Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение учащихся VII-VIII классов интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности в процессе решения учебных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучению интеллектуальным, умениям во многом способствует соблюдение принципа познавательной активности учащихся. Познавательная деятельность учащихся развивается в активном познании, и с ней тесно связана самостоятельность в использовании приемов умственного труда. Познавательная активность учащихся под руководством учителя проявляется в расширении диапазона видов познавательной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Учебные задачи в системе обучения и их роль в формировании интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности
    • I. I.Hpooecc познания и проблема учебных задач в советской педагогике
      • 1. 2. 0. птимизапия путей решения учебных задач как основа формирования интеллектуальных умений познавательной деятельности
  • ГЛАВА 2. Процесс обучения решению учебных задач как этап формирования у учащихся интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности
    • 2. 1. Характеристика системы учебных задач в экспериментальном обучении
    • 2. 2. Опыт экспериментального обучения, направлен -ного на формирование системы интеллектуаль.-ных умений познавательной деятельности
  • ГЛАВА 3. Результаты эксперимента и их анализ. ЮО
    • 3. 1. Результаты созидательного эксперимента в обучении подростков интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности
    • 3. 2. Результаты последовательного эксперимента по применению сформированных интеллектуальных умений в самостоятельной познавательной деятельности … вывода

Обучение учащихся VII-VIII классов интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности в процессе решения учебных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется задачами, поставленными перед советской школой и педагогикой Программой Коммунистической партии Советского Союза, решениями ХХУ и ХХУТ съездов КПСС, а также постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Позиция партии в материалах ХХУ съезда КПСС выражена в следующем положении: «В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Тут нас ждет большая работа» С4, с.77). Эта же мысль подчеркнута и в материалах ХХУТ съезда КПСС С5, с.60).

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 года «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» общеобразовательной школе предъявляются высокие требования в области привития учащимся «навыков самостоятельного пополнения знаний» (7, с.253).

Образование — это подготовка к самообразованию. «Учиться нужно постоянно. Значит, образование не есть только школьное дело. Щкола дает. лишь ключи к этому образованию» , — указывал А. В. Луначарский. (II, с.67). Определяя основные линии деятельности новой советской школы, Н. К. Крупская в 1922 году указывала, что ее задача давать детям такую сумму знаний, умений и навыков, которые «делают возможным дальнейшее самообразование.» (8, с.25).

В исследовании учитывается достойный внимания опыт первых марксистов Латвии по приобщению школьников к научному и политическому самообразованию (19, 231, 233), а также проведенные в Советской Латвии исследования по активизации учебнопознавательной деятельности учащихся (235, 238).

В процессе обучения школьников формируется готовность к самостоятельной познавательной деятельности, которая включает: стремление к расширению знаний и развитие умения самостоятельно приобретать знания, анализировать и практически оценивать изучаемые явления, применять усвоенные знания и умения в решении новых учебно-познавательных и практических задач.

Это означает, что школа должна готовить учащихся к непрерывному продолжению образования, обеспечить усвоение системы самых необходимых интеллектуальных умений познавательной деятельности, чтобы учащиеся, включившись в теоретическую и практическую деятельность, и в дальнейшем совершенствовали эти умения путем самообразования.

Умение самостоятельно опенивать важнейшие факты и закономерности развития природы и общества, умение выделять и записывать главное, составлять тезисы или планы прочитанного, умение доказывать правильность своих мыслей и выводов — эти и другие интеллектуальные умения познавательного труда являются очень важной основой для подготовки учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и самообразованию после окончания школы.

Идея формирования интеллектуальных умений не нова, но теоретическое и практическое решение данной проблемы получило широкий размах сравнительно недавно. Проблему активизации учебно познавательной деятельности учащихся рассматривали й теоретические основы и способы практического внедрения проблемного обучения в практику учебного пропесса разработали А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.

Вопросы активизации самостоятельной познавательной деятельности в Латвийской ССР исследовали Я. И. Анспак (19, 231, 232,233), И. Гайшс (234), Я. Галвиньш (235), А. Каруле (236), Г. Рудзитис (238), А. Студенте (23'6) и др. Но следует подчеркнуть, что в республике нет спепиальных работ по формированию у учащихсястарших подростков — интеллектуальных умений познавательной деятельности. Нет также работ о роли учебных задач в обучении таким умениям.

В отечественной педагогике исследованы вопросы развития познавательной самостоятельности и творческих сил учащихся на основе решения учебных задач. Этим вопросам посвящены труды многих дидактов и психологов, среди которых следует упомянуть.И. Я. Лернера (125, 130), П. И. Пидкасистого (162, 163), Я. А. Пономарева (170, 171), Ю. А. Самарина (202) и др. Исследована проблема развития как пропесса «самодвижения». Ею занимались Л. И. Божович (29), Л. С. Выготский (50), В. В. Давыдов (63), А. Н. Леонтьев (122,123), С. Л. Рубинштейн (195), И. Э. Унт (215) и др.

Самообразование и самовоспитание учащихся лишь в последние годы стало привлекать внимание исследователей. В первую очередь это дидакты и психологи вузов и научных учреждений Ленинграда, Волгограда, Рязани: А. Я. Арет и Л. И. Рувинский «Самовоспитание школьника» (199), В. Б. Бондаревский — «Беседы о самовоспитании» (32), А. К. Громпева — «Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы» (61), А. И. Кочетов — «Самовоспитание подростка» (115), Б. Ф. Райский — «На путях решения задачи подготовки учащихся к практической деятельности» (189).

Сравнительно очень мало исследований посвящено проблеме формирования умений и навыков познавательной деятельности. Среди них назовем труд Е.Н.КабановоЙ-Меллер — «Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся» (88), а также исследования Н. А. Менчинской (141,142) и особенно С. Л. Рубинштейна (193, 194, 195, 196). Некоторые аспекты самообразования учащихся рассмотрены также в диссер-тапионных исследованиях. Например, А. К. Громаева — «Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития» (60), Л. Т. Ковтун — «Развитие познавательной самостоятельности учащихся 1УУ классов как подготовка их к самообразованию11 (90) и др.

Но вопрос о формировании интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности как предмета развития в ходе учебного пропесса мало исследован. Нет также экспериментально проверенных исследований по вопросу формирования интеллектуальных умений в органическом единстве с овладением знаниями в пропессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся (УП — УШ классы). Только в некоторых исследованиях говорится о роли задач в развитии интеллектуальных умений у учащихся (88, 129, 130 и др.), а ведь именно в подростковом возрасте имеются большие возможности для формирования у учащихся интеллектуальных приемов познавательной деятельности. Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности проблемы — формирования интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности в пропессе решения учебных задач.

Объектом диссертационного исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся — старших подростков (УП-УШ классы).

Предметом исследования избрано педагогическое руководство формированием у учащихся — старших подростков (УП-УШ классы) — системы интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности в процессе решения учебных задач.

Целью данного исследования является выявление оптимальных педагогических условий обучения учащихся — старших подростков — умениям самостоятельной познавательной деятельности в процессе решения учебных задач и подготовки их к самостоятельному приобретению знаний.

Гипотеза исследования. При целенаправленном педагогическом руководстве, организуя активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся в процессе решения учебных задач, возможно формирование интеллектуальных умений познавательной деятельности и подготовка учеников на этой основе к самостоятельному приобретению новых знаний.

Задачи исследования:

— выявить научно-теоретические основы учебно-познавательной деятельности учащихся — старших подростков (УП-УШ классы)-с целью их обучения интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности;

— разработать и обосновать программу экспериментального обучения интеллектуальным умениям для решения учебных задач и подготовить учащихся на этой основе к самостоятельному пополнению своих знаний;

— экспериментально выявить условия педагогического руководства осуществляемого в процессе обучения школьников — старших подростков — интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности.

Методологическая основа. Диссертапионное исследование опирается на положения и закономерности, разработанные в трудах классиков марксизма — ленинизма. Главные из них следующие:

— марксистское понимание сущности и направления познавательного пропессаВ.И.Ленин подчеркивает следующее направление человеческого познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (3, с.153);

— ленинское положение о процессе познания как многоступенчатом процессе, обязывающем рассматривать предает познания в его возникновении, развитии и «самодвижения» .

Сознательный человек выделяет категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладеть ею" (3, с.85);

— ленинская теория отражения, а также диалектико-материалистический метод познания: «.B любом предложении» ,-писал В. И. Ленин,-можно Си должно), как в «ячейке» («клеточке») вскрыть зачатки всех элементов диалектики, показав таким образом, что всему познанию человека вообще свойственна диалектика" (3, с.321);

— закон материалистической диалектики о единстве и борьбе противоположностей. «Условие познания всех процессов мира, в их „самодвижении“, в их спонтанном развитии, в их живой жизни есть познание их как единства.противоположностей. Развитие есть „борьба“ противоположностей», подчеркивает В. И. Ленин (3, с.317).

— 10.

Методологической основой диссертапионного исследования являются также Программа КПСС, материалы ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Использовались руководящие указания Министерства просвещения СССР и Министерства просвящения Латвийской ССР, а также труды ученых СССР и сопиалистических стран о формировании интеллектуальннх умений самостоятельной познавательной деятельности.

Методы исследования. Основным методом диссертационного исследования являлся созидательный эксперимент, который проводился в естественных условиях учебного пропесса в следующих школах Латвийской ССР: в Екабпилсской средней школе № I, Засской средней школе, Дигнайской, Биржской, Лунав-ской и Абельской восьмилетних школах.

В ходе исследования были определены оптимальные условия для формирования интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности у учащихся — старших подростков (УП — УШ классы)"сельских и городских школ. Полученные данные об изменениях в ходе формирования интеллектуальных умений познавательной деятельности отражены в таблипах, схемах, диаграммах С см. З гл.).

Проводились также непосредственные наблюдения учащихся и хронометраж их познавательной работы, связанной с изучением трудов основоположников марксистско-ленинской теории («Манифест Коммунистической партии»), с решением предложенных им учебных задач, индивидуальные беседы, анкетирование. Это позволило судить об уровне усвоенных учащимися интеллектуальных умений познавательной деятельности и эффективно организовать обучение подростков умениям, необходимым для такой деятельности. Изучался также продукт самостоятельной познавательной деятельности, учитывая глубину научных выводов, количество смысловых единип и заключений, творческий характер решения учебных задач. Таким образом были определены степень развития и качество выработанных основных интеллектуальных умений познавательного труда. Использовались беседы с учащимися по разным вопросам самостоятельной познавательной деятельности: как сами учащиеся оценивают такую предпосылку умственного развития как органическое слияние отдельных элементов образовательной и самообразовательной деятельности в единый пропесс, какими интеллектуальными умениями познания ученики уже владеют Спо их личному мнению, основанному на самоанализе и самоопенке) и т. д. Все названные методы применялись комплексно.

Этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно, всего было четыре этапа. Первый этап С 1974 -1976) был посвящен изучению теоретических основ данной проблемы — формированию интеллектуальных умений познавательной деятельности, а также изучению передового опыта учителей СССР, в частности, Латвийской ССР.

На втором этапе С1976 — 1978) были определены программа и «технология» исследования, а также структура созидательного эксперимента и база для его проведения.

На третьем этапе (1979 — 1981) в течение трех лет был проведен созидательный эксперимент, пелью которого было формирование системы интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности у учащихся на основе решения учебных задач.

Четвертый этап исследования (1982; 1984) был отведен анализу и оформлению полученных результатов. На этом этапе уточнялась и завершалась разработка рекомендапий по внедрению результатов исследования в практику школ Латвийской ССР.

Новизна диссертационной работы состоит в том, что пропесс формирования интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности учащихся — старших подростков — исследован с новых позипий, а именно — на основе решения учебных задач:

— теоретически обосновано и экспериментально проверено (в ходе трехгодичного созидательного эксперимента) формирование системы интеллектуальных умений познавательной деятельности у учащихся — старших подростков СУП — УТЛ классы);

— выявлена и экспериментально проверена роль учебных задач в формировании системы интеллектуальных умений познавательной деятельности у учащихся У1 — УШ классов.

Научно-теоретическая значимость диссертапионной работы состоит в следующем:

— новым фактическим материалом дополнены теоретические положения о формировании системы интеллектуальных умений познавательного труда в пропессе решения учебных задач;

— выявлены оптимальные условия и психолого-дидактические основы педагогического руководства, осуществляемого в пропессе обучения школьников — старших подростков (УП — УШ классы) -интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности на основе решения учебных задач;

— разработаны и научно обоснованы рекомендации для учителей по организапии обучения учащихся УПУШ классов интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности с применением системы учебных задач;

— определена эффективность обучения учеников УН — УШ классов общеобразовательных школ интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности в пропессе решения учебных задач;

— выявлены этапы развития интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности учащихся УП-УШ классов в процессе их самодвижения от низших ступеней интеллектуальной деятельности до творчества Спо классам);

— изучена роль сформированных интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности (опираясь на трехгодичный эксперимент) по повышению учащимися уровня своей идейно-политической подготовки. Практическая значимость, диссертации: -разработана и проверена в ходе учебного процесса система учебных задач разного уровня сложности, способствующая развитию интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

— в реальном учебном процессе показан один из аспектов подготовки учащихся — старших подростков — к самостоятельному приобретению знаний, а именно — формирование интеллектуальных умений познавательной деятельности на основе решения учебных задач, которое может широко использоваться в практике школприведены экспериментально проверенные доказательства эффективности вышеупомянутой работы. разработаны рекомендации по проблеме формирования интеллектуальных умений познавательной деятельности на уроке;

— приобретенные интеллектуальные умения самостоятельной познавательной деятельности (умение выделять и записывать главное, делать записи, составлять конспекты, строить и доказывать выводы и др.) могут быть использованы учащимися не только на занятиях по истории, но, как показало исследование, и при изучении многих других учебных дисциплин (литература, основы Советского государства и права, география и др.), а также в идейно-политическом самообразовании, так что исследование име ет общедидактическое значение;

— разработаны основные положения по обучению учащихся УШ класса интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности на основе самостоятельного изучения первого программного документа научного коммунизма"-" Манифеста Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

— составлен сборник задач (в количестве 98) по теме общей истории для УШ класса «Вокникновение научного коммунизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс» с целью обучения подростков основным интеллектуальным умениям самостоятельной познавательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования отражены в четырех публикациях автора. Учителя Латвийской ССР с проведенным исследованием и полученными выводами ознакомлены посредством брошюры «Формирование навыков самообразования у учащихся на уроке» (Рига, общество «Знание» Латвийской ССР, 1981), публикации «Самостоятельность надо развивать» (республиканский вднал «Скола ун гимене», 1978, 1Б 2- публикации «О самообразовании» республиканский журнал Латвийской ССР «Скола ун гимене», 1981, № 2) — опубликованы также тезисы доклада, прочитанного в ходе республиканских педагогических чтений,-" Некоторые дидактические приемы активизации самостоятельной работы учащихся на уроке" (см. Теаисы докладов республиканских педагогических чтений, посвященных пятидесятилетию образования СССР. Рига, 1972, с.207- 209).

В названных публикациях были рассмотрены следующие проблемы:

— формирование навыков и умений самообразования учащихся на уроке;

— учебные задачи в системе обучения и их роль в формировании навыков и умений самообразования;

— процесс обучения решению учебных задач как этап формирования у учащихся интеллектуальных умений и навыков самообразования;

— методика обучения, способствующая формированию системы навыков познавательной творческой деятельности;

— развитие у учащихся самостоятельного мышления на основе их познавательной деятельности.

Разработанные диссертантом рекомендации по формированию интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности у учащихся в процессе решения ими учебных задач нашли широкое применение во многих школах республики, особенно в Екабпилсском районе Латвийской ССР.

По отдельным вопросам исследования был подготовлен и прочитан курс лекций:

— о разработке системы учебных задач по отдельным темам общей и отечественной истории, о приобщении учащихся к самостоятельному пополнению знаний во внеурочное время, о формировании интеллектуальных умений на основе внедрения в учебный процесс задач и т. д. — для Екабпилсского районного методического объединения преподавателей истории С в 1981/82 и 1982/83 учебных годах);

— об активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования учебных задач с целью подготовки к самостоятельному пополнению знаний во внеурочное время и к самообразованию — для зональных совещаний преподавателей гуманитарных предметов того же района республики. Практическое применение в школах республики нашли составленные автором диссертации сборники разработанных им учебных задач по многим темам отечественной и общей истории С" Возникновение научного коммунизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс", «Северная война между Россией и Швецией» и др.) — в школах используется также разработанная автором диссертапии методика по ряду вопросов: определение уровней развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся — старших подростковопределение сложности учебных задачоптимизация учебного пропесса на основе решения учебных задачразвитие интеллектуальных умений на уроке и др.

Эти и другие положения и рекомендации исследования в настоящее время внедрены в практику в следующих сельских и городских школах Латвийской ССР: в Екабпилсской средней школе II, в Засской, Виеситской средних школах, в Абельской, Биржской, Дигнайской, Дунавской восьмилетних школах и др. Данные массового обучения в этих школах подтвердили обоснованность и достоверность результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

— интеллектуальные умения самостоятельной познавательной деятельности формируются в органическом единстве с овладением содержанием знаний в процессе активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся — старших подростков (УПУШ классы);

— самостоятельная познавательная деятельность учащихсястарших подростков, организуемая на основе решения учебных задач, при оптимизации учебного процесса способствует формированию системы интеллектуальных умений, необходимых для самостоятельного приобретения новых знаний;

— 17.

— учебные задачи с целью формирования интеллектуальных умений самостоятельного овладения знаниями в системе должны располагаться по степени трудности в соответствии с логикой учеб' ного пропесса и достигнутым уровнем знаний по учебному предмету;

— обучение должно обеспечивать преемственность в формировании интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности, т. е. сформированные менее сложные умения служат основой для усвоения более сложных.

ВЫВОДЫ.

Теоретический и экспериментальный анализ формирования интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности позволил выявить условия, способствующие наиболее успешному их овладению учащимися УП — УШ классов и сформулировать заключительные выводы.

В настоящей/работе мы пытались изыскать резервы, необходимые для подготовки учащихся к самостоятельному приобретению знаний, в самом проиессе их познавательной деятельности путем активизации и максимальной мобилизации познавательного опыта, развития умений интеллектуальной деятельности.

Результаты нашего экспериментального обучения показали, что участие подростков в элементарных исследованиях, в творческом познании «объективной истины» есть надежная гарантия успешного формирования активной личности, готовой к поиску, самообразованию и саморазвитию в ходе трудовой деятельности, так как овладеть интеллектуальными умениями познавательного труда можно только в самом проиессе познания. Мы следовали ленинскому положению, что «мысль человека, бесконечно углубляется от явления к сущности» (3, с.227), но умение достичь этого составляет исходную основу такого углубления.

На основе результатов экспериментального обучения мы сформулировали следующий вывод. Познавательная ситуация, в центре которой стоит задача, определяет характер и направление познавательных действий. Построение системы таких задач детер— минируется основными целями обучения — формированием средств познания объективной действительности и получением знаний о познавательном объекте. Это процессуальный и продуктивный аспекты познавательной деятельности учащихся. Содержательная основа познания — в нашем варианте — учебные задачи — во многом обуславливает структуру познавательной деятельности, направленной на их решение.

В данном исследовании мы пытались показать, как деятельность ученика приобретает все более сложный и самостоятельный характер и продвигается в сторону самообразования. Общие направления познавательных действий и вся структура познавательной деятельности учащихся меняется в зависимости от познавательного содержания задачи. Каждая следующая задача определяет оптимальную структуру познавательной деятельности учащихся по восходящей линии, каждая из них приближает к конечной цели обучения — вооружению учащихся приемами познания и подготовке их к самообразованию и самовоспитанию. Практически такая задача, с одной стороны, в какой-то степени является выразителем усвоенного познавательного опыта, а с другойтребует мобилизации знаний и творческого опыта для их «переноса» или создания новых моделей решения задач. Учебные задачи в системе педагог должен располагать по степени возрастания трудности в соответствии с логикой учебного процесса, а также ориентироваться на ближайшую зону умственного развития. Такое педагогическое руководство обеспечивает формирование интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности у учащихся — старших подростков-как динамического процесса, проходящего на основе их «саморазвития» .

Учебные задачи должны соответствовать достигнутому уровню образования по учебному предмету и познавательному опыту учащихся. Трудные задачи с применением сложных интеллектуальных умений, требующие высокого уровня творчества, необходимо чередовать с менее трудными, при решении которых используются уже усвоенные приемы познания. Но не следует забывать, что каждая задача должна развивать познавательный опыт учащихся и систему приемов познавательной деятельности в" ближайшей зоне развития". Поэтому в целом познавательное содержание задач усложняется независимо от степени трудности.

Такая система задач обеспечивает овладение основными интеллектуальными умениями познавательного труда. В этих целях служат критерии объема познавательной деятельности, уровни сложности задач, критерии объема познавательной самостоятельности и интеллектуальных умений, практическая разработка системы задач, методика уроков и анализ эффективности применения такого обучения.

Обучению интеллектуальным, умениям во многом способствует соблюдение принципа познавательной активности учащихся. Познавательная деятельность учащихся развивается в активном познании, и с ней тесно связана самостоятельность в использовании приемов умственного труда. Познавательная активность учащихся под руководством учителя проявляется в расширении диапазона видов познавательной деятельности — при решении учебных задач (восприятие изложенного учителем материала, участие в развивающей беседе и в выяснении разного рода проблемных задач, раскрытие основных положений исторического документа — «Манифеста Коммунистической партии», в выполнении многообразных поисковых заданий). Главные компоненты учебного процесса должны соответствовать объективной природе процесса познания, а методы, приемы и формы обучения — познанию явлений, процессов, закономерностей общественного развития, характерному для самообучения.

Наша система обучения школьников основным умениям позна.

— idu вательной работы и полученные результаты убедительно доказывают, что не может быть стихийного усвоения интеллектуальных умений, а необходимо систематическое и целенаправленное педагогическое руководство обучением подростков приемам самостоятельного познания. Такое обучение предусматривает преемственность в формировании умений, т. е. сформированные менее сложные умения служат базой для усвоения более сложных. Соблюдение принципа преемственности во многом обеспечивает успех в работе.

Внедрение нашей системы обучения обуславливает изменение роли учителя. При такой организации учебного процесса, которая рассмотрена выше, учитель не ограничивается лишь сообщением информации, он главным образом становится косвенным руководителем поисково-исследовательской деятельности учащих ~ ся, развивающим их познавательные способности и интеллектуальные умения познавательного труда.

Развитию интеллектуальных умений во многом содействуют соответствующие методы обучения, точнее — методы проблемного обучения: -проблемное изложение знаний- -поисковая беседа- -исследовательский метод.

Долг педагога приучать школьников смотреть на. любую познавательную ситуацию не традиционно, с точки зрения выработанных стереотипных действий, побуждать их мыслить и действовать по-иному, по-новому, оригинально. Это имеет особо важное значение как в познавательной деятельности, так и в самообразовательной работе вообще.

Эффективность вооружения учащихся интеллектуальными умениями самостоятельного приобретения новых знаний на основе решения учебных задач проявилась в следующем:

— в учебном процессе с применением учебных задач реализуются все три цели обучения: учащиеся получают систему знаний, усваивают основные интеллектульные приемы познавательного труда, развивают свои творческие силы, овладевают познавательным опытом, формируется их коммунистическое мировозрение;

— применение задач в самостоятельном процессе познания показало, что обучение, требующее развития познавательного опыта учащихся, ускоряет процесс овладения интеллектуальными умениями самостоятельной познавательной деятельности примерно в два раза по сравнению с обычным обучением, без применения целенаправленной системы учебных задач;

— неоспорима целесообразность решения задач в целях индивидуализации и дифференциации учебного процесса и, следовательно, в целях развития у каждого ученика системы интеллектуальных умений познания. В этом направлении большое значение имеют разные варианты однородных задач;

— овладение комплексом главных интеллектуальных умений протекает в процессе активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся при все возрастающей самостоятельности и постепенном переходе на межпредметные связи и применение усвоенных умений. Обучение интеллектуальным умениям познавательного труда является неотъемлемой частью всего учебного процесса в общеобразовательной школе и проводилось на уроках преподавателями литературы, основ Советского государства и права и других учебных дисциплин с перспективой овладения учащимися всеми необходимыми умениями по всем предметами (в целях полноценной подготовки их к самостоятельной деятельности);

— хил.

— уроки становятся яркими, необычными, привлекательными и таким образом влияют на учащихся также в эмопиональном плане, что способствует гармоничному развитию личности. Занимательность обеспечивается необычной формой задач и нестандартным содержанием. Учебные задачи такого рода стимулируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Школьники испытывают большой интерес к заданиям, которые для них новы, занимательны, волнуют возможноетбопроявить творчество, вызывают даже удивление, а ведь удивление — преддверие познания;

— познавательная деятельность учащихся на уроке, а также во внеурочное время — это один из факторов, способствующий решению вопроса об организации факультативных знаний в УПУШ классах, точнее — дает возможность положительно решить этот вопрос.

Все сказанное можно выразить в следующем.

Одним из самых действенных средств обучения комплексу интеллектуальных умений познавательной деятельности и побуждения учащихся к самообразованию является включение элементов самостоятельного приобретения знаний учащимися в процесс обучения, что и было сделано в экспериментальном обучении. Способами или приемами включения явилось сближение характера двух процессов познания — учебного и самообразовательногопо составу умений интеллектуальной деятельности, по целям, а также по мотивам их выполнения и применения.

Из этого следует, что для включения таких элементов в процесс обучения педагог должен частично изменить цель, уеловия и мотивы познавательной деятельности учащихся, чтобы она не только по средствам познания, но и по мотивам совпала с реальной самообразовательной деятельностью.

Таким образом педагогическое руководство по формированию системы интеллектуальных умений самостоятельного приобретения новых знаний учащимися УПУТЛ классов включает в себя следующие компоненты: использование дидактических приниипов, организационных форм обучения, целей, задач, методов, познавательных мотивов и содержания обучения соответственно логике учебного процесса и возрастным особенностям подростков.

Весь ход экспериментального обучения является доказательством нашего гипотетического предположения: организуя активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся при помощи соответствующей системы учебных задач, возможно целенаправленное формирование интеллектуальных умений познавательной деятельности и подготовка учеников на этой основе к самостоятельному приобретению знаний. Приемы познавательной деятельности формируются не на основе заучивания, а в процессе активной самостоятельной познавательной деятельности, направленной на определенный объект познания.

Познавательный опыт, приемы деятельности и сами знания ввиду активного характера их добывания становятся действенными, оперативными и устойчивыми.

В конечном результате такое педагогическое руководство определяет дальнейший рост активности и самостоятельности ученика как всесторонне развитой личности. По мере овладения интеллектуальными умениями познавательной деятельности, а также знаниями, формируется активное отношение учащихся к трудовой деятельности и самостоятельному приобретению новых знаний. Оптимизация и интенсификация путей приобщения к творческой деятельности и усвоению приемов познания ведет к приобретению опыта самообразования.

Результаты диссертационного исследования рекомендуется использовать при составлении учебных задач по истории и другим гуманитарным предметам, при формировании интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности на уроках гуманитарных дисциплин, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по педагогике и методике истории на курсах повышения квалификации учителей, организуемых республиканским институтом усовершенствования учителей, при разработке методических указаний по вопросам формирования интеллектуальных умений познавательной деятельности в процессе развития опыта, самообразования учащихся на уроке.

В дальнейшее исследование проблемы целесообразно включить следующие темы: изучение противоречий, возникающих в ходе подготовки учащихся к самообразовательной деятельности, в том числе — в развитии, интеллектуальных умений самообразования, изучение роли познавательных задач в формировании научного мировоззрения у учащихся, формирование на уроке интеллектуальных навыков, развитие самообразовательного опыта учащихся в ходе учебного процесса и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой