Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование и улучшение динамических качеств переходных режимов работы комбинированных двигателей внутреннего сгорания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прием нагрузки дизель-генератором с двигателем, форсированным по среднему эффективному давлению сопровождается ухудшение качества рабочего процесса, связанным с резким снижением коэффициента избытка воздуха а. При переводе регулятором рейки топливного насоса в положение увеличенной подачи топлива, подача воздуха, из-за значительной инерционности турбокомпрессора, изменяется крайне незначительно… Читать ещё >

Содержание

  • УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМОВ ДИЗЕЛЕЙ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ
    • 1. 1. Экспериментальное исследование переходных режимов комбинированного двигателя
    • 1. 2. Особенности рабочего процесса дизелей с турбонадцувом в переходных режимах
    • 1. 3. Основные направления и мероприятия по улучшения динамических показателей переходных режимов дизелей с газотурбинным наддувом
    • 1. 4. Математические методы исследования переходных режимов
  • Выводы
  • Постановка задачи исследования
  • 2. МЕТОД РАСЧЕТА ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИЗЕЛЕЙ С ГАЗОТУРБИННЫИ НАДДУВОМ
    • 2. 1. Постановка задачи математического моделирования переходных режимов комбинированного двигателя внутреннего сгорания
    • 2. 2. Математическое моделирование нестационарных процессов в цилиндре двигателя и смежных с ним системах
      • 2. 2. 1. Уравнения одномерного нестационарного движения газа в неразветвленном трубопроводе
      • 2. 2. 2. Численная реализация метода характеристик
      • 2. 2. 3. Граничные условия у цилиндра
      • 2. 2. 4. Граничные условия у турбины
      • 2. 2. 5. Особенности моделирования термодинамических процессов в цилиндре двигателя
        • 2. 2. 5. 1. Расчет параметров рабочего процесса во время газообмена.'
        • 2. 2. 5. 2. Расчет параметров процессов сжатия и расширения
        • 2. 2. 5. 3. Расчет параметров процесса сгорания
    • 2. 3. Определение параметров потока в центростремительной турбине комбинированного двигателя
    • 2. 4. Определение параметров потока в проточной части центробежного компрессора
    • 2. 5. Расчет параметров потока после охладителя наддувочного воздуха в двигателе с газотурбинным наддувом
    • 2. 6. Моделирование переходных режимов дизелей с газотурбинным наддувом
    • 2. 7. Оптимизация конструктивных параметров двигателя и турбокомпрессора
      • 2. 7. 1. Использование математической теории планирования эксперимента и методов поиска экстремума функции нескольких переменных при решении оптимизационных задач
      • 2. 7. 2. Выбор оптимизируемых параметров и постановка задачи оптимизации
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМОВ КОМБИНИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЕЙ
    • 3. 1. Объекты исследования и экспериментальные установки
    • 3. 2. Осциллографирование колебаний давлений
    • 3. 3. Измерение напряжения и силы тока генератора. Определение момента внешней нагрузки
    • 3. 4. Измерение частоты вращения ротора турбокомпрессора и двигателя
    • 3. 5. Измерение перемещений рейки ТНВД
    • 3. 6. Определение величин погрешности измерений
    • 3. 7. Проверка адекватности математической модели
  • 4. РАСЧЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ДИЗЕЛЯ 6 ЧН 18/22 ПО ВЫБОРУ РАЦИОНАЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ТУРБОКОМПРЕССОРА И ДВИГАТЕЛЯ
    • 4. 1. Оценка величины цикловой подачи в переходном процессе
    • 4. 2. Исследование влияния проточной части компрессора на протекание переходного процесса
    • 4. 3. Влияние поршневой части двигателя и момента инерции ротора ТК на качество переходного процесса
    • 4. 4. Влияние проточной части турбины
    • 4. 5. Выбор оптимальных параметров двигателя и турбокомпрессора
      • 4. 5. 1. Выбор оптимальных фаз газораспределения двигателя
      • 4. 5. 2. Выбор оптимальных геометрических параметров проточной части турбины

Исследование и улучшение динамических качеств переходных режимов работы комбинированных двигателей внутреннего сгорания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При форсировании дизелей по среднему эффективному давлению путем применения газотурбинного наддува возникает ряд серьезных проблем. К их числу относится обеспечение требуемых динамических показателей и топливной экономичности в переходных режимах.

Известно, что в условиях эксплуатации двигатель внутреннего сгорания большую часть времени работает на неустановившихся режимах. Выделяют три вида неустановившихся режимов.

1. Наброс (прием) нагрузки — режим, сопровождающийся увеличением крутящего момента при малом изменении частоты вращения вала двигателя. Он характерен для дизель-генераторов переменного тока, установок с ВРШ.

2. Разгон — режим, сопровождающийся увеличением крутящего момента и частоты вращения вала двигателя. Он характерен для дизель-электрических агрегатов тепловозов, судовых и автомобильных двигателей.

3. Циклический режим — режим с периодическим изменением момента сопротивления. Этот режим характерен для двигателей строительно-дорожных машин и тракторов, при выполнении некоторых технологических операций, судов при волнении и т. д.

Наброс (прием) нагрузки и разгон также называют переходными режимами, то есть режимами, сопровождающимися переходом от одного установившегося режима к другому.

Показатели переходных режимов дизелей регламентирует ГОСТ 10 511–83 «Системы автоматического регулирования скорости дизелей стационарных, судовых, тепловозных и промышленного назначения». Значения параметров, оценивающих динамические показатели САРС, представлены в табл. П1.1.

В комбинированных двигателях внутреннего сгорания со свободным турбокомпрессором происходит ухудшение показателей переходных процессов. Это ухудшение тем значительнее, чем выше степень форсирования дизеля. Данное положение зафиксировано в отечественном и международном стандартах, согласно которым максимально допустимая величина мгновенного наброса нагрузки принимается как функция от среднего эффективного давления (рис. П1.1).

Таким образом, проблема качественного переходного процесса особенно остро встает при создании современных высокофорсированных дизельных агрегатов со средним эффективным давлением от 2 до 2,5 МПа и выше.

Прием нагрузки дизель-генератором с двигателем, форсированным по среднему эффективному давлению сопровождается ухудшение качества рабочего процесса, связанным с резким снижением коэффициента избытка воздуха а. При переводе регулятором рейки топливного насоса в положение увеличенной подачи топлива, подача воздуха, из-за значительной инерционности турбокомпрессора, изменяется крайне незначительно. Следствием этого является несоответствие крутящего момента двигателя моменту нагрузки, причем момент двигателя не соответствует величине цикловой подачи топлива. Возникающий при этом заброс частоты вращения и длительность переходного процесса определяется, в значительной мере, величиной набрасываемой нагрузки и темпом роста давления наддува рь. Недостаток воздуха в начальный период переходного процесса приводит к интенсивному сажеобразованию и повышенной дымно-сти отработанных газов, снижению топливной экономичности двигателя.

При высоких значениях среднего эффективного давления приводного двигателя необходимо осуществлять ступенчатое нагружение дизель-генератора. Ориентировочные величины ступеней повышения мощности в зависимости от рте двигателя (по стандарту ISO 8528) приведены на рис. П1.2.

Таким образом, низкие динамические качества приводят к ряду нежелательных последствий:

— ухудшается качество вырабатываемой дизель-генератором электроэнергии;

— затрудняется прием нагрузки агрегатом, находящимся в состоянии горячего резерва;

— происходящее в процессе эксплуатации загрязнение газового тракта, соплового аппарата и лопаток турбины сажевыми частицами приводит к ухудшению статических характеристик и дальнейшему падению динамических показателей;

— в условиях эксплуатации нагруженный дизель-генератор должен иметь резервную мощность, так как пуски очередных потребителей могут вызвать отключение второстепенных из-за большого падения напряжения и частоты тока в сети. Чем хуже качество переходного процесса, тем большую мощность необходимо держать в резерве, что невыгодно с экономической точки зрения.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что улучшение динамических качеств и топливной экономичности дизель-генераторов представляет собой весьма актуальную задачу. Решение данной проблемы позволит удовлетворить все возрастающие требования к качеству вырабатываемой электроэнергиибудет иметь четкий экономический аспект, так как позволит уменьшить резервную мощность приводного агрегата, а также использовать высокофорсированные дизели с высокими удельными параметрамипозволит уменьшить расход топлива в эксплуатации.

Автор считает своим долгом выразить глубочайшую признательность кандидату технических наук Васильеву Льву Анатольевичу, оказавшему неоценимую помощь при работе над диссертацией и, к великому сожалению, не увидевшему ее окончания из-за безвременной кончины.

1. ОСНОВННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМОВ ДИЗЕЛЕЙ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ.

Результаты исследования по сопловому аппарату, представленные на рис. 4.13, позволяют отметить следующее:

— рассмотренные геометрические параметры соплового аппарата оказывают значительное воздействие на продолжительность переходного процесса;

— уменьшение а]са от значения, принятого для данного ТК (а!са = 18,4°), приводит к интенсивному снижению длительности переходного процесса, достигая минимальной длительности при сс/Сл = 15° (снижение на 13,5%). При аюл < 15°, а также при ajcA > 18,5° длительность процесса возрастает;

— изменение Ьса оказывает подобное воздействие. Так, уменьшение Ьса от принятого значения (Ьса = 12 мм) приводит к снижению длительности процесса достигая минимального значения при Ьса ~ Ю мм (снижение на 13,5%). Дальнейшее уменьшение Ьса «а также увеличение Ьса выше 12 мм вызывает рост длительности процесса.

Рассмотрим изменение КПД турбины rjT, располагаемой энергии газов перед турбиной Ьад и индикаторного КПД /// в переходном процессе при различных значениях геометрических параметров соплового аппарата (рис. П4.5 и П4.6).

Для ajcA можно отметить следующее (см. рис. П4.5,а и 4.6,а):

— изменение а1са в сторону уменьшения вначале приводит к повышению КПД турбины, а затем цт начинает снижаться (наибольшие значения rjT наблюдаются при ajcA = 14°). При этом величина гт в начале переходного процесса практически не зависит от.

— располагаемая энергия газов перед турбиной Lad стабильно повышается при уменьшении cljca, что является результатом изменения проходного сечения соплового аппарата в сторону меньших значений. Максимальные значения Lad в переходном процессе имеют место при а^а =12°;

— индикаторный КПД в переходном процессе в начале повышается при снижении ajcA > а затем уменьшается. При ajcA > 18,5° низкие значения rj{ обусловлены недостаточным давлением наддува, а при <�х/са < 15° ri снижается вследствие ухудшения наполнения, продувки, увеличения насосных потерь обусловленных значительным повышением давления в выпускном трубопроводе. Наибольшие значения rjt в переходном процессе (при ajcA = 15°) соответствуют его минимальной длительности.

Рис. 4.13. Влияние геометрических параметров соплового аппарата турбины на длительность переходного процесса.

Влияние ширины соплового аппарата Ьса можно охарактеризовать следующим образом (см. рис. П4.5,б и П4.6,б):

— необходимо отметить характерную особенность повышения tjr в переходном процессе при уменьшении Ьса • При этом самый значительный рост rjr имеет место в конце переходного процесса (до 5,8%). Наибольшие значения цт в течение процесса наблюдаются при Ьса = 8 мм;

— располагаемая энергия газов перед турбиной возрастает при снижении Ьса — Наибольшие значения Lad в переходном процессе наблюдаются при ЪСа — 8 мм;

— снижение Ьса в начале приводит к повышению rji в переходном процессе, а затем к уменьшению. Наибольшие значения ту, — в переходном процессе соответствуют его минимальной длительности и наблюдаются при Ьса = Ю мм. При Ьса > 12,5 мм низкие значения //, — обусловлены недостаточным давлением наддува, а при Ьса < Ю мм rj (снижается вследствие ухудшения наполнения, продувки, увеличения насосных потерь обусловленных значительным повышением давления в выпускном трубопроводе.

Хорошо заметно, что для oljca и Ьса характерен одинаковый механизм воздействия на длительность переходного процесса. Повышение Ьад, обусловленное уменьшением проходного сечения соплового аппарата, обеспечивает интенсивный рост и повышенные значения давления наддува в переходном процессе. Длительность процесса уменьшается до тех пор, пока не начнется снижение rji в переходном процессе вследствие значительного повышения давления в выпускном трубопроводе. Повышение rjT также дает положительный эффект, но его значимость гораздо меньше. Так высокие значения цт в переходном процессе вовсе не гарантируют его малой длительности.

Рассматривая результаты исследования по рабочему колесу, представленные на рис. 4.14, можно констатировать:

— из рассмотренных геометрических параметров заметное положительное воздействие оказывает только изменение втулочного диаметра D0T. Его уменьшение, в пределах конструктивных возможностей, приводит к снижению длительности переходного процесса, но не очень значительному (максимально на 3,5% при Dot = 30 мм);

— изменение наружного диаметра на выходе D]T с 102 мм до 110 мм практически не приводит к снижению длительности процесса, при отклонении Djt от данных значений в большую или меньшую стороны длительность процесса начинает возрастать;

— увеличение угла @2рк с 26° до 36° не приводит к изменению длительности процесса. При Р2РК < 26° и ($ 2рк >36° длительность процесса возрастает.

Особый интерес представляют изменения КПД турбины tjt и располагаемой энергии газов перед турбиной Ьад в переходном процессе при различных значениях соответствующего геометрического параметра рабочего колеса (рис. П4.7).

Влияние угла лопатки рабочего колеса на выходе $ 2рк можно охарактеризовать следующим образом (см. рис. П4.7,а):

— увеличение р2рк первоначально приводит к повышению rjT в переходном процессе, затем цт начинает снижаться. Наибольшие значения цт в течение переходного процесса наблюдаются при р2рк = 35,5° (значение, принятое для данного ТК);

— увеличение р2рк вызывает снижение Lad в переходном процессе вследствие увеличения проходного сечения турбины. Наименьшие значения Lad в течение процесса наблюдаются при р2рк = 42°, наибольшие при Р2РК ~ 26°. При этом в начале процесса значения Lad практически одинаковы, а в конце процесса отличаются на 8,5%.

В данном случае длительность процесса определяется воздействием rjT и lad • ПриР2рк> 36° интенсивное повышение длительности процесса обусловлено одновременным снижением цт и Lad, а при р2рк < 26° длительность процесса растет очень медленно, так как повышение Lad в определенной степени компенсирует снижение гт •.

Для наружного диаметра рабочего колеса на выходе DjT можно отметить следующее (см. рис. П4.7,б):

Z Dor, MM.

Or.мм z.

1,05.

Z*.

2Z.

3Z 36 40 jS2PK, zpad.

Рис. 4.14. Влияние геометрических параметров рабочего колеса турбины на длительность переходного процесса.

— увеличение D1T приводит к повышению цт во всех точках переходного процесса. Наименьшие значения цт в процессе наблюдаются при D]T = 92 мм, наибольшие при DjT= 112 мм;

— при увеличении Djt располагаемая энергия газов перед турбиной незначительно снижается, что обусловлено увеличением проходного сечения турбины. Наименьшие значения Lad в период процесса наблюдаются при D1T =112 мм, наибольшие при DjT = 92 мм. При этом разница между значениями Lad не очень велика и не превышает 2% в начале процесса и 6,2% в конце процесса.

Хорошо заметно, что в этом случае длительность переходного процесса • определяется суммарным воздействием цт и Lad .Так при DjT> 105 мм длительность процесса возрастает вследствие уменьшения Lad не смотря на высокие значения гт, а при Djt< 105 мм снижение г]т компенсирует повышение Ьад, что также приводит к росту длительности процесса.

Влияние втулочного диаметра рабочего колеса Dot можно охарактеризовать следующим образом (см. рис. П4.7,в):

— наибольшие значения rjT во все точках переходного процесса, включая исходный и номинальный установившиеся режимы, наблюдаются при D0T = 30 мм;

— при увеличении Dot КПД турбины цт в течение процесса снижается, достигая минимального значения при D0T = 50 мм;

— характерно снижение Lad в переходном процессе с увеличением D0T. При этом в начале процесса разница между значениями Lad практически отсутствует, а концу процесса возрастает до 14%.

