Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эколого-краеведческое содержание учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена созданием новой образовательной ситуации на фоне регионализации и экологизации школьного образования с одной стороны и слабой разработанностью методических материалов для реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта с другой стороны. На преодоление экологического кризиса путем формирования экологического сознания… Читать ещё >

Содержание

  • УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
    • 13. 00. 02. — теория и методика обучения и воспитания (экология: уровень общего образования)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель -кандидат педагогических наук, доцент Н.Т. Козлова
  • Ижевск,
    • Глава 1. Состояние проблемы организации учебной исследовательской деятельности учащихся в теории и практике
    • 1. 1. Сущность и структура учебной исследовательской деятельности
    • 1. 2. Дидактические условия формирования исследовательских умений у учащихся
    • 1. 3. Краеведческий принцип в обучении и его роль в формировании исследовательских умений у учащихся
  • Выводы по первой главе
    • ГЛАВА 2. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе эколого-краеведческой деятельности
    • 2. 1. Концепция технологии формирования содержания ЭКУИД
    • 2. 2. Дидактические условия повышения эффективности эколого -краеведческой деятельности учащихся
    • 2. 3. Экспериментальная программа формирования исследовательских умений у учащихся
    • 2. 4. Влияние эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности на формирование исследовательских умений у учащихся
  • Выводы по второй главе

Эколого-краеведческое содержание учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена созданием новой образовательной ситуации на фоне регионализации и экологизации школьного образования с одной стороны и слабой разработанностью методических материалов для реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта с другой стороны. На преодоление экологического кризиса путем формирования экологического сознания через расширение сферы деятельности учащихся по изучению и сохранению окружающей среды своей местности акцентируют внимание современные педагоги и психологи и принимают на высшем уровне конструктивные меры. На симпозиуме педагогов (Будапешт, 1976 г.) среди целей экологического просвещения стояло: «Экологическое краеведение в процессе внеклассных занятий школьников». 4 С. 20 ] В «Программе ООН по окружающей среде» (1977) один из принципов гласит: «использовать различные учебные условия и широкий диапазон педагогических подходов в образовании по вопросам окружающей среды и на этой основе строить практическую деятельность и непосредственный опыт.». В числе задач Международного конгресса, проходящего под эгидой ЮНЕСКО-ЮНЕП (Москва, 1987 г.), стояла: «разработка адаптированных к различным условиям учебных программ, дидактических материалов, руководств и пособий."[4 С. З] На конференции в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.) внимание вновь акцентируется на решение задач, направленных на формирование экологической личности через обеспечение вовлечения школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды. Для этого странам рекомендовано подготовить кадры. [103] История показывает, что в России, начиная с XVIII века и до 20-х гг. ХХвека, отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась школьникам, в основном, в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов. 37 С.283].

Для реформирования образования учителям необходимо постоянно находиться в поиске новых элементов в обучении и воспитании, улучшать результаты педагогического процесса. Ознакомление учащихся с современным уровнем науки, приобщение к исследованию является важной задачей данного этапа развития школы. Ученые отмечают, что имеющийся в настоящее время опыт организации и проведения исследовательской работы в образовательной системе России, свидетельствует о позитивных перспективах дальнейшего развития и совершенствования этого вида учебной и учебно-профессиональной деятельности. [46].

Вопросы привлечения школьников к исследованию в процессе изучения различных школьных предметов нашли отражение в трудах Е.Н.Кабановой-Меллер, В. В. Давыдова, И. В. Душиной, Г. А. Понуровой, М. И. Махмутова, И. А. Зимней, Е. А. Шашенковой, JI.A. Казанцевой, Л. В. Занкова и др. На развитие теории исследовательского подхода в обучении оказали влияние исследования Т. Н. Барановой (1974), А. В. Кулева (1991), Е. В. Красновой (1997), Н. В. Беспятых (1998), Т. Г. Санниковой (1998), С. Н. Вахрушевой (2000), В. Н. Гришиной (2000), Г. А. Дзида (2001), 0.JI.Калининой (2001) и др. [136,2,49,9,62,61,16,111,21,30,38,50 и др.] Значение творческой, поисковой деятельности в реализации личностного потенциала школьников, в создании благоприятных условий для активной учебной исследовательской деятельности учащихся как в школе на уроке, так и вне урока раскрывается в публикациях A.B. Усовой (1986), Н. В. Добрецовой (1991), Е. В. Шикова (1995) и др. [128, 39, 140 и др.].

В ходе исследования мы опирались на исследовательские методы и приемы организации краеведческой деятельности, раскрытые в практикумах по географическому краеведению: М. А. Никоновой, А. Ф. Прохорчина, А. З. Сафиуллина, Н. Т. Козловой, В. М. Успенской и др. 87,105,112,101 и др.].

Проблему формирования исследовательских умений у учащихся актуализируют результаты второго международного исследования по сравнительной оценке подготовки учащихся, проводимого с 1989 по 1992 г Американским центром педагогического тестирования (Educational Testino Servise — ETS). Из 175 тысяч принимавших участие, были 8 тысяч школьников бывшего СССР. Анализ показал, что наиболее трудными для наших школьников оказались задания на планирование и проведение экспериментальных исследований. 80% наших учащихся ответили, что почти каждый урок слушают объяснение учителя на уроках естественнонаучного цикла. В остальных странах учителя объясняют учебный материал значительно реже. 53].

При реализации краеведческого принципа в обучении исследовательский метод выступает как обязательный Сущность такого подхода основана на праве ученика на самоопределение и самореализацию в познании через овладение способами учебной работы, а умения, полученные в ее процессе применяются в ситуациях, не заданных обучением. В сельской школе имеется большая возможность для организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности, так как в ближайшем окружении расположены различные природные и антропогенные ландшафты, поэтому не нужно организовывать специальные выезды и затрачивать на них время.

Внедрение регионального компонента образования позволило активизировать эколого-краеведческую деятельность, повлекло за собой создание авторских программ, отвечающих Государственному Стандарту образования, адаптированных для конкретной территории, отвечающих запросам учащихся.

В общеобразовательной школе всестороннее познание своего края предусмотрено в официальных программах школьных предметов, в том числе и географии. На основе этой программы в Удмуртской Республике разработан и внедряется региональный географический компонент.

Программа по изучению Удмуртии разработана в 1993 году и предложена ИУУ как базисная для школ всех типов. Программы и пособия для изучения своего населенного пункта и района предполагается разрабатывать на местах силами учителей и учащихся, как условие выполнения школьной программы по географии. [105] Для решения этой задачи, новой как для учителей, так и учащихся, требуется использование приемов получения, оформления, представления результатов.

Для использования приемов учащимся необходимо владеть специальными исследовательскими умениями. Однако анализ литературы и беседы с учителями позволили выявить трудности в организации исследований в условиях сельской школы, которые основаны на том, что не определены: сущность, структура, содержание эколого-краеведческой деятельности, обеспечивающей формирование исследовательских умений у учащихся в условиях сельской школыне выделены исследовательские умения, которые необходимо формировать у учащихся, в то время как региональный компонент содержит большинство школьных предметов, особенно предметы естественного цикла.

В период внедрения регионального компонента образования учитель сам получает новые для себя знания и спешит ими поделиться с учащимися. Чтоб занятия не приняли форму получения готовой информации от учителя, необходимо пересмотреть подход к осуществлению учебного процесса, а именно организовать получение знаний непосредственно из реальных источников информации с помощью специальных умений в условиях эколого-краеведческой деятельности.

Трудности учителей связаны с тем, что не определены педагогические условия формирования исследовательских умений, позволяющих осуществлять эколого-краеведческую деятельность с целью внедрения регионального компонента образования. Умения и навыки, которыми овладевают учащиеся в процессе эколого-краеведческой деятельности, связаны с работой над различными источниками информации: архивными материалами, периодической печатью, литературными источниками, воспоминаниями старожилов, непосредственными наблюдениями, ощущениями. Анкетирование учителей географии Можгинского района Удмуртии выявило их потребность в дополнительных знаниях по проблеме организации эколого-краеведческих исследований. Трудности в организации исследований учащихся связаны с отсутствием учебно-методического обеспечения, которое нуждается в разработке и апробировании в условиях обновления содержания образования, с отсутствием знаний о системе научного управления мотивами изучения родного края. Характеризуя состояние изученности проблемы, отметим, что по-прежнему актуальными остаются вопросы использования краеведческого принципа обучения в общеобразовательных учреждениях. Объясняется актуальность внедрением национально-регионального компонента образования и включением в него экологического содержания. Программы средней школы предлагают только направления эколого-краеведческой работы, а содержание, объем и формы изучения родного края каждый учитель определяет самостоятельно. В связи с тем, что при использовании краеведческого принципа исследовательский прием является основным, неизбежно возникает проблема конструирования содержания эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности, что определяет цель настоящего исследования.

Объект исследования составляет эколого-краеведческое содержание исследовательской деятельности учащихся.

Предметом исследования является процесс формирования исследовательских умений в курсе эколого-географического краеведения в сельской школе.

Под процессом формирования исследовательских умений в настоящем-исследовании понимается совокупность действий в организации и проведении учебной эколого-краеведческой деятельности, технология которой предложена концептуально.

В основе диссертационного исследования лежит следующая гипотеза: формирование исследовательских умений у учащихся будет осуществляться эффективно, если:

— в процессе организации эколого-краеведческой деятельности будет создана творческая, обучающая среда, актуализирующая, стимулирующая исследовательскую деятельность,.

— учащиеся вовлечены в эколого-краеведческую деятельность через систему исследовательских заданий на теоретических, практических занятиях и полевой практике,.

