Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Усиление междисциплинарных тенденций в художественно-педагогической подготовке будущих учителей музыки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические начала видовой специфики искусства прослеживаются в период пифагорийской эстетики, то есть VI в. до н.э. Пифагор уделял музыке особенное внимание. Потом она стает объектом теоретических исследований Сократа и Платона. Аристотель ввел в теорию искусства понятия «вид» и «жанр». Большой вклад в исследование проблемы внесли И. Кант, Г. В. Ф. Гегель; современные ученые: Ю. Б. Борев, В… Читать ещё >

Усиление междисциплинарных тенденций в художественно-педагогической подготовке будущих учителей музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В статье предпринято попытку раскрыть пути обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки специалистов — учителей музыки, способы оптимизации профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических вузов, определить профессионально значимые требовании к выпускнику.

Ключевые слова: междисциплинарные тенденции, интеграция, интегративные тенденции, культура, художественно-эстетический, педагогическое творчество.

учитель музыка творческий Постановка проблемы. Оптимизация профессиональной подготовки будущего учителя музыки способствует решению проблемы целостности процесса формирования художественно-педагогической культуры учителя, полноценного художественного образования, которое включает в себя усвоение интегрированных художественно-эстетических знаний и умений, развитие художественно-творческих способностей, формирование оценочного отношения к явлениям искусства и культуры, воспитание художественных вкусов, исполнительского мастерства.

Отсюда вытекают и требования к выпускнику вуза — учителю музыки: это должен быть специалист, который не только сам владеет всем тезаурусом художественных знаний и умений, но и способный привить любовь к искусству своим ученикам, развить у них потребность в общении с высокохудожественными произведениями, воспитать художественный вкус, способность оценить красоту в любых ее проявлениях, развернуть и активизировать эстетическое поле для применения художественно-творческих способностей на основе усвоенных умений и навыков.

Изложение основного материала. Безусловным и целиком логичным в процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки является обращение к искусству, так как цели, которые ставит перед собой образование, совпадают с функциями искусства. Передача социально-культурного опыта не может быть эффективной, если не активизируется личностно-смысловая сфера человека, а искусство, как существенный компонент культуры, является единственным видом деятельности, который образует целостную картину мира в единстве мысли и чувства. Искусство предлагает доступ к знаниям, понимание содержания и понятий, недосягаемых в других учебных планах. Например, от культуры визуальных образов (живопись, графика, скульптура, архитектура) можно получить удовольствие, но их содержание может изучаться и использоваться для раскрытия феномена красоты в разнообразии красок, форм, пространства; музыкальное искусство развивает художественное мышление и невербальную часть интеллекта; синтетические искусства обогащают опыт информационной грамотности и т. д. Изучение искусства в полном спектре его видов способствует формированию навыков восприятия и выражения, что, в свою очередь, ведет к развитию речевых способностей, умений общения, критического мышления и навыков решения определенных проблем. Искусство предоставляет доступ к языку искусства, опыта и содержания, что понимается и передается неповторимым путем через выражение и форму художественного образа.

Преподаватель музыки, дисциплин художественно-эстетического цикла — одна из наиболее творческих и сложных профессий. Актуальность проблемы художественно-эстетического образования состоит в том, что процесс обучения будущих учителей музыки в педагогических вузах имеет рассредоточенный характер, каждая из специальностей все еще решает свои узкопрофессиональные задачи вне ориентации на общую цель подготовки пропагандистов художественной культуры. Преодоление сложной ситуации мы видим в научном подходе к учебно-воспитательному процессу, понимании важности роли музыкально-теоретических и художественно-эстетических знаний в управлении процессом познания и художественного восприятия, в осознании того, что целью художественно-эстетического образования является формирование в реципиентов сложных стереотипов социально важных чувств, разностороннее развитие личности.

Приобретенный искусством опыт успешно используется теоретиками и практиками профессионального образования (М.П Лещенко, Л. М. Масол, В. Ф. Орлов, В. Г. Ражников, О. П. Щолокова и др.) для целенаправленного моделирования учебно-воспитательного процесса, подготовки будущих учителей по предметам художественно-эстетического цикла, в частности, при разработке новых перспективных технологий.

В разнообразии своих видов искусство аккумулирует социально-духовный опыт поколений и передает его в личный опыт каждого человека. Главным педагогическим потенциалом искусства является объединение всех видов воспитательной деятельности, комплексное и междисциплинарное использование видовой специфики искусства, так как такой подход отвечает важнейшим потребностям человека в универсальной деятельности и общении, а также делает возможным постоянное непосредственное разностороннее духовное развитие.

Каждый вид искусства имеет свои особенные средства гуманистического влияния на личность. Существенная особенность музыки как вида искусства состоит в красочно выраженном эмоциональном, психофизиологическом характере влияния. Музыка не учит и тем более не поучает, а «предлагает» модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, духовного опыта людей.

По словам известного психолога-музыковеда Б. М. Теплова, музыка является особенным видом познания — эмоциональным познанием, она претворяет все внешние влияния на переживания и эмоциональный опыт. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического наблюдения и самоуглубления. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности человек знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. Освоение музыки помогает развивать мышление — образное и логическое, абстрактное и конкретное; она формирует чувства ритма и гармонии, наблюдательность, память, представление, голосовой аппарат, моторику пальцев. Музыка способна чарующим способом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост 5, c. 234.

По определению известного французского ученого А. Моля, жизнь человека состоит из трех культурологических сфер: «логосферы, если речь идет о форме вербального мышления, эйдосферы, если говорить о графических и кинематографических формах, и акустической сферы, если имеются в виду звуковые сферы» 3, с. 84. Любой вид искусства может существовать в каждой из указанных трех сфер. Но для музыки основной является акустическая сфера.

Теоретические начала видовой специфики искусства прослеживаются в период пифагорийской эстетики, то есть VI в. до н.э. Пифагор уделял музыке особенное внимание. Потом она стает объектом теоретических исследований Сократа и Платона. Аристотель ввел в теорию искусства понятия «вид» и «жанр». Большой вклад в исследование проблемы внесли И. Кант, Г. В. Ф. Гегель; современные ученые: Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Б. М. Галеев, М. С. Каган, В. П. Михалев, В. В. Скатерщиков и др. Благодаря этим исследованиям были конкретизированы общие признаки, характеристики, внутренние законы и художественные доминанты каждого вида искусства; рассмотрены пути возможного синтеза отдельных искусств. Вид искусства можно определить как духовно-практическую деятельность, цель и содержание которой — в переживании, отображении и развитии специфически художественными средствами, связанными с одной с типологических форм чувственности, социального бытия, со свойственными ему культурно-историческими типами общества, разными представлениями о мире, идеологическими установками. Связь педагогического творчества, понимание видовой специфики искусств, а также понятий «синкретизма», «комплекса», «синтеза» и «интеграции» искусств, делает возможным протекание процесса формирования художественно-аналитических умений будущих учителей музыки в полном объеме.

Большой вклад в решение проблемы музыкально-педагогического образования внес Б. В. Асафьев, считавший вопросы музыкального образования главными в развитии музыкальной культуры, в воспитании художественных и эстетических вкусов, духовных потребностей подрастающего поколения. Он создал теорию интонации (понятия, которое обозначает звуковое воплощение музыкальной мысли, носителя образного содержания в музыке, которое играет вспомогательную роль в речи человека). По его мнению, уроки музыки пробуждают в детей инициативу, поскольку музыка — искусство слуховых, слухомоторных впечатлений, в частности, «наблюдение» музыки ведет прежде всего к их обострению. Музыка движется, и слух должен воспринимать это. Танцуя или маршируя, двигаясь под музыку, мы воспринимаем ритм, который задается ею, а слушая, дети оценивают, анализируют, а значит, мыслят.

Параллельно идеи применения интеграции разных видов искусства в музыкальной педагогике разрабатывал преподаватель Женевской консерватории Э. Ж. Далькроз, который создал и реализовал систему музыкально-ритмического воспитания. На уроках сольфеджио он использовал ритмические движения, в которых неразрывно переплетались пластика и музыка. Через разные музыкально-ритмические движения ученики «телесно» могли переживать ритм музыки, эмоциональное и образное содержание. Такие занятия развивали в детей нервную систему, мышечный аппарат и творческие способности. Методика его системы, которая была построена на синтезе музыкального и хореографического искусства, получила свое продолжение в разработках Дельсарте, Ж. Удина, С. Волконского.

Развивая прогрессивные идеи своих предшественников, немецкий исследователь детского творчества К. Орф построил свою музыкально-педагогическую систему на синтезе гимнастики, танца и музыки. Принцип обучения по его системе — это «обучение в действии». Национальный детский фольклор дополняется инструментальными мелодиями шумовых, ударных, звуковых инструментов, игра на которых не требует специальной подготовки.

Таким образом, основа междисциплинарного преподавания искусств в профессиональном образовании начала закладываться еще вначале ХХ века и дальше нашла свое отображение в формах приобщения детей к художественному творчеству: создании детских филармоний, оперных и театральных студий, кружков, факультативов по предметам художественно-эстетического цикла, которые значительно расширили видовой, жанровый и тематический репертуар в работе с детьми. С 80-х годов ХХ в. Возникает усиленный интерес к возможностям интеграции разных видов искусства в художественно-эстетическом воспитании и образовании.

Теория интеграции разных видов искусства успешно применяется в подготовке учителя музыки в педагогических вузах Украины. Современные разработки теоретических основ использования междисциплинарных связей в профессинальной подготовке будущих учителей музыки осуществляют Л. М. Масол, О. М. Отич, Л. О. Савенкова, О. П. Щолокова, Б. П. Юсов.

По определению О. П. Рудницкой, «изучение каждого отдельного вида искусства, даже с целью углубленной профессиональной подготовки специалистов, требует использования комплекса граничных философских, эстетических, культурологических, искусствоведческих и других гуманитарных знаний. Они являются необходимыми для формирования представлений о функционировании того или иного вида искусства в художественной культуре общества, вызванной определенными социально-экономическими условиями исторического развития. Игнорирование этого, изолированный подход к рассмотрению разновидов искусства как замкнутых отраслей нередко приводит к ограничению художественного мышления, узости образно-ассоциативных представлений, недостаточной научной компетентности в понимании стилевой атрибутики произведений… Тенденции интеграции ни в коем случае не размывают видовой и жанровой специфики искусств, а наоборот — обогащают понимание каждого из них, поскольку, с одной стороны, проявляют взаимовлияние отдельных видов художественного творчества, а с другой — утверждают их суверенное существование и самостоятельный этап» 4, с. 145.

Эстетика одного искусства является эстетикой и другого — считают представители современной педагогики и акцентируют внимание на преодолении художественной однобокости субъекта художественного образования, формировании его полихудожественного сознания на основе интеграции знаний по принципу отраслевого взаимодополнения и устранения междисциплинарного отмежевания в преподавании предметов художественно-эстетического цикла.

Педагогика искусства и современная наука уделяют значительное внимание вопросу формирования художественно-аналитических умений будущих учителей музыки Важнейшим подспорьем формирования художественно-аналитических умений будущих учителей музыки является использование в учебно-воспитательном процессе феномена междисциплинарного связующего компонента в художественной интеграции, так как в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, которые являют собой определенный комплекс, систему. Будущее художественно-педагогического образования связано с синтезом разных учебных предметов, и в первую очередь предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех дисциплин художественно-эстетического цикла.

Как указывают авторы монографии «Синергетика и прогнозы будущего», «в конце нашего столетия междисциплинарный синтез, направленный на выработку новых императивов развития, технологий выживания, идеологии ХХІ века, стал не игрой разума, не академической программой, которая родилась в кабинетной тишине, а неотложной потребностью». Вот поэтому «развитие нелинейной математики, синергетики, а с ними и новый взгляд на мир и условия жизни в нем — не очередная мода, а естественная стадия развития науки и культуры», стадия преодоления эпохи «исторического бессознания» на пользу «эпохи осознанной необходимости», «совершеннолетия человечества» 2, с. 14.

В современных исследованиях синергетический принцип организации распространяется на модели творчества и искусства. Эти исследования дают возможность рассматривать искусство как продукт процесса саморазвития и самоорганизации общества. Искусство формирует единство сознания людей определенной эпохи, общие представления о мире, упорядочивает межличностные отношения, взаимосвязи и взаимодействия людей. Вместе с тем оно является необходимым условием и средством восхождения человека к вершинам культуры, а также выступает своеобразным барометром, измеряющим степень гуманности и нравственности общества, его понимания красоты и гармонии.

Исследуя понятие «междисциплинарная связь в педагогике», отметим, что его исторические корни следует находить еще в работах классиков педагогической мысли: Я. А. Коменский разработал курс «Космографии», в котором был материал с разных областей знания — астрономии, географии, политики, истории. При этом объединяющую роль всех образовательных предметов он видел в «пансофии» — общей мудрости, направленной на достижение гармонии и порядка. Известный педагог К. Д. Ушинский связывал преподавание предметов вокруг идей любви и гуманизма, а также основных понятий, характеризующих мир природы и человека. В. А. Сухомлинский пробовал использовать все возможности, чтобы интегрировать виды искусства, его функции в процессе воспитания. Важные задачи он видел в том, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью школьников, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.

Исследуя взаимодействие двух видов искусства (музыки и живописи), отмечаем различие двух видов интеграции этих искусств: взаимовлияние, когда один вид, «просачивается» специфичностью другого и меняется, и рождение нового вида искусства, который несет в себе черты одного и другого вида.

Проблема интеграции знаний осуществляется на междунаучном уровне и в отдельных научных областях. В научной литературе выделяются следующие направления интеграции, которые можно применить и в педагогике искусства:

  • — формирование комплексных междисциплинарных проблем и направлений исследований;
  • — перенесение идей, законов, принципов, концепций с одной области знаний в другую при их взаимодействии;
  • — использование понятийно-концептуального аппарата, методов и средств одного вида искусства другими;
  • — универсализация средств языка искусства;
  • — создание новых педагогических технологий в области педагогики искусства.

Современная интеграция научного знания значительно сблизила области, которые исследуют художественно-эстетические явления или же концептуально обосновывают их. Художественно-эстетическое образование и воспитание тесно связано со сферой дидактики, общей теорией творчества, социальной психологией, концентрируют базовые культурные ценности, парадигмы и критерии сего дня, в некоторой мере определяют тенденции будущего.

Констатируя усиление междисциплинарных тенденций в художественной деятельности и опираясь на мнение специалистов о сохранении всего богатства предыдущего развития и опыта человечества, важно сохранить и развивать искусство во всем разнообразии его видов и в будущем. Конечно, ни один учебно-воспитательный процесс не может вместить всего объема необходимых знаний, умений и навыков. Важная роль в этом процессе принадлежит общедидактическим принципам на уроках музыки. На современном этапе преподавания музыки в школе традиционные принципы наглядности и преемственности должны дополняться принципами развивающего обучения, научности, принципом систематического и последовательного обучения. Эти принципы действительно могут помочь художественной дидактике на методологическом уровне, там, где и находит свое отображение общее в преподавании музыки — на уровне теории познания, формирования творческого мышления. Целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность является тем подспорьем, которое может стать базой для формирования принципов музыкальной и художественной дидактики. Практика преподавания музыки в школе показывает, что в музыкальной педагогике сохраняется информационный подход, который передает ученикам, в основном, только скупые ведомости о жизни и деятельности композиторов, что иногда дополняется информацией, передающей образно-эмоциональное содержание музыкальных произведений. В музыкальных школах главное внимание уделяется технологии овладения средствами того или иного вида искусства и мало времени отводится главному — постижению психологических механизмов возникновения художественного образа и изучению языка разных видов искусства как семантического пространства, в котором реальный мир отображается во всем сложном чувственном и значимом разнообразии. Ни один из таких подходов не учитывает акта чувственного отображения мира: факта творчества, фантазийной игровой трансформации впечатлений реального мира; индивидуальности выражаемого взгляда на мир 1, с. 11.

Современные тенденции развития ребенка средствами музыки нашли отображение в нетрадиционных технологиях, учебных программах и методических пособиях. Поскольку интеграционные процессы умственной деятельности требуют от учебного процесса включения всех рецепторов, ответственных за восприятие, подачу, кодирование информации в виде образов, форм, содержания музыкальных произведений, то учебные программы нового поколения в области музыкального образования имеют такие особенности: стремление к междисциплинарному подходу в обучении, синтезу разных видов искусства, их взаимодополняемости; рассматривание того или иного вида искусства как особенного языка, особенной семиотической системы, способствующей непосредственному введению детей в знаковую ситуацию, обеспечивая адекватное восприятие произведения искусства; создание условий, при которых искусство является не только средством воспитания, а потребностью, и общение с ним приносит настоящее наслаждение; развитие эмоциональной сферы, сенсорных и коммуникативных способностей, отзыва на произведения искусства; освоение разных видов музыкальной деятельности, формирование практических умений и навыков в разных видах художественной деятельности.

По таким принципам построены учебные интегрированные программы: сборник программ интегрированных курсов «Искусство» (Под ред. Б.П. Юсова); «Интегрированные уроки искусства» (В.В. Алеева, Т.И. Науменко); «Искусство» (Л.М. Масол и др.); «Искусство» (О.П. Щолокова, Л.М. Ващенко).

Они нацелены на систематизированное, целенаправленное и планомерное содержательно-интегрированное овладение на теоретическом и творчески-практическом уровне разновидов искусства. Внедрение таких программ является качественно новым подходом к преподаванию дисциплин художественно-эстетического цикла в школе. К этому должен быть готов будущий учитель музыки. Необходимость сформированности художественно-аналитических умений будущих учителей музыки, которая призвана обеспечить гармоничную связь восприятия, анализа, интерпретации и осознания ценности феномена искусства в целостном мировидении, чувствовании и мышлении, очевидна. Анализ существующих программ и исследования ведущих ученых в области художественного образования положены в основу разработки рабочей программы, а потом и спецкурса «Интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла», фундаментом которого являются: научные основы художественной компетентности и творчества, создание условий для формирования и развития теоретически-практических и интеллектуальных умений в профессийональной деятельности, развитие художественного сознания и образного мышления студентов, формирование умений общения с произведениями искусства, профессиональных качеств и навыков будущих учителей по овладению всем пространством духовных ценностей, расширения сферы эстетически-эмоциональных впечатлений студентов, раскрытие сущности красоты, законов искусства, овладение будущими учителями культуры чувства и восприятия слова, развитие невербальной составной интеллекта. При разработке программы мы ориентировались на 3 базисных компонента: понимание искусства, технические навыки и умения, информационное обогащение. Воплощена в программу методическая система формирования художественно-аналитических умений в будущих учителей музыки позволила решить следующие проблемы: а) нахождение, понимание и использование разных видов информации в своей деятельности; б) приобщение к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства; в) накапливание опыта общения с произведениями искусства в процессе самостоятельной творческой деятельности; г) овладение эффективными методами анализа произведений искусства, познание междисциплинарных связей; д) формирование представлений о целостности мира через эмоционально-ценностное ориентирование личности, в том числе путем интеграции учебных дисциплин — музыки, изобразительного искусства, истории, эстетики, культурологии, философии и др.

Методика формирования художественно-аналитических умений позволяет выделить следующие значимые качественные признаки художественно-творческой деятельности будущих учителей музыки: а) продуктивное использование междисциплинарных связей, способность к интеграции знаний по дисциплинам художественно-эстетического цикла; б) возможность применения усвоенных знаний и сформированность умений в условиях профессиональной деятельности; в) реализация творческого потенциала, активизация внутренних интересов и эстетических потребностей.

В разработке творческих задач мы исходили из следующих положений:

  • — формирование художественно-аналитических умений — это управляемый процесс, требующий специальной организации процесса подготовки специалистов;
  • — художественно-аналитические умения являются творческими умениями, требующими наличия определенного опыта музыкальной и художественной деятельности, развития художественных способностей студентов;
  • — художественно-аналитические умения имеют сложную интегральную структуру, составными которой являются знания, теоретико-аналитические и художественные практические умения, навыки специфического характера.
  • — педагогическая активизация художественных способностей студентов процессе обучения смежным дисциплинам;
  • — художественно-аналитическая деятельность студентов стимулирует их творческие возможности, личностно творческие качества, проявляющиеся в художественном восприятии и влияющие на развитость художественного мышления, расширение объема художественных знаний и сформированности художественно-аналитических умений. Гармоническая связь художественного восприятия и художественная деятельность в художественно-аналитических умениях позволяет влиять на развитие художественной культуры личности, разнообразить и расширить ассоциативный фонд художественно-эстетического опыта, понять специфичность как каждого отдельного, так и синтеза, комплексного и интеграционной связи видов искусства.

Для методики большое значение имеют дидактические рекомендации ученого-исследователя проблем художественного образования О. П. Рудницкой, в частности:

  • — совокупность искусств, образованная на основе их интеграции, способствует гармоническому развитию личности, раскрывает целостную художественную картину мира и таким образом влияет на формирование мировоззрения, которое фокусирует в себе интегрированные связи искусства, художественной культуры, этики, эстетики;
  • — использование одного из видов моносенсорного искусства в качестве инструмента познания общих закономерностей художественного творчества (в данном случае — музыки);
  • — применение сравнительного анализа творчества авторов, принадлежащих к одному стилевому направлению развития искусства, как эффективного метода познания междисциплинарных связей.

Эти положения нашли свое воплощение в творческих формах работы по подготовке будущих учителей музыки на занятиях в педвузе (спецкурс «Интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла»). Среди основных задач спецкурса можно выделить следующие:

  • — дать студентам основы художественных знаний, которые дадут возможность осознания ими специфики будущей профессиональной деятельности;
  • — расширить художественное мировоззрение и ценностные ориентации будущих учителей на основе ознакомления и изучения: 1) лучших образцов мировой сокровищницы художественных произведений; 2) классических и современных исследований выдающихся мыслителей, философов, социологов, педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства;
  • — выработать навыки анализа художественных особенностей художественных явлений, развивать «эмоциональное мышление», а также умение анализировать художественные образы произведений искусства на основе знакомства с разными формами, жанрами, стилями искусства;
  • — обогащение собственного художественно-эстетического опыта для дальнейшего использования в профессиональной деятельности;
  • — формирование эмоционально-коммуникативной культуры будущего учителя;
  • — приобретение практических навыков и умений по схеме: восприятие — понимание — анализ — интерпретация — осознание ценности произведения искусства;
  • — формирование понимания главного фактора духовности личности — взаимодействие интеллектуального потенциала, высокой нравственности, чувственного восприятия и интуиции.

Творческая направленность преподавания спецкурса делает возможным реализацию духовного потенциала будущего учителя музыки, выявление и развитие природных способностей, свободу творческого поиска. Восприятие произведений искусства, их понимание, постижение, применение разнообразных методов анализа, нахождение связей и параллелей с другими видами искусства, эстетическая оценка и переосмысление произведения через эмоциональную сферу студента дает возможность совершенствовать художественно-аналитические умения и практические навыки, развивая художественное мышление.

Выводы. Таким образом, проанализировав современное состояние художественно-педагогической подготовки будущих учителей музыки, учебные программы, методические пособия, технологии, мы пришли к выводу, что связь педагогического творчества, понимание видовой специфики искусства, феномена художественной интеграции, комплекса граничных философских, эстетических, культурологических, искусствоведческих и других гуманитарных знаний может обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки специалистов-преподавателей дисциплин художественно-эстетического цикла. Целенаправленное формирование художественно-аналитических умений на занятиях спецкурса «Интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла» в будущих учителей музыки дает возможность развивать художественное мышление, приобрести профессиональную компетентность, развить умение применить знания с разных областей в решении конкретных творческих задач и использовать синергетический принцип в усвоении структурированных знаний, которые являют собой определенную систему, активно выражать себя в определенном виде творчества, обогатить собственный художественно-эстетический опыт, проникнуть в природу искусства, познания его законов, сущности, глубинных корней всех видов искусства.

Анализ психолого-педагогических, методических исследований и практики обучения показывает, что ключевым умением профессиональной подготовки современного учителя музыки является художественно-аналитическое умение, которое формируется на имеющихся художественно-эстетических знаниях и является результатом сложной мыслительной деятельности, которая реализуется в единстве эмоционального и логического, способствует развитию художественно-педагогического мышления и не является врожденным качеством будущих учителей музыки. Структура художественно-аналитических умений соответствует структуре художественно-педагогической деятельности и состоит из четырех взаимосвязанных между собой компонентов: мотивационно-ценностного, интеллектуально-логического, эмоционально-чувственного, коммуникативно-эмпатийного, которые формируют потребность в высоких эстетических чувствах и переживаниях, поисках сущности смыслов произведений искусства, размышлениях над общечеловеческими ценностями, нацеливают на правильную оценку знаний и навыков, как своих, так и учащихся, развивают необходимые в профессиональной деятельности личные качества.

Таким образом, усиление междисциплинарных тенденций в художественно-творческой деятельности, целостная связь всех видов практической, учебной и внеаудиторной работы по специальному предмету и связь педагогического творчества, понимания видовой специфики искусств, феномена художественной интеграции, комплекса знаний с различных отраслей способствует обеспечению высокого уровня профессиональной подготовки специалистов — учителей музыки.

  • 1. Басина Н. Э. Суслова О.А.

    Введение

    в язык искусства. Программа курса по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла. — Екатеринбург: «Гуманитарный центр «Театр», 2001. — 23 с.

  • 2. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 288 с.
  • 3. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1973. — 405 с.
  • 4. Рудницька О. П. Педагогіка: загальна і мистецька. — К., 2002. -270 с.
  • 5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.-Л: АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой