Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гуманитаризация физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусственное деление наук на естественные и гуманитарные закономерно привело к частичному исчезновению нравственных мотивов из сферы точных наук, чему в немалой степени способствовал высокий уровень их формализации. Формализованность, как метод познания, безусловно, играет позитивную роль, но вместе с тем, неизбежно приводит к появлению нового способа мышления — технократического. Несмотря… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Историко-ретроспективный и методологический анализ проблемы гуманизации и гуманитаризации образования
    • 1. 2. Сущность понятия «гуманитаризация» физического образования
    • 1. 3. Проблема соотношения логического и чувственно-образного мышления в процессе гуманитаризации физического образования
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Методические особенности обучения физике учащихся средней школы в процессе гуманитаризации образования
    • 2. 2. Особенности инновационных форм учебных занятий в процессе гуманитаризации физического образования
    • 2. 3. Организация и методика осуществления гуманитаризации физического образования в условиях творческих мастерских
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
  • §-3.1.Задачи и методика проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 3. 3. Методика проведения и анализ результатов обучающего и контрольного экспериментов
  • Выводы по III главе

Гуманитаризация физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вся история цивилизации свидетельствует о том, что в периоды глубоких социальных, политических и экономических потрясений, которые переживает общество, наиболее ощутимый урон несет культура, в том числе ее важнейший компонент — образование. Иными словами, всякое переустройство общества, как правило, связано с изменениями во всей системе образования. Такие глобальные проблемы современности как экологические, демографические, энергетические, продовольственные и другие и возможности их успешного разрешения в значительной степени определяются уровнем образованности и культуры общества. Уже сейчас мы наблюдаем яркое проявление зависимости нашей цивилизации от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в системе образования. Мировая практика показывает, что именно подъем общей культуры, образованности и духовности людей обуславливает выход общества из кризисного состояния.

Искусственное деление наук на естественные и гуманитарные закономерно привело к частичному исчезновению нравственных мотивов из сферы точных наук, чему в немалой степени способствовал высокий уровень их формализации. Формализованность, как метод познания, безусловно, играет позитивную роль, но вместе с тем, неизбежно приводит к появлению нового способа мышления — технократического. Несмотря на то, что технократическое мышление, как феномен культуры, сыграло определенную положительную роль в истории становления науки на определенном этапе развития человеческого общества, вместе с тем, нельзя не отметить, что причина многих современных глобальных проблем кроется в «расчеловечивании знаний, т. е. в отторжении науки от общечеловеческой культуры: в воспитании человека знающего, но безнравственного» [101, с.9].

Уже стало банальным утверждение, что вывести человечество из глобального кризиса, в котором оно оказалось на пороге XXI века, благодаря непрерывному прогрессу науки, техники и современных технологий невозможно. Решение этих острейших проблем нам видится в преодолении исторически возникшего разобщения двух компонентов культурыестественнонаучного и гуманитарного, в создании путем их взаимодействия целостной системы, в пересмотре человечеством глубинных основ его мировоззрения и понимании им своего места в природе. Гуманитарный аспект образования из второстепенного элемента должен стать ведущим, не подавляя другие его аспекты, а определяя цели и задачи всей познавательной деятельности человека. Показателен в связи с этим тот факт, что XXI век назван ЮНЕСКО «веком человеческого фактора» .

В новых социально-экономических условиях система образования призвана, в первую очередь, обеспечить человека такими знаниями, умениями и навыками, которые в полной мере позволили бы ему проявить себя на более широком поле деятельности. В результате перед системой среднего и высшего образования как у нас в стране, так и за рубежом возникла острая необходимость поиска путей разрешения противоречий:

1) между признанием культуры как источника воспитания нравственности молодого поколения и бедным отражением в содержании образования истории мировой культуры;

2) между осознанием необходимости педагогического управления процессом ценностно-смыслового самоопределения личности и отсутствием дидактических средств для его осуществления;

3) между объективной необходимостью гуманизации и гуманитаризации образования, в частности физического, и характером сложившихся форм и методов учебно-воспитательного процесса.

Сложившимся положением дел в физическом образовании ученые обеспокоены уже давно. В свое время Э. Шредингер предупреждал о том, что в мире существуют тенденции забывать, что все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой и что научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми, все же бессмысленны вне своего культурного контекста [105].

Возможность «возвращения» учащихся к предмету физики ученые видят в гуманитаризации физического образования. Тысячелетний опыт передачи культуры от поколения к поколению свидетельствует о том, что если знания имеют все основные признаки гуманитарного знания, т. е. являются человечески значимыми, то их понимание и дальнейшее усвоение для большинства учащихся существенно облегчаются. И нам кажется, что учащиеся по-настоящему согласятся с необходимостью школьного физического образования только тогда, когда физика «повернется к ним лицом» [170, с. 9] и предстанет перед ними в виде неповторимой области человеческой деятельности со всеми своими специфическими особенностями, которая через свои прямые и косвенные связи будет осознана ими как необходимый элемент культуры. Разумеется, гуманитаризация не исключает необходимость прочного усвоения физических знаний. Напротив, только глубокое понимание конкретного материала позволит выйти на уровень восприятия, познания и признания своими собственными мировоззренческих и социокультурных проблем человеческого бытия.

Принимая во внимание весь этот круг проблем, мы и говорим сегодня о необходимости гуманитаризации физического образования.

Различные аспекты гуманизации и гуманитаризации образования стали предметом изучения основоположников и классиков педагогической науки (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, В. А. Сухомлинский) — философов, ученых-естественников (Н.А. Бердяев, Н. Бор, В. И. Вернадский,.

A.JI. Чижевский, А. Эйнштейн) — дидактов и методистов (И.В. Балицкой, М. Н. Берулавы, Е. В. Бондаревской, В. И. Данильчук, JI. Я. Зориной, А. А. Касьяна,.

B.А. Мейдера, Т. А. Оболдинс, Р. Н. Петруневой, В. Г. Разумовского, J1.B. Тарасова, С. А. Тихомировой, А. В. Усовой, В. А. Черкасова, Н. В. Шароновой, А. А. Шаповалова, Р. Н. Щербакова и др.).

Заметим, что в российском законе «Об образовании» нет ни слова о гуманитаризации образования. Иное дело — директивные вневедомственные документы, представленные в журнале «Вестник образования» и отражающие позицию Министерства образования Российской Федерации. В официальном документе «Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования» содержится десять основных принципов реформы. Первые пять обеспечивают «внешние» по отношению к сфере образования условия ее развития. Остальные пять — педагогические, «внутренние» условия жизнедеятельности сферы образования [25]. К числу последних относится гуманитаризация образования. В документе отмечается, что гуманитаризация не специфически отечественное, а мировое явление, в котором отражаются общие глобальные процессы. Прежде всего, она «направлена на поворот образования к целостной картине мира — мира культуры, мира человека, на очеловечивание знаний, на формирование гуманитарного и системного мышления. Одновременно она влечет повышение в учебном процессе статуса гуманитарных дисциплин при их радикальном обновлении» [25, с. 14].

В другом документе — «Меры по реализации «Программы реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально-экономических реформ» — выделены специальные задачи «в области научно-методического обеспечения обновления гуманитарного содержания образования» [26, с. 10 — 11]. Принципиальное значение имеет установка не на гуманитарное образование, а на гуманитарное содержание образования, что значительно правильнее как в теоретическом, так и в практическом планах.

Рассмотрим, каким образом проблема гуманитаризации образования освещена в психолого-педагогических изданиях? В журнале «Педагогика» в период с 1991 по 2000 год опубликована серия статей о гуманитаризации образования, но только одна публикация касается теоретических аспектов этой проблемы [65]. Журнал «Высшее образование в России» в эти годы неоднократно обращался к проблеме естественнонаучного образования для гуманитариев, но сам феномен гуманитаризации образования практически не рассматривался.

В то же время, в работах большинства авторов, изучающих данную проблему, рассматриваются лишь отдельные аспекты гуманитаризации физического образования. В частности, Е. В. Бондаревская, Л. В. Тарасов, С. А. Тихомирова, Н. В. Шаронова, Р. Н. Щербаков и др. связывают осуществление гуманитаризации физического образования в основном с пересмотром содержания учебного материала, которое предполагает включение вопросов исторической и художественной направленности. Между тем, гуманитаризация физического образования требует не только изменения содержания учебного материала, но и пересмотра форм, приемов и средств обучения, которые создавали бы условия для творческого самовыражения, самореализации ученика. Исследования, посвященные разработке различных форм обучения и форм учебных занятий, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, проводились рядом авторов: А. А. Бобровым, Е. Я. Голантом, Б. П. Есиповым, В. В. Завьяловым, А. Н. Звягиным, И. Ю. Иткиной, И. С. Карасовой, Г. Д. Кирилловой, С. А. Крестниковым, В. И. Лырчиковой, М. И. Махмутовым, Г. Д. Ореховой, Е. В. Оспенниковой, В. И. Тесленко, А. В. Усовой и др. Однако разработанные ими новые формы учебных занятий не в полной мере решают задачи гуманитаризации физического образования. Поэтому возникла необходимость в разработке такой формы занятий, которая в большей степени способствовала бы реализации идей гуманитаризации образования и разрешению противоречий, сформулированных выше.

Все перечисленное определило актуальность данного исследования, проблему, которого мы обозначили, как использование инновационных форм учебных занятий (в частности, творческой мастерской) для осуществления гуманитаризации физического образования. Исходя из выдвинутой проблемы и актуальности вышеназванных вопросов, была сформулирована тема исследования: «Гуманитаризация физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий в основной школе».

Цель исследования заключается в разработке теоретических основ, структуры, содержания и методики реализации основных идей гуманитаризации физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий.

Объектом исследования послужил учебно-воспитательный процесс, ориентированный на осуществление гуманитаризации физического образования.

Предметом исследования явилась инновационная форма учебных занятий, способствующая гуманитаризации физического образования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: если гуманитаризацию физического образования осуществлять в специально разработанных инновационных формах учебных занятий, какой может быть творческая мастерская, то это может способствовать:

1. Реализации основных направлений гуманитаризации физического образования: 1) историко-культорологического- 2) этико-аксиологического- 3) эстетико-эмоционального- 4) креативно-развивающего.

2. Формированию научного мировоззрения школьников, развитию их личностных качеств и представлений о культурной значимости физических знаний.

3. Развитию познавательного интереса учащихся к изучению физики, активизации их учебно-познавательной деятельности, и как следствие, повышению качества знаний и умений школьников.

Исходя из цели и гипотезы, в работе были поставлены и решались следующие задачи:

1. Провести историко-ретроспективный анализ выделенной проблемы и на его основе определить статус понятий «гуманитаризация» и «гуманизация» образования.

2. Обосновать методологические и теоретические предпосылки осуществления гуманитаризации физического образования.

3. Разработать методику реализации гуманитаризации физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий.

4. Осуществить педагогический эксперимент по апробации разработанной системы организации и методики проведения новой формы учебных занятий (творческой мастерской), способствующей гуманитаризации естественнонаучного, в том числе физического, образования.

Методологической основой исследования послужили:

— на философском уровне — закономерности и принципы диалектики, теория познания;

— на общедидактическом уровне — концепция инновационного управления образованием;

— на частнодидактическом уровне — деятельностный и личностно-ориентированный подходы в обучении в условиях инновационных форм учебных занятий.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

— теоретический анализ: правительственных документов по вопросам образования, психолого-педагогических изданий, с целью уточнения содержания понятий «гуманитаризация» и «гуманизация» образованияисследований в области когнитивной психологии для выявления психологической основы исследования;

— анализ идей личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении для определения методологической основы исследования;

— изучение и обобщение передового педагогического опыта;

— проектирование содержания и методики проведения инновационных занятий по физике в процессе гуманитаризации образования;

— педагогический эксперимент в различных его видах с последующей количественной оценкой результатов эксперимента на основе поэлементного и пооперационного анализа.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается методологической основой исследованиявыбором и реализацией комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы. Педагогическое исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1999 — 2001 г. г.) связан с изучением литературы по педагогике, психологии, теории и методике преподавания физики в аспекте рассматриваемой проблемы с целью выявления методологических и теоретических основ исследования. В этот период был осуществлен анализ состояния рассматриваемой проблемы в школьной практикеразработаны отдельные приемы и средства осуществления гуманитаризации физического образованияпроведен констатирующий и поисковый эксперимент. Второй этап (2001 — 2002 г. г.) В ходе этого этапа осуществлялась коррекция рабочей модели по уточнению методологических основ гуманитаризации физического образования. Был начат обучающий эксперимент по апробации нетрадиционной формы учебных занятий (творческой мастерской) как средства осуществления гуманитаризации физического образования в гимназии № 10 и школе № 124 г. Челябинска.

Третий этап (2002 — 2003 г. г.) связан с завершением обучающего эксперимента по апробации разработанной системы учебных занятий, способствующих гуманитаризации физического образования в лицее № 31 и гимназии № 10 г. Челябинскапроведением контрольного педагогического эксперимента на основе разработанной методики в МОУ № 124 г. Челябинска. На этом этапе был завершен педагогический эксперимент, проведен анализ и обработка результатов.

Теоретическая значимость заключаются в том, что в ходе исследования:

1. Уточнено понятие «гуманитаризация физического образования» в системе естественнонаучных знаний.

2. Разработана модель проектирования процесса гуманитаризации физического образования, включающая теоретический, технологический и практический уровни.

3. Построена модель матричных полей системы форм учебных занятий, позволяющая выделить инновационную форму учебных занятий (творческую мастерскую), наиболее эффективно реализующую идеи гуманитаризации физического образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Выделены основные составляющие гуманитаризации физического образования, определяющие систему направлений ее осуществления.

2. Раскрыты методические особенности обучения физике в процессе гуманитаризации образования.

3. Разработана методика проведения творческой мастерской как инновационной формы учебных занятий, включающая цели, структуру, содержание занятий, а также приемы и средства обучения, способствующие реализации основных направлений гуманитаризации физического образования.

Практическая значимость исследования определяется: разработкой программы и методики проведения занятий по физике в условиях гуманитаризации образования на основе использования технологии «Творческая лаборатория» — разработкой и апробацией дидактических материалов для учащихся средней школы к урокам физики в условиях гуманитаризации образованияразработкой методических рекомендаций по осуществлению гуманитаризации физического образования в основной школе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс проектирования гуманитаризации физического образования включает следующие аспекты:

1) теоретический (выявление методологических, психологических и дидактических основ);

2) технологический (выбор личностно ориентированного подхода в обучении);

3) практический (выбор форм учебных занятий, приемов и средств обучения).

2. Творческая мастерская — инновационная форма учебных занятий, способствующая реализации основных направлений гуманитаризации физического образования.

3. Методика проведения инновационной формы учебных занятий (творческая мастерская) как способа осуществления гуманитаризации физического + образования, включает: 1) определение целей и задач обучения- 2) разработку структуры и содержания творческих мастерских- 3) выбор системы наиболее результативных приемов и средств обучения.

Апробация результатов исследования проходила на:

Всероссийской научно-практической конференции по проблеме методологии и методики формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов (Челябинск, 2001, 2002, 2003 г. г.);

Юбилейной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Перышкина (Москва, 2002 г.);

Методологических семинарах и заседаниях лаборатории «Молодой ученый» на базе кафедры теории и методики обучения физике ЧГПУ (Челябинск, 2000;2003 г. г.). ъ.

Выводы по III главе.

1. Педагогический эксперимент по апробации методики организации и проведения системы творческих мастерских как способа осуществления гуманитаризации физического образования в средней школе потребовал разнообразных методов исследования, в том числе статистических. Применяя объективные исходные данные, разнообразные качественные и количественные критерии, мы смогли сформулировать достаточно обоснованные выводы о положительном влиянии разработанной методики проведения творческих мастерских на качество знаний и умений учащихся, их познавательную деятельность.

2. Идея гуманитаризации физического образования потребовала разработки методики организации и проведения творческих мастерских на основе системы подходов: деятельностного и личностно ориентированного. Для проверки эффективности новой методики обучения разработаны диагностические тесты, контрольные задания. Разноплановые контрольные работы предполагали проверку сформированных знаний и умений учащихся, а диагностические тесты выявляли влияние системы занятий-мастерских на развитие личностных качеств учеников. Сравнение в динамике результатов выполнения предлагаемых учащимся, занимавшимся в творческих лабораториях, контрольных заданий, убедительно свидетельствовало о том, что разработанная методика способствует повышению качества знаний учащихся, развитию их познавательного интереса.

3. Данные диагностических тестов свидетельствуют о результативности методики организации и проведения творческих мастерских и ее влиянии на развитие отдельных качеств личности.

Заключение

.

В ходе научно-практического исследования проблемы гуманитаризации физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий в основной школе получены следующие результаты:

1. Проведен историко-ретроспективный анализ выделенной проблемы и на его основе определен статус понятий «гуманитаризация» и «гуманизация» физического образования.

2. Обоснованы методологические и теоретические предпосылки концепции гуманитаризации физического образования.

3. Разработана методика осуществления гуманитаризации физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий в основной школе.

4. Осуществлен педагогический эксперимент по апробации разработанной системы организации и методики проведения новой формы учебных занятий (творческой мастерской), способствующей гуманитаризации физического, образования.

В процессе исследования разработаны: I. Теоретические предпосылки гуманитаризации физического образования в условиях инновационных форм учебных занятий в основной школе, которые включают:

1. Модель проектирования процесса гуманитаризации физического образования, содержащую теоретические, технологические и практические аспекты его реализации в основной школе.

2. Модель матричных полей системы форм учебных занятий, позволившую выделить новую форму учебных занятий, наиболее эффективно реализующую идеи гуманитаризации физического образования.

3. Составляющие гуманитаризации физического образования, определяющие основные направления ее осуществления.

II. Практический аспект исследования, предполагающий:

1. Определение методических особенностей обучения физике в процессе гуманитаризации физического образования в основной школе, заключающихся в выборе: способов ее осуществленияцелей обучения, направленных на развитие функциональных механизмов памяти, индивидуальных свойств личности, формирование эмоциональной и эстетической сферы деятельности учащихсясодержания и структуры учебного материала, приемов и средств его реализации. 2. Методику проведения творческой мастерской как инновационной формы учебных занятий, включающую цели, структуру, содержание занятий, а также приемы и средства обучения, способствующие реализации основных направлений гуманитаризации физического образования.

Изучение состояния проблемы гуманитаризации физического образования в условиях инновационной формы учебных занятий в основной школе, проведенное теоретическое и экспериментальное исследование подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Процесс гуманитаризации физического образования наилучшим образом осуществляется в условиях инновационной формы учебных занятий — творческой мастерской, реализующей личностно ориентированный подход в обучении учащихся основной школы.

2. Разработанная методика организации и проведения системы занятий-мастерских способствует реализации основных направлений гуманитаризации физического образования: историко-культурологи-ческого, этико-аксиологического, эстетико-эмоционального, креативно-развивающего.

3. Гуманитаризация физического образования в условиях инновационной формы учебных занятий (творческой мастерской) способствует повышению качества знаний учащихся, развитию их познавательного интереса и личностных качеств.

4. Модель матричных полей позволила определить место творческой мастерской среди других форм учебных занятий и систему видов учебнопознавательной деятельности учащихся, которые используются на занятиях в творческих лабораториях.

5. Инновационная форма учебных занятий — творческая мастерская — предполагает высокую познавательную активность учащихся, развитие их творческих способностей, научного мировоззрения.

6. Творческая мастерская имеет гуманитарную направленность, которая определяется содержанием учебного материала, компонентами процесса обучения, а также принципами общения и взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В данной исследовательской работе осуществлено решение ряда задач, направленных на реализацию гуманитаризации физического образования в условиях инновационной формы учебных занятий.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в изучении проблемы оптимизации образования на основе взаимосвязи культуры, господствующего в обществе мировоззрения и сущности человека, способствующей становлению личности и разработке комплекса творческих мастерских для учащихся старшей школы с целью создания единой системы, направленной на интеграцию естественнонаучной и гуманитарной культур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. Форма обучения — групповая работа // Директор школы. — 1998. — № 6.-С. 62−66.
  2. И.Ю. Гуманитаризация содержания естественнонаучного образования как культурный феномен// Гуманитаризация и культура учителя. СПб., 2002. — С. 55 — 61.
  3. . Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-230 е.- Т.2. — 287 с.
  4. В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  5. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Медицина, 1978. 288 с.
  6. Г. М. Развитие понятийного мышления у школьников. Воронеж: ВОИПКРО, 1999.- 155 с.
  7. И. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. — 127 с.
  8. Ю. К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации: Школа // Советская педагогика. — 1982. — № 11 — С.30−39.
  9. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  10. И. В. Гуманистические направления реформ по стандартизации высшего образования в России и США. — Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: Изд-во МГЛУ, 1999. 19 с.
  11. А. Ю. Теоретические основы и технология гуманитаризации современного естественнонаучного образования: мон./ Под ред. докт. пед. наук, проф. 3. К. Каргиевой- Сев.-Осет. Гос. Ун — т. Владикавказ: Изд — во СОГУ, 1999. -108 с.
  12. Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. — 1989. — № 2 — С.153−157.
  13. Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 236 с.
  14. М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 23−27.
  15. М. Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000.-240 с.
  16. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. -№ 5. — С. 21−25.
  17. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Москва ИПОМО России, 1995. 336 с.
  18. . Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Философские науки. 1988. — № 1. — С. 76−91.
  19. Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю? // Народное образование. 1997. — № 6. — С. 89−94.
  20. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. -Т.1.-322 с.
  21. М. В. Развитие гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Российский исторический журнал. 2000. — № 2 — С. 14−24.
  22. Е.В. Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания // Известия Российской академии образования. 1999. -№ 3. — С.23−32.
  23. Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
  24. В. П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.-400 с.
  25. Вестник образования. 1992. — № 10. — 95 с.
  26. Вестник образования. 1994. — № 12. — 95 с.
  27. П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С.80−84.
  28. Г. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М: Педагогика, 1991. — 272 с.
  29. Гельман 3. Е. Кроме бинома и яблока: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
  30. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  31. Е. Я., Есипов Б. П. Основы дидактики. — М.: Просвещение, 1967. — 389 с.
  32. . А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для пед. вузов. — М.: Владос, 1999.-96 с.
  33. В., Ефремов Л. Гуманитаризация инженерного образования: методологические аспекты самостоятельной учебной деятельности // Альма-матер.- 1999.-№ 9.-С. 34−38.
  34. Л. А. Занимательные опыты по физике в 6−7 классах средней школы. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  35. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. 135 с.
  36. Д. И. Концепция современного естествознания. Учебное пособие в схемах, определениях и таблицах. М.: УЧПЕДГИЗ, 1999. -284 с.
  37. В. В. Матрица разнообразия и модели обучения // Химия в школе.— 2002.-№ 5.-С. 11−15.
  38. В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.-112 с.
  39. В. В. Организационные формы // Химия в школе. 2002. — № 4. -С.23−28.
  40. Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах/ Под ред. М. К. Андреевой. СПб.: НИИпрофтехобразования АПН СССР, 1992. — 31 с.
  41. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. Спб., 1994.-С. 29−33.
  42. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма). СПб. — Волгоград: Перемена, 1996. — 185 с.
  43. Деятели культуры о взаимосвязи науки и искусства // Физика в школе. — 1999. № 6. — С.35−37.
  44. Г. А. Развитие способностей и решение учебных задач: Монография / Под ред. д-ра пед. наук Н. Н. Тулькибаевой. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. 188 с.
  45. Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  46. В. К. Коллективная и групповая форма организации обучения в школе // Начальная школа. 1998. — № 1. — С. 17−24.
  47. В. Победить технократа // Народное образование. 1990. — № 2. — С. 19−23.
  48. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. — 1992. -31 июля. С. 3−6.
  49. М. И. Феномены малокомплектных школ. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990.-141 с.
  50. Г. Групповая учебная работа // Учитель. 2000. — № 5. — С. 17−19.
  51. А.Н. Совершенствование систематизации знаний учащихся в процессе обучения в средней школе (на материале естественнонаучных дисциплин). Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1978. — 244 с.
  52. В. П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988. — № 3. — С. 96−104.
  53. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  54. JT. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования: Монография. -М.: Изд-во РАО, 1993. 163 с.
  55. А.В. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994. 130 с.
  56. В. А. Школа информационной цивилизации: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. М.: Просвещение, 2002. — 108 с.
  57. Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. 320 с.
  58. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 462 с.
  59. И. Ю. Методика проведения консультаций и собеседований по физике в старших классах средней школы. Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1988.-249 с.
  60. А.Л., Камин А. А. Физика собственными силами. Часть И. Физика собственной персоной. Екатеринбург: МУМЦ «Развивающее обучение», 1997.-200 с.
  61. И.А. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы // Педагогика. 1999. — № 1. с. 44−49.
  62. И. С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы. — Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1980.- 195 с.
  63. Н. В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете//Вопросы философии. 1995.-№ 2.-С. 95−105.
  64. П. Деятельностный подход к проектированию учебного процесса (на примере обучения физике). Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1998. — 256 с.
  65. А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 17−22.
  66. Т. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1980.- 159 с.
  67. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.
  68. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 720 с.
  69. Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М.: Изд-во МГУ, 1989.-180 с.
  70. С.А. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики 9 класса). — Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 217 с.
  71. Н.В. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
  72. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. Г. В. Драча. Ростов на — Дону: Феникс, 1998. — 573 с.
  73. Л. Д., Китайгородский А. И. Физика для всех. Физические тела. — М.: Наука, 1978.-207 с.
  74. И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике: Учеб. пособие. Л.: ЛГПИ, 1984. — 88 с.
  75. Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 256 с.
  76. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  77. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т.2. — 320 с.
  78. И.Я. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 308 с.
  79. И .Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  80. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980. — 96 с.
  81. В.И. Развитие познавательного интереса у учащихся старших классов в процессе обучения физике. Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1981.-220 с.
  82. М. История физики. Пер. с итал. Э. Л. Бурштейна. — М.: Мир, 1970. — 464 с.
  83. О. Развивая образное мышление // Учитель. 1999. — № 2. — С.67−68.
  84. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  85. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.-191с.
  86. В.А. К вопросу о гуманизации и гуманитаризации образования // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. — Волгоград, 1999. С.330−333.
  87. В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы: Препринт. — Волгоград: Изд — во Волгоградского государственного университета, 1998. 60 с.
  88. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы/ Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. -М.: Просвещение, 1976. 384 с.
  89. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя/ А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др.- Под ред. А. В. Усовой. — 4-е изд.- перераб. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  90. Н.Д. О соотношении методов и организационных форм обучения // Вестник высшей школы. 1972. — № 11. — С. 28−39.
  91. А.А. Методы и формы обучения в историческом ракурсе // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 52−56.
  92. Т.А. Педагогическое условие формирования у будущих учителей готовности к гуманизации математического образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 24 с.
  93. Общие основы педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гнурмана. — М.: Просвещение, 1967.— 391 с.
  94. С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989. — 924 с.
  95. В. Введение в общую дидактику / Предисл. Т. А. Хмель. М.: Высшая школа, 1990. — 3 81 с.
  96. Е.А. Дидактические основы построения и организации самостоятельной работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся (на материале курса физики 7−8 классов). — Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 200. — 195 с.
  97. Основы гуманитаризации образования/ Отв. ред. Н. К. Зотова. Оренбург: ООНУУ, 1997.-226 с.
  98. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под редакцией П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  99. Р. Н. Гуманитаризация образования: модель гуманитарно-ориентированного специалиста. Учебное пособие. Волгоград: РПК «Политехник», 1998. — 113 с.
  100. С. В. О групповой форме обучения // Физика в школе. 1999. — № 6.-С. 73−74.
  101. И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Просвещение: Владос, 1996. 631 с.
  102. Г. С. Выход из транса. -М.: Юрист, 1995. -382 с.
  103. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 312 с.
  104. Проблема сущности человека и типа личности: Материалы II и III региональной межвузовской конференции. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003.-289 с.
  105. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения/ Под ред. Е. Д. Божович. — М.: Московский психолого-социальныйинститут- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с.
  106. Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: (на основе анализа их самостоятельной учебн. деятельности). — М.: Педагогика, 1975. 182 с.
  107. А. А. Философия: Курс лекций. М.: Владос, 1995. — 304 с.
  108. В.Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 102−111.
  109. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  110. X. Физика в ванне: пер. с англ. М.: Наука, 1986. — 96 с.
  111. Г. Образование для свободы: Проект школы человекоцентрированного направления / Пер. с англ. И. Иванова, П. Петрова. — М: Рос. гос. гум. ун-т, 1997. 209 с.
  112. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. А-М — 1993. — 608 с.
  113. П. Психология и педагогика. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. -80 с.
  114. B.C. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь. 1984. — С.54−57
  115. B.C., Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984. — № 4. — С.78−86.
  116. Т. А. Гуманизация современного образования. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. — 248 с.
  117. С. JI. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — 485 е.- Т.2. — 322 с.
  118. Г. И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 39−45.
  119. Г. И. Форма обучения в средней школе // Педагогика. — 2000. — № 2.-С. 34−40.
  120. Н. А. О способах организации обучения // Советская педагогика. — 1966.-№ 11.-С. 69−74.
  121. JI. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебн. Пособие для преподавателей учреждений сред. проф. Образования. — М.: Мастерство, 2001.-272 с.
  122. В.Ю. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления// Педагогика. 1999. — № 6. — С. 44−50.
  123. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272с.
  124. Г. Н. Гуманитаризация и гуманизация инженерного образования и самообразования // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. Челябинск: ЧГТУ, 1991. — Вып. 2. — С. 5−33.
  125. В.И. Личностный подход как принцип гуманитаризации естественнонаучного образования // Известия Российской академии образования. 1999. — № 3. — С. 57−67.
  126. А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971. — 271 с.
  127. Советский энциклопедический словарь: ок. 80 000 сл./ Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1990 1650 с.
  128. М. И. Положительные эмоции залог успешного учения // Физика в школе. — 1993. — № 5. — С. 66−69.
  129. . А. Понятия гуманизации и гуманитаризации в аспекте развития высшей школы // Понятийный аппарат педагогики и образования.— 1998. — Вып.З.-С. 50−52.
  130. Л. В. Современная физика в средней школе. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 288 с.
  131. Л. В., Разумовский В. Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика. — 1988. № 7. — С. 3−10.
  132. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера и др. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  133. .М. Ум полководца // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1.-С. 223−305.
  134. С. А. Гуманитаризация физического образования // Физика в школе. 1996. — № 6. — С. 39−46.
  135. С. А. Новогодняя поэтическо-физическая викторина // Физика в школе.- 1994. -№ 6. С. 58−60.
  136. С. А. Физические вопросы и задачи к текстам из сказок и мифов (Электродинамика) // Физика в школе. — 1995. — № 6. С. 37−38.
  137. С. А. Физические вопросы и задачи к текстам из сказок и мифов (Тепловые явления) // Физика в школе. — 1995. № 5. — С. 26−28.
  138. С. А. Физические вопросы, задачи и задания к текстам из сказок легенд и мифов (Оптика) // Физика в школе. 1995. — № 1. — С. 32−36.
  139. С. А. Физические задачи на основе текстов из сказок (Колебания и волны) // Физика в школе. — 1995. — № 3. С. 31−33.
  140. С. А. Физические задачи на основе текстов из сказок (Механика) // Физика в школе. — 1995. — № 4. — С. 19−21.
  141. А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. — 1996. № 4. — С. 9−13.
  142. Три ключа. Педагогический вестник— М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — Вып. третий. — 192 с.
  143. Три ключа. Педагогический вестник. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. Вып. четвертый.- 128 с.
  144. М. Е. Качественные задачи по физике в 6−7 классах. Пособие для учителя. -М: Просвещение, 1976. — 127 с.
  145. В. Н. Гуманизация и гуманитаризация науки // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. -№ 1. — С. 60−65.
  146. Дж. Физический фейерверк: 2-е изд. Пер. с англ. / Под ред. И. Ш. Слободецкого. -М.: Мир, 1988. — 298 с.
  147. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Кн. для учителя / Сост. Э. М. Браверман- Под ред. В. Г. Разумовского. — М. Просвещение, 1993. 288 с.
  148. А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 221 с.
  149. А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  150. А. В., Завьялов В. В. Учебные конференции и семинары по физике. — М.: Просвещение, 1975. 97 с.
  151. А. В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач: Пособие для студентов физ. мат. фак. — М.: Просвещение, 1992. — 208 с.
  152. А.В. Краткий курс истории физики: Учебное пособие. Челябинск. Издательство «Факел» ЧГПИ, 1995. — 182 с.
  153. А.В. Методические рекомендации о проведении лекций, конференций и семинаров по физике в средней школе. — Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 32 с.
  154. А.В. Производственные экскурсии по физике в школе. Челябинск: Кн. изд-во, 1961. — 96 с.
  155. А.В., Вологодская З. А. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике: Учебное пособие. — Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. — 126 с.
  156. Р. А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе. -М.: Просвещение, 1997. 182 с.
  157. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина.— М.:1. Политиздат, 1963. 544 с.
  158. И. Ф. Педагогика: Компакт, учебн. курс: Для студентов ун-тов и пед. ин-тов / И. Ф. Харламов. М.: Университетское, 2001. — 272 с.
  159. С.А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения учащихся. Дис.канд. пед. наук. — М, 1993.-203 с.
  160. С. А. Одно из направлений гуманитаризации курса физики // Физика в школе. 1993. — № 6. — С. 37−42.
  161. И. М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 157 с.
  162. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1975.-200 с.
  163. В.А. и др. развитие духовности школьников: аспект оптимизации светского образования. -Челябинск: Б.и., 1993. 164 с.
  164. В. Занимательная физика (серия «Нескучный учебник»). — СПб.: Тригон, 1997. 416 с.
  165. Н. В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педвузов. -М.: МП «МАР», 1994. 183 с.
  166. Н. В., Щербаков Р. Н. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе. Часть I — II. — Таллинн, 1994. 4.1. — 165 е., Ч. II. — 166 с.
  167. Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманитаризации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д., 1995. — 314 с.
  168. Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие для пед. вузов. М.: Академия, 1999. — (Высш. образование). — 288 с.
  169. В. Э. Технологизация образования: теория и опыт // Школьные технологии. 2000. — № 2. — С. 3−23.
  170. В. Э. Управление учебной познавательной деятельностью //
  171. Школьные технологии.- 2002. № 4. — С. 17−24.
  172. В.Е. и др. Инновационное образование:.идеи, принципы, модели — М.: Межд. акад. наук высш. шк., 1996. 65 с.
  173. Д., Шульц С. История современной психологии / Перев. с англ. — СПб.: Изд-во: «Евразия», 1998 528 с.
  174. Р. Н. Беседа о физике как науке // Физика в школе. 1994. — № 3. — С. 26−35.
  175. Р. Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. М.: Высшая школа, 1998. — 267 с.
  176. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для пед. ин.-тов. -М.: Просвещение. 1979. -160 с.
  177. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  178. И. С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1989. — 144с.
  179. И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С.31−41.
  180. Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. — М.: Просвещение, 1985.-208 с.
Заполнить форму текущей работой