Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение социально-экономической эффективности деятельности организаций потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что главным направлением реализации социальной миссии потребительской кооперации является ее участие в решении проблемы занятости населения. Несмотря на активизацию работы в этой области, ^ наблюдаемую в последнее время, она, по нашему мнению, нуждается в дальнейшем развитии, так как количество созданных новых рабочих мест в расчете на один район незначительно. Если в целом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО* ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 1. 1. Сущность потребительской кооперации как социально-экономической системы
    • 1. 2. Социальная, правовая и организационная основы деятельности потребительской кооперации
    • 1. 3. Содержание социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЧЕРНОЗЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
    • 2. 1. Сравнительный анализ результатов деятельности потребсоюзов Центрально-Черноземного экономического района
    • 2. 2. Исследование результатов социальной деятельности потребительской кооперации Центрального Черноземья
    • 2. 3. Оценка факторов, влияющих на экономическую эффективность деятельности Белгородского облпотребсоюза
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
    • 3. 1. Внутрисистемные резервы роста эффективности деятельности кооперативных организаций
    • 3. 2. Развитие сферы услуг как направление повышения социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации. V
    • 3. 3. Методический подход к оценке экономической эффективности заемных средств населения

Повышение социально-экономической эффективности деятельности организаций потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к деятельности функционирования хозяйствующих субъектов. Эффективность отечественной экономики в целом определяется эффективностью деятельности ее отдельных отраслей и предприятий, для которых максимизация прибыли как результирующего показателя эффективности становится главной задачей.

Однако наряду с такими предприятиями в национальной экономике функционируют и другие хозяйствующие субъекты, относимые к некоммерческим и не определяющие в качестве приоритета своей деятельности получение максимальной прибыли.

Одним из таких субъектов является система потребительской кооперации, имеющая специфический, некоммерческий, социально ориентированный характер.

На первом этапе рыночных преобразований потребительская кооперация оказалась в наиболее сложных условиях деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Масштабы деятельности кооперативных организаций, зона функционирования, ослабление.

• / социальной основы — пайщиков системы, а также другие причины оказали крайне негативное влияние на эффективность деятельности потребительской кооперации как страны в целом, так и ее отдельных регионов.

В настоящее время потребительская кооперация от стратегии выживания и стабилизации перешла к стратегии сбалансированного развития, устойчивого экономического роста и расширения своей социальной миссии. Однако прирост социально-экономической эффективности деятельности кооперативных организаций не имеет устойчивого характера: темпы ее роста остаются низкими, а около 30% потребсоюзов областного уровня управления — убыточными.

Проблема поиска резервов повышения эффективности неоднократно являлась предметом научных исследований.

Основы теории и методологии практического инструментария оценки эффективности экономики исследовались в работах отечественных ученых: Абалкина Л. И., Аристера А. И., Кантаровича JI.B., Плышевского Б. П.,. Скобелевой И. П., Хачатурова Т. С., Шаталина С. С. и др.

Принципиальные вопросы оценки и повышения эффективности применительно к системе потребительской кооперации изложены в работах Вахрина П. И., Жигалова В. Т., Клименко О. И., Панкратова Ф. Г., Снитко JI.T., Теплова В. И., Фридмана A.M. и др.

Ряд вопросов по теме исследования нашли отражения и в работах зарубежных ученых: Дж. Грейсона, Б. Голда, Ч. Кобба, Я. Корнай, В. Паретто, Ф. Солоу, С. Элона и др.

Признавая важность проведенных исследований, следует отметить, что новый этап развития потребительской кооперации требует рассмотрения социально-экономической эффективности деятельности кооперативной организации как комплексной проблемы без ее разделения на два традиционных вида: экономическую и социальную.

Это обусловливает значимость поиска конкретных путей роста экономической эффективности для расширения выполняемых потребительской кооперацией социальных функций и определило актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

Тема диссертации соответствует п. 15.108. Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) — социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка конкретных рекомендаций по повышению социально-экономической эффективности деятельности организаций потребительской кооперации. Для реализации этой цели в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

— рассмотрение сущности кооперации как социально-экономической системыее социальной, правовой и организационной основ деятельности;

— изучение содержания социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации;

— исследование результатов социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации;

— оценка факторов, влияющих на экономическую эффективность деятельности кооперативной организации;

— выявление внутрисистемных резервов роста эффективности деятельности кооперативных организаций;

— обоснование необходимости развития сферы услуг как направления повышения эффективности деятельности;

— разработка методического подхода к оценке экономической эффективности заемных средств населения;

— реализация результатов исследования в практической деятельности организаций потребительской кооперации.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются потребительская кооперация России в целом, потребсоюзы Центрально-Черноземного региона, а также отдельные кооперативные организации Белгородского облпотребсоюза.

Предметом исследования является социально-экономическая эффективность деятельности организаций потребительской кооперации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили отдельные положения экономической теории, методы анализа экономических процессов. В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты Российской Федерации, решения Правительства, постановления Совета и Правления Центросоюза Российской Федерации, материалы собраний представителей потребительских обществ, а также научные труды по различным аспектам данной проблематики.

В процессе анализа и обобщения информации применялись различные методы: факторный, индексный, анализ временных рядов, корреляционно-регрессионный анализ, выборочное наблюдение, метод средних и предельных величин.

Информационную основу исследования составили данные Государственного комитета РФ по статистике, Центросоюза Российской Федерации, статистическая и бухгалтерская отчетность облпотребсоюзов Центрально-Черноземного района, отдельных кооперативных организаций, а также результаты выборочных статистических обследований, выполненных автором в ходе проведения исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана формализованная модель социально-экономической деятельности потребительской кооперации;

— сформулировано авторское определение потребительской кооперации как социальной системы;

— конкретизирована сущность социально-экономической эффективности деятельности организаций потребительской кооперации и систематизированы показатели ее оценки;

— выявлены факторы и дана оценка их влияния на экономическую эффективность деятельности кооперативной организации;

— определены внутрисистемные резервы роста эффективности деятельности кооперативных организаций;

— предложена классификация услуг системы потребительской кооперации по субъектам потребления и оказания;

— разработан методический подход к оценке экономической эффективности использования заемных средств населения.

Практическая значимость исследования.

Реализация содержащегося в диссертации комплекса рекомендаций по повышению социально-экономической эффективности деятельности организаций потребительской кооперации будет способствовать возрастанию ее значимости как социально-экономической системы.

Использование предложенной системы показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности кооперативных организаций позволит повысить результативность экономического анализа. Использование выделенных внутрисистемных резервов потребительской кооперации будет способствовать поиску конкретных направлений роста эффективности ее деятельности.

Внедрение методического подхода к оценке экономической эффективности использования заемных средств населения позволит повысить экономическую обоснованность их привлечения и достоверность оценки результативности этой работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Содержащиеся в диссертационной работе рекомендации по повышению социально-экономической эффективности деятельности кооперативных организаций внедрены в практику работы Белгородского облпотребсоюза (акт внедрения от 20.10.1999 г.) — Курского облпотребсоюза (акт внедрения от 19.05.2000 г.) — Вейделевского райпо Белгородского облпотребсоюза (акт внедрения от 25.04.2001 г.).

Результаты исследования используются в учебном процессе Белгородского университета потребительской кооперации (акт внедрения от 29.01.2002 г.).

Основные результаты проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Белгородском университете потребительской кооперации, Чебоксарском кооперативном институте, Воронежском кооперативном институте в 1985;2002г.г.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 15 работ общим объемом 15,2 п.л., в том числе авторских 8,5 п.л.

Структура диссертационной работы определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило нам сформулировать ряд выводов, основные из которых сводятся к следующим.

1. Социальные приоритеты потребительской кооперации в полной мере отвечают современному периоду развития сельских территорий и не изменились за всю историю развития потребительской кооперации в России.

По нашему мнению, повышение роли потребительской кооперации как социальной системы, под которой мы понимаем упорядоченность взаимодействующих звеньев — потребительских обществ, их союзов, пайщиков, а также материально-вещественных факторов, обусловливающих их взаимодействие, образующую качества, не свойственные звеньям, требует уточнения ее статуса.

Мы считаем, что роль потребительской кооперации в экономике России проявляется в следующем:

— ее организации и предприятия увеличивают многообразие форм функционирования субъектов рынка товаров и услуг, тем самым способствуют образованию конкурентной среды;

— потребительские кооперативы выступают формой разрешения противоречий, которые возникают на рынке;

— потребительские кооперативы способствуют установлению баланса рынка;

— потребительские кооперативы представляют социальные услуги пайщикам и некооперированному населению, в основном, в сельской местности, районах Крайнего Севера, то есть осуществляют социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения, а также граждан, проживающих в экстремальных условиях;

— потребительская кооперация развивает в среде сельского населения самоуправление, что выражается в участии пайщиков в управлении кооперативом, контроле за реализацией решений, в эффективности хозяйствования;

— потребительская кооперация способствует развитию нравственных, гуманистических начал в обществе в соответствии с ценностями, провозглашенными Декларацией о кооперативной идентичности (взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность).

2. Развитие мирового кооперативного движения свидетельствует об укреплении позиций кооперации как на международном, так и на национальном рынках, о становлении третьего сектора экономикикооперативного. Признание потребительской кооперации России в качестве равноправного участника мирового кооперативного движения позволяет сделать вывод о том, что для ее развития существует ряд предпосылок: социальных, экономических, правовых, организационных, идеологических.

Под социальными предпосылками нами понимается востребованность кооперативов населением. Граждане, создавшие кооперативы, являются их членами (пайщиками) и образуют социальную основу кооператива.

Наличие экономических предпосылок обусловлено степенью развития товарно-денежных отношений, поскольку кооперативы являются продуктом рыночной экономики.

В качестве правовых предпосылок выступает наличие законодательной основы деятельности потребительской кооперации — Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в редакции 2000 года, многочисленных документов Правительства России по вопросам деятельности потребительской кооперации.

Организационные предпосылки заключаются в целевом единстве кооперативных организаций, объединении потребительских обществ в их союзы регионального уровня, входящие в систему Центросоюза РФ.

3. Основным принципом хозяйственной деятельности в условиях рынка является принцип эффективности. В настоящее время эффективность функционирования потребительской кооперации определяется эффективностью деятельности отдельных кооперативных организаций, которые в процессе реализации своей социальной миссии остаются под воздействием рыночных механизмов и государственного регулирования. Все более очевидной становится роль эффективности как одной из важнейших системных категорий, которая проявляется одновременно в качестве критерия и необходимого условия, определяющего стратегию и тактику развития потребительской кооперации на перспективу.

Мы полагаем, что конкретное содержание понятие «эффективность» приобретает только применительно к конкретной системе, к системе определенного вида.

Именно системный подход, по нашему мнению, позволяет рассматривать содержание социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации, поскольку она представляет собой систему открытого вида и имеет полный набор атрибутивных системных характеристик.

Социально-экономическое содержание эффективности деятельности потребительской кооперации имеет две стороны: социальную и экономическую. Совокупность экономических и социальных аспектов выражает более общее и более целостное образование — социально-экономическую эффективность.

Для системы потребительской кооперации социальный аспект состоит в подчиненности целей экономического роста первоочередным задачам социального развития. Отсюда следует, что для кооперативных организаций приоритетными являются не экономические, а социальные функции.

Вместе с тем, необходимо отметить, что достижение социального эффекта зачастую сопровождается снижением экономического эффекта. Это обстоятельство требует учета социального эффекта при оценке социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации.

Мы считаем, что под социально-экономической эффективностью деятельности потребительской кооперации следует понимать комплексную категорию, которая в трех измерениях характеризуется степенью удовлетворения потребностей пайщиков, качеством их обслуживания, а также уровнем прибыльности и доходности от характера использования привлекаемых ресурсов.

Отсюда критерием социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации является наиболее полное удовлетворение потребностей пайщиков на товары и услуги по их общему объему и ассортименту при высоком качестве обслуживания и экономном использовании всех ресурсов и затрат. В диссертации систематизированы показатели оценки эффективности согласно ресурсному и затратному подходам, предложены группы показателей для оценки социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации.

4. Потребительская кооперация Центрально-Черноземного района за годы рыночных реформ существенно изменилась: реформирована ^ организационная структура, сократилось количество объектов материальнотехнической базы, изменились объемы деятельности.

Если в целом по системе потребительской кооперации России прирост оборота розничной торговли и общественного питания в 2000 году по сравнению с 1999 годом в сопоставимых ценах составил 6,7%, то в Воронежском и Тамбовском потребсоюзах соответственно 9,0% и 9,4°/о. В остальных потребсоюзах исследуемого региона прироста оборота в сопоставимых ценах не наблюдалось.

Состояние материально-технической базы общественного питания оказало влияние на объемы выработки продукции. Из семи видов • производственной деятельности предприятий общественного питания в.

Воронежском и Тамбовском потребсоюзах наблюдается более существенный прирост объемов производства отдельных продуктов питания: в Воронежском — колбасных изделий, безалкогольных напитков, рыбы соленой и копченой, полуфабрикатовв Тамбовском — хлеба и хлебобулочных изделий, колбасных изделий, кондитерских изделий и полуфабрикатов.

Оптовая торговля в 1997;2000 гг. получила максимальное развитие в Липецком потребсоюзе, оборот оптовой торговли которого в 2000 году составил 140 351 тыс. рублей, а отношение оборота оптовой торговли к обороту розничной торговли превысило средний показатель по системе потребительской кооперации на 6,0 процентных пунктов.

Максимальные объемы закупок сельскохозяйственной продукции и сырья в 2000 году получены в Липецком потребсоюзе — 127,7 млн руб. в действующих ценах, однако в сопоставимых ценах к 1990 году объемы закупок составили лишь 90,8%. Полученный в Тамбовском и Белгородском потребсоюзах прирост объемов закупок в 2000 году в сопоставимых ценах к 1999 году соответственно на 29,6% и 3,8%, по нашему мнению, является непоказательным, так как объемы закупок в этих потребсоюзах минимальны и составили в 2000 году лишь 30,6 и 50,3 млн. рублей.

Существенным источником товарных ресурсов для системы потребительской кооперации традиционно является кооперативная промышленность, доля которой в обороте розничной торговли как источника товарных ресурсов розничной торговли за 1990;2000 годы в целом по потребительской кооперации страны возросла на 16,7 процентных пунктов. Однако, если в целом по системе в 2000 году наблюдался прирост объема промышленной продукции к 1999 году в сопоставимых ценах на 2,8%, то в потребсоюзах Центрально-Черноземного экономического района объем промышленной продукции к 1999 году в сопоставимых ценах снизился.

5. Исследование показало, что потребсоюзы Центрально-Черноземного экономического региона на протяжении ряда последних лет испытывали ф дефицит собственных оборотных средств. Исключением является.

Белгородский потребсоюз, в котором проблема дефицита собственных оборотных средств в 1997;2000 гг. отсутствовала. Однако следует отметить, что в 1999;2000 гг. в Курском и в 2000 году в Липецком потребсоюзе также имеет место тенденция роста собственных оборотных средств. Максимальный дефицит за весь период исследования (1997;2000 гг.) наблюдался в Тамбовском потребсоюзе и составил в 2000 г. более 177 млн руб.

Только Белгородский потребсоюз из всех вошедших в объект исследования потребсоюзов характеризуется стабильностью положительной динамики финансового результата: до 1999 года — устойчивое снижение размера убытка, а в 2000 году — полученная прибыль в размере 26 147 тыс. руб. Это совпадает с тенденцией, сложившейся в потребительской кооперации страны в целом. Вместе с тем, следует отметить, что Липецкий потребсоюз является единственным потребсоюзом, в котором за 19 972 000 гг. финансовым результатом являлась прибыль, но ее динамика не характеризуется устойчивым характером роста. Однако все отрасли кооперативного хозяйства Липецкого потребсоюза по итогам 2000 года, были прибыльными, что нельзя сказать о других потребсоюзах.

Исследование показало, что одной из причин убыточности потребсоюзов является по-прежнему значительное количество излишних хозрасчетных организаций. Так, несмотря на имевшее место сокращение хозрасчетных организаций Тамбовского потребсоюза за 1998;2000 гг. на 53 единицы, к началу 2001 г. их количество превышает количество хозрасчетных организаций в других потребсоюзах региона более, чем в 2 раза, причем 70,8% из них убыточны. /.

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов о результатах хозяйственной деятельности потребительской кооперации Центрально-Черноземного экономического района. По размеру совокупного объема деятельности лидирует Воронежский потребсоюз, по темпам роста объемов деятельности (как и по финансовым результатам) — Липецкий потребсоюз. В наиболее кризисном экономическом положении, близком к банкротству, находится Тамбовский потребсоюз.

6. Исследование изменения численности пайщиков показало, что за 10-летний период (1990;2000 гг.) произошло довольно резкое снижение количественного состава потребительской кооперации как в стране в целом, так и в Центральном Черноземье. В целом по системе Центросоюза РФ на начало 2001 года численность пайщиков составила 11 360,7 тыс. человек или 49,88% к их численности в 1990 году.

В потребсоюзах исследуемого региона также произошло снижение численности пайщиков, однако темпы снижения были различными. В максимальной степени (на 66,85% к 1990 году) сократилась численность пайщиков Липецкого облпотребсоюза, в минимальной — (на 24,66%) -Тамбовского потребсоюза.

Несмотря на значительный размер затраченных на социальные льготы средств, в расчете на одного пайщика они составляют незначительную величину.

Известно, что главным направлением реализации социальной миссии потребительской кооперации является ее участие в решении проблемы занятости населения. Несмотря на активизацию работы в этой области, ^ наблюдаемую в последнее время, она, по нашему мнению, нуждается в дальнейшем развитии, так как количество созданных новых рабочих мест в расчете на один район незначительно. Если в целом по потребительской кооперации страны в расчете на один район за 1999;2000 гг. создано 17 новых рабочих мест, то в Белгородском и Липецком потребсоюзах — по 19 мест, а в Тамбовском — лишь 11 новых рабочих мест.

7. В диссертации проанализированы отдельные показатели деятельности потребительской кооперации, характеризующие результативность удовлетворения потребностей пайщиков.

Исследование показало, что потребительская кооперация теряет # выгодный сегмент рынка — районные центры, жители которых имеют более стабильные денежные доходы по сравнению с сельским населением.

Следствием этого обстоятельства является резкое уменьшение охвата оборотом розничной торговли потребсоюзов денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров.

Даже в Липецком потребсоюзе сложившееся в 2000 году максимальное значение этого показателя (822,6 руб.) фактически означает, что среднемесячно пайщик приобретал товаров на сумму 68,6 рублей. Более того, известно, что пайщики предпочитают покупать товары не только в магазинах потребительской кооперации, но и у конкурирующих с ними торговых субъектов. В этом случае размер оборота, приходящийся на одного пайщика, снижается.

