Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: На примере подготовки специалистов с высшим образованием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализировано состояние теории и практики обучения в вузах России. Мониторинг вузов России в части организации учебного процесса в информационно-образовательной среде представлен в Приложении! Показано, что интеграционные процессы, проходящие в современном обществе, оказывают существенное влияние на процесс обучения и систему образования: происходит становление и развитие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сетевые курсы как основа обучения в информационно-образовательной среде
    • 1. 1. Теория и практика обучения в информационно-образовательной среде. И
    • 1. 2. Понятие, дидактические свойства и типовая структура сетевого курса
  • Выводы
  • Глава 2. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов
    • 2. 1. Организационно-педагогические условия разработки элементов сетевого курса
    • 2. 2. Разработка модели проведения отдельных видов учебных занятий
  • Выводы
  • Глава 3. Экспериментальная проверка методики обучения с помощью сетевого курса в информационно-образовательной среде
    • 3. 1. Цель, содержание и ход опытно-экспериментального исследования
    • 3. 2. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования
  • Выводы

Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: На примере подготовки специалистов с высшим образованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении столетий образование являлось наиболее консервативной областью человеческой деятельности: объем знаний возрастал, а технология передачи информации оставалась неизменной. Сегодня ситуация изменилась: современная система образования вступила с появлением Интернета и, в целом, благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий, в новую фазу своего развития: происходит образование, становление и развитие так называемой информационно-образовательной среды.

Рынок образовательных продуктов и услуг на основе всемирной компьютерной сети Интернет и новейших компьютерных систем виртуального обучения стремительно развивается. Так, по сообщению Международной ассоциации по информационным технологиям, в 1995 г. указанный мировой рынок оценивался примерно в 19 миллионов долларов США. По сообщениям на Международной конференции по World Wide Web (Гонконг, май 2001 г.), тот же мировой рынок прогнозируется к 2005 г. достичь объема в 54,1 триллиона долларов США.

Анализ тенденций в мировом образовательном процессе показал, что в настоящее время наблюдаются устойчивые тенденции перехода к Мегауниверситетам, в которых могут обучаться до 1 млн. студентов, ориентированных на получение высшего образования. При обучении в них широко используются компьютерные и телекоммуникационные технологии, а стоимость и качество образования соответствует требованиям широких слоев населения.

Возможности, которые предоставляют современные технологии для образования, невозможно переоценить. На современном этапе, когда электронная коммерция заняла свое место в системе мирового бизнеса, электронное образование (открытое образование, интернет-образование, виртуальное образование) является самой перспективной областью развития Интернета. Если учесть, что в России, по экспертным оценкам число пользователей Интернет превышает два миллиона, число временно входящих в сеть колеблется от 4.5 до 5.5 миллионов человек, то вопросы интернет-образования становятся весьма актуальными.

Современное состояние высшего профессионального образования в России требует разработки новой стратегии его развития и серьезного реформирования на базе перспективных образовательных технологий, направленного на повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг.

В данной работе под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса.

Возникает необходимость в разработке учебных пособий, методического, программного и организационного обеспечения ИОС. В становлении этой системы значительную роль сыграли работы отечественных ученых: С. А. Бешенкова, Б. С. Гершунского, А. А. Кузнецова, Ж. Н. Зайцевой, В. П. Тихомирова, Ю. Б. Рубина, В. П. Мозолина, Е. С. Полат, И. В. Роберт, С. Г. Григорьева, В. С. Леднева, Ю. И. Лобанова, Л. Г. Титарева, О. К. Филатова, А. В. Хуторского, Д. В. Чернилевского и других.

Психолого-педагогическим аспектам этого вопроса посвящены работы А. А. Андреева, В. А. Цикина, Н. В. Марахович, Е. И. Машбиц, Ю. Г. Фокина, Э. Г. Скибицкого, В. Я. Ляудис, Т. В. Габай и других.

Итак, в настоящее время происходит процесс расширения информационного поля, на базе которого происходит формирование информационно-образовательной среды, что приводит к необходимости доработки старых, традиционных методов построения учебно-методических материалов с учетом новых условий обучения. Это связано с тем, что представление информации в ИОС коренным образом отличается от представления информации в традиционных учебниках. Выявляются психологические, педагогические, лингвистические и другие особенности построения материала. В частности, важен вопрос адекватного восприятия информации.

Учебно-методические комплексы, используемые в настоящее время для обеспечения учебного процесса в ИОС, представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей профессиональной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых. К современным дидактическим материалам предъявляются, в частности, следующие требования:

— модульность структуры;

— полнота содержания;

— логичность изложения;

— лаконичность;

— наличие руководства по изучению материала пособия;

— наличие контрольных заданий;

— наличие глоссария (словаря терминов) и списка источников.

Проведенные исследования показали, что всем перечисленным требованиям удовлетворяет сетевой курс. Под сетевым курсом в данном исследовании понимается дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения в информационно-образовательной среде. Сетевые курсы отличаются от других существующих форм обучения прежде всего своей целостностью, которая обеспечивается комплексным подходом к формированию содержания, поставленных целей и задач обучения, единством применения компьютерных и традиционных технологий обучения. Таким образом, сетевой курс является одним из важнейших элементов ИОС.

Вопросы разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе подробно рассмотрены в работах А. А. Андреева, И. А. Цикина, Э. Г. Скибицкого, Л. Х. Зайнутдиновой, Б. Виллиса, Ч. Ллойда, А. Бейтса, Ц. Миллера и многих других отечественных и зарубежных ученых.

Расширение ИОС требует дальнейшей теоретической разработки и апробации ряда проблем, связанных с ее развитием. К ним относятся: построение оптимальной структуры сетевого курса с учетом психолого-педагогических особенностей представления материала на экране монитора, разработка понятийно-терминологического аппарата системы образования в ИОС, оценка дидактической эффективности учебно-методических материалов, представленных в сетевом курсе, организация и управление учебным процессом, экономика учебного процесса, маркетинг учебного процесса и другие.

Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью более полно использовать возможности информационно-образовательной среды и отсутствием комплексных организационно-методических подходов к построению учебных занятий посредством сетевых курсов.

Объектом исследования является проектирование и реализация учебно-воспитательного процесса, протекающего в информационно-образовательной среде.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия разработки и применения в образовательном процессе сетевых курсов.

Цель исследования состоит в определении организационно-педагогических условий разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе и разработке на их основе методик проведения электронных занятий.

Гипотеза исследования. Эффективность учебного процесса в информационно-образовательной среде повысится при условии, что:

1) будет создано информационно-методическое обеспечение построения сетевого курса;

2) преподаватели и студенты будут психологически, методически и организационно подготовлены к обучению посредством сетевых курсов и ознакомлены с особенностями обучения в информационно-образовательной среде;

3) будут разработаны методики обучения с помощью элементов сетевого курса, отражающие специфику данной среды.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние теории и практики обучения в вузах России и определить организационно-педагогические требования к участникам образовательного процесса в информационно-образовательной среде;

2. Разработать методику организации сетевых консультаций и методику организации работы с письменными заданиями;

3. Экспериментально проверить эффективность реализации разработанных методик в условиях информационно-образовательной среды.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) анализ методической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;

2) изучение опыта работы высших учебных заведений по организации, разработке и применению в образовательном процессе информационных и компьютерных технологий, в частности, сетевых курсов;

3) моделирование организационно-педагогических форм проведения отдельных видов сетевых занятий;

4) организация и проведение опытно-экспериментального обучения;

5) анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности студентов.

Методологической основой исследования явились теории познания, теория деятельности, концепция информатизации образования и дистанционного обучения.

Этапы исследования:

I. этап (1997 — 1998 гг.) — теоретический анализ состояния исследований по проблеме, изучение практического опыта разработки и применения в образовательном процессе сетевых курсов. На этом этапе были сформулирована концепция исследования, определены основные позиции исследования, обоснована его проблема, осмыслен круг решаемых задач.

II. этап (1998 — 2000) — разработка основных теоретических положений диссертации и их экспериментальная проверка;

III. этап (2000 — 2002) — разработка и экспериментальная проверка методик организации и проведения сетевых консультаций и письменных работ.

Научная новизна исследования:

1. определены организационно-педагогические условия подготовки специалистов с высшим образованием;

2. научно обоснованы принципы построения методики проведения основных видов сетевых занятий;

3. определены основные организационные подходы к подготовке преподавателей и студентов к работе в информационно-образовательной среде;

4. выявлены рациональные методы и формы организации деятельности обучаемых и обучающих при проведении сетевых учебных занятий.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке модели проведения отдельных видов сетевых занятий и определении организационно-педагогических условий разработки и применения сетевых курсов в образовательном процессе высшей школы.

