Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концептуальные и практико-ориентированные основы теории умственного воспитания в педагогической практике профессионального образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная функция умственного воспитания — формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия мышления. При помощи восприятия воспитанник познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отражение этих свойств в мозге создает… Читать ещё >

Концептуальные и практико-ориентированные основы теории умственного воспитания в педагогической практике профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологические, физиологические и методологические основы умственного воспитания — важные составляющие в педагогической практике.

В процессе обучения в профессиональных образовательных учреждениях наблюдаются более высокие темпы умственного развития, связанные с изучением учебных дисциплин и профессиональных модулей. Особо следует обратить внимание на умственное воспитание студентов на 1 курсе профессиональных образовательных учреждений. Умственное воспитание — это такая форма организации образовательного процесса, которая обеспечивает повышение продуктивности интеллектуальной деятельности и рост индивидуального своеобразия склада ума. Психологической основой умственного воспитания является процесс обогащения умственного опыта учащегося в процессе обучения как условие формирования индивидуального интеллекта. Чтобы обогащать умственный опыт учащегося в процессе обучения, нужно знать его устройство. Согласно данному утверждению развитие интеллекта можно выделить четыре его уровня (или слоя):

  • 1) когнитивный опыт — это умственные структуры («когнитивные схемы»), отвечающие за хранение, упорядочивание и преобразование наличной и поступающей информации. Их основное назначение — оперативная переработка текущей информации на разных уровнях познавательного отражения;
  • 2) понятийные опыт — это умственные структуры («концепты»), обеспечивающие обобщение и конструирование информации на основе процедур абстрагирования, идеализации, интерпретации. Их основное назначение — выявление существенных признаков и воспроизведение в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения.
  • 3) метакогнитивный опыт — это умственные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную и произвольную регуляцию процесса переработки информации, а также сознательно управлять работой собственного интеллекта. Их основное назначение — контроль за ходом интеллектуальной деятельности и состоянием индивидуальных интеллектуальных ресурсов;
  • 4) интенциональный (эмоционально-оценочный) опыт — это умственные структуры, которые лежат в основе индивидуальных познавательных склонностей. Их основное назначение — определять субъективные критерии выбора определенной предметной области, направление поиска решения, предпочитаемые источники информации и т. д.

Основные линии обогащения умственного опыта учащихся в процессе обучения следующие:

  • — линия обогащения когнитивного опыта (актуализация разных способов кодирования информации — словесно-символического, визуального, предметно-практического, сенсорно-эмоционального; формирование когнитивных схем, понятий и способов математической деятельности);
  • — линия обогащения понятийного опыта (учет закономерностей образования понятий, в том числе работа с признаками понятий; усвоение связей между понятиями; учет основных фаз процесса образования понятий, таких как мотивация, категоризация, обогащение, перенос, свертывание; формирование мыслительных операций с такими свойствами, как системность, обратимость, осознанность; самостоятельное конструирование понятий);
  • — линия обогащения метакогнитивного опыта (развитие непроизвольного и произвольного контроля интеллектуальной деятельности;
  • — способности планировать, оценивать, прогнозировать, работать с ошибками и т. д.; повышение уровня метакогнитивной осведомленности — представления о том, как устроены научные знания, каковы особенности разных способов познания; формирование открытой познавательной позиции — готовности воспринимать «невозможную» информацию, принимать альтернативную точку зрения и т. д.);
  • — линия обогащения интенционального (эмоционально-оценочного) опыта (возможность выбора способа изучения учебного материала; опора наличный опыт ученика; актуализация интуитивного опыта — поощрение к высказыванию сомнений, догадок, убеждений, «опережающих» идей, эмоциональных оценок;
  • — использование элементов игры; формирование ценностного отношения к учебному материалу.

С психологической точки зрения, развитие и воспитание интеллекта осуществляется через процесс усвоения, переработки и порождения разнообразных предметных содержаний, начиная с простейших житейских впечатлений и заканчивая научными знаниями. Ключевой фактор, влияющий на качество индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся, — это содержание образовательных программа, реализуемых в профессиональных образовательных учреждениях. Единицей содержания при изучении дисциплины или модуля является учебный текст. Текст — это та естественная среда, в которой осуществляется умственное развитие человека на протяжении всей его жизни (текст, в широком значении слова, — это сообщение, которое человек должен прочитать и проинтерпретировать, включая житейские ситуации, явления природы, других людей). Учебные тексты отличаются рядом специфических особенностей, таких, как:

  • — нелинейность — структура учебного текста, наряду с его «ядром» (определенной предметной информацией) включает «смысловые разрывы» в виде проблемно-рассуждающих фрагментов, сюжетных текстов, элементов игровых ситуаций, прикладных материалов;
  • — разнородность — наличие текстов разной степени сложности (нормативных текстов с демонстрацией образцов действий и открытых текстов; текстов, инициирующих обучение в режиме исполнительской либо исследовательской деятельности и т. д.); текстов разных жанров и типов (констатирующих, объяснительных, рассуждающих, «невозможных» и т. д.); разных форм предъявления учебной информации (словесно-логической, визуальной, предметно-практической, эмоционально-метафорической);
  • — неоднозначность и противоречивость — в учебных текстах присутствуют элементы неопределенности на этапе описания проблемной ситуации, используются задания с недостаточными либо избыточными данными, ученикам предлагается рассмотреть и оценить разные варианты решений;
  • — эффект личного участия — обеспечивается диалоговым характером учебных текстов (в том числе вопросами к ученику-читателю), сюжетной основой текста как ресурсом для эмоциональной поддержки, возможностью выбора учеником способа изучения материала в зависимости от уровня его подготовки, предпочтений и собственного познавательного стиля;
  • — самостоятельность — в учебных текстах знание не дается в готовом виде, напротив, ученик постепенно и самостоятельно подходит к определениям и новым понятиям, при этом формируются навыки самоконтроля; особую роль играют тексты, приглашающие учащихся к самостоятельному созданию авторского текста.

В процесс обучения важно сформировать критерии умственной воспитанности в процессе обучения, которые связаны с формированием базовых интеллектуальных качеств личности будущего специалиста:

К — Компетентность. Интеллектуальная компетентность — это такие особенности организации знаний, которые обеспечивают возможность принятия эффективных решений в конкретной ситуации.

И — Инициатива. Интеллектуальная инициатива — это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать идеи и осваивать разные области деятельности. Важнейшим проявлением интеллектуальной инициативы является способность осуществлять выбор.

Т — Творчество. Интеллектуальное творчество — это процесс создания субъективно либо объективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи, использовать нестандартные способы деятельности и проявлять толерантность к необычным, «невозможным» ситуациям.

С — Саморегуляция. Интеллектуальная саморегуляция — это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью и целенаправленно строить процесс самообучения.

У — Уникальность склада ума. Уникальность склада ума — это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения к происходящему, в том числе индивидуальных познавательных стилей и индивидуальных познавательных предпочтений.

Таким образом, внешние, материальные действия в ходе их осуществления вызывают к жизни разнообразные и достаточно сложные мыслительные процессы— к ним относятся процессы и анализа, и сопоставления различных состояний преобразуемого объекта, и актуализации знаний детей, на основе которых происходит осмысление получаемой информации. Новое материальное действие может быть достаточно простым, а те психические процессы, которые оно вызывает к жизни, их взаимодействие и результаты этого взаимодействия могут быть чрезвычайно сложными и оказывать существенное влияние на умственное развитие детей.

С помощью организации внешних, материальных действий учащихся можно управлять формированием сложных мыслительных процессов, построением новых умственных действий. Однако эти умственные действия нельзя рассматривать как результат интериоризации материальных действий, поскольку данные умственные действия фор­мируются в ходе материального действия, до его интериоризации.

Следует выделить два взаимосвязанных пути влияния предметных действий на развитие мышления детей. Первый путь заключается в том, что предметное действие выступает как средство формирования и развития мыслительной деятельности детей. Важно подчеркнуть, что действие при этом не интериоризуется.

Второй путь — это путь преобразования материального действия в действие умственное. Последнее выступает при этом как результат интериоризации внешнего действия.

Умственное развитие учащихся можно рассматривать с точки зрения овладения все более сложными и эффективными преобразованиями объектов. Собственно, одна из наиболее ранних форм мышления возникает в тесной связи с реальными преобразованиями объектов, вызываемыми практическими действиями учащихся. Это наглядно-действенное мышление. Основным признаком наглядно-действенного мышления является тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет), принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызываемых практическими действиями. Каждый очередной акт преобразования может принести информацию, вызывающую необходимость резкой смены направления следующих преобразований, переориентировку на другие стороны объекта [10,с. 14−15,17].

Развитие умственной деятельности означает и формирование познавательных психических процессов: ощущения, памяти, мышления, воображения и речи при этом им должны быть присущи такие качества, которые обеспечивают тонкость и точность ощущений, целенаправленность и полноту восприятия, прочность и осознанность запоминания и быстроту воспроизведения, логику мышления, его гибкость, творческий характер и самостоятельность. Умственная деятельность человека — это огромное количество разнообразных систем умственных действий. Особенно важно формировать умственные действия широкого диапазона, применяемые при решении многих задач.

Овладение системой умственных действий, обеспечивает развитие умственной активности и самостоятельности, способствует формированию гибкости и динамичности умственной деятельности. В процессе умственного воспитания осуществляется также формирование познавательных процессов — избирательной познавательной направленности на предметы и явления действительности. Познавательные процессы имеют особое значение в развитии детей, подростков, главным содержанием жизни которых является учение [2, с. 120−121].

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум воспитанника, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т. п. [5, с.142].

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением общественно-исторического опыта. Накопленного человечеством и представленного в знаниях, навыках и умениях, в способах познания и т. д.

Основными задачами умственного воспитания являются:

  • 1) формирование системы научных знаний о природе и обществе;
  • 2) развитие умственной деятельности: познавательных процессов и способностей, разнообразных способов умственной деятельности;
  • 3) Развитие способностей к самостоятельному познанию, формирование культуры умственного труда;
  • 4) Воспитание познавательных процессов [2, c.119].

Основная функция умственного воспитания — формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия мышления. При помощи восприятия воспитанник познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отражение этих свойств в мозге создает образ предмета. Благодаря мышлению воспитанник постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно-следственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова.

Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления Л. С. Выготский относит к возрасту около 2 лет. В основе развития мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленного познания чувственный (сенсорный) опыт. На протяжении жизни восприятие формирует мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов. Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность.

Для полноценного умственного развития необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания являются:

  • — сенсорное воспитание (развитие);
  • — развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
  • — становление культуры речи [5, с.143].

Умственное воспитание направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач:

— формирование мировоззрения, кругозора, познавательных интересов.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели.

Поэтому задачей умственного воспитания является:

— формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста [5, с.142−144].

Тесная связь умственного воспитания с сенсорным обуславливается тем, что сенсорное воспитание осуществляется в процессе различных видов детской продуктивной деятельности: изобразительной, конструирования, трудовой, практико-ориентированной деятельности и т. д., эти виды деятельности требуют активного участия как сенсорных, так и умственных процессов в их тесном взаимодействии [11, с. 17, 48].

Следовательно, умственное воспитание осуществляется не только со стороны психологии, но и физиологии, методологи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой