Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия самовоспитания будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еля, управляющего процессом профессионального развития личности студент?/, становятся функциями студента, самоуправлениего процессом собственного профессионального развития. Выявленные нами тенденции развития процесса профессионально педагогического самовоспитания, относительно всех его компонентов (целевой, содержательный, организационно-управленческий, результа тивный), а так же практический… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ПРОБЛЕМА САМОВОСПИТАНИЯ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  • 1−1. Идея самовоспитания человека в философско-педагоги-ческих учениях
    • 1. 2. Предпосылки самовоспитания в педагогических системах эпохи Просвещения
    • 1. 3. Утверждение и развитие проблемы самовоспитания в отечественной педагогике XIX—XX вв. в
  • ГЛАВА II.
  • НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ
    • 11. 1. Понятие о самовоспитании, его сущности, механизмах, условиях развития
    • 11. 2. Психолого-педагогические основы разработки условий профессионально-педагогического самовоспитания
    • 11. 3. Личностные функции субъектов профессиональной подготовки как условие развития процесса самовоспитания
    • 11. 4. Критерии оценки результатов процесса самовоспитания как условие его регулирования
  • ГЛАВА III.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • III. 1. Противоречия и тенденции развития процесса самовоспитания в условиях профессиональной подготовки педагогов
    • III. 2. Основные пути и способы реализации педагогических условий самовоспитания в процессе профессионально-педагогической подготовки, их результативность

Педагогические условия самовоспитания будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена демократическими преобразованиями в жизни общества, обновлением мировоззренческих позиций в области образования, усилением требований к педагогу, активизирующих его стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Актуальность исследуемой темы определена новым смыслом образования как обретения человеком своей сущности, выраженной в стремлении к новым идеалам образованности, к обретению себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого по-юнциала.

Разработка условий повышения эффективности самовоспитания и самообразования признана одним из приоритетных направлений развития современной педагогической наукисвязано это с демократическими преобразованиями, усиливающими потребность в человеке, личность которого характеризуется его свободой, способностью к самоопределению, гуманностью, саморегулируемым поведением.

Целесообразность, своевременность разработки условий образовательного процесса, способствующих самопознанию, самоутверждению, творческой самореализации личности подчеркивается современными образовательными концепциями (Е.В.Бондаревская, В. И. Гинецинский, В. А. Караковский, Й. Б. Котова, С. В. Петерина, В. В. Сериков, В.А.Сласте-нин, Е. Н. Шиянов и др.). Положения о вхождении личности как субъекта культуры в мир жизненных смыслов актуализируют научный поиск принципов, содержания, способов самовоспитания, обеспечивающих включение личностных функций студентов в образовательный процесс.

Анализ степени изученности исследуемой нами проблемы выявил, что в теории педагогики нашли отражение. вопросы о сущности, механизмах, способах самовоспитания (А.Я.Арет, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, П. Н. Осипов, Л. И. Рувинский, И. Ф. Харламов и др.) — о возможностях самовоспитания в развитии различных сторон личности (Ю.М.Орлов, М. Г. Тайчинов и др.) — о диагностике самовоспитания (П.Н.Осипов) — о руководстве самовоспитанием в процессе обучения (В.А.Фадеев) — о возможностях самовоспитания в профессионально-педагогической подготовке (Е.Г.Балбасова, М. Э. Боцманова, С. Б. Елканов, А. В. Захарова, В. Г. Красильникова, В. А. Крутецкий, Н. Н. Светловская, А. С. Мамашев, Л. М. Митина, В. Н. Романюта и др.).

Вместе с тем, остаются недостаточно изученными психолого-педагогические условия самовоспитания как «составляющие механизма» данного процесса, способствующие преобразованию причины, порождающей процесс работы над собой в положительный результат как ее следствие. Отсутствует экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих личностные функции студента в процессе самовоспитания.

Требует научного обоснования классификация причин, порождающих или тормозящих процесс самовоспитания студента, анализ и полярное соотнесение которых важны для выявления и создания условий его развития.

Изучение проблемы условий профессионально-педагогического самовоспитания в плане ценности процессов саморегулирования и саморазвития, поднятых до уровня сознательного развития способностей педагога, также не были предметом исследования.

Современные положения психолого-педагогической науки, исходящие из личностно-ориентированной парадигмы образования, обусловили потребность в качественном преобразовании процесса профессионально-педагогической подготовки специалистов.

В научных исследованиях нашли отражение различные направления педагогического образования: активизация учебной познавательной деятельности студентов (М.М.Анцибор) — формирование культуры педагогической деятельности (О.С.Анисимов, Е. В. Бондаревская, Т.Ф.Белоусо-ва, Г. ИЛелезновская, Е. Ю. Захарченко, С. В. Петерина, Н. Г. Осухова,.

И.П.Раченко, Р. М. Чумичева и др.) — ориентация студентов на развитие самостоятельности у детей (М.Ф.Глухова) — подготовка к анализу педагогической деятельности (В.Я.Лысова, М.А.Ковардакова) — развитие педагогических способностей (Н.В.Кузьмина, Ф. Н. Гоноболин, В.А.Кру-тецкий, Н.А.Аминов) — развитие профессионального самосознания педагога (Л.М.Митина, И.М.Юсупов) — формирование самооценки (М.Э.Боцма-нова, А. В. Захарченко, Н.Н.Светловская), профессионально-педагогическое самовоспитание студентов (С.Б.Елканов).

Вместе с тем остаются недостаточно изученными психолого-педагогические условия профессионально-педагогического самовоспитания, ксторые обеспечили бы функции самоуправления студента собственным развитием.

Изучение и анализ профессионально-педагогической подготовки, осуществленный нами, выявил недостаточную обращенность к проблеме профессионального самовоспитания будущего педагога. Согласно данным опросов, проведенных в средних педагогических учебных заведениях, условиями профессионально-педагогической подготовки удовлетворены лишь 35−40% студентов из числа опрошенных. В частности, респонденты указывают на дефицит знаний, необходимых для проектирования своего профессионального образа и процесса собственного развития, для объективного самоанализа и самооценки результатов самовоспитания. Анализ учебных планов и программ показал, что вопросам подготовки студентов к профессионально-педагогическому самовоспитанию отводится не более 5−10% от объема содержания дисциплин психолого-педагогического цикла. Отсутствие содержательной предпосылки самовоспитания в виде специальной образовательной программы, а так же соответствующих форм ее реализации обусловливают бессистемный, фрагментарный характер самовоспитания, что негативно сказывается на качестве подготовки педагогов.

Недостаточность научных знаний о сущности процесса профессионально-педагогического самовоспитания, о смысле и содержании уеловий его развития затрудняют использование творческих возможностей студентов в управлении собственным развитием.

Решение научных задач по разработке условий профессионально-педагогического самовоспитания отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования к умению выпускника самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность и ее результаты, осуществлять реализацию поставленных задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации.

Все вышеизложенное подчерт’ивает необходимость выявления и разработки научно-обоснованных психолого-педагогических условий профессионально-педагогического самовоспитания как механизма преодоления 10отиворечий между:

— необходимостью самовоспитания и слабой подготовленностью студентов к его осуществлению;

— потребностью студентов в овладении сущностью, способами самовоспитания и недостаточным их отражением в содержании образовательного процесса;

— стремлением будущего педагога к самовыражению, самораскрытию и условиями профессиональной подготовки, все еще сдерживающими эти процессы;

— между возрастающей потребностью студентов в объективном самопознании, в самоутверждении и недостаточно обоснованными и убедительными критериями оценки уровня профессиональной подготовленности.

Поиск эффективных путей разрешения указанной проблемы, ее недостаточная научная разработанность, теоретическая и практическая значимость определили тему нашего исследования: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

ПРОБЛЕМУ исследования мы видим в необходимости осуществления самовоспитания будущего педагога и недостаточностью педагогических условий для решения этой задачи в процессе профессиональной подготовки.

ОБЪЕКТ исследования: процесс профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом колледже.

ПРЕДМЕТ исследования: педагогические условия самовоспитания студентов педагогического колледжа в процессе профессионально-педагогической подготовки.

ЦЕЛЬ исследования: выявление совокупности условий, обеспечивающих эффективность процесса профессионально-педагогического самовоспитания студентов педагогического колледжа.

ГИПОТЕЗА исследования. Предполагается, что достичь эффективном процесса профессионально-педагогического самовоспитания возможно при условии отношения студента к педагогической деятельности как источнику прогрессивного развития и самопреобразования.

Успешность самовоспитания студентов педагогического колледжа возможна, если в процессе профессионально-педагогической подготовки создать следующие взаимосвязанные педагогические условия:

1. Включение в содержание профессиональной подготовки знаний:

— о специфике, особенностях, значении педагогической профессии, побуждающих к самопознанию, ценностному самоопределению, проектированию собственного профессионального образа;

— о сущности, механизмах, способах самовоспитания, способствующих процессу реализации личных программ саморазвития;

— о критериях оценки результатов самовоспитания, способствующих регулированию, стимулированию процесса профессионального самосозидания.

2. Использование нетрадиционных форм профессиональной подготовки (педагогических студий, оргдеятельностных и имитационных игр, тренингов), способствующих развитию уверенности студента е себе, реализации процессов самопознания, самораскрытия, самоутверждения, самовыражения.

3. Обеспечение взаимодействия педагогических функций преподавателей, руководящих процессом профессионального воспитания, и личностных функций студентов, управляющих процессом собственного развития.

Достижение поставленной цели и проверка достоверности выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих ЗАДАЧ:

1. Уточнение философско-мировоззренческих и научно-теоретических подходов к проблеме профессионально-педагогического самовоспитания.

2. Определение задач и основных компонентов содержания профессионально-педагогического самовоспитания в педагогическом колледже.

3. Разработка и проверка опытно-экспериментальным путем условий, обеспечивающих эффективность влияния на процесс самовоспитания студентов нетрадиционных форм организации профессиональной подготовки: педагогические студии, имитацаонные игры, тренинги и т. п.

4. Проверка эффективности курса:" Основы профессионально-педагогического самовоспитания" в подготовке студентов к управлению собственным развитием, к самостоятельной педагогической деятельности.

5. Определение условий, стимулирующих проявление личностных функций студента в процессе профессионально-педагогического самовоспитания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились: основные положения философии образования о смысле образования как обретения человеком своей сущности, себя, своего образао сущности самовоспитания как механизма реализации гуманистических принципов воспитанияположения авторов и последователей теории культурно-исторического развития о деятельностном подходе как методе научного познания (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Г. Асмолов,.

Д.И.Фельдштейн, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.) — положения педагогической науки о законах зависимости задач, содержания, методов и форм педагогического процесса от условий его протекания, о взаимосвязи воспитания и самовоспитанияположения о личностно ориентированном образовании как создании условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса (В.В.Сериков) — научные положения об экстериоризации человеческой индивидуальности в творческой деятельности, о взаимообусловленности процессов овладения педагогической культурой и профессионально-педагогического самосовершенствования.

Основным способом познангл явился диалектический метод как основа теории развития.

Системный подход использован нами выявлении функций и связей условий самовоспитания в структуре и динамике процесса профессионально-педагогического самовоспитания.

Положения о регулятивном характере принципов диалектики, о системе универсальных норм определили поиск условий регулирования процесса профессионально-педагогического самовоспитания, выявления критериев оценки его результатов в диапазоне репродуктивного и творческого уровней.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сущность предмета исследования выявлялась методами теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы, методом индукциии — дедукции, логическим методом сходства и различия, методом моделирования. Накопление фактического материала осуществлялось эмпирическими методами: наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент — исследование экспериментальных и контрольных групп. Обработка количественных результатов осуществлялась методами математической статистики: ранжирование, проверка уровня значимости различия двух средних значений разных статистических совокупностей.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПОЛНЯЛОСЬ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:

I ЭТАП — (1992;1993г.г.) теоретико-поисковый. Цель — обоснование проблемы и изучение уровня ее разработанности в теории. Проведение констатирующего эксперимента с целью выявления состояния проблемы на практике.

II ЭТАП — (1993;1996г.г.) формирующий эксперимент. Цель — апробация психолого-педагогических условий развития самовоспитания будущих педагогов: реализация программы по курсу: «Основы профессионально-педагогического самовоспитания» в форме педагогической студии, разработка и корректировка критериев оценки уровня профессионального развития в условиях самовоспитания.

III ЭТАП — (199б-1997г.г.) повторное применение условий развития самовоспитания, уточнение сущности процесса. Повторное выявление показателей эффективности применяемых условий профессиональной подготовки в экспериментальных группах и сравнение их с данными контрольных групп. В заключении опытно-экспериментальной работы подводились итоги и анализировался результат.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Теоретические разработки опробировались на базе Волгодонского педагогического колледжа, средних профессионально-педагогических учебных заведений Ростовской области, г. Самары, г. Тольятти в рамках профессионально-педагогической подготовки, а так же через систему лекций и практических занятий на зональных курсах повышения квалификации работников образования Ростовской области. Всего обследованием охвачено 520 человек — студентов, преподавателейучителей и воспитателей — выпускников различных педагогических учебных заведенийабитуриентов. В эксперименте приняли участие 165 студентов Волгодонского педагогического колледжа.

Результаты проведенного исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Региональная социальная политика: молодежный аспект», г. Нижний Новгород, 1996 г., на межрегиональной Конференции «Гуманизация образования — Императив XXI века», г. Набережные Челны, 1996 г., на областной научно-практической конференции «Проблемы стандартизации среднего профессионального (педагогического) образования и управления качеством подготовки специалистов», г. Волгодонск, 1996 г.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования:

1. Определены понятия: «Профессионально-педагогическое самовоспитание», «Условия самовоспитания» .

2. Выявлены педагогические услоеия как результат деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на образованле среды, сохраняющей признаки самовоспитания и обеспечивающей его нормальное функционирование.

3. Обоснованы критерии оценки результативности профессионально-педагогического самовоспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в следующем:

1. Разработана программа, содержание, формы и методы профессионально-педагогического самовоспитания студентов в педагогическом колледже.

2. Раскрыта практическая возможность реализации задач профессионально-педагогического самовоспитания в форме педагогической студии.

3. Разработаны и нашли применение методические рекомендации по организации профессионально-педагогического самовоспитания в условиях педпрактикирекомендации по включению в образовательный процесс личностных функций студента, направленных на управление собственным развитиемрекомендации по организации отслеживания результативности условий самовоспитания педагога на диагностической основе.

ДОСТОВЕРНОСТЬ оценки эффективности условий развития процесса самовоспитания обеспечена интегративным подходом к изучению проблемы на основе анализа теоретических, методических, практических материаловкомплексным критерием развитиясовокупностью адекватных предмету и задачам исследования методов, обеспечивших научно-системный анализ экспериментальных данныхсоблюдением критериев сохранения признаков процесса самовоспитания и условий его оптимального функционированияиспользованием методов математической статистики для нахождения и сравнения средних результатов в экспериментальных и контрольных группахперепроверкой полученных результатов в ходе эксперимента.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Условия профессионально-педагогического самовоспитания обеспечиваются деятельностью субъектов профессиональной подготовки, направленной на создание среды, сохраняющей признаки самовоспитаьня и обеспечивающей функционирование его процесса.

2. Успешность процесса профессионально-педагогического самовоспитания обусловлена взаимовлиянием внешних педагогических условий и внутренних факторов его развития.

В качестве обязательных педагогических условий, актуализирующих внутренние факторы профессионально-педагогического самовоспитания, выступают:

— содержание знаний, формирующих профессионально-педагогическую направленность;

— воспитательное влияние, побуждающее студента к самовоспитанию и регулирующее процесс его развития;

— рефлексивно-сотворческое взаимодействие субъектов профессиональной подготовки, актуализирующее их личностные функции: познавательную, смыслотворческую, рефлексивную, саморегулирующую, творчески преобразующую.

3. Систематичности, устойчивости процесса профессионально-педагогического самовоспитания способствуют общие условия его возникновения и развития:

— наличие специальной образовательной программы, выполняющей роль смыслообразующего начала, содержательной предпосылки в управлении студентом собственным развитиеморганизация форм профессиональной подготовки, выступающих системообразующим началом в реализации процессов: освоения необходимых для самовоспитания значигосвоения способов управления самовоспитаниемценностного самоопределения, выработки личных целей профессионального саморазвитиятворческого «самовыражения;

— наличие критериев оценки результатов самовоспитания, выполняющих роль регулирующего начала в управлении студента собственные развитием;

— специально отведенное в учебном процессе время для постоянного, систематического осуществления задач самовоспитания.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

В современной социокультурной ситуации все очевиднее становится зависимость преодоления противоречий педагогического образования от внедрения в его практику условий профессионально-педагогическо го самовоспитания. Вызвано это потребностью общества, системы обра зования в педагоге обладающим творческой индивидуальностью, само стоятельностью, стремлением к повышению и самореализации своего внутреннего духовного потенциала. Характер современных требований к уровню подготовленности специалистов для системы образования обусловил внимание педагогичес кой науки и практики к обновлению содержания, способов, организа ционных форм профессионально-педагогической подготовки по пути усиления их роли в развитии процессов, актуализирующих личностные функции студента в профессиональной подготовке. Реализация усиливающегося стремления будущих педагогов к само совершенствованию требует преодоления ряда негативных факторов: фрагментарности, разрозненности элементов самовоспитания в образо вательном процессенесформированности представлений о возможности и способах активного изменения условий профессиональной подготовкинедостаточностью знаний об особенностях управления собственным раз витием. Обращенность в осуществленном нами исследовании, к научно-пе дагогической мысли показала, что развитие профессионально-педаго гического самовоспитания возможно на основе отношения к нему как к условию реализации гуманистических принципов воспитания: приро досообразности, культурссообразности, личностного подхода, само деятельности (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоции, Ж. -Ж. Руссо, А. Дистервег и др.) — на основе демократических идей отечественной педагогики, признающей базовой ценностью свободу личности, дости жение самоактуализации воспитанника (И.И. Давыдов, И. П. Редкий, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, В. П. Вахтеров, П. П. Блонский и др.) — на основе современных теоретических положений психолого-педагогической науки и образовательных концепций о необ ходимости включения в профессиональную подготовку условий, способ ствующих самоуправлению студента собственным развитием. Результативность разработанных нами условий профессионально педагогического самовоспитания стала возможной на основе их пони мания как результата деятельности субъектов образовательного про цесса, направленной ча создание среды, сохраняющей признаки само воспитания и обеспечивающей его нормальное функционирование. Результаты исследования показали, что включение студентов в процесс профессионально-педагогического самовоспитания находится в прямой зависимости от профессионально-педагогической направлен ности, мотивационных диспозицийот уровня развития самосознанияпотребности в прогрессивном развитиисаморегуляции поведенияопы та самосовершенствования, сформированное&tradeфункций самоуправления. Названные факторы развития личности студента выступают в качестве психологических условий профессионально-педагогического самовоспи тания, актуализация которых становится возможной в результате раз работанных нами педагогических условий. Выявление педагогических условий профессионально-педагогичес кого самовоспитания стало возможным вследствие того, что приори тетное значение в решении задач нашего исследования было отведено личностно ориентированному подходу как условию полноценного прояв ления и развития личностных функций субъектов образовательного про цесса. В нашем исследовании экспериментально доказано, что непрерыв ный, поступательный, преемственный процесс развития профессиональ но-педагогического самовоспитания обеспечивается побудительной и регуляционной стороной деятельности субъектов образовательного про цесса. Пои этом, педагогическим условием, по отношению к самовоспитанию студентов, выступают функции управления воспитанием, осу ществляемые преподавателем: информационная (передача информации), стимулирование, регулирование, контроль. Педагогические функции, направленные на активное использование положительной силы факторов развития процесса самовоспитания актуализируют личностные функции студента — усвоение, самоуправление, саморегулирование, самоконт роль. Таким образом, в процессе самовоспитания внешнее управление переходит во внутреннее управление (самоуправление): функции пре подава.

еля, управляющего процессом профессионального развития личности студент?/, становятся функциями студента, самоуправлениего процессом собственного профессионального развития. Выявленные нами тенденции развития процесса профессионально педагогического самовоспитания, относительно всех его компонентов (целевой, содержательный, организационно-управленческий, результа тивный), а так же практический поиск путей включения личностных функций студентов в образовательный процесс как фактора развития самовоспитания, приводят к необходимости создания общих педагоги ческих условий, обеспечивающих нормальное функционирование и дина мику профессионально-педагогического самовоспитания, объединение его разрозненных элементов в единую систему. Как показало проведенное нами исследование, важным условием подготовки студентов к осуществлению функций самоуправления собст венным развитием явилась программа курса: «Основы профессионально педагогического самовоспитания», обогатившая содержание образова тельного процесса. Знания об общественной ценности труда педагога и о требованиях к уровню его профессиональной подготовленности выступили смыслообразующим началом в профессионально-педагогичес ком самовоспитаниизнания о сущности, механизмах самовоспитания послужили своеобразным стартом в самоуправлении студентом разви тием собственной личностизнания о критериях оценки уровня развития педагогических способностей выступили в роли регулирующего начала в саморазвитии студента. Исследование подтвердило, что подготовку к профессионально-пе дагогическому самовоспитанию целесообразно осуществлять в форме пе дагогической студии. Преимущество этой формы — в возможности успеш ной реализации рефлексивно-сотворческой модели взаимодействия сту дентов — полноправных субъектов общения, а так же в интегрирующей роли научно-тесретического и практического аспектов самовоспитания. Курс «Основы профессионально-педагогического самовоспитания» и педагогическая студия, представляющие гармоничное единство их со держания и формы, обеспечили продуктивную сроду функционирования профессионально-педагогического самовоспитания, включающую осваи ваемые студентами знания о профессии, о самовоспитании: познава тельный и культурный потенциалметоды, средства, способы самовос питанияличностные функции самоуправления процессом развития собственной личности. Педагогические условия профессионально-педагогического самовос питания, выявленные в исследовании и внедренные в образовательный процесс*оказали положительное влияние на развитие педагогических способностей студентов в диапазоне адаптивного, репродуктивно-вос производящего, творческого уровней. Исследование показало, что единицей самоанализа и самооценки студента в условиях самовоспитания следует рассматривать ситуацию его творческого самовыражения, самоосуществления в деятельности, ре гулируемой нормами индивидуального прогресса, нормами творчества. Таким образом, разработка педагогических условий самовоспита ния педагога и внедрение их в практику педагогического образования возможна, если под профессионально-педагогическим самовоспитанием понимать: • специфический процесс развития личности педагога как твор чески развивающейся индивидуальности- • процесс порождения и осуществления субъектом самовоспитания способов самопознания, самоуправления, самовыражения- • процесс основанный на личностном смысле профессиональной деятельности и гуманистических ценностях воспитания. Результаты осуществленного нами исследования могут быть исполь зованы в педагогических колледжах в целях: совершенствования содер жания, форм, методов преподавания дисциплин психолого-педагогичес кого циклаорганизации процесса профессионально-педагогического самовоспитания и подготовки к нему студентов и преподавателейпод готовки студентов к участию в педагогической практикесовершенст вования диагностики результатов самовоспитания студентов. Проведенное нами исследование выявило ряд проблем, требующих дальнейшего научного изучения. Наиболее актуальной среди них являет ся разработка условий самовоспитания, способствующих качественному росту профессиональной компетентности специалиста, развитию его педагогической культуры: • возникает проблема самодиагностики уровня развития различных показателей профессионального роста в процессе самовоспитания- • показатели эффективности примененных нами условий актуали зируют изучение проблемы профессионально-педагогического самовос питания в плане ценности процессов самопознания, саморегулирова ния, саморазвития, поднятых до уровня сознательного самоуправле ния процессом овладения профессией во всех его аспектах, что ста нет предметом нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1984.-208с.
  2. П.В., Панин А. В. Диалектический материализм (общие теоретические принципы): Учебное пособие, — М.: Высш. шк., 1987.-335с.
  3. .С. Беседы о самовоспитании.- М.: Знание, 1977. — 176с.
  4. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления./ ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр, — М.: Экономика, 1991.- 416с.
  5. О.С. Основы методологического мышления.- М.: Внеш- торгиздат, 1989, — 412с.
  6. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования.- М.: «Экономика», 1991.- 352с.
  7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г. г.)/ Сост. П. А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1987.-560с.
  8. М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла.- Москва «Прометей» МГПИ, 1989.- 240с.
  9. А. Я. Основные положения теории самовоспитания. Автореф., дис. докт.пед.наук.- Ленинград: ЛГПИ, 1964.
  10. А.Г. Психология личности.- М.: МГУ, 1990.-367с.
  11. А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.- М.: МГУ, 1986.- 96с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М. '.Педагогика, — 1989.- 560с.
  13. Г. А. Норма деятельности — категория педагогическая. // Педагогика, 1992. № 3−4, с.43−48.
  14. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии).- М.: Международ, отношения, 1990.- ЗЗбс.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1936.- 420с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 19?9.- 192с.
  17. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в.// Педагогика, 1996, № 3, с.72−75.
  18. В.А. Реформа педагогического образования.// Педагогика. 1992. № 7−8, с.49−55.
  19. Большая советская энциклопедия/ Под ред. А. М. Прохорова, т.22.- М.: Советская энциклопедия, 1975.
  20. Большой энциклопедический словарь: 1,2 т./ Под ред. А. М. Прохорова, т.2.- М.: Советская энциклопедия, 1991.
  21. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ори- ентированного образования // Педагогика, 1997, № 4, с.11−17.
  22. Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовский сб. научных трудов.- Ростов н/Д: РГПИ, 1989.- с.3−20.
  23. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и направленности// Опыт разработки концепций воспитания, ч.1, — Ростов н/Д: РОИПК, 1993.- с.11−43.
  24. Е.В. Ценностные основания личностно-ориенти- рованного воспитания.// Педагогика, 1995, № 4, с.29−36.
  25. А.П. Философские основания современной парадигмы образования.// Педагогика, 1997, № 3.- с.15−19.
  26. В.П. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева.- М.: Педагогика, 1987.- 400с.
  27. В.И. Научное мировоззрение.// На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение/ Сост. П. В. Алексеев.- М.: Политиздат, 1990, с.180−203.
  28. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие/./ Под ред. Е. В. Бондаревской.- Ростов н/Д: РГПУ, 1995.- 172с.
  29. И.С. Французский персонализм (1932−1982).- М.: Высш. шк., 1990.- 151с.
  30. Величие здравого смысла: иеловек эпохи Просвещения/ Сост. Я.Карп.- М.: Просвещение, 1992.- 287с.
  31. В.К. П. .хологические механизмы мотивации челов<"--^ - ка.- М.: Изд-во МГУ, :990.- 288с.
  32. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В.Гаме- зо и др.- ivi.: Просвещение, 1984.- 256с.
  33. Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. М.: Работник просвещения. 1926.- 348с.
  34. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.- М.: Педагогика, — Академия пед. наук СССР, 1986.
  35. П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1976.- 150с.
  36. В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии// Советская педагогика, 1991, № 9.- с.46−49.
  37. М.Ф. Ориентация студентов педвуза на развитие самостоятельности у детей в общении, автореф. диссерт. на соиск.уч. ст. канд.пед.наук, Волгоград, 1997.
  38. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя// Вопросы психологии, 1975, № 1.- с.101−110.
  39. Государственный образовательный стандарт среднего проффес- сионального образования.- М.: Министерство общего и профессионального образования Р.Ф. 1997.
  40. М.Г. Образование — стимул саморазвития личности. //Педагогика, 1993, № 3, с.21−25.
  41. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика, Изд. 5-е, М.: «Высш. школа», 1977, 479с.
  42. Диалектический материализм (общие теоретические принципы): учебное пособие.- М.: Высш. шк., 1987.- 335 с.
  43. В.М., Лесная Л. В. Актуальность проблемы образования. // Социально-политический журнал, 1995, № 2, с.169−182.
  44. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.- с.136−203.
  45. Елканов С Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 189с.
  46. Г. И. Формирование педагогической интел/-актуальной культуры.// Педагогика, 1995, № 2, с.55−60.
  47. В.И. Педагогическое предвидение.- М.: Знание, 1987.- 80с.
  48. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие — Ростов н/Д: «Феникс», 1997.- 480с.
  49. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. — М.: Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- 111с.
  50. История образования и педагогической мысли./ Под ред. Пря- никовой В.Г., Равкина З.И.- М.: Новая школа, 1994.- 96с.
  51. Как прочитать, понять Конвенцию ООН о правах ребенка и что сделать для ее выполнения. (Рекомендации).// Народное образование, 1993, № 6, с.78−88.
  52. Как воспитывать себя. Методические рекомендации будущим учителям./ Под рук. Д. М. Гришина.- Калуга: КГПИ, 1988.- 53с. >
  53. П.Ф. Избранные сочинения.: М.: Педагогика, 1982.
  54. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.: Новая школа, 1993.- 80с.
  55. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Диссертация докт.пед.н. Ростов н/Д, 1994.- 296с.
  56. Г. Ф., Михайлычев Е. А. Методика изучения личности учащихся ПТУ: Метод, пособие.- ?.: Выси.-.шк., 1989.- 126с.
  57. Г. А. Личностно-педагогическая саморегуляция к.гж фактор повышения педагогической культуры учителя. Диссертация канд. пед. наук. Ростов -«/Д. 1995.- 173с.
  58. Л. Проблема теории обучения: Пер. с нем.- М.: педагогика, 1984.- 256с.
  59. М.Л. Ключ к самосозиданию.- М.: Мол. гвардия, 1990. — 255с.
  60. Л.Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза. Дис. канд.пед.н. Ростов н/Д, 1991.- 279с.
  61. А.Г. Психология личности. 3-е изд., М.: „Просвещение“, 1969.- 391с.
  62. М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении. Автореф. дис. …канд. пед. наук.- М. 1990.
  63. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1982.
  64. Кон И. С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  65. Конвенция о правах ребенка.// Народное образование, 1993, № 5, с.24−40.
  66. О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека// Вопросы психологии, 1995, № 1, с.5−12.
  67. И.Б., Петровский А. В., Шиянов Е. Н. Введение в педагогику (программа для педагогических ВУЗов)/ Педагогика, 1994, № 2, с.43−50.
  68. Н.В., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность.- Ростов н/Д.: РПУ, 1997.- 144с.
  69. В.П. Диалектико-материалистический метод: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та. 1992.- 272с.
  70. А.И. Методология и узтодика исследования проблем самовоспитания.- Рязань.: РГПИ, 1978.- 144с.
  71. В.Г. Психологические условия самовоспитания педагогических способностей будущими учителями в первичном студенческом коллективе. Азтореф., дис. …канд. психолог, наук, — м.: МГПИ, 1934.
  72. Е.В., Панферов В. Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада// Вопросы психологии, 1991, № 4.- с.59−65.
  73. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития.- М.: Прометей, 1991.- 112с.
  74. Л. Воспитание и развитие личности // Воспитание школьников, 1995, № 5, с.6−10.
  75. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Ленинград: Общ. „Знание“ РСФСР, 1985.- 32с.
  76. Н.В. Формирование педагогических способностей. — Ленинград: ЛГУ, 1961.- 98с.
  77. А.А., Л.С.Выготский.- М.: Просвещение, 1990.- 158с.
  78. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., т.п.- м.: Педагогика, 1983.- 320с.
  79. Малый энциклопедический словарь: В 4-х т./ Репринтное воспроизведение издания Брокгауза — Ефрона.- М.: Терра, 1994.
  80. А.С. Проблемы приобщения учащихся к процессу самовоспитания (по материалам работы педагогических училищ). Автореф. …дис. канд. пед. наук, — Алма-Ата 1979.
  81. А.К. психологический анализ профессиональной компетентности учителя/,' Советская педагогика, 1990, № 8.- с.82−87.
  82. А.К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192с.
  83. B.C. Очерк Интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 25бс.
  84. Методы системного педагогического исследования/ Под ред. Н. В. Кузьминой, Изд-во Ленинградского университета, Ленинград, 1980. — 165с.
  85. A.M. Диалектика как логика: Ростов н/Д: РИСИ, 1991.- 536с.
  86. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя// Вопросы психологии, 1990, № 3.- с.58−63.
  87. Мотивация, установка и интеллектуальные системы. Тезисы докладов и сообщений к Всесоюзной конференции. Новосибирск, НГПИ, 1991.- 135с.
  88. А.Я. Общенаучные понятия в педагогике// Педагогика, 1992, № 7−8.- с. 15.
  89. Р.С. Психология.- М.: Просвещение, 1990.- 301с.
  90. Образование в поисках человеческих смыслов/ Под ред. Е. В. Бондаревской.- Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995.- 216с.
  91. Общая психология (Под ред. В. В. Богословского и др.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1981.- 383с.
  92. Общая психология. (Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- 464с.
  93. СИ., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Российская академия наук, 1993.
  94. Л. Педагогическая среда познания// Педагогика, 1992, № 9−10.- 60с.
  95. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.- 287с.
  96. П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся. Методические рекомендации.- М.: Академгя педагогических наук СССР, НИИ среднего спец. образования, 1991.- 103с.
  97. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности.- М.: Знание, 1986.- 80с.
  98. Основные направления концепции педагогического образования.- М.: 10−11 января 1992.- 8с.
  99. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога.// Педагогика, 1992, № 3−4, с.53−57.
  100. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917−198С)/ Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой.- М.: Педагогика, 1986.- 288с.
  101. Ф.Г. Педагогическое образование в России: (Исто- рико-педагогические очерки). — М.: Педагогика, 1979, — 216с.
  102. М.А. Концепция детерминизма в диалектическом материализме// Современный детерминизм и наука. Новосибирск. 1975. т.1. с. 13.
  103. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского, 2-е изд.- М.: Просвещение, 1988.- 479с.
  104. Педагогика в системе многоуровневого педагогического образования. Программы. Экспериментальный вариант/ Сост. Ф. К. Савина, А. А. Глебов и др.- Волгоград: Перемена, 1996.- 23с.
  105. Педагогическая энциклопедия: В 4 т./ Под ред. и. А-Каирова, т.З.- М.: Советская энциклопедия, 1966.
  106. Педагогическое наследие. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г./ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.-М.: Педагогика, 1989.- 416с.
  107. Петерина С В. Основы психслого-педагогического исследования. Учебно-научное пособие. РГПУ. Ростов н/Д, 1995.- 30с.
  108. Петерина С В. Концепция профессионально-педагогического образования в системе РГПУ — ВДПУ// Организация многоуровневой подготовки специалистов: структура, содержание, технологии. Научно-методическое пособие. Вып.1 Ростов н/Д. 1994.- с.9−11.
  109. Петерина С В. Феномен детства — методологическая основа педагогики ненасилия. Тезисы доклада на VIII межрегиональной конференции. Череповец, 1995.
  110. Петерина С В. Педагогика детства — когнитивная природа научного знания. Тезисы докл. на III Международной конференции. БП. 1996.- с.64−65.
  111. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.- Ростов н/Д: „Феникс“, том 2.- 416с.
  112. А.И. Избранные педагогические сочинения (Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок.- М.: Педагогика, 1985.- 496с.
  113. И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений, — М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАД0С-1996. — 432с.
  114. Л.М. Интервью с самим собой как метод целостного исследования личности// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 2(4).- м.: Педагогика, 1990.- с.8−12.
  115. Программа-ориентир психолого-педагогического образования учителя (базовый компонент)/ Под ред. В. А. Сластенина, М.: Прометей, 1991 г.
  116. В.Г. Педагогическое стимулирование как средство повышения эффективности педагогического процесса.// Новые исследования в педагогических науках, № 2(48).- М.: Педагогика, 1986, с.5−10.
  117. В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике.// Педагогика, 1985, № 2, с.88−94.
  118. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.-494с.
  119. Психологические проблемы воспитания и обучения (в свете идей Л. С-.Выготского. Минск, МГПИ, 1990.- 174с.
  120. И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя, — 2-е изд., М.: Просвещение, 1989.- 238с.
  121. И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности преподавателя педвуза.- Пятигорск: ПГПИИЯ, 1990.- 48с.
  122. Н. Творчество как усиление себя// Вопросы психологии, 1990, № 1, с.164−168.
  123. Л. Основы психологии.- М.: Гос. учебно-пед. изд.-во, 1935.- 496с.
  124. Л.И. Основы самовоспитания. Автореф. дис. …докт.пед.наук.- М.: МГУ, 1971.
  125. Л.И. Психология самовоспитания — М.: Просвещение, 1982.- 143с.
  126. Н. Психотехнические игры для учителей.// Частная школа, 1994, № 2, с.48−55.
  127. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя// Педагогика, 1995. № 4, с.63−67.
  128. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография.- Волгоград: Перемена, 1994.- 152с.
  129. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом Учебное пособие.- М.: Российское педагогическое агенство. М., 1997.- 264с.
  130. В.А. Формирование личности учителя школы в процессе его профессиональной подготовки. Автореф. дис. …докт.пед. наук.- М.: МГПИ, 1977.- 28с.
  131. А.Л. Принцип гуманизма и его реализация в истории педагогического образования.// Гуманизация образования императив XXI века. Выпуск 1, Набережные Челны, 1936, с.103−109.
  132. Способности и склонности: Комплексные исследования/ Под ред. Э.А.Голубевои- Научн.-исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.- 200с.
  133. Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества// Вопросы психологии, 1991, № 5.- с.5−14.
  134. В.И. Выявление навыков рефлексивной саморегуляции деятельности у подростков 10−14 лет// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии № 1(3)/ Сост.М. Э. Боцманова, Г. М. Маслова, Т. С. Пронина.- М.: Педагогика, 1990.- с.28−32.
  135. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности.- М.: МГУ, 1985.- 530с.
  136. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников.- М.: Просвещение, 1982.- 160с.
  137. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1.- Педагогика, 19.85.- 328с.
  138. Технология развития педагогического творчества/ Под ред. И. П. Раченко.- Пятигорск: Изд-во Пятигорского Госпединститута иностранных языков. 1994.- 150с.
  139. Л.Н. Педагогические сочинения, 2-е изд., М.: Учпедгиз, 1953. 14?. Ушин.^ кий К. Д. Человек как предмет воспитания. Слыт педагогической антропологии.// Педагогические сочинения: В б т. Сост. Ф.Егоров.- М.: Педагогика, 1990.
  140. В.А. О руководстве самовоспитанием учащихся в процессе обучения// Специалист, 1994, № 2.- с.20−21.
  141. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.- 208с.
  142. Философия образования для XXI века. Сборник статей/ Под ред. Пахомова Н. Н., Тупталова Ю. Б-- М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992.-208с.
  143. Философская энциклопедия/ Под ред. А. Ф. Константинова.- М.: Сов. энциклопедия, 1967.
  144. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, М. Ковалева и др.- М.:Советская энциклопедия, 1983.
  145. Философский словарь/ Под ред. И. Г. Фролова.- 5-S изд.- М.: Политиздат, 1986.- 590с.
  146. Формирование личности и переходный период: от подросткового к юношесткому возрасту/ Под ред. И.В.Дубровиной- Науч.-исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР.- М.: Педагогика, 1987.- 184с.
  147. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд.- М.: Высш. шк., 1990.- 576с.
  148. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание.// Советская педагогика, 1990, № 12, — с.28−35.
  149. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. .Сост. А. И. Пискунов. М.:"Просвещение», 1971.
  150. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека.// Вопросы психологии. 1996, № 3, с.116−132. 159. 1, уприкова н.И. Система обучения Л. В. Занкова и современная психология.// Педагогика, 1993, № 2, с.16−19.
  151. П. Очерки по философии образования (статьи и лекции).- М.:Педагогический центр «'Эксперимент», 1993.- 156с.
  152. Н.Е., Заликер О. П. Педагогическая студия.- М.: ТОО ИНТЕЛ — тех. об-во «Знание» России, 1993.- 64с.
  153. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 184с.
  154. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.- Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995.- 314с.
  155. B.C. «Полюсно-полевая» теория существования человека и развитие педагогики.// Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2(56)/ Сост. И. К. Журавлев, В. С. Шубинский.- М.: Педагогика, 1990.- с.6−10.
  156. Юнг К. Б. Собрание сочинений. Конфликты детской души/ Пер. с нем.- М.:Канон, 1994.- 336с.
  157. И.М. Профессиональное самосознание педагога// Советская педагогика, 1989, № 12.- с.79−83.
  158. Т.Ф. Проблема духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи.// Педагогика, 1996, № 2, с.40−47.
  159. H. (Hrsg.) Fahikeit und Motivation in erwar- tungswidrlger Schulleistung Gottingen, 1980.- 387s.
Заполнить форму текущей работой