Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Медико-социальное обоснование системы медицинского обеспечения курсантов инженерных специальностей высшего морского учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учебным отделам морских учебных заведений предусмотреть в программе обучения на кафедрах медицинской подготовки плавсостава обучение курсантов основам здорового образа жизни в условиях мореплавания. Предусмотреть в программе обучения на кафедре медицинской подготовки плавсостава подготовку курсантов академии по основам психосоциальной и медицинской профилактики дистрессов. При этом основное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние и проблемы оптимизации здоровья учащейся молодежи в современной России (обзор литературы)
    • 1. 1. Общие тенденции и основные факторы динамики здоровья современной учащейся молодежи
    • 1. 2. Проблемы медицинского обеспечения подготовки кадров для флота
  • Глава II. База и методика исследования
  • Глава III. Основные характеристики адаптации курсантов к обучению в морской академии им. С.О. Макарова
  • Глава IV. Медико-социальные оценки уклада жизни курсантов
    • 4. 1. Рекреационная деятельность, питание, сон
    • 4. 2. Нормы поведения, привычки
  • Глава V. Оценка здоровья курсантов академии по данным опроса и показателям заболеваемости
  • Глава VI. Научно-практические основы медицинского обеспечения курсантов высших училищ флота
  • Выводы

Медико-социальное обоснование системы медицинского обеспечения курсантов инженерных специальностей высшего морского учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В настоящее время Россия столкнулась с проблемой необходимости ускоренного восстановления флота, как залога государственной экономической независимости.

Решение вопросов роста экономически эффективного и конкурентоспособного в мировом судоходстве отечественного флота сопровождается увеличением психофизиологических нагрузок на экипажи, появлением новых, неизвестных ранее, неблагоприятных факторов мореплавания. Наряду с этим, изменяется психология квалифицированных работников флота, которые предъявляют более высокие запросы к условиям и характеру труда, быта, отдыха на судах (Ломов О.П., 1993; Маймулов В. Г., 2002; Мозер A.A., 2003; Поляков И. В. и соавт, 2004; Желиховский С. Е., 2005).

Все эти процессы являются факторами определяющим необходимость совершенствования медицинского обеспечения плавсостава (Новиков B.C., 1996; Поляков И. В. и соавт., 2004). Медико-социальная значимость этого обеспечения усиливается существенно возрастающей стоимостью подготовки высокообразованных флотских специалистов, особой ценностью опытных, стажиро-ванных работников (по данным Российского Морского Регистра Судоходства — 82% аварий на море происходит из-за ошибок людей).

В последние годы дополнительной проблемой медицинского обеспечения экипажей судов стал повсеместный выход судов в рейсы без медицинских работников, а также реструктуризация сети медико-профилактических учреждений флота (Васильев Д.И., 1983; Юдович А. Б., 1988, Поляков И. В. и соавт., 2000). В международных конвенциях и соглашениях, подписанных Россией (ПДМНВ -78/95, Конвенция Международной морской организации (IMO) — Конвенции МОТ № 164, 147 «Минимальные нормы в торговом флоте», О взаимопонимании по контролю судов государством порта" 1982 и 1994 гг.) отмечено, что медицинская подготовка является частью основной программы профессионального обучения моряков. С одной стороны, это привело к необходимости изучения курсантами высших морских учебных заведений основ оказания медицинской помощи в рейсах. С другой стороны — еще более повысило требования к подготовке здорового пополнения для флота.

В настоящее время накоплен определенный опыт решения проблем медицинского обеспечения флота и будущих флотских специалистов в морской академии имени адмирала С. О. Макарова (Буров В.В., 1986; Поляков И. В. и соавт., 2004; Желиховский С. Е., 2005). Специалисты отмечают, что при приобретении флотских профессий в высших морских учебных учреждениях полузакрытого типа возникает целый ряд специфических медико-социальных проблем. Уклад жизни подростков, обучающихся в морских вузах, в корне отличается от ранее существовавшего привычного образа жизни. Радикально меняются условия рекреации, появляется давление традиций будущей профессии. Наконец, происходит первый контакт с факторами производственного процесса. Даже в более мягких условиях обычного учебного заведения системы послешкольного образования, у подростков развиваются характерные адаптационные изменения, за которыми стоят проявления физического и нервно-психического перенапряжения, ухудшение здоровья, разочарование в выборе будущей профессии, повышенная распространенность различных форм девиантного поведения (Арнольди И.А. и совт., 1972; Юрьев В. К., 1998 и др.- Вербицкий A.A., 1991; Габай Т. В., 1988; Васильева О. Л., 2001 и др.- Шабров A.B. и соавт., 2002).

