Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческой активности школьников в учреждениях дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: научно-философские концепции образного отражения мира в сознании и поведении человека (К.А. Абульханова-Славская, C.JI. Рубинштейн) — философские, педагогические, психологические положения о человеке как субъекте, личности и индивидуальности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн) — психолого-педагогические положения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Дополнительное образование детей как пространство для развития творческой активности школьников
    • 1. 2. Сущность творческой активности обучающихся и особенности её развития в учреждении дополнительного образования детей
    • 1. 3. Опыт развития творческой активности школьников в дополнительном образовании
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
  • ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 2. 1. Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как условие развития творческой активности обучающихся в детском объединении вокальной направленности УДОД
    • 2. 2. Дифференциация и индивидуализация творческой деятельности обучающихся
    • 2. 3. Сотворчество педагога и обучающегося в музыкально-художественном дополнительном образовании
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Развитие творческой активности школьников в учреждениях дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменившиеся в последние годы социальные и экономические условия в стране вызвали потребность в деятельных, инициативных, творческих личностях, способных реагировать на изменение ситуации, осуществлять выбор, принимать решения, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Поэтому проблема развития творческой активности школьников как залог их успешности является чрезвычайно актуальной.

Создание условий для развития творческой активности школьников, способствующих их жизненному и профессиональному самоопределению, является важным направлением деятельности системы дополнительного образования детей.

Сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности, развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству, является важным фактором формирования личности ребёнка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.

Широкий спектр образовательных услуг, отсутствие жёсткой регламентации деятельности, гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса являются главными достоинствами учреждений дополнительного образования детей. Что, в свою очередь, создаёт атмосферу, максимально благоприятную для проявления и развития творческой активности как обучающихся, так и самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие достижения педагогической науки.

Определённое место в дополнительном образовании занимают центры детского и юношеского творчества, кружки, студии, которые средствами музыки призваны формировать духовную культуру, воспитывать музыкально-эстетический вкус, активизировать музыкально-творческое развитие детей.

Внимание исследователей в разные времена привлекали идеи, связанные с проблемой развития творчества.

Теоретические и практические положения, связанные с творческой активностью и творческим саморазвитием личности школьников, рассматривались в трудах известных психологов Б. Г. Ананьева, JT.C. Выготского, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, и других.

Изучению теории и практики формирования и развития активности личности посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, А. Адлера, Д. Б. Богоявленской, Е. И. Ерёминой, А. И. Карманчикова, Т. И. Левкиной, A.A. Малахова, В. Д. Небылицына, Б. В. Огузова, О. Б. Передреевой, М. А. Петруниной, Э. Фромма, Т. А. Черных.

Проблеме развития творческих способностей посвящены исследования Б. Г. Ананьева, М. Э Ванник, Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, В. В. Давыдова, О. В. Дедюхиной, В. Н. Дружинина, Л. В. Ершовой, Е. В. Леоновой, А. Маслоу,.

A.M. Матюшкина, Я. А. Пономарёва, Л. А. Раздобариной, А. И. Санниковой, Г. Д. Стаунэ, Н. И. Тимаковой, Д. В. Харичевой и других.

Проблематикой детского творчества занимались Б. Г. Ананьев,.

B.М. Бехтерев, Д. Б. Богоявленская, М. Э Ванник, Л. С. Выготский, М. Р. Гинзбург, Е. В. Лукина, М. А. Малиновская, Б. В. Огузов, О. Б. Передреева, В. А. Петровский, Л. А. Раздобарина, С. Л. Рубинштейн, Н. И. Тимакова, Д. В. Харичева, В. Н. Шацкая, А. Р. Шнипова и другие.

Возможности дополнительного образования и важность создания дружественной среды для творческого развития детей исследовали в своих работах А. Г. Асмолов, Л. Н. Буйлова (1998), В. П. Голованов, В. А. Горский, О. В. Дедюхина (2005), Б. А. Дейч, C.B. Евтушенко, А. Я. Журкина, Б. В. Куприянов, Е. В. Леонова, М. П. Малиновская (2006), H.A. Нефёдова (2006), О. Б. Передреева (2002), Ю. В. Таланова (2007) и^другие.

В исследование музыкально-художественного направления внесли вклад В. В. Емельянов, О. В. Дедюхина (2005), Д. Б. Кабалевский, Т. В. Надолинская,.

В.И. Никешин (2007), Ю. А. Осетров, О. Б. Передреева (2002), JI.A. Раздобарина (2006), Ю. В. Таланова (2007), Е. А. Травина (2008), Л. И. Уколова (2008), Д. В. Харичева (2007), В. Н. Шацкая и другие.

Педагогическое осмысление проблемы развития творческой активности школьника в учреждении дополнительного образования детей позволило выявить ряд противоречий между:

— возрастающей потребностью общества в творчески активных личностях и недостаточном внимании педагогики к данной проблеме;

— возможностями дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью его структурных и содержательных компонентов, влияющих на развитие творческой активности школьников;

— стремлением обучающихся развить свои творческие способности и возможности и неумением педагогов удовлетворить эти потребности средствами организуемой ими деятельности.

