Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методов и средств повышения эксплуатационной надежности системы "конвертированный авиационный двигатель – нагнетатель природного газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты работы по повышению прочностной и эксплуатационной надёжности системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» использованы при проектировании, изготовлении, испытании и реконструкции находящихся в эксплуатации ГПА, а также в учебном процессе СГАУ. На предприятиях газовой отрасли (ООО «Газпром трансгаз Самара», ЗАО «Газпром инвест Юг»), а также в МОО ПО… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ КОНВЕРТИРОВАННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — НАГНЕТАТЕЛЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА"
    • 1. 1. Методология реконструкции объектов ГТС
      • 1. 1. 1. Критерии и требования вывода объектов в реконструкцию
        • 1. 1. 1. 1. Системные критерии
        • 1. 1. 1. 2. Критерии вывода в реконструкцию объектов КС
      • 1. 1. 2. Характеристика работ, относимых к категории «реконструкция»
      • 1. 1. 3. Обоснование реконструкции как необходимого направления работ по обеспечению надежного функционирования объектов ГТС
      • 1. 1. 4. Цели реконструкции газотранспортной системы
      • 1. 1. 5. Принципы формирования программы реконструкции ГТС
      • 1. 1. 6. Современная концепция реконструкции компрессорных станций
      • 1. 1. 7. Особенности подходов к реконструкции объектов ГТС
      • 1. 1. 8. Реконструкция компрессорных станций с использованием конвертированных авиационных технологий
    • 1. 2. Экономическая целесообразность различных видов модернизации
      • 1. 2. 1. Определение эффективности инвестиций при реконструкции КС с заменой ГПА
      • 1. 2. 2. Расчет экономической эффективности внедрения технологии ТПУ
      • 1. 2. 3. Расчет экономической эффективности внедрения технологии ТГДУ
    • 1. 3. Конструктивные особенности ГПА с авиационным приводом
    • 1. 4. Анализ причин отказов систем «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа»
      • 1. 4. 1. Ротор нагнетателя
      • 1. 4. 2. Соединительная муфта (торсионный вал, зубчатая обойма)
      • 1. 4. 3. Главный насос смазки (ГНС)
      • 1. 4. 4. Уплотнения и подшипники скольжения опорные
      • 1. 4. 5. Критерии отказов и предельных состояний узлов и деталей, лимитирующих надежность систем «конвертированный авиационный. двигатель — нагнетатель природного газа»
    • 1. 5. Анализ публикаций по конвертированным авиационным технологиям, используемым при реконструкции систем «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа»
    • 1. 6. Постановка задач исследования
  • Выводы по гл
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМ «КОНВЕРТИРОВАННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — НАГНЕТАТЕЛЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА» И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
    • 2. 1. Разработка системы учета, обработки и анализа информации об отказах ГПА-Ц
      • 2. 1. 1. Разработка программного обеспечения
      • 2. 1. 2. Выбор нормируемых показателей надежности ГПА-Ц-16. Результаты анализа эксплуатационной надежности
      • 2. 1. 3. Расчет надежности системы «конвертированный авиационный двигатель
  • — нагнетатель природного газа»
    • 2. 2. Анализ дефектов уплотнений ГПА ООО «Газпром трансгаз Самара»
      • 2. 2. 1. Расчет наработки на отказ
      • 2. 2. 2. Определение наработки до отказа и вероятности отказа
      • 2. 2. 3. Определение требуемых показателей надежности ТГДУ
    • 2. 3. Статистика дефектов опорных узлов конвертированных авиационных приводов НК-12СТ и НК-14СТ ООО «Газпром трансгаз Самара»
      • 2. 3. 1. Качественный анализ надежности
      • 2. 3. 2. Количественный анализ надежности
      • 2. 3. 3. Расчет эмпирических характеристик

      2.4. Экспериментальные исследования факторов, определяющих работоспособность элементов и узлов, лимитирующих надежность систем «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» в условиях эксплуатации.

      2.4.1. Изучение условий работы систем «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа».

      2.4.2. Разработка программного обеспечения по обработке вибро- и тензосигналов.

      2.4.3. Исследование эксплуатационной нагруженности элементов систем «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа».

      2.4.4. Результаты исследования вибрационного состояния нагнетателя на различных режимах эксплуатации.

      2.4.5. Выявление факторов, форсирующих появление отказа.

      Выводы по гл. 2.

      3. ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМЫ КОНВЕРТИРОВАННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — НАГНЕТАТЕЛЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА" ГПА.

      3.1. Разработка гидродинамических демпферов в опору свободной турбины конвертированных двигателей НК-12СТ и НК-14СТ.

      3.1.1. Расчетная модель системы «СТ — нагнетатель».

      3.1.2. Расчет собственных частот и форм колебаний валопровода НК-14СТ.

      3.1.3. Вынужденные колебания. Анализ возможных комбинаций дисбалансов системы «СТ — нагнетатель».

      3.1.4. Определение критериев оптимального демпфирования.

      3.1.5. Выбор оптимального демпфирования в опорах двигателя НК-14СТ.

      3.1.6. Разработка конструкции демпфера.

      3.1.7. Оценка увеличения ресурса.

      3.2. Применение электромагнитных подвесов в системах «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа».

      3.2.1. Анализ типов магнитных подвесов.

      3.2.2. Выбор параметров ЭМП для ГПА-Ц-16.

      3.2.3. Разработка систем управления магнитными подшипниками.

      3.2.4. Анализ результатов эксплуатации.

      3.3. Реконструкция систем «конвертированный авиационный двигатель -нагнетатель природного газа» за счет использования технологии уплотнений с газовой смазкой.

      3.3.1. Обоснование необходимости перехода на ТГДУ.

      3.3.2. Теоретические основы проектирования ТГДУ.

      3.3.3. Надежность ТГДУ. Анализ конструкций ТГДУ с целью выявления путей повышения надежности.

      3.4. Использование процесса термопластического упрочнения для повышения эксплуатационных характеристик деталей турбин.

      3.4.1. Сравнительный анализ методов упрочнения.

      3.4.2. ТГТУ лопаток турбин.

      3.4.3. ТПУ дисков турбин.

      Выводы по гл.

      4. СОЗДАНИЕ СТЕНДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ И МЕТОДОВ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМЫ «КОНВЕРТИРОВАННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — НАГНЕТАТЕЛЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА».

      4.1. Выбор методов и средств ускоренных испытаний.

      4.1.1. Необходимость применения методики ускоренных испытаний.

      4.1.2. Выбор и оптимизация режимов испытаний по критериям совместимости принципов и автомодельности процессов разрушения.

      4.1.3. Оценка показателей надежности системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» ГПА по результатам ускоренных испытаний.

      4.2. Экспериментальное исследование по оценке ресурса ротора центробежного компрессора с использованием методов ускоренных испытаний.

      4.2.1. Методика проведения исследования.

