Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В краевых методических рекомендациях «Воспитание гражданина» содержится тематика воспитательной работы для каждого класса школы. Содержание работы по воспитанию юных граждан представлено в двенадцати разделах, каждый из которых связан с задачами формирования важнейших сторон культуры человека, юного патриота, Гражданина. Авторы этих рекомендаций считают, что «важнейшим итогом гражданского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Процесс воспитания в современных условиях как педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность воспитательного процесса в общеобразовательной школе на современном этапе
    • 1. 2. Критерии эффективности воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Научно-педагогические основания моделирования воспитательного процесса
    • 11. 1. Современное состояние проблемы моделирования воспитательного процесса
    • 11. 2. Определение компонентов и структуры модели воспитательного процесса в 8 — 9 классах школы
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Опытно-экспериментальная работа в школах Алтайского края по апробации модели воспитательного процесса
    • 111. 1. Характеристика содержания и условий осуществления опытно-экспериментальной работы
    • 111. 2. Организация воспитательного процесса на основе разработанной модели
    • 111. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы, обработка и интерпретация данных
  • Выводы по третьей главе

Моделирование воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современная Россия переживает сложные социально-экономическое, политическое, духовно-нравственное состояния. Процессы, происходящие в обществе, неизменно влекут за собой изменения во всех социальных структурах. Особенно это касается системы воспитания. Кризис системы образования в целом и воспитательной системы, в частности, побуждает педагогов, психологов, социологов, философов к глубокому осмыслению происходящих реалий и заставляет задуматься о путях возможных решений накопившихся воспитательных проблем.

Одной из коренных ошибок реформирования образования в 90-е гг. XX века является по существу отказ от воспитательной работы во многих образовательных учреждениях. В настоящее время предпринимаются меры по восстановлению воспитательной системы: практически в каждой школе возобновляется воспитательная работа, создаются местные региональные программы воспитания и соответствующие методические рекомендации.

На основе Национальной доктрины образования РФ, государственной Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 — 2001 годы, региональной комплексной программы «Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 г.» создана краевая программа развития воспитания в системе образования в Алтайском крае на 2000 — 2005 годы [133]. Эта программа включает в себя содержание воспитательной работы в учреждениях всех уровней системы непрерывного образования в Алтайском крае по следующим направлениям: духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие, гражданско-патриотическое и правовое воспитание, профессионально-трудовое и экономическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здоровья (физического, психического и нравственного), семейное воспитание (воспитание семьянина-родителя), работа с семьёй [там же, С. 14].

Однако существенным недостатком этой программы является то, что в ней не даётся конкретных указаний по содержанию воспитательной работы для каждой возрастной ступени общеобразовательной школы.

В краевых методических рекомендациях «Воспитание гражданина» содержится тематика воспитательной работы для каждого класса школы. Содержание работы по воспитанию юных граждан представлено в двенадцати разделах, каждый из которых связан с задачами формирования важнейших сторон культуры человека, юного патриота, Гражданина. Авторы этих рекомендаций считают, что «важнейшим итогом гражданского становления воспитанника средней школы должны стать высокая культура человека и положительные черты его характера» [29, С. 7]. Многообразие видов культуры: мировоззренческая и политическая, нравственная, эстетическая, интеллектуальная и производительного труда, экономическая и экологическая, физическая, правовая, семейных отношений и педагогическая (культура самовоспитания и воспитывающего воздействия на других) — рассматривается как совокупность интегративных качеств молодых людей. Эти рекомендации носят целостный характер, но вопрос о качествах личности выпускника основной общеобразовательной школы и темпе их формирования остаётся за рамками и этого пособия.

Комитетом администрации г. Барнаула по образованию разработана программа мер по улучшению воспитательной работы с подростками в городе на 2000;2003 гг. Эта программа определяет цели, задачи и направления совершенствования воспитательной практики при взаимодействии с различными субъектами системы образования: учениками, учителями, воспитателями и родителями. Программа содержит основные мероприятия по реализации приоритетных направлений «Здоровье», «Нравственность», «Культура» [132]. Однако разработанная система мероприятий ориентирована на городские условия и, очевидно, не удовлетворяет потребности в организации процесса воспитания подростков в крае.

Между тем, в современных социально-экономических условиях растёт число ребят, для которых целенаправленное воспитание завершается с окончанием девятого класса школы. Ежегодно в Алтайском крае свыше 30% выпускников-девятиклассников не идут в 10 класс школы [119, С. 27], причём в сельской местности — 35% [133, С. 8]. Поэтому возникает объективная потребность в разработке научной организации воспитательного процесса в старших классах основной школы на основе специальной модели и научно обоснованной программы воспитания учащихся 8−9 классов, предусматривающей целенаправленное формирование качеств личности старшего подростка и возможность их объективного учёта.

За последние годы в педагогической науке было проведено немало исследований по проблемам моделирования. Однако рассматривались, в основном, вопросы, связанные с процессом обучения (В. В. Арнаутов [3], В. И. Загвязинский [59] и др.). В теории и практике воспитания (в узком смысле этого слова) встречается значительно меньше работ, посвященных моделированию воспитательного процесса учащихся различных классов общеобразовательной школы, в частности, старших подростков. Тематика диссертационных работ показывает, что рассматривались, в основном, отдельные аспекты воспитания подростков:

— гражданственности (Г. Я. Гревцева [43], Ю. А. Танюхин [164], А. С. Гаязов [36], В. Н. Власова [26]);

— дисциплинированности (А. В. Музальков [108]);

— нравственности (С. В. Богдан [16], Е. А. Байер [8]);

— социализации и индивидуализации (И. В. Гудовский [47], С. А. Быков [22], Н. В. Гарашкина [35]);

— творческой активности (А. В. Енин [56], Г. А. Крылова [82]);

— экологической культуры (В. В. Мосолов [107], В. В. Лисниченко [88]);

— экономического мышления (Д. В. Стукалов [162]).

Организации целостного процесса воспитания школьников посвящена работа С. А. Маврина [92], однако в ней вопросу воспитания старших подростков уделено недостаточно внимания.

Опубликован ряд работ, посвященных разработке теоретических основ:

— профессиональной подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе (Р. Н. Ходяева [174], О. Ф. Горбунова [42], А. И. Григорьева [44], Т. С. Попова [129], А. С. Ходоровская [173]);

— педагогического проектирования (В. Е. Радионов [134], Е. А. Тирская [165], В. Р. Имакаев [65], М. Н. Невзоров [112]);

— моделирования образовательных и воспитательных систем (Е. М. Смекалова [154], И. Г. Николаев [113], Т. В. Светенко [144], JL В. Васильева [24], С. В. Евтушенко [55]).

Анализ тематики и содержания диссертационных работ, теоретических источников по теме исследования и опыта воспитательной работы многих школ Алтайского края показывают, что в современной педагогической науке созданы реальные предпосылки для создания модели не только образовательного, но и воспитательного процесса. В связи с этим наше внимание привлекает моделирование воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы.

Анализ имеющегося опыта воспитательной работы школ Алтайского края и научных достижений педагогической науки по проблемам воспитания старших подростков позволил выделить исходные противоречия между:

1) объективными потребностями общества в социально активных, гармонически развитых и воспитанных гражданах и сложившейся педагогической практикой, не реализующей этих потребностей;

2) потребностями школы в организации и осуществлении целенаправленного систематического воспитательного процесса и недостаточной разработанностью этого вопроса как в теоретическом, так и в методическом аспектах;

3) высокими требованиями, предъявляемыми к деятельности современного учителя-воспитателя, и его недостаточной подготовленностью в области современных технологий, в частности, моделирования воспитательного процесса.

4) желанием учеников занять достойное место в жизни и отсутствием потребности в самовоспитании.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в повышении эффективности воспитательного процесса в старших классах основной школы посредством организации воспитательного процесса на основе специальной модели.

Решая эту проблему, мы избрали тему диссертационного исследования: «Моделирование воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы».

Целью исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка специальной модели воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы.

Объект исследования — процесс воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования — моделирование воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: эффективность воспитательного процесса в старших классах основной школы повысится при условиях:

1) определения базовых личностных качеств, которыми должен обладать каждый выпускник основной общеобразовательной школы;

2) вооружения учителей-воспитателей, классных руководителей теоретическими основами и практическими навыками моделирования воспитательного процесса;

3) организации воспитательного процесса в старших классах основной школы на основе разработанной модели.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятий «воспитательный процесс», «эффективность воспитательного процесса», «модель воспитательного процесса», «воспитанность учащихся».

2. Изучить и проанализировать опыт работы современных школ по проблеме повышения эффективности воспитательного процесса, в частности в 8−9 классах.

3. Выявить научно-педагогические основания моделирования воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы.

4. Разработать модель воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы и осуществить её экспериментальную апробацию в школах.

5. Выявить и экспериментально проверить социально-педагогические условия, способствующие повышению эффективности внедрения и функционирования разработанной модели.

6. Разработать методические рекомендации для учителей по осуществлению моделирования воспитательного процесса в старших классах основной школы.

Методологическая база исследования:

1. На общефилософском уровне: гносеологические основы моделирования как метода научного познания (В. А. Штофф, Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин и др.) — принципы диалектики: научности, объективности, единства теории и практики и др.

2. На общенаучном уровне: идеи системного подхода (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.) — идеи теории деятельности и общения (А. А. Бодалев, JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. J1. Рубинштейн и др.).

3. На конкретно-научном уровне: идеи гуманизации воспитания (В. А. Караковский, JI. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, А. М. Сидоркин и др.) — психолого-педагогические основы воспитания и самовоспитания учащихся (Ю.

К. Бабанский, Н. И. Болдырев, И. С. Марьенко, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, JI. И. Рувинский и др.) — основы личностно-деятельностного подхода к организации воспитательного процесса в школе (М. И. Рожков, JI. В. Байбородова, JI. И. Маленкова, Н. Е. Щуркова и др.) — идеи моделирования воспитательной системы школы, класса (Е. Н. Степанов, В. В. Воронов и др.), методологические подходы к организации опытно-экспериментальной работы (М. М. Поташник, П. И. Третьяков и др.).

Для достижения цели и решения задач исследования использовались общие теоретические методы: анализ литературных источников, школьной документации, планов и программ воспитательной работы, их сравнение, классификация, обобщениеэмпирические: наблюдение в естественных условиях, анкетирование и интервьюирование учащихся, учителей, родителей, изучение и обобщение передового педагогического опыта и др. Специфику методики исследования составили особые методы исследования: методика определения уровня воспитанности старших подростков и методика определения уровня профессиональной подготовки классных руководителей, метод имитационного моделирования воспитательного процесса и др.

Проблема моделирования воспитательного процесса исследовалась также с помощью естественного эксперимента. При этом использовались следующие методы опытно-экспериментальной работы: экспериментальные мероприятия в школах (творческие заседания методических объединений классных руководителей, специальные разработки по самовоспитанию учащихся), создание в педагогическом коллективе ситуаций критической самооценки (СКС), организационно-деятельностных ситуаций (ОДС).

Опытно-экспериментальную базу исследования составили школы Алтайского края: Санниковская Первомайского района и № 49 г. Барнаула. Также в работе по проектированию модели воспитательного процесса принимали участие педагоги, ученики и родители учеников школ №№ 22, 25, 37,40,42, 45, 78, 89, 127 г. Барнаула.

Исследовательская работа проходила в несколько этапов:

I этап (1999;2000 гг.) — поисково-теоретический. На этом этапе были осуществлены поиск и анализ научной педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования, осмыслены в теоретическом плане вопросы воспитания старших подростков. Проведены встречи и беседы с учителями, учащимися и родителями, реализована программа констатирующего этапа эксперимента в школах № 49 г. Барнаула и Санниковской Первомайского района, а также в школах №№ 22, 25, 37, 40, 42, 45, 78, 89, 127 г. Барнаула.

II этап (2000;2001 гг.) — опытно-экспериментальный. В рамках этого этапа были уточнены цель, задачи и гипотеза исследования, разработана и апробирована модель воспитательного процесса в 8 — 9 классах двух школ Алтайского края: № 49 г. Барнаула и Санниковской средней школы Первомайского района, определены условия, обеспечивающие успешное внедрение и функционирование разработанной модели.

III этап (2001;2003 гг.) — заключительно-обобщающий. Содержанием этого этапа явилось подведение итогов и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, анализ, обработка и интерпретация полученных данных, подготовка методического пособия по проблеме исследования, литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организация воспитательного процесса в старших классах основной школы на основе разработанной модели, содержащей концептуальный, аналитико-диагностический, целевой, планово-содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный, коррекционно-регулировочный, мотивационно-обучающий и управленческий компоненты, позволяет повысить эффективность воспитательного процесса в этих классах.

2. Технология реализации разработанной модели воспитательного процесса в старших классах основной школы состоит из обучающего, организационного и контрольно-коррекционного этапов.

3. Определённые нами социально-педагогические условия способствуют успешному внедрению и функционированию разработанной модели воспитательного процесса.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Научно обоснован и разработан процесс поэтапного моделирования воспитательного процесса, состоящий из аналитико-диагностического, описательного, концептуального, организационного и уточняющего этапов.

2. Разработаны концептуальные положения моделирования воспитательного процесса: 1) процесс воспитания старшего подростка должен быть спроектирован- 2) личность старшего подростка определяется с позиций педагогики, психологии, философии, социологии и рассматривается как объект и субъект воспитания- 3) модель является одним из главных средств изучения воспитательного процесса, представляющего собой сложную социально-психолого-педагогическую систему.

3. Построена структурно-функциональная модель воспитательного процесса, включающая компоненты: концептуальный, аналитико-диагностический, целевой, планово-содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный, коррекционно-регулировочный, мотивационно-обучающий, управленческий.

4. Теоретически разработана и экспериментально апробирована технология реализации модели воспитательного процесса в 8 — 9 классах, состоящая из обучающего, организационного и контрольно-коррекционного этапов.

5. Определен и обоснован комплекс условий, обеспечивающих успешное внедрение и функционирование разработанной модели: а) организационно-педагогическиеб) психолого-педагогические.

Практическая значимость исследования заключается в организации воспитательного процесса в школах на основе разработанной модели, разработке классификации воспитательных ситуаций и примерного содержания воспитания учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы, комплекса методик изучения и диагностики состояния воспитанности старших подростков и профессиональных умений педагога-воспитателя, методических рекомендаций по теме исследования.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечили методологическая обоснованность его основных теоретических положений, системный подход к исследованию проблемы, внутренняя непротиворечивость гипотетических положений и теоретических выводов, многообразие применённых методов исследования, которые использовались во взаимосвязи и взаимообусловленности, всесторонний качественный и количественный анализ опытно-экспериментальных данных, возможность использования результатов исследования в широкой педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись, прежде всего, посредством участия в следующих научно-практических конференциях: «Жизненные силы славянских народов на рубеже веков и мировоззрений» (Барнаул, 2000), «Проблемы управления образованием на пороге XXI века» (Барнаул, 2001), «Новая реформа образования: за и против» (Барнаул, 2001), «Высшая школа XXI века: стратегия обновления и традиции» (Пушкин, 2001), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2001), «Социализация и профессиональное образование личности» (Бийск, 2001), «Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире» (Магнитогорск, 2001), «Актуальные проблемы экологии образования» (Северодвинск, 2001), «Молодёжь — Барнаулу» (Барнаул, 2001), «Проблемы теории и практики управления образованием» (Барнаул, 2002), «Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности» (Ростов-на-Дону, 2002), «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (Барнаул, 2002), «Инновации в системе непрерывного образования» (Барнаул, 2002), «Организационные инновации в управлении интегрированными образовательными учреждениями» (Барнаул — Белокуриха, 2002). Материалы исследования докладывались и обсуждались также на заседаниях кафедры управления развитием образования и на заседаниях аспирантского клуба Барнаульского государственного педагогического университета.

Результаты исследовательской работы легли в основу авторских семинаров и спецкурсов в школах и вузах:

1. Семинар для классных руководителей общеобразовательных школ «Проектирование модели выпускника-девятиклассника нашей школы».

2. Спецкурс для заместителей директора по воспитательной работе общеобразовательных школ (слушателей ФГПС И ППРО) и студентов старших курсов педагогического вуза «Моделирование воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, 15 приложений и составляет 155 страниц машинописного текста. В работе приведено 14 таблиц и 3 рисунка. Библиография включает 189 источников.

Основные результаты исследования:

1. Разработана и обоснована модель воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы.

2. Научно обоснован и разработан процесс поэтапного моделирования воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы.

3. Теоретически разработана и экспериментально апробирована технология реализации модели воспитательного процесса в 8 — 9 классах.

4. Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешное внедрение и функционирование модели воспитательного процесса.

5. Проанализированы различные методики определения уровня воспитанности учащихся и определена совокупность базовых социально-значимых качеств личности старшего подростка.

6. Разработана и апробирована методика определения уровня воспитанности учащихся 8 — 9 классов школы на основе метода независимых характеристик базовых социально значимых личностных качеств старшего подростка.

7. Проанализированы различные программы воспитания и разработано примерное содержание воспитательной работы с учащимися 8−9 классов.