Практическая значимость:

1) определены организационно-педагогические требования к участникам учебного процесса;

2) разработаны и экспериментально проверены методики организации проведения основных видов сетевых учебных занятий;

3) разработаны методические рекомендации преподавателям высшей школы и студентам по проведению электронных консультаций в информационно-образовательной среде;

4) разработаны методические рекомендации студентам по подготовке рефератов в электронной форме.

Апробация работы и внедрение основных положений и результатов диссертационного исследования происходило в ходе обучения студентов 5 курса шестнадцати специальностей МЭСИ дисциплине «Педагогика высшей школы», раздел «Электронная педагогика», выступления на семинарах для преподавателей МЭСИ (октябрь, 2001 г.), на семинаре Научно-методического совета Министерства образования РФ по образованию взрослых (декабрь 2001 г.), на Международной конференции «Образование в информационную эпоху» (Москва, июнь 2001 г.), на Международной конференции «Информационные технологии в открытом образовании» (Москва, октябрь 2001 г.), на Всероссийской конференции «Электронные учебники. Электронные библиотеки» (Москва, ноябрь 2001 г.) — на Всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, ноябрь 2001 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. информационно-образовательную среду целесообразно строить при учете системной совокупности следующих компонент: субъекта образовательного процесса, материальнотехнической, информационной, методической поддержки процесса образования;

2. при проведении учебных занятий в информационно-образовательной среде целесообразно использовать следующие виды сетевых занятий (как элементы сетевого курса): электронные консультации, письменные контрольные учебные задания, которые позволяют педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление, а также оценить знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения;

3. данные виды сетевых занятий будут эффективны при проведении их с учетом методик, разработанных в данном исследовании.

(по Главе 3).

1. В результате проведенного анкетирования было установлено, что только 2% от общего числа участников эксперимента не имеет доступа к компьютеру с выходом в Интернет, что не является препятствием к обучению с помощью Интернет-технологий;

2. Установлено, что эффективность обучения зависит от следующих внешних требований: • начального уровня пользователей при работе с текстовым редактором и владением культурой «письменной речи" — • графика обучения, составленного на основе расчетов, приведенных в главе 2 и помещенного в календарь студента.3. Выяснено, что для обеспечения доступности и комфортности обучения элементы учебно-методического комплекса должны располагаться в различных пропорциях на таких носителях, как: бумажных, CD, аудио/видеокассетах, в Интранет (WebCT), в Интернет (сайт.

кафедры);

4. Сформулированы рекомендации для преподавателей при подготовке и проведении учебных занятий на базе WebCT, отличительной особенностью которых является требование дублирования всех учебных материалов на сайте кафедры, обязательная проверка паролей студентов перед началом обучения, необходимость включения установочной слайд лекции в учебные материалы, разработка и размещение графика обучения в обучающей среде;

5. Разработанные методические рекомендации к выполнению реферата по дисциплине, методика организации и проведения сетевых консультаций экспериментально апробированы в учебном процессе МЭСИ. Показано, что уровень усвоения учебного материала в экспериментальной группе на 12% выше, чем в контрольной группе. Анализ результатов эксперимента убеждает в справедливости выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные результаты диссертационного исследования:

1. Проанализировано состояние теории и практики обучения в вузах России. Мониторинг вузов России в части организации учебного процесса в информационно-образовательной среде представлен в Приложении! Показано, что интеграционные процессы, проходящие в современном обществе, оказывают существенное влияние на процесс обучения и систему образования: происходит становление и развитие информационно-образовательной среды, которую целесообразно строить при учете системной совокупности следующих компонент — субъекта образовательного процесса, материально-технической, информационной, методической составляющих. Установлено, что важнейшим элементом обучения в информационно-образовательной среде является сетевой курс, обеспечивающий целостный подход к формированию содержания, поставленных целей и задач обучения в результате комплексного применения традиционных и информационных технологий. В общем случае сетевой курс включает в себя четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный блоки. Определены организационно-педагогические требования к участникам образовательного процесса. К ним относятся: выработка тезауруса фуппы, умение излагать свои мысли письменно, знание персонального компьютера на пользовательском уровне, владение навыками работы с электронной почтой (E-mail).Преподаватели и студенты должны быть методически и психологически подготовлены к обучению в информационно образовательной среде. Организаторам образовательного процесса необходимо на предварительном этапе создать учебную базу, что позволит участнику образовательной деятельности после соответствующей предварительной подготовки войти в информационно-образовательной среду.2. Разработана методика организации сетевых консультаций (Приложение 2) и методика организации работы с письменными заданиями (Приложение 3). Установлено, что сетевые занятия должны содержать в себе следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный, обязательное выполнение которых в строго приведенном порядке является необходимым условием успешности протекания учебного процесса. При проведении учебных занятий в информационно-образовательной среде целесообразно использовать следующие элементы сетевого курса: электронные консультации и письменные контрольные учебные задания, которые позволяют педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление, а также оценить знания, умения и навыки, сформированные в процессе обучения;

