Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Жизнетворчество как способ бытия интеллигенции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интеллигенция в советской России — это, прежде всего, социальная прослойка с вполне определенной функцией, а именно — «дать ответы на запросы пролетариата» и быть его «идейным руководителем» (В.И.Ленин). В исследовательской литературе доминировало восприятие интеллигенции как социального слоя работников умственного труда, охватывались проблемы подготовки образовательных кадров, оформления… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА
    • 1. 1. Понятие жизнетворчества (предварительные констатации)
    • 1. 2. Феномен русской интеллигенции (некоторые констатации)
    • 1. 3. Творчество как способ существования интеллигенции
  • 2. ИДЕЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНЫХ ИСКАНИЯХ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
    • 2. 1. Философские основания духовных исканий русской интеллигенции
    • 2. 2. Практическое воплощение духовных исканий
  • 3. ИДЕЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ ИСКАНИЯХ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
    • 3. 1. Онтологические основания социальных исканий
    • 3. 2. Идея жизневорчества в семейной трагедии А. И. Герцена
    • 3. 3. Проблема русской интеллигенции в отечественной религиозной философии анализ и альтернатива)

Жизнетворчество как способ бытия интеллигенции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В современном мире на первый план выходит проблема модернизации общественной жизни, поэтому возникает вопрос: затронет ли этот процесс только социально-политические формы общественного бытия или же захватит и сами онтологические основания жизни человека и социума. В этой связи вопрос о роли интеллигенции в продуцировании и практическом претворении идей приобретает особую актуальность, а сама проблема интеллигенции нуждается в качественном философском переосмыслении.

Смысл бытия России в истории и смысл бытия интеллигенции в России составляют суть исканий отечественной интеллигенции. Рефлексия вокруг обозначенной проблемы, по-существу, носит характер саморефлексии — русская интеллигенция есть феномен для самой себя (повод, причина и рефлексирующий субъект), что вполне вписывается в отечественную философскую традицию, тяготеющую к экзистенциальному самопознанию. Однако было бы большой ошибкой судить об интеллигенции лишь на основании ее собственных представлений о самой себе, которые, в большинстве своем, весьма комплиментарны и мало соответствуют реальности. Настало время разобраться в данной проблеме, заглянув в предельные основания существования и жизнедеятельности интеллигенции, и расставить новые акценты в ее понимании.

Случилось так, что именно в России философия стала не только сферой сугубо теоретической деятельности и интеллектуальной рефлексии, но и основой практических преобразований в разных сферах: социально-политической, природно-экологической, культурной, духовной и т. д. Причем, эти преобразования (в особенности в XX веке) часто посягали на бытийные основы существования человека и общества. С нашей точки зрения, основным занятием интеллигенции в России, составляющим смысложизненный пафос её исканий, является конструирование своего собственного бытия, подчинение реальной жизни неким теоретическим установкам и абсолютно понимаемым идеям, по большей части заимствованным из европейских философских учений. Подобная экстраполяция привела к тому, что идеи становились таким креативным началом, посредством которого, по существу, создавалась новая реальность, удручающе повлиявшая на природу человека и онтологические основания общественной жизни.

Степень разработанности проблемы. Исследователи феномена русской интеллигенции, со времен А. И. Герцена, придавшего понятию «интеллигенция» статус социально-этической категории, и до наших дней, являются представителями разных общественных и философских направлений, дополняющих и, одновременно, исключающих друг друга. Допустимо будет сказать, что даже простое изучение различных подходов к выше указанной проблеме и классификация их может составить предмет отдельного исследования. Так, в учении народников сложилось представление о просветительском долге интеллигенции (Д.И.Писарев, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.). Р.В.Иванов-Разумник всю историю общественной мысли России рассматривал как историю интеллигенции, отталкиваясь от герценовского определения последней («антимещанство»). Авторы сборника «Проблемы идеализма» (Н.А.Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, П. Н. Милюков, С. Л. Франк, П.И.Новгородцев), видели универсальную историческую миссию интеллигенции в соответствии с концепцией народников, добавив требование освобождения от полуутилитарных программ и обязательств, ограничивающих свободу духа и приземляющих ценности. Д.Н.Овсяннико-Куликовский отметил в отечественных интеллигентах «психологию исканий» и «отщепенство», полагая, что в «счастливых» странах не рассматривают историю интеллигенции как экстраординарное явление, в России же «история» интеллигенции превращается в «психологию».

В сборнике «Вехи» переосмысливается народническая трактовка понимания сущности интеллигенции, что открывает вокруг данной проблемы дискуссию, которая длится уже почти столетие. По существу, авторы сборника предложили свою программу духовного «оздоровления» интеллигенции, это: преодоление «соблазна Великого Инквизитора» (Н.А.Бердяев), освобождение от политики, покаяние, личное творческое самосознание (М.О.Гершензон), уважение к праву (Б.А.Кистяковский), преодоление нигилистического морализма (С.Л.Франк). С. Н. Булгаков противопоставил внешнему интеллигентскому героизму христианское подвижничесво, основанное на самоотречении и нравственном самовоспиании, смирении перед высшими духовными ценностями, тогда лишь, по мысли философа, возможно возникновение повой «христианской интеллигенции». «Вехи» своим появлением знаменуют начало острой полемики непосредственно вокруг феномена интеллигенции, которая отразилась в перечисленных выше сборниках и последующей философской мысли русского зарубежья.

Интеллигенция в советской России — это, прежде всего, социальная прослойка с вполне определенной функцией, а именно — «дать ответы на запросы пролетариата» и быть его «идейным руководителем» (В.И.Ленин). В исследовательской литературе доминировало восприятие интеллигенции как социального слоя работников умственного труда, охватывались проблемы подготовки образовательных кадров, оформления профессиональных групп и т. д. (В.Р.Лейкина-Свирская, Л. Я. Смоляков, М. Н. Руткевич и мн.др.). В трудах Д. С. Лихачёва («Книга беспокойств», «Об интеллигенции» и др.), А. М. Панченко, И.В.Бестужева-Лады нашла свое отражение народническая просветительская трактовка интересующего нас вопроса, в соответствии с которой, интеллигенция понималась комплиментарно-моралистически (высокие нравственные идеалы, отсутствие материальных претензий, просветительский долг).