В связи с чем обозначилась проблема: каковы условия деятельности учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающие развитие творческой активности школьника.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловила выбор темы исследования: «Развитие творческой активности школьников в учреждениях дополнительного образования детей».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия развития творческой активности школьников в деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс творческого объединения (вокальная студия) учреждения дополнительного образования детей.

Предмет исследования: условия развития творческой активности школьников в учебно-воспитательной деятельности творческого объединения учреждения дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности школьников в учреждениях дополнительного образования детей будет эффективным, если: проанализированы социально-педагогические предпосылки для организации дополнительного образования как пространства для развития творческой активности школьников;

— раскрыты сущность творческой активности личности и возможности её обеспечения в дополнительном образовании детей;

— разработана модель процесса педагогической поддержки, критерии и показатели развития творческой активности школьника в дополнительном образовании;

— осуществлено программно-методическое обеспечение деятельности творческого объединения УДОДосуществлены дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательной деятельностисотворчество педагога и воспитанников.

В соответствии с объектом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить социально-педагогические предпосылки необходимости формирования творческой активности школьников в УДОД.

2. Охарактеризовать сущность творческой активности школьников (её структуру, уровни сформированности, критерии, показатели) и разработать модель процесса педагогической поддержки развития творческой активности школьников в дополнительном образовании.

3. Осуществить программно-методическое обеспечение деятельности творческого объединения в учреждении дополнительного образования детей.

4. Разработать методику дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в творческом объединении.

Методологическую основу исследования составили: научно-философские концепции образного отражения мира в сознании и поведении человека (К.А. Абульханова-Славская, C.JI. Рубинштейн) — философские, педагогические, психологические положения о человеке как субъекте, личности и индивидуальности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн) — психолого-педагогические положения о сущности творческой активности человека как важнейшем интегративном качестве личности (JI.C. Выготскй, Дж. Гилфорд, А.Г. Маслоу) — теория развивающего обучения- (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Теоретическую базу исследования составили:

• философские, психологические и педагогические положения о сущности творческой активности как важнейшем интегративном качестве личности;

• принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

• концепция развития системы дополнительного образования детей (В .А. Горский, А .Я. Журкина);

• подход к детскому творчеству как необходимому условию развития всех без исключения детей (JI.C. Выготский, В.П. Ушачёв);

• средовый, личностно-ориентированный подходы, позволяющие рассматривать педагогический процесс как активную целенаправленную деятельность (М.А. Викулина, Л. И. Новикова, И.С. Якиманская). Методы исследования: теоретический анализ философской и психологопедагогической литературыизучение педагогического опытаретроспективный анализ своего опытадиагностические методы (наблюдение, опрос, беседа) — моделирование, педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» города Щёлково Московской области. В эксперименте приняли участие 93 обучающихся.

Исследование проводилось в период с 2007 по 2010 год по следующим этапам:

Первый этап (2007;2008 г. г.) — определение общего направления исследования, анализ и оценка современного состояния проблемыизучение философской и психолого-педагогической литературыобобщение педагогического опыта. Разработка программы вокальной студии «Гармония». Констатирующая часть эксперимента (диагностическая).

Второй этап (2008;2009 г. г.) — определение цели и задач исследования, формулирование гипотезы, диагностика творческой активности воспитанников. Моделирование, разработка педагогических форм и методов дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Проведение эксперимента (преобразующая часть).

Третий этап (2009;2010 г. г.) — обработка экспериментальных данных, обобщение, систематизация результатов исследования, их апробация, внедрение, формулирование выводовоформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— охарактеризована сущность творческой активности школьников и особенности её формирования в учреждениях дополнительного образования детей;

— разработана структура творческой активности школьника как интегративного качества личности, её критерии (ценностно-смысловое отношение к деятельностисамостоятельность в познавательной, продуктивной, коммуникативной деятельности (в поступках, отношениях с товарищами) — удовлетворённость результатом деятельности);

— определены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития творческой активности школьников в дополнительном образовании детей (программно-методическое обеспечение деятельности детского объединения дополнительного образования, дифференциация и индивидуализация творческой деятельности обучающихся, сотворчество педагога и воспитанников).

Теоретическая значимость исследования:

— разработана модель процесса педагогической поддержки развития творческой активности школьников, включающая цель и задачи, содержание деятельности педагога, самостоятельной деятельности воспитанников, условия развития творческой активности, критерии и показатели эффективности образовательной деятельности, ожидаемый результатпредставлены критерии (мотивационный, когнитивный, коммуникативный) и уровневая характеристика творческой активности школьника;

— разработанная исследователем проблема деятельности детского объединения вокальной направленности вносит определённый вклад в теорию развития творческой активности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной образовательной программы вокальной студии «Гармония» для работы с детьми в учреждениях дополнительного образования детейпедагогических средств развития творческой активности школьников разного уровня общих и музыкальных способностейметодических рекомендаций по проведению коллективных, групповых и индивидуальных форм деятельности школьников, их апробации и эффективной реализации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов, адекватных логике, целям и задачам исследованияразработкой критериев и показателей, диагностирующих процесс развития творческой активности школьниковвременной продолжительностью исследованияличным участием автора в экспериментальной работе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческая активность школьников определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в реализации своих способностей и возможностей в интересующей практической деятельностисамостоятельности при выборе замысла предстоящей деятельности и его воплощенииактивном участии в преобразовании окружающей действительности.

2. Модель педагогической поддержки развития творческой активности школьников включает цель и задачисодержание, методы и формы образовательной деятельностиусловиякритерии и показателиожидаемые результаты личностного развития воспитанников.

3. Критерии: ценностно-смысловое отношение воспитанника к познавательной, практической, коммуникативной деятельностисамостоятельность в познавательной, коммуникативной, продуктивной деятельностиудовлетворённость результатом деятельности.

4. Педагогические условия развития творческой активности школьников в дополнительном образовании включают программно-методическое обеспечение, дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались и получили одобрение на педагогических советах Центра творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» г. Щёлкова (2007;2010) — районном и областном конкурсах педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (2007;2008) — региональном этапе Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (2008) — на страницах журнала «Дополнительное образование и воспитание» (2007;2010). Внедрение результатов осуществлялось в вокальной студии «Гармония» Центра творческого развития и гуманитарного образования детей «Романтик» г. Щёлкова Московской области, на районных, областных, всероссийских и международных вокальных конкурсах: г. Щёлково (2004.

2010) — Москва (2006;2010) — ВДЦ «Орлёнок» (2008) — г. Великий Устюг (2009) — г. Сочи, Лазаревское (2009) — г. Закопане, Польша (2010) — ДМЦ «Занка», Венгрия (2010), Албена, Болгария (2010). Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложенийкроме текстовых материалов имеются таблицы, рисунки.

ВЫВОДЫ по главе II.

Результаты проведённого экспериментального исследования дают основание утверждать, что педагогическими условиями обеспечения развития творческой активности обучающихся в учреждениях дополнительного образования-детей являются:

— совершенствование содержания образовательной деятельности (комплексная образовательная программа вокальной студии «Гармония»);

— дифференциация и индивидуализация образовательно-воспитательного процесса;

— сотворчество педагога и обучающихся.

В детском коллективе, объединённом интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями у детей формируется чувство психологической защищённости, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению и развитию их творческой активности и вклада каждого в коллективную деятельность.

Дифференциация освоения содержания программы, предполагающая объединение обучающихся на основе принципа выраженных способностей, ориентирована на развитие личности в творческой среде. С этой целью были определены уровни освоения содержания программы и направленности личности: очень низкий, низкий, средний, выше среднего, высокий.

Уровень развития личности воспитанников определялся в ходе экспертной оценки знаний и умений обучающихся, их отношения к делу, к товарищам, к себе.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов, создающих максимально благоприятную среду для развития общих и музыкальных способностей обучающихся, способствовала развитию их творческой активности.

Обеспечение педагогической поддержки развития творческой активности школьников удовлетворяло имеющиеся и формировало более высокие потребности ребёнка.

Развитию творческой активности школьников способствовало сотворчество и сотрудничество педагога и обучающихся, обеспечивавшее снятие психологических барьеров и формировавшее навыки самообразования и саморазвития.

Коллективные, групповые и индивидуальные формы познавательной, практической и коммуникативной деятельности воспитанников, направленной на формирование устойчивой потребности в проявлении и развитии их творческой активности, создавали атмосферу доброжелательности, уверенности в своих силах, позволяли пережить «ситуацию успеха».

Методы активизации творческой деятельности: концертная и конкурсная деятельность, клубная работа, организация досуга способствовали развитию творческой активности обучающихся.

В процессе экспериментальной работы были реализованы индивидуальные образовательные маршруты развития творческой активности школьников:

— создание содержательной образовательной среды способствовало развитию творческой активности обучающихсядифференциация и индивидуализация учебно-воспитательной деятельности педагога помогала осознать обучающимися общественно-полезные цели своей деятельности;

— в соответствии с результатами диагностики уровня творческой активности обучающихся было определено содержание индивидуальной работы.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что:

— вовлечение школьников в деятельность учреждения дополнительного образования является осознанной необходимостью развития их творческой активности;

— индивидуализация, педагогическая поддержка процесса развития творческой активности личности увеличивает динамику её развития;

— овладение умениями и навыками коллективной деятельности и успешного решения коммуникативных задач способствует приобретению обучающимися опыта межличностных взаимодействий.

Таким образом, наиболее эффективными условиями развития творческой активности как обучающегося, так и педагога, являются создание комплексной программы и её методического обеспечения, способствующей развитию творческой активности школьниковобучение воспитанников через творчество при их включении в общественно-полезную деятельностьосуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению через творчество, базирующихся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детейовладение педагогом способами воспитания обучающихся, осуществляемое на основе имеющегося у него опыта творческой деятельности и педагогической рефлексии этого опыта в контексте реализации гуманистической функции образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В решении задач реформирования образования, углубления его гуманистического содержания и индивидуализации методов большое значение имеет обеспечение процесса формирования и развития самостоятельной, активной, творческой личности, способной проявить себя в выбранном виде деятельности, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Творческое начало отличает и выделяет личность, дает ей возможность выработать свое независимое представление об окружающей действительности и преобразовывать её на основе этих представлений.

Творческая активность школьников является предметом целенаправленного педагогического воздействия и может быть сформирована вне зависимости от их общих и специальных способностей.

Развитие творческой активности школьников в УДОД обеспечивается совершенствованием содержания, форм и методов образовательно-воспитательной деятельности, направленных на формирование потребности человека в творческой самоактуализации и самореализации. При этом деятельность педагогов осуществляется как в направлении формирования творческого коллектива, так и в направлении обеспечения личностного роста каждого воспитанника.

Теоретические и экспериментальные результаты проведённого исследования дают основания сделать общие выводы.

1. В современном российском обществе созданы социально-педагогические предпосылки организации дополнительного образования детей как пространства для развития их творческой активности:

— тенденция гуманизации образования и актуализации проблемы создания глобальной образовательной среды, сложившаяся в мировом сообществе;

— утверждение личностно-ориентированного подхода в российском образовании, направленного на создание специально организованной среды для творческого развития каждого ребёнка и его активного участия в жизни своего детского объединения, школы, города, государства;

— использование возможностей учреждений дополнительного образования детей, его вариативности и индивидуальной направленности, демократического стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации работы с детьми разного уровня способностей, механизмов стимулирования потребности в развитии творческой активности, основанных на возможностях создания «ситуации успеха».

2. Перечисленные возможности создают основу для развития творческой активности обучающихся, которая рассматривается нами как интегративное качество личности, проявляющееся в реализации своих способностей и возможностей в интересующей практической деятельностисамостоятельности при выборе замысла предстоящей деятельности и его воплощенииактивном участии в преобразовании окружающей действительности.

Особенности развития творческой активности личности школьника включают его вариативность, проблемность, личную значимость, эмоциональную привлекательность.

Исследованием установлено и в ходе эксперимента подтверждено, что критериями развития творческой активности школьников являются мотивация как ценностно-смысловое отношение воспитанников к деятельности и взаимоотношениями с окружающимисамостоятельность в деятельности и принимаемых решенияхудовлетворённость достигнутыми результатами деятельности.

Модель процесса педагогической поддержки развития творческой активности обучающихся в дополнительном образовании включает цель и задачи, содержание деятельности педагога, самостоятельную деятельность обучающихся, условия её развития, критерии и показатели эффективности образовательной деятельности, ожидаемый результат.

Эффективность педагогической поддержки развития творческой активности воспитанников обеспечивается совершенствованием содержания, форм, методов образовательной деятельности, её программно-методическим обеспечением, соответствующим возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также взаимодействием педагога, детей и их родителей.

3. Разработанные технологии дифференциации содержания образования и индивидуализации творческого развития обучающихся в вокальной студии учреждения дополнительного образования развивают творческую активность как детей, так и педагогов, способствуют формированию положительного отношения воспитанников к деятельности (познавательной, продуктивной, коммуникативной), к осознанию ими общественно-значимых целей деятельности.

Личностно-ориентированный подход к ребёнку в дополнительном образовании создаёт условия для его самопознания, саморазвития, самоопределенияпозволяет ему пережить «ситуацию успеха», что помогает преодолеть страх, неумение, застенчивость, робость, растерянность, затруднение.

Построение индивидуальных образовательных маршрутов творческого развития воспитанников в детском объединении учреждения дополнительного образования обеспечивает формирование потребности обучающихся в развитии творческой активности.

4. Развитие творческой активности обучающихся в дополнительном образовании обеспечивается реализацией разработанного в ходе исследования содержания образовательного процесса с использованием методов и средств активизации эмоционально-привлекательной образовательной, практической и досуговой деятельности, реализуемой в коллективных, групповых и индивидуальных формах работы.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся в дополнительном образовании реализовано созданием комплексной образовательной программы вокальной студии «Гармония», включающей программу вокального объединения «Родничок» для детей 4−9 лет, программу ансамбля современной детской песни «Акварель» для детей 1015 лет, программу работы Клуба любителей музыки «Лира» для воспитанников ансамбля «Акварель" — организацией общественно-полезной деятельности (благотворительные концерты, концертная и конкурсная деятельность) — организацией досуга (проведение праздников, экскурсий, походов).

Разработанные технологии построения индивидуальных образовательных маршрутов творческого развития детей в дополнительном образовании обеспечивают формирование потребности в развития творческой активности обучающихся.

Сотворчество педагога и воспитанника, представляющее собой, с одной стороны, плодотворное общение педагога и обучающихся, а с другойсовместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности, в результате которой происходит творческое взаимообогащение является одним из актуальных условий обеспечения развития творческой активности обучающегося.

В целом экспериментальное исследование, подтверждённое успехами детей, позволяет судить об эффективности предложенной системы методов развития творческой активности обучающихся при освоении ими образовательной программы. Постоянное «погружение» в атмосферу творчества способствовало развитию детей в процессе интегративной художественно-эстетической деятельности. Ребёнок не только гармонично развивался, но и получал возможность раскрыть свой потенциал в различных областях деятельности, проявить и развить свои творческие способности, определить приоритеты в дальнейшей жизни.

Результаты проведённого исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. В первую очередь, это ориентация программы на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся, творческий и профессиональный рост педагога, этапы его формирования и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Феномен индивидуальности в образовании. Индивидуальность в образовании // Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004. № 2. — С. 13−44.
  2. Э.Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. Изд-во: Academia, 2004. 336с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991. -229с.
  4. А. Понять природу человека // Пер. Е. А. Цыпина. СПБ.: «Академический проект», 1997. — 256с.
  5. Азбука социального психолога-практика // Под ред. М. Ю. Кондратьева, В. А. Ильина. Москва: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
  6. Е.А., Митрофанова Л. М. Индивидуалные маршруты в дополнителном образовании // Индивидуальность в образовании. Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004 г. № 2.-С. 118−123.
  7. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт. T. l М.: Педагогика, 1980. 382с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт. Т.2. М.: Педагогика, 1980.-287с.
  9. . Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288с. Ю. Анджапаридзе Т. В. Педагогический маркетинг в деятельностиучреждения дополнительного образования детей. Дисс. канд. пед. наук. Н. Н, 2006.-186с.
  10. П.Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. С.71−88.
  11. Л.Г. Профессия учитель музыки : Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 111с.
  12. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // М.: Внешкольник, 1997. № 9. — С. 6−8
  13. Н.Аухадеева Л. А. Формирование и развитие коммуникативной ¡-культуры педагога // Дополнительное образование и воспитание. М.: «Витязь-М», 2007.-№ 5.-С. 8−12.
  14. В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества //. Педагогический поиск. М.: Центр, 2000. 144с.
  15. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // М: Педагогика, 1996. № 1: — е: 3−8Г
  16. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  17. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. — 173с.
  18. Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования, 2004. № 2. — С. 46−68
  19. , A.B. Опыт проектирования образовательной деятельности школы, направленной на развитие индивидуальности // Индивидуальность в образовании. Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004. — № 2. — С. 44−62.
  20. А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного, образования детей / Директор школы. М.: Издательская Фирма «Сентябрь», 1995.-№ 2.-С. 56−59.
  21. Л.Н. Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей. // Вестник образования. М.: Изд-во «Про-Пресс», 2007. № 20. — С. 58−64
  22. Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждений дополнительного образования детей. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.-20с.
  23. М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 22с.
  24. С.А. Профессия как фактор самореализации. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. 23с.
  25. Л.В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. Автореф. дис. докт.пед.наук. Москва, 2001. —43с.
  26. М.А. Педагогические теории, системы и технологии: Учебно-методическое пособие. Часть 1. Н. Новгород: НГПУ, 1999. — 46с.
  27. М.А. Педагогические теории, системы и технологии: Учебно-методическое пособие. Часть 2: Педагогические технологии. -Н.Новгород: НГПУ, 2000. 48с.
  28. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.-93с.
  29. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 224с.
  30. A.A. Психологические особенности самореализации учащихся старших классов детских музыкальных школ в музыкально-исполнительской деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2005.-22с.
  31. О.С. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М.: Новая школа, 1989. 114с.
  32. О.С. Игра как системная потребность детства. // Философия и педагогика каникул. М.: Инноватор, 1998. С. 14−22
  33. .С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое сообщество России, 2002. — 508 с.
  34. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. — № 2. С. 19−26
  35. В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М.: ВЛАДОС, 2004. С.11
  36. В.П. Социальное партнёрство семьи и учреждения дополнительного образования детей // Внешкольник, 2008. № 2. С. 12−15
  37. В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Центр «Школьная книга», 2001. 224с.
  38. В.А., Попова Г. Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования. // М.: ИД «Витязь», 2003. — 88с.
  39. В.А. Принципы развития содержания дополнительного образования детей. Москва, 1995. — 51 с.
  40. В.А., Соколова H.A. Проблемы и перспективы системы дополнительного образования детей: социально-педагогический аспект. // Дополнительное образование. М.: «Витязь-М», 2004. № 8. — С. 58−62.
  41. Ю.В. Развитие индивидуальности младших школьников и подростков в разновозрастном коллективе. // Индивидуальность в образовании. Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004. — № 2. С. 163−176.
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. -88с.
  43. О.В. Обеспечение творческой самореализации воспитанников в учреждении дополнительного образования. // Дополнительное образование. М.: «Витязь-М», 2005. № 9. — С. 17−19.
  44. О.В. Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации. Дисс. канд. пед. наук. Н. Н, 2005. 177с.
  45. .А. Дополнительное образование детей: понятие, функции, специфика // ИМПиСР. Интерактивное обучение. Электронная газета, октябрь 2008. № 17−18 (дата обращения: 14.09.20 090)
  46. Дополнительное образование в школе: Иинновационный блок общего образования и социального воспитания детей // Приложение к журналу «Внешкольник». М.: ФЦРСДОД, 2007. 120с.
  47. Дополнительное образование детей московской области (из опыта работы педагогов дополнительного образования). Москва, 1996. 47с.
  48. И.А. Развитие индивидуальности учащихся в сфере музыкального образования: ретроспектива. // Дополнительное образование и развитие. М.: «Витязь-М», 2007. № 6. — 30−32с.
  49. В. Н. Психология общих способностей СПб.: Издательство Питер, 1999. -368с.
  50. JI.B. Формирование профессиональной культуры педагога в деятельности учреждений дополнительного образовании детей. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2004. — 193с.
  51. C.B. Воспитание: пути и поиски // Внешкольник, 2007. — № 1. — С. 48−49.
  52. C.B. На пути к воспитывающему обществу. // Вестник образования. М.: «Просвещение», 2007. № 20. — С. 54−57.
  53. К.А. Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре. Автореф. дис. канд. пед. наук. Шуя, 2009. 26с.
  54. В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.
  55. Новосибирск: Наука, 1991. 41с.
  56. И.Н. Самореализация личности учителя как проблема. // Новые ценности образования. М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. -№ 2.-С. 115−118.
  57. Н.В. Творческий потенциал личности: развитие и обучение в системе ДО Д. // Дополнительное образование и воспитание. М.: «Витязь-М», 2007. № 5. — С. 40−44.
  58. Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Воронеж, 2000. -21с.
  59. JI.B. Стремление к личной значимости как фактор саморегуляции творческой активности старших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тобольск, 2003. 31с.
  60. А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. // Приложение к журналу «Внешкольник». М.: ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2005. № 11. — 72с.
  61. А .Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждениях дополнительного образования (методические рекомендации). Москва, 2003. 81с.
  62. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. 78с.
  63. A.B. Особенности развития и управлении УДОД в процессе перехода от внешкольного воспитания к дополнительному образованию. // М.: Внешкольник, 2009. № 2. — С. 13−18.
  64. Золотые страницы истории. Этапы большого пути. Становление и развитие системы внешкольных учреждений. // Внешкольник, 2009. № 2. — С. 35−41.
  65. Из истории музыкального воспитания // составитель O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. 207с.
  66. Индивидуальность в образовании. // Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004. № 2. — 206с.
  67. Искусство обучения пению // Молодёжная эстрада / Под ред. Бриль.И., Кио Э., Токмаковой И. и др. М.: ОАО «Молодая гвардия», 2007. № 5−6. -256с.
  68. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.- 189с.
  69. Д.Б. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. М.: Музыка, 1987. 125с.
  70. Карачева Е. В Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. 27с.
  71. Каргина.З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М.: Школьная пресса, 2006. 95с.
  72. .Б. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2009. 23с.
  73. А.И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2004. 19с.
  74. , С.Ю. Обеспечение качества образования в условиях деятельности вокальной студии в учреждении дополнительного образования детей. // Среднее профессиональное образование. М., 2010. -№ 9. С. 27−31.
  75. С.Ю. Дополнительное образование как пространство для самореализации детей и подростков // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. трудов. Н. Новгород: НГЛУ, 2009. -№ 10. С. 155−158.
  76. С.Ю. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в вокальной студии // Внешкольник, 2010 г. С. 34−39.
  77. С.Ю. Заседание клуба любителей музыки «Лира» // Дополнительное образование и воспитание. М.: Изд-во «Витязь-М», 2009. № 5. — С. 35−38.
  78. С.Ю. Индивидуальная работа с детьми в вокально-хоровом объединении ведёт к успеху в коллективном творчестве // Дополнительное образование и воспитание. М.: Изд-во «Витязь-М», 2007. № 7. — С. 46−49.
  79. С.Ю. Программ ансамбля современной детской песни «Акварель». Щёлково, 2008. 9 с.
  80. С.Ю. Программа вокальной студии «Гармония». Г. Щёлково, 2008. -4 с.
  81. С.Ю. Программа вокального объединения «Родничок». Щёлково, 2007. 8 с.
  82. С.Ю. Сотворчество педагога и обучающегося в музыкально-эстетическом дополнительном образовании как условие их самореализации / Сборник трудов III Межвузовской научной конференции. Москва Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. — С. 87−91.
  83. С.Ю. Самореализация школьников в дополнительном образовании. Из опыта работы вокальной студии «Гармония» // Дополнительное образование и воспитание. М.: Изд-во «Витязь-М», 2010 г. № 6. — С. 8−10.
  84. О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2003. 20с.
  85. Концептуальные основы интеграции дополнительного и основного образования. // Внешкольник, 2004 г. № 9. — 64с.
  86. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. // Внешкольник. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004 г.-№ 12.-С. 4−7.
  87. И.С., Яковлева A.C. Вокальный словарь. Ленинград: «Музыка», 1988.-69с.
  88. Е.Ю. Дети с креативными способностями и их развитие в обществе. // Внешкольник, 2007. № 6. — С.45−47.
  89. К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности // Интернет-журнал «Эйдос», 22 июня 2004.
  90. Н.К. Педагогические сочинении. М.: АПН СССР, 1960. -т.8. С.17−18.
  91. Н.Б. Право на «персональность» образования. // Индивидуальность в образовании. Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004 г. № 2. — С. 89−104.
  92. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 126с.
  93. .В. Детская студия в УДОД: попытка целостного взгляда. // Дополнительное образование и воспитание. М.: «Витязь-М», 2007.-№ 2.-С. 3−8.
  94. A.A. Реализация государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей. // Внешкольник, 2008. — № 2. — 5−7с.
  95. Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. Владимир, 2000. 20 с.
  96. Я. С. Возрастные предпосылки умственных способностей. М.: Советская педагогика, 1974. -№ 1. С. 97−107.
  97. Леонова5 E. B- Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в. учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2000. — 152с.
  98. Леонтович А. В: О направленности дополнительного образования // Внешкольник, 2007. № 2. — С. 45−47.
  99. Леонтович А. В- О направленности дополнительного образования7/ Внешкольник, 2007. № 3. — С. 27−29.
  100. В.Д. Формирование мотивации как исходное условие успешности дополнительного образования детей. // Дополнительное образование и воспитание: Изд-во: «Витязь-М», 2008 г. № 10. — С. 3−12.
  101. E.A. Индивидуальная стратегия обучения одарённых детей. // Индивидуальность в образовании. Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004 г. № 2. — С. 104−110.
  102. С.Б. Индивидуальность учителя условие становления индивидуальности ученикам // Индивидуальность. в- образовании: Новые ценностиí- образования, Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004 г. — № 2.-С. 72−80. • .
  103. A.A. Индивидуальный подход при развитии творческой- познавательной активности учащихся? сельской школы (на примере предметов естественного цикла). Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 20с.
  104. М.П. Педагогические условия совместной деятельности взрослых, и младших, дошкольников/ в учреждениях дополнительного образования. Автореф: дис. канд. пед. наук. Москва- 2006. 19с.
  105. A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: «Педагогика», 1972. — 332с.116: Маслоу А. Г. Мотивация и личность. С-Пб, 1999. 478с.
  106. Маслоу А. Г Самоактуализация // Психология личности. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузерея. М., 1982. С. 108−117.
  107. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. М., 1989. -№ 6. С. 29−33
  108. JI.A. «Рукописная книга» для «Синей птицы». // Внешкольник, 2004. -№ 10. 17−19с.
  109. В.Н. Психология отношений. // Москва Воронеж, 1995. -356с.
  110. Т.В. Интегрированные технологии в современном музыкальном образовании // Учеб.-метод. пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.-100с.
  111. Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2005. // Сборник документов и материалов по развитию воспитания и дополнительного образования детей в России. М., 2005.
  112. H.A. Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2006. 18 с.
  113. В.И. Воспроизведение нотного письма певческим голосом на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста Автореф.канд.пед.наук. Москва, 2007 г. 17с.
  114. Е.И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2007. 24с.
  115. A.M. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 288с.
  116. Л.И., Куракин А. Т. Педагогическая концепция детского коллектива. Актуальные проблемы // М.: Вопросы психологии, 1983. -№ 5.-С. 9−18.
  117. Новые ценности образования. // Инноватор. Москва, 1996. — 196с.
  118. Т.Н. Работа с детским хором / Под ред. В. Г. Соколова. М., 1981. — С.40−44.
  119. Одарённость детей: выявление развитие, поддержка. СГПУ «Факел». Челябинск, 1996. 119с.
  120. Ю.Г. Развитие готовности к самообразованию как важнейшего качества специалиста. // Межв. сб. науч. трудов Вып. 2 / Подред. М. А. Викулиной. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Добролюбова, 2004. -С. 223−226.
  121. Опыт моделирования воспитательного пространства в учреждении дополнительного образования. Киров, 1996. — 88с.
  122. Ю.А. Пути формирования умения эстрадного пения. МВФ «Наше будущее» // Сайт: Вокальная студия «Чёрное море» (дата обращения 23.11.2009)
  123. Ю.А. Музыкальный образ, харизма, психология лидера // Сайт: Вокальная студия «Чёрное море» (дата обращения 23.11.2009)
  124. Открытая комплексная программ «Развитие одарённости» 2002/2003г. Москва, 2002. 59с.
  125. О.В. Самореализация сельских школьников в условиях дополнительного образования. // «Внешкольник», 2004. № 4 — С. 26−27.
  126. Парламентские слушания на тему: «О состоянии и мерах по развитию системы ДОД». // «Дополнительное образование и воспитание». М.: «Витязь-М», 2008. № 7.
  127. Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  128. Педагогика. / Под редакцией П. И. Пидкасистого. М., 1996. 604с.
  129. Педагогический энциклопедический словарь. // Б.М. Бим-Бад. М.: «Большая российская энциклопедия», 2002. 527с.
  130. О.Б. Педагогические условия формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании. Дисс. канд. пед. наук. H.H., 2002. 182с.
  131. М.А. Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 23с.
  132. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 302 с.
  133. Г. Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 24с.
  134. Программа модернизации педагогического образования. Приказ Министерства образования РФ № 1313 от 1 апреля 2003 г. // Вестник образования, 2003. № 10. — С. 10−37.
  135. Профильное обучение в системе дополнительного образования детей: проблемы, поиски, пути решения // Материалы всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2006. 292с.
  136. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякрва. М.: Педагогика-пресс, 1999. 440с.
  137. Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  138. JI.А. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2006. — 19с.
  139. Рабочая концепция одарённости. Президентская программа «Дети России». М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 68с.
  140. Риггз Сэт. Пойте как звёзды: Полная программа совершенствования вашего голоса. С.-П.: ООО «Питер Пресс», 2007. 127с.
  141. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская Группа «Прогресс». «Универс», 1994. 480с.
  142. С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. — 551с.
  143. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 442с.
  144. А.И. Работа учителя с одарёнными детьми. // «Наука и практика воспитания и дополнительного образования». М., 2006. № 4. -С. 60−75.
  145. А.И. Теория развития творческого потенциала личности средствами образования в свете концепции взаимосвязи* осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики. // Материалы междун. науч.-практ. конф. Часть I. Пермь: ПГПУ, 2009. с.72−81
  146. И.В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 2008. 26с.
  147. В. А. И.Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 567с.
  148. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 477с.
  149. В.И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека. // Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004. № 2. — С. 3−13.
  150. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М.: Инноватор, 1997. С. 177−184.
  151. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании. М.: Центр, 2002.-192с.
  152. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции Часть I / Под ред. Л. А. Косолаповой, Н. Г. Липкиной, Г. Ф. Похмелкиной. Пермь: ПГПУ, 2009. 324с.
  153. H.A. Социально-педагогическая поддержка личности ребёнка как цель дополнительного образования. // Дополнительное образование. М.: «Витязь-М», 2004. № 8. — 13−15с.
  154. О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. М.: «Музыка», 1987.-95с.
  155. Г. Д. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007.-22 с.
  156. П.В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М.: АПК и ПРО, 2003. 83с.
  157. Г. П. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. — 126с.
  158. Ю.В. Формирование музыкального интереса у детей на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования. Автореф. канд. пед. наук. Москва, 2007. 24с.
  159. .М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для- студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  160. Е.А. Целостность уроков музыки как предпосылка развития креативности учащихся: Москва, 2008. 23с.
  161. Е.Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитании (школа-колледж). Автореф. канд. пед. наук. Москва, 2009. — 23с.
  162. Н.И. Развитие творческого потенциала личности школьника' в инновационном образовательном учреждении. Дисс. канд. пед. наук. Н.-Н- 2008. 156с.
  163. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей // «Собрание законодательства РФ», 20.03.1995. № 12. ст. 1053.
  164. Тихомирова.Е. И. Технологии субъектной самореализации личности в процессе профильного обучения // Материалы всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2006. С.29−32.
  165. Е.А. Целостность урока музыки как предпосылка развития креативности учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008. 23 с.
  166. С.К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 29с.
  167. Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореф. докт. пед. наук. Москва, 2008. 54 с.
  168. В.П. Педагогические основы разработки инновационных процессов в школе: учеб пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1999. 104 с.
  169. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2000.-576с.
  170. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983.-825с.
  171. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. 253с.
  172. Д.В. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения. Автореф. канд. пед. наук. Москва, 2007. — 18с.
  173. М.А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения. // Индивидуальность в образовании. Новые ценности образования. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004.-№ 2.-С. 81−88.
  174. Т.А. Формирование творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2009. 25 с.
  175. Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1988.- 175 с.
  176. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  177. С.Т. Работа для будущего: документальное повествование. Книга для учителя / Составители Малинин В. И., Фрадкин Ф. А. М.: Просвещение, 1989.-223 с.
  178. A.A. Практика мониторинга в объединениях, работающих в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. М.: ООО «Новое образование», 2009. № 4. — С. 9−17.
  179. А.Р. Развитие творческого потенциала учащихся средней общеобразовательной школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2008.-26 с.
  180. Эстетическое образование: дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования / Под ред. Журкиной, А .Я. М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2004. 212 с.
  181. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии, 1989. № 6. — С. 5−13.
  182. В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование, М.: «Витязь-М», 2000.-№ 2.-С. 16−22.
Заполнить форму текущей работой