По результатам исследования проточной части можно сделать следующие выводы:

1. Характер изменения длительности переходного процесса при изменении геометрии проточной части турбины определяется суммарным воздействием изменений КПД турбины и располагаемой энергии газов перед турбиной в переходном процессе. Это позволяет констатировать, что динамические качества комбинированного двигателя обуславливаются сложным взаимодействием собственно двигателя и турбины.

2. Сопловой аппарат и рабочее колесо имеют разные механизмы воздействия на переходной процесс. Сопловой аппарат оказывает влияние в основном через изменение Lad, а рабочее колесо через изменение tjT. При этом положительное воздействие на динамику переходного процесса геометрии рабочего колеса не велико и не превышает 3,5%, а соплового аппарата достаточно существенно (до 13,5%).

3. Как показали исследования, турбина исследуемого двигателя имеет большие резервы повышения КПД за счет уменьшения проходного сечения соплового аппарата.

4.5. Выбор оптимальных параметров двигателя и турбокомпрессора.

Подготовленное информационное поле по влиянию проточной части турбокомпрессора и параметров двигателя на качество переходного процесса (разделы 4.1 — 4.4) позволяет обоснованно подойти к решению оптимизационных задач как по дизелю 6 ЧН 18/22, так и турбине его турбокомпрессора.

4.5.1. Выбор оптимальных фаз газораспределения двигателя.

Принимая во внимание основные положения решения оптимизационной задачи по двигателю (раздел 2.7) были получены следующие оптимальные значения фаз газораспределения исследуемого двигателя, представленные в таблице 4.1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Разработан комплекс математических моделей для численного исследования переходных режимов дизелей с газотурбинным наддувом, учитывающий нестационарную природу термогазогидродинамических процессов в цилиндре двигателя и смежных с ним системах.

2. Установлены степень и характер влияния на динамику переходного процесса ряда параметров выпускной системы, проточной части турбины и компрессора. Выявлены параметры, оказывающие наибольшее влияние.

3. Результаты исследований, выполненных на дизель-генераторе ДГРА 200/750 с дизелем 6 ЧН 18/22, позволяют предложить основные направления и наметить пути улучшения динамики переходного процесса: а) Проточная часть компрессора оказывает незначительное положительное воздействие на динамику переходного процесса. Для дизеля, работающего в составе дизель-генератора, более предпочтительным является использование компрессора с лопаточным диффузоромб) Недостаток располагаемой энергии газов перед турбиной на переходных режимах — одна из основных причин ухудшения динамических качеств двигателя с наддувом. При повышении показателей динамики переходного процесса направление повышения располагаемой энергии является основнымв) Уменьшение момента инерции ротора ТК в пределах конструктивных возможностей при неизменной размерности турбокомпрессора не позволяет кардинально повысить динамические показатели переходных процессовг) Существует угол опережения впрыска топлива, оптимальный с точки зрения динамических качеств двигателя. Для исследуемого двигателя он составляет 20° п.к.в. до В.М.Тд) Использование четырехклапанных крышек цилиндров дизеля оказывает положительное влияние на динамические показатели двигателяе) Сопловой аппарат является наиболее эффективным элементом турбокомпрессора с точки зрения повышения динамических качеств двигателя.

Предложен метод оптимизации, позволяющий определять наилучшие, с точки зрения динамических качеств двигателя, конструктивные параметры самого двигателя и турбокомпрессора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.И. Расчет и конструирование охладителей дизелей. М.: Машиностроение, 1981. 168 с.
  2. . Методы оптимизации. Вводный курс: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1988. 128 с.
  3. A.M. К расчету переходных процессов четырехтактных двигателей внутреннего сгорания с импульсным газотурбинным наддувом // Труды МИИТ. 1966. Вып. 251. С. 222−233.
  4. В.Н., Липчук В. А., Фролов А. В. Перспективы применения систем газотурбинного наддува различного типа на двигателе 8 ЧН 21/21 (8 ДМ-21)//Двигателестроение. № 12. 1989. С. 15−16.
  5. Л.А. Моделирование газодинамических процессов в дизелях. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1996. 131 с.
  6. Л.А., Горелик Г. Б., Лашко В. А. Применение математического моделирования при проектировании двигателей внутреннего сгорания. Хабаровск: Изд-во ХПИ, 1988. 96 с.
  7. А.С. О влиянии некоторых факторов на протекание рабочего процесса дизеля на переходных режимах // Труды ЦНИДИ. 1968. Вып. 58. С. 3−8.
  8. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. М.-Свердловск: Машгиз, 1962.272 с.
  9. Г. И., Морозов В. П. Экспериментальное исследование влияния подачи дополнительного воздуха на параметры переходных процессов дизель-генератора с газотурбинным наддувом // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1973. Вып. 18. С. 142−144.
  10. А.И. Моделирование на ЭВМ работы тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1985. 125 с.
  11. В.Л. Переходные режимы ДВС с наддувом при регулировании турбокомпрессора изменением угла опережения подачи топлива // Двигателестроение. 1988. № 2. С. 6−7.
  12. В.JI. Улучшение воздухоснабжения двигателя с газотурбинным наддувом изменением угла опережения подачи топлива // Известия вузов. Машиностроение. 1987. № 8. С. 80−84.
  13. Л.Н., Никольский Н. К. Переходные процессы турбопоршневых дизелей типа 6 Д 49 (8 ЧН 26/26) // ДВС. НИИИнформТяжМаш. 1970. Вып. 4−70−12. С. 6−11.
  14. Л.Н., Юз Л.Д. Исследование переходного процесса при приеме нагрузки дизель-генераторной установкой с дизелем 8 ЧН 26/26 // ДВС. НИИИнформТяжМаш 1972. Вып. 4−72−3. С. 5−10.
  15. Н.М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. М.: Машгиз, 1950. 480 с.
  16. .М. Уточненный способ расчета и построения индикаторной диаграммы двигателя // Труды ЦНИДИ. 1954. Вып. 25. С. 31−35.
  17. .М. Численное моделирование рабочего процесса дизелей // Энергомашиностроение. 1968. № 7. С. 34−35.
  18. .М., Матвеев В. В. Методика численного моделирования переходных процессов дизелей // Труды ЦНИДИ. 1975. Вып. 68. С. 3−26.
  19. С. И. Моделирование динамики работы дизельных пропульсивных установок на ЭЦВМ. М.: В/О Мортехинформреклама, 1986. 48 с.
  20. Г. Б., Дьяченко Н. Х., Магидович Л. Е., Пугачев Б. П. Работа топливо подающей аппаратуры дизелей при частичных и переходных режимах // Труды ЛПИ. Энергомашиностроение. 1970. № 316. С. 57−64,
  21. Ю.Г., Рыбаков А. Ю. Высокочастотный датчик малого давления // Автомобильная промышленность. 1970. № 5. С. 8−9.
  22. А.Ю., Круглов М. Г., Манджгаладзе А. А. Задачи и методы расчета нестационарного течения в газовоздушных трактах комбинированного двигателя // Высокий наддув поршневых двигателей и роторные двигатели. Тбилиси, 1984. С. 117−129.
  23. Ф.М. Анализ динамических свойств системы автоматического регулирования дизеля с турбонаддувом: Автореф. дис.. кандидата техн. наук. М., 1967. 18 с.
  24. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 4-е изд., перераб. М.: Машиностроение, 1983. 372 с.
  25. Ден Г. Н. Проектирование проточной части центробежных компрессоров. JL: Машиностроение, 1980.232 с.
  26. Д.А., Иванов Г. И., Круглов М. Г. Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973.296 с.
  27. Дизели / Под ред. В. А. Ваншейдта. JL: Машиностроение, 1977. 480 с.
  28. В. В., Горбань А. И. Влияние воздухоснабжения и теплового состояния камеры сгорания на переходные режимы двигателя 6 ЧН 25/34//ДВС. НИИИнформТяжМаш. 1973. Вып. 4−73−7. С. 1−7.
  29. В.В., Наливайко B.C. Экспериментальное исследование то-пливоподачи на переходных режимах двигателя 6 ЧН 25/34 // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1974. Вып. 19. С. 120−125. *
  30. В.В., Наливайко B.C. Улучшение переходных режимов работы судовых четырехтактных двигателей с наддувом // Судостроение и морские сооружения. Харьков, 1972. Вып. 18. С. 88−91.
  31. В.В., Наливайко B.C., Шуман П. З. Упрощенный расчет переходного режима двигателя с импульсным газотурбинным наддувом // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1981. Вып. 33. С. 65−69.
  32. И.Н. Исследование дизель-генераторов судовой электростанции переменного тока ДГР 400/500 // ДВС. НИИИнформТяжМаш. 1972. Вып. 4−72−3. С. 14−19.
  33. Н.Х., Магидович Л. Е., Горелик Г. Б. Анализ рабочего процесса дизеля на переходных режимах методом теплового расчета с применением ЭЦВМ // Известия вузов. Машиностроение. 1969. № 10. С. 20−23.
  34. Н.Х., Магидович JI.E., Пугачев Б. П. Об аппроксимации характеристик тепловыделения в цилиндрах дизелей // Труды ЛПИ. Энергомашиностроение. 1969. № 310. С. 73−76.
  35. Н.Х., Ожогин В. А. Определение параметров рабочего процесса дизеля с турбонаддувом при разгоне // Труды ЛПИ. 1967. № 282. С. 262 268.
  36. Испытания двигателей внутреннего сгорания / Стефановский Б. С., Скобцов Е. А., Кореи Е. К. и др. М.: Машиностроение, 1972. 368 с.
  37. А.И. Выбор оптимальных конструктивных параметров систем наддува дизелей с учетом волновых явлений в газовыпускных трактах: Ав-тореф. дис.. д-ра техн. наук. Харьков, 1990. 38 с.
  38. А.И. Газодинамический расчет проточной части турбокомпрессора. Хабаровск: Изд.- во ХПИ, 1985. 96 с.
  39. А.И., Васильев JI.A. Замкнутая модель комбинированного двигателя для оценки эффективности системы наддува // Труды 7-го Международного симпозиума МОТОР СИМПО. ЧССР, 1990. Т.1. С. 167−174.
  40. А.И., Васильев JI.A., Лашко В. А. Численное моделирование рабочего процесса дизеля // Рабочие процессы автотракторных двигателей внутреннего сгорания. Труды МАДИ. 1981. С. 15−23.
  41. В.А. Улучшение эксплуатационной экономичности тепловозного двигателя 6 ЧН 31,8/33: Автореф. дис.. кандидата техн. наук. Харьков, 1989. 18 с.
  42. Д.М., Диков В. М. Измерение скорости вращения ротора турбокомпрессора бесконтактным методом // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1972. Вып. 15. С. 115−122.
  43. Н.П. Тензодатчики для измерений при повышенных температурах. М.: Машиностроение, 1965. 120 с.
  44. Н.П., Лукашник В. Ф., Воробьева Л. М. Тензодатчики для экспериментальных исследований. М.: Машиностроение 1972. 152 с.
  45. Е.С., Кончаковский В. А., Мельник Г. В. Экспериментальное исследование системы автоматического регулирования скорости дизель-генератора с газотурбинным наддувом //ДВС. НИИИнформТяжМаш. 1967. Вып. 4−67−4. С. 36−41.
  46. А.К., Миселев М. А., Пугачев Б. П. Выбор оптимального способа приема номинальной нагрузки легким быстроходным дизелем с турбонад-дувом //ДВС. НИИИнформТяжМаш. 1973. Вып. 4−73−7. С. 7−15.
  47. О.Г. Численное решение уравнений нестационарного течения для выпускных систем двигателей // Труды ЦНИДИ. 1968. Вып. 57. С. 3−20.
  48. Л.И., Карташевич А. Н., Горелько В. М. Разработка и исследование системы автоматической подачи дополнительного воздуха на переходных режимах автотракторного дизеля с наддувом // Двигателестроение. 1984. № 2. С. 13−16.
  49. В.Г., Синатов С. А., Орлов А. Н. Улучшение качества переходных процессов в дизелях с газотурбинным наддувом путем утилизации их отходящей теплоты // Двигателестроение. 1983. № 8. С. 3−7.
  50. М.Г. Особенности газодинамики комбинированных двигателей внутреннего сгорания на неустановившихся режимах // Известия вузов. Машиностроение. 1978. № 3. С. 101−105.
  51. М.Г., Меднов А. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1988. 360 с.
  52. М.Г., Чистяков В. К. Квазистационарный метод определения параметров газа в цилиндре и выпускной системе двигателя внутреннего сгорания // Развитие комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1974. С. 16−27.
  53. В. И., Волков А. А. Методика расчета переходных процессов дизеля с учетом динамических свойств топливной аппаратуры // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1975. Вып. 21. С. 42−46.
  54. В.И., Данилов Ф. М. К оценке влияния газовых трактов на динамические качества транспортного дизеля с турбонадцувом // Известия вузов. Машиностроение. 1966. № 2. С. 113−118.
  55. В.И., Кузнецов А. Г., Шатров В. И. Анализ методов составления математической модели дизеля с газотурбинным наддувом // Известия ВУЗов. Машиностроение. 1994. № 10−12. С. 62−69.
  56. В.И., Марков В. А., Шатров В. И., Тишин Д. В. Математическая модель системы автоматического регулирования дизеля с турбонаддувом иизменяемым углом опережения впрыска // Вестник МГТУ. Машиностроение. 1994. № 1. с. 55−69.
  57. В.И., Шатров В. И. Некоторые результаты экспериментального исследования переходных процессов дизеля с турбонаддувом // Известия вузов. Машиностроение. 1965. № 12. С. 23−26.
  58. Т.Ф., Погребняк В. В., Соболь В. Н., Турчак Е. В. Исследование дополнительного разгона турбокомпрессора ТК 34 с двигателем 1 ОД 100 // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1970. Вып. 12. С. 56−64.
  59. Е.А. Совершенствование моделирования закономерностей выгорания топлива в дизеле // Двигателестроение. 1985. № 12. С. 11−13.
  60. В.А. Проектирование проточных частей центростремительной турбины комбинированного двигателя внутреннего сгорания. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. 135 с.
  61. В.А. Профилирование каналов с переменной геометрией по времени в комбинированных двигателях внутреннего сгорания. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. 136 с.
  62. С.Л., Волошин Ю. П., Кельштейн Д. М. К вопросу об определении коэффициента работы компрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1972. Вып. 15. С. 98 103.
  63. И.В., Галеев В. Л. Исследование возможности улучшения системы воздухоснабжения дизеля с турбонаддувом // Известия вузов. Машиностроение. 1980. № 4. С. 98−103.
  64. О.Б., Леонов И. В., Галеев В. Л. Влияние набрасываемой нагрузки на начальное ускорение ротора турбокомпрессора // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1980. Вып. 32. С. 112−115.
  65. О.Б., Мануйлов Н. Н. Нагрузка деталей кривошипно-шатунного механизма на неустановившихся режимах работы дизеля // Развитие комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1974. С. 63−71.
  66. О.Б., Павлюков В. Г. Исследование возможности улучшения работы дизеля на неустановившихся режимах регулирование начального давлениятоплива в нагнетательном трубопроводе // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1976. Вып. 24. С. 72−77.
  67. А.Г., Дейч Р. С., Бехтерев В. В. Применение квазистационарной гипотезы для расчетов осевых импульсных турбин агрегатов наддува дизелей // Двигателестроение. 1985. № 12. С. 20−21.
  68. .С. Расчет совместной работы 4-х тактного' дизеля со свободным турбокомпрессором на режимах разгона // Труды ЦНИДИ. 1963. Вып. 47. С. 27−41.
  69. А.Д. Турбокомпрессоры систем наддува судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1986. 248 с.
  70. Д.А., Зацеркляный Н. М. Численное моделирование нестационарного газодинамического процесса в выпускной системе с преобразователем импульсов // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1978. Вып. 28. С. 21−28.
  71. Д.А., Эпштейн А. С., Сиволобов Ю. А. К оценке основных допущений квазистационарных методов расчета выпускных систем двигателей // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1971. Вып. 14. С. 70−76.
  72. О.Д. Влияние объема выпускной системы на переходные процессы тепловозного двигателя // Тепловозы и тепловозные двигатели. Труды ХИИТ. 1968. Вып. 104. С. 26−33.
  73. О.Д. Переходные процессы четырехтактного тепловозного дизеля // Тепловозы и тепловозные двигатели. Труды ХИИТ. 1968. Вып. 104. С. 22−26.
  74. B.C., Добровольский В. В., Эпштейн А. С. Методика расчета переходных процессов четырехтактного двигателя с импульсным газотурбинным наддувом и регулируемым воздухоснабжением // Теплоэнергетика. Труды НКИ. 1973. Вып. 69. С. 115−122.
  75. Неустановившиеся режимы поршневых и газотурбинных двигателей автотракторного типа / Ждановский Н. С., Ковригин А. И., Шкрабак B.C. и др. Л.: Машиностроение, 1972. 224 с.
  76. Н.К., Касьянов А. В. Исследование выпускной системы дизеля 8 ЧН 26/26 с преобразователями импульсов // ДВС. НИИИнформТяжМаш. 1972. Вып. 4−72−18. С. 1−7.
  77. В.И. Метод расчета процесса тепловыделения в судовых ДВС с учетом влияния системы конструктивных факторов // Двигателестроение. 1989. № п. с. 16−17.
  78. А.С., Круглов М. Г. Комбинированные двухтактные двигатели. М.: Машиностроение, 1968. 576 с.
  79. В.А., Алексеев В. А. Математическое описание характеристик тепловыделения в турбопоршневых двигателях на различных режимах // Двигателестроение. 1981. № 6. С. 3−5.
  80. В.А., Вершинин А. С. Исследование рабочего процесса дизеля Д6−250ТК на некоторых переходных режимах // Труды ЦНИДИ. 1968. Вып. 57. С. 74−80.
  81. Повышение технического уровня дизелей ряда ЧН 18/22 / Каминский А. И., Конке Г. А., Поляков Е. И., Мельников В. Ф. М.: Машиностроение, 1984. 200 с.
  82. Н.Ф. Метод расчета характеристик тепловыделения в цилиндре дизеля по кинетическим уравнениям испарения и выгорания распыленного топлива // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1978. Вып. 27. С. 312.
  83. Рис В. Ф. Центробежные компрессорные машины. JL: Машиностроение, 1981.351 с.
  84. Г. И., Козлов С. И. Выбор рациональных способов регулирования воздухоснабжения турбопоршневых двигателей // Двигателестроение. 1982. № 6. С. 5−7.
  85. И.В. Об эффективности разгона ротора турбокомпрессора сжатым воздухом // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1978. Вып. 28. С. 48−52.
  86. И.В., Эпштейн А. С. Методика расчета переходных процессов четырехтактного тепловозного дизеля с высоким газотурбинным наддувом // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1970. Вып. 11. 1970. С. 78−83.
  87. И.В., Эпштейн А. С. Переходный процесс автоматизированного дизель-генератора с приводным турбокомпрессором при мгновенном набросе100% нагрузки II Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1972. Вып. 15. С. 104−108.
  88. И.В., Эпштейн А. С. Улучшение переходных процессов автоматизированного дизель-генератора на базе Д70 // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1972. Вып. 16. С. 3−8.
  89. Ю.В. Определение динамики тепловыделения в' однокамерных дизелях через управляющие параметры // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1975. Вып. 21. С. 3−9.
  90. А.Э. Газотурбинный наддув дизелей. 2-е изд., перераб. М.: Машиностроение, 1964. 247 с.
  91. С.С., Власов Л. И. Аналитическое определение характеристик тепловыделения по заданному закону подачи топлива // Совершенствование технико-экономических показателей дизелей. Труды ЦНИДИ. 1981. С. 94 104.
  92. А.А., Васильев Н. Г. Планирование эксперимента при исследовании и оптимизации технологических процессов. Свердловск: Изд.- во УПИ, 1975. 140 с.
  93. B.C., Рассудов Ю. Г. Тахометр для измерения оборотов турбокомпрессора// ДВС. НИИИнформТяжМаш. 1972. Вып. 4−72−3. С. 26−31.
  94. Г. Ю. Основы теории лопаточных машин, комбинированных и газотурбинных двигателей. М.: Машгиз, 1958. 350 с.
  95. Теория двигателей внутреннего сгорания / Дьяченко Н. Х., Костин А. К., Пугачев Б. П. и др. Л.: Машиностроение, 1974. 552 с.
  96. В. И. Форсированные дизели. Переходные режимы, регулирование. М.: Машиностроение, 1995. 280 с.
  97. В.И., Ковалевский Е. С. Переходные процессы в дизель-генераторах. Л.: Машиностроение, 1977. 142 с.
  98. В.И., Федин К. И. Оптимизация фаз газораспределения дизеля 6 ЧН 25/34, предназначенного для плавучих кранов // Двигателестроение. 1995. С. 35−37.
  99. Тракторные дизели: Справочник / Взоров Б. А., Адамович А. В., Арабян А. Г. и др. М.: Машиностроение, 1981. 535 с.
  100. Турбокомпрессоры для наддува дизелей: Справочное пособие / Байков Б. П., Бордуков В. Г., Иванов П. В., Дейч Р. С. Л.: Машиностроение, 1981. 200 с.
  101. ЮЗ.Турбонадцув высокооборотных дизелей / Симеон А. И., Каминский М. Н., Моргулис Ю. Б. и др. М.: Машиностроение, 1976. 228 с.
  102. К.И., Толшин В. И., Литвин С. Н. Моделирование рабочего процесса с турбонаддувом в переходных режимах // Двигателестроение. № 5. 1989. С. 13−14.
  103. К., Лецкий Э. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов: Пер. с нем. М.: Мир, 1977. 290 с.
  104. Ю.В. Исследование переходных процессов автотракторного дизеля с турбонаддувом: Автореф. дис. кандидата техн. наук. М., 1965. 20 с.
  105. А.Б. Уравнение динамики судового малооборотного ДВС с газотурбинным наддувом // Труды ЦНИИМФ. 1969. Вып. 111. С.
  106. К. Наддув двигателей внутреннего сгорания. Л.: Машиностроение. 1978,320 с.
  107. А.Н., Зарянкин А. Е. Радиально-осевые турбины малой мощности. М.: Машиностроение, 1976. 208 с.
  108. Электрические измерения неэлектрических величин / Туричин A.M., Новицкий П. В. и др. Л.: Энергия, 1975. 576 с.
  109. Электрические измерения физических величин. Измерительные преобразователи / Левина А. С., Новицкий П. В. и др. Л.: Энергоатомиздат, 1983. 320 с.
  110. А.С. Расчет переходных процессов комбинированных двигателей типа Д100 // Проблемы развития комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1968. С. 205−224.
  111. ИЗ. Эпштейн А. С., Тернопол В. П., Севрук И. В. О приеме нагрузки четырехтактным дизель-генератором с высоким наддувом // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1971. Вып. 14. С. 76−80.
  112. Юз Л.Д., Богомольский Е. С. Обеспечение возможности быстрого приема нагрузки дизель-генераторами // Развитие комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1974. С. 262−267.
  113. Юз JI.Д., Ганзман Л. Н. Улучшение приемистости дизель-генераторов с турбонаддувом при набросах нагрузки // ДВС. НИИИнформ’ТяжМаш. 1973. Вып. 4−73−10. С. 15−22.
  114. В.Х. Расчет характеристик тепловыделения с учетом закона подачи топлива// Двигателестроение. 1982. № 3. С. 8−9.
  115. Benson R.S. A comprehensive digital computer program to simulate a compression ignition engine including intake and exhaust system // SAE. Prepr. 1971. № 710 173. P. 1−14.
  116. Benson R.S., Gard R.D., Woollatt D. A Numerical Solution of Unsteady Flow Problems // International Journal of Mechanical Science. 1964. Vol. 6. № 1. P. 117−144.
  117. Boy P. Untersuchung einzelner Einflusse auf das instationare Betreibsverhalten mittelschnellaufender Schiffdieselmotoren // MTZ. 1980. Vol. 41. № 9. P. 343 348. № 11. P. 491−496.
  118. Hauser J.-C. Versuche und Rechnimgen sum instationaren Verhalten fiirgelandener Fahfseugmotoren // Automobiltechnische Zeitschrift. 1981. Vol. 83. № 718. P. 345−351.
  119. Heireth H., Witthalm G. Vergleich des instationar haltens verschiedener Aufladesysteme fur PKW-Dieselmotoren // FISITA. Energymobility International Congress. 1982. Vol. 1. P. 28.1−28.7.
  120. Holtman R. H. Testing of a Low specific fuel consumption turbocompound engine // SAE Techn. Pap. Ser. 1987. № 870 300. P. 1−9.
  121. Kohler Horst W. NR-Abgasturbolader verbessern Motor-Beschleunigungsverhalten // MTZ. 1991. Vol. 52. № 6. P. 314−316.
  122. Meyer-Adam D. Simulation des instationaren Betriebsverhaltens hochaufgeladener. schnellaufender 4-Takt-Dieselmotoren beim Einsatz als Generatorantriebe in Inselnetzen // Schiff und Hafen. 1981. Vol. 33. № 11. P. 64−68−70.
  123. Shimizu Tetsuji, Takama Ken-ichiro, Enokishima Hisato Silicon Nitride Turbo-charger Rotor for High Performance Automotive Engines // SAE Techn. Pap. Ser. 1990. № 900 656. P. 163−175.
  124. Takeschi M. Computer Simulation of a Turbocharged Four-stroke Diesel Engine for Electric Pouver Unit under Transient Load Condition // Нихон хакуе кикан гаккае си. 1978. Vol. 13. № 11. P. 827−836.
  125. Timoney Seamus G. A review of ideas for improving transient response in vehicle diesel engines // SAE Techn. Pap. Ser. 1986. № 860 454. P. 1−7.
  126. Watson N., Marzouk M. A Non-Linear Digital Simulation of Turbocharged Diesel Engine Under Transient Condition // SAE. Prepr. 1977. № 770 123. P. 118.
  127. Winkler G., Wallace F. J. Untersuchung der Zusammenarbeit von Koibenmotor und Stromungsmaschinen mittels numerischer Simulation // MTZ. 1979. Vol. 40. № 7−8. P. 331−336.
  128. Winterbone D.E., Thiruarooran C., Wellstead P.E. A Wholly Dynamic Model of a Turbocharged Diesel Engine for Transient Function Evaluation // SAE. Prepr. 1977. № 770 124. P. 1−12.
  129. Winterbone D.E., Tennant D.W.N. The Variation of Friction and Combustion Rates During Diesel Engine Transient // SAE Techn. Pap. Ser. 1981. № 810 339. P. 1−13.
  130. Wright E.H., Gill K.F. Theoretical analysis of the unsteady gas flow in the system of an engine // J. Mech. Eng. Sci. 1966. 8. № 1. P. 70−90.
  131. Zinner K. Das Beschleunigundsverhalten des Dieselmotor mit Abgasterbolader //MTZ. 1952. № 2,3. P. 4−20, 10−25.
Заполнить форму текущей работой