Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности обучения многозначным числам учащихся с задержкой психического развития пятого класса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от этого, изучение младших подростков с задержкой психического развития проводилось гораздо менее последовательно. Специфика обучения этой категории школьников окончательно не определена, и проблемы совершенствования учеб! ю-воспигательного процесса в средних классах коррекционно — развивающего обучения еще не получили достаточного научного осмысления. Рекомендации, предлагаемые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы преподавания многозначных чисел в школьном обучении
    • 1. 1. Проблемы обучения многозначным числам учащихся массовой школы
    • 1. 2. Проблемы обучения математике учащихся с задержкой психического развития
  • Глава 2. Особенности знании, умений и навыков по разделу
  • Многозначные числа" учащихся с задержкой психического развития (сравнительное исследование)
    • 2. 1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
    • 4. 2.2. Состояние знаний и умений по нумерации многозначных чисел
      • 2. 3. Особенности овладения сложение и вычитанием многозначных чисел
      • 2. 4. Особенности овладения умножением и делением многозначных чисел
      • 2. 5. Особенности овладения порядком выполнения действий в числовых выражениях
  • Выводы
  • Глава 3. Обучение многозначным числам учащихся с задержкой психического развития (экспериментальное исследование)
    • 3. 1. Теоретические основы, цель и положения обучающего эксперимента
    • 3. 2. Обучение нумерации многозначных чисел
    • 3. 3. Обучение действиям с многозначными числами
    • 3. 4. Результаты обучающего эксперимента
  • Выводы

Особенности обучения многозначным числам учащихся с задержкой психического развития пятого класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важнейших теоретических и практических проблем коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения школьников с задержкой психического развития в целях обеспечения наиболее оптимальных условий для развития учащихся и их подготовки к самостоятельной жизни.

В специальных психолого-педагогических исследованиях последних десятилетий уделялось пристальное внимание вопросам обучения и развития учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) (ТА. Власова, К. С. Лебединская, В.И. Лу-бовский, НА Никашива, М. С. Певзнер, В. Л. Подобед, Р. Д Тригер, У.В. Ульенкова* Н. А. Цыпина, С Г. Шевченко и др.).

Большинство авторов сосредоточивали усилия на изучении детей младшего школьного возраста. Так, было показано, что дети с ЗПР испытывают повышенные трудности в овладении школьными знаниями. Эти трудности обусловлены особенностями развития их познавательных процессов, формирования эмоционально-волевой сферы и личности в целом (Т.А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашивд, М. С. Певзнер и др.).

Особенности психической деятельности детей этой категории отчетливо проявляются в трудностях обучения математике. Дети с ЗПР в начале школьного обучения затрудняются в овладении представлениями о числах, порядковым счетом, элементарными вычислительными навыками, решением арифметических задач (MB. Ипполишва, Г. М. Капустина, Ю Л. Костенкова, А. А. Харитонов, Л. Н. Чучалина и др.). В результате проведенных исследований были разработаны содержание, методы, приемы, формьг организации обучения младших школьников с задержкой психического развития, учитывающие особенности их психофизического и эмоционально-волевого развития.

В отличие от этого, изучение младших подростков с задержкой психического развития проводилось гораздо менее последовательно. Специфика обучения этой категории школьников окончательно не определена, и проблемы совершенствования учеб! ю-воспигательного процесса в средних классах коррекционно — развивающего обучения еще не получили достаточного научного осмысления. Рекомендации, предлагаемые отдельными научно-педагогическими коллективами, противоречивы и недостаточно апробированы. Методика обучения учащихся с 31 IP многозначным числам не являлась предметом специального исследования. Для совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе для детей с 31 IP большое значение приобретает разработка системы, методов и приемов обучения, обеспечивающих усвоение учащимися школьных знаний, умений и навыков в единстве с развитием их психической деятельности. Достижение цели специальной школы для детей с ЗПР — обеспечение оптимальных условий развития учащихся и их подготовка к самостоятельной жизни — требует в настоящее время повышенного внимания к их обучению математике.

Уровень математической подготовки во многом зависит от успешного овладения учащимися нумерацией и арифметическими действиями с многозначными числами — базовой темы курса математики специальной школы VII вида.

Важность и актуальность проблемы обучения нумерации и арифметическим действиям с многозначными числами учащихся с ЗПР определяется также тем, что помимо образовательной задачи, в процессе обучения решается коррекционно — развивающая задача специальной школы. В ходе изучения математических понятий десятичной системы счисления, позиционного значения цифр в записи чисел, свойств щ натуральных чисел, арифметических действий с ними у учащихся с ЗПР корригируются и развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение), речь и другие психические процессы, эмоционально-волевая сфера.

Проблема исследования — каковы пути и педагогические условия эффективности обучения многозначным числам учащихся с задержкой психического развития. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволила нам определить тему исследования: «Особенности обучения многозначным числам учащихся с задержкой психического развития пятого класса». В соответствии с темой * определены: объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования.

Объект исследования — обучение математике учащихся с задержкой психического развития средних классов в специальной коррекционшй школе VH вида и классах коррекционно — развивающего обучения (КРО).

Предмет исследования — процесс обучения учащихся пятого класса с задержкой психического развития нумерации и арифмстчсским действиям с многозначными числами.

Гипотеза исследования. Мы предполагали, что учащиеся с ЗПР испытывают трудности в овладении нумерацией и арифметическими действиями с многозначными числами. Содержание обучения, адекватное познавательным особенностям школьнике" с ЗПР, использование специфических методов, приемов, средств обучения, направленных не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на формирование положительных мотивов учебной деятельности, на коррекцию и совершенствование познавательной деятельности, на учет индивидуальных особенностей каждого ученика будет способствовать преодолению этих трудностей, более высокому уровню усвоения раздела «Многозначные числа», коррекции недостатков их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Б соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:

V выявить особенности знаний, умений и навыков по нумерации многозначных чисел и арифметическим действиям с ними у учащихся с ЗПР 5-го класса КРО;

V уточнить содержание, разработать и апробировал" коррекционно-развивающую методику обучения многозначным числам учащихся с ЗПР 5-го класса КРО и специальной коррекционной школы VII вида;

V определить степень эффективности экспериментальной методики обучения.

Методологической основой исследования явились положения философии о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (ВВ. Давыдов, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), учение о методах научного познания, учение о ведущей роли обучения в развитии, о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (TLЯ. Гальперин, АН. Запорожец, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), теория алгоритмизации в обучении.

Методы исследования: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературыанализ психолого-педагогической и медицинской документацииобобщение собственного педагогического опыта работы с учащимися с ЗПР в 5-х классах КРОнаблюдение и анализ учебного процесса по математикеанкетированиеэксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный) — анализ полученных данных методами математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет (1997 — 2000 гг.) на базе классов КРО для детей с ЗПР школ № 34,36,37,38,54,48 г. Курска. В исследовании принимали участие 146 пятиклассников с диагнозом «задержка психического развития» различного генеза и 100 пятиклассников с нормальным развитием.

Исследование проводилось в четыре этапа: первый этап (1997 — 1998 гг.) — изучение и анализ психолош-педагогической и методической литературы по проблеме исследования и опыта обучения математике пятиклассников с ЗПР в классах КРОвторой этап (1997 — 1998 гг.) — проведение констатирующего исследованиятретий этап (1998;1999 гг.) — проведение экспериментального обучениячетвертый этап (1999 — 2000 гт.) — проведение контрольного эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: разработана и апробирована коррекционно-развивающая методика обучения учащихся с ЗПР 5-ш класса многозначным числамвыявлены четыре дифференцированные группы учащихся в зависимости от особенностей усвоения нумерации многозначных чисел и действий с ними и уточнено содержание обучения многозначным числам с учетом возможностей учащихся этих группразработаны содержание и методика проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих заняшй по математике во внеурочное время с учащимися с ЗПР 5-го класса;

• экспериментально установлено, что применение коррекционно-развивающей методики обучения многозначным числам повышает качество (осознанность, прочность) знаний и активизирует познавательную деятельность учащихся.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

• получены новые д анные об особенностях знаний нумерации и умений выполнять арифметические действия с многозначными числами учащимися с ЗПР 5-го класса в сравнении со школьниками с нормальным развитием, установлены их причинынссформированносгь базовых математических знаний, несовершенство методики обучения детей с ЗПР многозначным числам, не учитывающей неоднородность состава этих учащихся, особенности их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

• дано научное обоснование, разработана и апробирована коррекционно-развивающая методика обучения учащихся с ЗПР 5-го класса многозначным числам (специфические методы, приемы, наглядные средства обучения, система коррекци-онно-развивающих заданий и дидактических игр).

Практическая значимость исследования заключается в том, что внем представлена система коррекционно-развивающих упражнений, дидактических игр, занимательных заданий, способствующих повышению эффективности и качества усвоения знаний, умений и навыков, коррекции и развитию познавательной сферы учащихся с ЗПР, формированию положительных мотивов учебной деятельности школьников. Теоретические положения и практические выводы исследования используются при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами дефектологического факультета KIT ГУ, Mill У по курсу «Специальная методика преподавания математики». Коррекпиош io-развивающая методика обучения многозначным числам пятиклассников с ЗПР, система коррещионно-развивающич индивидуальных и групповых занятий, изложенные в диссертации, внедрены в практику работы в классах КЮ школ № 38,48 г. Курска Результаты исследования могуг быть учтены авторами при создании новых программ, учебников и других методических пособий по математике.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на философское положение о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личностиприменением комплекса методов исследования, в том числе методов математической статистики, адекватных его логике, цели и задачам, значительным количеством испытуемых, сочетанием количественного и качественного анализа материала.

Апробация н внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на засед аниях кафедры коррекционных педагогических технологий и русского языка ЬСГПУ (1997 — 1999 гг.), докладывались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов КГПУ (г. Курск, 1997 — 2000 гг.), на кон-ференпиях молодых ученых МПГУ (г. Москва, 1998 — 2001 it.).

Положения, выносимые на защиту:

1.У учащихся с ЗПР 5-го класса имеются специфические трудности усвоения многозначных чисел, в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, причинами которых являются недостаточный учет их психофизических особенностей при выборе содержания, методов, приемов и средств обучения математике.

2. 'Экспериментальная методика формирования знаний, умений и навыков, разработанная с учетом особенностей психического развития пятиклассников с ЗПР, использование специфических приемов и средств обучения в сочетании с традиционщ ными приемами (сравнение, сопоставление, противопоставление, обобщение, аналогияпроблемные ситуации) — создание положительной мотивации обучения способствуют более качественному усвоению математического материала и коррекции познавательной деятельности учащихся с ЗПР 5 класса.

3. Использование в процессе обучения математике дифференцированного подхода к разным группами учащихся, сформированным в зависимости ог их возможностей усвоения математических знаний, специально организованные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, в ходе которых учитываются особенности каждого ученика, позволяют преодолеть специфические трудности и формировать прочные знания о нумерации многозначных чисел и действиях с ними.

Выводы.

Нами разработана и научно обоснована коррекционно-развивающая методика обучения многозначным числам школьников с ЗПР 5 класса, в которой учтены особенности и трудности усвоения ими этого учебного материала, а также особенности чх познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Изучение каждой темы раздела «Многозначные числа» (нумерация, сложение и вычитание, умножение и деление, порядок выполнения действий в выражениях) включало в себя следующие этапы: • подготовительная работа- • формирование знаний, умений, навыков- • закрепление и коррекция знаний, умений и навыков- • обобщение и систематизация знаний.

В экспериментальной методике осуществлялось:

• подготовительный период перед изучением каждой новой темы, на основе выявления базовых знаний каждого школьника, коррекция этих знаний, тщательное изучение психофизических особенностей учеников;

• использование приемов анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, противопоставления, обобщения и конкретизации, систематизации, контроля и самоконтроля;

• пооперационная отработка чтения, записи, десятичного анализа многозначных чисел, алгоритмов устных и письменных арифметических дейстаий с многозначными числами);

• создание проблемных ситуаций;

• широкое использование средств наглядности: схем, карточек-памяток, условных обозначений, цвета;

• использование дифференцированного подхода, касающегося не только дифференциации использования методов, приемов обучения, но и содержания обучения:

• создание положительной мотивации к обучению (дидактические игры, упражнения игрового характера, игровые ситуации, занимательные задания, задачи);

• систематическая коррекщюнно — развивающая работа по развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи детей на уроках математики;

• проведение специально организованных коррекционноразвивающих занятий (индивидуальных и групповых).

Результаты обучения с использованием экспериментальной методики свидетельствуют об ее эффективности. Пятиклассники с ЗПР более качественно усвоили знания и умения по разделу «Многозначные числа». Созданная нами экспериментальная методика в целом способствовала развитию познавательной деятельности и мотивации учения школьников с задержкой психического развития.

Заключение

.

В настоящее время возросло внимание общества к проблемам обучения детей с отклонениями в развитии, их социальной и трудовой адаптации. В связи с этим ведутся поиски новых, более эффективных путей обучения на основе максимального учета резервов, скрытых как в содержании учебного материала, так и в методике обучения, и их использования для улучшения качества обучения, а также для развития и коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с задержкой психического развития.

Обучение математике, и в частности многозначным числам, создает благоприятные условия для коррекции мыслительных процессов учащихся с ЗПР.

В специальной литературе показано, что учащиеся с ЗПР испытывают значительные разнообразные трудности в овладении нумерацией, элементарными вычислительными навыками, решении арифметических задач. Разработаны оригинальные методики обучения математике и коррекции развития этой категории школьников в младших классах. Однако, специальных исследований, направленных на выявление особенностей математических знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР неполной средней школы (5 класса), в частности, многозначных чисел, действий с ними не проводилось. Анализ учебного процесса в специальной коррек-ционной школе VII вида и специальных коррекционных классах, наш собственный педагогический опыт показывает, что использование в процессе обучения подростков с ЗПР методики обучения массовой школы не приносит должного успеха Обучение курсу математики 5 класса, одним из основных разделов которого является «Многозначные числа», нуждается в специально разработанной методике, учитывающей особенности психофизического развития учащихся с ЗПР и те специфические трудности и ошибки, которые они допускают при обучении математике вообще, в том числе и при изучении многозначных чисел. Этим определяется актуальность нашего исследования.

С целью выявления особенностей усвоения знаний о многозначных числах и умений выполнять арифметические действия с ними учащимися с ЗПР пятых классов был проведен констатирующгш эксперимент.

Исследование показало, что учащиеся с задержкой психического развития недостаточно овладели знаниями нумерации, а также знаниями и умениями выполнять арифметические действия с многозначными числами.

Пятиклассники с ЗПР испытывали значительные затруднения при:

— количественном и порядковом счете: при переходе к новому разряду и особенно классу, пропускали числа при счете, переставляли их местами, при счете в обратной числовой последовательности разрядными единицами и числовыми группами;

— назывании по порядку классных и разрядных единиц, не понимали основных свойств десятичной системы счисления, натурального ряда чисел;

— овладении письменной нумерацией на низком уровне усвоили позиционную запись цифр в числе, не могли назвать цифры, с помощью которых записываются числа;

— сравнении чисел, принимали во внимание только величину цифр, с помощью ко-^ торых записано число, но не обращали внимание на число разрядов в сравниваемых числах;

— проведении классно-разрядного анализа числа;

— умножении и делении многозначного числа на 2-х, 3-х, 4-х-значное, особые затруднения вызывал подбор цифр частного;

— нахождении значений числовых выражений рациональным способом имело место слабое знание порядка выполнения действий в сложных примерах.

Обнаружены, нечеткие, бессистемные, недифференцированные знания закономерностей построения натурального ряда чисел, классно-разрядной структуры многозначного числа, нечеткое понимание поместного значения цифр в записи чисел, построения десятичной системы счисления, нетвердое знание таблиц сложения и вычитания в пределах 10 и 20, таблицы умножения, деления, неумение применить законы арифметических действий, рациональные приемы вычислений. Причинами ошибок и трудностей усвоения математических знаний учащихся с ЗПР являются: особенности психофизического развития, в частности: неустойчивость внимания, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, трудности анализа, синтеза, обобщения, сравнения, переноса знаний, а также использованием методики обучения многозначным числам массовой школы, которая ориентирована на учащихся с нормальным развитием.

В ходе анализа полученных данных установлены различные возможности учащихся в усвоении нумерации и действий с многозначными числами и выделены 4 дифференцированные группы:

1 групга (8%) — учащиеся, которые прочно овладели нумерацией многозначных чисел, алгоритмами выполнения арифметических действий с многозначными числами, правилами вычисления значений числовых выражений. Ученики верно понимают задания, правильно выполняют их, во время беседы и письменной самостоятельной работы внимательны, сосредоточенны, самокритичны. Проявляют интерес к любому заданию, владеют навыками контроля и самоконтроля.;

2 вторая группа (28%) — школьники, которые овладели знаниями нумерации многозначных чисел, алгоритмами выполнения всех арифметических действий с этими числами, но допускают ошибки в вычислениях, число которых увеличивалось при увеличении количества классов и разрядов. При работе внимательны, но с повышенной утомляемостью, быстро истощаемы;

3 группа (37%) — ученики, которые непрочно усвоили нумерацию многозначных чисел, непрочно овладели алгоритмами выполнения арифметических действий, правилами вычислений числовых выражений, допустили большое количество разнообразных вычислительных ошибок, знают, но не применяют законы арифметических действий, гри выполнении заданий импульсивны, не могут долго сосредоточиться, быстро устают, некритичны к результатам действий, слабо владеют навыками контроля и самоконтроля.;

4 группа (27%) — школьники, которые очень слабо знают нумерацию многозначных чисел. Самостоятельно, без помощи учителя не могли применить алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами. Испытуемые допускали грубые вычислительные ошибки. Правила вычислений значений числовых выражений, законы арифметических действий они не усвоили и не применяли. При выполнении заданий учащиеся импульсивны, невнимательны, неаккуратны, как правило, не доводят начатое решение до конца, не понимают абсурдности полученных ответов, не критичны, не владеют навыками самоконтроля.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили гипотезу исследования о трудностях усвоения школьниками с ЗПР нумерации и действий с многозначными числами.

Методика изучения многозначных чисел, принятая в массовой школе не способствует осознанному усвоению школьниками с ЗПР нумерации и действий с многозначными числами.

Недостаточный учет трудностей в овладении математическим материалом по разделу «Многозначные числа», особенностей познавательной деятельности школьников с задержкой психического развития является причиной неудовлетворительного усвоения нумерации и действий с многозначными числами пятиклассниками с ЗПР, особенно учащихся 3−4 групп. Этим объясняется необходимость разработки новой, дифференцированной, коррекционно-развивающей методики обучения математике школьников с ЗПР.

Нами разработана экспериментальная методика обучения школьников с ЗПР многозначным числам, в которой учтены особенности и трудности усвоения ими учебного материала, выявленные в ходе констатирующего эксперимента, а также особенности их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Экспериментально доказано, что учащиеся с задержкой психического развития овладевают прочными знаниями нумерации и умениями выполнять арифметические действия с многозначными числами при условии: сформированных базовых знаний. Поэтому формированию новых знаний и умений о нумерации и действиях с многозначными числами предшествовал подготовительный период (или этап), в ходе которого актуализировались, уточнялись, закреплялись необходимые знания, умения, навыки учащихся по ранее изученным темамиспользования специальных нагляд ных средств обучения, несмотря на абстрактность формируемых у учащихся понятий, и дидактических материалов: схем, таблиц, алгоритмических предписаний, памяток, символовпоэтапного формирования способов учебной деятельности на каждом уроке: сначала школьников учили ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по образцу (предписанию) в соответствии с точными указаниями (помощью) учителя, затем — по словесной инструкции при ее последовательном уменьшении, наконец, самостоятельнопристального внимания к формированию у учащихся навыков самостоятельного использования имеющихся знаний и умений, при обязательной регуляции деятельности со стороны речипостоянного изучения психофизических особенностей учащихся и особенностей усвоения математических знаний и умений, их практического использования;

— учета неоднородности усвоения школьниками с ЗПР нумерации и действий с многозначными числами, обучение носило дифференцированный характер. Дифференцированный подход касался не только дифференциации использования средств, приемов обучения, но и дифференциации содержания обучения. Для учащихся 3−4 группы мы предлагали изучение нумерации и действий с многозначными числами ограничить миллиономиндивидуального подхода к каждому ученику. В случае необходимости им оказывалась поддержка на специально организованных индивидуальных занятиях во внеурочное времяразвития мотивации учения, познавательного интереса к математике. Это достигалось включением в учебный процесс занимательных заданий, дидактических игр, специально организованных уроков-игр и т. п. На уроках создавалась обстановка доброжелательного отношения к учащимся, обращалось внимание на малейшие успехи учащихся, которые всячески поощрялись. Особенно важным мы считаем создание комфортной обстановки на уроке, выражающейся в дружественном характере отношений между учителем и учениками, между самими учениками, между родителями (воспитателями) и учениками (во внеурочное время).

Результаты обучения свидетельствуют об эффективности экспериментальной методики обучения пятиклассников с задержкой психического развития, которая способствует более качественному усвоению многозначных чисел, развитию познавательной деятельности учащихся.

Итоговый контрольный эксперимент показал, что учащиеся экспериментальных классов испытывали меньше затруднений при чтении, записи, сравнении многозначных чисел, счете в заданных пределах числового ряда, классно-разрядной группировке чисел, анализе десятичного состава их, а также при выполнении всех арифметических действий и нахождении значений числовых выражений. Учащиеся экспериментальных классов овладели обобщенными алгоритмами: чтения, записи, анализа многозначных чисел (3−4 группы — в пределах 1 миллиона), выполнения дафметических действий, и применяют их к конкретным случаям. Их знания о способах выполнения операций с многозначными числами носят осознанный характер Увеличилась самостоятельность школьников с ЗПР при выполнении упражнений, возрос интерес к вычислениям. Учащиеся проявляют умения ориентироваться в задании, проверять выполненные действия.

Школьники, обучавшиеся по экспериментальной методике, имеют более однородные результаты проверки знаний многозначных чисел, умений оперировать с ними при одновременном уменьшении количества ошибок по сравнению с контрольными классами.

Сравнение процентного состава групп контрольных классов и групп экспериментальных классов показывает, что число школьников экспериментальных классов в двух первых группах увеличилось, а в третьей и четвёртой группах — уменьшилось, наиболее существенные изменения произошли в 1 и 4 группах. Эти изменения произошли вследствие перехода 7,5% - из второй группы в первую, 15,7% - из третьей группы во вторую, 10% школьников из четвертой группы в третью. Это свидетельствует о более высоком качестве их знаний. Однако наличие четвертой дифференцированной группы свидетельствует о том, что для 12, 2% детей, прошедших экспериментальное обучение, содержание обучения — многозначные числа, включающие класс миллиардов, оказалось непосильным. Мы считаем, что для учащихся четвертой дифференцированной группы следует ограничить изучение многозначных чисел классом миллионов.

Следовательно, школьники с ЗПР, обучавшиеся в экспериментальных классах, лучше усвоили раздел: «Многозначные числа», чем пятиклассники с ЗПР, обучавшиеся по традиционной методике. Уменьшился состав групп, которые слабо усвоили раздел «Многозначные числа», за счет увеличения количества учащихся, прочно овладевших этим математическим материалом.

Произошли значительные положительные изменения в познавательной, эмоционально-волевой сфере учащихся, их поведении. Ученики экспериментальных классов стали более внимательны, повысилась их работоспособность, критичность, самоконтроль. В ходе экспериментального обучения мы отмечали повышение интереса к занятиям математикой, ученики стали более уверенными в своих действиях. Обстановка в классе стала более дружелюбной, а ученики друг к другу — внимательнее и доброжелательнее.

Положительные результаты обучающего эксперимента подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать вывод о значительных возможностях, имеющихся у учащихся средних классов с задержкой психического развития в усвоении арифметических знаний и умений их использовать.

Практическое использование результатов исследования будет способствовать совершенствованию процесса обучения школьников с задержкой психического развития и повышению уровня готовности их к овладению профессией и социальной адаптации в целом.

Проведенное нами исследование имеет перспективы дальнейшего развития: предполагается разработка методики изучения десятичных дробей и действий с ними.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аржеников КЛ Методика начальной арифметики. М, 3936. — 269 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. КС. Лебединской. М, 1982. -162 с.
  3. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, AM Пышкало. -М: Педагогика, 1977.-275 с.
  4. .Г. Психология чувственного познания. М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -486 с.
  5. Арифметические игры и упражнения. Пособие для учителей нач. школы / Под рея Е. М Гельфан. М: Просвещение, 1968. -112 с.
  6. Н.Н. Индивидуальный подход к учащимся // Учебно-воспшшшыия работа в школе для детей с ЗПР. М, 1977. — С. 84−90.
  7. Н.Н., Галястова ДА Взаимоотношения учащихся экспериментальной и «обычной» школ-интернатов в учении и игре // Индивидуальный подход к школьникам в обучении. Горький, 1975.- С. 44−48.
  8. Бабанский К). К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьнике©-). -Ростов -на Дону, 1972. -163 с.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  10. Бангова М, А Система вычислительных навыков II Начальная школа, 1975. № 10. -С. 51−55.
  11. Бангова М А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение // Начальная школа-1982. -№ 8.-С. 56−61.
  12. МА. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное. 4 класс // Начальная школа -1989, № 10−11. С. 52 — 57.
  13. Бангова МА, Бельткжова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для уч-ся школ отд-ний педуч-щ (спец№ 2001). Под ред. МА Бантовой.-3-е шд, испр. -М: Просвещение, 1984.- 335 с.
  14. Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развитая и вопросы их обучения//Дефектология, 1975. № 4.-С. 12−17.
  15. Белопольская Н. Л Роль учебных и игровых мотивов в структуре деятельности детей с ЗПР // Новые исследования в психологии. -1975. № 1. — С. 24 — 35.
  16. Белопольская H. J1. Учебная мотивация детей с ЗПР в условиях психического насыщения // Дефектология, 1975. № 1. — С. 25 — 28.
  17. Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психическою развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М, 1976.-24 с.
  18. .И. Недостаточность высших ферм зрительного восприятия у детей с ЗПР // Дефектология, 1989. № 4. — С. 11 -17.
  19. Г. В. Сложение и вычитание многозначных чисел // Начальная школа, 1971. -№ 5.-С. 48−50.
  20. Г. В. Методические ошибки при формировании у школьников вычислительных навыков // Начальная школа — 1980, № 8. С. 20- 27.
  21. ПЛ. Развитие мышления дошкольника // Избранные педагогические и психологические сочинения. — М: Просвещение, 1979. Т. 2. -400 с.
  22. ДН. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии, 1969. № 2. — С.34 — 45.
  23. ДН., Менчинекая Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -348 с.
  24. Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Советская педагогика, 1955. № 1. — С. 41 — 55.
  25. Бойко Е. И Ещё раз об умениях и навыках // Вопросы психологии 1957, № 1. — С. 133−140.
  26. В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол наук М, 1999. -25 с.
  27. Бударный, А А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика -1965. -№ 7.-С. 5−18.
  28. Н.Я., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И., Жохов В. И. Учебник для 5 класса средней школы 2-е изд. — М: Просвещение, 1992.—326 с.
  29. Н.Я., Чесноков АС., Шварцбурд С. И., Жохов В. И. Учебник для 6 класса средней школы. 2-е изд.-М: Просвещение, 1991. — 317 с.
  30. Власова ТА, Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР У/Дефектология. 1975.-№б.-С. 8−17.
  31. Власова Т. А, Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1%7.- 207 с.
  32. Т.А., Пеюнер МС. О детях с отклонениями в развитии М: Просвещение, 1973. -175 с.
  33. Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред ДБ. Эльконина и В. В. Давыдова М: Просвещение, 1966. — 442 с.
  34. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др. — Под ред АВ. Петровского. М. Просвещение, 1979. -288 с.
  35. С.И., Моро МИ. Сложение и вычитание многозначных чисел. 4 класс. // Начальная школа -1989. -№ 9.-С. 34−41.
  36. Д. Л. Методика арифметики в начальной школе. М: Учпедгиз, 1937,296 с.
  37. Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии- Подред Т. А Власовой, В. И. Лубовского, Н. А Цыпиной. М., 1981. -100 с.
  38. Л.С. Проблемы дефектологии -М: Просвещение, 1995. 527 с.
  39. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. — 533 с.
  40. Галанин ДД Леонтий Фишшгювич Магницкий и его арифметика. М.: Наука, 1914.-207 с.
  41. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М, 1958. — Т. 1. — С. 44−469.
  42. П. Я. Несколько разъяснений к гипотезе умешенных действий У/ Вопросы психологии. -1960. -№ 4.-С. 141−148.
  43. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирования умственных действий и понятий». Доклад на соискание ученой степени доктора пед наук по совокупности работ. М.: Изд-воМГУ, 1965.-51 с.
  44. ПЯ. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии -1966. № 4. — С. 128 -135.
  45. Гальперин Г1Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М: Педагогика, 1966. -С. 236−277. .
  46. Гальперин 11Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М.: Иэд-во МГУ, 1985.-45 с.
  47. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин ДБ. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. Н Вопросы психологии. -1963. № 5.-С. 61−72.
  48. .В. Очерки по истории математики в России. М.- JL: Госгехиздагг, 1946. -247 с.
  49. А.И. Методика арифметики. С.-П. -1914. -192 с.
  50. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста- Сб. науч. тр. М., 1989. — С. 90−119.
  51. С.Ф., Табачникова Н. Н. Обучение математике: 5 класс. М.: ИНТОР, 1997. -154 с.
  52. .Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе: Дис. канд. пед наук -М., 19%. -148 с.
  53. А.Б. Арифметика в элементарной школе, основанное на эвристическом методе. Спб., 1873.-30 с.
  54. Гурский ЕЛ Теория вероягностй с элементами математической статистики: Учеб. пособие. -М: Высшая шксша, 1971.-328 с.
  55. ПС. Арифметические листки, постепенно расположенные от легчайшего к труднейшему, содержащие в себе 2523 задачи, с решением оных и с кратким руководством к исчислению, составленные П. Гурьевым. СПб., 1832. — 345 с.
  56. ПС. Руководство к преподаванию арифметики малолетним деггям. СПб., 1839.-443 с.
  57. ПС. Практическая арифметика СПб., 1870. 325 с.
  58. В.В. Анализ строения счета как предпосылка построения программы по арифметике И Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. -М.: Учпедгиз, 1962. -С. 50−184.
  59. В.В. Виды обобщения в обучении: Логакси гсихол огические проблемы построения учебных предметов. М., 1972. -424 с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М., 1986. 240 с.
  61. Данилов М А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
  62. М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся. В кн. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. -Казань, 1972.
  63. Ю.Г. Клинико — психологическое обследование детей с так называемой «ЗПР» //Дефектология. -1967. № 4. — С. 129 -133.
  64. И.Я. История арифметики. Пособие для учителя. М: Учпедгиз, 1965. -415 с.
  65. Г. Б. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 6−7 летнего возраста: Авгореф. дие.. канд. психол. наук. -М., 1985.-18 с.
  66. Дети с временными задержками развития. Под ред ТА Власовой, МС. Певзнер. -М, 1971.-207 с.
  67. Дети с задержкой психического развития / Под ред Т. А. Власовой, В. И, Лубовского, КА. Цыпиной. М: Педагогика, 1984 — 255 с.
  68. Дети с отклонениями в развитии 1 Под ред М. С. Певзнер. М. Просвещение, 1966. -261с.
  69. Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения. М: Учпедгиз, 1956. -374 с.
  70. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дис. докг. пед наук. -М, 1978. -18 с.
  71. Домишкевич С А. Продуктивность и динамические особенности мышления детей с ЗПР//Дефектология, 1977. -№ 2. -С. 12−19.
  72. Г. В., Суворова СБ., Бунимович Е. А. и др. Математика 5. М.: Просвещение, 1994−1997.
  73. Г. В., Кузнецова JIB., Минаева С. С., Суворова С. Б. «Натуральные числа Дроби». Дидактический материал для учащихся М: Просвещение, 1994. -1997.
  74. ЕвгушевскийЕА Методика арифметики. Спб., 1895.- 330 с.
  75. Ф.И. Методика арифметики. Спб., 1917. — 453 с.
  76. Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф. дис. канд. психсш. наук. М, 1969,-14 с.
  77. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии -М: Педагогика, 1973. -150 с.
  78. Г. И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной иснтруквди // Дефекгалош. 1972. — № 4. — С. 29 — 35.
  79. Г. И. Психолого педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе // Дефектология. -1981. — № 2. -С. 14- 25.
  80. Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развитая // Дефектология, 1981, № 4.-С. 17−24.
  81. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления / М-во проев. СССР, АПН СССР, НИИ общ. педагогики. Отд. науч.-пед. информации и тюдг. Т. А Власова, КС. Лебединская, В Л Лубовский, НА. Никашина М., 1976. — 47 с
  82. Л.В. Проблема обучения и развития и её исследование // Развитие учащихся в процессе обучения. М, 1963. — С. 7−68.
  83. Л.В. Дидактика и жизнь. -М.: Просвещение, 1968. -175 с.
  84. Л.В. Избранные педагогические труды. М.. Новая школа, 19%. — 432 с.
  85. Ильина ТА Вопросы методики программирования. М, 1969. -16 с.
  86. Ильина ТА Педагогика- Учеб. пособие для студентов пед ин-в. М: Просвещение, 1969. -572 с.
  87. Инструкция по приему в специальные школы интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития, утвержденная приказом МП СССР от 3 июля 1981 г., № 103.
  88. MB. Особенности усвоения состава числа детьми с ЗПР // Дефектология. -1972. № 5. — С. 29−35.
  89. КБ. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ сред, и высш. пед учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М. Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  90. Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: — М, 1962. -376 с.
  91. Кабанова Меллер ЕЛ. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М: Просвещение, 1968. — 288 с.
  92. Кабанова Меллер Е. Н. О способах переноса приёмов умственной деятельности / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М.: Педагогика, 1970.-232 с.
  93. И.Н. Методика преподавания арифметики. 2-е изд. — М — Л.: Учпедгиз, 1936.-414 с.
  94. З.И. Особенности абстрагирования и обобщения существенного в материале детьми с ЗПР //Дефектология. -1977.- № 4.- С. 19−26.
  95. Калмыкова З. И Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержкой психического развития. //Дефектологая. -1978. -№ 3. С. 3 -8.
  96. Капустина Г. М Усвоение математических знаний детьми с ЗПР // Дефектология. -.981.-№ 1.-С. 57−62.
  97. Капустина Г. М Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития решению арифметических задач: Авгореф. дис,. канд. пед наук -М, 1984. -14 с.
  98. Капустина Г. М Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. -1998. № 2. — С. 22 т 29.
  99. Капустина Г. М, Садакова Н. К., Данынина Е. А. Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V IX кл.) // Дефектология -1993. — № 1. — С. 21−25.
  100. Г., Фисенко А. Поговорим о математике: Обучение в классах КРО. //Начальная школа приложение к газете «Первое сентября», 1998, №№ 43 45.
  101. Г. А., Артемьева Т.П Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. Гос пед. ун-т, 1995.-155 с.
  102. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как дидактическая проблема Казань, 1982. -35 с.
  103. Т.Н. Формирование самостоятельности мышления у младших школьников с задержкой психического развития. -Н. Новгород, 1994. -16 с.
  104. Я.А. Избранные педагогические сочинения: Великая дидактика /
  105. Под ред. А. А. Красновского. -Т. 1. -М: Учпедгиз, 1939.-320 с.
  106. КН. Психология.-М, 1946. -С. 124−134.
  107. .Е. Проблемы организации классов коррекционно -развивающего обучения // Математика в школе. -1997. № 4. — С. 8−10.
  108. Ю.А. Развитие познавательной деятельности младших школьников с ЗПР в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук -М, 1996.- 202 с.
  109. Г. С. Обучение и развитие // Избранные педагогические труды / Под ред. Л. Н. Проколиненко. -М, 1988. С. 110−116.
  110. Кузнецова JIB., Лурье И. А., Минаева С. С. и др. Обучение математике в 5, 6, 7 классах с недостаточной математической подготовкой: Пособие для учителя. М: ГАЛС, 1993,1994,1995.
  111. Л.В., Минаева С. С., Суворова С. Б., Шевкин А. В. Арифметика М: «ГАЛС Плюс», 1994. — 56 с.
  112. Л.В., Рослова Л. О., Суворова С. Б. Геометрия. М: «ГАЛС Плюс», 1994.-53 с.
  113. И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР в оценочной ситуации // Дефектология. -1987. № 3. — С. 21 — 30.
  114. И.Ю., Пускаева Т.Д Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР //Дефектология. -1989, -№ 1. -С. 11 -21.
  115. И.Ю. Отношение к учению у детей с ЗПР (в начальных классах специальной школы): Авгореф. дис. канд. психол. наук. М, 1980.- 14 с.
  116. Лай В, А Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах дидактических опытов. М: Пг., 1916. 407 с.
  117. Латышев В А. Руководство к преподаванию арифметики М -1897.-168 с.
  118. К.С. Клинические варианты ЗПР // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова -1980. -№ 3.-С. 407 412.
  119. Леонтьев, А Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение. -М, 1969. -172 с.
  120. АН. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1977. -304с.
  121. АН. Проблемы развития психики. -М., 1981. 584 с.
  122. ЛернерКЯ. Познавательные задачи в обучении ис1"ории. -М, 1968. -94 с.
  123. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. -1972. № 4. — С. 10 -16.
  124. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с .задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. -М, 1977.- 169с.
  125. Люблинская, А А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
  126. Люблинская, А А Умственные действия в работе младших школьников по новым программам // Советская педагогика -1973 № 5. — С. 34 — 42.
  127. ЮН., Мивдюк КГ., Нешков К. И., Суворова СБ. Алгебра: Учебник для 7 класса средней школы / Под ред С. А. Теляковскога 2-е год. — М: Просвещение, 1991.-287 с.
  128. Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. -1990. -№ 6.-С. 14−21.
  129. И.Ф. Нейропсихологаческий анализ клинических вариантов ЗПР II Дефектология. -1977. № 6. -С. 22- 29.
  130. И.Ф. ЗПР. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М, 1993.-198 с.
  131. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М: Педагогика, 1972. -208 с.
  132. МИ. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  133. Махмутов МЛ Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М: Просвещение, 1977. — 240 с.
  134. Н.А. Очерки психологии обучения арифметике. М-Л.: Издню АПН РСФСО, 1950. -120 с.
  135. Н.А. Психология обучения арифметике. М: Учпедгиз, 1955. -432 с.
  136. НА., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике. М: Просвещение, 1965. — 224 с.
  137. Менчинская НА, Моро М. И. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избранные психологические труды. М. Педагогика, 1989. -224 с.
  138. Методика начального обучения математике. Учеб. пособие для студентов лед. институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Под ред Л. Н. Скаткина М.: Просвещение., 1972.- 320 с.
  139. Методика начального обучения математике. Под ред А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. Минск- 1988.-С. 133−157.
  140. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М: Педагогика, 1973. -299с.
  141. Монкявичене Oil Динамика различных видов мышления у детей с ЗПР в среднем школьном возрасте: Дис. канд психол. наук. М., 1987.-180 с.
  142. МИ. Методы обучения математике в зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся // Начальная школа 1976. — № 6. — С. 24 — 32.
  143. Моро MR, Пышкало А. М Методика обучения математике в 1 3 кл. — М: Просвещение., 1978. — 336 с.
  144. Н.И. Типы неуспевающих школьников П Советская педагогика -1965. № 7. — С. 15 — 28.
  145. В.И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: Автореф. дискацд психол. наук. М, 1979. — 22 с.
  146. НА. Педагогическое изучение детей с ЗПР // Дефектология. — 1972. -N25.-С. 1−12.
  147. JI. П. Преемственность в работе дошкольного отделения и специальной школы по формированию речи глухих детей // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта М.: Педагогика, 1984.-С. 117−136.
  148. О работе специальных общеобразовательных школ ишершгов, школ, классов выравнивания для детей с задержкой психического развития. // Методическое письмо Министерства просвещения СССР от 17 сентября 1985 г. № 72 — м.
  149. О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития //11исъмо Министерства просвещения от 3.06.1997 г. № 10−136−6.
  150. Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Приказ Министерства образования РФ от 08.09.92 г. № 333.
  151. Об учебных планах специальных общеобразовательных школ интернатов (школ) для детей с дефектами умственного и физического развития на 1990/91 уч. год // Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 25.05.1990 г. № 17−122−6.
  152. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. ТА Власовой, В И. Лубовскот, НА Никашиной-М.: Просвещение, 1981.- 118с.
  153. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. -М, 1992. -131 с.
  154. Обучение детей с ЗПР: (пособие для учителей). / Под ред. В. И. Лубовскощ М., 1994. -128 с.
  155. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофре1юпед0гогика): сред. пед. учеб. заведений // Б.11. Пузанов, Н, П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.- Под ред. Б. П Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2000.-272 с.
  156. Обучение и развитие: Экспериме! питы ю-педагогическое / Под ред. Л. В. Занкова -М: Педагогика, 1975. 440 с.
  157. Онищук В, А Урока в современной школе: Пособие для учителя. — М: Просвещение, 1986. -160 с
  158. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) // ГА Вайзер, ЮА Жулшюва, З. И. Калмыкова и др.- Под ред З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной -М: Педагогика, 1986. -204 с
  159. Певзнер М С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. -1972. № 3. — С 3 — 9.
  160. Э.Я. Клинико-педагогическая характеристика детей с ЗПР и церебральной астенией и опыт коррешиошро-воспишшыюй работы. Автореф. дис. ш психол. наук, М, 1971.-16 с,
  161. ., Маслюкова Е.М Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. -1989, № 1. С. 22 — 35.
  162. Л.И., Слободяник НЛ, Шушковская АА. К проблеме отбора детей в коррекционно развивающие классы и коррекция нед остатков в психическом развитии младших школьников //Дефектология. -1998. — № 2. -С. 10−17.
  163. МЫ. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студ дефект, фак. педвузов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДСХГ, 1999.-408 с.
  164. И. Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. / Под ред. МФ. Шабаевой. -М, 1961 -1965, — Т. 1. -1961.-720 е.- Т. 2. -1963. 536 е.- Т. 3. -1965.-635 с.
  165. Л.Г. Программа по математике, М, 1997. — С. 347 — 362.
  166. .И. Психологические особенности д еятельности умственно отсталых школьников. М.: Изд-во АП11 РСФСР, 1962.-319 с.
  167. К.К. О знаниях, навыках, умениях // Советская гкдагогика. 1963. -№ 11.-С. 98−103.
  168. Н.Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с ЗПР: Автореф. дас. кацд психол. наук М, 1976.- 20 с.
  169. Подобед В. М Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития: Дис. кацд психол. наук. -М., 1981. -147 с.
  170. Г. Б. Преподавание арифметики в начальной школе. М: Учпедгиз. -1959.-352 с.
  171. Н.С. Методика преподавания арифметики в начальной школе. М: Учпедгиз., 1955. -190 с.
  172. Программно-методические материалы. Коррекшюнно развивающее обучение. Начальная шкала- Математика Физическая культура Ритмика Трудовое обучение / Сост. С. Г. Шевченко. -М: Дрофа, 1998. -224 с.
  173. Программы по математике для общеобразовательной школы. М: Просвещение, 1998. — 390 с.
  174. Программы школ (школ-интернатов) и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития. М. Просвещение, 1990. —104 с.
  175. Психологические проблемы неуспевающих школьников. Под ред. НА Менчинской -М: Педагогика, 1971. 272 с.
  176. Т. Д Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с ЗПР //Дефектология. -1980. № 3. — С. 10 -18.
  177. АС. Методика преподавания арифметики в начальной школе. М: Учпедгиз, 1953. -392 с.
  178. МГ. Материалы клинического изучения неуспевающих школьников // Дефектология. -1972. № 3. — С. 15 — 21.
  179. МГ. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления) // Дефектология. -1977. -№ 2. С. 15 — 20.
  180. МГ. ЗПР у детей клишшмгсихологическое обоснование дифференциального отбора и обучали: Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 1977.-16 с.
  181. Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики // Дефектология М: 1985. — № 3. — С. 20−24.
  182. Рубинштейн С. Л Проблема деятельности и сознания в системе современной психологии. В сб. Ученые записки МГУ. — Вып. 90,1945.
  183. С.Л. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1973. — 423 с.
  184. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М: Педагогика, 1989. — Т. 1.-486 с.-Т.2.-323 с.
  185. НА. О природе двигательных умений // Вопросы психологии, 1957. № 1.-С 140−144.
  186. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М: Изд-во МПГУ, 1981. -122 с.
  187. Система коррекщюнно развивающею обучения в г. Москве // Серия: Инсфукгивно-мшюдичсское обеспечение содержания образования в Москве / Ore. ред JIE. Курнешова -М, 1998. — Вып. 2,3.
  188. Скагкин M. R Совершенствование процесса обучения, проблемы и суждения. -М.: Педагогика, 1971. 206 с.
  189. О.В. Из опыта работы в классах коррекщонно развивающего обучения // Математика в школе. -1997. — № 4. — С. 10−12.
  190. Соловьев И. М Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей М: Просвещение, 1966. — 223 с.
  191. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы).- М., 1974, — 319 с.
  192. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М, 1969.-133 с.
  193. НФ. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
  194. НФ. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М., 1988. -175 с.
  195. Тишин П. П, Андронова Л. Г., Сагатов М. И. Состояние знаний гю математике у учащихся 3−8 классов вспомогательной школы // Дефектология. -1973, № 2. С. 65 -68.
  196. Тригер РД, Цыпина НА, Капустина Г. М., Жаренкова Г. И., Екжанова ЕА, Шевченко С. Г. и др. Рекомендации к изменениям в программах 5 -9 классов общеобразовательной школы //Дефектологии. -1993. № 2−6.
  197. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М, 1990.-184 с.
  198. Учебно-воспитательная работа в школе для детей с ЗПР (сб. науч. трудов) / Под ред ТА Власовой, НА Никашиной. М, 1977. — 98 с.
  199. Ушинский КД Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1954. -С. 652−654.
  200. Фигурин В А, Оболошдан В. В. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие. -Мн.: ООО «Новое знание», 2000. -208 с.
  201. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных д ействий / Под ред. П. Я. Гальперина. Н. Ф. Талызиной. М.: Изд. Моск. ун-та, 1968. -135 с.
  202. Л.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф. дис.. капа психол. наук -М, 1974.-20 с.
  203. ЯФ. Методика преподавания арифметики в 5 и 6 классах. М: Просвещение., 1968 424 с.
  204. МЛ. Особенности преподавания математики детям с ЗПР // Дефектология. -1998. -№ 5. -С. 21−25.
  205. Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М, 1988. -17с.
  206. I Нарыгин И. Ф., Шевкин АВ. Подумай и реши: Задачи на смекалку. М: «ГАЛС», 1993.-49с.
  207. С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развитая детей с ЗПР//Дефектология, -1994. -№ 1.-С. 15−18.
  208. С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах // Дефектология. -1995, № 1. С. 17−24.
  209. С.Г. Организация системы коррекционно развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. -1998. — № 5. -С. 16−20.
  210. С.Г. Коррекционно развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод Пособие для учителей классов коррекционжь раввивающего обучения. -М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -136 с.
  211. Шеина И М. Новая система и методика изучения арифмешческих действий с многозначными числами во вспомогательной школе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1995.-177 с.
  212. IIIoxop Троцкий С. И. Методика арифметики в начальной школе. — М: Учпедгщ 1959. -154 с
  213. П.Б. Опознавание простых изображений детьми с ЗПР Я Дефектология. -1972. -№ 4.-С. 35−40.
  214. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М: Педагогака, 1971.-351с.
  215. ДБ. Психология обучения младшего школьника М: Знание, 1974. -64 с.
  216. Эрдниев П. М Взаимно обратные действия в арифметике. 2−4 классы (Одновременное изучение противоположных и сходных понятий). М: Просвещение, 1969. -335 с.
  217. Эрдниев ПМ, Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М: Педагогика, 1988. — 208 с.
  218. Эк В. В. Обучение нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе: Дисс. кавд. пед. наук -М, 1985. -196 с.
  219. Я аду на урок математики 5 класс: Книга для учителя. М: Изд-во «Олимп" — Изд-во «Первое сентября», 1999. — 352 с.
  220. С.В. Об осознаваемом и авгомахгаированьюм в умении и навыке // Вопросы психологии. -1957. № 1. — С. 144−148.
  221. Яосман JIB. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития: Автореф. дис. канн психол. наук. -М, 1976.-22 с.
Заполнить форму текущей работой