Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностика твердощеточных систем токосъема крупных электрических машин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заводы-изготовители электрических машин и эксплуатационные организации при проектировании и последующей их эксплуатации не оснащают машины достаточно эффективными диагностическими средствами. В то же время анализ отношения к проектированию, изготовлению, эксплуатации и ремонту машин ведущих фирм мира, показывает, что использование технических решений на базе микроэлектроники, робототехники… Читать ещё >

Содержание

  • 1. УСЛОВИЯ И РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТВЕРДОЩЕТОЧНЫХ СИСТЕМ ТОКОСЪЕМА КРУПНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
    • 1. 1. Механизм передачи тока через электрический скользящий контакт
    • 1. 2. Условия работы контактных колец турбогенераторов. 1?
    • 1. 3. Конструкция современных систем токосъема
    • 1. 4. Обслуживание узла контактных колец турбогенераторов и его эксплуатационные характеристики
  • 2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ ТОКОСЪЕМА КРНПНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
    • 2. 1. Контроль состояния систем токосъема
    • 2. 2. Приборы и системы оперативного диагностирования
  • 3. РАЗРАБОТКА ПРИБОРОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИАКОР
    • 3. 1. Приборы, входящие в состав комплекса ДИАКОР
      • 3. 1. 1. Диагностический прибор ПРОФИЛ
      • 3. 1. 2. Диагностический прибор КВАНТ
      • 3. 1. 3. Инфракрасный термометр КВАРЦ
      • 3. 1. 4. Диагностические приборы КОНТРОЛЬ-ПИКОН и КИТ
      • 3. 1. 5. Устройство ИСКРА
      • 3. 1. 6. Диагностический прибор БАРС
  • 4. ИСПЫТАНИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРИБОРОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИАКОР
    • 4. 1. Испытания и внедрение диагностического прибора
  • ПРОФИЛ
    • 4. 2. Испытания инфракрасного термометра КВАРЦ
    • 4. 3. Испытания диагностических приборов КОНТРОЛЬ и КИТ. 84 4.4, Испытания диагностического прибора ПИКОН
  • 5. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ТВЕРДОШЕТОЧНЫХ СИСТЕМ ТОКОСЪЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
    • 5. 1. Предварительные замечания
    • 5. 2. Применение регрессионного анализа для оценки состояния ТСТ
    • 5. 3. Математическая модель состояния системы токосъема
  • 6. ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ТВЕРДОШЕТОЧНЫХ СИСТЕМ ТОКОСЪЕМА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
    • 6. 1. Внедрение методики на системе токосъема турбогенератора ТГВ-200 ТЭЦ-2 АООТ «Тюменьэнерго». .. 108 6. 2. Внедрение методики на системе токосъема турбогенератора ТВФ-60 Сакмарской Т311 АО
  • Оренбургэнерго"
    • 6. 3. Внедрение методики на системе токосъема турбогенератора ТВВ-220 Кольской АЗС
    • 6. 4. Классификация существующих твердощеточных систем токосъема
  • 7. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ТВЕРДОШЕТОЧНЫХ СИСТЕМ ТОКОСЪЕМА
    • 7. 1. Концепция подключения датчиков и первичных преобразователей к микроЭВМ
    • 7. 2. Создание автоматизированной информационной системы диагностики

Диагностика твердощеточных систем токосъема крупных электрических машин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время значительная часть электроэнергии у нас в стране вырабатывается турбои гидрогенераторами тепловых, атомных и гидравлических электростанций. Установленная мощность электроэнергетических машин на отечественных электростанциях к середине 90-х годов достигла 340 млн, кВт, из которых 71 У. приходился на долю тепловых электростанций, 19 У. — на долю гидроэлектростанций и 10 У. — на долю атомных. Основу отечественной энергетики составляют турбогенераторы мощностью 63−800 МВт. На Костромской ГРЭС в течение нескольких лет успешно эксплуатируется турбогенератор мощностью 1200 МВт. Мощность четырехполюс-ных турбогенераторов достигла 1500 МВт.

Последние годы отмечены значительными успехами в развитии гидрогенераторостроения. Во всей мире произведено большое количество гидрогенераторов мощностью 300 МВт и выше. Один из крупнейших в мире гидрогенераторов — гидрогенератор Саяно-Шушенской ГЭС имеет мощность 712 МВА.

В прокатном производстве применяются машины постоянного тока мощностью 14,0 МВт. Создан уникальный четырехмашинный агрегат мощностью 100 МВт, состоящий из двигателей 2МП 25 000−750.

Примерно до середины 80-х годов характерной особенностью электромашиностроения было быстрое увеличение единичных мощностей машин, в результате чего каждые 8−10 лет единичные мощности удваивались. Однако, к середине 80-х годов рост единичных мощностей практически прекратился, во многом из-за сложностей в обеспечении их высокой эксплуатационной надежности. Эксплуатационная надежность — весьма важный параметр для крупных электрических машин, т. к, ущерб от вынужденного простоя агрегата в течение 2−3 месяцев соизмерим с его первоначальной стоимостью. Одним из наиболее уязвимых элементов любой электрической машины является ее система токосъема. Большинство современных систем токосъема являются твердощеточными СТСТ).

Рассмотрим проблему надежности ТСТ крупных электрических машин на примере турбогенераторов.

Рост мощности турбогенераторов требует и соответствующего увеличения тока возбуждения, что приводит к необходимости повышения плотности тока под щетками и увеличения диаметра контактных колец СКК). Это ведет к росту температуры в зоне скользящего контакта С СЮ, повышенным вибрациям, т. е. резко ухудшает условия его работы. Очевидно, что при этом надежность работы системы токосъема. Поэтому, в последние годы заводами-изготовителями турбогенераторов, специализированными организациями Департамента науки и техники РАО «ЕЭС России», акционерными обществами энергетики и электрификации, высшими учебными заведениями проводится большой комплекс работ по совершенствованию конструкции узла контактных колец и по внедрению средств технической диагностики их работы.

Тем не менее узел токосъема современных турбогенераторов остается одним из наиболее слабых конструктивных узлов. Так, например, в /1/ и /117/ приведены данные о наиболее часто встречающихся повреждениях ТСТ турбогенераторов мощностью 165−200 МВт Сем. табл. В. 1).

Аналогичная ситуация сложилась и с надежностью ТСТ машин постоянного тока СШШ. Так, например, в /26/ отмечается, что наибольшая доля отказов в машинах постоянного тока приходится на узел токосъема и на подшипниковый узел. Согласно эксплуатационной статистике в среднем более 25 7. отказов МПТ происходит из-за неисправности ТСТ. В некоторых случаях С например, на транспорте) эта цифра достигает 44−66 X. В тяговых двигателях электровозов одной из серьезных причин отказов является возникновение кругового огня.

Исследование ряда двигателей постоянного тока прокатных станов показало следующее распределение отказов по узлам: шеточ-но-коллекторный узел — 56 '/., механические повреждения — 34 «/., обмотка якоря и полюсов — 10 «/ /27/.

В результате анализа статистических данных отказов тяговых электродвигателей постоянного тока ДК-717А большегрузных автомо.

Таблица В. 1.

Наиболее часто встречающиеся повреждения ТСТ.

Тип повреждения Число отказов Общее время простоя, ч Среднее время простоя на 1 отказ, ч.

1. Загрязнения и перегревы контактных колец 11 436 40.

2. Трещины контактных колец 1 288 288.

3. Износ контактных колец 189 6210 33.

4. Бой контактных колец 38 1470 39.

5. Повреждения изоляции под контактными кольцами 4 429 107.

6. Заклинивание щеток и повреждение щеткодержателей 9 153 17.

7. Искрение и износ щеток 47 1260 27.

8. Механические повреждения щеток Сразрушения, сколы) 14 452 32.

9. Загрязнение щеточного аппарата 3 81 27.

10. Повреждение конструктивных элементов охлаждения щеточного аппарата 3 89 30.

Всего 319 10 686 билей установлено, что наименее надежными элементами являются обмотка якоря и щеточный узел /28/. Числа отказов электродвигателей по щеточному узлу колеблются от 21,6 У, С по предприятиям черной металлургии) до 37,8 7. С по предприятиям Минудобрений).

Таким образом, опыт эксплуатации электрических машин убедительно свидетельствует, что задача повышения надежности работы ТСТ является весьма актуальной. Одним из возможных путей ее решения является разработка и внедрение в практику эксплуатации электрических машин и, прежде всего крупных, систем технической диагностики, позволяющих эффективно контролировать состояние СК и, тем самым, избегать возникновения нештатных ситуаций.

Под технической диагностикой обычно понимается выявление дефектных узлов Ст.е. имеющих ухудшенные функциональные характеристики), определение причин, вызывающих появление и развитие дефектов, оценку допустимости или целесообразности дальнейшей эксплуатации машины с учетом прогноза развития дефектов.

Заводы-изготовители электрических машин и эксплуатационные организации при проектировании и последующей их эксплуатации не оснащают машины достаточно эффективными диагностическими средствами. В то же время анализ отношения к проектированию, изготовлению, эксплуатации и ремонту машин ведущих фирм мира, показывает, что использование технических решений на базе микроэлектроники, робототехники, волоконной оптики, вычислительной техники позволяет получить информацию о техническом состоянии машины значительно большую при меньшем объеме их разборки по сравнению с планово-предупредительным ремонтом.

Важность проблемы технической диагностики подтверждается тем, что в стране периодически проводятся совещания, посвященные созданию и внедрению методов, средств и систем технической диагностики. Так, например, в апреле 19Э6 г. состоялось совещание «Разработка и внедрение новых нетрадиционных методов контроля состояния турбои гидрогенераторов». В работе совещания приняли участие более 100 специалистов — представителей Департамента науки и техники РАО «ЕЭС России», АО «Электросила», АО ВНИИЗ,.

Фирмы ОРГРЭС, НИИэлектромаш, АО «Ленэнерго», АО «Свердлов-энерго», электростанций, вузов.

На совещании отмечалось, что «... разрабатываемые и внедряемые во всем мире методы, средства и системы технической диагностики электрооборудования в целом и турбои гидрогенераторов, в частности, является важнейшим направлением работ по повышению надежности их эксплуатации. «/2/.

Внедрение технической диагностики в практику энергетического производства открывает возможности для существенного повышения качества эксплуатации благодаря более совершенному и развитому оперативному контролю и постоперативному анализу состояния оборудования и режимов его работы, для сокращения числа и длительности вынужденных простоев путем обнаружения появляющихся дефектов на ранних стадиях. Низкая контролепригодность энергооборудования, в том числе, ТСТ является на сегодняшний день существенным препятствием для развития и внедрения его диагностического контроля.

Задача внедрения средств технической диагностики для контроля за работой ТСТ значительно усложняется тем, что многие Физические процессы, протекающие в зоне электрического скользящего контакта, остаются недостаточно изученными и на сегодняшний день. Различным аспектам данной проблемы посвящен целый ряд работ, в которых анализируются электромагнитные, механические, аэродинамические. химические и тепловые процессы в СК, марки применяемых щеток, химический состав и механические свойства коллекторов и контактных колец и т. д.

Таким образом, проблема внедрения в практику эксплуатации крупных электрических машин систем комплексного контроля за состоянием ТСТ является чрезвычайно актуальной,.

Настоящая работа базируется на обобщенных результатах многочисленных научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре «Электропривод и системы автоматизации» Псковского политехнического института С. Петербургского Государственного Технического Университета по следующим хозяйственным и госбюджетным договорам:

— 220 103 «Разработка и поставка приборов контроля щеточного аппарата прокатный двигателей и генераторов», 1991 г., Заказчик — Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» ;

— 220 204 «Разработка диагностических приборов ПРОФИЛЬ и ПИКОН-ц», 1992 г., Заказчик — С. Петербургский металлургический завод «Ижорасталь» ;

— 51 ЭН-1/9−92 «Техническое обследование щеточного аппарата турбогенератора ТВВ-320», 1992 г, Заказчик — Харьковская ТЭЦ-5;

— 220 308 «Поставка прибора ПРОФИЛЬ», 1993 г., ЗаказчикКольская АЭС Сг. Полярные Зори);

— 220 309 «Поставка прибора ПИКОН», 1993 г., ЗаказчикКольская АЭС;

— 220 310 «Поставка прибора КОНТРОЛЬ», 1993 г., ЗаказчикКольская АЭС;

— 220 311 «Техническое обследование щеточных аппаратов турбогенераторов», 1993 г., Заказчик — Кольская АЭС;

— 220 303 «Изготовление и поставка диагностических приборов ПРОФИЛЬ и КОНТРОЛЬ», 1993 г., Заказчик — Черепетская ГРЭС Сг. Суворов Тульской обл.);

— 220 610 «Повышение надежности работы основного энергооборудования предприятий промышленности и энергетики», 1994;9? гг., Заказчик — Министерство науки и технической политики России;

— 220 402 «Разработка и испытания средств контроля за состоянием щеточно-контактного аппарата электрических машин большой мощности», 1994 г., Заказчик — Министерство науки и технической политики России;

— 220 404 «Изготовление диагностического комплекса ДИАКОР», 1994 г., Заказчик — Псковская ГРЭС;

— 220 515 «Разработка методов и аппаратных средств повышения надежности узлов токосъема электрических машин большой мощности», 1994 г., Заказчик ~ Министерство науки и технической политики России;

— 220 506 «Совершенствование конструкции щеточного узла, изготовление и внедрение средств контроля за его работой» ,.

1994 г., Заказчик — Министерство науки и технической политики России;

— 220 513 «Техническое обследование щеточных узлов турбогенераторов», 1995 г., Заказчик ГРЭС-24 АО «Мосэнерго» ;

— 220 502 «Повышение надежности щеточных аппаратов турбогенераторов ГРЗС-24», 1995 г. Заказчик — ГРЭС-24 АО «Мосэнерго» ;

— 0695 «Изготовление и поставка диагностического прибора КОНТРОЛЬ», 1995 г., Заказчик — Тобольская ТЭЦ;

— 220 504 «Повышение надежности работы щеточного аппарата турбогенератора», 1995 г., Заказчик — Нижневартовская ГРЭС;

— 220 507 «Демонстрация диагностического комплекса ДИАКОР» ,.

1995 г., Заказчик — АО «Пермзнерго» ;

— 220 519 «Изготовление и поставка устройства ИСКРА» ,.

1995 г., Заказчик — Кольская АЭС;

— 0295 «Изготовление и поставка прибора КИТ-5», 1995 г., Заказчик — Кольская АЭС;

— 0196 «Изготовление и поставка прибора КИТ», 1996 г., Заказчик — Черепетская ГРЭС;

— 0796 «Ремонт щеточных аппаратов турбогенераторов станционные номера 1, 2, 3 и 4», 1996 г., Заказчик — Тюменская ТЭЦ-2.

— 220 602 «Техническое обслуживание щеточных узлов турбогенераторов», 1996 г., Заказчик — АО «Оренбургэнерго» ;

— 220 633 «Поставка макета контактного индикатора тока» ,.

1996 г., Заказчик — ТОО «Экотех» ;

— 220 702 «Изготовление и поставка прибора КИТ», 1997 г., Заказчик — Яйвинская ГРЭС-16;

— 220 701 «Изготовление и поставка устройства ИСКРА» ,.

1997 г., Заказчик — Нижневартовская ГРЭС;

— 0297 «Поставка диагностических приборов КИТ», 1997 г., Заказчик — Сургутская ГРЭС-2;

— 0396 «Изготовление и поставка приборов КИТ», 1997 г, Заказчик — АК «Омскзнерго» ;

— 0796 «Изготовление и поставка прибора КИТ», 1997 г., Заказчик — ОАО «Тверьзнерго» ;

— 398/213 «Поставка приборов КИТ и КВАНТ», 1998 г., Заказчик — Сургутская ГРЭС-1;

— 298 «Изготовление диагностической аппаратуры для обслуживания щеточно-контактных аппаратов электростанций АО Башкир-знерго», 1998 г, Заказчик — АО «Башкирэнерго» ;

— 498 «Разработка, изготовление и поставка приборов для измерений токов щеток турбогенераторов», 1998 г., Заказчик ТЭЦ-2? АО «Мосэнерго» ?

— 598 «Разработка, изготовление и поставка приборов для измерений токов щеток турбогенераторов», 1998 г., Заказчик ТЭЦ-20 АО «Мосэнерго» .

Шдь работы. Целями диссертационной работы являются:

1. Разработка комплекса диагностических приборов для измерения электромеханических параметров натурных ТСТ,.

2. Экспериментальные исследования электромеханических характеристик ТСТ крупных электрических машин и выявление закономерностей состояния ТСТ и распределения характеристик на основе системно обобщенных результатов научно-организованных экспериментов.

3. Разработка математической модели состояния твердощеточ-ной системы токосъема для интегральной оценки ее качества и работоспособности.

4. Разработка научно-технических основ построения автоматизированной информационной системы диагностики состояния ТСТ.

Методика выполнения исследований.

Экспериментальные исследования базируются на методах научной организации эксперимента с использованием современных компьютерных технологий. Эксперименты основывались как на натурных ТСТ крупных электрических машин С турбогенераторы, турбовозбуди-тели, гидрогенераторы, двигатели и генераторы прокатных станов), так и на специальных макетах.

Теоретические исследования базируются на современных математических методах построения и анализа мультипликативных моделей, предназначенных для интегральной оценки качества и работоспособности ТСТ.

Научная новизна,.

1, Разработан, на уровне изобретений, ряд специальных приборов, образующих единый диагностический комплекс для контроля состояния ТСТ.

2, Разработана методика оценки качества и работоспособности ТСТ электрических машин на основе информации, получаемой от приборов диагностического комплекса.

3, Разработана структура автоматизированной информационной системы диагностики состояния ТСТ крупных электрических машин.

Практическая ценноеть работы заключается в следующем:

1. Разработан, изготовлен, отлажен в лабораторных и промышленных условиях комплекс диагностических приборов для контроля за состоянием рельефа контактной поверхности, для измерения токов электрощеток, для контроля стабильности контактирования щетки с контактной поверхностью, для визуального осмотра вращающейся поверхности, для дистанционного измерения температуры отдельных участков контактной поверхности, для постоянного контроля за уровнем искрения в ТСТ,.

2. Разработанный комплекс приборов широко внедрен на предприятиях энергетики и черной металлургии и получил высокую оценку специалистов. Эффективность их использования подтверждена многочисленными актами о внедрении,.

3. Постоянное использование приборов диагностического комплекса позволяет повысить надежность работы систем токосъема электрических машин за счет усиления контроля за их состоянием с целью своевременного предотвращения аварийных ситуаций.

Апробация работы.

Основные научные и практические положения, изложенные в диссертационной работе, докладывались и обсуждались на заседаниях и семинарах кафедры «Электропривод и системы автоматизации» Псковского политехнического института, на VII научно-технической конференции «Современные тенденции в развитии и конструировании коллекторный машин постоянного тока» С Омск, 1993 г.), на научной и научно-методической конференции «Актуальные вопросы образования, науки и техники» С Псков, 1995 г.), на семинаре-совещании «Разработка и внедрение новых нетрадиционных методов контроля состояния турбои гидрогенераторов» СС, Петербург, 1998 г.), на научно-технической и методической конференции «Электросбережение, электроснабжение, электрооборудование» С Москва, 1996 г.).

Положения, выносимые на защиту.

1. Структура диагностического комплекса для экспериментальных исследований электромеханических характеристик ТСТ. Конструкция приборов, образующих диагностический комплекс.

2. Результаты экспериментальных исследований электромеханических характеристик систем токосъема и результаты исследований параметров натурных ТСТ.

3. Математическая модель ТСТ для интегральной оценки ее качества и работоспособности.

4. Результаты применения математической модели для классификации натурных ТСТ турбогенераторов в зависимости от их мощности.

5. Структура автоматизированной информационной системы диагностики состояния ТСТ турбогенераторов.

Публикации.

Основное содержание диссертационной работы изложено в 16 печатных работах.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа состоит из введения, 7 глав, заключения, списка использованных источников С125 наименований), 3 приложений и 16 документов, подтверждающих внедрение.

Результаты работы могут быть рекомендованы для практического использования на предприятиях и в организациях, занятых исследованиями и разработкой новых перспективных систем токосъема электрических машин, а также в СПбГТУ при подготовке инженерно-научных кадров для этих предприятий и организаций.

Диагностический комплекс ДИАКОР в комплекте с информационной С, а в дальнейшем и с управляющей) микроЭВМ может быть рекомендован для поставки на электростанции для оснащения как впервые вводимых в эксплуатацию, так и уже действующих турбогенераторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Диагностика мощных генераторов, — М.: ЭНАС, 1995.
  2. Разработка и внедрение новых нетрадиционных методов контроля состояния турбо- и гидрогенераторов // Тезисы докладов и сообщений, — С. Петербург, 1996.
  3. И. Угольные щетки и причины непостоянства условий коммутации машин постоянного тока.- М.-Л,: ОНТИ, 193?.
  4. М. Ф, Природа щеточного контакта электрических машин постоянного тока // Электричество.- 1948.- N 10.
  5. М. Ф. Коммутация коллекторных машин постоянного тока.- М. ¦- Госэнергоиздат, 1961.
  6. Р. К вопросу о работе скользящих контактов.- 11БТИ НИИЭП. N П 374?.
  7. В. Н., Лирина Г. П. Совершенствование температурного контроля узла скользящего контакта мощных турбогенераторов // Электрические станции.- 1983.- N 12.
  8. В. Н., Пронин Б. Д., Юрков Э. М. Устройства непрерывного автоматического контроля состояния щеточно-контактных аппаратов турбогенераторов // Электрические станции.- 1989.- N 3.
  9. НЗ. Я., Осадчий Е. П., Бронштейн Г. С. Система контроля щеточно-контактного аппарата турбогенератора // Энергетик.- 1994.- N 5.
  10. Типовая инструкция по эксплуатации узла контактных колец и щеточного аппарата турбогенераторов мощностью 165 МВт и выше. ТИ 34−70−024−84, — Служба передового опыта и информации Союзтехэнерго. М.: 1984.
  11. Н. А. Опыт эксплуатации щеточно-контактных аппаратов на турбогенераторах ТВВ-200−2А // Энергетик.- N 4.
  12. В. Б., Пикульский В. А., Преснов ГО. Л. Разработка и внедрение новых средств оценки технического состояниятурбогенераторов в Ленэнерго // Электрические станции.- 1994.1. N 3.
  13. Л. И., Мае лов В. В. Высокочастотные методы контроля исправности статоров и щеточно-контактных аппаратов генераторов // Там же.
  14. И. В., Марков А. М., Родионов Ю. А., Савраев И. Е. Диагностический комплекс приборов непрерывного контроля за состоянием щеточно-контактного аппарата турбогенератора // Там же.
  15. Ю. А., Плохов И. В., Марков A.M., Савраев И. Е. Измерения токов щеток токоизнерительными клещами и прибором «КОНТРОЛЬ» // Там же.
  16. A.M., Плохов И. В., Родионов НЗ. А., Савраев И. Е. Комплекс «ДИАКОР» для оперативного контроля за. состоянием ще-точно-контактного аппарата турбогенераторов // Там же.
  17. Бесконтактный измеритель интенсивности искрения щеток электрических машин // ХабИИЖТ.
  18. В.Д. Прибор текущего контроля уровня искрения ТКУИ-1 // ОмИИЖТ.
  19. Прибор контроля качества коммутации ПКК-РП //ОмИИЖТ.
  20. Прибор контроля профиля коллектора ПКП-3 // ОмИИЖТ.
  21. В. Г., Клюев В. В., Шатерников В. Е. Методы и приборы электромагнитного контроля промышленных изделий.- М.: Знергоатоииздат, 1983.
  22. Г. М., Шабаев Р. К., Плохов И. В., Родионов №. А., Егоров В. Е., Марков А. М. Диагностический комплекс ДИАКОР для контроля за работой щеточного аппарата турбогенераторов // Электрические станции.- 1993.- N 12.
  23. НЗ. А., Плохов И. В., Егоров В. Е., Савраев И. Е., Марков А. М. Оценка качества работы щеточного аппарата злектрических машин приборами диагностического комплекса ДИАКОР // Электротехника.- 1995.- N 3.
  24. Н. Ф., Кузнецов J1. Н. Испытания и надежность электрических машин.- П.: Высшая школа, 1988.
  25. А. С. Определение количественных характеристик надежности и закона распределения времени безотказной работы некоторых типов электрических машин // Электротехника.- 1965.- N 6.
  26. А. М. Исследование надежности тяговых электродвигателей постоянного тока большегрузных автомобилей. Дис. на соискание уч. ст. канд. техн. наук. М., 1982.
  27. В. И., Богатырев Н. ., Ложкин Л. В. Механика скользящего контакта.- М.: Транспорт, 1966. зог Taylor G-. Н. Phenomena, connected with the collection of current from commutators and sliprings // JEEE. 1930.
  28. Lee P. K. Johnson J. L. High-current brushes. Part II: Effect of gases and. hydrocarbon vapors // IEEE. Trans. SHMT.-1978. v. 1, N 1.
  29. Л. Л. Искрение в скользящем контакте // Вестник электропромышленности.- 1957.- N 2.
  30. Л. Л. Экспериментальное исследование искрения в скользящем контакте // Вестник электропромышленности.- 1966.-N 1.
  31. Испытание и исследование новых износоустойчивых типов щеток // Отчет ЛПИ N 206 063- Гос. per. N 0186.2 724.- Л., 1987.
  32. Schroter F. Kommutierungsfahigkeit der Kohlebuste // Electrotechnische Zeitschrift.- 1962.- Bd 14, Heft 3.
  33. Аппарат щеточно-контактный турбогенераторов типов ТВВ и ТВФ. Инструкция по эксплуатации. ОБС. 460.468. ИЭ. 1988.
  34. В. Г., Еремин А. А., Ковалев И. Ф. К надежности щеточного токосъема турбогенераторов // Электрические станции. -1986.- N 11.
  35. В. НЗ., Зайчиков В. Г., Шелепов В. А. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей. М.: Энергия, 1974.
  36. Н. В., Бару НЗ. А. Влияние условий работы скользящего контакта на неравномерность токораспределения между параллельно работающими электрическими щетками // Электротехническая промышленность. Электрические машины.- 1989, вып. 333.
  37. .В., Кузнецов А. И. Радиотехнические измерения. М.: Советское радио, 1978.
  38. Морита Яшик, Енедзава Ясу. Повреждения контактных колец и износ щеток // Мицубиси Дэнки.- 1968.- N 6.
  39. В.С. Справочник по радиоизмерительным приборам. П.: Советское радио, 1977, т. 1.
  40. Л. Я., Скороспешкин А. И., Левский И. А. Прибор для исследования механики скользящего контакта // Изв. Томского политехнического института.- 1971, т. 212.
  41. А.с. 542 360 СССР, ИКИ Н014 43/14. Электрический датчик вибрации / K.M. Лукомский, В. Е. Мельников //БИ. 19??.- N 1.
  42. П. С. Скользящий контакт электрических машин. -М,: Энергия, 1974.
  43. Р. Г. Неисправности электрических машин. -Л.: Энер-гоатомиздат, 1989.
  44. Watson А. F. Factors influensing brush stability // Proc. of the First Carbon Brush Conference.- 1961, SI.
  45. В. Д., Давидович Я. Г. Моделирование процессов изнашивания щеток марки МГС 7 // Электротехническая промышленность. Электротехнические материалы.- 1980.- N 4.
  46. М. А., Бороха И. К. Влияние температуры окружающей среды на износ электрощеток // Электротехническая промышленность. Электротехнические материалы.- 1980.- N 9.
  47. Дж., Малькольм М., Моулер К. Машинные методы математических вычислений.- М.: Мир, 1980.
  48. E.H. Статистические методы построения эмпирических формул. М,: Высшая школа, 1988.
  49. А. М., Родионов НЗ. А. Бесконтактный профилометр «ПРОФИЛЬ-М» // Там же.
  50. НЗ. НЗ., Серебренников В. В. Техника и планирование эксперимента.- Л.: ЛПИ, 1986.
  51. Р.Ф. Коммутация машин постоянного тока.-М.: Металлургия, 1953.
  52. Н.Г., Александров Н. В. О щеточном скользящем контакте на контактных кольцах турбогенераторов // Электрические станции.- 1971.- N 7.
  53. В. НЗ., Глускин А. Я., Зайчиков В. Г., Крылов Ю. С. Влияние материала. Формы и обработки поверхности скольжения контактных колец на работу щеток турбогенераторов // Электрические станции.- 1971.- N 7.
  54. И.М. Проектирование электрических машин. -Киев: Гостехиздат УССР, 1960.
  55. И. П. Проектирование электрических машин. М. :1. Энергия, 1980,
  56. В. В., Мешков В. В., Мышкин Н. К. Триботехника скользящих контактов, — Минск: Наука и техника, 1985.
  57. Н. Г., Пономарева А. А. Совершенствование узлов токосъема для высокоиспользуемых электрических машин и средств автоматизации // Электротехника.- 1988.- N 3.
  58. П.С. Проектирование электрических машин. М.: Госзнергоиздат, 1969.6?. Рубаненко И. Р., Гроссман М. И. Распределение тепла между щетками и коллектором // Электротехника.- 1969.- N 4.
  59. В. Проблема скользящего контакта в электромашиностроении. М.: Госэнергоиздат, 1933.
  60. Н. В., Бару Ю. А. Влияние условий работы скользящего контакта на неравномерность токораспределения между параллельно работающими электрическими щетками // Электротехническая промышленность. Электрические машины.- 1969.- вып. 333.
  61. В. Л., Алисов М. И., Волошин Н. В. Исследование токораспределения и износа при параллельной работе щеток в масляной среде // Электромеханика.- 1968.- N 7.
  62. Таблицы планов эксперимента. Справочное издание / Под ред. В. В. Налимова. М.: Металлургия, 1982.
  63. О.Г. Теория и практика коммутации машин постоянного тока.- М.: Госэнергоиздат, 1961.
  64. В. В. Теория эксперимента.- М.: Наука, 1971.
  65. НЗ. П. Введение в планирование эксперимента. М.: Металлургия, 1969.
  66. П. С. Повышение эксплуатационной надежности скользящих контактов электрических машин // Электротехника.- 1985.-N 7.
  67. А. Е. Конструкция электрических машин. М. -Л.: Госэнергоиздат, 1958.
  68. Г. К. Промышленные испытания электрических машин.-Л.: Знергоатомиздат, 1984.
  69. НЗ. И. Повышение эффективности эксплуатации турбогенераторов.- П.: Энергоатомиздат, 1983.
  70. Ю. И., Аврух В. НЗ. Модернизация турбогенераторов. М.: Энергия, 1980.
  71. В. В. Теория оптимального эксперимента.- М. Наука, 1971.
  72. А. А., Курасов Д. А. О механической устойчивости щеточного контакта // Электромеханика.- 1968.- N 7.
  73. А. В., Филиппов А. П. Повышение надежности ще-точно-контактных аппаратов турбогенераторов типа ТВВ-320−2 // Электрические станции.- 1986.- N 11.
  74. П. С., Бодров И. И., Кубарев В. Е. Некоторые итоги работ по повышению надежности щеток /V Промышленная энергетика. -1985.- N 2.
  75. П. С. Исследования надежности работы элементов скользящего контакта электрических машин /V Новые электроугольные материалы.- 1982.
  76. П. С. Исследование износа элементов скользящего контакта электрических машин постоянного тока общепромышленного назначения // Электротехническая промышленность. Электрические машины.- 1982.- N 5.
  77. А. Е. Правила ухода за щетками контактных колец турбогенераторов // Электрические станции.- 1933.- N 9.
  78. В. П. Явления в щеточном контакте // Электричество.- 1934.- N 5.
  79. И. И. Динамика скользящего контакта // Электромеханика. 1959.- N 11.
  80. Н. И. О вибрации щеточного узла // Вестник электропромышленности, 1962.- N 7.
  81. А. Я. Распределение токов между щеткодержателями одинаковой полярности у тяговых электродвигателей // Электромеханика.- 1965.- N 4.
  82. Л. А., Ложкин Л. В. Модель температурного режима коллекторно-щеточного узла, электрических машин // Электротехника.- 1972.- N 1.
  83. И.Ф. Расчет надежности щеточного аппарата электрических машин // Электротехническая промышленность. Электрические машины. 1972.- N 2.
  84. И. Ф. Опенка эксплуатационной надежности электрощеток // Электротехническая промышленность. Общеотраслевые вопросы. 1972.- N 6.
  85. Н. А. Модернизация щеточно-контактного аппарата электрических машин // Сталь.- 1983.- N 6.
  86. Хуторецкий Г, М. Турбогенераторы мощностью 1000 МВт для атомных электростанций // Электротехника.- 1986.- N 1.
  87. Г. Н. Совершенствование узлов токосъема для вы-сокоиспользуемых электрических машин и средств автоматизации // Электротехника. 1988.- N 3.
  88. ГОСТ 2332–75. Параметры щеточных материалов.
  89. ГОСТ 12 232.1−77. Номинальные размеры щеток.
  90. Я.Ф. О повышении плотности тока в скользящем контакте электрических машин // Электромеханика.- 1966.- N 4.
  91. И. А. Перспективное электрооборудование для электростанций // Электротехника.- 1986.- N 1.
  92. И. А. Системы возбуждения мощных синхронных машин.- Л. s Наука, 1979.
  93. В. В. Экспериментальное исследование щеток с волокнистым окаймлением для электрических машин // Электротехника.- 1986.- N 8.
  94. М. Ф. Повышение устойчивости скользящего контакта // Электротехническая промышленность. Электрические машины. 1980. — N 2.
  95. П. П., Согомонян Е. С. Основы технической диагностики. -М.: Энергия, 1981.
  96. Технические средства диагностирования. Справочник / Под общ. ред. В. В. Клюева. М.: Машиностроение, 1989.
  97. В. Ф., Гуляев В. А. Диагностическое обеспечение энергетического производства.- Киев: Техника, 1985.
  98. И. А., Данилевич Я. Б. Диагностика турбогенератороб.- л.: Наука, 1989.
  99. В. М., Глебов И. А. Научные основы анализа и прогнозирования надежности генераторов. Л.: Наука, 1984.
  100. В. А., Добровольская И. Л. Методы оценки экономического эффекта от внедрения методов и средств диагностики энергетических агрегатов // Тр. ВНИИЭ. Динамика и прочность мощных турбо- и гидрогенераторов.- М.: Энергоатомиздат.- 1987.
  101. Справочник по ремонту турбогенераторов / Под ред. Г1. И. Устинова. М.: Энергия, 1977.
  102. В. П. Расчет электрических машин.-М.: Энергия, 1968.
  103. Е. В., Цветков В. А., Поляков В. И., Петров НЗ. В. Методы диагностики мощных турбогенераторов, использующие средства штатного контроля // Электротехника.- 1989.- N 2.
  104. И. В., Савраев И. Е. Экспериментальное исследование характера тока в щеточно-контактном аппарате турбогенераторов // В сб. «Труды Псковского политехнического института», -1997.- N 1.
  105. A.M., Плохое И. В., Родионов НЗ. А. Новые устройства оперативного контроля твердощеточных систем токосъема крупных электрических машин // Там же.
  106. A.M., Родионов НЗ. А. Стационарный контроль твердощеточных систем токосъема, крупных электрических машин //Там же.
  107. Л. И., Борозинец Б. В., Маслов В. В. Оперативный контроль исправности щеточно-контактных аппаратов турбогенераторов // Электрические станции.- 1998.- N 1.
  108. В. Н., Попов В. В., Федосов М. И. Научно-технические основы проектирования и создания сверхпроводниковых униполярных электрических машин для систем электродвижения судов //
  109. В сб. «Научно-технические ведомости СПбГТУ», 1998, — N 2.
  110. В. Н., Прусс-Жуковский В. В., Сарычев Г. М. Оптимизация электромагнитных параметров коллекторных электрических машин. Л.: Издательство ЛПИ, 1988.
  111. В.Н. Исследование основных видов проводимости скользящего электрического контакта //Тезисы докладов Российской научно-технической конференции «Инновационные наукоемкие технологии для России». С. П., 1995.
  112. В.Н. Новый метод расчета твердощеточных систем токосъема энергетических электрических машин // Там же.
  113. В. Н., Родионов КЗ. А., Федосов М. И. Разработка и исследование способов профилирования поверхности контактных колец турбогенераторов // Там же.
  114. НЗ. А,, Марков А. М. Устройство для контроля твердощеточных систем токосъема ИСКРА. ИнФорм. листок N 175−97.-Псковский центр научно-технической информации, 1997.
  115. И. В., Родионов НЗ. А., Марков А. М. Инфракрасный термометр КВАРЦ. Информ. листок N 172−97.- Псковский центр научно-технической информации, 1997.
  116. И. В., Родионов КЗ. А., Марков А. М, Диагностический прибор КВАНТ. ИнФорм. листок N 168−97.- Псковский центр научно-технической информации, 1997.
Заполнить форму текущей работой