Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повседневность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повседневность, как пространство идентификационных интерпретаций, измеряется позициями индивида в повседневности, образами восприятия и оценки повседневности и связанных с ней жизненных перспективс жизненными намерениями, которые реализует индивид для изменения собственных жизненных траекторий. С фазой перехода от жизненной инертности к изменениям связывается переоценка повседневности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Повседневность — предмет социальной теории
    • 1. 1. Классический дискурс повседневности
    • 1. 2. Понимание повседневности как концепции «я»
    • 1. 3. Повседневность и категоризация социальности: акт распознавания
  • Глава 2. Алгоритм повседневности в социальном самоопределении
    • 2. 1. Практическое и теоретическое знание как процедуры социального сравнения
    • 2. 2. Повседневность: пределы идентификационных интерпретаций
    • 2. 3. Идентичность в тематизации обыденного сознания
  • Глава 3. Социально-ориентационные смыслы повседневности
    • 3. 1. Альтернатива интерсубъективности — конструирование идентичности
    • 3. 2. Архаизация в контексте повседневности: идентификационный ретреатизм
    • 3. 3. Структуры репрессивного знания и тотальность идентичности
  • Глава 4. Повседневность и идентификационные стратегии
    • 4. 1. Язык повседневности в контексте субъективной реальности идентичности
    • 4. 2. Повседневность: логика рутинизации и обновления

Повседневность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современную эпоху социолог 3. Бауман называет «веком поиска идентичности"1. За этим5 тезисом скрывается разнообразный мир устремлений, мотиваций и целей, преследуемых людьми в повседневной жизни. Хотя идентичность является объектом социально-научной рефлексии и не относится к традиционным, обыденным формам познания и основанным на них практиках, истоки идентичности следует искать в различных видах практического сознания. Не случайно 3. Бауман замечает, что интерес к идентичности вызван изменениями повседневности, а английский мыслитель Э. Гидденс усиливает эту интонацию ссылкой на то, что современный мир кажется человеку ускользающим на основании того, что он не может выработать устойчивый дискурс повседневности, а его обычные представления не выдерживают испытания перед напором перемен.2.

Идентичность выступает не просто срезом обыденного сознания, связанным с процедурой самоопределения человека в мире. Она является способом познания мира на основе притязаний и ожиданий, а также имеет социально-ориентационную составляющую, связанную со стратегиями повседневного поведения человека. Именно в жизненной среде, вроде бы, в рутинных практиках человек хотя и обходится без рефлексии в той или иной проблемной ситуации, однако образ «я» или «мы» является конституирующим в системе социальных отношений, в выходе на реконструкцию форм социальности. Попытка отделить идентичность от повседневности, по сути, приводит к разрыву сравниваемых феноменов.

Российское общество сегодня представляет достаточно очевидное проявление кризиса идентичности, так как ментальные структуры повседневности не столько отражают массовые практики, сколько связаны.

1 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 191.

2 Гидденс Э. Ускользающий мир. М., 2004. С. 29. с социально-апробированными формами идентичности, пусть и не носящими когнитивного смысла, или не связаны с внедряемыми в массовое сознание социальными дискурсами.

В качестве проблемы исследования, идентичность показывает свои неявные стороны темчто уходит в сферу выбора^ личности. При разнотипности и гетерогенности человеческого сознания, его укорененности в многоликости повседневности, идентичность легитимируется" исключительно в формах неэксплицируемого самоопределения. Внешне иррациональный выбор на самом деле вполне укладывается в ситуативную логику, в логику повседневности.

Не трудно видеть, что повседневность как конструирование идентичности занимает особое место в жизни человека, потому что именно с позиции самоопределения он и оценивает, и воспроизводит структуры повседневности как на уровне обыденного сознания, так и повседневного поведения. Без исследования идентичности в контексте повседневности трудно выявить реальные тенденции формирования общероссийской или региональной идентичности. В этом «незримом» споре побеждает повседневность, потому что с ее помощью идентичность становится привычным хабитуализированным феноменом жизни человека. Восходящие формы идентичности могут восприниматься* как репрессивные, принуждающие, и связаны (являются схемами) с социокультурной детерминацией личности.

Благодаря идентичности личность выстраивает обыденную картину мира, где иррациональные или рациональные компоненты находятся" в неразрывном единстве3. В конечном счете, идентичность является тем пространством, в котором происходит саморегуляция личности, ее самосознание. Трудно представить, что повседневность пластична под влиянием тех или иных идентификационных проектов.

3 Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М., 2004. С. 64.

На наш взгляд, разработка идентичности в российской литературе приняла условно социологизаторский характер и в большей степени характеризуется переносом, заимствованием, рецессией зарубежных парадигм идентичности. Не отрицая их позитивного" влияния на развитие теории идентичности, отметим, что и парадигма российской литературы содержит немало эмпирического итребующего теоретического осмысления’массива о жизни простого человека, о его идентификационном поведении. К такому выводу приводит само состояние российской социальной мысли. И дело не в том, чтобы взять, условно говоря, концептуальный реванш, а в проблеме выработки определенного представления об идентичности на основе социальных и социально-философских исследований по этой теме.

Рационально-сциентистская, психологическая, когнитивная модели идентичности описывают повседневность в проекции заданных теоретических параметров и отказывают ей в праве быть базовой матрицей идентичности. Если мы исходим из многомерности повседневности, 4 идентификационная проблематика, таким образом, обогащает наше исследовательское поле и содержит немалый социально-практический интерес.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что социальное и социально-гуманитарное знание представляет разнообразие подходов по осмыслению идентичности, очевиден разрыв между идентичностью и повседневностью, хотя и схожими, но не однотипными социальными феноменами. В качестве причины можно назвать то, что повседневность воспринимается как рутина, как привычный мир вещейидентичность же связана с уверенностью в будущем, с социальной динамикой, с изменением, преодолением сопротивления реальности повседневности.

4 Касавин И. Т., Щавелев С. П. Указ. соч. С. 70.

В понимании идентичности заложена идеяг модернити, выражающаяся в том, что мир и есть превращение «вещей в себе» в «вещей для нас""5. Мир в движении-показывает хрупкость и непрочность вещей, которые требуют для компенсации страха, тревоги и беспокойств^ веры в совместно’построенные надежные институты, с которыми человек может уверенно согласовывать свои долгосрочные планы и действия, иными словами, идентификации с определенными социальными формами6.

Таким образом, социально-философская традиция идентичности требует переосмысления постулата модернити, согласно которому идентичность связывается с «разумностью» субъекта, интерпретации идентичности не как чисто проективного, динамичного состояния, того, что люди свободно могут творить себя, будучи наделенными разумом, а того, что в самой плотной, казалось бы, не дающей зазора для инициативы, реальности генерируетсяидентичность, что повседневность вовсе не означает предписанной принадлежности, что она является результатом усилий от человека и требует не просто присоединения, адаптации, а использования новых возможностей и права к самоопределению, поиска места во вновь создаваемой реальности.

Современная российская социально-философская мысль включила в свое научное поле повседневность после господства историко-материалистического воззрения, в котором повседневность упоминалась как обыденность сознания, как низший уровень в структуре общественного сознания. Несмотря на определенные достижения, связанные с диалектикой личного и общественного, на первый план выступали социально-психологические аспекты этой тематики, когда обыденное сознание преподносилось как отсталое, фрагментарное, но доступное для совершенствования и контроля со стороны научной (идеологической) теории.

5 Бауман 3. Индивидуализированное общество. С. 178.

6 Там же.

Исследование повседневности как реальности было заложено еще в религиозно-философской традиции, но философской рефлексии она подверглась в работах об экзистенциализме М. Хайдеггера, этнометодологии А. Щютца. Аналитика повседневности имеет сложную структуру, ее культурно-символическое значение определяется1 темчто она выходит за собственные пределы, формирует пространство коммуникации, т. е. является незамкнутой. Такой исследовательский лейтмотив позволяет не просто рассматривать повседневность как прочный жизненный каркас, а определяет ее направленность на систематизацию обыденных условий и событий жизни, что характерно для позиций К А. Абульхановой-Славской и А. Бесковой. В работах Л. П. Буевой, JI.A. Микешевой, М. Ю. Опенкова рассматриваются значение повседневного бытия и его влияние на жизненную судьбу личности. В этом смысле позиции И. А. Бутенко раскрывают особенности повседневности, которая не отделена фильтрами от научного познания, а проникает в высокий рефлексивный слой, иными словами, заставляет мыслить штампами и образами повседневности.

Данные разработки легитимировали возможности исследования идентичности в ее реальных профанных основаниях, что подтвердило их в I объемном социологическом исследовании обыденного сознания H.H. Козловой, творчески применившей дискурс классификации и оценки для социологической интерпретации повседневности. Рассматривая проблемы детерминации обыденного сознания, его укорененность в общественном бытии личности, Л. И. Насонова, Е.В. Золотухина-Аболина раскрыли соотношение рационального и ценностного в человеческом сознании, что выявило первичность обыденности по отношению к другим формам сознания и прежде всего в сфере возможности формирования идентичности.

В работах В. В. Маркова, Г. Л. Турчинского, С. П. Щавелева анализ типов рациональности, хотя и характерных для повседневности, привел к 7 выводам о связующем характере обыденного сознания, о" возможности расширения понимания идентичности за счет включения в нее феноменов, которые, казалось бы, являются предметом специального научного-познания.

В понимание идентичности важный вклад внесли Л. Г. Гуслякова, И. Т. Касавин, Е. И. Кукушкина, Л. Б. Логунова, Е. В. Шевцов, которые рассматривали обыденное сознание как способ духовно-практического освоения мира, тем самым не только расширив, переинтерпретировав гносеологический и онтологический аспекты повседневности, но и связав, переопределив их в контексте структур повседневного опыта.

Исследование идентичности в постсоветский период во многом определялось социологической проблематикой, но работы Б. И. Грушина, Ю. А. Левады (исследование простого мира, простого советского человека) позволяют надеяться, что мир повседневности может быть пространством идентификационных интерпретаций, что в повседневности конструирование идентичности определяется не только возвышенными мотивами и, что повседневность имеет значение не только в индивидуально-личностном аспекте идентичности, рассматриваемом символическом интеракционизме и феноменологии, но и вступает в действие на групповом уровне, где, казалось бы, преобладают структурные подходы.

Значимый исследовательский интерес представляют работы исследователей гуманистического направления (Ю.Г. Волков, В. Е. Кемеров, Н. И. Лапин, B.C. Малицкий), для которых повседневность является источником плюралистичности образов реальности и служит стремлению индивида сконструировать смысл своего «я», создать образ общественной реальности.

Хотя изменения социальных идентификаций рассматриваются прежде всего в масштабах общества, повседневность выявляет проблему интеграции, солидаризации или разделения людей по принципу «мы-они». 8.

Неверно толковать, как пишет 3. Бауман, что именно в повседневности заложена эта дихотомия, что подтверждается исследованиями Л. Б. Брусиловской, Э. А. Орловой, C.B. Оболенской, B.C. Степина.

Несмотря на то, что в большей степени даются культурологические и социологические экскурсы в сферу идентичности^ проекция повседневности в социально-философском смысле таит в себе возможность переопределения идентичности как формы самоопределения, связанной с повседневностью тем, что французский мыслитель И. Бурдье называет жизненным габитусом. Данная методологическая трансформация ведет к включению в проблематику идентичности, как пишет Д. П. Данилова, исследование аффективных общностей, вживание в чувствование, в идентичность.

Объяснение феноменам множественности идентичности в современном мире, а также механизмов самоидентификации, конечно, требует осознания социальной категоризации и социального сравнения, а также «раскодировки» неопределенности повседневности, подвергаемой различным идеологическим и социальным влияниям, конструируемой как мир вынужденного индивидуализма (У. Бек). Реально повседневность связывается с пространством социального самоопределения человека, в котором внешнесоциальные формы направлены на культивирование пассивности жизненного существования и требуются немалые интеллектуальные усилия, чтобы выйти за рамки привычного и определить себя во взаимодействии с другими.

Идентичность формируется двойственно: будучи социальным субъектом, индивид вырабатывает свое «я», но вместе с тем идентичность интерсубъектна, на что указывают символические интеракционисты, рассматривая структуры повседневного мышления. В целом российская5 социально-философская мысль определяет идентичность в двух измерениях:

• в использовании традиционных социологических (когнитивного, психологического, феноменологического) подходов, которые исходят из концепции «я» в формирующейся повседневности;

• в переносе структурного подхода, который рассматривает идентичность как результат воздействия категоризации мира, включения, в определенные социальные структуры.

Заслуживает внимания социально-конструктивистский подход П. • Бергера и Т. Лукмана, в котором идентичность является инструментом конструирования реальности повседневного мира. Российские исследователи в той или иной степени пользуются рассмотренными подходами, впрочем, не освободившись, в некотором смысле, от представления о повседневности как низшей формы бытийственности, а также повседневном сознании как простой по отношению к научному познанию.

Принимая во внимание подобные сциентистские «издержки», можно сказать, что наиболее плодотворным для исследования идентичности как конструкта повседневности можно считать социально-деятельностный подход, трактующий идентичность как способ самоопределения и самоутверждения личности или группы в коридоре имеющихся возможностей, условий повседневной жизни через интернализацию смыслов и категорий, позволяющих воссоздать концепцию своего «я» по сравнению с другими, а также реконструировать окружающий мир сообразно собственному идентификационному выбору.

Обозначая непреодоленность разрыва между макросистемными подходами, трактующими идентичность в контексте доминирования базовых идентификационных матриц, и подходов, исходящих из приоритета повседневности, приоритетности узнаваемых образцов самоопределения, можно сказать, что принципиальное научное решение осмысливаемой проблемы может располагаться в модели социальной интерсубъектности, воспроизводства индивидных форм социальности,.

10 требующих анализа структур повседневности как поля идентификационных интерпретаций.

Цель диссертационного исследования состоит в социально-философской рефлексии идентичности в контексте повседневности как пространства, конфигурации социальных отношений, в которых индивиды, группы, институции самоопределяются на основании форм воспроизводства и производства социальности. Она определила следующие исследовательские задачи:

— раскрыть идентичность в классическом дискурсе повседневности;

— определить отношение к идентичности в интерактивистской интерпретации повседневности;

— проследить эволюцию понятий и взглядов на идентичность в постнеклассической философской мысли;

— концептуализировать понятие идентичности в практическом и теоретическом знании как процедурах социального сравнения;

— охарактеризовать повседневность как пространство идентификационных интерпретаций;

— выявить сущностные черты повседневности на основе процедуры тематизации обыденного сознания;

— раскрыть смысл идентичности через интерсубъективность разумности;

— проанализировать процесс архаизации идентичности как способа жизненного освоения «незнакомого» мира в формировании структур повседневности;

— выделить тотальность образа идентичности в структурах «репрессивного» знания;

— исследовать язык повседневности в контексте идентификации индивида, включенного в определенные схемы жизнедеятельности;

— изучить логику рутинизации и обновления повседневности в системе жизненных миров личности как идентификационной проективности.

Объектом исследования является* повседневность как социокультурное* пространство, конфигурация социальных взаимодействий, в которых индивид действует в контексте обретенного социального опыта, «телесных» и культурно-символических дискурсивных практик, схем жизненной классификации.

Предмет исследования составляет идентичность как способ самоутверждения, самореализации индивида в мире повседневности, принятие человеком его позиции в социальном пространстве через определение его «малого» мира к «большому» обществу.

Гипотеза исследования заключается в том, что (идентичность, как акт самоопределения индивида, является способом включения в повседневность на основе освоения рутинных форм, примирения с обстоятельствами или преобразованием структур повседневной жизни, расширения жизненного мира вследствие выбора наступательной жизненной стратегии через самоопределение как желаемого жизненного проекта. В" акте самоопределения содержится актуализация личного опыта и опыта группы ближних, ориентированных на опривычивание или создание адекватных форм малого мира. Идентичность формируется как способ самоутверждения личности на основе алгоритмизации социальной жизни, которая использует знание повседневности в процессе легитимации притязаний и намерений по отношению к «другим», к «большому» миру.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют фундаментальные категории и принципы социальной философии: сознание, обыденное сознание, сознание рациональное/иррациональное, повседневность, идентичность.

В работе активно используются принципы системности, гносеологические стандарты классической философской мысли, а также.

12 концепция постнеклассической рациональности. Большое внимание уделено положениям и выводам, содержащимся в работах российских исследователей: С. П. Щавелева, И. Т. Касавина, H.H. Козловойа также концепциям современных зарубежных авторов: П. Бурдье, 3. Баумана, У. Бека, Э. ГидденсаЮ. Хабермаса, содержащим фундаментальные положения о социальной капитализации, индивидуализации жизненного мира, алгоритмизации социального действия, интерсубъектной рациональности. При этом операционализируются процедуры сравнительного анализа, а также социальной интерпретации и понимания.

Научная новизна исследования. В диссертации проводится социально-философский анализ инновационной темы идентичности как способа самоутверждения и самореализации человека в контексте реконструкции и конструирования повседневности, что находит воплощение в совокупности результатов, отличающихся новизной:

— проведен анализ классического дискурса повседневности, позволяющий рассматривать идентичность как надповседневную бытийственность индивида, идеальное, организованное, упорядоченное начало по отношению к фрагментарности, разорванности, дискретности и непросвещенности повседневности, что дает возможность осмыслить идентичность как категорию рационального познания, определяющего разрыв между повседневностью и идентичностью в классической философской традиции по сравнению с социальным конструктивизмом, относящим феномен идентичности к сфере описания постклассической философии;

— предложена интерпретация идентичности в интеракционистской парадигме повседневности, что связано с преодолением формулы противопоставления повседневности идентичности через выявление диалектики «я» и «мы» в обмене социально значимыми смыслами, что указывает на выявление в идентичности интерсубъектной направленности, означающей снятие «низшего» статуса повседневности, придающего.

13 идентичности спонтанный, импульсивный характер, что является шагом по сравнению с культурологическими моделями, сводящими повседневность к социальной игре, имеющей такой же статус, как и познание, но не дающей выхода на осмысление идентификационных конструктовпрослежена эволюция взглядовна идентичность" в постнеклассических интерпретациях повседневности, что связано с критикой логоцентризма! философской традиции, отклонением роли философского метанарратива в формировании идентичности, представлении идентичности как процесса постоянного изменения личностных смыслов и принятия демонстративных образцов, тем самым утраты смысловых и онтологических оснований идентификации, что определяет критику постмодернистских трактовок идентичности, фиксирующих ускользающую идентичность в контексте распада логоцентристских схем и преобладания нарративов, релевантных по смыслу стилей самоопределениярассмотрено становление идентичности в контексте практического и теоретического знания, определяющего разновекторность модели идентичности как способа стереотипизации действительности и идентичности как проективной деятельности, направленной на получение жизненного «приза», что является шагом по сравнению с концепциями идентичности, трактующими ее только в сугубо адаптивном значенииохарактеризована повседневность как пространство идентификационных интерпретаций, дающих возможность сравнивать жизненные позиции индивидов на основании их социального опыта и жизненных траекторий, а также институциональных условий их жизнедеятельности, что вносит инновационность в понимание идентичности как формы самоопределения социального индивида в повседневностираскрыт смысл идентичности через тематизацию обыденного сознания, т. е. через включение в идентичность личностно.

14 ориентированного опыта, направленного на конструирование малого мира-, дающего возможность компенсировать или амортизировать, внешние негативные влияния, что содержит приращение знания по сравнению — с концептуализациейидентичности в контексте базовых идентификационных матриц;

— раскрыталогика конструированияидентичности через интерсубъективность, предписывание' идентичности способности к взаимопониманию, что связано с разделением структуры знания и структуры действияидентичности как инструмента достижения целей и идентичности как способа вхождения в коммуникацию, что является определенным шагом по сравнению с определением идентичности в рамках теории схизмогенезиса;

— выявлен дискурс архаизации повседневности, определяющийся дефицитом или неадекватностью существующих идентификационных матриц и являющийсяспособом традиционализации повседневности как, тотальности, противостоящейразрушительным или нежелательным воздействиям, и воспроизводящий жизненные алгоритмы, что позволяет определить архаизацию не просто как повторение, уход в прошлое, а как способ сохранения самости в условиях неожиданных перемен;

— показана роль репрессивного знания, языка официального дискурса, инклюзируемого в повседневность с целью воздействия на жизненные миры, и выбор идентичности как программы приведения: индивида к усредненному состоянию, что является определенным шагом в осмыслении идентичности по сравнению с самоотречением или игрой: в идентичность, позиционируемой постмодернистской критикой репрессивного знания;

— выявлена роль языка повседневности в формировании идентичности на индивидуально-личностном и групповом уровнях, содержащей схемы классификации и оценки явлений повседневности с целью объективирования социального опыта и соотнесения с практиками и.

15 диспозициями в социальном пространстве в отличие от концепции демонстрационной идентичности или модной идентичности, принятой в концепции неопределенности современного мирараскрыто значение жизненных миров личности в. контексте рутинизации и обновления повседневной деятельности индивида, что определяет роль идентичности как основного смыслообраза жизненных установок индивида и выявляет влияние на выработку идентификационных схем и образцов, способов и рецептов решения жизненно практических проблем, что связано как с критическим отношением к классической элитарной концепции идентичности, так и с концепцией социального спонтанеизма.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Классическая философская мысль, исходя из понимания повседневности как низшего среза бытия, акцентирует внимание на эмпирической данности, повторяемости, усредненности повседневности, которая не содержит высоких смыслов и соотносится со сферой рассудочности, что ставит препятствия для самоосознания индивидом повседневности как имеющей идентификационные смыслы. Повседневность воспринимается как вязкость, рутина, способная дать индивиду приспособительные акценты, но не направленная на осознание «я» или значимости, «других» и имеющая смысл в придании жизни человека ритуализированности и инерционности.

2. Интеракционистская модель повседневности выдвигает на первый план интерсубъектный, социально-конструирующий смысл повседневности, трактуя ее в рамках значимого «я». В этом смысле возникает множество идентичностей, которые носят эквивалентный по отношению друг к другу характер, и существует риск эклектизации идентификационного выбора. В рамках дуализма повседневности и интеракции повседневность выступает как процесс раздвоения индивида, становление сознания своего «я» как доминантного по отношению к.

16 другим" и осознание «других» как ограничивающих собственное жизненное пространство. Концепт интеракционизма содержит интерпретацию повседневности как поля социальных взаимодействий, что является следствием индивидуации, конструирования объяснительных, легитимирующих и нормативных смыслов повседневности.

3. Повседневность становится предметом философской’рефлексии в постнеклассической традиции, ей предписывается конституирующее-значение в жизни человека и обретение социальной уверенности. Трактовка повседневности релятивизируется и связывается с утратой человеком целостности, онтологических основ бытия индивида, что делает идентичность обреченно фрагментарной и ненаправленной на акт самоопределения. Распознание индивида в повседневности мыслится как процедура самодетерминации, воспринимается преимущественно фатально, хотя и акцентируется внимание на случайности выбора, возникающего в процессе коммуникативного действия. «Множественность» выборов осложняет или делает неисполнимым самоопределение как инвариантность существования, что связывается с недифференцированностью, децентричностью повседневности.

4. Исходя из того, что повседневность воспроизводит структуры практического знания, алгоритмы действительности и, в этом смысле, противостоит дискурсивному знанию, идентичность закрепляется на уровне дискурсивного знания, в повседневности обнаруживаются первичные условия и признаки легитимации «малого» мира, основанной на социально нерефлексированном знании. За идентичностью закрепляется возможность выхода из повседневности, в то время как практическое знание удерживает идентичность в рамках обыденности, адаптирует идентификационные значения к тривиальностям повседневности и нацелена на извлечение из идентичности жизненной пользы, что показывает риск раздвоения образа повседневности в утилитаристской и неоромантической интерпретациях идентичности через призму дихотомии практического и теоретического знания.

5. Повседневность, как пространство идентификационных интерпретаций, измеряется позициями индивида в повседневности, образами восприятия и оценки повседневности и связанных с ней жизненных перспективс жизненными намерениями, которые реализует индивид для изменения собственных жизненных траекторий. С фазой перехода от жизненной инертности к изменениям связывается переоценка повседневности и в пространстве повседневности выявляются различные идентификационные тенденции, которые могут носить компенсаторный или мобилизующий характер. Сложность состоит в том, что в повседневности человек склонен рождаться как бы заново, что часто отодвигает на второй план идентичность как результат социальной рефлексии, возвышающейся над повседневностью. Поскольку пространство повседневности конструируется в процессе присвоения индивидом «собственной» природы, то идентификационный выбор может осуществляться посредством либо реализации жизненных стратегий в соответствии с целями жизнедеятельности, либо имитации деятельности через принятие демонстративных идентичностей.

6. Тематизация обыденного сознания представляет процедуру теоретической рефлексии, создания проблемных ситуаций вокруг, вроде бы, очевидных, не поддающихся аналитике, аксиом здравого смысла. Выбор идентичности либо порождает уровень социальной рефлексии, либо ведет к утрате тематизации повседневности. Тематизация повседневности, ее пропуск через теоретическое сознание и личностный опыт индивида происходит на основе самооценки и представления о других. Идентичность предлагает конкретный образ повседневности, тем самым отторгая или принимая повседневность либо как основную форму социальности индивида, базовую структуру жизнедеятельности, либо как навязываемый образ жизни, определяемый конструктами официального порядка.

7. Конструирование идентичности в рамках интерсубъективности выступает как процесс трансформации индивида, преследующего инструментальные цели через самоопределение как участника коммуникации, для которого идентичность является условием взаимопонимания других и персональная самотождественность становится, частью социальной интегрированности. В условиях повседневности, которая являет череду локальных, ситуативных, переходных состояний, субъекты коммуникации нацелены на поиск возможностей для достижения взаимопонимания в рамках самого процесса коммуникации, взаимозависимости коммуникативных актов как «удержания» повседневности, сохранения жизненных миров, отношений в малых группах, способных к достижению относительной гармонии между контрастными смыслами идентификации.

8. Архаизация в контексте повседневности означает, что в условиях идентификационного кризиса, отсутствия базовых идентификационных матриц усиливается вынужденная самостоятельность индивида в поиске смысла повседневности, и традиция (изобретенная или реальная) является той основой, которая непосредственно определяет принадлежность индивида к той или иной группе в условиях общности. Архаизация не означает возвращения в прошлое, а характеризует возможности индивида предъявить жизненные претензии в условиях незнакомой действительности, в сложностях хабитуализации, пользуясь прежде всего типовой процедурой «мы-они». Архаизация может включать различные исторические воспоминания, но представляет их реконструкцию в условиях действительности, связанную с расширением возможностей понимания мира, и определяется зонированием индивида, структурированием повседневности индивидом, его способностью нести ответственность за собственную жизнь и рационализировать поведенческие схемы.

9. Классическая философия придает повседневности репрессивную, угнетающую направленность, связанную с отвлечением индивидов от высоких идеалов, от полета мысли и смирением перед обстоятельствами, но повседневность конструируется индивидом под внешним влиянием и в нем присутствует привнесенное, репрессивное знание, внедряемое в дискурс повседневности путем навязывания внедрения стереотипов и клише, которые кажутся языком обыденности, являясь реально заимствованными из публичного дискурса. Репрессивное знание выступает как инструмент внешнего доминирования и манипулирования в рамках коммуникации индивида с другими, включая стремление индивида не оказаться в положении «чужого», аутсайдера и совмещения жизненных сценариев с господствующими структурами знания и деятельности в контексте резистентности, сопротивляемости повседневности как пространство упорядочивания жизненных событий и ситуаций.

10. Язык повседневности ориентирует на описание мира в качестве «объективной» реальности, обладающей ориентационными и функциональными значениями, и связан с включением, с осознанием индивидами повседневности как требующей не рефлексии, а оценки. Язык, как программа организации повседневности, создает последовательность локутивных актов, побуждающих субъекта к идентификационному выбору. Корректное употребление языка означает признание эквивалентности повседневности и жизненных практик, коммуникаций, требующих определения отношения к «другим». В срезах повседневности, «покрывающих» различные социокультурные феномены, идентичность выступает внешним коррелятом сознания, содержащим образ востребуемой социальной практики.

11. В концепции жизненных миров идентичность выступает своеобразным «мостом» между государством и обществом, расширяя горизонты повседневности, воспроизводя поведенческие рецепты, схемы интерпретации событий, фактов в контексте обретения институционализированного отношения к «большому» обществу. Ситуативная логика в выборе идентичности позволяет либо переводить высокий язык идентификационных смыслов в адаптированное состояние, соответствующее целям логики присоединения или эксклюзии от «большого» общества, либо в контексте убежденности, что повседневность является необходимой, в формуле идентичности осуществляется процедура очищения от страхов, тревог и включение в процесс примирения с действительностью через прозаизацию идентичности, гомологизацию идентификационных смыслов с актуальными жизненными практиками.

Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании самостоятельности социально-философского анализа идентичности через призму повседневности. Практический смысл работы заключается в том, что результаты и выводы исследования способствуют более адекватной оценке причин и факторов формирования идентичности как способа конструирования и использование как ориентационной и деятельностно-мотивационной модели развития повседневности, что стимулирует более адекватные ожидания по отношению к применению идеологических и политических конструктов в формировании идентичности.

Основные выводы и положения диссертации могут использоваться в преподавательской и научно-исследовательской деятельности во многих сферах социальной философии, исследованиях общественного сознания и общественной деятельности личности, проблем ее свободы и прав.

Выводы, сделанные автором диссертации, могут быть полезными при разработке и чтении курсов по философским проблемам.

21 идентичности, а также для реализации исследовательских усилий по изучению проблем социальной жизни современного российского общества.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы на: III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (г. Ростов-на-Дону, 2002 г.) — III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (г. Москва, 2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Диалог культур в изменяющейся России» (г. Ставрополь, 2007 г.) — V Российском философском конгрессе (г. Новосибирск, 2009 г.) — Международной научно-практической конференции «Кавказ — наш общий дом» (г. Ростов-на-Дону, 2010 г.).

Результаты и содержание работы отражены в 64 публикациях общим объемом 36,6 п. л., в том числе 1 монография объемом 10 п.л., 7 научных статей, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ объемом 4,5 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование идентичности в контексте повседневности вписывается в классическую философскую традицию асимметрично. С одной стороны, повседневность представляет эмпирический срез бытия, с другой — в повседневности пытаются найти подтверждение тем или иным трансцендентным схемам. На основе анализа классического дискурса повседневности, можно сделать вывод, что философская классика, рассматривая определение человека как акт самопознания, самосознания или нравственного совершенствования, не связывает повседневность с идентичностью. Вернее, идентичность определяется как выход за пределы повседневности или как результат преобразования живущего повседневной жизнью человека в сфере образования, воспитания, просвещения.

Иными словами, индивиду отказывают в праве конструировать повседневность, для которой «трибуналом» является человеческий разум, воплощенный в человеческом знании. Как мера разумности человека, идентичность становится знаком принадлежности к определенной культурно-цивилизационной общности, что означает несовместимость идентичности и «отсталых», традиционных форм быта. Идентичность воспринимается как акт социальной эмансипации, что находит очевидное воплощение в идее прогрессизма.

Рост национализма, трайбализма, локализма вынуждает обратиться к интерпретациям повседневности, которая содержит возможность исследовательских процедур для выявления идентичности как самоопределения в повседневности. Интеракционистская концепция выводит идентичность из соотношения «я» и значимых других. В этой конфигурации обстоятельств повседневность присутствует как сфера актуализации «я», а другие воспринимаются как ближайший социальный мир индивида.

Я" становится результатом идентификации в контексте сравнительного анализа с другими по различным срезам повседневности. Сама повседневность является актом распознавания «я», что требует ее категоризации, применения процедур, выводящих на формы социальности. В процессе самоопределения индивид пользуется преимущественно практическим знанием (личным опытом, групповым опытом «своих»), что делает это знание скрытным, имплицитным, не требующим рефлексивной^ оценки, так как оно является для индивида очевидным, ясным и не нуждается в процедурах обоснования и проверки. Теоретическое знание воспринимается как процедура легитимации уже оформленной идентичности, как способ артикуляции интересов и позиций, которые демонстрируют групповое самосознание. В отличие от философии сознания, приоритет отдается структурам действия, благодаря чему, индивид самоопределяется, чтобы действоватьобъектом размышления идентичность становится только в контексте проблематизации повседневности или необходимости защиты идентичности.

Повседневность представляет собой пространство идентификационных интерпретаций. Имеется в виду, что, в силу многослойности, многообразности проявлений повседневности, того, что индивид в повседневности воспринимает себя как субъективно свободное и автономное существо, идентичность превращается в состояние соотношений с другими. Короче говоря, индивид имеет выбор возможностей, связанных с восприятием его другими. По существу, речь идет о том, что самоидентификация, не являясь случайным, разовым актом, закрепляется за индивидом как его судьба, что в рамках избранной идентичности индивид в связи с «открывшимися» жизненными обстоятельствами* может вносить изменения, связанные с жизненными планами или с тем, в какой степени идентичность маркирует его амбиции и притязания.

В диссертационном исследовании содержится вывод, что различение теоретической рефлексии и реальных повседневных практик содержит двойственный смысл. Следуя логике преобразования просвещения" человека, идентификации с духом общества или человечества, как это-делал Гегель, повседневность являет только собрание разнородных, моментов и не может быть источником самотождественности личности. Аргументация логического характера определяет повседневность в форме спектакля, в котором социальный индивид играет различные роли, не обретая абсолютное знание о самом себе. Благодаря социальной рефлексии, и в этом состоит авторская позиция, можно обнаружить концептуальность повседневности, если считать таковой определенный социальный и нравственный порядок. ¦

В повседневности социальный индивид интегрирует «универсальное» в индивидуальное, что расходится с требованиями философской классики о приоритетности универсального. Идеальный тип повседневности, на основе описания' качеств человеческой природы, содержит привлекательность по отношению к рутинным формам повседневности, но благое намерение реализовать теоретический конструкт в границах повседневного существования-' грозит срывом в экзистенциальную пропасть, насилием над самим собой и другими людьми, — будь то культурная революция по маоистскому образцу или изгнание, сегрегация целых групп людей, не удовлетворяющих стандартам «совершенного» общества.

Диссертант делает вывод, что в шкале от классики к постнеклассическому видению повседневности содержится «середина», понимание повседневности как социально-интерпретативного пространства, в котором социальная рефлексия неоднозначна социальной инженерии, взывающей к переделке душ, а позволяет раздвинуть горизонты повседневности, воспринимая инаковость как повод к переопределению собственного бытия и обретению аргументации для.

230 выбора жизненного пути, закладки «правильного фундамента жизни». Рефлексизация повседневности разделяет универсальное и локальное, текущее и инвариантное, определяя через традиции, идеалы, ценности возможности для концептуализации идентичности.

Это не означает, что в течение жизни происходит постоянная смена идентичностей: повседневность очерчивает пределы дозволенной интерпретации, выделяет центральные и периферийные позиции индивида, что определяет идентификационный мейнстрим. Индивид меняет не идентичность, а вносит новые акценты в понимание идентичности, которая из оборонительной может стать наступательной, из позиции индифферентизма превратиться в состояние агрессивности, вызвать социальную активность или блокировать желание инициативы.

Характерно, что формула «такой же, как все» означает, что допускается легитимация возможностей, содержащихся в повседневности для переопределения. Сама характеристика «такой» же, как все" интегрирована с динамикой повседневности: люди, жившие в XX в., различаются по критерию сходства с теми, кто являлся современниками XIX в. Несмотря на внешнюю усредненность, эта формула фиксирует интерпретативность повседневности, разнообразие смыслов, которые могут актуализироваться в идентификации индивида.

Таким образом, повседневность, в отличие от публичного, официального дискурса, привлекает индивида возможностями «идентификационной» свободы, того, что часто воспринимается как конформизм или оппортунизм. Тематизация обыденного сознания в социальном знании, как описание деталей, подробностей повседневности, и признание обыденности как самостоятельной формы социальности, содержит риск ухода от идентичности, ее замещение пластичностью логики повседневности.

Повседневность подвергается «испытанию» в том смысле, что идентичность мыслится как связанность с определенными деталями быта,.

231 не вырастает за рамки приватных интересов и целей, в тематизации обнаруживается аналитика повседневности, способная вместо ее реабилитации привести к утрате целостности или породить ощущение потерянности.

Концепция интерсубъективности преодолевает эти негации обращением к коммуникации, в которой индивид становится актором, а затем и участником социального взаимодействия, разделяя инструментальное действие и обретение идентичности в результате стремления к взаимопониманию, поскольку на уровне прагматизма он видит в другом способ достижения целей, социальное взаимопонимание обязывает признавать самотождественность другого в рамках социального согласия. Если не одобрять претензии концепции интерсубъективности на первенство повседневности в достижении социальной интегрированное&trade-, эти мысли кажутся достоверными в контексте архаизации идентичности, процедуры самоопределения через актуализацию исторической памяти.

Не являясь бегством от действительности, архаизация направляет усилия индивида на построение субъективного мира, как альтернативы современности. И в этом выводе убеждает значение репрессивного знания, которое, в отличие от языка повседневности, нацелено на контроль, дисциплинирующее воздействие на структуры мышления и действия индивида, и является репрессивным как знание, навязывающее индивиду категории, образы и смыслы, делающие повседневность сферой внешнего влияния. Пафос диссертационного исследования направлен на преодоление синдрома архаизации, придающего идентичности ложную значимость, в реальности имеющую смысл в поиске и осознании социальных перспектив, переформатировании структур повседневности на основе «аргументов» прошлого. Мифологизация повседневности, наполнение ее квазиисторическим содержанием культивируют возвышенность чувств и веру в революционные утопические проекты, что может обернуться личной катастрофой, срывом в экзистенциальную.

232 пропасть или эскалацией насилия, бесцеремонного и репрессивного вторжения в приватную жизнь. Признавая архаизацию повседневности как следствие исторического самопознания, необходимо осознавать границы «обращенностью* в прошлое», исходя из имитационности любого исторического события в настоящем, и уходе самоопределения от целей саморефлексии и самоконтроля.

Анализируя язык повседневности, диссертант сделает вывод о том, что попытки сблизить язык теории и язык повседневности игнорируют различия между претензией на истинность и претензией на очевидность. Для языка повседневности лишение социальной экспрессивности означает «умирание», язык теории неизбежно воспроизводит объективации повседневности, что сужает возможности видеть в идентичности способ узнавания человеком собственной сущности. Разъясняя ^ эту позицию, следует подчеркнуть, что в повседневности происходит применение обыденного языка как воспроизводство символических кодов (поведенческих, профессиональных, контактных), что позволяет утверждать преимущества языка повседневности для взаимодействия в межличностном пространстве и амбивалентность в рамках публичной-жизни, ориентированной на идентификацию макрообщностей.

В поисках согласия между жизненными мирами личности и институционализированными формами социальности идентичность, как акт самоопределения, основывается на логике рутинизации и обновления. Индивид, вступая в мир, ориентирован на опривычивание, использует стереотипы и алгоритмы практического знания и, в этом отношении, исходя из критериев «экономности» и рационального обоснования, селекционирует, фильтрует новации. В большей степени идентичность резистентна, сопротивляема новациям, которые имеют успех в контексте адаптации к сложившимся идентификационным параметрам. Забывать об этом — значит претендовать на навязывание или слом сложившегося идентификационного типа личности.

История содержит немало тому примеров, но логика индивида, как создателя уникального жизненного мира, состоит в достижении пропорций рутинности и обновления, принятии новых форм жизни, исходя из сложившихся идентификационных представлений, того, что воспринимается как естественные жизненные установки. В диссертационной работе ставится проблема соотнесения жизненных миров, как форм автономности индивида, с явлением административной, властной воли с возможностью соединения повседневного знания с результатами социального познания в контексте достижения приемлемых способов интерпретации взаимодействия в общественно-государственной жизни. Существующий дуализм общества и государства, общества и приватной жизни воспроизводится как продукт равноудаленности повседневности от центров социального влияния и формирования социального интереса.

Новый уровень повседневности требует интерпретации других как иных, как узнаваемых, но отличающихся такими же человеческими достоинствами и недостатками. Жизненные миры, и эта мысль последовательно проводится в диссертации, внушают надежду на возможность успеха, пусть не ценой героизации, самопожертвования, но в духе разумных компромиссов, так необходимых для современного человека. Опыт рутинизации повседневности выглядит достаточно убедительным по сравнению с проектами совершенствования человеческого рода или объединением людей во имя великих целей: в повседневности есть универсальные, свойственные каждому человеку, проблемы и способы их решения, что свидетельствует о необходимости поиска идентификационных стратегий, построенных на интегрированности человека в общность по жизненным интересам. Разнородность социальной интеграции и самоопределение индивида можно минимизировать, исходя из принятия гетерогенности жизненных миров и, следовательно, возможности онтологической привязанности человека к идентичности как выражению собственной сущности.

Действующие идентификационные образцы строятся в контексте официального дискурса, человек стремится воспроизвести узнаваемое, даже находясь на чужбине. Подобную конфликтную ситуацию можно конвертировать в состояние идентификационного перехода, позволяющего индивиду действовать свободно в рамках социально-ориентировочных схем, выработанных на основе взаимопонимания и признания права на занятие определенной позиции в социальном пространстве.

Представленные положения дают возможность в большей степени не для окончательных выводов, а для дальнейших размышлений об идентичности человека, которая, как мы выявили, задает не только вопрос «кто мы?», но и ставит проблемы того, «как мы действуем?» и «куда мы движемся?».

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя, 1999. 265 с.
  2. Н. С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: АОЗТ «Талисман», 1994. С. 5−25.
  3. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. 286 с.
  4. И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М.: Наука, 1992. 217 с.
  5. P.C. Язык науки в парадигме современной лингвистики. Нальчик: Эль-Фа, 1999. 318 с.
  6. Г. М., Богомолова H.H., Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 286 с.
  7. Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 5−32.
  8. Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 136−137.
  9. Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М.: Моск. гос. лингв, ун-т, 1997. 41 с.
  10. А.Ю. Клод Леви-Стросс и структуралистская революция в антропологии // Человек. 2004. № 4. С. 92−103- № 5. С. 89−99.
  11. КГ., Мансуров В. А. Проблема повседневности и поискиальтернативной теории социологии // ФРГ глазами западногерманских236социологов: Техника интеллектуалы — культура. М.: Наука, 1989. С. 296 392.
  12. Г. С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана // Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного' опыта. М.: Институт социологии РАН, Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. С. 3—39.
  13. Г. С., Девятко И. Ф. Миф о «качественной социологии» // • Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28−42.
  14. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. 390 с.
  15. Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996. 255 с.
  16. , H.H.- Чуфистова, JI.E. Когнитивные модели дискурса: Учеб. пособие. Тюмень: Тюм. гос. ун-т., 2004. 254 с.
  17. Берг JJ.-Э. Человек социальный: символический интеракционизм // Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. С. 157−191.
  18. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с.
  19. П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистические перспективы. М.: Аспект Пресс, 1996. 168 с.
  20. А. Смех. М.: Искусство, 1992. 127 с.
  21. А. Творческая эволюция. М.: Кучково поле, 2006. 380 с.
  22. П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. 808 с.
  23. Д. Сильная программа в социологии знания // Логос. 2002. № 5/6. С. 1−24.
  24. Е.А. Завершен ли «проект» постмодерна?// Вопросы философии. 2009. № 8.
  25. Н. Знание как фактор социального развития // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2004. № 4. С. 19−22.
  26. В.Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Краснодар: Кубанск. гос. ун-т, 1998. 48 с.
  27. Ф. Материальная' цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.. Т. 1−3. М., 1986−1992.
  28. П. Начала. М.: Социо-Логос, 1994. 287 с.
  29. П. Практический' смысл. СПб.: Алетейя, М.: Институт экспериментальной социологии, 2001. 562 с.
  30. И. А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии. М.: Наука, 1987. 141 с.
  31. Е.К. Практическое знание в мире человека // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания., М.: Политиздат, 1990. С. 210−238.
  32. . Повседневность как .плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 17−27.
  33. B.C. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 4. С. 104−116.
  34. Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 1999. 84 с.
  35. Л. О достоверности // Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 321—405.
  36. JI. Голубая книга. Пер. с англ. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.- 127 е.-
  37. В.В. О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. 1977. № 6. С. 9−23.
  38. Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1. С. 42—70.
  39. Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 1.С. 3−19.
  40. Э. Ускользающий мир. М., 2004. 120 с.
  41. В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь: Пермский сельскохозяйственный институт, 1993. 165 с.
  42. И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 752 с.
  43. И. Представление себя другим в повседневной жизни // Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 607−617.
  44. Л. Негативная идентичность. М., 2004. 816с.
  45. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. М., 2001. 416 с.
  46. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.
  47. С.С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. СПб.: Наука, 1994. 88 с.
  48. Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука- Ювента, 1998.315 с.
  49. Э. Кризис европейской науки и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. СПб.: Вл. Даль: Фонд университет, 2004. 398 с.
  50. В.Е., Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и идеология // Философские науки. 2004. № 3. С. 5−17.
  51. A.B. Общественное развитие и вызовы коллективной памяти: перспектива философской концептуализации memory studies // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 42.
  52. В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 239−320.
  53. JI.C. Переживание, рациональность Иу континуум. К специфике фрейдовского дискурса // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 136−144.
  54. В.Н. Повседневность и материальная культура древних германцев по данным Аммиана Марцеллина // Античность и средневековье Европы: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1996. С. 63−70.
  55. П. Парадигмальный сдвиг к коммуникации и вопрос о субъективности: размышления о Хабермасе, Лакане и Миде // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1997. № 4. С. 11−16.
  56. .И. Правовой этатизм как modus vivendi РФ (взгляд через кризис) // Вопросы философии. 2010. № 4. С. 11.
  57. Знание в связях социальности. Екатеринбург: УрГУ, 2003. 231 с.
  58. Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I—XIV вв. М.: Республика, 1996. 445 с.
  59. Знание: семантика и прагматика: Сб. научн. трудов. Фрунзе: КГУ, 1991.89 с.
  60. Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность и другие миры опыта. М.: ИКЦ «МартТ», 2003. 192 с.
  61. Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни: Экзистенциальные проблемы: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1994. 140 с.
  62. Зотов А. Ф: Современная западная философия: Учебник. М.: Высш. шк., 2001.784 с.
  63. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 255 с.
  64. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2000. 432 с.
  65. История философии: Запад Россия — Восток. Кн. 3: Философия XIX — XX века. 2-е изд. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1999. 444 с.
  66. Н.А. Философский анализ опыта: экзистенциальные аспекты // Вопросы философии. 2009. № 9.
  67. Карасик В. И Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности: Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 37−64.
  68. И.Т. Где живет повседневность? // Знание в связях социальности. Екатеринбург: УрГУ, 2003. С. 37- 58.
  69. И.Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии // Вопросы философии. 2010. № 4. С. 61.
  70. И.Т. Повседневность и альтернативные миры // Философские науки. 2003. № 5. С. 104−124.
  71. И.Т. Язык повседневности: между логикой и феноменологией//Вопросы философии. 2003. № 5. С. 14−29.
  72. И.Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М.: Канон, 2004. 432 с.
  73. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века. М., 1999. 346 с.
  74. Ю.Л. Начало социологии. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 2000. 255 с.
  75. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. 414 с.
  76. В.Е. Введение в социальную философию. М., 2000. 314 с.
  77. Т.Х. Дисциплинарное общество: эпистемологические парадоксы // Знание в связях социальности. Екатеринбург: УрГУ, 2003. С. 70−89.
  78. Н.И. Культура гражданского общества // Вопросы философии. 2010. № 10: С. 62.
  79. Г. С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. 1989: № 5. С. 26−46:
  80. АД. «Фрейм-анализ» Гофмана-с точки зрения переводчика. Предисловие // Ирвинг Гофман. Укоренение деятельности в' окружающем, мире // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 2. С. 10−13.
  81. АД. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция. // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. С. 3−6.
  82. Е.В. Структуры повседневности России 90-х годов: Автореф. дис.. канд. филос. н. Ростов н/Д: РГУ, 2000: 28 с.
  83. Л. А. Свобода самость созидания // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 78.
  84. H.H. Горизонты повседневности-советской эпохи: Голоса из хора. М.: ИФРАН, 1996. 216 с.
  85. H.H. Советские люди. Сцены из истории. М., 2005. 544 с.
  86. H.H. Социология повседневности: переоценка ценностей // Общественные науки и современность. 1992. № 3. С .47−56.
  87. H.H. К анализу обыденного сознания // Философские науки.1984г. № 4. С. 29−32.
  88. H.H. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. № 1. 2004. С. 14−26.
  89. О.Н. Повседневность как источник и итог социального бытия // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 250−261.
  90. П. Общество-и государство: неизбежный дуализм. М., • 1998. 368 с.'
  91. Козырьков В. П. Образы повседневности и проблема их целостности
  92. Наука и повседневность: основания науки в цифровом обществе:242
  93. Материалы 4-ой межвузовской научной конференции. Вып. 4. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. С. 5−30.
  94. В.П. Освоение обыденного мира: социокультурный анализ. Н. Новгород, ННГУ, 1999. 340 с.
  95. Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М: Аспект Пресс, 1997. 222 с.
  96. Т. А. Философия и обыденное сознание // Философия и ценностные формы сознания. М.: Наука, 1978. С. 191−243.
  97. Кукушкина Е. И Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл // Философские науки. 1986. № 4. С. 126—135.
  98. Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 316−329.
  99. Леви-Строс К. Мифологики. Т.1. Сырое и приготовленное. М.-СПб.: Культурная инициатива- Университетская книга, 2000. 399 с.
  100. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 511 с.
  101. В.А., Кузьмин М. Н., Артеменко O.A., Баграмов Э. А., Гараджа В. И. Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа М, 2009.
  102. В.Д. Статус повседневности в современной культуре // Векторы развития культуры на грани тысячелетий: Материалы международной научной конференции. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 208−210.
  103. A.A. Феномен повседневности (социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. н. СПб.: СпбГУ, 2000. 24с.
  104. Л.М. Основы теории дискурса. IvL: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
  105. В.Л. Становится ли человеческое общество стабильнее // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 17.
  106. А.Н. Социология знания и современное «общество знания» // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 36—57.
  107. Малинкович В. Д: Век вывихнут. Распалась связь времен- М., 2008-. 352 с.
  108. .В. Л: Витгенштейн: язык — это форма жизни // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора A.C. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 85−102.
  109. .В. Философская'.антропология. СПб: Лань, 1997. 381 с.
  110. Т.П. Сознание как целостность и рефлексия: Ростов н/Д: Изд. РГУ, 1988. 184 с.112- Мерло-Попти М. Феноменология восприятия. СПб: Ювента, Наука, 1999. 606 с.
  111. Mud Дж.Г. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Азия // Американская социологическая мысль: Тексты. М-: Изд-во МГУ, 1994. С. 215−237.
  112. JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы, познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. 240 с.
  113. Т.В. Грамматика дискурса. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т, 2003. 311 с.
  114. М. Фреймы для представления знаний. М-: Энергия, 1979: 151 с.
  115. В. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. № 3. 1992. С. 7−36.118- Мюрберг И. И. Свобода в пространстве политического. Современные философские дискурсы. М, 2009. 236 с.
  116. На перепутье. М., 1999. 240 с. 244
  117. Научные и вненаучные формы мышления. М.: ИФРА М, 1996. 335 с.
  118. A.B. Теория коммуникации в современной философии. М., 2009. 320 с.
  119. У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
  120. Н. Ф. Человек и модернизация России. М, 2006. 592 с.
  121. P.M. Современная социология знания: некоторые итоги и перспективы // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. № 8. С. 5−16.
  122. Объять обыкновенное. Повседневность как текст по-американстки и по-русски // Материалы VI Фулбрайтовской гуманитарной летней школы. Ясная Поляна. 1−8 июня 2003 г. М.: Изд. МГУ, 2004. 260 с.
  123. Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли: к истории концепций знаний от Платона до Поппера // Вопросы философии. 2001. № 1.С. 83−113- № 2. С. 124−151.
  124. A.M. Справедливость как базисный принцип устройства общества: путь к очевидности // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 60.
  125. З.М. Природа человека и смысл истории М., 2009.
  126. З.М. Способ мышления эпохи. Философия прошлого. Изд. 2-е. М.: УРСС, 2009. 399 с.
  127. Н.В. Проблема «следования правилу» в творчестве Л.Витгенштейна // Проблемы социального и гуманитарного знания. Сборник научных работ. СПб: Дмитрий Буланин, 1999. Вып. 1. С. 438−460.
  128. М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
  129. Д.Н. Проблема очевидности в феноменологии Гуссерля // Между метафизикой и опытом. СПб.: Санкт-Петербургское Философское Общество, 2001. С. 105−137.
  130. .В. К вопросу об определении дискурса в современной лингвистике // Язык, сознание, коммуникация. М., 2003. Вып. 24. С. 8697.
  131. Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: Едиториал УРСС, 2003.304 с.
  132. П. Время и рассказ. Т. 1. М., СПб.: Алетейя, 2000. 313 с.
  133. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. 415 с.
  134. В.М. Два взгляда на природу власти (власть как психологический и институциональный феномен- и как дискурс) // Право и политика. 2000: № 3. С. 23−30.
  135. В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа // Вопросы философии. 2009. № 7.
  136. В.М. Что такое бессознательное? (Познавательно-объяснительный анализ) // Мир психологии. 2003. № 2. С. 80−94.
  137. Н.Т. Узнавание и понимание: проблема мимезиса" и структура образа в художественной культуре XX века // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск. Л 997. № 3/5. С. 8−12.
  138. Ю. Феноменологический подход к бессознательному и психопатология.//Логос. 1992. № 3. С. 184−189.
  139. Е.Г. Истина и власть: конституирование желания // Философия желания. Сб. статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С. 54−57.
  140. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1993. 656 с.
  141. В.М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. С. 3−20.
  142. . С. О феноменологической интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 26−35.
  143. КВ. Текст в. системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. Вып. 7. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, Новосиб. гос. ун-т, 2004. С. 98−123.
  144. .Ф. Идеология возвращается. М.: Социально-гуманитарные знания, 2009.
  145. С.А. Путь в структурах повседневности // Человек. 2004. № 6. С. 23−34.149Г Смирнова H. Mi От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании). М.: ИФРА М, 1997. 222'с.
  146. Р. История гуманитарный наук. М., 2008. 392 с.
  147. З.А. Знание-и власть: наука в обществе модерна. СПб.: Изд. Русс.христианск. гуманитар, ун-та, 2001. 239 с.
  148. З.А. Проблема обоснования знания. М.: Наука, 1988. 175с.
  149. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005. 583 с.
  150. Л.Б. Взаимосвязь неявного знания и эвристической интуиции // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1995. № 3. С. 30−36.
  151. В.Н. О статусе и структуре повседневности (методологические аспекты) // Личность. Культура. Общество. 20 001 Т. 2. Спец. выпуск. С. 147−159.
  152. С.Н. Экзистенциальная аналитика повседневного: Автореф. дис.. д. филос. н. СПб.: СПбГУ, 2001. 48 с.
  153. В.И. Мы были. Советский человек как он есть. М, 2008.
  154. Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 13.
  155. В.Г. Российская история в зеркале модернизации // Вопросы философии. 2010. № 12.
  156. В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии) // Вопросы философии. 2003. № 11. С. 3−18.
  157. В.Г. Социальные инновации как основа процесса модернизации общества//Вопросы философии. 2010. № 10.' С. 3−16.
  158. В.Г. Хорошее общество. М, 2005. 544 с.
  159. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Азбука-классика, 2003. 478 с.
  160. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения- Я и Оно- Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1998. 252 с.
  161. М. Археология знания. К.: Ника-Центр, 1996. 208с.
  162. М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум: Касталь, 1996. 446 с.
  163. М. Интеллектуалы и власть. М., 2002.
  164. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: АОЗТ «Талисман», 1994. 405 с.
  165. В. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории // Логос. 2002 (33). № 2. С. 120−152.
  166. Ю. Вера и знание // Будущее человеческой природы.М.: Весь Мир, 2002. 144 с.
  167. Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. 414 с.
  168. Хайек Ф.А.фон. Претензии знания // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 164−176.
  169. Р. Вторая когнитивная революция // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 3−15.
  170. Э. Век революции. Ростов н/Д, 1999. 480 с.
  171. Э. Нью-Йорк: история города. СПб., 2008. 416 с.
  172. П.В. Обыденное сознание, или не хлебом единым жив человек. М. 2009.
  173. Э.В. Русский журналистский дискурс: Текстопорождающие практики и коды. Екатеринбург: Изд-во Ур. Ун-та, 2000. 279 с.
  174. Ю. Культура явная и скрытая // Человек. 2005. № 4. С.5−12.
  175. С.Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке // Вопросы философии. 2009. № 5.
  176. М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал. 1996. № ½. С. 122−160.
  177. Шматко Н. А, Качанов Ю. Л. «Габитус» вместо «сознания»: теория и эксперимент//Социология. 2000. № 12. С. 25−39.
  178. H.A. «Габитус» в структуре социологической теории // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.1. 1998. № 2. С. 60−70.
  179. H.A. Анализ культурного производства Пьера Бурдье // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 113—120.
  180. H. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 31−35.
  181. П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.664 с.
  182. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 129−137.
  183. Щюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 2. С. 3−34.
  184. Щюц А. Социальный мир и теория социального действия // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1997. № 2. С. 24−43.
  185. Щюц А. Формирование понятия в теории и общественных науках// Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 48196.
  186. Щюц А. Чужак: социально-психологический очерк // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1998. № 3. С. 177−192.
  187. A.B. Дар данайцев: феномен свободы в современной России //Вопросы философии. 2010. № Ю. С. 17−25.
  188. Brede R. Aussage und Discours: Unters, zur Discours-Theorie bei Michel Foucault. Frankfurt a.M. etc.: Lang, 1985. 196 S.
  189. Gar?nkel H. On ethnomethodology // Ethnomethodology. Middlesex: Penquin, 1974.
  190. Gojfman E. Interaction ritual: Essays on face-to-face behavior. New York: Anchor, 1967.
  191. Cicourel A. Cognitive Sociology. Language and Meaning in Social Interaction. Middlesex: Penguin, 1973.
  192. Cicourel A. Ethnomethodology // Current Trends in Linguistics. 1974. Vol. 12. P. 35−48.
  193. Cooley Ch. Human nature and the social order. New York, 1964.
  194. Elias N. Zum Begriff des Alltags II Materialen zur Soziologie des Alltags. Opladen, 1978. S. 22−29.
  195. Jameson F. Imaginary and symbolic in Lacan: Marxism, psychoanalytic criticism, and the problem of subject // Yale French studies. New Haven, 1977. № 55/56.
  196. Leitch V. Deconstructive criticism: An advanced introd. L. etc., 1983. 290 p.
  197. Thurn H.-P. Der Mensch im Alltag: Grundrisse einer Anthropologie des Alltags leben. Stuttgart, 1980. J250^
Заполнить форму текущей работой