Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе системного, деятельностного, компетентностного и лингвострановедческого подходов спроектирована модель формирования лингвострановедческой компетенции студентов. Особенностью модели является ее реализация на неязыковых факультетах педагогического вуза, что, в свою очередь, предполагает: 1) обеспечение коммуникативной направленности процесса овладения студентами лингвострановедческого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования лингвострановед-ческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза
    • 1. 1. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых специальностей педагогического вуза как педагогическая проблема
    • 1. 2. Модель формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза
    • 1. 3. Педагогические условия успешного функционирования модели формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению модели и педагогических условий формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза
    • 2. 1. Задачи, методы и условия осуществления экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях современной глобализации и интеграции, происходящих на социальном, экономическом, политическом уровнях, актуализируется проблема создания единого образовательного пространства. Ярким примером этого явления может служить Болонская декларация, подписанная в 1999 году 29 Министрами образования европейских стран. Прогнозируемыми характеристиками создаваемой образовательной системы являются: повышение мобильности и востребованности граждан на европейском рынке трудасопоставимость и сравнимость систем высшего образования разных странповышение уважения к разнообразию культур, языков, национальных систем образования среди граждан Европы.

В государственных нормативных документах, таких как «Национальная доктрина образования в Российской федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», постоянно отмечается необходимость подготовки специалистов, способных к непрерывному профессиональному росту, мобильности и обладающих конкурентоспособными знаниями и умениями.

Для равноправного участия России в европейских процессах студенты должны свободно владеть иностранным языком, знать культуру и традиции европейских стран. Именно поэтому возросла необходимость введения в образовательный процесс лингвострановедческого аспекта, который из вспомогательного и иллюстрирующего фактора преобразуется в один из базовых приоритетов. Это направление особенно актуально для педагогических учебных заведений, потому что образ учителя, свободно общающегося на иностранном языке, понимающего особенности интерпретации этических и эстетических ценностей, специфику национальной политической культуры и государственно-правовой системы разных стран, является главным фактором воспитания школьников, способных жить и учиться в мировом пространстве.

Лингвострановедческая подготовка обеспечивает решение комплексных задач по изучению национальных стереотипов поведения, форм мышления, ценностных ориентаций, что актуализирует необходимость формирования лингвострановедческой компетенции у студентов, прежде всего, неязыковых факультетов педагогического вуза.

Основоположниками лингвострановедения в нашей стране по праву считаются Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров. Фундаментальный вклад в разработку теоретических основ лингвострановедения внесли такие ученые как J1. С. Бархударов, Ж. JI. Витлин, П. Н. Донец, В. И. Кодухов, Г. В. Кол-шанский, А. Д. Мальцева, Р. К. Миньяр-Белоручев, О. Г. Оберемко, А. Д. Райхштейн, Г. Д. Томахин и др.

Вопросы лингвострановедения в той или иной степени находят отражения в диссертационных исследованиях таких ученых как, И. В. Бабенко, М. В. Булыгиной, Е. И. Воробьевой, JI. Б. Воскресенской, И. К. Вуйович, О. В. Высочиной, Е. В. Денисовой, С. В. Кулагиной, И. А. Лызловой, С. В. Сан-никовой, С. В. Пахотиной, Э. И. Тамма, А. Н. Федоровой, Т. С. Финаевой и др.

Даются попытки философского обоснования культурологического подхода к обучению иностранным языкам (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, JI. Г. Ионин, А. А. Радугин, П. А. Сорокин и др.), определены общие положения реализации лингвострановедческого подхода в системе высшего образования (В. В. Сафонова).

Однако проблема формирования лингвострановедческой компетенции у студентов неязыковых факультетов педагогического вуза остается мало разработанной. Это подтверждается данными о низком уровне сформирован-ности лингвострановедческой компетенции у студентов неязыковых факультетов педагогического вуза, полученными при помощи методов анкетирования, письменных опросов, бесед, изучения и обобщения опыта преподавания иностранного языка в педагогическом вузе.

Реальность сегодняшнего дня показывает, что общие указания на необходимость формирования лингвострановедческой компетенции остаются в большинстве случаев лишь декларативными требованиями на ступени высшего образования, поскольку не отражены в программах курсов по иностранному языку. До сих пор остается нерешенным вопрос о выделении лингвострановедческой компетенции в отдельный вид компетенций, не существует единого определения лингвострановеденияне разработаны содержательные, организационно-педагогические и процесуально-действенные средства формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза.

Таким образом, в теории и практике профессионального образования обнаруживаются следующие противоречия:

— на социально-педагогическом уровне — между возросшими требованиями к языковой подготовке студентов неязыковых факультетов педагогического вуза и низким уровнем сформированности у них лингвострановедче-ских знаний, умений и мотивов осуществления межкультурной коммуникации;

— на научно-теоретическом уровне — между объективной потребностью в выявлении особенностей, содержания и условий эффективной организации лингвострановедческой подготовки студентов неязыковых факультетов педагогического вуза и недостаточным теоретическим осмыслением этих вопросов в отечественной педагогической науке;

— на научно-методическом уровне — между необходимостью организации целенаправленной подготовки студентов неязыковых факультетов педагогического вуза к осуществлению межкультурной коммуникации и неразработанностью научно-методических средств формирования их лингвострановедческой компетенции.

С учетом выявленных противоречий и на основании анализа существующих исследований данного направления была сформулирована проблема исследования: как обеспечить направленность процесса изучения иностранного языка студентами неязыковых факультетов педагогического вуза на формирование у них лингвострановедческой компетенции?

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования сформулирована тема диссертации — «Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза».

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить модель формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза и комплекс педагогических условий ее успешной реализации.

Объект исследования — процесс изучения иностранного языка на неязыковых факультетах в ходе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Предмет исследования — содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза.

Гипотеза исследования. Процесс изучения иностранного языка студентами неязыковых факультетов педагогического вуза может быть направлен на успешное формирование у них лингвострановедческой компетенции, если:

1. На основе системного, деятельностного, компетентностного и лин-гвострановедческого подходов разработать и апробировать модель формирования лингвострановедческой компетенции студентов.

2. Определить и проверить в экспериментальном режиме педагогические условия реализации модели, включающие:

— насыщение курса иностранного языка лингвострановедческим материалом за счет усиления в нем удельного веса лингвистических и тематических знаний;

— стимулирование студентов к самостоятельному овладению лингвострановедческим материалом;

— развитие у студентов устойчивой мотивации к изучению иностранного языка на основе интеграции аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий.

3. В практику обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов педагогического вуза внедрить методику формирования лингво-страноведческой компетенции.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования предопределили следующие задачи:

1. Выявить степень разработанности проблемы исследования и обосновать возможность формирования у студентов неязыковых факультетов педагогического вуза лингвострановедческой компетенции.

2. Уточнить содержание и структуру понятия «лингвострановедческая компетенция" — раскрыть сущность понятия «формирование лингвострановедческой компетенции студентов».

3. Разработать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза и отразить их в модели и педагогических условиях.

4. Составить методику формирования лингвострановедческой компетенции и внедрить ее практику профессиональной подготовки студентов неязыковых факультетов педагогического вуза.

Методологическую базу исследования составляют: учения о структуре научного исследования как формы познавательной деятельности (И. Д. Андреев, П. В. Копнин, М. В. Попович, Г. И. Рузавин, В. С. Степин, В. С. Черняк и др.) — системный подход к отражению процессов и явлений объективной реальности (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, В. С. Тюхтин, Э. Г. Юдин и др.) — деятельностный подход к исследованию проблем учебной деятельности и развития личности (Б. Ц. Бадмаев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — компетентностный (В. И. Байденко, Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М.

Митина и др.) и лингвострановедческий (JI. Г. Веденина, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Е. И. Пассов, Г. Д. Томахин и др.) подходы к исследованию проблем профессиональной подготовки будущих специалистов.

Теоретической основой исследования являются: теории совершенствования профессиональных качеств студентов в системе высшего педагогического образования (О. А. Абдуллина, Ф. Н. Гоноболин, С. Б. Елканов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков, Н. М. Яковлева и др.) — лингвострановедческая и лингвокультуроведческая концепции обучения иностранному языку (Е. М. Верещагин, Н. Д. Гальскова, В. Г. Костомаров, Р. К. Миньяр-Белоручев, О. Г. Оберемко, Э. И. Соловцова, Г. Д. Томахин и др.) — концепция межкультурной коммуникации (О. В. Лешер, В. В. Сафонова, С. Г. Тер-Минасова, И. И. Халеева и др.) — теория коммуникативного подхода в обучении иностранному языку (Е. И. Пассов, Н. И. Гез и др.) — психологическая концепция восприятия и понимания иноязычного текста (3. И. Клычникова) — концепция интенсивного обучения иностранным языкам (Г. А. Китайгородская).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Законы РФ «Об образовании» (1996 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (2008 г.).

Методы исследования определялись в соответствии с принципом адекватности задачам исследования и проверки гипотезы: теоретические методы (теоретико-методологический, понятийно-терминологический и системный анализ, сравнение, обобщение, моделирование) и эмпирические методы (обобщение опыта, констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, собеседование, статистические методы).

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2000 по 2009 гг. на базе факультета информатикифакультета педагогики и методики начального образования, факультета физической культуры и социальной безопасности и художественнографического факультета ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». Исследованием было охвачено 194 студента и 25 преподавателей.

Исследование осуществлялось на трех этапах.

На первом этапе (2000;2001 гг.) проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме. Была обоснована проблема, поставлена цель, определена гипотеза, разработаны задачи и спланирована исследовательская работа. На основании существующих концепций и теории были сформулированы исходные позиции исследования, разрабатывался понятийный аппарат, обосновывался выбор методологических подходов к решению проблемы. Проводился констатирующий эксперимент по определению состояния проблемы и выявлению возможностей ее решения в условиях неязыковых факультетов педагогических вузов.

На втором этапе (2002;2005 гг.) разрабатывалась модель формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза и определялись условия ее успешной реализации. Экспериментальная часть данного этапа предполагала апробацию, корректировку сконструированной модели и условий, проверку и уточнение полученных в ходе исследования выводов. Выполнялся сопоставительный анализ результатов.

На третьем этапе (2005;2009 гг.) проводилась обработка, систематизация и оформление результатов эксперимента, корректировка методики формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в курсе изучения дисциплины «Иностранный язык». На завершающей части данного этапа осуществлялось оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в доказательстве возможности формирования лингвострановедческой компетенции у студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в процессе изучения ими иностранного языка и состоит в следующем:

1. На основе системного, деятельностного, компетентностного и лингво-страноведческого подходов разработана модель формирования лингвострановедческой компетенции студентов, которая предполагает: обеспечение коммуникативной направленности процесса овладения студентами лингвострано-ведческим материалом, активизацию процесса обучения иностранному языку путем адекватной мотивации студентов с учетом их потребностей, мотиваци-онных и смысловых проявленийповышение роли внеаудиторной самостоятельной работы.

2. Определены педагогические условия успешной реализации модели формирования лингвострановедческой компетенции: насыщение курса иностранного языка лингвострановедческим материалом за счет усиления в нем удельного веса лингвистических и тематических знанийстимулирование студентов к самостоятельному овладению лингвострановедческим материаломразвитие у студентов устойчивой мотивации к изучению иностранного языка на основе интеграции аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий.

3. Спроектирована методика формирования лингвострановедческой компетенции, предполагающая поэтапную и последовательную реализацию разработанной модели и комплекса педагогических условий и направленная на развитие у студентов неязыковых факультетов педагогического вуза лин-гвострановедческих знаний, умений и мотивов для осуществления полноценной межкультурной коммуникации.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в развитии научных представлений о формировании лингвострановедческой компетенции и особенностях его осуществления в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов педагогического вуза;

— в конкретизации и уточнении понятий «лингвострановедческая компетенция» и «формирование лингвострановедческой компетенции студентов»;

— в обогащении теории профессионально-педагогического образования за счет разработки содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств формирования лингвострановедческой компетенции.

Практическая значимость данного исследования определяется: 1) внедрением в образовательный процесс педагогического вуза модели формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов- 2) определением и характеристикой критериев и показателей сформированное&tradeлингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов- 3) разработкой научно-методических рекомендаций для организации целостного процесса формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза. Материалы исследования способствуют совершенствованию содержательного, организационно-педагогического и методического обеспечения процесса формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педвуза и могут быть использованы в массовой практике в педагогических вузах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель формирования лингвострановедческой компетенции представляет собой педагогическую систему, направленную на реализацию механизма взаимодействия преподавателей и студентов неязыковых факультетов педагогического вуза и нацеленную на освоение обучаемыми системы лин-гвострановедческих знаний, умений и мотивов.

2. Комплекс педагогических условий нацелен на успешную реализацию модели. Первое педагогическое условие связано с расширением и обогащением содержание изучаемого студентами неязыкового факультета курса иностранного языка. Второе педагогическое условие предусматривает осуществление организационно-педагогических мероприятий, обеспечивающих перевод студентов в позицию активных субъектов изучения иностранного языка. Третье педагогическое условие относится к развитию у студентов устойчивых мотивов к изучению иностранного языка, овладению лингвострановед-ческим материалом.

3. Методика формирования лингвострановедческой компетенции реализуется в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов педагогического вуза. Она предусматривает научное обоснование организационных подходов к определению целей обучения, отбору и структурированию лингвострановедческого материала, применение инновационных форм, методов и средств обучения, а таюке контролю и оценке его результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положенийвыбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследованиярепрезентативностью полученных данныхсоответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике образованияпоследовательным проведением этапов педагогического эксперимента и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

— публикации статей и тезисов по теме исследования в педагогических журналах, сборниках, в том числе рецензируемых научных журналах;

— участия в конференциях: а) международной конференции «Использование метода проектов в процессе формирования лингвострановедческой компетенции на неспециальном факультете» (Шадринск, 2004) — б) всероссийских конференциях «К вопросу об уровнях сформированности лингвострановедческой компетенции на неспециальном факультете» (Шадринск, 2004) — «Самостоятельная работа студентов неспециального факультета в процессе формирования лингвострановедческой компетенции» (Пенза, 2005) — в) вузовских конференциях «Гуманизация содержания обучения иностранному языку на современном этапе развития образования» (Тобольск, 2000), «Лингвострановедение как один из аспектов обучения иностранным языкам» (Шадринск, 2000);

— выступлений на заседаниях кафедры иностранных языковпедагогической деятельности на кафедре иностранных языков.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (212 источников, из них 11 на иностранном языке). Текст иллюстрируют 25 таблиц, 6 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. Целью экспериментальной работы была проверка эффективности модели формирования лингвострановедческой компетенции у студентов неязыковых факультетов педвуза в процессе изучения иностранного языка, а также достаточности комплекса педагогических условий процесса.

2. Критериями успешного определения уровня сформированности лингвострановедческой компетенции были выбраны: познавательный, праксиологический и мотивационный. Каждый критерий оценивался по трехуровневой шкале, на основе полученных данных определялся общий уровень лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов: низкий (начальный), средний (достаточный) и высокий (продвинутый). Переход участника эксперимента на более высокий уровень лингвострановедческой компетенции являлся основным показателем эффективности построенной модели и достаточности выделенных условий.

3. Констатирующий эксперимент показал, что большинство студентов неязыковых факультетов педвуза имеют низкий (начальный) уровень сформированности лингвострановедческой компетенции, что является следствием недостаточного внимания к данной проблеме в условиях современного педагогического вуза.

4. Экспериментальная работа осуществлялась на основе методики формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка. Данная методика обеспечивала поэтапную и последовательную реализацию разработанной модели с комплексом условий процесса.

5. Сравнение данных, полученных на начальном и заключительном этапах экспериментальной работы, выявило положительную динамику и подтвердило предположение о том, что реализация модели с комплексом педагогических условий процесса формирования лингвострановедческой компетенции способствует продуктивному формированию лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педвуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза. Данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике, что определяется сложившейся социально-педагогической ситуацией в современной системе образования и обществе, а также недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты можно обобщить следующим образом:

1. Уточнено содержание понятия «лингвострановедческая компетенция». Лингвострановедческая компетенция определена как система лингвострановедческих знаний, умений и мотивов, позволяющая студентам неязыковых факультетов выстраивать свою деятельность на основе лингвострановедчеекого кругозора и осуществлять полноценную коммуникацию в ситуациях межкультурного общения. В структуре лингвострановедчеекого материала мы выделили три компонента: познавательный, праксиологический и мотивационный.

2. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза рассмотрено как процесс активного взаимодействия преподавателей и студентов, направленного на приобретение обучаемыми системы лингвострановедческих знаний, умений и мотивов, обеспечивающей им возможность осуществлять полноценную коммуникацию в ситуациях межкультурного общения. Движущей силой процесса формирования лингвострановедческой компетенции как единства ее познавательного, праксиологического и мотивационного компонентов выступают противоречия. При этом основным является противоречие между возникающими у студентов потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний лингвострановедчеекого материала и опытом использования этих знаний для решения новых учебных задач в процессе обучения иностранному языку и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей.

3. На основе системного, деятельностного, компетентностного и лингвострановедческого подходов спроектирована модель формирования лингвострановедческой компетенции студентов. Особенностью модели является ее реализация на неязыковых факультетах педагогического вуза, что, в свою очередь, предполагает: 1) обеспечение коммуникативной направленности процесса овладения студентами лингвострановедческого материала, предусматривающей включение игровых и проектных методов в учебный процесс- 2) активизацию процесса обучения иностранному языку путем адекватной мотивации студентов с учетом их потребностей, мотивационных и смысловых проявлений- 3) повышение роли внеаудиторной самостоятельной работы, нацеленной на использование студентами различных информационных источников в зависимости от имеющихся у них возможностей.

4. Определены педагогические условия успешной реализации модели: насыщение курса иностранного языка лингвострановедческим материалом за счет усиления в нем удельного веса лингвистических и тематических знанийстимулирование студентов к самостоятельному овладению лингвострановедческим материаломразвитие у студентов устойчивой мотивации к изучению иностранного языка на основе интеграции аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий.

5. Составлена методика формирования лингвострановедческой компетенции, которая предполагает поэтапную и последовательную реализацию разработанной модели и комплекса педагогических условий и направлена на развитие у студентов неязыковых факультетов педагогического вуза лингво-страноведческих знаний, умений и мотивов для осуществления полноценной межкультурной коммуникации.

6. Результаты экспериментальной работы показали, что разработанная модель формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педвуза направлена на формирование системы знаний, умений и мотивов студентов, позволяющей им осуществлять полноденную коммуникацию. Комплекс условий успешного функционирования этой модели является достаточным.

В дальнейшем мы считаем наиболее приоритетными следующие направления исследований: поиск и разработка дополнительных средств и условий результативного и эффективного формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педвузасоставление базы данных аутентичных печатных, аудиои видеоматериалов лингвострановедческого направления для студентов неязыковых специальностейотбор лексического материала, отвечающего требованиям аутентичностиразработка моделей формирования лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов в рамках профессиональной подготовки с учетом особенностей специализаций, факультетов, вузовсамостоятельное совершенствование лингвострановедческой компетенции студентами неязыковых факультетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  2. , А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. , Л. Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению студентов факультета международных отношений Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. Е. Алексеева. -СПб., 2002.-313 с.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 2000. 350 с.
  5. , Л. И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе Текст. / Л. И. Аронина // Иностранные языки в школе. 1993. -№ 1. — С. 63−65.
  6. , Л. С. Подготовка студентов гуманитарных вузов к иноязычной профессиональной коммуникации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. С. Артамонова. -М., 2008. 26 с.
  7. , Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты) Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Т. Н. Астафурова. М., 1997. — 41 с.
  8. , В. Г. Общество: системность, познание, управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  9. , О. С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. -М.: Совет, энцикл., 1996. 608 с.
  10. , Ю. К. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988.-478 с.
  11. , А. В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке Текст. / А. В. Бабаянц // Иностранные языки в школе. -2004.-№ 3.-С. 60−66.
  12. , И. В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Бабенко. Ростов н/Д, 1998. — 189 с.
  13. , Б. Ц. Методика преподавания психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б. Ц. Бадмаев. М.: Владос, 2001. — 302 с.
  14. , В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) Текст. / В. Байденко // Высшее образование в России. 2004. -№ 11. — С. 3−13.
  15. , А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / А. С. Белкин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. — 176 с.
  16. , А. С. Педагогическая компетентность Текст.: учеб. пособие / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. Екатеринбург: Учеб. кн., 2003. — 204 с.
  17. , A. JI. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности Текст. / A. JI. Бердичевский // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 2. — С. 17−20.
  18. , А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентно-стного подхода в образовании Электронный ресурс. / А. Г. Бермус // Эйдос: Интернет-журн. Эйдос, 1998−2009. — 2005. — 10 сент. — Режим доступа: http//eidos .ru/j ournal/htm.
  19. , В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) Текст. / В. С. Библер // Вопросы философии. № 6. — 1989. — С. 39−42.
  20. Бим, И. Л. Всегда ли инновации в области технологии следствие развития научного знания? Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. -2004.-№ 3.-С. 30−33.
  21. Бим, И. Л. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 1996. — № 2. — С. 22−26.
  22. Бим, И. Л. Цели обучения в рамках базового курса Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1−2. — С. 48−49.
  23. , И. В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский. М.: Наука, 1976. — 270 с.
  24. , Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы Текст. / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. — 1997. -№ 1. С. 33−34.
  25. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003.-№ 10.-С. 16−21.
  26. Большой энциклопедический словарь Текст.: в 2 т. / под ред. А. М. Прохорова. М.: Совет, энцикл., 1998 — 1456 с.
  27. , Н. Ц. Изучение иностранного языка в вузе как фактор сближения культур Текст. / Н. Ц. Босчаева // Стандарты и мониторинг в образовании, спецвыпуск: Образование на службе национального единения и социального прогресса. 2003. — № 7. — С. 50−52.
  28. , М. В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/М. В. Булыгина. Екатеринбург, 1997. — 19 с.
  29. , А. К. Теория и практика самостоятельной работы школьников Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. К. Буряк. Тбилиси, 1986. -30 с.
  30. , В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
  31. , Л. Г. Лингвострановедческий аспект преподавания французского языка во Франции Текст. / Л. Г. Веденина // Иностранные языки в школе. 1993. — № 2. — С. 37−40.
  32. , Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. 4-е изд., перер. и доп. — М.: Рус. яз., 1990. — 246 с.
  33. , Ж. Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам Текст. / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. 1999. -№ 1,-С. 21−26.
  34. , В. Г. Новая парадигма по французскому языку для школ с углубленным изучением французского языка Текст. / В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 9194.
  35. , С. Л. Становление познавательного интереса старшеклассников средствами лингвострановедения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. JI. Волкова. СПб., 2008. — 23 с.
  36. , Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей Текст. // Иностранные языки в школе. 2003. — № 2. — С. 30−35.
  37. , Е. И. Профессионально направленное формирование лингвострановедческой компетенции учителя английского языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. И. Воробьева. СПб., 1999. — 212 с.
  38. , Т. Е. Работа с аутентичными текстами, содержащими интеркультурный компонент Текст. // Иностранные языки в школе. 2004. -7. — С. 37−40.
  39. Воскресенская, JL Б. Лингвострановедческая паспортизация ключевых слов и ее роль в преподавании иностранного языка русским учащимся Текст.: автореф. дис.. канд. пед наук / Л. Б. Воскресенская. М., 1981. -21 с.
  40. , Л. Б. Лингвострановедческая паспортизация лексики Текст. / Л. Б. Воскресенская. М.: изд-во МГУ, 1985. — 121 с.
  41. , И. В. Динамика лексического фона ключевых слов русского языка и лингвострановедческое преподавание в венгерской средней школе Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. В. Вуйович. М., 1979.-24 с.
  42. , Л. С. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский. М.: Смысл: Эксмо, 2006. — 1134 с.
  43. , О. В. Понимание значения иноязычного слова Текст.: автореф. дис.. канд. филолог, наук / О. В. Высочина. Воронеж, 2001. -20 с.
  44. , М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков Текст. / М. Н. Вятютнев // Иностранные языки в школе. 1975. -№ 6. — С. 55−64.
  45. , П. Я. Лекции по психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. — 2-е изд. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. — 399 с.
  46. , Н. Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы Текст. / Н. Д. Гальскова, Э. И. Соловцова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. — С. 31−35.
  47. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий. М.: Высшая школа, 1982. -373 с.
  48. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований Текст. / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. 1985. — № 2. — С. 17−23
  49. , С. М. Становление профессиональной компетенции учителя Текст.: учеб. пособие / С. М. Годник, Г. А. Козберг. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. — 346 с.
  50. , Ф. Н. Книга об учителе Текст. / Ф. Н. Гоноболин. -М.: Просвещение, 1965.-260 с.
  51. , В. М. Формирование компетентности в использовании технических средств обучения у студентов гуманитарных специальностей педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. М. Гордиевских. Сургут, 2007.-22 с.
  52. , С. Г. Понимание контекста иноязычной культуры в обучении иностранному языку: Английский язык, неязыковой вуз Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Г. Грачева. Саранск, 2002. — 170 с.
  53. , В. В. Лекции по общей психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Давыдов. -М.: Academia, 2005. 170 с.
  54. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. В 12 т. Т. 5 / В. И. Даль. М.: Мир книги, 2002. — 365 с.
  55. , М. В. Педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Дементьева. Челябинск, 2001. — 21 с.
  56. , Л. М. Формирование лингвокоммуникативной компетентности будущих переводчиков Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. М. Демчук. Челябинск, 2005. — 188 с.
  57. , Ж. В. Формирование лингвострановедческой компетенции у студентов неязыкового факультета педагогического вуза Текст.: метод, рекомендации к изучению спецкурса для студентов и преподавателей / Ж. В. Демьянова. Шадринск: ШГПИ, 2008. — 35 с.
  58. , Е. В. Развитие мотивации к изучению иностранного языка с опорой на национально-региональный материал в старших классах общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Денисова. Екатеринбург, 2002. — 22 с.
  59. Диалектика познания сложных систем Текст. / под ред. В. С. Тюхтина. М.: Мысль, 1988. — 316 с.
  60. , Н. А. Системный анализ факторов учебной успешности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Довгалевская. Л., 1994. — 159 с.
  61. , П. Н. Теория межкультурной коммуникации.специфика культурных смыслов и языковых форм Текст.: автореф. дис.. д-ра филолог. наук / П. Н. Донец. Волгоград, 2004. — 40 с.
  62. , Н. Д. Основы системного анализа Текст.: учеб. пособие / Н. Д. Дроздов. Тверь, 1997. — 52 с.
  63. , С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  64. , В. И. Исследование движущих сил учебного процесса Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. И. Загвязинский. М., 1972.-35с.
  65. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Ахтанов. М.: Академия, 2001. — 207 с.
  66. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования: ком-петентностный подход Текст. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сымашок. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 124 с.
  67. , Э. Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Акад. Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  68. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
  69. , И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003,-№ 5.-С. 34−42.
  70. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. для вузов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  71. , Л. Ф. Формирование социолингвистической компетенции студентов вузов физической культуры Текст.: дис.. канд. пед. наук:: 13.00.04 / Л. Ф. Зуева. Малаховка, 2002. — 180 с.
  72. , Д. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий Текст. / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. -М.: АПКиППРО, 2005. 144 с.
  73. Иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. / ред. кол.: Бородулин [и др.]. М.: Болып. Рос. Энцикл., 1995. — 894 с.
  74. , Д. Ф. Педагогическое исследование Текст.: учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации пед. кадров / Д. Ф. Ильясов. Челябинск, 2007. — 129 с.
  75. , Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей Текст.: монография / П. В. Ипполитова. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1997. — 217 с.
  76. , Н. Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Ишханян. -М., 1996. — 242 с.
  77. , М. А. Технолого-педагогическая подготовка учителя иностранного языка в педвузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. А. Карма-нова. Курган, 1998. — 173 с.
  78. , Н. Н. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. И. Касаткина. Ярославль, 2003. — 210 с.
  79. , Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах Текст.: учеб. пособие для студентов филолог, специальностей вузов / Р. Ю. Кобрин, Б. Н. Головин. — М.: Высшая школа, 1987. — 104 с.
  80. , О. В. Интеграция лингвострановедческого и психолого-педагогического знания как средство повышения профессионализма учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Козлова. Омск, 2004. — 22 с.
  81. , О. А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия Текст. / О. А. Козырева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — № 2. — С. 48−51.
  82. , Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения Текст. / Г. В. Колшанский // Иностранные языки в школе. 1985. -№ 1. — С. 10−14.
  83. , Г. В. Паралингвистика Текст. / Г. В. Колшанский. -М. .Наука, 1974.-81 с.
  84. Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. / под ред. В. А. Козыревой. Спб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. -392 с.
  85. Коннова, 3. И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / 3. И. Коннова. Калуга, 2003. -38 с.
  86. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года Электронный ресурс.: распоряжение
  87. Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Консультант-плюс: офиц. сайт компании «Консультант-пшос». М.: Консультант-плюс, 1997−2010. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc-base=law-n=82 134.
  88. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  89. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. — С. 3−16.
  90. , В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка Текст.: метод, пособие / В. В. Копылова. 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2004. — 93 с.
  91. , В. С. Игра и игровые приемы школьников иностранному языку Текст. / В. С. Красильникова // Иностранный язык в школе. 1975. — № 5 — С. 167−175.
  92. , Т. Н. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности в системе дополнительной профессиональной лингвистической подготовки студентов в техническом вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Крепкая. СПб., 2005. — 19 с.
  93. , К. С. Прагматические материалы, знакомящие с культурой и со средой обитания жителей страны изучаемого языка Текст. / К. С. Кричевская // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — С. 13−17.
  94. , В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития Текст. / В. А. Крутецкий, Е. Г. Балбаева. -М.: Прометей, 1991. 109 с.
