Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка эффективности применения авиационных ГТД при создании ТЭЦ малой и средней мощности для комбинированной выработки тепла и электроэнергии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из этапов реализации поставленных целей и решений стало постоянное и быстрое внедрение передовых технологий, увеличение выпуска высокотехнологичной наукоемкой продукции, развитие информационных и телекоммуникационных технологий. При этом будет осуществлен переход от преимущественно сырьевой экспортной специализации российской экономики, базирующейся на вывозе за рубеж минерального сырья… Читать ещё >

Содержание

  • Введение б
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Энергетика России
    • 1. 2. Применение ави ационных технологий в энергетике
    • 1. 3. Классификация ГТУ и примеры исследуемых и реализованных схем
    • 1. 4. Некоторые экологические и экономические аспекты
    • 1. 5. Методы математического моделирования
  • Глава 2. Программа комплексного расчета для проведения машинн ого эксперимента по выбору тепловой схемы ГТУ на базе авиационного двигателя и определения ее основных параметров
    • 2. 1. Алгоритм расчета ГТУ на базе авиационного двигателя, входящей в состав
  • ТЭЦ малой мощности
    • 2. 1. 1. Формирование структурной схемы
    • 2. 1. 2. Описание алгоритма
    • 2. 2. Программа расчета ГТУ на базе авиационного двигателя, входящей в состав
  • ТЭЦ малой мощности
    • 2. 2. 1. Общая характеристика программы
    • 2. 2. 2. Порядок работы с программой
    • 2. 2. 3. Тестирование программы

    Глава 3. Метод определение эффективности использования ГТД и выявление зависимости его основных параметров на основные параметры ГТУ в составе ТЭЦ малой и средней мощности с использованием машинного эксперимента.

    3.1. Особенности оценки эффективности использования ГТД при создании ТЭЦ

    3.2. Оценка влияния основных термогазодинамических параметров цикла ГТУ на основные показатели комбинированной установки

    3.2.1. Машинный эксперимент. Газодинамический расчет комбинированной энергоустановки (ГТУ) с КУТ или ВК на базе имитационной модели программирования

    3.2.2. Анализ результатов эксперимента в виде оценки влияния параметров и их оптимизация

    Глава 4. Анализ параметров и формирование облика некоторых элементов ГТУ — свободной турбины и ВК

    4.1. Выбор основных параметров и расчет ступеней свободной турбины с определением облика проточной части.

    4.2. Оценка теплообменной площади ВК 165

    Заключение и

    выводы 17 1

    Литература 17 4

    Приложение

    ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЭС — тепловая электростанция-

    ТЭЦ — тепловая электроцентраль-

    НТП — научно-технических потенциал-

    ГТУ — газотурбинная установка-

    ВПК — военно-промышленный комплекс-

    IT-технологии — Information technologies-

    ЭВМ — электронно-вычислительная машина-

    ЖКХ — жилищно-коммунальное хозяйство-

    ТЭК — топливо-энергетический комплекс-

    ПГУ — парогазотурбинные установки-

    ГТД — газотурбинный двигатель-

    ТВД — турбовинтовой двигатель-

    ТвВД — турбовинтовентиляторный двигатель

    CAD/CAM — система автоматизированного проектирования

    CAD), система производственно-технологических процессов (САМ) — КУТ — котел-утилизатор тепла- ВК — водогрейный котел-

    Ne — эффективная мощность, кВТ- Т|е — эффективный КПД-

    Пи — коэффициент использования тепла-

    Nj- - суммарная мощность установки, кВт-

    Tjs — суммарный КПД установки- i

    Ммех — механическая мощность, кВт-

    Мтеш! — тепловая мощность, кВт-

    N — соотношение между тепловой и механической мощностью установки

    Ql — тепло, подводимое в основной камере сгорания, кДж/кг-

    Ог — тепло, подводимое при дополнительном дожигании топлива, кДж/кг-

    Тг* - температура в основной камере сгорания. К- т’ф* - температура дожигания перед свободной турбиной, т"ф* - температура дожигания перед ВК, К- Те* - температура в теплофикационной сети. К- Тгвых* - температура газа на выходе из ГТД, К.

Оценка эффективности применения авиационных ГТД при создании ТЭЦ малой и средней мощности для комбинированной выработки тепла и электроэнергии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По запасам и видам топлива Россия занимает одно из первых мест в мире. Кроме этого создан большой производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики. И эффективное использование этого национального достояния является необходимой основой выхода страны из кризиса и перехода на устойчивое развитие для роста ее благосостояния.

Для того чтобы в полной мере использовать это достояние в условиях перехода страны к рыночной экономике, заложить основы стабильного долгосрочного энергосбережения общества и сохранить энергетическую независимость государства, необходима научно обоснованная энергетическая политика. В связи с этим органами государственной власти был разработан ряд документов, определяющих основные направления энергетической политики, цели, приоритеты и механизмы их реализации.

Одним из этапов реализации поставленных целей и решений стало постоянное и быстрое внедрение передовых технологий, увеличение выпуска высокотехнологичной наукоемкой продукции, развитие информационных и телекоммуникационных технологий. При этом будет осуществлен переход от преимущественно сырьевой экспортной специализации российской экономики, базирующейся на вывозе за рубеж минерального сырья, к специализации, основанной на создании качественно нового потенциала страны, базирующегося на производстве широкого круга продукции высоких стадий обработки в основных комплексах — машиностроительном, военно-промышленном и пр.

Основным направлением должно стать техническое перевооружение и реконструкция существующих, а также сооружение новых ТЭС [12 7]. При этом приоритет будет отдан газотурбинным, парогазотурбинным и парогазовым электростанциям, конкурентоспособным на большей части территории России и обеспечивающим повышение эффективности производства энергии. Также и во вводах мощностей ТЭЦ большую роль будут играть высокоэффективные газотурбинные и парогазовые установки, ориентированные на обслуживание тепловых нагрузок малой концентрации, в том числе за счет преобразования крупных районных котельных в мини-ТЭЦ [54]. В процессе их развития возрастет доля независимых производителей электроэнергии и тепла, что приведет к повьш1ению конкуренции в этой сфере.

В связи с этим научно-техническая политика в энергетическом секторе опирается на прогноз приоритетных направлений фундаментальной и прикладной науки, на анализ сегодняшних и грядущих технологических и экологических проблем в распределении и использовании топлива и энергии, требующих качественно новых решений, на возможностях НТП, обусловленных конверсией оборонных предприятий. Поэтому станут возможными:

• разработки качественно новых технологий, обеспечивающих ускоренное техническое перевооружение действующих и с создание новых объектов энергетики, а также резкое повышение эффективности энергоиспользования;

• создание и организация серийного производства энергосберегающего оборудования и установок малой энергетики.

К числу подобных мер относится освоение современных эффективных технологий производства электрической и тепловой энергии на ТЭС с применением газотурбинных (ГТУ) установок, так как при этом в значительной мере будут решены задачи проведения технического перевооружения и модернизации устаревшего оборудования ТЭС.

Реализация этих мер на базе авиационной промьш1ленности позволит предложить весьма целесообразные пути конверсии техники предприятий ВПК сразу по нескольким направлениям:

• использование авиационных двигателей, выработавших свой летный ресурс;

• создание новых двигателей для наземных установок или использование их отдельных узлов;

• использование производственных мощностей авиадвигателестроения;

• использование научно-технического потенциала авиационной промышленности;

• использование наработок в технологий для авиационного комплекса области.

1 Т.

Таким образом, авиационные двигатели могут успешно работать в качестве газотурбинной части наземных газотурбинных установок с утилизацией тепла выхлопных газов и использоваться для создания автономных теплоэлектростанций, которые вырабатывают промышленное и бытовое тепло и электрическую энергию (ТЭЦ).

При этом многие из предлагаемых схем энергоустановок, как это представлено в обзоре, отличаются более высокими экологическими показателями, что несомненно является их важным достоинством.

На сегодняшний день методология проектирования и доводка авиационных двигателей уже установила последовательность, содержание и определила функции участников работ. При этом учитываются методы, способы проведения проектирования и прочие этапы работ. Так, на основе опыта создания двигателей ряда поколений, эта методология нашла отражение в нормативно-технической документации, регламентирующей обязательный и единый порядок проведения работ в течение жизненного цикла двигателей — исследование и обоснование разработки, разработка, производство, эксплуатация и капитальный ремонт (либо реконструкция). И вполне логично, что данная методология уже находит свое отражение и в проектировании и доводке ГТУ на базе авиационных двигателей.

А так как с первым этапом — исследование и обоснование разработки — выбором схем, оптимальных параметров и возможных режимов работы ГТУ связаны повышение экономичности и надежности ГТУ, то необходимый объем проводимых для этого исследований невозможно выполнить без применения современных ЭВМ и методов математического моделирования.

