Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философско-методологический анализ феномена виртуальной реальности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще одной причиной преувеличения значения виртуальной реальности как теории познания и теории активности конструирования моделей мира является слабое знакомство с исследованиями о природе активности человеческого мышления и всех форм общественного сознания. Еще в античной философии проводился подробный анализ «моделирования» сущности предметов, понятий о предмете, природа дедукции (всеобщего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Смысл виртуальной реальности в конкретных и специальных теориях виртуальной реальности
    • 1. 2. Всеобщее определение виртуальной реальности
    • 1. 3. Соотношение объективной, субъективной и виртуальной реальностей
  • ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО-ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Природа виртуальной онтологии
    • 2. 2. Виртуальная герменевтика
    • 2. 3. Виртуальная реальность и бытие человека

Философско-методологический анализ феномена виртуальной реальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Термин «виртуальная реальность» (ВР) в современной культуре получил широкое распространение. Говорят о «виртуальной цивилизации», «виртуальной психологии», «виртуальных деньгах» и даже о «виртуальных войнах». Чаще всего «виртуальное» понимают как синоним «возможного», возможности существования как таковой. В значительной части публикаций по данной теме и в стереотипах массовой культуры «виртуальная реальность» ассоциируется с развитием компьютерных технологий и так называемой «киберкультурой». Данный феномен предполагается на основе синтеза «философии виртуальности», «виртуальной психологии» и компьютерных технологий ВР. При этом справедливо указывается на то, что подобный синтез (виртуалистика) мог бы стать продуктивной методологической основой для исследования человеческой психики и измененных состояний сознания. Актуальность исследования ' обусловлена также непроясненностью философского статуса понятия «виртуальная реальность». Философский анализ феномена виртуальной реальности открывает дорогу нетрадиционному подходу к рассмотрению многих проблем современной онтологии и гносеологии (проблем реальности, существования, виртуальной герменевтики). Некоторые авторы говорят о компьютерной виртуальной реальности как о «новом способе постижения действительности», «испытательном поле для необычных экспериментов с фундаментальными онтологическими категориями». Виртуальная реальность расширяет границы человеческого общения и совместной деятельности, что побуждает философов осмыслить это явление, осознать его значение для человечества.

Степень разработанности темы. Термин «виртус» и производное «виртуальное» встречается у Цицерона, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли,.

Николая Кузанского, Г. Лейбница. В. Виндельбанд аргументированно показал, что Кант в полной мере реализовал принцип Лейбница о «виртуальной прирожденности идей». Х. Г. Гадамер указывает на то, что в подобном контексте выражение философской мысли «вырывается» из схоластической одеревенелости и отвоевывает его для виртуальности живой речи как актуализации нашего самопонимания.

Эволюция понятия «виртуального» и история функционирования его в философском лексиконе исследуется в работах О. Вейзе, А. Ф. Лосева, Т. В. Васильевой, И. Д. Рожанского, П. П. Гайденко, М. А. Юсима, Н. А. Носова и др.

В современной физике понятие «виртуальная реальность» связывается с понятиями «физический вакуум», «физическая реальность». В этом отношении показательны работы В. Клиффорда, П. Девиса, К. Хюбнера, А. Пайса, К. Ф. Вайцзеккера, М. Клайна и других авторов. Оригинальная теория физического вакуума создана Г. И. Шиповым. Значительным эвристическим потенциалом для развития вакуумных представлений обладает физика стоиков, рассмотренная, в частности, А. С. Степановой и И. Д. Рожанским.

Возникновение и развитие компьютерных технологий ВР было предсказано еще в 60-х — 70-х годах XX века М. Маклюэном, С. Лемом, Т. Лири, выдвигавшими тезис о расширении и продолжении нервной системы человека электронными медиа. Авторство самого термина «виртуальная реальность» приписывают Джарону Леньеру (Жарову Ланье), американскому исследователю и экспериментатору в данной области. Т. Лири, как один из лидеров «психоделической революции», призывал использовать новую технологию.

Д.В.Пивоваров исследовал идеальное как системное качество, имеющее совершенно особое, неметрическое пространственное существование. Способ существования системного качества Д. В. Пивоваров и назвал виртуальным бытием. К аналогичному пониманию виртуальности примыкают В. А. Андрусенко и С. С. Абрамов.

Рассмотрение диалогического понимания виртуальной реальности (феномена «между») опирается на работы М. Бубера, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева. Диалогическая парадигма как децентрация трансцендентальной философии исследована М. Тейнессеном, Б. Вальденфельсом, В. Л. Махлиным.

Конкретизацией диалогического понимания виртуальной реальности выступает концепция синергии. Логика исследования приводит к необходимости рассмотрения исихастской традиции и соответствующего историко-философского контекста. Здесь важную роль играют труды Св. Григория Паламы, И. Мейндорфа, А. Теронимуса, Е. Масуды, И. И. Семаевой. К концепции синергии примыкает учение Л. П. Карсавина о «симфонической личности», если понимать последнюю в энергийном плане. Такая социальная личность возникает и существует в самом факте диалога.

Изучение феномена ВР предполагает обращение к некоторым когнитологическим концепциям, опирающимся на различение «знания» и «социальной информации» как модели, превращенной формы знания.

Основой исследования гносеологических проблем виртуальности является положение Х. Зандкюлера о «действительности» знания.