Увеличение доли оборота общественного питания в совокупном обороте системы обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, общественное питание как отрасль деятельности в условиях рынка развивается медленнее, чем торговля, а, следовательно, уровень конкуренции ниже. Во-вторых, в системе потребительской кооперации в последние годы наблюдается тенденция создания при каждом магазине своеобразной «точки» быстрого питания, что ведет к росту оборота этой отрасли кооперативного хозяйства и способствует более полному и качественному обслуживанию потребностей населения.

У потребительской кооперации Центрально-Черноземного экономического района существует реальная необходимость расширения объектов деятельности как розничной торговли, так и общественного питания. Это обусловлено тем, что именно эти отрасли кооперативного хозяйства осуществляют непосредственное торговое обслуживание пайщиков и всего сельского населения, которое представляет собой резерв для расширения социальной основы кооперации.

В последние годы в системе потребительской кооперации повышается внимание к развитию надомного труда населения. Очевидным следствием такой работы является взаимная материальная заинтересованность как населения, имеющего гарантированный источник сбыта произведенной продукции, а, следовательно, источник роста денежных доходов, так и кооперативной организации, реализующей произведенную надомниками продукцию и увеличивающей объем оборота розничной торговли. Кроме того, развитие надомного труда характеризуется и социальным аспектом, поскольку позволяет кооперативной организации привлечь на работу надомников на условиях неполного рабочего дня, временной или сезонной занятости.

Вместе с тем, как показало исследование, несмотря на очевидное преимущество организации надомного труда, в потребсоюзах ЦентральноЧерноземного экономического района такая работа находится в начальной стадии. Так, даже в Липецком потребсоюзе общая численность надомников в 2000 году составила лишь 33 человека, в Тамбовском — 1 человек, в Белгородском потребсоюзе надомный труд населения не организован.

По нашему мнению, это является наиболее существенным недостатком деятельности потребительской кооперации Центрального Черноземья.

Исследование показало, что размер привлеченных заемных средств в расчете на одного человека, обслуживаемого потребительской кооперацией, незначителен. Так, при среднем значении этого показателя по Центросоюзу в целом, составившим в 2000 году 16,6 рублей на одного человека, только в Липецком и Воронежском потребсоюзах его размер превышает среднее значение и составил соответственно 27,9 и 27,2 руб. на одного человека. Если в Липецком потребсоюзе удельный вес работников, являющихся заимодавцами в 2000 году, был минимальным (34,1%), то в Белгородском, напротив, наблюдалось его максимальное значение (86,3%).

8. В диссертации дана оценка эффективности деятельности Белгородского потребсоюза согласно ресурсному и затратному подходам в динамике за 1998;2000 гг.

Мы сочли возможным использовать методы факторного анализа для выявления степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов потребительской кооперации Белгородской области, на изменение выручки от реализации. Расчеты степени влияния повышения производительности труда и уменьшения численности работников показали, что первый фактор оказал положительное влияние, а второй — отрицательное.

Наряду с методами факторного анализа в процессе исследования нами использовались методы корреляционно-регрессионного анализа. Так, на основе отчетности Белгородского облпотребсоюза за 1997;2000 гг. выявлена высокая теснота связи между размерами средней заработной платы, производительности труда и уровнем расходов на заработную плату.

При анализе выявлено, что увеличение средней заработной платы на 1 тыс. руб. приводит к росту уровня расходов на оплату труда на 1,0420%, а при увеличении производительности труда на 1 тыс. рублей уровня расходов на оплату труда снижается на 0,0739%.

В диссертации дана оценка тесноты связи между фондоотдачей, производительностью труда и результативностью деятельности облпотребсоюза. Анализ ее результатов показал, что при увеличении фондоотдачи на единицу приводит к росту результативности на 3,8436%, а увеличение производительности труда на 1 тыс. рублей увеличивает результативность на 0,0501%. Таким образом, регрессионный анализ подтвердил, что производительность труда влияет не только на уровень расходов на оплату труда Белгородского облпотребсоюза, но и на результативность его деятельности в целом.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд конкретных рекомендаций по повышению социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации.

1. Процесс роста эффективности деятельности организаций потребительской кооперации имеет комплексный характер и находится под влиянием множества внутренних и внешних факторов, рассмотренных в диссертации. Каждый фактор оказывает различное влияние на эффективность деятельности потребительской кооперации. Причем это влияние может изменять свою направленность и переходить от негативного к позитивному и наоборот.

В диссертации выделены факторы, препятствующие росту социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации.

Определены внутренние резервы системы, которые, по нашему мнению, могут быть разделены на две группы: экстенсивные и интенсивные.

К наиболее значимым внутрисистемным резервам роста эффективности, по нашему мнению, следует отнести следующие:

— совершенствование организационной структуры;

— интеграция отраслей деятельности;

— развитие местных рынков регионов за счет роста объемов деятельности отраслей кооперативного хозяйства;

— развитие сферы услуг и новых видов деятельности.

2. Одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие системы потребительской кооперации, по нашему мнению, является сложная неэффективная система управления.

Недостатки организационной структуры, проявившиеся в условиях рыночных отношений, свидетельствуют о том, что иерархический тип структуры управления несовершенен и требует изменений. Имеет место несогласованность в работе органов управления системы, снижается участие пайщиков в деятельности потребительской кооперации.

Именно поэтому оптимизация организационной структуры рассматривается нами как один из резервов внутрисистемного характера, направленных на повышение социально-экономической эффективности деятельности потребительской кооперации.

Мы считаем, что для обеспечения устойчивых конкурентных позиций на рынке потребительских товаров и услуг каждому потребительскому обществу, от экономического и социального состояния которого зависит существование и развитие системы в целом, следует иметь структуру управления, обладающую следующими признаками:

— наличием квалифицированных кадров;

— способностью постоянно контролировать расходы материальных и финансовых ресурсов и обеспечение сохранности кооперативной собственности;

— способностью формировать собственные оборотные средства в необходимых для эффективной деятельности размерах;

— умением привлекать пайщиков к активному экономическому участию в деятельности системы.

В диссертации сформулированы принципы, которые следует соблюдать при совершенствовании организационных структур управления.

В любом случае совершенствование организационной структуры должно быть направлено на ликвидацию убыточности организаций и предприятий, на сокращение числа хозрасчетных структур, размера дебиторской и кредиторской задолженности, непроизводительных расходов и потерь, что в конечном счете приведет к росту социально-экономической эффективности деятельности системы в целом.

3. С целью повышения эффективности деятельности потребительской кооперации в диссертации предлагается выполнение комплекса мероприятий, охватывающих следующие основные направления:

— повышение доли потребительской кооперации на внутренних региональных рынках до уровня 1990 года;

— использование внутренних резервов;

— организация новых видов деятельности;

— достижение финансовой независимости;

— развитие интеграционных процессов и экономического сотрудничества.

Увеличение объемов деятельности, повышение экономической эффективности деятельности всех хозяйствующих субъектов выступает в качестве необходимого условия для сохранения потребительской кооперацией России своей кооперативной самобытности, реализации социальной миссии.

4. Стратегия развития услуг для сельского населения силами и средствами кооперативных организаций заключается в формировании новой, самостоятельной отрасли, что обусловлено перспективами ее развития и наличием реального экономического и социального эффекта от оказания Ш каждого вида услуг. Многообразие услуг требует их систематизации. В диссертации предложена классификация услуг по субъектам потребления и оказания. Согласно первому классификационному признаку выделено пять групп услуг, согласно второму — десять.

В диссертации рассмотрены отдельные группы услуг, даны конкретные предложения по их развитию в кооперативных организациях.

5. Исследование показало, что на предприятиях потребительской кооперации не ведется целенаправленной работы по учету объема выполняемых услуг, подтверждением чего является отсутствие журналов учета объемов и соблюдения сроков выполнения работниками магазинов. Отсутствие информации подобного рода усложняет оценку себестоимости оказываемых услуг. Последнее же не позволяет дать оценку их эффективности. Между тем, представляется необходимым проводить оценку рентабельности каждого вида услуг.

По нашему мнению, такая оценка возможна на основе информации, содержащейся в предлагаемом нами Журнале учета объемов, оказанных платных услуг магазином потребительской кооперации.

Рекомендуемая нами форма журнала может быть расширена другими показателями в зависимости от специфики деятельности отдельных магазинов, но общими данными должны быть следующие: размер расходов ¦ магазина, связанный с оказанием услугирасчетная цена услуги для заказчикастоимость услуги для заказчикаразмер ожидаемого дохода магазина от оказания услуги.

Причем следует отметить, что показатели «расчетная цена услуги для заказчика» и «стоимость услуги для заказчика» могут как совпадать по своей величине (для пайщиков системы), так и различаться (для некооперированного населения).

Кроме того, поскольку предлагаемая нами форма журнала учета объемов оказанных платных услуг предполагает подведение стоимостных результатов этой деятельности нарастающим итогом за месяц (квартал, год), мы считаем, что это позволит повысить объективность определения стоимости оказанных платных услуг населению в целом по потребительскому обществу (союзу), т. е. определение экономического эффекта.

6. Мы считаем, что основной формой экономической поддержки пайщиками потребительских обществ выступает предоставление заемных средств пайщиками (или кредитование кооператива). Причем необходимо отметить, что мы не ограничиваем предоставление заемных средств потребительскому обществу только участием пайщиков, но относим эту ^ форму экономической поддержки кооперативов ко всему сельскому населению, представляющему собой потенциальную социальную основу потребительской кооперации и резерв для кооперирования.

С этой целью в диссертации разработан методический подход к оценке экономической эффективности заемных средств населения, суть которого состоит в том, что основное предназначение заемных средств населения для кооперативных организаций в современных условиях состоит в пополнении оборотного капитала, а эффективность их использования характеризуется как экономическим, так и социальным аспектами.

Рассмотрен механизм привлечения заемных средств населения ¦ магазинами системы, разработана система показателей для оценки эффективности привлечения заемных средств населения.

Возможность применения методического подхода доказана результатами его апробации в Вейделевском райпо Белгородского облпотребсоюза.

Поскольку предлагаемый нами методический подход к оценке экономической эффективности заемных средств населения имеет низкую трудоемкость, считаем, что он может быть востребован в практической деятельности организаций потребительской кооперации, привлекающих заемные средства населения для финансирования своей социально-экономической деятельности.

Рассмотренные в исследовании вопросы не исчерпывают в полной мере проблему повышения эффективности социально-экономической деятельности кооперативных организаций.

Однако, по нашему мнению, реализация конкретных рекомендаций, содержащихся в диссертации, в их практической деятельности, будет способствовать росту эффективности социально-экономической деятельности системы в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы (о концептуальных основах монетарной программы финансовой монетарной программы финансовой стабилизации) // Вопросы экономики. -1996. -№ 12. -с. 4−20.
  2. Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка: Учебное пособие. Гомель: ГКИ, 1995. — 240 с.
  3. А. Кооперативные отношения в АПК // АПК: экономика, управление. 1998. — № 8. — С. 55−60.
  4. Анализ причин убыточности потребительских обществ и союзов и рекомендуемые меры по обеспечению рентабельной работы потребительской кооперации. М.: Центросоюз, 1998. — 58 с.
  5. В. Государственное регулирование и механизм ^ саморегулирования в рыночной экономике // Экономист. 1996. — № 5. — с. 2230.
  6. А.В. Система связей потребительской кооперации в АПК. -М.: Экономика, 1986. 167 с.
  7. А.Р., Цихотский А. В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. — 168 с.
  8. Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я. В. Соколов. М.: Финансы истатистика, 1996. 624 с.
  9. Г. Я. Основы теории и история потребительской кооперации. -М.: Изд-во Центросоюза, 1963.
  10. Большая советская энциклопедия. В 30-ти томах. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1978. — Т.30. — 650 с.
  11. Большой толковый словарь русского языка/Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Коринт, 1998.
  12. Большой экономический словарь./Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 1248 с.
  13. Н.В., Кущетеров Р. М., Кочкарова З. Р. История и теория кооперации. Ставрополь: Кооперативный институт, 1998. — 312 с.
  14. Е.Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. М.: Финансы и статистика, 1997. — 400 с.
  15. В. К вопросу о классификации отношений управления. // Экономика и управление. 1999. — № 3. — С. 85−88.
  16. И.Н. Возрождение кооперации. М.: Экономика, 1990.173 с.
  17. А.В. Предпринимательство. Основной курс. М.: ИНФРА-М, 1998.-608 с.
  18. Н.И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1998.
  19. Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 24 от 24.01.94 г./Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 5.
  20. И.А., Илбина Н. В. Международный семинар «Основные принципы и ценности кооперации»// Экспресс-информация. Серия: Зарубежный опыт кооперативного развития. М.: ЦБТЭИ Центросоюза, 1990, № 5−6.-С. 44−49.
  21. А., Поляков А. Хозяйственный потенциал и рынок // Риск. -1998. -№ 1. С. 53−56.
  22. Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ, 1998.
  23. В. Регулирование труда в производственных кооперативах // Право и экономика. 1998. — № 8. — С. 55−60.
  24. А.А. Кооперация: Роль в современной экономике. М.: Профиздат, 1991.- 159 с.
  25. П. Подъем потребкооперации начинается с глубинки .//Торговая газета. 1999. — № 65. — С. 1.
  26. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. Ш560 с.
  27. Д.Е. Показатели оценки эффективности экономики в условиях рыночных отношений (макро- и микроуровни). Ставрополь: «Кавказский край», 1998. — 492 с.
  28. Д.Е. Оценка, анализ и пути повышения эффективности экономики (макро-, и микроуровня). Ставрополь: «Кавказский край», 2001. -500 с.
  29. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. 1996. — № 1. — С. 76−84.
  30. Д.Н. Потребность пайщиков потребительской ^ кооперации: Монография, Белгород: «Кооперативное образование», 2001.179 с.
  31. Декларация о кооперативной идентичности, принятая Международным кооперативным альянсом на XXXI Конгрессе МКА 20 сентября 1995 года. М.: Центросоюз, 1998. — 492 с.
  32. Джонстон Бирчелл. Международное кооперативное движение. / Пер. с англ. О. А. Витохиной, НЛ. Гламазды, Н. В. Тихоновича. Белгород: БУПК, 1998. — 292 с.
  33. В.Т. Диалектика развития общественной кооперации: теоретические и методологические аспекты исследования. JI.: Издательство1. ЛГУ, 1989.- 144 с.
  34. В.Ф. Потребительская кооперация на пути радикальных реформ. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998. — 178 с.
  35. В.Ф. Актуальные проблемы потребительской кооперации на современном этапе.: Монография. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.
  36. В.Ф. Потребительская кооперация социально -ориентированная система. — Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.
  37. Г. М. Потребительская кооперация XXI века. -Новосибирск: СИБУПК, 1999. 240 с.
  38. С.Н. Экономико-математические модели и методы в управлении. М.: «Дело и сервис», 1998. — 176 с.
  39. JI.B. Социальная миссия потребительской кооперации в XXI веке. Белгород, изд-во «Кооперативное образование» 2000, 0,9 (15 е.).
  40. Е.А., Шалинов С. А. Кооперативный уклад в экономике. -М.: Финансы и статистика, 1991. 176 с.
  41. И.И. Кооперативный менеджмент: исторические традиции, идеология и опыт реформирования: Монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.- 199с.
  42. Изменения в приложении к Программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998−200 годы. М.: Центросоюз, 1998.,-94с.
  43. Ю.А. Отечественная кооперация. Иваново: ИГУ, 1994.472 с.
  44. В. Октябрьская революция и кооперация. М.: Наука, 1973.
  45. Как провести социологическое исследование. В помощь идеол. активу/ Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990. -288 с.
  46. В.В. Собственность потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям//Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1998, № 2.
  47. В.В. Формирование механизма реализации кооперативной собственности//Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1995, № 1.
  48. М.И. Правовые основы деятельности потребительской кооперации. М.: Экономика, 1980.
  49. О.И. Роль потребительской кооперации в решении проблемы занятости населения, создании новых рабочих мест. Белгород, Изд-во БУПК, 1998. — 29 с.
  50. О.И. Социальное управление в системе потребительской кооперации: Монография. Белгород, Изд-во БУПК «Кооперативное образование», 2000. — 316 с.
  51. О.И., Снитко J1.T., Тарасова Т. Ф. Оценка эффективности торговой деятельности организаций потребительской кооперации. -Белгород: Кооперативное образование, 2001. -с. 52−54.
  52. О.И. Роль пайщиков в управлении, контроле и повышении эффективности деятельности потребительского общества. Белгород, изд-во «Кооперативное образование»: 2000, 1,0 (17 с.)
  53. А.П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. М.: Экономика, 1980.
  54. Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». М.: Центросоюз, 1998. — 163 с.
  55. Концепции развития потребительской кооперации РФ до 2010 г. (с. 49, с. 117, с. 145).
  56. Кооперация и будущее развитие человечества. Крестьянские ведомости. — 1995 г. — № 41. — С. 11−12.
  57. Кооперация как компонент рыночных отношений: проблемы теории и истории. Вып. 1. Иваново: ИГУ, 1996. — 156с.
  58. Кооперативы между прошлым и будущим / Торговая газета. 1995. — 11 октября. — С. 5.
  59. Кооперативы нового типа: опыт, проблемы. / Певзнер А. Г. и др. -М.: Экономика, 1989.
  60. Кооперативы по производству товаров и услуг: Справочное пособие. М.: Экономика, 1991.
  61. Кооперативные организации Германии: Законодательство. Структура. Деятельность. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998. — 109 с.
  62. Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса // Экономист. 1999. — № 7. — С. 28−36.