На первых стадиях проектирования энергетических установок необходимо решать задачу оптимального проектирования ГТУ в целом, основных ее агрегатов и тепловой схемы при относительно малой степени детализации, выполняя большое количество расчетов для выбора параметров и структуры тепловой схемы. Эти расчеты довольно трудоемки и требуют значительных затрат, при этом надо учесть, что ресурсы (материальные, временные, людские) ограничены (особенно временные, поскольку при большой длительности разработки ГТУ она морально устареет) и сложность объектов исследования продолжает расти. Поэтому весьма эффективным рабочим инструментом конструктора при исследовании и проектировании сложных схем технологических объектов становится математическое моделирование на ЭВМ, без которого невозможно представить решение всего комплекса задач при создании высокоэкономичного и надежного энергетического оборудования.

Поэтому очень важным стало изучение особенностей рабочего процесса, выбор схем, оптимизация основных проектных параметров и проведение предэскизной компоновки ГТУ различного назначения с помощью новейших информационных технологий. Также очевидна необходимость создания методики, которая позволит дать первичную оценку эффективности применения той или иной схемы, режимов работы и прочих параметров ГТУ. Данная методика должна входить в первый этап исследования и обоснования разработки ГТУ, и при этом стать универсальным инструментом для исследования основных параметров и схем, а также сократить сроки на данном этапе.

Данное диссертационное исследование будет основано на вопросах, связанных с использованием авиационных двигателей для создания высокоэкономичных экологически чистых стационарных энергетических установок.

Автором будет решаться не только задача нахождение путей накопления опыта создания и эксплуатации ГТУ при применении научноисследовательских и проектно-конструкторских исследований, но и разработка методики и программы расчета первого этапа жизненного цикла ГТУ. Где учитывается выбор целесообразных схем установок и совершенствование параметров и конструкций газотурбинной части таких установок, а также отдельных узлов ГТУ. Настояш, ее диссертационное исследование направлено именно на эти цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Таким образом, в работе рассмотрены вопросы, связанные с применением авиационных газотурбинных двигателей в качестве наземных энергетических установок или основы создания комбинированных ГТУ. Исследование эффективности ГТУ подтвердили целесообразность их масштабного применения на базе авиационных двигателей для решения проблем, возникших в энергетической промышленности, а так же при воплощении в жизнь стратеги ее развития, основанной на топливосберегающих, экологически чистых и экономичных решениях. Причем доказано, что применение разработок авиационно-двигательной промьш1ленности в области энергетических установок будет основным направлением развития малой энергетики (при создании ТЭЦ малой мощности для комплексной выработки тепла и электроэнергии) .

Также важным этапом создания таких объектов является использование методов исследования и оценки установки на этапе «Исследование и обоснование разработки» жизненного цикла ГТУ. Для подобных работ активно используются и с каждым годом совершенствуются методы проектирования, основанные на современных информационно-вычислительных технологиях. Позволяющих на всех этапах проектирования выбрать оптимальные решения. В соответствии с этим по результатам исследований можно сделать следующие выводы:

1. Оценка нынешней и перспективной роли энергетического сектора в обшАестве показала, что важной и приоритетной задачей на ближайшие 20 лет будет использование опыта и разработок авиационной промышленности.

2. Для проектирования новых и реконструкции существующих ТЭЦ будут использованы ГТУ как одно из направлений научно-технической и экономической политики развития ТЭК.

3. Поэтому бьша разработана методика оценки эффективности применения ГТУ на базе различных авиационных двигателей. Универсальность методики состоит в том, что она дает возможность оценки максимального количества вариантов. При этом есть возможность оценить как промьш1ленные образцы, так и новые схемы газотурбинной части и ГТУ в целом.

4. Разработанная на основе данной методики программа расчета оценки влияния параметров газотурбинной части ГТУ на ее основные показатели и их оптимизация позволяет проводить сквозной расчет варьируя параметрами на любом этапе расчета.

5. Преимущество данной программы состоит и в том, что она дает возможность проводить как обший расчет всей установки с определением ее основных параметров, так и расчет ее элементов и узлов.

6. Созданная программа позволяет внедрять в себя подпрограммы более детализированного расчета, например, расчет компрессора, камеры сгорания, профилирование лопаток турбины и пр.

7. На основе результатов расчета по данной программе наглядно продемонстрированы целесообразность введения подогрева на разных трактах ГТУ (перед свободной турбиной, выхлопных газов перед водогрейным котлом), когда это сопровождается повышением эффективного к.п.д. и мощности.

8. Анализ параметров ГТУ с последовательным подогревом перед свободной турбиной и ВК показал, что при повышении к.п.д. мощность тем не менее практически не зависит от основных параметров газотурбинной части.

9. Варьирование различными параметрами базового ГТД выявило влияние этих параметров на основные параметры ГТУ в целом, что дает полагать, что программа дает большие возможности для дальнейшего исследования конкретных схем ГТУ на первых этапах проектирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.З., Доронин М. С., Борисенков А. Э., Шауфлер Л. Г. О совершенствовании взаимодействия производителей и потребителей энергии при согласовании их интересов // Теплоэнергетика, 1999. № 4. С.31−35.
  2. Р.З., Ковальчук А. Б. О конверсии мощных авиационных газотурбинных двигателей для стационарной энергетики // Теплоэнергетика, 1994. № 6. С. 59−62.
  3. А. И. Комбинированные системы теплоснабжения // Теплоэнергетика, 19 97. № 5. С. 2−6.
  4. А.И. Системная эффективность бинарных ПГУ-ТЭЦ // Теплоэнергетика, 2000. № 12. С. 11−15.
  5. Л. В. Комбинированные установки электростанций. Учебное пособие СПбГТУ. Санкт-Петербург, 1993. 94 с.
  6. Л.В., Тырышкин В. Г., Богов И. А. и др. Стационарные газотурбинные установки. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1989. 543 с.
  7. В. И. Яньков Г. Г., Карпов В. Е., Макаров М. В. Численное моделирование процессов тепло и массообмена в элементах теплотехнического и энергетического оборудования // Теплоэнергетика, 2000. № 7. С. 52−59.
  8. Ю. Архар ов A.M., Исаев СИ., Кожин о в И. А. и др. Теплотехника. Учебник для ВтУЗов. Под общ. ред. Крутова В. И. М.: Машиностроение, 1986. 432 с.
  9. И.Арьков Ю. Г., Бикбулатов А. М., Култыгин А. А. Наземные энергетические установки на базе авиационных ГТД и их модулей // Известия вузов, серия «Авиационная техника», 2 001. № 3. С. ?-?.
  10. А. П., Берг Б. В., Витт O.K. и др .
  11. Теплотехника. Учебник для ВУЗов. Под ред.
  12. А.П. 2-е изд. перераб. М.: Энергоатомиздат, 1991. 224 с.
  13. Батенин В .М., нетрадиционных
  14. В.М. О подходах к разработкенекоторых стратегииразвития энергетики в России // Теплоэнергетика, 2000. МО. С. 5−13.
  15. В.М., Масленников В. М. О стратегии развития энергетики России // Газотурбинные технологии, 1999. ШЛ3. С. 14−20.
  16. А. П. Парогазовые установки со сбросом газов в котел. Л.: Машиностроение, 1984.? с.
  17. B.C., Иванов В. Л., Шустров Д. Ю. Реконструкция теплофикационных паровых турбин надстройкой газотурбинными установками // Известия вузов, серия «Машиностроение», 1996. № 10−12.
  18. И., Лезнов А., Перевертайло В. и др. От энергетики газовой промьш1ленности в энергетику России // Газотурбинные технологии, 2000. № 4. С. 8−1.
  19. И.В., Лезнов A.C., Гольдштейн А. Д. и др. Технические и экономические аспекты создания и использования парогазовых установок на базе газотурбинных двигателей мощностью до 25 МВТ -М., 2001. 115 с.
  20. П. А., Васильев М. К., Ольховский Г. Г. Бинарные ПГУ на базе газотурбинной установкисредней мощности // Теплоэнергетика, 1999. № 1. С. 15−21.
  21. С. С. Теплообменные аппараты иконденсационные устройства турбоустановок. М.: Машиностроение, 1959. 428 с.
  22. БОЙС М. Турбомаш иностроение в следующем тысячелетии // Газотурбинные технологии, 2000. № 5. С. 2−7.
  23. A.n., Гинзбург-Шик Л.Д.
  24. Тепломеханическое оборудование тепловыхэлектростанций. М.: Энергия, 1978. 272 с.
  25. А.Г., Рынкевич С. Ю., Калачанов В. Д. Состояние и перспективы развития гражданского авиастроения в России // Конверсия вмашиностроении, 2000. № 2. С. 23−26.
  26. Н., Конюхов Г., Лютиков А. Создание энергетических установок на базе авиадвигателей Д-ЗОКУ/КП // Газотурбинные технологии, 2 000. № 6. С. 26−29.
  27. E.H. Повышение эффективноститеплофикационных ГТУ // Теплоэнергетика, 1999. № 5. С. 5 4−58.
  28. H.H., Емин О. Н., Ковнер Д. С. Выбор параметров и расчет авиационных газовых турбин на ЭВМ в режиме диалога. Учебное пособие. МАИ, 1989. 57 с.
  29. B.C., Длугосельский В. И., Грибов Б. В., Барочин Б. Л. Использование ГТУ в системах централизованного теплоснабжения //
  30. Теплоэнергетика, 1990. № 1. С. 63−67.
  31. Ю.Н., Зарицкий СП. Основные тенденции развития газотурбинных установок длягазоперекачивающих агрегатов. Транспорт ихранение газа, 1978. № 7. С. 19−21
  32. А. Г. Метод оценки выходных показателей ГТУ в эксплуатационных условиях // Газовая промьш1ленность, 2 0 0 1. № 3.
  33. О.Н. Экономика, экология, энергетика: синергизм триединства. -Казань- КГТУ, 2 0 01. 223 с.
  34. Э.П., Баринов В. А., Маневич A.C. Направления развития электроэнергетики России с учетом долгосрочной перспективы // Промышленная энергетика, 2001. № 1. С. 2−9.
  35. Д. Б. Современное состояниеперспективы развития энергетики мира Теплоэнергетика, 1999. № 8. С. 5−12.и //
  36. ЗЗ.Вульман Ф. А., Корягин А. Б., Кривошеев М.Э.
  37. Математическое моделирование тепловых схемпаротурбинных установок на ЭВМ. М. :
  38. Машиностроение, 1985. 112 с.
  39. Газовые турбины в энергетике // Теплоэнергетика, 1996. № 4. С. 2−11.
  40. В., Мохов В. Применение ГТУ б РМ и ГТУ 8 РМ в составе теплоэлектростанций // Газотурбинные технологии, 2 000. № 6. С. 32−34.
  41. В., Яблоков А. Блочно-комплектная электростанция на базе ГТЭС 2,5. ОАО «Рыбинские моторы» // Газотурбинные технологии, 2000. № 6. С. 36−38.
  42. Ю.Ф., Мац Э.Б., Попов И. А. Инженерный метод расчета тепловых динамических характеристик рекуперативных теплообменников // Известия вузов, серия «Авиационная техника», 2 0 00. № 1.
  43. И.Т., Цанев C.B., Буров В. Д., Дорофеев С. Н. К методике определения энергетических показателей тепловой экономичности ГТУ-ТЭЦ // Электрические станции, 1996. № 9. С. 2−6.
  44. ГОСТ 2 8 7 7 5- 90. Агрегаты газоперекачивающие с турбинным приводом. Основные технические условия. 19 90.
  45. ГОСТ 2 9328−92. Установки газотурбинные для привода турбогенераторов. 1992.
  46. Е.А., Горелов Г. М., Данильченко В. П., Орлов В. Н., Павлов В. И., Резник В.Е.
  47. Газотурбинные установки наземного применения на базе авиационных ГТД марки «НК» / / Докл. международной НТК «Проблемы и перспективы развития двигателестроения в Поволжском регионе». Самара, 1997. Ч. 2. С. 88−90.
  48. Е.А., Горелов Г. М., Резник В.Е.
  49. Концепция проектирования перспективныхавиационных и промышленных силовых установок // Теплоэнергетика, 1998. № 1. С. 5−19.
  50. Е.А., Резник В. Е., Данильченко В. П., Горелов Г. М. Новая схема комбинированной энергетической установки // Известия вузов, серия «Авиационная техника», 1997. № 2. С. 23−34.
  51. В.И., Джамай Е. В., Насонов В. Н. Анализ возможностей эффективной модернизации действующего энергооборудования на базе авиационных двигателей и их систем // Конверсия в машиностроении, 2 001. № 2.
  52. В.И., Никишин В. И. Особенности развития энергетики России на современном этапе // Конверсия в машиностроении, 1 9 9 8. № 1. С. 4 4 4 5.
  53. Н., Набиуллин Р. ГПА-4 РМ высокоэффективный агрегат для станций ПХГ // Газотурбинные технологии, 2000. № 6. С. 39−42.
  54. Двигатели 1944−2000: авиационные, ракетные, морские, наземные. М.: ООО «АКС-Конверсант», 2000. 434 с.
  55. В.И., Гильде Е. Э. Теплофикационные ПГУ с газовыми турбинами мощностью 2,5−2 5 МВт // Теплоэнергетика, 1997. № 12. С. 37−41.
  56. В.И., Зубков В. Я. Надстройка водогрейных котельных газотурбинными установками // Теплоэнергетика, 1999. № 1. С. 47−50.
  57. А.Н., Дружиловский В. В., Томилин В. Н. Теория и практика наземного применения авиадвигателей. Учебное пособие.— Меж. отр. Ин-т повышения квалификации ЛаССР. Рига, 1972. Выпуск 1 144 с, выпуск 2 — 80 с.
  58. А.Ф. Принципы формирования тарифов прикомбинированной выработке электрической итепловой энергии // Энергетик, 2 0 0 1. № 4. С. 710.
  59. А.Ф., Попырин Я.С, Фаворский О. Н. Перспективные направления применениягазотурбинных и парогазовых установок в энергетике России // Теплоэнергетика, 1997. № 2. С. 59−64.
  60. В.И., Парафейник В. П. Анализ некоторых схем утилизации теплоты уходящих газовгазотурбинного привода турбокомпрессорныхагрегатов // Теплотехника, 1998. № 12. С. 48−50.
  61. Ю.С., Беляев В.Е, Косой A.C. Об использовании в наземных установках газотурбинных двигателей, серийно выпускаемых авиационнойпромьш1ленностью // Конверсия в машиностроении, 2001. № 2. С. 28−32.5 7. Емин О. Н. создания установок назначения. с.
  62. Использование авиационных ГТД для комбинированных газопаротурбинныхстационарного и транспортного
  63. Учебное пособие. Изд. МАИ, 1998. 80
  64. О.Н. Об использовании авиационных ГТД для создания ГПТУ различного назначения // Известия вузов, серия «Авиационная техника», 1996. № 1. С. 74−79.
  65. О.Н., Адамова П.С, Мекша Н. В. Особенности оценки эффективности авиационных ГТД при создании автономных стационарных теплоэлектроцентралей малой мощности // Конверсия в машиностроении, 2 0 00. № 4. С. 5−9.
  66. О.Н., Вовк М. Ю., Дедов Д. П., Поветкин Д-А. Пути использования авиационных ТВД для создания наземных автономных теплоэлектроцентралей // Известия вузов, серия «Авиационная техника», 2000. № 4. С. 53−55.
  67. О.Н., Вовк М. Ю., Поветкин Д. А. Авиационные двигатели в стационарных и транспортных энергоустановках XXI века // Конверсия в машиностроении, 2000. № 6. С. 46−51.
  68. О.Н., Филимонов Ю. В. Газопаротурбинная установка на базе ТРДД с демонтированным КНД ифорсированыьм рабочим режимом. Сборник «Теория воздушно-реактивных двигателей и их элементов». М.: Изд. МАИ, 1995. С. 177−183.
  69. А. Газотурбинные установки ОАО «Авиадвигатель» // Газотурбинные технологии, 2000. № 1. С. 24−27.бЭ.Казанджан П. К., Тихонов Н. Д., Шулекин В. Т. Теория авиационных двигателей. Учебник для ВУЗов. М.: Транспорт, 2000. 287 с.
  70. А.Н. К вопросу определения показателей перспективных ГПА с газотурбинным приводом. Газовая промышленность, 1990. № 1. С. 51−53.
  71. А.Н. Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов. М.: Нефть и газ, 1 999. 4 63 с.
  72. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Под общей ред. д.т.н. проф. Хронина Д. В. Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1989. 568 с.
  73. КОПСОВ А. Некоторые аспекты газотурбинных технологий в энергетике России // Газотурбинные технологии, 2000. № 1. С. 2−4.
  74. Н.Д., Резник В. Е., Данильченко В. П., Горелов В. И. Проблемы повьпиения эффективности авиационных двигателей, конвертируемых в газотурбинные установки наземного применения // Известия вузов, серия «Авиационная техника», 1993. М52. С. 3 6−4 4.
  75. М. Заказчику готовый продуктгазотурбинный агрегат // Газотурбинныетехнологии, 2 0 00. №б. С. 5.
  76. Тб.Лазаренко С. Н., Тризно С. К. Структура потенциала энергосбережения в России // Промышленная энергетика, 2001. № 1. С. 9−15.
  77. В. ОАО «УМПО»: от авиационных двигателей к установкам для энергетики и транспорта газа // Газотурбинные технологии, 2000. № 3. С.38−40.
  78. И.Д., Коньшин Г. А., Гологудина Т. И., Сидорова А. И., Лебедева Л. А. Новая конвективная поверхность нагрева водогрейных котлов // Энергетик, 2001. № 1. С. 8−11.
  79. Е.Ю. Конверсия авиационного двигателя четвертого поколения в стационарный привод газоперекачивающего агрегата // Известия вузов, серия «Авиационная техника», 1998. № 4. С. 8 0−8 4.