Когнитология базируется на представлении о знании как личностном, пережитом, вошедшем в структуру сознания. Проблема неявного знания освещена М. Полани, Л. Витгенштейном, А. Я. Гуревичем, Л. А. Микешиной. Исследование виртуальности личностного знания побудило нас обратиться к концепции «хабитуса» П.Бурдье. Последний термин является калькой аристотелевского «технэ». Данное понятие исследуется у В. Шадевальда, В. Йегера, А. А. Ахутина.

Познание подразумевает и духовное образование личности. Для конкретизации понятия синергии в гносеологическом аспекте важную роль играет понятое образование (пайдейя). Оно рассматривается М. Шелером, Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, М. Фуко, М.Вебером. Образовательное знание как существующее в исполнении (т.е. виртуальное) понимается Х. Г. Гадамером, М. К. Мамардашвили. Герменевтические смыслы образования в интересующем нас ключе исследованы Л. А. Микешиной.

В литературе очень часто термин «виртуальная реальность» используется произвольно, в результате чего размывается содержание и неоправданно расширяется объем обозначаемого им понятия. Поэтому по-прежнему важно уточнение собственного значения понятия ВР. Анализ ВР в философско-методологическом отношении ценен прежде всего тем, что показывает новые формы проявления активности психики и сознания, их обратного (и весьма сильного) воздействия на породившие их факторы, на жизнь человека.

Идея виртуальности затрагивает глубинные пласты человеческого бытия. Философское осмысление природы ВР важно не только с точки зрения настоящего, но и будущего человечества.

Основная цель работы — представить и философски обосновать концепцию виртуальной реальности, описать феномен ВР при помощи единой теории виртуальной реальности (ЕТВР) и специальной теории виртуальной реальности (СТВР).

Основная цель предопределила постановку и решение конкретных исследовательских задач:

• определить понятие виртуальной реальности на основе выявления ее специфических свойств;

• охарактеризовать отношения между различными видами виртуальной реальности, а также взаимодействия между объективной, субъективной и виртуальной реальностью;

• выявить основные характеристики виртуальной онтологии;

• раскрыть суть виртуальной герменевтики;

• рассмотреть проблему соотношения виртуальной реальности и бытия человека.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый объект определяется как целостный, многоуровневый феномен. В основу работы положены также методы описательного, сравнительного, структурно-функционального, диалектического анализа.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• на основе сложившихся в философии концепций виртуальной реальности осуществлено философско-методологическое осмысление этого феномена, выявлены его специфические свойства, закономерности функционирования;

• рассмотрены аспекты специальной теории виртуальной реальности (СТВР) и предпосылки ее возникновения;

• на основе уточнения онтологического статуса ВР рассмотрены предпосылки, предмет и метод единой теории виртуальной реальности (ЕТВР);

• выделен и уточнен ряд важных понятий, отображающих структуру виртуальной реальности, исследована проблема соотношения объективной, субъективной и виртуальной реальностей. При этом ВР рассмотрена в аспекте метода моделирования. Описан многоступенчатый процесс перехода от чистой теории к материальной практике, включающий виртуальный модельный эксперимент;

• осуществлен философский анализ природы виртуальной онтологии и виртуальной герменевтики;

• определены место и роль виртуальной реальности в бытии современного человека.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых защиту в качестве основных положений:

• Виртуальная реальность как предмет философско-методологического анализа представлен в диссертационном исследовании в широком контексте — как проблема онтологическая, гносеологическая, экзистенциально-метафизическая, метафизически-герменевтическая. Выявлена и категориально выражена идея о том, что виртуальное — это специфическая сфера бытия, особый срез, попадающий в фокус лишь особым образом организованной мысли.

• Конкретная теория ВР (КТВР) может перейти в общую теорию ВР (ОТВР) только тогда, когда гносеологическому анализу будут подвергаться все гносеологические практики познания виртуальной реальности. Гносеологическая функция понятия «ВР» претендует на такую всеобщность.

• Главный итог ОТВР: онтология виртуальной реальности есть следствие гносеологии виртуальной реальности. Виртуальная реальность обладает такими свойствами, как порожденность, актуальность, автономность, интерактивность, превращенность. Идея полигносеологизма вместе с идеей полионтологизма составляют необходимую и достаточную предпосылки существования единственной и единой теории ВР.

• Осмысление виртуальности как виртуальной событийности включает в себя, во-первых, понимание ее онтологического статуса, и, во-вторых, собственно понимание виртуальных событий в контексте признания их особого онтологического статуса.

• В виртуальной герменевтике предметом постижения являются не столько объекты, обладающие виртуальной тональностью, сколько само виртуальное бытие, или виртуальная реальность.

• Существование современного человека, человека техногенной культуры, сосредотачивается в искусственно создаваемой виртуальной реальности со свойственным только ей событийным рядом. Естественно-культурная виртуальная событийность, облекающаяся в достаточно глубокую символику, конечна и ограниченна. По мере культурно-исторического развития человека появляются новые и уходят в прошлое прежние виртуальные реальности, что означает содержательное изменение объема человеческого бытия, тем или иным образом рефлексивно осмысляемого.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов дальнейшего анализа феномена виртуальной реальности.

Материалы и йыводы исследования способствуют более глубокому осмыслению проблемы активности психики, сознания, интеллектуально-познавательной деятельности.

Основные положения и результаты работы могут быть использованы при разработке соответствующих специальных курсов по философским дисциплинам. .

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в ряде научных и научно-практических конференций различного уровня, где автором были сделаны сообщения в 2001;2002 годах: на Всероссийской научно-методической конференции «Научно-методологические и методические основы олимпийского образования: проблемы, особенности, решения» (Волгоград, 2001) — I Международной научно-практической конференции «ВУЗ. Здоровье. Интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии» (Волгоград, 2001) — VI Межвузовской конференции студентов и молодых ученых 8 г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2002) — II Международной научно-практической конференции «ВУЗ. Здоровье. Интеллект: педагогические, биоинформационные и оздоровительные технологии» (Геленджик, 2002).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Итак, подводя итоги, отметим следующее.

Для философии в современном западном ее понимании характерна ситуация онтологической внеположенности философа, когда мир предстает в качестве внешнего объекта размышлений. Это характерно даже для экзистенциализма, рассматривающего переживания человека — они тоже в конечном счете рассматриваются в мышлении философа как внешний предельный объект.

Отказ от постулата экстериторриальности приводит к признанию идеи существования многих уровней реальности, ибо человек не может быть ни просто субстанцией, ни Богом, иначе становится бессмысленной идея существования самого человека Это означает, что философ, даже если строит предельную картину мира, должен понимать, на каком уровне реальности он сам существует, т. е. с какой точки зрения он строит свою философию.

Подход, основанный на признании полионтичности реальности получил название «виртуалистика» .

Иногда виртуалистику понимают как новую научную дисциплину, воспринимая термин «виртуалистика» по аналогии с названиями таких наук, как кибернетика, генетика. Виртуалистика не является самостоятельной наукой. Виртуалистика есть подход, который может быть использован в любой научной дисциплине. Принципиально нового в признании существования реальностей разного типа, т. е. не сводимых друг к другу, в рамках одной и той же науки нет. Например, в физике признается существование и вещества, и поля, существование взаимодействий разного типа (сильного, слабого и т. д.). И от того, что до сих пор не построена единая модель, физику не лишают научного статуса. Но во всех случаях в современной западной философии реальности сопоставляются друг с другом в абсолютных координатах, т. е. признается существование «абсолютной субстанции», и сущность явления ищут именно в такого рода субстанции. В силу этого сущность всегда сводится к предельным субстанциям: атомам, числам, треугольникам, Богу и т. п. Понятно, что в такой ситуации претендовать на статус «настоящих» наук могут только науки, имеющие дело с первосущностями: физика, математика, теология и т. п. Например, даже естественные науки, типа химии и физиологии часто пытаются редуцировать к физике.

В результате проведенного вслед за Н. А. Носовым анализа нами выделены и подтверждены следующие специфические свойства виртуальной реальности — независимо от ее «природы» (физическая, психологическая, социальная, техническая и проч.): порожденность, актуальность, автономность, интерактивность,.

Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования В виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого и будущего.

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

Кроме того, мы рассматриваем такое качество ВР как превращенность. Этого свойства нет в концепции Н. А. Носова и в принципе не может быть в тех КТВР, в которых константная и виртуальная реальности одного качества, одной природы, например, обе психологические, обе компьютерные, обе социальные и т. д. Тем не менее мы бы добавили это свойство и для разнородных реальностей.

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. Понятия «константный» и «виртуальный» являются относительными: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону — виртуальная реальность может «умереть» в своей константной реальности, свернуться в элемент своей константной реальности, которая имеет статус виртуальной по отношению уже к своей константной реальности.

Онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей, но психологически, т. е. относительно конкретного человека, актуально функционируют только две реальности п-го уровня: одна константная и одна виртуальная. В философской модели человек при этом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализмможет положить существование лишь одной реальности, считая вторую производной от первой. Учитывая, что философствующие субъекты могут находиться на разных иерархических уровнях, из этой парадигмы (иерархический уровень и дуализм — монизм), можно реконструировать большинство западных типов философий.

На наш взгляд, идея виртуальности предлагает принципиально новую для европейской культуры парадигму мышления, в которой улавливается сложность устройства мира, в отличие от идеи ньютонианской простоты.

Таким образом, возникает необходимость создания единой теории виртуальной реальности (ЕТВР). Предмет постулируемой ЕТВР, естественно, виртуальная реальность, а метод — ноэматическая гносеология. Под ноэмой мы подразумеваем мысль, мыслящую самоё себя. Поскольку о виртуальной реальности теоретически высказываются только люди сами, так или иначе имеющие опыт виртуальности, постольку элемент самомыслия является неизбежным инвариантом, свойственным всем конкретным теориям ВР.

Поэтому использование ноэматической методологии для построения ЕТВР оказывается вполне оправданным.

Необходимо отметить, что создание ЕТВР возможно только на базе общей теории виртуальной реальности (ОТВР) и специальных теорий виртуальной реальности (СТВР).

Вначале мы постулировали два априорных смысла самого феномена виртуальности: Ки Т-смыслы. И хотя им нашлись соответствия в различных КТВР, мы думаем, сами эти смыслы тоже априорны, они не возникли вследствие предыдущего опыта или знаний теоретиков.

Далее мы дедуцировали диалектический синтез этих смыслов. В результате чего понятие «виртуальности» вскрыло шесть своих ноэматических определенностей. Очевидно, что СТВР этим не исчерпывается. И здесь главное — был создан прецедент ноэматического гнозиса, созидающего из себя виртуальную реальность. Стало понятно, что если продолжать его далее, то пределом будет система панвиртуализма.

Отметим, что никакая теория не может претендовать на полноту, не увязывая в целое обойму инструментальных категорий. Эту задачу мы попытались реализовать на связке только трех категорий: «объективная», «субъективная» и «виртуальная реальности» (оставив на будущее задачу сплести целую сеть связанных категорий): виртуальная реальность есть единство объективной и субъективной реальностей, спрессованное в единицу 1 актуального виртуала.

Самим фактом своего возникновения в спектре научных направлений виртуалистика создала особое напряженное поле для такой вполне традиционной отрасли знания как философская герменевтика. Открытие для анализа уникальных — виртуальных — событий создало новый регион для семантического анализа. Открытия виртуалистики со своей стороны способны значительным образом изменить само содержание и методы философской герменевтики. Привнесенность в поле понимания и.

99 интерпретации принципиально новых феноменов, носящих герменевтический характер, содействует не только расширению предметного поля герменевтики, но и одновременно насыщает саму виртуалистику средствами понимания виртуальных феноменов. Синтез герменевтики и виртуалистики может иметь вполне плодотворный характер.

Мы сделали вывод о том, что виртуалистика как метод познания возвращает наше мышление к утраченной форме и, следовательно, ставит вопрос о создании новой методологии познания.

Проанализировав определение ВР — «виртуальная реальность — это трехмерное, компьютером генерируемое, имитируемое окружение, предъявляемое, пользователю в реальном времени его поведения», мы отметили, что в этом понимании не вполне ясно, что именно порождает «имитируемое окружение» Ведь компьютер — это тоже продукт человеческой деятельности. И тогда «имитируемое окружение» предъявляется пользователю не компьютером, а человеком. И, вообще, виртуальная реальность становится психологическим феноменом, существующим лишь в сознании человека.

Итак, ВР в этом понимании — это окружающий человека мир, генерируемый его сознанием. Это есть мир культуры, религии, это состояние экстаза, опьянения, бреда, сна, а также состояние, создаваемое компьютером.

Такое понимание ВР снимает проблему онтологического статуса. Здесь виртуальная реальность — это не реальность бытия, это реальность человека, она создана психикой, это психологический феномен.

Мы пришли к заключению, что в этом понимании ВР исчезает мысль о проживании в Универсуме. Весь пафос такого понимания ВР направлен на создание «имитируемого окружения», которое вытесняет собой подлинное бытие. А в конечном итоге и вообще исключает всякую мысль о существовании подлинного бытия из мировоззрения.

Современный этап развития науки состоит в том, что массив научных данных не вписывается больше в здание, построенное на ньютоновском фундаменте, даже в пристроенное к нему здание на фундаменте представлений о вероятностностном и эволюционирующем мире. Новая возникающая естественно-научная парадигма включает в себя идею активной силы как действующей причины вещей — физически реально существующей, но пока еще не формализованной и не измеренной пятой силы природы.

И здесь следует сказать, что идея virtus представляет собой лишь одно из современных научных направлений, в тех или иных терминах касающихся проблемы активной онтологической силы и пытающихся эту неизвестную силу формализовать.

В процессе работы перед нами встал вопрос: приложимы ли к характеристике виртуальности понятия бытие и небытие? Думается, что данные понятия именно в концепте виртуальной реальности могут найти свое максимально напряженное совмещение. В виртуальной реальности события всплывают, появляются и исчезают. Небытие здесь более ощутимо, чем в константной реальности, однако ее избыточность не позволяет полностью увлечь к небытию: виртуальное — мощнейший потенциал бытия. Здесь налицо трансцендирование всякой итоговости. Возникшие здесь феномены распадаются также случайно, как и образуются. Перевод в план воспоминаний, где остаются феномены, не делает исчезновение реальности необратимым. Реальность предстает как развертывание и приумножение, как неутолимое становление. Негэнтропия в виртуальном выражена как поддержание реальности прежде всего «любовным тяготением». Избыточность в виртуальном бытийного начала выражается в частности в том, что обычные, казалось бы, вещи, попадающие в ракурс необычных переживаний становятся нечто иным, чем они есть в действительности /константности/. Именно попав в поле виртуального, через наделение.

101 символической значимостью вещи становятся феноменами, символами, реализуют потенциал собственных иных, иногда — качественно иных планов. Актуализируется потенциал явления себя чем-то иным, превосходящим привычное.

Переживание актуализации того или иного образа приводит порой к тому, что самая обычная реальность выглядит и предстает невероятной. И когда одно определение уходит в другое, а новый образ прививается поверх старого, то вместо обычного порядка следования (казуального) мы вступаем в хаос виртуальных событий, в меру упорядоченный и в меру поддающейся истолкованию. Вероятно, именно герменевтическая ситуация, связанная с виртуальными феноменами, означает высший накал усилия постижения, где одновременно максимально присутствует некий предел понимания, за которым в качестве горизонта присутствует некий нонгерменевтический план — неподдающийся, неразличимый, нерациональный — требующий самого динамичного положения наблюдателя (интерпретатора) в зависимости от положения виртуальных феноменов на его «темном» фоне.

В период кардинальной общественной трансформации в истории России происходят сдвиги в. ранее устойчивых характеристиках науки, образования, воспитания, психологии и этики, прежде всего, в массовых общественных ориентациях, социальных и духовных целях.

