Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств у молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе проведения формирующего эксперимента особое внимание уделялось измерению динамики процесса взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи. Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные объединения. В состав экспериментальных групп волонтерского движения вошли студенты кафедры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи
    • 1. 1. Теоретические основы функционирования волонтерского движения молодежи во взаимодействии с учреждениями культуры
    • 1. 2. Понятие «воспитание гражданских качеств молодежи во взаимодействии волонтерского движения и деятельности учреждений культуры»
    • 1. 3. Состояние деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи
  • Глава II. Совершенствование взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи
    • 2. 1. Совершенствование деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств молодежи
    • 2. 2. Совершенствование волонтерского движения в воспитании гражданских качеств молодежи
    • 2. 3. Совершенствование процесса взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи

Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств у молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обуславливается тем, что одной из наиболее острых проблем современности является воспитание гражданских качеств у молодежи в процессе рыночных преобразований в России.

Воспитание гражданских качеств у молодого человека на современном этапе протекает в экстремальных условиях, детерминированных кардинальными изменениями политической, экономической, социальной, социально-культурной подсистем России.

Причиной этому служат проблемы нестабильности и агрессивности в обществе, а также социально-правовая незащищенность и почти полное отсутствие влияния культурно-досуговой деятельности на этот процесс.

Противоречивая социально-культурная ситуация современной России порождает у молодых людей пассивную жизненную позицию, характерной чертой которой является неумение ориентироваться в сложной жизненной ситуации. Для того чтобы изменить свое поведение, проявить волю и воспитать гражданские качества, молодежи необходимо коренным образом изменить свои ценностные ориентации и досуговые предпочтения.

Все это увеличивает тенденции разрушения процесса воспитания гражданских качеств молодежи, которая характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне.

На наш взгляд, одним из эффективнейших способов воспитания гражданских качеств у молодежи в современный период является взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения.

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечалось, что добровольчество — это фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости, что это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

В развитие идеи Всемирной Декларации Добровольчества Президент РФ В. В. Путин провозгласил 2014 год — Годом волонтерского движения в России.

Как показывает отечественный мировой опыт, участие в волонтерском движении является одним из наиболее актуальных способов воспитания гражданских качеств у молодежи.

Опыт участия молодежи в волонтерском движении показал, что в формах общественно-полезной, созидательной и творческой деятельности его необходимо соединить с деятельностью учреждений культуры.

Многолетняя историческая практика показала, что учреждения культуры, обладающие огромным арсеналом форм, средств и методов воспитания, способны оказать существенное влияние на воспитание гражданских качеств молодежи. Из этого сложного процесса взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения возникают следующие противоречия между:

— потребностью общества в развитом волонтерском движении, тесно взаимодействующим с учреждениями культуры, обладающим высокой культурой, гражданским пафосом, многообразием видов и форм коллективного действия, и отсутствием этого взаимодействия на практике;

— необходимостью воспитания гражданских качеств у молодежи через конкретное участие в общественно полезных делах и отсутствием эффективного механизма реализации этого процесса на практике;

— потенциальными возможностями взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств молодежи и недостаточной разработанностью этой научной проблемы.

Вышеуказанные противоречия определили научную проблему как несоответствие между данностью и насущной потребностью общества в воспитании гражданских качеств молодежи через участие в волонтерском движении и деятельности учреждений культуры, имеющее государственное значение.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопросы воспитания гражданских качеств молодежи широко рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными в различных науках: педагогике, философии, психологии. Сущность данного феномена в современных условиях многие исследователи рассматривают на основе традиции, заложенной отечественными и зарубежными психологами, рассматривающими гражданские качества как одни из ведущих характеристик личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, Э. Берн и др.). Гражданские качества молодежи рассматриваются авторами как характеристики личности, способной организовывать свою жизнь по своему замыслу, в соответствии с общественными интересами, с ясной гражданской позицией на основе самоопределения.

Понятие «воспитание» всесторонне раскрыто в отечественной и зарубежной педагогике (Я.А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.). Значительный вклад в разработку проблем воспитания гражданских качеств как общественной характеристики личности внесли исследования Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Н. К. Гончарова, Л. Ю. Гордина, J1.B. Занкова, Б. П. Есипова, Б. Т. Лихачева, И. Я. Лернера, Э. И. Моносзона, A.B. Мудрика, И. Т. Огородникова, В. А. Сухомлинского, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др. В исследованиях этих авторов красной нитью проходит мысль о значении воспитания гражданских качеств молодежи, которое связано с тенденцией возрастания роли субъективного фактора.

Интерес к проблемам молодежи в педагогической науке постоянный, но для нашего исследования особый интерес представляют труды С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, И. С. Кона, В. Т. Лисовского и др.

Значительный вклад в исследование влияния досуга на молодежь внесли А. Л. Аксимова, И.Б. Бестужев-Лада, A.A. Гордон, В. Н. Пименова, Г. А. Пруденский, Э. В. Соколов, Б. А. Трушин.

Проблемами воспитания и психологией молодежи в сфере досуга занимались Г. М. Андреева, Л. И. Беляева, A.B. Петровский, B.C. Садовская и др.

Основные позиции исследования данной темы диссертации потребовали проработки теоретических положений: о сущности, структуре гражданской позиции у молодежи (Т.И. Заславская, В. Н. Иванов, Р. В. Ревкина, Ж.Т. Тощенко).

В научном анализе теории социально-культурной деятельности автор диссертации опирался на труды М. А. Ариарского, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, A.A. Жарковой, A.C. Каргина, Ю. Д. Красильникова, A.A. Ласкина, В. П. Подвойского, B.C. Садовской, Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева, В. И. Хоменко, В. В. Чижикова, В. М. Чижикова, B.C. Шпанко, H.H. Ярошенко.

Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке вышеперечисленных аспектов исследуемой проблемы, отмечаем, что еще не было специальной диссертационной работы на тему: «Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи».

