Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX — первой половины ХХ вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Булгаковедение несмотря на сравнительно молодой возраст стало уже достаточно солидной и обширной отраслью историко-литературной науки. Жизни и творчеству Ёулгакова посвящены сотни содержательных статей, появляются ценоие книги, выходят интересные сборники. Усилшми российских и зарубежных литературоведов многое сделано в изучении творческого наследия писателя. Разумеется, остается еще немало… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. НЕКОТОРЫЕ ПГОБЛЕМЫ ТЕОРИИ САТИРЫ
  • Глава. СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУГОВЕДЕНИЕ О САТИРЕ М. БУЛГАКОВА
  • Глава. М. БУЛГАКОВ — ПЮДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ САТИРЫ
    • 3. 1. Булгаков и Пушкин
    • 3. 2. Булгаков и Гоголь.,
    • 3. 3. Булгаков и Достоевский
    • 3. 4. Булгаков и Салтыков-Щедрин
    • 3. 5. Булгаков и Чехов
    • 3. 6. Булгаков и Аверченко
    • 3. 7. Булгаков и русские писатели ХШ века (Грибоедов,
  • Горбунов, Сухово-Кобылин, Козьма Прутков)
  • Глава. САТИРА М. БУЛГАКОВА
    • 4. 1. Расаазы, очерки, фельетоны
      • 4. 1. 1. Проблематика и образы малой прозы
      • 4. 1. 2. КЛнавальные элементы
  • Жанровые разновидности малой прозы
    • 4. 1. 3. Приемы и средства осмеяния.
    • 4. 2. Сатирические повести
    • 4. 2. 1. Сатирическая повесть 20-х годов
    • 4. 2. 2. Отражение тревожных и опасных явлений советской действительности в повестях Булгакова
    • 4. 2. 3. Своеобразие яанра сатирической повести Булгакова
    • 4. 2. 4. Многомерные сатирические характеры
    • 4. 2. 5. Искусство комического в повестях
    • 4. 3. Сатира в драматургии
    • 4. 3. 1. Отстаивание общечеловеческих нравственных ценностей в драматургии Булгакова
    • 4. 3. 2. Проблематика и сатирические образы драматургии Булгакова
    • 4. 3. 3. Исторические лица как объект комического
    • 4. 3. 4. Жанровые особенности драматургии Булгакова трагифарс, театральный памфлет и пародия, сатирическая антиутопия)
    • 4. 3. 5. Мастерство комедаографа
    • 4. 4. Сатира в романах Булгакова
  • Белая гвгфдия"
    • 4. 4. 1. Смеховое начало как один из моментов художестветшого осмысления социальных катаклизмов. Сатирические образы
    • 4. 4. 2. Показ разложения и габели Города
    • 4. 4. 3. Стилевая многослойность романа
  • Зашски покойника"(«Театральный роман»)
    • 4. 44. Отражение советской действительности середины 30-х годов в романе
    • 4. 45. Сарказм и тфония — важнейнгае средства осмеяния
  • Мастер и МарпЛита".
    • 4. 4. 6. Нравсгвенно-философский характер сатиры
    • 4. 47. 0. смеяние результатов большевистского социального эксперимента
    • 4. 4. 8. Столкновение фантастического, потустороннего и приземпенно-бытового как источшпс комического
    • 4. 4. 9. Смеховая игра в пределах всей палитры комического
  • Глава. М.БУЛГАКОВ И РУССКАЯ САТИРА
  • 2040-х ГОДОВ XX ВЕКА
    • 5. 1. Булгаков и Горький
    • 5. 2. Булгаков и Маяковский
    • 5. 3. Булгаков и Зощенко
    • 5. 4. Булгаков и Замятин
    • 5. 5. Булгаков и Эрдман
    • 5. 6. Булгаков и Платонов
    • 5. 7. Булгаков и Леонов
    • 5. 8. Булгаков и Ильф и Петров
  • Глава. САТИРА М. БУЛГАКОВА КАК
  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСПЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX — первой половины ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Булгаковедение несмотря на сравнительно молодой возраст стало уже достаточно солидной и обширной отраслью историко-литературной науки. Жизни и творчеству Ёулгакова посвящены сотни содержательных статей, появляются ценоие книги, выходят интересные сборники. Усилшми российских и зарубежных литературоведов многое сделано в изучении творческого наследия писателя. Разумеется, остается еще немало проблем, требующих дальнейшего серьезного осмысления. Одна из существенных среди них, на наш взгляд, — сатира Булгакова, ее особенности и своеобразие, художественно-эстетические и философско-мировоззренческие ориентиры смеха, комического в его творчестве. Сложилась парадоксальная ситуация: трудно назвать ученого-булгаковеда, который бы в своих исследованиях не касался сатиры Булгакова, однако специальных работ, посвященных булгаковской сатире, пока немного и они представлены в основном в виде предисловий или послесловий к сборникам его произведений. Сатира Булгакова еще не стала предметом специального монографического исследования.

Булгаков был сатириком по преимуществу, о чем свидетельствует его творческое наследие. Писатель и сам сознавал себя прежде всего сатириком, хотя, конечно, среди его произведений далеко не все являются сапфическими. Рассказы, очерки и фельетоны писателя 20-х годов носят в большинстве своем сатирическую направленность. Сатирические по своему обличительному пафосу повести «Дьяволнада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Весьма значительно место сатиры в булгаковской драма1ургии: три из десяти оригинальных пьес его являются комедиями: «Зойкша квартира», «Багровый остров», «Иван Васильевич». В других комедийные мотивы (персонажи, ситуации, диалоги, реплики) весьма заметны и существенны, особенно это касается таких произведений, как «Дни Турбиных», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Кабала святош».

Сатира выступает семантически важным компонентом целостной эпической системы уже в первом романе Ъутахова «Белая гвардия». Сатирическое, или шире, комическое начало, в этом романе и в пьесах приводит к появлению жанровых форм, в которых оно получает большое идейно-художественное значение. Комическое дополняет драматическую ипостась созданной писателем клхгнны мира в период социальных катаклизмов, тфидает ей стереоскопичность и полноту, а также является в какой-то мере формой авторского контроля и самокорректировки (тут на первый план выступает, в частности, ирония). Насмешливый тон повествования, переходящий в иронию, свойственен роману «Жизнь господина де Мольд) а>>, что, разумеется, не исключает драматических ил •трагических' моментЬв. «Записки поколника>Р (<<�Тёатрш!ьЖ1йроман») т.

CG 1УЗО. J u l № содержат сатирическое описание быта и нравов литературной среды, уклада Независимого театра, за которыми ощущается обстановка тоталигфного режима, установившегося в стране в середине 30-х годов. Использование литературной маски (ведет записки наивный и доверчивый Максудов, начинаюпщй писатель) придает кфтинам действительности остроту и пронзительность. Широкий спектр комического представлен в романе «Мастер и Маргарита» с целью осмеяния результатов большевистского социального эксперимента, показаНравственной ущербности, бездфносги, лицемерия лито) аторов и деятелей искусства, обслуживающих правящий режим, создающих ему привлекательный облик. Пщюдия и ирония, открытый фарс и тфиемы балаганного театра, гротеск и фантастика, карнавализация и каламбур используются в смеховой игре, которая удивляет многоаспекгаостью, неожиданностью переходов от одной комической тональности к другой.

Булгаков воспривимжтся как писатель-сатирик, хотя, разумеется, среди его произведений далеко не все являются сатирическими, поэтому вполне логичны и иные взгляды. Сам писатель относился к себе как к сатирику прежде всего. В тгасьме Правительству СССР (1930к) писатель приводит заметку из журнала «Книгоноша» за 1925 год, в которой говорилось: «М.Булгаков хочет стать сагтириком нашей эпохи». И затем со всей уверенностью заявляет: «Увы, глагол хотеть напрасно взят в настоящем времени. Его следует перевести в плюсквамперфектум: М. Булгаков стал сатириком, и как раз в то время, когда никакая тгастоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима» (У, с.447)'.

Произведения Булгакова подвергались ожесточенным' нападкам со стороны о-фанительной критики, запрещались, большая часть не была напечатана при жизни писателя. Его обвиняли вЛ клевете, искажетши жизненной правды, легковесности, подобного рода обвинения встречаются и до СНХ пор. Различно и отношение к сатире Булгакова у литературоведов: понимание ее пафоса, направленности, приемов и форм осмеяния, оценка того или иного произведения, образа. Во многих работах о Булгакове так или иначе затрагивается вопрос о сатире в его творчестве, высказаны интересные соображения о ее своеоЛазии, верные суждения о принципах сатирического изображения действительности в произведениях писателя, наблюдения над их художеспвенными особенностями. Очевидно, что.

1. Цитаты из произведений М. Булгакова приводятся по изданию: М. А. Булгаков. Собр. соч.: В 5 т.-М.: Художественная Литера1ура, 1989;1990. Указания на источник даются в тексте (том обозначается римскими, страницы — арабскими цифрами). булгаковедение достигло уже значительных результатов, научная мысль успешно продвигается и в освоении сатиры писателя, а поэтому появилась возможность основательно заняться изучением эстетики и. поэтики сатирического творчества Булгакова.