— будет разработана и внедрена в эколого-краеведческую деятельность определенная система дидактических условий, а дидактические средства обучения будут содержать теоретическую базу, диагностику уровня экологических знаний и исследовательских умений учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Показать состояние проблемы организации учебной исследовательской деятельности в теории и практике.

2. Разработать концепцию технологии формирования содержания эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы.

3. Разработать методические средства для организации и проведения эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности учащихся, содержащие программу курса эколого-географического краеведения, комплекс заданий исследовательского характера, методическое пособие «Юному исследователю своего края». 4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности учащихся в формировании исследовательских умений у учащихся. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:

1. Теоретические методы: изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, системный подход к организации краеведческой деятельности, направленной на формирование исследовательских умений у учащихся- '.

2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование и анкетирование, эксперимент;

3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения ученых о ведущей роли исследовательских умений в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании личности, достижения отечественных педагогов в области активизации обучения и профессиональной педагогической деятельности М. И. Махмутова, E.H. Кабановой-Меллер, И. П. Подласова и др.- личностно-ориентированный подход в обучении, разработанный И. С. Якиманскойосновные положения теории развивающего обучения, разработанные Л. С. Выготскимтеоретические положения проблемного обучения И. Я. Лернераисследовательский подход в обучении И. А. Зимней, Е. А. Шашенковой и.др.- положения об основах развития экологической личности С. Д. Дерябо, В. А. Левина, В. М. Басоваположения обучения на основе исследования, игры, дискуссии, определенные М. В. Клариным, A.M. Матюшкиным и др.- программно-методические материалы по экологии, региональному курсу географии, базисный учебный план, геоэкологический стандарт национально-регионального компонента основной школы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке концепции технологии формирования содержания эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельностидана авторская трактовка понятиям исследовательская деятельность, исследовательские умения, которые необходимы для эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельностив систему обучения введено понятие эколого-краеведческая учебная исследовательская деятельность, эколого-краеведческая деятельностьдана характеристика эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности в системе целостного учебного процессаопределены приемы эффективной реализации эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования для организации систематической эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности учащихсяразработкой учебно-методического комплекса и технологии его созданияразработкой практических рекомендаций по повышению эффективности формирования исследовательских умений у учащихсяразработкой направлений и тем для эколого-краеведческих исследований учащихсявнедрением разработанной системы эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности в образовательную систему отдельных школ Удмуртии.

Научная обоснованность и достоверность исследования обеспечена длительностью эксперимента, контрольным сопоставлением результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебно-методический комплекс для организации эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности.

2. Концепция технологии формирования эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности.

3. Результаты эффективности разработанного содержания, показатели успешности формирования исследовательских умений у учащихся в процессе эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности.

Апробация работы: в диссертации обобщен 9 — летний опыт работы автора в качестве учителя географии и ведущего спецкурс «География и экология колхоза «Трактор». Теоретические положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на научных международных, всероссийских, республиканских конференциях, проводимых в г. Смоленске (2001 г.), г. Ижевске (1999;2001 гг.), г. Глазове (1999 г.) — материалы исследования докладывались на занятиях секций районных методических объединений учителей экологии, биологии, истории, географии, краеведения.

Результаты исследования внедрены в процесс обучения географии для реализации программы регионального компонента образования в Александровской, Можгинской, Кватчинской и некоторых других школах Удмуртии. Практические рекоме^ации были использованы для организации исследований с учащимися в летних районных экологических лагерях. Программа спецкурса «География и экология колхоза «Трактор», рабочая тетрадь на печатной основе, методическая разработка эколого-краеведческой экспедиции были представлены на Республиканский конкурс методических разработок и были отмечены дипломом и благодарственным письмом. Исследовательские работы учащихся были представлены на научно-практических конференциях и конкурсах как районного, республиканского так и Российского уровня и были отмечены дипломами.

Опыт работы обобщался в Можгинском РОНО и был представлен на республиканском семинаре учителей географии, биологии, экологии.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1996;1997 гг.) анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме исследованиявыявилась специфика эко лого-краеведческой деятельности, изучение ее содержания, форм, методов. Организация диагностического эксперимента позволила констатировать фактические исследовательские умения учащихся, выделить показатели, критерии и уровни их развития. При этом использовались методы анкетирования, беседы с участниками эколого-краеведческой деятельности — учащимися, учителями и методистамибыла выдвинута гипотеза исследованияопределена программа опытно-экспериментальной работы. Разработан учебно-методический комплекс для проведения спецкурса.

На втором этапе (1998;1999 гг.) разрабатывались методические и педагогические подходы к формированию исследовательских умений у учащихся в процессе эколого-краеведческой деятельности через программу спецкурса. На их основе осуществлялось управление эколого-краеведческой деятельностью, своевременное внесение необходимых корректив в программу. Для выявления мотивации использовался метод анкетирования и эксперимент.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) осуществлялось экспериментальное обучение в целях уточнения основных этапов процесса управления формированием исследовательских умений у учащихся, определения критериев и уровня сформированности. Проведение эксперимента сопровождалось анализом полученных результатов.

На четвертом этапе (2000;2002 гг.) проводилась итоговая проверка эффективности используемой методики. Проведен замер показателей уровней сформированности исследовательских умений у учащихся с применением диагностических средств второго и третьего этапов Систематизированы и обобщены, изложены результаты исследования на основе которых разработаны и внедрены в практику рекомендации по формированию исследовательских умений у учащихся в процессе эколого-краеведческой деятельности.

Выводы по второй главе.

Изучение формирования исследовательских умений у учащихся в процессе ЭКУИД позволяет сделать следующие выводы:

1. Основанием для организации ЭКУИД является вариативная часть базисного учебного плана, на которую отводится 10−15% учебного времени.

2. Учебная исследовательская деятельность в сельской школе включает следующее эколого-краеведческое содержание:

— определение по картам географического положения села, в том числе на экологической карте;

— изучение истории возникновения и развития села, используя архивные материалы, периодическую печать, воспоминания старожилов;

— выявление природных условий и ресурсов при работе с реальными источниками информации;

— определение источников загрязнения компонентов природы своей местности, моделирование, прогнозирование дальнейших процессов;

— выявление экологических факторов, влияющих на условия жизни населения;

— изучение влияния отраслей сельского хозяйства на окружающую среду;

— работа над эколого-краеведческими проектами, рефератами, отчетами, докладами и т. д., основанная на личностно-ориентированном подходе;

— эколого-краеведческая экспедиция.

3. Условия эколого-краеведческой деятельности способствуют формированию исследовательских умений у учащихся.

4. В качестве средства изучения родного края является взаимодействие с объектами природы, хозяйства, с населением.

5. К формам ЭКУИД относятся групповые, индивидуальные исследования.

6. Дидактическими условиями формирования исследовательских умений у учащихся являются: комплексное использование элементов дидактического процессавключение учащихся в исследовательский процесс на фоне ролевой игры, дискуссии, на основе проблемного заданияпредоставление учащимся возможности использовать продукт исследования для самореализации, самоопределения, самоутверждения.

7. В основе процесса формирования исследовательских умений у учащихся находится специально разработанный комплекс заданий, направленных на организацию ЭКУИД, в которой реализуются формы, методы и средства, как взаимосвязанные обстоятельства исследовательского процесса при комплексном изучении родного края.

8. Различие между показателями уровня сформированности исследовательских умений в начале эксперимента и в конце указывает на возможность влияния на уровень сформированности исследовательских умений через адекватный выбор содержания ЭКУИД, дидактических средств и условий в процессе эколого-краеведческой деятельности.

Заключение

.

Проведенное исследование было посвящено определению экологического и краеведческого содержания исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы, изучению влияния системы дидактических условий на процесс формирования исследовательских умений у учащихся в условиях эколого-краеведческой деятельности. Через анализ и обобщение теоретических идей предпринята попытка организации системы дидактических условий с целью формирования исследовательских умений средствами педагогики. На основе изучения состояния проблемы учебной исследовательской деятельности, в частности краеведческого принципа в формировании исследовательских умений у учащихся в работе была предложена концепция технологии формирования содержания эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности.

Таким образом, результатом данного исследования стало теоретическое и практическое обоснование педагогических условий формирования у учащихся исследовательских умений и реализация этих условий в процессе организации эколого-краеведческой учебной исследовательской деятельности.

Теоретическое исследование показало, что проблема организации учебной исследовательской деятельности рассматривается широко в теории и практике. В результате увеличивающегося числа школьных предметов, общего количества учебной информации необходимо пересмотреть подход к системе образования. Внедрение национально-регионального компонента предполагает в получении знаний использовать исследовательский подход.

В данном исследовании проблема формирования исследовательских умений у учащихся рассматривается в системе, где с одной стороны реализуются дидактические условия в единстве форм, методов, средств, а с другой — обеспеченный ими положительный опыт поисковой, эколого-краеведческой деятельности.

Под эколого-краеведческой деятельностью мы понимаем совокупность действий, выполняющих функции научного и всестороннего познания своего края. Целью эколого-краеведческой деятельности является удовлетворение познавательной активности, самостоятельности, получение опыта поисковой деятельности как в выполнении действий, так и в применении полученных результатов.

Содержание экспериментального обучения нашло отражение в программе формирования исследовательских умений у учащихся. В процессе исследования разрабатывались и демонстрировались задания проблемного, исследовательского характера в условиях эколого-краеведческой деятельности. Учащиеся выполняли задания, предлагаемые с учетом возрастных особенностей и индивидуальной направленности интересов.

Проведенное исследование показало возможность эффективного формирования исследовательских умений у учащихся на основе разработанной методики эколого-краеведческой деятельности, где результативность формирующей и обучающей деятельности учителя достигается за счет инновационного построения процесса обучения. Апробирование методики было реализовано посредством заданий исследовательского характера на уроке и во внеурочной деятельности.

