Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды: На материале марийских школ Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача формирования этнического самосознания подрастающего поколения по характеру воспитательной направленности часто трактуется как способ или условие успешной национальной социализации учащихся в своей ближайшей среде, выступая одной из возможностей адаптации к ней. Придерживаясь этой позиции в осуществлении этнического воспитания учащихся, мы остаемся в рамках традиционной социоцентрической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Педагогические основы и исторические предпосылки формирования этнического самосознания учащихся-мари
    • 1. 1. Формирование этнического самосознания учащихся как педагогическая проблема
    • 1. 2. Исторический опыт марийского народа по формированию этнического самосознания подрастающего поколения
    • 1. 3. Проблема формирования этнического самосознания учащихся в истории марийского образования и педагогической мысли
  • Глава 2. Педагогические условия и средства формирования этнического самосознания учащихся в многонациональном культурно-образовательном пространстве Республики Татарстан
    • 2. 1. Исторические особенности и педагогические условия формирования этнического самосознания учащихся марийских школ Республики Татарстан
    • 2. 2. Система формирования этнического самосознания учащихся-мари в многонациональном культурно-образовательном пространстве Республики Татарстан
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий и средств формирования этнического самосознания учащихся марийских школ Республики Татарстан

Формирование этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды: На материале марийских школ Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современный период развития российског о федерализма в государственно-правовых и социально-экономических отношениях, а также дальнейшего углубления межнациональных отношений, одной из наиболее актуальных является проблема культурно-языкового и духовного самоопределения всех народов, населяющих Россию, независимо от их численности и конкретно-исторической роли в жизни страны. Важной чертой современного периода в жизни России является процесс национальной самоорганизации в условиях межэтнической культурно-языковой среды.

За последние десять лет произошли разгосударствление общества, появление новых социально-политических сил, переосмысление роли социальных и национальных структур, получивших возможность для самосознания и выражения своих интересов, возникла новая общественная и государственная ситуация. Образовательная система должна теперь выражать интересы не только государства, но и различных слоев населения, в том числе и отдельных этносов. Перед педагогической наукой и практикой соответственно встает важная и одновременно сложная проблема организации национального воспитания учащихся в диалектическом единстве с их подготовкой к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве России. Современная школа должна эффективно решить задачу формирования нового поколения социально активных членов общества, достойных продолжателей обычаев и традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры своего народа и вместе с тем равноправных граждан своего отечества, наряду с представителями других народов, населяющих Россию.

Одним из ключевых факторов решения этой задачи является формирование у учащихся национального (этнического) самосознанияосознанного и эмоционально пережитого отношения к себе как к полноправному и активному представителю своего народа. Оно определяет тесную связь жизненных планов и перспектив человека с судьбой своего народа, формирует важные особенности его деятельности и Поведения, воспроизводящие духовные ценности, которые были выкристаллизованы в опыте многих поколений его предков. Каждый народ, накапливая свой жизненный и исторический опыт, привыкает смотреть на мир под собственным углом зрения. Человек, как правило, не отдает себе отчета в том, что такой угол зрения существует, но он и не в силах обойти его.

В то же время национально-демографическая карта сегодняшней России обладает значительной пестротой и сложностью построения. Многовековые процессы этнического развития народов России, а также их межэтнических взаимосвязей определили нелинейный характер распределения различных народов, придали новый, расширительный смысл понятию исторической родины. Малой родиной для многих этнических групп по тем или иным историческим причинам стали новые районы обитания, где сложились новые социально-экономические и культурно-языковые взаимосвязи, которые, в свою очередь, не нарушили их национальную самобытность, этническое самосознание.

Вместе с тем данные процессы этнического развития и межэтнического взаимодействия породили новые социально-культурные и, соответственно, педагогические проблемы. Одной из таких проблем является проблема формирования этнического самосознания подрастающего поколения, сохранения национальной самобытности в условиях относительной отдаленности от своей древней родины и компактного проживания в многонациональном культурно-образовательном пространстве другого региона страны. Необходимо подчеркнуть все более возрастающую актуальность данной проблемы в связи с появлением в последние годы значительного числа переселенцев различных этнических групп в Россию из других стран СНГ.

Одной из относительно автономных этнических групп, населяющих Россию, являются восточные марийцы, которые уже несколько веков в силу сложившихся исторических причин компактно проживают на территории.

Вятско-Камского региона, прежде всего в Республике Татарстан — в условияхмногонациональной культурно-образовательной среды, соседствуя и тесно сотрудничав^татарами,сскими, удмуртами, в то же время сохраняя свою национальную самобытность, принадлежность к единому марийскому народу. Все эти условия определяют своеобразие процесса формирования этнического самосознания восточных марийцев, требуют серьезного научно-педагогического исследования данной актуальной проблемы.

Этническое самосознание — составная часть единого самосознания личности, которое является предметом исследования философии и психологии (Л.С.Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Р. А. Максимова, В. С. Мерлин, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, А. К. Уледов, П. Р. Чамата, И. Н. Чеснокова и др.). Проблема национального самосознания была подробно исследована российскими учеными — историками и философами (С.Н.Булгаков, П. Н. Милюков, Г. П. Федотов, К. Н. Хабибуллин и др.), а также этнографами (А.Г.Агаев, Ю. В. Бромлей, К. Т. Гизатов, Н. Джандильдин, Л. М. Дробижева, В. И. Козлов, П. И. Кушнер, Г. В. Старовойтова, Г. В. Шелепов и др.). В результате определена сущность национального самосознания, раскрыты его структура и характерные особенности, иерархизированы этнокультурные переменные, вскрыты разнообразные связи между ними.