Перечисленные аспекты адаптации молодых людей к условиям высшей школы, относятся к сфере нерешенных научно-практических проблем и являются традиционным объектом дискуссий (Андреева Д.А., 1973; Вербицкий A.A., 1991; Бодалев A.A., 1993; Ильин Е. П., 2002). Вместе с тем, крайне мало медико-социальных исследований, посвященных высшим учебным заведениям морского флота, обучение в которых протекает в более жестких нормативных условиях. Имеющиеся исследования носят фрагментарный характер, что явно недостаточно для управленческих решений по должному медицинскому обеспечению этой категории учащихся в современных условиях вхождения России в единое международное образовательное и экономическое пространство.

Цель исследования: научное обоснование комплекса мероприятий по оптимизации медицинского обеспечения подготовки курсантов инженерных специальностей высшего морского учебного заведения с целью повышения их готовности к предстоящей профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

— провести углубленное медико-социальное исследование процесса профессионального обучения и рекреационной деятельности курсантов высшего образовательного учреждения морского флота;

— провести анализ заболеваемости, особенностей психосоциальных реакций с учетом факторов учебной, внеучебной среды и особенностей гигиенических установок курсантов высшего образовательного учреждения морского флота;

— изучить медико-социальные особенности адаптации курсантов к учебному процессу и рекреационной деятельности в условиях высшего образовательного учреждения флота полузакрытого типа;

— разработать рекомендации по совершенствованию медицинского обеспечения курсантов с целью повышения готовности выпускников к практической профессиональной деятельности на судах морского флота.

Личный вклад автора. Автором проведен обзор литературы, составлен план исследования и разработана программа его проведения, проведено медико-социальное исследование с помощью социологического, санитарно-статистического и экспертного методов (вклад 94%).

С участием автора проведено массовое социологическое обследование избранной совокупности курсантов академии им. адм. С. О. Макарова и контрольной группы студентов Санкт-Петербургской Политехнической Академии (вклад 90%). Автором лично проведен сбор научной информации путем выко-пировки из первичной медицинской и отчетной документации МСЧ, проведен её- анализ (вклад 98%). В целом личный вклад автора превышает (95%).

Научная новизна исследования. Впервые проведено комплексное медико-социальное исследование в учебном заведении по подготовке инженерных кадров для морского флота России.

Показана динамика процессов адаптации курсантов в различные периоды обучения, выделены медико-социальные факторы, нарушающие и способствующие успешному течению адаптации, укреплению и стабилизации здоровья, успешному профессиональному обучению.

Проведен анализ роста среди курсантов приема алкогольных напитков и ПАВ, выделены факторы, провоцирующие их расширенное потребление.

Обоснованы принципы целевой учебной подготовки курсантов по профилактике последствий неблагоприятных психофизиологических перегрузок и реабилитации при преморбитных состояниях.

Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволившими научно обосновать программу дополнения медицинской подготовки курсантов высших учебных заведений морского флота, обосновать систему мероприятий по профилактике дисадаптационных синдромов, предупреждения и реабилитации заболеваний, связанных с психофизиологическими перегрузками.

Выводы и практические рекомендации позволяют научно обосновать комплекс мероприятий по системному улучшению медицинского обеспечения курсантов инженерных специальностей высшего морского учебного заведения с учетом их предстоящей профессиональной деятельности в современных условиях, определяют основные направления совершенствования медицинской подготовки специалистов инженерного звена морского флота.

Материалы и выводы диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность государственных образовательных учреждений флота, используются в учебных программах преподавания на кафедре гигиены детей и подростков СПбГМА, на кафедре медицинской подготовки Государственной морской академии им. адм. С. О. Макарова.

Результаты диссертационного исследования использованы:

• при разработке межвузовского учебного пособия «Наркологическая безопасность на морских, речных и рыбопромысловых судах» (Утверждено УМО по образованию в области водного транспорта в качестве учебного пособия для обучения курсантов (студентов) по специальностям водного транспорта, направление подготовки 653 300, протокол № 25 от 28.04.2000);

• при разработке межвузовских методических рекомендаций «Положение о лицензировании и аккредитации морских медицинских центров (СПбГМА им. адм. С. О. Макарова, 1999);

• при разработке межвузовского руководства по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, связанных с перевозкой опасных грузов (рекомендовано УМО ВТ, протокол № 25 от 28.04.2000);

• при разработке межвузовской примерной программы дисциплины «Морская медицинская подготовка командного состава судов» (допущено Минтранс от 10.12.2002 г. № УП-3/363);

• при разработке межвузовской примерной программы дисциплины «Морская медицинская подготовка плавсостава» (допущено Минтранс протокол Пленума Совета УМО ВТ № 26 от 19−20 декабря 2000 г.);

• при разработке межвузовского учебного пособия «Неотложная наркологическая и психиатрическая помощь на морских, речных и рыбопромысловых судах» (Утверждено УМО по медицинскому и фармакологическому образованию вузов России в качеству учебного пособия для подготовки специалистов «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования», протокол № 27 президиума УМО по образованию в области водного транспорта от 28 мая 2001 г.);

• при разработке межвузовского учебного пособия «Практические навыки для оказания первой медицинской помощи на борту судна» (допущено Минтранс от 10.12.2002 г. № УП-3/363);

• при разработке типового положения (межвузовской программы) о медицинском морском учебно-тренажерном центре (СПбГМА им. адм. С. О. Макарова, 1999);

• при разработке программы медицинской подготовки по международной конвенции ПДМНВ 78/95 для курсантов ЭМ факультета СПбГМА им. адм. С. О. Макарова;

• при разработке программы подготовки курсантов СПбГМА им. адм. С. О. Макарова по оказанию первой помощи и медицинскому уходу за пострадавшими (СПбГМА им. адм. С. О. Макарова, 1999).

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на:

• Всероссийском семинаре «Сертификация и практическая подготовка моряков в соответствии с требованиями Международной конвенции ПДМНВ-95» (13−14 марта 2000 г., Санкт-Петербург, СПбГМА им. адм. С. О. Макарова, Российский морской регистр судоходства, МАП Санкт-Петербурга);

• Региональной научно-практической конференции «Наркотики на флоте и в морских учебных заведениях» (СПбГМА им. адм. С.О. Макарова2001);

• Седьмом Российском национальном конгрессе «Человек и его здоровье. (Санкт-Петрбург, 26−29 ноября 2002 г);

• Международном экологическом симпозиуме «Перспективные информационные технологии и проблемы управления рисками на пороге нового тысячелетия (СПб, МАНЭБ, 1−3.06.2000).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Программа и методика комплексной медико-социальной оценки здоровья молодых людей, получающих высшее инженерное образование в образовательном учреждении флота полузакрытого типа, позволила научно обосновать комплекс мероприятий с целью повышения уровня готовности выпускников к практической профессиональной деятельности на морском флоте.

2. Динамика показателей здоровья курсантов, а также психосоматическое состояние курсантов Государственной морской академии им. адм. С. О. Макарова в различные периоды обучения, существенным образом отличается от динамики аналогичных показателей среди студентов «обычного» технического вуза по подготовке специалистов инженерного профиля.

3. Медико-социальная оценка ведущих факторов риска снижения здоровья в различные периоды обучения свидетельствует о приоритетном значении процессов адаптации молодых людей к условиям обучения в полузакрытых учебных заведениях морского флота России.

4. Готовность курсантов к успешной профессиональной деятельности, зависит от их способности адаптироваться к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Это диктует необходимость специального обучения молодых людей основам здорового образа жизни в рейсе, противодействию стрессовым перегрузкам, обучения основам специфической реабилитации в рейсе и межрейсовый период в процессе труда на флоте.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания программы, базы, объема и методики исследования, 5 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и приложений. Библиографический список используемой литературы включает 249 отечественных и зарубежных источников. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ.

ВЫВОДЫ.

1. Существующие в стране проблемы дошкольного и школьного здравоохранения, неблагоприятные тенденции в здоровье молодого поколения накладывают существенный отпечаток на медицинское обеспечение курсантов высших учебных заведений морского флота.

2. Во время предварительного медицинского осмотра абитуриентов сотрудниками медицинской службы академии дополнительно выявляется большое число заболеваний. Недоучет патологии в поликлиниках по месту жительства абитуриентов составляет в среднем 20%. Учитывая и большой объем (до 70%) неправильно оформленных справок ф.086-у, передача функций приемных медицинских комиссий сторонним медицинским учреждениям представляется нецелесообразным.

3. Динамика заболеваемости курсантов академии отличается от заболеваемости студентов близкого по профилю «обычного технического» вуза. Основное отличие — высокая заболеваемость курсантов академии на начальных этапах обучения и стабильно снижающийся уровень этой заболеваемости по мере увеличения срока пребывания в академии. На младших курсах число дней ВУТ составляло 1309,3 °/005 на старших — 1047,4 °/00- Среди первокурсников число обращавшихся за медицинской помощью в медицинскую службу академии в течение года составило 82,5%. среди старшекурсников — 48,0%. В контрольной группе студентов снижения заболеваемости не отмечалось.

4. Характерной особенностью нарушений здоровья курсантов академии является относительно высокая доля распространенности донозологических, неспецифических отклонений. Тем роста числа неспецифических реакций на воздействие неблагоприятных факторов превышал в 5−6 раз темп роста специфических реакций. Повышенная частота преморбидных и донозологических состояний у курсантов, не сопровождается ростом патологической пораженности курсантов благодаря высокой профилактической активности медицинской службы академии.

5. Качество медицинского обеспечения курсантов определяется не только их приспособленностью к успешной жизнедеятельности в учебной среде академии, но и потенциальной способностью адаптироваться к предстоящей профессиональной деятельности в условиях мореплавания. Проблемы социально-психологической адаптации курсантов академии связаны, в основном, с учебным процессом. Роль внеучебных факторов заметно слабее. В контрольной группе студентов другого вуза на процессы адаптации влияли как учебные, так и внеучебные стрессы.

6. Существующие на начальном этапе обучения, трудности адаптации способствуют развитию у курсантов различных видов предпатологических и преморбитных состояний и расстройств, создают предпосылки для развития целого комплекса медико-социальных проблем к окончанию срока обучения.

7. В составе курсантов академии существуют две группы адаптационного риска: 1-я группа, курсанты с перенапряжением психофизиологических систем адаптации (16,8% + 3,8% от всей численности курсантов). 2-я группа, неспособные адаптироваться к требованиям, предъявляемым в академии (12,6% + 3,9% от численности курсантов).

8. Важным фактором профилактики является выработка у курсантов умения препятствовать развитию дистрессов, способностей к самоконтролю и адекватному оцениванию самодостаточности, способности преодолевать возникающие в жизни проблемы. Решение этих задач требует целевого, этапного комплексирования, учебной и медико-профилактической работы, проводимой в ВУЗе. Для этого необходима последовательная система профилактики психофизиологических перегрузок и реабилитации, способствующая сохранению и укреплению здоровья курсантов и их трудоспособности.

9. К значимым факторам риска повышенной заболеваемости и снижение адаптированности в период обучения в академии следует отнести растущее употребление алкогольных напитков и курения, процесс приобщение к которым особенно активно идет на младших курсах академии.

10. По негативным медико-социальным последствиям (повышенная заболеваемость, снижение адаптированности) злоупотребление пивом сопоставимо с крепкоалкогольными напитками. Особое значение имеет ускоренное формирование пристрастия к пиву. В среднем этот срок у обследованных курсантов составлял для водки — 5,4 года, крепленого вина — 4,5 года, для крепкоалко-гольных напитков неопределенного сорта — 3,7 года, пива — 2,1 года.

11. При существующей системе медико-социального контроля, вне поля зрения медиков и администрации академии могут оставаться повышенные уровни негативных поведенческих реакций и разнообразных форм девиантной активности (расширенное потребление алкогольных напитков, интенсивное курение, отказ от активных гигиенических видов отдыха и т. п.).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Учебным отделам морских учебных заведений предусмотреть в программе обучения на кафедрах медицинской подготовки плавсостава обучение курсантов основам здорового образа жизни в условиях мореплавания. Предусмотреть в программе обучения на кафедре медицинской подготовки плавсостава подготовку курсантов академии по основам психосоциальной и медицинской профилактики дистрессов. При этом основное внимание должно уделять методам, которые могут быть реализованы в период мореплавания без прямого контроля сторонних медработников.

2. С целью профилактики гиподинамии, коррекции обратимых, начальных нарушений здоровья и профилактики различных форм девиантного поведения (пьянство, злостное курение, наркомания) в программу подготовки курсантов академии включить обязательное освоение навыков практического использования средств повышения двигательной активности в условиях ограниченных пространств судовых помещений (компактные спортивные тренажеры, элементы конструкций и оборудования судов, подручные средства и т. п.).

3. Добиваться выработки у курсантов стойкой психологической потребности в сохранении собственной двигательной активности в условиях мореплавания.

4. Предусмотреть открытие на базе кафедры медицинской подготовки академии имени адмирала С. О. Макарова, курсов (факультета) подготовки и повышения квалификации врачей-педагогов для работы в ВУЗах и средних учебных заведениях морского флота.

5. Предусмотреть сохранение медицинской службы академии имея в виду её- использование не только как эффективной лечебно-профилактической базы, но и как базового учреждения для практических занятий по программе медицинской подготовки плавсостава.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой