Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование и разработка устройств каталитической обработки топлива для двигателей речных судов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В лабораторных и судовых условиях проведено экспериментальное исследование параметров рабочего процесса двигателей 6ЧРН 27,5/36 и 6ЧРН 36/45 (Г70−5), которое подтвердило эффективность обработки топлива при помощи данных катализаторов, о чем свидетельствует снижение расхода топлива: на никелевом катализаторе на 1,6 — 3,8%, в зависимости от нагрузки двигателяна катализаторе с активным сердечником… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса
    • 1. 1. Обзор методов совершенствования процессов сгорания
    • 1. 2. Методы каталитической обработки топлива
    • 1. 3. Каталитическая обработка топлива с помощью низкотемпературных катализаторов
    • 1. 4. Постановка задачи исследования
  • Глава 2. Теоретическое описание физико-химических процессов, происходящих при обработке топлива с помощью катализатора на основе цинка
    • 2. 1. Предварительные замечания
    • 2. 2. Физико-химические процессы, протекающие на катализаторе при электростатической обработке топлива
    • 2. 3. Физико-химические процессы, протекающие в камере сгорания дизеля. т
      • 2. 3. 1. Влияние электризации топлива на процесс распыливания и размер получаемых капель
      • 2. 3. 2. Влияние электростатической обработки топлива на процесс тепломассообмена с окружающей средой
      • 2. 3. 3. Принципы молекулярно-кинетического подхода к оценке процесса теплообмена капли с окружающей средой
      • 2. 3. 4. Влияние заряда капли на кинетику предпламенного окисления топлива в газовой фазе
      • 2. 3. 5. Влияние заряда на процесс горения капель
      • 2. 3. 6. Свойства материала сердечника, как основы катализатора электростатической обработки топлива
  • Глава 3. Создание катализатора на основе выполненного теоретического анализа
    • 3. 1. Требования, предъявляемые к конструкции и режимам работы устройства каталитической обработки топлива с активным сердечником
    • 3. 2. Разработка конструкции
  • Глава 4. Экспериментальные исследования работы судовых дизелей с устройствами каталитической обработки топлива
    • 4. 1. Общая методика экспериментальных исследований
    • 4. 2. Стендовые испытания устройств каталитической обработки топлива на двигателе
      • 4. 2. 1. Описание стенда
      • 4. 2. 2. Порядок проведения экспериментов
      • 4. 2. 3. Результаты испытаний двигателя на топливе, обработанном никелем Ренея
      • 4. 2. 4. Результаты испытаний двигателя на топливе, обработанном сплавом на основе цинка
    • 4. 3. Испытание устройства каталитической обработки топлива в виде сплава на основе цинка в судовых условиях
      • 4. 3. 1. Описание устройства и места его расположения на двигателе
      • 4. 3. 2. Порядок проведения эксперимента
      • 4. 3. 3. Результаты испытаний катализатора на основе цинка в судовых условиях
    • 4. 4. Анализ экспериментальных результатов
      • 4. 4. 1. Обработка топлива на скелетном никелевом катализаторе
      • 4. 4. 2. Обработка топлива катализатором с сердечником на основе цинка на стенде
      • 4. 4. 3. Обработка топлива при помощи катализатора с активным сердечником на основе цинка в судовых условиях
  • Глава 5. Обоснование экономической эффективности устройств каталитической обработки по результатам стендовых и судовых испытаний
    • 5. 1. Определение затрат на модернизацию двигателя устройством каталитической обработки топлива на основе цинка
    • 5. 2. Расчет экономической эффективности устройства

Исследование и разработка устройств каталитической обработки топлива для двигателей речных судов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов является одной из актуальных задач не только для судов речного флота, но и для всего дизельного парка в целом. Увеличение цен на топливо вследствие растущего дефицита дистиллятных фракций, а также ужесточение норм на количество вредных выбросов с отработавшими газами стимулирует поиск и изучение различных способов интенсификации сгорания топлива в двигателях.

В связи с этим значительный интерес вызывают разработки и исследования устройств низкотемпературной каталитической обработки топлива. Наиболее перспективными из них для условий применения на судне являются устройства на основе катализатора гидрирования никеля Ренея, а также металлических сплавов, обладающих определенной каталитической активностью.

Теоретических и практических исследований в области обработки топлива на катализаторах гидрирования нами найдено не было, за исключением исследований в этой области, проведенных чл. корр. АН СССР, проф. А. Д. Петровым.

Вопросам электростатической обработки магнитным и электрическим полями (обработку топлива на катализаторе с активным сердечником мы также относим к этим видам обработки) посвящено много исследований. Значительный вклад в разработку теории электростатической обработки топлив был внесен A.M. Багдасаровым, К. Асакавой, H.A. Ефимовым, В. А. Звоновым, A.M. Красносельским, Э.К. Копейки-ной, Н. С. Ревзиным, Ю. М. Кузнецовым и др.

Несмотря на значительные успехи, достигнутые в области практического применения такого типа устройств, единой теории, позволяющей обрисовать картину явлений, происходящих при сгорании наэлектризованных топлив, до настоящего времени нет. Практически нет единого мнения о процессах, происходящих при обработке топлив на катализаторах с сердечниками, шариками из металлических сплавов и т. п. Следовательно, нет теоретического обоснования размеров и формы сердечников, шариков, скоростей их обтекания топливом, места расположения относительно устройств топливоподачи и т. д.

В связи с этим тема проведенного исследования актуальна.

Цель работы.

Целью работы является теоретическое исследование и описание физико-химических процессов, происходящих при обработке топлива с помощью катализаторов, и создание на основе проведенного исследования, а также анализа литературных источников, касающихся различных (в том числе каталитических) методов совершенствования процессов сгорания в дизелях, эффективного устройства каталитической обработки топлива.

Исследование выполнено с помощью экспериментальных и теоретических методов.

Экспериментальное исследование выполнено на лабораторных стендах и в судовых условиях с учетом требований и рекомендаций нормативно-справочной литературы. Полученные результаты обрабатывались с использованием основных положений теории погрешностей. В экспериментах использовались отечественные датчики и анализирующе-регистрирующая аппаратура, например, комплекс АИР-50, электронный индикатор ЛИВТа и др.

Теоретическое исследование выполнено с использованием основных законов физики и химии и с привлечением накопленного экспериментального материала. Часть выводов сформулирована по результатам анализа экспериментальных данных, полученных в настоящей работе, а также по результатам моделирования процессов каталитической обработки топлива на компьютере.

Научная новизна.

Сформулированы новые положения, необходимые для описания процессов, происходящих при каталитической обработке топлив и их сгорании в двигателях.

Разработана технология изготовления устройства каталитической обработки топлива на основе активного металлического сплава.

Разработаны математические модели, позволяющие оценить изменение физико-химических характеристик топлива после его обработки на никелевом катализаторе, а также оптимальные геометрические размеры активного сердечника.

Практическая ценность.

Разработаны конструкции предлагаемых устройств и схемы их включения в состав судовой системы топливоподготовки, что позволит повысить топливную экономичность судовых дизелей.

Апробация работы.

Основные результаты исследований докладывались и получили положительную оценку на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава Волжской государственной академии водного транспорта (Н. Новгород, 1996 — 1999) и международной научно-технической конференции «Энергосберегающие теплотехноло-гические процессы и установки» (Севастополь, 1997).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Выполненный литературный поиск методов совершенствования процесса сгорания в дизельных двигателях позволил сузить область исследования, которая была ограничена рассмотрением различных методов каталитической обработки топлива. Наиболее перспективными из них признаны технологии обработки топлива с помощью скелетного катализатора никеля Ренея в присутствии водорода и активного катализатора, изготовленного из сплава на основе цинка. Отличительной особенностью этих катализаторов являются: простота, надежность и низкая температура, при которой осуществляются физико-химические процес.

Проведен анализ физико-химического механизма процессов, протекающих на данных катализаторах, а также физико-химического механизма влияния обработанного топлива на процессы предпламенной подготовки и сгорания. Это позволило оценить воздействие никелевого катализатора на процесс сгорания, а также сформулировать основные требования к конструкции и режимам работы катализатора на основе цин.

В лабораторных и судовых условиях проведено экспериментальное исследование параметров рабочего процесса двигателей 6ЧРН 27,5/36 и 6ЧРН 36/45 (Г70−5), которое подтвердило эффективность обработки топлива при помощи данных катализаторов, о чем свидетельствует снижение расхода топлива: на никелевом катализаторе на 1,6 — 3,8%, в зависимости от нагрузки двигателяна катализаторе с активным сердечником на 1,4 — 5,4%, в зависимости от нагрузки и режима работы двигателя.

При этом отмечено незначительное повышение максимального давления цикла на 0,05 — 0,246 МПа и снижение температуры отработавших газов на 2,5 — 20 °C.

При проведении теоретического и экспериментального исследования получены частные выводы, наиболее интересными из которых являются следующие:

1. Электростатическое заряжение топлива практически не влияет на размеры капель, получаемых при распыливании.

2. Наличие заряда в капле способствует уменьшению поверхностного натяжения. Интенсивность снижения этого параметра увеличивается с уменьшением размера капли.

3. При уменьшении радиуса капли заряженного топлива до значения гкр происходит уменьшение давления насыщенного пара у ее поверхности. В результате этого снижается скорость испарения вещества капли.

4. При испытаниях активного катализатора на основе цинка максимальная экономия топлива (3,35% при работе двигателя по нагрузочной характеристике, 5,4% - по винтовой характеристике) наблюдалась при параллельном соединении секций катализатора.

5. При работе двигателя по нагрузочной характеристике на режимах 0,5Ре и 0,75Ре получена приблизительно одинаковая экономия топлива («3% и «2%, соответственно) как при его гидрировании, так и при обработке на цинковом катализаторе.

6. При работе двигателя на гидрированном топливе и топливе, обработанном с помощью цинкового катализатора, замечено изменение параметров рабочего процесса. Характер изменения параметров сохранялся при переходе с одного способа обработки топлива на другой.