3. Экспериментально проверена успешность реализации разработанных методик в условиях информационно-образовательной среды: разработанные методики организации сетевых учебных занятий апробированы в учебном процессе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Показано, что сетевой курс является эффективной формой осуществления учебного процесса: уровень усвоения учебного материала в экспериментальной группе на 12% выше, чем в контрольной группе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активность студентов (количество вопросов при консультациях, интенсивность участия в семинаре и т. д.) —
  2. Результаты выполнения рефератов, эссе, заданий и т. д, которые в электронном виде высылаются студентом в процессе учебы и оцениваются преподавателем-
  3. Наличие доступа к ресурсам среды Интернет.
  4. Владеть тезаурусом группы. Выработка тезауруса является является одной из форм образовательной групповой деятельности, которую преподавателям имеет смысл задавать явно, в качестве контрольного задания.
  5. Умение легко излагать свои мысли письменно. Это относится не только к студентам, но и к преподавателям. Причем к последним это требование должно быть значительно жестче.
  6. Электронная почта (проведение консультаций, семинаров, работа с рефератами и т. д.).
  7. Получать сформированные списки учащихся, объединенных в учебные группы-
  8. Получать вопросы от учащихся по своему курсу-
  9. Отвечать на вопросы учащихся-
  10. Выдавать перечень заданий (лабораторные и курсовые работы, рефераты) —
  11. Получать выполненные задания от учащихся и фиксировать выполнение учащимся задания-
  12. Предлагать учащимся тесты и фиксировать их выполнение-
  13. Организовывать семинары по темам-
  14. Иметь запись по каждому студенту о выполненных заданиях, участии в семинарах (форумах), прохождении тестирования. Студент имеет возможность:
  15. Знакомиться с материалами курса (программу, лекции, руководства).
  16. Задавать вопросы и получать ответы от преподавателя-
  17. Проверять свои знания с помощью системы тестов-
  18. Выбирать из перечня задания по курсу-
  19. Пересылать выполненные задания-
  20. Продумывание цели консультации-
  21. Отбор и формулировка вопросов консультации-
  22. Формулировка дополнительных вопросов для развертывания обсуждения на консультации-
  23. Разработка методических рекомендаций студентам для подготовки к консультации-
  24. Информирование студентов о содержании, сроках и порядке проведения консультации-
  25. Проведение консультации (анализ вопросов студентов, вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений, оформленных в виде текстов) —
  26. Подведение итогов консультации и реинжениринг учебных материалов курса в соответствии с результатами мероприятия-
  27. Пишите кратко, стараясь добавлять новое к уже имеющейся информации. Не отправляйте послания вроде «я полностью согласен с. в том, что.
  28. Адресуйте ответы не пославшему письмо, а дискуссионному листу в целом, так как дискуссия направлена на всю аудиторию.
  29. Придерживайтесь главной темы дискуссии и касайтесь лишь основных подробностей.
  30. При ответе используйте тот же «сабджект» (заголовок письма), чтобы остальные могли проследить «главный сюжет». Меняя тему, даже при ответе на предыдущую тему, меняйте и заголовок письма.
  31. Пишите простым языком, уважайте время собеседников.
  32. Отвечайте продуманно и доброжелательно, отмечайте полезные замечания, даже если они противоречат вашим.
  33. Подписывайте свои письма в обычной манере, это придаст дискуссии дружеский характер. Чего следует избегать:
  34. Не посылайте приложения, лучше указать веб-адрес документа или ресурса, содержащего нужную для дискуссии информацию.
  35. Не рассылайте рекламные материалы, не имеющие отношения к теме дискуссии.
  36. Не посылайте анкеты и вопросники.
Заполнить форму текущей работой