  80. Е.Ю. Конверсия высокотемпературного авиационного двигателя. Изд-во РИА, 1998, 144 с.
  81. В.Н., Вирченко A.B., Гогенко А. Л. Обеспечение эффективной эксплуатации водогрейных котлов // Электрические станции, 2000. № 7. С. 811.
  82. В.Е., Панков О. М., Юношев В.Д, Регулирование и вспомогательные системы газотурбинных и комбинированных установок. Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1982. 95 с.
  83. A. n. Опыт рационализации тепловой схемы водогрейной котельной // Промышленная энергетика, 1998. № 1. С. 14−15.
  84. Ю.Е. Выбор оптимального варианта развития малых ТЭЦ в системах децентрализованного теплоснабжения // Промышленная энергетика, 2 0 01. № 1. С. 15−18.
  85. A.C., Мешков С. А., Миронов Ю.Р., Шинкарев
  86. B. Я., Фаворский О. Н., Зейгарник Ю. А., Шехтер Ю. Л. Разработки АО «Рыбинские моторы» для стационарной энергетики // Теплоэнергетика, 1998. № 4. С. 2027.
  87. В.В., Широков В. А. Теплообменник для систем комплексного использования теплоты // Газовая промьшгленность, 1 9 95. №б. С. 18−21.
  88. Г. Г. Газотурбинные и парогазовые установки в России // Теплоэнергетика, 1999. № 1.1. C. 2−9.
  89. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2 02 0 года // Приложение к общественно-деловому журналу «Энергетическая политика». М.: ТУ ИЭС, 2001. 120 с.
  90. В.И., Особов И. В. Инвестиционная привлекательность проектов газотурбинных и парогазовых энергетических установок // Газотурбинные технологии, 2000. № 1. С. 5−10.
  91. В.И., Особов И. В. К выбору принципиальных схем ГТУ оптимальных для теплофикации // Газотурбинные технологии, 2000. № 5. С. 20−23.
  92. В.П., Орлов В. Н., Коваленко A.B. Состояние развития турбокомпрессорных агрегатов газовой и нефтяной промышленности с авиационным исудовым Приводами // Теплоэнергетика, 19 97. № 11. С. 42−46.
  93. Ю. Котлы утилизаторы «ЗиО-Подольск» для парогазовых установок // Газотурбинные технологии, 2000. № 5. С. 30−36.
  94. Л. С, Щеглов А. Г. Эффективные типы парогазовых и газотурбинных установок для ТЭС // Электрические станции, 19 97. № 7. С. 8−17.
  95. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. Ахмедзянова A.M. М.: Машиностроение, 2000. 457 с.
  96. Промышленные тепловые электростанции. Учебник для ВУЗов. 2-ое изд. Под ред. Е. Я. Соколова. М.: Энергия, 1979, 296 с.
  97. В.е., Горелов Г. М., Данильченко В. П. Газотурбинная установка, созданная на основе авиационного двигателя в составе парогазовой схемы с дожиганием // Известия вузов, серия «Авиационная техника», 1995. № 4. С. 56−70.
  98. М.И., Липов Ю. М. Паровые котлы тепловых электростанций. Учебник для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1981. 240 с. 1. Решетнико Двигатель, в Ю. 2 000 .
  99. Пермские двигатели для ТЭК // № 4. С. 22−2 3.
  100. РОГОЦКИИ В., Зайцев Р. Модернизация Ляпинской котельной на базе ГТУ-8РМ // Газотурбинные технологии, 2000. № 6. С. 33−36.
  101. ЮЗ. Роддатис К. Ф. Котельные установки. Учебное пособие для вузов. Энергия, 1977. 432 с.
  102. В., Межибовский В. ГТД-110 от проекта к реальности // Газотурбинные технологии, 2 000. № 6. С. 8−12.
  103. Газотурбинные технологии, 2 000. № 4 7. С. 3−7.
  104. Л.Н., Юренев В. Н. Парогенераторы промышленных предприятий. Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Энергия, 1978. 336 с.
  105. ИО. Скибин В. А., Солонин В. И. Перспективы и проблемы развития авиационного двигателестроения в России // Двигатель, 1999. № 1. С. 25−29.
  106. Ш. Смирнов И. А., Хрилев Л. С, Белоусенко И. В., Кореннов Б. Е. Определение экономическойэффективности реконструкций ТЭЦ //
  107. Теплоэнергетика, 1999. № 4. С. 7−13.