Они, в свою очередь, являются результатом развития конкретных социально-экономических, культурных, духовно-нравственных процессов и изменений. Понимание механизмов изменений, ориентации, настроений масс, их психологии становится неотъемлемым элементом общественной науки и практики. Это позволяет более эффективно прогнозировать социальную направленность людей и результаты их трудовой деятельности, тех или иных общественных преобразований.

Обострение внимания к проблеме виртуальной реальности в основном наблюдается у определенной прослойки научных работников и обычных.

102 пользователей компьютерной техники, а вслед за ними — в рекламе, журналистике, практической жизни. Оно имеет ряд причин.

Прежде всего следует отметить усиленный интерес к этой проблеме у представителей информационной науки, специалистов вычислительной науки и компьютерных технологий. Усиление и распространение информационно-вычислительной направленности знания, поддерживающей интерес к вопросам искусственного интеллекта, моделирования и конструирования сверхмашины, к раскрытию сущности, границ и возможностей активности и «создания» «персонажей» виртуального мира, созданного человеком. Развитие Интернета достигло ныне такого уровня, когда из явления технологического он перерос в явление социальное.

Другой причиной поддержания интереса к данной проблематике является всеобщая компьютеризация, захватившая не только взрослое * население, но и детей, обучающихся в школах. Данная массовая среда пользователей компьютерной техники особенно благоприятна для фетишистского отношения к возможностям подобной техники.

Большое значение для увлеченности и фетишистскСго*" восприятия персонажей виртуальной реальности в компьютере как достаточной «объективности» и т. п. имеет существующее в обществе разделение труда. Научные работники, инженеры и операторы, связанные с компьютерной техникой, пожизненно прикрепленные к своей профессии, погружены в ее мир, в тот искусственно создаваемый поток компьютерной реальности, с которым они постоянно имеют дело. Мир моделей и символов (как их профессия и работа) заменил им реальный мир. В литературе уже не раз отмечалось, что представители профессий, отгороженных от реальных предметов окружающего мира, перестают его понимать и ценить, живут искусственным миром формул, понятий, компьютерных символов и образов. Возникает явление, обратное социализации личности, создаются условия для вживания в фантастическо-мистическое, сюрреалистическое восприятие символов, а через них и реального общества, окружающей среды.

Положительным для научных работников в век компьютеризации является приобретение дополнительной технической возможности для построения моделей познаваемых объектов реальности, новым моментом моделирования.

Еще одной причиной преувеличения значения виртуальной реальности как теории познания и теории активности конструирования моделей мира является слабое знакомство с исследованиями о природе активности человеческого мышления и всех форм общественного сознания. Еще в античной философии проводился подробный анализ «моделирования» сущности предметов, понятий о предмете, природа дедукции (всеобщего), когда человеческий опыт в принципе не может охватить все предмета. Как человек конструирует знание всеобщего (закона), если его опыт всегда ограниченкак соотносятся между собой индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика в качестве теорий активности построения «модели», понятия о сущности предметов и явлений, — это предмет философии, науки о мышлении и его законах. Аристотель и Платон, Кант и Гегель, как и все философские школы, исследовали различные способы активного конструирования понятий о мире, в том числе понятий об активности и движении в объективной реальности.

Человек является существом, способным конструировать мысли, создавать авторские реальности и в них «обитать», размышлять, доказывать. Для информационно-технической науки необходима глубокая и всесторонняя разработка гуманитарного понятия «виртуальной реальности жизненного мира», «живого знания», через усвоение теории, формальной логики и диалектики. Мощь и сила человеческого разума, познание философиии, образное мышление, литература и искусство, науки в целом предполагают духовное образование личности, повышения уровня ее познавательной культуры. Образование есть категория бытия и сознания. Сила ума, общественное сознание человека реализуют себя в практической реальности и теоретической деятельности. Они формируются и развиваются в стереотипах массового общественного сознания, его психологии. «Виртуальная реальность» ассоциируется с развитием компьютерных технологий и так называемой «кибернетической культурой». Данный феномен вырастает из творческого синтеза «философии виртуальности», «виртуальной психологии» и компьютерной технологии. Успехи в этих областях невозможны без усвоения исследований человеческой психики и достижений педагогики, без изучения динамических изменений состояний общественного сознания.

Человеческая мысль существует только в исполнении, как и всякое духовное явление. Идет процесс дальнейшей разработки теории и практики «реальностей восприятий», к которым относятся также и сновидения, коматозный опыт, реальности художественных произведений, реальности схем и проектов, созданных наукой и инженерной мыслью Понятие «виртуальности» предлагает такую парадигму мышления, которая дает возможность анализировать его в едином плане реалий, относящихся к разным типам знания: естественнонаучному, техническому, гуманитарному.

При этом важно не смешивать собственно-биологические процессы протекания сознания, сновидений, технологий (и их изучение) и социальные механизмы искаженного понимания виртуальной реальности. Тип общественного разделения труда, пожизненное закрепление за одной и той же функцией в ограниченной сфере деятельности, отстранение от других форм общественной жизнедеятельности, доля использования компьютера и телевизора в, структуре времени индивида, уровень теоретической гуманитарной культуры общества, особенно профессионалов общественной и естественно-технической науки Вульгаризация общественной науки, технократические тенденции в философии, социологии, политической экономии в доперестроечной науке показали свою неспособность при интерпретации виртуальной реальности. Лишь возрождение подлинного знания истории, диалектики познания способно научно интерпретировать новые явления в информационно-технической сфере, которая представляет собой одно из звеньев в истории познания, идентификации человеком себя и окружающего мира.

