Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Снижение механических потерь совершенствованием конструкции поршня быстроходного дизеля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанные в результате выполненного исследования методы профилирования, модификации и проверки эффективности поверхностей трения поршня используются при создании и доводке опытных конструкций в ряде профильных производственных организаций Российской Федерации, а также применяются в учебном процессе МГТУ им. Н. Э. Баумана. В доле этих потерь от 40 до 60% приходится на механические потери… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ СНИЖЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В ДВС АВТОТРАКТОРНОГО ТИПА
    • 1. 1. Режимы трения и распределение механических потерь в поршневом ДВС----.:'
    • 1. 2. Принципы и способы снижения механических потерь в ДВС
    • 1. 3. Профилирование образующей поршня как способ снижения механических потерь в ЦПГ
    • 1. 4. Технологические способы снижения граничной составляющей силы трения поршня
    • 1. 5. Влияние свойств моторного масла и смазываемых материалов на механические потери в ЦПГ
    • 1. 6. Выводы, постановка цели и задач исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ПРОФИЛИРОВАНИЯ И МОДИФИКАЦИИ БОКОВОЙ ОБРАЗУЮЩЕЙ ЮБКИ ПОРШНЯ
    • 2. 1. Постановка задачи
    • 2. 2. Разработка принципа минимизации силы граничного трения юбки поршня
    • 2. 3. Обоснование подходов к снижению интенсивности соударений при движении поршня в пределах зазора с цилиндром
    • 2. 4. Анализ гидродинамической несущей способности юбки поршня в продольном и поперечном сечениях
    • 2. 5. Выводы
  • 3. РАСЧЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПРОФИЛЯ И ПОВЕРХНОСТИ ЮБКИ ПОРШНЯ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ
    • 3. 1. Описание расчетной модели и программы
    • 3. 2. Цель, задачи и объекты численного эксперимента
    • 3. 3. Анализ результатов расчета
      • 3. 3. 1. Влияние параметров профиля
      • 3. 3. 2. Влияние антифрикционного покрытия поверхности юбки поршня
      • 3. 3. 3. Влияние упрочнения поверхности юбки
      • 3. 3. 4. Выбор и формирование рационального профиля
    • 3. 4. Выводы
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
    • 4. 1. Цель и задачи экспериментов
    • 4. 2. Объекты исследования и средства испытаний
    • 4. 3. Концепция и выбор методик проведения испытаний
    • 4. 4. Результаты экспериментов на различных средствах испытаний
      • 4. 4. 1. Машина трения
      • 4. 4. 2. Поршневой ДВС
    • 4. 5. Выводы

Снижение механических потерь совершенствованием конструкции поршня быстроходного дизеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на значительный прогресс двигателестроения, вызвавший в последние 10−15 лет существенное повышение технического уровня конструкций, механические потери до сих пор занимают значительную долю в тепловом балансе двигателя. Даже сегодня механический КПД у большинства серийно выпускаемых отечественных ДВС автотракторного типа (без наддува) редко превышает значение 0,75 на номинальном режиме работы. То есть до 25% располагаемой мощности этих двигателей теряется безвозвратно на преодоление трения и других типов сопротивления движению и перемещению твердых тел и вязкой среды.

В доле этих потерь от 40 до 60% приходится на механические потери в цилиндро-поршневой группе (ЦПГ) двигателя. Таким образом, сосредоточение усилий на снижении трения в сопряжении «поршень-цилиндр» и получение здесь положительного результата может дать наибольший эффект.

Анализ выполненных конструкций показывает, что поршни современных ДВС (особенно лучших мировых производителей) представляют собой весьма сложные наукоемкие изделия, в которых реализуются самые передовые достижения техники и технологии. В частности, это относится к профилю и технологическому сопровождению трущейся поверхности поршней. В то же время, методы профилирования и технология (включая составы покрытий) остаются предметом коммерческой тайны или know-how производителей. Известные на сегодня методы профилирования боковых поверхностей поршня направлены, в основном, на обеспечение самоустановки поршня при его движении в цилиндре и поэтому мало связаны с решением задачи снижения механических потерь. Вопрос обоснованного выбора метода модификации (обработки, нанесения покрытия, лазерного переплава и т. п.), практически не рассмотрен в теории и практике конструирования поршней.