8. Представлена классификация воспитательных ситуаций.

9. Разработано методическое пособие для педагогов-воспитателей и студентов педагогических вузов.

Заключение

.

Проведённое исследование позволило решить проблему повышения эффективности воспитательного процесса в старших классах основной школы посредством организации воспитательного процесса на основе специальной модели. Цель исследования достигнута — разработана, обоснована и экспериментально проверена специальная модель воспитательного процесса в 8 — 9 классах школы, состоящая из следующих компонентов: концептуального, аналитико-диагностического, целевого, планово-содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного, коррекционно-регулировочного, мотивационно-обучающего, управленческого.

Поставленные задачи исследования решены: изучены и проанализированы теоретические источники по теме исследованияуточнены понятия «воспитательный процесс», «эффективность воспитательного процесса», «модель воспитательного процесса», «воспитанность учащихся" — изучен и проанализирован опыт работы школ по проблеме повышения эффективности воспитательного процесса в 8 — 9 классахвыделены научно-педагогические основания моделирования: фундаментальные идеи теории воспитания личности (в частности, старших подростков), организации воспитательного процесса в школе, моделирования процессов и явленийвыявлены и экспериментально проверены социально-педагогические условия, способствующие повышению эффективности внедрения и функционирования разработанной моделиразработанная модель апробирована в двух школах Алтайского края: Санниковской Первомайского района и № 49 г. Барнауларезультаты исследования представлены на международных, всероссийских, краевых и городских научно-практических конференциях и отражены в соответствующем методическом пособии.

В результате проведённого исследования подтвердилась гипотеза: эффективность воспитательного процесса повышается при условиях определения базовых качеств личности, которыми должен обладать каждый выпускник-девятиклассниквооружения учителей теоретическими основами и практическими навыками моделирования воспитательного процессаорганизации воспитательного процесса в 8 — 9 классах на основе разработанной модели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
  2. . Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — (Сер. «Мастера психологии»).
  3. В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. -№ 1.-С. 18−23.
  4. С. И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. — М.: Знание, 1974.-48 с.
  5. В. Г. О системном подходе к воспитанию // Советская педагогика. 1991. — № 2. — С. 77−81.
  6. В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  7. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  8. Е. А Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков средствами физической культуры: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Тула, 2000. — 24 с.
  9. Байкова J1. А., Гребёнкина JI. К., Ерёмкина О. В, Жокина Н. В., Мартишина Н. В. Организация воспитательной работы в школе // Классный руководитель. 1998. — № 6. — С. 27−42.
  10. JI. А., Гребёнкина J1. К., Мартишина Н. В. Современные воспитательные системы // Классный руководитель. 1998. — № 3. — С. 19−34.
  11. JI. К. Программа проблемного семинара «Педагог и воспитательный процесс в школе» // Классный руководитель. 2000. -№ 6.-С. 3−13.
  12. А. С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся // Советская педагогика. 1976. — № 7. — С. 51−61.
  13. А. С. Педагогика детства: (Основы возрастной педагогики). — Екатеринбург: Сократ, 1995. 152 с.
  14. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 3−9.
  15. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 272 с.
  16. С. В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 28 с.
  17. В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. — 144 с.
  18. И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. 1999. — № 6. — С. 99−103.
  19. Н. И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981.-223 с.
  20. Н. И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  21. Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  22. С. А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуализации в воспитании подростка: Автореф.. .дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1999. — 24 с.
  23. В. А. О моделировании. М.: Знание, 1974. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Техника" — № 7).
  24. В. Н. Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры: Автореф. .дис. канд. пед. наук. — Таганрог, 1999.-24 с.
  25. В. В. Как составить план работы // Воспитание школьников. -1999.-№ 4.-С. 23−28.
  26. В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. М.: Школьная Пресса, 2000. — 96 с. (Б-ка журнала «Воспитание школьников». Вып. 13).
  27. Воспитание гражданина: Пед. рекомендации коллективам школ Алтайского края по планированию воспитательной работы / Составитель П. П. Костенков. Барнаул, 1998. — 112 с.
  28. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  29. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. -128 с.
  30. . 3. Пути повышения воспитательного потенциала массовой школы// Советская педагогика. 1991.-№ 11.-С. 58−61.
  31. Выготский JL С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  32. К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. — 2-е изд., доп. и перераб. -Мн.: Нар. асвета, 1988.- 128 с.
  33. Н. В. Педагогические основы социализации личности старшеклассника в процессе допрофессиональной подготовки: Автореф. .дис. канд. пед. наук. -М., 1998. — 20 с.
  34. А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодёжи на современном этапе: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. -Бирск, 1996.-299 с.
  35. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  36. . А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного познания: (Гносеологический анализ). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 248 с.
  37. М. Н. Теоретические основы интегративно-гуманитарной модели экологического образования школьников: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. — 240 с.
  38. Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. — М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  39. В. Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994. — 376 с.
  40. О. Ф. Профессиональная подготовка педагога к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника: Автореф. .дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 20 с.
  41. Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 26 с.
  42. А. В. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. — 178 с.
  43. Д. М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников: В помощь кл. руководителю и воспитателю. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  44. Т. А. Проектирование и реализация модели профессионального социально-образовательного комплекса: (В условиях малых городов Крайнего Севера): Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999.- 181 с.
  45. И. В. Педагогические условия успешной социализации старших подростков в процессе внеурочной деятельности: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1999. — 24 с.
  46. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях авторов и их исследователей) / Редактор-составитель Е. И. Соколова- Под общ. ред. Н. JI. Селивановой. М.: Пед. общество России, 1998.-336 с.
  47. Р. Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  48. С. И. Проектирование системы профессионально-личностного становления учителя физики: Автореф. .дис. канд. пед. наук. -Самара, 2000. 24 с.
  49. Г. В. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. — Екатеринбург, 2000. 260 с.
  50. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка // Народное образование. 1993. — № 5. — С. 22−40.
  51. В., Мельникова J1. Советы начинающему заместителю директора по воспитательной работе // Воспитание школьников. -1999. -№ 4. -С. 9−15.
  52. Е. Нужны ли книги по воспитанию?// Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 123−126.
  53. С. В. Макровоспитательная система как фактор оптимизации воспитательного процесса: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.-230 с.
  54. А. В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков: Автореф. .дис. канд. пед. наук. М., 1999. -24 с.
  55. О. В. Воспитательные технологии // Классный руководитель. 1998. — № 5. — С. 2−11.
  56. Н. В. К вопросу об учёте результатов воспитания // Советская педагогика. 1970. — № 6. — С. 57−63.
  57. В. И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 8−13.
  58. И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-82 с.
  59. А. В. Диагностика моральной воспитанности личности // Советская педагогика. 1970. — № 7. — С. 31−39.
  60. Г., Лямзина Л. Воспитательная работа на основе системно-ролевой модели // Народное образование. 1999. — № 6. — С. 103−107.