Идея виртуальности требует такой парадигмы мышления, в которой схватывается сложность устройства мира, парадоксальность явлений действительности в отличие от простоты индустриально-потребительской идеи и психологии прошлого, на которых основана вся современная цивилизация. Современная особенность понимания виртуальной реальности характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает ее искаженно, т. е. не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность, реальность бытия.

Это может иметь негативные последствия для психики и поведения людей, особенно молодежи. Преодоление данной тенденции требует углубленного гуманитарного образования.

Самым важным направлением нашей работы должен стать теоретический анализ на основе новейших достижений гуманитарной науки основных положений философских виртуальных реальностей, необходимый для выполнения жизненных задач, трудовых ориентиров и прогнозов будущего. Эти проблемы имеют не только философское, но и социальное, экономическое, политическое, культурное, естественнонаучное и гуманитарное направление и значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. -334 с.
  2. В.К., Носов H.A. О формализованном представленииIвиртуальных реальностей посредством нейронных сетей Н Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4., М.: Ин-т человека РАН, 1998. С. 11−14.
  3. О.Н., Бабанин J1.H., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета // Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12−14 апреля 2000 г. — М.: Экопсицентр РОСС. С.258−264.
  4. Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М.: Можайск-Терра, 2000. — С. 333−366.
  5. A.B. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). — М.: Наука, 1976.
  6. A.B. Понятие «природа» в античности и Новое время («фюзис» и «натура»). — М.: Наука, 1988.
  7. Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М.: Можайск-Терра, 2000. — С. 11−39.
  8. B.C. Две книги о виртуальной реальности // Виртуальные реальности и современный мир. Труды лаборатории виртуалистики, вып. 3. 1997. С. 57−69.
  9. B.C. Размышления о виртуальной реальности // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. — Приложение 3 к вестнику «Аномалия». — М.: ИТАР-ТАСС — Ассоциация «Экология Непознанного», 1996. — С. 107−117.
  10. Ю.Белинская Е. П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества// Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12−14 апреля 2000 г. — М.: Экопсицентр РОСС. — С. 249−251.
  11. П.Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. — М.: Информ-Пресс, 2000. — С.73−89.
  12. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гуревича. — М.: Высшая школа, 1988. 156 с.
  13. . Система вещей. — М.: Рудомино, 1995. 191 с.
  14. В.М. «Ничто» как «Другой». Виртуальное измерение социальной реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Виртуальные реальности. — М., 1998.
  15. С. Конечная тождественность // Комментарии. — 1997. — № 11. — С.56−79.
  16. Н. Кибернетика или связь в животном и машине. Изд. 2-е. — М.: Наука, 1983.- 127 с.
  17. А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии — 2001. — № 11 — С.64−79.
  18. О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. — М., 1995.
  19. О.И., Носов H.A., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: основные положения // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 7−21.
  20. Ф.И. Культура как виртуальность: событие и смысл // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. — М., 1998. С. 23.
  21. Ф.И. Культура как виртуальность: события и смысл // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Виртуальные реальности. — М., 1998.
  22. A.B. Человек в ситуации виртуальной реальности. Информация, коммуникация, общество. — СПб.: «Контакт», 2000. — 271 с.
  23. . Различие и повторение. — СПб.: «Сирин», 1998. — 197 с.
  24. . Симулякр и античная философия. // Логика смысла. — М.: Наука, 1995.-221 с.
  25. М.А. Дайджест книги Фрэнсиса Хэммета «Виртуальная реальность». М.: Новость, 1993.
  26. A.A., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограммистов // Психологический журнал. — 1997. — № 1. — т. 18. — С.32−68.
  27. В.Ф., Носов Н.А! Виртуальная реальность в исполнительском искусстве // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997. С.132−143.
  28. Ю.М., Носов H.A. (редакторы-составители). Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. — М.: Магистр, 1996.-216 с. *
  29. Д.В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. — 96 с.
  30. Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. 1999 — № 1. — С.56−64.
  31. М. Б. Мир как модель внутри сверхмашины // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. — Приложение 3 к вестнику «Аномалия». — М.: ИТАР-ТАСС — Ассоциация «Экология Непознанного», 1996. — С.81−87.
  32. С. Н. Виртуальная реальность как новая технология и способ постижения действительности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб, 1996. — С 38−39
  33. B.JI. «Вечные ценности» в меняющемся мире // Свободная мысль—XXI. 2001.- № 8. — С. 13−27.
  34. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994
  35. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура.- М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 176 с.
  36. М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под редакцией B.JI. Иноземцева.- М.: Academia, 1999. С34−67.
  37. И.В. Антропология виртуальных пространств: человек, культура, цивилизация // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. М., 1998. С. 31.
  38. E.H., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии — 1997 — № 3. С. 62.
  39. Е.В. Виртуальная реальность: философско-методологический анализ. — Автореферат дисс.. канд. философ, н. — М., 1998.
  40. Е.В. Компьютерные виртуальные реальности: некоторые философские аспекты // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. — М., 1998. С. 37.
  41. Д. Н. Виртуальная реальность на путях к метафизическому эксперименту // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб, 1996. — С. 58−63.
  42. А.Д. Восприятие причины в условиях недобытия виртуальной реальности // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. — М., 1998. С. 43.
  43. И.Г. Можно ли моделировать развитие? // Философские исследования. 1997 — № 3. — С.25−44.
  44. И.Г. Субъект и виртуальная реальность. — М.: Интеграл, 1998.
  45. М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. — М.: Когито-Центр, 1998. 98 с.
  46. И.А. Виртуальная реальность как творение интеллектуалов // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. — М., 1998. С. 168.
  47. Н. Виртуальная сфера или история одной идеи // Компьютер в школе. 1998. — № 1 — С.76−79.
  48. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  49. Лем Ст. Сумма технологии. М.: Наука, 1968. — 131 с.
  50. Леонов А. А, Лебедев В. И. Восприятие пространства и времени в космосе. — М.: Наука, 1968.
  51. В.А. Конфликтующие структуры. — М.: Сов. радио, 1973.
  52. Т.Э. Виртуальная реальность как современная культура коллективного бессознательного // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. -М, 1998.С.182.
  53. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности — М.: РОССПЭН, 1997. 75 с.
  54. A.B. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности, www.vspu.ac.ru/vip/index.html.
  55. A.B. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет) // Тезисы докладов международной конференции ИОЛ-99. СПб., 1999. — С. 333 336.
  56. Ю.Л. Перспективы цивилизации как виртуальной реальности // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. — М., 1998. С. 66.
  57. Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1980.
  58. Т., Хоффман Д. Новые метрики для новых СМИ: к разработке стандартов измерения Web-аудиторий // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. A.E.Bойскунского. — М.: Можайск-Терра, 2000. — С. 192−249.
  59. H.A. (Ред.) Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития — М.: ИТАР-ТАСС, 1996.
  60. H.A. (редактор-составитель). Виртуальные реальности и современный мир / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. — М.: Ин-т человека РАН, 1997. — 85 с.
  61. H.A. Аретея // Виртуальные реальности / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4., М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С.67−77.
  62. H.A. Введение: перспективы виртуальной цивилизации // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. — С. 7−14.
  63. H.A. Виртуалистика // Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса «Человечество на переломном этапе: философские перспективы». — М., 1993. — Т.1. — С. 344.
  64. H.A. Виртуалистика в России в первой половине 2000 г. // Вестник Российского философского общества — 2000 — N 4 — С.53−54.
  65. H.A. Виртуалистика как способ повышения профессионального потенциала // Профориентация как система развития профессионального потенциала. — М.: Триада, 2000. — С.77−78.
  66. H.A. Виртуалистика// Электронный журнал «Исследовано в России» 1999 — № 20. http://zhurnal.mipt.rssi.ru/arti-cles/1999/020.pdf
  67. H.A. Виртуалы // Виртуальные реальности / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. — М.: Ин-т человека РАН, 1998 — С. 77−86.
  68. H.A. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. — М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 87−94.
  69. H.A. Виртуальная психология. / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 6. — М.: Аграф, 2000. — 432 с.
  70. H.A. Виртуальная реальность // Вопросы философии — 1999 — N10-С. 152−164.
  71. H.A. Виртуальная философия // Философский век. Вып.7. Между физикой и метафизикой: наука и философия. — СПб, 1998. — С.115−124.
  72. H.A. Виртуальная цивилизация // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. — М., 1995. — С. 105−116.
  73. H.A. Виртуальные компьютерные технологии и культура // Высокие технологии и современная цивилизация. — М.: Ин-т философии РАН, 1999. С. 83−85.81 .Носов H.A. Виртуальные смыслы неосмысленных вещей // Художественный журнал — 1994 — N 5 — С. 24−26.
  74. H.A. Виртуальный человек. — М.: Магистр, 1997.83 .Носов H.A. Идея виртуальности // Виртуальные реальности и современный мир / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. — М.: Ин-т человека РАН, 1997. С. 27−32.
  75. H.A. К открытию новой рубрики «Виртуалистика» // Философские науки 2000 — № 4. — С. 142−145.
  76. H.A. Компьютеры и виртуальная психотерапия // Вестник РГНФ -1996-N4.-С. 172−176.
  77. Бб.Носов H.A. Компьютеры и культура // Консультант директора — 1998 — № 2.-С. 31−35.
  78. H.A. Полионтичные парадигмы // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т.1, ч.2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург, 1999 — С. 282−283.
  79. H.A. Проблема виртуальной реальности на II Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 7−11 июня 1999 г.) // Вестник Российского философского общества — 1999 — N 4 — С. 28−33.
  80. H.A. Психологические виртуальные реальности. — М.: Ин-т человека, 1994. — 195 с.
  81. H.A. Психологические виртуальные реальности. — М.: Ин-т человека РАН, 1994.
  82. H.A. Психология виртуальных реальностей // Аномалия — 1995 — N 3 С. 34−37.
  83. H.A. Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора. — Дисс. д.психол.н., М., 1994. — 283 с.
  84. H.A. Реальные нереальности // Человек — 1993 — N 1 — С. 33−42.
  85. H.A. Рефлексивность и виртуальность // Рефлексивные процессы. Материалы международного симпозиума. — М., 1994. — С. 50.
  86. H.A. Рефлексия, деятельность и виртуал // Рефлексивное управление. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2000. — С. 50−51.
  87. H.A. Решение задач в психологической виртуальной реальности // Труды конференции по искусственному интеллекту КИИ-98. Т.2. — Пущино, 1998. С. 549−553.
  88. H.A. Словарь виртуальных терминов / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7. — М.: Путь, 2000. — 69 с.
  89. H.A. Современные проблемы внутрифирменной подготовки кадров и виртуальный генезис управления человеческими ресурсами // Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. — М.: Магистр, 1996. С. 66−83.
  90. H.A. Три ступени виртуала // Поиск — 15−21 окт. 1994 — N 40−41. -С.76.-78
  91. H.A. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. — М., 1997. — С.68−85.
  92. H.A., Абросимов В. К. Виртуальная реальность и компьютерные нейронные технологии // Виртуальные реальности / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. — М.: Ин-т человека РАН, 1998.-С. 94−99.
  93. H.A., Вучетич Е. В. Психология и психотехника виртуальных реальностей // Московский психотерапевтический журнал1993 — N3 С. 181−182.
  94. H.A., Генисаретский О. И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИГА. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 253. — М.: ГосНИИГ, 1986.
  95. H.A., Жданов В. Ф. Виртуальная психология творчества // Виртуальные реальности / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4.- М.: Ин-т человека РАН, 1998. С. 99−103.
  96. H.A., Михайлов А. Н. Диагностика виртуальной образности / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 10. — М.: Путь, 2000. 55 с.
  97. H.A., Хачатуров JI.A. Виртуальный компьютерный психофизиологический стенд // Труды лаборатории виртуалистики.
  98. Вып. 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. — М., 1995.-С. 117−120.
  99. М.Ю. Виртуальная реальность: онтодиалогический подход. — Автореф. д. философ, н. — М., 1997.
  100. С. А Логика ложности FL4 // Труды научно-исследовательского семинара логического центра Института философии РАН. 1993. М., 1994.
  101. A.B. О различном понимании термина «виртуальная реальность» // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. — М., 1998. С. 116.
  102. A.B. Проблема выживания и научный телеологизм // Стратегия выживания. М.: Институт философии РАН, 1997. С. 124−129.
  103. A.B. Телеологическое понимание второго начала термодинамики // Философские исследования — 1998 — № 3. С. 106 112.
  104. Ф.Л., Морозов Б. А. Прикладное программирование в системе виртуальных машин ЕС ЭВМ. — Минск: Высш. школа, 1989. -123 с.
  105. Н.П. Искусство общения в Интернет, или сказкотерапия в действии // Мир ПК. 1998. — № 4. — С.56−59.
  106. Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? //Hard'n'Soft. 1996. — N7. — С. 90−92.
  107. Пограничное сознание / Составители В. Е. Багно, Т. А. Новичкова. СПб.: «Астра», 1999. — 231 с.
  108. К. Интерпретация вероятности: вероятность как предрасположенность // Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1983. С. 421−515.
  109. Д.А. Где исчезают виртуальные миры? // Виртуальная реальность. — М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1998.-121 с.
  110. И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1989.-314 с.
  111. А. Реальность о виртуальной реальности. — М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. — 67 с.
  112. В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных миров и научное познание. — СПб.: РХГИ, 2000. 320 с.
  113. В.М. Области употребления и природа виртуальных реальностей // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. — Приложение 3 к вестнику «Аномалия». — М.: ИТАР-ТАСС Ассоциация «Экология Непознанного», 1996. — С.15−57.
  114. В.М. Природа виртуальной реальности (условие философского дискурса) // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. Труды центра профориентации. -М., 1998. С. 193.
  115. А.Е., Носов H.A. Виртуальное движение в России // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. — С. 5−6.
  116. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования). — Автореферат дисс. доктора психологических наук. — М., 1994.
  117. П.Е. Виртуалистика и философия. — М.: ВИУ, 2000. С.45−48.
  118. П.Е. Виртуалистика как научный и культурный феномен // Вестник Московского государственного университета сервиса. — М., 2000. С.19−21.
  119. П.Е. Виртуалистика: сущность и методологическое значение // Образование в регионах России и странах СНГ. — М., 2000. — № 9 — С.23−26.
  120. П.Е. Виртуальная реальность как отражение отражения // Виртуальные реальности. М., 1998. С. 12.
  121. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. М.: Смысл, 2001. — 171 с.
  122. A.A. Бахтина Т. Е., Свердлова Т. А. Желтков С.Ю. Обзор технических и программных средств систем виртуальной реальности. — В сб. «Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития» — М.: Ассоциация «Экология непознанного», 1996.
  123. Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии / Под ред А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. — М.: Смысл, 1999.-С. 125−160.
  124. В.Б. Системный подход к описанию и управлению взаимодействиями человека с виртуальной средой. Тезисы докладов на конференции «Технологии виртуальной реальности» ГосНИИАС. — М.: ГосНИИАС, 1995. С. 24−31.
  125. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 1987. — 221 с.
  126. O.K., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.- 1986.-N3.-С. 31−42.13 7. Тоффлер А. Футурошок. СПб: Лань, 1997. — 97 с.
  127. Р. КЭД — странная теория света и вещества. — М.: Наука, 1988.-156 с.
  128. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1, ч. 2.-М., 1969.-312 с.
  129. СЛ. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. М., 1997.-411 с.
  130. В. Келер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредствованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М.: Можайск-Терра, 2000 С. 40−54.
  131. H.H. Манифест авторизованного образования. — М.: Московский Экстерный Гуманитарный Университет, 1993. — 34 с.
  132. Е. Состояние и перспектива технологии мнимой реальности // Бизнес Уик.- 1993. № 1. — С.23−24.
  133. В.И. Нейрокогнитология и мнимая реальность // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития.
Заполнить форму текущей работой