      4.2.2. Построение математических моделей, отражающих физические закономерности процессов, происходящих в деталях ротора при эксплуатации и при проведении ускоренных испытаний.

      4.2.3. Испытания препарированного ротора центробежного компрессора на стенде.

      4.2.4. Отработка методов ускоренных испытаний стандартных и специальных образцов.

      4.3. Эквивалентные испытания ТГДУ.

      4.3.1. Основы моделирования условий эксплуатации при доводке ТГДУ.

      4.3.2. Выбор определяющих параметров уплотнений и режимов работы динамического стенда при стендовых эквивалентных испытаниях ТГДУ.

      4.3.3. Моделирование попадания масла в проточную часть ТГДУ.

      4.4. Разработка стендового оборудования для испытания ТГДУ.

      4.4.1. Динамический стенд для исследования работоспособности пары трения при малых перепадах давления

      4.4.2. Стенд для статических испытаний ТГДУ.

      4.4.3. Динамический стенд для экспериментальных исследований ТГДУ при высоких перепадах давления.

      4.4.4. Динамический стенд СУ-2 с автоматизированным управлением для испытаний ТГДУ.

      4.5. Разработка типовой программы и методики по проведению испытаний ТГДУ для нагнетателей природного газа.

      4.5.1. Типовая программа и методика испытаний ТГДУ на динамическом испытательном стенде.

      4.5.2. Типовая программа и методика испытаний ТГДУ для нагнетателей природного газа в условиях КС.

      4.6. Разработка установок для ТПУ.

      4.6.1. Расчет мощности и времени нагрева сектора диска в печи сопротивления.

      4.6.2. Функциональная схема и конструкция установки с использованием нагрева в печи сопротивления.

      4.6.3. Анализ электромагнитных и температурных полей при нагреве сектора диска в щелевом индукторе.

      4.6.4. Конструкция установки с использованием индукционного нагрева.

      4.6.5. Разработка ремонтной технологии ТПУ дисков турбин.

      Выводы по гл. 4.

      5. РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТГДУ ДЛЯ КОМПРЕССОРОВ

      5.1. Этапы разработки ТГДУ.

      5.2. Концепция доводки ТГДУ на заданные параметры.

      5.3. Применение ТГДУ в нагнетателях природного газа.

      5.3.1. Особенности конструкции и использования системы ТГДУ.

      5.3.2. Формирование требований к температуре подаваемого в ТГДУ буферного газа.

      5.3.3. Возможные дефекты, причины их появления и способы устранения.

      5.3.4. Модернизация масляного подшипника и конструкция барьерного лабиринтного уплотнения.

      5.4. Теоретические и экспериментальные исследования возможностей ТГДУ.

      5.4.1. Оценка влияния монтажных технологических отклонений системы «ротор — корпус нагнетателя» на работу ТГДУ с «широкой» и «узкой» парами трения.

      5.4.2. Исследование характеристик ТГДУ в статике, динамике и при запуске ГПА

      5.5. Разработка системы обеспечения функционирования ТГДУ.

      5.6. Анализ влияния материалов на надежность и экономичность ТГДУ.

      5.6.1. Требования к материалам пар трения, характеристики материалов, конструктивные особенности уплотнений с различными парами трения.

      5.6.2. Исследование теплового состояния колец пар трения.

      5.6.3. Деформации уплотнительных колец.

      5.6.4. Динамическое поведение ТГДУ.

      5.6.5. Прочностной расчет вращающихся колец.

      5.6.6. Расчет надежности ТГДУ по фактору разрушения вращающегося кольца.

      5.6.7. Перспективы использования технологии нанесения изнашиваемого покрытия на уплотнительные кольца плазменным напылением.

      5.6.8. Экспериментальные исследования вторичного уплотнения ТГДУ.

      5.7. Технические требования на разработку ТГДУ.

      5.8. Опыт разработки ТГДУ для газовой промышленности.

      5.8.1. Разработка ТГДУ в Самарском регионе.

      5.8.2. ТГДУ нагнетателя Н-370−18−1.

      5.8.3. Параметры разработанных ТГДУ.

      Выводы по гл. 5.

Разработка методов и средств повышения эксплуатационной надежности системы "конвертированный авиационный двигатель – нагнетатель природного газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в аэрокосмической отрасли накоплен огромный потенциал, который при конвертировании может найти применение в газовой промышленности. В ОАО «Газпром» разрабатываются критерии оценки технического состояния газотранспортной системы (ГТС) с целью обеспечения прогнозирования ее безопасной работы, а также планирования реконструкции и технического перевооружения в связи с дальнейшим интенсивным моральным и физическим старением объектов транспорта газа. Необходимо системно рассмотреть использование технологий, разработанных для авиационных двигателей и космических силовых установок, для реконструкции компрессорных станций (КС), в том числе экономические аспекты. При использовании передовых конвертируемых технологий нужно адаптировать их к условиям эксплуатации в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА), а также усовершенствовать в связи с предъявляемыми высокими требованиями по ресурсу (более 100 тыс. ч).

В ОАО «Газпром» эксплуатируется более 4000 ГПА, из них более 1300 — с авиационными приводами. На ГПА с приводами такого типа приходится около 45% всех отказов, при этом их наработка на отказ составляет около 5000 ч. По этому показателю они уступают стационарным ГПА и агрегатам с судовыми приводами, вследствие чего особое значение придается обеспечению надёжности ГПА с авиационными приводами и снижению затрат на их ремонт.

При создании изделий общего машиностроения длительность доводочных испытаний может достигать до 80% от общего времени разработки конструкции. Поэтому исключительную важность представляют разработка и применение методов ускоренных испытаний элементов, направленных на сокращение сроков доводки ГПА до требуемых показателей надежности. Для этого требуется разработка соответствующего системного научного подхода, а также специального стендового оборудования.

Необходимость разработки теоретических основ для решения отмеченных проблем является весьма актуальной и определяет поставленные цель и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является повышение эксплуатационной надёжности и эффективности системы «конвертированный авиационный привод — нагнетатель природного газа» газоперекачивающих агрегатов при их модернизации в условиях эксплуатации на основе развития конвертированных авиационных технологий.

В диссертационной работе системно рассмотрены существующие на сегодняшний день тенденции и пути реконструкции КС, в том числе их экономические аспекты. Проанализированы основные типовые отказы ГПА, на основе анализа эксплуатационной нагруженности выявлены наиболее слабые элементы, на которые необходимо обратить внимание при повышении эксплуатационной надежности ГПА. Среди них особо выделяются лопатки и диски турбин, а также элементы опорно-уплотнительных узлов ротора. Поэтому особое внимание в диссертации уделено обоснованию, особенностям использования в ГПА и дальнейшему развитию перспективных технологий из аэрокосмической отрасли: гидродинамических демпферов и электромагнитных подшипников для опор, систем торцовых газодинамических уплотнений (ТГДУ) для герметизации полости нагнетателя, термопластического упрочнения (ТПУ) для деталей турбин. Разработаны направления и пути повышения ресурса вышеуказанных устройств.

Большой интерес представляют разработка и применение системы ускоренных испытаний элементов, направленной на сокращение сроков доводки ГПА до требуемых показателей надежности. Это особенно актуально, так как ГПА является оборудованием большой единичной мощности с назначенным ресурсом 100 тыс. ч с высокими требованиями по надежности. Создание системы ускоренных испытаний потребовало разработки соответствующего научного подхода, а также специального стендового оборудования.

Впервые в технической литературе описана методология разработки и особенности применения систем ТГДУ в газоперекачивающих агрегатах. Так как проведение стендовых испытаний на натурном рабочем теле (природный газ) из-за условий безопасности затруднено, поэтому была разработана теория эквивалентных испытаний ТГДУ на воздухе.

В работе обобщены выполненные автором разработки в области развития и использования технологий из аэрокосмической отрасли для повышения эксплуатационной надежности ГПА.

В первой главе проведён анализ современного состояния вопроса модернизации ГПА и предложена методология реконструкции объектов ГТС. Проведен анализ публикаций по теме диссертации. Поставлены задачи исследования.

Во второй главе проведены исследования эксплуатационной надежности ГПА с авиационным приводом и его элементов.

В третьей главе разработаны мероприятия по повышению эксплуатационной надежности ГПА.

В четвёртой главе разработаны научные основы применения методов ускоренных испытаний для повышения эксплуатационной надежности системы «конвертированный авиационный привод — нагнетатель природного газа» ГПА.

В пятой главе рассмотрены научные аспекты создания ТГДУ для нагнетателей природного газа.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором и обладающие научной новизной:

1. Разработаны методологические основы комплексного использования конвертированных авиационных технологий при реконструкции ГТС.

2. Создан метод исследования и проведена оценка эксплуатационной надёжности ГПА с авиационным приводом мониторингом параметров в процессе натурных испытаний с использованием статистических методов обработки информации. Разработана система автоматизированного сбора, учёта и обработки информации о состоянии эксплуатации и отказах на примере ГПА-Ц-16 с авиационным приводом НК-16СТ, позволяющая определять законы и параметры распределения вероятности безотказной работы его основных элементов.

3. Модернизирован метод ускоренных испытаний системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» и её элементов (основные этапы: исследование нагруженности в условиях эксплуатации, исследование эксплуатационной надёжности, анализ характера и причин отказов, создание моделей элементов ротора для проведения исследований, выбор и оптимизация режимов ускоренных испытаний). Создана методология испытаний и доводки элементов данной системы на специальных стендах и в условиях эксплуатации.

4. Разработан метод прогнозирования ресурса рабочего колеса центробежного компрессора с использованием методик «доламывания» и имитационного моделирования реального процесса нагружения, а также расчёта предела выносливости с учётом реального полигармонического нагружения.

5. Усовершенствован метод повышения прочностной надёжности системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» за счет использования ТПУ лопаток и дисков турбин. Разработаны научные основы для разработки промышленных образцов оборудования ТПУ.

6. Создан метод повышения надёжности системы ТГДУ, включающий организационные, научные, экспериментальные, технологические и эксплуатационные аспекты. Усовершенствована математическая модель ТГДУ, учитывающая статические, динамические и тепловые воздействия.

7. По результатам экспериментальных и теоретических исследований выявлены закономерности динамических характеристик роторной системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» с электромагнитными подшипниками и гидродинамическими демпферами, а также взаимное влияние ЭМП, ГДД и ТГДУ.

8. Созданы и защищены патентами динамические испытательные стенды для ТГДУ, способ и технологическая установка для ТПУ лопаток и дисков турбин авиационных и стационарных приводов.

Оценка достоверности полученных результатов.

Достоверность принятых допущений и полученных результатов подтверждена обоснованностью использования исходных предпосылок, физических законов, предложенного математического аппарата, соответствием результатов экспериментов на разработанных оригинальных стендах или натурных изделиях и выдвигаемых в диссертации теоретических положений, а также положительным опытом крупномасштабного практического внедрения результатов диссертации.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертации.

Теоретическая значимость диссертации заключается в теоретических положениях, развивающих фундаментальный комплексный подход к повышению надежности систем «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа»:

— теоретическое обоснование законов и параметров распределения вероятности безотказной работы основных элементов системы;

— теоретическое обоснование метода ускоренных испытаний системы и ее элементов;

— теоретическое обоснование метода исследования прочности и прогнозирования ресурса рабочего колеса центробежного компрессора;

— теоретические модели роторной системы с гидродинамическим демпфером в опоре свободной турбины авиационного конвертированного двигателя;

— теоретическая модель торцовых газодинамических уплотнений, учитывающая особенности эксплуатации в составе системы;

— теоретическое обоснование метода ТПУ для лопаток и дисков турбин.

Полученные в диссертации результаты являются решением крупной научной проблемы в области повышения эксплуатационной надежности системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» за счет использования и развития авиационных технологий, открывающим широкие возможности для комплексного анализа происходящих в них процессов с целью совершенствования и обеспечения требуемых показателей надежности.

Практическая значимость проведенных в диссертационной работе исследований заключается в следующем:

— разработанный комплекс методов и средств позволяет обеспечить эксплуатационную надёжность, а также является основой для разработки конструкций более совершенных систем «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа»;

— выявлены элементы и узлы, лимитирующие надёжность системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» в реальных условиях эксплуатации, и разработаны методологические основы исследования их нагруженностиполучены результаты параметрического, вибро-и тензометрического обследования эксплуатационной нагруженности ГПА Ц-16 с авиационным приводом НК-16СТ на различных режимах работы изделия;

— сформулированы научно обоснованные рекомендации для служб эксплуатации об оптимальных режимах загрузки ГПА, разработаны нормативные документы, регламентирующие объём и последовательность работ по оценке и обеспечению показателей надёжности ГПА с авиационным приводом;

— разработаны научно обоснованные рекомендации по выбору параметров ЭМП и ГДД для роторной системы ГПА с авиационным приводом;

— созданы методологические основы создания высоконадёжных ТГДУ, что позволило модернизировать нагнетатели с консольным расположением рабочего колеса;

— разработаны научно обоснованные технологии ремонта лопаток и дисков турбин методом ТПУ, которые могут быть применены как для авиационных, так и стационарных приводов.

Автор выражает искреннюю благодарность научному консультанту, д.т.н., профессору Фалалееву C.B., а также д.т.н., профессору Белоусову А. И., д.т.н., профессору Балякину В. Б., д.т.н., профессору Новикову Д. К., сотрудникам ООО «Газпром трансгаз Самара» за помощь в выполнении этапов диссертационной работы.

4. Результаты работы по повышению прочностной и эксплуатационной надёжности системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» использованы при проектировании, изготовлении, испытании и реконструкции находящихся в эксплуатации ГПА, а также в учебном процессе СГАУ. На предприятиях газовой отрасли (ООО «Газпром трансгаз Самара», ЗАО «Газпром инвест Юг»), а также в МОО ПО РИА внедрены: план реконструкции газотранспортной системынаучный подход к разработке систем обработки информации о состоянии эксплуатации ГПА с авиационным приводомоборудование и технология ремонта дисков и лопаток турбин методом ТПУЭМП для нагнетателя НЦ-16 и ГДД для свободной турбины авиационного конвертированного двигателя НК-14СТ с улучшенными параметрамиметодология переоборудования масляных нагнетателей на систему ТГДУдинамические стенды и технология для изготовления и ремонта ТГДУметодика эквивалентных испытаний ТГДУ на динамическом стенде с использованием модельного газаТГДУ для семи типов нагнетателей (43 ГПА, переоборудованных на системы ТГДУ, находятся в эксплуатации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведения комплекса теоретических и экспериментальных исследований решена крупная научная проблема повышения эксплуатационной надежности системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа», имеющая важное хозяйственное значение, за счет комплексного использования и развития технологий, разработанных для авиационных двигателей и космических силовых установок. Выявленные особенности работы важнейших элементов системы и разработанные рекомендации по их проектированию и модернизации создают предпосылки для совершенствования ГПА и обеспечения требуемых показателей их надёжности. Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Разработаны методологические основы комплексного использования конвертированных авиационных технологий при реконструкции газотранспортной системы, обеспечивающие требуемые показатели прочности и надёжности ГПА.

2. Проведён всесторонний анализ характера и причин отказов элементов системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа» на основе параметрического, виброи тензометрического обследования их эксплуатационной нагруженности на различных режимах работы. Выявлены критические элементы, лимитирующие надёжность данной системы: роторы нагнетателей, соединительные муфты, главные масляные насосы, опорные и упорные подшипники, а также масляные уплотнения опор роторов. Установлено, что применение модернизированных конструктивно-технологических решений из аэрокосмической отрасли позволяет существенно повысить надёжность ГПА. Выявлено, что наиболее эффективны модернизация опорно-уплотнительных узлов за счет использования ЭМП, ГДД и ТГДУ, применение ТПУ дисков, лопаток и валов турбин, а также методов ускоренных испытаний.

3. Разработан комплекс методов и средств обеспечения назначенного ресурса системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа», включающий:

— метод исследования и оценки эксплуатационной надёжности по данным эксплуатации и натурных испытаний с использованием статистической обработки информации, позволяющей получить параметры теоретических законов распределений для прогнозирования показателей надёжности вновь разрабатываемых ГПА с авиационным приводом;

— модернизированный метод ускоренных испытаний системы и её элементов на специальных стендах и в условиях эксплуатации, позволяющий сократить время доводки изделий в 2. .3 раза;

— метод прогнозирования ресурса рабочего колеса центробежного компрессора с использованием методик «доламывания», проведения прочностных исследований физической модели объекта с обеспечением имитационного моделирования реального процесса нагружения и расчёта предела выносливости специального образца с учётом реального полигармонического нагруженияиспользование метода позволило увеличить ресурс рабочего колеса нагнетателя в 1,25 раза;

— модернизированный метод ТПУ лопаток и дисков турбин, предполагающий его многократное применениесрок окупаемости ТПУ составляет 3 года;

— метод создания высоконадёжной системы ТГДУ, основанный на комплексном рассмотрении организационных, научных, экспериментальных, технологических и эксплуатационных аспектов и на результатах математического моделирования поведения уплотнения при статических, динамических и тепловых воздействияхиспользование метода позволило увеличить наработку ТГДУ на отказ почти в 2 раза, срок окупаемости при этом составил 1 год;

— систему автоматизированного сбора, учёта и обработки информации о состоянии эксплуатации и отказах на примере ГПА Ц-16 с авиационным приводом НК-16СТ;

— научно обоснованные рекомендации для служб эксплуатации об оптимальных режимах загрузки ГПА, а также нормативные документы, регламентирующие объём и последовательность работ по оценке и обеспечению показателей надёжности системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа»;

— научно обоснованные рекомендации по выбору параметров системы ЭМП и ГДД для роторной системы «конвертированный авиационный двигатель — нагнетатель природного газа», в результате чего амплитуда колебаний ротора нагнетателя на рабочем режиме не превышает 50 мкм, а виброскорость на корпусе свободной турбины авиационного привода была снижена в 1,4 раза;

— уникальное оборудование для реализации внедрения ТПУ лопаток и дисков турбин;

— уникальное стендовое оборудование, методическое обеспечение для испытаний и доводки ТГДУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A., Медведев С. Д. Критерии оценки технического состояния объектов при реконструкции газотранспортной системы ООО «Самаратрансгаз» // Вестн. Самар. гос. аэрокосм, ун-та. Самара, 2006, № 2, 4.2. -С.276−280.
  2. С.Д. Пути реализации программы реконструкции газотранспортной системы ООО «Самаратрансгаз» // Вестн. Самар. гос. аэрокосм, ун-та. Самара, 2006, № 2, 4.2. -С.280−286.
  3. А. Компрессорные станции Газпрома- Эксплуатация и техническое обслуживание// Газотурбинные технологии. -Рыбинск, 2001, № 2. -С.2−3.
  4. А.Н. Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов. —М.: Нефть и газ, 1999. -463с.
  5. С.Д., Фалалеев C.B., Новиков Д. К., Балякин В. Б. Повышение эксплуатационной надежности ГПА развитием конвертированных авиационных технологий. Самара: СНЦ РАН, 2008. — 371с.
  6. A.M., Клисенко В. П., Медведев С. Д., Удод М. Н. Усовершенствованное выхлопное устройство ГПА-Ц-6,3// Газовая промышленность, 1985, № I. -С.23.
  7. А.И., Парафейник В. П., Медведев С. Д., Удод М. Н. Исследования выхлопных патрубков газотурбинного привода компрессорного агрегата ГПА-Ц-16// Химическое и нефтяное машиностроение, 1989, № 1. — С.20−23.
  8. В.П., Овчинников В. Н., Щербаков Н. С., Медведев С. Д., Водбольский И. Ю. МВИ ГПА-Ц10Б/76−1,35: дан старт серийному производству нового агрегата// Газотурбинные технологии, 2004, № 5. -С. 2−5.
  9. В.В., Рыжинский И. Н. Наземное применение газотурбинных двигателей авиационного типа// Газотурбинная энергетика под маркой «НК»: Сб. статей. Самара, 2005.-С.12−16.
  10. Е.А., Идельсон A.M. Некоторые вопросы конвертирования авиационных ГТД // Новые технологические процессы и надежность ГТД: Сб. ЦИАМ. М., 1992. — С.42−51.
  11. Н.Д., Гриценко Е. А., Данильченко В. П., Резник В. Е. Основы конвертирования авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения: учебное пособие. — Самара: СГАУ, 1995. 89с. Приложение. — 27с.
  12. Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок: Учебник для вузов /Ю.С.Елисеев, Э. А. Мануин, В. Е. Михайцев и др. М.:. Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 640с.
  13. A.M. Моделирование как метод исследования и доводки серийных авиационных ГТД// Проектирование и доводка авиационных газотурбинных двигателей: Сб. научн. тр. КуАИ. Куйбышев, 1985. -С.45−52.
  14. Создание установки для ремонта лопаток ТВД и ТНД газоперекачивающих агрегатов методом ТПУ: ТЭО проекта. М.: НИИгазэкономика 2000. — 25с.
  15. А., Россеев Н., Шайхутдинов А. Эксплуатация ГПА по техническому состоянию в ООО «Самаратрансгаз» // Газотурбинные технологии. -Рыбинск, 2001, № 2. -С.4−6.
  16. В.В. Ресурс машин и конструкций. —М.: Машиностроение, 1990. -558с.
  17. М.Е. Предельные состояния деталей и прогнозирование ресурса газотурбинных двигателей в условиях многокомпонентного нагружения. -Рыбинск: Изд-во РГАТА, 2003. -136с.
  18. Разработка системы ускоренных (эквивалентных) испытаний турбокомпрессорных машин для нефтяной и газовой промышленности: Отчет о НИР по теме 0562/908−87/ВНИИкомпрессормаш. № ГР1 870 042 495. — Инв. N 2 890 032 955. — Сумы, 1985. — 190с.
  19. Г. А. Динамика и прочность центробежных компрессорных машин. JL: Машиностроение, 1965. — 258с.
  20. М.В. Металлография промышленных цветных металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1970. — 364с.
  21. Состав и общие правила задания требований к надежности// Надежность в технике. Методические указания. РД 50−650−87. Издательство стандартов, 1988. — 23с.
  22. Порядок проведения анализа причин отказов изделий // Надежность в технике: Методические указания РД 50−514−84. Изд-во стандартов, 1985. 15с.
  23. ГОСТ 27.103−83. Критерии отказов и предельных состояний// Надежность в технике. Основные положения. М., 1983. — 5с.
  24. С.Д. Повышение эксплуатационной надежности газоперекачивающих агрегатов с использованием методов ускоренных испытаний// Диссерт. на соиск. уч. степ, канд.техн.наук. -М: Моск. инст-т хим. машиностроения, 1991.- 192с.
  25. Методические указания по прогнозированию надежности на стадии проектирования. РД 26−12−8-86. Сумы: ВНИИкомпрессормаш, 1986. — 108с.
  26. Компрессоры. Испытания на надежность. Порядок проведения и методика расчета показателей надежности. Методические указания. РД 26−1226−88. Сумы: ВНИИкомпрессормаш, 1988. — 111с.
  27. Турбокомпрессоры. Испытания на надежность. Программа и методика ускоренных испытаний. РД 0557−48−89. Сумы: ВНИИкомпрессормаш, 1989. -47с.
  28. Ресурсное проектирование авиационных ГТД. Руководство для конструкторов. Вып. 1. Общие принципы ресурсного проектирования и модели долговечности материалов и деталей авиационных ГТД// Тр. ЦИАМ, 1990, № 1253. -208с.
  29. Надежность, диагностика, контроль авиационных двигателей/ Под ред. Шепеля В. Т. Рыбинск, 2001. -351с.
  30. Ю.М., Федорченко Д. Г. Основы обеспечения прочностной надежности авиационных двигателей и силовых установок. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2004. -390с.
  31. A.C., Пайкин А. Г., Сиротин H.H. Контроль и диагностика технического состояния газотурбинных двигателей. -ML: Наука, 2007. -469с.
  32. H.H. Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей и энергетических установок. — М.: РИА «ИМ ИМФОРМ», 2002. -420с.
  33. Ю.С., Крымов В. В., Малиовский К. А., Попов В. Г. Технология эксплуатации, диагностика и ремонт газотурбинных двигателей. —М.: Высш. шк., 2002. -355с.
  34. В.В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок. — М., Машиностроение, 1976. — 247с.
  35. ГОСТ 27.001−95. НАИМЕНОВАНИЕ: Система стандартов «Надежность в технике». Основные положения. ДАТА ВВЕДЕНИЯ 01/01/97, КОД ОКС 21.020.
  36. ГОСТ 27.003−90. НАИМЕНОВАНИЕ: Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности. ДАТА ВВЕДЕНИЯ 01/01/92, КОД ОКС 03.120.01- 21.020
  37. A.M., Криницкий Е. В., Медведев С. Д., Шубин B.C. Управление формированием надежности компрессоров на стадиях создания// Повышение эффективности и надежности машин и аппаратов в основной химии. -Сумы, 1989. -С.168−169.
  38. Дж., Пирсол А. Измерение и анализ случайных процессов. Пер. с англ. Изд-во МИР.: М., 1974. — 464 с. 49.0рнатский П. П. Теоретические основы информационно-измерительной техники.: Высшая школа. 1983. — 455 с.
  39. В.П., Егоров И, В., Карасев Б. А. Измерение, обработка и анализ быстропеременных процессов в машинах. М.: Машиностроение. -1983.-208 с.
  40. С. Д., Усатенко А. П. Информационно-измерительная система для анализа случайных и быстропеременных процессов// Методы и средства обработки измерительной информации. -Челябинск, 1990. —С.44.
  41. ГОСТ 25.101−83. Методы схематизации случайных процессов нагружения элементов машин и конструкций и статистического представления результатов.: Изд-во стандартов. 1983. — 29с.
  42. С.П., Янг Д.Х., Унвер У. Колебания в инженерном деле.: М. Машиностроение, 1985. 472с.
  43. Г. С. Расчеты колебания валов: Справочник. М.: Машиностроение, 1980. — 151с. I
  44. М.Д., Соколова А. Г. Виброакустическая диагностика машин и механизмов. М.: Машиностроение, 1987. — 288с.
  45. A.K. Статистические измерения в судовой акустике. -JL: Судостроение. 1985. — 272с.
  46. .Т. Исследование и устранение вибрации паровых турбоагрегатов. М.: Энергоиздат. — 1982. — 352с.
  47. E.H. Статистические методы построения эмпирических формул. М.: Высшая школа. — 1988. — 359с.
  48. П. Оценка точности результатов измерений. М. :Энергоиздат, 1988. -88с.
  49. Д.К., Балякин В. Б., Клячин Ю. А., Кулагин С. Н., Медведев С. Д. Снижение вибрации двигателя НК-12СТ при эксплуатации. — Газовая промышленность, 1998, № 12. -С. 36−37.
  50. В.Б., Новиков Д. К., Россеев Н. И., Медведев С. Д. Оценка эффективности эксплуатации НК-12СТ. — Газовая промышленность, 2001, № 5. С.54−55.
  51. А.И., Балякин В. Б., Новиков Д. К. Теория и проектирование гидродинамических демпферов опор роторов. Самара, изд-во Самарского научного центра РАН, 2002. -335с.
  52. Д.К., Балякин В. Б., Фалалеев С. В., Медведев С. Д. Динамические характеристики ротора двигателя НК-14СТ с демпфером // Проблемы и перспективы развития двигателестроения: Труды межд. научно-техн.конф. -Самара: РИО СГАУ, 2006, 4.1. -С.4−5.
  53. В.Б., Барманов И. С., Медведев С. Д., Новиков Д. К. Демпфирование в опоре — эффективный путь увеличения ресурса двигателя НК-14СТ// Сборник научных трудов СНЦ РАН. Самара, 2007. -С.671−684.
  54. Н., Подоровский В., Верещагин В., Россеев Н., Медведев С. Бессмазочные нагнетатели природного газа// Газовая промышленность. —М., 1999, № 7.-С. 59−60.
  55. .В. Сравнительный анализ силовых электромагнитных опор/ Электромеханика: Известия ВУЗов. — М., 1985, № 2. -С.73−77.
  56. Ю., Кочетов Д., Кравцов Д., Кравцова Е., Медведев С., Козлов Н. Цифровая аппаратура управления магнитными подшипникамироторных машин// Газотурбинные технологии. -Рыбинск, 2003, № 5.380
  57. C.B., Чегодаев Д. Е. Торцовые бесконтактные уплотнения двигателей летательных аппаратов: Основы теории и проектирования: Учебное пособие.-М.:Изд-во МАИ, 1998. 276с.
  58. Whipple R.R. Herringbone Pattern Thrust Bearing//AERE, 1949.-T/M 29.
  59. Muijderman E.A. Spiral groove bearings. Springer — Verlag, 1966.
  60. C.B., Емельянов A.B., Табачников Ю. Б. Газодинамические подпятники со спиральными канавками. — М.: Наука, 1977. — 107с.
  61. C.B., Балякин В. Б., Новиков Д. К., Россеев Н. И., Медведев С. Д. Динамика «сухих» уплотнений// Газовая промышленность.- М., 2001, № 10. -С.66−68.
  62. В.А., Хадиев М. Б., Хисамеев И. Г., Галиев P.M. Бесконтактные уплотнения роторов центробежных и винтовых компрессоров. -Казань: Издательство «ФЭН», 1998. -292с.
  63. Подшипники с газовой смазкой/ Под редакцией Н. С. Грэссема и Д. У. Пауэлла М.: Мир, 1966. — 423с.
  64. Н.К. Технология электроэрозионной обработки. — М.: Машиностроение, 1980. 184 с.
  65. А.Г., Соколов A.A. Лазерная обработка неметаллических материалов. — М.: Высшая школа, 1988. 188 с.
  66. Burgmann-Lexicon: ABC der Gleitringdichtung. — Feodor Burgmann GmbH (Germany), 1988. 341 s.
  67. Н.В. Конструкция корпуса морских судов. Учебник, 2 издание. — Л.: Судостроение, 1969. — 695с.
  68. Термопластическое упрочнение — резерв повышения прочности и надежности деталей машин: Монография / Б. А. Кравченко, В. Г. Круцило, Г. Н. Гутман- Самара, СамГТУ, 2000 — 216 с.
  69. М.А. Повышение эксплуатационных характеристик крупногабаритных деталей ГТД. Самара: СНЦ РАН, 2003. -107с.
  70. В.А., Вишняков М-А., Курбатов В. П. Влияние качества поверхности на эксплуатационные характеристики деталей ГТД. Самара: СНЦ РАН, 2003.-148с.
  71. Н.Д., Цейтлин В. И. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. -М.: Машиностроение, 1976.-216с.
  72. A.M., Шулов В. А., Ягодкин Ю. Д. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин. -М.: Машиностроение, 1988—240с.
  73. Патент № 2 219 250. Установка для термопластического упрочнения крупногабаритных деталей. /Б.А. Кравченко, М. А. Вишняков и др. Опубл. 20:12.2003 г. Бюл. № 35.
  74. Повышение несущей способности деталей машин поверхностным упрочнением /Л.А. Хворостухин, C.B. Шишкин, И. П. Ковалев, P.A. Ишмаков-М.: Машиностроение, 1988.-144с.
  75. И.А. Ресурс и эквивалентные испытания авиационных двигателей //Испытания авиационных двигателей: Межвузовский научн.сб./ Уфимский авиационный ин-т.- Уфа, 1976, Вып.4. -С. 17−48.
  76. Выбор методов и средств сравнительных испытаний на надежность изделий машиностроения при аттестации: Методы ускоренных испытаний //ВШИШАШ, МР37−82.-М., 1982.-75с.
  77. В.М. Основы надежности газотурбинных двигателей. -М.Машиностроение, 1981. -207с.
  78. И.А., Шор Б.Ф., Иосилевич Г. Б. Расчет на прочность деталей машин: Справочник. -М. Машиностроение, 1979. 702с.
  79. A.C. Теория ускоренных ресурсных испытаний технических систем. -Уфа: Гилем, 2000. -338с.
  80. A.C. Оптимизация ресурсных испытаний технических систем имитационным моделированием в системе жизненного цикла. -Уфа: Гилем, 2003. -328с.
  81. A.C. Совмещенные ресурсные испытания технических систем. -Уфа: Гилем, 2001. -258с.
  82. Гишваров А. С, Ахмедзянов A.M. Расчет оптимальных ускоренных режимов испытания авиационных ГТД //Авиационная промышленность. -1983, № 3. С.73−76.
  83. Л .П., Ветров А. Н., Лашпов В. Ф. Обоснование режимов ускоренных эквивалентных испытаний авиационных ГТД// Проблемы прочности.- 1986, № 4. С.73−77.
  84. Гишваров А. С, Ахмедзянов A.M., Либерман В. Е. Оптимальная область режимов ускоренных испытаний авиационных ГТД// Авиационная промышленность.- 1983, № 7. -С.78−81.
  85. A.C., Скачков A.A., Либерман В. Е. Исследование ВСУ с целью построения программы ускоренных испытаний // Испытания авиационных двигателей- Межвуз. научн.сб. Уфимский авиац. ин-т. -Уфа, 1980, № 8. -С.102−111.
  86. Гишваров А. С, Ахмедзянов A.M., Скачков A.A. Программа ускоренных испытаний ВСУ// Испытания авиационных двигателей- Межвуз. научн.сб. Уфимский авиац. ин-т. Уфа, 1980, № 8. -С.140−147.
  87. Гишваров А. С, Либерман В. Е., Бадамшин И. Х. Эффективность ускоренных испытаний вспомогательной установки //Авиационная промышленность. 1983,№ 10. -С.24−26.
  88. Н.В., Скляр С. П. Ускоренные испытания на усталость.-Киев: Наук. думка, 1985.- 304с.
  89. В. А., Леонтьев СП. Ускоренные эквивалентные испытания дизелей промышленных тракторов // Двигателестроение. — 1988, № 5. -С.7−9.
  90. Гусев А. С, Гиндентуллер Н. Г., Панкратов Н. М. Оптимизация режимов ускоренных испытаний сложных металлоконструкций //Машиноведение. -1989,№ I. -С. 102−110.
  91. А.Д. К вопросу о математической модели системы доводочных испытаний // Тракторы и сельхозмашины. — 1981,№ 2. С.9−10.
  92. И.Н., Кугелъ Р.В, Дмитриченко СС, Дьяков И. Я. Ускоренные испытания надежности тракторов, их агрегатов и узлов //Тракторы и сельхозмашины. 1975, № 11. -С.31−33.
  93. A.M., Субботин E.H., Трунин Г. В. Выбор режимов и расчет параметров ускоренных испытаний центробежных насосов //Вестник машиностроения. 1989, № 9. -СД8−19.
  94. P.C. Испытания технических систем: Выбор объемов и продолжительности. М.: Машиностроение, 1988. -272с.
  95. P.C. Определение запасов прочности при нестационарной температуре и нестационарной напряженности// Изв. АНСССР «Механика и машиностроение» -1959, № 3. -С. 126−128.
  96. Н.Д., Цейтлин В. И. Программа эквивалентных испытаний газотурбинных двигателей //Проблемы прочности. -1970, № 10. -С. 14−19.
  97. Н.Д. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей //Проблемы прочности. -1970, № 60. -С.74−77.
  98. A.M., Гишваров А.С Эквивалентные испытания авиационных двигателей: Учебн.пособие.- Уфа: Уфимский авиац. ин-т., 1978. -72с.
  99. Ч.Л., Черкасов В. В., Махнеев А. Г. К вопросу об оценке надежности турбомашин по результатам ускоренных испытаний на форсированных режимах //Проблемы прочности.- 1974,№ 2. -С.88−91.
  100. В.П., Лебединский С. Г. Вероятностная модель процесса развития усталостной трещины// Машиноведение. -1983, № 4. -С.78−83.
  101. Н.В., Медведев С. А., Пелюхно О. Н., Греченко П. И., Скляр С. П. Оценка рассеяния предела выносливости деталей машин при ускоренных испытаниях // Детали машин. — 1984, вып. 38. -С.60−66.
  102. В.П. Связь между параметрами уравнения подобия усталостного разрушения// Машиноведение. -1984, № 3. -С.61−65.
  103. А.Н., Кучер А. Г. Вероятностные методы оценки остаточного ресурса конструктивных элементов авиационных ГТД в эксплуатации // Проблемы прочности. 1989, № 8. -С.70−76.
  104. В.П. Математический аппарат инженера. -К.: Техника, 1975. 768 с.
  105. P.C. Определение запаса прочности в общем случае нестационарных условий работы детали //Вестник машиностроения. -1964, № 6. -С.32−34.
  106. СИ., Медведев O.A. Планирование объемов испытаний для контроля надежности технических систем на основе модели отказов прочность-нагрузка // Надежность и контроль качества. 1985, № 5. —С.16−19.
  107. Ю.И., Карасев И. Н., Кольман-Иванов Э.Э., Макаров Ю. И., Макевнин Е. Д., Рассказов Н. И. Конструирование и расчет машин химических производств. М.: Машиностроение, 1985. -408с.
  108. .Ф., Дидусев Б. А. Справочник по расчету надежности машин на стадии проектирования. М.: Машиностроение, 1986. -224с.
  109. В.В., Мешалкин В. П., Грун Г., Нойман В. Обеспечение и методы оптимизации надежности химических производств. -М.:Химия, 1987. -272с.
  110. СМ., Жиглявский A.A. Математическая теория оптимального эксперимента. М.:Наука, 1987. -320с.
  111. .А., Тугаринов А.С, Якшир H.A. Методика прогнозирования технического ресурса рабочих лопаток ГТД по параметру «остаточная усталостная долговечность» //Надежность и долговечность авиационных газотурбинных двигателей -Киев, 1972,№ 3. -С. 17−22.
  112. Х.Б., Фресин B.C. Форсированные испытания на усталостную долговечность методом «доламывания» //Заводская лаборатория. — 1967,№ 3. -С.321−331.
  113. А.Я. Об определении сопротивления усталости и скорости роста трещин в столях при полигармоническом нагружении// Проблемы прочности. 1988,№ 10. -С.21−26.
  114. Н.К., Сергеев В. И., Упитис Г. В. Модели модулированных флуктуации параметров движения передаточных механизмов// Машиноведение. 1983, № 6. -С.24−30.
  115. В.П. Оценка функции распределения долговечности при случайном нагружении и плоском напряженном состоянии// Вестник машиностроения. 1971, № 8. -С. 19−21.
  116. Е.К. Опенка циклической прочности деталей машин с учетом характера эксплуатационных нагрузок// Вестник машиностроения. — 1971,№ 8. -С.14−16.
  117. С.Л., Бересневич В. И. Влияние несимметрии упругой характеристики на колебания нелинейной системы //Машиноведение. — 1983, № 4. -С.31−35.
  118. А. Байесовские методы в эконометрии. Пер. с англ. -М.: Статистика, 1980. 438с.
  119. Р., Кириллова Ф. М. Методы оптимизации. -Минск, 1981.350с.
  120. В.Н., Бондал Г. В., Каксис А. О., Коптунов А. Е. Диагностика авиационных двигателей. М: Машиностроение, 1988. -280с.
  121. В.П., Крамаренко О. Ю., Гальперин М. Я. Накопление усталостных повреждений при нерегулярном погружении в связи с влиянием конструктивных факторов// Вестник машиностроения. — 1983,№ 2. -С.17−19.
  122. К.Н., Явленский А. К. Вибродиагностика и прогнозирование качества механических систем. Л. ¡-Машиностроение, 1983. -239с.
  123. В.П. Сопротивление усталости в зонах концентрации напряжений с малыми радиусами кривизны //Машиноведение. -1983,№ 1. -С.60−61.
  124. И.П., Потиченко В. А., Созонов Ю. И., Храповицкий И.С, Шукайло В. Ф. Статистические оценки нижних порогов ресурса деталей машин //Машиноведение. 1983,№ 6. -С.83−87.
  125. В.Г. О влиянии различия в наклоне индивидуальных усталостных кривых на выполнение правила линейного суммирования усталостных повреждений //Проблемы прочности. -1988,№ 10. -С.29−34.
  126. Ю.Ф., Хорощенко A.M., Апанасенко А. И., Медведев С. Д. Испытания модельных проточных частей нагнетателей природного газа// Энергомашиностроение, 1985, № 9. -С.18−19.
  127. A.M., Нацвин А. Н., Медведев С. Д., Беловодский И. И., Криницкий Е. В. Ускоренные испытания узлов и систем турбокомпрессорных машин//Химическое и нефтяное машиностроение, 1989, № 2. -С. 28−29.
  128. Е.В., Медведев С. Д., Шубин B.C. Ускоренная оценка надежности компрессорных машин// Повышение эффективности и надежности машин и аппаратов в основной химии. -Сумы, 1989. —С. 181 -182.
  129. Ускоренные испытания. Основные положения. Методические указания. РД 50−424−83. -М.:Изд-во стандартов, 1984. 12с.
  130. Методы ускоренных испытаний на усталость для оценки пределов выносливости материалов, элементов машин и конструкций. Надежность в технике. Методические указания // Госстандарт. РД 50−686−89. М., 1990. — 25с.
  131. ГОСТ 25.502−79. Методы механических испытаний металлов. -М.:Изд-во стандартов, 1980. 32с.
  132. ГОСТ 25.507−85. Метода испытаний на усталость при эксплуатационных режимах нагружения. М.: Изд-во стандартов, 1985. -32с.
  133. М.Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний: Справочник. М. Машиностроение, 1985. -232с.
  134. Л.И. Методы подобия и размерности в механике. —М.: Наука, 1977. -438с.
  135. А.И., Фалалеев C.B., Виноградов A.C., Бондарчук П. В. Проблемы использования торцовых газодинамических уплотнений в авиационных двигателях //Авиационная техника: Известия высших учебных заведений. Казань, 2007, № 4. -С.31−33.
  136. C.B., Балякин В. Б., Новиков Д. К., Виноградов A.C. Методология доводки торцового газодинамического уплотнения на заданные параметры Деп. в ВИНИТИ 30.05.02. — № 977. Самара, 2002. — 111с.
  137. Свидетельство № 17 958 на полезную модель. Стенд для испытаний торцовых газодинамических испытаний уплотнений роторов нагнетателей природного газа /Балякин В.Б., Медведев С. Д., Новиков Д. К., Россеев Н. И., Фалалеев C.B. Опубл. 10.05.2001.
  138. Н.И., Медведев С. Д., Монахов A.B., Балякин В. Б., Новиков Д. К., Фалалеев C.B. Стенд для динамических испытаний «сухих» газовых уплотнений// Газовая промышленность. М., 2001, № 4. — С.55−58.
  139. Типовая программа и методика испытаний ТГДУ на динамическом испытательном стенде. -М.: ООО «ВНИИГАЗ», 2006.160: Типовая программа и методика испытаний ТГДУ для нагнетателей природного газа в условиях КС. —М.: ООО «ВНИИГАЗ», 2006.
  140. Патент № 2 171 857. Способ восстановления циклической прочности деталей газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе никеля /Кравченко Б.А., Россеев Н. И., Забродин Ю. В., Круцило В. Г., Медведев С. Д., Монахов A.B. Опубл. 10.08.2001.
  141. Патент № 2 170 272. Установка для термопластического упрочнения лопаток /Кравченко Б.А., Россеев Н. И., Круцило В. Г., Медведев С. Д., Монахов A.B. Опубл. 10.07.2001.
  142. С.Д., Вишняков М. А., Кравченко Б. А. Повышение надежности деталей типа дисков турбины газоперекачивающего агрегата технологическими методами упрочнения //Газотурбинные технологии. — Рыбинск, 2003, № 2. С.24−26.
  143. C.B., Виноградов A.C. Некоторые вопросы проектирования торцовых бесконтактных уплотнений// Компрессорная техника и пневматика. -СПб: АСКОМП, 1998. Вып. 1 -2. С. 18−19.
  144. C.B. Проблемы и перспективы использования торцовых уплотнений с газовой смазкой в современных ГТД// Проблемы и перспективы развития двигателестроения: Вестник СГАУ. — Самара, 2000, Вып. 4, 4.2. -С.152−160.
  145. ГОСТ 23 194. Состав и свойства расчетного природного газа. -М.:Изд-во стандартов, 1984.
  146. ГОСТ 5542. Физико-химические свойства природных газов. -М.:Изд-во стандартов, 1976.
  147. Dynamik realer Gase. Springer Verlag, Berlin-Heidelberg, 1996.
  148. VDI-Waermeatlas. VDI-Verlag, 1977.
  149. Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник/ Под общей ред. А. И. Голубева и JI.A. Кондакова. М.: Машиностроение, 1986. — 464 с.
  150. Gasgeschmierte Gleitringdichtungen. Wolfratshausen (Germany): Feodor Burgmann Dichtungswerke GmbH, 1977. -75s.
  151. Я. Сухие уплотнения фирмы «John Crane» / Уплотнения и вибрационная надежность центробежных машин: Труды VI научно-техн. конф. Сумы, 1991. — С.295−313.
  152. А.И., Зрелов В. А. Конструкция и проектирование уплотнений вращающихся валов турбомашин двигателей летательных аппаратов: Учебное пособие/ КуАИ. Куйбышев, 1989. 108 с.
  153. C.B., Бондарчук П. В. Оценка влияния технологических отклонений на характеристики торцовых газодинамических уплотнений// Гервикон-2005: Труды 11-ой межд. научно-техн.конф. -Сумы, Украина: Вид-во СумДУ, 2005, т.З. -С.284−290.
  154. В.Б., Фалалеев C.B., Новиков Д. К. Герметичность вторичного уплотнения// Газовая промышленность. М., 2002. № 8. — С.56−58.
  155. Типовые технические требования к газодинамическим уплотнениям центробежных нагнетателей природного газа и системам, обеспечивающим их работоспособность. -М.: ОАО «Газпром», 2006.
  156. А.И., Фалалеев C.B., Лежин Д. С., Виноградов A.C. Опыт обеспечения повышенного ресурса торцовых уплотнений лопаточных машин// Материалы 1й научно-техн. конф. «СИНТ'01». Воронеж, 2001. С. 215 -224.
  157. Патент России № 2 099 618. Торцовое бесконтактное уплотнение/ Балякин В. Б., Новиков Д. К., Фалалеев C.B. Опубл. 20.12.1997, Бюл.№ 35.
  158. Патент России № 2 173 423. Торцовое бесконтактное уплотнение/ Фалалеев C.B., Балякин В. Б., Новиков Д. К., Россеев Н. И., Медведев С. Д. Опубл. 10.09.2001, Бюл.№ 25.
  159. Патент России № 2 177 572. Торцовое бесконтактное уплотнение (варианты)/ Фалалеев C.B., Балякин В. Б., Новиков Д. К., Россеев Н. И., Медведев С. Д. Опубл. 27.12.2001, Бюл.№ 36.
  160. C.B., Новиков Д. К., Косицын И. П., Вигурский A.B. Опыт создания «сухих» уплотнений для высокооборотного компрессора// Гервикон-2005: Труды 11-ой межд. научно-техн.конф. -Сумы, Украина: Вид-во СумДУ, 2005, т.З.-С.270−277.
Заполнить форму текущей работой