В настоящее время интеллигентоведение концептуально оформилось в отдельное знание — некий синтез историографических, философских, культурологических и политологических изысканий. Открыты межвузовские центры, проблемные советы в Москве, Иваново, Екатеринбурге, Омске, Улан-Удэ и других городах. Неотъемлемой частью современной реальности стали ежегодные конгрессы отечественной интеллигенции. Новейшие публикации по интересующему нас вопросу представлены, в основном, многочисленными сборниками статей и, в меньшей степени, монографиями. Можно назвать несколько тем, ставших центральными для современных исследователей феномена русской интеллигенции, а именно: смысловое содержание понятия «интеллигенция», его генезис, периодизация (А.И.Аврус, А. С. Ахиезер, М. А. Ахлюстина, П. И. Богацкий, Ю. Ю. Вейнгольд, Л. М. Дмитриева, В. Д. Жукоцкий, М. С. Каган, Л. Н. Коган, В. Л. Соскин и мн.др.) — анализ политической ориентации (Д.Байрау, К. Г. Барбакова, П. И. Богацкий, М. Е. Главацкий, С. А. Дукарт А.С.Запесоцкий, В. В. Фортунатов и мн.др.) — социокультурный анализ феномена интеллигенции (А.С.Ахиезер, Д. В. Диденко, Б. С. Ерасов, А. Е. Корупаев, В. С. Ткачев, В. С. Поликарпов, и мн.др.). В работах Б. В. Емельянова интеллигентоведение понимается как исследование философских и политических судеб России. В. Ш. Сабиров предлагает рассматривать отечественную интеллигенцию в соте-риологическом аспекте. В работах О. С. Соиной посредством метода философ-ско-этической персоналогии раскрывается метаэтическая интерпретация интеллигенции.

На Западе, в отличие от России, интеллигенция не рассматривается как феномен, а понимается как широкий слой активно мыслящих интеллектуалов, занимающихся определенной деятельностью, поэтому западные философы уделяют внимание функциональной стороне вопроса, не сосредоточиваясь на интеллигенции как проблеме. Из зарубежных авторов можно выделить К. Мангейма, Г. Маркузе, Д. Белла, Ю. Хабермаса и др. Но, в европейском наследии есть философы, попытавшиеся проанализировать своеобразие русской культуры в целом, постичь феномен русской духовности (И.Гердер, Ф. Баадер, В. Шубарт, О. Шпенглер, М. Шелер), в их работах нашла свое отражение и проблема русской интеллигенции.

Анализ исследовательской литературы по интересующему вопросу даёт право утверждать, что феномен русской интеллигенции нуждается в качественно новом философском переосмыслении, свободном от комплименарно-моралистических и идеологических оценок. Автор данного исследования полагает, что русская интеллигенция как феномен может быть адекватно понята только в контексте онтологического изыскания, ибо главная интенция отечественной интеллигенции, придающая ей черты уникальности, несводимой к социальной атрибуции, заключается в конструировании нового бытия, в жизне-творчестве, которое является также источником ее духовных и социальных исканий.

Основная проблема исследования обусловлена тем, что феномен русской интеллигенции ранее не рассматривался с онтологической точки зрения, а именно — как попытка постижения предельных оснований существования и жизнедеятельноси интеллигенции. Данная проблема может быть сформулирована в следующем вопросе: каким образом конструирование бытия, определяемое через идею жизнетворчества, выразилось в исканиях отечественной интеллигенции?

Объектом исследования является идея жизнетворчества в ее теоретическом содержании и практических последствиях ее применения. Под жизнетвор-чеством понимается создание новых форм жизни, радикально изменяющих основания индивидуального и социального бытия.

Предметом исследования являются искания русской интеллигенции и воплощение в них разных вариантов идеи жизнетворчества. В качестве основного исследовательского материала в работе используются духовные, религиозно-мистические и социальные учения русской философской мысли XIX—XX вв.еков, а также творчество и судьба отдельных наиболее ярких персоналий, представляющих разные течения отечественной интеллигенции.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является определение специфики бытия отечественной интеллигенции через идею жизнетворчества, воплощенную в ее духовных и социальных исканиях и практических преобразованиях бытия человека и социума.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Составить классификацию подходов к пониманию феномена русской интеллигенции. Показать преимущество онтологического подхода.

2. Рассмотреть представления о творчестве в европейской и русской философии. Раскрыть онтологический смысл творчества в русской философии.

3. Комплексно раскрыть содержание идеи «жизнетворчества». Проследить генезис, причины и особенности идеи жизнетворчества в исканиях русской интеллигенции.

4. Рассмотреть идею жизнетворчества в духовных и социальных исканиях русской интеллигенции, проанализировав ее философские основания и практическое воплощение.

5. Обозначить идеи и позиции, альтернативные жизнетворчеству интеллигенции.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертация представляет собой попытку онтологического исследования социокультурного феномена. В связи с этим в работе применяется комплексная система методов и подходов. Диалектические принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному дают возможность раскрыть объективные закономерности исследуемого предмета, выявить его внутреннюю динамику. Принципы объективности, конкретности и полноты исследования отвечают за содержательную наполненность исследования. В работе был использован социокультурный метод, позволяющий представить искания русской интеллигенции в историческом, социальном и культурном контексте разных эпох. Историко-философский и типологический методы позволяют проанализировать явления, исходя из сопоставления их глубинных оснований. Психологический метод полезен для анализа мировоззрения и роли в исторической реальности отдельных персоналий. Герменевтический метод позволяет философски осмыслить художественные тексты, мемуары, воспоминания, используемые в работе для наглядности.

Необходимо назвать основные философские идеи и учения, ставшие основанием для развития в диссертации главной проблемы исследования: «мир идей» Платонаидея «Града Божия» Аврелия Августинагуманистические идеи Возрождения и французского Просвещениягностические идеи русского масонства и русской софиологииидеи русского символизмаонтологические учения Г. В. Ф. Гегеля, Ф.В. Й. Шеллинга, В. С. Соловьёваантропоцентризм.

Л.Фейербахаучение К. Маркса о человеке и обществе- «философия деяния» А. И. Герценаисториософия П.Я.Чаадаеваобщесвенно-политические взгляды народничестваисториософия К. Н. Леонтьеваучение А. Белогофилософия творчества Н. А. Бердяева, Эллисаконцепция ресентиментного сознания М. Шелерадогадки В.Шубарта («Европа и душа Востока») о деструктивной природе русской интеллигенциисотериологическая концепция В. Ш. Сабирова, метаэтическая персоналогия О. С. Соиной.

Наиболее ярко искания интеллигенции отражены в художественной литературе, которая в свою очередь содержит по данной теме почти неисчерпаемый материал. Для примера автор использовал произведения А. Белого, В. Брюсова,.

A.И.Герцена, Г. Гессе, Ф. М. Достоевского, Э. Радзинского, Л. Н. Толстого, Г. Успенскогостихи Н.Некрасова. Для полноты представления об отдельных персоналиях автор обращался к мемуарной литературе, дневникам, воспоминаниям — Ю. Анненкова, М. Бекетовой, Б. Зайцева, И. Одоевцевой, М. Пришвина, Ф. А. Степу на, Эллиса. Анализ художесвенных произведений стал возможен благодаря работам М. М. Бахтина, Р. Гальцевой, Л. Долгопол ова, В. Писку нова, И.Роднянской. Чтобы представить искания интеллигенции в достоверном историческом, социальном, культурном и философском контексте использовались работы С. С. Аверинцева, Л. М. Баткина, Н. А. Бердяева, Р. Гвардини,.

B.В.Зеньковского, Н. И. Костомарова, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, Ю. М. Лотмана, П. Н. Милюкова, А. М. Панченко, М. Петрова, Б. Рассела, Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В работе предлагается классификация подходов к пониманию феномена русской интеллигенции, а именно: социоэтический, социополитический, со-циокультурныи, психологическии, религиозно-этическии и онтологическии. В свете последнего интеллигенция понимается как особое бытие, творящее идеи, на основании которых создается новое бытие, новая реальность, т. е. новые формы индивидуальной и общественной жизни, порой, разрушительные для природы человека и социума.

2. Утверждается, что способом существования интеллигенции является онтологически понимаемое творчество.

3. Впервые предпринята попытка раскрыть специфику экзистенциального самоощущения и мирочувствования русской интеллигенции, выраженного в саморефлексии и конструировании собственного бытия. В диссертации показано, что специфика экзистенциального само-и-мироощущения русской интеллигенции определяется через идею жизнетворчества.

4. Впервые комплексно раскрыт смысл понятия «жизнетворчество» применительно к русской интеллигенции, а именно: как особая духовно-творческая установкакак особый тип рефлексиикак особый тип сознания. Идея жизнетворчества рассматривается как ключевая идея в духовных и социальных исканиях русской интеллигенции.

5. Установлено, что жизнетворчество русской интеллигенции отчасти деструктивно по своей природе и является следствием отхода от отечественной духовной традиции. В философии имеются учения, альтернативные жизнетвор-честву. К ним можно отнести метафизические и этические воззрения Ф. М. Достоевского, историософскую концепцию К. Н. Леонтьева, философский анализ проблемы русской интеллигенции в сборнике «Вехи» и поздних произведениях Н. А. Бердяева и Г. П. Федотова.

Научно — практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы и концептуальные положения могут быть использованы при составлении учебных курсов, учебных пособий и спецкурсов по онтологии и теории познания, истории русской философии, социальной философии, культурологии, этике, истории России.

Апробация работы. Материалы диссертации использовались в лекционных курсах и семинарах, проводимых автором со судентами НГАСУ. Основные положения диссертации излагались автором в 1997;2003 годах в виде докладов на научно-практических конференциях, проводимых в НГАСУ, НИПКиПРО, «Сибирской ярмарке», «Рождественских чтениях». Главные идеи, выводы, наблюдения нашли отражение в публикациях автора — 12 статьях и тезисах.

Материалы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры философии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета.

Диссертация обсуждена 17 февраля 2003 года на кафедре философии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендована к защите.

Структура и объём работы. Содержание диссертации изложено на 181 странице и состоит из введения, трех глав (8 параграфов), заключения и библиографии (229 источников).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема феномена русской интеллигенции и её (интеллигенции) искаи О *-" 1 нии является, сегодня, одной из самых актуальных тем отечественной философской и общественно-политической мысли. Конечно, разработка данной темы имеет свою историю. Но, все же, можно заявить, что время закрытия выше обозначенной проблематики для российского самосознания ещё не наступило. Феномен отечественной интеллигенции нуждается в качественно новом переосмыслении, и представленная вашему вниманию работа — лишь первый шаг к этому, попытка постижения одной из «вечных» тем русской философской традиции.

В большинстве своем, исследователи обозначенного феномена фокусируют внимание на этической и социальной стороне вопроса. Одни дистанцируют себя от представителей интеллигенции, считая её (интеллигенцию) неким закрытым сообществом, другие — наоборот, комплиментарно саморефлексируют. Но, по сути своей, и те и другие являются представителями интеллигенции, так как обладают определенным уровнем интеллектуального и культурного развития. Проблема русской интеллигенции, изначально дискуссионная, ставится А. И. Герценом, в связи с социально-политическими коллизиями того времени, причем, подобные споры велись и в европейской интеллектуальной среде, например, во Франции.

Просветительские идеи французских энциклопедистов в сочетании с английским утилитаризмом и классической немецкой философией оказали влияние на ход русской мысли XVIII—XIX вв.еков. Активно мыслящие представители любой страны занимаются творчеством новых форм и знаний, реформируют социум, изменяют нравы. Некоторые французские интеллектуалы, например, Вольтер, и в жизни старались следовать проповедуемым ими в своих учениях идеям. Это привело, постепенно, к тому, что нравы буржуазной действительности Франции практически сравнялись с нравами времен абсолютизма, если не превзошли их. Последствия известны.

Деятельность японских интеллектуалов-конфуцианцев совпала с формированием нового социального порядка и политического устройства (бакуфу). Результатом стала разработка правовых норм и законов, которые наложили на сегуна обязанность править так, чтобы обеспечить народу благополучие. Существенно, что японские интеллектуалы поставили свои знания на пользу общества в весьма сложный период, когда закладывались основы новой централизованной государственности и формирования национальной культуры, в отличие от французских, направивших все усилия на разрушение социального строя (монархии).

В Византийской культуре высоко ценились знания (отчасти как орудие борьбы с ересями). Для нравов византийских интеллектуалов характерен примат «дружбы»: «Ты не допускай злоупотреблений, глядя на них, а просто не замечай их, ты должен смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать», — писал Михаил Пселл [163, С. 455]. Византийские интеллектуалы старались не выставлять напоказ свою учёность, и вели тихую, сродни эпикурейцам, жизнь.

Выше приведенные примеры лапидарно демонстрируют жизнетворче-скую активнось интеллигенции и Запада и Востока. Это не случайно, ведь геополитический фактор является одним из основных культурообразующих аспектов отечественной историии. И своеобразие русской интеллигенции не только в том, что деятельность ее представителей повлекла за собой трагические последствия (здесь возможна аналогия с Францией), и не в том, что в центре внимания оказалась социальная тематика (здесь возможна аналогия как с Европой, так и с Востоком), и не в причудливом сочетании восточных нравов с западной философией (хотя, это очень пикантно).

Своеобразие, на наш взгляд, заключается в продолжающейся и сегодня саморефлексии и конструировании собственного бытия, в погоне за ускользающим идеалом. Русская действительность всегда чужда русскому интеллигенту, здесь можно вспомнить слова А. С. Грибоедова, написанные им за десять лет до появления чаадаевского «Философического письма»: «Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими» [59, С. 383].

Родина, в представлении русского интеллигента, всегда несовершенна, её необходимо преобразовать, если не сотворить заново. Отдельно существует Россия как идеальное воплощение чистой духовности (интеллигентская фантазия) и Россия как страна с бесконечным множеством никогда не решаемых проблем (та, в которой интеллигент живет реально).

Нельзя пребывать в двух мирах одновременно. Странствие обогащает душу и закаляет тело, но не может быть бесконечным, потому, что становится бесполезным. Настало «время вернуться домой». «Быть русским, любить Россию — это духовное состояние», — писал М. М. Пришвин [164, С. 448].

Время обретения русской интеллигенцией подлинной духовности как раз настало. Думается, что основная задача русской интеллигенции сегодня в том, чтобы найти в себе силы и войти в традицию русской культуры, понять её, не стыдливо-маргинальным образом, сквозь призму экстраполяций, а — изнутри, любя и уважая саму явленную в духовной глубине жизнь, а не свою идею о ней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Творения: в 4 т. Т. 4. Кн. 14−22 / Блаженный Августин- Сост. и подг. текста С. И. Еремеева 2 изд. -СПб.: Алетейя- Киев: УЦИММ-Пресс, 1998 — Т. 4:0 граде Божием. Кн. 14−22. — 1998. -586с.
  2. Д.Л. Роза мира / Д. Л. Андреев М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К», 1993. — 303с.
  3. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. Ред.колл.: В. Т. Соколов (ред.-сост.второго тома и авт. вступ. ст.) и др. М.: Мысль, 1970. — 776с. с илл.
  4. А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России / А. С. Ахиезер Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997 — Т. 1: От прошлого к будущему. — 804с.
  5. Д. Интеллигенция и власть: советский опыт / Д. Байрау // Отечественная история. 1992. № 2.
  6. К. Г. Интеллигенция и власть. / Барбакова К. Г., Мансуров В. Л. /. -М, 1994.-188с.
  7. Л.М. Итальянское возрождение: проблемы и люди / Л. М. Баткин -М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. 446с.
  8. Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин -М.: Наука, 1978. 199с.
  9. Ю.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин М.: Искусство, 1979.-423с.
  10. В. Путь к духовному синтезу / В. Безносов // Звезда. 1993. — № 3. -С. 168−170.
  11. М.А. Воспоминания об Александре Блоке / М.А. Бекетова- Сое. В. П. Енишерлова и С.С. Лесневского- Вступ. ст. С.С. Лесневского- Поел. А.В. Лаврова- Прим. Н. А. Богомолова. М.: Правда, 1990. — 672с.
  12. А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2 т. Т. 1 /А. Белый М.: Искусство, 1994. — 478с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  13. А. Символизм как миропонимание / А. Белый- Сост. вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай М.: Республика, 1994. — 528с. — (Мыслители XX века).
  14. А. Символизм. Книга статей / А. Белый М.: Мусагет, 1911.- 334с.
  15. А. Рудольф Штайнер и Гёте в мировоззрении современности. Воспоминания о Штайнере / А. Белый- Сост. и подгот. текста, коммент. и послесл. И. Н. Лагутиной М.: Республика, 2000. — 719с.: портр.
  16. Н.А. Духовный кризис интеллигенции.: Ст. по общественной ирели-гиозной психологии (1907−9 г.) / Н. А. Бердяев СПб.: Общесвенная польза, 1910.-304с.
  17. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев М.: Наука, 1990.- 220с.
  18. Н. Самопознание / Н. А. Бердяев М.: Мысль, 1990. — 311с.
  19. Н. Смысл истории / Н. А. Бердяев М.: Мысль, 1990. — 175с.
  20. Н. Смысл творчества / Н. А. Бердяев М.:Наука, 1990. — 269с.
  21. Н. Судьба России / Н.А. Бердяев- Сост. и поел. К. П. Ковалева М.: Советский писатель, 1990. — 346с.: портр. — (Русская мысль).
  22. Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Н. А. Бердяев М.: Терра, 1998. — 383с. — (Библиотека философской мысли).
  23. Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета — Минск: Бе ларусь, 1990. — 1376с.: 8 отд. л. ил.
  24. Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени / Т. В. Блаватская М.: Наука, 1983. — 325с.: илл.
  25. Т.И. Родоначальники славянофильства / Т. И. Благова М.: Высшая школа, 1995. — 352с. — (Философские портреты).
  26. В. В. Философия П.Л. Лаврова / В. В. Богатов М.: Издательство Московского университета, 1972. — 316с.: 1 л. порт.
  27. А.А. Россия и интеллигенция / А. А. Блок Русские предтечи большевизма / М. Л. Слоним М.: Вуз. кн., 2000. — 96с.
  28. М. Я и ты / Мартин Бубер- Пер. с нем. Ю. Терентьева, Н. Файнгольда М., 1993. — 175с. — (Библиотека философа).
  29. С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов / С.Н. Булгаков- Подгот. В.В. Сапов- Русский христианский гуманитарный институт СПб.: РХГИ, 1997. — 589с.: порт. — (Русская социология XX века).
  30. С.Н. Человекобог и человекозверь // Соч. в 2 т. Т.2 / С.Н. Булгаков- Ст. и прим. И. Роднянской М.: Наука, 1993. — 7651с.
  31. . Н.К. Творческая способность мышления в философии Декарта // Вестник Московского Университета, сер. 7, философия 2000 № 3.
  32. А.И. Судьбы философии в России // Введенский А. И. Очерки истории русской философии. / А. И. Введенский, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет -Свердловск, 1991.
  33. Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей 1909−1910 / Сост., комм. Н. Казаковой, предисл. В. Шелохаева М.: Молодая гвардия, 1991. — 463с.
  34. А. Россия. Вехи истории: даты, события, люди (справочник) / А. Виленский М.: Знак, 1996. — 52с.
  35. В. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия / В. Виндельбанд-М.: Наука, 1993.- 105с.
  36. Власть и интеллигенция в сибирской провинции (конец 1919—1925 гг.): Сб. документов / Рос. акад. наук. Сиб. отд. Инст. истории, гос. архив Новосиб. обл.- Сост.: С. А. Красильников и др. Новосибирск: Экор, 1996. — 365с.
  37. Д. Ленин. Политический портрет. В 2 кн. Кн. 1 / Д. Волкогонов М.: Новости, 1994. — 480с. — (Вожди)
  38. А.И. Лавров. / А. И. Володин, Б. С. Итенберг М.: Молодая гвардия, 1981.-319с.-(ЖЗЛ. Вып. 11 (616).
  39. А.И. Утопический социализм в России, 1833 1883. / А. И. Володин, Б. М. Шахматов — М.: Политиздат, 1985. — 590с.
  40. П.П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева / П.П. Гай-денко // Вопросы философии.- 1994.- № 6.
  41. К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души / Клинтон Гарднер- Пер. с анг. А. Кавтаскина М.: Наука, 1993. — 124с.
  42. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии. В 2 т. Т. 2/Г.В.Ф. Гегель-М., 1977.
  43. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Наука логики Т. З: Учение о понятии / Г. В.Ф. Гегель- Отв. ред. и авт. вступ. ст. М. М. Розенталь М.: Мысль, 1972. — 374с.
  44. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Энциклопедия философских наук Т. 3: Философия духа М.: Мысль, 1977. — 471 с.
  45. А.И. Собр. Соч. в 30 т. Т. 16: Статьи из «Колокола» и другие произведения 1862−1863 г. / А.И. Герцен- Ред. колл.: В. П. Волгин и др. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954 -1964. — 529с.: 4 л. илл.
  46. А.И. Собр. Соч. в 30 т. Т. 3: Письма об изучении природы. Дилетантизм в науке / А. И. Герцен М.: Издательство Академии наук СССР, 19 541 964. — 363с.: 2 илл., 1 портр.
  47. А.И. Собр. Соч. в 30 т. Т. 6: С того берега / А. И. Герцен М.: Издательство Академии наук СССР, 1954−1964. — 550с.: 3 илл., 1 портр.
  48. Г. Игра в бисер / Г. Гессе Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. — 464с.
  49. А. Русская идея и ее творцы / А. Гулыга М.: Соратник, 1995. -308с.
  50. Р. Соч. в 2 т. Т. 1.: Рассуждение о методе / Р. Декарт М.: Мысль, 1989. — 656с.: 1л. портр. — (Философское наследие).
  51. У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс- Пер. с анг.- Репринт. изд. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 418с.
  52. Л. Андрей Белый и его роман «Петербург» / Л. Долгополов Л.: Советский писатель, 1988. — 413с.: портр.
  53. Ф.М. Дневник писателя / Ф. М. Достоевский СПб.: Лениздат, 1999.-735с.
  54. Е.Н. Герцен на Западе: в лабиринте надежд, славы и отречений / Е. Н. Дрыжакова СПб.: Академический проект, 1999. — 300 с.
  55. .В. Русские мыслители / Б. В. Емельянов Томск: Томский гос. универ., 1988.-201с.
  56. Зеньковский // Человек.- 1993.- № 4. 71.3еньковский В. В. История русской философии. В 2 т. Т.1 / В.В. Зеньковский- Ростов-на Дону: Феникс, 1999. — 544с.
  57. В.В. История русской философии. В 2 т. Т.2 / В.В. Зеньковский- Ростов-на Дону, 1999. 544с.
  58. Иванов-Разумник Р. В. Александр Блок. Андрей Белый / Р.В. Иванов-Разумник -Пб.: Алконост, 1919. 179с.
  59. Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма: размышление над книгой В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» / Э.В. Ильенков-М.: Политиздат, 1980.- 176с.
  60. И.А. В 2 т. Т 1−2 в общем переплете: Наши задачи. Историческая судьба и будущее России / И. А. Ильин М.: Рарог, 1992.- 344с., 272с.
  61. Интеллигенция. Власть. Народ. Антология / Рос. акад. наук, ин-т фил.- ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская М.: Наука, 1993. — 112с.
  62. Интеллигенция в России / Сборник научных статей М., 1991. — 279с.81 .Интеллигенция в политической истории XX века / Межвуз. сб. ст.- ред. колл. B.C. Меметов Иваново, 1993. — 112с.
  63. Интеллигенция в системе социально-классовой структуры и отношений советского общества / Межвуз. сб. научн. тр.- ред. кол. Г. Г. Халиулин Кемерово, 1991.- 199с.
  64. Интеллигенция в советском обществе: межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1993. — 199с.
  65. Интеллигенция в социальных процессах современного общества / Сборник ст.- Отв. ред. В. Л. Мансуров, Л.А. Семёнова-М., 1992. -182с.
  66. Интеллигенция древняя и новая: (Материалы дискуссии за «круглым столом» в Институте востоковедения АН СССР) // Народы Азии и Африки. -1990. -№ 2.
  67. Интеллигенция и власть / Сб. ст.- Ред. кол. Ю. Г. Чернышов (отв. ред.) и др. -Барнаул, 1994. Вып. 4. 143с. — (Конгресс интеллигенции Алтайского края).
  68. Интеллигент и интеллектоведение на рубеже XXI века: Итоги пройденного пути и перспекивы / Тез. Докл. X междунар. научно-теор. конф. 22−24 сент., 1999- Ред. кол. B.C. Меметов и др. Иваново, 1999. — 376с.
  69. История интеллигенции России в биографиях ее исследователей. Опыт энциклопедического словаря. Екатеринбург. Издательство Уральского университета. 2002.
  70. Интеллигенция и либерализм в России. Межвузовский научный сборник. -Саратов, 1995.-278с.
  71. Интеллигенция и общество // Общественная мысль за рубежом.- 1991.- № 4.
  72. Интеллигенция и общество: статьи // Культура, — 1992.- № 14, 28 ноября.
  73. Интеллигенция и нравственность: социологические очерки / НИИ высш. обр.- Ред. кол. В. Т. Лисовский и др. М., 1993. — 249с.9393 Интеллигенция и перестройка / Отв. ред. С. Н. Быкова, в.А. Мансуров -М., 1991.- 182с.: табл.
  74. Интеллигенция и политика / Отв. Ред. Б. С. Орлов М., 1978. — 327с.
  75. Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. Тезисы докладов Всероссийской конференции 14−15 апреля 2000 года- отв. ред. К. Беневоленская Екатеринбург, 2000. — 107с.
  76. Интеллигенция и революция, XX век / Отв.ред. К. В. Гусев М., 1985. — 335с.
  77. Интеллигенция и социалистическая культурная революция. Сборник научных трудов / Отв. ред. А. Я. Лейкин Ленинград: J11 НИ, 1975. — 168с.
  78. Интеллигенция и сталинизм в послевоенные годы (1946−1953) Новосибирск, НГУ, 1993.-76с.
  79. Интеллигенция, общество, власть: опыт взаимоотношений (1917−1930) / Ред.кол. С. А. Красильников, Т. Н. Осташко Новосибирск, 1995. — 114с.
  80. Интеллигенция о социально-политической ситуации в стране. Сборник научных статей / М., 1990. — 187с.
  81. Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, власти / Ред. кол. И. И. Осинский и др. Улан-Удэ, 1994.- 126с.
  82. Интеллигенция, провинция, отечество: проблемы истории, культуры, политики Иваново, 1996. — 521с.
  83. Интеллигенция России в истории 20 века: неоконченные споры. К 90-летию «Вех» / Отв. ред. М. Главацкий, С. Постников Екатеринбург, 1998. -286с.
  84. Интеллигенция России в конце XX века: система духовных ценностей в исторической динамике / Отв. ред. С. Постников Екатеринбург, 1998. -186с.
  85. Интеллигенция России: традиции и новации: тез.докл. межгос. Научно-теор. конф. Иваново, 25−27 сент., 1997 / Ред. кол. B.C. Меметов и др. Иваново, 1997.-447с.
  86. Интеллигенция России: уроки истории и современность / Межвуз. сб.научн. тр.- Ред. кол. B.C. Меметов и др. Иваново, 1996.-148с.
  87. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 1 / Введ. М. Ф. Овсянникова М.: Изд-во Академ. Худож. СССР, 1962. — 682с.
  88. М.С. Историческая типология художественной культуры (пять лекций) / М.С. Каган- Ов. ред. Т.А. Конев- Международный ин-т «Открытое общество» Самара, 1996. — 86с.
  89. И. Трактаты и письма / И. Кант- Пер. с нем. Н. Вальденберг и др. -М.: Наука, 1980.-712с.
  90. JI.B. Русская идея (символика и смысл) / JI.B. Карасев // Вопросы философии. 1992, — № 3.
  91. Л.П. Культура средних веков /Л.П. Карсавин Киев: Символ, 1995.- 199с.
  92. Л.П. Восток, Запад и русская идея / Л. П. Карсавин Пб.: Аса-demia, 1922.- 80с.
  93. А.П. Софиология (статья) / А. П. Козырев // Русская философия. Словарь М.: Терра — Книжный клуб — Изд-во «Республика», 1999. — С. 465 469.
  94. А.С. Низкие истины / А. С. Кончаловский М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2001. — 384с.
  95. А.Е. Очерки интеллигенции России: в 2 ч. Ч. 1: Очерки теории интеллигенции / А. Е. Корупаев М., 1995. — 154с.
  96. А.Е. Очерки интеллигенции России: в 2 ч. Ч. 2: Очерки истории русской интеллигенции / А. Е. Корупаев М., 1995. — 154с.
  97. Н.И. Государи и бунтари: господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II / Н. И. Костомаров М.: Гарли, 1996.-476с.
  98. Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI—XVII вв.еках / Н. И. Костомаров М.: Республика, 1992. — 564с.
  99. Н.И. Русские инородцы / Н. И. Костомаров М.: Гарли, 1996. — 604с.
  100. Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 4 т. / Н. И. Костомаров М.: Рипол. Классик, 1998. — (Великая Россия).
  101. П.А. Анархия, ее философия, ее идеал / П. Л. Кропоткин М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. — 862с. — (Антология мысли).
  102. В.А. Мировоззрение Ленина: формирование и основные черты / В. А. Кувакин М.: Изд-во МГУ, 1990. — 205с.
  103. В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века / В. А. Кувакин М.: Мысль, 1980. — 309с. — Глава 3.
  104. Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций. Сборник статей. Т.2 / Ред. кол. В. П. Корзун и др. Омск, 1995.- 219с.
  105. Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Вып. 1: Философия и богословие Томск, 1995. — 119с.
  106. П.Л. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2: Исторические письма / П. Л. Лавров М.: Мысль, 1965. — 703с.
  107. А.А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции / А. А. Левандовский М.: Молодая гвардия, 1990. — 302с.
  108. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века / В.Р. Лейкина-Свирская М.: Мысль, 1971.- 368с.
  109. В.И. Избранные произведения в 4 т. Т. 4: Последние письма и статьи В. И. Ленина / В. И. Ленин М.: Политиздат, 1986. — 585с.
  110. В.И. Избранные произведения в 4 т. Т. 1: Памяти Герцена / В.И. Ленин-М., 1986.- 646с.
  111. В.И. Полн. Собр. Соч. Т.1 / В. И. Ленин М.: Политиздат, 1971. -662с.
  112. В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 2 / В. И. Ленин М.: Политиздат, 1971. -677с.
  113. В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 38 / В. И. Ленин М.: Политиздат, 1971. — 644с.
  114. К.Н. Восток, Россия и славянство / К. Н. Леонтьев М.: Республика, 1996. — 799с.: портр. — (прошлое настоящее).
  115. Д.С. Об интеллигенции / Д.С. Лихачев- Прил. к альманаху «Канун" — Вып. 2 СПб., 1997. — 445с.
  116. А.Ф. Эрос у Платона / А. Ф. Лосев М., 1990.
  117. Н.О. История русской философии: Гл. 13: Изменения в умонастроении русской интеллигенции в начале 20 века / Н. О. Лосский М.: Советский писатель, 1991. — 479с.
  118. В.А. Философия революционного народничества / В.А. Мали-нин М.: Наука, 1972. — 340с.
  119. К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. Ч. 1 / К. Манхейм- Пер. Л. Ф. Вольфсон М., 1993. — 89с.
  120. Марксизм, история философии, современность: Матер.симпоз., посвящ. филос. наел. К. Маркса, Кяэрику, 23−26 мая 1983 г. / Ред. кол.: Р. Н. Блюм и др. Тарту: ТГУ, 1985. — 237с.
  121. К. Сочинения. Т. 1: К критике гегелевской философии права / К. Маркс, Ф. Энгельс.
  122. К. Сочинения Т. 2: Святое семейство / Маркс, Ф. Энгельс.
  123. К. Сочинения Т. 19/ Маркс, Ф. Энгельс.
  124. К. Сочинения Т. 42: Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс, Ф. Энгельс.
  125. В. Интеллигенция и демократия / В. Межуев // Свободная мысль.- 1992.-№ 16.
  126. П. Н. Очерки по истории русской культуры. ВЗт. Т. 2(1) / П. Н. Милюков М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — 416с.
  127. П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2 (2) / П. Н. Милюков М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — 496с.
  128. Н.К. Полн. Собр. соч. Т. 3: Записки профана / Н. К. Михайловский СПб.: Типография Стасюлевича, 1909. — 905с.
  129. Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2: Ессе хомо. Как становятся самим собою / Ф. Ницше- Сост., ред., всуп. ст. и прим. К.А.Свасьяна- пер. Я. Бермана и др.- М.: Мысль, 1990. 830с.: портр.
  130. Общественная мысль за рубежом. 1991. — № 4.
  131. Общественные науки и современность. 1991. — № 1.
  132. О России и русской философской культуре. М., 1990.
  133. М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса / М.Т. Петров- Под ред. В. И. Рутберга Л.: Наука, 1982. — 217с.
  134. Платон. Сочинения. В 4 т. / Платон М.: Мысль, 1990.
  135. Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории, методологии, источниковедения и историографии / Сб. ст. Иваново, 1993.
  136. B.C. История нравов России. Восток или Запад? / B.C. Поликарпов Ростов н/Д.: Феникс, 1995. — 576с.
  137. Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. -Екатеринбург, 1999.
  138. Пушкин в русской философской критике / Сб.- Сост, вступ. ст. Р. Гальце-вой-М.: Книга, 1990.- 527с.
  139. Э. Загадки любви / Э. Радзинский М.: Вагриус, 1997. — 268с.
  140. Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культуры страдания / Даниэл Ранкур-Лаферрьер М.:Арт-бизнес-центр, 1996.-303с.
  141. Распространение марксизма в России и группа «освобождение труда», 1883−1903. Л.: Лениздат, 1985. — 271с.
  142. . История западной философии. В 2-х т. Т. 1/ Б. Рассел М.: Миф, 1993.-509с.
  143. . История западной философии. В 2-х т. Т. 2 / Б. Рассел М.: Миф, 1993.-445с.
  144. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Отв. ред. А.Ф. Замалеев- Сост. А. Ф. Замалеев, В. Д. Комаров, А. И. Новиков С.-П.: Наука, 1991.-363с.
  145. Российская интеллигенция: критика исторического опыта: Тез. Докл. Всерос. конф. с междунар. уч., посвящ. 80-летию сб. «Смена вех» 1−2 июня 2001. Екатеринбург, 2001. — 295с.
  146. Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. -Иваново, 1995.-315с.
  147. Россия в XX веке: историки мира спорят. Сборник статей / Ред. кол.: И. Д. Ковальченко и др. М.: Наука, 1994. — 751с.
  148. Россия в зеркале времени: проблемы отечественной истории и культуры / Под ред. Е. В. Конникова Ульяновск: УГТУ, 1996. — 107с.
  149. Россия Восток — Запад: Сб. ст. / Ред. кол.: Н. И. Толстой и др. — М.: Наследие, 1998.-423с.
  150. Россия: вчера, сегодня, завтра: междунар. научн. межвуз. конф. / Научн. ред. Н.С. Крапивин-М.- СПб., 1998−1999.- 271с.
  151. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. Т. 1 / Ред. кол.: А .Я. Зись, и др.- вступ. ст. В. Пискунова- комм. Н.Б. Злоби-ной М.: Искуссво, 1994. — 539с.
  152. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. Т. 2 / Ред. кол.: А. Я. Зись, и др.- вступ. ст. В. Пискунова- комм. Н.Б. Злоби-ной М.: Искуссво, 1994. — 684с.
  153. Русская интеллигенция в 1900—1917 гг. г. Сборник статей М., 1981. -169с.
  154. Русские философы (XIX-XX век): Антология. Вып. 1. М., 1993.
  155. В.Ш. Два лика зла (размышления русских мыслителей о добре и зле) / В. Ш. Сабиров М., 1992.
  156. В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии/В.Ш. Сабиров-С.-П.: С.-П. Гос. ун-т, 1995.- 151с.
  157. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сб.- Сост. Р. Гальцева- пер. и прим. С. Аверинцев и др. М.: Поииздат, 1991. — 366с.
  158. Э. Новый Иерусалим и его небесное учение / Э. Сведенборг- Пер. с лат. И. Эдомского Воронеж, 1993. -126с.
  159. Сербиненко В.В. B.C. Соловьев / В. В. Сербиненко М.: НИМП, 2000. -339с.: портр. — (Эрудит: русская философская мысль).
  160. Дж. Лавров (статья) / Дж. Скенлен- Пер. М. А. Маслина // Русская философия. Словарь. М.: Терра, 1999. — 655с. — С. 252−253.
  161. Л.Я. Социалистическая интеллигенция: Социально-философский анализ / Л. Я. Смоляков Киев: Политиздат, 1986. — 224с.
  162. Смысл жизни: Антология / Сост. и прим. Н. К. Гаврюшина М.: Прогресс, 1994.-591с.: 8 л. илл.
  163. О.С. Пушкинская речь Ф. М. Достоевского (опыт современного прочтения) / О. С. Соина // Человек.- 2001.- № 3 4.
  164. О.С. Феномен русского морализаторства: Этические очерки / О. С. Соина Новосибирск: Наука, 1995. — 200с.
  165. О.С. Судьба Пушкина и судьба России / О. С. Соина // Человек.-2002.- № 5−6.
  166. B.C. Соч.: В 2 т. Т. 1: Жизненная драма Платона / B.C. Соловьев -М., 1988. 675с.
  167. B.C. Чтение о Богочеловечестве / B.C. Соловьев М., 1988.
  168. Соловьев: pro et contra: Личность и творчество В. Соловьева в оценке русских мыслителей и исследоваелей: Антология / Сост., вступ. сл. и прим. В. Ф. Бойкова СПб: РХГИ, 2000 — 895с. — (Русский путь).
  169. И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич- Реприн. воспр. изд. 1973 г.-М.: Изд. фирма Феникс, 1991.-511с.
  170. Г. Я. Российское зарубежье и Родина / Г. Я. Тарле М., 1993. — 198с.
  171. B.C. Идеалы русской интеллигенции. Сравнительный анализ общественной жизни России 18−20 веков / B.C. Ткачев Иркутск: ИГЭА, 1998. -231с.
  172. М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов- Агония христианства / М. де Унамуно- Пер. с исп., вступ. с. и комм. Е. В. Гараджа -Киев: Символ, 1997. 414с. — (Кн. века)
  173. B.C. Проблема человека в русской общественной мысли / В. С. Федчин Иркутск, 1995. — 208с.
  174. С.А. Пария и интеллигенция / С. А. Федюкин М.: Политиздат, 1983.-238с.
  175. Фейербах J1. Избранные философские произведения в 2 т. Т.2. Сущность христианства / JI. Фейербах- Общ. ред. и вступ. ст. М. М. Григорьяна М.: Госполитиздат, 1955.-943с.
  176. В.П. Возвращение в мир / В. П. Фетисов Воронеж, 2000. — 278с.
  177. Философия и общество. 2001. № 1.
  178. П. Христиансво и культура / П. Флоренский М.: ACT: Фолио, 2001.-665с.
  179. Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский- Предисл. И. Майендорфа Киев, 1983. — 600с.
  180. С. Русское мировоззрение / С. Франк- Сост. и отв.редА.А. Ерми-чев. С.-П., 1996. — 738с. — (Слово о сущем).
  181. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм- пер. Э.М. Телятникова-М.: ACT, 1998. 670 с.
  182. М. Европейский нигилизм // Время и бытие / М. Хайдеггер- Сост., пер., вступ. ст., комм, и указ. М.: Республика, 1993. — 447с.
  183. Хейзинга И. Homo ludens: В тени завтрашнего дня / И. Хейзенга- Пер. с недерл. и прим. В.В. Ошиса- Общ. ред. Г. М. Тавризян М.: Прогресс, 1992. -459с.
  184. С.С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий -СПб., 1994.-447с.
  185. С.С. София Космос — Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова / С. С. Хоружий // Вопросы философии.- 1989.- № 12.
  186. М.И. Соч. в 2 т. Т. 2: Пленный дух / М.И. Цветаева- Сое. и подг. текста А. Сумеркина- Предисл. И. Бродского New York: Russia publishers, 1979.-365c.
  187. П.Я. Статьи и письма / П.Я. Чаадаев- Сост,. вступ. ст. и комм. Б. Н. Тарасова М.: Современник, 1985. — 365с.
  188. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Отв. Ред. И. Т. Фролов- Сост. П. С. Гуревич М.: Республика, 1995. -527с.
  189. Н.Г. Что делать? / Н. Г. Чернышевский М.: Худож. лит, 1985.-205с.
  190. М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер- Пер. с нем. А. Н. Малинкина СПб., 1999.-231с.
  191. Шеллинг Ф.В. И. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Ф.В.И. Шеллинг- Сост., ред., изд., авт. вступ. ст. А.В. Гулыга- Прим. А. В. Гулыги, М.И. Левиной- Пер. с нем. М. И. Левиной М.: Мысль, 1989. — 638с.
  192. Л. Соч. в 2 т. Т. 2: На весах Иова (странствия по душам) / Л. Шестов- Сост., вступ. ст. А.В. Ахутина- М.: Наука, 1993. 559с.
  193. А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр- Сост. И. С. Нарский М., 1992. — 479с.
  194. О. Закат Европы / О. Шпенглер- Пер. Н.Ф. Гарелина- Авт. вступ. ст. А. П. Дубнов, авт. комм. Ю. П. Бубенков и А. П. Дубнов Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 592с.
  195. В. Европа и душа Востока / В. Шубарт М.: Русская идея, 1997. — 446с: 1 портр.
  196. Эллис. Русские символисты: К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый / Эллис / П. Л. Кобыленский Томск: Водолей, 1990. — 289с.
  197. К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. М., 1991. — 527с. — С. 288 — 419.1.U L. .
Заполнить форму текущей работой