Объект исследования — деятельность учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств молодежи.

Предмет исследования — взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи.

Цель исследования состоит в теоретической разработке и внедрении специального воспитательного механизма в практику на основе взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения в процессе воспитания гражданских качеств молодежи.

В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

— раскрыть теоретические основы функционирования волонтерского движения молодежи;

— обосновать понятие «воспитание гражданских качеств молодежи во взаимодействии волонтерского движения и деятельности учреждений культуры»;

— выявить состояние деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежиразработать воспитательные механизмы совершенствования деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств молодежи;

— рассмотреть воспитательные механизмы совершенствования волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи;

— определить механизм взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что взаимодействие учреждений культуры и волонтерского движения будет наиболее действенным, если строится на основе единого целеполагания. Этот процесс может быть обеспечен научной концепцией профессора А. Д. Жаркова о ценностно-ориентированом, активно-деятельностном подходе к воспитанию гражданских качеств молодежи в условиях целостного технологического процесса.

Методологическую основу исследования составили идеи о целенаправленном воспитании гражданских качеств молодежи в процессе добровольной деятельности на благо общества.

В качестве методологических оснований избраны идеи развития личности, ее «ценностных ориентацию), содержащиеся в работах русских философов, ученых и педагогов H.A. Бердяева, С. Н. Булгакова, В.В.

Зеньковского, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, И. О. Лосского, B.C. Соловьева, Г. П. Федотовав трудах современных ученых, посвященных проблеме воспитания гражданских качеств молодежи, восприятия и усвоения духовных ценностей, — Б. Г. Ананьева, Б. М. Сапунова, B.C. Хелемендика, Т. Шибутани и др.

Для изучения процесса взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи особое значение имела научная концепция профессора А. Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в деятельности учреждений культуры и волонтерского движения.

Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М. С. Каган, Н.Ф. Талызина) — психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), теория педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. А. Сластенин, Я.А. Пономарев), теория воспитательного воздействия (И.М. Чередов, A.A. Кирсанов, Г. А. Захаров) — теория взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И.Божович, А. Н. Леонтьев, М.С. Яницкий) и выражающей отношение к ней субъекта (модальность), развиваемых и развивающихся в процессе деятельности врожденных свойств личности (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) — культурно-досуговая теория воспитания молодежи как важнейшая содержательная компонента взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств молодежи.

Методы научного исследования: теоретический анализ научно-педагогической, методической литературы, нормативно-правовых документов РФ и региональных нормативно-правовых актовнаблюдение, беседы со специалистами учреждений культуры, руководителями и участниками волонтерских организаций и объединений гражданственной направленностисинтез, сравнение, анализ результатованкетирование молодежной аудитории учреждений культуры, анализ предметной деятельности региональных волонтерских организаций и объединений по воспитанию молодежисоциально-педагогический эксперимент, который позволил выявить объективные и субъективные факторы влияния на эффективность взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи.

Эмпирическую базу исследования составили: муниципальное учреждение культуры «Дворец культуры „Московский“» городского поселения Московский Московской области и муниципальное учреждение «Районный центр культуры и досуга» г. Видное Московской области и волонтерские организации: «Клуб волонтеров» г. Москвымежрегиональная общественная организация «Круг» г. Москвымежрегиональная общественная организация помощи детям и подросткам «Добрая планета».

Организация исследования. Исходя из предмета и задач исследования последовательность этапов работы с 2009 по 2013 годы была выстроена следующим образом.

На первом этапе (2009 год) диссертант пользовался методами интервьюирования, бесед со специалистами учреждений культуры и руководителями волонтерских организаций, собрав полученные данные и проанализировав которые окончательно сформулировал тему диссертационного исследования.

Процесс включенного наблюдения, изучения и анализа отечественной, зарубежной философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи позволил собрать материал для разработки рассматриваемой проблемы, определить цели и задачи, гипотезу, предмет и объект исследования. Был осуществлен подбор методик констатирующего и экспериментального этапов исследования в контрольных и экспериментальных базах.

Второй этап исследования (2010;2013 гг.) носил поисково-экспериментальный характер. В ходе констатирующего эксперимента, в котором участвовало около 600 человек, было определено стартовое состояние взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи.

Корректировался механизм взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи при создании цикла экспериментальных культурно-досуговых программ.

Были заложены параметры опытно-экспериментальной работы, выявлялись организационно-педагогические условия взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи. С этой целью проведено 22 культурно-досуговой программы формирующего эксперимента на экспериментальной базе.

На основе полученных данных и практических наработок формировались инновационные технологии реализации взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств у молодежи.

В ходе проведения формирующего эксперимента особое внимание уделялось измерению динамики процесса взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи. Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные объединения. В состав экспериментальных групп волонтерского движения вошли студенты кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств в количестве двух групп первого курса и двух групп второго курса. Количественный состав каждой из экспериментальных групп составлял в среднем от 15 до 20 человек. В контрольную группу студенты не входили. Студенты Московского государственного университета культуры и искусств, участники эксперимента, проводили 12 культурно-досуговых программ, получили представление о волонтерском движении, об инновационных технологиях воспитания гражданских качеств молодежи в учреждениях культуры.

На третьем этапе — заключительном (2013 год) были подведены итоги экспериментальной работы и сформулированы основанные на полученном материале выводы, проводилась апробация исследования. На основе обобщения имеющихся материалов сделан анализ результативности процесса взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи, подготовлены и внедрены научные рекомендации по совершенствованию этого процесса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена совокупность связей-отношений, детерминирующих взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи;

— рассмотрено волонтерское движение молодежи как одно из ведущих направлений воспитания гражданских качеств молодежи, обеспечивающее развитие сознания посредством деятельности, ориентированной на общечеловеческие, групповые и индивидуальные ценности;

— раскрыт опыт освоения духовной культуры предшествующих поколений в развитии общественных начал в жизни общества, общественно-полезного труда на добровольных началах, для чего был научно обоснован механизм взаимодействия учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств молодежи, как свойства сознания, так и специфических форм индивидуального и коллективного поведения;

— разработана авторская модель взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи как условие интеграции усилий различных организаций на основе единого целеполагания. Волонтерское движение впервые рассматривается системно как важнейшее направление деятельности учреждений культуры;

— по-новому рассматривается процесс взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи как множество базовых, структурных компонентов и элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостное свойство и единствонаучно обоснован процесс взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи как многогранный инновационный педагогический процесс воздействия в новых социально-культурных условияхнаучно обеспечены уровни взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи как способ передачи последующему поколению лучших традиций волонтерского мирового и отечественного опыта как созидательной силы, способствующей построению гражданского общества в нашей стране.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработаны теоретические основы взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи на основе единого целеполагания;

— теоретически сформулированы базовые понятия и педагогические принципы взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи, умеющей отстаивать свои интересы и достигать поставленные цели в интересах обществатеоретически рассмотрены педагогические компоненты, обеспечивающие целостность технологического процесса воспитания гражданских качеств молодежи с позиций системности взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения;

— теоретическое обеспечение взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения включает следующие общие компоненты: целеполагание, функции, принципы, средства, способы, формы, методы, непосредственное участие в разнообразной созидательной деятельности, обеспечивающей воспитание гражданских качеств молодежи;

— вариантность взаимодействия включает синтез внутренних и внешних механизмов взаимодействия всех компонентов и элементов системы учреждений культуры и системы волонтерского движения с социальными, экономическими, культурными сферами общества на основе общественно полезной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— апробирован универсальный механизм взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежиразработаны методические рекомендации по внедрению педагогического механизма, обеспечивающие взаимодействие учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежиполученные результаты внедрены в деятельность экспериментальных баз исследования и могут быть использованы в учреждениях культуры всех типов и волонтерских организаций, а также в вузах культуры и искусств на кафедрах социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Достоверность исследования. Фактический и статистический материал был получен на конкретном практическом опыте взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи. Функциональное взаимодействие учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи обеспечивалось изучением и обобщением передового опыта, подготовленными и проведенными опытно-экспериментальным путем культурно-досуговыми программами.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по ряду направлений, включающих:

— публикации научных и методических работ по теме исследования (см. список с указанием объема в конце автореферата);

— выступления на международных, республиканских и региональных научных и практических конференциях и «круглых столах»: «Проблемы качества подготовки специалистов в учреждениях культуры» (ноябрь 2009 г., Москва), «Дома творчества и созидания: культура, образование XXI века" — «Историко-культурные традиции в современном волонтерском движении» (декабрь 2010, Москва);

— участие в XVII, XVII, XIX, X фестивалях художественного творчества педагогов дополнительного образования города Москвы (апрель 2010, 2011, 2012, 2013 гг.) в качестве волонтераиспользование материалов проведенного исследования в практической деятельности учреждений культуры и волонтерских организациях;

— показы экспериментальных творческих культурно-досуговых программ и комплексных социально-культурных программ, разработанных диссертантом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработка теоретического материала по воспитанию гражданских качеств молодежи в процессе взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения основывается на народных идеалах, общности исторической судьбы, традиций, языка и практического опыта людей. Это и определяет уровень совершенствования процесса взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по организации воспитательной работы. Народные идеалы не являются постоянными, а изменяются в ходе исторического развития культуры народа и в связи с особенностями общественной жизни в конкретной социокультурной ситуации.

2. Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи позволяет молодому человеку из объекта культуры стать субъектом, приобретшим максимальную свободу в рамках конкретного сообщества. Встав на позиции волонтерского движения, молодой человек в учреждениях культуры может использовать достижения культуры, к которой относится мораль, искусство, людские ресурсы (ветераны, интересные люди, специалисты различных отраслей знаний и т. д.), что позволит лучше разобраться в противоречиях мира. Основное назначение деятельности учреждений культуры и волонтерского движения — сделать молодежь счастливой, то есть создать организационно-педагогические условия, позволяющие участникам этого процесса находиться в состоянии удовлетворенности жизнью. Качество взаимодействия деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи обеспечивается единством целеполагания, формирующего отношение к ценностям жизни и ценностным отношениям.

3. Взаимодействие учреждений культуры и волонтерского движения, актуальность которого связана с происшедшими изменениями в жизни страны, в сознании молодежи, у которой пока сильны стереотипы социалистического прошлого, почти отсутствуют знания о гражданско-правовом обществе, обеспечивается интеграцией усилий всех институтов воспитания. Это объясняется стремительностью происходящих кардинальных перемен в нашей стране, которые требуют педагогического осмысления этого процесса — воспитания гражданских качеств молодежи.

Совершенствование процесса взаимодействия учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи определяется совокупностью реального применения педагогических принципов, организационно-педагогических условий создания оптимальной воспитательной среды, обеспечивающих развитие социально-активной личности посредством участия в волонтерских движениях.

4. Взаимодействие учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи базируется на фундаментальных, общих для различных сочетаний видов, типов, форм, методов воспитания. Большое влияние на этот процесс оказывает социокультурная ситуация как специфическая атмосфера: приоритет ценностных ориентаций в сознании молодежи, обеспечивающий воспитание гражданских качеств, воспроизводя образцы поведения и действия во благо общества.

5. Взаимодействие учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств молодежи представляет собой целенаправленный педагогический процесс, стимулирующий разработку и реализацию инновационных форм, а содержание технологического процесса ценностью предметной деятельности, обусловленной развитием самосознания личности молодого человека, имеющего самостоятельные обязанности. В деятельности особенно значима отношенческая мотивация.

6. Взаимодействие учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи располагает большим педагогическим потенциалом, оказывается эффективным во многом благодаря тому, что волонтерская деятельность является интересной, привлекательной, увеличивает интерес к программам совместного проведения волонтерских акций в учреждениях культуры.

Заключение

.

Условия воспитания гражданских качеств у молодежи на сегодняшний день возможны в двух направлениях: через молодежную политику нашего государства, а также, педагогическое воздействие, где главным условием будет являться развитие гражданского воспитания всего современного гражданского общества, которое детерминировано кардинальными изменениями всей жизни России.

Такими необходимыми причинами социальных изменений являются сегодняшнее положение нашего общества, связанные с проблемами государственной политики по отношению развития гражданственности у молодежи.

Также неразрешенной проблемой остается то, что у молодых людей почти полностью отсутствует досуговая гражданская деятельность в учреждениях культуры. Все это увеличивает тенденции спада гражданской ориентированности подрастающего поколения. Характеризуется это тем, что нынешняя молодежь не уверена в завтрашнем дне и исправить эту ситуацию помогут варианты примеров воспитания гражданских качеств у молодежи, представленные выше.

Мы использовали знания ведущих современных педагогов, психологов, философов и социологов. Они считают, что добровольная общественная деятельность молодежи или волонтерское движение сегодня поможет решить не только проблему воспитания гражданских качеств у молодежи, но и многие социальные проблемы общества.

Все это способствует развитию гражданских качеств юношей и девушек. Варианты примеров воспитания гражданских качеств у молодежи сформируют у них активную гражданскую жизненную позицию.

Поэтому изучение воспитательных возможностей гражданских качеств у молодежи и их гражданского воспитания в волонтерском движении приобретает сегодня особую актуальность. Что является эффективным средством достижения воспитания гражданских качеств у молодежи для развития гражданского общества.

Для реализации рассматриваемой нами идеи, которая заключается прежде всего в развитии добровольчества на основе гражданской воспитанности молодых людей, мы предлагаем на основе исследовательской работы тренинговую программу по развитию гражданского воспитания, которая содержит в себе пути осуществления поэтапного развития гражданских качеств у молодежи.

Необходимо также внесение изменений в действующие региональные и федеральные программы (в том числе молодежные), предусмотрев в них меры по поддержке и развитию волонтерского движения.

На самом деле в существующих на сегодняшний день молодежных программах, принимаемых государственными органами власти, федеральными и региональными, нет отдельных программ либо подпрограмм по поддержке и развитию волонтерского движения, что подтверждает актуальность рассматриваемой нами проблемы.

Путем развития добровольческой волонтерской деятельности студенческой молодежи можно разом решить многие гражданские проблемы, существующие в современной Российской Федерации. Поэтому идею развития молодежного волонтерства мы основываем на развитии гражданских качеств у молодежи, пропагандируя ее среди студентов, старшеклассников в СМИ.

Подобную информацию, в том числе и наш диссертационный труд, мы предлагаем прежде всего активистам и участникам волонтерских движений. То есть тем молодым людям, которые ищут варианты примеров воспитания гражданских качеств для применения своих гражданских способностей и талантов.

Мы основывались в написании нашей работы на познании современного гражданского общества, которое, по нашему мнению, не может быть без добровольческой инициативы и развитого волонтерского движения. Мы выяснили, что в последнее время все больше развивается понятие «волонтерство» (добровольчество).

В эту сферу должны привлекаться в большей степени молодые люди. Так как привить понимание активной гражданской жизненной позиции и воспитать гражданские качества особенно возможно в юном возрасте.

Мы также определили, что в основе волонтерского движения лежит понимание Добра и Долга, которое изначально заложено в человеке, которое надо только стимулировать и развивать у молодежи.

При этом мы не оставляем без внимания усилий государственной власти для воспитания гражданских качеств у молодежи и для развития этого направления в социальной сфере, которое обязательно надо поощрять.

Мы сами также размещали различные публикации на волнующие молодых людей гражданские темы, прежде всего, размещали фото в учреждениях культуры и на различных сайтах о проделанной работе, для тех молодых людей, которые в этом изначально заинтересованы.

Для развития молодежной политики нашего государства мы предлагаем реализацию нашей программы в учреждениях культуры. А также в деятельности таких институтов гражданского общества, как общественные молодежные и детские объединения и организации, занимающиеся волонтерским движением.

Мы определяем молодежное волонтерское движение как важный элемент всей системы молодежной политики. Это обеспечивает непосредственное участие молодых людей в помощи окружающим и в решении собственных проблем. Все должно содействовать развитию воспитания гражданских качеств у молодежи, их гражданской самореализации и гражданственной социализации.

Особенно важно их включение в социально-экономическую жизнь общества. Мы выявили необходимость использования безвозмездного труда в России.

Сегодня это объясняется сложным экономическим положением граждан, кризисным состоянием многих некоммерческих и государственных досуговых организаций, неразвитостью гражданского сознания общества. Поэтому мы предлагаем с помощью деятельности учреждений культуры внести перечисленные выше условия для создания практических действий через воспитательно-образовательные модели в отношении молодежи. Таковой является волонтерская деятельность, реализуемая в молодежном волонтерском движении с помощью взаимодействия ее с учреждениями культуры. Потому что основа единого их гражданского целеполагания определяется объектом воздействия, то есть подрастающим поколением.

Деятельность учреждений культуры и волонтерского движения является единым средством социализации и важнейшим институтом гражданского воспитания (со школой и семьей), но конечно со своей спецификой. Тем самым, представленное рассмотрение деятельности учреждений культуры и волонтерского движения основывается на едином гражданском целеполагании, ориентированном на общую гражданскую государственную цель — воспитания подрастающего современного поколения.

В процессе гражданского воспитания молодежи должно складываться общее представление о сложившейся ситуации в стране и наметившихся тенденциях ее развития в этом направлении. То есть в основе развития гражданственности у молодежи должны закладываться педагогические условия существующих практик всех общественных молодежных организаций на основе сотрудничества и интеграции.

Отсюда, весомым фактором, влияющим на успешность реализуемой деятельности, являются сложившие тенденции в гражданском обществе нашей страны и развитие молодежной политики, куда входят проблемы нашего исследования.

Мы же предлагаем новый подход и форму работы с молодежью, которая обеспечит продуктивное решение актуальных проблем в процессе развития гражданских качеств у молодежи в деятельности учреждений культуры и волонтерского движения, которое сейчас активно развивается в нашей стране.

Непосредственно совершенствование деятельности учреждений культуры по воспитанию гражданских качеств у молодежи выступит теоретически обоснованным социально-практическим требованием для технологии гражданского воспитания молодежи. Мы предлагаем смену приоритетов воспитательной парадигмы современности. Здесь выдвигаются на первый план гуманистические идеи и ценностные ориентиры взамен тоталитаристских установок. Поэтому деятельность учреждений культуры на сегодняшний день должна быть направлена на процесс воспитания гражданских качеств у молодежи.

Так, современный гражданин сегодня должен быть максимально гуманным, демократичным. Особенно важно адаптировать молодежь к современным условиям развития российского общества. Таким образом, современные коренные изменения, идеи гражданственности базируются на воспитании гражданских качеств у молодежи. Так как добровольное служение своему отечеству определяется гуманным отношением к любому человеку, национальной терпимости народов друг к другу. Эти идеи воспитания гражданских качеств у молодежи представляют собой каркас, фундамент современного российского общества.

Развитие понятий гражданственности и патриотизма определяется воспитанием гражданских качеств у молодежи в учреждениях культуры. При рассмотрении вопроса организации волонтерского движения необходимо также изучать разрабатываемые пути совершенствования досуговой социально-культурной деятельности, которые в итоге могут показывать эффективные результаты в вопросах развития воспитания гражданских качеств молодежи.

В связи с этим мы подтвердили гипотезу нашей опытно-экспериментальной работы, которая связана с вопросами совершенствования волонтерского движения через взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств у молодежи, так как технология гражданского воспитания способствует развитию воспитания гражданских качеств и компетенций у молодежи в волонтерском движении.

Все это представляет собой логически завершенную последовательность этапов личностного роста молодого человека. Это Выбор и Самопознание, Самосовершенствование, Самоопределение, Самореализация, Творческий рост.

Представленная технология гражданского воспитания гражданских качеств у молодежи является процессом совершенствования волонтерского движения. Это дает возможность сделать процесс развития воспитания гражданских качеств у молодежи эффективным, и это определяет соответствие заранее поставленной цели нашей работы и ее конечному результату.

Наша исследовательская работа по развитию гражданских качеств у молодежи основывается на совершенствовании деятельности учреждений культуры и волонтерского движения, и их совместного взаимодействия. Нами разработан и апробирован практически достаточный инструментарий воспитания гражданских качеств у молодежи, где выявлена эффективность гражданского воспитания, определяющаяся совершенствованием деятельности учреждений культуры и волонтерского движения через их совместное взаимодействие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 27−32.
  2. Академия здорового образа жизни: опыт и перспективы. Киров: НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2008. — 64 с.
  3. Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2006. -177 с.
  4. Е.В. Система отбора волонтеров для социально-педагогической деятельности // Проблемы вузовской и школьной педагогики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Глазов: Глазовский гос.пед.ин-т им. В. Г. Короленко, 2005.-С. 126−127.
  5. H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Дис.. докт. пед. наук. Тюмень, 1997. -310с.
  6. O.A. Слагаемые успеха некоммерческих организаций / O.A. Алексеева. М.: CAF-Россия, 1997. — 126 с.
  7. C.B. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития. Ценностный мир современной молодежи / C.B. Алещенок. М.: Социум, 1994. 172 с.
  8. В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1991. 432 с.
  9. П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / П. И. Бабочкин. М.: Социум, 2000. 176 с.
  10. Н.М. Общественные молодежные организации как детерминирующий фактор самореализации молодежи. Хабаровск: ДВАГС, 2009. — 82 с.
  11. JI.A. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: Теория и опыт: Монография / JI.A. Байкова. Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2000. — 248 с.
  12. Jl. А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. М.: Педагогический поиск, 1999. — 160 с.
  13. Байкова J1.A. Теория и практика воспитания / J1.A. Байкова, J1.K. Гребенкина. Рязань: Ряз. гос пед. унив.-т им. С. А. Есенина, 1997. -196 с.
  14. С.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1997. — 236 с.
  15. В.В. Добровольцы в социальных учреждениях / В. В. Барова. Тюмень: БФРГТ, 2001. 211 с.
  16. В.М. Социально-ориентирующая игра как форма организации воспитательного процесса во временных объединениях старшеклассников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2004. -21 с.
  17. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ИПП, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 307 с.
  18. A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Автореф. дис. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 53 с.
  19. Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Педагогика, 1986. — 416 с.
  20. К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании / Пер. М. Санникова, И. Мюллер. -М., 1999.-43 с.
  21. М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М., 2001. -140 с.
  22. О.Богданова В. В. Социализационные траектории студенческой молодежи: состояние, направленность, основные тенденции. Автореф. дис. .канд. соц. наук. М., 2009. — 19 с.
  23. Е.В. Волонтерство. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности. М., 2004. — С. 62−72.
  24. A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. М.: МГУ, 1982. — 199 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  26. Л.И. Проблема развития сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. -133 с.
  27. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. 496 с.
  28. В.Н. Молодежь: методологические аспекты исследования / В. Н. Боряз. М.: Наука, 1973. 113 с.
  29. В.Г. Комплексный характер социально-педагогических исследований как новая парадигма в организации научного поиска / В. Г. Бочарова // Известия РАО. М., 2002. — № 2. — С. 49−60.
  30. В.Г. Научно-педагогическая концепция взаимодействия школы и других социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся / В. Г. Бочарова. М.: Педагогика, 1981. — 180 с.
  31. В.Г. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике / В. Г. Бочарова, Г. Н. Филонов. М.: Центр социальной педагогики РАО, 1994. — 12 с.
  32. В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива / В. Г. Бочарова. М: Педагогика, 1991. — 28 с.
  33. В.Г. Педагогика социальной работы М.: Просвещение, 1994. С. 41−86.
  34. Д.В. Инвестиции в развитие человеческого капитала России / Д. В. Бочков // Вестник Оренб. ГПУ. 2004. — № 3. — С. 97−101.
  35. Т.Н. Социология молодежи: учебное пособие для студентов вузов. Улан-Удэ, 2009. — 198 с.
  36. H.H., Шинджикашвили Д. И. Некоторые вопросы управления и деятельности учреждений культуры. Омск, 1988. — 65 с.
  37. JI.B. Структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 2009. — 22 с.
  38. C.B. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: Перспективы развития и проблемы регулирования: Сб. науч. тр. -Свердловск: УрО АН СССР, 1991. С. 55−61.
  39. Д. А. Активные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского общества: Автореф. дис.канд. соц. наук. Иркутск, 2009. 25 с.
  40. Е.Г. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи. Барнаул, 2008. 171 с.
  41. Е.И. Топология организационной культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1999. — 25 с.
  42. Владивостокская молодежная организация «Корпус вол онтеров"/ЛШр ://personal .primorye.ru51 .Вовлечение граждан в решение местных проблем: описание модели, апробированной в городе Калуга. М.: НГШГИ «Фокус», 2000. 142 с.
  43. Волонтер и общество. Волонтер и власть. Научно-практический сборник / Сост. C.B. Тетерский. Под ред. J1.E. Никитиной. М.: Академия, 2000. — 160 с.
  44. Волонтер Байкальских Вод: www.baikal.eastsib.ru/gbt/volunt/volunt.html
  45. Волонтерские хроники. Международный опыт. //http://ahalar.org.ua/pubs.cfm7putype-l
  46. Волонтерский пункт в образовательном учреждении: материалы по реализации проекта «Все в твоих руках». Киров, 2004. — 108 с.
  47. Волонтерство движение для всех. Мир волонтерства. http://volonteer.iatp.by/index.html
  48. Волонтерство в системе ВОС. Проблемы и перспективы. М.: Реакомп, 2008. 112 с.
  49. А. В. Детские организации / A.B. Волохов // Воспитание школьников. 1995. — № 5. — С. 12−19.
  50. Вол охов A.B. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. 270 с.
  51. Всеобщая декларация волонтеров // Вестник благотворительности.1995.-№ 5(21).-С. 12−17.
  52. .З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. М.: Новая школа, 1994. — 78 с.
  53. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  54. Выживет ли культура в условиях рынка: Сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций / Под. ред. Сюзан Кац, Олег Лейкинд. СПб.: Нотабене, 1996. 83 с.
  55. A.C. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе. Автореф. дис. докт. пед. наук. -Челябинск, 1996. 48 с.
  56. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 1998. — № 5. — С.42−45.
  57. А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками / А. Д. Гонеев. М.: МШУ. Курск: КГТТУ, 2000. 320 с.
  58. М.К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф.Э. Шереги- М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Центр социологических исследований. -М.: Центр социального прогнозирования, 2010. 590 с.
  59. Гражданский призыв. (Серия «Молодежь на службе обществу») / Под. ред. М. А. Слободской. М.: Институт проблем гражданского общества, 2002. — 217 с.
  60. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 1998. — 187 с.
