3)о < Экономика 35(0,5/0,5) 140(2/2)т Право 35 (0,5 / 0,5) 140(2/2)к < География 70 (1 /1) 210(3/3)
  298. X ш Физика 140(2/2) 350 (5/5)
  299. Химия 70 (1 / 1) 210(3/3)
  300. Биология 70 (1 / 1) 210(3/3)
  301. X 0. Информатика и ИКТ 70 (1 /1) 280 (4 / 4) m Искусство (МХК) 70 (1 /1) 210(3/3)
  302. Технология 70 (1 /1) 280 (4 / 4)1. ОБЖ 35 (1 /-) 140(2/2)
  303. ВСЕГО: не более 2100 (не более 30 / не более 30)
  304. РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ1. ВСЕГО: 140(2/2)
  305. КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  306. ВСЕГО: не менее 280 (не менее 4 / не менее 4)
  307. ИТОГО: до 2520 (36 / 36)
  308. Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе: 2520 (36 / 36)
  309. Социально-гуманитарный профиль
  310. Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения1. Федеральный компонент1. Базовые учебные предметы1. Иностранный язык 61. Математика 81. Экономика 11. Естествознание 6
  311. Мировая художественная культура 21. Физическая культура 4
  312. По усмотрению субъекта Российской Федерации 4
  313. I. Компонент образовательного учреждения
  314. Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 71. Число недельных учебных1. Учебные предметы часовза два года обучения1. Федеральный компонент1. Базовые учебные предметы1. Математика 81. История 6
  315. Обществознание (включая экономику 4и право)1. Естествознание 6
  316. Мировая художественная культура 21. Физическая культура 4
  317. По усмотрению субъекта Российской 41. Федерации
  318. I. Компонент образовательного учреяадения
  319. Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, 6исследовательская деятельность
  320. Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильное обучение)
  321. Обществознание (включая экономику и право) 41. География 21. Физика 41. Химия 21. Биология 2
  322. Мировая художественная культура 21. Технология 2
  323. Основы безопасности жизнедеятельности 11. Физическая культура 41. Региональный (национально-региональный) компонент
  324. По усмотрению субъекта Российской Федерации 4
  325. I. Компонент образовательного учреждения
  326. Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 17 (*)
  327. Обоснование актуальности курса
  328. ЭОП и МКК это интегрированный курс на стыке информатики и иностранного языка, предметов, вызывающих повышенный интерес современных старшеклассников.
  329. Создание одностраничной публикации (подготовительный этап) визитка (самопрезентация, выбор темы для проектной деятельности) — информационный буклет (планирование содержания, разработка структуры проекта) —
  330. Создание многостраничной публикации по исследуемой теме информационный бюллетень- презентация-веб-сайт (итоговый проект).
Заполнить форму текущей работой