Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональные основы налоговой политики субъекта Российской Федерации (вопросы теории и практики)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налоговая политика современной России адекватна характеру ее экономической системы — финансовая недостаточность многих субъектов Федерации и неразвитость хозяйственных связей между ними в какой-то мере компенсируется концентрацией основных налоговых доходов и инструментов налоговой политики в федеральном центре. Но даже с учетом таких специфических отношений между центром и регионами налоговую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа налоговой политики
    • 1. 1. Методологические основы институциональных исследований налоговых отношений
    • 1. 2. Содержание и формы реализации налоговых отношений
    • 1. 3. Сущность и принципы формирования налоговой политики
    • 1. 4. Институты власти и собственности как фундамент формирования налоговой политики
  • Глава 2. Формирование налогового потенциала субъекта Российской Федерации и его оценка
    • 2. 1. Налоговый потенциал и его структура
    • 2. 2. Методические подходы к оценке налогового потенциала региона. 89 2.3.0ценка налогового потенциала Республики Северная Осетия -Алания
  • Глава 3. Налоговое бремя субъекта Российской Федерации и его измерение
    • 3. 1. Оценка уровня налогового бремени субъекта Российской Федерации
    • 3. 2. Структура налогового бремени субъектов РФ
    • 3. 3. Механизм переложения налогового бремени по вертикали
    • 3. 4. Оценка соразмерности налогового бремени налоговому потенциалу РСО-Алания
  • Глава 4. Стратегии и механизмы реализации налоговой политики
    • 4. 1. Содержание стратегий и инструментов налоговой политики субъекта Российской Федерации
    • 4. 2. Поле стратегий налоговой политики
    • 4. 3. Основы формирования стратегии налоговой политики Республики Северная Осетия — Алания
    • 4. 4. Инструменты реализации региональной налоговой политики

Институциональные основы налоговой политики субъекта Российской Федерации (вопросы теории и практики) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В системе государственного регулирования экономики особое место принадлежит финансовой политике, в рамках которой выделяются бюджетная политика, налоговая политика.

Иначе говоря, налоговая политика является составной частью экономической и финансовой политики государства. В основе такой связипротиворечивый процесс формирования, согласования и практической реализации интересов различных субъектов — участников экономических отношений. По своей природе налоговая политика призвана быть действенным инструментом регулирования динамики, структуры, эффективности и качества развития экономики страны. Реализация функций налогов решающим образом сказывается на всей финансовой системе, во многом определяет характер поведения основных хозяйствующих субъектов, отражается на институциональной структуре и важнейших параметрах экономического развития.

Налоговая политика России еще не вышла за рамки процесса становления. Последний усложнен целым комплексом проблем, среди которых выделяются последствия административно-командной системы хозяйствования, приватизации, наличие обременительного государственного долга, незавершенность правового поля налоговых отношений в части налогового администрирования.

Еще сложнее происходит становление налоговой политики в регионах — субъектах РФ в условиях налогового федерализма. Рыночная трансформация экономики России усилила ранее сформировавшуюся тенденцию к регионализации хозяйственной жизни и придала ей противоречивые формы проявления. С одной стороны, каждый регион — субъект РФ заинтересован в разностороннем развитии своего хозяйственного комплекса, обеспечении собственной финансовой самодостаточности, динамичном наращивании экономического потенциала. В этом отношении стремление регионов определить свой курс налоговой политики, сформировать ее стратегии и инструменты реализации, объективно оценить собственные ресурсы ее осуществления — оправдан. С другой стороны, реальные экономические возможности субъектов РФ резко дифференцированы, ибо большинство из них нуждается в ресурсной поддержке.

Налоговая политика современной России адекватна характеру ее экономической системы — финансовая недостаточность многих субъектов Федерации и неразвитость хозяйственных связей между ними в какой-то мере компенсируется концентрацией основных налоговых доходов и инструментов налоговой политики в федеральном центре. Но даже с учетом таких специфических отношений между центром и регионами налоговую политику субъектов РФ следует рассматривать в качестве особого фактора развития экономики. Любая экономическая система функционирует и продвигается вперед на основе внутренней сбалансированности и воспроизводства ресурсных возможностей своих элементов. Поэтому научная разработка проблем определения налогового потенциала регионов — субъектов РФ, выявления соразмерности налогового бремени налоговому потенциалу, обоснования новых подходов к формированию региональной налоговой политики представляется весьма актуальной.

Институциональная теория находит в налоговой политике необходимые условия для реализации своих возможностей, поскольку в ней позиционированы институт власти и институт собственности, организации и нормы налоговых отношений, субъекты налоговой политики и типы их экономического поведения, стратегии и тактические инструменты налоговой политики.

Степень разработанности проблемы. Данное диссертационное исследование базируется на теоретических и методологических разработках проблем формирования и развития налоговой системы и налоговой политики, институтов финансовых и налоговых отношений, представленных в научных трудах отечественных и зарубежных ученых.

Теория налогов и налогообложения, являющаяся составной частью финансовой науки, получила научное обоснование и развитие в классических трудах У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Ж. Сисмонди, Т. Мальтуса, А. Пигу, Дж. Кейнса. Определенные представления о налогах, и налоговой политике Российской империи нашли отражение в работах отечественных ученых начала XIX века — И. Горлова, И. Канкрина, Н. Тургенева.

В конце XIX века началось формирование различных научных направлений и школ, ориентированных на разработку национальных налоговых систем и теоретических основ национальной налоговой политики. Выделим в этом отношении германскую школу (А. Шеффле, А. Вагнер, А. Роон), французскую (П. Леруа-Болье, Р. Стурм, М. Сей), англоамериканскую (У. Джевонс, Э. Сакс, Э. Селигмен), российскую (И. Бунге, С. Витте, И. Озеров, В. Твердохлебов, И. Янжул), шведскую (К. Виксель, Э. Линдаль) и др.

В XX веке финансовая наука с учетом масштабного опыта социальных потрясений сформировала качественно новый — социально-стабилизирующий подход к налогообложению (Дж. Гэлбрейт, X. Дальтон, Дж. Пичлер, Т. Тибольд и др.). В основе такого подхода — использование налога как инструмента реализации принципа социальной справедливости и выравнивания доходов.

Определенное влияние на развитие теории налогообложения и налоговой политики оказали представители институционального направления (Т. Веблен, Г. Мюрдаль, Дж. Стиглер, Дж. Бьюкенен, Р. Коуз, О. Уильямсон), монетаризма (М. Фридмен, Дж. Сакс, М. Миллер), теории предложения (А. Лаффер, Дж. Ваницки).

В процессе рыночных преобразований экономики России сложились условия для возрождения отечественной научной школы налогообложения и налоговой политики. Многообразные трактовки рыночных преобразований сформировали общую экономическую почву для научных дискуссий о вариантах налоговых стратегий, инструментов, ресурсных источников, способов согласования интересов участников процесса налоговой политики современной России. Эта дискуссия нашла отражение в фундаментальных работах Б. Алиева, И. Горского, JI. Лаврова, В. Кашина, В. Князева, С. Лушина, Л. Лыковой, Н. Малиса, Д. Львова, Л. Павловой, А. Паскачева, С. Глазьева, А. Дадашева, В. Панскова, Д. Черника, Т. Юткиной и др. В последние годы появились публикации посвященные исследованию вопросов формирования и реализации региональной налоговой политики отдельных субъектов РФ (М. Кештов, Н. Токаев, А. Чеченов и др.).

Вместе с тем изучение экономической литературы показало, что в работах, посвященных теории налогов и налоговой политики слабо представлены вопросы исследования институциональных основ процесса формирования налоговой политики современного федеративного государства в целом и налоговой политики его субъектов, в частности. В известной мере такая ситуация объясняется инерцией экономического мышления, а также, дефицитом времени у столичных ученых для научного осмысления и обобщения результатов динамично протекающих преобразований в налоговой системе России. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что российская финансовая наука только начинает осваивать методологию, категорийный аппарат и творческий потенциал новой институциональной теории.

Приведенные выше обстоятельства определили выбор и постановку научной проблемы, предмета, объекта и цели данной работы, ее структуру и логику решения поставленных в ней задач.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в обосновании институционального подхода к исследованию налоговой политики, установлении институциональных основ налоговой политики субъекта РФ и определении основных финансовых стратегий и инструментов данной политики в условиях трансформации российской экономики. Достижение данной цели требует решения следующих задач:

— обоснования развития и целесообразности институциональных основ формирования налоговой политики, на уровне субъекта РФ, в исследовании налоговых отношений;

— раскрытия сущности и форм проявления налоговой политики;

— определения фундаментальных институтов и систематизации базовых принципов формирования налоговой политики;

— определения основных институтов-норм налоговой политики субъекта РФ и обоснования методологических подходов к оценке его налогового потенциала;

— выявления основных сегментов структуры налогового бремени субъекта РФ и их роли в воспроизводстве экономического потенциала региона;

— проведения оценки соразмерности налогового бремени налоговому потенциалу применительно к условиям РСО — Алания;

— установления основных стратегий региональной налоговой политики и обоснование приоритетной стратегии налоговой политики РСО-Алания;

— выявления тактических инструментов налоговой политики применительно к условиям налогообложения РСО-Алания.

Предметом диссертационного исследования являются финансовые отношения, складывающиеся в процессе институционализации налоговой политики субъекта Российской Федерации в условиях рыночных преобразований национальной экономики. Область исследований: 1. Теория и методология финансов: п. 1.5. Институциональные аспекты финансовой системып. 1.6. Развитие региональной финансовой системы, ее отличительные особенности, проблемы интеграции в национальную и международную финансовые системы. 2. Государственные финансы: п. 2.3. Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономикеп. 2.9. Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы.

Объектом исследования послужила налоговая политика, формируемая и осуществляемая на уровне субъекта Российской Федерации. /.

Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей институциональной структуры финансовой системы в целом и ее налоговой подсистемы, воспроизводственных процессов, экономических интересов субъектов налоговых отношений, стратегии и тактики финансового управления и др. В диссертации широко использованы труды ученых, представляющих различные концептуальные платформы экономической науки: марксистскую, неоклассическую, кейнсианскую, институциональную и др.

Эмпирическая база диссертационного исследования представлена официальными изданиями статистических органов, материалами Министерства финансов РФ и Министерства Финансов РСО — Алания, данными, опубликованными в работах российских и зарубежных экономистов, а также данными налоговых органов РФ и РСО — Алания.

В диссертационной работе использовались системный и институциональный подходы. В процессе исследования применялись методы финансового анализа, векторного анализа, стратегического планирования, прогнозирования.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в обосновании институционального подхода к исследованию налоговых отношений и налоговой политики, установлении основных институтов-норм налоговой политики субъектов РФ: налогового потенциала и налогового бремени региональной экономики, определении основных финансовых стратегий налоговой политики субъектов РФ и тактических инструментов реализации данной политики. Конкретное приращение научного знания, полученное в диссертационном исследовании, представлено следующими результатами:

— установлены начала, соединение которых формирует экономическое содержание налоговых отношений, а также соответствующие этим началам формы проявления содержания налоговых отношений (система налогообложения, налоговое законодательство, налоговая политика) — раскрыта сущность отношений, складывающихся в процессе налоговой политики — установление, согласование и реализация экономических интересов трех основных субъектов-участников налоговых отношений: налогоплательщиков, государственных налоговых органов и конечных получателей налоговых бюджетных доходовопределено, что взаимодействие институтов власти и собственности составляет основу формирования элементов институциональной структуры налоговой политики, что позволяет установить экономическое содержание и формы реализации данной политики, раскрыты основные функции института власти, нацеленные на обеспечение трех типов обобществленных потребностей: функционирования общества, развития общества, воспроизводства государственного капиталаустановлены фундаментальные институты-нормы налоговой политики субъекта РФ: налоговый потенциал и налоговое бремя территории, соотношение которых определяет характер налоговой политики и формирует меру оценки ее эффективностивыявлены основные сегменты налогового бремени субъекта РФ: внешний (федеральный) и внутренний (региональный) — раскрыта роль внешнего сегмента налогового бремени как доминирующего фактора воспроизводства экономического потенциала регионана основе разработанной методики налогового потенциала субъекта РФ раскрыта зависимость экономического роста от соотношения налогового бремени и налогового потенциала, в частности применительно к условиям налогообложения РСО-Алании, что позволяет реализовать воспроизводственный подход к формированию региональной налоговой политикиопределены основные финансовые стратегии налоговой политики региона-субъекта РФ, формирующие институциональное поле стратегий в результате взаимодействия институтов власти и собственности: административная, трансфертоориентированная, социально-поддерживающая, олигархическая, воспроизводственнаяв результате идентификации установлено, что в РСО-Алании реализуется смешанная стратегия с элементами трансфертоориентированной и олигархической стратегийнедостатки которых диктуют необходимость перехода к реализации более перспективной воспроизводственной стратегии налоговой политики республикиопределен состав тактических инструментов налоговой политики субъекта РФ (финансово-аналитические и оперативные инструменты), с помощью которых реализуются установленные стратегии налоговой политики.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в формировании концептуальных основ налоговой политики, в установлении фундаментальных институтов налоговой политики субъекта РФ, (института власти и института собственности), определении основных институтов — норм данной политики (налогового потенциала и налогового бремени), базовых стратегий и состава комплекса тактических инструментов ее реализации.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в научном обосновании методики расчета налогового потенциала и налогового бремени экономики региона-субъекта РФ, способа оптимизации соотношения налогового бремени и налогового потенциала на основе реализации воспроизводственного подхода к налоговому потенциалу, оптимальной стратегии налоговой политики РСО — Алания, оперативных инструментов налоговой политики РСО — Алания. Сформулированные и обоснованные соискателем рекомендации, адресованы представителям законодательной и исполнительной ветвей власти регионов — субъектов РФ, специалистам финансовых и налоговых органов.

Основные научные результаты диссертационной работы могут быть также использованы в целях совершенствования структуры, содержания и методики преподавания таких дисциплин высшей школы, как «Налоговая политика государства», «Теория и история налогообложения», «Институциональная экономика», а также спецкурса «Основы формирования налоговой политики».

1. Финансовые отношения представляют собой относительно новую область приложения для институционального подхода к исследованию. Представляется, что эффективная реализация институционального подхода к исследованию финансовых отношений предлагает установление специфики последних применительно к методологии и инструментарию новой институциональной теории. Выделим в этом плане следующие характерные черты финансовых отношений: • вторичный и отраженный характер- • знаковая содержательность, информативность практически всех отношений- • опережающее развитие финансового сектора по отношению к так называемому реальному сектору- • потребность финансовых отношений в стабилизации и внутреннем упорядочении, усиленная внутренне присущими данным отношениям неопределенностью, отраженным характером и динамичностью развития. Совокупность приведенных выше характеристик формирует естественную основу для процесса последовательной институционализации финансовых отношений. Финансовая система по своей природе предрасположена к институтам как «центрам упорядочения», поскольку последние обеспечивают ее нормальное функционирование и развитие в условиях нарастающей информационной неопределенности и расширенного воспроизводства отраженных финансовых форм.2. Налоговые отношения в своей совокупности составляют определенную подсистему системы финансовых отношений. Специфика налоговых отношений состоит в противоречивом соединении в них двух сторон: • объективно существующих финансовых отношений по формированию, распределению и использованию определенных законом денежных потоков и фондов, создаваемых в порядке обязательных и индивидуальных денежных платежей- • рыночного волеизъявления субъектов участников данных отношений, среди которых мы выделим три основных фигуры: налогоплательщиков, налоговых чиновников (представителей государственных налоговых органов) и конечных получателей налоговых бюджетных доходов. Необходимо выделить три начала (политика, право, финансы) и три формы проявления налоговых отношений (система налогообложения, налоговое законодательство и налоговая политика).Налоговая политика представляет собой процесс волеизъявления, формирования, согласования и реализации экономических интересов трех основных субъектов-участников налоговых отношений — налогоплательщиков, государственных налоговых органов и конечных получателей налоговых бюджетных доходов. Налоговая политика тесно связана с общей экономической политикой и финансовой политикой. В основе этой связи лежит противоречивый процесс формирования, согласования и реализации интересов различных субъектов участников различных экономических, финансовых и налоговых отношений. Налоговая политика по своей природе призвана быть мощным инструментом воздействия на динамику, структуру, эффективность и системное качество хозяйственного процесса, а также на формирование, распределение и использование разнообразных финансовых фондов и потоков (эффект обратной системной связи).3. Исходное определение интересов основных субъектов налоговых отношений формируется на основе использования инструментария теории пределов: • экономический интерес плательщиков налогов в его предельном измерении состоит в том, чтобы свести все налоговые платежи к нулю и направить весь свой доход на удовлетворение потребностей расширенного воспроизводства самого себя и своего капитала- • экономический интерес конечного получателя налоговых бюджетных доходов в его предельном выражении состоит в том, чтобы полностью покрывать свои потребности за счет данных доходов, т. е. максимизировать налоговое бремя- • экономический интерес государственных налоговых органов в его предельном выражении состоит в том, чтобы, во-первых, полностью реализовать одну из основных функций государственной власти, а во-вторых, обеспечить за счет части собранных налоговых доходов потребности воспроизводства механизма государственной власти. Предельные величины характеризуют идеальные экономические интересы. В своем реальном измерении последние существуют только в практическом, конкретном взаимодействии всех указанных выше субъектов налоговых отношений. Сущность налоговой политики состоит в согласовании экономических интересов данных субъектов. Экономический смысл согласования интересов состоит в их синтезе, в формировании некоторой результирующей, компромиссно учитывающей всю совокупность частных интересов. В каждой конкретной ситуации существует несколько вариантов согласования экономических интересов участников налоговых отношений (фактор неопределенности). Выбор того или иного варианта осуществляется по критерию, который задается состоянием и перспективами развития всей экономической системы. Региональная налоговая политика в федеративном государстве носит производный характер по отношению к общегосударственной налоговой политике. Согласование экономических интересов происходит здесь в суженном поле налоговых отношений, т. е. в границах региональной составляющей налоговой системы. Содержание и способ включения региональной составляющей в общую налоговую систему определяется формой государственного устройства. Специфика становления налоговой политики регионов — субъектов РФ состоит в том, что процесс регионализации хозяйственной жизни наложился здесь на процесс рыночной трансформации экономики страны в целом. Рыночные преобразования, с одной стороны, усилили, а с другой стороны, деформировали свойственную уже советскому периоду развития тенденцию к последовательному усилению региональной составляющей хозяйственной жизни России. Налоговая политика современной России определяется двумя основными факторами: • незавершенностью рыночного обустройства экономики страны- • характером финансовой системы, централизация которой обусловлена предшествующим развитием и унаследованными проблемами. Принципы формирования налоговой политики включают: •комплексный учет интересов основных субъектов-участников налоговых отношений- •применение гибких и эффективных способов и инструментов согласования экономических интересов- •перспективный характер налоговой политики- •оптимальность структуры налоговой политики- •сбалансированность налоговой политики по основным функциям налоговой системы.4. В основании налоговой политики лежат два фундаментальных института — власть и собственность. Собственность как пучок отношений формируется и реализуется в хозяйственном процессе. Последний берет свое начало с момента соединения объектных и субъектных факторов производства, принадлежащих конкретным владельцам. Завершает его продукт, в котором воспроизводятся исходные отношения собственности. В таком воспроизводстве происходит сужение пучка прав собственности путем налогового изъятия части дохода от реализации созданного продукта. Тем самым налог можно определить как экспансию института власти в процессе воспроизводства института собственности. Такая экспансия сближает налог с трансакционными издержками. Необходимо исходить из того, что институт власти курирует некоторую совокупность потребностей, поднятых «под государственную руку» самим процессом обобществления хозяйственной жизни. Эти обобществленные потребности можно классифицировать следующим образом: потребности функционирования общества, потребности развития общества, потребности имущественного участия государства в предпринимательской деятельности. Им соответствуют текущий государственный бюджет, инвестиционный бюджет, государственный капитал. Указанные формы в принципе не исчерпывают целевых экономических функций института власти и способов их реализации. Сдвиги в процессе обобществления определяют характер изменений в экономическом содержании, как института собственности, так и института власти. Анализ взаимодействия институтов собственности и власти позволяет определить основные функции налоговой политики: • воспроизводство института власти, т. е. обеспечение его непрерывного и эффективного функционирования и развития- • воспроизводство института собственности, то есть создание условий для его непрерывного и эффективного функционирования и развития. Налоговая политика полноценна лишь тогда, когда она не абстрагируется от воспроизводства главного источника налогов, а тем самым и от воспроизводства отношений собственности. Существуют три основных институциональных подхода к формированию налоговой политики:

а) фискальный подход, для которого характерен акцент на всемерное наращивание массы налоговых обязательств (налогового бремени);

б) функционально — стабилизирующий подход, с ориентацией на обеспечение текущих бюджетных потребностей и стабилизацию социальных процессов;

в) инвестиционный подход, направленный на потребности развития как государственного, так и частного капитала. Во главу угла ставится инвестиционный процесс, а налогообложение рассматривается как фактор расширенного воспроизводства.5. Власть и собственность как наиболее фундаментальные и абстрактные институты налоговой политики соединяют в себе свойства института ;

организации и института — нормы. Они дают начало самостоятельным институциональным ветвям организаций (структурных образований) и норм (границ поведения субъектов и движения ресурсов) данной политики. В процессе формирования налоговой политики необходимо выделить два наиболее фундаментальных института — нормы: налоговый потенциал и налоговое бремя. Их соотношение дает меру самой налоговой политике, а соответственно, и способ определения ее эффективности. Налоговый потенциал в качественном отношении представляет собой системное образование, которое сформировано следующими характеристиками: • налоговый потенциал есть способность какой-то совокупности субъектов налоговых отношений сформировать массу (поток) налоговых платежей при условии, что правовое поле и экономическая система налогообложения заданы- • налоговый потенциал существует в экономическом пространстве и состоит в возможности отчуждения части доходов (и соответственно части финансовых потоков) совокупности субъектов налоговых отношений- • налоговый потенциал представляет собой составную часть финансового потенциала совокупности объектов налоговых отношений, локализованных на данной хозяйственной территории- • формирование налогового потенциала происходит в процессе реализации экономического потенциала хозяйственной территории- • мера налогового потенциала определяет ресурсы воспроизводства собственности, экономического потенциала в целом, а значит, и меру налогового потенциала последующих периодов.6. Оценка налогового потенциала должна учитывать фактор налоговой политики — неотъемлемый элемент структуры налоговых отношений. Различные способы осуществления налоговой политики приведут к существенно различным оценкам налогового потенциала. Под оценкой налогового потенциала территории следует понимать совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в действующем правовом поле посредством реализации избранной для хозяйственного комплекса данной территории налоговой политики. На основе сопоставления достоинств и недостатков различных методов оценки налогового потенциала правомерен вывод о необходимости использования метода репрезентативной налоговой системы, метода регрессионного анализа, примененного к налоговой базе, в качестве показателя которой выбран ВРП, а также комбинации этих методов, что позволяет достичь определенного компромисса между точностью и достоверностью имеющихся данных. Объем сопоставления избран по следующим принципам: сопоставимость основных параметров экономического развитиятерриториальная близостьструктурное сходство хозяйственных комплексов обоих субъектов РФ, кризисное состояние основных регионообразующих предприятий. Анализ результатов оценки налогового потенциала РСО — Алания, полученных различными методами, показывает, что значения, рассчитанные на основе метода репрезентативной налоговой системы и комбинирования репрезентативного и регрессионного методов, имеют незначительную степень расхождения (в пределах 3−4%). В то же время обнаруживаются более существенные различия между данными значениями и значениями, полученными с использованием параметра ВРП (в том числе с применением регрессионного анализа).7. Налоговое бремя формируется институтом власти. В его основе лежат обобществленные и получившие формальное властное признание потребности функционирования и развития общества. Экономическое содержание налогового бремени изменяется в зависимости от фаз цикла хозяйственного развития: • в условиях кризиса (рецессии) в основе налогового бремени начинают преобладать потребности функционирования обществамобилизованные налоговые доходы во все меньшей мере инвестируются на цели развитиявозникает и усугубляется разрыв между формально вменяемым плательщиком и реально собираемым налоговым бременем- • в условиях депрессии указанный выше разрыв достигает максимуманалоговое бремя становится непомерным доходным возможностям плательщиков- • в условиях оживления и роста в основе налогового бремени постепенно восстанавливается баланс между потребностями функционирования и потребностями развития обществапреодолевается разрыв между формально вменяемым и реально собираемым налоговым бременем.8. Налоговое бремя регионов — субъектов РФ следует рассматривать под углом зрения налогового и бюджетного федерализма. Если исходить из того, что каждый регион — субъект РФ относительно обособлен в рамках федерации в политическом и экономическом плане и вступает с федеральным центром в определенные финансовые отношения, то в составе налогового бремени региона — субъекта РФ целесообразно выделить две части: внешнее.

(федеральное) налоговое бремя, которое условно можно рассматривать как консолидированный налоговый платеж федеральному центру, и внутреннее (собственно региональное) налоговое бремя, которое функционально нацелено на потребности региона — субъекта РФ. В составе налогового бремени также следует выделять прямую и косвенную составляющие. Они отличаются по характеру воздействия на экономическое развитие региона.9. Экономический смысл расширенной трактовки переложения налогов состоит в обосновании двух направлений переложения: • по горизонтали (через обменные процессы — сделки купли — продажи, аренды и т. п.) — • по вертикали (через институт власти, т. е. посредством властных корректировок налогооблагаемой базы, введения дифференцированных ставок налогов, льготных режимов для отдельных плательщиков, реструктуризации налоговой задолженности и др.).И по горизонтали и по вертикали переложение налогов существенным образом видоизменяет характер, динамику и структуру всего воспроизводственного процесса. В диссертации дан анализ основных форм переложения налогов по вертикали, показано, каким образом эти формы изменяют характер, направление и динамику потоков налоговых платежей и трансформируют соответствующие воспроизводственные процессы. Переложение налогов по вертикали затрагивает многие аспекты развития экономической системы современной России, в том числе и финансовые отношения между федеральным центром и регионами — субъектами РФ. Выравнивающие трансферты являются формой компенсационного платежа федерального центра некоторым регионам — субъектам РФ за обусловленные существующей системой экономических отношений устойчивые разрывы между собственными налоговыми возможностями и бюджетными потребностями. Экономический смысл такого компенсационного платежа состоит не в преодолении указанного разрыва, а в его воспроизводстве.10. Соотношение налогового бремени и налогового потенциала дает в руки исследователю ключ к оценке эффективности налоговой политики, поскольку: • налоговое бремя и налоговый потенциал как финансовые формы отражают содержание взаимодействия двух фундаментальных институтов налоговой политики — власти и собственности- • налоговое бремя и налоговый потенциал обобщенно характеризуют воспроизводственные аспекты налоговых отношений (налоговый потенциал реализуется в виде налогового бремени, а последнее, в свою очередь, есть предпосылка формирования налогового потенциала).В отдельно взятой точке развития налоговое бремя трансформирует ресурсы экономического роста плательщиков в налоговые доходы бюджета. Но в динамике взаимосвязь налогового бремени и экономического роста раскрывается полнее — часть сегодняшнего налогового бремени оборачивается приростом вещественного, финансового и человеческого капиталов и тем самым закладывает основы для экономического роста, причем более высокого качества. Решение проблемы устойчивого и эффективного экономического роста регионов — субъектов РФ упирается не столько в снижение налогового бремени, сколько в реализацию факторов производственного типа: • реструктуризацию налогового бремени в целях увеличения ее внутренней (региональной) составляющей, становление регионов заинтересованными субъектами налоговых отношений- • расширенное воспроизводство налогового потенциала территории с использованием таких инструментов, как региональные бюджеты развития, специальные налоговые режимы для точек интенсивного экономического роста региональных хозяйственных комплексов- • налаживание системы управления развитием налогового потенциала и налогового бремени региона. Такая система предполагает, прежде всего, единство общеэкономической, финансовой и налоговой политики региона. Динамический аспект соотношения налогового бремени и налогового потенциала может быть выражен в виде последовательного ряда соотношений величин налогового бремени и налогового потенциала по годам. Налоговая политика эффективна, если соблюдены следующие динамические условия: налоговое бремя и налоговый потенциал монотонно возрастаютмежду ними не образуются положительные резервы, а отрицательные резервы стремятся к нулю (т.е. минимизируются).11. Поскольку налоговая политика осуществляется в рыночном экономическом поле, ее стратегиям присущи следующие черты: • многовариантность- • рыночная неопределенность- • наличие многообразных финансовых рисков- • масштабные последствия, выходящие далеко за пределы сферы налоговых отношений. В процессе формирования стратегии устанавливаются ее перспективные цели — в данном случае это конкретная форма согласования интересов субъектов налоговых отношений при доминирующей роли государственных налоговых органов. В этом случае государство как бы поднимается над отдельными экономическими субъектами и воплощает в себе функции регулирования налоговых отношений в интересах всего общества. Однако такая оптимальность утрачивается в процессе бюрократизации налоговых органов. Реализация выбранной стратегии налоговой политики происходит с помощью комплекса тактических инструментов. Под инструментами налоговой политики следует понимать средства, позволяющие оценивать и оперативно регулировать взаимодействие субъектов налоговых отношений, корректировать формы согласования их интересов. Совокупность реально осуществляемых в данной системе налоговых отношений стратегий образует поле стратегий налоговой политики. Такое поле абстрактно сформировано несколькими основными (типовыми) стратегиямиопределенные комбинации элементов основных стратегий задают те или иные виды конкретных, осуществляемых на практике стратегий налоговой политики.12. Если известна совокупность наиболее сильных факторов налоговой политики, то возможно сформировать основы поля стратегий данной политики. Данную совокупность факторов составляют: потребность в социальной стабильностиадминистративный факторналичие олигархических структурнедостаточность собственной доходной базыпотребность в инвестициях. Исходя из приведенной совокупности факторов, можно сформулировать следующие основные стратегии налоговой политики субъектов РФ: • административная стратегия — для нее характерна сугубо фискальная ориентация, нацеленность на силовое «изъятие» налогов у плательщиковпоследние в этом случае фактически перестают быть активными субъектами налоговой политики и низводятся до положения ресурсных источников налоговых доходов- • социально-поддерживающая стратегия — ориентирована на бюджетную поддержку кризисной социальной сферы, дотации слабым хозяйствующим субъектам, предоставление финансовой помощи населению и т. п. Налоговые доходы не концентрируются на наиболее важных направлениях развития региона, а проедаются. Интересы конечных получателей налоговых бюджетных доходов берут верх над интересами плательщиков, что ведет к потребительской трансформации самой налоговой политики- • трансфертоориентированная стратегия — типична для регионов, собственная доходная база которых недостаточна для их бюджетного обеспечения. Хозяйственный комплекс потерял свое системное качество, стал совершенно непривлекателен для инвесторов- • олигархическая стратегия — ориентирована на экономические интересы господствующих в экономике и политике региона олигархических групп. Поведение последних носит, как правило, рентоориентированный характер. Региональные олигархические структуры получают явные и неявные налоговые льготы и тем самым перекладывают свое налоговое бремя на плечи других налогоплательщиков- • воспроизводственная стратегия — ориентирована на экономический рост региона посредством как прямых инвестиций из бюджета развития, так и налоговой поддержки эффективных структур регионального бизнеса. Происходит налоговая инициация хозяйственного комплекса региона.13. В сфере налоговых и бюджетных отношений РСО-Алания сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, пришли в упадок прежние регионообразующие предприятия горнодобывающей и оборонной промышленности, цветной металлургиивместе с тем был потерян наиболее объемный для регионального бюджета поток налоговых доходов. С другой стороны, в республике сформировались олигархические структуры, чей капитал был инвестирован преимущественно в спиртово — водочный бизнессистема малого бизнеса не получила существенного развития. Региональный бюджет сбалансирован за счет масштабных трансфертов. В реальной стратегии налоговой политики РСО — Алания переплетены существенные элементы двух стратегий: олигархической трансфертоориентированной. Республика заинтересована во включении в свою налоговую политику элементов воспроизводственной стратегии.14. В состав группы аналитических и оценочных инструментов региональной налоговой политики входят: • основные индикаторы общеэкономического и финансового развития региона- • методики оценки финансового и налогового потенциала региона- • методики оценки финансовой состоятельности- • инструменты анализа региональных финансовых потоков- • инструменты анализа и оценки налогового бремени региона. В состав группы оперативных практических инструментов региональной налоговой политики входят: • региональный бюджет развития- • виды региональных налогов, которые могут быть включены в арсенал налоговой политики субъекта РФ- • налогооблагаемая база и ставки обложения по всем видам региональных налогов- • льготы и преференции для конкретных плательщиков по региональным налогам- • льготы для конкретных плательщиков по региональной составляющей федеральных налогов- • налоговые кредиты- • специальные налоговые режимы- • реструктуризация налоговой задолженности- • применение процедур банкротства по отношению к субъектам налоговых отношений, имеющим масштабную просроченную задолженность- • уступка прав требования по налоговой задолженности. В составе оперативных инструментов следует выделить подгруппу активных инструментов инвестиционного характера, обеспечивающих воспроизводственную стратегию региональной налоговой политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Х. Формирование налоговой политики субъекта Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики). Москва: Финансы, 2001.
  2. Л. Стратегия экономического роста и инфляция: Выступление на круглом столе «Инфляция и антиинфляционная политика в России» 17 декабря 1996 г.//Финансовый бизнес. 1997, № 2.
  3. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. № 1.
  4. С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблема взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. -№ 9.
  5. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  6. М.М. Взгляд на развитие учения о налоге. Харьков, 1870.
  7. И.М. Новый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. 2003. -№ 1.
  8. А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
  9. Е.Г., Тертышный А. Т. Экономическая реформа в России: Общенациональные и региональные аспекты. — Екатеринбург, 1995.
  10. Антология экономической классики: в 2-х т./Сост. И. А. Столяров. -М.: ЭКОНОВ КЛЮЧ, 1993.П.Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. 2001. — № 5.
  11. В.И. Банкротство организаций и налоговые отношения // Налоговые отношения. 1999. — № 3
  12. Р. Политическая экономия: в 2-х т. М.: Международные отношения, 1994.
  13. С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. -М.: БЕК, 1996.
  14. С.В., Бекетова О. Н. Лафферовы эффекты в экономике современной России / Финансы. 2003. № 4.
  15. С.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. 2000. № 2.
  16. К.С. Финансовое право. М.: Юрист, 1995.
  17. Г. Экономический анализ и человеческое поведение// THESIS. Зима, 1993. Т.1 Вып.1.
  18. А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. 2003. — № 11.
  19. М. Экономическая мысль в ретроспективе /Пер.с англ. 4-е изд. -М.: Дело ЛТД, 1994.
  20. М., Кашин В. Налоговая политика на современном этапе // Вопросы экономики. 2002. — № 7.
  21. О.В. Налоговый потенциал и региональные счета// Финансы. -2000. № 2.
  22. И. В. Реформы российской экономики идут по тупиковому сценарию // ЭКО. 1993. — № 7.
  23. А.В. Специальный налоговый режим: упрощенная система налогообложения // Финансы. 2003. — № 5.
  24. A.M. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
  25. А.В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Брызгалин В. В. Методы налоговой оптимизации. -М.: «Аналитика- Пресс», 2001.
  26. М.Б. Развитие налоговой системы России в цифрах и фактах// Налоговый вестник. — 1999. № 4.
  27. С.П., Синченко Б. П. Государственное регулирование регионального развития в период становления рыночных отношений.-Петропавловск- Камчатский: Камшат, 1994.
  28. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» // Финансы. 2003. — № 6.
  29. Бюджетный кодекс Российской Федерации /Кодексы Российской Федерации. М.: ЮНИТИ, 2005.
  30. Дж. Границы свободы / Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М.: Таурус Альфа, 1997.
  31. Дж. Конституция экономической политики // Избранные труды. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: Таурус Альфа, 1997.
  32. А.А., Панова Е. И. Собираемость налогов и коррупция в налоговых органах. -М.: РПЭИ, 2000.
  33. Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1994.
  34. С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб, 1912.
  35. A.M. Перспективное планирование финансовых ресурсов. М.: Финансы, 1976.
  36. В.Н. О деятельности МНС России в области государственного управления налогообложением // Налоговый вестник. 2003. -№ 7.
  37. Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях // Налоговый вестник. 2003. -№ 1.
  38. Е. Государство и эволюция.- М, 1995.
  39. Е. Т. Новые задачи: выбор за нами // Вопросы экономики.-1994. -№ 9.
  40. Дж. К. Экономические теории и цели общества/ Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1976.
  41. Н.П. Траектория формирования налоговой институциональной методологии// Проблемы новой политической экономии.- 2002.-№ 2.
  42. Ю. П., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.
  43. И. К оценке налоговой политики // Вопросы экономики.2002.- № 7.
  44. И. В. Налоги в рыночной экономике. М.: Анкил, 1993.
  45. Государственная налоговая служба./ Под общ. ред. В. К. Бабаева. -Новгород, 1995.
  46. Е. Н., Сутырин С. Ф. Теория и практика налогообложения. СПб., 1996.
  47. Гражданский кодекс Российской Федерации. -М.: Стоглавъ, 1998.
  48. В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997.
  49. Дж. К. Экономические теории и цели общества./Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1976.
  50. Демчук Н. Н, Налоги: функции, структура, пути совершенствования // Налоговый вестник. 1999. — № 4.
  51. Де Сото Э. Иной путь. М.: Catallaxy, 1997.
  52. P.JT. Международное налогообложение./Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997.
  53. И.Ю. Налоговая реформа: проблемы остаются //Финансы.2003.-№ 1.
  54. В.В. Переложение налогов. М.- 1930.
  55. О.Г. Региональная экономическая диагностика. Спб.: Изд.-во СПбУЭФ, 1999.
  56. Дуканич J1.B. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-416 с.
  57. Е. Н. Основы налогообложения и налоговые права. М., 1999.
  58. А.А., Дейнега В. Н. Теория финансов в зеркале политической экономии. Краснодар: Экоинвест, 2000.64.3авельский М. Г., Петросянц В. 3. Хозяйственные интересы и федерализм (согласование и реализация). М., Институт экономики РАН, 1996.
  59. Закон РФ от 06.12.1991 г. № 2118−1 «Об акцизах».
  60. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы вРФ».
  61. Закон РФ от 29.12.1995 г. № 222- ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  62. Закон РФ от 09.08.1994 г. № 23-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю».
  63. Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1759−1 «О дорожных фондах в РФ» (с изменениями и дополнениями).
  64. Закон РФ от 31.07.1998 г. № 148 ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
  65. Закон РФ от 06.12.1991 г. № 1992−1 «О налоге на добавленную стоимость»
  66. Закон РФ от 13.12.1991 г. № 2030−1 «О налоге на имущество предприятий».
  67. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  68. Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738−1 «О плате заземлю».
  69. Закон СССР от 14.03.1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций».
  70. Закон о республиканском бюджете РСО-А на 2003 год от 15.02.2003 г. № 15- РЗ.
  71. Закон о республиканском бюджете РСО-А на 2004 год от 12.02.2004 г. № 8- РЗ.
  72. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 апреля 2005 года № 31 -РЗ «О республиканском бюджете РСО-А на 2005 год».
  73. Закон Республики Северная Осетия Алания «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия — Алания» от 15.04.2000 38-P3 (в редакции 28.01.2003).
  74. Закон Республики Северная Осетия Алания «О плате за землю» (в редакции Закона СОССР от 27.10.1992 № 306 и Закона РСО-А от 15.07.1994 № 491).
  75. Закон Республики Северная Осетия Алания «О плате за пользование водными объектами в Республике Северная Осетия — Алания» от 30.12.1998 № 31−3 (в редакции Закона РСО-А от 14.11.2002 № 23-Р3).
  76. Закон Республики Северная Осетия Алания «О транспортном налоге» от 26.12.2002 № 26-РЗ (с изменениями и дополнениями).
  77. Р.Ф. Права налогоплательщиков по новому Законодательству. М., Институт государства и права РАН, 1993.
  78. Законы и налоги. Агентство финансовой информации «Консультант"// http: //www, d i n form. ru
  79. JI.JI. Муниципальные финансы: Учеб пособие. М.: Экономистъ, 2003.
  80. Игонина JI. J1. Налоговый потенциал в системе финансового выравнивания // Наука Кубани. 2003. — № 1.
  81. И.А. О грядущей России: Избр. Статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого- Совместное изд. Св.-Троицкого монастыря и корпорации «Телес». — Нью-Йорк, 1982.
  82. Инструкция ГНС РФ от 08.06.1995 г. № 33 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий.
  83. Инструкция ГНС РФ от 11.10.1995 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
  84. Инструкция ГНС РФ от 15.05.1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».
  85. О.В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли (IX -XXI в.в.): в 2 т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
  86. П., Синельников Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России // Вопросы экономики. — 2003. -№ 10.
  87. Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990.-288с.
  88. В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. 2002. — № 9.
  89. Н.В. Методика расчетов налогового потенциала // Финансы. 2001.-№ 12.
  90. Н.В. Налоговый потенциал в системе бюджетного прогнозирования // Финансы. 2002. — № 2.
  91. Дж. К. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения /Пер. с англ. М.: Экономика, 1983.
  92. М.М. Ресурсы и инструменты региональной налоговой политики. Краснодар, 2002.
  93. Г. Б. Мезоэкономические проблемы российской экономики// Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2003. -№ 2, Том 1.
  94. Н.А. Стоит ли переходить на упрощенную систему налогообложения // Налоговый вестник. 2003. -№ 7.
  95. В. Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах //Налоговый вестник.- 1998. № 9.
  96. Д. Налоговая политика: какой путь выбран // Вопросы экономики. 2002. — № 7.
  97. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000.
  98. Коломиец A. JL, Мельник А. Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов регионов // Налоговый вестник. 2000. — № 1.
  99. A.JI., Мельник А. Д. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе // Налоговый вестник. 2000. -№ 3.
  100. Комментарий к ГК РФ части второй. М., ИНФРА-М, 1997.
  101. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов РФ в 1998—2000 гг. // Экономика и жизнь. 2000. — № 19.
  102. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов РФ в 2003 г.// www.ivr.
  103. Конституция Российской Федерации: Научно практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. — М.: Юристь, 1997.Ш.Коняев А. И. Финансовый контроль дореволюционной России «Очерки истории». М.: Госфиниздат, 1950.
  104. Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. 2003. -№ 9.
  105. В.В., Кузнецова Г. В. Налоговая проверка предприятия. — М.: Приор, 1996.
  106. В. В., Кузнецов Г. В. Анализ налоговых ошибок. М., Приор, 1998.
  107. Р. Фирма, рынок и право. -М.: Дело, 1993.
  108. Р. Природа фирмы: Истолкование /Под ред. О. Уильямсона, С. Уитнера. М.: Дело, 2001.
  109. В.М. Предложения по стимулированию экономического роста через схему понижающих ставок налогообложения // Налоговый вестник. 1999, — № 7.
  110. И.М. Очерки финансовой науки. Петроград, 1919.
  111. А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики.- 1995. № 8.
  112. О. Наш «любимый» НДС // Эксперт. 1999. — № 6.
  113. В.И. Доклад об очередных задачах Советской власти. Полн. собр. соч. — Т.36.
  114. В.И. Проект постановления об исполнении государственного контроля. Полн. Собр. Соч. Т.37.
  115. Д.С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России: (Научный доклад на Президиуме РАН 24 декабря 2002 г.). -Волгоград: Изд. ВолГУ, 2003.
  116. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  117. Т. О налоговом федерализме // Налоговый вестник. -2003. № 1.
  118. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Пер. с англ. в 2-х томах. М.: Республика, 1993.
  119. Макрообзоры. Институт комплексных стратегических исследований //http: //www.icss.ac.ru
  120. Н.И. Налогообложение малого бизнеса // Финансы. 2003.1.
  121. Н.И. О перспективах налоговой реформы // Налоговый вестник. 2003. -№ 6.
  122. О.Ю. Производственное отношение: политико-экономическая модель (материалы к спецкурсу). Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  123. К. Капитал. Т.1. М.: Госполиттздат, 1953.
  124. А. Принципы политической экономии. / Пер. с англ. Р. И. Столнера. М.: Прогресс, 1983.
  125. А. Н. Как планировать налоговые платежи. М., ИНФРА -М, 1996.
  126. К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.
  127. О. В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. М.: Фонд «Правовая культура», 1995.
  128. П.В. Тяжесть налогообложения в иностранных государствах. М., 1928.
  129. А. Не добивать налогами хиреющую экономику // Экономические науки. 1992. — № 2.
  130. Н. В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М., ИНФРА-М, 1999.
  131. Мир в 2000 году. М., 2000.
  132. С.М., Крупенина Г. А., Богданова М. С. Оценка избыточных тягот налогообложения в российской экономике. М.: РПЭИ, 2000.
  133. А. Г., Неверкевич В. В. Оптимизация налогообложения предприятий в РФ. — М., 1997.
  134. Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. Вып.5.
  135. Ф. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. М.: Дело,
  136. Налоги в России. Налоговая система Российской Федерации: Сб. нормат. док. М.: Инфра — М, 1998.
  137. Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. М.: Финансы и статистика, 2003.
  138. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М.: Инфра — М, 1999.
  139. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2002.
  140. Налоги и налоговое право / А. В. Брызгании, В. В. Брызгалин, Е. А. Гринемаер, Е. В. Демешева и др.- под ред. А. В. Брызгалина. — М.: «Аналитика-Пресс, 1997.
  141. Налоговая политика в индустриальных странах. М., 1995.
  142. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В. Г. Князева, Д. Г. Черника. 2-е изд., перераб. и доп. — М., Закон и право, ЮНИТИ, 2002.
  143. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Изд-во НОРМА, 2004.
  144. С.В. Институциональная организация экономики и методологические подходы к ее исследованию// Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003.- № 2, Том 1.
  145. Д.С. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  146. Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904.
  147. И.Х. Основы финансовой науки. Рига, 1923.
  148. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. -М.: ИНФПА-М, 2002.
  149. О мерах государственной поддержки предприятий и организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов. Постановление Правительства РСО-А от 30.08. 2002 № 181.
  150. Обзор теоретических подходов к оценке налогового потенциала субнациональных административно-территориальных образований. Институт Экономики Переходного Периода // www.iet.ru
  151. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  152. Основные положения концепции выхода из кризиса и реформирования экономики России на 1996−2000 гг. и на период 2005 г.: Анализ прогноз Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова // Финансовый бизнес. — 1996. — № 4.
  153. Основы налогового права. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995.
  154. Л.П., Ефремова А. В. Налоговая реформа и создание модели эффективности налоговой системы в России // Налоговый вестник. 1998. -№ 11.
  155. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник.- М.: Книжный мир, 1999.
  156. В.Г. О некоторых назревших проблемах налогового законодательства// Налоговый вестник. 1998. — № 3.
  157. В.Г. О некоторых проблемах Налогового Кодекса России // Финансы. 1998. — № 4.
  158. И.А., Вишневская Н. Г. Формирование налоговой базы регионов в переходный период // Налоговый вестник. 2000. — № 7.
  159. В. Трактат о налогах и сборах. Антология экономической мысли в 2-х томах., М., Эконов, 1993, т. 1.
  160. У. Экономические и статистические работы. / Пер. с англ. -М.: Соцэкгиз, 1940.
  161. А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т./Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1985.-Т. 1
  162. А.П. Государственные финансы царской России в эпоху империализма. М.: Финансы, 1996.
  163. В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. — № 3.
  164. М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 1999.
  165. Приоритеты бюджетной и налоговой политики (материалы расширенного заседания коллегии Минфина РФ 12 марта 2003 г.) // Финансы. -2003.- № 3.
  166. Приоритеты бюджетной и налоговой политики (материалы расширенного заседания коллегии Минфина РФ 12 марта 2003 г.) // Финансы. -2003 .-№ 4.
  167. Проект Сирена: модели оценки региональной политики. -Новосибирск: Изд-во ИЭ ОПП СО РАН, 1999.
  168. В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 1996. 192 с.
  169. В.М. Содержание и принципы построения налоговой системы // Финансы. 2001. — № 10.
  170. С.Н. Размышления о налоговом бремени // Налоговый вестник, 1996, № 12.
  171. Регионы России. Статистический сборник. М., 1999.
  172. Д. Начало политической экономии. Антология экономической мысли. В 2-х томах., М.: Эконов ключ, 1993.
  173. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат РФ. -М.: Логос, 2002.
  174. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма / Под ред. К. Валлих.-М., 1993.
  175. И. Г., Кашин В. А. Налоги и налогообложение. М., Финансы, 1998.
  176. Р.Ю. Методы оценки бюджетной ассиметрии и усиление государственного воздействия на ее сокращения // Финансы. -2003. № 9.
  177. Н.М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. 2003. — № 2.
  178. В.В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности // Налоговый вестник. 2003. -№ 8.
  179. П. Экономикс. М.: Инфра М, 1996.
  180. Северная Осетия Алания в цифрах. Краткий статистический справочник. Владикавказ, 2003.
  181. Северная Осетия — Алания в цифрах. Краткий статистический справочник. Владикавказ, 2004.
  182. . Основные теории современной экономической мысли./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968.
  183. Н.И. Налоговая система как активный инструмент инвестиционной политики государства и регионов // Финансы. 2003. — № 2.
  184. А.Г. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в 2004 году // Финансы. 2003. — № 10.
  185. .С. Новые начала политэкономии. М.: 1987.
  186. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1962.
  187. Собираемость налогов в регионах России // http://rocich.ru/other.php
  188. Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  189. B.JI. Государство и экономика. М.: Магистр, 1997.
  190. В.Н. Финансовые очерки. М., 1916.
  191. Тевено J1. Рациональность или социальные нормы: преодоленное противоречие?/ Право и экономика. М.: Изд-во ГУ-ВШ, 1999.
  192. Н.Х., Сланов А. Э., Цахилов К. Н., Токаева А. Н. Формирование доходной базы местных бюджетов в условиях рынка.-Владикавказ: Проект Пресс, 2000.
  193. О. Адаптивная корпорация // Новая индустриальная волна на Западе. Антологии /Под ред. В. Я. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  194. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999.
  195. А.А. Налоги как орудие экономической политики. Баку, 1925.
  196. А.В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия / Финансы. -2000. № 5.
  197. Н. Опыт теории налогов. М., 1937.
  198. О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат, 1996.
  199. Указ Президента РФ от 06.01.1998 г. № 10 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 100С «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»».
  200. Указ Президента РФ от 07.12.1993 г. № 2118 «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей»
  201. Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения».
  202. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков / Моск. Центр Ин-та «Восток-Запад». М: Диалог-МГУ, 1999.
  203. Финансовая газета. № 21 (545), май 2002 г.
  204. Финансово-кредитный словарь. В 3 т. М.: Финансы и статистика, 1994, 1996, 1998.
  205. Ф. Познание, конкуренция и свобода. СПб.: Пневма, 1999.
  206. Л. Денежная теория. М.: Прогресс, 1990.
  207. Ю.И., Канапухин П. А., Клинова С. П., Просняков В. П. Собственность и экономические интересы. Воронеж: из-во ВГУ, 2000.
  208. Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, 1997. 224. Черник Д. Г. Экономическая ситуация и налоги // Налоговый вестник.- 1999.-№ 9.
  209. Д.Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  210. Л.Г. Об оценке налогового потенциала Астраханской области с использованием репрезентативной системы // Налоговый вестник. -2003 .--№ 3.
  211. А.А. Инвестиционный процесс: проблемы и методы его активизации. Нальчик: «Эльбрус», 2001.
  212. А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис, 2002.
  213. К.Ф. Проблемы тяжести обложения. М., 1928. 128 с.
  214. II. Экономические перспективы России // Вопросы экономики.- 1995.-№ 1.
  215. Й. Капитализм, Социализм и Демократия. М.: Экономика, 1995.
  216. Й. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем., М., Прогресс, 1982.
  217. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991 1997. — М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998.
  218. Экономическая теория на пороге XXI века /Под ред. Ю. М. Осипова, В. Г. Пуляева и др. М.: Юристъ, 1998.
  219. Экономические реформы в России: на пороге структурных перемен. Доклад Мирового банка реконструкции и развития. / Пер. с англ., М., Республика, 1993.
  220. К. Восприятие риска в психологии и экономической науке// THESIS.- 1994.-№ 5.
  221. JI. Благосостояние для всех / Пер. с нем., М., Начала-Прогресс, 1991.
  222. Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / М., ИНФРА-М, 1999.
  223. Н.Н. Основные начала финансовой науки. СПб., 1890.
  224. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995.
  225. Ю.В. История цивилизаций. М.: Владос, 1997.
  226. Е. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. — № 4.
  227. С. Структурный маневр и экономический рост // Вопросы экономики. — 2003. -№ 8.
  228. Е. Экономический рост как цель и как средство // Вопросы экономики. -2001. № 9.
  229. Alchian А/ Economic Forces at Work/ Indianappolis: LibertyPress, 1977.
  230. Arnau Beria V.J. Vanual de Presupuestos de las Entidades Locales. -Marcial Pons, Ediciones Juridicas, S.A., Madrid, 1991. 378 p.
  231. Barr O. Sosial Security Policies in Industrial countries. Cambridje: University press, 1998. — 124 p.
  232. Elster J. Economic Order and social Norms // Journal of Institutional and Theoretical Economics, 1988. Vol. 144. № 2.
  233. Hamilton V. Institution// Encyclopedia of the Social Sciences, -Vol.VIII. N.Y.: Simon and Shuster, 1996.
  234. Manadgment Control in Government Administration: Some Comparative Practives. Copyringt OECD, Paris, 1996. — 250 p.
  235. Norme Arnoud A.-J. (ed.) Dictionnaire encyclopedique de theorie et de sociologie du droit. Paris: LGDJ, 1993.
  236. Schotter A. Microeconomics. A Modern Approach. Addison-Wisley Educational Publisher Inc., 1996.
  237. Williamson O.E. The New Institutional Economics. Taking Stock. Looking Ahead // Journal of Economic Literature, 2000, vol.38. № 3.
  238. Williamson O.E. Transaction Cost Economics: How It Works- Where It is Headed// The Economist. 1998. — 146: 1.255. http: //www mfit.ru/economic/obzor/ob 10−06−03−1.html www.256. http: // nalog. ru/ statistics257. http: //www minfin.ru
Заполнить форму текущей работой