Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ленинский анализ интеллигенции и его методологическое значение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследуя отдельные подходы, замечания по проблеме роли интеллигенции в развитии общества, сделанные основоположниками марксизма, изучая деятельность интеллигенции в условиях России В. И. Ленин создает целостную концепцию места и роли этого слоя в революционном движении, построении социализма, вычленяет перспективы его развития. Центральное место в ленинской концепции интеллигенции занимает идея… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. В.И.ЛЕНИН О РОЖ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОГРЕССЕ
    • I. Проблема интеллигенции в общественной мысли
  • России и Западной Европы во втор. пол. XLX в
    • 2. Исследование В. И. Лениным социально-экономического положения интеллигенции в буржуазном обществе
    • 3. В.И.Ленин о союзе рабочего класса и интеллигенции
  • ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ
    • I. Интеллигенция в динамике социальной структуры развитого социалистического общества
    • 2. Проблема места и роли интеллигенции в системе движущих сил социалистического общества
    • 3. Критика немарксистских концепций места и роли интеллигенции в развитии социалистического общества

Ленинский анализ интеллигенции и его методологическое значение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Решение проблем, возникающих в процессе становления коммунистической социальной однородности, предполагает углубленное исследование отношений, складывающихся между основными элементами социальной структуры — рабочим классом, колхозным крестьянством, интеллигенцией. О необходимости внимательного подхода к анализу этих отношений говорилось на ХХУ1 съезде КПСС1.

В документах КПСС неоднократно указывалось, что союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции является важнейшим фактором становления коммунистической социальной однородности, верным показателем достигнутого уровня развития обществ о венных отношений. Изучение закономерностей развития данного союза, по справедливому мнению Ф. Р. Филиппова, «является важнейшей задачей нашей общественной науки, оно должно занимать центральное место в исследовании изменений, происходящих в г> социальной структуре нашего общества» .

В советской ойцественной науке достаточно основательно исследована история формирования союза рабочих и крестьян, вычленены важнейшие теоретические принципы по данной проблеме. В.

1 См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1982, с. 54. ^ См.: В. И. Ленин. КПСС об интеллигенции. М., 1979, с. 253, 255, 267. о.

Филиппов Ф. Р. Системный подход в социологическом исследовании сближения классов и социальных групп.- В кн.: Формирование социальной однородности социалистического общества. М., 1981, с. 22. то же время слабо изученными остаются значение и влияние функций социально-профессиональной, общественной деятельности интеллигенции в системе отношений и связей социалистического общества, в развитии его социальной основы.

В эпоху НТР интеллигенция является объектом пристального внимания со стороны антимарксистских идеологов, извращающих истинное положение указанного слоя в развитии общества. Задачи — встающие в ходе критики антимарксистских концепций, а также при определении реального положения интеллигенции в социальной структуре социалистического общества, выдвигают в качестве необходимого условия своего успешного решения обращение к теоретическому наследию основоположников марксизма-ленинизма и прежде всего к трудам В. И. Ленина.

В произведениях В. И. Ленина марксистская концепция роли интеллигенции в революционном движении, построении социализма нашла свое наиболее полное выражение. Актуальность изучения ленинского подхода к выяснению социального статуса интеллигенции и ее роли в развитии производительных сил, укреплении союза рабочих и крестьян определяется прежде всего тем, что в работах В. И. Ленина даны методологические принципы, имеющие огромное значение для исследования интеллигенции развитого социалистического общества. В. И. Ленин вычленил тем самым одну из закономерностей построения социализма. На необходимость углубленного анализа этой закономерности указывали в своих работах Ф. Р. Филиппов, С. Г. Слесарев, М. Е. Добрускин. В то же время подход В. И. Ленина к исследованию указанной закономерности не получил еще дожного освещения в советском обществоведении.

Превращение интеллигенции в союзника рабочего класса и крестьянства, закрепленное Конституцией СССР (1977 г.) делает такой анализ особенно необходимым. Только в произведениях теоретиков марксизма-ленинизма, дающих «ключ к постижению и решению сложнейших проблем общественного развития» '1', мы находим всесторонний анализ деятельности интеллигенции, ее роли в общественном прогрессе.

Целью диссертации и является анализ ленинского подхода к выяснению роли в общественном развитии социальных функций интеллигенции, изучение методологического значения этого подхода для решения проблем, связанных с деятельностью интеллигенции в наше время.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. выяснение взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на роль интеллигенции в общественном развитии.

2. Исследование ленинского подхода к определению места и роли интеллигенции в системе производственных отношений буржуазного и социалистического общества, в процессе формирования и укрепления союза трудящихся классов и слоев, в становлении коммунистической социальной однородности.

3. Выяснение методологического значения ленинского теоретического наследия для анализа роли интеллигенции в совершенствовании развитого социалистического общества.

4. Критика современных немарксистских концепций, направленных на ослабление и подрыв социальной основы социализма.

Научная новизна работы состоит в следующем:

I. Вычленены основные теоретические положения, выработан.

1 См.: Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 71. ные К. Марксом и Ф. Энгельсом по проблеме роли интеллигенции в общественном развитии.

2. Рассмотрены идейные предпосылки и история формирования ленинской идеи союза рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.

3. Показано, что данная идея служит стержнем целостной ленинской концепции интеллигенции, охватывающей вопросы происхождения, места, функций, особенностей и перспектив развития интеллигенции при капитализме и в социалистическом обществе.

4. Рассмотрен процесс превращения интеллигенции в союзника трудящихся классов в нашей стране, роль интеллигенции в укреплении союза рабочих и крестьян и ленинский вклад в дело формирования союза трудящихся классов и интеллигенции.

5. Показано методологическое значение ленинской концепции интеллигенции для решения вопросов совершенствования развитого социалистического общества, а также для критики (буржуазных измышлений в этой области.

Все сказанное определяет логику исследования и структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Методологическое значение выработанных в марксистско-ленинской теории положений о месте и роли интеллигенции в общественном прогрессе проявляется в решении ряда дискуссионных вопросов, возникающих в практике социалистического строительства, позитивном разрешении противоречий в системе общественных отношений социализма, в опровержении немарксистских концепций, извращающих реальный вклад работников умственного труда в дело построения коммунизма. Проведенное нами исследование показывает, что и в прошлом и в настоящее время подлинно научное решение проблемы интеллигенции может дать только марксистская теория, сообразующая свои выводы с реальным положением данного слоя в социальной структуре буржуазного и социалистического общества.

В ходе исследования получены выводы, которые выносятся на защиту:

1. С позиции К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина интеллигенция — это особая группа людей, профессионально занимающаяся умственным трудом в рамках исторически сложившихся профессий, вычленяющаяся в новое социальное образование (социальный слой) лишь в период капитализма. Условиями этого процесса являются потребности развития производительных сил, крушение системы феодальных отношений, резкое возрастание спроса на умственный труд.

2. С точки зрения основоположников марксизма-ленинизма интеллигенция не является классом. Исследуя процесс перехода монополии на высшее образование и управление общественным производством в антагонистическом обществе к особой группе людей,.

— ф. Энгельс отмечал в «Анти-Дюринге» наличие у представителей этой группы средств производства. В данном случае Ф. Энгельс имел в виду господствующий класс, а не интеллигенцию, как впоследствии интерпретировал его мысль П. Н. Сакулин. Именно отсутствие своего, специфического отношения к средствам производства выступает, по мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, важнейшей особенностью интеллигенции.

3. Исследуя отдельные подходы, замечания по проблеме роли интеллигенции в развитии общества, сделанные основоположниками марксизма, изучая деятельность интеллигенции в условиях России В. И. Ленин создает целостную концепцию места и роли этого слоя в революционном движении, построении социализма, вычленяет перспективы его развития. Центральное место в ленинской концепции интеллигенции занимает идея союза рабочего класса с крестьянством и интеллигенцией. Только выступая на стороне трудящихся классов интеллигенция может стать, по мнению В. И. Ленина, влиятельной общественной силой.

4. Характерной особенностью интеллигенции выступает, с точки зрения В. И. Ленина, умение точно и ясно выражать и отражать интересы основных классов данного общества, подчинять этим интересам свою социально-профессиональную, общественную деятельность.

Защищая интересы классов, находящихся в антагонизме друг к другу, интеллигенция также делится на буржуазную и пролетарскую. Представители пролетарской интеллигенции играют, с позиции В. И. Ленина, важную роль в упрочении союза революционных сил. Примыкая к рабочему классу, они выполняют виды деятельности, объективно играющие роль связующих звеньев в революцибнном движении.

5. В. И. Ленин показал, что содержание функций. умственного труда качественно меняется в зависимости от того, в условиях какого способа производства — капиталистического или социалистического они выполняются.

6. После перехода власти в руки рабочего класса В. И. Ленин обосновывает закономерный характер перехода всей интеллигенции на сторону рабочего класса, выдвигает идею союза рабочих и интеллигентов как необходимого условия прочности социальной основы социалистического общества, намечает пути и способы превращения интеллигенции в союзника трудящихся классов.

7. В. И. Ленин отмечал, что потребности социалистического строительства ставят перед работниками умственного труда сложные и ответственные задачи. Успешное изучение и решение проблем, возникающих в ходе строительства социализма, повышение эффективности научных исследований, усиление идеологической работы, правильное управление хозяйственным механизмом и другие функции умственного труда находятся в непосредственной зависимости от того, насколько полно интеллигенция отражает и защищает интересы рабочих и крестьян.

8. Усиление роли интеллигенции происходит поэтому не по пути превращения ее в особый класс, а в направлении все более качественной и разнообразной помощи трудящимся классам в деле продвижения общества по направлению к коммунистической социальной однородности. По мнению В. И. Ленина, укрепление товарищеских, союзнических отношений между интеллигентами и рабочими является одним из условий ликвидации противоположности умственного и физического труда, а также существенных различий между этими видами труда.

9. Ликвидация профессиональной обособленности, создание условий, ликвидирующих классовые различия приводят, с точки зрения В. И. Ленина, к тому, что профессиональные различия постепенно будут лишаться своего слоеобразующего характера и таким образом интеллигенция исчезнет как особый социально-профессиональный слой.

10. Становление новой формы общественных отношений — коммунистического самоуправления — тесно связано с процессом возрастания общественной значимости тех отношений, которые Г. В. Плеханов называл функциями связующего звена. В период капитализма эти отношения выражаются в конкретных видах деятельности, способствующих сплочению революционных сил, складываются только между передовыми представителями интеллигенции и трудящимися классами. В условиях социалистических общественных отношений эти функции вырастают в новую форму — союз трудящихся классов и интеллигенции. Ликвидация классовых различий, становление социальной однородности закономерно приводит к тощ, что на смену этому союзу приходит другая форма общественных отношений — коммунистическое самоуправление.

На наш взгляд, изучение становления новой формы отношений и связей через выяснение связующей роли функций социально-профессиональной, общественной деятельности основных элементов социально-классовой структуры, и в том числе интеллигенции, является необходимым условием изучения путей и способов построения коммунистического обцества.

Применение указанного подхода к анализу социальных отношений и форм их выражения в условиях обеих фаз коммунистического общества тесно связано с решением вопроса о границах производительного труда при социализме, дальнейшем исследовании таких понятий как «отношение», «связь», «союз», «функция» .

Сделанные выводы могут быть использованы в различных видах научной, преподавательской, методической деятельности, в том числе:

1. В проблемных методологических семинарах для научных работников, где углубленно изучаются философские аспекты обще-ствознания и гуманитарных наук, в частности: «Научно-техническая революция, ее экономические и социальные проблемы», «Развитие социалистической культуры и повышение ее роли в коммунистическом воспитании трудящихся», «КПСС об актуальных вопросах борьбы с буржуазной идеологией и ревизионизмом» .

2. В спецкурсах, читаемых студентам исторических факультетов. Имеются в виду прежде всего следующие спецкурсы: «Проблемы социальной закономерности», «В. И. Ленин и философская борьба в 20-е гг.», «Критика современной буржуазной идеологии» .

3. При изложении следующих учебных курсов для студентов гуманитарных факультетов: «Классы и классовая борьба», «Социальная революция» .

Исследование места и роли интеллигенции, проявляющихся через социально-профессиональные функции представителей этого слоя в системе социальных отношений развитого социалистического общества, в союзе трудящихся классов и слоев, выдвигает ряд вопросов, слабо изученных в советской науке и требующих дальнейшего изучения.

Содержание исследования изложено в следующих публикациях:

I. Стукалов В. А., Мягков А. Ю., Царев А. Р. Влияние социалистического соревнования на развитие социально-классовой структуры советского общества.- В кн.: Пятьдесят лет «Договора тысяч», Иваново, Изд. ИвГУ, 1980, — 0,6 п.л.

2. Царев А. Р. В. И. Ленин о роли интеллигенции в общественном прогрессе.- В кн.: Общественный прогресс и культура. Межвузовский сборник. Горький, 1983, — 0,9 п.л.

3. Царев А. Р. Проблемы воспроизводства интеллигенции. Критика антимарксистских концепций. — В кн.: Социология высшей школы. Межвузовский сборник. Горький, 1983, — 0,7 п.л.

4. Царев А. Р. О роли интеллигенции в системе социальных отношений социалистического общества. — В кн.: Социальные институты и социальные отношения. Тезисы докладов. Горький, 1983 — 0,1 п.л.

5. Шумакова О. Н. Царёв А.Р. Критика современных антимарксистских концепций социалистической культуры. — В кн.: 1У Всесоюзные философские чтения молодых ученых «ХШ сьезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии». Тезисы к конференции. М., 1984, вып.8. — 0,2 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Сочинения, 2-е изд. т. З, с.7−6251.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. Соч., т. З, с.1−4.
  4. К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.4, с.423−459.
  5. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.3−559.
  6. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.2, с.3−618.
  7. К. Капитал, т.1.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.23, с.5−907.
  8. К. Капитал, т.4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.1, с.3−476.
  9. Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.20, с.1−827. •
  10. Ф. Письмо к Ф.А.Зорге от 27 августа 1890 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.37, с.381−382.
  11. Ф. Письмо Э.Бернштейну от 17 августа 1891 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.35, с.173−177.
  12. Ф. Международному конгрессу студентов социалистов.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.22, с. 432.
  13. Ф. Письмо К.Шидту от 27 октября 1890 г.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.37, с.414−422.
  14. Здесь и далее произведения основоположников марксизма-ленинизма даются по второму изданию сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса и 5 изданию сочинений В. И. Ленина.
  15. I3. Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов.-Полн. собр. соч., т.1, с.125−346.
  16. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.1, с.347−534.
  17. В.И. Проекты и объяснение программы социал-демократической партии.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.2, с.81−110.
  18. В.И. Задачи русских социал-демократов.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.2, с.433−470.
  19. В.И. Попятное направление в русской социал-демократии.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.4, с.240−273.
  20. В.И. Рецензия на книгу К.Каутского «Еернштейн и социал-демократическая программа».- Ленин В. И. Полн.собр. соч., т.4, с.199−210.
  21. В.И. Проекты программы нашей партии.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.4, с.211−239.
  22. В.И. Аграрный вопрос и «критики» Маркса.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.5, с.95−268.
  23. В.И. Внутреннее обозрение.- Ленин В. И. Полн.собр. соч., т.5, с.295−347.
  24. В.И. «Что делать?» Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  25. В.И. Аграрная программа русской социал-демократии.-Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.6, с.303−348.
  26. В.И. Почему социал-демократы должны объявить войну социалистам-революционерам? Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с.372−376-
  27. В.И. Революционный авантюризм.- Ленин В. И. Полн.138собр.соч., т.6, с.377−398.
  28. В.И. Задачи революционной молодежи. Письмо первое. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
  29. В.И. Рассказ о П съезде РСДРП.- Полн.собр.соч., т.8, с.1−20.
  30. В.И. Шаг вперед, два шага назад. Кризис в нашей партии.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.8, с.185−414.
  31. В.И. Пролетариат и его союзник в русской революции.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.14, с.176−186.
  32. В.И. По поводу одной статьи в органе Ь^цда.-Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.14, с.187−194.
  33. В.И. Памяти графа Гейдена. Чему учат народ наши беспартийные «демократы?» Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.16, с.37−45.
  34. В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.17, с.339−353.
  35. В.И. О «Вехах».- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.19, с.167−175.
  36. В.И. Иван Васильевич Бабушкин (Некролог).- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.20, с.79−83.
  37. В.И. Памяти Герцена.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.21, с.255−262.
  38. В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения (Дополнение к вопросу о народном просвещении).- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.23, с.125−135.
  39. В.И. Народничество и ликвидаторство как элементы распада в рабочем движении.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.24, с.250−254.
  40. В.И. Из прошлого рабочей печати в России.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.25, с.93−101.
  41. В.И. Как организовать соревнование?- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.35, с.195−205.
  42. В.И. Собрание партийных работников Москвы 27 ноября 1918 г.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.37, с.207−233.
  43. В.И. Ответ на открытое письмо специалиста.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.38, с.218−222.
  44. В.И. Великий почин.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
  45. В.И. Государство рабочих и партийная неделя.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.39, с.224−226.
  46. В.И. Речь на П Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда I марта 1920 г.- Ленин В. И, Полн.собр.соч., т.40, с.188−189.
  47. В.И. Речь на заседании коммунистической фракции ВЦСПС 15 марта 1920 г.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.40, с.221−224.
  48. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме.~ Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
  49. В.И. 0 едином хозяйственном плане.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.42, с.339−347.
  50. В.И. Ш Конгресс коммунистического интернационала 22 июня 12 июля 1921 г.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.44, с.1−61.
  51. В.И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов вусловиях новой экономической политики.- Ленин В. И. Полн. собр.соч., т.44, с.341−353.
  52. В.И. Странички из дневника.- Ленин В. И. Полн. собр.соч., т.45, с.363−368.
  53. В.И. Письмо Г.В.Чичерину и телеграмма Л. Е. Каменеву.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.51, с.259−260.
  54. В.И. Телефонограмма А.И.Рыкову и А. М. Лежаве 10 сентября 1920 г.- Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.51, с.278−279.
  55. Ленин В. И. Выступление на заседании немецкой делегации
  56. Ш Конгресса Коммунистического Интернационала.- Научный коммунизм. 1970, № I, с. 4.
  57. П. Официальные документальные материалы.
  58. Стенографический отчет X съезда РКП (б). Пб., 1921,-392 с.
  59. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982, — 233 с.
  60. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня1983 г.- М.: Политиздат, 1983, — 80 с.
  61. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля1984 г.- М.: Политиздат, 1984, — 31 с.
  62. Ленин, КПСС об интеллигенции.- М.: Политиздат, 1979,295 с.
  63. Ленин, КПСС о научной организации труда.- М.: Политиздат, 1983, — 319 с.
  64. Ленин о культуре и искусстве.- М.-Л.: Искусство, 1938,167 с.
  65. Генеральный Совет Первого Интернационала. 1864−1866 гг.
  66. Протоколы.- М.: Наука, 1961, — с. 3641. Ш. Книги
  67. М. Уничтожение противоположности между городом и деревней.- М.-Л.: Парт, изд, 1932, — 154 с.
  68. Э.М. Экономический анализ : сферы услуг.- М.: Экономика, 1968, — 160 с.
  69. П.П. Интеллигенция и социализм.- Л.: Изд. ЛГУ, 1970, — 149 с.
  70. В.И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе.- Харьков: Вища школа, 1976, — 155 с.
  71. II.А. Советский рабочий.- М.: Политиздат, 1981,158 с.
  72. В.М. В.И.Ленин о союзе рабочего класса, крестьянства и интеллигенции при социализме.- Л.: Знание, 1980, — 36 с.
  73. Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени.- М.: Наука, 1983, — 325 с.
  74. Л.С., Шкаратан О. И. НТР, рабочий класс, интеллигенция.- М.: Политиздат, 1973, — 320 с.
  75. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука.- Петербург Москва — Берлин, ч.1, 1922, — 300 с.
  76. ЗЛО. Весоловский В. Классы, слои и власть.- М.: Прогресс, 1981, — 231 с.
  77. П.Л. В.И.Ленин о союзе рабочего класса и крестьянства.- Киев.: Вища школа, 1965. 147 с.
  78. Вольский А. Ч, (Махайский В.К.) Умственный рабочий, ч.2, — СПб.: Изд. В. Яковенко, 1906.- НО с.
  79. A.M. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет).- В кн.:
  80. A.M. Полн.собр.соч., т.25, М.: Наука, 1976,655 с.
  81. A.M. В.И.Ленин.- В кн.: Ленин о культуре и искусстве.- М.: Госполитиздат, I938,-c.II3-II4.
  82. В.А. Союз рабочих и крестьян раньше и теперь.-М.-Л.: Госиздат, 1925, — 66 с.
  83. Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР, кн. 2.- М.: Политиздат, 1980, — 394 с.
  84. В.В. В.И.Ленин и Пролеткульт.- М.: Политиздат, 1974, — 239 с.
  85. Н.П. Что такое человек?— М.: Наука, 1983, — 222 с.
  86. Ю.Е. Классы и демократия.- М.: Изд. МГУ, 1974,206 с.
  87. В.Я. Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества.- М.: Мысль, 1964, — 317 с.
  88. В.Я. Воспроизводство производственных отношений социализма и прогнозирование тенденций их развития.-Вестник ЛГУ". Серия экономическая, 1982, № 23, — с.24−28.
  89. Духовная культура зрелого социализма. Проблемы развития и управления: Межвузовский тематический сборник научных трудов (реколл. Ельмеев В. Я., Киселев А. Л. отв. редак-торы).- Саранск.: Морд.гос.ун-т, 1980.- 177 с.
  90. Г. М. Возникновение нового: Философский очерк.-M.s Наука, 1983, — 188 с.
  91. И.М. Человек и человечество. Очерки.- М.: Советский писатель, 1970, — 264 с.
  92. В. Избранные сочинения, т.1.- М.: Изд-во Все о-ва политкаторжан и ссылыю-поселенцев, 1934, — 548 с.
  93. Иванов-Разумник Р. В. Что такое «махаевщина». К вопросуоб интеллигенции. СПб.: Тип С. В. Дунина, 1908, — 159 с.
  94. В.Е. -Американский капитализм и интеллигенция.-М.: Наука, 1983.- 365 с.
  95. Кукаркин А1. В, !Цуржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образы.- М.: Искусство, 1978, — 249 с.
  96. Киш А. Социальная структура социалистического общества: мифы и реальность.- М.: Прогресс, 1981, — 214 с.
  97. А.П. Сельская интеллигенция и особенности ее сближения с работниками физического труда.- Свердловск.: Изд. УГУ, — с. 59.
  98. К. Интеллигенция и пролетариат.- Одесса, 1905,114 с.
  99. Р.И. Социализм: к вопросам теории.- М.: Мысль, 1979, — 402 с.
  100. П. Пролетариат физического и умственного труда.-М.-Л.: Госиздат, 1925, — 79 с.
  101. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в I900-I9I7 годах.- М.: Мысль, 1981, — 285 с.
  102. А.В. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем.- М.: Новая Москва, 1924, — 75 с.
  103. Е. Что же такое, наконец, интеллигенция? (Критико-социологический опыт). СПб.: Тип. С. Дороватов-ского и А. Чарушникова, 1907, — 246 с.
  104. М. Черным по белому. О событиях в ЧССР в 19 681 969 г.- М.: Прогресс, 1974, — 258 с.
  105. Н.К. Герои и толпа. Сочинения Н. К. Михайловского, т.2, СПб.: Изд. русское Богатство, 1896, — • стлб. 95−190.
  106. В.К. (Вольский АЛ.). Умственный рабочий, т. I, СПб.: Тип. А. Кушнерева, 1906, — 128 с.
  107. Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР.- М.: Мысль, 1982,269 с.
  108. В.И. Общественный прогресс. Г.,.В-в изд. 1970.
  109. Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции.- Собр.соч., т. УШ, ч.2, СПб.: Изд. И.JI.Овсянико-Куликовский, 1914, 276 с.
  110. А.С. Путешествие из Москвы в Петербург.- В кн.: Пушкин А. С. Собр.соч., т.6, М.: Изд. Правда, 1969, — 511 с.
  111. Г. В. Год на родине. Полное собрание статей и речей I9I7-I9I8 гг. т.2.- Париж, 1921, — 246 с.
  112. Г. В. Сочинения, т.2.- М.: Госиздат, 1928,106 с.
  113. . Психология интеллекта.- В кн.: Пиаже Д. Избранные психологические труды.- М., Просвещение, 1969,~659 с.
  114. М.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы.- Л.: Наука, 1974, — 175 с.
  115. Ц.Р. Научно-техническая р&волюция и интеллигенция.- Алма-Ата: Изд. Казахстан, 1979, — 147 с.
  116. М.Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе.- М.: Политиздат, 1977, — 96 с.
  117. М.Н. Становление социальной однородности.- М.: Политиздат, 1982, — 334 с.
  118. Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир.- М.: Госполитиздат, 1953, — 352 с.
  119. М.В. Непроизводительная сфера при социализме (Вопросы теории и методологии производительного труда).-М.: Мысль, 1978, — 186 с.
  120. П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. Вып.1, СПб.: Тип. И.Н.Скороходо-ва, 1894, — 291 с.
  121. П.Н. Сочинения, т.2.- М.: Мысль, 1976, — 645 с*
  122. Н.А. Эволюция живого и задача прелетариата мысли и воли.- М.: 1906, 94 с.
  123. Флейвелл Дж* X. Генетическая психология Жана Пиаже.-М.: Просвящение, 1967, — 623 с.
  124. Э. и Лайтаи В. Площадь республики.- М.: Прогресс, 1978, — 272 с.
  125. К. Искусство Идеология — Эстетика.- М.: Искусство, 1982, — 416 с.
  126. О.И. Промышленное предприятие: Социологические очерки.- М.: Мысль, 1978, — 263 с.
  127. В. Гамлет, принц Датский.- М.: Искусство, 1980, — 263 с.
  128. Шикин Ю. М" Социальное единство и тоталитарное общество. Несостоятельность измышлений буржуазных идеологов перед фактами действительности.- Л.: Политиздат, 1982, — 79 с.
  129. В.М. Беседы при ясной луне. Рассказы.- М.: Советская Россия, 1975, — 319 с.
  130. В., Payэр А., Кох Г. Диалектика производительных сил и производственных отношений. М.: Прогресс, 1977, — 256 с.
  131. Ю.А. Что такое евгеника. Пг., 1921.-80 с.
  132. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972, — 392 с.
  133. Возрастание роли интеллигенции в усилении социальной однородности советского общества. Материалы к Всесоюзной научно-теоретической конференции по проблеме «Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма». М.: Наука, 1979, — 259 с.
  134. Интеллигенция и революция.- М.: Изд. Дом печати, 1922,180 с.
  135. Культурная жизнь в СССР. 1966−1977, т.6.~ М.: Наука, 1981, — 847 с.
  136. Критика современных буржуазных воззрений в курсе исторического материализма.- М.: Высшая школа, 1975, — 295 с.
  137. Курс политической экономии, т.1 (под ред. Н.А.Цаголова).-М.: Экономика, 1970. 706 с.
  138. Марксистско-ленинская теория исторического процесса.1. М.: Наука, 1981, — 463 с.
  139. Марксистско-ленинская теория исторического процесса.-М.: Наука, 1983, — 535 с.
  140. В.А., Барбакова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества,— М.: Наука, 1981,188 с.
  141. Массовое просвещение в СССР.- М.: Госиздат, 1933, ч.2,~ 183 с.
  142. Ю.С. Занимательные истории из жизни ученых,-Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1967, — 138 с.
  143. Первое десятилетие. Воспоминания ветеранов партии москвичей.- М.: Московский рабочий, 1982, — 318 с.
  144. Рабочая энциклопедия. 1928−1980 годы.- JI.: Лениздат, 1982, — 240 с.
  145. Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (19 171 975).- М.: Политиздат, 1977, — 317 с.
  146. Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма.- М.: Наука, 1983, — 389 с.
  147. Социальная структура развитого социалистического общества. Закономерности развития и проблемы научного регулирования. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974, — 247 с.
  148. Социальное развитие рабочего класса СССР. Рост численности, квалификация, благосостояния рабочих в развитом социалистическом обществе. Ист.-социал, очерки.- М.: Наука, 1977, — 286 с.
  149. Формирование социальной однородности социалистического общества (под. ред. Ф. Р. Филиппова, Г. А.Слесарева).- М.: Наука, 1981, — 168 с.1У. Статьи.
  150. А. За марксистское толкование категории производительного и непроизводительного труда.- Плановое хозяйство, 1928, № Ю, с. 139−152.
  151. Л.Г. Формы союза рабочего класса с интеллигенцией в антимонополистической борьбе.- Научный коммунизм, 1978, Л 2, C.93-IQ0.
  152. П.Д. Подгнившие вехи.- В кн.: В защиту интеллигенции. Сборник статей.- М.: Изд. Заря, 1909, с.129−138.
  153. Э. Социальный облик интеллигенции, — Проблемы мира и социализма, 1976, 2, с.52−57.
  154. Васке.с П. Новый вопрос в стратегии союзов.- Проблемы мира и социализма.- М., 1975, Л" 12, с. 82.
  155. Г. А. Инженерно-техническая интеллигенция промышленности в развитом социалистическом обществе.- Научный коммунизм, 1980, J6 6, с.46−55.
  156. Е. Инженер. Пьеса.- Театр, 1970, $ 7, с.165−191.
  157. Ю.Е. Движущие силы развития социалистического общества.- В кн.: Марксистско-ленинская теория исторического процесса.- М.: Наука, 1981, с. 252.
  158. Ю.Е. Общественные классы.- В кн.: Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983, с. 71.
  159. В.И. Использование объективных законов социализма как управление движением противоречий общества.- Научный коммунизм, 1984, 2, с.36−45.
  160. В.И. Общественный прогресс.- В кн.: Марксистско-ленинская теория исторического процесса.- М.: Наука, 1983, с. 255.
  161. В.И. 0 границах производительного труда при социализме.- Философские науки. 1971, Ш 6, с.21−27.
  162. Ю.А. Участие трудящихся в управлении и профессионализм.- Вопросы философии, 1982, № 4, с.3−14.
  163. П.А. 0 единстве профессиональных и демократических начал в управлении социалистическим производством.-Научный коммунизм, 1979, J6 5, с. 12−21.
  164. С.Г. Народный доход в СССР. К методике изучения вопроса.- Плановое хозяйство, 1926, J? 8, с.140−163.
  165. B.C. Проблема противоречий в условиях социализма.- Вопросы философии, 1982, № 9, с.3−21.
  166. JI.H. Некоторые проблемы ленинского анализа иен-теллигенции.- Вопросы философии, 1983, № 6, с, 115−126.
  167. Ц.А. Общие закономерности и основные этапы формирования и развития советской интеллигенции.- В кн.: Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма.- М.: Наука, 1983, с.II.
  168. А.А. Проблема преодоления материально-бытовых различий между учительством города и села.- В кн.: Со-циология:высшей школы. Межвузовский сборник. Горький, 1983, с.53−61.
  169. А.С. Воздействие социалистической интеллигенции на развитие материального производства.- В кн.: Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма.- М.: Наука, 1983, с. 107.
  170. А.Т. Общественно-политическая активность трудящихся выражение роста социальной однородности советского общества.- Вопросы теории и методов идеологической работы.- М.:Наука, 1980, вып.12, с. 277.1. У* Периодические издания.
  171. Известия ВЦИК. I ноября 1929 г., с.З.
  172. Известия ВЦИК. I декабря 1929 г., сЛ.
  173. Известия ВЦИК. 5 декабря 1929 г.
  174. Известия ВЦИК, 14 июля 1918 г. 1. У1. Справочные издания.
  175. Народное хозяйство в СССР в 1982 г. Статистический ежегодник ЦСУ СССР Финансы и статистика. М.: Политиздат, 1983, — 574 с.
  176. Население СССР. Справочник.- М.: Политиздат, 1983, — 191 с.
  177. Словарь синонимов. Л.: Наука, 1977. — 648 с.
  178. Энциклопедический словарь т-ва «Бр. А и И. Гранат и К0», т.М., 1913. стлб. 60.
  179. УИ. Иностранные источники.
  180. Avrich P. What is «Machaevism»? Soviet Studies, Glasgow, vol. XVII, July, 1965, No 1, — p. 66−75.
  181. Castoriadis C. The Social Regime in Russia. Telos, St.-Louis, Winter, 1978−1979, No 38,
  182. Cliff 0?. Lenin.-London, Pento Press, 1976, vol. 3. 230 p.
  183. Connor W.D. Dissent in Eastern Europe: a New Coalition?- Problems of Communism, vol. XXIX, No.' 1, 1980, p. 1−17.
  184. Hill G.H. The End of the Russian Peasantry? The Sotial Structure and Culture of the Contemporary Soviet Agricultural Population. Soviet Studies, Glasgow, 1975″ vol. XXVII, No. 1,' - p. 109 — 127.
  185. Hubbard L.S. Soviet Labour and Industry. London, Macmil-lan Press, 194−2, — 314 p.
  186. Konrad G., Szeleny I. The Intelligentsia and Sotial Structure. Telos, St.-Louis, Winter, 1978−1979, No 38, — p. 48−62.
  187. Little D.R. Political Participation and the Soviet System.- Problems of Communism. Washington, 1980, No. 4, vol. XXIX, July-August. p. 62−67.
  188. The Lenin anthology. (Ed. by R.S.Tucker '). Norton, N.Y. 1975. — 674 p.
  189. Parkin P. Marxism and Class Theory: a Bourgeois Critique. Cambridge Univ. Press, 1979. 221 p.
  190. Michnic A. The New Evolutionism. Survey (London),
  191. Summer- Aut. 1976. 274- p.
  192. White S. Political Culture and Soviet Politics. London, Macmillan Press, 1979. 234- p.
Заполнить форму текущей работой