  108. Е.Я. Современное состояние и основные проблемы теплофикации и централизованноготеплоснабжения // Теплоэнергетика, 1988. № 3. С. 2−6.
  109. Е.Я., Мартынов В. А. Энергетические характеристики газотурбинных теплофикационных установок // Теплоэнергетика, 1994. № 12. С.11−16.
  110. Справочник по теплообменникам. М.:
  111. Энергоатомиздат, 1 987. Т1 561 с, Т2 — 352 с.
  112. В . В . поколения на Промышленность
  113. Энергетические установки нового основе газотурбинной технологии // России, 1999. № 3. С.83−88.
  114. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей.
  115. Под ред. д.т.н. проф. Шляхтенко СМ. Учебник длявузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1987. 568 с. 1. Справочник. Зорина. 2-е
  116. Тепловые и атомные электростанции. Под общ. ред. В. А. Григорьева и В. И изд. Книга 3. «Теплоэнергетика и теплотехника», М,: Энергоатомиздат, 1989. 608 с.
  117. В.М., Трухний А. Д., Грибин В. Г. Теплофикационная парогазовая установка мощностью 210 МВт // Теплоэнергетика, 1998. № 8. С. 9−12.
  118. А. Д. Исследование работы ПГУ утилизационного типа при частичных нагрузках. Ч.1 // Теплоэнергетика, 1999. № 1. С. 27−31. Ч. II // Теплоэнергетика, 1999. № 7. С. 54−58.
  119. О.Н. Повышение эффективности энергетики стратегическая задача государства // Газотурбинные технологии, № 6. С. 6−9.
  120. О.Н. Энергетика России // Вестник Российской Академии Наук. Том 69, 1999. № 4. С. 311−321.
  121. О.Н., Омельяновский Э. М., Сычев В. В., Рогов П. В. Энергетические установки нового поколения на основе газотурбинной технологии // Промышленность России, 1999. № 3(23). С. 83−88.
  122. О.Н., Ольховский Г. Г. Пути развития ГТУ для энергетики СССР // Теплоэнергетика, 1 9 9 0. № 3 .12 6. Хрилев Л. С. Основные направления и эффективность развития теплофикации // Теплоэнергетика, 1998. № 4. С. 2−12.
  123. Л. С, Гордеев В. В., Петров Ю. В. Котлы-утилизаторы для парогазовых установок // Теплоэнергетика, 1999. № 9. С. 34−38.
  124. Л. С, Ершов Ю.А., Лисейкин И. Д. Совершенствование теплофикационных водогрейных котлов // Теплоэнергетика, 1 9 9 9. № 9. С. 3 9−4 1.
  125. В.И. Особенности теплоснабжения городов при дефиците топлива на электростанциях // Электрические станции, 1999. № 10. С 63-бб.
  126. Г. В. ВПК ТЭК — 2 001 // Газовая промышленность, 2 0 02. № 3.
  127. ЕЬАтарев И. Л., Куприянов И. Л., Рижинский И. И. Основные направления конверсии ОАО «Моторостроитель» в интересах топливно-энергетического комплекса России // Конверсия в машиностроении, 19 99. № 6. С. бО-бЗ.
  128. Г. Г., Мильман 0.0. Исследование и расчет конденсационных устройств паровых турбин. М.: Энергоатомиздат, 1985.13 6.1ПЛЯХИН П. Н. Паровые и газовые турбины. М.: Энергия, 1974. 224 с.
  129. A.B. Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкция турбин, б-е изд. перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1993. 382 с.
  130. Энергетика СССР в 1 98 6−1 990 гг. Под ред. A.A. Троицкого. М.: Энергоатомиздат, 1987. 352 с. 19 614 4. Энергетическая программа России на период до 2010 года (проект). Книга 4. М.: РАН, 1994.
  131. И.Л., Глущенко Л. Ф., Маторин А. С. Утилизация теплоты приводных газотурбинных установок.-К.: Тэхника, 1991. 152 с.
  132. Combinet Cycle Power Plants for Load Cycling Duties / H. Magnon a.o. // APS, 1989.14 7. International Turbomachinery Handbook, 1 997. Vol. 38. № 6.
  133. Valter Flugger. Gas Und Dampfturbinen in Schwunmenden Kraftwerken // BBC — Nachrichten, 1981, № 11, S. 245−253.14 9. Сборники тезисов докладов на ежегодных технических сессиях Комиссии по газовым РАН, 1992−2000 гг. научно-турбинам
Заполнить форму текущей работой