  95. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. JI.: изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  96. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  97. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Знание, 1985. — 32 с.
  98. , С. М. Формирование лингвострановедческих ориента-ций школьника Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. М. Кулаева. Оренбург, 2000.-228 с.
  99. , А. Природосообразная модель обучения иностранному языку Текст. / А. Кушнир // Народное образование. 2001. — № 5. — С. 119 128.
  100. , В. Концепция «минимальной компетентности» Текст. / В. Ландшеер // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 3644.
  101. , Б. А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе Текст.: учеб. пособие / Б. А. Лапидус. М.: Высш. школа, 1986. — 144 с.
  102. , А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.- Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 93 с.
  103. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Academia, 2004. — 345 с.
  104. , О. В. Педагогическая практика студентов и ее организация в образовательном учреждении Текст.: учеб. пособие / О. В. Лешер. -Магнитогорск: ИД МГУ им. Г. И. Носова, 2002. 88 с.
  105. , О. В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / О. В. Лешер. Челябинск, 1997. — 48 с.
  106. , О. В. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности Текст.: учеб. пособие / О. В. Лешер, Н. А. Бахольская. Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2003. — 71 с.
  107. , О. В. Мотивационно-смысловые особенности изучения английского языка современными студентами Текст.: дис.. канд. психолог. наук / О. В. Липатова. М., 2003. -192 с.
  108. , А. Р. Лекции по общей психологии Текст.: учеб. пособие / А. Р. Лурия. М. [и др.]: Питер, 2009. — 319 с.
  109. , И. А. Лингвострановедческие средства формирования художественного мышления студентов педагогических вузов (гуманитарный аспект) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Лызлова. Магнитогорск, 1999. — 22 с.
  110. Лю Хун. Формирование лингвострановедческой компетенции китайских студентов-филологов на начальном этапе обучения русскому языку Текст.: дис. канд. пед. наук / Лю Хун. СПб., 2001. — 218 с.
  111. , М. В. Методика преподавания иностранных языков Текст.: учеб. пособие для филол. спец. вузов / М. В. Ляховицкий. — М.: Высш. школа, 1991. 159 с.
  112. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / А. К. Маркова//Совет, педагогика. 1990. -№ 8.-С. 10−15.
  113. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996. 312 с.
  114. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Н. И. Гез [и др.]. М.: Высшая школа, 1982. — 373 с.
  115. , Р. П. Компетентность в изучении языка Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 30−36.
  116. , Р. П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению Текст. / Р. П. Милруд // Иностранные языки в школе. 1999. — № 1. -С. 26−34.
  117. Миньяр-Белоручев, Р. К. Лингвострановедение или «иноязычная культура» Текст. / Р. К. Миньяр-Белоручев, О. Г. Оберемко // Иностранные языки в школе. 1993. — № 6. — С. 54−55.
  118. , Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  119. , С. Г. Предпрофильное и профильное образование Текст.: терминолог. слов. / С. Г. Молчанов, Р. Я. Симонян. Челябинск: ИДППО, 2005. — 44 с.
  120. , Л. В. Аксиологизация лингвострановедческих знаний как фактор развития ценностных ориентаций будущего педагога Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Мосиенко. Оренбург, 1999. — 151 с.
  121. , А. В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  122. , В. Н. Психология отношений Текст.: избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев — под ред. А. А. Бодалева. М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1998. — 362 с.
  123. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 1999. -№ 11. — С. 3−10.
  124. , С. Г. Индивидуализация программных средств профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Г. Нестерцова. Магнитогорск, 2003. — 206 с.
  125. , М. А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе Текст. / М. А. Нефедова // Иностранные языки в школе. 1993. — № 2. — С. 58.
  126. , П. И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вуза Текст.: учеб. пособие / П. И. Образцов, О. Ю. Иванова- под ред. П. И. Образцова. — Орел: изд-во ОГУ, 2005.-114 с.
  127. , Л. Ю. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода к студентам младших курсов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. Ю. Образцова. Л., 1979. — 167 с.
  128. Одинцова, Ю, В. Обучение лингвострановедческому чтению на английском языке студентов неязыкового вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Одинцова. СПб., 2008. — 23 с.
  129. , С. И. Толковый словарь русского языка : 72 500 слов и 7500 фразеол. выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Азъ, 1994. -907 с.
  130. , И. Я. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам Текст. / И. Я. Орехова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 5. — С. 28−30.
  131. , О. М. Формирование лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся подготовительного факультета в процессе ихсамостоятельной работы Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. М. Отменитова.- СПб., 1996. 226 с.
  132. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. — 1983. — 343 с.
  133. , П. И. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / И. П. Пидкасистый. М.: Пед. о-во России. — 2000. — 640 с.
  134. , И. П. Педагогика Текст.: учеб. для студентов пед. вузов: новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  135. , Г. Д. Фоновые знания и язык коммуникации Текст. / Г. Д. Поливанов //Вопросы языкознания. 1981. -№ 1. — С. 34−41.
  136. , Т. А. Использование поговорок и скороговорок на уроке немецкого языка Текст. / Т. А. Померанцева // Иностранные языки в школе. 2001. — № 2. — С. 50−52.
  137. , В. Н. Системный анализ в менеджменте : учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / В. Н. Попов, В. С. Касьянов, И. П. Савченко — под ред. В. Н. Попова. -М.: КНОРУС, 2007. 297 с.
  138. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Электронный ресурс. // Педсовет: [web-сайт]. Образ-центр, 2010.- Режим доступа: http://pedsovet.org/content/view/5850/241/.
  139. , Н. В. Педагогические условия формирования лингвистической компетенции на этапе начального иноязычного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Пыхина. Нижний Новгород, 2002. — 235 с.
  140. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М., 2002. — 98 с.
  141. , А. Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранного языка Текст. I А. Д. Райхиггейн // Иностранные языки в школе. 1982. — № 6. — С. 13−19.
  142. , А. Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации Текст. / А. Д. Райхштейн // Иностранные языки в школе. 1986. -№ 5.-С. 10−14.
  143. , И. В. Обучение устной речи на иностранном языке Текст. / И. В. Рахманов. М., 1980. — 120 с.
  144. , А. Ю. Становление лингвистической компетентности младших школьников на учебных занятиях по русскому языку Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Резвая. Челябинск, 2008. — 25 с.
  145. Рубинштейн, С. J1. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. — 705 с.
  146. , Н. А. Лингвострановедческие тексты при обучении французскому языку Текст. / Н. А. Саланович // Иностранные языки в школе. 1997.-№ 3. — С. 44−47.
  147. , В. В. Коммуникативная компетенция: Современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях Текст. / В. В. Сафонова. М.: Еврошкола, 2004. — 236 с.
  148. , Е. В. Страноведческая и лингвострановедческая компетентности будущего учителя иностранного языка Текст. / Е. В. Семенова // Успехи современного естествознания. — 2007. № 5. — С. 112−113.
  149. , В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи Текст. / В. Л. Скалкин. -М.: Рус. яз., 1981.-284 с.
  150. , В. А. Высшее педагогическое образование в России: Традиции, проблемы, перспективы Текст. / В. А. Сластенин // Наука и школа. 1998. -№ 2. — С. 8−17.
  151. , В. А. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Совет, педагогика. -1991.-№ 10.-С. 79−84.
  152. Словарь иностранных слов Текст. / под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. М.: ЮНВЕС, 1996. — 832 с.
  153. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студентов / С. Д. Смирнов. -М.: Академия, 2001. 304 с.
  154. , Л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук/ Л. Ф. Спирин. -М., 1981. -476 с.
  155. , В. Н. Основы системного анализа Текст.: учеб. пособие / В. Н. Спицнадель. СПб.: Бизнесс-пресса, 2000 г. — 326 с.
  156. Стратегия модернизации содержания общего образования Текст.: материалы для разработки док. по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001. — 95 с.
  157. , П. В. Языковое поликультурное образование: что это такое? Текст. // Иностранные языки в школе. 2006. — № 4. — С. 2−14.
  158. , Б. А. Психолого-педагогические факторы успешности освоения иностранного языка в условиях университетского образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. А. Тавасиева. Владикавказ, 2007.-23 с.
  159. , Э. И. Лингвострановедческая работа над лексикой в национально-ориентированном преподавании русского языка иностранцам Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Э. И. Тамм. -М., 1981. 22 с.
  160. , Т. Н. Системный анализ в управлении Текст.: учебное пособие / Т. Н. Тимченко. М.: РИОР, 2008. — 160 с.
  161. , Г. Д. Лингвистические аспекты лингвострановедения Текст. / Г. Д. Томахин // Вопросы языкознания. 1986. — № 6. — С. 113−118.
  162. , Г. Д. Понятие лингвострановедения. Его лингводидак-тические основы Текст. / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. -1980.-№ 3,-С. 77−81.
  163. , Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения Текст.: автореф. дис.. д-ра филолог, наук / Г. Д. Томахин. М., 1984. -35с.
  164. , И. В. Развитие профессионально-лингвистической компетенции преподавателя иностранного языка в курсе «Профессионально-педагогическая интерпретация текста» Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Трешина. М., 2005. — 17 с.
  165. , В. Филологизация и воспитание национального самосознания Текст. / В. Троицкий // Alma-Mater. 1996. -№ 3. — С. 21−27.
  166. , Н. Н. Обеспечение качества образовательного процесса в профессиональной школе: теория и практика Текст.: монография / Н. Н. Тулькибаева, В. М. Рогожин. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. — 182 с.
  167. , Н. Н. Педагогика : взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования Текст.: монография / Н. Н. Тулькибаева, 3. М. Большакова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. — 162 с.
  168. , А. Н. Развитие культурологической компетенции студентов университета в процесс изучения иностранного языка Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Федорова. Челябинск, 2001. — 23 с.
  169. Философский словарь Текст. / А. И. Абрамов — под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. — 719 с.
  170. , Т. С. Лингвострановедческая подготовка студентов педагогических учебных заведений стран Евросоюза как фактор развития межнационального полилога Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. С. Финаева. Казань, 2007.-21 с.
  171. , Н. И. Речевой этикет русско-английского соответствия Текст. / Н. И. Формановская, С. В. Шевцова. М.: Высшая школа, 1990.-80 с.
  172. , И. Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 1997. — 506 с.
  173. , Е. В. Межличностное общение: модели вербального поведения в профессиональных стратах Текст.: автореферат дис.. д-ра филолог. наук / Е. В. Харченко. Челябинск, 2004. — 49 с.
  174. , О. Н. Моделирование системы профессионального обучения деловому английскому языку специалистов экономического профиля в условиях высшей школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. Н. Хпустов. -Тамбов, 2001.-244 с.
  175. , JI. А. Технология профессионального педагогического общения при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. А. Хохленкова. Тольятти, 2002. — 229 с.
  176. , А. В. Ключевые компетенции как компонент лично-стно-ориентированной парадигмы образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 60−66.
  177. , Л. В. Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе : Теоретические основы Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. В. Черепанова. М., 2005. — 457 с.
  178. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
  179. , Т. И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студентов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова — под ред. Т. И. Шамовой. 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 382 с.
  180. , С. Е. Компетентностный подход к образованию Текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов, М. А. Чошанов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
  181. , Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. Н. Шиянов. -М., 1991.-33 с.
  182. , А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования Текст. / А. И. Щербаков.-Л., 1968.-120 с.
  183. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. 391 с.
  184. , Г. Д. Мотивы и «антимотивы» к изучению иностранных языков Текст. / Г. Д. Юрченкова // Иностранные языки в школе. 1998.- № 4. С. 42−45.
  185. , В. А. Педагогическая психология Текст. / В. А. Якунин.- Спб.: Полиус, 1998. 639 с.
  186. , В. Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Д. Янченко. М., 1999. — 298 с.
  187. , Е. Н. Факторы формирования познавательно-профессиональной активности студентов : на примере изучения иностранного языка Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Ярославова. — Челябинск, 1999.-23 с.
  188. Byram, М. Teaching and Assessing intercultural Communicative Competence Text. / M. Byram. Clevedon, Philadelphia: Multilingual Matters LTD, 1997.-124 p.
  189. Hutmacher, W. Key competencies for Europe Text. / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne. Switzerland. — 1996. — 27−30 March.
Заполнить форму текущей работой