Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философский анализ управления конфликтами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С началом научного изучения проблемы конфликтов в обществе представления о конфликтах и их преодолении изменяются. Социал-дарвинисты считали конфликт необходимым элементом для общества, а способ разрешения конфликтов виделся в борьбе людей, классов, обществ, так как выжить должен был сильнейший. К. Маркс развитие общества видит в изменении формаций. Здесь также способом разрешения социальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Систематизация представлений об управлении конфликтами
    • 1. 1. Философия о преодолении конфликтов
    • 1. 2. Становление представлений об управлении конфликтами
  • ГЛАВА II. Исследование стратегий и методов в управлении конфликтами
    • 2. 1. Взаимоотношение стратегий и представлений в управлении конфликтами
    • 2. 2. Связь методов и представлений в управлении конфликтами

Социально-философский анализ управления конфликтами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом. Прямой задачей социально-философской теории является понимание общества как особого самодостаточного коллектива взаимодействующих людей, обладающего универсальными законами организации и конкретными формами их проявления. В связи с этим все более важным становится осмысление проблемы конфликтов в обществе и их преодоления, так как она напрямую связана с функционированием и развитием общества, способами организации и взаимодействия людей. Мы считаем, что следует обратить особое внимание на так называемое управление конфликтами в обществе, которое и оказывает значительное воздействие на формирование взаимоотношений людей и всей социальной системы, что попытаемся показать в данном диссертационном исследовании.

Основные категории и определения, использованные в диссертационном исследовании: историчность, конфликт, критическое мышление, представление, принятия решений, социальная система, социум, социальное управление, социальный фактор, стратегия, управление конфликтами и др.

В качестве актуальности и значимости темы приведем некоторые идеи, которые сыграли видную роль в современном понимании проблемы. Прежде всего это работа Сэмюеля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». В ней представлена идея о том, что в современном мире конфликты между цивилизациями вызваны отходом незападных цивилизаций от норм и ценностей Запада, от культуры Запада, так как именно в рамках западной культуры разработаны и существуют способы и методы разрешения конфликтов и их предотвращения. Ф. Фукуяма высказывает подобную же мысль: преодоление социальных проблем и конфликтов возможно при существовании доверия, сотрудничества, на основе общей культуры (в широком понимании) в обществе.

Данную идею нельзя считать новой. Еще B.C. Соловьев писал о том, что общение между людьми, отношения между ними возможны только при существовании общего, которое для каждого является существенным. Именно на таком основании происходит объединение. C. J1. Франк также видел в основе отношений между людьми нечто общее, вне которого немыслимо вообще никакое общение между людьми. В этом же духе высказывался В. И. Вернадский. Н. Ф. Федоров отмечает, что для устранения социальных поблеем, конфликтов в том числе, нужен совокупный труд, знания и действия.

Мысль о том, что для преодоления конфликтов необходима общая культура, единство, сотрудничество, доверие, т. е. некая общая основа для всех, является отправной точкой исследования.

Всякая ли культура может послужить общей основой? Каким образом общая культура может воздействовать на преодоление конфликтов? Что представляет преодоление конфликтов с данной точки зрения? Такие вопросы стояли в начале исследования. Это все предполагает подробное рассмотрение управления конфликтами, теорий и стратегий.

Основная проблема, затронутая в данном диссертационном исследовании, связана с осмыслением такого явления как управление конфликтами в системе человек-общество. Актуальность изучения настоящей темы продиктована необходимостью включения управления конфликтами в круг социально-философских проблем как важного элемента, оказывающего значительное воздействие на изменение и развитие социальной структуры и коммуникации. Нам необходимо понять роль конфликтов и их преодоления в функционировании и развитии общества, во взаимосвязи с природной средой и окружающим миром в целом. Важно осмыслить значение конфликтов и их преодоления для общества как целостной системы, для социальности как особой реальности.

Данная область человеческой деятельности является новой для наук об обществе, поэтому недостаточно полно изучена. Неопределенными остаются результаты и последствия воздействия преодоления конфликтов и управления ими для общества. Также опасения вызывают сами разнообразные способы для преодоления конфликтов, применяемые без какой либо системы и опоры на обобщенную теоретическую базу. Неизвестно, к каким изменениям в общественных отношениях они уже привели и приведут в будущем, существуют ли их пределы, как взаимодействуют перекрещивающиеся воздействия, не совсем ясно, что они меняют в человеке, обществе и их взаимодействии, как соотносится все это с процессами, происходящими в современном обществе. Степень научной разработанности проблемы В отечественной философии проблема преодоления конфликтов в обществе и управления этим процессом в должной степени не осмыслена. Основное внимание уделяется изучению самого феномена конфликта, который в социальной философии является самостоятельным предметом исследования, в частности рассматривается роль нравственных норм в конфликте, разнообразные виды конфликтов и сферы их проявления. Поэтому именно философский анализ поставленной проблемы на современном этапе становится наиболее важной задачей в изучении феномена конфликта.

Проблема преодоления конфликтов и управление ими до 90-х гг. XX века в отечественной философии не стояла, что было связано с представлением марксистской философии о необходимости конфликтов, их роли в жизни социума. Нельзя не согласиться с данным тезисом. Тем не менее, необходимо отметить, что это обстоятельство не отменяет необходимости изучения и осмысления преодоления конфликтов в обществе. Так в работе Т. Е. Котенко, посвященной исследованию нравственных конфликтов говорится о разрешении конфликтов в производственных коллективах, которое «должно происходить в общей системе социального управления». В. О. Храмов рассматривает влияние конфликтов на практику управления социальными процессами и роль преодоления конфликтных ситуаций в коллективе. В основном же, при исследовании конфликтов, авторы ограничивались приведением тех или иных рекомендаций, способов и форм разрешения конфликтов. (В.Н. Шаленко, О. В Слапогузова и др.) В этот период особое внимание уделялось философскому рассмотрению нравственных конфликтов в коллективе, в социуме.

В 90-е гг. XX века все основные представления по поставленной проблеме преодоления конфликтов и управления ими в основном были заимствованы из работ зарубежных авторов, в частности американских и европейских. В этот период преобладает политический аспект преодоления конфликтов (А.Н. Чумиков, Ю. Г. Запрудский, В. Ф. Лапицкий, и др.) М. И Негодаева рассматривает разрешение социальных конфликтов в насильственной, ненасильственной и нейтральной формах. Е. И. Степанов также рассматривает организационные и технологические методы урегулирования социальных конфликтов, которые сводятся к определенным принципам в этом процессе. А. Н. Султанов исследуя управление социальным конфликтом, касается выбора тех или иных методик в зависимости от характера конфликта и его развития, приведение к компромиссу. В. И. Сафьянов рассматривает проблему разрешения конфликтов на основе принципа ненасилия, реализуемого посредством общения. Большое внимание в системе преодоления конфликтов уделяется социальному партнерству (Е.В. Булысова) и переговорам (Н.В. Вохменцова). Понимание самой возможности или невозможности преодоления конфликтов и управления ими в отечественной философии не рассматривается.

Социальный конфликт как выражение специфического взаимодействия активных социальных субъектов объясняется в рамках субъектно-деятельностного подхода, который разрабатывался отечественными исследователями В. Г. Афанасьевым, Л. П. Буевой, М. С. Каганом, А. В. Маргулисом, А. К. Уледовым. Важным является рассмотрение потребностей в проблеме социального конфликта. Такая традиция восходит к.

A. Маслоу, который выделил пять уровней группировки человеческих потребностей: каждый последующий уровень может служить в качестве мотивации только после того, как удовлетворены потребности, предыдущей ступени. А. В. Маргулис, М. С. Каган, Н. Н. Михайлов полагают, что потребности выступают как непременные и функциональные характеристики живых и социальных систем. Они представляют собой такие состояния данных систем, которые отражают момент рассогласования, несоответствия, противоречия между объективно необходимыми и имеющимися параметрами существования. В качестве такого противоречивого состояния, которое выражает их природу и требует своего разрешения для дальней жизнедеятельности, потребности выступают отправным пунктом, исходным звеном во внутренней причинной цепи функционирования и развития социальных систем, стимулирующим их активную деятельность по разрешению возникших противоречий. Однако здесь остается неясным положение о возможности вмешиваться в конфликты с целью его разрешения.

Важной для философского изучения представляется работа.

B. А. Светлова, посвященная анализу конфликтов и определению возможностей преодоления конфликтов. Им разработаны специальные модели анализа и поиска направлений наиболее эффективного разрешения конфликтных ситуаций. Однако не выявлены причины или условия, вызывающие изменение представлений в сторону бесконфликтности или, наоборот, к сохранению конфликтности в процессе разрешения, преодоления конфликта.

Основные представления о преодолении конфликтов в обществе разработаны зарубежными исследователями и мыслителями Г. Спенсером, Л. Гумпловичем, У. Самнером, К. Марксом, К. Хорни, К. Левином,.

Г. Зиммелем, Т. Парсонсом, JI, Козером, Р. Дарендорфом, Э. Финком, У. Томасом, Р. Блейком, Ф. Глазлом и др. Российские ученые часто основываются на работах этих основных авторов. В психологии основы понимания проблемы были заложены 3. Фрейдом, К. Хорни, А. Адлером, JI. Берковец, М. Дойчем, М. Шерифом, К. Левиным.

Отечественные исследователи конфликтов также затрагивали проблему разрешения и управления конфликтами. В. Н. Кудрявцев рассматривал процедуры разрешения юридических конфликтов. Разработке мировоззренчески-методологических и общетеоретических проблем конфликтов посвящали свои работы Е. И. Васильева, О. Н. Громова,.

A.В. Дмитриев, А. И. Донцов, Е. А Донченко, В. В. Дружинин, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов, Д. П. Зеркин, Б. И. Краснов,.

B.Н. Кудрявцев, П. И. Куконков, Л. А. Нечипоренко, Э. Р. Тагиров, Н. В. Гришина, Я. Л Коломенский, Б. И. Хасан, А. Я. Анцупов, А. И. Шепилов, А. К. Зайцев и др. В этих работах анализируется предмет и функции конфликтологии, природа социальных конфликтов, их причины и субъекты, типология и механизмы, методы предупреждения и разрешения. Здесь в основе лежат идеи из работ зарубежных исследователей, в особенности тех, что признаны классическими и получили в научной литературе широкий резонанс. Аспекты субъектно-деятельностного подхода рассматривались в работах философов Л. П. Буевой, Б. А. Вороновича, М. С. Кагана,. А. В. Маргулиса, Ю. К. Плетникова, В. Н. Сагатовского, В. П. Фофанова, социологов М. С. Кветного, В. И. Приписнова, Ю. Н. Козырева, В. А. Ядова, Е. А. Якубы и культурологов В. И. Иванова, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, представителей общей и социальной психологии К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и экономистов B.C. Короля, В. М. Левина, Э. Ф. Межинской, Б. М. Мочалова. Ими осуществлен социально-философский и частнонаучный анализ деятельностной сущности человека, системы и структуры человеческой деятельности и поведения, в частности, системы общественных отношений и общения, особенностей социальной мотивации активности, процесса труда, управления, образования, воспитания и т. п. Представлены социокультурные аспекты проблемы, показаны те социальные ценности, которые необходимы в преодолении конфликтов.

Значительный материал для осмысления представляют работы зарубежных специалистов (Э. Финк, У. Томас, Р. Блейк, У. Мастенбрук, Ф. Глазл, X. Корнелиус, JI. Крисберг, К. Мейер, А. Скотт, Н. Флигстайн) и российских конфликтологов-практиков, разрабатывающие специальные методики и технологии преодоления конфликтов. Разработка организационно-методических и технологических проблем в отечественной конфликтологии ведется в публикациях В. И. Андреева, А. Я. Анцупова, Н. В. Гришиной, О. Н. Громовой, Н. С. Данакина, А. И. Донцова, Л. Я. Дятченко, А. А. Ершова, В. И. Журавлева, Ю. Д. Красовского, И. И. Лавриненко, М. М. Лебедевой, А. И. Пригожина, В. А. Соснина, Л. С. Троновой, В. П. Шипилова, Л. В. Цой и многих других, где речь идет о социально-психологических, конкретно-социологических, политико-правовых, регулятивно-управленческих и т. п. аспектах диагностики, прогнозирования, предупреждения и профилактики конфликтов. Часто предполагается работа лишь с одной из сторон конфликта. Другая сторона, например, заказчик, выступает как непосредственный руководитель, пытается навязать собственное мнение и представление о ситуации. В связи с этим нельзя сказать, что технологии направлены на полное разрешение конфликтов. Значительный вклад внесли работы социологов Е. И. Степанова, А. Н. Чумикова, В. А. Тишкова, А. К. Зайцева и др. Во многих работах российских специалистов основной акцент делается на диагностике конфликтов, полагая это важнейшим этапом в их разрешении.

Вопросы стратегий в разрешении конфликтов исследовались в работах Р. Блейка, Дж. Моутон и Р. Килмана с К. Томасом. Ими и была разработана концепция стратегий в конфликтологии. Также значительный вклад внесли А. Раппопорт, А. Фили, К. Боулдинг, Ф. Глазл. Из отечественных авторов наиболее интересно раскрыл проблему стратегий А. К. Зайцев. На наш взгляд, он выделил чрезмерно много различных стратегий, порой взаимно перекрещивающихся, из-за чего они заметно измельчали.

Технология ведения переговоров является эффективным средством для работы с конфликтами. Неоценимый вклад в разработку внесли специалисты США, Зап. Европы, Австралии Г. Бройнич, Д. Дэна, Д. Колоб, X. Корнелиус, Р. Коффин, У. Мастенбрук, Дж. Рубин, У. Юри и др. А также отечественные психологи В. И. Андреев, Е. И. Кампеляйнен, Г. И. Козырев.

Философское и социокультурное рассмотрение проблемы разрешения конфликтов представлено в работах О. Г. Денисовой, М. В. Бахтина, Т. Н. Масловской, А. И. Стребкова, A.M. Усачева, И. А. Желениной, Л. Г. Ионина, а также у Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и др. Т. И. Масловская единственным эффективным условием развития любой динамичной системы рассматривает поиск ее нестабильности, поскольку именно в этом случае возможно порождение принципиально новых формообразований, в том числе и социальных. М. В. Бахтин считает, в переломные периоды актуально обращение к историко-культурным традициям и поиск новых ценностных ориентиров. [8−103−106] По А. И. Стребкову выход из конфликта предполагает восстановление нарушенного различия и ликвидацию накопившегося единства. Антикризисное управление должно учитывать, что за мероприятиями по восстановлению единства во взаимодействии следует конфликт, выход из которого влечет за собой кризис. [99−186−188] О. Г. Денисова отмечает подход, согласно которому на сегодняшний день преобладающей является идея всеобъемлющего миротворчества и ограничения возможности вооруженного конфликта, включающая в себя поиск объединяющих начал и развитие институциональных способов избегания конфликтов. Главная проблема при поиске объединяющих начал состоит в необходимости согласия всех сторон. [31- 103−106] A.M. Усачев обращает внимание на то противоречие, что разработаны эти понятия преимущественно на основе европейской цивилизации, а применяются к другим цивилизациям. [104−188−191] С. Хантингтон же доказывает, что именно отход от ценностей и норм Запада приводит к умножению конфликтов, так как только в западной культуре существуют разработанные способы предупреждения и преодоления конфликтов, [см. 117] Ф. Фукуяма показывает, что это справедливо и для самого Запада, в частности, для США: разрушение традиционных ценностей как семья, кооперация, доверие и культуры в целом привели к социальному и демографическому кризису, а восстановление данных ценностей в последнее время сказывается на обществе весьма благоприятно. Л. Г. Ионин доказывает, что культурный разрыв — ликвидация традиционных институтов — приводит к распаду привычного образа мира, массовой дезориентации, утрате идентификаций на индивидуальном и групповом уровнях, а также на уровне общества в целом. Одновременно начинается поиск новых моделей, призванных восстановить мир пусть как иное, чем раньше, но понятное и упорядоченное целое. Таким образом, изменение культурных ценностей и представлений является важным элементом в социальных трансформациях вообще [см. 44].

Анализ литературы показал, что в работах российских исследователей конфликтов существует разрыв между исследованиями собственно разрешения конфликтов и социокультурными основаниями разрешения конфликтов. JI.B. Цой и А. К. Зайцев пытаются решить данную задачу рассматривая каждый конфликт как уникальный в уникальной ситуации, что возможно только в практической работе. Но в теории это приводит лишь к измельчанию проблемы конфликтов вообще.

Гипотеза. В качестве гипотезы настоящего диссертационного исследования выступает положение о том, что преодоление конфликтов в обществе необходимо включает в себя изменение представлений участников конфликта.

Объект исследования — конфликты в системе человек-общество.

Предмет исследования — преодоление конфликтов, управление конфликтами в системе человек-общество.

Цель и задачи научного исследования.

Цель исследования — проанализировать управление конфликтами и сущностные элементы управления конфликтами с точки зрения социальной философии.

Задачи исследования:

1. рассмотреть основные представления и концепции преодоления конфликтов;

2. подвергнуть анализу и показать становление и основные сложившиеся модели представлений об управлении конфликтами;

3. исследовать функции представлений об управлении конфликтами и их реализацию в форме стратегий;

4. показать основные методы в управлении конфликтами и их роль в процессе управленческого воздействия на конфликт (на представления об управлении конфликтами).

Методологические основы исследования.

Методологическую основу диссертации составляют диалектические принципы историзма, всесторонности рассмотрения, взаимосвязи субъективного и объективного, социокультурной контекстуальности, принцип единства логического и исторического, принцип системности, ситуативно-системный подход. Приемами анализа были выбраны: индукция и дедукция.

В ходе исследования автор опирается на теоретические положения, выработанные философией и другими общественными науками в процессе изучения проблем, связанных с социальными конфликтами. Научная новизна исследования.

1. Показаны основные представления философов о преодолении конфликтов в обществе. Преодоление конфликтов связано с устремлением и установлением.

2. Определена содержательная сторона изменения представлений участников конфликта в ходе его преодоления. Данные представления сгруппированы в пять основных групп.

3. Выявлена взаимосвязь представлений и стратегий в управлении конфликтами, что в социокультурном контексте приводит к усложнению взаимоотношений в обществе. Взаимосвязь проявляется во влиянии представлений на выбор основных стратегий.

4. Рассмотрено воздействие методов управления конфликтами на изменение представлений. Конструктивность изменений связана со стремлением к согласию.

Положения, выносимые на защиту.

1. В результате исследования основных представлений о преодолении конфликтов в обществе установлено, что они имеют в своей основе установление либо устремление. Устремление понимается как стремление к чему-то высшему и позитивному. Установление как преодоление конфликтов в связи с существованием определенных ограничений, норм, правил, порядка. Т. е. существует два способа преодоления конфликтов: стремление к благу и установление порядка, организация.

2. Анализ основных представлений о преодолении конфликтов показал, что их изменения в конфликтном взаимодействии отражают развитие конфликта и являются необходимым процессом в преодолении конфликтов.

3. Изучение стратегий в управлении конфликтами раскрыло, что представления о конфликте и его преодолении определяют формирование и выбор стратегий в управлении конфликтами, что увеличивает количество возможных вариантов взаимодействия в социальной системе в целом.

4. Рассмотрение методов в управлении конфликтами выявило, что успешное преодоление конфликтов с позитивными и конструктивными результатами для социума возможно в случае (устремления) изменения представлений участников конфликтных отношений к согласию.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Основные положения диссертационного исследования уточняют взаимосвязь философских и концептуальных положений с методологией управления конфликтами в обществе, т. е. теоретически обосновывается необходимость изучения и работы с представлениями и мировоззренческими установками участников конфликта, что является необходимым функциональным процессом разрешения конфликтов.

Основные положения диссертационного исследования возможно включить в теоретические спецкурсы по философии, социологии и теории управления, а так же в практику воспитания личности и социализации. Так же могут быть применены в изучении социальных изменений общества.

Апробация диссертации и публикации.

Основные положения диссертационного исследования апробированы на научно-практических конференциях: региональная и XXXIX научная студенческая конференция, Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 2005 г.- региональная научно-практическая конференция, Чебоксары, ЧГУ им. Ульянова, 2006 г.- научно-практическая конференция студентов, преподавателей и сотрудников, ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления», филиал в г. Чебоксары, 2005 г. Некоторые выводы исследования были применены в системе внеучебной и воспитательной работы ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова».

По теме диссертации опубликовано 4 печатные работы.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав и библиографического списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 150 страниц машинописного текста, библиографический список изложен на 10 страницах машинописного текста и включает 139 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Человечество задумывалось над проблемой преодоления конфликтов с древнейших времен. Как правило, решение данной проблемы виделось через организацию общества, установление «правильных» государственных учреждений: та или иная форма правления или организация государственного управления призваны были не допускать возникновения конфликтов между людьми. Сами конфликты представлялись как недостатки людей, их ограниченность как следствие имущественного и социального неравенства. Сюда можно отнести идеи философов и мыслителей с древности и практически до XIX века. Это законы Хаммурапи, китайские стратегемы, идеальное государство Платона и изыскания Аристотеля, «Град Божий» Аврелия, идея общественного договора и прав человека, разнообразные утопические государства и т. д.

С началом научного изучения проблемы конфликтов в обществе представления о конфликтах и их преодолении изменяются. Социал-дарвинисты считали конфликт необходимым элементом для общества, а способ разрешения конфликтов виделся в борьбе людей, классов, обществ, так как выжить должен был сильнейший. К. Маркс развитие общества видит в изменении формаций. Здесь также способом разрешения социальных противоречий является борьба. Философия жизни отвергает всякую возможность контролировать и управлять конфликтными отношениями, так как они являются иррациональным жизненным порывом, творящим новые формы. В экзистенциализме закладывается такое понимание основ и причин человеческого поведения, которое считает его непознаваемым до конца, а значит и неконтролируемым, неуправляемым. Это же распространяется и на конфликтные отношения. Т. е. в основе свей человек всегда стремиться сохранить себя, а значит и свою сущность. Конфликт понимается как неизбежное следствие существования других людей в мире. В основе преодоления конфликтных отношений лежит осознание того, что «я — основа бытия другого, благодаря мне „имеется другой“, я — условие раскрытия его возможностей». На место обладания, отрицания, конфликта встает великодушие: ничего не требовать от других, но самому способствовать его раскрытию. Действие — «делать необходимое» в данной конкретной ситуации. В постмодернизме утверждается, что не существует одной правильной реальности и правильного ее понимания, так как каждый человек имеет собственное интерпретацию этой реальности, которая зависит от самого человека. То или иное поведение индивида вызвано не его мотивами, а его пониманием окружающего мира. Тем не менее, дисфункции (конфликты) в обществе составляют часть функционирования социальности, они креативны и функциональны.

В отечественной философской традиции изучения конфликтов основное внимание уделялось нормам морали и нравственности в регулировании конфликтных отношений.

В данной работе конфликт — это противоречивое взаимодействие участников в системе. Противоречивость проявляется через несоответствие и несогласованность отношений субъектов в обществе. С конфликтами разных уровней и масштабов мы сталкиваемся достаточно часто, что подтверждает общий характер данного явления. Для социально-философского подхода важным представляется именно всеобщность объекта исследования, проникновение во все сферы общественной деятельности и взаимосвязь с другими элементами общества.

Управление конфликтами — это комплекс мероприятий по согласованию и приведению в соответствие противоречивых взаимоотношений между участниками. Конфликт становится для системы проблемой и помехой только тогда, когда он препятствует достижению цели системы или когда ее цель изменяется. В таком случае для «выяснения и регулирования нарушения функционирования» необходимо вмешательство.

67−72]. Здесь от действий по преодолению конфликтов зависит дальнейшее существование и развитие уже сложившейся системы в данном ее виде и качестве. Поэтому управление конфликтами напрямую затрагивает наиболее существенные проблемы общества и пути их решения, оно связано со структурой общества и общественными отношениями, а также с их изменениями.

На наш взгляд, в ходе исторического развития сформировалось представление об управлении конфликтами, которое объединяет все теории и направления как этапы его становления. Оно ведет к пониманию возможности управления конфликтами, которое в общем виде предполагает принятие решений, удовлетворяющих всех участников конфликта. Также оно отражает этапы становления представления (восприятия и определения) конкретной конфликтной ситуации.

Разрешение проблемы конфликта имеет колоссальное значение для всей социальной системы в целом, и ее нельзя рассматривать вне общества и взаимоотношений людей. Эту мысль доказывают работы многочисленных исследователей и мыслителей. Такой подход приводит к важным выводам в изучении и понимании конфликтов. Во-первых, переведя рассмотрение на более абстрактный уровень, можно сказать, что конфликт как процесс нельзя рассматривать вне определенной структуры (взаимоотношений). Это приводит нас к системному пониманию конфликтов. Во-вторых, можно сказать, что понимание конфликта и общества взаимосвязаны: представление о конфликте зависит от понимания общества и, наоборот, характер конфликтов в обществе многое говорит о самом обществе. Поэтому при разрешении проблемы конфликта необходимо учитывать данный фактор.

Учет изменения представлений в процессе управления конфликтами помогает осмыслить данные взаимоотношения, дополняет их, вводит ориентиры в виде ценностей, общественного идеала и оценки социальной действительности под соответствующим углом зрения. Также этот фактор способствует более адекватному отношению и контролю ситуации, выходу из узких рамок обыденного типа мышления.

Представление складывается в результате восприятия целостного образа ситуации, определения ее как конфликтной и на этой основе формируется соответствующее отношение к предмету конфликта. Поэтому сложившиеся представления создают соответствующие отношения. Т. е. представление конфликта и отношение к нему и на его основе должны корреспондировать.

Философия как форма общественного сознания предшествует практическому знанию и воплощается в целевых установках развития, ориентирующих управление. Цели системы управления представлены в ее стратегии. По своему содержанию стратегия — это модель действия системы, в которой определены направления ее развития, сферы, формы и технологии, применяемые для достижения поставленных целей [99,51]. Стратегии управления конфликтами описывают отношение субъекта к другим участникам конфликта, к самому конфликтному взаимодействию, к обществу. Т. е. стратегии управления конфликтами описывают взаимосвязь конфликтной части с системой в целом, с обществом и окружающей реальностью.

Понимание конфликта как борьбы за выживание и соревновательность отношений закладываются в ходе воспитания индивида в целях успешного существования в обществе. Позже в результате такого подхода складывается ситуация, в результате которой необходимое представление (соревновательное) стимулируется, а любое иное вытесняется или уничтожается, что приводит к формированию понимания конфликта как дисфункции, ненужного элемента взаимоотношений и соответствующей стратегии избегания. Существование уже двух разных представлений и подходов к преодолению конфликтов приводит к формированию необходимости приспособить их друг к другу, урегулировать их отношения, из чего создается новое представление о конфликтном взаимоотношении напряженность между разными упорядоченностями — и стратегия приспособления. Последняя стратегия сводится к односторонним уступкам, которая с появлением необходимости преодоления конфликтов не может считаться удовлетворительной. Но при взаимном стремлении к разрешению конфликта в результате поиска общих основ и отличий в позициях, путем двусторонних уступок становится возможным сглаживание несовместимых отношений и достижение компромисса. Здесь конфликт понимается как растянутый во времени процесс, состоящий из нескольких этапов, имеющий свои причины возникновения и закономерности развития. У такого представления остается существенный недостаток — необходимость взаимных уступок при разрешении конфликта, фактически обусловленная наличием различных представлений и точек зрения у участников конфликтного взаимоотношения. Соответственно для эффективного преодоления конфликта необходима возможность отказаться от уступок, а так же единая точка зрения, единое представление о конфликтном взаимоотношении, на достижение чего и направлена кооперативная стратегия. Новое представление о конфликте описывает его как фактор или условие дальнейшего развития взаимоотношений и социальной структуры в целом. Управление конфликтами в современных условиях понимается как «обеспечение организационной системе выживания в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Конфликты являются средством управления системой, так как они позволяют отслеживать существующие противоречия и повысить эффективность работы свей системы. Они являются основой механизма адаптации системы: дестабилизируя систему они заставляют ее изменяться, приспосабливаться к новым условиям, а следовательно, повышают ее выживаемость». [4,665−667].

Анализ рассматриваемых в конфликтологии и применяемых в настоящее время методов управления конфликтами, показал как минимум два общих принципа, на которых основаны методы в управлении конфликтами. Наиболее успешно применяемым принципом является опосредование (посреднический, структурный), основанный на изменении структуры конфликтной ситуации и введении в нее элемента, способствующего решению проблемы. Второй — принцип непосредственного вмешательства (принуждение) в саму конфликтную ситуацию (например, прекращение общения, эскалация) или прямое воздействие на одного из участников конфликта, иногда называемый межличностным. Данный принцип заключается в прямом воздействии на участников конфликта или на сам конфликт. Выделенные два принципа, на которых основаны методы в управлении конфликтами, показывают механизмы их действия и специфику в зависимости от представления (видения) управления конфликтами.

С помощью методов управления индивид оказывает осознанное целенаправленное воздействие, в результате которого происходит заданное изменение в конфликтной ситуации или поведении сторон в конфликте. Это выражается в изменении отношений к публично наблюдаемым позициям и поведению, в изменении оценки значимого происходящего и т. д. Наиболее эффективный путь достижения такого результата это воздействие на представление, видение конфликтной ситуации каждой из сторон, изменение мышления, осознание того, что лучшим исходом для всех участников одновременно, является тот, из которого ни один из них и никакое подмножество участников не имеет одностороннего улучшения своего положения. Такое изменение может быть конструктивным только в том случае, если в результате происходит повышение уровня понимания ситуации от борьбы, конфронтации и конкуренции к компромиссу и сотрудничеству. Только в таком случае возможно разрешение и преодоление конфликта и решение проблемы или противоречия, лежащего в основе конфликта.

Методы управления, таким образом, представляют собой именно способы и технологи, способствующие достижению необходимых изменений, а также способы, приемы и правила мышления в конфликтной ситуации. Изменению здесь подвержены представление (форма фиксации коллективного опыта в содержании культуры) и понимание конфликта.

Методы воздействия на конфликты информируют участников конфликта о другом представлении ситуации. Посредничество и переговоры являются наиболее эффективными методами создания общего представления о конфликтной ситуации. Применение власти также создает и транслирует определенное представление и понимание конфликта, возможных путей выхода из ситуации и направляют действия участников в необходимом направлении, которое выработало лицо, более компетентное или вышестоящее в иерархии. Структурные методы также направлены на создание единого, общего для всей организации, группы, общества представления о самой организации, о взаимодействиях людей в организации и их месте в ней, о конфликтах. Это общие цели и задачи, права и обязанности (правила поведения и взаимоотношения) участников, представления о правильном поведении (система вознаграждений) и т. д. Методы направлены на согласование представлений разных людей, групп: информирование о требованиях, информирование о необходимых действиях, информирование об общих целях.

В ходе переговоров стороны должны выработать каждая свое представление о возникшей ситуации, пройти столкновение позиций путем информирования о позициях в целях определения представлений участников переговоров и существующих рассогласований между ними. Далее находятся общие точки соприкосновения и согласования позиций для создания общего представления о ситуации. В связи с этим применяются различные методики, в основном созидательного, творческого характера. А также могут применяться способы навязывания определенного (удобного) представления.

Особенность организационных управленческих методов заключается в том, что они конструируют новое или информируют о другом видении ситуации. Как правило, данные методы направлены на создание единого представления у всех участников конфликта, на преодоление рассогласования представлений и пониманий. Изменение заключается именно в этом. В переговорах достигается общее, единое представление и понимание ситуации, решения и роли в этом каждого из участников конфликта.

Психоаналитические методы способствуют изменению отношения человека к условиям и факторам, вызвавшим конфликт. Благодаря этому происходит разрешение конфликта, его устранение. Они направлены на изменение восприятия условий и факторов в самом человеке, приводящих к конфликту. Эти факторы, переживания и т. д. вполне закономерны, понятны и объяснимы. Методы направлены на уничтожение этих условий и факторов. Существенным элементом психоаналитической терапии является создание представления о существовании конфликта и возможности его разрешения.

Поведенческая терапия направлена на изменение установок, хода мыслей и регуляции поведения индивида путем обучению нужному поведения. Методы поведенческой терапии изменяют установки, ход мыслей и регуляцию поведения, исходя из закона приобретения — образцы поведения, вслед за которыми следуют приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Т. е. здесь основное воздействие оказывается на восприятие ситуации, что также изменяет представление о самой ситуации. Метод использует бессознательные структуры и инстинкты.

Гуманистическая психология использует индивидуальный внутренний опыт человека для изучения развития личности, стремится к реализации собственного представления о человеке.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что перечисленные и рассмотренные выше методы и технологии управления конфликтами не являются продолжением стратегий управления, т. е. не привязаны к определенным стратегиям. В принципе, любая конфликтная ситуация может быть разрешена с помощью любого произвольно выбранного метода. Это говорит об универсальности методов и технологий, о возможности применять их при выборе любой из стратегий, что не исключает зависимость выбора методов и технологий от условий каждой отдельной ситуации.

Необходимо также отметить, что конкретные методы, применяемы для разрешения и управления конфликтами во многом связаны с изменением представлений участников конфликта о самой проблемной ситуации, о самих себе и окружающей среде, обществе. В основном методики направлены лишь на временное прекращение острых столкновений, примирение с ситуацией, в целом же сохраняют саму конфликтность путем обслуживания интересов одной из сторон конфликта. Часть методик (прежде всего организационные) направлены на создание общих представлений у участников конфликта, объединения. Но в этом случае не исключается следование интересам лишь одной из сторон, а также деструктивное воздействие на представления, когда их уровень снижается в направлении борьбы за существование (см. § 1.2.). В таком случае также возможно разрешение и преодоление конфликтов, но с причинением ущерба угнетением одной из сторон конфликта и социальных отношений в целом. Конструктивным и позитивным, следовательно, можно считать лишь такое изменение представлений участников конфликтных отношений (общества), когда уровень представлений растет в направлении компромисса и общего согласия. Таким образом, значение конкретных методик в управлении конфликтами заключается в воздействии на отношения участников конфликта и на их представления, которое может быть как позитивным и конструктивным, так и негативным, деструктивным.

По нашему мнению, учет изменений представлений и корреспондирующих стратегий в управлении конфликтами увеличивает количество возможных вариантов взаимодействия в социальной системе в целом. Это, в свою очередь, приводит к усложнению общественных отношений за счет одновременного сосуществования множества разнообразных направлений и способов взаимодействия. При этом управление конфликтами все больше видится как актуализация необходимых возможностей и их реализация, отбор и использование определенных представлений и решений в зависимости от конкретной ситуации.

Подводя итог, можно сказать что, управление конфликтами рассматривается как системное явление, возникающее в достаточно сложной системе человек-общество. Управление конфликтами принимает участие в усложнении и развитии социальных взаимоотношений и общества в целом. В этом проявляется значимость предмета исследования.

Управление конфликтами имеет в своей основе разнообразные философские идеи и концепции, которые показывают направление действия, формируют определенные представления о возможностях и способах преодоления конфликтов в тот или иной период развития общества. Все это на практике оформляется в конкретные стратегии, которые представляют собой реакцию субъекта на возникшую конфликтную ситуацию. Преодоление, разрешение конфликта связано с изменением представлений о взаимоотношениях субъекта с конфликтной ситуацией. Здесь учитываются как объективные факторы, так и субъективные. Конкретные методы и технологии, которые применяются в управлении конфликтами, направлены на изменение представления субъекта о ситуации.

В философских воззрениях преодоление конфликтов в обществе представляется в двух основных видах: устремление и установление. Устремление можно понимать как стремление к чему-то высшему и позитивному: Абсолютному благу по Платону или к миру и доброму согласию, к самосохранению по Гумпловичу или к революции по Марксу, к слиянию с чем-нибудь внешним по Фромму или к «раскрытию» другого по Сартру, к освобождению в постмодернизме или к спасению души в русской философии XIX в. Т. е. здесь важным представляется стремление к чему-то, так как именно данное условие является основой преодоления конфликтов в обществе. Установление понимается как преодоление конфликтов в связи с существованием определенных норм, правил, порядка: нормы нравственности и этика, политическое устройство, общественный договор, упорядоченность и выстраивание иерархии. Таким образом, философия видит два способа преодоления конфликтов: стремление к благу и установление порядка и организацию. Устремление и установление представляют собой два философских основания преодоления конфликтов в обществе.

Изучение изменений представлений и роль философских представлений, мировоззренческих установок в процессе управления конфликтами имеет перспективы дальнейшего изучения в связи с разработкой общей теории конфликтов. Так же дальнейших исследований требует разработка стратегий в связи со спецификой общества и культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный Аврелий. О граде божием / Августин Блаженный Аврелий Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. — 1295 с.
  2. , Р.Л. Искусство решения проблем / Р.Л. Акоф- пер. с англ. Е.Г. Коваленко- под ред. Е. К. Масловского. М.: Мир, 1982. — 220 с.
  3. Анцупов, А. Я, Прошанов С. Л. Российская конфликтология: Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век / А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов. М.: Юнити-Дана, 2004. — 704 с.
  4. Аристотель. О граде Божием / Аристотель // Антология мировой философии: Т.1, ч.2. / ред.- сост. В. В. Соколов. М.:
  5. Аристотель. Политика / Аристотель // Политика. Афинская полития / Аристотель. М.: Мысль, 1997. — С. 35−268.
  6. , В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  7. , А.И. Принятие управленческих решений в экономических системах / А. И. Афоничкин. Саранск: Изд-во МГУ, 1998.-284 с.
  8. , М.В. Историческое мышление в эпохи катастроф / М. В. Бахтин. Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С.103−106.
  9. , А. Собрание сочинений: в 4 т. / А. Бергсон- предисл. И. И. Блауберг пер. с фр. М.: Моск. клуб, 1992.
  10. , А. Творческая эволюция / А. Бергсон- пер. с фр., предисл. И.И. Блауберг- Росс. Акад. естеств. наук. М.: Канон-Пресс- Кучково поле, 1998.-382 с.
  11. , Ж. Соблазн / Ж. Бодрийар- пер. с фр. Баруджи А. М.: Ad Marginem, 2000. — 318 с.
  12. , Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме (о проблемах взаимосвязи на пороге XXI века) / Л. П. Буева // Философия образования. М., 1996. С. 24.
  13. , П. Начала: Choses dits / П. Бурдье- пер. с нем. Н. А. Шматко. -М.: Socio Logos, 1994. 287 с.
  14. , М. Избранные произведения / М. Вебер- сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.15
Заполнить форму текущей работой