Цель данного исследования состоит в разработке научных основ и практическом применении соответствующих этим основам методов профилирования и модификации поверхности трения юбки поршня для снижения механических потерь двигателя.

Для достижения указанной цели ставятся и решаются следующие задачи:

1. Разработать теоретическую базу метода профилирования юбки поршня с пониженным уровнем потерь на трение для ДВС автотракторного типа.

2. Теоретически обосновать целесообразность применения, а также тип и способ модификации трущейся поверхности поршня.

3. Выполнить проверочные расчеты механических потерь предлагаемых вариантов профиля и покрытия юбки поршня.

4. Применить метод профилирования и модификации юбки поршня на примере реальной конструкции.

5. Разработать методику достоверной и информативной проверки эффективности предложенных рекомендаций по снижению механических потерь.

6. Применить методику проверки в ходе лабораторных, аналоговых и стендовых моторных испытаний серийных и опытных конструкций поршней.

Положениями, содержащими научную новизну и выносимыми на защиту, являются:

1) теоретические основы метода профилирования и модификации трущейся поверхности юбки поршня;

2) расчетные результаты проверки эффективности предложенных методов;

3) методики экспериментальной оценки антифрикционных свойств и механических потерь при испытаниях поршней.

Работа выполнена на кафедре «Поршневые двигатели» Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

Разработанные в результате выполненного исследования методы профилирования, модификации и проверки эффективности поверхностей трения поршня используются при создании и доводке опытных конструкций в ряде профильных производственных организаций Российской Федерации, а также применяются в учебном процессе МГТУ им. Н. Э. Баумана.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Обзор выполненных работ в области снижения механических потерь указал на актуальность совместного применения профилирования и антифрикционной обработки юбки поршня.

2. Исходя из принципа положительного градиента механических свойств материалов предложен новый подход к минимизации силы трения поршня в граничном режиме смазки, предусматривающий ее местное упрочнение с последующим нанесением тонкого слоя антифрикционного покрытия.

3. В результате применения теории гидродинамической смазки к продольному сечению сопряжения «юбка поршня-цилиндр» получены количественные соотношения для выбора оптимальных с точки зрения повышения гидродинамической несущей способности параметров профиля юбки поршня.

4. Исходя из указанных соотношений, сформированы энергосберегающие (с точки зрения снижения механических потерь) профили юбки поршня применительно к размерности дизеля 14 8,5/8,0 (ТМЗ-450Д).

5. На основе специальной расчетной программы оценена и подтверждена эффективность профилей, а также антифрикционного покрытия, наносимого на предварительно упрочненную поверхность юбки поршня.

6. По результатам расчета изготовлен опытный поршень для дизеля ТМЗ-450Д с оптимизированным бочкообразным профилем, упрочнением и антифрикционным покрытием юбки.

7. В ходе моторных испытаний опытный поршень в зоне высоких частот вращения коленчатого вала обеспечил увеличение эффективной мощности на 0,12кВт (1,4%) и соответствующее снижение удельного эффективного расхода топлива на 6 г/кВт-ч (2%).

8. Улучшение энерго-экономических показателей двигателя подтверждалось и объяснялось снижением мощности механических потерь опытного поршня на 0,25кВт (6%) — по расходу топлива на холостом ходу на 0,07кг/ч (5%).

