Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняет теорию и методику профессионального образования, в частности теорию и методику подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения. В работе раскрыты сущность и содержание дистанционной формы обученияразработана и апробирована модель подготовки специалистов гуманитарного профиля… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Подготовка специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы подготовки специалистов по дистанционной форме обучения в современной методической и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. История развития дистанционного обучения в России
    • 1. 3. Особенности подготовку специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Педагогическое обеспечение создания и реализации модели подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения
    • 2. 1. Построение модели подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения
    • 2. 2. Разработка технологии подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения
    • 2. 3. Использование инновационной подготовки специалистов гуманитарного профиля
    • 2. 4. Проведение систематической диагностики уровня профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения
  • Выводы по II главе

Педагогические условия подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема дистанционного обучения в массовой, а особенно в профессиональной школе, приобретает особую актуальность в условиях кардинальных изменений потребностей общества в различных видах профессий и требований к выпускнику современного образовательного учреждения. Эта форма обучения в сочетании с расширением областей применения информационных технологий позволяет достаточно эффективно решать проблемы подготовки специалиста и его непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Следует заметить, что она соответствует логике развития системы образования и общества в целом и может выступать инструментом не только удовлетворения, но и формирования образовательных потребностей человека в соответствии с интересами общества и государства.

В частности, форма дистанционного обучения, расширяет кругозор личности, дает ощущение причастности к миру гуманистических идей, к информационному сообществу, формирует чувство ответственности. Следовательно, эта форма, как никакая другая, отвечает задаче подготовки специалистов социономических профессий, которые относятся к типу «человек-человек» и которые связаны, например, с медицинским обслуживанием, с обучением и воспитанием, с правовой защитой, с бытовым обслуживанием и, таким образом, предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

В этом же контексте следует рассматривать широкие возможности дистанционного обучения для развития речемыслительной деятельности и информационной культуры.

Степень разработанности проблемы. Проблеме дистанционного обучения посвящено значительное количество работ, в которых раскрываются различные аспекты: использование дистанционного обучения по различным профессиональным направлениям (В.И. Солдаткина, В. П. Тихомирова, E.H. Ястребцова и др.) — методологические основы дистанционного обучения (Т.А. Василькова, О. П. Околелов, В. А. Яровенко и др.) — новые информационные технологии в дистанционном обучении (Б. Бим-Бад, В. В. Давыдов, A.A. Иванников, Т. В. Ковалева, В. Н. Лазарев, Т. О. Хубаев, A.B. Хуторской и др.) — применение информационных технологий в образовании (J1.J1. Босова, В. Г. Зайцев, К. К. Колин, Н. В. Макарова, B.C. Пугачев, И. Н. Синицын, И.Г. Сема-кин, Л. А. Семенов, А. А. Федосеев, Н. Д. Угринович, М. С. Цветкова и др.) — роль дистанционного обучения в реформировании системы образования (М.П. Карпенко, Е. Б. Сергиенко, В. Т. Волов и др.).

Данной проблеме, кроме исследований отечественных ученых, посвящены работы зарубежных исследователей, в которых содержатся сведения о состоянии дистанционного обучения в мире и возможности адаптировать отдельные зарубежные разработки к условиям России (Ван Дейк, Вартофский М., Коргоф Б. и др.).

Анализ литературы по теме исследования показал, что при наличии большого количества работ, посвященных дистанционному обучению специалистов естественно-математического направления, нельзя привести даже скромный перечень публикаций, посвященных дистанционной подготовке специалистов в гуманитарной области, выявить целесообразные границы применимости этой формы обучения. Кроме того, требуют более четкого решения вопросы соответствия учебных программ дистанционного обучения требованиям образовательных стандартов, расчета учебной нагрузки преподавателя в отсутствие реальных аудиторных занятий, выбора оптимальных форм текущей и итоговой аттестации в дистанционном обучении, обеспечивающей контроль качества образования, защиты выпускных работ, нормирования и регулирования нагрузки обучающегося.

Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность более глубокого исследования избранной нами проблемы с новых теоретико-методологических и практикоориентированных позиций с учетом многих противоречий, главное из которых — противоречие между необходимостью использования дистанционного обучения как эффективного средства совершенствования подготовки специалистов гуманитарного профиля и недостаточной разработанностью педагогических условий его использования в вузе.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы модель и педагогические условия подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения?

Цель исследования состоит в разработке модели, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения.

Объект исследования — процесс подготовки специалистов гуманитарного профиля в условиях высшей школы.

Предмет исследования — педагогические условия подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения.

Гипотеза исследования. Подготовка специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения будет осуществляться более эффективно, если:

— построена и внедрена модель подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения;

— разработана и апробирована технология подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения;

— использована инновационная подготовка специалистов гуманитарного профиля;

— осуществлена дополнительная подготовка профессорско-преподавательского состава учебных заведений к работе по дистанционной форме обучения;

— проводится систематическая диагностика уровня профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения.

Задачи исследования:

Выявить состояние разработанности проблемы подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения в современной методической, психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения.

3. Разработать и апробировать модель подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения в вузе.

4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения.

Методологической основой исследования явились положения диалектической теории познания и роли личности в процессе ее развития и формированиятеории системного, личностно-ориентированного, деятельност-ного и коммуникативного подходов к обучению студентовпедагогические и психологические концепции совершенствования форм, методов и средств обучения.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения теории оптимизации и интенсификации процессов обучения (Ю.К. Бабанский, Т. А. Ильина, В. М. Монахов, В. А. Сластенина и др.) — личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Н. М. Мочалова и др.) — электронного образования (A.A. Андреев, А. И. Башмаков, C.B. Панюкова, И. В. Роберт, В. И. Слободчиков и др.) — программированного обучения (С.М. Бондаренко, Н. Ф. Никандров, Б. И. Скинер и др.) — высшего заочного образования (С.М. Арлазаров, Е. П. Белозерцев, С. А. Козлов, Ю. Г. Круглов и др.) — зарубежного опыта заочного образования (Е.Б. Белов, В. П. Борисенков, А. И. Галаган, Т. С. Гергиев, А. Н. Джуринский, Э. Г. Кузнецова, Е. Ю. Левитская, В. А. Пегов, А. Д. Филлипов, К. А. Фемичев и др.).

Решение поставленных задач осуществлялось следующими методами:

— теоретические методы: изучение и анализ современной психолого-педагогической и научно-методической литературы по вопросам подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения, синтез, аналогия, обобщение результатов исследования;

— эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), изучение опыта подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения, интервьюирование, анкетирование педагогов и студентов, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и филиала в г. Казани Российского государственного гуманитарного университета. В эксперименте приняли участие 76 студентов и 12 преподавателей. К различным видам исследования аспектов проблемы привлекались студенты и преподаватели других вузов.

В работе были использованы данные статистических исследований и официальных документов Министерства образования и науки Российской Федерации.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе исследования (2006;2007 гг.) изучалась литература по теме исследования, определялись теоретико-методологические подходы к данной проблеме, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (2007;2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза (педагогические условия), разрабатывалась модель процесса подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения, проводилась апробация педагогических средств, которые реализуются в данном процессе, осуществлялась первичная обработка экспериментальных данных.

На третьем этапе исследования (2009;2011 гг.) систематизировался и обрабатывался материал и результаты эксперимента, продолжалось их обсуждение и внедрение, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и конкретизированы сущность и особенности подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения, отражающие дидактическую, психолого-педагогическую и информационно-телекоммуникационную специфику направленности процесса обучения и его организации для специалистов в системе «человек-человек», учет которых способствует формированию профессионально важных качеств: информационно-коммуникативных способностей, эмоциональной устойчивости, быстрой переключаемости внимания, наблюдательности, способности к самоорганизации, оперативности и др.;

— разработана и апробирована модель подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения, отражающая общедидактические и специфические закономерности процесса обучения и включающая следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, педагогическую систему дистанционного образования (дидактическую, техническую и обеспечивающую подсистемы), педагогические условия, критерии и результат;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения: разработка технологии подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обученияиспользование инновационной подготовки специалистов гуманитарного профилядополнительная подготовка профессорско-преподавательского состава учебных заведений к работе по дистанционной форме обученияпроведение систематической диагностики уровня профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняет теорию и методику профессионального образования, в частности теорию и методику подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения. В работе раскрыты сущность и содержание дистанционной формы обученияразработана и апробирована модель подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучениявыявлены и обоснованы педагогические условия, необходимые для подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения в вузе. Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что созданные автором программа «Основы подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения», учебное пособие «Дистанционные и инновационные технологии обучения», учебно-методическое пособие «Современный мир и проблемы образования», система учебных заданий и диагностических материалов создают предпосылки для научно-методического обеспечения подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретической и методологической аргументированностью исходных положений, выбором комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальной работы, репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных данных, использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (Казань, 2006;2010) — научно-практических конференциях разных уровней: молодых ученых и студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (Казань, 20 062 011) — IV международной научно-практическая конференция «Образование и общество в условиях глобализации» (Ульяновск, 2008) — на XXIX международных психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах России, Белоруссии и Казахстана» (Уфа, 2009) — на XII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» (Москва, 2011) — на всероссийской научно-практической конференции «Психология, педагогика и социология: проблемы современной науки и практики» (Челябинск, 2011).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Подготовка специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения отражает дидактическую, психолого-педагогическую и информационно-телекоммуникационную специфику направлений процесса обучения и его организации для специалистов в системе «человек-человек», учет которых способствует формированию профессионально важных качеств: информационно-коммуникативных способностей, эмоциональной устойчивости, быстрой переключаемости внимания, наблюдательности, способности к самоорганизации, оперативности и др.

2. Модель подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения, включающая следующие структурные компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, педагогическую систему дистанционного образования (дидактическую, техническую и обеспечивающую подсистемы), педагогические условия, критерии и результат, — способствует повышению эффективности подготовки будущих специалистов.

3. Педагогическими условиями эффективной подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения выступают: разработка технологии подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения, использование инновационной подготовки специалистов гуманитарного профиля, дополнительная подготовка профессорско-преподавательского состава учебных заведений к работе по дистанционной форме обучения, проведение систематической диагностики уровня профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля по дистанционной форме обучения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Методические указания по изучению курса.

2. Учебно-практические пособия (опорный конспект, план-конспект лекций).

3. Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые).6. Аудиокассеты.

4. Видеокассеты с записями установочных или обзорных лекций, иливидеосъемка работы оборудования, опытов по физике, химии и другим дисциплинам.

5. Обучающие программы на компьютерах в обычном и мультимедийном (CD-ROM) вариантах исполнения.

6. Хрестоматии или ксерокопии учебных материалов из статей, учебников и др.

7. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.

8. Перевести факты, данные в задаче на профессиональный язык.

9. Выявить противоречие, источник развития анализируемых событий, действий явлений. Определить характер, форму и направленность этого развития.

10. Выдвинуть гипотезу в виде предлагаемого ответа, или пути его поиска.

11. Установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания и развития личности.

12. Выявить, достигли ли цели педагогические воздействия педагога или другого лица.

13. Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации.

14. Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации.

15. Назвать какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.

16. Определить какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.

17. Определение вариативности профилей деятельности профессорско-преподавательского состава учебных заведений.

18. Выявление обобщенных трудовых функций.

19. Анализ структуры деятельности в сфере обучения будущих специалистов гуманитарного профиля.

20. Анализ профессиональных функций, знаний, умений, навыков будущих специалистов гуманитарного профиля.

21. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений и ошибок в деятельности профессорско-преподавательского состава при работе в дистанционной форме обучения.

22. Определить начальный уровень подготовки специалистов гуманитарного профиля, обучающихся в традиционном и дистанционном режиме.

23. Изучить эффективность выявленных условий дистанционного обучения специалистов гуманитарного профиля.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой