Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метод оценки уровня токсичных составляющих отработавших газов судовых дизелей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационная работа получила апробацию при ежегодных обсуждениях на заседаниях кафедры «Судостроение и энергетические комплексы морской техники» и ученого совета института Морских технологий, энергетики и транспорта ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» (2007, 2008, 2009, 2010 гг.). Основные положения диссертации докладывались на ежегодных научных конференциях… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ научной и практической информации по безопасности окружающей среды от воздействия отработавших газов судовых дизелей
    • 1. 1. Влияние токсичных составляющих в отработавших газах судовых дизелей на безопасность окружающей среды
    • 1. 2. Изучение преимущественных режимов работы судовых дизелей
    • 1. 3. Физико-химические основы предпламенных процессов и процессов сгорания топливно-воздушной смеси судового дизеля
    • 1. 4. Аналитические и инструментальные методы оценки уровня токсичных составляющих в отработавших газах
  • Выводы. Цель и задачи исследования
  • 2. Теоретическое исследование принципов образования токсичных составляющих в отработавших газах судовых дизелей
    • 2. 1. Влияние способа смесеобразования и конструкции камеры сгорания на образование токсичных составляющих в отработавших газах
    • 2. 2. Выбор вида математического моделирования для аналитического расчета токсичных составляющих
    • 2. 30. сновы дескриптивной статистики для обеспечения достоверности результатов исследований
  • Выводы
  • 3. Экспериментальное и расчетное исследование и определение состава отработавших газов
    • 3. 1. Экспериментальные установки, средства контроля и измерения
    • 3. 2. Экспериментальное исследование состава отработавших газов
    • 3. 3. Обработка результатов измерений
  • Выводы
  • 4. Обоснование результатов теоретических и экспериментальных исследований
    • 4. 1. Расчетное определение количества основных токсичных составляющих в отработавших газах
    • 4. 2. Установление закономерностей во взаимосвязях режимов работы судовых дизелей с количеством токсичных составляющих
    • 4. 3. Формирование показателей научной новизны и практической значимости диссертационной работы
  • Выводы

Метод оценки уровня токсичных составляющих отработавших газов судовых дизелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Огромная масса вод Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, поглощая ее избыток. Последние десятилетия знаменуются усилением антропогенных воздействий на морские экосистемы, приводящих к загрязнению морей и океанов, что стало важнейшей международной проблемой. Необходимость охраны морской среды от загрязнений диктуется требованиями рационального использования природных ресурсов. Сложно переоценить целесообразность охраны океана и развитой в нем жизни от загрязнений токсичными веществами. Значительный ущерб морской среде и-обитающей в ней гидробионтам наносят токсичные выбросы судовых дизелей. Последние три десятилетия XX в. и первое десятилетие XXI в. характеризуются бурным развитием морского судоходства. Однако одновременно с усовершенствованием конструкций с целью повышения мощностных показателей судовых дизелей увеличивается количество вредных выбросов с отработавшими газами (ОГ), оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды [42]. Если принять за 100% весь ущерб, наносимый эксплуатацией транспортных судов, то, как показывает анализ, экономический ущерб от загрязнения морской среды и биосферы токсичными веществами в среднем составляет 40%, от вибрации и шума оборудования и корпуса судна — 22%, от коррозии оборудования и корпуса — 18%, от ненадежности транспортных двигателей — 15%, от ухудшения здоровья экипажа — 5% (рис. 1.1) [17].

Протяженность внутренних водных судоходных путей России составляет в настоящее время более 100 тыс. км. Эксплуатируется 36,2 тыс. самоходных и несамоходных судов, принадлежащих различным акционерным обществам, судоходным компаниям, частным владельцам, государственным предприятиям и организациям [95].

Ущерб от эксплуатации судов Г загрязнение ВВ морской среды и биосферьн40%> вибрация и шум.

22%) корроэия (18%> ненадежность двигателя (15%) здоровье экипажа.

5%).

Рис. 1.1 Ущерб, наносимый эксплуатацией судов.

В современном мире отчетливо просматривается тенденция к ужесточению национальных ограничений на работу двигателей в портах и к принятию мер, стимулирующих внедрение природоохранных технологий. В течение последних лет были резко ужесточены требования по предельно допустимым концентрациям (ПДК) вредных выбросов. Соблюдение жестких нормативов является необходимым условием при эксплуатации судна. С целью повышения конкурентоспособности необходимо соблюдать все предписания российских и мировых экологических стандартов. В связи с этим перед судовладельцами, судостроительными и судоремонтными заводами, отраслевыми и контролирующими институтами встает вопрос об обеспечении квалифицированной оценки количественных концентраций токсичных компонентов ОГ в процессе эксплуатации и, что особенно актуально, на стадии проектирования и при производстве работ по глубокой модернизации судовой энергетической установки. Адекватная оценка позволит в дальнейшем обеспечить работу флота па требуемом уровне экологической чистоты для окружающей среды.

В диссертации изучена зависимость образования токсичных компонентов ОГ (СО, NOv С, С02, СХНУ) судовых дизелей от режимов работы, особенностей конструкции и способов смесеобразования судовых дизелейосуществлены теоретические и инструментальные исследования состава ОГ на ходовых, швартовых и стендовых испытаниях судовых дизелей 6418/22, 249,5/11, 2ЧН9,5/11, 6ЧНР36/48 (6NVD48AU), 6ЧН15/18 (ЗД6), 8413/14 (ЯМ3238М2) — проведена статистическая обработка полученных данныхразработана оригинальная расчетно-аналитическая методика для определения концентрации токсичных составляющих в ОГ судовых дизелей.

В этой связи основная научная идея диссертационной работыобоснование необходимости удобного для использования в инженерных целях и адекватного расчетно-аналитического метода по определению концентраций наиболее токсичных компонентов отработавших газов судовых дизелей и его разработка.

Диссертационная работа получила апробацию при ежегодных обсуждениях на заседаниях кафедры «Судостроение и энергетические комплексы морской техники» и ученого совета института Морских технологий, энергетики и транспорта ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» (2007, 2008, 2009, 2010 гг.). Основные положения диссертации докладывались на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава АГТУ (2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.) — на региональной научно-практической конференции «Конструкторское и технологическое обеспечение надежности машин» (Махачкала, 2006 г.) — на 7-м Межрегиональном семинаре по актуальным проблемам судостроения, судовой энергетики и машинно-движительных комплексов на базе АГТУ (Астрахань, 2006 г.) — на XVIII и XIX Международных Интернет-конференциях молодых ученых и студентов по проблемам машиноведения (МИКМУС-2006, 2007) (Москва, 2006 г., 2007 г.) — на Международном научном семинаре «Перспективы использования результатов фундаментальных исследований в судостроении и эксплуатации флота Юга России» на базе АГТУ (Астрахань, 2008 г.) — на V и VI.

Международных научно-технических конференциях «Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России» (Пенза, 2008 г., 2010 г.) — на Седьмой Общероссийской конференции и выставке по морским интеллектуальным технологиям «МОРИНТЕХ-2008» (Санкт-Петербург, 2008 г.) — на XVI Неделе науки МГТУ: XI Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы современности» (Майкоп, 2008 г.) — на Международной научно-практической конференции «Прогресс транспортных средств и систем-2009» (Волгоград, 2009 г.).

Основные результаты работы опубликованы в 15 статьях, в том числе 5 — в изданиях по перечню ВАК, и материалах 10 конференций.

Диссертация изложена на 158 страницах машинописного текста, содержит 22 таблицы, 36 рисунков. Работа состоит из введения, четырех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы из 172 наименований, в том числе 24 иностранных, и 7 приложений.

Основные результаты диссертационной работы заключаются в следующем:

1. Теоретически обосновано влияние различных типов конструкции КС, способов смесеобразования и режимов работы на уровень концентрации окислов азота и продуктов неполного сгорания.

2. Разработан расчетао-аналитический метод определения концентрации наиболее токсичных компонентов (NOx, СО, С02, С, СхНу) по внешним показателям работы судового дизеля, основанный на математическом моделировании. Формулы для определения концентраций ВВ представлены в виде трансцендентных зависимостей.

3. Приведена математическая модель для определения удельного расхода топлива как внешнего показателя работы судового двигателя, характеризующего особенности смесеобразова! шя и конструкции КС.

4. На базе экспериментальных исследований разработаны трансцендентные зависимости для оценки концентрации указанных ВВ в зависимости от оборотности судовых дизелей.

5. Проведена экспериментальная оценка токсичности судовых дизелей 8413/14 (ЯМ3238М2), 6ЧНР36/48 (6NVD48AU), 6ЧН15/18 (ЗД6), 6418/22,249,5/11 и 24Н9,5/11 посредством газоанализатора АНКАТ 310−03. Уровень значимости первичных дискретных данных (Т|Ж, Тос, NO, NOx, СО, С02, а) и достоверность определены посредством программы STATISTICA 6.0.

6. Для каждого из исследуемых судовых дизелей приведены трансцендентные зависимости с уточенными коэффициентами и степенными показателями. Сравнение экспериментальных и расчетных данных показало высокий уровень сходимости.

7. Высокая точность рассчитанных показателей свидетельствуют о возможности использования предлагаемого расчетно-аналитического метода в качестве средства получения исходных значений концентраций ВВ аналитическим путем вместо экспериментальных измерений для определения нормируемого национальными стандартами параметра удельного средневзвешенного выброса вещества по ГОСТ Р 52 408−2005.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Пути снижения вредных выбросов судовых дизелей в динамических режимах работы. / Д. Н. Абрамов // М.: В/О Мортехинформреклама. Обзорная информация, выпуск 5−6. 1999. — С. 17−20.
  2. Д. Н., Самсонов JL А. Снижение вредных выбросов судовых высокооборотных дизелей в динамических режимах работы / Д. Н. Абрамов, JT.A. Самсонов // Двигателестроение. № 2. 2001. — С.8−10.
  3. А.А., Попов С. А., Голубев Ю. А. Создание экологически чистых автомобильных топлив важный фактор оздоровления больших городов / А. А. Абросимов, С. А. Попов // Химия и технология топлив и масел. -1990. -№ 4. — С.2−5.
  4. В. Работа автотранспортных двигателей на неустановившихся режимах Текст. / В. М. Архангельский, Г. Н. Злотин. М.: Машиностроение. 1979.-215с.
  5. Ф.Г., Катанов Р. С., Полещук И. З. О механизме сажеобразования и нагарообразования при горении углеводородных топлив в камерах сгорания двигателей. — В кн.: Элементы теории рабочих процессов ДВС. Уфа. — 1976. -вып.1. — С.31—36.
  6. , Н.А. Разработка методов и проведения экспериментальных исследований на двигателе условий образования и физических свойств дизельной сажи: дис. канд. техн. наук / ЦНИДИ. — J1. -1981. — 142с.
  7. С.А. Физические основы и математическое моделирование процессов результирующего сажевыделения и теплового излучения в дизелях: дисс. докт. техн. наук. — JL — 1982.
  8. Л.М. Теплоизлучение в камерах сгорания быстроходного двигателя с воспламенением от сжатия / Л. М. Белинкий // Труды НИЛД. — М.: Машгиз, 1956.-№ 1.-С. 83−113.
  9. В.И., М.Х. Садеков. Судовые энергетические установки и их эксплуатация. Конспект лекций для студентов. Н. Новгород, 2000. — 60с.
  10. Е.В., Ерохов В. И. Образование окислов азота при сгорании моторных топлив / Е. В. Бондаренко, В. И. Ерохин // Вестник ОГУ. Приложение «Автотранспортные системы». С. 31−43.
  11. Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. СПб. — 2003. — 686с.
  12. В.А., Новоселов A.JL, Лоскутов А. С. Снижение дымности дизелей. / Алт. краевое правление Союза НИО СССР. Барнаул: Б.И., 1991. — 140с.
  13. В.А., Гладышев А. В., Матиевский Д. Д. Экспериментальные исследования температурно-концентрационных полей в цилиндре дизеля /В.А. Вагнер, А. В. Гладышев // Двигателестроение. — 1990. № 7. — С. 31—33.
  14. Л.С., Основы охраны окружающей природной среды на водном транспорте. СПб.: СПГУВК. — 2002 — 64 с.
  15. Л.И. О состоянии подотрасли общепромышленного двигателестроения и направлениях его развития / Двигателестроение. 2003. — № 3. С.4−5.
  16. И.В. Современные судовые среднеоборотные двигатели. Учебное пособие по специальности 2405. / СПб. Издание 3. -2006. -140с.
  17. А.Н. Процессы сгорания в быстроходных поршневых двигателях. М.: «Машиностроение». М. 1965. — 212 с.
  18. Л.А., Бережной А. Г., Тимакова Е. Е., Алексеева С.Н Термодинамический анализ реакций образования оксидов азота в атмосфере водяного пара / Труды СКГТУ. 2003. — 98с.
  19. Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA EXEL. Серия: Высшее образование. М.: Форум. Изд. 2-е. 2008. — 464с.
  20. .Г. Химизм предпламенных процессов в двигателях. ЛГУ им. А. А. Жданова.- 1970. -181 с.
  21. А., Смайлис В., Страздаускене Р. Определение выбросов оксидов азота двигателей морского парома в условиях эксплуатации / Двигателестроение. 2005. № 4. — С.33−38.
  22. А.Г., Вольфгарт Х. Г. Пламя, его структура, излучение и температура. М.: Металлургиздат. — 1959. — 333 с.
  23. О.А., Лерман Е. Ю. Создание малотоксичных дизелей речных судов Л.: Судостроение. 1990. — 112с. ил.
