Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы и методы научного познания

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Во-первых, оно придает всеобщий характер исследовательскому результату: факт, идея, гипотеза, теория, возникшие в ходе индивидуального познания, становятся элементами науки только через их принятие научным сообществом. Во-вторых, научное сообщество является творцом и хранителем познавательных идеалов и норм. В-третьих, по отношению к отдельному исследователю ученому коллективу, оно выполняет… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Основные формы и методы научного познания
    • 1. Эмпирическое и теоретическое познание
    • 2. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание
    • 3. Роль приборов в современном научном познании
    • 4. Абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование
    • 5. Методы исследования
    • 6. Формы научного познания (понятие, категория, закон, проблема, идея, гипотеза, теория)
    • 7. Научный факт
  • ГЛАВА 2. Взаимосвязь философии и науки
  • в познавательной деятельности
    • 1. Функции философии в научном познании
    • 2. Науковедение
    • 3. Философия и мировоззрение ученого
    • 4. Этика научной деятельности
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Формы и методы научного познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технические науки сформировались как звено между естествознанием и производством, статус технического знания повышался и свидетельствовал об успешности практического применения науки. Общественные науки выявляют специфику исторически развивающихся социальных систем. В современную эпоху происходит интеграция (слияние) естественнонаучного и гуманитарного познания, направленного к постижению человека. Особое значение приобретают комплексные и междисциплинарные исследования. Предмет науки влияет на ее методы, то есть приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития науки характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий.§ 3. Философия и мировоззрение ученого

Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в совокупной социальной памяти. Она вплетается в культурный контекст, адаптируясь к культурной среде, подключаясь к культурной традиции. Стиль мышления ученого и те задачи, которые он решает, во многом обусловлены его временем. Возникающие различные образы науки (наука античности, наука Нового времени, современная наука) пронизаны свойственными для той или иной эпохи нормами, ориентирами и установками. Вместе с тем и сама культурная среда трансформируется под воздействием научных открытий и достижений. Наука тем самым является весомой движущей силой общественно-исторического прогресса. Она способствует обеспечению преемственности в развитии цивилизации и сама ощущает на себе ее влияние. Субъектом науки является не столько отдельный ученый, неизбежно ограниченный в своих возможностях, сколько вся совокупность когда-либо живших исследователей — научное сообщество, а в еще более широком смысле — общество в целом. С другой стороны, очевидно, что любой научный факт, формула, закон имеют вполне определенного автора: они открыты (созданы) конкретным исследователем или научным коллективом. В связке «ученый — научное сообщество» последнее выполняет ряд важных функций.

Во-первых, оно придает всеобщий характер исследовательскому результату: факт, идея, гипотеза, теория, возникшие в ходе индивидуального познания, становятся элементами науки только через их принятие научным сообществом. Во-вторых, научное сообщество является творцом и хранителем познавательных идеалов и норм. В-третьих, по отношению к отдельному исследователю ученому коллективу, оно выполняет функцию регулятора деятельности, порождает и поддерживает соответствующую мотивацию. Ученый становится таковым лишь через «вхождение» в научное сообщество — освоение ранее приобретенных знаний, методов, средств, норм познавательной деятельности, принятие ценностей и идеалов, транслирующихся из поколения в поколение. Научное сообщество — это не аморфная совокупность ученых, а целостный организм, который воспроизводит себя через систему образования и внутринаучного общения. В нем можно выявить устойчивые структурные единицы: национальное научное сообщество; дисциплинарное сообщество, ограниченное рамками соответствующей области знаний; официальные и неофициальные научные школы, являющиеся носителями особой парадигмы. Научное сообщество структурировано и «вертикально»: в нем можно выделить иерархию научных авторитетов, «центр» и «периферию» и т. п.Для любой структурной единицы научного сообщества характерны свои особенности истолкования идеалов и норм познания. Каждый ученый одновременно является членом нескольких подсистем научного сообщества: в случае несовпадения их нормативно-ценностных структур он оказывается перед лицом весьма непростого выбора, зачастую драматичного и разрушительного для личности.§ 4.

Этика научной деятельности

Очевидно, что в иерархии ценностей научного сообщества доминирует ориентация на истинность, новизну и доброкачественность научного результата, что в свою очередь требует точности измерений, надежности логического и математического аппарата, строгости научного языка. Вторым доминирующим идеалом является свобода исследования и равноправие всех членов научного сообщества. При этом более конкретные нормы деятельности ученых имеют зачастую противоречивый характер, так как научное сообщество предъявляет ученому противоположные требования. Это и скорейшая публикация результатов исследования, и, одновременно, тщательная, скрупулезная их проверка; и восприимчивость к новым идеям, и избегание научной моды; и широта знаний, и самостоятельность мышления и др. При этом процесс выбора зависит от личной интерпретации ученым этих неписаных норм. На него накладывают отпечаток и особенности формирования (принадлежность к определенной эпохе, социальной и научной общности, личная биография), и психологический склад личности данного индивида. В исследовательской деятельности происходит самореализация личности ученого. Научное сообщество, мотивируя и регламентируя этот процесс, не только влияет на ученого извне в виде контроля и санкций (например, изгнание плагиаторов и недобросовестных ученых), но и вплетается в ткань индивидуальной исследовательской работы. Механизмом такой детерминации личности научным сообществом является внутренний диалог ученого, в котором он совмещает основные функции исследовательской деятельности (эрудиция — генерация идей — критика) и осуществляет личностный выбор в рамках научного пространства. Заключение

В ходе нашего исследования были рассмотрены основные формы и методы научного познания. Рассмотрев основные характеристики эмпирического и теоретического познания можно сделать вывод, что они при любом исследовании неразрывно связаны и являются историческим и логическим продолжением друг друга. В первой главе даны краткие характеристики форм эмпирического и теоретического познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание. Указаны основные методы и приемы научного познания и научных исследований: абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, исторический и логический методы исследования, метод восхождения от абстрактного к конкретному, системный метод. Даны краткие характеристики формам научного познания (понятие, категория, закон, проблема, гипотеза, теория). Охарактеризованы основные признаки научного факта. Во второй главе рассуждения касались взаимосвязи философии и науки в познавательной деятельности. Были определены основные функции философии в научном познании (философское обоснование, эвристическая и прогностическая функции). Дано краткое определение науки и ее краткая характеристика, как вида деятельности.

Мы определили, что мировоззрение ученого неразрывно связано и формируется в зависимости от его философского мировоззрения и условий влияния на его мировоззрения всего научного сообщества. Были обозначены этические принципы. Без которых невозможно существование и дальнейшее развитие науки в целом. Список используемой литературы

Быданов В. Е. Философия в таблицах и схемах // Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения. СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2013

Ильин В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях // СПб, Питер, 2005

Садовничий И. А. Знание и мудрость в глобализирующем мире // Вопросы философии, 2006, № 2.Современный философский словарь. Под общ.

ред. д. ф.н. проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. // Лондон, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «Панпринт», 1998

Философия // Учебное пособие, под ред. проф. М. Н Щербинина, Тюмень. ТГУ, 2010

Философский энциклопедический словарь. // М.: ИНТРА, 2000.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е. Философия в таблицах и схемах // Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения. СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2013.
  2. В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях // СПб, Питер, 2005.
  3. И.А. Знание и мудрость в глобализирующем мире // Вопросы философии, 2006, № 2.
  4. Современный философский словарь. Под общ.ред. д. ф.н. проф. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. // Лондон, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «Панпринт», 1998.
  5. Философия // Учебное пособие, под ред. проф. М. Н Щербинина, Тюмень. ТГУ, 2010.
  6. Философский энциклопедический словарь. // М.: ИНТРА, 2000.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