Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и использование сбалансированной системы показателей для управления реализацией стратегии организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный в работе анализ основных подходов и инструментов (далее инструментов) управления реализацией стратегии выявил их преимущества и недостатки с точки зрения управления реализацией стратегии. Проведенное исследование показало принципиальные возможности повысить качество управления реализацией стратегии при использовании концепции ССП, поскольку ее совместное использование с другими… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование теоретических основ и практики реализации стратегии организации
    • 1. 1. Выявление сущности, роли и практики реализации стратегии организации
    • 1. 2. Анализ существующих подходов к управлению реализацией стратегии
    • 1. 3. Формирование направлений развития теории и практики разработки и использования сбалансированной системы показателей для управления реализацией стратегии
  • Глава 2. Научно-методическое обеспечение формирования и использования сбалансированной системы показателей (ССП) для управления реализацией стратегии
    • 2. 1. Концептуальные положения по использованию ССП для управления реализацией стратегии
    • 2. 2. Развитие методического подхода к формированию сбалансированной системы показателей
    • 2. 3. Разработка логических схем использования ССП для анализа реализуемости стратегических целей и стратегии организации
  • Глава 3. Разработка методических рекомендаций по использованию ССП для управления реализацией стратегии
    • 3. 1. Организационно-методические аспекты разработки и внедрения ССП организации
    • 3. 2. Апробация результатов исследования на конкретном примере
    • 3. 3. Факторы, обусловливающие эффективность использования ССП в управлении реализацией стратегии

Формирование и использование сбалансированной системы показателей для управления реализацией стратегии организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях с усилением воздействия факторов внешней среды на деятельность организаций особую значимость в управлении ими на всех уровнях принятия решений приобретает стратегическое управление. Как показала практика, реализация стратегии является одним из наиболее трудоемких и сложных этапов процесса стратегического управления. Согласно некоторым исследованиям, в 70% случаев недостижения ожидаемых стратегических результатов причиной послужило не качество самих стратегий, а их плохая реализация. Вместе с тем изучение специальной литературы показывает, что в настоящее время реализация стратегии является наименее разработанным в теоретическом и методическом отношении этапом стратегического менеджмента. Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования, направленного на совершенствование управления реализацией стратегии.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений, методических подходов и рекомендаций по формированию и использованию сбалансированной системы показателей (ССП) для управления реализацией стратегии организации.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

— выявить значение этапа реализации стратегии в стратегическом управлении, особенности и проблемы этого этапа;

— исследовать основные инструменты управления реализацией стратегии организации, проанализировав их преимущества и недостатки;

— установить возможности совершенствования управления реализацией стратегии организации на основе использования ССП в сочетании с другими инструментами;

— сформировать концептуальные положения по использованию ССП в управлении реализацией стратегии организации;

— разработать методические рекомендации по формированию ССП для управления реализацией стратегии организации;

— разработать и обосновать методический подход к управлению реализацией стратегии организации с использованием ССП;

— определить факторы, обусловливающие эффективность использования ССП в управлении реализацией стратегии организации.

Объектом исследования являются средние и крупные организации в процессе реализации их стратегий.

Предметом исследования является методическое обеспечение использования ССП для управления реализацией стратегии организации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные актуальным вопросам стратегического менеджмента и сбалансированной системы показателей. В диссертационном исследовании использованы научные работы и публикации Нортона Д., Каплана Р., Турусина Ю. Д, Шаламовой Н. Г., Ляпиной С. Ю., Петрова А. Н., Томпсона А. А., Стрикленда А.Дж., Хорвата П. и др. В качестве методологической базы исследования использованы метод логического анализа, процессный подход к управлению организацией.

Источниками информации послужили публикации в периодической печати и опыт функционирования ряда промышленных организаций.

Научная новизна исследования состоит в разработке основных положений, методических подходов и рекомендаций по формированию и использованию ССП для управления реализацией стратегии.

К числу основных результатов исследования, полученных автором и обладающих научной новизной, следует отнести следующие:

— обоснована целесообразность совместного использования ССП и традиционных инструментов управления реализацией стратегии организации, позволяющего компенсировать ряд недостатков традиционных инструментов;

— расширен состав принципов использования ССП для управления реализацией стратегии организации, в совокупности отражающих нацеленность организации на систематическую работу по достижению стратегических целей;

— уточнено место ССП в системе элементов стратегического выбора по уровням иерархии организации, что позволит детализировать стратегические цели организации по уровням иерархии и по функциональной специализации до плановых заданий с указанием конкретных мероприятий, сроков, ресурсов, ответственных;

— уточнено содержание типовых функций управления при использовании ССП, что способствует ориентации управления организацией на достижение стратегических целей;

— разработаны рекомендации по использованию ССП на каждом этапе процесса управления реализацией стратегии организации;

— качественно усовершенствован методический подход к формированию показателей ССП за счет сочетания метода дерева целей и декомпозиции показателей, что позволяет сделать выбор показателей более обоснованным, более полно учитываются ключевые факторы достижения целей организации;

— предложена логическая схема использования ССП для анализа возможности реализации стратегических целей и стратегии организации, основанная на планировании стратегических мероприятий, способствующих достижению показателей ССП на конец периода реализации стратегии, соответствующих им стратегических бюджетов, выявлении дефицита ресурсов, анализе возможности их устранения.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что применение предложенных методических подходов и рекомендаций позволяет повысить вероятность достижения целей организации за счет повышения качества управления реализацией стратегии организации, что способствует повышению эффективности деятельности организации, ее длительному и успешному функционированию. Разработанные в диссертации методические подходы и рекомендации по формированию и использованию ССП для управления реализацией стратегии организации представляют практический интерес для руководителей высшего и среднего звена организаций и консультантов. Материалы исследования используются в учебном процессе как при обучении студентов, так и при повышении квалификации управленческих кадров.

Выводы.

Первоначально при формировании методологии стратегического планирования и управления считалось, что формулировка стратегии является наиболее ответственным и сложным процессом.

В настоящее время реализация стратегии является важнейшим и наименее разработанным в теоретическом и методическом отношении этапом стратегического менеджмента. Способность претворения стратегии в жизнь является важнейшим фактором успешного стратегического управления, которое затрагивает не только формальные бизнес-процессы, но и людей, вовлекаемых в решение стратегических задач.

Проведенный в работе анализ основных подходов и инструментов (далее инструментов) управления реализацией стратегии выявил их преимущества и недостатки с точки зрения управления реализацией стратегии. Проведенное исследование показало принципиальные возможности повысить качество управления реализацией стратегии при использовании концепции ССП, поскольку ее совместное использование с другими рассмотренными инструментами реализации стратегии позволяет в значительной мере компенсировать их недостатки. Вместе с тем применение ССП в стратегическом управлении требует решения ряда теоретических и методических вопросов.

Изучение теории и практики разработки и использования сбалансированной системы показателей позволили автору выделить основные направления ее совершенствования для эффективного управления реализацией стратегии:

1) разработка положений по использованию сбалансированной системы показателей для управления реализацией стратегии организации, которые должны отражать принципы, роль, место данной системы в процессе управления реализацией стратегии с целью эффективного управления реализацией стратегии и, тем самым, повышать вероятность достижения целей организации;

2) совершенствование методического подхода к формированию показателей ССП организации, состав которых должен соответствовать ключевым факторам достижения целей организации с учетом выбранной стратегии, а их количественные значения адекватно отражать цели организации;

3) интеграция сбалансированной системы показателей в существующую структуру организации. С одной стороны, разработка и использование ССП для управления реализацией стратегии является продуктом системы управления организацией, а с другой — ССП сама является источником управленческого воздействия на эту систему. Кроме того, ССП должна быть встроена в информационное, техническое, программное и др. обеспечение системы управления организацией.

Каждое из названных направлений способствует повышению эффективности организации и совершенствованию использования ССП для управления реализацией стратегии в определенной мере, хотя и не в полной мере использует все резервы повышения эффективности организации. Совершенствованию формирования и использования ССП для управления реализацией стратегии посвящена вторая глава диссертации.

Глава 2. Научно-методическое обеспечение формирования и использования сбалансированной системы показателей для управления реализацией стратегии.

2.1 Концептуальные положения по использованию ССП для управления реализацией стратегии.

Чтобы управление реализацией стратегии на основе использования ССП было действительно эффективным, при ее формировании и использовании, по мнению автора, необходимо руководствоваться некоторыми принципами. Предлагаются наиболее существенные принципы формирования ССП, содержание которых изложено в табл. 2 [47,100,102].

Принципы формирования и использования ССП. Наряду с главными общепризнанными принципами (информационной доступности системы и наличия развитой корпоративной культуры) выделяются такие принципы, как обоснованность, экономичность, гибкость, комплексность и др. (табл. 2.1.), которые, являясь исходной базой для практической деятельности, реализуются во взаимодействии и отражают нацеленность организации на повседневную работу по реализации стратегии для достижения целей организации.

Заключение

.

В диссертационном исследовании рассматривается сущность, особенности и роль этапа реализации стратегии организации в процессе стратегического управления, анализируются существующие подходы к управлению реализацией стратегии.

В работе выявлены наиболее трудоемкие и сложные этапы процесса стратегического управления. Первоначально при формировании методологии стратегического планирования и управления считалось, что формулировка стратегии является наиболее ответственным и сложным процессом. В настоящее время реализация стратегии является важнейшим и наименее разработанным в теоретическом и методическом отношении этапом стратегического менеджмента.

Основываясь на анализе теории и практики стратегического управления сделаны выводы о том, что:

— этап реализации стратегии является главным в процессе стратегического управления: даже при хорошо сформированной стратегии, в конечном счете, возможна неудача из-за ее неудовлетворительного практического воплощения;

— умение реализовать стратегию организации значительно важнее, чем хорошо ее разработать, поэтому организации необходимо эффективное управление реализацией стратегии, основанное на четко разработанных процессах, подходах, методах, и др., а также на технологиях, способствующих синхронизации работы по решению стратегических задач и обеспечивающих обратную связь для получения информации о достигнутых результатах. Организация может рассчитывать на успех только тогда, когда стратегия станет ежедневной работой каждого участника процесса.

Проведенное исследование показало принципиальные возможности повысить качество управления реализацией стратегии при использовании концепции ССП, поскольку ее совместное использование с другими рассмотренными подходами и инструментами реализации стратегии позволяет в значительной мере компенсировать их недостатки. Вместе с тем применение ССП в стратегическом управлении требует решения ряда теоретических и методических вопросов.

Изучение теории и практики разработки и использования сбалансированной системы показателей позволили автору выделить основные направления ее совершенствования для эффективного управления реализацией стратегии:

1) разработка положений по использованию сбалансированной системы показателей для управления реализацией стратегии организации;

2) совершенствование методического подхода к формированию показателей ССП организации;

3) интеграция сбалансированной системы показателей в существующую структуру организации.

В диссертационном исследовании разработаны концептуальные положения по использованию ССП для управления реализацией стратегиипредложено развитие методического подхода к формированию показателей ССП организации, учитывающее состав и количественные значение показателейданы методические рекомендации по использованию ССП для управления реализацией стратегии, в частности, разработаны логические схемы использования ССП для проверки стратегических целей и стратегии организации на реализуемость на этапе разработки и в процессе реализации стратегии.

Разработаны концептуальные положения по формированию и использованию ССП для управления реализацией стратегии по следующим направлениям:

• Принципы формирования и использования ССП.

• Место ССП в системе элементов стратегического выбора по уровням иерархии организации.

• Функции управления при использовании ССП.

• Рекомендации по использованию ССП на каждом этапе процесса управления реализацией стратегии.

• Методический подход к формированию показателей ССП.

В диссертации предложена схема распространения показателей ССП по уровням иерархии в процессе тактического планирования. Тактическое планирование на основе ССП предполагает интенсивную работу по планированию значений показателей ССП и стратегических мероприятий с учетом согласования их по смежным уровням иерархии организации. Принятые значения показателей ССП и мероприятия по их достижению служат основой формирования тактических планов организации.

В результате исследования установлено, что формирование тактических планов на основе ССП должно удовлетворять, по крайней мере, следующим требованиям:

1. В состав показателей тактических планов должны быть включены значения показателей ССП и стратегические мероприятия на тактический период с учетом согласования тех и других по уровням иерархии организации.

2. Соответствие всех показателей тактических планов показателям ССП на тактический период.

3. Четкое разграничение стратегического и операционного бюджетов.

В работе выделены организационно-методические аспекты разработки и внедрения ССП:

1. Руководство проектом по разработке ССП должны осуществлять менеджеры высшего звена.

2. Распространение ССП по уровням иерархии организации.

3. Пути преодоления трудностей при разработке и внедрении ССП.

4. Ориентирование на непрерывную каждодневную реализацию стратегии.

5. Интеграция программного обеспечения.

6. Организация контроля хода процесса разработки и внедрения ССП.

7. Развитие корпоративной культуры, соответствующей принципам концепции ССП.

В диссертации проведена апробация разработанного методического подхода к формированию показателей ССП по материалам НК «Татнефть».

По мнению автора, эффективность применения ССП в управлении реализацией стратегии основана на синергетическом эффекте. Так синергетический эффект от использования ССП в качестве инструмента управления реализацией стратегии обусловлен следующими особенностями:

— концептуальными особенностями использования ССП в качестве инструмента управления реализацией стратегии, предполагающими выявление финансовых и нефинансовых критических факторов создания стоимости организации с учетом соответствующей стратегии, взаимосогласование этих факторов и управление ими как единым целым,.

— появлением в организации новых интеграционных качеств и свойств.

Учитывая роль планирования как ведущей функции управления, в работе рассмотрены факторы, обусловливающие повышение эффективности плановой деятельности, основанной на концепции ССП.

В работе сделан вывод о том, что использование сбалансированной системы показателей для управления реализации стратегии организации позволяет сделать этот процесс более управляемым, повышается вероятность достижения целей организации, повышается качество плановой деятельности. Это происходит за счет того, что стратегические цели и стратегия становятся фундаментом реального управления, разворачиваются по уровням иерархии организации, становятся базой формирования всей системы планирования, в том числе и тактических планов, все функции управления нацеливаются на достижение показателей ССП, происходит интеграция работы всей организации на достижение ее целей.

Управление реализацией стратегии с использованием ССП должно сочетаться с применением современных информационных технологий, должно быть соответствующим образом оформлено в регламенте работы организации и требует дальнейших научно-экономических разработок. Это позволит раскрыть существующие и создать новые возможности развития крупных и средних организаций, повысит согласованность работы всех подразделений организации по достижению целей. Следует отметить, что поставленные в работе задачи требуют дальнейшей проработки. По мере накопления практического опыта необходимо совершенствование методического обеспечения формирования и использования сбалансированной системы показателей применительно к специфике конкретной организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  2. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. — 256 с.
  3. Р.Л. Планирование будущего корпорации./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. -326 с.
  4. С.В. Прогнозирование и планирование в транснациональной нефтяной компании. -М.: Дело, 1999.
  5. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. -248 с.
  6. .А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. -М.:ИНФРА-М, 2000. -136 с.
  7. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. пре-дисл. Л. И. Евенко М.: Экономика, 1989. -519 с.
  8. И.В. Социально-психологическое исследование феномена доверия в сфере деловых отношений: Монография / ГУУ. М., 2003. — 52 с.
  9. Антикризисное управление. Под ред. Короткова Э. М.: ИНФРА-М, 2000. — с. 432.
  10. Э.А., Банкер Р. Д., Каплан Р. С. и др. Управленческий учет: Пер. с англ. -М.: «Вильяме», 2005. 878 с.
  11. П.Афанасьев А. Особенности бюджетной модели компании. // «Финансовый директор». 2004. № 3. (с. 12−23).
  12. В.Я., Куликова К. А. Стратегический менеджмент (на примерах компаний топливно-энергетического комплекса): Учебное пособие / ГУУ. М., 2003.129 с.
  13. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001. -206 с. (серия «Высшее образование»).
  14. Л.А. Управленческие решения: Учеб. Пособие. М.: Дело. 2004. — 208 с.
  15. Ю.В., Швандар В. А. Производство прибыли: Учеб. Пособие для вузов. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.-256 с.
  16. Ю.В., Швандар В. А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 391 с.
  17. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001.-400 с.
  18. Бюджетирование по методу ABB. // «Финансовый директор». 2004. № 3. (с. 26−35).
  19. Вебер Юрген и др. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. // «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 2. с. 104−110.
  20. О., Ламонов Д. Как избежать ошибок при внедрении BSC. // «Финансовый директор». 2005. № 4. (с. 26−35).
  21. О., Ламонов Д. Как избежать ошибок при внедрении BSC. // «Финансовый директор». 2005. № 4. (с. 26−35).
  22. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  23. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. -308 с.
  24. Внедрение сбалансированной системы показателей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006,477 с.
  25. М.И. Экономический анализ и диагностика: Учебное пособие / ГУУ. М.: 2004.-197 с.
  26. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. — 685 с.
  27. В. В. Барков А.А. Стратегическое управление в нефтяной компании. -СПб., 1999.
  28. В.А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 334 с.
  29. Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации: Пер. с англ. -М.: Дело, 2000. 376 с.
  30. Дайле Практика контроллинга: пер с нем. М.: Финансы и статистика, 2005. — 335 с.
  31. Е. и др. Бюджетирование: шаг за шагом. Спб.: Питер, 2006. — 448 с. — (Серия «Практика менеджмента»).
  32. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XX! веке: Пер. с англ.: Учебное пособие. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. -272 с.
  33. К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ./ Под ред. С. А. Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ. 1994. — 560 с.
  34. А.П., Комаров В. Ф. Бюджетное управление предприятием: Учеб.-практ. Пособие. 2-е изд. — М.:Дело, 2004. — 432 с.
  35. М.А. Внутрифирменное планирование: Учеб. пособие для вузов / ГУУ. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. -115 с.
  36. Ю.Н., Варакута С. А. Планирование на предприятии. М.: ИНФРА-М, 2001. -176с. — (Серия «Вопрос — ответ»).
  37. А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. — 332 с. — (Высшее образование).
  38. Н.И., Панфилова Е. Е. Управленческие решения: Учебное пособие. Часть 1 /ГУУ.-М., 2003.- 103 с.
  39. Н.И. Управленческие решения в информационном пространстве промышленных организаций: Монография / ГУУ. М., 2003. — 208 с.
  40. Зайцев Е.В. Balanced Scorecard материалы по карте сбалансированных показателей// web — ресурсы.
  41. JI.H., Иванов A.JI. Методы принятия решений бизнес-плана. Эвристика. -М.: «Приор-издат», 2004. 80 с.
  42. А.И. Планирование на предприятии: Учебник. Минск: Новое знание, 2001. -2-е изд., перераб. -635 с. — (Экономическое образование).
  43. Как разработать бюджетный регламент. // «Финансовый директор». 2004. № 3. (с. 33−43).
  44. В.Г. Сбалансированное управление предприятием: учебное пособие / В. Г. Кандалинцев. М.: КНОРУС, 2006. — 224 с.
  45. Р.С., Нортон Д.П.Организация, ориентированная на стратегию: Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004,416 с.
  46. Р.С., Нортон Д. П. Стратегические карты: Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005, 512 с.
  47. Кац И. Система внутрифирменного планирования. // «Проблемы теории и практики управления». 1999. № 4. с. 84−89.
  48. Кащеев P. Balanced Scorecard: новое заклинание или стратегия управления? // «Управление компанией». 2002. № 9. (с. 21−26).
  49. А.Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебник для студ. вузов М.: Экзамен, 2005 — 416 с.
  50. Г. Б. Институциональная структура предприятия и стратегическое планирование на микроуровне: Цикл публичных лекций «Академики РАН студентам ГУУ» / ГУУ. — М., 2004. -50 с.
  51. Г. Б. Состояние и перспективы российских промышленных предприятий: конфликт теории и практики: Цикл публичных лекций «Академики студенчеству» / ГУУ. — М., 2006. -48 с.
  52. М.И. и др. Стратегическое управление корпорациями. Спб.: Культ Информ Пресс, 2002. — 240 с.
  53. М. и др. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 — 232 с.
  54. И.Г. Основы управленческого учета. М.: Финансы и статистика, 2000.-144 с.
  55. Р.В. ЕУАлюция сбалансированной системы показателей, Адрес документа: http://www.cfin.ru/management/controlling/evalution.shtml.
  56. Контроллинг как инструмент управления предприятием/ Е. А. Ананькина, С.В. Да-нилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-279 с.
  57. А., Суров С. Организация планирования на предприятии. 1999. № 9. с. 46−51.
  58. С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системы управления компанией. // «Проблемы теории и практики управления». 2000. № 2. с. .78−84.
  59. Е. Е. BSC и EVA конкуренты или союзники, Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru.
  60. Е., Андреева Т. Управленческий учет на успешных российских предприятиях. // «Финансовый директор». 2003. № 7−8. (с. 149−156).
  61. А. Трансформация системы планирования на предприятиях России. // «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 4. с. 35−37.
  62. М. Внедрение BSC: опыт европейских компаний. // «Финансовый директор». 2005. № 5.
  63. М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2000. — 704 с. — (Зарубежный экономический учебник).
  64. В.М., Ломоносов Б. П. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: ЗАО «Информ-Знание», 1998. — 178 с.
  65. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. -526 с.
  66. М.С. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / ГУУ. М.: ЗАО «Финста-тинформ», 2000. — 107 с.
  67. В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. 2-изд. Стереотип. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 527 с. (Серия профессиональный учебник: Менеджмент).
  68. Я.С. Инвестиции: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. — 254 с.
  69. Междисциплинарный словарь по менеджменту. М.: Дело, 2005. — 256 с.
  70. О.Г. Применение ССП в развитии розничного бизнеса в России (внедрение «правильного» ритейла в банке). www/iteam.ru/publications/strategy/section27/article667.
  71. В.Г. и др. Планирование в сложных хозяйственных системах. Тюмень: ТГн-гУ, 1999.
  72. Нильс-Горан Олве и др. Баланс между стратегией и контролем / Пер. с англ. Е. Колотвиной под ред. Е. Добровольского. Спб.: Питер, 2005. — 320 с.
  73. Организация управления в машиностроительной промышленности. Учебное пособие / Под ред. З. П. Румянцевой, Н.А. / МИУ -М.:1988. 340 с.
  74. В., Хозяинов С. Производственно-финансовые риски предприятия. // «Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция». 2001. № 1 (с.53−59), 2 (с. 12−18), 56 (с. 50−56).
  75. А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. 3-е изд. пе-рераб. и доп. — М.: «Ось-89», 2005. -112 с.(Экономическое образование).
  76. Н. Управление предприятием с помощью BSC. // «Финансовый директор». 2003. № 3. (с. 12−22).
  77. Н. А. Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. — 432 с.
  78. Х.К. Универсальная система показателей деятельности: как достигать результатов, сохраняя целостность. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005,352 с.
  79. Т.М. и др. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / ГУУ. -М., 2004. -79 с.
  80. Роль финансовой службы в формировании стратегии компании. По материалам «круглого стола» в редакции журнала «Финансовый директор». // «Финансовый директор». 2004. № 1. (с. 12−17).
  81. Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты / Г. В. Савицкая. 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2004. — 160 с.
  82. М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998. — 456 с.
  83. В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2000. -376 с.
  84. В.Н. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2000. — 352 с.
  85. Ю.А. Управленческие решения: Учебное пособие / ГУУ. М., 2004 -118 с.
  86. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. Изд. 5-е, перераб., изм. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  87. Д.В. Интеллектуальный капитал, сбалансированная система показателей и экономическая добавленная стоимость в системе управления, нацеленной на создание стоимости. // Современные аспекты экономики. СПб — 2002 г. — № 5 -стр.61−66.
  88. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. Спб.: Питер, 2005. — 496 с. -(Серия «Учебник для вузов»).
  89. Стратегический менеджмент. Реализация стратегии. / Под ред. Пилипенко Н. М. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2002. 90 с.
  90. Сулл Дональд Н. Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают/ Дональд Н. Сулл- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004−214 с.
  91. В., Староверова Л. Что планировать в бизнесе? // «Русский фокус». 2002. (14−20 октября) с.86−87.
  92. Ф.У. Менеджмент: пер. с англ. М.: журнал «Контроллинг», 1992. -137 с. (серия «Классики менеджмента», вып. 4).
  93. Типовая методика разработки техпромфинплана производственного объединения (комбината), предприятия. М.: Экономика. 1979. — 448 с.
  94. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализация стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  95. Ю.Д., Ляпина С, Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. — 232 с. — (Серия «Вопрос-ответ»).
  96. Управление организацией: Практикум / Под ред. А. Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 2003, — 373 с. — (Серия «Высшее образвание»).
  97. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перер. и доп. — М.:ИНФРА-М, 1998.-669 с.
  98. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2001. — 822 с.
  99. А. Открывая новые горизонты управления // web ресурсы.
  100. М. Управление компанией с помощью EVA. // «Финансовый директор». 2004. № 2. (с. 12−22).
  101. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. — СПб.: Изд — во С. — Петербургского университета, 1997,332 с.
  102. Хорват Петер. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием. // «Проблемы теории и практики управления». 2000. № 4. с. 108−113.
  103. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ.- М.: Международные отношения, 1993. 352 с.
  104. Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие/ Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова, А. А. Новикова, Т. А. Салтанова. М.: ПРИОР, 2000. -176 с.
  105. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. — 288 с.
  106. А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория, методы. Изд.- 2-е, перераб. Пер с англ. под ред. канд. техн. наук Каменновой М. С., канд. хим. наук Громова А. И. М.: Весть-Метатехнология, 1999.
  107. П. Управление компанией на основе модели факторов стоимости // «Финансовый директор». 2004. № 10.
  108. Т.И., Петрова О. В. Управленческие решения. Часть 1. Обеспечение эффективного функционирования организации в условиях рисков: Учебное пособие / ГУУ. М., 2003. — 93 с.
  109. О.Н. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / ГУУ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.-61 с.
  110. Gary Hamel, С. К. Prahalad, Competing for the future. Harvard Business School Press, Boston, 1996 (Chapter 12).
  111. Emmanuel C., Otley D. Readings in Accounting for Management Control. -Chapmann and Hall, 1995.
  112. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard Measures then drive Performance // Harvard Business Review. — 1992. — Vol. 70. -N 1. — P. 71−79.
  113. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. -Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 1996,
  114. Kaplan R.S., Norton D.P. Linking the balanced scorecard to strategy // California Management Review. 1996. — Vol. 4, Fall. — P. 53−79.
  115. Atkinson A., Epstein M. Measure for measure: Realizing the power of the balanced scorecard // CMA Management. September 2000. — P. 22−28.
  116. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 2001.
Заполнить форму текущей работой