Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса в условиях реформирования экономики: На примере Сахалинской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогностические исследования в области перспектив развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области в долгосрочном периоде (до 2010 года), выполненные с использованием рекомендуемых в настоящей работе методических подходов, показали наличие реальных возможностей становления и развития его в данном регионе и достаточно высокий уровень эффективности реализации предложенной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические аспекты развитая прибрежного рыб" — 13 хозяйственного комплекса
    • 1. 1. Сущность и особенности прибрежного рыбохозяйственного комплекса в 13 условиях реформирования экономики страны
    • 12. Зарубежный опыт в области прибрежного рыбаповст
      • 1. 3. Проблемы в области развитая прибрежного рыбохозяйственного комплек- 39 са и предпосылки их ранения в перспективе
  • Глава 2. Методические основы развития прибрежного рыбохозяйственного 58 комплекса
    • 2. 1. Методические подходы к формированию стратегии развития прибрежного рыбохазяйственного комплекса
    • 22. Методические рекомендации по обоснованию ресурсного обеспечения прибрежного рыбошзяйственного комплекса
      • 2. 3. Методические рекомендации по оценке управленческих решений по разви- 83 таю прибрежного рыбохозяйственного комплекса в условиях неопределенности
  • Глава 3. Перспектвы развитая прибрежного рыбохозяйственного комплекса
  • Сахалинской области
    • 3. 1. Стратегия развития прибрежного рыбохозяйственного комплек
    • 32. Основные направления промышленной политики в области развития прибрежного рыбсжвяйсгаенного комплекса
      • 3. 3. Эффективность развития прибрежного рыбохозяйственного комплек

Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса в условиях реформирования экономики: На примере Сахалинской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из самых острых проблем России является продовольственное обеспечение страны. Важный вклад в решение згой проблемы вносит рыбохозяйетвенный комплекс. Несмотря на существенное снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (с 20,3 кг в 1990 г. до 11,0 кг в 2003 г.), роль последних в питании населения по-прежнему остается значительной: в общем балансе потребления животных белков, включая мясные, молочные продукты и яйца, доля рыбных белков сегодня составляет около 8% (в 1990 г. — около 16%).

Основу функционирования и развития рыбохозяйственного комплекса составляют его производственные ресурсы, в первую очередь водные биоресурсы.

Реформирование экономики страны в последнее тринадцатилетне весьма негативно сказалось на производственных и экономических показателях функционирования рыбохо-зяйственного комплекса В наибольшей степени это отразилось на объемах вылова рыбы и добычи нерыбных объектов промысла и производства товарной продукции в хозяйствах пресноводной и морской аквакультуры (по сравнению с 1990 г. общие объемы вылова океа-ттического рыболовства, во внутренних водоемах России и производства продукции в аква-хозяйсгвах сократились в 2003 г. почто в 2,4 раза). Наблюдаемое резкое сокращение уловов основных массовых видов щцробионтов в исключительной экономической зоне России выдвинуло на передний план решение проблем в области более полного освоения в первую очередь недоиспользуемых и недостаточно изученных объектов промысла К д анной группе следует ошесги и водные биоресурсы прибрежной зоны.

Тенденции развития мирового рыболовства в настоящее время также свид етельствуют о возрастающей роли прибрежного рыболовства в сравнении с океаническим. Это в первую очередь определяется рядом экономических факторов: снижение себестоимости промысла за счет использования более дешевого малого и маломерного флотазначительное сокращение непроизводственных затрат, связанных с переходом в район промыслаболее высокое качество рыбной продукции, произведенной не в судовых условиях, а на береговых предприятиях. Кроме того, оперативная доставка пойманных гидробиошов до потребителей позволяет быстрее возвращать затраченные средства Себестоимость щцробионтов, добытых в прибрежной зоне, значительно ниже пойманных в океане.

Реформы, проводимые в России в последнее тринадцатилетне, в том числе в рыбохо-зяйсгвенном комплексе, не мопти не нанести существенный ущерб и развитию прибрежного рыболовства, а также обслуживающему его рыбохозяйсгвенному комплексу. Так, на побережье мерей были закрыты не только отдельные добывающие и обрабатывающие предприятия отрасли, но и целые поселки, где они размещались. Характерной чертой большинства оставшихся предприятий является: тяжелое финансовое состояние, низкая эффективность труд, а и производства из-за физически изношенных и морал ьно устаревших основных производственных фондов. Этому способствовали неразвитость финансовой системы в прибрежных регионах, а также высокий уровень платы за пользование кредитами, необходимыми предприятиям для пополнения оборотных средств и обновления основных производственных фондов. До настоящего времени остаются не урегулированньтми само понятие прибрежного рыболовства, рыбохозяйсгвенного комплекса и ряд нормативных правовых вопросов по эксплуатации водных биоресурсов прибрежной зоны. Ориентация на океаническое рыболовство привела к тому, что в отрасли недостаточно уделялось внимание изучению состояния водных биоресурсов прибрежных районов, разработке эффективных орудий лова и способов добычи гидробионтов. Такие исследования были начаты лишь в последние годы. Однако они до сих пор развернуты недостаточно.

Эффективность прибрежного рыболовства во многом зависит от определения реальных объектов изъятия водных биоресурсов и закрепления их за пользователями на долговременной основе. Серьезный отпечаток накладывает и тог факт, что основная масса предприятий прибрежного рыболовства имеет градообразующий характер, что вызывает необходимость содержания социальной инфраструктуры. Как известно, развитие прибрежного рыболовства в зарубежных странах сопровождается существенной поддержкой государства, которое заинтересовано в сохранении и увеличении рабочих мест и повышении уровня занятости населения своих окраинных территорий. Россия же в последнее время, к сожалению, не только не проводила аналогичную политику, но принимала ряд мер, которые существенно ухудшали условия развития отечественного рыболовства, в том числе прибрежного (например, введение аукционов по продаже квот на вылов и всеобщей платности за водные биоресурсы). Это создавало неравные конкурентные условия для бизнеса не только в российской экономике, но и на внешнем рынке. Следует иметь в виду, что запасы гидробионтов в прибрежных зонах морей не очень велики (в целом объемы возможного изъятая водных биоресурсов в прибрежных зонах морей, прилегающих к России, составляют около 10% общих уловов в них) и ограничены по объемам юьягия. Поэтому одним из приоритетных направлений здесь должно явиться развитие промышленной марикультуры.

Несомненно, развитое прибрежного рыболовства возможно только при условии комплексного решения указанных выше проблем, в том числе в области рационального использования водных биоресурсов, обеспечения прибрежного рыболовства соответствующим промысловым флотом, развития производственных основных структур (обрабатывающих производств, холодильных емкостей) и инфраструктуры (портового хозяйства, судостроения, судоремонта, тарных и сетеснастных предприятий), а также проблем, связанных с поставками рыбной продукции на внутренний рынок, в т. ч. в крупные населенные пункты, административные и промышленные центры страны. Потребление рыбных продуктов местным населением несколько ограничено в объемах. Остро стоит вопрос по доставке рыбных товаров, причем в сжатые сроки, на внутренний рынок России, в другие регионы страны. В этой связи необходимо предусмотреть создание мобильных обрабатывающих комплексов с соответствующими холодильными емкостями с целью глубокой переработки гидробионтов и производства рыбной муки.

Предстоит уделить серьезное внимание и экономическим проблемам. Несомненно, работа ряда производственных объектов, расположенных в прибрежной зоне, будет иметь незначительный уровень рентабельности. Некоторым подтверждением этого служит и мировой опыт. Во многих странах эта подотрасль рыбной промышленности и хозяйства сегодня является убыточной. Организация определенной поддержки государством обусловлена в основном социальными целями. При этом необходимо учитывать и значительную потребность в инвестициях, связанных с возрождением рыбацких поселений, развитием производственной и социальной инфраструктур в прибрежных районах.

В условиях масштабности современных объектов и систем управления ими, определяющих повышение инерционности их развития и значительного увеличения затрат времени и средств на устранение ошибок управляющих воздействий, динамичности процессов развития современных объектов управления, требующей осуществления управления ими с ориентацией на будущее с целью упреждения изменения состояния ихзначительной неопределенности состояния юдных биоресурсов и других факторов, оказывающих существенное влияние на формирование в будущем социальных, экономических, научно-технических и политических процессов, значительно сложно осуществлял, эффективное управление экономическими процессами на всех уровнях управления.

Чтобы развигие в будущем было более эффективным, чтобы не оказаться в плену инерции сложной системы, к которой относится и прибрежный рыбохозяйстееттый комплекс, управление экономикой в настоящем времени должно исходить из определенных целей будущего. Все это требует соответствующего предвидения последствий от принимаемых в настоящее время решений и определения перспектив развития общ ественных потребностей и экономики на длительную перспективу. Именно разработка прогнозов позволяет в процессе управления значительно уменьшить воздействие экономических факторов неопределенности. При этом, чем выше уровень прогнозирования процессов развития, тем эффективнее будет в целом управление этими процессами. Это особенно актуально сегодня, когда цена потенциального ущерба для общества принятия необоснованных решений многократно возрастает.

В условиях становления и развития рыночных отношений прогнозы, представляющие собой предвидение развития процессов и явлений на будущее или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления, приобретают особое значение.

Масштаб проблем, стоящих перед прибрежным рыбохозяйственным комплексом страны, его общегосударственное значение обуславливают необходимость объединения усилий предприятий отрасли, администраций субъектов Российской Федерации и федеральных органов управления в рамках соответствующих программных документов.

Ограниченные возможности участия федерального бюджета в финансовой поддержке мероприятий, осуществляем ых в рамках долгосрочных программ прибрежного рыбохозяй-сгеенного комплекса, усиливают необходимость целевого использования средств государственной поддержки и актуальность увеличения собственного инвестиционного потенциала комплекса.

Основными аргументами в пользу использования программнощелевого подхода к определению перспектив прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса служат.

• народнохозяйственное значение прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса в составе экономики отрасли, АПК, регионов страныучет федеральных и региональных интересов при постановке цепей и отборе задач по их реализации;

• необходимость согласования в рамках ед иного программного документа утвержденных Правительстве"! РФ программных мероприятий, натравленных на повышение эффективности экономики отрасли;

• многофункциональный характер, различие по составу исполнителей, сложность управления намечаемыми мероприятиями;

• требования к наиболее рациональному использованию средств государственного бюджета, финансовых ресурсов регионов, иностранных инвесторов и других источников для решения системы общефедеральных и региональных задач по развитию прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса отрасли, а также максимальному привлечению собственных и заемных средств предприятий;

• продолжительный период решения проблем, обусловленный большим объемом работ и ограниченностью ресурсов;

• целесообразность управления реализацией комплекса хозяйственных решений.

Результаты анализа функционирования прибрежных рыбохозяйсгвенных комплексов в регионах России, зарубежный опыт в развтии их позволили выявить проблемы в области становления и развития прибрежных рыбохозяйсгвенных комплексов и определить предпосылки их решения в будущем.

Формирование и развитие рыночных отношений в рыбохозяйствештом комплексе России требуют надежного научного обеспечения, комплексных исследований направлений развития экономики отрасли, уточнения, дополнения и переосмысления понятийного аппарата, методов и средств оценки развития всех хозяйствующих структур, в том числе региональных прибрежных рыбохозяйсгвенных комплексов в перспективе.