В значительно меньшей степени изучены специфика этнического самосознания личности, а также проблемы его эффективного формирования. Удачными представляются исследования в данной области, проведенные Г. В. Мухаметзяновым, Ю. С. Тюнниковым, Г. Ф. Гасановой, Ф. Ф. Харисовым и др. В трудах В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, А. Э. Измайлова, З. Г. Нигматова, Р. А. Низамова, Я. И. Ханбикова и др. рассматривается роль народной педагогики и развитии этнического самосознания подрастающего поколения. В то же время практически не раскрыта проблема формирования этнического самосознания молодежи в условиях полиэтнической культурно-языковой среды, так характерной для современной России.

Таким образом, можно констатировать существование выраженного противоречия между объективной необходимостью формирования этнического самосознания подрастающего поколения в многонациональном культурно-образовательном пространстве России и отсутствием его адекватного научно-педагогического обоснования. Частным проявлением данного противоречия является противоречие между необходимостью эффективного формирования этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды и неразработанностью педагогических условий и средств реализации данного процесса.

Названное противоречие порождает важную исследовательскую проблему, заключающуюся в определении педагогических условий и средств формирования этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды. Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование этнического самосознания учащихся-мари в условиях полинациональной культурно-образовательной среды (на материале марийских школ Республики Татарстан)».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс марийской национальной школы в Республике Татарстан.

Предметом исследования являются педагогические условия и средства формирования этнического самосознания учащихся марийской национальной школы в Республике Татарстан.

Цель исследования — определить педагогические условия и средства формирования этнического самосознания учащихся-мари в многонациональном культурно-образовательном пространстве Республики Татарстан.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды будет эффективным, если оно будет осуществляться по специальной системе, разработанной в соответствии со следующими педагогическими условиями:

— комплексное стимулирование процессов этнической самоидентификации и этнического самоопределения учащихся;

— формирование в ходе учебно-воспитательного процесса этнической историко-культурной доминанты сознания учащихся;

— создание на базе школы целостной микромодели традиционной этнокультурной среды, воспроизводящей традиционные формы взаимоотношений, поведения и деятельности марийского народа;

— реализация поликультурной модели содержания учебно-воспитательной работы в школе (модели «диалога культур»);

— учет исторического опыта марийского народа по формированию этнического самосознания подрастающего поколения.

С учетом цели, предмета и гипотезы исследования определены следующие его задачи:

1. Выявить педагогические основы и историко-педагогические предпосылки формирования этнического самосознания учащихся-мари.

2. Определить исторические особенности и педагогические условия формирования этнического сознания учащихся-мари в многонациональном культурно-образовательном пространстве Республики Татарстан.

3. На основе выявленных педагогических условий сконструировать и экспериментально проверить систему формирования этнического самосознания учащихся-мари в многонациональном культурно-образовательном пространстве Республики Татарстан.

Методологическую основу исследования составляют:

— основные положения материалистической философии о сущности гуманизма, морали, социальном опыте, социально-культурном наследии народов;

— учения об общественных отношениях и общественном сознании, их роли в развитии личности;

— об обусловленности развития личности социальными факторами, характером деятельности и общения;

— директивные документы по вопросам воспитания и образования.

В ходе работы мы опирались на концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопедагогике (К.Д.Ушинский, Г. Н. Волков, С. М. Абрамзон, Я. И. Ханбиков, В. Ф. Афанасьев, З. Г. Нигматов, П. А. Апакаев, И. А. Чуриков, Ф. Х. Шаймарданов, А. Ш. Гашимов, И.А.Са-фаров, К. Ш. Ахияров, К. Пирлиев, И. А. Шоров, Р. К. Санбасова, А. Э. Измайлов, Г. А. Никитина, П.М.Ерусланов), идеи личностно-деятельного подхода к вопросам воспитания (О.С.Богданова, З. И. Васильева, Н.М.Таланчук), на дидактические концепции формирования личности (Д.В.Вилькеев, М. И. Махмутов, М.Н.Скаткин), концепции формирования гуманности (Л.А.Волович, З. Г. Нигматов, Э.И.Моносзон), формирования личности в социально изменяющихся условиях (Л.П.Буева, Н.Т.Фролов), на основополагающие идеи психологии личности (С.Л.Рубинштейн, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, А.О.Прохоров).

Были использованы следующие методы исследования:

— изучение, исторический и теоретический анализ трудов, посвященных проблемам этнопедагогики, национальной школы, а также архивных материалов и программных документов Российской Федерации, Республики Татарстан, Республики Марий Эл;

— анализ и обобщение первоисточников по марийской народной педагогике, краеведческого материала, марийского устного народного творчества;

— изучение и обобщение опыта работы марийских школ по развитию этнического самосознания учащихся;

— беседы, анкеты, интервьюирование, опрос родителей;

— констатирующий и формирующий эксперимент;

— математические методы обработки, обобщение полученных результатов.

База исследования. История и современное состояние марийской национальной школы изучалась за пределами функционирования исторической родины марийской нации, в многонациональном культурно-образовательном пространстве Республики Татарстан. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Кулегашской и Бимской школах Агрызского района РТ, в Ильнетской школе Менделеевского района РТ. Для сравнения была взята Ныргындинская школа Каракулинского района Удмуртии. Всего в эксперименте участвовало 548 учащихся (в контрольных школах — 262, в экспериментальных — 286 ученика), 82 учителя, 267 родителей.

Исследование проводилось в три этапа с 1994 по 2001 годы.

Первый этап (1994;1995) включал проведение теоретического анализа философской, историко-этнографической. психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияизучение состояния проблемы в практике работы марийских национальных школ в Республике Татарстанэкспертную оценку учебников, программ учебной и воспитательной работы, семейного воспитания по развитию этнического самосознания учащихся. На данном этапе была сформулирована основная гипотеза исследования, разработан научно-логический аппарат, решены основные теоретические задачи исследования.

Второй этап (1995;1999) состоял в осуществлении и констатирующего, а потом и формирующего эксперимента на базе марийских национальных школ Республики Татарстан и для сравнения Каракулинского района Удмуртской республики. В целях формирования у учащихся этнического самосознания программы ряда учебных предметов были обогащены регионально-национальным содержанием, а также разработана специальная система воспитательной работы.

Одновременно на этом этапе разрабатывались механизм и методика реализации педагогического мониторинга и программа проведения экспериментальной работы. Была проведена экспериментальная работа.

Третий этап (2000;2001) явился завершающим, на котором были обработаны полученные результаты, апробированы и внедрены результаты исследований. Результаты исследования изложены в представленной диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— раскрыты историко-педагогические предпосылки формирования этнического самосознания учащихся-мари;

— определены педагогические условия и средства формирования этнического самосознания учащихся в многонациональном культурно-образовательном пространстве;

— разработана теоретическая модель формирования этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что на основе его теоретических положений и выводов разработаны научно-методические рекомендации по формированию этнического самосознания учащихся в условиях многонациональной культурно-образовательной среды. Полученные в процессе исследования научные результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем формирования этнического самосознания учащихся в современных условиях. Разработанный в процессе исследования спецкурс «Марийская народная педагогика» может быть использован в работе общеобразовательной школы, а также средних и высших педагогических образовательных учреждений.

На защиту выносятся:

— историко-педагогические предпосылки формирования этнического самосознания учащихся-мари;

— педагогические условия и средства формирования этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды;

— система формирования этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась:

— использованием научной методологии и методов исследования, анализом современных достижений психологии и педагогики и опорой на закономерности формирования этнического самосознания личности;

— применением совокупности эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям, задачам исследования;

— целенаправленным анализом и учетом педагогического опыта работы национальных школ на основе марийской народной педагогики при решении задач формирования этнического самосознания учащихся, а так же собственного опыта автора в качестве учителя и заместителя директора по воспитательной работе марийской национальной школы;

— результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной системы работы, воспроизводимостью и репрезентативностью данных экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась автором на районных, межрайонных, республиканских и межреспубликанских семинарах и конференциях по проблемам педагогических воззрений народа мари, формирования национального самосознания (материалы конференций опубликованы отдельными изданиями), через марийское телевидение и радио. Материалы и результаты исследования опубликованы также в монографиях автора «Курмызак олык» («Песенная поляна Курмызак». — Йошкар-Ола, 2000. — 206 е., в соавтор.) и «Очерки истории марийской народной педагогики Вятско-Камского региона» (Йошкар-Ола, 2000. — 49 е.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (186 наименований).

1. Результаты исследования позволяют выделить следующие этнокультурные особенности восточных марийцев, проживающих на территории Республики Татарстан:

• длительная историко-географическая (территориальная) отделенность, определенная оторванность от своей исторической родины, от основной этнической группы;

• компактное этническое проживание в рамках национальной деревни или комплекса деревень — в условиях инородного этнокультурного окружения, многонациональной культурно-языковой среды;

• устойчивая этнокультурная самоидентификация, сохранность языка и большинства этнокультурных традиций в условиях многонациональной культурно-языковой среды;

• относительная культурно-языковая автономность исторического развития и возникновения вследствие этого регионально-этнических особенностей и традиций, родившихся на многонациональной почве Вятско-Камского региона, в частности, Республики Татарстан.

2. Изучение тенденций социально-экономической и культурной жизни восточных марийцев последних десятилетий и особенно конца XX века позволяет определить целый ряд проблем формирования и развития этнического самосознания марийской молодежи в условиях многонациональной культурно-языковой среды. Среди них:

• проблема этнокультурного обособления, автономизации восточных марийцев, связанная с необходимостью сохранения этнокультурных особенностей, в первую очередь, родного языка в условиях поликультурного окружения;

• проблема востребованности родной этнической культуры, имеющей в силу конкретных исторических причин ограниченный территориальный характер;

• проблема мотивации у учащихся-мари процессов этнической самоидентификации и самоопределения, соотнесения своих жизненных планов с жизнью, судьбой своего народа;

• проблема относительной недостаточности социально-демографических условий для этнической самоидентификации марийской молодежи в силу известной узости родной этнокультурной среды в многонациональном культурно-языковом пространстве;

• проблема ограниченных организационных, материальных (социально-экономических) и учебно-методических возможностей (условий) обеспечения полноценного формирования этнического самосознания учащихся-мари;

• проблема недостаточной подготовленности учителей и родителей к решению задач формирования этнического самосознания учащихся (слабое знание родного языка, культуры, народной педагогики);

• проблема известного несоответствия природно-географических условий формирования этнического самосознания марийской молодежи в Республике Татарстан по сравнению с древней исторической родиной марийцев, в условиях которой и зародилось их этническое самосознание;

• проблема необходимости определенной этнической адаптацииприспособления к условиям многонациональной культурно-языковой среды.

3. Структура этнического самосознания марийских переселенцев отлична от структуры этнического самосознания основной этнической группы, что определяет необходимость особого подхода к формированию этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонационального культурно-образовательного пространства Республики Татарстан.

4. Всесторонний учет исторических особенностей жизнедеятельности, образования и этнической культуры марийцев, живущих на территории Республики Татарстан, а также выявленных в ходе исследования проблем формирования их этнического самосознания учащихся марийской национальной школы в Республике Татарстан:

• комплексное стимулирование процессов этнической самоидентификации и этнического самоопределения учащихся;

• формирование в ходе учебно-воспитательного процесса этнической историко-культурной доминанты сознания учащихся;

• создание на базе школы целостной микромодели традиционной этнокультурной среды, воспроизводящей традиционные формы взаимоотношений, поведения и деятельности марийского народа;

• реализация поликультурной модели содержания учебно-воспитательной работы в школе (модели «диалога культур»);

• учет исторического опыта марийского народа по формированию этнического самосознания подрастающего поколения.

5. Формирование этнического самосознания учащихся марийских школ Республики Татарстан должно осуществляться по специально разработанной системе, реализующей выявленные в исследовании педагогические условия эффективности формирования этнического самосознания в учебном процессе, во внеклассной и внешкольной работе в сотрудничестве с семьей и сельской общиной.

В центре внимания оказывается сам ученик с его интересами, психикой, национальной культурой и уровнем самосознания. В процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы происходит развитие каждого учащегося с его индивидуально-личностным отношением к миру, к себе, к народу, его культуре.

6. Организационно-методические основы управления процессом формирования этнического самосознания на основе марийской народной педагогики обусловлены требованиями системности, преемственности, непрерывности, народности, регионально этничности.

7. По результатам эксперимента во всех экспериментальных школах динамика уровня сформированности этнического самосознания учащихся к концу эксперимента заметно прогрессировала, что позволяло считать выявленные в процессе исследования педагогические условия и средства, а также систему формирования этнического самосознания эффективными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Задача формирования этнического самосознания подрастающего поколения по характеру воспитательной направленности часто трактуется как способ или условие успешной национальной социализации учащихся в своей ближайшей среде, выступая одной из возможностей адаптации к ней. Придерживаясь этой позиции в осуществлении этнического воспитания учащихся, мы остаемся в рамках традиционной социоцентрической системы воспитания, при которой главной целью развития личности признается ее социализация и профессионализация. Проведенное исследование показывает, что личностный прогресс в этой области должен пониматься значительно глубже, а именно: развитие этнического самосознания подрастающей личности следует рассматривать как необходимый и своеобразный результат ее самореализации. В этом случае процесс этнического самоопределения личности в гуманистической парадигме носит не только адаптационный, но и зависимый от собственной активности субъекта характер.

Духовное раскрепощение личности способствует значительному повышению интереса к ценностям этнической культуры, сохранению памятников страны, углубленному изучению национального творчества и этнопедагогики.

Анализ историко-этнографической и историко-педагогической литературы показал, что основным источником развития этнического самосознания марийского народа с древнейших времен являлась марийская национальная культура, а главным средством формирования этнического самосознания — марийская народная педагогика, которой накоплен богатейший опыт формирования этнического самосознания подрастающего поколения в процессе семейного, трудового, патриотического, нравственного, экологического, умственного и физического воспитания. На основе естественности и природосообразности построены своего рода народные педагогические программы формирования целостной личности, воплощающие в себе народные идеалы, народные традиции и обычаи и имеющие своим результатом воспитание глубокого чувства причастности к своему народу, формирование этнической самоидентификации, прочного этнического самосознания.

Природное исггорико-педагогическое исследование позволило определить основные психолого-педагогические механизмы формирования этнического самосознания подрастающего поколения в опыте марийской народной педагогики: механизм импринтингаформирование этнолингвистического психологического образа человекамеханизм экзистенционального нажимамеханизм подражаниямеханизм идентификациицеленаправленное педагогическое воздействие.

Были определены и основные средства формирования этнического самосознания подрастающего поколения в марийской народной педагогике, такие как устный народный фольклор (колыбельные песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, приметы и т. п.) — неповторимая красота родной природымузыка и песнидекоративно-прикладное искусствонародные коллективные действия — обычаи и ритуалы, игры и праздникитрадиционная марийская вера.

В процессе формирования этнического самосознания подрастающего поколения на протяжении столетий реализовались такие функции марийской народной педагогики, как мировоззренческая, ценностно-ориентационная и нравственно-регулятивная воспитательные функциикоммуникативная функцияинтегративно-коллективообразующая функциякультурологическая воспитательная функция.

К началу XX века усилиями передовых марийских педагогов-просветителей, таких как И. Моляров, Т. Семенов, П. Ерусланов, П. Глезднев, В. Васильев, П. Кунаев, Т. Ефремов, П. Григорьев и др. С братской помощью демократически настроенных русских ученых и педагогов были заложены педагогические ссылки создания национальной марийской школы, формирования этнического самосознания марийских детей в процессе их образования. Фактически же развитие марийского образования ни в XIX, ни в XX веке так и не привело к созданию подлинно национальной школы, проникнутой духом национальной культуры и народной педагогики и способствующей эффективному формированию этнического самосознания учащихся.

В процессе исследования были выявлены этнокультурные особенности восточных марийцев, проживающих на территории Республики Татарстан, а также определены основные проблемы формирования и развития этнического самосознания марийцев в условиях многонациональной культурно-языковой среды.

Всесторонний учет исторических особенностей жизнедеятельности, образования и этнической культуры марийцев, живущих на территории Республики Татарстан, а также выявленных в ходе исследования проблем формирования их этнического самосознания позволил определить педагогические условия формирования этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды:

• комплексное стимулирование процессов этнической самоидентификации и этнического самоопределения учащихся;

• формирование в ходе учебно-воспитательного процесса этнической историко-культурной доминанты сознания учащихся;

• создание на базе школы целостной микромодели традиционно этнокультурной среды, воспроизводящей традиционные формы взаимоотношений, поведения и деятельности марийского народа;

• реализация поликультурной модели содержания учебно-воспитательной работы в школе (модели «диалога культур»);

• учет исторического опыта марийского народа по формированию этнического самосознания подрастающего поколения.

В процессе исследования были определены основные пути и средства реализации каждого из данных педагогических условий в учебно-воспитательном процессе марийской национальной школы. Разработаны теоретические модели традиционной этнокультурной среды и диалога культур в системе учебно-воспитательной работы марийской национальной школы в условиях многонациональной культурно-образовательной среды. Кроме того, в процессе исследования разработана модель учета исторического опыта марийского народа в процессе формирования этнического самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды.

Исследование показало, что формирование этнического самосознания учащихся марийских школ Республики Татарстан должно осуществляться по специально разработанной системе, реализующей выявленные в исследовании педагогические условия эффективности формирования этнического самосознания в учебном процессе, во внеклассной и внешкольной работе в сотрудничестве с семьей и сельской общиной. В процессе исследования была разработана теоретическая модель формирования самосознания учащихся-мари в условиях многонациональной культурно-образовательной среды.

Практическое осуществление данной модели предусматривает одновременную реализацию двух специально разработанных целевых комплексных программ формирования этнического самосознания учащихся в процессе обучения предметам учебно-познавательного цикла, а также во внеклассной и внешкольной работе.

Исследование показало, что регионально-национальный компонент, выраженный в обоснованном использовании в содержании основных учебных предметов элементов марийской национальной культуры и народной педагогики, значительно обогащает знания учащихся о культуре своего народа, ее особенностях, сложившихся в ближайшей региональной среде, создает привязанность к культурным достижениям своих предков, воспитывает национальные черты характера, личностные качества, поддерживаемые традиционной культурой народа, что и обеспечивает эффективное формирование этнического самосознания учащихся.

Внеклассная и внешкольная работа позволяет интегрировать и корректировать деятельность школы по формированию этнического самосознания учащихся, развитию способностей индивидуального самовыражения личности как носителя многонациональной культуры.

Этнопедагогизация воспитателей деятельности школы с активным применением марийских народных традиций представляет собой широкий комплекс воспитательных дел в рамках организации деятельности кружков, секций, классных часов, факультативов, экскурсий, конференций, диспутов, встреч, праздников, обрядов, обычаев и т. д. Стержнем этой деятельности является целевая комплексная программа «Марийская национальная культура», предназначенная для ознакомления учащихся с родным краем, ее природой, этнокультурой, для их приобщения к соблюдению обычаев, обрядов, традиций и т. д.

Проведенная экспериментальная работа показала, что внеклассная и внешкольная деятельность учащихся с опорой на национальные традиции обеспечивает существенные позитивные изменения в росте уровня сформированности этнического самосознания. Весь учебно-воспитательный процесс должен быть пронизан духом народа, построен на основе принципа народности.

Эффективность формирования этнического самосознания учащихся во многом зависит от степени освоенности социума в границах определенного региона. Только в этом случае можно рассчитывать на возможность создания регионально-этнического социума, погружающего учащихся в мир культурных ценностей своей нации. Главным образом составляющим регионально-этнического социума являются семья и сельская община, настроенные на осуществление определенной воспитательной стратегии совместно со школой.

В то же время исследование показало, что успешная реализация научных результатов эксперимента невозможна без решения проблемы воспитания этнической культуры у самих учителей марийских национальных школ. Многие из них на сегодняшний день не подготовлены к использованию в учебно-воспитательной работе национальной педагогики, не являются по сути носителями национальных ценностей. У них отсутствует этническое мышление, они слабо владеют языком, недостаточно осведомлены в области истории, обычаев, традиций, национального менталитета, психологии, устного народного творчества и т. п. Необходимо специальное педагогическое исследование по данной проблеме, а также практическая перестройка системы подготовки будущих учителей для марийских школ в педагогических образовательных учреждениях и институтах повышения квалификации работников образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991. — 11 с.
  2. В. Н. Марийская школа и народное образование в конце XIX начале XX века // Вопросы дореволюционной истории марийского края. Йошкар-Ола, 1978.
  3. Н.А. Экологий да тазалык = Экология и здоровье. Йошкар-Ола, 1996.-64 с.
  4. А. Н. Структура общественного сознания. М., 1973. 86 с.
  5. П. А. Первые дореволюционные буквари и вопросы народного образования //200 лет марийской письменности. Йошкар-Ола, 1977.
  6. П. А. Некоторые вопросы народной педагогики //Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1986. Вып. 5.
  7. П. А. Структура народной педагогики по материалам фольклора //Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 7. Йошкар-Ола, 1989. С. 65−81.
  8. П. А. Просветители марийского края. Йошкар-Ола, 1990.
  9. Л. Следы пребывания марийцев в Восточном Закамье //Аргамак, 1996. № 4.-С. 164−170.
  10. Г. А. Происхождение марийского народа по археологическим данным //Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967.
  11. Н. А. Общение школьников в многонациональной среде //Советская педагогика. -1991. № 12. — С. 23.
  12. В. А. Мировоззренческие представления финно-угорских народов по данным фольклора //Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1994. Вып 11.
  13. В. А. Взаимосвязь фольклора с этнографией //Основные тенденции развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1989. С. 5−11.
  14. В. А. О некоторых проблемах изучения поэтики легенд и преданий //Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1982. Вып. 3.
  15. В. А. Народная драма. Йошкар-Ола, 1976. 200 с.
  16. В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. 184 с.
  17. А. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Казань, 1997. 41 с.
  18. В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ, 1971.—28 с.
  19. К. Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ, 1991. 192 с.
  20. Библиотечка «Домострой» в семи книгах. Минск, 1991. 336 с.
  21. С. А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис //Известия Общества Археологии, Истории, Этнографии при Императорском Казанском университете. Т. 26. Вып. 3. Казань, 1910.
  22. Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  23. Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. 283 с.
  24. С. Н. Из философии культуры. Размышления о национальности. М&bdquo- 1992.
  25. Д. М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ, 1993. -136 с.
  26. А. Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Казань, 1996. -16 с.
  27. М. И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе. Учебно-методическое пособие для студентов. Набережные Челны, 1995. -40 с.
  28. К. К. Просветительство и реализм. Йошкар-Ола, 1975. 246 с.
  29. Е. В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений. Автореф. дисс. на соск. уч. ст. докт. пед. наук. Казань, 1996. 50 с.
  30. В. М. Сборник материалов по устной марийской народной словесности. Фольклор. М., 1931.
  31. В. М. Письменные памятники на марийском языке конца XVIII века и первой половины XIX века. Йошкар-Ола, 1953. Вып. 5.
  32. К. К., Попов Н. С. К проблеме духовного мира и художественноэстетических идеалов крестьянства марийского края пореформенного периода (60−90 гг. XIX в.) //Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1990.
  33. Венгерские ученые о Марийском крае и народе. Йошкар-Ола, 1990.
  34. Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
  35. Е. М. Использование элементов народной педагогики в развитии творческих способностей младших школьников //Педагогические воззрения народа мари и. С. 14—17.
  36. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 376 с.
  37. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. 335 с.
  38. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. 168 с.
  39. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии в сфере воспитания. Чебоксары, 1999. 88 с.
  40. К. С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. М., 1990. -144 с.
  41. О. М. Фольклорные коллективы. Йошкар-Ола, 1989. 23 с.
  42. О. М. Мом ешараш? = Что добавить? //Г.Микай. Йошкар-Ола, 1993.
  43. О. М., Третьяков О. А. Курмызак олык = Песенная поляна Курмызак. Йошкар-Ола. 1999. 208 с.
  44. О. М. Сокровища стороны Элнет. Йошкар-Ола, 1997. 208.
  45. О. М. Народная музыка мари: традиции и современность. Учебное пособие. Йошкар-Ола, 1999. 56 с.
  46. О. М. Музыкальный фольклор как неотъемлемая часть духовного развития личности //Педагогические воззрения народа мари. С. 7−9.
  47. М. К. Методика педагогических исследований. М., 1976. — 208 с.
  48. А. М. История Ныргындинской начальной марийской школы. Ныргында, 1960 (рукопись). 96 с.
  49. Р. П. Использование элементов национально-регионального компонента в формировании и развитии декоративно-прикладных навыков учащихся //Педагогические воззрения народа мари. С. 18−21.
  50. Ю. А. Подготовка будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе. Автореф. дисс на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Чебоксары. 1999. -24 с.
  51. Э. А. Воспитание учащихся на обычаях и традициях марийского народа //Педагогические воззрения народа мари. С. 17−18.
  52. Jl. М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981.
  53. И. В. Все мы люди (размышления историка об этническом самосознании) //Знание — сила, 1989, № 4.
  54. П. Г. Проблемы национального самосознания в истории общественной мысли. Волгоград, 1990.
  55. Э. В. Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической онамастики. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1999. 20 с.
  56. П. М. Первая учебная книжка для совместного обучения черемис и русских. Казань, 1897.
  57. Е. П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М., 1992. 233 с.
  58. Н. П. Национальное самосознание как объект философского анализа. Дис. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук. М., 1997.
  59. П. Как веселится черемисская молодежь //Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 3, 1915.
  60. Зубайраев В. J1. В познании национального и общечеловеческого нет мелочей //Советская педагогика. 1991. — № 1.
  61. И. Г. Из истории марийской письменности. -Йошкар-Ола, 1996.
  62. Н. И. Неизвестная рукопись П. Ерусланова /Юнчыко. 1992. -№ 3 (на марийском яз.).
  63. В. Буймо школ //Марий Коммуна. -1978. 4 марта.
  64. Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань, 1999. 128 с.
  65. История и культура марийского народа //Сост. Андреянов А. А., Герасимов О. М. и др. Хрестоматия для учащихся X классов. Йошкар-Ола, 1998. 216 с.
  66. История и культура марийского народа. .Хрестоматия для учащихся IX-XI классов. Йошкар-Ола, 1998. 216 с.
  67. Из истории развития народного образования и просветительства в среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. -152 с.
  68. Износков J1. А. Обычаи горных черемис. -Казань, 1868−1869.
  69. А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М., 1991.
  70. Н. И. Записка //Церковные ведомости. -Казань, 1899. С.350−354.
  71. Н. И. Система народного просвещения инородцев и о Казанской центральной крещенско-татарской школе. -Казань, 1913.
  72. Е. А. Обеспечение управления качеством образования в регионе, ведение предметов регионального содержания. Образовательные стандарты //Педагогические воззрения. .С. 21−24.
  73. История Ныргындинской начальной марийской школы. Ныргында, 1932. -38 с. (рукопись).
  74. История Ильнетской средней школы (Рукопись).
  75. JI. Е. Воспитание на народных традициях //Педагогические воззрения. .С. 27−30.
  76. Jl. X. Художественно-эстетическое воспитание учащихся I-VII классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -Казань, 1999. 26 с.
  77. Д. Е. Формирование диалектов марийского языка. Йошкар-Ола, 1985.
  78. Р. Г. Состояние, проблемы и пути развития образования в Республике Марий Эл // Вестник Марий Эл. 2000. — № 3. — С. 4−16.
  79. Е. И. Социальная структура и национальное самосознание. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -М., 1971. 18 с.
  80. К. И. Очерки этнической истории марийского народа. Йошкар-Ола, 1978.
  81. К. И. Этнография народов Поволжья. -М., 1964.
  82. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. -М., 1984. 332 с.
  83. Краткий этнологический словарь.-М., 1994.
  84. Л. Очерки потестарно-политической этнографии. -М., 1988.
  85. С. К. Очерки из быта черемис //Древняя и новая Россия. -СПб, 1877.
  86. Л. С. Образцы лесных духов в марийском фольклоре //Вопросымарийского фольклора и искусства. Вып. VII. -Йошкар-Ола, 1989.
  87. А. Е. Лексические особенности пословиц восточных финно-угров //Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 7. Йошкар-Ола, 1989. — С. 12−19.
  88. Д. Е. Марий калык модыш = Марийские народные игры. -Йошкар-Ола, 1990. 60 с.
  89. С. К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис //Этнографическое обозрение. №№ 1−2. — 1904.
  90. В.А. Политехническая культура учителя. М., 1998. — 176 с.
  91. П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: страницы истории педагогической мысли. -М., 1991. 176 с.
  92. В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары, 1996. — 227 с.
  93. П. Н. Национальный вопрос (Происхождение национальности и национальные вопросы в России). -М., 1925. 124 с.
  94. Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивидуума. -М., 1990.-222 с.
  95. В. С. Развитие межнациональных отношений основа формирования самосознания личности //Просвещение на крайнем Севере. № 25. -СПб., 1992.
  96. Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Казань, 1990. -16 с.
  97. А. Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VIII-XIV в.в.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -Казань, 1995.-22 с.
  98. Г. В., Нгоамов Р. А. Педагогическая культура татарского народа. Пособие для учителей, преподавателей и учащихся. -Казань, 1994. 114 с.
  99. Марийские национально-региональные компоненты образовательных стандартов. Материалы научно-практической конференции. -Йошкар-Ола, 1995. 75 с.
  100. Т. Л. Родильные обряды марийцев //АЭМК. Вып. 22. -Йошкар-Ола, 1993.
  101. Марийские народные сказки.-Йошкар-Ола, 1984.
  102. Марийский фольклор: мифы, легенды, предания. -Йошкар-Ола, 1991.
  103. О. О черемисах Уфимской губернии //Этнографическое обозрение. -Казань, 1984. -№ 3.
  104. Э. Д. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола, 1985.
  105. Микай Г.(= Герасимов М. С.). Пакча = Огород. -М., 1926.
  106. И. Я. Беседы к черемисам Кузнецовского района //Известия по Казанской епархии, 1873.
  107. Народная педагогика и психология. -Йошкар-Ола, 1998. 10 с.
  108. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения /Состав. Ахияров, Бронников С. А., Исхаков Г. К. -Уфа, 1992. — 48 с.
  109. Национальное, интернациональное и общечеловеческое в воспитании учащихся в интернатных учреждениях республики: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы докладов научно-практической конференции. -Чебоксары, 1991.-21 с.
  110. Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы Международной конференции. -Якутск, 1993. 320 с.
  111. П. Н. Марийские народные музыкальные инструменты-Йошкар-Ола, 1959.
  112. Н. В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. Казань, 1919.
  113. Н. В. История мари (черемис). Вып. 1. -Казань, 1920.
  114. Г. А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск, 1997. — 136 с.
  115. Очерки по истории народов Поволжья и Приуралья. Вып. 1. Казань, 1967.-114 с.
  116. Педагогические воззрения народа мари и их воплощение в практике работы школ Республики Татарстан. -Йошкар-Ола, 2001. 56 с.
  117. В. В. Удмурты: Опьп компонентного анализа этноса. -JL, 1977.-136 с.
  118. Политология: Энциклопедический словарь. -М., 1993.
  119. Н. С. О некоторых обрядах и обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью марийцев //АЭМК. Вып. 4. -Йошкар-Ола, 1979.
  120. Н. С. Марийские молитвы, заклинания. -Йошкар-Ола, 1991. 256 с.
  121. К. С. Ардинский приход Козьмодемьянского уезда //"Известияобщества археологии, истории и этнографии" при императорском Казанском университете. Т. 16. Вып. 2. Казань, 1900.
  122. Jl. JT. Развитие личности в условиях внеурочной деятель-ности//Педагогические воззрения народа мари. С. 31−36.
  123. Р. К. Народная педагогика алтайцев. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. —Л., 1993. 18 с.
  124. Н. А. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. -Ташкент, 1987. 97 с.
  125. Р. А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -Казань, 1996. 23 с.
  126. К. Б. Проблема семейного воспитания в народной педагогике Карачая и Черкесии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -М., 1989. 17 с.
  127. Г. А. Восточные марийцы. -Йошкар-Ола, 1975. С. 245.
  128. М. Т. Апшат Макси журналист //Марий Коммуна. — 1967. -3 августа (на мар. яз.).
  129. JI. В. Культура самосознания. -М., 1989.
  130. Э. И. Этнопедагогика чувашской семьи. -М., 1997. 384 с.
  131. Г. И. Декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы (XIX-XX вв.) // Изобразительное искусство Марийской ССР. -Йошкар-Ола, 1989.
  132. Г. И. Марийская народная резьба по дереву. -Йошкар-Ола, 1989.
  133. Соколов J1. А. Марийские танцы. -Йошкар-Ола, 1964.
  134. А. Г. Сознание и самосознание. -М., 1983.
  135. А. Ф. Просветитель С. А. Нурминский. -Йошкар-Ола, 1979. 76 с.
  136. А. Ф. Нурминский С. А. просветитель 60-х годов XIX века. -Йошкар-Ола, 1989. — 24 с.
  137. И. Н. Положение женщины в марийской семье (конец XIX -начало XX вв.) //АЭМК. Вып. 5. -Йошкар-Ола, 1981.
  138. И. Н. Дореволюционная марийская семья и ее быт //АЭМК. Вып. 20.-Йошкар-Ола, 1991.
  139. И. Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. -Казань, 1889.
  140. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. Прохоров A.M. М., 1987.
  141. Сознание // Философский словарь. М., 1975. С. 373−374.
  142. И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.216 с.
  143. Т. Использование прогрессивных традиций Мордвы в воспитании гуманности у младших школьников. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Казань, 1982. 16 с.
  144. Теоретические и прикладные идеи этнопедагогики народов в России. М., 19%.
  145. П. Национальные традиции молодежи // Вестник Марий Эл. -Йошкар-Ола, 2000. — № 3. — С. 82−84.
  146. Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского фольклора / Под ред. Чурикова И. А. Йошкар-Ола, 1998.
  147. Р. И. Порым гына ойлынем = Хочу сказать только хорошее /Юнчыко, 1992.-№ 2.
  148. Р. И. Писатель, туныктышо, поро ача = Писатель, учитель, добрый отец /Юнчыко. 1996. № 5.
  149. В. П. Нация: история и современность. -М., 1996.
  150. О. А. Очерки истории марийской народной педагогики Вятско-Камского региона. -Йошкар-Ола, 2000. 49 с.
  151. О. А. Проблема возрождения народных традиций в современных условиях //Педагогические воззрения народа мари. -С. 36−40.
  152. Е. Н. Воспитание учащихся на традициях культуры марийского народа //Педагогические воззрения народа мари. -С. 40−41.
  153. Е. Н. Внедрение национально-регионального компонента в образовательный стандарт//Педагогические воззрение народа мари. -С. 41−44.
  154. А. Т. Очерки педагогики марийской начальной школы дооктябрьского периода. -Йошкар-Ола, 1957.
  155. Ю. С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. -Казань, 1996. -С. 6−7,25.
  156. А. К. Духовное обновление общества. -М., 1990.
  157. К. Д. Собрание сочинений. -Т. 3. М. -Л., 1978. 498 с.
  158. К. Д. Собрание сочинений. -Т.6. -M-JL, 1949.
  159. С. И. Этнопедагогические воззрения марийского народа-Йошкар-Ола, 1998. 53 с.
  160. Г. П. Судьба и грехи России. -Т. I. -СПб., 1991- т. II. -СПб., 1992.
  161. А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. -Казань, 1840.
  162. Я. И. Из истории педагогической мысли татарского народа.-Казань, 1967. 232 с.
  163. Я. И. История педагогики татарского народа. -Казань, 1975. -163 с.
  164. Ф. Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -Казань, 1995. С. 7−8.
  165. Г. Ф. Принципы формирования национального самосознания у учащихся //Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения.-М" 1994.-С. 172−184.
  166. Хусаинов 3. А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 16 с.
  167. О. И. Системный подход к диагностике результатов обучения в вузе. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. -17 с.
  168. И. А. Краеведение и народная педагогика. Йошкар-Ола, 1995.
  169. И. А. Марийская народная педагогика. Йошкар-Ола, 1999. — 158 с.
  170. И. А. Профориентация на основе марийской народной педагогики. Йошкар-Ола, 1995. — 90 с.
  171. P. X., Сибгатуллина А. Т., Сибгатуллин Р. Г. Татарская народная педагогика. Набережные Челны, 1997. -136 с.
  172. P. X. Этнокультурная подготовка будущего учителя сельской школы в педвузе //Современная сельская школа: реалии и перспективы. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Елабуга, 1993,-С. 214−217.
  173. P. X. Возрождение национальной школы в современных условиях //Педагогические воззрения народа мари. С. 3−7.
  174. P. X., Сибгатуллин P. X. Татарская национальная педагогика. -Казань, 2000. 392 с.
  175. Шарафутдинов 3. Т., Ханбиков Я. И. История педагогики Татарстана.-Казань, 1998.-306 с.178: Швецова Г. И. Социально-педагогические основы регионализации образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кан. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. — 23 с.
  176. А. И. Адыгская народная педагогика. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Казань, 1994. — 46 с.
  177. Этнокультурные ориентации школьной молодежи как фактор национального согласия в обществе. Казань, 1996. — 38 с.
  178. А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1948.- 114 с.
  179. К. Г. Горные марийцы. Йошкар-Ола, 1995.
  180. JI. 3. Семейное воспитание на обычаях и традициях марийского народа //Педагогические воззрения народа мари. -С. 44−46.
  181. А. Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. -Йошкар-Ола, 1976. 76 с.
  182. Г. Религиозные обряды черемис. -Казань, 1887.
  183. Deutsch К. W. Nationenbildung Nationalstaat-Integration. Hrgs. von A. Aschkenasi und P. Schulze. Dtisseldorf, 1972. P. 204.
Заполнить форму текущей работой