7. На основании изложенного в пунктах 5 и 6 можно предположить, что механизмы воздействия описанных видов обработки топлива на рабочий процесс аналогичны. Сущность его заключается, по.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. и др. Методы расчета теплофизических свойств газов и жидкостей // ВНИПИнефть, Термодинамический центр В/О Нефтехим. М.: Химия, 1974. 241 с.
  2. А. Физическая химия поверхностей. М.: Мир, 1979.568 с.
  3. К. Физические методы интенсификации процессов горения. Вопросы горения. // Материалы VI и VII международных симпозиумов по горению. -М.: Металлургиздат, 1963. С 236−262.
  4. И.В. Подача и распыливание топлива в дизелях. М.: Машиностроение, 1972. 359 с.
  5. Н.Р., Вихерт М. М., Гутерман И. И. Быстроходные дизели. -М.: Машгиз, 1951. 520 с.
  6. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях: Пер. с англ. -М.: Химия, 1967. 256 с.
  7. .Г., Гулин Е. И., Лесников А. П., Новикова Т. А. Химические основы термофорсирования двигателя дизеля // ЖПХ, АН СССР 1963. — т. XXXVI. С. 2498 — 2502.
  8. А.Е. Производство присадок к моторным и транспортным маслам. -М.: Химия. 1974. 236 с.
  9. И.И. Влияние температуры топлива на период задержки воспламенения в дизеле и эмиссию сажи // ВИНИТИ М.: АН СССР. Экспресс-информация. 1974. Вып. 7 (54). С. 1 -7.
  10. Дж., Кертис Ч., Берд Р. Молекулярная теория газов и жидкостей: Пер. с англ. -М.: Иностр. литер. 1961. 451 с.
  11. С.П., Ищук Ю. Г., Косовский В. И. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. Л.: Судостроение. 1989. 256 с.
  12. Исследование влияния катализатора на характеристики и удельный расход топлива судового дизельного двигателя // Отчет о НИР. ЦЭЭВТ Н. Новгород: ВГАВТ, 1993. 60 с.
  13. Ю.Г. Задержка воспламенения различных топлив в судовых дизелях. -Л.: Судостроение, 1986. 105 с.
  14. Ю.Г. Топливо и полнота его сгорания в судовых дизелях. -Л.: Судостроение, 1985. 100 с.
  15. Ю.Г. Интенсификация процесса сгорания топлива в судовых дизелях. -Л.: Судостроение, 1987. 56 с.
  16. С.А., Славинская Н. А., Пшезецкий С. Я. Влияние озона на воспламенение углеводородов. Сб. Кинетика и распространение пламени. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С 78−93
  17. Г. М. Процессы тепломассообмена и испарения при смесеобразовании в дизелях. Учебн. пособие. -М.: Высшая школа, 1974. 143 с.
  18. В.А. Краткий курс физической химии. Изд. 5-е, стереотипное. М.: Химия, 1978. 624 с.
  19. С.М., Басевич В .Я. Промотирование горения распыленного жидкого топлива. // Физика горения и взрыва, 1977, т. 13, № 2, с. 275 -278.
  20. С.М., Девишев М. И., Басевич В. Я. Исследование влияния активных частиц продуктов реакции на процессы горения в потоке. // Докл. АН СССР, 1959, т. 127, № 1.
  21. В.М. Исследование влияния свойств топлив, полученных их ненефтяного сырья, на характеристики дизеля // ВИНИТИ. -М.: АН СССР. Экспресс-информация. 1985, вып. 33 (171). С. 11 15.
  22. В.Л., Романов С. А., Свиридов Ю. Б. Измерительный голографический комплекс и методика исследования дизельного факела // Двигателестроение 1983, № 9. С. 24 — 26.
  23. С. Горение: Пер. с японского. Химия, 1980. 256 с.
  24. М.О. Химические регуляторы горения моторных топ-лив. -М.: Химия. 1979. 223 с.
  25. A.C. Системы питания дизелей: Учеб. пособие для студентов вузов. -М: Машиностроение, 1981. 216 с.
  26. М.Х. Карапетьянц, С. Н. Дракин Строение вещества. Изд. 2-е. -М.: Высшая школа, 1978. 310 с.
  27. A.M. Топливо и смазочные материалы. М.: Высшая школа. 1982. 200 с.
  28. A.M. Жуков В. П. Гидродинамический расчет процесса впрыска топлива с использованием ЭЦВМ. Николаев: Изд-во НКИ им. адм. С. О. Макарова, 1980. 40 с.
  29. Г. Б. Обработка и обобщение результатов экспериментального исследования испарения капель. Тр. Одесского ун-та, 1970, т. 150. Сер. физ. наук, Вып. 7. С. 161 — 186.
  30. P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания. Учебн. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 224 с.
  31. ПокровскийГ.П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. М.: Машиностроение. 1985. 200 с.
  32. Н.Ф. К расчету испарения топлива в цилиндре дизеля на участке топливоподачи. // Двигатели внутреннего сгорания. Вып 23, Харьков, 1976. 143 с.
  33. Н.Ф. Особенности смесеобразования и сгорания в тепловозных дизелях типа Д-70. // Двигатели внутреннего сгорания. Вып. 20, Харьков, 1974. С. 32−40.
  34. Рид Р., Праусниц Дж., Шервуд Т. Свойства газов и жидкостей. -Л.: Химия, 1982. 592 с.
  35. Л.С., Терентьев В. А. Опыт применения присадок па-роводородной смеси в транспортном дизеле // Двигателестроение 1982. № 2. С. 20−33.
  36. О.Б. Влияние перегрева тяжелых топлив на характеристики дизеля с неразделенной камерой сгорания // ВИНИТИ. М.: АН СССР. Экспресс-информация. 1986. Вып. 45 (220). С. 3 -8.
  37. З.А., Гуреев A.A. Присадки к моторным топливам. -М.: Химия. 1977. 215 с.
  38. А.У., Балабеков М. Т., Багдасаров A.M. Вопросы теории электростатического распиливания. Ташкент, «ФАН». 1968. 110 с.
  39. Г. А. Сверхзвуковые двухфазные течения. Минск: Думка, 1972. 479 с.
  40. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. Л.: Машиностроение, 1972. 224 с.
  41. Ю.В. Моделирование тепловыделения в дизелях через функцию топливоподачи и параметры смесеобразования. Харьков. 1980. Вып. 31. С. 47 -52.
  42. В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение. — 1972. 224 с.
  43. В.А., Ищук Ю. Г. Судовые многотопливные двигатели. -Л.: Судостроение. 1984. 240 с.
  44. Справочник по горюче-смазочным материалам в судовой технике / Гулин Е. И., Якубо Д. П., Сомов В. А., Чечот И. М. 2-е изд., пере-раб. и доп. — Л.: Судостроение, 1987. 224 с.
  45. A.A. Комбинированная подготовка моторного топлива для судовых дизелей барботированием водяного пара и кавитационной обработкой полученной эмульсии / Дисс.. канд. техн. наук. -Н.Новгород: ГИИВТ, 1990. 348 с.
  46. Е.А., Орлова Н. Г. Расчет физико-химических свойств жидкостей. М: Химия, 1976. 112 с.
  47. С., Смит П. Скрытая теплота парообразования широкого класса жидкостей // Тр. Амер. Об-ва инж.-механиков. 1984. № 1. 215 с.
  48. В.И., Младенов МБ. К определению коэффициентов истечения для сопловых отверстий распылителей форсунок // Тр. МА-ДИ. Вып. 22, Москва, 1974. С. 51−55.
  49. Устройство для обработки топлива для двигателя внутреннего сгорания: Описание изобретения № 1 799 429АЗ с приоритетом от 27.06.91.-М.: ВНИИПИ, 1993.
  50. А.Б. Некоторые закономерности процесса гидрирования на никелевом катализаторе // Кинетика и катализ, т. 4, № 5. 1963. С. 1237−1242.
  51. Ю.Я., Житомирский А. Н., Тарасенко Ю. А. Физическая химия неводных растворов. Л.: Химия, 1973. 376 с.
  52. Д.А. Курс коллоидной химии. Учебн. для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. — Л.: Химия, 1984. 368 с.
  53. Химия нефти и газа: Учеб. пособие для вузов / В. А. Проскуряков, А. Е. Драбкин. Л.: Химия, 1981. 359 с.
  54. Элементы САПР ДВС: Алгоритмы прикладных программ: Учеб. пособие для вузов / P.M. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др. Л.: Машиностроение, 1990. 328 с.145
  55. Brown B.H. Fuel treating devise and method. Патент США № 4 429 665 кл. F02M27/00. 1982.
  56. Gal-Or В., Yaron i. Convective mass or heat transfer from size-distributed ensembler of drops, bubbles, or solid particles// Progress in heat and mass transfer, selected papers of 1970 International Seminar. Vol.5. Per-gamon Press, 1972.S.309−326.
  57. Temple-Pediani R.W. Effect of pre-injection fuel temperature upon diesel engine ignition delay and soot emission. Proc. Inst. Mech. Eng., 1973, 187, № 32, pp. 395−404.
Заполнить форму текущей работой