В предлагаемой монофафии пойдет речь о формировании и развитии сатиры в творчестве Булгакова. Анализируя целиком сатирические произведения тгасателя или такие, в которых сатира занимает весьма существенное место, автор стремится тфоследить становление сатиры Булгакюва, уяснить ее характерные особенности в произведениях различных жанров, представить ее как оригинальную художественно-эстетическую систему в контексте русской сатиры XIX — первой половины XX веков. Автор ставил своей задачей проанализировать ттроцесс развития и обогащения творческой манеры Булгакова-сатирика, генеалогию его основных типов, образов, мотивов, жанровых разновидностей с тем, чтобы охарактеризовать важнейшие принципы булгаковской сатиры. Эволюцию творческой манеры Булгакова-сатирика отфеделяли многие факторы, которые учитываются в совокупности и взаимной обусловленности и изменяемости во времени: мировоззренце и жизненный опыт, политическая и общественная обстановка в стране, цензурные и биографические условия литературной деятельности, растущее мастерство художника. Поставленная задача определила и методику исследования. Произведения писателя рассматриваются с точки зрения их роли и значения в художественно-эстетической системе сатирика, выявления того нового, что они вносили в развитие проблематики и поэтики сатиры Булгакова.

Содержание творческого наследия Булгакова-сатирика обусловило структуру и композшцпо данного исследования. Монография делится на три раздела: «М.Булгаков — продолжатель традиций русской классической сатиры» (глава 3), «Сатира М. Булгакова» (глава 4), «М.Бул1Жов и русская сатира первой половины XX века» (глава 5). Первому разделу гфедшествуют две небольшие главы, содержащие изложение некоторых проблем теории сагары (глава 1) и 1фаткий обзор литературоведческих работ о сатире Булгакова (глава 2). Завершает монографию глава «Сатира М. Буптакова как художественно-эстетическая система» (глава б) и библиография.

1. Любимова Т. Б. Комическое, его виды и жанры. — М.: Знание, 1990.

2. Карасев Л. В. Парадокс о смехе. Вопросы философии. -1989. № 5. -С.47−65.

3. Гегель Г. В. Ф. Разложение классической формы искусства // Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1969. .Т.2. — С.213−227.

4. Белинский В. Г. Русская литература в 1841 году // Собр. соч.: В 9 т. -М.: Художественная литература, 1979. — т. 4. — С.276−339,.

5. Черньштевский Н. Г. Возвышенное и комическое // Избранные эстетические произведения. М.: Искусство, 1978. — С:256−302.

6. Гегель Г. В. Ф. Способы научного изучения красоты и художественного творчества // Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968. — т.1 — С.20−29.

7. Твен М. Таинственный незнакомец // Собр.соч.: В 12 т. М.: Гослитиздат, 1961. — т. 9. — С.573−664.

8. Ершов Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (от эшпраммы до романа). Л.: Наука, 1977.

9. Цит. по: Гудкова В. Истоки. Критические дискуссии по поводу творчества М. А. Булгакова: от 1920;х к 1980;м // Литературное обозрение. -1991. № 5. — С. З-10.

10. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Советский писатель, 1983.

11. Лаипин В. Я. О ттрозе Михаила Булгакова и о нем самом // Вторая встреча: Воспоминания и встречи. М.: Советский ггасатель, 1984. -С.257−353.

12. Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М.: Московский рабочий, 1989.

13. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1991.

14. СОКОЛОВ Б. В. Михаил Булгаков (100 лет со дня рождения).- М.: Знание, 1991.

15. СОКОЛОВ Б. В. Булгаковская энциклопедия.- М.: Локид, Миф, 1996:

16. Чудакова М. «И книги, книги.» М. А. Булгаков // «Они питали мою музу.». Книги в жизни и твочестве гатсателей. М.: Книга, 1986. -0.219−247.

17. Бэлза И. Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере произведений М.А.Булгакова) // Контекст -1980. М.: Наука, 1981. — С.227−246.

18. Чудакова М. О. Гоголь и Булгаков // Н. В. Гоголь: история и современность. К 175-летию со дня рождения. М.: Наука, 1985. -С.356−372.

19. Чудакова М. О. Булгаков и Гоголь // Русская речь. 1979. — № 2. — С, 38−48, № 3. — С. 55−59.

20. В. А Чеботарева. О гоголевских традшщях в прозе Михаила Булгакова // Русская литература. 1984. — № 1. — С. 166−176.

21. Фролова С. Г. Повести М.А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца») и гоголевская литературная традиция // Художественное творчество и литературный процесс. Томск.: Изд. Томского ун-та, 1982. — Вып.З. -С, 28−40,.

22. Солоухтша О. Образ художника и время // Традиции русской литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. -1987.-№ 3.-0.173−181.

23. Машинский СИ. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971.

24. Белинский В. Г. Горе от ума. Сочинение А. С. Грибоедова // Собр.соч.: В 9 т. М.: Художественная литерат5ра.-1977. -т.2. — С.182−242.

25. Манн Ю. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. — М. — Художественная литература, 1988.

26. Д.Николаев. Сатира Гоголя. -М.: Художественная литература, 1984.

27. Клейман Р. Я. Мениппейные традиции и реминисценции Достоевского в повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Достоевский. Материалы и исследования.- Л.: Наука, 1991. Вып. 9. — С. 224−230.

28. Кашина В. Эстетика Ф. М. Достоевского. Изд. 2-е. — М.: Высшая школа, 1989.

29. Цит. по: Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила, Булгакова. М.: Книга, 1988.

30. Николаев Д. Смех Салтыкова-Щедрина, Очерки саткрической поэтики. М.: Советский писатель, 1988.

31. Бушмин A.C. Сатира Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1959.

32. Бушмин A.C. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. -Л.: Наука, 1984.

33. Булгаков Михаил. Под пятой / Мой дневник. М.: Правда, 1990.

34. Бушмин A.C. Художественный мир Салтыкова-Щедфина. Л.: Наука, 1987.

35. Ефимов А. И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М.: Изд. МГУ, 1953.

36. К. Паустовский. Булгаков// Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988. — С.93−108.

37. Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса (М.Булгаков и «Сатирикон») // Вопросы литературы. -1991. № 5. — С. 3−34.

38. Цит. по: Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988,.

39. Спиридонова (Евстигнеева) Л. А: Русская сатирическая литература начала XX века. М: Наука, 1977,.

40. Л, Е, Белозерская-Булгакова, Воспоминания М.: Художестветшая литература, 1990.

41. Каверин В. Заметки о драматургии Булгакова. // Театр.- 1956. № 10. -С.69−73.

42. Скюзников В. Козьма Прутков. // Сочинения Козьмы Пруткова. М, — Правда, 1986.-С.5−22.

43. Д1Лавич Анджей. Михаил Булгаков как классик // Михаил Булгаковклассик и новатор. Париж, 1993. — С. 233−239.

44. Кухта Е. Сатирический театр фельетонов М. Булгакова в «Гудке» // М. А. Булгаков щтаматург и художественная культура его времени, — Л.: СТД, 1988.-С. 246−253.

45. Аншнский Л. Булгаков времен «Гудка» и «Бузотера» // Знамя. 1986. -№ 5.-С.238−240.бГНанег. Edytiie. BulgacoVs Накануне Feulletons // Загшски русской акаиемической группы в США. New York, 1991. — т. XXIV. — С.3−19.

46. Бахгин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. — М.: Художестаення литература, 1972.

47. Петрова Н, В, Творчество М. А, Булгакова в 20-е годы (жанровые искания писателя и становление художественного метода): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук,-Л" 1982.

48. Слонимский А. Л. Техтшка комического у Гоголя Пг.: Acadeini3,1923.

49. Крепс М, Техника комического у Зощенко, Benson, Vennont, 1986.

50. Чудакова М. Поэтика Михаила Зощенко. М.: Наука, 1979.

51. Лашшн В. Я. Мир Михаила Булгакова //Булгаков М. А. Собр. соч,: В 5 т, — М: Художественная литература, 1989. т.1. — С.5−68.

52. Ер1иов Л. Ф. Сатира и современность. М.: Совремешплс, 1978.

53. Кройчик Л. Любя человека // Русская советская сатирическая повесть 20-х годов. Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1989. — С. 3−30.

54. Боровков С. Г. Светлая личности (сатирическая повесть 20-х годов) // Замерзшие слова. Сватов: Приволжское книжное издательство, 1991.-С.150−171.

55. БЛинов В. И. Алексей Толстой и его «эмигрантский цикл» // Толстой Алексей. Эмигранты. Повести и рассказы. М.: Правда, 1982. — С.539−549.

56. Старков А. Михаил Зощенко. Судьба художника, М.: (Советский писатель, 1990.

57. Ершов Л. Ф. Из истории советской сатиры / М. Зощенко и сатирическая проза 20−40-х годов. Л.: Наука, 1973.

58. Яновская Л. М. Почему вы пишите смешно? / Об И. Ильфе и Е. Петрове, их жизни и их юморе. М.: Наука, 1969.

59. Борисов Ю. С. Политическое развитие страны. Свертывание демократии и ею последствия // Преподавание историй в школе. 1989. — № 1. — С.8−20.

60. Сахаров В. Сатира молодого Булгакова // Михаил Булгаков. Ханский огонь / Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1988. -С.3−14.

61. Цит. по: Чудакова М Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1989.

62. Шаргородский С. Собачье сердце, или чудовищная история // Литературное обозрение. -1991. № 5. — С. 87−92.

63. Фуссо Сюзанна. «Собачье сердце» неуспех превращения // Литературное обозрение. -1991. — № 5. — С: 29−34.

64. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе// Очерки исторической позтгики. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. — С. 121−290.

65. Го15лбков С. А. Мир сатирического произведения: Учебное пособие по спецкурсу. Самара: Изд. Саратовского ун-та. Самарский филиал, 1991.

66. НИНОВ А. Михаил Булгаков и современность //Звезда. 1990. — № 5. — С. 153−161.

67. Менглинова Л. Б. Принцип сатирического обобщения в повести М. Булгакова «Дьяволиада» // Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Изд. Томского ун-та, 1985. — Вып. УП. -С.127−141.

68. ДЖанапшя Л. Г. Формы художественной условности в русской прозе 20-х годов (АГрин, М. Булгаков, Е. Замятин): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1996.

69. Менглинова Л. Б. Гротеск в повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» // Художественное творчество литературный процесс. Томск: Изд. Томского ун-та, 1988.-Вып. УШ. — С. 72−87.

70. Сахновский-Панкеев В. А. Булгаков // Очерки истории русской советской драматургии 1934;1945 годов. Л.: Искусство, 1966. — т. 2. -С.122−143.

71. Дашевская О. А. Библейское начало в драматургии М. Булгакова («Бег», «Адам и Ева») // Творчество Михаила Булгакова. Томск: Изд. Томского ун-та, 1991. — С.115−129.

72. Кораблев, А Вреш и вечность в пьесах М. Булгакова // М. Булгаковдраматург и художественная культура его времени. Л.: СТД, 1988. -С.39−56.

73. Таларченко Анна. Драматургическое новаторство Михаила Булгакова// Русская литература. -1991. № 1. — С.46−67.

74. НИИОВ A.A. Михаил Булгаков и советская художественная тдглыура// Скюзь 30 лет. Проблемы. Портреты. Поэтика. Л.: Советский писетель, 1987. — С. 422−437.

75. См"лянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова // Булгаков М. А. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1990. — т.З. — С.573−609.

76. Киселев H.H. Комедии Михаила Булгакова «Зойкина квартира» и «Бафовый остров» // Проблемы метода и жанра.- Томск.: Издательство Томского ун-та, 1974. Вып.2. — Т.252. — С.75−87.

77. Гудкова В. «Зойкина квартира» М. А. Булгакова // М. А. Булгаковдраматург и художественная культура его времени Л.: СТД, 1988. -С.96−124.

78. Фролов В. Сатирический театр Михаила Булгакова // Очерки советской комедиографии (1918;1986) М.: Советский писатель, 1988. — с.127−150.

79. Рудницкий К. Михат Булгаков // Вогфосы театра. М.:ВТО, 1966. — № 2.-С. 124−146.

80. Киселев H.H. М. Буягаков и В. Маяковский («Бдаровый остров» и «Баня») // Творчество Михаила Булгакова. Томск.: Изд. Томского унта. • 1991 .-С. 139−156.

81. Нинов А. Легенда «Багрового острова» // Нева. -1985. № 5. — С. 171 192,.

82. Бабичева Ю. Фантастическая дилогия М. Булгакова («Блаженство» и «Ишт Васильевич») // М. А. Булгаков драматург и художественная iQfflbTypa его времени. — Л.: СТД, 1988. — С.125−139.

83. Смирнова В. В. Михаил Булгаков драматург // Книги и судьбы: Статьи и BocnoMifflaiHia — M.: Советский писатель, 1968. — С.27−49.

84. Каверин В. Личность Булгакова//Театр.-1987.-№ 9.-С. 159-Г161.

85. Каверин В. Заметки о драматургии Булгакова // М.Булгаков. Драмы и комедии-М.: Искусство, 1965. С.3−18,.

86. Милн Лесли, Михаил Булгаков драматург в современном мире // Мишш Булгаков: «Этот мир мой». — СПб: Библиотека санкт-петербургского булгаковского литературно-театрального общества, 1993;Т1.-С. 5−21.

87. Нинов А. Михаил Булгаков и театральное движение 1920;х годов // БужаковМ.А. Пьесы 1920;х годов. Л.: Искусство,-1989. — С. 4−32.

88. Цит. по: Фролов В. Муза пламенной сатиры. Очерки советской комедиографии (1918;1986). М.: Советский писатель, 1988.

89. Бабичева Ю. В. Свобода творчества и бессудная власть («1Сабала святош» М. Булгакова) // Творчество Михаила Булгакова. Томск: Изд. Томского ун-та 1991. — ?.79−91.