Отсутствие теоретических и методических разработок-по развитию прибрежных рыбохозяйсгвенных комплексов в России, в том числе в области формирования стратегии его развития, обоснования потребностей в произюдсгвенных ресурсах, оценки эффектив1юсги программных мероприятий и определения рисков их реализации, не позволяют сегодня проводить единую промышленную политику как на федеральном, так и региональном и местном уровнях в области развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса страны с учетом региональных особенностей.

Таким образом, актуальность расширения и углубления исследований в области три/т брежного рыбохозяйственного комплекса определена важностью решаемых отраслевых задач и народнохозяйственной результативностью указанных научных исследований и разработок, обусловленных:

• повышением эффективности государственного управления водными биоресурсами, в том числе прибрежной зоны России;

• увеличением производства продукции и расширением поставок рыбных товаров на внутренний рынок, в том числе местный;

• снижением и стабилизацией уровня безработицы в рыбохозяйственном комплексе России, и в первую очередь в прибрежных районах России (Дальнего Востока и европейского Севера);

• увеличением поступления средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Неразработанность ряда этих вопросов для условий реформирования экономики, важность и актуальность разработки методических основ и практических рекомендаций по реализации стратегии прибрежных рыбохозяйственных комплексов с целью социально-экономического и научного — технического развития для надежного функционирования их в условиях рынка и предопределили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью работы является изучение и развитие теоретических и методических основ функционирования прибрежного рыбохозяйствеш юго комплекса с учетом особенностей его развития в новых условияхобоснование основных направлений развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса в перспективе.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решены следующие задачи:

• изучены и уточнены сущность и особенности прибрежного рыбохозяйственного комплекса в условиях реформирования экономики страны;

• исследован, обобщен и разработан методический инструментарий по формированию стратегии развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса, обоснованию потребносгей его в прогаводственньк ресурсах и оценке эффективности принятия управленческих решений в условиях неопределенности;

• проанализировано современное состояние прибрежного рыбохозяйственного комплекса страны и место в нем прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области;

• исследованы проблемы развития прибрежного ры бохозяйственного комплекса и определены предпосылки их решения в перспективе;

• сформирована стратегия развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса страны в перспективе;

•определены основные направления развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области в перспективе;

•обосновано ресурсное обеспечение развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области;

• определена эффективность развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области в перспективе;

• осуществлена оценка влияния рисков на результативность развитая прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области в перспективе.

Предметом исследования явились методические и практические аспекты, связанные с функционированием и развитием прибрежного рыбохозяйственного комплекса.

В качестве объекта исследования выбрана деятельность прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области.

Теоретической и методологической основой исследования явились: концепция развития рыночных отношений, представленная в трудах отечественных и зарубежных ученых по общетеоретическим проблемам в области управления экономикой как в целом страны, отрасли, так и отдельных регионовобщая теория статистикиметодические и инструктивные документы законодательных и исполнительных органов Российской Федерации и её субъектовметодические разработки отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. В процессе исследования были широко использованы: эко-номиксклатистические группировки, методы сравнительного и логического анализа, изучения статистических выборо&и динамических рядов, экспертных методов, методик эмперического исследования (наблюдение, сравнение), монографических изучений, сценарного подхода к обоснованию направлений развития, а также теоретические и методические положения в области экономией и управления отраслью, нашедшие отражение в труд ах ученых рыбохозяйственной науки.

Информационную основу исследования составили материалы федеральных, региональных и местных статистических органов, научно-технических организаций, производственных структур рыбной промышленности и хозяйства, а также отечественные и зарубежные источники и материалы научно-технических совещаний и конференций по исследуемым вопросам, собственные исследования автора.

Нормативной правовой базой исследования являются законы Российской Федерации, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные документы федерального и регионального уровней в области развитая рыбной промышленности и хозяйства, в том числе прибрежного рыбохозяйственного комплекса, опубликованные в период 1991;2003 гг.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в отрасли впервые проведено комплексное обобщение и разработка теоретических, методических и практических основ развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса с учетом его отраслевых и региональных особенностей на современном этапе в условиях формирования и развития рыночных отношений.

К числу основных результатов, определяющих научную новизну исследования, относятся:

• сформулирован и уточнен понятийный аппарат' в области прибрежного рыбохозяйственного комплекса с учетом отраслевых и региональных особенностей;

• сформулирован методический подход к разработке стратегии развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса;

• разработаны методические положения по обоснованию потребности прибрежного рыбохозяйственного комплекса в производственных ресурсах на перспективу,.

• разработаны методические рекомендации по учету влияния факторов рисков и неопределенности при принятии ранений по развитию прибрежного рыбохозяйственного комплекса в перспективе;

• обоснованы основные направления развитая прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области в перспективе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный методический инструментарий позволяет создать единый подход к формированию социальной, экономической и научно-технической политики в области развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса на перспективу, призванных соединить воедино вопросы развития и размещения предприятий прибрежного рыбохозяйственного комплекса в производственно-технологической и региональной увязке, а также на практике осуществлять формирование единой стратегии развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса и на её основе разработку программных документов по его развитию в перспективе.

Являясь комплексным исследованием нынешней деятельности и развития в перспективе прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области, его результаты могут бьпъ использованы при подготовке Программы развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на период до 2020 года, для формирования единой стратегии развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса России в долгосрочной перспективе, Отраслевой программы развития рыбохозяйственного комплекса России на период до 2020 года.

Методические материалы, разработанные в процессе данного исследования, могут быть использованы при подготовке специалистов с высшим образованием в области экономики и управления, будут полезны так"®для работников рыбохозяйсгвенных ттреддриятий, бизнесменов, преподавателей и аспирантов.

Апробащш результатов исследования. Разработанные в процессе исследования теоретические, методические и практические основы развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса были апробированы автором при подготовке Программы развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области в период до 2010 года (1998г.- 2000 г.), при формировании нфмативно-мегодического обеспечения разработки отраслевой программы развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса России в период до 2010 года (2002 г.).

Результаты исследования были обсуждены и получили положительную оценку на: Всероссийской i гаучно-пракгаческой конференции «Экономические проблемы развития рыбного хозяйства России» (Москва, 2002 г.) — совещаниях администрации Сахалинской областа (Южно-Сахалинск, 2002;2004гг.) — Всероссийской научночпракгической конференции «Экономические проблемы развития рыбного хозяйства России в свете реализации Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года» (2004г.) — расширенном коллоквиуме отделов ВНИЭРХ (Москва, 2004 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 шумных работ общим объемом 16,7 пл., из них 6,8 пл. принадлежат лично автору.

Основные положения, выносимые на зашщу:

• сущность и особенности прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса в условиях реформирования экономики страны;

• методический подход к разработке стратегии развития прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса в перспективе;

• методические положения по обоснованию потребности прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса в производственных ресурсах на перспективу;

• методические рекомендации по оценке эффективности развития прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса в условиях неопределенности и риска;

• основные направления развития прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса Сахалинской области на период до 2010 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проблема обеспечения населения продуктами питания занимает центральное место в социально-экономическом развитии страны. От своевременности и эффективности ее решения в настоящее время как никогда зависит продовол ьственная безопасность России Это, в свою очередь, предъявляет к рыбной промышленности и хозяйству, как к источнику белков животного происхождения, повышенные требования в части удовлетворения населения рыбными товарами высокого качества и в расширенном ассортименте и отраслей народного хозяйства — сырьем и полуфабрикатам и с учетом сбалансированного развития производства и его эффективности.

В силу своей многогранности и сложности проблема обеспечения населения и экономики страны рыбными товарами имеет многочисленные взаимоувязанные и взаимообусловленные пути своего решения. Одним из важнейших из них является развитие и углубление рыбопромышленной интеграции как в плане упрочения связей между всеми видами отраслевого производства, так и в части улучшения использования производственных ресурсов, основу которых составляют водные биоресурсы.

2. Несмотря на продолжающийся кризис, рыбохозяйсгвенный комплекс России продолжает играть важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страныв ряде регионах, в том числе прибрежных, включая Север, рыбная промьптшетгность и хозяйство являются градообразующей отраслью. Россия по-прежнему остается одной из ведущих рыбопромышленна стран, занимая восьмое место в мире по уровню добычи гидробионтов.

До 1992 г. экономическая политика государства длительное время позволяла России поддерживать объемы вылова на достаточно высоком уровне (около 8 млн. т в год). Это происходило за счет обоснованного использования традиционных объектов промысла и наращивания прироста объемов уловов за счет освоения новьгх щдробионгов и районов промысла в открытой части Мирового океана, а также осуществления промысла по межправительственным соглашениям в исключительных экономических зонах иностранных государств.

За последние 13 лет общий вылов России сократился почти в 2,4 раза В последние годы он не достигал и половины ОДУ, в том числе в ИЭЗ России он осваивался в среднем на 65%, в экономических зонах иностранных государств — на 30%, в открытых районах Мирового океана — на 12,5%. Продолжала отмечаться негативная тенденция последних пяти легуменьшение объемов добычи по сравнению с предыдущим годом (по сравнению с 2000 г. в 2003 г. уловы в океаническом рыболовстве снизились почти на 20%). Тенденция сокращения выловов наблюдается и в 2004 г. При этом ориентация отечественного океанического промысла на водные биоресурсы ИЭЗ России, в том числе наиболее массовых 5−6 объектов промысла, особенно минтая, трески, крабов и т. п., делает его по существу монопромыслом. Кроме того, складывается неблагоприятная ситуация в области освоения прибрежных водных биоресурсов как в отдельных регионах, так и в отрасли в целом. Последние в ряде прибрежных регионах в общих уловах занимают 10 — 30% (Сахалинской области — около 40%). Практически в каждой прибрежной зоне эти водные биоресурсы остаются недостаточно изученными, мало осваиваются, а если осваиваются, то в основном с целью экспортных поставок рыбных товаров с низким уровнем переработки гидробионгов. Все это представляет особую опасность с точки зрения устойчивости не только рыболовства в регионах, но и со-цишьно-экономического развития их.

3. Российское общество все более начинает осознавать, что бесконфликтного, сбалансированного и экологически оправданного развития разнородной по своей правовой экономической основе и форме использования природных ресурсов пространственной системыприбрежной зоны невозможно добиться, опираясь на старые методы и принципы управления. Без целостного подхода к объектам управления в прибрежных зонах, отказа от раздельного управления человеческой деятельносшо и использованием природных ресурсов как на полосах суши и моря, так и в рамках каждой из них — составных частях общей системы, элементы которых находятся в тесной взаимосвязи, невозможно выйти из глубокого кризиса и встать на путь устойчивого развития экономики в прибрежных регионах, повысить конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем, в том числе местном, рынке и войти в мировую экономику в качестве субъекта международных отношений. Для обеспечения эффективного комплексного и системного управления развитием экономики прибрежных зон необходимо срочно создать соответствующие экономические, экологические, социальные, правовые, шлишческие и другие условия. Несомненно, в полной мере это относится и к рыбной промышленности и хозяйству. В частности в отрасли весьма остро стоит проблема уточнения многих теоретических основ рыбохозяйегвенной деятельности в прибрежных зонах, адаптации их к условиям развития на современном этапе, учета становления и развитая предпринимательства в рыбной промышленности и хозяйстве. Весьма актуально решение проблемы в области разработки методического инструментария по стратегическому управлению рыбохозяйсгвенной деятельностью в прибрежных зонах страны.

4. Обобщение и систематизация материалов научных исследований рыбохозяйственных научно-технических организаций и других отраслей и ведомств, а также результаты авторских разработок в области развития экономики в прибрежных зонах, в том числе рыбохозяйственного комплекса, позволили в разделе 1.1. уточнить терминологию и сущность прибрежного рыбохозяйственного комплекса, определить особенности его функционирования на современном этапе развития. При этом особо подчеркивается, что именно рыбохозяйственная деятельность в прибрежной зоне, как экономическая форма практики, является основой возрождения экономики рыбной промышленности и хозяйства в прибрежных зонах рыбопромышленных бассейнов и регионов. Цель функционирования прибрежного рыбохозяйственного комплекса — участие в обеспечении устойчивого развития прибрежной зоны с учетом предоставления приоритета интересам социальной среды и соответствующей инфраструктуры, а также экологической безопасности и ресурсосбережения, во всех проектах социально-экономического развитая.

5. Анализ современного состояния прибрежного рыболовства, изучение опыта и тенденций рыбохозяйсгвенной деятельности в прибрежной зоне за рубежом, проведенные в разделе 13*, позволили: раскрыть сущность и особенности его развишя на современном этапевыявить причины и условия, обусловившие это развитиевыявить проблемы в области прибрежного рыболовства за рубежом и определить основные направления их решения сегодня. Несомненно, опыт зарубежных стран в области развития рыбохозяйсгвенной деятельности в прибрежных зонах имеет немалый теоретический и практический интерес для России. При этом особый интерес представляют применяемые за рубежом механизмы управления прибрежным рыболовством, в том числе механизмы поддержки и сдерживания. В свою очередь, отмечается, что при использовании его в российских условиях следует подходить критически, с учетом особенностей (порою уникальных), обусловленных природными, социальными и экономическими факторами.

6. В разделе 13. на базе результатов оценки и анализа рыбохозяйсгвенной деятельности в прибрежных зонах России сформулированы основные проблемы в области развитая прибрежного рыбохозяйственного комплекса страны с учетам особенностей его становления и развития в отдельных регионах и определены основные пред посылки их решения в перспективе. В качестве основных проблем в области развитая прибрежного рыбохозяйственного комплекса предложено рассматривать: внешние проблемы общероссийского и общеотраслевого характера, внутренние и частые проблемы. В составе частных рекомендуется выделить проблемы в области: сырьевой базы, сохранения в равновесии экосистемы, борьбы с браконьерством, экономического развитая, совершенствования и развитая материально-технической базы, научно-технического, организационного и правового обеспечения, социального развития. Результаты данного исследования позволили определить основные предпосылки развитая прибрежного рыбохозяйственного комплекса, в том числе: природные, ресурсные, рыночные, экономические и социальные.

7. В условиях формирования рыночных отношений значимость прогнозных разработок повышается существенно.

Наиболее это актуально для рыбной промышленности и хозяйства, относящихся к весьма сложному многоотраслевому комплексу, имеющему высокий уровень интегриро-ванности как в отечественную, так и мировую экономику, и функционирующему в условиях крайне нютой степени определенности внешней среды. Именно качественная разработка прогнозов, формирование правильной стратегии поведения в будущем должны позволить значительно уменьшить воздействие факторов неопределенности, снизил, уровень риска неудач огршкяий, принимаемых как сегод ня, так и в будущим.

При этом необходимо учитывать, что поскольку процессы становления и развития рыночной экономики как в целом в стране и отдельных отраслях, так и в регионах имеют большую инерционность, нельзя рассчитывал, на то, что в результате самоорганизации российского предпринимательства, в там числе в рыбной промышленности и хозяйстве, под влиянием изменившихся условий исчезнут старые межотраслевые, внутриотраслевые и территориальные диспропорции и не возникнут новые. В связи с этим необходима разработка кратко-, среднеи долгосрочных стратегических целей развития рыбохозяйственной деятельности в России, в том числе в прибрежной зоне, на всех уровнях иерархии и эффективных инструментов ее реализации. Все они между собой должны быть определенным обр) аэом увязаны, отличие их будет в основном состоять в степени детализации и конкретизации управленческих решений.

8. Исходя из существующей терминологии в современной отечественной и зарубежной литературе, а также специфических особенностей рыбохозяйственной деятельности в прибрежных зонах, в разделе 2.1. автором под стратегией прибрежного рыбохозяйственного комплекса предлагается понимать систему целей и возможных путей их достижения в перспективном периоде, в том числе рациональных. При этом разработка стратегии рыбохозяй-ственной деятельности в прибрежной зоне предполагает, определение места и роли предприятий в прогнозируемом периоде в экономике региона и его рыбохозяйственного комплекса, в экономике страны и отрасли в целом, в рыбохозяйственной деятельности в прибрежной зонеформирование целей и разработку задач по реализации этих целейустановление проблем, реализация которых должна позволить обеспечить решение перспективных задачогтределе-ние предпосылок развития предприятий в перспективевыявление и оценка факторов, которые могут оказать существенное влияние на реальность и эффективность решения задач с учетом факторов рисков и неопределенностиформирование возможных сценариев и вариантов развития предприятий комплекса, оценку их и выбор рациональных.

9. Анализ и обобщение результатов исследований и разработок в области стратегического управления, в том числе прогнозирования развития рыбной промьп штенности и хозяйства и смежных отраслей агропромышлешюго комплекса, позволяют автору весь процесс формирования стратегии развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса условно представить в виде двух взаимоувязанных и взаимообусловленных этапов: анализ и прогнозирование. Важнейшей составной частью стратегического анализа предприятий является диагностика внешней среды, и в первую очеред ь оценка деятельности предприятий. Для наглядного представления результатов исследования сильных и слабых сторон предприятия автором предложен один из подходов к графическому представлению информации о сравнительном состоянии рыбохозяйственного предприятия. Подход основан на применении принципа «многоугольника конкуренттхтюсобности'', предполагающего сравнительную оценку, концепции товаракачества и цены егофинансовторговли, коммерческой работы, послеи предпродажной подготовкивнешней политики.

10. Высокий уровень интеграции рыбохозяйственных предприятий, тесная связь их с мировым рыболовством, непосредственная зависимость их экономики от природной среды делают одними го важнейших задач стратега условий развитая предприягая в ретрои перспективе, формирование на их основе пивных проблем развитая предприятия и определение предпосылок их решения. В разделе 2.1. даются понятия факторов и условий, предлагается их классификация с точки зрения оценки результатов деятельности предприятий и воздействия их на параметры функционирования.

Результаты анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта в области прогнозирования рыбной промышленности и хозяйства позволили автору сформулировать группу основных факторов, определяющих специфику прибрежного рыбохозяйственного комплекса в перспективе.

11. Второй этап формирования стратегии развитая прибрежного рыбохозяйственного комплекса — прогнозирование — включает: формулирование целей рыбохозяйсгвенной деятельности в прибрежной зоне и постановку задач по их реализацииформирование сценариев и определение возможных вариантов развития предприятияоценку ресурсных возможностейопределение эффективности функционирования предприятия при различных сценариях и вариантах развития и выбор рациональных. Весь процесс построения сценариев предлагается осуществлять в течение нескольких итераций в определенной последовательности. В качестве методического инструментария при разработке сценариев можно использовать: групповую дискуссию, имитационное моделирование, анализ трендов, технику творчества, анализ силы и слабости, использование деревьев значимости (целей).

Отобранные сценарии оцениваются с позиции возможностей обеспечения предприятий полным набором ресурсов.

Эффективность развития предприятия при отобранных сценариях с учетом их ресурсного обеспечения оценивается с помощью соответствующей системы показателей, сформированной автором на базе существующих в стране и за рубежом методических подходов, с учетом специфики рыбохозяйсгвенной деятельности в прибрежной зоне и приведенной в разделе 2.3.

Выбор базисных (рациональных) и резервных сценариев можно осуществлять с помощью предложенной автором системы показателей. В случае неоднозначности характеристики сценариев предлагается использовать метод балльной оценки, отличающийся несложносгыо, малой трудоемкостью, возможностью оперативной настройки на расширение системы критериев, изменение уровней балльной оценки их, увеличение числа сценариев.

12. Одной из важнейших функций стратегического управления рыбохозяйегвенной деятельностью предприятий является определение потребности их подразделений, отдельных направлений в ресурсах и обоснование источников их покрытия. В разделе 2JL автором уточняются понятия «экономические ресурсы», «факторы производства», предлагается для рыбохозяйственных предприятий классификация факторов производства В связи с приобретением особой актуальности ресурсной ориентации при формировании стратегии развития рыбохозяйегвенной деятельности в прибрежной зоне автором вводится понятие характеристики ресурсов — «ключевые преимущества» — ферма ресурсов, отличающая их от конкурентов своей оригинальностью и эффективным сочетанием. Ключевые преимущества предлагается классифицировать на категории: ограбогавитие, краткосрочные и стратегические.

13. Важнейшими факторами производства рыбохозяйственных предприятий, особенно в период реформирования экономики страны, являются инвестиционные и финансовые ресурсы. В разделе 2. 2. рассматривается методический инструментарий по обоснованию этих ресурсов с позиций обеспечения рыбохозяйственных предприятий: уточняются понятая «рынки инвестиционных или капитальных ресурсов», «средства производства» и «инвестиций», экономическое и финансовое определение капитала и инвестиций, предлагается классификация ферм инвестицийрассматривается методический подход к прогнозированию потребности предприятия в инвестицияхд ается классификация источников инвестиционных ресурсов предприятия и предлагается методический подход к обоснованию выбора рациональных.

14. На всех стадиях формирования стратегии развития рыбохозяйегвенной деятельности в прибрежной зоне осуществляется оценка основных аспектов функционирования. В разделе 2.3. дается характеристика их с учетом отраслевой специфики. В качестве ключевых выбирается финансовый и экономический аспекты, которым в диссертации и уделено основное внимание.

Результаты анализа и обобщения отечественного научного задела и зарубежной практики позволили ангору с учетом отраслевой специфики и особенностей становления и развития прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса в переходный период разработал, методаческие рекомендации по оценке эффективности развитая рыбохозяйегвенной деятельности в прибрежной зоне. При этом предложена классификация принципов, методе" и системы основных показателей сделки эффективности, рассмотрены подходы к решению проблем учета факторе" инфляции, риска и неопределенности при оценке эффе! аивностира брежного рыбохозяйственного комплекса в перспективе.

15. Исходя из основных положений, содержащихся в Морской доктрине Российской Федерации, Федеральных целевых программах «Мировой океан», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996;2005 и до 2010 года» и «Экология и природные ресурсы», а также в постановлении Правительства Российской Федерации «О развитии товарного рыболовства и рыбоводства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации», в соответствии с единой социально-экономической и научно-технической политикой в области развития рыбохозяйственного комплекса в кратко-, средне-, долгосрочной перспективе была сформулирована стратегия развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области, в тени числе определены стратегические цели развития и сформулированы комплексы основных задач, реализующих их (раздел З.1.), обоснованы приоритетные направления промышленной политики в области развитая прибрежного рыбохозяйственного комплекса области (раздел 32.). В составе последних рассмотрена система мероприятий по развитию: рынков рыбных товаров в прибрежных зонах, производства рыбной продукции, флота, береговых основных производственных структур и инфраструктурыс цепью обеспечения реализации мероприятий по развито прибрежного рыбохозяйственного комплекса области на перспективу определены основные производственные ресурсы, в том числе: сырьевая база, трудовые и инвестиционные ресурсы.

16. Реализация мероприятий по развитию прибрежного рыбохозяйственного комплекта Воосии в долгосрочной перспективе должна способствовать:

• повышению эффективности государственного управления водньгми биоресурсами, втом числе прибрежной зоны России;

• увеличению производства продукц ии и поставок рыбных товаров на внутренний рынок;

• увеличению поступления средств в федеральный и местный бюджеты;

• снижению и стабилизации уровня безработицы в рыбной промышленности и хозяйстае, и в первую очередь в прибрежных районах России.

17. Прогностические исследования в области перспектив развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области в долгосрочном периоде (до 2010 года), выполненные с использованием рекомендуемых в настоящей работе методических подходов, показали наличие реальных возможностей становления и развития его в данном регионе и достаточно высокий уровень эффективности реализации предложенной системы программных мероприятий по обновлению основных производственных фондов предприятий комплекса (раздел 33.). В частности, выручка от реализации и услуг в 2010 г. по сравнению с 2000 г. увеличится в 3 раза, величина чистой прибыли от реализации продукции — почти в И раз. Развитие рыбохозяйственных предприятий области в перспективе позволит расширить базу налогообложения (в федеральный и местный бюджеты ежегодно будут поступать денежные средства в среднем в прогнозируемый период в размере около 2,8 млрд руб.). Участие государства в реализации программных мероприятий предполагается на уровне 21%. Развитие рыбохозяйственного комплекса позволит сохранить к 2010 г. число рабочих мест почти для 30 тыс.чел. и обеспечить постоянным источником дохода на уровне не ниже среднего по области около 90 тыс. чел. К концу прогнозируемого периода на внутренний рынок России предполагается поставлять пищевых рыбных товаров в объеме 250 тыс. т, консервов — более 100 муб, непищевых — 45 тыс. т ежегодно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азиюв ЯМ, Студенецкий СА, Шпаченков ЮА Рыбное хозяйство России на рубеже веж". -М: Рыбное хозяйство. 2000. 104с.
  2. Алексеев АЛ, Попомаренко BLTL, О прибрежном рыболовстве. Рыбное хозяйство, 1997.
  3. И. Стратегическое управление. -М: Экономика, 1989. С. 68−69.
  4. Г., Шмцдг С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Банки и биржи. 1997.
  5. НА. Инвестиционный менеджмент. Киев, МП «ИТЕМ» ЛТД «Юнайтед Лондон Трецц Лимигед», -1995. -113−114с.
  6. Быстрое ИМ, Буйнов АА, Гамберова О. Р., Шпаченков ЮЛ Прибрежные рыбохозяйственный комплекс России, основные положения, особенности функционирования, проблемы и предпосылки их решения на современном этапе. -М: ВНИЭРХ. № 1399. РХ-2003 or20.12.03. -48с.
  7. Быстрое И. М, Шпаченков ЮА Перспективы развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса России. М: ж. Академические записки, № 3. -2004. — С.75−83.
  8. Быстрое И. М, Гамберов О. Р., Шпаченков Ю, А Прибрежный рыбохозяйственный комплекс России: современное состояние и перспективы развития. Южно-Сахалинск: САХГУ. -2004.-172с.
  9. Быстрое ИМ О рисках развитая прибрежного рыболовства / Экономика, информатизация, управление рыбным хозяйством: Сб. аналитической и реферативной информации / ВНИЭРХ. -М: 2004.-Вып.1. -С.9−17.
  10. Браверман А, Саулин А. Интегральная оценка работы предприятий. М: Вопросы экономики № 6.1998.
  11. Васильев AM, Куранов Ю. Ф. Проблемы возрождения поморских поселений Мурманской области и развития прибрежного рыболовства М: Рыбное хозяйство -1998, № 1.- 17с.
  12. Введение в рыночную экономику. Под ред АЛЛившица, ИЛНикулиной. -М.: Высшая школа, 1995. -447с.
  13. Вилкас Э. И, Майминас ЕЗ. Решения: теория, информация, моделирование. -М: Радио и связь. 1981.
  14. В.Н., Хэмптон ДД, Казак А.Ю. Принягае финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации (учебник) Москва-Екатеринбург: ЗАО «Издательский дом «Ява». 1998.
  15. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала В 2-х томах. М: МНИИПУ, 19%. 1 т.-752с.- Пт.-720с.
  16. Горшечников A. R, Шпаченков ЮЛ Основные направления интенсификации процессов инвестирования малого предпринимательства в рыбном хозяйстве России. М: Экономика 1997. -С.117.
  17. Горшечников BJL, Шпаченков ЮА. Становление и развшие малого предпринимательства в рыбном хозяйстве Сахалинской области. М: изд. ВНИРО. 1998. — 284с.
  18. MB. Анализ проектных рисков как действенный инструмент повышения экономической безопасности (методологический подход). М: информ. Сборник «Безопасность» № 9−10. сентябрь — октябрь 1999.
  19. Грузинов BJL Экономика предприятия и предпринимательство. М: «СОФИТ», 1994.-496с.
  20. Грузинов ВЛ, Грибов ВД Экономика пред приятия. -М.: НЭП, 19%. 128с.
  21. Дик. Моудер, СЭлмаграби Исследование операщй, т. 2. -Москва, 1981.
  22. Доработать программу развитая рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на пфиод до 2010 года с учетом изменения исходной информации о современном состоянии и перспективах развития. Научн. иссл. отчет. М: ВНИЭРХ. — 245с.