  24. А.В. Разработка экспериментального метода исследования мгновенных полей температуры и концентрации сажи в цилиндре дизеля: дисс. канд. техн. наук / АлтПИ им. И. И. Ползунова.-Барнаул, 1990. — 180 с.
  25. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 4-ое, доп. Учеб. пособие для вузов. М., «Высш. школа». 2003 — 123с.
  26. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность ДВС. — М.: Изд-во РУДН.- 1998. -214с.
  27. ГОСТ Р 51 249−99 «Дизели судовые, тепловозные, промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения». Введ. 01.01.2000 г. М.: Государственный стандарт Российской Федерации, 1999.- 18с.
  28. ГОСТ 10 448–80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Приемка. Методы испытаний. Введ. 01.01.1981 г. М.: Государственный стандарт Российской Федерации, 1980.— 15с.
  29. ГОСТ 30 574–98 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов. Циклы испытаний. Введ. 01.01.2000 г. М.: Государственный стандарт Российской Федерации, 1999. -14с.
  30. ГОСТ Р 52 517−2005 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявление мощности, расхода топлива и смазочного масла. Методы испытаний. Введ. 01.01.2007 г. «СТАНДАРТИНФОРМ». — 2006. — 35с.
  31. ГОСТ Р 52 408−2005 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 2. Измерения в условиях эксплуатации. Введ. 01.01.2007 г. «СТАНДАРТИНФОРМ». — 2006−30с.
  32. С.В., Макаревский А. С. Опыт применения метода планируемого эксперимента в исследованиях ДВС / Материалы X международп. науч. практич. конфер. — г. Владимир. 2005. Май. — ВлГТУ. — С. 38.
  33. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн.1. Теория рабочих процессов: Учебник для вузов / В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др. Под ред. В. Н. Луканина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа. — 2005. -479с.: ил.
  34. Двигатели внутреннего сгорания и экология, редакционная статья / Двигателестроение. 1999. № 2-С.4314.
  35. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей Текст. / В. П. Алексеев, В. Ф. Воронин, Л. В. Грехов и др. / Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение. -1990.-288с.
  36. С.Н., Марков В. А., Микитенко А. В. Улучшение показателей дизеля путем совершенствования процессов топливоподачи и воздухоснабжения / Грузовик. 2005. — № 4. — С.26−30.
  37. Г. В., Д.Л. Кузнецов, Ю. Н. Новоселов, P.M. Ткаченко Конверсия оксидов серы и азота в воздухе под действием микросекундныхпучков электронов / Журнал технической физики. 2002. —Том 72. вып. 5. — С. 102−107.
  38. Дизели. Справочник. 3-е изд. / Под общ. ред. В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, J1.K. Коллерова. — JL: Машиностроение. 1977. 480с.
  39. А.Ф. Проблемы и перспективы развития моторной энергетики / Проблемы машиностроения и надёжности машин. 2003. Проблемы машиностроения и надёжности машин. 2003. № 1. — С. 3−9.
  40. А.Ф., Климова Е. В. Расчетно-аналитическое и экспериментальное определение состава отработавших газов судовых дизелей /
  41. А.Ф. Дорохов, Е. В. Климова // материалы VII Общероссийской конф. по морским интеллектуальным технологиям «Моринтех 2008″. НИЦ „Моринтех“. Санкт-Петербург. 2008. С. 297−300.
  42. А.Ф., Климова Е. В. Метод расчета токсичных составляющих в отработавших газах дизельных двигателей / А. Ф. Дорохов, Е. В. Климова // Вестник машиностроения. 2009. — № 12. — С. 79−82.
  43. П.А., Карпова И. Е. Патраков Ю.М., Содержание сажи в отработавших газах энергетических установок и способы его контроля и снижения / П. А. Епифанов, И. Е. Карпова // Судостроение. 2006. — № 3. — С. 38−39.
  44. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение. 1981. — 200с.
  45. Зверев B.C. MathCAD. Математическая компьютерная поддержка проектирования: Учеб. пос. для студентов инженерно-технических специальностей. Астрахань: Изд-во АГТУ. — 1996. — 160с.
  46. А.Н. Элементарные оценки ошибок измерений. JL: Наука. 1968.- 118с.
  47. А.Н. Погрешности измерений физических величин. JL: Наука, 1985.- 112с.
  48. Я.Б., Садовников ПЛ., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М.: Изд. АН СССР. — 1947. — 147с.
  49. В.П. Нормирование и способы обеспечения экологически безопасного содержания окислов азота в отработавших газах морских газотурбинных двигателей / В. П. Зимин // Судостроение. 2006. — № 4. С. 35−38.
  50. С.П., Ищук Ю. Г., Косовский В. И. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. Л.Судостроение. — 1989. — 256с.
  51. Г. И., Медведев Ю. И. Математическая статистика: Учеб. пособие для втузов. 2-е изд., доп. — М.: Высш. школа. 1992. — 304с.: ил.
  52. А.Я., Исаков А. А. Экология атмосферных судовых выбросов / Научный журнал КубГАУ. 2007. — № 27(3). 12с. http://ei.kubagro.ru/2007/03/pd f/11 .pelf
  53. А.Е. Измерение температуры пламени: Физические основы и методы. М.: Металлургиздат. 1961. — 218 с.
  54. С.В., Возницкий И. В., Большаков В. Ф. Эксплуатация судовых дизельных энергетических установок. М.: Транспорт. — 1996. — 208с.
  55. Е.В. Оценка уровня токсичности и дымности отработавших газов при работе судового дизеля на различных режимах /Е.В. Климова // Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. Морская техника и технология. — № 5 (46).-С.119−121.
  56. В.Г., Махов В. З., Кульчицкий А. Р. Расчетная модель образования сажи и NO в дизеле / Сб. докладов: VII Междунар. симпозиум
  57. Motor-sympo-90, ЧССР. Высокие Татры, 1990, в 3 ч. Ч.З. — С. 138−145.
  58. Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS 82)
  59. Конструирование и расчет ДВС. Под редакцией Н. Х. Дьяченко: — JT.: Машиностроение. 1979. 392с.
  60. В.А., Староверов О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятностей и математическая статистика / М. 1991. — 156с.
  61. Д.С. Специальные функции / Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа. 1965. — 424 с.
  62. А.Р. Расчетно-экспериментальное определение выброса дисперсных частиц с отработавшими газами дизелей / А. Р. Кульчицкий // Двигателестроение. 2005. № 4. — С. 39^-4.
  63. А.Р. К вопросу о расчетном определении эмиссии частиц с отработавшими газами дизелей / А. Р. Кульчицкий // Двигателестроение. — 2000. -№ 1. -С.38—41.
  64. А.Р., Коротнев А. Г., Петров B.JL, Честнов Ю. И. Эмиссия углеводородов с отработавшими газами дизелей / Двигателестроение. 2000. -№ 2. — С. 37−39.
  65. А.Р., Честнов Ю. И., Петров B.JT. Оценка дымности отработавших газов дизелей. Цикл ELR. / А. Р. Кульчицкий, Ю. И. Честнов, B.JT. Петров // Автомобильная промышленность 2002. — № 6. — С.23−25.
  66. О.Н., Сомов В. А., Калашников С. А. Двигатели внутреннего сгорания речных судов. М.: Транспорт. — 1990. — 256с.
  67. Е.А. Снижение токсичности и вредных выбросов легких быстроходных дизелей: автореф. дисс. канд. техн. наук / ЦНИДИ Л. — 1985. — 22с.
  68. Е.Ю., Горшков В. Ф., Барановский В. В. Судовое дизелестроение: современное состояние и перспективы / Судостроение. 2004. -№ 3.-С. 22−25.
  69. В.Н. Исследование динамики и термических условий сажеобразования при сгорании распыленного топлива в цилиндре дизелей: дисс. канд. техн. наук. Л. — 1978. — 228 с.
  70. В.Н., Сафиуллин Р. Н., Шнайдер М. А. Комплексное совершенствование рабочих процессов дизелей для улучшения экономических и экологических характеристик / Двигателестроение. 2006. № 3. — С.43−47.
  71. А.С. Исследование механизмов образования топливных окислов азота и сажи в цилиндре дизеля: дисс. канд. техн. наук. Л. — 1982. — 298с.
  72. М.А. Обеспечение надежности судовых дизелей на эксплуатационных и особых режимах работы. Изд. Феникс. 2003. — 150с.
  73. Малотоксичные дизели. Смайлис В. И. Л., „Машиностроение“. — 1972. —128с.
  74. В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов судовых дизелей. М.: Изд-во МГТИУ им. Н. Э. Баумана. 2002. — 376с.
  75. В.А., Шлено М. И., Фурман В. В. Оценка расхода топлива и токсичности отработавших газов дизеля на различных режимах / Грузовик. -2006. № 2. — С.4СМ-9.
  76. В.В. Современные методы снижения содержания вредных веществ в отработавших газах судовых дизелей / В. В. Маслов // Судостроение. 1995.-№ 8−9.-С. 18−22.
  77. В.З., Гусаков С. В., Кульчицкий А. Р. Макрокинетические основы моделирования процесса образования окиси азота в дизеле / В кн. Рабочие процессы автотракторных ДВС: Сб. Всесоюзная науч. конф. (тезисы докладов). М, — 1982.- 126−131.
  78. Международные конвенции Организации Объединенных Наций (ООН), касающиеся мореплавания: Справочник / Сост. J1.A. Позолотин, В. Г. Торский. Одесса: Феникс. — 2006. — 238с.
  79. Международная Конвенция по Предотвращению Загрязнения с Судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78). Книга 1 и 2. 1999.
  80. Международная Конвенция по Предотвращению Загрязнения с Судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78). Книга 3.-2000.
  81. Г. В. Вопросы экологии на конгрессе С1МАС 2007 / Двигателестроение. 2008. № 1. — С. 49−53.
  82. Г. В. Новые требования и технологии для снижения выбросов дизелей / Двигателестроение. 2008. № 4. — С. 45−51.
  83. Г. В. Нормирование выбросов двигателей внедорожного применения: точка зрения двигателестроителей / Г. В, Мельник // Двигателестроение. 2008. — № 2. — С. 50−56.
  84. С.В. Основы профессионального анализа данных на компьютере Текст.: учебно-методическое пособие / С. В. Мерзлякова. -Астрахань: Издательский дом „Астраханский университет“, 2008. 75, [3] с.
  85. Методика расчета процесса сгорания топлива в судовом дизеле Текст. / Материалы межотраслевой научно технической конференции „посвященной 75-летию кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок“. СПб.: ГМТУ. 2005. — С.45−46.
  86. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», НИИ Атмосфера. -2005 г. 56с.
  87. С.Г. О комплексе мер по развитию машиностроения / Двигателестроение. 2003. -№ 3. С.35−41.
  88. А.А., Беда Н. В. Биогенные оксиды азота / Природа. 2005. -№ 7.-С. 35−42.
  89. А. Перспективы развития дизельных энергетических установок на кораблях и судах ВМФ / А. Нерушайло // Судостроение. 2005. -№ 5. С.51−53.
  90. JT.A. Контроль за выбросами вредных веществ и контроль дымности от судовых двигателей и судов в соответствии с постановлением РФ № 83 от 6.02.2002г. Научно-технический сборник Росс. Морского Регистра Судоходства, ВПб. № 26. — 2003. -245с.
  91. Л.А. Контроль выбросов двигателей, установленных на объектах применения / JI.A. Новиков // Двигателестроение. 2007. № 2. — С. 19−23.
  92. JT.A. Технические и экономические проблемы создания малотоксичных транспортных дизелей / JI.A. Новиков // Жизнь и безопасность.- 2003.-№ 3,-С. 154−177.
  93. JI.A. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей / Двигателестроение. 2002. № 2. — С.23−27.
  94. JI.A. Снижение токсичности и вредных выбросов дизелей при работе на переходных режимах: дисс. канд. техн. наук. Л.: ЦНИДИ. 1984. —167с.
  95. Л.А. Развитие работ ЦНМДИ в области снижения выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов дизелей / Двигателестроение.- 2004. -№ 3. С. 37−40.
  96. Л.А. Контроль вредных выбросов двигателей, установленных на объектах применения / Л. А. Новиков // Двигателестроение. — 2007.-№ 2. С. 19−23.
  97. Л.А. Современные и перспективные технологии для организации малотоксичной работы двигателей / Л. А. Новиков // Двигателестроение. 2005. — № 4. — С. 8—15.
  98. Норман Дрейпер, Гарри Смит Прикладной регрессионный анализ. Множественная регрессия -Applied Regression Analysis. — 3-е изд. М.: «Диалектика». 2007. — 912с.
  99. Д.Я., Тарасов Е. М., Левченко А. С., Мохонько В. П. Научные основы контроля и диагностирования тепловозных дизелей по параметрам рабочих процессов. Самара: СамИИТ. 2001.-174с.
  100. Д.Я., Скачкова Е. А., Росляков А. Д. Выбросы вредных веществ локомотивными энергетическими установками. М.: Маршрут. — 2006. — 248с.
  101. А.А. Интеллектуальный двигатель производства ОАО БМЗ -взгляд в будущее / Двигателестроение. 2003. — № 4. — С.31—34.
  102. Образование загрязнений в процессах сгорания / Мин-во образования Украины, Восточноукр. гос. ун-т. Луганск: Изд-во ВУГУ, 1998. — 125с.
  103. В.Н. Снижение выбросов оксидов азота судовыми дизелями при работе на водотопливной эмульсии / Электронный научный журнал «Исследовано в России». 2006. № 98. — С. 937−943.
  104. Определение режимов работы судового дизеля Текст. / Шаров Г. И. / Материалы IV Международной научно-технической конференции «Повышение эффективности теплообменных процессов и систем». Вологда: Изд-во ВоГТУ. -2004.-С. 187−190.
  105. Оценка технического уровня дизельных двигателей ОАО «Завод „ДАГДИЗЕЛЬ“ и определение путей их модернизации. Отчет о научно-исследовательской работе по х/д № 40/311−07. Москва
  106. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность / Под ред. Н. И. Зубрева. М.: АООТ „Политех 4“, 1990. — 590с.
  107. Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов. М.: Транспорт. 2000. — 248с.
  108. В.И. Нейтрализация оксидов азота в отработавших газах дизелей / В. И. Панчишный // Двигателестроение. 2005. № 2. — С.35−42.
  109. И.В. Повышение качества дизелей на основе топливно-экологического критерия. Харьков: Изд. Ценр НТУ ХПИ. 2003. — 244с.
  110. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Утверждено приказом от 16 мая 2000 г. № 372 Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды.
  111. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк. — 2001. — 273с.: ил.
  112. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов. Под ред. Тимошенко И. Н., Гурьев А. П., Ефентьев С. А., Вихров А. Л. М.: Мир. 2004. — 241с.
  113. А.С. Численное моделирование рабочих процессов судовых дизелей. М.: Мортехинформреклама. 1995. — 169с.
  114. Рабочие процессы ДВС: Учебное пособие / Под ред. В. А. Вагнера, Н. А. Иващенко, Д. Д. Матиевского.- АлтГТУ им. И. И. Ползу нова. Барнаул. 1995.-185с.
  115. П. Снижение уровня эмиссии оксидов серы на судах морского флота / П. Раевски // Двигателестроение. 2007. № 1. — С.43−45.
  116. С. Г. Устойчивые методы оценивания статистических моделей: Монография. К.: ПП «Санспарель» — 2005. — С. 504.
  117. Г., Рейвиндран А., Рэгсдел К. Оптимизация в технике: В 2-х кн. Кн. 1. Пер. с англ. -М.: Мир. 1986.-349 е., ил
  118. , О.В. Снижение интенсивности образования оксидов азота в судовых дизелях: автореф. дисс. канд. техн. наук: 05.08.05. Москва. 2006. — 15с.
  119. Российский Речной Регистр. Правила (в 4-х томах) Т.4. 2008. 278с.
  120. Руководство по эксплуатации газоанализаторов АНКАТ-310. Смоленск. 2008 г. — 28с.
  121. Н. Е. Способы уменьшения выброса двигателями внутреннего сгорания токсичных газов в атмосферу. / Научный электронный журнал КубГАУ. № 05(7). — 2004. — С. 26−29.
  122. Аудит и экспертиза техники и технологии: Учебник для вузов. — СПб. -Лань.-2004.-336с.
  123. Р. Аэрогидродинамика окружающей среды. Пер. с англ. Л. К. Эрдмана. Под ред. А. Я. Прессмана. М.: Мир. 1980. — 549с.
  124. В.И. Теоретические и экспериментальные основы создания малотоксичных дизелей: автореф. дисс. докт. техн. наук. Л.: ЛНИ. — 1988. — 46с.
  125. Судовые двигатели внутреннего сгорания: Учебник / Ю. Я. Фомин, А. И. Горбань, В. В. Добровольский, А. И. Лукин и др. Л.: Судостроение. — 1989. -340 е., ил.
  126. Теория ДВС. Рабочие процессы. Под ред. проф. д.т.н. Н. Х. Дьяченко. Л.: Машиностроение. — 1974. — 552с.
  127. В.И., Якунчиков В. В. Режимы работы и токсичные выбросы отработавших газов судовых дизелей. Изд-во МГФВТ. 1999. 192с.
  128. В.И., Лыонг Л. В., Новад И. А., Калинин Д. Б. Снижение токсичности отработавших газов дизелей в переходных режимах. / Наука и техника на речном транспорте М.: ЦБНТИ — Вып. 12. — 1993. С.56−62.
  129. Федеральный Закон РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (принят ГД РФ 02.04.1999).
  130. Г. И. Режимы работы и характеристики тепловыделения в цилиндре судового высокооборотного дизеля: автореф. дисс. канд. техн. наук. -2007. 18с.
  131. , Е.Е. Совершенствование оценки массовых выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах автомобильного транспорта: автореф. дисс. канд. техн. наук: 05.22.10. — Волгоград. 2007. 16с.
  132. И. JI. Экологическая роль транспортных двигателей / И. Л. Шегалов // Двигателестроение. 1986. — № 8 — С. 56−60.
  133. В.Л., Плотникова В. Н., Наумов B.C. Экологическая безопасность судов и промышленных предприятий водного транспорта. Н. Новгород, 4.1. 1997. — 207с.
  134. Ф.Л. Защита окружающей среды при эксплуатации судов. 1978.-198с.
  135. М.Ю. Разработка мероприятий по улучшению технико-экологических характеристик среднеоборотных судовых дизелей: дисс. канд. техн. наук: 05.08.05. / Храмов Михаил Юрьевич. Нижний Новгород. —2008 — 167с.
  136. Н.С., Климук А. С., Кравчук Л. С. Снижение содержания вредных примесей в отработавших газах ДВС / Двигателестроение. 2005. № 2.- С. 35−37.
  137. В.К., Вершина Г. А., Тамкович Е. С. Улучшение технико-экономических и экологических показателей высокофорсированных дизелей регулированием температуры надувочного воздуха / Двигателестроение. 2006.- № 4. С.25−28.
  138. Brezonick М. Cummins makes hold mark with signature 600 engine. «Diesel and Gas Turbine Worldwide». 2005. December. — P. 43−45.
  139. Chellini R. Ivecos new truck diesel. «Diesel Progress» (International Edition). 2000.-January. P.51−56.
  140. Cooper D.A. Ekstrom M. Applicability of the PEMS technique for simplified NOx minitoring on board ships / Atmospheric environment. -2005— 39. -p. 127−137.
  141. Corbett J.J., Koehler H.W. Updated emissions from ships ocean shipping / Journal of geophysical research. 2006 — 108p.
  142. Clean air compaign takes to the water / Marine Propulsion International. -2002. May-June.-P. 14−18.
  143. Emission Control of two stroke Low speed diesel engines MAN В & W Diesel A/S Edition Copenhagen. 2001. — 146p.
  144. Eyzat P., Guibert J.C. A New Look at Nitrogen Oxides Formation in Internal Combustion Engines. SAE Paper 680 124. — 2006. — p. 45−47.
  145. De NOx-ing the diesel engine / Seatrade Review. -2002. March. — P. 36−42.
  146. Jordan S./Rad. Phys. Chem. 1988. Vol. 34. — № 1-P. 21−28.
  147. Kazuhiko Nadase, Kohji Funatsu. Behavior of Band Spektra in Diesel Combustion Flames / OR of RTRJ. Vol. 29. — 2006. — № 2. — 88p.
  148. Marine Engineers Review Journal MER. The Institute of Marine Engineers. — London. -2000. — May. — P. 16−21.
  149. Marine Engineers Review Journal MER. The Institute of Marine Engineers. — London. — 2007. — May. — P. 14−25.
  150. H. / Non-thermal Plasma Techniques for Pollution Control / Ed. B.M. Penetrante, S.E. Schultheis. NATO ASI Series. Vol. G34. Heidelberg- Berlin: Springer Verlag, 2004. Pt A. P. 59~64.
  151. Messenger B. Euro 4 Standarts Reached In On-Highway Application. «Diesel Progress» International Edition. July-August. 2003. — P. 36—39.
  152. Muntean G.G. A theoretical model for the correlation of smoke number to dry particulate concentration in diesel exhaust // SAE paper. 1999. № 1999−10 515. — 9p.
  153. No chep answer yet to NOx control on ships says. Wartsila / MER. 2005. March. P. 45−49.
  154. Non-thermal Plasma Techniques for Pollution Control / Ed. B.M. Penetrante, S.E. Schultheis. NATO ASI Series. Vol. G34. Heidelberg: Springer Verlag. Berlin. 2003. Pt A. — 398p.
  155. Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission meansurement part 1 and 2. 2003. — 159p.
  156. Stefan Gros. Marine emission. / Wartsila Disel Group. Marine News. —№ 1. -2004.-P. 37-^3.
  157. Technical Code on Control of Emission of Nitrogen Oxides from Marine Diesel Engines. Annex VT to MARPOL 73/78, IMO. London — 2007.
  158. Van Veldhuizen E.M., Rutgers W.R. and Bityurin V.A. Energy efficiency of NO removal by Pulsed corona discharges. «Plasma Chemistry and Plasma Processing». Vol. 16. — № 2. — 2005. — p. 227−245.
  159. A.A. Wright B.S., C. Eng. M.I. Mar. E. Lloyds Register of Shipbuilding. Marine Diesel Engine Particulate Emissions. / The Institute of Marine Engineers / Transactions. Vol.108. — Part 1. — 2006. — 87p.
  160. D.B. Wright, I.Eng. Mile Acibse Existalite Ltd. Low location lighting and the IMO requirements. / The institute of Marine Engineers / Transactions. Vol. 108. -Part 1.-2007.-p. 376.
Заполнить форму текущей работой