В ходе экспериментального исследования выявилось, что в процессе включения в эколого-краеведческую деятельность у учащихся постепенно происходят качественные преобразования в структуре личности, которые проявляются в уровне обученности и развития в целом.

Эколого-краеведческая деятельность учащихся в своей структуре содержала действия, направленные на изучение природы своей местности и источников загрязнения компонентов природыизучение населения и влияния природы на его жизнь и деятельностьизучение хозяйства и влияния его на окружающую средуизучение положительного и отрицательного воздействия односельчан на компоненты природы. Деятельность учащихся направлялась на создание нестандартного продукта: реферата, исследовательской работы, проекта, вопросов для беседы, экологического плаката и т. д. Принцип действенности результатов ЭКУИД обеспечивает формирование мотивации самой исследовательской деятельности.

Перечисленные виды работы были адаптированы к потребностям учащихся исходя из их индивидуальных особенностей. Комплекс разработанных и апробированных заданий предусматривал организацию эколого-краеведческой деятельности, направленной на формирование исследовательских умений.

Гипотеза исследования, заключается в предположении о том, что формирование исследовательских умений будет эффективней, если четко определить эколого-краеведческое содержание исследовательской деятельности, оптимально создать дидактические условия для ее осуществления, нашла свое отражение в экспериментальной части работы. Педагогический эксперимент, сравнительный анализ уровня сформированности исследовательских умений у учащихся экспериментальной и контрольной группы показал, что разработанное содержание и структура ЭКУИД обеспечивает формирование исследовательских умений у учащихся и стимулирует ученика к исследовательской деятельности. Исследование показало, что эффективность формирования исследовательских умений основана на реализации следующих дидактических условий: комплексное использование элементов дидактического процессавключение учащихся в исследовательский процесс на основе проблемного задания, ролевой игры, дискуссиипредоставление учащимся возможности использовать продукт исследования для самореализации и самоопределения.

В ходе проведенного исследования мы попытались найти общие закономерности ЭКУИД, экспериментально проверили методические приемы в ходе спецкурса и считаем перспективным использование данного подхода в условиях не только общеобразовательной школы, но и классов с краеведческой направленностью педагогических колледжей. Анализ проведенного исследования указывает на тот факт, что учителями не достаточно осознано необходимость формирования исследовательских умений, а, значит, необходимость формировать мотивы организации исследований с учащимися у самих учителей. Проведенное исследование позволило сформировать предложения по организации и проведению ЭКУИД. Методические рекомендации могут быть использованы в практической работе по организации мониторинга ЭКУИД с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования. — Автореф. дисс. канд.пед.наук., С-Пб, 1994. — 16 с
  2. М.М. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на основе регионально-топонимического материала.- Автореф. дисс. канд.пед.наук, Карачаевск, 1999. 24 с.
  3. Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем.// Психологический журнал. 1995 — т. 16, № 1 — С. 26−30.
  4. C.B. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации.-СПб., 1994.-56с.
  5. Арсенова С. П Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки. Дисс.канд.пед.наук.-., 1990.-215с.
  6. Базисный учебный план баланс интересов страны, региона, школы и ученика (справочно-инф.сборник) — Ижевск, 1998 — 46 с.
  7. H.H. Исторический обзор учебников географии /1976−1934/ М., Географгиз, 1954. 503 с
  8. Т.И. Из истории исследовательского метода обучения в советской школе 20-х годов. В сб.: Новые исследования в педагогических науках. -М., 1970, № 2 (XV).
  9. Т.И. Исследовательский метод обучения в теории и практике общеобразовательной школы РСФСР (1917−1931гг) Автореф. дисс. канд.пед.наук. — М., 1974. — 28 с.
  10. И.И. и др. Внеурочная работа по географии //Под.ред. И. И. Бариновой. -М.: Просвещение, 1988. 157 с.
  11. A.C. О научном краеведении, 1-й сборник, «Вопросы географии», 1946. С. 180.
  12. A.C. Вопросы методики и истории географии. Изд-во АПН РСФСР, -М.: 1961.-264 с.
  13. В.М. Основы развития экологического мышления. Учебно-методическое пособие.- Ижевск, 2001- 45с.14Бахчиева O.A. Разработка содержания и структуры комплексного регионального курса географии.-Автореф. Дисс. канд пед. Наук, М., 2000.17 с.
  14. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.-170 с.
  15. Н.В. Педагогические основы развития исследовательской деятельности учащихся сельских школ.- Автореф. дисс. канд. пед. наук, М, 1998.-23 с.
  16. JI.B. Щербаков C.B. Коллективная познавательная деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе // Биология в школе 1989. — № 6-С.31.
  17. А. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников 1996, № 3 — С. 5−7.
  18. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности у учащихся. -М.: Просвещение, 1984.
  19. В.К. Самостоятельная работа учащихся. М.: 1984.
  20. С.Н. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иностранных языков в неязыковом вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киров, 2000. — 18 с.
  21. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. -М.: НМЦ СПО, 1999 538 с.
  22. Э. В. Лобанов A.M. Наблюдения учащихся в природе с элементами исследования// Биология в школе 1975. — № 2. — С.75.
  23. Вопросы географического краеведения в школе. Методические рекомендации по изучению Новгородской области. НГПИ, Новгород, 1978. -94 с.
  24. .Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада// Советская педагогика, 1991. № 1. — С. 124−130.
  25. О.Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сельской малокомплектной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киров, 2000. — 17 с.
  26. М.В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2000. — 26 с.
  27. П.В. Наблюдения при изучении естествознания // Биология в школе, 1996, № 4. — С. 17−20
  28. В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Елец, 2000. — 16 с.
  29. A.C. Научить думать и действовать: Адаптативная система обучения в школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 175 с.
  30. Л.Ф. Региональный компонент содержания учебного предмета в системе непрерывного образования учителей географии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 1996. — 17с.
  31. В.В. Образовательные технологии: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996- 112 с
  32. Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географических наук //География в школе, -2000. № 4 — С. 49 -55
  33. Н.И. Научно-иследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.-48 с.
  34. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания .- М.: МПСИ, 1999. 310 с
  35. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.-Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 1996.- 480с.
  36. Г. А. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач (на материале обучения естественно-математических дисциплин: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. -М.: 2001. — 30 с.
  37. Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности // Биология в школе 1991, — № 4 — С.59−63
  38. Д.Н. К вопросу о смысле творчества // Философские науки -1987. № 8 — С.87−88
  39. И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии: Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов М.: 1996.- 192 с.
  40. Л.И. Формы и методы внеурочной работы по изучению своего края / в кн. Бариновой И. И. и др. Внеурочная работа по географии /под ред. И. И. Бариновой -М.: Просвещение, 1988. С. 27−30
  41. Л.И. Научные общества учащихся в кн. Бариновой И. И. и др. Внеурочная работа по географии //Под.ред. И. И. Бариновой. М.: Просвещение, 1988. — С. 60−72
  42. Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Учебное пособие к спецкурсу Ленинград, 1986. -80с
  43. Л.В. Избранные педагогические труды М.: Педагогика, 1990. — 424
  44. И.А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, 2001.- 103с.
  45. Исследования деятельность в школе: опыт, поиски, решения. //Под ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь 1999. — 192 с.
  46. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов в умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с
  47. JI.A. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования. Автореф.дисс.докт. пед. наук. — Казань, 1999. — 41 с.
  48. O.JT. Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Пермь, 2001.-24 с.
  49. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  50. М.В. Инновация в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии //Анализ зарубежного опыта Рига, НПЦ «Эксперимент». 1998 — 180 с.
  51. Г. С., Резникова В. З. Научный анализ знаний учащихся: международная программа //Биология в школе, № 3 С.31−35
  52. Н.Т., Успенская В. М. География Удмуртии 8−9 кл.: Учебно-методическое пособие Ижевск, Изд-во ИУУ, 2000−98 с.
  53. A.JI. Исследовательский прием в обучении физической географии / в кн. Обучение географии в школе. Сборник статей по материалам третьих Всесоюзных педчтений. Просвещение, 1975. — С.31−36
  54. Я.А. Великая дидактика Т.1 М.: Учпедиздат, 1939. — 317 с.
  55. Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2 Отдельные произведения М.: Учспедиздат, 1939. — 288 с
  56. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе, 2000 № 2 — С.37−43.
  57. Е.В. Ситуация успеха как фактор воспитания положительного отношения к учению у младших подростков: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург: 1993. 155 с.
  58. Краеведение: пособие для учителя. //Под ред. A.B. Даринскогго. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  59. Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1997. — 22 с
  60. A.B. Развитие исследовательских умений у школьников при углубленном обучении биологии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — СПб, 1991.-18 с
  61. A.B. Исследовательская деятельность школьников на лабораторных занятиях //Биология в школе -1994. № 3 — С. 31−35
  62. A.B. Как написать и оформить реферативную работу // Биология в школе 1995. — № 2 — С. 33.
  63. С.А., Тарасов C.B., Викторов Ю. М. Устав исследовательского общества учащихся школы гимназии № 168// Завуч — 2000, — № 2 — С. 103 112
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977 -304 с.
  65. И.Я. Учить творчески воспитывать личность // Биология в школе. -1988.- № 4-С. 2−55
  66. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  67. И.И. К теории построения учебного предмета // Советская педагогика- 1969.- № 3-С.91−100
  68. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984.-444 с.
  69. И. Применение теории развивающего обучения в германской школе.// Вопросы психологии 2000 — № 4 — с.97−107.
  70. O.A., Магазова Л. Н. Методические рекомендации по оформлению исследовательской работы по биологии Челябинск. 1993. — 10 с.
  71. З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах // Советская педагогика 1990 — № 12 — С. 116−126.
  72. P.M. Теория и практика внедрения национально-регионального содержания в систему общего среднего образования Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1998 — 289 с.
  73. Р.Д. Учить школьников приемам самонаблюдений // Биология в школе 1984. — № 6 — С. 43−46
  74. Р.Д. Как использовать опыты, наблюдения и самонаблюдения при повторении учебного материала // Биология в школе 1985. — № 2 — С. 3338
  75. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории М.: Педагогика — 1975. — 140 с.
  76. С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе «География России»: Методическое пособие.- С-Пб.: Изд-во им. А. И. Герцена, 1999.- 59с.
  77. Методика обучения географии в средней школе. // Под ред. А. Е. Бибик и др. Изд. 2-е М.: Просвещение, 1975. — 384 с.
  78. Методика обучения географии в школе: учеб. Пособие для студентов геогр. Спец. Высш.пед. учебных заведений и учителей географии. //Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1997. — 320 с.
  79. Методы обучения географии (из опыта работы) // Под ред. В. А. Коринской и Л. М. Панчешниковой М.: Просвещение, 1968. -158 с.
  80. П.Н. Использование самостоятельных работ в качестве источника получения новых знаний //Биология в школе 1982. — № 1 — С. 36−39.
  81. В.А. Стратегии решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности // Психологический журнал 1995. — Т. 16 — № 1 -С. 84−90
  82. Мотивационная регуляция принятия решений. Корнилова Т. В. // Вопросы психологии 2001 — № 6 — с.55−65.
  83. Научно исследовательская деятельность учащихся. Серия:" Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве". Отв. редактор Л. Е. Курнешова — М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001, — 204с.
  84. В.В. Особенности географического краеведения во внеурочной работе / В кн. Бариновой И. И. и др. Внеурочная работа по географии // Под. ред. Бариновой И. И. М.: Просвещение, 1988. — С. 26−27.
  85. М.А. Практикум по географическому краеведению: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 2107 «География» М.: Просвещение, 1985 — 127 с.
  86. Г. А. Народная педагогика удмуртов Ижевск: Удмуртия, 1997 -136 с.
  87. Организация внеклассного географического краеведения в школе. Методические рекомендации. Новгород, 1981. — 80 с.
  88. Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы: Доклады Всероссийской научной конференции / 11−13 сентября 1997 г // Под ред. В. В. Давыдова Набережные Челны: Изд-во Института Управления, 1997 — 144 с.
  89. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  90. Педагогика: Учебное пособие для студентов пединститутов //Под. ред. Ю. К. Бабанского М. Просвещение, 1988. — 479 с.
  91. К.С. География населенного пункта (Малая Пурга). 1 часть. Ижевск: Изд-во Удм. ИУУ, 1994 72 с.
  92. H.H. Методка преподавания географии в дифференцированной школе М.: БЛИК и Ко" 2000 г. — 336 с.
  93. А. И. Воробьева Г. В. Методы педагогических исследований М., Педагогика, 1979. — 256 с.
  94. И.П. Педагогика Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: -М.: Гуманист, изд-во Центр ВЛАДОС, 2000 — кн.1, — 576 с.
  95. К.А. Образование в России и Удмуртии на рубеже XX и XXI веков: итоги, проблемы, перспективы (национально-региональный аспект): Учебно-методическое пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001 253 с.
  96. Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  97. H.H., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников М.: Педагогика, 1989 — 152 с.
  98. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под.ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И. Моносзона- АПН СССР М.: Педагогика, 1980. — 224 с.
  99. Программа курса География Удмуртии" для VIII-IX классов /сост. Н. Т. Козлова, В. М. Успенская, Ижевск: Изд-во Удмуртского ИУУ 1993 — 36 с.
  100. Программа изучения удмуртской культуры, привития национального самосознания в I-XI классах общеобразовательной школы: (проект) Ижевск: Изд-во Удм. ИУУ, 1993 17 с.
  101. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио де — Жанейро в популярном изложении. Майкл Китинг. — Женева, Центр «За наше общее будущее», 1993, — 70 с.
  102. Программно-методические материалы: Экология. 5−11 кл. / сост. В. Н. Кузнецов М.: Дрофа, 1999 — 160 с.
  103. А.Ф. Практикум по краеведению М.: Высшая школа, 1981 -71 с.
  104. Развитие творческой активности школьников /Под ред. A.M. Матюшкина- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР — М.: Педагогика, 1991 -160 с.
  105. Резерв успеха творчество /Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
  106. Рекомендации по организации управленческой деятельности администрации школы.//сост. Е. М. Мравьев, А. Е. Богоявленская М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 — 144 с.
  107. Рубинштейн C. JL О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1958.
  108. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т II, М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  109. Т.Г. Построение учебного предмета на основе гуманистической парадигмы образования (на примере школьного курса химии). Дисс.. канд. пед. наук., Ижевск, 1998 214 с.
  110. А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1979 127 с.
  111. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие М.: Народное образование, 1998 — 256 с.
  112. Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании // Сов. педагогика 1990. — № 6 — С .137−144.
  113. Н.В. Некоторые вопросы усиления практической направленности школьного образования. //Тез.докл. 22 научно-методической конференции ИжГТУ, 19−23 апреля 1999 г., -Ижевск: изд-во ИжГТУ 1999 -С. 214−215.
  114. Н.В. Развитие исследовательских умений у учащихся через эколого-краеведческие экспедиции // Идеи В. В. Докучаева и современные• проблемы сельской местности: материалы междунар. науч-практич. конф. Часть I. Москва — Смоленск, 2001 — С. 148−150.
  115. Н.С. Организационно-педагогические условия формирования исследовательско-творческой культуры учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Белгород, 2000 — 21 с.
  116. В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6−10 классы): Пособие для учителя М: АРКТИ, 2000 — 136с
  117. Современные проблемы школьного краеведения. Тез. докл. на Всеросс. науч.-практич. конф. в г. Калуге (25−28 октября 1994 г.) М — 1995 — 112 с.
  118. К.Ф. Краеведение. М., 1967
  119. К.Ф. Краеведение и краеведческий принцип в школьном курсе географии/ в кн. Методика обучения географии в средней школе. //Под ред. А. Е. Бибик. и др., М., Просвещение, 1975 — С. 191 — 215
  120. Т.С. Некоторые условия повышения эффективности биологического эксперимента при обучении //Биология в школе. 1985. — № 5, — С.38−41.
  121. Т.С. Как повысить результаты в обучении: советы учителю биологии и природоведения. М.: Столетие: Миг, 1997 — 109 с.
  122. В.А. Сто советов учителю Ижевск: Удмуртия, 1981 -296 с.
  123. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ.сред.учеб.заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1998 — 288 с.
  124. Д.В., Воронщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч 2000 г. — № 7 — С. 38−63
  125. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.
  126. В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. Дисс.канд. пед. наук.-М., 1967.-283 с.
  127. Федеральный базовый компонент экологического образования (элементы временного стандарта) // Биология в школе. 1993. — № 4 — С. 40−46.
  128. В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России М.: Учпедгиз, 1958 — 437 с.
  129. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 1996.-512 с.
  130. Философско-психологические проблемы развития образования // Под ред. В.В. Давыдова- РАО М.: ИНТОР, 1994 — 128 с.
  131. A.A. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя // Завуч 2000 — № 1 — С. 59−64.
  132. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. Для учителя /Л.М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович М.: Просвещение, 1988 — 207 с.
  133. З.А. Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников в научных обществах (на материале истории) Дисс.канд. пед. наук, — Казань, 1975 — 194 с.
  134. Г. Д. Учись думать // Биология в школе. 1989 — № 6 — С.23
  135. Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности. Автореф. Дисс.канд. пед. наук.-М., 2001 г.-24с.
  136. С.Н. Учить активному познанию // Биология в школе 1990 -№ 5 -С. 36−38.
  137. Е.В. Исследовательский принцип в обучении // Биология в школе 1995 — № 2-С. 19.
  138. В.Г. Процесс формирования научных взглядов и убеждений у школьников средних и старших классов (на материале обучения дисциплинам естественного цикла) Дисс. канд. пед. наук, — Волгоград, 1988−226 с.
  139. С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992 86 с.
  140. В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии. -М.: Просвещение, 1979 141 с.
  141. Г. И. Надежная основа обучения // Народное образование, 1973 -№ 2
  142. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М.: Педагогика, 1988 — 208 с.
  143. В.Г. и Добржицкий Б.С. Наблюдение и опыты / в кн. Методика обучения географии в средней школе // Под ред. А. Е. Бибик и др. Изд. 2-е -М., «Просвещение», 1975 с 260−270
  144. В.Г. Методика преподавания географии. Пособие для учительских институтов. Государственное учебно-педагогическое изд-во Мин. просвещ. РСФСР. М.: 1949 — 32 с.
  145. И.С. Краеведение и туризм. М.: «Знание». — 1974. — 104 с.
  146. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 -96 с.
  147. Д. (David Harvey) Научное объяснение в географии. Перевод с английского. -М.: Прогресс, 1974 504 с.
  148. Schwab J.J., Brandwein P.F. The Teachind of Science.- 1996
  149. Rosch, Herbert. Die Aufgaben der Praktischen Fachkunde (Neun) Beitrage zur Didaktik und Methodik der beruflichen Bildung. In: VBB aktuell Munchen, 1979−1980.
  150. Ohl W. Aneignungsproze?, Wissenser Werb, Fahigkeitsentwicklung. Berlin, 1973.
Заполнить форму текущей работой