  61. JI.K. Основы социальной педагогики / JI.K. Гребенкина, H.A. Жокина // Классный руководитель. 1998. — № 6. — С.2−27.
  62. Д., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: Вершина, 2004. — 878 с.
  63. М.В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России. Автореф. дис.. канд. соц. наук. М., 2009. — 21 с.
  64. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 32−38.
  65. Дети и молодежь как стратегический ресурс общества: Материалы научно-практической и отчетно-выборной конференций ДИМСИ. -М.: ACADEMIA, 2001. 200 с.
  66. Диалог индивидуальностей: информационно-методический сборник / Под общ. ред. Т. Я. Шиховой. Пермь: Перм.гос.пед.ун-т, 2001. — 98 с.
  67. ДИМСИ XXI век: Информационные материалы. — М.: Изд-во «ЛИНИЯПРИНТ», 2001.- 183 с.
  68. Добрая воля: Сборник статей. М.: Новые перспективы, 2001. 271 с.
  69. Добровольчество основа для построения гражданского общества. // Материалы по Второму Российскому форуму добровольцев в Москве в декабре 1996 года. — М.: Центр добровольцев «Московский дом милосердия», 1996. — 168 с.
  70. Документы ДИМСИ. М.: ACADEMIA, 2001. — 32 с.
  71. Документы и материалы ДИМСИ. Серия «Волонтер и общество. Волонтер и власть». М.: ACADEMIA, 2000. — 94 с.
  72. Документы и материалы по проблемам развития гражданственности и патриотизма молодежи. М.: Комитет РФ по делам молодежи, 1994. С. 97−103.
  73. И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.: НГИК, 1994. — 32 с.
  74. Н. Н. Добровольчество школа гражданского становления молодежи: учебно-методическое пособие / Н. Н. Ершова, М. Н. Бородатая- Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. — Киров: ВятГГУ, 2009. — 193 с.
  75. Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 2005. — 606 с.
  76. А.Д. Организация культурно-просветительской работы. М., 1989. — 240 с.
  77. А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств.
  78. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. 480 с.169
  79. Зеньковский. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 101 с. 99. Зубок Ю. А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Гуманитарный стратегический маневр. — М.: Книга и бизнес, 2004. 560 с.
  80. С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991 № 2. — С. 21−27.
  81. Е.А. Формирование компетентности социального взаимодействия участников детских и молодежных объединений: научно-методическое пособие. Самара: Офорт, 2009. — 77 с.
  82. С.П. Молодежь и государство: инновационныеподходы: (на материалах Оренбурской области) / С. П. Иваненков,
  83. А.Ж. Кусжанова. Оренбург: Газпромпечать, 2009. — 440 с.170
  84. С.П. Социализация молодежи в современных условиях. Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1999. — 46 с.
  85. Г. М. Детское движение: реалии и возможности / Г. М. Иващенко, М. Е. Кульпединова // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 24−26.
  86. Из опыта программы «Большие Братья/Большие Сестры» в России. Рязань: Изд-во «Пресса», 2001. -90 с.
  87. С.Н. Диалоги о культуре. М.: Лениздат, 1987. 167 с.
  88. С.Н. Социология о молодежи / С. Н. Иконникова. Л.: Знание, 1985. 32 с.
  89. Информационный бюллетень «Сотрудничество». vvww.kccp.krsk.ru
  90. Информационный бюллетень «Фонды и Гранты». Издатель Центр развития некоммерческих организаций, http://www.ndc.org.ru/
  91. Информационный бюллетень для волонтеров (игры по пропаганде ЗОЖ, профилактике социально негативных явлений) / сост. Н. Ю, Новикова. Киров: Изд-во «УПЦ «Март-2000», 2008. 64 с.
  92. Г. Статус молодежи в новых условиях // Мысль. 2004, -№ 2. С. 13−18.
  93. Источники финансирования для некоммерческих организаций. М.: Центр информации и координации Социально-экологического союза, 1997. — 45 с.
  94. Итоговая брошюра проекта «Добровольчество созидательный ресурс для развития деятельности НКО». СПб.: Благотворительное общество «Невский ангел», 2001. — 87 с.
  95. Как научить молодежь быть активной? (из опыта Вятской волонтерской школы). Киров: НОУ «Центр соц.-психол. Помощи детям, подросткам и молодежи», 2007. — 124 с.
  96. Как создать волонтерский отряд / сост. Н. Ю. Новикова. -Киров: Изд-во «УПЦ «Март-2000», 2007. 72 с.
  97. С.В. Становление социального государства в России. М.: ГОУ «ЦРПК», 2003. 187 с.
  98. Э.Л. Деятельностная сущность воспитания молодежи. Автореф. дис.. докт. филос. наук. М., 1990. — 38 с.
  99. Э.Ш. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности / Э. Ш. Камалдинова / Советская педагогика. 1988. — № 9. — С.5−6.
  100. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  101. В.А. Современная система воспитания молодежи // Педагогика. 1993. — № 8. — С. 15−18.
  102. С.С. Молодежная субкультура как агент социализации / отв. ред. Р. Д. Хунагов. Ростов-на-Дону: Антей, 2009. — 22 с.
  103. Л.В. Психология ценностей российской молодежи: Монография. Самара: Изд-во Самарский науч. центр РАН, 2009. -252 с.
  104. E.K. Формирование социально-активной позиции подростков в условиях временного детского коллектива: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 19 с.
  105. C.B. Взаимосвязь деятельности и общения в детском общественном объединении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1996.-21 с.
  106. М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 19 с.
  107. А.Г. Детское движение и роль взрослого в нем / А. Г. Кирпичник. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. № 4.-С. 12−15.
  108. А.Г. Летние объединения старшеклассников / А. Г. Кирпичник, В. П. Ижицкий. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  109. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Оренбургский госпединститут, 1996. — 188 с.
  110. Т.Г. Время культуры и культурное пространство: Сб. тез. докл. Межд. научно-практической конференции (Москва, 11−13 дек.). М.: МГИКИ, 2000. — 353 с.
  111. Т.Г. Общественные связи как культурный феномен: Уч. пособие для студентов. М.: МИИТ, 2007. — 184 с.
  112. Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. Пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995.- 103 с.173
  113. Т.Г. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2000. — 85 с.
  114. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 1995.- 136 с.
  115. Т.Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. для студентов вузов. М.: МГИКИ, 2004. — 539 с.
  116. Т.Г., Красильников Ю. Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.-М., 1991, — 180 с.
  117. В.И. Родовые методы культурно-досуговой деятельности. М.: Изд-во МГУК, 1998. — С. 247−248.
  118. Клуб: Культура досуга. М.: Профиздат, 1987. 184 с.
  119. Т.Г. Опыт организации работы подростков-добровольцев по профилактике наркозависимости на базе социального центра молодежи Кузбасса / Т. Г. Кобякова. Кемерово: СЦМК, 1997. 46 с.
  120. Т.Г. Первичная профилактика нарко-алкогольной зависимости: Концепция программы организации развития подросткового добровольческого движения / Т. Г. Кобякова, O.A. Смердов. Кемерово: СЦМК, 1999. 71 с.
  121. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  122. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теорет. вопр. М.: Социум, 1999. 351 с.
  123. Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 21 с.
  124. В.В. Самореализация подростка в общественном объединении. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 19 с.
  125. Р. П. Занятость волонтеров: возможности и ограничения: монография. / Р. П. Колосова, А. В. Красновид- Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экономический фак., Каф. экономики труда и персонала. М.: Теис, 2010. — 117 с.