90. Цит. по: Смелянский А. Михаил Булгакой в Художественном театре. Изд. 2-е.-М.: Искусство, 1989. '.

91. Бабичева Ю. В. Комедия плодия М. Булгакова «Багровый остров» // Жанры в историко-литературном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. — Вологда, 1985. — С. 123−147.

92. Филатова А. И. «Багровый остров» М. Булгакова: от памфлета к комедии-гротеску // Творчество М.Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. — СПб: Наука, 1995, — Кн.З. — €-35−49.

93. Киселев H.H. Художественное восприятие 'и жанровое движение драматургии // Художественное творчество и литературный процесс. -Тоыск.: Томский гос. ун-т, 1982. вып.З.- С.8−14.

94. Каверин В. Сны наяву // Звезда.- 1976. № 12. — С. 185−191.

95. Бузник ВВ. Возвращеште к себе. О роМане М. А. Булгакова «Белая гвардия» // Литература в школе. -1998. -№ 1- С.43−54.

96. Немцев В. И. Становление Булгакова романиста.' - Самара: Изд. Сватовского ун-та, Самарский филиал, 1991.

97. Спендель де Вгфда Д. Сон как эЛёметгт в11утренней логики в произведениях М. Булгакова // MiAБулгаков-драматург и художественная культура его времени. Л.:-еТД, 1988. — С. 304−311.

98. Круговой Г. О бунте и измене на корабЛЛСаардаМского Плотника (о романе Михаила Булгакова «Белая гйардия») // ЗапИски русской академической группы в США. New York, i99l—i ХХ1У. — C.21−42.

99. Яблоков E.A. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М.: Языки русской культуры, 1997.

100. Гуткина Н. Д. Русская история как «известный порядок вещей». 1Цвдринские традиции в «Белой гвардии» М. Булгакова // Русская словесность.-1998.-№ 1. С.22−26.

101. Сахаров Вс. Береги честь смолоду (к семидесягиЯетию романа Михаила Булгакова «Белая гвардия») Молодая гвардия. -1995. — № 9. -С.228−246.

102. Каганская Майя. Белое и красное // Литературное обозрение. 1991. -№ 5.-С.93−99.

103. Кузякина Н. Михаил Булгаков и Демьян Бедный // М. А. Булгаковдраматург и художественная культура его времениЛ.: СТД, 1988. -С.392 410.

104. Соловьев Вл. Человек и его миры / Михаил Булгаков. «Театральный роман» // Новый мир -1965 № 8 // Звезда, — 1966, — № 3, — С, 213−215,.

105. Смелянский А. «Зашски покойника. Театральный роман» (коимевтарий) // Булгаков М. А. Собр.соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, 1990. — т.4. — С.662−680.

106. Воздвиженский В. Путь Булгакова и его истолкователи// Вопросы лнврагуры. -1984.-№ 10. С.203−213.

107. Михайлов О. О прозе Булгакова // Сибирсше огни. 1967. — № 9. -С.183−186.

108. Вулис А. Послесловие к 1 части «Мастера и МЛгариты» //Москва. -1966.-№ 11.-С.127−130.

109. Виноградов И. Завещание мастера // Вопросы литературы. 1968. -№ 6.-С.43−75.

110. Яесскис Г. А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР / серия язьжа и литературы. -1979. т.38. — № 1. — С.52−59.

111. Левина Л. А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. — № 1. — С.12−23.

112. Жолковский А. К. Попытки «зависти» у Мандельштама и Булгакова // Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука, 1994. — С. 147−171.

113. Арсланов В. За что казнил Михаил Булгаков Михаила Александровича Берлиоза? // Вотфосы литературы. 1989. — № 8. -С.115−147.

114. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Мгфгарига». М.: Художественная литература, 1991.

115. Утехин Н. П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Современный советский роман / Философские аспекты. Л.: Наука, 1979. — С. 194−224.

116. Скалой Н. Р. Русская философская проза 20−30-х годов XX века: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук.-М., 1995.

117. Палиевский П. В. Последняя книга М. Булгакова // Литература и теорш. Изд: 2-е. — М.: Современник, 1978. — С.257−266.

118. Симонов К. О трех романах Михаила Булгакова // Сегодня и давно. -М.: Советский писатель, 1978: С.263−270.

119. Проффрер Эллендеа. Художник и власть. По страницам романа «Мастер и Маргарита» // Иностранная литература. -1991. К" 5. — С.212−222.

120. Каверин В. Заметки о Булгакове // Каверин В. Избранные произведения: В 2 т. М.: Художественная литература. — т.2. — С.634−646.

121. Миллиор Е. Мир наоборот*// Литературное обозрение. 1991. — № 5. -С64−65.

122. Шиндель А. Пятое измерение // Знамя. -1991. № 5. — с.193−208.

123. Яблоков А. Е. «Я часть той силы» (Этическая проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Русская литература.-1988. № 2. -С.3−31.

124. Манн Ю. О гротеске в литературе. М.: Советский писатель, 1966.

125. Менглинова Л. Б. Гротеск в романе М-Булгйсова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михгйла Булгакова. Томск: Изд. Томского ун-та, 1991.-С.49−78.

126. Симонов К. Предисловие к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. -1966. -№ 11. С.3−7.

127. Белая В. В, Лексико-семантические и функциональные особенности антропонимики М. А. Булгакова (на материале романа «Мастер и Марглита») //Филологические Науки. 1990. -№ 5. — С.103−110.

128. Покровский Б. О чем беседовал Воланд с Берлиозом. Философские проблемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Записки русской академической группы в США. New York, 1991. -T.XXIY — С.143−162.

129. Луначарский А. В. Будем смеяться // Луначарский АВ. Собр.соч.: В 8 т. М.: Художественная литература, 1963. — т.З. — С.76−79.

130. Замятин Е. И. Я боюсь. // Замятин Е. И. Избранные произведения: В 2 т М.- Художественная литература, 1990. — т2. — С.348−352.

131. Первый Всесоюзный съезд советских писателей / Стенографический отчет.-М.:ГИХЛ, 1934.

132. Примочкина Н, Писатель и власть. М.- Горький в литературном движении 20-х годов. М.: ?ОСПЭВ, 1996. ,.

133. Мегченко А. Современное и вечное //Москва. 1969. — № 1. — С. 198 211.

134. Петровский М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени. Сб.статей. — М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. С.369−391.

135. Яблоков Е. А. Они сошлись. // Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: Диалог сатириков. М.: Художественная литература, 1994. -С.5.56.

136. Михайлов Ал. Мир Маяковского. М.: Современник, 1990.

137. Карабчиевский Юрий. Востфесение Маяковского. М.: Советский писатель, 1990.

138. Петров В. Б. Пьеса М.А. Булгакова «Багровый остров» // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Самара. — Изд. Саратовского ун-та. Самарский филиал, 1996. -С.139−144.

139. Зощенко Михаил. О себе, о критиках и о своей работе // Зощенко Михаил: Статьи и материалы. Л.: Academia, С.8−16.

140. Новиков Вл. О месте Зощенко в русской литературе. Предшественники и последователи от Даниила Заточника до Ыикдша Жванецкого//Литературное обозрение. -1995. -№ 1. С.25−27.

141. Голенищев-Кутузов И. Ирония и Зощенко // Русская словестностъ. -1995.-№ 3.-С. 18−20.

142. Белая Г. Экзистенциальная тфоблематика в творчестве Зощенко. -Литературное обозрение. 1995. — Ksl. — С.4−13.

143. Адамович Г. Михаил Зощенко // Нева. -1994. № 8. — С.304−305.

144. Ходасевич В. Уважаемые фаждане. // Нева. 1994. — № 8. — С. ЗОЗ-304.

145. Томашевский Ю. Возвращение Михаила Зощенко // Зощенко Михаил. Суета сует. М.: Совремешшк, 1993. — С.3−14.

146. Чуковский К. Из воспоминаний. // Вспоминая Михаила Зощенко. -Л.: Художественная литература, 1990. С.29−82.

147. Щеглова Е. Триумф и трагедия Михаила Зощенко // Нева. 1994. -№ 8.-С.258−266.

148. Синявский Андрей. Мифы Михаила Зощенко // Вопросы литературы. 1989.-№ 2.С.50−67.

149. Сарнов Б. Пришествие капитана Лебядкина (случай Зощенко). М.: ПИК Культура, 1993.

150. Шайтанов Игорь. Мастер // Вопросы литературы. 1988, — № 12. -С.32−65.

151. Шайтанов Игорь. О двух именах и об одном десятилетии // Литературное обозрение -1991. -№ 6. С.19−25, Ш 7. — С.4−11.

152. Солженицын А. Из Евгения Замятина. «Литературная коллекция"// Новый мир. -1997.-№ 10. С. 186−201,.

153. Шайтанов И. О. Евгений Замятин и русская литературная традиция. Фрагменты из учебного пособия // Русская словесность. 1998. — № 1. -С. 27−35.

154. Михайлов Олег. Гроссмейстер литературы // Замятин Евгений. Избранное. М.: Правда, 1989. — е. 3−28.

155. Федин Конст. Горький среди нас. Картины литературной жизни. -М.:Молодая гвардия, 1967.

156. Днт. по: Гутерц Анатолий, «Самоубийца» // Театральная жизнь, -1991,-№ 5,-С, 16−18,.

157. Велехов Л, Самый остроумный // Театр. -1990. № 3. — С. 90−96.

158. Свободин А. О Николае Робертовиче Эрдмане // Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1990.-С. 5−18.

159. Шубин Л. Градовская школа философии // Литературное обозреиие. -1 989.-№ 9.-С. 21−26.

160. Верив В. А. Сатиричесжий дебют Андрея Платонова (о повести «Город Градов») // Филологические науки. -1979. Хе 4. С. 11−16.

161. Шубин Л. Сказка про усомнившегося Макара. Андрей Платонов. Опыт сатирической мысли // Литературное обозрение.- 1987. № 8. -С.46−54.

162. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987.

163. Васильев Владимир. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. -Изд. 2-е., испр., доп. М.: Современник, 1990.

164. Корниенко П. Зощенко и Платонов (Встречи в литературе) // Литературное обозрение. 1995. — № 1. — С.47−54.

165. Карасев Л. Смех и стыд у Платонова//Лики смеха.-Человек. -1993.. № 4. С. 168−181, № 5. — С. 144−158.

166. Шубин Л. Горят ли рукописи (или о трудностях диалога писателя с обществом) // Нева. -1988. № 5. — С. 164−178.

167. Агеносов В. «Вор» феномен советского философского романа // Верность человечеству: Нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова. — М.: Наследие, 1992. — С. 53−69.

168. Старикова Е. В. Леонид Леонов. Очерки творчества. М.: Советский писатель, 1972.

169. Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. М.: Советский писатель, 1987.

170. Грознова Н. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Очерки. Л.: Наука, 1982.

171. Ковалев В. В ответе за будущее.- М.: Современник, 1989.

172. Грознова Н. Повесть «Собачье сердце» в литературном контексте. 20-х годов // Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Л.: Наука, 1991 .г КН.1. — С. 45−57.

173. Химич В. Поэтика романов Л. Леонова. Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1989.

174. Лурье Я. С. Михаил Булгаков и авторы «великого комбинатора» // Звезда, -1991.-№ 9. С. 168−174.

175. Сатшак В. Не надо оваций // Вопросы театра. Сборник статей и материалов.-М.: ВТО, 1965. С. 119−127.

176. Лихачев Д. С. Литературный «дед» Остапа Бендера // Литературареальность литература. — Л.: Советский писатель, 1981. — С. 180−186.

177. Молдавский Дм, Возвращаясь к Ильфу и Петрову // Молдавский Дм. Товарищ смех. Л.: Лениздат, 1981. — С. 244−271.

178. Сараскина Л. Ф. Толстоевский против Ф. Достоевского // Октябрь. -1992.-№ 3.-0.187−197.

179. Шенталинский Виталий. Масщ) глазами ГПУ. За кулисами жизни Михаила Булгакова//Новый мир. -1997. № 10. — С. 167−185, № 11. -С. 182−198.

180. Натова Надеада. От текста к сцене: Повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова и се театральная интерпретация // Записки русской академической группы в США. New-York, 1991. — т. XXIV. — С. 43 131.

181. Подколзин Б. Михаил Булгаков: прорыв сквозь «смуту» // Нева. -1 996.-№ 7.-С. 197−203.

182. Дравич Анджей. Булгаков, или пшола отказа // Диалог. 1993. — № 5−6.-С. 64−71.

183. Сергованцев Н. Два самоотречения М. А. Булгакова // Булгаков Михаил. Ранняя проза. М.: Современник, 1990. — С. 3−18.

184. Рассадин Ст. Путь с Голгофы // Диалог. 1993. — № 5−6. — С. 72−80.

185. Акимов В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. М.: Народное образование, 1995.

186. Зощенко Михаил. О комвгаеском в произведениях Чехова// Воттросы литературы. -1967. № 2. — С. 150−155.

187. Набоков Владимир. Николай Гоголь // Новый мир. 1987. — № 4. -С. 173−227.

188. Гегель Г. В. Ф. Претфасное в искусстве, или идеал // Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т., М.: Искусство, 1968. — т. 1. — С. 162−309.

189. Цит. по: Шестаков В. П. Ирония // Шестаков В. П. Эстетические кат"гррии. М.: Искусство, 1983. — С. 227−240.

190. Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. ~ С. 7−71.

191. Платонов А. Общие размьшшетшя о сатире по поводу, однако, частного случая // Литературная Россия. -1964. № 27. — С. 10−11.

192. Нодия Г. О. Человек смеюнщйся в контексте философтш культуры // Философия, культура, чедовек. Тбилиси: Метщиереба, 1988. — С. 4772.

193. Ермолинский Сергей. Михаил Булгаков // Ермолтшркий Сергей. Из записок ратших лет. М.: Искусство. -1990 — С. 18−232.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой