Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование здорового образа жизни учащихся основной школы в условиях национального региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обозначенное содержание образования возможно реализовать с помощью совокупности форм, методов и средств. Наиболее эффективными для подготовки школьников в сфере здорового образа жизни являются: из форм — уроки различных типов — вводныеизучения нового материаласовершенствования знаний, умений, эмоционально-ценностного и творческого опытовкомбинированные и их виды — лекции, практические работыиз… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ Ь ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА
    • 1. 1. Сущность регионального подхода к формированию здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений
    • 1. 2. Формирование здорового образа жизни старшеклассников основной школы в условиях национального региона как социально-педагогическая проблема
    • 1. 3. Состояние здорового образа жизни старшеклассников основной школы в условиях мордовского региона
    • 4. ", 1.4 Концептуальные положения формирования здорового образа жизни учащихся старших классов основной школы в условиях национального региона
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА
    • 2. 1. Содержание учебного материала по формированию здоро-фь вого образа жизни школьников в условиях национального региона
    • 2. 2. Формы, методы и средства формирования здорового образа жизни школьников в условиях национального региона
    • 2. 3. Педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся
    • 2. 4. Организация и эффективность формирования здорового образа жизни учащихся в условиях педагогического эксперимента
    • V. r ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Формирование здорового образа жизни учащихся основной школы в условиях национального региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях становления нового российского общества возникла острая необходимость в улучшении состояния здоровья населения и образа жизни каждого человека. Из-за отрицательных последствий политических, социальных и экономических преобразований возникли глубокие изменения приоритетов и ценностных ориентаций всех поколений людей. В связи с этим в качестве одной из важнейших задач прогрессивного развития общества выдвигается создание условий, обеспечивающих полноценное здоровье всего населения страны. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Министерства здравоохранения РФ общественное здоровье на 70−80% определяется собственным отношением человека к нему, а также его желаниями и возможностями положительно влиять на факторы его обеспечивающие. В этом контексте необходимо утверждать о необходимости формирования культуры сохранения здоровья еще в школьном возрасте.

Приоритетную роль в решении обозначенной социально значимой проблемы играют общеобразовательные учреждения. Школа, особенно основная, является важнейшим этапом в воспитании каждого человека, становлении его общей культуры и поиска личностно значимой стратегии поведения в сферах здоровья и здорового образа жизни. Здоровье, как известно, является одной из высших ценностей человека, которая обеспечивает успешное развитие личности (Амосов Н.М., 1987, 2000; Давыдовский И. В., 1996; Каган М. С., 1966; Лисицын Ю. П., 1982). Именно физически, психически и духовно развитый человек может адекватно реагировать на изменяющиеся условия социальной и со-циоприродной сред, проявлять себя как полноценная личность и реализовы-вать свои возможности в разных аспектах жизнедеятельности (Чикин С.Я., 1979; Царегородцев Г. И., 1969). Следовательно, являясь важнейшим показателем нормального функционирования общества, здоровье характеризует его социальное, экономическое и духовно-нравственное благополучие.

Различные подходы к решению проблемы здоровья человека предлагаются в работах И. В. Давыдовского (1996), В. П. Казначеева (1997), Ю. П. Лисицына (1992) и В. П. Петленко (1998). Все они обращают внимание на необходимость создания соответствующих социально-экономических, культурологических, экологических и здравоохранительных условий для укрепления здоровья и улучшения образа жизни.

К сожалению, в настоящее время обозначенная проблема требует комплексного подхода к ее решению, ибо среди населения и особенно молодежи получило широкое распространение употребление наркотических и токсических веществ, а также алкогольных напитков и табачных изделий.

Формирование здоровья и здорового образа жизни у молодой части населения страны в настоящее время выдвигается в качестве одного из общенациональных приоритетов. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни — это успех, успех в личных и общественных делах.

В связи с этим одной из приоритетных задач модернизации образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни при разработке новой стратегии в стиле их поведения. Пристальное внимание должно быть обращено на предупреждение возникновения обозначенных выше социальных явлений, а не на их лечение. Особенно важна педагогическая профилактика любых нарушений и даже минимальных отклонений от нормы.

Поскольку в настоящее время установлена зависимость здоровья человека от образа жизни, то возникла объективная необходимость в создании и внедрении в образовательный процесс различных программ формирования здорового образа жизни. Важно, чтобы они были ориентированны на развитие у подрастающих поколений осознанной потребности в разумном образе жизни, основой которой выступал бы стиль адекватного поведения.

Процесс формирования здорового образа жизни, как известно, начинается в раннем детстве. Однако особое внимание следует уделять решению этой проблемы среди подростков, ибо в этом возрасте повышается критическое и требовательное отношение к себе и другим, приобретается чувство ответственности как важный жизненный смысл (Кон И.С., 1982; Лейтес Н. С., 1971; Мудрик А. В., 1981).

Подростки — это динамичная возрастная группа, которая находится в процессе формирования и является «легко ранимой» с позиции здоровья. В силу своей специфики развивающийся организм может активно реагировать на меры профилактики и поддержания устойчивого состояния организма. Эффективность формирования здорового образа жизни подростков обусловлена и тем, что жизненная позиция молодых людей только вырабатывается, наблюдается становление у них собственного отношения к действительности. Привычки, приобретаемые в молодые годы, становятся основой поведения на последующую жизнь. Именно поэтому необходимо обращать внимание подростков на способы приобретения навыков здорового образа жизни, среди которых особое положение должны занимать национальные традиции и обычаи (Волков Г. Н., 2001; Гершунский Б. С., 1998, 1999; Кучма В. Р., 1996; Хрипкова А. Г., 1985, 1987, 1988).

Россия — полиэтническое государство и использование национально-региональных особенностей в процессе формирования здоровья является мощным фактором подготовки школьников к жизни. Регионы страны имеют специфические и только им свойственные физико-географические, социально-экономические, историко-культурные, этнонациональные и природно-климатические характеристики. Их существенные различия обусловливают внесение изменений в содержание современного образования (Греханкина Л.Ф., 1997; Даринский А. В., 1996; Моисеева Л. В., 1996; Николина В. В., 1999).

Анализ учебных программ, изучение научных работ и нормативных материалов свидетельствует об усилении внимания к вопросам оптимизации соотношения содержаний федерального и национально-регионального компонентов базисного учебного плана (Журавлев И.К., 1980, 1993; Батышев С. Я., 1980; Беспалько В. П., 1989; Гильманов С. А., 1980; Новиков A.M., 1973; Сла-стенин В.А., 2004).

Регионализация образования в сфере здорового образа жизни предполагает целостное познание и усвоение учащимися физико-географических, социально-экономических, историко-культурных и этнонациональных особенностей своего региона. Одной из составляющих регионализации образования является формирование культуры отношения человека к своему организму, здоровью и образу жизни. Ее можно выразить через различные аспекты, в частности, этнокультурный, этновалеологический, этномедицинский, этногигиени-ческий и особенно этнопедагогический (Атутов П.Р., Будаева М. М., 2001; Волков Г. Н., 2001; Шилов М. П., Повещенко Н. П., 1996; Якунчев М. А., Голышен-ков С.П., 2004). Этнопедагогический аспект позволяет включить в образовательный процесс народный опыт воспитания подрастающих поколений, выраженный в национальных традициях и обычаях.

Народные традиции, обладающие ценностью и самоценностью, выступают как способы нормального существования многих поколений для оптимальной деятельности и выживания в конкретных природных и социоприрод-ных условиях (Беляева Н.Ф., 2000; Лузгин А. С., 1987; Мокшин Н. Ф., 1989, 2002; Никонова Л. И., 1995). К сожалению, молодое поколение не имеет четкого представления о национальных традициях и поэтому не использует их в повседневной жизни. Его приобщение к народным здоровьесберегающим традициям имеет огромное значение для эффективности процесса формирования здорового образа жизни. Именно они позволяют раскрыть важность сохранения и укрепления здоровья. Народные игры, обучающие ловкости, выносливости и быстроте реакции, не могут быть в одном ряду с наркоманией и алкоголизмом. Национальные праздники и обряды, воспитывающие красоту тела и трезвость ума, также не совместимы с табакокурением, наркоманией и алкоголизмом. Нам представляется, что использование в современном образовании народных традиций позволит решать многие противоречия, составляющие проблемы формирования здорового образа жизни у школьников.

Все вышесказанное обусловливает актуальность формирования здорового образа жизни школьников на основе использования национальных традиций, сложившихся в условиях любого региона страны. Ее можно аргументировать еще и тем, что, несмотря на широкую пропаганду здорового образа жизни, большинство школьников не осознает ответственности за сохранение своего и других людей здоровья, а в педагогической практике недостаточно используются народные способы культивирования здорового образа жизни.

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие противоречия:

— между существующей потребностью современного общества в личности, обладающей высокой культурой здорового образа жизни и слабой разработанностью этой проблемы в педагогической науке;

— между необходимостью выполнения педагогами общеобразовательных учреждений здоровьесберегающей деятельности на основе национально-региональных особенностей и недостаточностью научно-педагогических разработок для реализации этой деятельности;

— между важностью сохранения полноценного здоровья школьников и низким уровнем сформированности у них интеллектуального, эмоционально-ценностного, нравственного, а также практического опыта овладения различными способами поддержания здоровья при учете особенностей национального региона.

Названные противоречия позволили определить проблему исследования. Она состоит в разработке теоретических основ формирования здорового образа жизни и его научно-педагогического сопровождения для учащихся основной школы с учетом особенностей национального региона.

Цель исследования заключается в создании педагогической модели формирования здорового образа жизни учащихся для ее реализации в старших классах основных школ Республики Мордовия.

Объект исследования: образовательный процесс, обеспечивающий формирование здорового образа жизни учащихся основной школы.

Предмет исследования: педагогические особенности формирования здорового образа жизни учащихся 8−9 классов на основе использования национально-региональной специфики территории проживания.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования здорового образа жизни учащихся основной школы будет эффективным, если:

— разработать теоретические положения формирования здорового образа жизни учащихся с учетом специфики национального региона;

— определить оптимальное содержание учебного материала — знаний, способов действия, ценностных отношений и творческой деятельности с учетом регионального и национального аспектов;

— создать педагогическую модель и разработать эффективные материалы, обеспечивающие ее реализацию;

— осуществить поэтапное формирование здорового образа жизни учащихся старших классов основной школы.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущность регионального подхода к формированию здорового образа жизни школьников.

2. Разработать концептуальную и педагогическую модели формирования здорового образа жизни школьников при учете национально-региональной специфики.

3. Создать научно-методические материалы для успешного формирования здорового образа жизни школьников в условиях национального региона;

4. Проверить эффективность методики формирования здорового образа жизни учащихся при проведении педагогического эксперимента.

Методологической основой исследования стали: философские идеивзаимодействия человека-общества с окружающей средой, взаимообусловленности единичного, особенного и общего в познании действительности, устойчивого развития общества, полноценного существования и развития этносовобщенаучные подходы — культурологический, ценностный, региональный, системный, деятельностныйпсихологические и педагогические теории — концепция личностно-ориентированного подхода к обучению, теория формирования личностипредставления о здоровом образе жизни и их формировании у детейработы в области истории, культуры, просвещения и образования мордовского и других народов.

Методы исследования: теоретические — анализ философской, психологической, педагогической, медицинской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение полученных материаловэмпирические — изучение передового педагогического опыта, диагностические (анкетирование, тестирование, беседы), обсервационные (наблюдение — прямое и косвенное), прогностические (ранжирование), экспериментальные (констатирующий и формирующий опыты), праксиометрические (изучение продуктов деятельности, анализ педагогической документации), математические (методы статистической обработки полученных данных).

Понятийный аппарат исследования:

1. Здоровый образ жизни — это стиль жизнедеятельности, который соответствует наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования и ориентирован на культуру сохранения, укрепления, восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

2. Региональный подход к формированию здорового образа жизни школьников — это принципиальное положение, отражающее в образовательном процессе знания о региональных факторах здоровья, представления народов региона о способах обеспечения здорового образа жизни при соблюдении культуры питания, труда, движения и чистоты, реализации оздоровительных мер, осуждении вредных привычек, которые могут обеспечить нравственный стиль поведения человека и его социумов.

3. Национально-региональный компонент педагогического содержания здорового образа жизни — это составная часть образования, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры отношения людей к здоровью и образу жизни, выраженное в виде естественнонаучных, социально-экономических и культурологических знаний, оздоровительных способов действия, нравственных норм поведения, ценностных ориентаций и народных традиций.

Экспериментальная база: общеобразовательные учреждения №№ 8, 21 и 24 г. Саранска Республики Мордовия.

Исследование проводилось поэтапно:

I этап — констатирующий (2001;2002 гг.): анализировалась литература по философии, психологии, медицине, педагогике и этнопедагогике для выяснения степени освещенности проблемы формирования здорового образа жизни, в общем, и в условиях национального региона, в частностинакапливался эмпирический материалопределялись приоритетные направления педагогической составляющей исследования.

II этап — формирующий (2002;2005 гг.): разрабатывались теоретические основы формирования здорового образа жизни старшеклассников основной школыопределялись содержание, организационные форм, методы, средства и педагогические условия, необходимые для формирования здорового образа жизни учащихсяорганизовывался и проводился педагогический эксперимент.

III этап — обобщающий (2005;2006 гг.): анализировались результаты экспериментаобобщался и систематизировался исследовательский материалоформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования состоит в следующем: решена проблема формирования здорового образа жизни старшеклассников основной школы на основе использования материала о региональных особенностях и национальных традицияхразработана модель формирования здорового образа жизни учащихся основной школы с включением в образовательный процесс национально-регионального компонентавыявлена совокупность педагогических условий, успешно реализующая созданную модель — осуществление межпредметных связей, организация деятельности классного руководителя, активизация деятельности школьников, изучение оригинальных модульных программ.

Теоретическая значимость исследования: конкретизированы общетеоретические представления о возможностях национально-регионального компонента содержания образования в становлении здорового образа жизни учащихсяобоснован региональный подход к формированию здорового образа жизни учащихся и определен смысл понятия о национально-региональном компоненте педагогического содержания здорового образа жизнирезультаты исследования являются дополнением к современным представлениям о здоровом образе жизни школьников общеобразовательных школ на основе использования национальных традиций и региональных особенностей.

Практическая значимость исследования заключается в создании научно-педагогических средств формирования здорового образа жизни старшеклассников основных школ, функционирующих в условиях национального региона — учебного пособия и комплексной воспитательной программы (в соавторстве), трех авторских модульных программ факультативных курсов и методических рекомендаций к нимрезультаты исследования могут быть использованы для повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Межрегиональной научно-практической конференции «Евсевьевские чтения» (Саранск, 2001;2005), IV Российских Чтениях-конкурсе памяти С. А. Каплана (Н. Новгород, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы» (Челябинск, 2003), Всеросийской научно-практической конференции «Роль социальных, гигиенических и биологических факторов в становлении возрастных особенностей здоровья населения», (Пенза, 2003), IV Методологическом семинаре «Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования» (С.-Петербург,.

2004), V Республиканской научно-практической конференции по инновационной работе «Управление качеством образования в условиях его модернизации» (Саранск, 2005), открытом семинаре для Приволжского федерального округа «Привлечение подростков к экологической и природоохранной деятельности» (Рузаевка-Саранск, 2005), курсах повышения квалификации руководящих работников сферы образования при Мордовском республиканском институте образования (Саранск, 2004, 2005).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к исследованию проблемыиспользованием системы взаимосвязанных методов, адекватных поставленным задачам, в том числе экспериментальной проверкой основных положений и выводов в практике работы общеобразовательных учреждений. Тема исследования входила ^ в состав гранта Министерства образования РФ и Правительства РМ по Программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании» по Подпрограмме 1 «Совместно реализуемые научно-исследовательские проекты с регионами» на 2003;2004 гг. (№№ грантов: 1480 — 2003 г. и 1077 — 2004 г.). Материалы исследования использовались для создания и реализации концепции и комплексной медико-психолого-педагогической программы «Школы здоровья» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 26» г. Саранска Республики Мордовия.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование здорового образа жизни старшеклассников основной школы в условиях национального региона обусловливается закономерностями полноценного развития этносов под воздействием комплекса факторов, целостностью познания особенностей региона, необходимостью становления личности как субъекта реальной жизни. Они могут быть успешно реализованы на основе усвоения школьниками национального и регионального своеобразия культуры отношения людей к здоровому образу жизни, выраженного в виде естественнонаучных, социально-экономических и культурологических знаний, оздоровительных способов действия, нравственных норм поведения, ценностных ориентаций и народных традиций.

2. Теоретическими основами формирования здорового образа жизни учащихся основной школы в условиях национального региона выступают педагогическая модель, включающая цели, задачи, приоритетные педагогические принципы и условия, адекватное содержание учебного материала, а также ожидаемые результатынасыщение образовательных средств идеями о региональной (социально-экономической, историко-культурной, физико-географической) и этнонациональной (медицинской, гигиенической, экологической, педагогической) специфичности региона и своей местности.

3. Эффективность функционирования педагогической модели формирования здорового образа жизни старшеклассников основной школы в условиях национального региона обеспечивается реализацией совокупности образовательных средств: программ, методических разработок, планов учебно-воспитательной работы в системе классной и внеклассной деятельности учащихся при использовании традиционных и инновационных форм, методов и приемов на мотивационном, формирующем и оценочном этапах. Результатом их применения является сформированность основных элементов культуры здорового образа жизни — знаний об организме человека, принципах рационального питаниявыполнение профилактических мерсоблюдение правил личной гигиены и двигательной активностиготовность отказаться от вредных привычек, что в целом обеспечивало стремление учащихся к самосовершенствованию при учете национально-региональных особенностей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Процесс формирования здорового образа жизни школьников основных общеобразовательных учреждений проявился как сложное и многогранное явление. Ожидаемый результат — сформированность признаков здорового образа жизни достигается при условии выделения и реализации наиболее значимых элементов педагогической системы, к которым относятся цель и задачи, содержание учебного материала, организационные формы, методы и средства, а также условия, необходимые для их эффективного внедрения в образовательный процесс.

1. Приоритетной целью формирования здорового образа жизни у школьников в условиях национального региона является формирование общей культуры поведения личностистановление ответственного отношения к своему и других людей здоровью и здоровому образу жизниразвитие интеллектуального, эмоционально-ценностного и творческого (практического) опыта соблюдения здорового образа жизни. Достижение указанной цели возможно только при четком определении содержания учебного материала, оптимально учитывающего национально-региональную составляющую образования в сфере здорового образа жизни. Его определяют знания о здоровом образе жизни, способы действия в этой сфере, опыт эмоционально-ценностных отношений и опыт творческой деятельности.

2. Знания необходимо выражать через различные аспекты — естественнонаучный, санитарно-гигиенический, экологический, здоровьесберегаю-щий, ибо они позволяют в полном объеме реализовать деятельность школьников по ведению здорового образа жизни. Способы действия важно раскрывать через суждения, характеризующие уровень сформированности умений — называть и характеризовать основные аспекты здорового образа жизнипреобразовывать информацию для решения проблемы здорового образа жизниобосновывать важность соблюдения здорового образа жизнивыполнять практические действия по соблюдению и культивированию здорового образа жизни. Опыт эмоционально-ценностных отношений определяется степенью осознанности значения соблюдения здорового образа жизни для отдельного человека, региона и страны. Опыт творческой деятельности характеризуется совокупностью практических действий, ориентированных на приобретение опыта ведения здорового образа жизни, его культивированиеспособностью использовать полученные знания в учебных и реальных ситуациях.

3. Обозначенное содержание образования возможно реализовать с помощью совокупности форм, методов и средств. Наиболее эффективными для подготовки школьников в сфере здорового образа жизни являются: из форм — уроки различных типов — вводныеизучения нового материаласовершенствования знаний, умений, эмоционально-ценностного и творческого опытовкомбинированные и их виды — лекции, практические работыиз методоворганизации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, истолкование, убеждениестимулирования эмоционально-ценностных отношений: анализ и оценка значимости здорового образа жизниориентированные на достижение соблюдения здорового образа жизни: выполнение санитарно-гигиенических правил, пропаганда идеи здорового образа жизни, создание и реализация собственной программы здорового образа жизни, выполнение здоровьесберегающих проектов, подвижные игры на свежем воздухе и в помещениииз средств — наглядные материалы, схемы, таблицы, видеоматериалы, положительно влияющие на обогащение материала о здоровом образе жизни, углубление представлений о способах ведения разумного образа жизни.

4. Формирование здорового образа жизни в условиях национального региона может быть успешным только при учете определенных педагогических условий. В таком качестве выступают умозаключения, реализация которых способствует становлению личности, принимающей и осознающей здоровый образа жизни как необходимое условие для осуществления развития региона и страны. Для эффективной реализации межпредметных связей при изучении национально-регионального компонента содержания образования в области здорового образа жизни важно выделение ключевых идей. Они позволят раскрыть многогранность изучаемого материала. Это — взаимосвязь факторов окружающей среды и здоровье человека, их обусловленность спецификой регионаздоровый образ жизни на основе национальной культуры и традиций — фактор жизнеобеспечения народа и его устойчивого развития. Для организации деятельности классного руководителя, способствующей успешному внедрению в учебно-воспитательный процесс выделенного содержания материала о здоровом образе жизни, имеет значение тесное взаимодействие с различными специалистами сферы образования, здравоохранения, физической культуры. Активизация деятельности школьников для решения проблемы здорового образа жизни предполагает использование возможностей здоровьесберегающих проектов, игр, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Изучение модульных программы по формированию здорового образа жизни в условиях национального региона, способствует оптимизации образовательного процесса в сфере здорового образа жизни и ориентирует школьников на осознание важности здорового образа жизни и переосмысление жизненных принципов и приоритетов.

5. Формирование здорового образа жизни в условиях национального региона представляется как непрерывный образовательный процесс. На этапе основного общего образование формируется общая культура поведениякультура отношения к здоровому образу жизни, своему и других людей здоровью при осмыслении важности соблюдения здорового образа жизни. Этому способствует углубление знаний о здоровом образе жизни и его основных компонентах. Учащимися усваивается материал здоровьесберегающего, санитарно-гигиенического, профилактического характера в контексте культуры народа региона по обеспечению здорового образа жизни, в частности, культуры питания, культуры труда, отдыха и быта, культуры движения, культуры сохранения жизнепргодной среды, а также устойчивого развития региона и страны в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях современной российской действительности проблема формирования здорового образа жизни школьников является одной из актуальных. Социальные, экономические и экологические преобразования российского общества усугубляют ситуацию, связанную с низкой культурой здорового образа жизни. В связи с этим назрела опасность развития отрицательных последствий для здоровья всех поколений российских граждан. Однако особую тревогу вызывает подрастающее поколение как наиболее подверженное влиянию различных факторов и не имеющее четко установленных жизненных принципов и идеалов. В стране прогрессируют заболевания, обусловленные образом жизни. Это алкоголизм, наркои токсикомании, табакокурение, гиподинамия, СПИД и др. Становится понятным, что необходима качественно новая государственная политика, направленная на улучшение состояния здоровья и дальнейшее обеспечение его устойчивости. Эта политика должна быть подкреплена деятельностью всех институтов общества, которые имеют адекватные возможности для разрешения различных аспектов данной проблемы.

Решение проблемы здорового образа жизни имеет многоплановый характер и подразумевает тесное взаимодействие органов образования и здравоохранения с семьей. В этом контексте совершенствование системы образования является важнейшим условием.

Образование в сфере здорового образа жизни представляется как один из необходимых факторов социального и экономического развития региона и страны. Обязательным условием его реализации является активизация деятельности школьников и педагогов в сфере здорового образа жизни по различным аспектам — учебном, исследовательском, практическом и деятельно-стном.

Кроме того, важным является региональный подход к образованию в этой области. Он выступает в качестве способа создания стратегии соблюдения здорового образа жизни в конкретном регионе. Педагогический смысл такого подхода заключается в организации деятельности школьников, направленной на формирование у них интеллектуального, ценностного и практического опыта, отражающего национальное и региональное своеобразие норм поведения, народных традиций, способствующих выживанию человека и устойчивому развитию общества.

Образование в области здорового образа жизни при учете его национально-регионального компонента ориентировано на изменение у подрастающего поколения сознания, культуры поведения, эмоционально-ценностных отношений к разумному образу жизни. Эти изменения обусловливают становление нового качества личности — ответственного отношения к своему здоровью.

Концептуальные положения решения проблемы здорового образа жизни в условиях национального региона имеют в своей основе философские, психолого-педагогические и естественнонаучные идеи. Концепция включает в себя:

— научно-методические основы формирования здорового образа жизни в условиях национального региона — программы, рекомендации, методические разработки, тематическое и поурочное планирование — обусловленные идеями о своеобразии региона;

— иерархию целей подготовки школьников с учетом их возрастных особенностей и интегративного подхода к изучению содержания материала о здоровом образе жизни;

— педагогическую модель формирования здорового образа жизни в условиях национального региона.

Педагогическая модель образования в сфере здорового образа жизни объединяет в себя совокупность педагогических принципов и условий, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты обучения. Эффективность ее функционирования достигается:

— включением в образовательный процесс всех элементов содержания образования — знаний, умений, опыта эмоционально-ценностных отношений и опыта творческой деятельности, выраженных в контексте этнокультурных, этновалеологических, этногигиенических, этномедицинских, этноэкологиче-ских, этнопедагогических особенностей регионавыполнением педагогических условий — изучение содержания образования при учете национально-регионального компонента в контексте межпредметностиорганизация деятельности классного руководителя по усвоению школьниками национально-регионального положения о здоровом образе жизниактивизация деятельности школьников по изучению национально-региональных особенностей соблюдения здорового образа жизниреализация оригинальных модульных программ «Здоровый образ жизни» и «Здоровый образ жизни у мордовского народа» (8 класс), «Здоровый образ жизни как национальная идея» (9 класс).

Таким образом, региональный подход к образованию в сфере здорового образа жизни — важнейший фактор формирования здорового образа жизни школьников, ибо они начинают признавать ценность здорового образа жизни для себя, семьи, региона и государства. Это определяет значимость образования в этой сфере как составного элемента педагогической реальности, в рамках которой возможно решение проблемы становления личности цивилизованного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.К. Мордвины вчера и сегодня: краткие очерки истории мордовской государственности и национального движения / В. К. Абрамов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. — 240 с.
  2. , В.К. Мордовский народ (1897−1939) / В. К. Абрамов. саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996.-412 с.
  3. , Н.Н. Здоровье как междисциплинарная проблема / Н. Н. Авдеева, И. И. Ашмарин, Г. Б. Степанова // Здоровье (проблемы теории и практики): сб. науч. работ. Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2001. — 528 с.
  4. , Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н. А. Агаджанян. М.: Изд-во РУДН, 1998. — 27 с.
  5. , Н.А. Экология человека: словарь-справочник / Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин. М.: ММП «Экоцентр», изд. Фирма «КРУК», 1997.-208 с.
  6. , Н.Н. Национальные традиции Узбекистана в формировании личности гражданина / Н. Н. Азизходжаева // Известия АПСН. -2006.-Вып. 10.-С. 12−15.
  7. , Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. Новосибирск, 1996.- 197 с.
  8. , Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амо-нашвили. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии- НПО «МОДЭК», 1998.-544 с.
  9. , Ш. А. Педагогика здоровья / Ш. А. Амонашвили, А. Г. Алексин. М.: Педагогика, 1990. — 200 с.
  10. Ю.Амосов, Н. М. Здоровье и счастье ребенка / Н. М. Амосов. М.: Знание, 2000.- 192 с.
  11. П.Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987.-С. 51−61.
  12. , Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1.-232 с.
  13. З.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 384 с.
  14. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1. — 318 с. — Кн. 2. — 295 с.
  15. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2000. — 307 с.
  16. Андрюхина, J1.M. Региональная политика, культура и содержание образования / JI.M. Андрюхина // Регион: Политика Культура — Образование: Сб. науч. тр. — Екатеренбург: Изд-во Ур. О. РАН, 1994. — С. 107−129.
  17. , М.В. Титульные этносы РФ: Аналитический справочник / М. В. Аниканов, В. Степанов, А. А. Су соколов // Институт нац. проблем образования // под ред. М. Н. Кузьмина. М., 1999. — 350 с.
  18. , А.И. Депопуляция России и проблемы семьи / А. И. Антонов // Россия накануне XX века. Материалы научно-практич. конференции / ред. В. И. Староверов. Вып. 1. — М., 1994. — 135 с.
  19. , С.А. Этничность объективная реальность / С. А. Арутюнов //Этнографическое обозрение. — 1995. -№ 5. — С. 16−19.
  20. , Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, J1.M. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998.-271 с.
  21. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  22. , А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.
  23. , П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. 2001. — № 2. -С. 25−32.
  24. , Р.З. Здравоохранение и показатели здоровья населения Мордовии / Р. З. Аширов, А. Ф. Фролов. Саранск: БИ, 1995. — 320 с.
  25. , Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: в вопросах и ответах / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. Киев: Рад. шк., 1984. -287 с.
  26. , Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1988.-478 с.
  27. , В.А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность /
  28. B.А. Балашов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. — 252 с.
  29. , С.Я. Научна организация учебно-воспитательного процесса /
  30. C.Я. Батышев. М.: Высшая школа, 1980. — 456 с.
  31. , П.Н. Учение о физическом развитии человека / П.Н. Башки-ров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 340 с.
  32. , В.Р. Национальный, региональный и глобальный уровни экологической проблемы / В. Р. Бганба, А. В. Большаков // Философия и экологическая проблема. -М., 1990. С. 37−42.
  33. , Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н. Ф. Беляева / Морд. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. Саранск: БИ, 2000. — 260 с.
  34. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспаль-ко. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  35. , В.М. Личность и условия ее развития и здоровье / В. М. Бехтерев. СПб: Изд-во К. Д. Риккера, 1905. — 220 с.
  36. , Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Минчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  37. , Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович. — М., Воронеж: Ин-т прикладной психологии, 1998. 352 с.
  38. , A.M. Общая гигиена / A.M. Большаков, И. М. Новикова. -М.: Медицина, 1985. 320 с.
  39. Большая советская энциклопедия / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: «Советская энциклопедия», 1974. — Т. 18. — 632 с.
  40. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.
  41. , Н.Ф. О методических подходах к изучению и формированию здорового образа жизни / Н. Ф. Борисченко, Т. М. Бородюк, Н. Д. Маленко // Гигиена и санитария. 1991. — № 11. — С. 82−84.
  42. , П.С. Здоровье и долголетие / П. С. Брег. М.: Грэгери Пейдж, 1998.-416 с.
  43. , И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: ФиС, 1990.-212 с.
  44. , И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И. И. Брехман // Вопросы философии. 1982. — № 2. — С. 48−53.
  45. , Ю.В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1973. -283 с.
  46. , B.C. Серебряные цепочки / B.C. Брыжинский. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. — 272 с.
  47. , В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии и его типах у человека /В.В. Бунак // Ученые записки МГУ. 1940. -Вып. 34.-С. 1134−1139.
  48. , Т.С. Национальный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / Т. С. Буторина. Архангельск: Изд-во Поморского пед. ун-та, 1994. — 81 с.
  49. , Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. М.: Флинта, Наука, 2002.-416 с.
  50. , В.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема / В. Б. Вебер. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. — 122 с.
  51. , Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов биол. факультетов пед. ин-тов / Н. М. Верзилин, В.М. Кор-сунская. М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
  52. , В.И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1994.-672 с.
  53. , А.Г. Демографическая революция / А. Г. Вишневский. -М.: Статистика, 1976. 240 с.
  54. , Г. Н. Мы обозначены единым словом «человек» / Г. Н. Волков // Народное образование. 1997. — № 5. — С. 78−82.
  55. , Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — М.: Академия, 2001. -176 с.
  56. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанского, В. Ф. Харьковская. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  57. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 536 с.
  58. Выготский, J1.C. Собрание сочинений / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-487 с.
  59. , Б.С. Образование в третьем тысячелетие: гармония знаний и вера / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 49−58.
  60. , Б.С. Стратегические приоритеты образования в России / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 46−54.
  61. Гигиена детей и подростков: руководство для санитарных врачей / под ред. Г. Н. Сердюковской, Б. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. — 496 с.
  62. , Э.В. Биосфера как целое / Э. В. Гирусов // Проблемы целостности в современной биологии. М.: Наука, 1968. — 382 с.
  63. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в России в 2003 году». М., 2004. — 84 с.
  64. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской федерации в 2000 году // Здравоохранение в Российской Федерации. -2002. № 2. — С. 9.
  65. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Гребарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  66. , Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования / Л. Ф. Греханкина // Педагогика. 1997. — № 8. — С. 30−34.
  67. , В.И. Здравоохранительная деятельность: социокультурные и методологические проблемы / В. И. Гуваков. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. — 184 с.
  68. , В.А. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В. А. Гузеев // Директор школы. 1995. — № 6. — С. 39−47.
  69. , Л.Н. От Руси к России: очерки этнической теории / Л. Н. Гумилев. М.: Экспресс, 1992. — 336 с.
  70. , Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М.: Педагогика, 1993. — 344 с.
  71. , В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. -Томск: Пеленг, 1995. 144 с. 71 .Давыдовский, И. В. Методологические основы патологии / И. В. Давыдовский // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С. 136.
  72. , B.C. Глобальные экономические модели / B.C. Дадаян. М.: Наука, 1981.-216 с.
  73. Данилов-Данильян, В. И. Устойчивое развитие: выбранный путь или предпосылки? / В.И. Данилов-Данильян // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. М.: ТЭКО, 1998. — С. 16−35.
  74. , А.В. Региональный компонент содержания образования / А. В. Даринский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 18−20.
  75. , Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности / Н. И. Дереклеева. -М.: Вертум, 2001. 64 с.
  76. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-317 с.
  77. Дидактические проблемы построения базового содержания образования: сб. научных трудов / И. Я. Лернер, И. К. Журавлев. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. — 270 с.
  78. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 год. М., 1999.
  79. , В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов (территорий) / В. А. Долятовский // Регионология. 1994. — № 2−3. -С. 149−156.
  80. , В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. -М.: Педагогика, 1990. 164 с.
  81. , И.К. Через доказательства к убеждениям / И. К. Журавлев. -М.: Знание, 1980.-96 с.
  82. , В.Н. Практическая дидактика: учебное пособие / В. Н. Зайцев. -М.: Народное образование, 2000. 224 с.
  83. , Г. К. Время педагогики здравосозидающей / Г. К. Зайцев // Народное образование. 2002. — № 6. — С. 193−200.
  84. , Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г. К. Зайцев. СПб., 1995.
  85. Закон РФ «Об образовании» / Пол. Гос. Комитета РФ по высшему образованию. М.: Моск. лицей, 1996. — № 2. — С. 20−60.
  86. , И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
  87. , И.Д. Общая методика преподавания биологии / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. -М.: Просвещение, 1985. 191 с.
  88. , И.Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / И. Д. Зверев, Б. Д. Комиссаров, Е. П. Бруновт. М.: Педагогика, 1978. -320 с.
  89. , И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования / И. Д. Зверев. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  90. Здоровье (проблемы теории и практики): сб. науч. работ. Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2001. — 528 с.
  91. Здоровье человека в условиях НТР: метод, аспекты: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю. И. Матрос. Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1989. — 28 с.
  92. , Б. Студенты о преподавателе: методика опроса / Б. Зеленцов // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 44−48.
  93. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  94. Искусство быть здоровым. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 53 с.
  95. К здоровой России: политика укрепления и профилактики заболеваний- приоритет основные неинфекционные заболевания. — М.: ТН ИЦ ПМ МЗ и МП РФ, 1994.-80 с.
  96. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб: TOOK «Петрополис», 1966.-416 с.
  97. , В.П. Основы общей валеологии / В. П. Казначеев. М., 1997. -48 с.
  98. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. -М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  99. , Д.А. Потребности, поведение, воспитание / Д. А. Кикнадзе. -М.: Мысль, 1968.-148 с.
  100. , В.П. Принципы обучения русскому языку в мордовской школе (учет особенностей родного языка): учеб. пособие / В. П. Киржаева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 96 с.
  101. , В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты / В. И. Козлов // АН СССР, ин-т экологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1991. — С. 14−42.
  102. , А.С. Региональная адаптация образовательного стандарта /
  103. A.С. Козаринов, Т. Б. Хорошева. Глазов: ГГПИ, 2003. — 143 с.
  104. , В.В. Валеология: основные понятия, термины, определения /
  105. B.В. Колбанов. СПб: ДЕАН, 1998. — 232 с.
  106. , Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни / Д. В. Колесов. -М.: Дрофа, 2002. 192 с.
  107. , JI.C. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции / JI.C. Колесова // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 34−41.
  108. , О.А. Регионализм в России: проблема определения понятия / О. А. Колобов, А. С. Макарычев // Регионология. 1999. — № 2.1. C. 140−172.
  109. Кон, И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. -М.: Педагогика, 1982. 184 с.
  110. , В.А. Концепция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь, 1992). Информационный обзор. Новосибирск, 1993.-63 с.
  111. , Г. А. Традиционные обычаи и образ жизни мордвы. Исторические корни, структура, формы бытования / Г. А. Корнишина / Морд. гос. пед. ин-т. Саранск, 2000. — 154 с.
  112. , В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994.
  113. , В.В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, И. К. Журавлев. М.: Педагогика, 1989.-316 с.
  114. , М.П. Понятие «регион» в культурном и историческом пространстве России / М. П. Крылов // География и региональная политика. Ч. 1. — Смоленск, 1997. — С. 30−37.
  115. , Н.Н. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя / Н. Н. Куинджи // Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. «Укрепление здоровья в школе». Казань, 2000. — С. 42—43.
  116. , B.C. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / B.C. Кукушин. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. — 320 с.
  117. , B.C. Этнопедагогика: учебное пособие / B.C. Кукушин. М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2002.-304 с.
  118. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: «Университетская книга" — ООО «Алетейя», 1998. — Т. 1. — 447 с.
  119. , В.И. Мир на пороге XX столетия / под ред. В. И. Купцова. -Чебоксары: Изд-во «Клио» совместно с ТОО «Кредо XIX», 1993. -280 с.
  120. , В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях: проблемные лекции / В. Р. Кучма. М.: ММА им. И. М. Сеченова, 1996. — 282 с.
  121. , А.Ф. Программа исследования личности и ее отношения к среде / А. Ф. Лазурский, С. Я. Франк. Русская школа, 1912. — Кн. 1. -С. 1−24.
  122. , И.В. Современная российская юридическая регионология (к постановке проблемы) / И. В. Левакин // Регионология. 1997. — № 3. -С. 177−182.
  123. , B.C. Содержание образования / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989.-359 с.
  124. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971. — 196 с.
  125. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: ИЦ «Академия», 2004. 352 с.
  126. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  127. , А.Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-365 с.
  128. , А.Н. Проблемы психического развития / А. Н. Леонтьев. М., 1999.-365 с.
  129. , А.Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. М., 2001.-245 с.
  130. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  131. , Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. -М.: Знание, 1982.-40 с.
  132. , Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Ю. П. Лисицын. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  133. , Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев. М., 1993. — 406 с.
  134. , К.С. Проблемы экологии России / К. С. Лосев, В. Г. Горшков. — М., 1993.-326 с.
  135. , А.С. В тесном соседстве: хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии: историко-этнографические очерки / А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. — 186 с.
  136. , И.П. О новой концепции национального образования в Республике Башкортастан / И. П. Малютин // Регионология. 1999. — № 3. -С. 108−114.
  137. , Н.М. Культура, экология, образование / Н. М. Мамедов. М.: РЭФИА, 1996.-51 с.
  138. , Н.М. Основы общей экологии: программа для старших кл. общеобразоват. школы / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, С. Н. Глазачев // Экологическое образование: концепции и методические подходы. — М.: Агентство «Технотрон», 1996. 136 с.
  139. , Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  140. , К. Сочинения / К. Марк, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1964. -Т. 42. — 535с.
  141. , Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья / Л. Г. Матрос. -Новосибирск: Наука, 1992. 156 с.
  142. , М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  143. , М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
  144. , Д.Х. За пределами роста: учебное пособие / Д. Х. Медоуз, Д.М. Ме-доуз, Й. Реймерс / М.: Издат. группа «Прогресс», «Пангея», 1994. 304 с.
  145. , Н.Ф. Материальная культура мордвы: этнографический справочник / Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. — 208 с.
  146. , Н.Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — 157 с.
  147. , Н.Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 248 с.
  148. , А.В. О воспитании старшеклассников: кн. для классн. руководителей /А.В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  149. , А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие / А. В. Мудрик. -М.: Академия, 2001. 320 с.
  150. , В.И. Идея духовности / В. И. Мурашов. М., 2000. — 146 с.
  151. , Е.Н. Методика обучения общей биологии: пособие для учителя / Е. Н. Мягкова, Б. Д. Комиссаров. М.: Просвещение, 1985. — 328 с.
  152. Национально-региональный компонент в образовательном процессе школы: программы и рекомендации. Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 1997.- 148 с.
  153. , В.В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии: учебное пособие / В. В. Николина. Н. Новгород: НГПИ, 1999. — 83 с.
  154. , Л.И. Тайны мордовского целительства / Л. И. Никонова. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 168 с.
  155. , A.M. динамика формирования трудовых умений и навыков / A.M. Новиков. М.- Калуга: Приокское кн. изд-во Калуж. отд-ие, 1973. — 135 с.
  156. О санитарно-эпидемиологической обстановке на территории г. Саранска в 2002 году / под ред. С. А. Кижапкина, Т. И. Бурлаковой. Саранск, Рузаевка: Тип. «Рузаевский печатник», 2003. — 149 с.
  157. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Аз-буковик, 1997. — 944 с.
  158. , В.И. Знания, умения и навыки учащихся / В. И. Орлов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 32−36.
  159. , К.М. Здоровье школьников Мордовии по данным комплексного социально-гигиенического обследования / К. М. Панченко. Авто-реф. дисс.. канд. мед. наук. Казань, 1974. — 14 с.
  160. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие / под. ред. С. А. Смирнова. М., 1999. — С. 281.
  161. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  162. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. 528 с.
  163. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. — М.: Политиздат, 1982. 225 с.
  164. , Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья / Е. А. Покровский. М.: Здоровье, 1984. — 134 с.
  165. , М.И. Проблемы оптимизации в педагогике / М. И. Поташник // Сов. педагогика. 1985. — № 2. — С. 5−12.
  166. Проблемы региональной истории и историографии в современном мире: ред статья // Регионология. 1995. — № 3. — С. 162−173.
  167. , П. Среда нашего обитания / П. Ревелль, Ч. Ревелль. М.: Мир, 1994. — Кн. 1.-340 е.- 1995.-Кн. 2.-296 с.
  168. , С.Л. Направленность личности / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. СПб, 1998. — С. 518−531.
  169. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Изд-во «Питер»., 1999. 720 с.
  170. , В.Н. Образ жизни и активная жизненная позиция личности / В. Н. Сагатовский // Направленная жизнь человека: искания, позиции, поступки. М., 1982.-С. 12−33.
  171. , Л.И. Экология. Программа курса и методические материалы для учителей средних общеобразовательных учебных заведений (по непрерывному экологическому образованию 5−11 кл.) / Л. И. Сверлова. Хабаровск, 1996. — 36 с.
  172. , Г. Н. Окружающая среда и здоровье подростков / Г. Н. Сердюковская, Ю. Д. Жилов. М.: Медицина, 1977. — 196 с.
  173. , В.А. Дидактика: учебное пособие для студ. высших пед. учебн. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2004. — 368 с.
  174. , М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения/М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1971.-206 с.
  175. , М.Н. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М., 1981.
  176. , Ч.С. Всеобщее и специфическое в диалектических противоречиях и их познании (на материалах физики и астрономии) / Ч. С. Славинский. Мн.: Наука и техника, 1975. — 144 с.
  177. , В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шеянов. М.: ИЦ «Академия», 2004. — 376 с.
  178. , И.Н. Мордва: историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. — 296 с.
  179. , В. Как сберечь здоровье школьников? / В. Созонов // Воспитание школьников. 2001.-№ 10.-С.51−53.
  180. Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь / И.И. Соковня-Семенова. М.: ИЦ «Академия», 2000.-208 с.
  181. , С.Н. Взаимодействие общества и природы. Философские проблемы / С. Н. Соломина. М.: Мысль, 1983. — 251 с.
  182. , А.Т. Проблемы формирования здорового образа жизни / А. Т. Тазетдтинова, Т. И. Ануфриева, А. Т. Гончарова // Казанский медицинский журнал. 1989. — № 2. — С. 146−148.
  183. , Л.Г. Я и мое здоровье: учебное пособие по валеологии / Л. Г. Татарникова, И. Ю. Глинякова. Волгоград: Перемена, 1995. — 144 с.
  184. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1983. 352 с.
  185. , Т.Г. Этнопедагогика: учебное пособие для студентов / Т. Г. Тимошина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — 93 с.
  186. Тюмасева, 3. Невалеологические проблемы валеологии / 3. Тюмасева // Народное образование. 2002. — № 7. — С. 73.
  187. , А.Д. Стратегия устойчивого развития и переход к опережающему образованию / А. Д. Урсул // Экологическое образование: опыт Германии и России. М., 1997. — С. 52−64.
  188. , Е.П. Комплексный подход к решению проблемы физического, психического и социального здоровья школьников / Е. П. Усанова // Моделирование школы здоровья. М., 2001. — С. 34−38.
  189. , А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  190. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / ред. B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. Н. Лазутова. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. — 336 с.
  191. , К.Д. Избранные произведения / К. Д. Ушинский. М.: АПН СССР, 1948.-676 с.
  192. , Л.Г. Земля моя, Мордовия / Л. Г. Филатов, Е. Г. Осовский. -Саранск, 1976.
  193. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5−9 кл.: учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. — 192 с.
  194. , А.Ф. За здоровый образ жизни / А. Ф. Фролов. Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1994. — 68 с.
  195. , А.Ф. Окружающая среда и здоровье населения Мордовии / А. Ф. Фролов. Саранск: БИ, 1996. — 316 с.
  196. , Ф.Ф. Образование и здоровье / Ф. Ф. Харисов. -М.: ООО Изд-во «Весь мир», 2003. 208 с.
  197. , А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  198. , А.Г. Девочка подросток — девушка / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. — Омск.: Кн. изд-во, 1985. — 159 с.
  199. , А.Г. Мальчик подросток — юноша / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. — Омск.: Кн. изд-во, 1987. — 245 с.
  200. , Г. И. Наука и религия о здоровье и болезнях человека / Г. И. Царегородцев. М.: Медицина, 1969. — 57 с.
  201. , И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. М.: Педагогика, 1987. — 150 с.
  202. , С.Я. Здоровье всему голова! / С. Я. Чикин — М.: Сов. Россия, 1979.- 10 с.
  203. , А.П. Диалектика единичного, особенного и общего: учебное пособие / А. П. Шептулин. М.: Высшая школа, 1975. — 272 с.
  204. , М.П. Приобщение детей и подростков к народным здравоохранительным традициям / М. П. Шилов, Н. П. Повещенко. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. — 36 с.
  205. , Т.Н. Мордовская школа 1920−1930-х гг.: основные этапы и проблемы развития / под ред. Е. Г. Осовского / Модов. гос. пед. ин-т. -Саранск: БИ, 2003. 176 с.
  206. , И.Е. Программы воспитания школьника / И. Е. Щуркова. — М.: Пед. общество России, 1998. 48 с.
  207. , Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студентов высш. учебн. завед. / Д. Б. Эльконин. М., 2001
  208. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: ИФ «Сентябрь», 1996. — 96 с.
  209. , Т.В. Выступление на парламентских слушаниях комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту 19.12.2002 г. / Т. В. Яковлева.
  210. , В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 349 с.
Заполнить форму текущей работой