9. При прокрутке двигателя без сжатия, сгорания и охлаждения опытный поршень на всех исследованных частотах вращения обеспечил меньшее на 7−11% тепловыделение от трения по сравнению с серийным поршнем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания/Пер. с англ. под общ. ред. М. Г. Круглова.-М.: ГНТИ, 1960.-406с.
  2. В.Н., Кокорев И. А. Исследование трения легкого двигателя." Тр. НАТИ.- 1931.- Вып. 15.-124с.
  3. А.Р. Исследование и снижение расхода масла в высокооборотных дизелях: Автореф. дисс.докт. техн. наук.-Ленинград, 1980.- 27с.
  4. Оценка жидкостного трения в сопряжении цилиндр-поршневое кольцо-поршень/Ю.Н. Никитин, Л. Х. Арустамов, С. П. Измайлов и др.//Двигателестроение.-1983.-№ 7.-С.51−53.
  5. Экспериментальное исследование режимов трения поршневых колец тракторного дизеля/С.П. Измайлов, С. В. Коротеев, С. М. Капранов и др./Межвуз. сб. науч. работ «Повышение эффективности автомобильных и тракторных двигателей»: М., 1985.-вып.7.-С.62−67.
  6. Krause Н. Ein Beitrag zur Optimierung von Reibung, Verschleiss und Olhaushalt an Kolben-Ring-Zylinder Systemen//MTZ.-1986.-47.-Nr.4.-S.161−165.
  7. Shin K., Tateishi Y., Furuhama S. Measurement of oil-film-thickness between piston ring and cylinder//SAE Tech. Pap. Ser.-1983.-No830068.-15pp.
  8. Dow T.A., Schiele C.A., Stockwell R.D. Technique for Experimental Evaluation of Piston Ring Film Thickness//Trans. Of the ASME Journal of Lubrication Technology.-1983.-105 .-No3 .-p.353−360.
  9. Spearot J.A., Murphy C.K., Rosenberg R.C. Measuring the Effect of Oil Viscosity on Oil Film Thickness in Engine Journal Bearings//SAE Tech. Pap. Ser.-1983.-No831689.-13pp.
  10. Takaham G., Shun-ichi A.N., Yasuo N. Measurement of Piston and Piston Ring Assembly Friction Force//SAE Tech. Pap. Ser.-1985.-No851671.-10 pp.
  11. Uras H.M., Patterson D.J. Oil and Effects on Piston-Ring Assembly Friction by the Instantaneous IMEP Method//SAE Tech. Pap. Ser.-1985.-No850440.-10pp.
  12. Uras H.M., Patterson D.J. Effect of some Piston Variables on Piston and Ring Assembly Friction//SAE Tech. Pap. Ser.-1987.-No870088.-11pp.
  13. Распределение масляной пленки в зазоре «цилиндр-поршневое кольцо"/В.П. Андропов, С. М. Марков, Загребельный Б. Т. и др.-Автомобильная промышленность, — 1987.- № 7.-С.8−9.
  14. М., Матида К., Фурухама С. Сила трения поршня о стенку цилиндра высокооборотного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания//Проблемы трения и смазки.-1988.-№ 4.-С.106−112.
  15. JI.M., Кобяков С. В. Эффект авторегулирования масла на поршневом кольце//Двигателестроение.-1988.-№ 4.-С.57−60.
  16. Рык Г. М., Никитин Ю. Н., Филатов В. И. Особенности влияния режимов работы дизеля на условия смазывания компрессионных ко-лец//Двигателестроение.-1988.-№ 3.-С.42−44.
  17. В. К. Путинцев С.В., Калинкин В. И. О кромочном контакте и силе трения дезаксиального поршня в реверсной зоне хо-да//Двигателестроение.-1980-№ 9.-С.28−30.
  18. Tiele Е. Ermittlung der Reibungsverluste in Verbrennungsmo-toren//MTZ.-1982.-43 .-Nr.6.-S.253−258.
  19. B.K., Песоцкий Ю. С., Путинцев С. В. Характер трения в цилиндро-поршневой группе двигателя внутреннего сгорания в условиях вибрации т его влияние на механические потери//Трение и износ.-1985.-№ 2.-Т.6.-С.359−367.
  20. P.M., Шабанов А. Ю. Механизм образования смазочного слоя под комплектом поршневых колец ДВС//Двигателестроение.-1987.-№ 4.-С.6−10.
  21. А.Р. Снижение расхода масла на угар в двигателях тракторного типа//Тракторы, самоходные шасси и двигатели.-М.: ЦНИИТЭИт-ракторосельхозмаш, 1975.-32с.
  22. Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие /Р.М.Петриченко, М. Р. Петриченко, А. Б. Канищев и др.- Под ред. P.M. Петриченко.-JI.: ЛГУ, 1990.-248с.
  23. Новая гипотеза природы радиальной вибрации поршневых ко-лец/А.Ю. Шабанов, А. Б. Канищев, Ю. Н. Никитин и др.//Двигателестроение.-1988.-№ 1.-С.58−60.
  24. С.М. Перемещение масла рабочей поверхностью поршневого кольца//Двигателестроение.-1981.- № 10.-С.10−12.
  25. Л.М. Расчет толщины масляного слоя на стенке цилиндра ДВ С//Машиноведение.-1981 -№ 4.-С.97−103.
  26. Л.М., Кобяков С. В. Основы расчетов смазки и трения поршневого кольца//Двигателестроение.-1985.-№ 3.-С.6−9.
  27. Л.М. Трение и смазывание пары поршневое кольцо-цилиндр ДВС. Проблемы и перспективы//Автомобильная промышленность.-1987.-№ 4.-С.6−8.
  28. Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС//Двигателестроение.-1990.-№ 11.-С.56−59.
  29. Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС. Смазывающее действие поршневых ко-лец//Двигателестроение.-1990.-№ 12.-С.42−46.
  30. Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС//Двигателестроение.-1991.-№ 1.-С.52−57.
  31. Э.М. Расчетная оценка толщины масляной пленки, формируемой поршневым кольцом//Двигателестроение.-1980.-№ 10.-С. 16−19.
  32. Э.М., Усов П. П. Гидродинамическая смазка деформируемого поршневого кольца//Трение и износ.-1980.-Т. 1.-№ 6.-С. 1000−1010.
  33. Э.М. Гидродинамическая смазка поршневых колец с различной формой рабочей поверхности//Трение и износ.-1985.-Т.6.-№ 5.-С.859−865.
  34. Wakuri J., Tsude M., Yamashita M. A study of the oil loss past a series of piston rings/ZBull. of the JSME.-1970.-Vol. 13, No33.-p.l50−162.
  35. Todsen U. Schmierung, Reibung und Verschleiss am system Kolben-Ring-Zylinder von Hubkolbenmaschinen. Teil 1: Theoretische Untersuchungen des tribologischen systems Kolben-Ring-Zylinder//Schmierungstechnik+Tribologie.-1982.-Bd.29, № 4.-S.160−162.
  36. Kruse H., Todsen U. Bisherige Forschungsarbeiten am tribologischen system Kolben-Kolbenring-Zylinder//Tribologie+Schmierungstechnik.-1986.-№ 2.-S.90−98.
  37. Элементы системы автоматического проектирования ДВС. Алгоритмы прикладных программ: Учебное пособие/Р.М. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др., Под общ. ред. P.M. Петриченко.-JI.: Машиностроение, 1990.-328с.
  38. P.M. Метод оценки гидродинамического трения в поршневой группе ДВС//Двигателестроение.-1979.-№ 7.-С.24−26.
  39. P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания: Учебное пособие.-JI.: ЛГУ, 1983.-244с.
  40. P.M., Шабанов А. Ю. Гидродинамика масляного слоя под поршневыми кольцами двигателя внутреннего сгорания//Тр. АПИ (Бар-наул).-1985.-№ 461.-С.26−28.
  41. С.М. Движение масла в зазоре между поршневым кольцом и зеркалом цилиндра при условии гидродинамической смаз-ки//Двигателестроение.-1984.-№ 3 .-С.54−57.
  42. Г. К. К вопросу о работе поршневых колец//Известия вузов. Машиностроение.-1977.-№ 2.-С.77−81.
  43. Г. К. Повышение экономичности форсированных дизелей на основе исследования и совершенствования кольцевого уплотнения поршня: Автореферат дисс. д-ра техн. наук.-М., 1985.-32с.
  44. Eweis M. Reibung und Undichtigkeitsverluste am Kolben-ringen//Forschung. Berlin: VDI, 1935.-H.371.-S.2−23.
  45. К. Поршневые кольца. Эксплуатация и испытание/Пер. с нем. под ред. В. К. Житомирского. -М.: Машгиз, 1963.-Т.2.-362с.
  46. Трение, изнашивание и смазка: Справочник- В 2-х кн./Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978.-Кн.1.-400с.
  47. B.C. Режим смазки пары трения поршневое кольцо-цилиндровая втулка ДВС//Двигателестроение.-1991 .-№ 10−11 .-С. 19−23.
  48. В.Д. Письмо в редакцию (отклик на статью JI.M. Бур-штейна и С. В. Кобякова, опубликованную в журналах №№ 11, 12, 1990 г. и № 1, 1991 г.)//Двигателестроение.-1991 .-№ 12.-С.53−54.
  49. С.В. Анализ режима трения деталей цилиндро-поршневой группы автомобильного дизеля//Известия вузов. Машиностроение.-1999.-№ 2−3.-С.65−68.
  50. С.В. Условия смазки и трения деталей цилиндро-поршневой группы ДВС: Матер, докл. VII междунар. научн.-практ. сем. „Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС“. -Владимир, 1999.-С.164−166.
  51. Автомобильные двигатели/В.М. Архангельский, М. М. Вихерт, А. Н. Воинов и др.- Под ред. М. С. Ховаха.-М.: Машиностроение, 1977.-591с.
  52. Автомобильные и тракторные двигатели: Учебник для вузов/И.М. Ленин, А. В. Костров, О. М. Малашкин и др.- Под ред. И. М. Ленина.-Изд. 2-е, доп. и перераб.-М.: Высшая школа, 1976.-Ч.1.-Теория двигателей и системы их топливоподачи.-368с.
  53. С. В., Аникин С. А., Сун Лисинь. Математическое моделирование трения в цилиндро-поршневой группе и подшипниках двигателя внутреннего сгорания//Матер. II Междунар. конф.-Улан-Удэ, 2003.-Т.З.-С.155−158.
  54. С. В., Аникин С. А., Сун Лисинь. Моделирование и расчет затрат мощности на преодоление трения в подшипниках коленчатого вала поршневого двигателя//Известия вузов. Машиностроение.-2004.-№ 3.-С.23−31.
  55. Сун Лисинь. Методика и результаты исследования потерь на трение в подшипниках кривошипно-шатунного механизма поршневого двигателя: Дисс. .канд. техн. наук. М., 2004.-116с.
  56. Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин.-М.: Машиностроение, 1976.-304с.
  57. Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов/Э.Д. Браун, Н. А. Буше, И. А. Буяновский и др./Под ред. А.В. Чи-чинадзе.-М.: Центр Наука и техника, 1995.-778с.
  58. Определение потерь на привод агрегатов и механизмов дизеля Д-50/Б.Э. Шабшаевич, А. В. Адамович, Н. К. Петров и др.//Тракторы и сельхозмашины.- 1973 .-№ 1 .-С.9−10.
  59. Д.Р. Двигатели внутреннего сгорания с воздушным ох-лаждением.-М.: Машиностроение, 1971.-536с.
  60. Дизели с воздушным охлаждением Владимирского тракторного завода/В.В. Эфрос, Н. Г. Ерохин, Р. И. Кульчицкий и др. М.: Машиностроение, 1976.-277с.
  61. Тракторные дизели: Справочник/Б.А. Взоров, А. В. Адамович, А. Г. Арабян и др.- Под общ. ред. Б. А. Взорова.- М.: Машиностроение, 1981.-535с.
  62. С.В., Аникин С. А., Галата Р. А. Основы расчета и проектирования узлов трения ДВС: Уч. пособ.: М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.-30с.
  63. С.В. Состояние проблемы и перспективы развития три-бологического аспекта энергосбережения в двигателестроении/ХИзвестия вузов. Машиностроение.-1995 .-№ 10−12.-С.71 -79.
  64. С.В. Снижение механических потерь в автотракторных двигателях внутреннего сгорания: Дисс. д-ра техн. наук, — М., 1998.-319с.
  65. С.В. Трибологические аспекты развития современных ДВС: Матер, докл. VIII междунар. научн.-практ. конф. „Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС“. -Владимир, 2001.-С.38−41.
  66. Двигатели внутреннего сгорания/А.С. Орлин, Д. Н. Вырубов, Р. И. Костыгов и др., Т.2. Конструкция и расчет/Под ред. проф. А. С. Орлина.-М.: Машгиз, 1955.-531с.
  67. Рык Г. М. Влияние формы опорной поверхности на смазку прямоугольного ползуна//Известия вузов. Машиностроение.-1964.-№ 4.-С.48−56.
  68. Рык Г. М. Механические потери поршневой группы тракторного изеля//Тракторы и сельхозмашины.-1965.-№ 6.-С.12−15.
  69. Рык Г. М., Чирик П. И. Пути снижения механических потерь при форсировании двигателя типа Д-37//Тракторы и сельхозмашины.-1966.-№ 4.-С.30−32.
  70. Рык Г. М. К расчету смазки поршня//Двигатели внутреннего сгора-ния.-Респ. междувед. научн.-техн. сб. (Харьков), 1970.-Вып.11.-С.132−136.
  71. .Э., Адамович А. В. Исследование потерь на трение в поршневой группе дизеля Д-50//Тракторы и сельхозмашины.-1970.-№ 8.-С.13−15.
  72. Е.П. Исследование механических потерь в быстроходном двигателе автотракторного типа.-Дисс.канд. кехн. Наук.-София, 1973.-200с.
  73. В.И., Салов А. Н. О снижении потерь форсированного дизеля воздушного охлаждения//Тракторы и сельхозмашины.-1975.-№ 1.-С.21−23.
  74. Профилирование юбок поршней/Б .Я. Гинцбург, Г. Я. Васильченко, Н. С. Судойский и др.-.М.: Машиностроение, 1973.-88с.
  75. Д.В., Красников В. Н., Лощаков П. А. Влияние профиля боковой поверхности поршня на условия работы и старение моторного масла //Химия и технология топлив и масел.-1992.-№ 7.-С.21−24.
  76. Heap H.R. Hochste Leistungsausnutzung beim Verbrennung-otorkolben//Antriebstechnik.-1983.-Nr.4.-S.35−36.
  77. A.c. 1 249 183 СССР, МКИ3 Поршень для двигателя внутреннего сгорания/С.В. Путинцев, В. К. Чистяков, Ю.С. Песоцкий- 3 801 878/25- Заявл. 11.09.84-//0ткрытия, изобретения, 1986.-№ 29.-С.130.
  78. А.П. Повышение технического уровня дизелей оптимизацией геометрических параметров поршней: Автореферат дисс. канд. техн. наук.-Челябинск., 1999.-18с.
  79. Пат. 700 323 РФ, МКИ3 16J 1/04. Поршень для двигателя внутреннего сгорания/С.В. Путинцев, А. В. Усенко, А. С. Шаповалов и др.- 4 789 636/29- Заявл. 07.12.89-/Юткрытия, изобретения, 1991.-№ 47.-С. 145.
  80. С.В. Энергосберегающий поршень с двухопорной термоадаптивной юбкой. Часть 1: теоретическое обоснование//Известия вузов. Машиностроение.-1996.-№ 7−9.С.60−67.
  81. С.В. Энергосберегающий поршень с двухопорной термоадаптивной юбкой. Часть 2: расчет и эксперимент//Известия вузов. Машиностроение.-1996.-№ 10−12.-С.51−56.
  82. В.Н. Основы теории соударения и исследование колебаний пары поршень-гильза автомобильного дизеля: Автореферат дисс.канд. техн. наук.-М., 1978.-25с.
  83. Ю.Н., Коротеев С. В., Макаревич П. С. Профиль поршня и смазывание деталей цилиндропоршневой группы//Автомобильная промыш-ленность.-1990.-№Ю.-С.13−14.
  84. Ф.М. Исследование условий гидродинамической смазки поршня тракторного двигателя: Дисс.канд. техн. наук. Харьков, 1979.-220с.
  85. А.В., Макаров А. Р. Выбор оптимального профиля направляющей части поршня карбюраторного двигателя//Автомобильная промышленность.- 1977.-№ 12.-С.4−7.
  86. Оу К.П., Ли К. Г., Генка П. К. Упругогидродинамическая смазка юбки поршня/ТПроблемы трения.-1988.-№ 1.-С. 125−132.
  87. Toshiro Y., Ichiro Y. Experimental method of determining piston profile by use of composite materials//SAE Techn. Pap. Ser.-1982.-No820769.-9pp.
  88. B.H., Четошников В. И. К вопросу выбора формы поршня для обеспечения минимального зазора в сопряжении поршень-цилиндр.-В кн.: Труды ЧИМЭСХ (Челябинск), 1974.-Вып.88.-С.136−139.
  89. Конструктивные особенности и технико-экономические оказатели тракторных двигателей „Чента Феррари“, „Самэ“ (Италия) и"Дорман» Англия): Обзор ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш.-М., 1973.-62с.
  90. В.Ф., Клепиков В. Д., Рейн В. В. Технология автотракторо-строения.-М.: Машиностроение, 1971.-344с.
  91. Мур Д. Основы и применения трибоники/Пер. с англ. под ред. И. В. Крагельского, Г. И. Трояновской.-М.: Мир, 1978.-487с.
  92. Нанесение регулярного микрорельефа методом вибронакатывания на гильзах цилиндров дизелей/В.Н. Бунтов, А. Б. Новиков, Ю. А. Легенкин и др.//Автомобильная промышленность.-1978.-№ 10.-С.29−30.
  93. Н.Б. Физические основа трения и износа машин. Учебн. пособие.-Калинин: Изд-во КГУ, 1981.-115с.
  94. Ю.Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом.-Л.: Машиностроение, 1982.-248с.
  95. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения/Д.Н. Гаркунов, С. И. Дякин, О. Н. Курлов и др., под общ. ред. Д. Н. Гаркунова.-М.: Машиностроение, 1982.-207с.
  96. А. В. Макаров А.Р., Смирнов С. В. Особенности конструкции поршня ДВС//Автомобильная промышленность.-1987.-№ 4.-С.8−10.
  97. Л.П. Получение узлов трения с заданными дифференцированными характеристиками рабочих поверхностей//Тез. докл. I Всесо-юзн. научн.-техн. конф. «Современные проблемы триботехнологии», Николаев, 1988.-С. 100−102.
  98. Избирательный перенос в цилиндро-поршневой группе ДВС/В.Г. Заренбин, В. И. Андрейченко, Л. М. Волчок и др.//Тез. докл. I Всесоюзн. научн.-техн. конф. «Современные проблемы триботехнологии», Николаев, 1988.-С.265−267.
  99. М.А., Енукидзе Б. М. Конструкторско-технологическое обеспечение надежности ДВС//Автомобильная промышленность.-1988.-№ 8.-С.8−12.
  100. Гильзы и цилиндры зарубежных автомобильных двигателей: Обзорная информация/С.С. Воробьев, В. Е. Щурков, М. Н. Сильницкая и др.-М.: ЦНИИТЭИавтопром, 1988.-48с.
  101. М.А., Кошелев А. Г., Галактионов А. Е. Для повышения износостойкости поверхностей трения//Автомобильная промышленность.-1990.-№ 11.-С.12−14.
  102. В.Г., Касумов А. Х. Исследование режимов приработки автомобильных двигателей при капитальном ремонте.-М.:Транспорт, 1983.-78с.
  103. X. Системный анализ в трибонике/Пер. с англ. С.Х. Хар-ламова.-М.: Мир, 1982.-351с.
  104. Г. Н., Куликов Н. К. Экспериментальное исследовние радиального движения поршня в цилиндре двигателя//Известия вузов. Машиностроение.- 1963 .-№ 8 .-С. 18 5−191.
  105. Loebell R. Messung der Kolbenquerbewegung mit kapazitiven Ge-bern in einem Dieselmotor//MTZ.-1969.-Nr.3.-S.92−99.
  106. .М., Подщеколдин М. И. Исследование зазора междупоршнем и гильзой двигателя/Тракторы и сельхозмашины.-1970.-№ 11.-С.13−14.
  107. Sander W., Strasser Е. Einflusse der Kolbengruppe auf die Reibungs-verluste//MTZ.-1978 .-Nr.3 .-S. 101 -103.
  108. Chucholowski C., Woschni G., Zeilinger K. Simulations-rechnung der Kolbensekundarbewegung//MTZ.-1987.-Nr.4.- S. 133−137.
  109. A.B., Макаров A.P., Смирнов С. В. Исследование влияния конструкции поршня бензинового двигателя на динамику его движения в цилиндре//Двигателестроение.-1991 .-№ 3.-C.3−6.
  110. Е.А., Изотов А. Д., Тузов J1.B. Методы снижения вибрации и шума дизелей. M.-JL: Машгиз.-1962.-192с.
  111. Feldmann W., Kohler J. Uber Bewegungsvorgange des Kolbens im Zylinder von Verbrennungsmotoren//KT'T.-1969.-H.3.-S.72−73.
  112. А.И. Влияние смещения поршневого пальца на износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя//Автомобильная промыш-ленность.-1970.-№ 12.-С.6−7.
  113. Г. П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для вузов.-М.: Машиностроение, 1985.-200с.
  114. Справочник по триботехнике, в 3-х т./Под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе.-Т.2. Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения. М.: Машиностроение, 1990.-416с.
  115. A.M., Егорушкин Е. А., Чернявский Ю. Н. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для вузов/Под ред. A.M. Обельницкого.-Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: ИПО Полигран, 1995.-272с.
  116. Gerner D. Neue Methode zur Bestimmung des Reibmitteldrucks von Verbrennungsmotoren//KFT.-1971 .-H.5 .-S. 138−140.
  117. Gerner D. Kraftstoffeinsparungen und Leistungssteigerungbei kon-stanter Schmierfilmviskositat in Dieselmotor//Schmierungstechnik.-1971.-H.9.-S.257−262.
  118. Gerner D., Le Nihn Nguyen. Minimal zulassige Schmierfilmzahigkeit in Verbrennungsmotor//KFT. -1975.-H.7.-S.202−203.
  119. Gerner D. Bilanz zu Untersuchungen der Reibungsverluste von Ver-brennungsmotoren//KFT.-1976.-H. 12.-S.364−367.
  120. C.B. применение смазочных материалов в двигателях внутреннего сгорания.-М.: Химия, 1979.-240с.
  121. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник/Р.М. Матвеевский, B.JI. Лашхи, ИЛ. Буяновский и др.-М.: Машиностроение, 1989.-224с.
  122. А.Б., Лашхи В. Л., Кулагин В. В. Использование модификаторов трения в моторных маслах-эффективный способ снижения потерь мощности на трение//Двигателестроение.-1980.-№ 9.-С.24−25.
  123. В.В., Виппер А. Б., Кулагин В. В. Высокотемпературные антифрикционные присадки к моторным маслам//Трение и износ.-1980.-Т. 1, № 4.-С.749−753.
  124. Экономия топлив при использовании специальных моторных ма-сел/В.Д. Резников, В. М. Кондратьев, С. Б. Борщевский и др.//Химия и технология топлив и масел.-1981.-№ 11.-С.58−60.
  125. С.В., Холомонов И. А., Малый Л. Ф. Выбор и исследование смазочного материала с улучшенными триботехническими параметрами/Ярение и износ,-1990.-Т.2, № 2.- С.317−322.
  126. С.В., Белоусов А. И. Повышение эффективности лабораторных методов оценки триботехнических свойств конструкционных и смазочных материалов//Заводская лаборатория (диагностика материалов).-1995.-№ 8.-С.59−62.
  127. С.В., Галата Р. А., Белоусов А. И. Методика и результаты испытаний на машине трения перспективных антифрикционных присадоку) ь/к моторному маслу//Двигатели внутреннего сгорания XXI века: Материалы Международ, науч.-техн. конф.-СПб, 2000.-С.56.
  128. С.В., Аникин С. А., Сун Лисинь. Расчетная оценка влияния ряда характеристик работы поршня на механические потери дизе-ля//Известия вузов. Машиностроение.-2003.-№ 3.-С.47−51.
  129. А. Теория смазки в инженерном деле: Пер. с англ. В. А. Воронина под ред. В. К. Житомирского.-М.: Машгиз, 1962.-294с.
  130. Гидродинамическая теория смазки. Классики естествознания. Н. П. Петров, О. Рейнольде, А. Зоммерфельд, А. Мичел, Н. Е. Жуковский, С. Л. Чаплыгин (Сб. статей под ред. и с доп. статьями проф. Л.С. Лейбензона).-М.-Л.: ГТТИ, 1934.-423с.
  131. С.В., Аникин С. А. Математическая модель и результаты расчета трибосистемы «поршень-цилиндр ДВС»//Тез. докл. международн. науч.-техн. конф. «Двигатель-97"-М., 1997.-С.57.
  132. С.А. Повышение энергоэкономических показателей четырехтактного дизеля на основе математического моделирования работы и совершенствования конструкции деталей поршневой группы: Дисс.канд. техн. наук. Тверь, 1997. — 166с.
  133. А.В. Метод и результаты исследования механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел: Дисс.канд. техн. наук. — Москва, 2007. 149с.
Заполнить форму текущей работой