  23. ПС. Роль маркетинга в решении проблемы гонкуретоспособности российских товаропроизводителей. М.: Центр маркетингшых исследований и менеджмента, ж. Маркетинг, № 6,19%. — С.20−31.
  24. Ивченко RR Проблемы биоэкономического кад астра Мирового океана (основы теории и методологии). -М: Агропромщдат, 1985. С. 20.
  25. Информационный шкет «Биопромысловые экономические юпросы мирового рыболовства», вып.2, ВНИЭРХ. -М: 1999.
  26. КингА, Шнайдер Б. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба. — М.: 1991.-С.84.
  27. Клейнер F. EL, Тамбовиев ВЛ, Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде (риски, стратегии, безопасность). М.: Экономика 1997.
  28. ME. Сущность и измерение инвестиционных рисков. -М.: Финансы № 4.1994.
  29. Концепция развития рыбного хозяйства Дальнего Востока на период до 2010 года. -Владивосток, Москва: ТИНРО-цешр, ВНЮРХ, 19%. 220с.
  30. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года-М: 2000.-18с.
  31. В.Н. Прилежное рыболовство за рубежом. М: ВНГОРХ. Информационный шкет. Биопромысловые и экономические вопросы мироюго рыболовства Вып. 2−2000.-26с.
  32. Липсиц RR, Коссов RR Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа (учебно-справочное пособие). М: БЕК 19%.
  33. Лысова НА Совершенствование системы управления инвестиционными процессами в рыбохозяйственном комплексе России (отчет по ХДТ). Владивосток: Дальрыб-втуз. 2000.
  34. П. Критерии и методы оптимального определения капшалошюжший. -М.: Ошгасшка 1971.
  35. Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия. Минэкономики РФ. М.: Инвестиционный эксперт, дек. 1997.
  36. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов.-М., 1999.
  37. Наше будущее. М.: 1989. Первоначально доклад был опубликован в 1986 г. небольшим тиражом в Копенгагене, а затем в 1987 г. в Оксфорде: our Common Future (The Bmndtiand Report). Oxford, 1987.
  38. PA. Проблематика комплексного управления устойчивым развитием прибрежных зоц-М.: ООД ИМООЭМО РАН. -1996. -28с.
  39. Нфмагивно-мегодическое и информационное обеспечение разработки отраслевой программы развития прибрежного рыбохозяйсгвенного комплекса России в период до 2010 года М: ВНИЭРХ. -2002. -451 с.
  40. Основы прогнозирования рыбного хозяйства: Разд. 1. Методические основы прогнозирования в рыбном хозяйстве / Шпаченков Ю А- ВНИЭРХ. М., 1992. -137 с.
  41. Прибрежное рыболовство XXI век Материалы международной научно-технической конференции. — Южно-Сахалинск, 2001. — С. 191.
  42. Программа развития рыбохозяйсгвенного комплекса Приморского трая в период до 2010 года Владивосток Москва -2001.
  43. Программа развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на период до 2010 года. Москва — Южно-Сахалинск. 1998. — 525с.
  44. Я. Об экономической оценке эффективности управленческих решений М: Российский экономический журнал № 7−8.1991.
  45. Разработать концепцию прибрежного рыболовства Научно-исследовагшьский отчет ВНИРО к договору № 7−23/2001. -М.: ВНИРО. 2000. — 59 с.
  46. Ролю MA Риск-менеджмент. -М: Финансы и статистика 2001.-е. 12−14.
  47. Российская гаэета.-М.: 1994.9 февраля.
  48. Россжшщтакус1отчив (^разшшю.-М:РЭФИА. 1996.-с26.
  49. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований, 2-е изд., перераб. идол. -М.: Интерэксперг. 1995.
  50. З.П., Саломатин Н. А. Менеджмет организации. М.: ИНФРА-М.1997.
  51. Советский энциклопедический словарь. -М: Изд-во «Советская энциклопедия». 386 с. -1982.
  52. GA. Учет риска при установлении нормы дисконта // Экономика и математические методы, т. 28, вып. 5−6.1992.
  53. Супин ЦБ, Человек в рыночной экономике: ориентиры для России. М: США Экономика, полигака, идеология, № 7з 19%. — С. 34−44.
  54. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. АХТранберга, Ш1Данилова-Данильяна, М. МЛиканова, Е.СШолхоева. М: ЗАО «Издательство «Экономика». 2002. -414 с.
  55. Сысоев HJL Экономика рыбной промышленности СССР. М.: Пищ. пром-егь, 1977.-С. 4849.
  56. ЛГ. Экономические интересы и государственное ре1улирование экономики: прямая и обратная связь. -М.: Российский экономический журнал, № 1,1995. С. 98−102.
  57. Чебунин П. К, Чмиль П. Т., Шевченко ДК., Успошенко К. В. Современные методы управления производственной и инновационной деятельностью. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999.
  58. Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия (учебное пособие). С-Пб: Издательский дом «Питер». 2000.
  59. Шпаченков ЮА Альтернативы развития рыбного хозяйства Росши в условиях формирования рыночной экономики. М.: ВНИЭРХ, 1992. -93с.
  60. Экспертиза инвестиций. В помощь предпринимателю и банкиру. М: ДжЖШАлимигед. 1992.
  61. Е. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию: пера перемен? М: Мировая экономика и международные отношения № 11.1999.
  62. Экономика Подред АСБулатова. -М: Изд-во «БЕК», 1996. 603 с.
  63. Caring for the Earth. A Stateqy for sustainable living. G land. OIMUNEP/WWF.1991P.211.
  64. Environmentally sustainable economic development: bulding on BmneMand. UNESCO, 1991.
Заполнить форму текущей работой