  63. Кооперативы России: их роль в рыночной экономике: Авт. колл. Под рук. Эдгара Парнелла (По программе ТАСИС). Оксфорд (Великобритания): Планкет Фаундейшн, 1997. — 32 с.
  64. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990.
  65. Э.А. Концепция менеджмента. М.: «ДЕКА», 1996.
  66. Ш 69. Коряков И. А. Принципы кооперативного движения. Чита:
  67. Сибирский университет потребительской кооперации, 1998. 235 с.
  68. Д. Краткая экономическая энциклопедия / кол. авторов. М.: Экономика, 1993. -342 с.
  69. А.И. Кооперация в современном мире. М.: Экономика, 1987.
  70. В.М. Новые формы кооперации в СССР. М.: Мысль, 1990.
  71. С. Альтернативные стратегии социально-экономического развития // Экономист. 1998. — № 9. — С. 12−20.
  72. Г. Развитию кооперации правительство придает исключительное значение // Российская кооперация. 1999. — № 4. — С. 1−2.
  73. Курс у нас один: развитие // Российская кооперация. 1999. — № 14. -С. 1−2.
  74. P.M., Кочкарова З. М. Культурно-просветительная и воспитательная работа кооперации. М.: «РКТ», 1997. — 76 с.
  75. Ламперт Хайнц Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: «Дело ЛТД», 1994. — 224 с.
  76. В.И. О кооперации. Полн. собр. соч., т. 45, с. 369−377.
  77. Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987.- 510 с.
  78. А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. — 328 с.
  79. Макферсрн Яан. Принципы кооперации для XXI века. /Пер. с англ. Тихоновича Н. В. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1997. — 86 с.
  80. А. Шаарс. Кооперативы: принципы и практика. -Университет штата Висконсин (США), 1992. 63 с.
  81. Ш 84. Мартынов В. Д. Кооперативное движение Швеции. М.:
  82. Московский кооперативный институт, 1991.
  83. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных/ В. Г. Андреенков, К. Д. Аргунова, В. И. Паниотто и др.: Отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова: АН СССР, Ин-т социологии. М.: Наука, 1989.-175 с.
  84. Материалы XXXI Конгресса Международного Кооперативного Альянса, 20−23 сентября 1995 года. С.-Петербург, 1995.
  85. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики/Под ред. Г. А. Краюхина. СПб.: Издательство СПбГИЭА, 1996. -234 с.
  86. Методические рекомендации по организации и повышению эффективности экономического участия пайщиков и по кооперативным выплатам/С и пко JI.A., Ефремова Г. М. Новосибирск: Изд-во СИБуПК, 2000. -32 с./
  87. Методические рекомендации по привлечению заемных средств населения организациями потребительской кооперации и методике оценки экономической эффективности их использования. // Деловой вестник Российской кооперации, 2000, № 8 -с. 72−75 (с. 140).
  88. К.И. Взаимодействие экономической и социальной политики. М.: Экономика, 1987. — 256 с.
  89. Ю. Слагаемые конкурентоспособности// Риск. 1999.- № 1. -С. 41−45.
  90. А. Институциональный подход к стратегии социально-экономического развития // Экономист. 1998. — № 4. — С. 38−45.
  91. Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»: Учебное пособие из 17 модулей / Подготовлено Государственным университетом управления и Национальным фондом подготовки кадров. М.: «ИНФРА-М», 1999.
  92. С.П., Фединский Ю. И. Общество на паях. М.:1. Политиздат, 1991. 160 с.
  93. О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О кооперации в СССР.: Закон СССР// Известия, 1990, от 25 июня.
  94. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „О потребительской кооперации в Российской Федерации“: Закон РФ от 13 июня 1997 г. Белгород, БУПК, 1998.
  95. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации „О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Федеральный Закон № 54-ФЗ от2803.2000г.
  96. О коммерциализации предприятий потребительской кооперации: Указ Президента Российской Федерации № 144 от 16 февраля 1992 г.
  97. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами“: Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г., № 795.
  98. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами: Постановление Правительства Российской Федерацииt от 24 июня 1996 г., № 730.
  99. О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 г., № 24.
  100. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон РФ от 19 июня 1992 г.
  101. О предприятиях и предпринимательской деятельности.: Закон
  102. РСФСР//Экономика и жизнь, 1991, № 4.
  103. О реализации некоторых вопросов Соглашения о взаимоотношениях Правительства Российской Федерации с Центросоюзом РФ на 1994 год.: Постановление Правительства РФ от 2 июля 1994 года, № 760.
  104. О собственности в РСФСР.: Закон РСФСР// Экономика и жизнь, 1991, № 3.
  105. Обращение к пайщикам и работникам потребительской кооперации: Приложение к постановлению Совета Центросоюза Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 72-с.
  106. Об утверждении форм ведомственной статистической отчетности на 1999 год и на 2000 год: Постановление Совета Центросоюза РФ № 212-Сп от 22 октября 1999 г.
  107. Обзор деятельности Международного кооперативного альянса в 1998 году: Глобальная кооперация в новом тысячелетии. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.
  108. Обзор международного кооперативного движения. / Пер. с англ. -Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1998. -72 с.
  109. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология ф социологического анализа. М.: Наука, 1996. — 164 с.
  110. Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России за январь-декабрь 2000 года (оперативные данные). М.: Центросоюз, 2001. — 57 с.
  111. Отдельные финансовые показатели деятельности потребительской кооперации России за 2000 год. М.: Центросоюз, 2001. — 75 с.
  112. Оценка финансового состояния потребительского общества: Методические рекомендации./Колл. авторов. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1999. — 54 с.
  113. Г. О модели будущего развития России // Экономика иуправление. 1999. — № 1. — С. 26 — 36.
  114. Потребительская кооперация России на пороге третьего тысячелетия: Тезисы научно-практической конференции. Ч. I. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 1999. — 253 с.
  115. Потребительская кооперация Российской Федерации в 1999 году.: Стат. сб. М.: Центросоюз, 2000. -250 с.
  116. Потребительский кооператив: коммерция выживания.//Спрос, 1992, № 5.
  117. В.Ф. Модель поведения предприятия. М.: Наука, 1991. — 138 с. а
  118. В.П. Дитя нужды. История, теория и практика кооперативного движения. Ставрополь: АО „Пресса“, 1995. — 290 с.
  119. В.П., Гиркин В. А. Кооперация в переходной экономике. Ставрополь: АО „Пресса“, 2000. — 248 с.
  120. В.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. Ставрополь: АО „Пресса“, 1996. — 328 с.
  121. В.П. Из кризиса через демократию: как перевернуть кооперативную пирамиду. Учебное пособие, Ставрополь, изд-во „Пресса“, 2000 г., 6, 32 (111 е.).
  122. Примерный устав потребительского общества (сельского, ф поселкового, районного, городского и другого) с кооперативными участками:
  123. Утвержден постановлением седьмого Общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации 16 февраля 1998 г. М.: Центросоюз, 1998.
  124. Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на период 1998—2002 гг. М.: Центросоюз, 1998.
  125. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 222.
  126. Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. М.:
  127. Издательский дом „Дашков и К“, 1999. 320 с.
  128. Развитие человеческого фактора в кооперативах./Пер. с англ. Под общ. ред. Проф. Теплова В. И. Белгород, БУПК, 1997.
  129. К.А. Экономика предприятия. М.: Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“, 1999. — 693 с.
  130. К.А. Резервы повышения эффективности деятельности отраслей потребительской кооперации. М.: Московский университет потребительской кооперации, 1999. — 27 с.
  131. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. — 670 с.
  132. Л.Е. Отечественная кооперация: исторический опыт.
  133. Иваново: ИГУ, 1994. 276 с.
  134. Рекомендации научно-практической конференции „Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления“, Липецк, сентябрь 2001.
  135. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. /Госкомстат России. М.: 2000. — 813 с.
  136. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.: Изд-во „МИК“, 1998. — 136с.
  137. П., Федорова М. О природе потребительской ф кооперации//Экономист, 1998, № 6. С. 18−22.
  138. Сборник кодексов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО „Славянский дом книги“, 1997. — 608 с.
  139. А. Основа экономического роста // Экономист. 1999. -№ 8.-С. 21 -22.
  140. А.К. Самоуправление и управление в потребительской кооперации// Советская потребительская кооперация, 1991, № 1, с. 32 35.
  141. А.К. Демократизация управления в условиях перехода к региональной рыночной экономике. Обзорная информация. Серия:
  142. Экономика и управление в кооперативном хозяйстве». М.: ЦБТЭИ ЦС, 1990, № 4 — 33 с.
  143. И.В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. -304 с.
  144. И.В., Жигалов О. В., Яновский В. В., Богданова Е.Е.
  145. Механизм привлечения заемных средств населения продавцами магазинов в системе потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2001.-22 с. (г. 148).
  146. Сипко J1.A., Наговицина Л. П. Актуальные проблемы в потребительской кооперации. Новосибирск: Изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 1999. — 38 с.
  147. В.А. Потребности как способ существования рыночных отношений в структуре личности. В сб.: Проблемы развития потребительской кооперации в современных условиях. Ставрополь:
  148. Ф Кавказский край, 2000. 220 с.
  149. Словарь-справочник менеджера. Под. ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996.-590 с.
  150. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения// Экономист, 1997, № 6, с. 68−74.
  151. Совершенствование управления ключевое звено экономической реформы // АПК: экономика и управление. — 1999. — № 2. — С. 36 — 42.
  152. Современное управление: Энциклопедический справочник. T.I. -М.: Издатцентр, 1997.
  153. Социальный менеджмент// Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бщнес-школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999.-384 с.
  154. Социально-экономическое положение потребительской кооперации. Реализация рекомендаций научно-практических конференций. Стат. сб. М.: Центросоюз, 2001. — 236 с.
  155. Социальное развитие села: проблемы и тенденции (информационно-аналитический обзор)// Экономист, 2000, № 2. С. 91−96.
  156. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1998 году: Статистический ежегодник.- М.: Центросоюз, 1999. 192 с.
  157. Статистический словарь/Гл. ред. Юрков Ю.А.- Ред. колл. Белявский И. К., Варенов В. А., Галицкий В. И. и др. М.: Финанстатинформ, 1996.
  158. Стимулирование пайщиков: необходимость и организация. Белгород, изд-во «Белгородский университет потребительской кооперации», 2000,3,6 (57 с.).
  159. А.Н. Потребительская кооперация как социальный институт. В сб.: Потребительская кооперация социально ориентированная система. — Чебоксары: Салика, 2000. — С. 69−71.
  160. Т.Ф. Эффективная экономика основа развитияпотребительской кооперации. Белгород, изд-во «Кооперативное образование», 2000 г., 1.1 (18 с).
  161. Творцы кооперации: Сборник /Сост. JI.A. Самсонов. М.: Моск. рабочий, 1991.-300 с.
  162. А.О. Основы кооперативного строительства. -М.: УНК ПК «МКИ ЦС», 1991.-280 с.
  163. В.И. Кооперативное движение в условиях рыночных преобразований: Монография. Белгород: Изд-во Белгородскогоуниверситета потребительской кооперации, 1998. 291 с.
  164. В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации: Монография. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999. — 206 с.
  165. В.И. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации: Монография. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1999, — 295 с.
  166. JI.E. Перспективы развития кооперативного движения в XXI веке. Белгород, изд-во «Кооперативное образование», 2000, 3,0 (46 с).
  167. JI.E., Исаенко Е. В. Сущность кооперации и особенностиее развития в современной России. Белгород, БУПК, 1996. — 132 с.
  168. В. Социальное развитие села // Экономист. 1998. — № 2. — С. 86−89.
  169. В.Н. Проблемы кооперативного движения в государстве Российском. Саратов, 1995. — 179 с.
  170. В. Кооперация: за и против. М.: Независимое изд-во «ПИК», 1991.- 198с.
  171. Е. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения // Экономист. 1997. — № 4. — С. 22−28.
  172. Трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. 1998. — № 10.1. С. 51−68- № И С. 24−46.
  173. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989.-320 с.
  174. JI.B. Кооперативы современной России./ Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.- 148 с.
  175. Управление организацией/Под ред. А. Г. Поршнева, З.П.
  176. , З.П. Румянцевой, Н.А. Саламатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 669 с.
  177. Управление персоналом в условиях рыночной экономики./ Под научн. ред. проф. Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М.: 1997. — 454 с.
  178. Управление экономикой: Основные понятия и категории: Словарь / Под ред. Р. А. Белоусова и А. З. Селезнева. М.: Экономика, 1986. — 303 с.
  179. Учебный социологический словарь.//Общ. редакция С. А. Кравченко. М.: 1997. — 478 с.
  180. И. АПК: политика стабилизации и экономического роста// Экономист, 2000, № 3. С. 3−8.
  181. Р. Менеджмент как инструмент достиженияконкурентоспособности// Вопросы экономики. 1997. — № 5. — С. 118−127.
  182. Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996−2000 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 года№ 1499.
  183. Финансовое оздоровление экономики: опыт нэпа: Сборник/ Сост. А. И. Казьмин. М.: Моск. рабочий, 1990. — 256 с.
  184. А.В. Краткий курс кооперации. М.: Кооперативное издательство, 1925. — 84 с.
  185. А.В. Избранные произведения. М.: Московский рабочий, # 1989. -322 с.
  186. А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1991. — 180 с.
  187. К. Управление компанией на пороге нового тысячелетия // Консультант директора. 1998. — № 1. — С. 2 — 4.
  188. Ценности в глобальном контексте: Материалы Международной исследовательской конференции: в 2ч., Ирландия, г. Корк, 13−17 мая 1998 года. 260 с.
  189. П.В. Методологические основы управления. -Новосибирск: СибУПК, 1998. 220 с.
  190. В.Е. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М.: 1973. — 182 с.
  191. В.Е. Проблемы репрезентативности социологической информации. М.: 1976. — 244 с.
  192. Экономика предприятия./Колл. авторов Ставрополь: «Кавказский край», 1998.-344 с.
  193. Экономическая статистика./Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1999.-480 с.
  194. Э., Интрилигейтор М., Макинтайр Р., Тейлор JI. Эффективная стратегия переходного периода // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 3.
  195. Энциклопедический социологический словарь./Под общ. ред. Осипова Г. В. Российская Академия наук, 1995. — 939 с.
Заполнить форму текущей работой