Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование у учащихся нравственных представлений является одной из важных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, так как на основе этой работы можно повысить уровень воспитанности и личностное развитие младших школьников. Особо значимая роль в формировании нравственных представлений принадлежит музыкальному искусству, содержащему ценные идеи и веками… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Формирование нравственных представлений как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
    • 1. 3. Возможности музыки в формировании нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    • 2. 1. Моделирование процесса формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью
    • 2. 2. Описание методики эксперимента и анализ результатов первичной диагностики (констатирующий этап)
    • 2. 3. Характеристика программы по формированию нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталолстью (формирующий этап)
    • 2. 4. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью (контрольный этап)

Формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования: Одной из центральных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование нравственных представлений учащихся младших классов. Э. Б. Абдуллин, И. В. Евтушенко и Е. А. Медведева считают, что немалую роль в реализации этого процесса играют музыкальные средства.

Педагогическая музыкальная теория и практика свидетельствуют о том, что младший школьный возраст характеризуется высокой эмоциональной отзывчивостью ребенка на непосредственные впечатления и является сензитивным в приобщении детей к общечеловеческим ценностям и идеалам. По мнению А. Пиличаускас, О. П. Радыновой, И. К. Толпыгиной, особую роль здесь играет музыкальный материал, заключающий в себе огромный исторический духовный и нравственный опыт, представления о мире и человеке, о жизни и отношениях людей, способствующий пониманию развивающейся личностью своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве.

Анализ психолого-педагогической музыковедческой литературы позволил выделить исследования ряда авторов, изучавших проблему воздействия музыки на воспитание нравственности умственно отсталых детей: А. Н. Граборова, Ж. Демора, Э. Сегена (воспитание нравственности в процессе слушания музыки), А. А. Высоцкой, П. В. Муратовой, В. И. Поволоцкой, А. С. Соболева (нравственное воспитание на уроках музыки).

Наше исследование посвящено изучению возможностей использования средств музыки в формировании нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью.

Развивая идеи И. А. Буравлевой, О. А. Ворожцовой, И. В. Евтушенко и О. П. Радыновой, современные исследователи подчеркивают, что слушание музыки формирует представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, формирует культуру школьников, развивает эмоциональное, осознанное восприятие, способствует развитию нравственных качеств школьника и адаптации его в обществе.

В системе нравственного воспитания музыкальное искусство занимает одно из ведущих мест. Проблема глубокого воздействия музыки на процесс нравственного воспитания личности была предметом внимания многих ученых. Аксиологический, развивающий и воспитательный потенциал музыкального искусства раскрыт философами (Г. Ф. Гегель, Платон, Ж. Ж. Руссо, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр), психологами (П. П. Блонский, В. И. Гарбузов, А. Л. Готсдинер, Л. Я. Дорфман, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский), педагогами-музыковедами (Б. В. Астафьев, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Ражников, К. В. Тарасова, В. Н. Шацкая). Большую ценность для нашего исследования представляют работы по нравственному воспитанию детей средствами музыки (А. С. Зинурова, Е. И. Корнеева и др.) — по использованию в музыке нравственных идей с целью формирования нравственных представлений личности (Н. С. Александрова, Н. С. Иванова, 3. Д. Киекбаева, И. В. Кюнкрикова и др.).

В отечественной науке неоднократно предпринимались также попытки исследования возможности использования музыкального материала для решения учебно-воспитательных задач (С. Е. Беляев, И. М. Евстратова и др.). Однако в практике школ педагогический потенциал данного искусства сегодня реализован недостаточно. Анализ опыта работы учителей музыки свидетельствует о том, что изучение проблемы вформирования нравственных представлений средствами музыки носит лишь эпизодический, а не планомерный и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных склонностей и интуиции педагога, а не какихлибо научно обоснованных педагогических подходов, что позволяет выявить ряд несоответствий.

На социально-педагогическом уровне — между потребностью современного общества в воспитании личности, следующей общепринятым нормам и правилам поведения, и низким уровнем сформированности нравственных представлений у умственно отсталых детей, умений реализовывать нравственные нормы в повседневной жизни.

На научно-педагогическом уровне — между потребностью педагогической практики в обосновании процесса формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью и недостаточной его разработанностью в теории и методике нравственного воспитания умственно отсталых детей, обеспечивающей преемственность в воспитательном процессе в начальном и среднем звене специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

На научно-методическом уровне — между необходимостью методического обеспечения процесса формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью и отсутствием программ, обеспечивающих высокую эффективность реализации данного процесса.

Проблема исследования заключается в обосновании возможности и эффективности использования средств музыки, которые способствуют формированию нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью о честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности, взаимопомощи, доброте, товариществе.

Исходя из анализа актуальности и недостаточной разработанности исследуемой проблемы, нами была выбрана тема: «Формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать экспериментальную программу формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью средствами музыки.

Объект исследования: нравственные воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Предмет исследования: средства музыки в формировании нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования: предполагаем, что эффективность формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы факультативных занятий с использованием музыкальных средств повысится при выполнении следующих условий:

— обязательным этапом каждого занятия будет вводная беседа, направленная на формирование представлений о нравственных нормах и правилах и способствующая подготовке детей к прослушиванию музыкальных произведений;

— используемый музыкальный репертуар песенного содержания (вокальная музыка) будет характеризовать основные нравственные качества;

— слушание музыкальных произведений различных жанров будет сопровождаться их анализом, в ходе которого дети отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои мысли и чувства;

— в организации деятельности учащихся будет использоваться комплекс активных приемов, включающий инсценировки, игры, рисование эмоций и действий.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и музыковедческую литературу по проблеме формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников, в том числе у детей с умственной отсталостью.

2. На основе анализа педагогического опыта выявить особенности использования музыкальных произведений в воспитательном процессе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

3. Разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников, имеющих умственную отсталость, включающую прослушивание музыкальных произведений.

4. Провести экспериментальное исследование по определению результативности и эффективности используемых средств музыки в формировании нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: единство закономерностей развития аномального и нормально развивающегося ребенка (JI. С. Выготский, Т. А. Власова, В. И. Лубовский) — современные концепции воспитания и образования личности (А. С. Белкин, Е. В. Бондаревская, А. Н. Джуринский, В. И. Загвязинский) — психолого-педагогическая теория учебной деятельности (В. В. Давыдов) — системный подход в коррекционной работе (О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов) — теория музыкального обучения и воспитания (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, И. В. Евтушенко, Д. Б. Кабалевский, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин) — ведущие положения теории музыкальной культуры и ее роли в музыкальном воспитании (Б. В. Асафьев, В. А. Афанасьев, В. И. Баймурзина, 3. Кодаи, К. Орф) — а также положения о нравственном воспитании (Л. И. Божович, А. С. Макаренко, И. П. Подласый, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский).

Методы исследования. Теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, музыковедческой и методической литературы по проблеме исследованияпедагогическое проектирование, программирование, моделированиеобработка результатов экспериментального исследования методами математической статистики. Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестированиеметоды анализа, синтеза, экспертные заключения.

Ограничение исследования: в нашем исследовании акцентируется внимание только на процесс слушания музыки, а не на исполнительство, поскольку возможности умственно отсталых детей ограничены.

Этапы исследования: поставленные задачи определили ход исследования, которое выполнялось в три этапа.

На первом этапе (ноябрь 2007;2008 гг.), теоретико-организационном, осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования. Была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы экспериментальной работы, подобраны диагностические методики, сформулирована гипотеза исследования.

На втором этапе (2009;2010гг.), опытно-поисковом, разрабатывалась экспериментальная программа опытно-экспериментального исследования, выявлены показатели, критерии и уровни сформированности нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостьюпроведен эксперимент, в ходе которого осуществлялся процесс формирования нравственных представлений средствами музыкипроведена проверка гипотезы и осуществлена обработка полученных результатов.

На третьем этапе (2010;2011 гг.), итогово-аналитическом, обработаны и оформлены итоговые результаты экспериментальной работы, систематизированы, обобщены и теоретически обоснованы выводы, оформлена диссертация в целом.

Экспериментальной базой исследования являлись специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида г. Нижнего Тагила № 15 и № 16. В экспериментальной работе принимали участие 110 детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой и умеренной степени, 2 классных руководителя, 110 родителей этих учащихся.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. На основе концепции системного понимания нравственного воспитания поставлена и решена на общетеоретическом уровне проблема формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью.

2. Раскрыты возможности музыки в формировании нравственных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста, способствующих регуляции социального поведения и эмоциональных проявлений ребенка и его адаптации к социальной среде, повышению эффективности процесса нравственного воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

3. Определены критерии сформированности нравственных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста: полнота, адекватность представлений учащихся о нравственных качествах и умение объяснить их значениеотношение ребенка к нравственным качествамналичие готовности нравственно действовать в повседневной жизни, что позволило ранжировать и выявить конкретные показатели сформированности нравственных представлений.

4. Обоснована необходимость использования активных приемов (инсценировки, игры, рисование эмоций и действий) в формировании нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании специфики использования средств музыки для формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью на основе системно-целостного поэтапного подхода с учетом уровня интеллектуального развития и возрастных особенностей музыкального восприятия ребенка и создания музыкальной образовательной среды.

Практическая значимость исследования состоит в разработке экспериментальной программы по музыке «Тайны музыки», направленной на формирование нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью, включающей прослушивание музыкальных произведений различных жанров с учетом возрастных особенностей детей. Экспериментальная программа может быть использована в практике преподавания уроков музыки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись:

— в процессе работы автора в качестве учителя музыки в системе начального специального образования;

— путем участия и выступления на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Нравственное воспитание и нравственная воспитанность как основное свойство личности младших школьников с умственной отсталостью» (Мурманск, 2008) — «Влияние музыки на воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью» (Казань, 2008) — «Коррекция нарушений у детей с отклонениями в развитии средствами музыкального воспитания» (Екатеринбург, 2008) — «Воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью» (Екатеринбург, 2008) — «Возможности музыки в воспитании нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью» (Екатеринбург, 2009) — «Особенности нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью» (Челябинск, 2009, рецензируемое издание) — «Музыкальное воспитание младших школьников с умственной отсталостью» (Новосибирск, 2010), «Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью» (Екатеринбург, 2011, рецензируемое издание).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены комплексным рассмотрением проблемы исследования, избранной методологической основой, объединяющей теоретическое познание и практикусистемой методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, проведением экспериментальной работы в условиях реальной педагогической деятельности и личным участием автора на всех этапах экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экспериментальная программа «Тайны музыки», направленная на формирование нравственных представлений умственно отсталых младших школьников средствами музыки и способствующая раскрытию потенциала ребенка и его адаптации к социальной среде, включающая: а) диагностику уровня сформированности нравственных представленийб) комплекс занятий, основанных на использовании музыкального репертуара песенного содержания (вокальной музыки), характеризующего основные нравственные качества, и комплекса активных приемов, включающего инсценировки, игры, рисование эмоций и действийв) прогнозирование и анализ результатов.

2. Содержание и организация занятий по разработанной программе способствуют становлению индивидуальной ценностно-смысловой установки умственно отсталого ребенка, включающей когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие ему ориентацию на функционирование в современном социуме на основе общечеловеческих ценностей.

3. Специфика формирования нравственных представлений умственно отсталых детей детерминирована своеобразием их интеллектуального, речевого, эмоционального развития и нарушениями процесса обобщения, вызывающими затруднения в восприятии музыки, формировании музыкальных образов и внемузыкальных представлений.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, включающего 152 наименования (в том числе 2 на иностранном языке), и 10 приложений. В работе содержится 11 таблиц, 4 рисунка. Общий объем диссертации составляет 222 страницы.

4. Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе произошли позитивные изменения: уменьшилось количество учащихся с репродуктивным уровнем сформированности нравственных представлений, увеличилось количество учащихся с репродуктивно-креативным уровнем сформированности нравственных представлений, а также у части учащихся выявлен конструктивно-креативный уровень сформированности нравственных представлений, которого ранее выявлено не было ни у одного из испытуемых. Также результаты экспериментальной работы показали, что сформированные нравственные представления у детей, с которыми они соотносят свои реальные действия в повседневной жизни, имеют важное значение.

5. В данном исследовании решена задача разработки научно-методического обеспечения процесса формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью, основанного на результатах экспериментальной работы.

Результаты проведенного исследования не претендуют на исчерпывающую полноту решения обозначенной проблемы, однако являются конкретным шагом в ее педагогическом осмыслении и разрешении выявленных противоречий. Дальнейшие перспективы предполагают более широкое изучение вопросов формирования нравственных представлений умственно отсталых детей на разных возрастных этапах, включение теории и технологии использования воспитательного потенциала нравственного музыкального материала в процессе профессиональной подготовки специалистов в области коррекционного образования.

Заключение

.

Теоретический анализ и практическая работа по теме исследования подтвердили необходимость педагогической работы по формированию нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью средствами музыки.

В формировании личности младшего школьника с умственной отсталостью особое место занимает вопрос формирования нравственных представлений, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных качеств, но и старается понимать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

В процессе нравственного воспитания осуществляется формирование нравственных представлений — это общечеловеческие моральные ценностиобразы воспринятых органами чувств определенных нравственных фактов, действий и поступков, которые представляют собой чувственную форму морального знания, фиксируют в сознании отдельные нравственные нормы и правила, основанные на конкретных нравственных действиях и примерах.

Формирование у учащихся нравственных представлений является одной из важных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, так как на основе этой работы можно повысить уровень воспитанности и личностное развитие младших школьников. Особо значимая роль в формировании нравственных представлений принадлежит музыкальному искусству, содержащему ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, который неразрывно связан с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений нравственного сознания. Формирование нравственных представлений учащихся средствами музыки невозможно осуществить без учета особенностей каждого ребенка, имеющего умственную отсталость.

Одним из средств формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью является использование в учебном процессе экспериментальной программы по музыке, включающей слушание музыкальных произведений различных жанров с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Музыкальный материал мы рассматриваем как один из компонентов нравственного воспитания, отражающий через интонационную специфику музыкального языка, особенности гармонической структуры, форму, лад, духовный и социокультурный опыт людей.

В нашей работе был выявлен воспитательный потенциал музыкального материала, соответствующий специфике музыкального восприятия умственно отсталых детей, который заключается в богатстве эмоционально-нравственного содержания музыкальных произведений, способствующих воспитанию нравственных отношений учащихсяв разнообразии жанров, видов, форм и средств музыкальных произведений нравственной направленности, их многофункциональность, предоставляющих возможность реализации подхода для решения поставленных педагогических задач с учетом индивидуальных интересов, склонностей и возможностей каждого умственно отсталого ребенка.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена экспериментальная работа на базе начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида № 15 и № 16 г. Нижнего Тагила.

На констатирующем и контрольном этапах, в соответствии с определенным нами перечнем нравственных качеств (честность, справедливость, ответственность, дисциплинированность, товарищество, доброта, взаимопомощь), были выделены следующие показатели их воспитанности: полнота и адекватность представлений учащихся о нравственном качестве и умение объяснить его значениеотношение ребенка к нравственному качествуготовность нравственно действовать в повседневной жизни.

В результате применения диагностической методики на констатирующем этапе экспериментальной работы мы определили уровни сформированности нравственных представлений учащихся контрольной и экспериментальной групп. В контрольной группе преобладали учащиеся с репродуктивно-креативным уровнем сформированности нравственных представлений. В экспериментальной группе большая часть учащихся имела репродуктивный уровень сформированности нравственных представлений, а конструктивно-креативный уровень сформированности нравственных представлений в данной группе отсутствовал.

Кроме того, до включения экспериментальной программы в учебно-воспитательный процесс детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости с целью выявления особенностей эмоционального состояния умственно отсталых детей экспериментальной группы, определения их отношения к музыкальным произведениям, а также для осуществления подбора музыкального репертуара, нами была использована анкета, состоящая из 5 вопросов.

По результатам полученных данных можно сделать следующий вывод:

Большинство детей с умственной отсталостью предпочитают слушать классическую музыку, мажорные по окраске, быстрые по темпу музыкальные произведения, а остальные умственно отсталые дети предпочитают современную эстрадную музыку, минорные по окраске, медленные по темпу музыкальные произведения. При ответе на последний вопрос анкеты, дети с легкой степенью умственной отсталости выделили следующие нравственные качества, которые, по их мнению, важные, и которыми они хотели бы обладать: честность, доброта, ответственность, взаимопомощь и справедливость, а дисциплинированность и товарищество не отметил ни один ребенокдети с умеренной степенью умственной отсталости из нравственных качеств выделили только честность (табл. 5, с. 98).

Формирующий эксперимент проводился по экспериментальной программе «Тайны музыки». Данная программа через определенные формы, методы и средства работы с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста была направлена на: формирование нравственных представлений при восприятии музыкальных произведенийусвоение теоретических знаний об особенностях музыкального искусства и о разных способах передачи нравственных представленийразвитие умения оперировать нравственными представлениями в создании новых нравственных образов, воплощенных в отношениях и поступках.

Экспериментальная программа по музыке была включена в учебно-воспитательный процесс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида № 15 г. Нижнего Тагила в качестве факультативных занятий. В основу программы были положены следующие принципы: целостного изучения, объективности, эффективности, целенаправленности, комплексности, индивидуальности, преемственности, связи чувственного и логического, сочетание различных видов деятельности, нравственная организация музыкальной деятельности.

Материал программы «Тайны музыки» выстроен в семи темах так, что каждая отдельная тема посвящена рассмотрению одного нравственного каества.

Помимо этого, после внедрения экспериментальной программы в учебно-воспитательный процесс детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости с целью выявления особенностей эмоционального состояния умственно отсталых детей экспериментальной группы, определения их отношения к музыкальным произведениям, а также к нравственным чувствам, нами была повторно проведена анкета, состоящая из 5 вопросов.

По результатам полученных данных можно сделать следующий вывод: Большинство детей с умственной отсталостью предпочитают слушать классическую музыку, предпочитают мажорные по окраске, быстрые по темпу музыкальные произведения, а остальные умственно отсталые дети предпочитают слушать современную эстрадную музыку, минорные по окраске, медленные по темпу музыкальные произведения. При ответе на последний вопрос анкеты, дети с легкой степенью умственной отсталости выделили следующие нравственные качества, которые по их мнению, важные, и которыми они хотели бы обладать: честность, доброта, ответственность, взаимопомощь, справедливость, дисциплинированность, товариществодети с умеренной степенью умственной отсталости из нравственных отношений выделили в качестве важных: честность, доброта и товарищество (табл. 10, с. 113).

Сопоставление данных, полученных до проведения формирующего эксперимента и по его завершении, подтвердило нашу гипотезу, а результаты исследования показали, что у большинства детей экспериментальной группы появилось стремление исправить недостатки в собственном поведении, им хотелось обладать положительными нравственными качествами: добротой, отзывчивостью, заботой о других людях, честностью, справедливостью.

Теоретическое изучение проблемы и педагогический эксперимент подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Формирование нравственных представлений у умственно отсталых детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой современной теории и практики специального образования. Нравственные представления в процессе познания умственно отсталыми учащимися младшего школьного возраста окружающего пространства обеспечивают им адаптацию и адекватное функционирование в современном социуме на основе общечеловеческих ценностей.

2. Рассмотрен процесс формирования нравственных представлений с использованием средств музыки в рамках общешкольной воспитательной работы, а процесс реализации предложенной экспериментальной программы является дополнительной частью формирования нравственных представлений школьников о взаимопомощи, доброте, дисциплинированности, честности, справедливости, товариществе, ответственности.

3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью требуют подбора специального содержания музыкальных произведений нравственной направленности. Музыкальный материал выступает источником формирования нравственных представлений, обеспечивая через различные средства музыкальной выразительности (интонационную специфику музыкального языка, особенности гармонической структуры, форму, лад) приобщение умственно отсталых детей к общечеловеческим ценностям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики / Э. Б. Абдуллин // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. — 1991. — № 1. — С. 10−19.
  2. , Э. Б. Теория и практика музыкального воспитания в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. -111с.
  3. , Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. -Екатеринбург, 2002. 347 с.
  4. , Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов по спец.: «Психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и психология» / Г. С. Абрамова. 6-е изд. — М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. — 698 с.
  5. , О. К., Агавелян, Р. О. Эмпатия и некоторые характеристики сплоченности коллектива / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян // Тезисы докл. 45-ой годич. конф. проф. пред. состава 5-ой науч. конф. молод, учен. Ереван, 1990. — С. 26−34.
  6. , О. К., Агавелян, Р. О. Эмпатия как фактор готовности к проф-ой псих.-пед. деят-ти / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян // Международный журнал Гуманизация образования. Бийск, 1996. — С. 1825.
  7. Айдарова, J1. В. Кто самый счастливый? / JI. В. Айдарова // Семья и школа. 1999. — № 5. — С. 32−34.
  8. , JI. В. Формирование эстетического вкуса в процессе слушания музыки / JI. В. Айдарова // Дополнительное образование и воспитание. 2007. — № 1. — С. 25−28.
  9. , JI. М. Нравственные нормы, их структура и особенности формирования / JI. М. Архангельский. Пермь: Просвещение, 1996.-274 с.
  10. , JI. Г. Профессия учитель музыки / J1. Г. Арчажникова. —М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  11. , Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. -М.: Просвещение, 1971. -376 с.
  12. , Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию учащихся / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. Киев: Просвещение, 1985. — 287 с.
  13. , Ю. К., Педагогика / под ред. О. А. Абдулина и др. М.: Просвещение, 1984.-271 с.
  14. , JI. Н., Проскорякова, С. В. Формирование нравственного облика младших школьников / JI. Н. Бахарева, С. В. Проскорякова // Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 28.
  15. , А. С., Жукова, Н. К. Витагенное образование. Голографический подход / А. С. Белкин, Н. К. Жукова. Екатеринбург, 1999.- 135 с.
  16. , А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1977. — 111 с.
  17. , А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высших пед. уч. заведений / А. С. Белкин. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  18. , В. П., Бездухов, А. В. Ценностный подход к формированию педагогической направленности студента будущегоучителя / В. П. Бездухов, А. В. Бездухов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. -185 с.
  19. , Е. В. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / Е. В. Блинова // Музыкальная жизнь. 1988. — № 5. -С. 42−44.
  20. Божович, J1. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  21. , Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. М.: Просвещение, 1979. — 102 с.
  22. , С. К. Нравственность / С. К. Бондырева. М.: Проспект, 2008.-316 с.
  23. , Б. С. Нравственное сознание личности / Б. С. Братусь. -М.: Просвещение, 1985.- 173 с.
  24. , Н. Д. Привычка основа нравственности детей / Н. Д. Виноградова // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 91−96.
  25. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. вузов. / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 367 с.
  26. Вопросы дефектологии: студ. научные работы дефект, фак-та. -Свердловск, 1973. 131 с.
  27. , О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова. — М.: Просвещение, 2004. 89 с.
  28. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  29. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учебно-методическое пособие / В. Т. Чепиков. Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.
  30. , Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 2006. — 220 с.
  31. , JI. С. Основы дефектологии / JI. С. Выготский. СПб.: Союз, 2003, — 327 с.
  32. , JI. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  33. , JI. А. Нравственное воспитание младших школьников / J1. А. Высотина. М.: Просвещение, 1999. — 129 с.
  34. , Т. П. Использование эмоционального стимулирования в нравственной воспитанности младших школьников: методич. пособие / Т. П. Гаврилова — Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2005. — 53 с.
  35. , В. Н. Не уходить от трудных вопросов! / В. Н. Гарбузов // Семья и школа. 1999. — № 2. — С. 25−27.
  36. , Ф. И. Сознание, его происхождение и сущность / Ф. И. Георгиев, М.: Просвещение, 1967. — 128 с.
  37. Гилленбранд, Клеменс Коррекционная педагогика / Гилленбард, Клеменс. М.: Дрофа, 2005. — 452 с.
  38. , Г. С. Воспитание гуманистических представлений младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. С. Голошумова — Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. — 19 с.
  39. , А. Д. Основы коррекционной педагогики / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 473 с.
  40. , Э. С. Воспитывать чувство ответственности / Э. С. Гончарова // Народное образование. 1999. — № 3. — С. 47−53.
  41. , М. Путь к здоровью и долголетию / М. Горен. М.: ПТО «Селф», 1992.-335 с.
  42. , Н. Т. Формирование сознательной дисциплины и высокой нравственности / Н. Т. Горохов // Народное образование. 1998. — № 10. -С. 77−79.
  43. , Н. А. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие / Авт.-сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классик Стиль, 2005. -380 с.
  44. , А. Б. Нравственность: общечеловеческие горизонты / Гусейнов А. Б. // Золотое правило нравственности. М., 1999. — С. 84−89.
  45. Дошкольная педагогика под ред. В. И. Ядэшко. М.: Просвещение, 1978. — 167 с.
  46. , Г. М. Учебно-воспитательный процесс во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. М.: Просвещение, 1998. — 284 с.
  47. , И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот / И. В. Евтушенко. М.: Просвещение, 2003. — 215 с.
  48. , С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная. М.: Просвещение, 1998. — 174 с.
  49. , Л. В. Образовательная программа «История музыки. Слушание музыки» / Л. В. Захаренко // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2008. — № 1. — С. 117−128.
  50. , А. В. Критерии нравственной воспитанности школьников / А. В. Зосимовский // Педагогика. 1999. — № 11/12. -С. 91−96.
  51. , Н. Д. Нравственное самоопределение личности / Н. Д. Зотов. М.: Просвещение, 2000. — 298 с.
  52. , М. Г. Изучение нравственной воспитанности школьников / М. Г. Казакина // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 151 154.
  53. , О. М., Маслова Н. Д. Повышать эффективность нравственного воспитания школьников! / О. М. Калинина, Н. Д. Маслова // Воспитание школьников. 2006. — № 2. — С. 15−20.
  54. Карлхайнц, 3. Ребенок и его мир / 3. Карлхайнц. М.: Прогресс, 1995.-400 с.
  55. , Д. В. Психологические основания нравственности школьников / Д. В. Колесов // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 35−39.
  56. , А. Н. Мир музыки / А. Н. Кольцов В кн.: Стихи о музыке. — М.: Просвещение, 1999. — 249 с.
  57. Кон, И. С. Психология младшего школьника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  58. Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г. Ф. Кумариной. М.: Академия, 2003. — 312 с.
  59. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Питер, 1999. -427 с.
  60. , Н. Н. Нравственное воспитание. Цели, средства, проблемы / Н. Н. Крутов. В его кн.: Насущные проблемы этики. — Тамбов, 1998.-Вып. 1−2,-189 с.
  61. , Н. Н. Нравственные потребности личности / Н. Н. Крутов. М.: Просвещение, 1998. — 175 с.
  62. , И. Ю. Личность школьника: от ЗПР до одаренности: учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Творческий центр Сфера, 1999.- 189 с.
  63. , И. И., Чистотина, Л. И. Воспитание нравственных качеств у младших школьников / И. И. Купцов, Л. И. Чистотина // Начальная школа. 2007. — № 3. — С. 23−25.
  64. , А. В. Воспитание духовно-нравственного здоровья /
  65. A. В. Курбатов. М.: Просвещение, 2000. — 216 с.
  66. , В. А., Пузанов, Б. П. Основы дефектологии /
  67. B. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. М.: Просвещение, 1990. — 248 с.
  68. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев — науч. ред., предисл., коммент. Д. А. Леонтьева. 2-е изд., стер. — М.: Смысл: Академия, 2005. — 345 с.
  69. , В. Г. Поколение обманутых надежд? / В. Г. Лисовский // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 44−50.
  70. , Б. Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 45−49.
  71. , Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, Юрайт, 2006. 285 с.
  72. , Т. В. Музыкальная деятельность как педагогическое средство социализации детей-инвалидов: дис. канд. пед. наук / Т. В. Лобанова — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. — 316 с.
  73. , А. Ф. Аудиальное развитие детей: учеб. пособие для педагогов. Екатеринбург, 1999. — 160 с.
  74. , А. Ф., Дрень, О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности: монография для методистов, воспитателей, музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. — 168 с.
  75. , Е. А. Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Максимова — Бийск. гос. пед. ун-т. -Барнаул, 2008. 22 с.
  76. , И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. М.: Педагогика, 1995. — 104 с.
  77. , И. К. Воспитание доброты, чуткости и отзывчивости у младших школьников / И. К. Матюша // Начальная школа. 1999. -№ 11.-С. 10−14.
  78. , И. К. Воспитание у детей благородства и гражданской чести / И. К. Матюша // Начальная школа. 1999. — № 10. — С. 25−27.
  79. , Л. С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. С. Медникова. М.: Б. и., 1996. — 20 с.
  80. Мир детства. Младший школьник. / Авт.-сост. А. В. Захарова,
  81. B. И. Слободчиков. М.: Педагогика, 1998. — 400 с.
  82. , А. С. Воспитание коллективистских отношений младших школьников / А. С. Мирзоев // Воспитание школьников. 2000. — № 2.1. C. 71.
  83. , Н. Г. Формирование нравственных интересов у аномальных детей / Н. Г. Морозова. М.: Просвещение, 1999. — 280 с.
  84. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / И. И. Воронова. М.: Академия, 2002. — 328 с.
  85. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / под ред. Е. А. Медведевой. М.: Академия, 2002. — 224 с.
  86. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов, обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. 9-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 452 с.
  87. , В. С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов / В. С. Мухина. М.: Экспо-пресс, 2000. — 286с.
  88. , В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: «Просвещение», 1995. — 356 с.
  89. , С. В. Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков: дис. канд. пед. наук / С. В. Николаева — Урал. гос. пед. ун-т. Екатернбург: Б. и., 2004. -206 с.
  90. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / под ред. А. М. Щербаковой. М.: НЦЭНАС, 2002.- 179 с.
  91. Нравственное воспитание: поиски новых подходов / Е. С. Коршиков. М.: Просвещение, 1999. — 297 с.
  92. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / сост. В. М. Зимина. М.: Просвещение, 1999. — 217 с.
  93. Нравственное воспитание учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / сост. Т. А. Медведева. М.: СПб, 2007. -372 с.
  94. Нравственное воспитание школьников: материалы двух межвузовских конференций / отв. ред. А. С. Фомин. М.: Просвещение, 1997, — 162 с.
  95. Нравственное воспитание школьников / сост. М. И. Орлов. М.: Просвещение, 1998. — 251 с.
  96. Нравственные проблемы развития личности / сост. М. И. Орлов. -М.: Просвещение, 1998. 119 с.
  97. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / под ред. С. К. Бондыревой. М.: Просвещение, 1999. — 197 с.
  98. Нравственное самосовершенствование / под ред. И. Ф. Харламова. М.: Владос, 2001. — 277 с.
  99. Нравственное формирование личности школьника: сб. науч. трудов,-Л., 1989, — 114 с.
  100. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Питер, 2007. -462 с.
  101. Обучение учащихся 1−4 классов вспомогательной школы / под ред. В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1983. — 206 с.
  102. , Р. В. На народных традициях / Р. В. Озеров // Воспитание школьников. 1999. — № 6. — С. 44−50.
  103. Основы специальной педагогики и психологии / под ред. H. М. Трофимовой. СПб: Питер, 2006. — 547 с.
  104. Педагогика: учебник / под ред. И. П. Подласого. М.: Проспект, 2004. — 432 с.
  105. Педагогический словарь / гл. ред. И. А. Каиров. М.: Изд-во академии пед. наук, 1960. — 774 с.
  106. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  107. , В. Г., Белякова, И. В. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М.: Академия, 2004. — 158 с.
  108. , В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. -М.: Академия, 2006. 351 с.
  109. , А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки / А. Пиличаускас // Музыка в школе. 2005. — № 4. — С. 4−9- № 5. — С. 34−46.
  110. , JI. В. Классификация методов нравственного воспитания и место косвенного воздействия в ней / JI. В. Плаксина. В кн.: Вопросы методики нравственного воспитания школьников. — Вологда, 2000. -С. 123−129.
  111. , А. Е. Почему детям необходима музыка? / А. Е. Платова // Воспитание школьников. 2006. — № 1. — С. 65−67.
  112. , Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы / Т. И. Пороцкая -М.: Просвещение, 1998. 175 с.
  113. Проблема этики и эстетики. Нравственное и эстетическое воспитание: сб. статей. М.: Просвещение, 1998. — Вып.1. — 198 с.
  114. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Дрофа, 2000. — 255 с.
  115. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2003. — 296 с.
  116. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2004. — 192 с.
  117. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / под ред. Ж. И. Жиф. М.: Педагогика, 1992. -150 с.
  118. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  119. , О. П. Слушаем музыку : Кн. для воспитателя специального учреждения / О. П. Радынова. М.: Владос, 2003. — 312 с.
  120. , С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000. — 396 с.
  121. , С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1986. — 248 с.
  122. , JI. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. М.: Просвещение, 1999. — 227 с.
  123. , Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект Пресс, 2005. -458 с.
  124. , И. Ф. Нравственное воспитание детей / И. Ф. Свадковский. М.: Просвещение, 1998. — 116 с.
  125. , И. Ф. Факторы морального развития ребенка и методы воспитания нравственных качеств. В его кн.: Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. — М.: Просвещение, 1999. — С. 36−47.
  126. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. -Минск: ХАРВЕСТ, 1997. 800 с.
  127. , Ю. П. Системный анализ воспитания школьников / Ю. П. Сокольников. М.: Педагогика, 1998. — 136 с.
  128. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2005. — 395 с.
  129. , Т. Ю. Организация процесса восприятия музыки младшими школьниками / Т. Ю. Сидорина // Музыка и время. 2006. -№ 12.-С. 49−53.
  130. , М. И. Воспитание коллективизма у детей / М. И. Станкин // Начальная школа. 2001. — № 11. — С. 50−52.
  131. , Г. М. Нравственное воспитание школьников / Г. М. Стародубцева // Начальная школа. 2000. — № 8. — С. 4315.
  132. , Т. А. Изучение уровня нравственного развития и дисциплинированности учащихся / Т. А. Стефановская // Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся. Свердловск, 1991. — С. 26−34.
  133. , В. А. Избранные педагогические сочинения /
  134. B. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1980. — 318 с.
  135. , И. К. Воспитание нравственных чувств учащихся средствами искусства / И. К. Толпыгина. Воронеж: Проспект, 1999.1. C. 80−85.
  136. , Н. М., Дуванова, С. П. и др. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова. М.: Питер, 2006.-304 с.
  137. , Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для учащихся СПУЗ / Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1996. — 336 с.
  138. Учебное пособие: обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. М.: Просвещение, 1994.-235 с.
  139. , В. П. Воспитывать у школьников чувство товарищества / В. П. Фарафонтов // Школа и право. 1999. — № 8. — С. 21−22.
  140. , Н. Э. Особенности нравственного развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Н. Э. Фокина // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 45−48.
  141. , И. Ф. Нравственное воспитание школьников / И. Ф. Харламов. М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
  142. , О. П. Проблема нравственной целостности личности. -В кн.: Насущные проблемы этики / О. П. Целикова. Тамбов: Проспект, 1999.-Вып. 1−2.-254 с.
  143. , Н. В. Формирование нравственных качеств у детей с девиантным поведением / Н. В. Чернова. М.: Питер, 2008. — 173 с.
  144. , Э. В., Рыжикова, С. Е. Формирование нравственной сферы детей 6-летнего возраста / Э. В. Штиммер, С. Е. Рыжикова // Начальная школа. 2004. — № 4. — С. 17−19.
  145. , X., Рудольф, Р. Как воспитывать нравственное поведение? / X. Штольц, Р. Рудольф. М.: 1986. — 138 с.
  146. , Н. Е. Нравственное воспитание школьников / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1997. — № 1. — С. 13−15- № 3. -С. 12−14.
  147. , Б. Д. Детская психология : учеб. пособие для вузов / Б. Д. Эльконин — ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006.-383 с.
  148. , Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. / Б. Д. Эльконин. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 141 с.
  149. , П. M. Изучение чувств у детей и подростков / П. М. Якобсон. -М.: Просвещение, 1961. 143 с.
  150. , М. Г. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников / М. Г. Яновская // Народное образование. 2005. -№ 7.-С. 166−169.
  151. Copland Aaron. What to listen for in music / Copland Aaron. N. Y., 1972.- 192 p.
  152. Jenkins J., Rovsing Olsen P. Music and musical instruments / Jenkins J, Rovsing Olsen P. L., 1976. — P. 82−89.
Заполнить форму текущей работой