  61. И. П. Воспитывающая деятельность и воспитательное воздействие // Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 108−113.
  62. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  63. В. Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании: (На материале становления инновационных школ в Пермской области): Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01-М., 1997 154 с.
  64. Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского (в надзаг.: Российская
  65. Академия образования- Ассоциация инновационных школ и центров). -М.: Парсифаль, 1997.-416 с.
  66. JI. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
  67. С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. — 285 с. (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
  68. Н. П. Педагогический анализ воспитательной работы в школе // Классный руководитель. 2000. — № 2. — С. 22−26.
  69. В. А., Новикова JI. И., Селиванова Н. JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. J1. Селивановой. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. общество России, 2000. — 256 с.
  70. Каргина 3. А. Выпускник школы: кто он? какой он? или Вариант построения модели выпускника школы // Классный руководитель. — 1999.-№ 1.-С. 3−11.
  71. А. Г. Психология личности. 3-е изд., перераб и доп. — М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  72. А. Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967. — 159 с.
  73. А. Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. — 92 с.
  74. Ю. М. Модель школы // Классный руководитель. 2000. — № 2. -С. 26−49.
  75. В. М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 46−52.
  76. Н. Становление учителя-воспитателя // Народное образование. 1999. — № 6. — С. 135−140.
  77. А. И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд., доп. и перераб.-Мн.: Выш. шк., 1991.-287 с.
  78. А. И. Организация самовоспитания школьников: Кн. для учителя. -Мн.: Нар. асвета, 1990. 175 с.
  79. В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и кл. руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  80. В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1965. — 316 с.
  81. Г. А. Формирование творческой личности школьника в условиях общеобразовательной школы «нового» типа: Автореф. .дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 20 с.
  82. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114 с.
  83. В. О. Воспитание в школе: реальность или утопия?// Педагогика. 1998. — № 8. — С. 12−13.
  84. А. В. Назначение классного руководителя в школе повышенного уровня // Классный руководитель-1999. № 1.- С.20−23.
  85. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  86. В. В. Формирование основ экорациональной модели поведения старшеклассника в школьной системе непрерывного экологического образования и воспитания: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 2000. — 24 с.
  87. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  88. . Ф. О путях развития психологии // Вопросы психологии. -1979.-№ 5.-С. 38−39.
  89. А. В. Введение в экономико-математическое моделирование / Под ред. Н. Н. Моисеева. М.: Наука, 1984. — 392 с.
  90. С. А. Педагогические основы организации целостного процесса воспитания школьников: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. -Омск, 1996.-315 с.
  91. Л. И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. — М.: Пед. общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. 300 с.
  92. Л. И. Классный руководитель: содержание деятельности // Народное образование. 1999. — № 7−8. — С. 247−250.
  93. Т. Н. Социальная активность старшеклассников: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  94. И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  95. И. С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Просвещение, 1974. — 223 с. (Б-ка директора школы).
  96. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  97. Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 1998. — 200 с.
  98. В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. М.: Высш. шк., 1987.- 200 с.
  99. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 е., ил.
  100. Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  101. Н. И. Об учёте результатов воспитания школьников // Советская педагогика. 1966. — № 7. — С. 78−87.
  102. Н. И. Проблема критериев эффективности воспитания школьников // Советская педагогика. 1977. — № 2. — С. 61−70.
  103. Э. И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  104. К. Е. Математическое моделирование в научном познании. -М.: Мысль, 1969.-212 с.
  105. В. В. Формирование экологической культуры учащихся в условиях сельской школы: Автореф. .дис. канд. пед. наук. — М., 2000. -24 с.
  106. А. В. Педагогические основы воспитания дисциплинированности учащихся подросткового возраста: Дис.. .д-ра пед. наук: 13.00.01.-Елец, 1996.-367 с.
  107. В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева- Вступит, статья А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. псих., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с. (Сер. «Психологи отечества»).
  108. Ю.Назаренкова Г. Н., Иванюк Н. С., Борзенко И. А. Модель выпускника школы: выбор оснований // Педагогика. — 1998. № 1. — С. 23−28.
  109. Ш. Насырова Н. X. Проектирование подготовки студентов гуманитарных факультетов классического университета по информатике: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Казань, 2000. — 18 с.
  110. М. Н. Теоретические основы проектирования антропоориентированного педагогического процесса: Автореф. .дис. д-ра пед. наук. Хабаровск, 1999. — 39 с.
  111. З.Николаев И. Г. Педагогические условия моделирования воспитательных систем: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Краснодар, 2000.-334 с.
  112. И. Б. Философские вопросы моделирования психики. М.: Наука, 1969.- 176 с.
  113. JT. И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 28−35.
  114. Новикова J1. И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 61−64.
  115. JI. И., Куракин А. Т. Путь к творчеству: В помощь начинающему исследователю в области воспитания. М: Просвещение, 1966. — 188 с.
  116. Нравственное воспитание советских школьников: Основы методики / Под ред. И. С. Марьенко, М. Г. Кутейниковой. М.: Педагогика, 1975.- 144 с.
  117. Образование и культура по городам и районам Алтайского края: Статистический сборник. Барнаул, 2001. — 54 с.
  118. Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.
  119. М.: Просвещение, 1991. 287 с. 121. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  120. В. А. Педагогические основы управления школой в условиях разноуровневого обучения: Автореф. .дис. канд. пед. наук. -Владикавказ, 1999. 28 с.
  121. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд. — М.: Рос. пед. агентство, 1996.- 604 с.
  122. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988 — 479 с.
  123. Планирование воспитательной работы в классе: Метод, пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с.
  124. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  125. Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 1998. — 280 с.
  126. Е. А. Проблема моделирования воспитательной системы школы // Классный руководитель. 1998. — № 2. — С. 12−25.
  127. Т. С. Обучение студентов организации инновационной воспитательной деятельности: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. — Саратов, 2000. 196 с.
  128. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по орг. системы воспит. работы общеобразоват. шк. / И. С. Марьенко, С. Е. Хозе, О. С. Богданова и др.- Под ред. И. С. Марьенко. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  129. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
  130. Программа мер по улучшению воспитательной работы с подростками в г. Барнауле на 2000−2003 гг. Барнаул, 2000. — 42 с.
  131. Программа развития воспитания в системе образования Алтайского края на 2000 2005 годы. — Барнаул, 2000. — 66 с.
  132. И. П. НОТ учителя: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  133. М. И., Байбородова JI. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  134. К. А. Модель многоуровнего экологического обучения руководящих работников: Автореф. .дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000. 24 с.
  135. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., ил.
  136. С. Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. Т. II. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  137. Л. И., Арет А. Я. Самовоспитание школьников. М.: Педагогика, 1976. — 160 с.
  138. Л. И., Соловьёва А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  139. Л. И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  140. Т. В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 1999. -436 с.
  141. Г., Тихомирова Н., Левина О. Сделай себя сам // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 102−114.
  142. В. И. Избранные психологические произведения (воля, её развитие и воспитание). Рязань: Изд-во РГПИ, 1992. — 576 с.
  143. Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35—40.
  144. И. Е. Проектирование личностно-ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров: Автореф. .дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1998. — 20 с.
  145. Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
  146. А. М. К вопросу о развитии понятия воспитательная система школы // Классный руководитель. 1997. — № 2. — С. 23−29.
  147. А. М. Процесс развития воспитательной системы школы // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 65−69.
  148. И. Н., Новикова JI. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 14−20.
  149. Словарь русского языка: В 4-х тт. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- Под ред.
  150. A. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М: Русский язык, 1981 — 1984.
  151. Е. М. Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования: Автореф. .дис. канд. пед. наук. — Ярославль, 2001. — 24 с.
  152. М. И. К вопросу о процессе воспитания // Советская педагогика. 1976. — № 5. — С. 93−97.
  153. . Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. для вузов по спец. «Автоматизир. системы обработки информ. и упр.». — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1998. — 319 с.
  154. В. П. Педагогическая система на основе потребностей человека // Классный руководитель. — 1998. № 3. — С. 2−18.
  155. Ю. П. О системном понимании воспитания // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 54−59.
  156. JI. Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. JI. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Под ред.
  157. B. А. Сластёнина. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1974. — 130 с.
  158. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. -М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. 160 с.
  159. Е. Н. Моделирование воспитательной системы школы // Классный руководитель. 1998. — № 1. — С. 10−19.
  160. Д. В. Воспитание экономического мышления старшеклассников инновационных образовательных учреждений: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 28 с.
  161. Г. В. Основы психологической теории деятельности. — JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 168 с.
  162. Ю. А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01.-СПб., 1997.- 189 с.
  163. Е. А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно- ориентированного обучения: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 24 с.
  164. В. Н. Модель программного обновления образования как фактор совершенствования деятельности средних образовательных учреждений (в условиях малого города): Автореф. .дис. канд. пед. наук. Самара, 1998. — 20 с.
  165. П. И. Управление школой по результатам: Практика пед. менеджмента. — М.: Новая школа, 1998. 288 с.
  166. А. И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-311 с.
  167. А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  168. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. общество России, 1999. — 264 с.
  169. Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997.- 160 с.
  170. Фридман JL М. Теория и практика воспитательной работы. Воспитанность // Классный руководитель. 1999. — № 5. — С. 18−19.
  171. А. С. Имитационное моделирование как механизм активизации процесса повышения квалификации педагогов: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2000. — 153 с.
  172. Р. Н. Нетрадиционные подходы подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.- 196 с.
  173. И. Г. Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура»: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 24 с.
  174. Целевые программы воспитания школьников: Опыт работы классных руководителей школы // Народное образование. 1999. — № 7−8. — С. 261−267.
  175. И. К. Программно целевая психология управления: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. — 188 с.
  176. Шилина 3. М. Формирование общественной направленности личности школьника: В помощь классному руководителю. М.: Просвещение, 1977.-224 с.
  177. М. И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.- 104 с.
  178. М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. — № 6. -С. 19−44.
  179. Е. Ф. Основы педагогической технологии: (Некоторые аспекты деятельности классного руководителя, педагога-воспитателя): Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1995. — 182 с.
  180. С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. общество России, 1999. — 354 с.
  181. А. А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование: Учеб. пособие для студентов педвузов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 124 с.
  182. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М., 1992. — 216 с. (Рекомендации для руководителей школ и учителей).
  183. JI. И., Шарипова JI. К. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. 1999. — № 1. -С. 40−44.
  184. И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
Заполнить форму текущей работой