  126. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1989. 348 с.
  127. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 191−205.
  128. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. 245 с.
  129. Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Дис. .канд. пед. наук. -Кострома, 2006. 211 с.
  130. Я. Как любить детей / Я. Корчак. Минск: Народная асвета, 1980. — 140 с.
  131. В. Волонтеры в Хосписе. М.: Социум, 2001. -174 с.
  132. В.К. Взаимоотношения в системе «педагог ребенок -родители» / В. К. Крючков // Педагогика.- 2002. — № 9. — С.27−32.
  133. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: Методическое пособие. М.: ACADEMIA, 2003. — 130 с.
  134. В.А. Общественное движение и организации детей и молодежи в России в XX веке. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1994.-42 с.
  135. Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. — № 5. — С. 1522.
  136. З.И. Развитие социального интереса детей. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности. -М., 2004. 180 с.
  137. В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В. К. Левашов // Вестник РАН. 2005. — № 2. — С. 99 — 102.
  138. Д.В. Педагогические игровые программы как форма интерактивного воспитания подростков в условиях временного детского объединения // Воспитание школьников. 2006. — № 2. — С. 24−31.
  139. О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1997. 50 с.
  140. В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. 1994, № 1. С. 57−59.
  141. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 144 с.
  142. Л.В. Волонтерство как социально-педагогическая проблема // Науч.-метод, сб. материалов участников Международной конф., 28−29 ноября 2007 г. / под общ. ред. В.А. Ситарова- ред.-сост. Л. Е. Сикорская. М., 2008. — С. 14−19.
  143. В.П. Политический статус молодежи в современной России: теоретический аспект Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1995.- 28 с.
  144. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 96 с.
  145. Многопрофильная школа волонтерского мастерства: информ.-метод. сб. / Сост. М. Н. Бородатая, В. И. Лыскова и др. Киров: НОУ «Центр соц.-психол. Помощи детям, подросткам и молодежи», 2008. -72 с.
  146. Мой выбор моя жизнь. — Киров, 2002. — 84 с.
  147. С.Ю., Чернышкина Н. Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учеб. пособие / Предисл. Ю. И. Тарского. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2007. 172 с.
  148. Л.Е. Феномен волонтерства в современной России // Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. C.B. Тетерский, под ред. Л. Е. Никитиной. М.: Академия, 2000. — С. 5−12.
  149. Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. Автореф. дис.. канд. пед. наук, — Челябинск, 2002. 23 с.
  150. И.Г. Педагогические условия моделирования воспитательных систем: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. -246 с.
  151. М.В. Гражданское воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в современный период: Дисс. .канд. пед. наук. М., 2006. — 156 с.177
  152. JI.И. Система воспитания молодежи // Педагогика. -1993.- № 8. -С. 19−21.
  153. Новое поколение: учимся вместе: сб.науч.-метод.материалов/под ред. О. В. Рубцовой. Копейск: Копейский рабочий, 2009. 235 с.
  154. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. псих, наук. -М., 1985. 48 с.
  155. М.В. Педагогические условия социализации молодежи в деятельности молодежных организаций. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. — 23 с.
  156. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. -Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1992. 204 с.
  157. Т.Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 23 с.
  158. Р.Ф. Развитие гуманистических миров и ценностейориентации личности. М.: РАО, ИР Л, 1996. — 114 с.178
  159. М.И., Волохов A.B. Детские организации: возможности выбора: Методическое пособие для организатора детского движения. М.: НПИ Совета СПО-ЮДО, 1996. — 111 с.
  160. А. Г. Волонтёры хаоса: Роман / Александр Романовский. М.: Армада: Изд-во Альфа-кн., 2002. — 666 с.
  161. A.B. Социальный субъект: мотивы и деятельность. Автореф. дис.. канд. фил. наук. М., 1994. — 30 с.
  162. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. — № 5. — тС. 90−98.
  163. Г. В. Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций в современных условиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 21 с.
  164. JI.C. Формирование социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра «Орленок»: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. — 23 с.
  165. Р.Х. Особенности социального развития молодежи в изменяющихся условиях: Дис.. канд. социол. наук. -СПб., 1993.- 197 с.
  166. В.В. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Р.-н.-Д.: Изд-во РГПУ, 1995.-288 с.
  167. Е.В. Тренинг коммуникативной компетенции в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2004. — 208 с.
  168. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  169. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: изд-во СПбУ, 1996.-460 с.
  170. И. А. Формирование мобильности будущих специалистов социальной сферы в волонтерской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2010. — 25 с.
  171. A.A. Социализация молодежи на пороге XXI века // Евразийское общество. 2001. — № 1. — С. 56−64.
  172. C.B. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. Автореферат. к. пед. н. Тамбов, 2004. 53 с.
  173. C.B. Год волонтерства В России состоялся / C.B. Тетерский // Дидакт. 2002. — № 2 (47). — С. 34−38.
  174. C.B. Педагогический потенциал детско-молодежных объединений // Педагогика. 2001. — № 6. — С. 40−44.
  175. .А. Досуговые объединения как фактор социализации детей, подростков и юношества. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1994.-40 с.
  176. И.Н. Нормативно-правовая база и опыт поддержки волонтерства в Европе и США // Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. C.B. Тетерский. Под ред. Л. Е. Никитиной. М.: Академия, 2000. — С. 39−45.
  177. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. B.C. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 464 с.
  178. И.В. Педагогическая технология обучения лидеров молодежных объединений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1993. 23 с.
  179. Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.180
  180. М. Волонтеры вечности: повести. / Макс Фрай. Санкт-Петербург: Амфора, 2009. — 604 с.
  181. Человек попал в больницу / сост. JI. Улицкая. М.: Эксмо, 2009. 254 с.
  182. О.Д. Особенности социального развития молодежи в условиях кризисного состояния общества в России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
  183. О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 1999. — 21 с.
  184. В.И., Зубок Ю. А., Уильям К. Молодежь в обществе риска. Институт социально-политических исследований. 2-е изд. -М.: Наука, 2003. — 230 с.
  185. Т.А. Социальная работа как культурный феномен современности // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 55−72.
  186. . Ю., Царапкина Е. Б. Все в твоих руках / Б. Ю. Шапиро, Е. Б. Царапкина. М.: Издание КГУЗ «Красноярский краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», 2005. — 96 с.
  187. A.B. Государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1994.-20 с.
  188. В. С. Педагогические аспекты взаимодействия средств массовой информации и учреждений культуры в воспитании гражданской позиции у молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2009. — 24 с.
Заполнить форму текущей работой